10 идеальных сочинений!
Как написать идеальное сочинение ЕГЭ? Всё очень просто. Вы можете выбрать три пути подготовки: самостоятельный, с репетитором или вместе со мной.
В январе мы напишем 19 сочинений формата ЕГЭ!
Меня зовут Александр Долгих и я готовлю ребят к ЕГЭ с 2016 года. За это время более 11705 моих выпускников написали экзамен по русскому языку на 90+ баллов, а 824 ученика сдали на сотку 💯
Вы можете подготовиться со мной в формате мастер-группы. Что это такое?
🔹 12 онлайн-занятий в месяц
🔹 В январе мы делаем акцент на самой сложной части – на сочинении
🔹 Домашнее задание для закрепления материалов
🔹 Конспекты и рабочие тетради. Тебе не нужны дополнительные материалы, все это будет уже на курсе
🔹 Онлайн-куратор даст пояснения в течение 1-5 минут
🔹 По техническим вопросам сможет сориентировать персональный менеджер
А ещё каждый месяц среди учеников мастер-группы мы будем разыгрывать ценные призы 🎁
ВАЖНО: с января стоимость мастер-группы повышается. Те, кто записан уже сейчас или собирается записаться — для вас старая стоимость зафиксируется до конца учебного года!
Пиши кодовое слово «манго» мне в личные сообщения, чтобы записаться или узнать подробности 👉@dolgihRuss
Полезный файл прикрепил в следующем сообщении 👇
- 20.03.2020
Обновлено: 26.04.2023
- План и структура сочинения 2023
- Критерии оценивания сочинения 2023
- Как теперь надо комментировать проблему
- Примеры сочинений на МАКСИМАЛЬНЫЕ БАЛЛЫ (на основе 2019 года – актуально в 2023!)
А здесь мы с вами рассмотрим ГОТОВЫЕ ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ ПОД ЕГЭ в 2023 году! Больше сочинений, проверенных экспертами, вы найдете в группе ЕГЭ100баллов, где действует ежегодная рубрика 24БАЛЛА.
Погнали!
Текст для сочинений — С.А. Алексиевич
(1)…Мы недавно поженились. (2)Ещё ходили по улице и держались за руки, даже если в магазин шли. (3)Всегда вдвоём. (4)Я говорила ему: «Я тебя очень люблю». (5)Я ещё не знала, как я его любила… (6)Мы жили в общежитии пожарной части, где он служил. (7)И тут среди ночи какой-то шум – на Чернобыльской АЭС пожар. (8)Уехали они без брезентовых костюмов: как были в одних рубашках, так и уехали. (9)Их не предупредили.
(10)Вызвали на обыкновенный пожар…
(11)А теперь – клиника острой лучевой болезни… (12)После операции по пересадке костного мозга мой Вася лежал уже не в больничной палате, а в специальной барокамере, за прозрачной плёнкой, куда заходить не разрешалось, поскольку уровень радиации был очень высокий. (13)Там такие специальные приспособления есть, чтобы, не заходя под плёнку, вводить уколы, ставить катетер… (14)Но всё на липучках, на замочках, и я научилась ими пользоваться: открывать и пробираться к нему. (15)Ему стало так плохо, что я уже не могла отойти ни на минуту. (16)Звал меня постоянно.(17)Звал и звал… (18)Другие барокамеры, где лежали Васины сослуживцы, тоже получившие большую дозу облучения, обслуживали солдаты, потому что штатные санитары отказывались, требуя защитной одежды. (19)А я своему Васе всё хотела делать сама…
(20)Потом кожа начала трескаться на его руках, ногах, всё тело покрылось волдырями. (21)Когда он ворочал головой, на подушке оставались клочья волос. (22)А всё такое родное. (23)Любимое…
(24)Я пыталась шутить: «Даже удобно: не надо носить расчёску». (25)Если бы я могла выдержать физически, то я все двадцать четыре часа не ушла бы от него и сидела рядышком. (26)Потому что, верите ли, мне каждую минутку, которую я пропустила, было жалко… (27)И я готова была сделать всё, чтобы он только не думал о смерти… (28)И о том не думал, что болезнь его ужасная и я его боюсь.
(29)Помню обрывок какого-то разговора, кто-то увещевает:
− (30)Вы должны не забывать: перед вами уже не муж, не любимый человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения. (31)Вы же не самоубийца. (32)Возьмите себя в руки.
(33)А я как умалишённая:
− (34)Я его люблю! (35)Я его люблю!
(36)Он спал, а я шептала: «Я тебя люблю!» (37)Шла по больничному двору: «Я тебя люблю!» (38)Несла судно: «Я тебя люблю!»
(39)О том, что ночую у него в барокамере, никто из врачей не знал.
(40)Не догадывался. (41)Пускали меня медсёстры. (42)Первое время тоже уговаривали:
− (43)Ты – молодая. (44)Что ты надумала? (45)Сгорите вместе.
(46)А я, как собачка, бегала за ними, стояла часами под дверью, просила-умоляла. (47)И тогда они:
− (48)Чёрт с тобой! (49)Ты – ненормальная!
(50)А мне было всё равно: я его любила и ничего не боялась. (51)Утром, перед восьмью часами, когда начинался врачебный обход, показывали мне через плёнку: «Беги!» (52)На час сбегаю в гостиницу. (53)А с девяти утра до девяти вечера у меня пропуск. (54)Ноги мои посинели до колен, распухли, настолько я уставала. (55)Но моя душа была крепче тела… (56)Моя любовь…
(57)Понимаю: о смерти люди не хотят слушать. (58)О страшном…
(59)Но я вам рассказала о любви… (60)Как я любила… (61)И люблю…
(62)А когда есть такая любовь, нет страха, нет усталости, нет сомнений, нет препятствий.
(по С. А. Алексиевич*)
*Светлана Александровна Алексиевич (род. 1948 г.) – всемирно известный белорусский прозаик, пишущий на русском языке. Автор прозы о войне, о Чернобыле. Создатель уникального документально-художественного метода, основанного на беседах с реальными людьми.
Детальный разбор по всем критериям смотрите в PDF документе ниже!
Сочинение №1 — 20 баллов
На что способен влюбленный человек? На этот вопрос можно ответить, прочитав текст Алексиевич.
Автор предлагает поразмышлять над проблемой самопожертвования во имя любви. В тексте было рассказано о героине, готовой на все ради любви. Когда врачи говорили ей, что ее муж уже «не любимый человек, а объект с высокой плотностью заражения» и она может умереть, если дальше будет находиться рядом с ним, ее это не пугало. Она только повторяла, что любит его. Можно сделать вывод, что автор хотел показать нам, что влюбленный человек готов даже умереть, лишь бы находиться рядом с любимым.
Также автор пишет о том, что любовь способна заставить что-то делать несмотря на усталость. Автор пишет, что героиня уставала настолько, что ее ноги распухали и синели до колен, но благодаря любви она все равно старалась сделать что-то для любимого. Любовь и сила духа помогли ей с утра до вечера приходить к мужу и ухаживать за ним, невзирая на усталость.
Таким образом, позиция автора заключается в том, что влюбленные люди способны на многое. Они готовы и умереть рядом с любимым, и навещать его, и ухаживать за ним, не замечая усталости.
Я согласна с позицией автора. В прочитанном мной романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!» главный герой организовал побег с войны ради того, чтобы быть рядом со своей любимой. В случае поимки он был бы расстрелян, но даже это его не остановило. Этот пример доказывает, что влюбленный человек способен сделать все, не боясь даже смерти, ради того, чтобы быть с любимым.
В заключение хочу отметить, что любовь способна побороть все, начиная от усталости, заканчивая страхом смерти.
Комментарий эксперта Анастасии Ежевской: В целом грамотная работа, ошибок немного – молодец! В комментарии нет анализа связи между примерами, поэтому по К2 4 балла, а не 5. Можно показать, что примеры дополняют друг друга: ни опасность для жизни, ни усталость не смогли помешать героине быть рядом с любимым человеком.
Сочинение №2 — 19 баллов
Есть ли для любви препятствия?
Отвечая на этот вопрос, С.А. Алексиевич пишет о девушке, которая, несмотря на запреты врачей заходить в барокамеру, научилась «открывать и пробираться» к ее любимому, пораженному лучевой болезнью. Героиня хотела поддержать мужа, поэтому нарушила предписания докторов. Читатель понимает, что преданная любовь побуждает людей идти против правил.
Далее автор указывает, что девушка испытывала проблемы со здоровьем (предложение 54), так как она постоянно находилась с Васей – «радиоактивным объектом с высокой плотностью поражения». Душа героини «была крепче тела», поэтому, невзирая на физическую слабость, любовь ее оставалась такой же крепкой. Таким образом, настоящую любовь не могут разрушить никакие болезни.
Второй из приведенных примеров дополняет первый, помогая писателю показать, что искренняя любовь не только заставляет человека идти против материальных законов, но и побуждает людей забывать о собственных болезнях, во благо любимому человеку.
Автор считает, что для настоящей любви нет никаких препятствий.
Я согласна с позицией С.А. Алексиевич. Думаю, что ничто не может разрушить искреннюю любовь. Например, война много раз разъединяла моих прадедушку и прабабушку, но они продолжали общаться при помощи писем и телеграм. Сейчас они все также любят друг друга.
Итак, никакая проблема не может стать для настоящей любви препятствием.
Комментарий эксперта Анастасии Ежевской: Очень хорошее сочинение! Комментарий выстроен правильно, проблема и позиция автора выделены верно – портит впечатление только выдуманный пример в обосновании. Твоим прадедушке и прабабушке больше 100 лет?) К4 зачтут, но испорченное впечатление может повлиять на оценку сочинения в целом, мы такого не хотим)
Сочинение №3 — 16 баллов
На что способен по-настоящему любящий человек? Именно над этой проблемой задумывается С. А. Алексиевич – всемирно известный белорусский прозаик, пишущий на русском языке.
Проблема раскрывается автором на примере поведения жены после того, как её муж попал в клинику из-за пожара на Чернобыльской АЭС. Ему сделали операцию и переместили в барокамеру, куда не разрешалось заходить из-за высокого уровня радиации, но несмотря на это, жена научилась открывать замочки и пробираться к мужу. Она не отходила от него ни на минуту, и, если бы была возможность, она бы все двадцать четыре часа сидела рядом. Этот пример показывает, что жена действительно очень сильно любит своего мужа, ведь несмотря на опасность, она была готова на все, лишь бы он не думал о смерти.
Далее, автор рассказывает о том, как жену пытались убедить в том, что это уже не ее любимый человек, а радиоактивный объект, с которым опасно находиться рядом. Но жена настаивала на своём, она часами стояла под дверью и умоляла медсестер, чтобы ее пускали в барокамеру к мужу, где она впоследствии и оставалась ночевать. Перед обходом врачей она сбегала в гостиницу, а в дозволенное время была рядом. Она очень уставала, но понимала, что ее душа крепче тела и она не сдастся. Этот пример показывает, что несмотря на дикую усталость, жена продолжала находиться рядом с мужем, ведь она любит его.
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что несмотря на опасность и усталость, жена использовала всевозможные способы, чтобы побыть рядом с дорогим человеком в тяжелое время.
Автор считает, что, когда человек любит по-настоящему, для него нет никаких препятствий.
С автором нельзя не согласиться. Действительно, настоящую любовь человек показывает не только словами, но и поступками, желанием быть рядом несмотря на все невзгоды. Жена понимала, что муж смертельно опасен, но не оставляла его наедине с самим собой.
Таким образом, по-настоящему любящий человек всегда будет рядом, всегда будет поддерживать и жертвовать собой ради любимого.
Комментарий эксперта Анастасии Ежевской: По содержанию получила максимум баллов, молодец! Есть что улучшить в анализе связи и в обосновании собственного мнения.
В анализе связи есть собственно анализ – я увидела «разводку» примеров, увидела осмысленную фразу, всё в порядке. Одно «но» – сам предлог «несмотря на» является маркером анализа уступительной связи (когда что-то в одном примере происходит вопреки чему-то в другом примере). Эксперт может не вдуматься и посчитать, что, анализируя уступку, вы называете связь дополнением ошибочно, есть риск получить лог.ош. Чтобы этого точно не произошло, я рекомендую при анализе связи-дополнение использовать слова «не только, но и» или «кроме того», обозначая что-то объединяющее примеры. Например, так:
«Примеры дополняют друг друга. Героиня была готова игнорировать не только усталость, но и смертельную опасность – эти два фактора не смогли заставить жену отказаться от ухода за любимым человеком».
Отсылка к содержанию первого примера
Отсылка к содержанию второго примера
Объединяющая примеры мысль, из-за которой мы выделили связь-дополнение.
Писать обоснование собственного мнения, опираясь на пример из исходного текста, можно, но я настоятельно рекомендую так не делать – замучитесь на апелляции доказывать, что это не запрещено. Не так уж сложно дать ряд логических суждений или привести собственный пример откуда угодно, хоть из любимого сериала, благо тема достаточно простая.
Сочинение №4 — 22 балла
На что готов пойти человек ради возлюбленного? На этот вопрос отвечает Светлана Александровна Алексиевич в тексте.
Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, автор пишет о беде, случившейся с ее мужем. Пораженный острой лучевой болезнью, Василий лежал в специальной барокамере, «за прозрачной плёнкой, куда заходить не разрешалось, поскольку уровень радиации был очень высокий». Многие санитары не обслуживали таких пациентов, как он, ссылаясь на нехватку защитных костюмов, но героиня была готова быть рядом с любимым при любых условиях. Становится ясно: ничто не может разлучить по-настоящему верных супругов.
Важен также фрагмент текста, где героиня повествует о том, как кто-то пытался переубедить ее навещать мужа под предлогом того, что она сама могла заразиться радиацией. Однако рассказчица настойчиво повторяла собеседнику: «Я его люблю! Я его люблю!» – тем самым показав, что не собиралась бросить Василия. Читатель понимает: чтобы облегчить страдания своего возлюбленного, человек даже может рискнуть собственной жизнью.
Примеры дополняют друг друга. Они позволяют осознать: близкие люди стараются всегда быть рядом и переживают любые невзгоды вместе.
Светлана Александровна Алексиевич считает, что преданный человек способен совершать поистине самоотверженные поступки во имя любимого.
Я согласна с позицией белорусского прозаика. Если супруг ставит интересы дорогого ему человека превыше всего, он действительно его любит. Например, Джим и Делла из новеллы О. Генри «Дары волхвов», несмотря на нехватку денег, пожертвовали самыми ценными для них вещами, чтобы осчастливить друг друга рождественскими подарками. В конце произведения герои поняли: их главное богатство – любовь, которую они бережно хранили в своих сердцах.
Таким образом, прочитанный текст побудил меня задуматься о том, что ради возлюбленного человек готов пойти на подвиг.
Комментарий эксперта Анастасии Ежевской: Отличное сочинение, читается на одном дыхании!
Анализ связи не зачла, там по факту была вода. Можно взять любые примеры из этого текста, написать, что они дополняют друг друга в том, что показывают ту мысль, которую ты выделила. А ещё вот на что обрати внимание:
«Примеры дополняют друг друга. Они позволяют осознать: близкие люди стараются всегда быть рядом и переживают любые невзгоды вместе».
«Примеры противопоставлены. Они позволяют осознать: близкие люди стараются всегда быть рядом и переживают любые невзгоды вместе».
«Можно сравнить примеры. Они позволяют осознать: близкие люди стараются всегда быть рядом и переживают любые невзгоды вместе».
Видишь? От перемены типа связи анализ не меняется. Это плохо.
Анализируя дополнение, нужно так или иначе оставить отсылки к содержанию первого и второго примера. И у тебя был задел под это. Немного изменив пояснения к примерам, можно было бы получить причину-следствие: первый пример показал бы самоотверженность героини, а второй объяснил бы, почему она так смела, откуда в ней эта решимость идти против правил. И такую связь ты бы без проблем проанализировала, и эксперт бы этот анализ зачёл.
Сочинение №5 — 16 баллов
На что способен влюбленный человек?
В тексте С. А. Алексиевич идёт речь о недавно связавшей себя узами брака молодой паре, счастье которой нарушила авария, произошедшая на Чернобыльской АЭС.
Василий, муж главной героини, попадает в специальную барокамеру, заходить в которую запрещают врачи из-за высокого уровня радиации. Желание быть рядом с любимым человеком в трудную минуту оказалось сильнее, поэтому уже в кратчайший срок она придумала, как можно обойти этот запрет. Девушка, замечая ухудшения в состоянии здоровья своего мужа, уже не могла позволить себе оставить его одного на длительный срок, поэтому начала оставаться в барокамере на ночь, отчего её неоднократно пытались отговорить медсёстры: «….Что ты надумала? Сгорите вместе». Любовь – главный источник сил, именно благодаря этому светлому чувству героиня продолжала бороться за дорогого сердцу человека, рискуя при этом собственным здоровьем. Предупреждения врачей в скором времени начали сбываться: самочувствие девушки ухудшалось (пред. 54), но даже это не останавливало её. Душа юной особы, как и все те чувства, испытываемые к Василию, были крепче любых недугов.
Приведённые примеры взаимосвязаны и дают понять читателю, что действительно любящий человек будет готов пойти на любые по масштабу жертвы во благо своей второй половины, редко задумываясь о последствиях.
Авторская позиция заключается в том, что влюбленный человек способен пойти на самоотверженность, совершая даже самые отчаянные поступки, самым главным мотиватором для которых является любовь.
Я согласна с С. А. Алексиевичем и считаю, что не существует вещей, способных стать преградой истинным чувствам. Такая же проблема стоит в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины». Отправившись за своим мужем-декабристом в Сибирь, княгиня Трубецкая была вынуждена отказаться от прежнего комфорта, свойственного ей по статусу. Лишь одна мысль о воссоединении с любимым человеком заставляла продолжать её долгий и утомительный путь до Нерчинской каторги, куда был отправлен Сергей.
Таким образом, влюбленный человек способен пойти на любые жертвы ради своей второй половины.
Комментарий эксперта Анастасии Ежевской: Очень досадны фактические ошибки, будь внимательнее при чтении и анализе текста! Поверхностность чтения стоила тебе четырёх баллов.
Сочинение №6 — 16 баллов
На что способен человек ради любви?
Отвечая на этот вопрос, автор пишет о главной героине, которая не оставила своего супруга в последние мгновения его жизни. Любящая жена не побоялась ухаживать за «радиоактивным объектом». Несмотря на все запреты и уговоры врачей, она пробиралась под пленку барокамеры и находилась всегда рядом со своим умирающим мужем. Читатель понимает: человек ради любви готов рисковать ценою своей жизнью, лишь бы быть возле любимого человека.
Важен также фрагмент текста, в котором автор описывает усталость и силу духа героини: «Ноги мои посинели до колен, распухли, настолько я уставала. Но моя душа была крепче тела… Моя любовь…». Так писатель доносит до читателей мысль о том, что стойкость духа помогает возлюбленному выдержать усталость, невзгоды во благо любимого человека.
Данные примеры дополняют друг друга. Анализируя их, мы понимаем: за любовь человек готов не только жертвовать своим здоровьем, но и быть возле того, кого любишь, вопреки физическим тягостям.
Позиция С.А.Алексиевич такова: Любящий человек готов сделать всё возможное, несмотря ни на что, ради возлюбленного, даже пожертвовать своей жизнью, невзирая на изнеможение.
Я согласна с автором. Действительно, «Для милого не жаль потерять и многого», — говорили в народе. Для любимого человека не жаль рисковать многим, а то и всем, что есть у любящего человека.
В заключение хочу ещё раз подчеркнуть, что ради любви избранник способен одолеть все, начиная от усталости и заканчивая страхом смерти.
Комментарий эксперта Анастасии Ежевской: При чтении сочинения возникало ощущение «топтания на месте» – одна и та же мысль по сути была во всех пояснениях, в анализе связи, в позиции автора, в обосновании собственного мнения и в выводе. Этого следует избегать.
Сочинение №7 — 19 баллов
Какую роль играет любовь в жизни человека? Ответ на этот вопрос можно найти в предложенном для анализа тексте Светланы Александровны Алексиевич.
Размышляя над вопросом, автор обращает внимание на то, что жена ни на минуту не отходила от своего мужа, который пострадал после аварии на Чернобыльской АЭС. Она рисковала своим здоровьем, но сила любви оказалась выше этого: «Вы должны не забывать: перед вами уже не муж, не любимый человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения.<…>. Я его люблю! Я его люблю!». Этот пример свидетельствует о том, что любовь заставляет человека жертвовать собой ради другого.
Не только на это обращает внимание автор, но и на то, что жене не страшны никакие трудности. Светлана Александровна Алексиевич пишет: «Ноги мои посинели до колен, распухли, настолько я уставала. Но моя душа была крепче тела». Эти слова убеждают в том, что любовь оставляет страх и пробуждает в нас смелость.
Оба примера дополняют друг друга и доказывают, что сила любви настолько велика, что человек ставит другого на первое место, не думая о себе.
Позиция автора по поднятой проблеме ясна: любовь играет важнейшую роль в жизни человека. Люди способны жертвовать собой ради благополучия любимого.
Я не могу не согласиться с позицией автора. Действительно, любовь меняет людей, помогает справиться с трудностями. К примеру, роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Маргарита отдаёт свою душу Воланду и становится королевой на его балу. Она рискует своей жизнью ради возвращения Мастера. Так, данный пример является доказательством того, что Маргарита совершила самоотверженный поступок, пренебрегла своими интересами.
В заключение хочется сказать, что любовь способна на многое. Ради неё человек жертвует собой, вселяет надежду на лучшее.
Комментарий эксперта Анастасии Ежевской: Неплохая работа! Не зачла анализ связи: ты не показала, в чём примеры друг друга дополняют. Посмотри мои примечания к работам Шкабара Златы и Ломоносовой Алёны, они применимы и к твоему анализу связи.
Сочинение №8 — 22 балла
Проходит ли любовь, когда возникают трудности? Именно этой проблеме посвящён текст С.А. Алексиевич.
Чтобы привлечь внимание читателя к поставленной проблеме, автор пишет о судьбе рассказчицы, которая ни на минуту не могла отойти от своего любимого человека, попавшего в беду. Так писательница указывает на то, что люди не бросают свою «вторую половинку» в сложных жизненных обстоятельствах, стараясь быть всегда рядом.
Далее автор пишет, что у пострадавшего в аварии начала трескаться кожа на руках и появились волдыри. Главная героиня в этот момент думала: «А всё такое родное. Любимое…» Читатель понимает, что любовь существует вне зависимости от того, что пережил человека и как он теперь выглядит.
Примеры дополняют друг друга. Они помогают осознать: настоящая любовь не боится трудностей и преград.
Автор считает, что любовь – это сильное чувство, которое невозможно напугать неприятностями. Влюбленный человек не испытывает страха и сомнений перед возникающими невзгодами.
Я согласна с мнением С.А. Алексиевич. Действительно, любовь существует даже тогда, когда вокруг происходит что-то совсем плохое. Например, после восстания на Сенатской площади 1825 года заговорщики были приговорены к каторге и ссылке в Сибирь. Многие жёны декабристов по своей воле отправились вслед за мужьями в тайгу, отказавшись перед этим навсегда от всех титулов.
Хочется верить, что, прочитав текст С.А. Алексиевич, читатели задумаются о силе настоящей любви.
Комментарий эксперта Анастасии Ежевской: Достойная работа! Нужно поработать над анализом связи, я его не засчитала. Любые примеры помогают что-то осознать, констатация этого факта не может быть анализом связи. Пиши связку так, чтобы раскрыть суть того типа связи, который ты обозначила. Как дополняют друг друга твои примеры? Они показывают, что ни страшные обстоятельства, ни внешние изменения не могут быть причиной для расставания действительно любящих друг друга людей. Примеры дополняют друг друга в том, что показывают эти два фактора, которые не способны разрушить любовь.
Сочинение №9 — 18 баллов
Что такое истинная любовь? Именно эта серьезная проблема находится в центре внимания известного прозаика Светланы Александровны Алексиевич.
Размышляя над этим вопросом, автор, чтобы показать, на что готов пойти любимый человек, обращает внимание на преданность главной героини по отношению к своему мужу, пострадавшему от взрыва на Чернобыльской АЭС. Девушка не боялась ничего, она хотела каждую минуту быть рядом с дорогим для нее человеком, помогать ему во всем. Героиня научилась даже пользоваться медицинским оборудованием, хотя многие санитары отказывались обслуживать людей, получивших большую дозу облучения, поскольку боялись заразиться, но сильную любовь ни что не может остановить, девушки это было не страшно: «А я своему Васе все хотела делать сама… » Впоследствии Светлана Александровна Алексиевич подчеркивает преданность главной героини, пожертвовавшей своим здоровьем ради спасения мужа: «Ноги мои посинели до колен, распухли, настолько я уставала ». На этом примере мы видим, что любящий человек готов пойти на все ради того, к кому он испытывает особые чувства. Таким образом, оба примера, дополняющие друг друга, помогают понять, что по-настоящему любящий человек сделает все для своего близкого, жертвуя собой, своим здоровьем и комфортом.
Автор считает, что истинная любовь — это способность жертвовать ради дорогого человека, быть с ним в любой момент: радостный или веселый, вовремя падать руку помощи и никогда-никогда не предавать.
Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, человек порой способен на что-то невероятное, забывая о своем «я», своих нужд. По-моему мнению , истинная любовь живет вечно, а в трудный момент человек понимает, на какой шаг он готов пойти ради любимого. Для обоснования своей позиции приведу пример из литературы.
Великие писатели выражали эмоции с помощью произведений. Вспомним роман-эпопею Л.Н Толстого «Война и мир». Наташа Ростова, узнав о сильном ранении Андрея Болконского, полученном во время Бородинского сражения, приезжает к нему и ни на секунду не покидает его, желая помочь изо всех своих сил. Только любовь помогла героям с гордостью пройти испытания судьбы.
В заключение хочу сказать, что любовь — это самое светлое и теплое чувство в жизни каждого человека.
Комментарий эксперта Анастасии Ежевской: У тебя целы баллы по К6 и К10 – это просто прекрасно! В комментарии не засчитала пояснение к первому примеру (оно затерялось в примере). Чётко отделяй примеры от пояснений, ты должна быть способна показать, где заканчивается иллюстрация и начинается её анализ.
Сочинение №10 — 18 баллов
Как выражается искренняя любовь к человеку, несмотря на трудности, происходящие в жизни? Об этом размышляет С. А. Алексиевич в предложенном для анализа тексте.
Комментирую данную проблему, стоит обратиться к следующим словам: «После операции по пересадке костного мозга мой Вася лежал уже не в больничной палате, а в специальной барокамере, за прозрачной плёнкой, куда заходить не разрешалось, поскольку уровень радиации был очень высокий. … Но всё на липучках, на замочках, и я научилась ими пользоваться: открывать и пробираться к нему. Ему стало так плохо, что я уже не могла отойти ни на минуту». Этим автор стремится показать, что случившиеся трудности в жизни женатых людей не дают им повода бросать друг друга, а наоборот сближают их. В этом заключается важность искренней любви, проявление искренних чувств по отношения к своему близкому человеку.
Далее рассмотрим предложения 30-35, в которых врач хочет донести до женщины о том, что «перед ней уже не муж, не любимый человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения». Несмотря на эти слова жена мужчины, который попал в пожар, все равно не восприняла их, а только еще больше начала утверждать, что перед ней любимый челочек. Это показывает истинную любовь по отношению к человеку, которого ты считаешь родным, и которого не готов бросить в трудную для него минуту.
Эти примеры дополняют друг друга и показывают насколько сильно можно любить близкого тебе человека, тем самым проявляется искренность любви. Ее можно проверить только поступками и отношением человека к другому человеку.
Авторская позиция ясна. Светлана Александровна Алексиевич считает, что, когда любовь настоящая, ей не страшны никакие сомнения и никакие препятствия, в этом и заключается ее проявление.
Я согласен с мнением автора. Действительно, у каждого из нас есть близкие люди, которых мы любим. У меня, например, есть бабушка, которую я сильно люблю. В данный момент она тяжело болеет, поэтому нуждается в моей помощи и поддержке, ведь кто как не я буду помогать ей. В этом, мне кажется, и проявляется любовь.
Хочется верить, что читатели задумаются о проблеме, поднятой в тексте С. А. Алексиевич, и осознают, что жизненные трудности не являются помехой для искренней любви.
Комментарий эксперта Анастасии Ежевской: Неплохое сочинение! Тебе нужно научиться тщательно проверять написанное. Пока есть возможность, перечитывай сочинения вслух. В комментарии не засчитала анализ связи: ты не раскрыл, как именно примеры дополняют друг друга. Изучи мои примечания к другим сочинениям по этому тексту.
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Бонус – видео об изменениях в 2023 году в сочинении по русскому
ТОП орфографических ошибок в сочинении ЕГЭ
-20%
ТОП пунктуационных ошибок в сочинении ЕГЭ
-20%
ТОП речевых ошибок в сочинении ЕГЭ
-30%
Сочинение ЕГЭ 2023 на 24 балла
Интерактивное пособие для подготовки к сочинению
-30%
АНАЛИЗ ТЕКСТА
Пособие “Анализ текста. Задание 1-3, 22-26 ЕГЭ”
-50%
300+ аргументов к итоговому
Навигатор-ЕГЭ 2023. Сочинение
Интерактивный чек-лист
-50%
Навигатор-ЕГЭ 2023. Тест
Интерактивный чек-лист
-50%
Учимся формулировать
проблему, комментарий, авторскую позицию, обоснование
-30%
Исключения и трудности ЕГЭ
ИСКЛЮЧИТЬ/ЗАМЕНИТЬ
300+ заданий 6 ЕГЭ
-50%
200+ аргументов для сочинения ОГЭ
-30%
ОГЭ-навигатор 2023
Чек-лист подготовки к ОГЭ по русскому языку 2023
СКИДКА
1000 НАРЕЧИЙ
Слитно, раздельно, через дефис
-50%
Проверка сочинения ЕГЭ
Сочинения ЕГЭ выпускников на 24 балла
Сочинения выпускников, оцененные экспертами на 24 балла*.
*В 2023 году максимальный балл составляет 24 балла, а не 25, но это никак не влияет на требования к написанию сочинения. Выпускникам, как и в прошлом году, необходимо правильно сформулировать проблему (проблемный вопрос), авторскую позицию (ответ на вопрос), выразить свое отношение к авторской позиции и обосновать свое согласие/несогласие. Также необходимо написать комментарий, который включает: 2 примера из текста, пояснения к ним, анализ связи между примерами.
Рекомендуем при подготовке ознакомиться с критериями, изучить теорию по каждому критерию, а также потренироваться в определении проблемы. В этом вам поможет пособие “Сочинение на 24”.
Если вы испытываете трудности при формулировании своих мыслей, обратитесь к пособию “Учимся формулировать проблему, комментарий, авторскую позицию, обоснование и др.”.
Также важным компонентом работы над сочинением является умение находить ошибки в своем тексте: орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, этические и фактические. В этом вам помогут “Топ речевых ошибок в сочинении ЕГЭ” и “Топ орфографических ошибок в сочинении ЕГЭ (с практикой)”
Ниже представлены сочинения выпускников прошлого года, чьи работы были оценены на 25(24 балла).
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Кассиля 2022:О МЕЧТЕ (Какова роль мечты человека в изучении космоса?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Богата 2022:О ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЯХ (Каждого ли человека можно назвать творческим?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Бондарева 2022:О ВОЕННОМ ВРЕМЕНИ (Как следует вести себя в сложной ситуации?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Богата 2022:О ЧУВСТВАХ (В чем заключает важность человеческих чувств?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Катаева 2022:О ГЕРОИЗМЕ (Кого можно назвать настоящим героем?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Белова 2022:О МАЛОЙ РОДИНЕ (Какую роль малая Родина играет в жизни человека?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Богата 2022:О ТВОРЧЕСТВЕ (Как может проявляться творчество?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Шолохова 2022:О СМЕЛОСТИ (Какие качества нужны человеку на войне?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Вересаева 2022:О ВРЕМЕНИ (Действительно ли сила времени неодолима?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Яковлева 2021:О НРАВСТВЕННОМ ВЫБОРЕ (Проблема нравственного выбора)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Грековой 2021:О ПЕРЕМЕНАХ (Как со временем меняются взгляды человека на привычные вещи?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Батыгиной 2021:ОБ ОТЗЫВЧИВОСТИ (Какие люди помогают отчаявшемуся человеку вновь поверить в свои силы?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Нагибина 2021:О ВЛИЯНИИ ВОЙНЫ (Как война влияет на судьбу человека?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Афонина 2021:О МАЛОЙ РОДИНЕ (Какие воспоминания пробуждают родные места?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Т. Скок 2021:О ВЕЛИКОДУШИИ (Какого человека можно назвать великодушным??)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Корчагина 2021:О ТРУДНОСТЯХ (Как люди преодолевают трудности?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Корчагина 2021:О ЧЕЛОВЕЧНОСТИ (Нужно ли сохранять свои человеческие качества даже в период трудностей?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Корчагина 2021:О НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВАХ (Какие нравственные качества людей раскрываются в сложных жизненных обстоятельствах?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Толстого 2021:ОБ ОБИДЕ (Как следует относиться к людям, которые когда-либо обидели вас?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Толстого 2021:ОБ УМЕНИИ МЫСЛИТЬ (Какую роль в жизни человека играет умение мыслить?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Толстого 2021:О СИЛЕ МЫСЛИ
Пример сочинения ЕГЭ по тексту С.Л. Соловейчика 2021:О СВОБОДЕ (Кто такой свободный человек?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Ю.Я. Яковлева 2021:О ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ (Можно ли совершить предательство ради спасения близкого человека?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Ю.М. Нагибина 2021:О ВЛИЯНИИ ВОЙНЫ (Проблема влияния войны на судьбы людей)
Если вы совсем не знаете, как писать самое сложное задание в ЕГЭ по русскому — не волнуйтесь. Во-первых, вы не одни. Помимо вас сотни таких же выпускников по всей стране в ужасе осознают, что им нужно набрать максимум баллов за то, в чем они совсем не разбираются. Во-вторых, это решаемо. В этой статье мы разберем самые важные темы, которые нужно знать, чтобы начать писать сочинение ЕГЭ на хорошие баллы, а вы внимательно читайте, запоминайте и конспектируйте.
План сочинения ЕГЭ
Чтобы узнать, как писать сочинение ЕГЭ по русскому, разберемся из чего оно состоит:
- Вступление – обозначение темы
- Основная часть – раскрытие темы
- Заключение – подведение итога
Сочинение, которое понравится эксперту, состоит из шести пунктов. Чтобы научиться писать сочинение ЕГЭ по русскому языку, достаточно придерживаться небольшого плана:
- Проблема. Это первый абзац вашего сочинения. Проблема – вопрос, который волнует автора.
- Комментарий. Во втором абзаце нужно написать комментарий, который подводит к авторской позиции и поясняет ее.
- Авторская позиция. Авторская позиция – это четкий ответ на вопрос по тексту. Это третий абзац сочинения по русскому.
- Своя позиция. Четвертый абзац нужен, чтобы высказать четкий тезис по отношению к мыслям автора.
- Обоснование собственной позиции. Обоснование – это подтверждение тезиса (своей позиции), приведение убедительных аргументов или доводов, которые позволяют согласиться с тезисом (своей позицией).
- Заключение. Нужно подвести итог всего, о чем вы писали выше.
Как начать сочинение?
Еще один совет, как писать сочинение ЕГЭ по русскому на высокие баллы – займитесь вступлением и заключением в конце, после работы над основной частью сочинения. Так будет легче подвести к сути и подвести итог. Вот несколько советов о том, как начинать сочинение ЕГЭ:
- Говорим об актуальности проблемы, вызываем интерес к прочтению всего сочинения;
- Рассказываем о писателе;
- Делимся впечатлениями от текста;
- Пишем что-то общее по теме, плавно подводим к сути.
Формулируем проблему и даем комментарий
Формулируем проблему. В тексте бывает больше одной проблемы. Как писать сочинение ЕГЭ по русскому и не ошибаться в выборе темы? Выбирайте тему, которая более очевидна.
Комментируем проблему. Пройдемся по ошибкам:
- Пересказывать текст вместо цитирования;
- Слишком много цитат текста в сочинении;
- Плохой пример текста к комментарию.
Теперь о том, как написать сочинение и получить баллы за второй абзац:
- Внимательно читаем и перечитываем текст;
- Определяем предложение с основным смыслом/проблемой текста, либо читаем «между строк», чтобы найти проблему.
Чтобы быстро ориентироваться на экзамене, запомните несколько вопросов, которые можно задать самому себе:
- В каком стиле написан текст? Художественный, научный или публицистический?
- Какое предложение самое важное в тексте? Скажите об этом в сочинении.
- Какие типы речи использует автор? Рассуждение, описание или повествование?
Обозначаем авторскую позицию
Теперь разберемся, как писать сочинение ЕГЭ по русскому и получить баллы за третий абзац. Чтобы обозначить авторскую позицию, нужно ее определить. А это сделать сложно, потому что она бывает неочевидна. Если так, то написать можно: «Автор оставляет читателю выбор самому разобраться в том, какой позиции ему придерживаться». Если позиция ясна, то можно начать абзац одним из нижеперечисленных способов:
- Автор считает, что…
- Позиция автора такая, что…
- Основная цель автора — это…
- Автор осуждает…
Выражаем и аргументируем свою позицию
По запросу в поисковике «Как писать сочинение ЕГЭ» вы прочитаете о двух обязательных аргументах для успешной сдачи экзамена. Это не так. Чтобы написать сочинение хватит одного аргумента для успешной сдачи экзамена. Но так вы не наберете достаточное количество слов, поэтому, скорее всего, будете приводить два и больше аргументов.
В качестве аргументов можно использовать:
- Факты (реальное общеизвестное событие)
- Опыт (общечеловеческий, исторический)
- Традиции, авторитетное мнение
- Теоретические знания, терминология (в науке, искусстве, культуре и т.д.)
- Литературный аргумент
Можно приводить аргументы из своих любимых книг, фильмов и сериалов. Но придерживайтесь такого правила – аргументы должны быть:
- Точными
- Развернутыми и убедительными
- Доказывающими вашу точку зрения
Подведение итога
Заключение должно быть коротким, кратко подводящим итог тому, что было раскрыто в сочинении. Можно закончить, начав предложение с «таким образом…», этого будет достаточно.
И напоследок, запомните
Сочинение – это творчество, поэтому не нужно располагать текст по абзацам в строгом процентном соотношении. Если есть, что сказать во вступлении – не пытайтесь уместиться в 3-4 предложения.
Но если вы совсем не знаете, о чем говорить, и вам тяжело даются сочинения – прочитайте несколько хороших примеров, которые помогут понять логику построения. А остальное – дело практики.
Удачи!