100 тем для сочинения в 10 классе

Топ-100 тем итогового сочинения по направлению «Я и другие»

  • Структура, клише и аргументы для итогового сочинения по направлению «Я и другие»
  • Пример итогового сочинения по направлению «Я и другие»
  • Топ-100 книг из списка литературы по направлению «Я и другие»
  • Цитаты по направлению «Я и другие»

Список тем примерный. Точные темы станут известны за 15 минут до начала экзамена.

  1. Бывают ли случаи, когда нельзя идти на уступки в отношениях?
  2. В каких случаях люди должны подчиняться друг другу?
  3. В каких случаях надо идти на уступки в отношениях?
  4. В каких случаях нужно избегать конфликтов?
  5. В каких случаях общественное мнение может ошибаться?
  6. В чём, по-вашему, заключается истинное человеколюбие?
  7. Важно ли идти на уступки в отношениях?
  8. Верно ли, что человек не может жить без социальных связей?
  9. Возможно ли полное взаимопонимание с близкими людьми?
  10. Все ли люди в обществе равны?
  11. Всегда ли нужно избегать конфликтов?
  12. Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?
  13. Всегда ли общественное мнение является верным?
  14. Где граница между ответственностью общества и ответственностью человека?
  15. Должен ли лидер принимать во внимание мнение общества?
  16. Должен ли человек всегда подчиняться воле других людей?
  17. Должен ли человек принимать точку зрения большинства?
  18. Как Вы думаете, больше общество влияет на человека или человек на общество?
  19. Как Вы думаете, с развитием технологий люди стали лучше понимать друг друга?
  20. Как Вы думаете, со временем люди больше сближаются или больше отдаляются друг от друга?
  21. Как Вы думаете, современные технологии сближают или отдаляют людей?
  22. Как Вы думаете, у людей между собой больше сходств или отличий?
  23. Как Вы понимаете выражение «быть самим собой»?
  24. Как Вы понимаете фразу А. де Сент-Экзюпери «Все дороги ведут к людям»?
  25. Как Вы понимаете фразу И. Бехера «Человек становится человеком только среди людей»?
  26. Как можно охарактеризировать полное взаимопонимание между близкими людьми?
  27. Как можно уладить конфликты между людьми?
  28. Как общество влияет на принятие решений человеком?
  29. Как общество влияет на развитие человека?
  30. Как общество влияет на человека?
  31. Как окружение влияет на личность?
  32. Как понять другого человека?
  33. Как понять, кто я есть на самом деле?
  34. Как понять, чего хочет сам человек, а чего — общество от человека?
  35. Как понять, чего человек хочет на самом деле?
  36. Как происхождение влияет на мировоззрение человека?
  37. Как связаны человек и общество?
  38. Как человек влияет на общество?
  39. Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?
  40. Какого человека считают «лидером»?
  41. Кого можно назвать «белой вороной»?
  42. Кого можно назвать «лидером»?
  43. Меняются ли со временем понятие о справедливом общественном устройстве?
  44. Могут ли конфликты между людьми быть во благо?
  45. Может ли лидер быть отдельно от общества?
  46. Может ли лидер спекулировать общественным мнением?
  47. Может ли один человек изменить общество?
  48. Может ли человек выжить без общения?
  49. Может ли человек жить вне общества?
  50. Может ли человек оставаться человеком без общества?
  51. Может ли человек полностью не зависеть от мнения общества?
  52. Может ли человек полностью понять другого человека?
  53. Можно ли жить без людей?
  54. Можно ли жить без общения с людьми?
  55. Нужен ли обществу лидер?
  56. Почему важно «быть самим собой»?
  57. Почему важно быть толерантным?
  58. Почему важны мнения людей, которые думают не так, как большинство?
  59. Почему все люди разные?
  60. Почему детский коллектив жесток?
  61. Почему корни проблем между человеком и обществом растут из детства?
  62. Почему люди не понимают друг друга?
  63. Почему между личностью и обществом возникают конфликты?
  64. Почему многие люди зависят от мнения окружающих?
  65. Почему общество не принимает некоторых людей?
  66. Почему талантливые люди часто страдают от одиночества в коллективе?
  67. Почему человека называют «существом социальным»?
  68. Согласны ли Вы с высказыванием А. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
  69. Согласны ли Вы с высказыванием О. Пауэра: «Нация — это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер»?
  70. Согласны ли Вы с высказыванием П. Сорокина: «Общество без расслоения с реальным равенством всех его членов – миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества»?
  71. Согласны ли Вы с высказыванием Ф. Адлера: «Семья – в это общество миниатюре, от целостности которого зависит безопасность большого человеческого общества»?
  72. Согласны ли Вы с высказыванием Фицджеральда, что «жизнь движется вперед, опираясь на компромиссы»?
  73. Согласны ли Вы с высказыванием Э.Дюркейна: «Общество – не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией»?
  74. Согласны ли Вы с высказыванием: «Общество готовит преступление, преступник совершает его»?
  75. Согласны ли Вы с мнением А. Тойнби: «Судить о величии и устойчивости любого общества можно благодаря одному простому критерию, а именно: как это общество заботится о детях, престарелых и больных»?
  76. Согласны ли Вы с мнением В. Белинского: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество»?
  77. Согласны ли Вы с мнением Ж. Маритена: «Общество вынуждено постоянно прилагать усилия к тому, чтобы сориентировать на соблюдение прав человека всю свою правовую и политическую систему»?
  78. Согласны ли Вы с мнением Ж.Ваньера: «Общество – это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не опуская других»?
  79. Согласны ли Вы с мнением Л. Толстого: «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем»?
  80. Согласны ли Вы с мнением Сенеки: «Общество – свод камней , который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого»?
  81. Согласны ли Вы с мнением, что «Общество — как воздух: оно необходимо для дыхания, но недостаточно для жизни»?
  82. Согласны ли Вы с мыслью, что «Общество делает человека человеком»?
  83. Согласны ли Вы с поговоркой «Один в поле не воин»?
  84. Стоит ли доверять общественному мнению?
  85. Считаете ли Вы семью обществом в миниатюре?
  86. Умение избежать конфликтов — это сила или слабость?
  87. Человеколюие и толерантность — это одно и то же или нет?
  88. Чем народ отличается от населения страны?
  89. Чем опасно для человека изоляция от общества?
  90. Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других?
  91. Что делает население народом?
  92. Что означает фраза «плыть по течению»?
  93. Что отдаляет людей друг от друга?
  94. Что отличает ведущего человека от ведомого?
  95. Что происходит с человеком, который попал в плохое окружение?
  96. Что происходит с человеком, который попал в хорошее окружение?
  97. Что сближает людей?
  98. Что связывает группы людей в народы?
  99. Что такое «зона комфорта»?
  100. Что такое толерантность?

Темы со всех регионов страны. 1 декабря 2021 г.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

101. Как путешествия могут изменить человека?
102. В чём ценность путевых впечатлений?
104. Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
105. Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
106. Книга как путешествие в прошлое.
108. С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
109. Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
111. Чем путешествие может обогатить человека?
112. О чём может рассказать дорожный дневник?
113. Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

201. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
202. В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
203. Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
205. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
206. Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
207. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
208. От чего предостерегают человечество антиутопии?
210. Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
212. Шаги цивилизации: обретения и потери.
213. Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?

3. Преступление и наказание – вечная тема

301. Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
302. Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
303. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
305. Можно ли заставить человека раскаяться?
306. Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
307. Что такое преступление против самого себя?
308. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
309. Когда слово становится преступлением?
310. Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
311. Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

402. К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
404. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
405. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
406. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
408. Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
409. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
410. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
412. Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
413. Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

501. Что значит быть гражданином?
502. Что такое гражданский долг?
503. Является ли богатство необходимым условием счастья?
504. Возможно ли общество, в котором все счастливы?
505. В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
507. Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
508. Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
509. В чём может проявляться активная гражданская позиция?
510. Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
511. Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
513. На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

По регионам

Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ

110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
213. Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
309. Когда слово становится преступлением?
407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
505. В чём может проявляться любовь к своему отечеству?

→ Сочинения по этим темам.

Приволжский федеральный округ

Удмуртская Республика, Самарская область

113. Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
207. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
303. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
404. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
509. В чём может проявляться активная гражданская позиция?

Северо-Западный федеральный округ

Калининградская область

111. Чем путешествие может обогатить человека?
205. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
308. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
410. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
501. Что значит быть гражданином?

Уральский федеральный округ

104. Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
206. Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
310. Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
405. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
508. Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?

Сибирский федеральный округ

Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область

109. Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
208. От чего предостерегают человечество антиутопии?
302. Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
406. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
504. Возможно ли общество, в котором все счастливы?

Омская область

108. С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
210. Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
301. Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
409. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
510. Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?

Иркутская область

112. О чём может рассказать дорожный дневник?
203. Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
311. Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
408. Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
513. На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

Дальневосточный федеральный округ

Забайкальский край

106. Книга как путешествие в прошлое.
202. В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
306. Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
412. Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
507. Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?

Магаданская область

101. Как путешествия могут изменить человека?
212. Шаги цивилизации: обретения и потери.
305. Можно ли заставить человека раскаяться?
402. К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
503. Является ли богатство необходимым условием счастья?

Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край

105. Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
201. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
307. Что такое преступление против самого себя?
413. Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
511. Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?

Камчатский край, Чукотский автономный округ

102. В чём ценность путевых впечатлений?
204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
502. Что такое гражданский долг?

Как выглядит задание: temi-1dec2021.pdf
→ Все темы итогового сочинения с 2014 года

Темы
сочинений по русскому языку для учащихся 5-10 классов

Сочинение-описание

1. Был чудесный зимний
(летний ) день.

2. Улица полна
движения.

3. Дыхание весны.

4. Летняя радуга.

5. В гостях у
бабушки с дедушкой.

6. Дом, в котором
я живу.

7. Прекрасные руки
матери.

8. Любимый
праздник.

9. Любимый уголок
природы.

10. Внешность
кого-нибудь из родных, знакомых: а) в минуту радости, огорчения, гнева; б) за
каким-либо занятием, работой.

11. Игры моего
детства.

12. Опишите по
памяти одну из картин известного русского художника.

13. Как увядающее
мило! Какая прелесть в нем для нас!

14. Представьте
себе, что вы сидите в вагоне поезда, стоящего у платформы, смотрите в окно
вагона и видите встречу двух приятелей. Что они говорят, вам не слышно, но вся
сцена происходит у вас на глазах. Опишите встречу
 (внешний вид участников , выражение лица, движения, жесты).

15. Мой четвероногий друг.

Описание с элементами рассуждения

1. Человек, который мне нравится (не
нравится).

2. Труд и отдых в нашей семье.

3. Традиции нашей семьи.

4. Книги моего детства.

5. Музыка в нашей семье.

6. Мои планы на будущее.

7. Моя родословная.

8. История моего имени.

9. Моя первая победа.

10. Любимый праздник.

11. Животные – помощники человека.

12. Будни и праздники в нашей семье.

13. Природа и внутренний мир человека.

14. Наш край – жемчужина Дальнего Востока.

15. Слава рукам золотым.

16. Что я могу и должен сделать для своего
города (села)?

17. Это замечательный человек.

18. Настоящий друг.

19. Интересное путешествие.

20. Школьные годы чудесные.

21. О делах полезных, интересных.

22. О братьях наших меньших.

23. С лесом надо дружить.

24. С болью и тревогой о родной природе.

25. Воспоминания о лете.

26. Моя семья.

27. Река моего детства.

28. О своих музыкальных интересах.

29. Впечатления от просмотренного кино-,
телефильма, спектакля, шоу.

30. О любимом певце, актере.

31. Чтение – вот лучшее учение.

32. Кто мне особенно дорог, кто чужд.

33. За что я ругаю себя и чем я в самом
себе доволен.

Публицистическое рассуждение

1. Помощь и благотворительность: в чем  их
сходство и различие.

2. Будущее начинается сегодня.

3. «Они нам весну подарили, а сами цветами
в полях проросли».

4. Когда слово не расходится с делом.

5. Хочу сказать «спасибо»  (Кому? За что?).

6. Свободное время – прекрасное
время….Свободное время – трудное время…

7. Пример интеллигентности (известный
человек, знакомый, герой фильма…)

8. Голос – «мелодия души».

9. «Ласковое слово – что вешний день».

10. Рассказ публицистического характера о
родном крае.

11. Интервью у одноклассников о важном
событии в их жизни.

12. Обязанность и долг.

13. Если бы я был журналистом.

14. Интеллигентность и образованность: одно
и то же это ?

15.Отечества достойный сын. 

16. Есть такая профессия – Родину
защищать.

17. Совесть – нравственный компас
человека.

18. «Наш язык – это важнейшая часть нашего
общего поведения».

19. Всегда ли новые технологии ведут к
прогрессу?

20. Можно ли обойтись без потребности
общения между людьми.

21. Является ли труд потребностью?

22. Можно ли обойтись без духовных
ценностей?

23. Что значит найти себя?

Сочинение-рассуждение

1. «За» и «против» компьютера.

2. «Горькая» правда. Хорошо это или плохо?

3. Можно ли жить на свете без поэзии?

4. Его я считаю истинным мастером слова
русского.

5. Что помешало мне в классе реализовать  свои способности.

6. Как сделать повседневную жизнь
интересной?

7. Что я больше всего ценю в человеке?

8. Почему так важно в жизни научиться
понимать другого?

9. Нужна ли сказка людям XXI
века?

10. Видом орел, а умом тетерев.

11. Не искал бы в селе, искал бы в себе.

12. Весь прост, да привязан лисий хвост.

13. Книга – учебник жизни.

14. Уважение к старшим – закон нашей
жизни.

15. Зовут дороги дальние.

16. Книга, которая оставила неизгладимое
впечатление.

17. Человек, которому я верю.

18. Истории и легенды моей семьи.

19. Оценка, которую я запомню надолго.

20. Как литература помогает изучать
историю.

21. Если бы я был директором школы.

22. Речь красна слушанием.

23. Что вам чаще всего вспоминается, когда
вы надолго отлучаетесь из своего дома?

24. Что дают человеку знания?

25. Что важнее: кем быть или каким быть?

Темы
сочинений, предлагавшиеся гимназистам более 100 лет назад

Младшие классы.

1. О том, что видела птичка в дальних
землях.

2. История постройки дома и разведение при
нем сада.

3. Великаны и пигмеи лесного царства.

4. Замирание нашего сада осенью.

5. Река в лунную пору.

6. Лес в лучшую свою пору.

7. Встреча войска, возвратившегося из
похода.

8. Дедушкин садик.

Старшие классы.

1. Слово как источник счастья.

2. Почему жизнь сравнивают с путешествием?

3. Родина и чужая сторона.

4. О скоротечности жизни.

5. Какие люди (предметы) составляют
богатство России и почему?

6. О высоком достоинстве человеческого
слова и письма.

7. О непрочности
счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.

8. О проявлении нравственного начала в
истории.

9. На чем основывается духовная связь
между предками и потомством.

Темы сочинений

I. По творчеству А.Н.Островского

           1. В чём заключается своеобразие конфликта в драме  А.Н.Островского «Гроза»?

              2. Как раскрывается комический эффект пьесы А.Н.Островского «Гроза»?

      3.Воспевается ли автором гимн свободе?(По пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

              4. Почему Катерина решила свести счёты с жизнью? (По пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

              5. Что олицетворяет собой Кабаниха? (По пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

              6. В чём состоит драматургическое новаторство А.Н.Островского? (По пьесе «Гроза»)

II. По творчеству И.А.Гончарова

              1. Как раскрывается проблема «лишнего человека» в романе   И.А.Гончарова «Обломов»?

               2. Кто из героев симпатичен автору? ( По роману   И.А.Гончарова «Обломов»)

               3. Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика. (По роману   И.А.Гончарова «Обломов»)

               4. Как вы понимаете слово «обломовщина»? (По роману   И.А.Гончарова «Обломов»)

               5. Почему для Обломова любовь оказалась несостоявшейся в его судьбе? (По роману   И.А.Гончарова «Обломов»)

               6. Осуждает ли автор Обломова? (По роману   И.А.Гончарова «Обломов»)

III.  По творчеству И.С.Тургенева

              1. Каким вы представляете Базарова-нигилиста? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

             2. В чём заключается нравственное содержание романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»?

             3. Считаете ли вы справедливым утверждение Базарова: “Природа не храм, а мастерская, и  человек в ней работник»?

             4. Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Сравнительная характеристика. (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

             5. Почему личная жизнь Базарова оказалась неустроенной? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

             6. Разделяете ли вы утверждение Базарова о том, что «Ситниковы нам необходимы»? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

IV. По творчеству Н.А.Некрасова

             1. Считаете ли вы справедливым утверждение крестьян: «Порвалась цепь великая, порвалась – рассокочилась: одним концом по

             барину,  другим по мужику!..»?

             2. Кого вы бы назвали в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» великим грешником и почему?

             3.В чём счастье Гриши Добросклонова? (По поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

              4.Почему Матрёна Тимофеевна считала, что «ключи от счастья женского, от …  вольной волюшки заброшены, потеряны у бога самого»?

              5. Как раскрывается проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

              6. Праведники и грешники. Сопоставительная характеристика. (По поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

V. По творчеству Л.Н.Толстого

           1.Какими читатели видят две войны (1805-1807 и 1812 годов) в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»?

              2. В чём заключается смысл названия романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?

              3. В чём состоят нравственные искания одного из героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?

              4. Л.Н.Толстой в поисках истоков декабристского движения? (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

              5. Пьер Безухов и Андрей Болконский. Сравнительная характеристика. (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

              6. Вызывает ли у читателя симпатию Наташа Ростова? (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

VI. По творчеству Ф.М.Достоевского

            1. Как раскрывается проблема совести в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

              2. Что такое идея наполеонизма? Разделяете ли вы авторскую трактовку?  (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

              3. Почему роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» назван «полифоническим»?

              4. Считаете ли вы Раскольникова преступником?  Почему? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

              5. Свидригайлов – двойник Раскольникова? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

              6. Почему только у Сони Раскольников находит любовь и сострадание? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

VII. По творчеству А.П.Чехова

           1. Как раскрывается проблема счастья в творчестве А.П.Чехова? (На примере 2-3 произведений)

              2. В чём особенность чеховского стиля? (На примере 2-3 произведений)

              3. Согласны ли вы с утверждением Л.Н.Толстого о том, что Чехов – «несравненный художник жизни»?

              4. В чём заключается комическое и трагическое в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»?

              5. О какой уходящей России заявил А.П.Чехов в пьесе «Вишнёвый сад»?

              6. Каким показан «лишний человек» в творчестве А.П.Чехова? (На примере 2 произведений)

Итого: 3 классных сочинения  и 3 домашних

5.1 Какие черты внутреннего мира Простаковой и Скотинина раскрываются в данном эпизоде?

5.2 Почему автор иронизирует над героями

5.1 Чем объясняется холодность Софии в отношении Чацкого?

5.2 как развивается любовная линия в этом фрагменте (Там был фрагмент где она сказала что он не человек, змея

5.2 В чём смысл финальной реплики Лизы (Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь)

5.1 Почему, несмотря на неудачный поход, «Слово» заканчивается песней, прославляющей героев?

5.2 по слову «какое звучание обретает Русская земля в приведённом фрагменте»

5.1 Зачем нужен сон Татьяны в «Онегине»?

5.2 Фольклорные мотивы в сне Татьяны

5.1 Сложность, неординарность образа Нагого

5.2. Какие черты кресьянской жизни воплощаются в Якиме Ногом

5.1 какие черты личности Чичикова раскрываются в приведённом фрагменте? (фрагент приезда к Плюшкину)

5.2 почему автор называет Плюшкина «странным явлением»?

5.1. Черты характера Собакевича

5.2. Зачем Собакевич так подробно рассказывает о крестьянах

5.1 Почему Старцев согласился поехать на кладбище, несмотря на «дурачество» Котика?

5.2 Почему Старцев так хотел поговорить с Котиком?

5.1 Сходство характеров Наташи Ростовой и ее отца (эпизод танца)

5.2 Как передаётся атмосфера, царящая в доме Ростовых.

5.1. В чём комичность «взяточничества» Хрестакова в приведённом эпизоде? (Эпизод, где Бобчинский и Добчинский пришли к Хлестакову в гостиницу, тот попросил «взаймы рублей тысячу», они ещё попросили Добчинский — об узаконивании сына, Бобчинский — упомянуть перед важными людьми о себе).

5.2. Почему чиновники уверены, что Хлестаков — ревизор? (Или что-то подобное)

Ниже приводим все темы, разбитые по хронологии и направлениям. Все темы публикуем так, как присылали ученики

12.1 Почему тема поэта и поэзии звучит трагично в лирике Лермонтова?

12.1 Почему опытный городничий не смог разоблачить фальшивого ревизора?

12. Что помогло Гриневу с достоинством пройти жизненные испытания?

12.1 Образы-символы в «Мцыри».

12.1 Нравы и быт города N в поэме «Мертвые души».

12.1 Что значить символ шинели в Гоголевской “Шинели”?

12.1 Какой конфликт представлен в поэме «Медный всадник»?

12.1 Про авторские отступления в “Слове о полку Игореве”.

12.1 Конфликт злонравия и добронравия в «Недоросле».

12.1 Тема милосердия в капитанской дочке

12.2 Кто победил в споре «отцов и детей» (по Тургеневу)?

12.2 Конфликт нигилиста и аристократа в Отцах и детях.

12.2 Какие мысли и чувства присутствуют в стихотворениях Фета?

12.2 Чем схожи и различны характеры и судьбы Варвары и Катерины из «Грозы»?

12.2 В чем смысл сопоставления образов Разумихина и Раскольникова?

12.2 Почему жизнь Обломова отмечена «погасанием»?

12.2. Особенности поэзии Тютчева.

12.2 Назовите художественные средства, которые используются в произведениях Салтыкова-Щедрина.

12.2 Почему Некрасов мог сказать о себе «я лиру посвятил народу своему»

12.3 Как отражен трагизм эпохи в «Реквием»? / Историческая память в Реквиеме

12.3 Какая проблематика прозы Бунина вам близка?

12.3 В чем гуманизм «судьбы человека» Шолохова

12.3 Какие жизненные ценности у Григория Мелехова?

12.3 В чём смысл смены хозяев вишнёвого сада? (По пьесе А.П.Чехова “Вишнёвый сад”)

12.3. Идеал и реальность в лирике Цветаевой.

12.3 Особенности лирики Твардовского.

12.3 Какой из героев «на дне» Вам наиболее антипатичен и почему?

12.3 Контраст в поэме Блока «Двенадцать».

12.4 Тема детства в произведениях конца 20-начала 21 века.

12.4 Нравственное падение и возрождение в отечественной литературе ХХ-ХХI века.

12.4 Выбор жизненного пути в литературе второй половины 20-21 века.

12.4 Реальное и фантастическое в 20-начале 21 века.

12.4. Что-то про героизм в произведениях ХХ – начала XXI веков.

12.4 Драматургия второй половины 20 века.

12.4 Любовная лирика конца 19-начала 20века.

12.4 город и деревня в произведениях второй половины 20- начала 21 века.

12.4 Тема труда в прозе второй половины 20-21 вв.

12.5 Какие ключевые темы «Грозы» вы бы предложили для экранизации?

12.5 Советы актерам на роль Гаева и Лопахина.

12.5 Что интересного для художника в портретах «Мертвых душ»?

12.5. Какую сцену из ‘»Героя нашего времени’» вы бы выбрали для иллюстрации и почему?

12.5. Актерские штуки к постановке пьесы «На дне».

12.5 Как должны были быть проиллюстрированы персонажи сказок Салтыкова-Щедрина?

12.5 Какие советы вы бы дали актеру, исполняющему роль Чичикова?

12.5 была тема какие действия вы бы предложили режиссеру, который снимает заключительную сцену комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»?

12.5 Какие эпизоды вы бы выбрали для иллюстрации «Тихого Дона»?