11 класс сочинение рассуждение по тексту художественного стиля

Тип урока: развитие речи.

Вид урока: урок-практикум.

Цель урока: актуализация и систематизация знаний, полученных ранее по данной теме.

Цель деятельности учителя: обучение комплексному анализу текста художественного стиля, привитие навыков написания сочинения-рассуждения по тексту данного типа речи.

Цель деятельности учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения, отрабатывать навык поэтапной работы над композицией сочинения-рассуждения.

Задачи

Предметные:

  • повторить структуру сочинения-рассуждения, используя кейсы;
  • создать условия для закрепления знаний по выполнению элементов анализа текста и написанию сочинения-рассуждения по предложенному тексту.

Метапредметные:

  • создать условия для развития умения анализировать текст,
  • концентрировать внимания на речевом оформлении сочинения,
  • установка на принцип пошагового анализа текста,
  • отработка методики работы с текстом, создание высказываний на основе текста.
  • содействовать формированию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах; осуществлять учебное сотрудничество в процессе поиска материала.
  • развивать аналитическое мышление.
  • развивать монологическую и диалогическую речь.

Личностные:

  • создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), а также интереса участников к обсуждению вопросов.
  • развивать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД: культуру речи обучающихся, аналитическое мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, способность к самоанализу.

Оборудование:

  • текст Захара Прилепина, раздаточный материал (кейсы);
  • компьютер, мультимедийный проектор, экран;
  • презентация к уроку.

Планируемые результаты урока:

  • обучающиеся закрепляют умение написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ;
  • совершенствуют навыки в определении проблемы, оформлении комментария;
  • формируют комплекс речевых умении.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие, подготовка к уроку

Мотивационный момент

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Мотивирующий приём: вступительное слово учителя.

– Вы уже поняли, что сочинение является, пожалуй, самой сложной частью ЕГЭ по русскому языку. Но и самой дорогой! За него можно получить заветные 24 балла!!

А значит, какую цель вы должны поставить перед собою?

II. Определение темы, цели и задач урока

– Работать мы будем с текстом Захара Прилепина. Просмотрев раздаточный материал, вы можете определить тему урока.

Тема урока: Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

– Какова будет цель урока?

Цель: подготовка к сочинению-рассуждению по заданному тексту.

– Таким образом, мы готовимся к главному экзамену – ЕГЭ.

– Определите задачи, которые стоят перед нами.

Задачи:

  • формулировать основную проблему текста и комментировать ее;
  • правильно писать комментарий, используя примеры-иллюстрации из текста и устанавливая смысловую связь между примерами;
  • определять позицию автора и отражать ее в сочинении;
  • излагать собственное мнение по проблеме с обоснованием.

II. Актуализация знаний. Работа с презентацией к уроку

Повторяется план сочинения и теоретические знания.

(презентация до 25 слайда)

III. Работа по теме урока. Работа с текстом Захара Прилепина

1. Знакомство с текстом

Внимательно прочитайте текст

1)Тогда у нас ещё был только один ребёнок – старший сын. (2)Мы были замечательно бедны. (3)Питались жареной капустой и гречкой. (4)Новогодние подарки ребёнку начинали покупать за полгода, не позже, так как точно знали, что накануне Нового года денег на все заказанные им у Деда Мороза сюрпризы точно не хватит. (5)Так вот и жили, приобретая один подарок в месяц: на него иногда уходила треть моей нехитрой зарплаты. (6)Старший очень долго верил в Деда Мороза, чуть ли не до восьми лет. (7)По крайней мере, я точно помню, что в первом классе он реагировал на одноклассников, которые кричали, что никакого Деда Мороза нет, как на глупцов. (8)Каждый год он составлял списки: что он желает заполучить к празднику. (9)Мы по списку всё исполняли, иногда добавляя что-либо от себя. (10)И вот, помню, случился очередной Новый год. (11)Мы с женою глубоко за полночь выложили огромный мешок подарков под ёлку. (12)Легли спать в предвкушении – нет же большей радости, как увидеть счастье своего ребёнка. (13)Утром, часов в 9, смотрим – он выползает из своей комнатки. (14)Вид сосредоточенный, лоб нахмурен: может, Дед Мороз забыл зайти. (15)Заприметил мешок, уселся рядом с ним и давай выкладывать всё. (16)Там был аэроплан на верёвочке. (17)Там был пароход на подставочке. (18)Солдаты трёх армий в ужасающей врага амуниции. (19)Книга с роскошными картинками. (20)Щит и меч. (21)Первый, ещё игрушечный мобильник. (22)Когда он всё это выгрузил, нам с кровати стало не видно нашего ребёнка. (23)Мы даже дыхание затаили в ожидании его реакции. (24)И тут раздался оглушительный плач! (25)Сын рыдал безутешно. (26)Жена вскочила с кровати: что, мол, что такое, мой ангел? (27)Вы знаете, я врать не буду – я не помню точно, чего именно ему не хватило в числе подарков. (28)Но, поверьте, это была сущая ерунда. (29)Допустим, он хотел чёрный танк, а мы купили ему зелёный броневик. (30)Что-то вроде того. (31)Но обида и некоторый даже ужас были огромны. – (32)Он забыл танк! – рыдал ребёнок. – (33)Он забыл! (34)Он забыл! (35)Сидит, понимаете, этот наш маленький гномик под горой игрушек, купленных на последние деньги родителями, отказывающими себе во всём, невидимый за ними, – и рыдает. (36)Реакция наша была совершенно нормальная. (37)Мы захохотали. (38)Ну, правда, это было очень смешно. (39)Он от обиды зарыдал ещё больше – мы кое-как его утешили, пообещав написать Деду Морозу срочную телеграмму, пока он не уехал к себе в Лапландию… (40)Я до сих пор уверен, что мы себя вели правильно. (41)Может, у кого-то поведение моего ребёнка вызовет желание воскликнуть: «(42)Набаловок! (43)Кого вы воспитываете! (44)Он вам ещё покажет!» (45)Как хотите, я не спорю. (46)Я ж знаю, что он не набаловок. (47)Он отреагировал как ребёнок, которому ещё неведомы несчастье и обман. (48)Этого всего ему вдосталь достанется потом. (49)Уже достаётся. (50)Но дитя, у которого было по-настоящему счастливое детство, когда сбывалось всё, что должно сбыться, всю жизнь обладает огромным иммунитетом. (51)Я в этом убеждён. (52)Мой отец говорил мне эту любимую мою фразу: «(53)Как скажешь – так и будет». (54)Я всё жду, кто мне ещё в жизни может такие слова сказать. (55)Больше никто не говорит. (56)Так как никто не может мне повторить эти слова, я сам часто их говорю своим близким. (57)Мой старший подрос, и теперь у нас детей уже четверо. (58)Старший свято блюдёт тайну Деда Мороза. (59)Дед Мороз есть, факт. (60)Каждый год наши младшие пишут ему свои письма. (61)Старший самым внимательным образом отслеживает, чтобы броневик был зелёный, чтобы вместо мушкетёров в мешок не попали пираты, чтобы вместо Гарри Поттера не была куплена Таня Гроттер (или наоборот) и чтобы воздушные шарики были правильной воздушно-шариковой формы. (62)Насколько я вижу (а я вижу), опыт детства научил моего старшего сына не безответственности и наглости, а желанию самолично доводить чудеса до конца для тех, кто ждёт этих чудес и верит в них.

(Захар Прилепин)

Задание: докажите принадлежность текста к художественному стилю.

2. Этапы работы с текстом

1) Вступление. Определение проблемы.

  1. Что такое проблема? Чем она отличается от темы?
  2. Сколько проблем можно найти в предложенном тексте?
  3. Со всеми ли найденными проблемами нужно работать?

Формулируем проблему в виде вопроса:

формулировка в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения) даёт больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно.

Сформулируйте проблему текста.

а) Что значит счастливое детство? Как оно сказывается на дальнейшей судьбе человека?

б) Как влияют детские впечатления и опыт на дальнейшую жизнь человека?

в) Действительно ли роль родителей в воспитании детей настолько велика? Как своей любовью не навредить ребенку?

г) Нужно ли поддерживать веру ребёнка в чудеса?

Формулируем проблему в форме родительного падежа:

В своём тексте автор ставит проблему воспитания.

2) Комментарий в сочинении.

– Если проблема – это вопрос, что такое комментарий? (Это то, как проблема живет в тексте, конкретные примеры)

– Как строится комментарий?

– Что делает автор, чтобы обратить внимание на вопрос, который его волнует? Как автор заостряет внимание читателя на этой проблеме?

Обратите внимание на таблицу-клише, которой вы можете воспользоваться для составления комментария.

Как озаглавить колонки?

  • примеры-иллюстрации
  • пояснения к примерам

– Клише и штампы – это не одно и то же. Штампы обезличивают речь. Использование клише – важная часть подготовки: написанные по одинаковым клише сочинения могут быть очень разными и очень хорошими. Клише дают возможность соответствовать всем требованиям.

Можете воспользоваться кейсами, в которых пошагово расписаны все этапы работы над сочинением. Кейс 2.

Найдите в тексте два примера, которые проиллюстрируют найденную проблему. Поясните их. Установите между ними смысловую связь.

Работа в группах по вариантам.

  • 1 группа работает по проблеме: Что значит счастливое детство? Как оно сказывается на дальнейшей судьбе человека?
  • 2 группа работает по проблеме: Как влияют детские впечатления и опыт на дальнейшую жизнь человека?
  • 3 группа работает по проблеме: Действительно ли роль родителей в воспитании детей настолько велика? Как своей любовью не навредить ребенку?
  • 4 группа работает по проблеме: Нужно ли поддерживать веру ребёнка в чудеса?

(Каждая группа работает со своей проблемой. Распределение обязанностей, совместное обсуждение)

3) Определение позиции автора. Кейс 3.

Что значит сформулировать позицию автора?

Позиция автора – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Мы знаем, что проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.

Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит логика изложения мысли в сочинении нарушена.

Определите позицию автора.

– Где дается ответ на вопрос проблемы? (В авторской позиции)

– Что такое позиция автора? (тот ответ, который автор дает на поставленный им проблемный вопрос, что думает обо всем этом автор)

– Какой нравственный итог он подводит своим размышлениям?

– Особенности позиции автора в художественном тексте (презентация).

4) Собственное мнение и его обоснование.

– Каково ваше отношение к позиции автора? Согласны или не согласны вы с его точкой зрения? Не забудьте, что ваши высказывания должны быть корректны и доказательны. Кейс 4

– Что такое обоснование своей позиции? Кейс 5

(Обосновать свою позицию – это значит пояснить, почему вы так считаете.)

– Что можно использовать в качестве обоснования своей позиции?

  • цитаты авторитетных источников;
  • произведения литературы;
  • личный опыт.

5) Работа над заключением сочинения. Вывод. Кейс 6.

Заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы.

Перечитайте проблемный вопрос и запишите вывод, который должен соответствовать проблеме. (2-3 предложения)

IV. Зачитывание и обсуждение полученных текстов сочинения

(Презентация. Один из полученных текстов сочинения: слайды 27-32)

V. Подведение итогов. Рефлексия

– Как вы оценили свою работу на уроке?

– Какие навыки в работе с текстом вам предстоит отработать еще?

VI. Домашнее задание

Самостоятельно написать сочинение-рассуждение по тексту В.В.Корчагина “Утро следующего дня…” (Про шоколад) или по тексту по В.А.Солоухина “Каждый день перепрыскивали дожди…” (Про выхухоль)

Памятка для анализа смысловой связи между примерами – иллюстрациями

Конструктор сочинения (задание 27 ЕГЭ по русскому языку)

Кейсы для учащихся

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме:

«Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Работа с текстом художественного стиля.»

Выполнила учитель русского язык и литературы МБОУ СОШ №1 Ветрова Е. П.,Тамбовская область

Тип урока: развитие речи.

Вид урока: урок-практикум.

Цель урока: актуализация и систематизация знаний, полученных ранее по данной теме.

Цель деятельности учителя:  обучение комплексному анализу текста художественного стиля, привитие навыков написания сочинения-рассуждения по тексту данного типа речи.

Цель деятельности учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения, отрабатывать навык поэтапной работы над композицией сочинения-рассуждения.

Задачи:
Воспитательные:
 стремление к речевому совершенствованию, желание участвовать в творческом созидательном процессе; формирование нравственных представлений о человеческой красоте.  

Образовательные: формулировать основную проблему текста и комментировать ее; определять позицию автора и отражать ее в сочинении; излагать собственное мнение по проблеме с обоснованием.  

Развивающие: развивать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД: культуру речи обучающихся, аналитическое мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, способность к самоанализу.

Оборудование:

– текст И.А.  Бунина, раздаточный материал;

– компьютер, мультимедийный проектор, экран;

– презентация.


Планируемые результаты урока:

– обучающиеся закрепляют умение написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ;

– совершенствуют навыки в определении проблемы, оформлении комментария;

– формируют комплекс речевых умении.
 

Ход урока

 I. Организационный момент. Приветствие, подготовка к уроку.

II. Определение темы,  цели и задач  урока.

– Работать мы будем с текстом А.И.Бунина.  Просмотрев раздаточный материал, вы можете определить тему урока.

Тема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ.  

– Какова будет цель урока?

Цель: подготовка к сочинению-рассуждению по заданному тексту.

– Таким образом, мы готовимся к главному экзамену – ЕГЭ.

– Определите задачи, которые стоят перед нами.

Задачи:

  • формулировать основную проблему текста и комментировать ее;
  • правильно писать комментарий;
  • определять позицию автора и отражать ее в сочинении;
  • излагать собственное мнение по проблеме с обоснованием.

III. Работа по теме урока. 

    1.Знакомство с текстом.

КРАСАВИЦА

(1)Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. (2)Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. (3)Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. (4)А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий.(5) Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице — и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?

(6)И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. (7)Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. (8)И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.

(9)Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. (10)Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. (11)И вскоре красавица сказала горничной:

(12)— Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. (13)Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.

(14)И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна… (15)Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. (16)Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. (17)Там спрятано и все остальное добришко его.                         (И.А.Бунин*)

28 сентября 1940 

Бунин Иван Алексеевич (10 октября 1870 — 8 ноября 1953) – русский писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе.

Задание:

– прочитайте текст, отметьте непонятные для себя слова;

– докажите принадлежность текста к художественному стилю.

      2. Повторение технологии написания сочинения-рассуждения. (презентация)

      3. Этапы работы с текстом. Композиция сочинения.

Вступление. Определение проблемы.

-текст художественный, есть заголовок- ключ к пониманию проблемы, к теме текста, его идее-основной мысли, а значит, к позиции автора;

-определяем темы текста (судьба никому не нужного мальчика; несоответствие внутренней и внешней красоты человека);

-формулируем проблему в виде вопроса: а) Что такое истинная красота человека? Какого человека можно считать красивым? б) Почему ребенок не должен быть одиноким?

-формулируем  проблему в форме родительного падежа: проблема истинной и ложной красоты человека.

Комментарий в сочинении. (Работаем с первой проблемой).

-определяем художественный прием, лежащий в основе повествования (контраст, антитеза);

-находим в тексте элементы противопоставления в описании красавицы и ее поступков;

-представляем характеристику героини (злая, бессердечная, жестокая и умная); можно ли с подобными чертами характера считать женщину красивой? Чем должна подкрепляться внешняя красота?

-ваше отношение к героине.

-повторяем элементы комментария (презентация).

-отбираем иллюстрации для комментария (первая-знакомство с красавицей, образ красивой молодой женщины; вторая- поступки героини, отношение к ней автора и читателя).

-смысловая связь между иллюстрациями основана на противопоставлении.

Позиция автора.

-Особенности позиции автора в художественном тексте (презентация). (Бунин убежден, что истинная красота человека – это его душевная красота: нет красоты там, где царит безнравственность.)

Собственное мнение и его обоснование.

-цитаты авторитетных источников;

-произведения литературы;

-личный опыт.

  Заключение сочинения.

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

-Как вы оценили свою работу на уроке?  Какие навыки в работе с текстом вам предстоит отработать еще?

МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа № 1» Актанышского муниципального района РТ

Разработка урока

«Учимся писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля»

(Подготовка к ЕГЭ)

Автор: Нургалиева Линеза Марвановна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории;

Стаж работы: 23года

2015 год


Цели урока:

уметь понимать и интерпретировать содержание исходного текста, последовательно излагать собственное мнение;

подготовить учащихся к написанию сочинения- рассуждения по заданному тексту;

воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
 Оборудование: исходный текст; критерии оценки сочинения-рассуждения; рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения; презентация к уроку.

Ход урока

I. Постановка цели урока.

II. Подготовка к сочинению-рассуждению.

– Ребята, давайте вспомним, по какому плану должно строиться ваше сочинение? Из каких частей оно должно состоять?
СЛАЙД №3. (План сочинения).

Вступление с формулировкой проблемы, поднятой автором в тексте.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Отражение позиции автора.

Собственное мнение по проблеме, обоснованное 2-3 аргументами.

Заключение.

– Прежде чем мы приступить к чтению текста, познакомимся с рекомендациями «Как правильно понять исходный текст?»
СЛАЙД №4. Текст

1. О чем? (Ты увидишь тему.)

2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы.)

3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста.)

4. Зачем автор написал текст? (Ты определишь идею.)

5. Как автору удалось помочь тебе определить цель? (Вот здесь ты увидишь роль языковых средств.)

6. Почему были использованы именно эти языковые средства?

7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)?

– Читаем текст. (Приложение 1). Итак, начинаем работу над текстом. 

1. Вступление. Вы прочитали отрывок из рассказа Воробьева «Увольнительная в город».

  – О чем же идет речь в тексте? (О Москве (17-31), о чувствах человека, впервые увидевшего Москву (13-16), о том, что вызвало его восхищение (28, 32, 33), тревогу (24))

Мы определили тему данного текста.

– Еще что определяем? (Идею текста)

Определим идею. С какой именно целью создал автор свой текст? Что он хотел сказать? Какие чувства хотел передать? (Воробьеву важно показать Москву глазами человека, защищавшего ее от фашистов. Текст именно этим начинается ((1) Рядовой Федосеев, телефонист, появился на батарее с хорошими новостями: он сам видел, как фашистов выбили из Красной Поляны.), заканчивается текст в той же тональности – гордостью фронтовика, защищающего столицу своей Родины. ((35) А ещё в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны.

(36) Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. (37) Ему было что защищать!) )

– А теперь определим стиль этого текста? (Художественный)

СЛАЙД №5. Стили речи.

– Как вы думаете, почему автором избран именно этот стиль? Каковы его основные признаки?

СЛАЙД №6. Особенности художественного стиля речи. (Текст художественного стиля строится на проблемной ситуации, проявляющейся в соотношении обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека; в поступках или убеждениях героя; в отношении самого автора к обстоятельствам или к герою; проблема может быть заключена в названии).

СЛАЙД №7. Типы речи.

– К какому типу речи относится данный текст? (Рассуждение)

– Как строится текст-рассуждение?

СЛАЙД №8. Типы проблем.

Теперь мы можем приступить к формулировке проблемы. Определим проблему.

– Что такое проблема? (вопрос, требующий исследования).

– Проблем в одном тексте может быть поднято несколько. Наша задача сформулировать одну из них и анализировать ее.

– Сформулируйте проблему данного текста. (Патриотизм телефониста, патриотизм «каждого солдата», которому «было что защищать!»

– К какому типу можно отнести эту проблему? (Нравственному, морально-этическому).

СЛАЙД №9. Дадим определение основной проблеме текста. (Актуальная, злободневная).

– Давайте вспомним, в какой форме может быть написано вступление.

СЛАЙД №10. Виды и формы вступления. Оформим вступление к сочинению.

1. Если вы знаете что-либо об авторе предложенного вам текста, начните сочинения с изложения материала о нем и своеобразии его художественного мира (3-4 предложений). Можно использовать назывные предложения, содержащее в зачине базовое понятие или имя человека, о котором рассказывается в исходном тексте.

2. Можно начать вопросительными предложениями (проблема и есть вопрос, требующий решения). Подобное начало призвано зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста, выделить главное в нем.

3. Можно начать риторическим вопросом – вопросительным по форме и утвердительным по смыслу предложением.

4. Можно начать рядом назывных (лаконично рисуют место, время действия, пейзаж, обстановку) и восклицательных предложений (передают чувства и настроение).

СЛАЙД №11.  Возможные варианты вступлений:

«Евгений Захарович Воробьёв – известный прозаик, публицист, участник Великой Отечественной войны. Он является автором многих книг, посвящённых военному времени. В данном тексте автор рассказывает о патриотических чувствах рядового Федосеева, впервые оказавшегося в столице, которую сам же защищал. Именно патриотизм людей в годы войны и стал предметом размышления автора».

«В чем проявился патриотизм людей в годы войны?» или «В чем состоял подвиг, совершенный народом в годы Великой Отечественной войны? Каковы чувства людей, освобождавших оккупированные фашистами города? Именно над этими вопросами размышляет Воробьев Е. (заставляет нас задуматься Е Воробьев)».

«Кто из нас не слушал проникновенные рассказы наших ветеранов о войне, о чувствах, пережитых ими в эти страшные годы, о гордости и радости. Когда освобождали пядь за пядью родную землю, о горечи потерь? Именно о чувствах фронтовика, юного связиста Федосеева, повествует Е. Воробьев, заставляя нас задуматься над проблемой патриотизма».

СЛАЙД №12. Помните, что первый абзац вашего сочинения должен заканчиваться выводом: «Именно над этой проблемой заставил меня (нас) задуматься автор (обязательно назвать фамилию и инициалы автора) текста». Или: «Именно об этом задумываешься, читая текст (размышления), автора и т. п.»

Рассмотрим композицию

– Что мы называем композицией? (построение, расположение и взаимосвязь частей текста)

– Найдите композиционные части текста-рассуждения в исходном тексте.

– Итак, как же прокомментировать этот текст?
Составьте комментарий (устно).

СЛАЙД №13. Комментарий к проблеме.

СЛАЙД №14. Позиция автора.

Определим позицию автора.

– Что такое позиция автора? (тот ответ, который автор дает на поставленный им проблемный вопрос, что думает обо всем этом автор)

– В какой строке звучит основная мысль автора?

– Какой нравственный итог он подводит своим размышлениям?

– Какие языковые средства использует автор для выражения своей позиции?

– Формулируем позицию автора. Воспользуйтесь при необходимости клише.

Если Е. Воробьев поднимает проблему патриотизма, которую мы формулируем в виде вопросов: «Каковы чувства людей, защитивших от фашистов город? А если город этот – Москва, сердце России?»,то его позиция – ответ на этот вопрос:

«Автор убежден, что подвиг народа в годы Великой Отечественной войны состоял в непоколебимой вере в победу и в стремлении приблизить ее трудом в тылу и ратным трудом».

«Автор убежден, что в годы войны патриотизм людей проявился в стремлении защитить от врага Родину, сберечь Москву – столицу государства».

Отражение собственной позиции .

Определим собственную позицию, подберем 2-3 аргумента.

– Что такое аргумент? (довод, основание, суждение, приводимые в доказательство высказанной мысли).

– Каково ваше отношение к позиции автора? Согласны или не согласны вы с его точкой зрения? Не забудьте, что ваши высказывания должны быть корректны и доказательны.

СЛАЙД №15.  Позиция ученика. «С позицией Е. Воробьева я полностью согласна. Я тоже считаю, что в годы Великой Отечественной войны солдаты ковали общую победу, где бы они ни защищали свое Отечество, будь то великие сражения под Сталинградом, Курском, Орлом, Белгородом или « бои местного значения» за высоту, дом, улицу. О таких боях я и вспомнила, когда читала о связисте Федосееве.

Аргумент 1. Главные героини повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» погибли, потому что вступили в неравный бой с фашистами. Думаю, что подвиг пяти девушек также значителен, как и подвиг роты кремлевских курсантов, героев повести К.Воробьёва «Убиты под Москвой», погибших в ноябре 1941 года при защите рубежей Москвы.

Аргумент 2. «Бой местного значения» в Карелии способствовал общей победе народа в этой войне, и я уверена, что слова Е.Воробьёва в полной мере можно отнести к погибшим девчонкам: «Им было что защищать!» И погибшим курсантам было что защищать. Правда, в отличие от связиста Федосеева, им не довелось гордиться своим подвигом».

Заключение.
– Вспомните, в какой форме может быть написано заключение?
СЛАЙД №16. Заключение.
– Какая форма заключения наиболее уместна для данного текста? (Призыв к действию).

– Напишите заключение.

III. Подведение итогов. Итак, мы провели подготовку, и теперь, я думаю, вы легко справитесь с работой.

IV. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по исходному тексту. А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами А. Н.Толстого

СЛАЙД №17. «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».

«Кто сдавал ЕГЭ по русскому языку в прошлые годы, «Еще бы не ставили! Дома над сочинением неделю сидишь, а тут надо за 3 часа сделать 26 заданий и еще нарисовать что-то вразумительное в 27! Какое тут творчество, если порой такой текст попадается, что невозможно понять, о чем писать!» поделитесь шпаргалками к сочинению. Эта работа творческая, за нее ставят самые высокие баллы». «Полгода до экзамена осталось, я текст понимаю, а написать сочинение по нему не могу!»

«Кто сдавал ЕГЭ по русскому языку в прошлые годы,

«Еще бы не ставили! Дома над сочинением неделю сидишь, а тут надо за 3 часа сделать 26 заданий и еще нарисовать что-то вразумительное в 27! Какое тут творчество, если порой такой текст попадается, что невозможно понять, о чем писать!»

поделитесь шпаргалками к сочинению. Эта работа творческая, за нее ставят самые высокие баллы».

«Полгода до экзамена осталось, я текст понимаю, а написать сочинение по нему не могу!»

Учимся писать сочинение… Автор : учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 60» Замятина Ю.Б .

Учимся писать сочинение…

Автор : учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 60»

Замятина Ю.Б .

«Постановление о Царскосельском Лицее», 1810 г. Успехи в словесности должны быть при окончании курса доведены до такой степени, чтобы воспитанники на всякую данную материю, по знаниям их и возрасту соразмерную, могли сами написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое, невысокопарное. М.М. Сперанский

«Постановление о Царскосельском Лицее», 1810 г.

Успехи в словесности должны быть при окончании курса доведены до такой степени, чтобы воспитанники на всякую данную материю, по знаниям их и возрасту соразмерную, могли сами написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое, невысокопарное.

М.М. Сперанский

Работа с художественным текстом

Работа с художественным текстом

Если невнимательно прочитать текст, то можно: автора отождествить с рассказчиком; неправильно сформулировать проблему текста; неверно истолковать аспекты проблемы; неверно сформулировать авторскую позицию (следовательно, и свою; ошибочным может быть и обоснование).

Если невнимательно прочитать текст, то можно:

  • автора отождествить с рассказчиком;
  • неправильно сформулировать проблему текста;
  • неверно истолковать аспекты проблемы;
  • неверно сформулировать авторскую позицию (следовательно, и свою; ошибочным может быть и обоснование).

Автор Рассказчик Создатель художественного произведе ния, в котором отражается его мировоз зрение и реализуется индивидуальный авторский стиль. Реализует собственный творческий за мысел, разрабатывая фабулу, выстраи вая сюжет, соединяя фрагменты текста в единое композиционное целое. Один из персонажей произведения, от име ни которого ведётся повествование о судь бе героев или о событиях, составляющих содержание литературного произведения.   Принимает участие в событиях и пове ствует о них. Может выражать авторскую позицию по отношению к изображаемым событиям Образ рассказчика возникает при персонифицированном повествовании от первого лица. Подобное повествование — один из способов реализации авторской позиции в художественном тексте. Образ рассказчика является важным средством композиционной организации текста. Только повествует о событиях. ( замените, например, первое лицо на третье — местоимение «я» на «он», и вы заметите, как изменится и тональность текста, и тонкий психологизм передачи эмоций и переживаний героя-рассказчика).

Автор

Рассказчик

Создатель художественного произведе ния, в котором отражается его мировоз зрение и реализуется индивидуальный авторский стиль.

Реализует собственный творческий за мысел, разрабатывая фабулу, выстраи вая сюжет, соединяя фрагменты текста в единое композиционное целое.

Один из персонажей произведения, от име ни которого ведётся повествование о судь бе героев или о событиях, составляющих содержание литературного произведения.

Принимает участие в событиях и пове ствует о них.

Может выражать авторскую позицию по отношению к изображаемым событиям

  • Образ рассказчика возникает при персонифицированном повествовании от первого лица.
  • Подобное повествование — один из способов реализации авторской позиции в художественном тексте.
  • Образ рассказчика является важным средством композиционной организации текста.

Только повествует о событиях.

( замените, например, первое лицо на третье — местоимение «я» на «он», и вы заметите, как изменится и тональность текста, и тонкий психологизм передачи эмоций и переживаний героя-рассказчика).

В.Е. Хализев отмечал: «Повествователей, высказывающихся от собственного, «первого» лица, естественно называть рассказчиками. Рассказчик нередко является одновременно и персонажем произведения... Фактами своей жизни и умонастроениями многие из рассказчиков-персонажей близки (хотя и не тождественны) писателям. Это имеет место в автобиографических произведениях... Но чаще судьба, жизненные позиции, переживания героя, ставшего рассказчиком, заметно отличаются от того, что присуще автору»

В.Е. Хализев отмечал: «Повествователей, высказывающихся от собственного, «первого» лица, естественно называть рассказчиками. Рассказчик нередко является одновременно и персонажем произведения… Фактами своей жизни и умонастроениями многие из рассказчиков-персонажей близки (хотя и не тождественны) писателям. Это имеет место в автобиографических произведениях… Но чаще судьба, жизненные позиции, переживания героя, ставшего рассказчиком, заметно отличаются от того, что присуще автору»

Фрагмент из повести А.П. Чехова «Моя жизнь»: «...Когда-то я мечтал о духовной деятельности, воображая себя то учителем, то врачом, то писателем, но мечты так и остались мечтами. Наклонность к умственным наслаждениям — например, к театру и чтению — у меня была развита до страсти, но была ли способность к умственному труду — не знаю. В гимназии у меня было непобедимое отвращение к греческому языку, так что меня должны были взять из четвёртого класса. Долго ходили репетиторы и приготовляли меня в пятый класс, потом я служил по различным ведомствам. Проводя большую часть дня совершенно праздно... Настоящего умственного труда я не знал никогда...» «Я» рассказчика противоположное авторскому «я»: жизнь А.П. Чехова — это непрерывный умственный труд, а праздное существование писатель просто ненавидел.

Фрагмент из повести А.П. Чехова «Моя жизнь»:

«…Когда-то я мечтал о духовной деятельности, воображая себя то учителем, то врачом, то писателем, но мечты так и остались мечтами. Наклонность к умственным наслаждениям — например, к театру и чтению — у меня была развита до страсти, но была ли способность к умственному труду — не знаю. В гимназии у меня было непобедимое отвращение к греческому языку, так что меня должны были взять из четвёртого класса. Долго ходили репетиторы и приготовляли меня в пятый класс, потом я служил по различным ведомствам. Проводя большую часть дня совершенно праздно… Настоящего умственного труда я не знал никогда…»

«Я» рассказчика противоположное авторскому «я»:

жизнь А.П. Чехова — это непрерывный умственный труд, а праздное существование писатель просто ненавидел.

Рассказ А.П. Чехова «Моя “она”» ещё ярче подчёркивает различие автора и рассказчика:

«Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, — связь, стало быть, крепкая, прочная… Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий.

Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом . Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой … Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу.

Во-вторых, она разоряет меня , как французская кокотка. За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом… По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой , пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная ! Я ненавижу её, презираю… Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли… Её зовут — Лень».

Повествование от первого лица в композиции художественного произведения может указывать только на образ рассказчика (не автора)! Обратите внимание!

Повествование от первого лица в композиции художественного произведения может указывать только на образ рассказчика (не автора)!

Обратите внимание!

«Кто знает, какая проблема рассматривается в тексте? Автор ее часто маскирует!» «Комментарий проблемы… Перескажи своими словами часть текста - и все!» «Хорошо, когда автор свою позицию в каком-нибудь предложении объясняет! А то так закрутит, что не найдешь!»

«Кто знает, какая проблема рассматривается в тексте?

Автор ее часто маскирует!»

«Комментарий проблемы…

Перескажи своими словами часть текста – и все!»

«Хорошо, когда автор свою позицию в каком-нибудь предложении объясняет! А то так закрутит, что не найдешь!»

Как определить проблему в художественном тексте?(К1) Как написать комментарий в сочинении, если вам попадется художественный текст? (К2) Как определить позицию автора?(К3) авторская позиция «спрятана» в контексте, выражена опосредованно анализ ситуации, поступков героев, их мыслей, диалогов, средств выразительности, ключевых слов ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ЗАДАНИЕ 22! Там бывает сказано, где рассказчик, а где автор! Писателем избран художественный стиль, основная цель которого: передать читателю свои чувства, нарисовать словами живую картину, описать событие, вызвать эмоциональный отклик.

Как определить проблему в художественном тексте?(К1)

Как написать комментарий в сочинении, если вам попадется художественный текст? (К2)

Как определить позицию автора?(К3)

авторская позиция «спрятана» в контексте, выражена опосредованно

анализ

ситуации,

поступков героев, их мыслей, диалогов,

средств выразительности,

ключевых слов

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ЗАДАНИЕ 22!

Там бывает сказано, где рассказчик, а где автор!

Писателем избран художественный стиль, основная цель которого:

  • передать читателю свои чувства,
  • нарисовать словами живую картину,
  • описать событие,
  • вызвать эмоциональный отклик.

Позиция автора : Каково отношение автора к изображаемому? Комментарий художественного текста На каких примерах автор раскрывает проблему? Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания? Почему? Есть ли в тексте значимые художественные детали? В чём их значимость? Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя? Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?

Позиция автора :

Каково отношение автора к изображаемому?

Комментарий художественного текста

  • На каких примерах автор раскрывает проблему?
  • Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания? Почему?
  • Есть ли в тексте значимые художественные детали? В чём их значимость?
  • Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?
  • Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?

Исследуем текст

(1)В оранжерее графов N происходила распродажа цветов. (2)Покупателей было мало: я, мой сосед-помещик и молодой купец, торгующий лесом. (3)Пока работники выносили наши волшебные покупки и укладывали их на телеги, мы сидели у входа в оранжерею и беседовали о том о сём. (4)В тёплое апрельское утро сидеть в саду, слушать птиц и видеть, как вынесенные на свободу цветы нежатся на солнце, было чрезвычайно приятно.

(5)Укладыванием растений распоряжался сам Михаил Карлович, садовник, почтенный старик с бритым лицом, в меховой жилетке, без сюртука. (6)Он всё время молчал, но прислушивался к нашему разговору и ждал, не скажем ли мы чего-нибудь новенького. (7)Это был умный, очень добрый и всеми уважаемый человек.

(8) – Этот вот молодчик, рекомендую, ужасный негодяй, – сказал мой сосед, указывая на работника со смуглым цыганским лицом, который проехал мимо на бочке с водой. (9) – На прошлой неделе его судили в городе за грабёж и оправдали. (10)Признали его душевнобольным, а между тем взгляните на рожу, он здоровёхонек. (11)В последнее время в России уж очень часто оправдывают негодяев, объясняя всё болезненным состоянием, между тем эти оправдательные приговоры, это очевидное послабление и потворство, к добру не ведут. (12)Они деморализуют массу, чувство справедливости притупилось у всех, так как привыкли уже видеть порок безнаказанным, и, знаете ли, про наше время смело можно сказать словами Шекспира: «В наш злой, развратный век и добродетель должна просить прощенья у порока».

(13) - Это верно, верно, - согласился купец. (14) - Оттого, что оправдывают в судах, убийств и поджогов стало гораздо больше. (15)Спросите-ка у мужиков. (16)Садовник Михаил Карлович обернулся к нам и сказал: (17) - Что касается меня, господа, то я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры. (18)Я не боюсь за нравственность и за справедливость, когда говорят «невиновен», а, напротив, чувствую удовольствие. (19)Даже когда моя совесть говорит мне, что, оправдав преступника, присяжные сделали ошибку, то и тогда я торжествую. (20)Судите сами, господа: если судьи и присяжные верят более человеку, чем уликам, вещественным доказательствам и речам, то разве эта вера в человека сама по себе не выше всяких житейских соображений? (По А.П. Чехову)

(13) – Это верно, верно, – согласился купец. (14) – Оттого, что оправдывают в судах, убийств и поджогов стало гораздо больше. (15)Спросите-ка у мужиков.

(16)Садовник Михаил Карлович обернулся к нам и сказал:

(17) – Что касается меня, господа, то я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры. (18)Я не боюсь за нравственность и за справедливость, когда говорят «невиновен», а, напротив, чувствую удовольствие. (19)Даже когда моя совесть говорит мне, что, оправдав преступника, присяжные сделали ошибку, то и тогда я торжествую. (20)Судите сами, господа: если судьи и присяжные верят более человеку, чем уликам, вещественным доказательствам и речам, то разве эта вера в человека сама по себе не выше всяких житейских соображений?

(По А.П. Чехову)

Герои текста А. П. Чехова Молодой купец, торгующий лесом Сосед - помещик Я - рассказчик Михаил Карлович, садовник П Р О Т И В О С Т А В Л Е Н И Е «Почтенный старик» «Молчал, но прислушивался » «Был умный, добрый… всеми уважаемый человек» Указал на проехавшего мимо «молодчика» С восторгом встречает оправдательные приговоры; чувствует удовольствие, когда говорят «невиновен»; « Разве эта вера в человека не выше всяких житейских соображений?» Согласился Работник со смуглым цыганским лицом «Оправдательные приговоры к добру не ведут… деморализуют массу, чувство справедливости притупилось у всех…привыкли видеть порок безнаказанным» «Судили за грабёж, оправдали…» Позиция автора

Герои текста А. П. Чехова

Молодой купец, торгующий лесом

Сосед – помещик

Я – рассказчик

Михаил Карлович, садовник

П

Р

О

Т

И

В

О

С

Т

А

В

Л

Е

Н

И

Е

«Почтенный старик»

«Молчал, но прислушивался »

«Был умный, добрый…

всеми

уважаемый человек»

Указал на проехавшего мимо «молодчика»

С восторгом встречает оправдательные приговоры; чувствует удовольствие, когда говорят «невиновен»;

« Разве эта вера в человека не выше всяких житейских соображений?»

Согласился

Работник со смуглым цыганским лицом

«Оправдательные приговоры к добру не ведут…

деморализуют массу, чувство справедливости притупилось у всех…привыкли видеть порок безнаказанным»

«Судили за грабёж, оправдали…»

Позиция автора

Сочинение по тексту А. П. Чехова Преступление…Можно ли его оправдать? Заслуживают ли люди, обвиняемые в совершении преступления, доверия к себе? Над этими вопросами задумывается автор текста, предложенного нам для анализа.

Сочинение по тексту А. П. Чехова

Преступление…Можно ли его оправдать? Заслуживают ли люди, обвиняемые в совершении преступления, доверия к себе? Над этими вопросами задумывается автор текста, предложенного нам для анализа.

Размышляя над проблемой, А. П. Чехов привлекает наше внимание к диалогу, представленному в тексте. Устами героев писатель озвучивает две совершенно противоположные точки зрения по поводу оправдательных приговоров. Автор обращает наше внимание на слова соседа – помещика: «Оправдательные приговоры «деморализуют массу», делают порок безнаказанным». С этой точкой зрения соглашается молодой купец. Реплики героев позволяют понять , что они едины во мнении: «оправдательные приговоры» приводят к росту преступлений.

Размышляя над проблемой, А. П. Чехов привлекает наше внимание к диалогу, представленному в тексте. Устами героев писатель озвучивает две совершенно противоположные точки зрения по поводу оправдательных приговоров. Автор обращает наше внимание на слова соседа – помещика: «Оправдательные приговоры «деморализуют массу», делают порок безнаказанным». С этой точкой зрения соглашается молодой купец. Реплики героев позволяют понять , что они едины во мнении: «оправдательные приговоры» приводят к росту преступлений.

Однако симпатии писателя на стороне «доброго и всеми уважаемого человека» Михаила Карловича, который говорит: «Я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры» и задаётся вопросом «разве не вера человека выше всяких житейских соображений?» Тем самым мы осознаем , что оправдательный приговор – это проявление гуманного отношения к человеку.

Однако симпатии писателя на стороне «доброго и всеми уважаемого человека» Михаила Карловича, который говорит: «Я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры» и задаётся вопросом «разве не вера человека выше всяких житейских соображений?» Тем самым мы осознаем , что оправдательный приговор – это проявление гуманного отношения к человеку.

Позиция автора выражена опосредованно , через точку зрения садовника : преступление, совершённое человеком, можно оправдать, так как тому нужно дать второй шанс изменить свою жизнь.

Позиция автора выражена опосредованно , через точку зрения садовника : преступление, совершённое человеком, можно оправдать, так как тому нужно дать второй шанс изменить свою жизнь.

Исследуем текст

(1)Тёмной осенней холодной ночью сидит в канаве собака. (2)И никому на свете не помочь ей сейчас. (3)А ей надо, очень надо идти к своей двери. (4)Бим попробовал подпрыгнуть, но упал. (5)Куда там! (6)И пошёл обратно по своему же следу, тихо, осторожно, прислушиваясь и в то же время нет-нет да и ощупывая стены. (7)В одном месте он обнаружил небольшую осыпь, стал на неё, приподнялся на заднюю лапу -теперь передние достали до отвала. (8)И Бим начал грести землю сверху вниз, под себя; чем больше он работал, тем выше становилась осыпь. (9)Бим отдыхал и работал вновь. (10)Наконец-то он смог опереться грудью о край канавы, но зато землю с отвала достать уже не мог. (П)Тогда он спустился вниз по своей горочке, полежал. (12)Так захотелось завыть, позвать хозяина или Толика, завыть дико, на весь город! (13)Но Бим обязан молчать – ведь он спутал след и притаился. (14)Вдруг он решительно встал, попятился от накопанного им холмика и, забыв о боли, взмахнул всем телом, как тряпкой, подскочил на холмике на обе задние ноги и упал на самый край канавы, в то углубление, что отрыл сам же, спуская вниз землю. (15)Как он смог превозмочь неимоверную боль и немощь? (16)Кто ж его знает… (17)Как, например, волк отгрызает себе лапу, защемлённую капканом? (18)Никто не скажет, как это возможно – своими же зубами перегрызть свою же ногу. (19)Можно ведь только предполагать, что волк делает это из инстинктивного стремления к свободе, а Бим забыл самого себя из-за неудержимого стремления к двери доброты и доверия. (20)Как бы там ни было, а Бим выбрался из западни и лежал в той ямке наверху.

(21)Ночь была холодная. (22)Город спал, каменно-железный, потихоньку скрежещущий даже ночью, и Бим долго ещё слушал и слушал. (23)Продрогнув, он всё-таки пошёл. (24)По пути он забрёл в открытый подъезд одного из домов, и только потому, что надо было обязательно прилечь, хотя бы на короткое время, - настолько он стал слаб. (25)Ложиться прямо на улице нельзя - погибнешь (он видел не раз собак, раздавленных автомобилем). (26)Да и холодно на асфальте. (27)А там, в подъезде, он прижался к тёплому радиатору и уснул.   (28)В чужом подъезде глубокой ночью спит чужая собака.   (29)Не обижайте такую собаку.   (По Г.Н. Троепольскому)

(21)Ночь была холодная. (22)Город спал, каменно-железный, потихоньку скрежещущий даже ночью, и Бим долго ещё слушал и слушал. (23)Продрогнув, он всё-таки пошёл. (24)По пути он забрёл в открытый подъезд одного из домов, и только потому, что надо было обязательно прилечь, хотя бы на короткое время, – настолько он стал слаб. (25)Ложиться прямо на улице нельзя – погибнешь (он видел не раз собак, раздавленных автомобилем). (26)Да и холодно на асфальте. (27)А там, в подъезде, он прижался к тёплому радиатору и уснул.

(28)В чужом подъезде глубокой ночью спит чужая собака.

(29)Не обижайте такую собаку.

  (По Г.Н. Троепольскому)

глазами рассказчика Образ Бима «взмахнул всем телом, как тряпкой» (пр.14) «он смог превозмочь неимоверную боль и немощь»(пр. 15) «Бим забыл самого себя из-за неудержимого стремления к двери доброты и доверия»(пр. 19) «выбрался из западни» (пр. 20) «сидит в канаве» (пр.1) «никому на свете не помочь ей сейчас» (пр.2) «отдыхал и работал вновь» (пр.9) «захотелось завыть, позвать хозяина или Толика, завыть дико, на весь город!» (пр.12) Смысловая связь – обобщение «В чужом подъезде глубокой ночью спит чужая собака. Не обижайте такую собаку» (лексический повтор) Мысли автора

глазами рассказчика

Образ Бима

«взмахнул всем телом, как тряпкой» (пр.14)

«он смог превозмочь неимоверную боль и немощь»(пр. 15)

«Бим забыл самого себя из-за неудержимого стремления к двери доброты и доверия»(пр. 19)

«выбрался из западни» (пр. 20)

«сидит в канаве» (пр.1)

«никому на свете не помочь ей сейчас» (пр.2)

«отдыхал и работал вновь» (пр.9)

«захотелось завыть, позвать хозяина или Толика, завыть дико, на весь город!» (пр.12)

Смысловая связь обобщение

«В чужом подъезде глубокой ночью спит чужая собака. Не обижайте такую собаку» (лексический повтор)

Мысли автора

Сочинение по тексту Г.Н. Троепольского Как выжить животным в трудной ситуации? Нуждаются ли животные в помощи людей? Должны ли люди заботиться о животных? Над этими вопросами задумывается автор текста, предложенного нам для анализа.

Сочинение по тексту Г.Н. Троепольского

Как выжить животным в трудной ситуации? Нуждаются ли животные в помощи людей? Должны ли люди заботиться о животных? Над этими вопросами задумывается автор текста, предложенного нам для анализа.

Размышляя над проблемой, Г. Н. Троепольский рассказывает историю собаки , потерявшей хозяина: ей «захотелось завыть, позвать хозяина, завыть дико, на весь город». Автор обращает наше внимание на то, что в канаве сидит собака , «никому на свете не помочь ей сейчас». Бим пытается выбраться из неё («отдыхал и работал вновь»), но ничего не получается. Тем самым писатель показывает , что прирученное животное должно быть окружено вниманием хозяина.

Размышляя над проблемой, Г. Н. Троепольский рассказывает историю собаки , потерявшей хозяина: ей «захотелось завыть, позвать хозяина, завыть дико, на весь город». Автор обращает наше внимание на то, что в канаве сидит собака , «никому на свете не помочь ей сейчас». Бим пытается выбраться из неё («отдыхал и работал вновь»), но ничего не получается. Тем самым писатель показывает , что прирученное животное должно быть окружено вниманием хозяина.

Далее Г. Н. Троепольский отмечает : для выживания и воссоединения со своим хозяином Бим прикладывает много усилий, выбравшись «из западни», он смог «превозмочь неимоверную боль и немощь». Так писатель сравнивает собаку, стремящуюся «к двери доброты и доверия» с волком, отгрызающим себе лапу и инстинктивно стремящимся «к свободе». Автор даёт нам понять , что проделанный путь Бимом не привёл к желаемому результату. Обобщая сказанное, Г. Н. Троепольский, используя лексический повтор , призывает нас к тому , чтобы мы не обижали «такую собаку».

Далее Г. Н. Троепольский отмечает : для выживания и воссоединения со своим хозяином Бим прикладывает много усилий, выбравшись «из западни», он смог «превозмочь неимоверную боль и немощь». Так писатель сравнивает собаку, стремящуюся «к двери доброты и доверия» с волком, отгрызающим себе лапу и инстинктивно стремящимся «к свободе». Автор даёт нам понять , что проделанный путь Бимом не привёл к желаемому результату. Обобщая сказанное, Г. Н. Троепольский, используя лексический повтор , призывает нас к тому , чтобы мы не обижали «такую собаку».

Автор подводит нас к мысли о том , что в трудных ситуациях животные, привыкшие жить среди людей, нуждаются, испытывая боль и страдания, в помощи человека, который несёт за них ответственность.

Автор подводит нас к мысли о том , что в трудных ситуациях животные, привыкшие жить среди людей, нуждаются, испытывая боль и страдания, в помощи человека, который несёт за них ответственность.

Спасибо за внимание! Успехов в подготовке к ЕГЭ!

Спасибо за внимание!

Успехов в подготовке к ЕГЭ!



Разработка урока “Учимся писать сочинение – рассуждение по тексту художественного стиля” 10-11 класс

МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа № 1»

Актанышского муниципального района РТ

Разработка урока

«Учимся писать сочинениерассуждение по

тексту художественного стиля»

(Подготовка к ЕГЭ)

Автор: Нургалиева Линеза Марвановна, учитель русского языка и

литературы первой квалификационной категории;

Стаж работы: 23года

2015 год

Цели урока:

уметь понимать и интерпретировать содержание исходного текста,

последовательно излагать собственное мнение;

подготовить учащихся к написанию сочинения рассуждения по заданному

тексту;

воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение

корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: исходный текст; критерии оценки сочинениярассуждения;

рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинениярассуждения;

презентация к уроку.

Ход урока

I . Постановка цели урока.

II. Подготовка к сочинениюрассуждению.

Ребята, давайте вспомним, по какому плану должно строиться ваше

сочинение? Из каких частей оно должно состоять?

СЛАЙД №3. (План сочинения).

Вступление с формулировкой проблемы, поднятой автором в тексте.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Отражение позиции автора.

Собственное мнение по проблеме, обоснованное 23 аргументами.

Заключение.

Прежде чем мы приступить к чтению текста, познакомимся с рекомендациями

«Как правильно понять исходный текст

СЛАЙД №4. Текст

1. О чем? (Ты увидишь тему.)

2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы.)

3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную

проблему текста.)

4. Зачем автор написал текст? (Ты определишь идею.)

5. Как автору удалось помочь тебе определить цель? (Вот здесь ты увидишь роль

языковых средств.)

6. Почему были использованы именно эти языковые средства?

7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)?

Читаем текст. (Приложение 1). Итак, начинаем работу над текстом.

1. Вступление. Вы прочитали отрывок из рассказа Воробьева «Увольнительная в

город».

О чем же идет речь в тексте? (О Москве (17-31), о чувствах человека, впервые

увидевшего Москву (1316), о том, что вызвало его восхищение (28, 32, 33), тревогу

(24))

Мы определили тему данного текста.

Еще что определяем? (Идею текста)

Определим идею. С какой именно целью создал автор свой текст? Что он хотел

сказать? Какие чувства хотел передать? (Воробьеву важно показать Москву глазами

человека, защищавшего ее от фашистов. Текст именно этим начинается ((1) Рядовой

Федосеев, телефонист, появился на батарее с хорошими новостями: он сам видел, как

фашистов выбили из Красной Поляны.), заканчивается текст в той же тональности

гордостью фронтовика, защищающего столицу своей Родины. ((35) А ещё в сердце

Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой

страны.

(36) Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. (37) Ему было что

защищать!) )

А теперь определим стиль этого текста? (Художественный)

СЛАЙД №5. Стили речи.

Как вы думаете, почему автором избран именно этот стиль? Каковы его основные

признаки?

СЛАЙД №6. Особенности художественного стиля речи. (Текст художественного

стиля строится на проблемной ситуации, проявляющейся в соотношении

обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека; в

поступках или убеждениях героя; в отношении самого автора к обстоятельствам

или к герою; проблема может быть заключена в названии).

СЛАЙД №7. Типы речи.

К какому типу речи относится данный текст? (Рассуждение)

Как строится текстрассуждение?

СЛАЙД №8. Типы проблем.

Теперь мы можем приступить к формулировке проблемы. Определим проблему.

Что такое проблема? (вопрос, требующий исследования).

Проблем в одном тексте может быть поднято несколько. Наша задача

сформулировать одну из них и анализировать ее.

Сформулируйте проблему данного текста. (Патриотизм телефониста, патриотизм

«каждого солдата», которому «было что защищать!»

К какому типу можно отнести эту проблему? (Нравственному, морально

этическому).

СЛАЙД №9. Дадим определение основной проблеме текста. (Актуальная,

злободневная).

Давайте вспомним, в какой форме может быть написано вступление.

СЛАЙД №10. Виды и формы вступления. Оформим вступление к сочинению.

1. Если вы знаете чтолибо об авторе предложенного вам текста, начните

сочинения с изложения материала о нем и своеобразии его художественного мира (34

предложений). Можно использовать назывные предложения, содержащее в зачине

базовое понятие или имя человека, о котором рассказывается в исходном тексте.

2. Можно начать вопросительными предложениями (проблема и есть вопрос,

требующий решения). Подобное начало призвано зафиксировать внимание на

ключевых понятиях исходного текста, выделить главное в нем.

3. Можно начать риторическим вопросом вопросительным по форме и

утвердительным по смыслу предложением.

4. Можно начать рядом назывных (лаконично рисуют место, время действия,

пейзаж, обстановку) и восклицательных предложений (передают чувства и

настроение).

СЛАЙД №11. Возможные варианты вступлений:

«Евгений Захарович Воробьёв известный прозаик, публицист, участник Великой

Отечественной войны. Он является автором многих книг, посвящённых военному

времени. В данном тексте автор рассказывает о патриотических чувствах рядового

Федосеева, впервые оказавшегося в столице, которую сам же защищал. Именно

патриотизм людей в годы войны и стал предметом размышления автора».

«В чем проявился патриотизм людей в годы войны?» или «В чем состоял подвиг,

совершенный народом в годы Великой Отечественной войны? Каковы чувства людей,

освобождавших оккупированные фашистами города? Именно над этими вопросами

размышляет Воробьев Е. (заставляет нас задуматься Е Воробьев)».

«Кто из нас не слушал проникновенные рассказы наших ветеранов о войне, о

чувствах, пережитых ими в эти страшные годы, о гордости и радости. Когда

освобождали пядь за пядью родную землю, о горечи потерь? Именно о чувствах

фронтовика, юного связиста Федосеева, повествует Е. Воробьев, заставляя нас

задуматься над проблемой патриотизма».

СЛАЙД №12. Помните, что первый абзац вашего сочинения должен

заканчиваться выводом: «Именно над этой проблемой заставил меня (нас) задуматься

автор (обязательно назвать фамилию и инициалы автора) текста». Или: «Именно об

этом задумываешься, читая текст (размышления), автора и т. п.»

Рассмотрим композицию

Что мы называем композицией? (построение, расположение и взаимосвязь частей

текста)

Найдите композиционные части текстарассуждения в исходном тексте.

Итак, как же прокомментировать этот текст?

Составьте комментарий (устно).

СЛАЙД №13. Комментарий к проблеме.

СЛАЙД №14. Позиция автора.

Определим позицию автора.

Что такое позиция автора? (тот ответ, который автор дает на поставленный им

проблемный вопрос, что думает обо всем этом автор)

В какой строке звучит основная мысль автора?

Какой нравственный итог он подводит своим размышлениям?

Какие языковые средства использует автор для выражения своей позиции?

Формулируем позицию автора. Воспользуйтесь при необходимости клише.

Если Е. Воробьев поднимает проблему патриотизма, которую мы формулируем в

виде вопросов: «Каковы чувства людей, защитивших от фашистов город? А если

город этот – Москва, сердце России?»,то его позиция – ответ на этот вопрос:

«Автор убежден, что подвиг народа в годы Великой Отечественной войны состоял в

непоколебимой вере в победу и в стремлении приблизить ее трудом в тылу и ратным

трудом».

«Автор убежден, что в годы войны патриотизм людей проявился в стремлении

защитить от врага Родину, сберечь Москву – столицу государства».

Отражение собственной позиции .

Определим собственную позицию, подберем 23 аргумента.

Что такое аргумент? овод, основание, суждение, приводимые в доказательство

высказанной мысли).

Каково ваше отношение к позиции автора? Согласны или не согласны вы с его

точкой зрения? Не забудьте, что ваши высказывания должны быть корректны и

доказательны.

СЛАЙД №15. Позиция ученика. «С позицией Е. Воробьева я полностью согласна.

Я тоже считаю, что в годы Великой Отечественной войны солдаты ковали общую

победу, где бы они ни защищали свое Отечество, будь то великие сражения под

Сталинградом, Курском, Орлом, Белгородом или « бои местного значения» за высоту,

дом, улицу. О таких боях я и вспомнила, когда читала о связисте Федосееве.

Аргумент 1. Главные героини повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» погибли,

потому что вступили в неравный бой с фашистами. Думаю, что подвиг пяти девушек

также значителен, как и подвиг роты кремлевских курсантов, героев повести

К.Воробьёва «Убиты под Москвой», погибших в ноябре 1941 года при защите

рубежей Москвы.

Аргумент 2. «Бой местного значения» в Карелии способствовал общей победе

народа в этой войне, и я уверена, что слова Е.Воробьёва в полной мере можно

отнести к погибшим девчонкам: «Им было что защищать!» И погибшим курсантам

было что защищать. Правда, в отличие от связиста Федосеева, им не довелось

гордиться своим подвигом».

Заключение.

Вспомните, в какой форме может быть написано заключение?

СЛАЙД №16. Заключение.

Какая форма заключения наиболее уместна для данного текста? (Призыв к

действию).

Напишите заключение.

III. Подведение итогов. Итак, мы провели подготовку, и теперь, я думаю, вы легко

справитесь с работой.

IV. Домашнее задание: написать сочинениерассуждение по исходному тексту. А

закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами А. Н.Толстого

СЛАЙД №17. «Патриотизм это не значит только одна любовь к своей родине.

Это гораздо больше… Это сознание своей неотъемлемости от родины и

неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».