2 класс план урока по русскому языку обучающее сочинение зимние забавы

Тема: Обучающее сочинение « Зимние забавы»

Цель: формировать умение создавать текст по сюжетной картинке, учить правильному построению предложений. Развивать речь, обогащать словарь учащихся. Развивать орфографическую зоркость.

Ход урока:

  1. Организационный момент:
  1. Психологический настрой:

Вы сюда пришли учиться-

Не лениться, а трудиться,

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

  1. Вводная беседа:

– Ребята, какое сейчас время года?

-Сколько месяцев длится зима?

-Какие это месяцы?

-Какая зимой погода?

-Чем покрыта земля?

-Чем зимой занимаются люди?

-Как проводят свободное время дети?

  1. Определение темы, постановка целей урока:

-Послушайте стихотворение и определите, о чем мы с вами будем писать рассказ.

В небе солнце ярко светит,

Снег искрится, как алмаз,

С горки в санках прокатиться

Было б весело сейчас.

Раскраснелись носик, щечки,

Слышен визг: Ой! Ой! Ой! Ой!

Расступитесь люди, звери,

Мчимся с горочки крутой.

-О чем это стихотворение?

-В какое время года можно кататься с горы?

-Какие вы любите зимние игры?

-Так о чем же мы будем писать рассказ на уроке?

-Какова тема, цели урока?

  1. Рассматривание картины:

-Рассмотрите картину

-Какое время года изображено? ( Зима)

-Какой стоит день? ( Солнечный, морозный)

-Кто изображен на картинке? ( дети)

-Придумайте детям имена

-Что делают дети? Расскажите.

-Какое настроение у детей? (радостное, веселое, игривое)

-Как это изобразил художник? ( с помощью красок он смог передать настроение детей)

  1. Обсуждение содержания сочинения. Лексическая т орфографическая подготовка.

-Что такое сочинение?

-Наше сочинение будет называться « Зимние забавы» )

-Что такое забавы? Как сказать по-другому? (игры, развлечение)

-Обратите внимание на буквы, которые я выделила. ( Зимние забавы)

-Вам нужно будет написать текст повествование. ( Этот такой текст, в котором рассказывается, повествуется о чем-то, ком-то)

-Из каких частей будет состоять текст? ( Вводная, основная, заключительная)

-Как вы думаете, как можно начать сочинение? ( а) Был ясный зимний день. б) Наступили зимние каникулы. в) Ночью выпал пушистый снег.)

-Обратите внимание на орфограммы.

-Как называется 2 часть текста? (основная)

-Как вы думаете, о чем нужно писать в этой части?

-Как начать эту часть?

-Прочитайте слова, которые видите на доске ( вышли, во, ребята, двор)

-Можно ли их назвать предложением? Почему?

-Что надо сделать, чтобы получилось предложение?

-А теперь рассмотрите подробно, что делают дети. Нам помогут картинки. (на слайде 5 картинок, фрагменты картины)

-Составьте предложение к 1 картинке ( Миша и Петя играют в снежки.)

-Какие орфограммы встретились? ( разбор орфограмм на доске)

-Составьте предложение по 2 картинке ( Катя и Таня лепят снеговика.)

-Назовите орфограммы ( разбор орфограмм)

-Составьте предложение по 3 картинке ( Лена катается на коньках.)

-Какие орфограммы встретились?( разбор орфограмм)

-Составьте предложение к 4 картинке ( Коля катается на лыжах.)

-Назовите орфограммы.( разбор орфограмм)

-Составьте предложение к 5 картинке ( Настя катается с горки на санках.)

-Какие орфограммы в этом предложении?( разбор орфограмм)

-Каким словом можно заменить слово «катается»? ( идет, едет, скользит по льду)

-Как называется 3 часть текста? (заключительная)

-О чем напишем в этой части? (О настроении детей)

-Посмотрите на доску, какое предложение подойдет для того, чтобы закончить рассказ? (3)

1. Весело ребятам зимой.

2. Весело ребятам зимой?

3. Весело ребятам зимой!

-Почему подойдет именно это предложение?

-Назовите орфограммы в этом предложении.

-А теперь попробуйте составить рассказ по картинке, кто расскажет свой рассказ?

-Послушайте, какой рассказ получился у меня.

                                               Зимние забавы.

Стоит чудесный зимний денек. За ночь намело много снега. Все ребята тепло оделись и выбежали на улицу.

Ваня и Алёна построили снежную крепость и начали играть в снежки. Максим на санках радостно мчится с горки. Коля уверенно прокладывает лыжню. А маленький Егор сам слепил огромного снеговика! Снеговик получился смешной: вместо носа морковка, в руке веточка -метла.

Весело ребятам зимой!

Опорные слова: снежки, снеговик, снег, забавы, коньки, санки, каток, скользит по льду, лыжи, радость.

  1. Итог урока.

-Чему научились на уроке?

-О чем писали сочинение?

Как
на горке, на горе.
Как на горке, на горе,
На широком на дворе,
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто по льду,
А кто по снегу.
С горки – ух,
На горку – ух,
Бух!
Захватывает Дух!


О чём это стихотворение? – В какое время года можно кататься
с горы?


Какие зимние игры вы любите?

III
Рассматривание картины.

http://festival.1september.ru/articles/528757/f_clip_image002.jpg


 
Рассмотрите картинку. – Нравится ли вам эта картинка? Чем?


Какое время года изображено? – Какой стоит день?


Кто изображен на картине? – Что делают дети? Расскажите.


 Какое настроение у детей? – Как это изобразил художник?

IV.
Постановка учебной задачи.


 
Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по этой картинке.
– Что такое сочинение? – Наше сочинение будет называться «Зимние забавы».


 Что такое забавы? Как сказать по другому?

Дети:
Игры, развлечения.


Откройте тетради, запишите тему сочинения. – Обратите
внимание на буквы, которые я выделила.

На доске: Зимние забавы.

V.
Обсуждение содержания сочинения. Лексическая и орфографическая подготовка.


Вам нужно будет написать текст повествование. –  Что отличает
текст повествование от других видов текста?

Д.
В нём рассказывается, повествуется о чём-то, ком–то.


 Как называются части текста повествования?

Д.
Вводная, основная, концовка.

На
доске:

1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Концовка.


 
Как вы думаете, как надо начать сочинение? – А теперь
возьмите карточку №1 и прочитайте предложения, которыми можно начать сочинение.

Карточка 1.

1.   
Был ясный зимний день.

2.   
Наступили зимние каникулы.

3.   
Весь январь стояли лютые морозы.

4.   
Ночью выпал пушистый снег.

Дети
читают вслух по предложению.


Что значит «лютые морозы»? – Какое предложение не подходит
для начала этого сочинения?

Д.
Весь январь стояли лютые морозы.


Почему? –  Назовите орфограммы, которые встретились в
первом предложении; во 2-ом; в 3 –ем.- Выберите предложение, которое вам больше
понравилось, и запишите в тетради, обратите внимание на буквы, которые
подчёркнуты в предложении.

VI.
Физкультминутка «Зимние забавы».

Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках.
Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили,

А потом снежки катили,

А потом без сил упали

И домой мы побежали.

(Дети изображают ходьбу на лыжах.)


(Изображают бег на коньках.)


(Приседают.)
(Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.)
(Катят воображаемый комок.)

(Приседают.)

(Бегут на месте.)

V.
Обсуждение содержания сочинения. Лексическая и орфографическая подготовка.
(Продолжение.)


 Как называется вторая часть текста повествования?

Д.
Основная


 
Как вы думаете, о чём надо написать в этой части?

Д.
Описать, что делают дети.


Как надо начать эту часть?

Д.
(предложения детей)


 Прочитайте слова, которые написаны на доске. На доске:( карточки
со словами)

катается, едет, идёт, скользит по льду, снеговик.

вышли во ребята двор

 –
Можно ли их назвать предложением? Почему?

Д.
Начало предложения не написано с заглавной буквы, в конце не стоит нужный знак,
слова стоят в неправильном порядке)


 Что надо сделать, чтобы получилось предложение?

Д.
Поменять слова местами


 
Поменяйте местами слова. (Ученик выходит к доске и меняет
слова местами.)


 
Правильно ли записано предложение? Какие ошибки допущены?

Д.
Первое слово написано не с заглавной буквы, в конце нет
точки.


 Найдите красную строку и запишите это предложение правильно.
– А теперь напишем, что делают дети. Нам помогут картинки.

На
доске 5 картинок (фрагментов картины).


Составьте предложение к первой картинке.

http://festival.1september.ru/articles/528757/f_clip_image004.jpg

Д.
Миша и Петя играют в снежки.


 Сколько слов в предложении?

Д.
Шесть.


Какие орфограммы встретились?

Д.
Имена пишутся с заглавной буквы, в слове «снежки» –
безударная гласная е, проверочное слово «снег».


 Посмотрите, как пишется слово снежки. В
этом слове пишется парная согласная ж. – Кто подберёт проверочное слово?

Д.
Снежок. (Если не называют дети, то говорит учитель.)

У.
Составьте предложение ко второй картинке.

http://festival.1september.ru/articles/528757/f_clip_image006.jpg

Д.
Катя и Таня лепят снеговика.


 Какие орфограммы встретились в этом предложении?

Д.
Имена детей пишутся с заглавной буквы, в слове «снеговика» –
безударные гласные е, о, и.


Какие безударные гласные можно проверить? Назовите
проверочные слова.

Д.
Можно проверить безударные гласные о, и. Проверочные
слова: снег, снеговик.

На
доске
: табличка со словом  СН
. ГОВИК


А безударную гласную о нужно запомнить.


 Составьте предложение к третьей картинке.

http://festival.1september.ru/articles/528757/f_clip_image008.jpg

Д.
Лена катается на коньках.


 Сколько слов в этом предложении? Перечислите.

Д.
Четыре слова. (Называют слова.)


Какие орфограммы встретились в этом предложении?

Д.
Имя девочки пишется с заглавной буквы, безударные гласные в
словах катается – а, проверочное слово катится, и в слове коньки
о из словаря, ь – показатель мягкости.


Посмотрите на слово «катается», на конце пишется тся.

На
доске карточка со словом      
КАТАЕТСЯ


Составьте предложение по четвёртой картинке.

http://festival.1september.ru/articles/528757/f_clip_image010.jpg

Д.
Коля катается на лыжах.


Сколько слов в этом предложении? Перечислите.

Д.
Четыре слова. (Называют слова.)


Составьте предложение по пятой картинке.

http://festival.1september.ru/articles/528757/f_clip_image012.jpg

Д.
Настя катается с горы на санках
.

У.
Сколько слов в этом предложении? Перечислите.

Д.
Шесть слов. (Называют слова.)

У.
Какие орфограммы в этом предложении?

Д.
Имя девочки пишется с заглавной буквы, безударная гласная в
слове «катается», проверочное слово «катится» и безударная гласная в слове «с
горы», проверочное слово «горы».

У.
Послушайте предложения, которые мы составили по трём последним картинкам.

Лена
катается на коньках. Коля катается на лыжах. Настя катается на санках.

Кто
заметил ошибку?

Д.
Повторяется слово катается.

У.
Давайте, чтобы слово «катается» не повторялось в тексте, заменим его другими
словами.

Прочитайте
слова на доске.

На
доске карточки со словами:
идёт, едет, скользит
по льду.

У.
Про кого из детей можно сказать идёт?

Д.
Коля идёт на лыжах.

(Под
картинкой прикрепляется слово «идёт».)

У.
Про кого из детей можно сказать едет?

Д.
Настя едет с горы на санках.

(Под
картинкой прикрепляется слово «едет».)

У.
Про кого можно сказать скользит по льду?

Д.
Лена скользит по льду на коньках.

(Под
картинкой прикрепляется слова «скользит по льду».)

У.
Какие орфограммы в словах «скользит по льду»?

Д.
В слове «скользит» безударная гласная о, проверочное слово «скользкий», в слове
«по льду» – мягкий знак – показатель мягкости.

У.
Расскажите, какие предложения мы составили по этим картинкам.

Д.
Перечисляют 5 предложений.

У.
Сколько предложений составили?

Д.
Пять.

У.
Сколько будет точек?

Д.
Пять.

У.
Важен ли порядок, в котором запишем эти предложения?

Д.
Нет.

У.
Запишите их в тетрадь, помня об орфограммах, которые мы назвали.

Дети
записывают предложения в тетрадь.

У.
Как называется третья часть текста повествования?

Д.
Концовка.

У.
Как вы думаете, о чём надо написать в ней? Как закончить наше сочинение.

Д.
Надо написать о настроении детей. (Дети называют
предложения.)

У.
Прочитайте предложения на карточке 2.

Карточка 2.

1.   
Весело ребятам зимой.

2.   
Весело ребятам зимой?

3.   
Весело ребятам зимой!

Д.
Читают предложения вслух.

У.
Чем отличаются эти предложения?

Д.
В конце предложений стоят разные знаки.

У.
Прочитайте вслух с разными интонациями.

Д.
Читают предложения вслух.

У.
Прочитайте то предложение, которое подойдет для того, чтобы закончить текст.

Д.
Весело ребятам зимой!

У.
Почему подходит именно это предложение?

Д.
Это предложение передаёт радость детей.

У.
Назовите орфограммы в этом предложении.

Д.
Безударная гласная е в слове «весело», проверочное
слово «веселье», безударная гласная е в слове «ребята» – это слово из
словаря, безударная гласная и в слове «зимой», проверочное слово «зимы».

У.
Найдите красную строку и запишите это предложение.

VII.
Проверка

У.
Прочитайте весь текст и подчеркните орфограммы, которые
найдёте.

У.
Прочитайте вслух свой рассказ.
(Читают свои сочинения несколько учеников.)

У.
Удалось ли передать содержание картины?

VIII.
Итог урока

У.
Чему учились на уроке?

Д.
Учились писать сочинение по картине.

У.
О чём писали сочинение?

Д.
Писали сочинение о зимних забавах детей.

Урок развития речи по теме

“Обучающее сочинение по картине «Зимние забавы»”

Цель урока:

формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картинке. Учить правильному построению предложений.способствовать закреплению подготовке учащихся к написанию сочинения-повествования; создавать условия для развития художественного вкуса, воображения, творческих способностей, расширять словарный запас детей, способствовать воспитанию любви к природе.

Работа по развитию речи: составление связного текста с использованием изобразительно-выразительных средств.

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

личностные:

– развивать умение высказывать свое отношение к зимней природе родного края и выражать свои эмоции;

– формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

метапредметные:

коммуникативные:

– развивать умение слушать и понимать других;

– строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

– уметь работать в паре.

регулятивные:

– развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника;

– оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

– прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

– осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

познавательные:

– развивать умение извлекать информацию из схематичной информации, правил;

– представлять информацию в виде схемы;

– на основе анализа объектов делать выводы;

– обобщать и классифицировать по признакам;

– ориентироваться на страницах учебника.

Учебные материалы: картина «Зимние забавы», карточки №1 и №2, пять фрагментов картины «Зимние забавы», название частей текста, деформированное предложение, карточки со словами: катается, едет, идёт, скользит по льду, снеговик.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вводная беседа.

Учитель. Послушайте стихотворение А. Прокофьева. (Подготовленный ученик рассказывает наизусть стихотворение)

Как на горке, на горе.
Как на горке, на горе,
На широком на дворе,
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто по льду,
А кто по снегу.
С горки – ух,
На горку – ух,
Бух!
Захватывает Дух!

О чём это стихотворение? – В какое время года можно кататься с горы?

Какие зимние игры вы любите?

III Рассматривание картины.

Рассмотрите картинку. – Нравится ли вам эта картинка? Чем?

Какое время года изображено? – Какой стоит день?

Кто изображен на картине? – Что делают дети? Расскажите.

Какое настроение у детей? – Как это изобразил художник?

IV. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по этой картинке. – Что такое сочинение? – Наше сочинение будет называться «Зимние забавы».

Что такое забавы? Как сказать по другому?

Дети: Игры, развлечения.

Откройте тетради, запишите тему сочинения. – Обратите внимание на буквы, которые я выделила.

На доске: Зимние забавы.

V. Обсуждение содержания сочинения. Лексическая и орфографическая подготовка.

Вам нужно будет написать текст повествование. – Что отличает текст повествование от других видов текста?

Д. В нём рассказывается, повествуется о чём-то, ком–то.

Как называются части текста повествования?

Д. Вводная, основная, концовка.

На доске:

1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Концовка.

Как вы думаете, как надо начать сочинение? – А теперь возьмите карточку №1 и прочитайте предложения, которыми можно начать сочинение.

Карточка 1.

  1. Был ясный зимний день.

  2. Наступили зимние каникулы.

  3. Весь январь стояли лютые морозы.

  4. Ночью выпал пушистый снег.

Дети читают вслух по предложению.

Что значит «лютые морозы»? – Какое предложение не подходит для начала этого сочинения?

Д. Весь январь стояли лютые морозы.

Почему? – Назовите орфограммы, которые встретились в первом предложении; во 2-ом; в 3 –ем.- Выберите предложение, которое вам больше понравилось, и запишите в тетради, обратите внимание на буквы, которые подчёркнуты в предложении.

VI. Физкультминутка «Зимние забавы».

Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках.
Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили,

А потом снежки катили,

А потом без сил упали

И домой мы побежали.

(Дети изображают ходьбу на лыжах.)

(Изображают бег на коньках.)

(Приседают.)
(Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.)
(Катят воображаемый комок.)

(Приседают.)

(Бегут на месте.)

V. Обсуждение содержания сочинения. Лексическая и орфографическая подготовка. (Продолжение.)

Как называется вторая часть текста повествования?

Д. Основная

Как вы думаете, о чём надо написать в этой части?

Д. Описать, что делают дети.

Как надо начать эту часть?

Д. (предложения детей)

Прочитайте слова, которые написаны на доске. На доске:( карточки со словами)

катается, едет, идёт, скользит по льду, снеговик.

вышли во ребята двор

– Можно ли их назвать предложением? Почему?

Д. Начало предложения не написано с заглавной буквы, в конце не стоит нужный знак, слова стоят в неправильном порядке)

Что надо сделать, чтобы получилось предложение?

Д. Поменять слова местами

Поменяйте местами слова. (Ученик выходит к доске и меняет слова местами.)

Правильно ли записано предложение? Какие ошибки допущены?

Д. Первое слово написано не с заглавной буквы, в конце нет точки.

Найдите красную строку и запишите это предложение правильно. – А теперь напишем, что делают дети. Нам помогут картинки.

На доске 5 картинок (фрагментов картины).

Составьте предложение к первой картинке.

Д. Миша и Петя играют в снежки.

Сколько слов в предложении?

Д. Шесть.

Какие орфограммы встретились?

Д. Имена пишутся с заглавной буквы, в слове «снежки» – безударная гласная е, проверочное слово «снег».

Посмотрите, как пишется слово снежки. В этом слове пишется парная согласная ж. – Кто подберёт проверочное слово?

Д. Снежок. (Если не называют дети, то говорит учитель.)

У. Составьте предложение ко второй картинке.

Д. Катя и Таня лепят снеговика.

Какие орфограммы встретились в этом предложении?

Д. Имена детей пишутся с заглавной буквы, в слове «снеговика» – безударные гласные е, о, и.

Какие безударные гласные можно проверить? Назовите проверочные слова.

Д. Можно проверить безударные гласные о, и. Проверочные слова: снег, снеговик.

На доске: табличка со словом СН . ГОВИК

А безударную гласную о нужно запомнить.

Составьте предложение к третьей картинке.

Д. Лена катается на коньках.

Сколько слов в этом предложении? Перечислите.

Д. Четыре слова. (Называют слова.)

Какие орфограммы встретились в этом предложении?

Д. Имя девочки пишется с заглавной буквы, безударные гласные в словах катается – а, проверочное слово катится, и в слове коньки – о из словаря, ь – показатель мягкости.

Посмотрите на слово «катается», на конце пишется тся.

На доске карточка со словом КАТАЕТСЯ

Составьте предложение по четвёртой картинке.

Д. Коля катается на лыжах.

Сколько слов в этом предложении? Перечислите.

Д. Четыре слова. (Называют слова.)

Составьте предложение по пятой картинке.

Д. Настя катается с горы на санках.

У. Сколько слов в этом предложении? Перечислите.

Д. Шесть слов. (Называют слова.)

У. Какие орфограммы в этом предложении?

Д. Имя девочки пишется с заглавной буквы, безударная гласная в слове «катается», проверочное слово «катится» и безударная гласная в слове «с горы», проверочное слово «горы».

У. Послушайте предложения, которые мы составили по трём последним картинкам.

Лена катается на коньках. Коля катается на лыжах. Настя катается на санках.

Кто заметил ошибку?

Д. Повторяется слово катается.

У. Давайте, чтобы слово «катается» не повторялось в тексте, заменим его другими словами.

Прочитайте слова на доске.

На доске карточки со словами: идёт, едет, скользит по льду.

У. Про кого из детей можно сказать идёт?

Д. Коля идёт на лыжах.

(Под картинкой прикрепляется слово «идёт».)

У. Про кого из детей можно сказать едет?

Д. Настя едет с горы на санках.

(Под картинкой прикрепляется слово «едет».)

У. Про кого можно сказать скользит по льду?

Д. Лена скользит по льду на коньках.

(Под картинкой прикрепляется слова «скользит по льду».)

У. Какие орфограммы в словах «скользит по льду»?

Д. В слове «скользит» безударная гласная о, проверочное слово «скользкий», в слове «по льду» – мягкий знак – показатель мягкости.

У. Расскажите, какие предложения мы составили по этим картинкам.

Д. Перечисляют 5 предложений.

У. Сколько предложений составили?

Д. Пять.

У. Сколько будет точек?

Д. Пять.

У. Важен ли порядок, в котором запишем эти предложения?

Д. Нет.

У. Запишите их в тетрадь, помня об орфограммах, которые мы назвали.

Дети записывают предложения в тетрадь.

У. Как называется третья часть текста повествования?

Д. Концовка.

У. Как вы думаете, о чём надо написать в ней? Как закончить наше сочинение.

Д. Надо написать о настроении детей. (Дети называют предложения.)

У. Прочитайте предложения на карточке 2.

Карточка 2.

  1. Весело ребятам зимой.

  2. Весело ребятам зимой?

  3. Весело ребятам зимой!

Д. Читают предложения вслух.

У. Чем отличаются эти предложения?

Д. В конце предложений стоят разные знаки.

У. Прочитайте вслух с разными интонациями.

Д. Читают предложения вслух.

У. Прочитайте то предложение, которое подойдет для того, чтобы закончить текст.

Д. Весело ребятам зимой!

У. Почему подходит именно это предложение?

Д. Это предложение передаёт радость детей.

У. Назовите орфограммы в этом предложении.

Д. Безударная гласная е в слове «весело», проверочное слово «веселье», безударная гласная е в слове «ребята» – это слово из словаря, безударная гласная и в слове «зимой», проверочное слово «зимы».

У. Найдите красную строку и запишите это предложение.

VII. Проверка

У. Прочитайте весь текст и подчеркните орфограммы, которые найдёте.

У. Прочитайте вслух свой рассказ.
(Читают свои сочинения несколько учеников.)

У. Удалось ли передать содержание картины?

VIII. Итог урока

У. Чему учились на уроке?

Д. Учились писать сочинение по картине.

У. О чём писали сочинение?

Д. Писали сочинение о зимних забавах детей.

Цели: Формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картине. Учить правильному построению предложений. Развивать речь, обогащать словарь учащихся. Развивать орфографическую зоркость.

Учебные материалы: картина «Зимние забавы», карточки №1 и №2, пять фрагментов картины «Зимние забавы», название частей текста, деформированное предложение, карточки со словами: катается, едет, идёт, скользит по льду, снеговик.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вводная беседа.

Учитель. Послушайте стихотворение А. Прокофьева. (Подготовленный ученик рассказывает наизусть стихотворение)

Как на горке, на горе.
Как на горке, на горе,
На широком на дворе,
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто по льду,
А кто по снегу.
С горки – ух,
На горку – ух,
Бух!
Захватывает Дух!

У. О чём это стихотворение?

У. В какое время года можно кататься с горы?

У. Какие зимние игры вы любите?

III Рассматривание картины.

У. Рассмотрите картинку.

У. Нравится ли вам эта картинка? Чем?

У. Какое время года изображено?

У. Какой стоит день?

У. Кто изображен на картине?

У. Что делают дети? Расскажите.

У. Какое настроение у детей?

У. Как это изобразил художник?

IV. Постановка учебной задачи.

У. Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по этой картинке.

У. Что такое сочинение?

У. Наше сочинение будет называться «Зимние забавы».

У. Что такое забавы? Как сказать по другому?

Дети: Игры, развлечения.

У. Откройте тетради, запишите тему сочинения.

У. Обратите внимание на буквы, которые я выделила.

На доске: Зимние забавы.

V. Обсуждение содержания сочинения. Лексическая и орфографическая подготовка.

У. Вам нужно будет написать текст повествование.

У. Что отличает текст повествование от других видов текста?

Д. В нём рассказывается, повествуется о чём-то, ком–то.

У. Как называются части текста повествования?

Д. Вводная, основная, концовка.

На доске:

1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Концовка.

У. Как вы думаете, как надо начать сочинение?

У. А теперь возьмите карточку №1 и прочитайте предложения, которыми можно начать сочинение.

Карточка 1.

  1. Был ясный зимний день.
  2. Наступили зимние каникулы.
  3. Весь январь стояли лютые морозы.
  4. Ночью выпал пушистый снег.

Дети читают вслух по предложению.

У. Что значит «лютые морозы»?

У. Какое предложение не подходит для начала этого сочинения?

Д. Весь январь стояли лютые морозы.

У. Почему?

У. Назовите орфограммы, которые встретились в первом предложении; во 2-ом; в 3 –ем.

У. Выберите предложение, которое вам больше понравилось, и запишите в тетради, обратите внимание на буквы, которые подчёркнуты в предложении.

VI. Физкультминутка «Зимние забавы».

Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках.
Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили,

А потом снежки катили,

А потом без сил упали

И домой мы побежали.

(Дети изображают ходьбу на лыжах.)

(Изображают бег на коньках.)

(Приседают.)
(Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.)
(Катят воображаемый комок.)

(Приседают.)

(Бегут на месте.)

V. Обсуждение содержания сочинения. Лексическая и орфографическая подготовка. (Продолжение.)

У. Как называется вторая часть текста повествования?

Д. Основная

У. Как вы думаете, о чём надо написать в этой части?

Д. Описать, что делают дети.

У. Как надо начать эту часть?

Д. (предложения детей)

У. Прочитайте слова, которые написаны на доске.

На доске:(карточки со словами) вышли во ребята двор

У. Можно ли их назвать предложением? Почему?

Д. Начало предложения не написано с заглавной буквы, в конце не стоит нужный знак, слова стоят в неправильном порядке)

У. Что надо сделать, чтобы получилось предложение?

Д. Поменять слова местами

У. Поменяйте местами слова.

(Ученик выходит к доске и меняет слова местами.)

У. Правильно ли записано предложение? Какие ошибки допущены?

Д. Первое слово написано не с заглавной буквы, в конце нет точки.

У. Найдите красную строку и запишите это предложение правильно.

У. А теперь напишем, что делают дети. Нам помогут картинки.

На доске 5 картинок (фрагментов картины).

У. Составьте предложение к первой картинке.

Д. Миша и Петя играют в снежки.

У. Сколько слов в предложении?

Д. Шесть.

У. Какие орфограммы встретились?

Д. Имена пишутся с заглавной буквы, в слове «снежки» – безударная гласная е, проверочное слово «снег».

У. Посмотрите, как пишется слово снежки. В этом слове пишется парная согласная ж.

Кто подберёт проверочное слово?

Д. Снежок. (Если не называют дети, то говорит учитель.)

У. Составьте предложение ко второй картинке.

Д. Катя и Таня лепят снеговика.

У. Какие орфограммы встретились в этом предложении?

Д. Имена детей пишутся с заглавной буквы, в слове «снеговика» – безударные гласные е, о, и.

У. Какие безударные гласные можно проверить? Назовите проверочные слова.

Д. Можно проверить безударные гласные о, и. Проверочные слова: снег, снеговик.

На доске: табличка со словом СН . ГОВИК

У. А безударную гласную о нужно запомнить.

У. Составьте предложение к третьей картинке.

Д. Лена катается на коньках.

У. Сколько слов в этом предложении? Перечислите.

Д. Четыре слова. (Называют слова.)

У. Какие орфограммы встретились в этом предложении?

Д. Имя девочки пишется с заглавной буквы, безударные гласные в словах катается – а, проверочное слово катится, и в слове коньки – о из словаря, ь – показатель мягкости.

У. Посмотрите на слово «катается», на конце пишется тся.

На доске карточка со словом КАТАЕТСЯ

У. Составьте предложение по четвёртой картинке.

Д. Коля катается на лыжах.

У. Сколько слов в этом предложении? Перечислите.

Д. Четыре слова. (Называют слова.)

У. Составьте предложение по пятой картинке.

Д. Настя катается с горы на санках.

У. Сколько слов в этом предложении? Перечислите.

Д. Шесть слов. (Называют слова.)

У. Какие орфограммы в этом предложении?

Д. Имя девочки пишется с заглавной буквы, безударная гласная в слове «катается», проверочное слово «катится» и безударная гласная в слове «с горы», проверочное слово «горы».

У. Послушайте предложения, которые мы составили по трём последним картинкам.

Лена катается на коньках. Коля катается на лыжах. Настя катается на санках.

Кто заметил ошибку?

Д. Повторяется слово катается.

У. Давайте, чтобы слово «катается» не повторялось в тексте, заменим его другими словами.

Прочитайте слова на доске.

На доске карточки со словами: идёт, едет, скользит по льду.

У. Про кого из детей можно сказать идёт?

Д. Коля идёт на лыжах.

(Под картинкой прикрепляется слово «идёт».)

У. Про кого из детей можно сказать едет?

Д. Настя едет с горы на санках.

(Под картинкой прикрепляется слово «едет».)

У. Про кого можно сказать скользит по льду?

Д. Лена скользит по льду на коньках.

(Под картинкой прикрепляется слова «скользит по льду».)

У. Какие орфограммы в словах «скользит по льду»?

Д. В слове «скользит» безударная гласная о, проверочное слово «скользкий», в слове «по льду» – мягкий знак – показатель мягкости.

У. Расскажите, какие предложения мы составили по этим картинкам.

Д. Перечисляют 5 предложений.

У. Сколько предложений составили?

Д. Пять.

У. Сколько будет точек?

Д. Пять.

У. Важен ли порядок, в котором запишем эти предложения?

Д. Нет.

У. Запишите их в тетрадь, помня об орфограммах, которые мы назвали.

Дети записывают предложения в тетрадь.

У. Как называется третья часть текста повествования?

Д. Концовка.

У. Как вы думаете, о чём надо написать в ней? Как закончить наше сочинение.

Д. Надо написать о настроении детей. (Дети называют предложения.)

У. Прочитайте предложения на карточке 2.

Карточка 2.

  1. Весело ребятам зимой.
  2. Весело ребятам зимой?
  3. Весело ребятам зимой!

Д. Читают предложения вслух.

У. Чем отличаются эти предложения?

Д. В конце предложений стоят разные знаки.

У. Прочитайте вслух с разными интонациями.

Д. Читают предложения вслух.

У. Прочитайте то предложение, которое подойдет для того, чтобы закончить текст.

Д. Весело ребятам зимой!

У. Почему подходит именно это предложение?

Д. Это предложение передаёт радость детей.

У. Назовите орфограммы в этом предложении.

Д. Безударная гласная е в слове «весело», проверочное слово «веселье», безударная гласная е в слове «ребята» – это слово из словаря, безударная гласная и в слове «зимой», проверочное слово «зимы».

У. Найдите красную строку и запишите это предложение.

VII. Проверка

У. Прочитайте весь текст и подчеркните орфограммы, которые найдёте.

У. Прочитайте вслух свой рассказ.
(Читают свои сочинения несколько учеников.)

У. Удалось ли передать содержание картины?

VIII. Итог урока

У. Чему учились на уроке?

Д. Учились писать сочинение по картине.

У. О чём писали сочинение?

Д. Писали сочинение о зимних забавах детей.

Тема: Обучающее сочинение « Зимние забавы»

Цель: формировать умение создавать текст по сюжетной картинке, учить правильному построению предложений. Развивать речь, обогащать словарь учащихся. Развивать орфографическую зоркость.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

  1. Психологический настрой:

Вы сюда пришли учиться-

Не лениться, а трудиться,

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

  1. Вводная беседа:

– Ребята, какое сейчас время года?

-Сколько месяцев длится зима?

-Какие это месяцы?

-Какая зимой погода?

-Чем покрыта земля?

-Чем зимой занимаются люди?

-Как проводят свободное время дети?

  1. Определение темы, постановка целей урока:

-Послушайте стихотворение и определите, о чем мы с вами будем писать рассказ.

В небе солнце ярко светит,

Снег искрится, как алмаз,

С горки в санках прокатиться

Было б весело сейчас.

Раскраснелись носик, щечки,

Слышен визг: Ой! Ой! Ой! Ой!

Расступитесь люди, звери,

Мчимся с горочки крутой.

-О чем это стихотворение?

-В какое время года можно кататься с горы?

-Какие вы любите зимние игры?

-Так о чем же мы будем писать рассказ на уроке?

-Какова тема, цели урока?

  1. Рассматривание картины:

-Рассмотрите картину

-Какое время года изображено? ( Зима)

-Какой стоит день? ( Солнечный, морозный)

-Кто изображен на картинке? ( дети)

-Придумайте детям имена

-Что делают дети? Расскажите.

-Какое настроение у детей? (радостное, веселое, игривое)

-Как это изобразил художник? ( с помощью красок он смог передать настроение детей)

  1. Обсуждение содержания сочинения. Лексическая т орфографическая подготовка.

-Что такое сочинение?

-Наше сочинение будет называться « Зимние забавы» )

-Что такое забавы? Как сказать по-другому? (игры, развлечение)

-Обратите внимание на буквы, которые я выделила. ( Зимние забавы)

-Вам нужно будет написать текст повествование. ( Этот такой текст, в котором рассказывается, повествуется о чем-то, ком-то)

-Из каких частей будет состоять текст? ( Вводная, основная, заключительная)

-Как вы думаете, как можно начать сочинение? ( а) Был ясный зимний день. б) Наступили зимние каникулы. в) Ночью выпал пушистый снег.)

-Обратите внимание на орфограммы.

-Как называется 2 часть текста? (основная)

-Как вы думаете, о чем нужно писать в этой части?

-Как начать эту часть?

-Прочитайте слова, которые видите на доске ( вышли, во, ребята, двор)

-Можно ли их назвать предложением? Почему?

-Что надо сделать, чтобы получилось предложение?

-А теперь рассмотрите подробно, что делают дети. Нам помогут картинки. (на слайде 5 картинок, фрагменты картины)

-Составьте предложение к 1 картинке ( Миша и Петя играют в снежки.)

-Какие орфограммы встретились? ( разбор орфограмм на доске)

-Составьте предложение по 2 картинке ( Катя и Таня лепят снеговика.)

-Назовите орфограммы ( разбор орфограмм)

-Составьте предложение по 3 картинке ( Лена катается на коньках.)

-Какие орфограммы встретились?( разбор орфограмм)

-Составьте предложение к 4 картинке ( Коля катается на лыжах.)

-Назовите орфограммы.( разбор орфограмм)

-Составьте предложение к 5 картинке ( Настя катается с горки на санках.)

-Какие орфограммы в этом предложении?( разбор орфограмм)

-Каким словом можно заменить слово «катается»? ( идет, едет, скользит по льду)

-Как называется 3 часть текста? (заключительная)

-О чем напишем в этой части? (О настроении детей)

-Посмотрите на доску, какое предложение подойдет для того, чтобы закончить рассказ? (3)

1. Весело ребятам зимой.

2. Весело ребятам зимой?

3. Весело ребятам зимой!

-Почему подойдет именно это предложение?

-Назовите орфограммы в этом предложении.

-А теперь попробуйте составить рассказ по картинке, кто расскажет свой рассказ?

-Послушайте, какой рассказ получился у меня.

Зимние забавы.

Стоит чудесный зимний денек. За ночь намело много снега. Все ребята тепло оделись и выбежали на улицу.

Ваня и Алёна построили снежную крепость и начали играть в снежки. Максим на санках радостно мчится с горки. Коля уверенно прокладывает лыжню. А маленький Егор сам слепил огромного снеговика! Снеговик получился смешной: вместо носа морковка, в руке веточка -метла.

Весело ребятам зимой!

Опорные слова: снежки, снеговик, снег, забавы, коньки, санки, каток, скользит по льду, лыжи, радость.

  1. Итог урока.

-Чему научились на уроке?

-О чем писали сочинение?