5 класс сочинение повествование по теме это я урок конспект

Обновлено: 27.04.2023

Повествование – последовательные, сменяющие друг друга действия, события.

Тема “Памятный день моей жизни”.

В повествовании рассказывается о действиях, последовательно сменяющих друг друга. Как бы создается лента кадров. Мир в таком тексте предстает динамичным/ насыщенным действием, быстротой развития событий/, в движении.

Чтобы подчеркнуть последовательность действия, используются слова и словосочетания, обозначающие время/ потом, через час-другой, через некоторое время/, глаголы движения, обычно прошедшего времени…

3. Работа над сочинением.

4. Написание сочинения после рассмотрения структуры текста.

5. Подведение итогов урока и задание на дом: завершить творческую работу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок подготовки к сочинению – повествованию на свободную тему в 5 классе

Тексты для наблюдений взяты из сборника упражнений для 6 класса (под ред. Г.К. Лидман – Орловой, С. Н. Пименовой. Научный редактор В. В. Бабайцева, 1994)

Тип урока: урок развития речи

Цель урока: в творческой форме подготовить учащихся к написанию сочинения- повествования.

Задачи урока:

1)выработать умение писать сочинение-повествование по собственным впечатлениям;

2) познакомить учащихся с жанром письма;

3)способствовать развитию устной и письменной речи учащихся;

4) развивать умения анализировать текст: находить тему, составлять план, выявлять ключевые слова.

5) совершенствование орфографических навыков, умений синтаксического разбора предложения, работа с лексикой (подбор синонимов).

У: Здравствуйте, ребята! Сегодня на адрес школьной почты пришло письмо от некого мальчика Миши. Он пишет об удивительном случае из своей жизни. Давайте, откроем конверт и прочитаем его. Но обратите внимание, некоторые буквы стёрлись, нам надо будет их дополнить!

Дорогой друг!

Однажды утром я вышел на песчаную к_су, чтобы послушать, как далеко-далеко на б_лотах, за б_реговой излучиной, кр_чат журавли. Со_нце уже

всх_дило, и озеро то и дело меняло цв_та, будто примеряло разные наряды –

какой из них больше подойдет на сегодняшний день. На небе со_нце взошло

одно, а в озере их отр_зилось тысячи.

Журавлей я никогда ( не)видел. (Не)увидел их и сегодня. Зато на

песчаную к_су вдруг спустилась с неба уд_вительная птица: вся розовая,

только клюв черный да черное пятнышко на г_л_ве. Я видел, когда птица

летела, и ее длинные тонкие крыл_я пок_зались мне похожими на гребни волн.

Я всегда рисовал море с такими в_лнами. Села розовая птица на песчаный

откос и так неторопливо слож_ла свои в_лнистые крыл_я, будто кружевной подол

платья подобрала.

Вечером того же дня я увидел еще одну необыкновенную птицу –

совершенно голубую. Голубую, как вечернее предзакатное небо.

Вернулся я на берег озера, когда со_нце уже с_дилось и его нетленный

огонь разгорался все больше и больше. Это уже был целый к_стер. Казалось,

коснется со_нце своим краем озерной глади, и закипит, забрызжет, запенит_ся

под ним вода.

В этом закатном огне увидел я в небе целую стаю птиц, похожих на

чаек, и все они были з_л_тые, огненно-золотые. Как в ска_ке! Но это же чайки. Это все одни и те же чайки. Они белые, но на этом озере все, как в ска_ке, все сказочное – и восходы, и закаты, и лунные ночи. И птицы и люди – как в ска_ке.

Надеюсь, моя история показалась тебе интересной! Хочу, чтобы ты тоже под_лился со мной необычным случаем из твоей жизни! Жду письма! Миша.

У: Итак, о чем же пишет Миша? (Миша пишет о том, что однажды он увидел на озере красивых птиц)

У: А куда и зачем сначала отправился Миша? (Он хотел услышать, как кричат журавли на болотах)

У: Расстроился ли Миша от того, что не увидел журавлей и не услышал их голоса? (Нет. Он сразу же увидел другую птицу, которая показалась ему очень красивой)

У: Одну ли птицу увидел Миша? Или они были разные? Найдите их описание.(Сначала была птица розового цвета, затем, голубого, а потом целая стая золотых чаек)

У: Какой стала эта встреча с чайками для Миши? С чем он сравнивает ее? (Со сказкой).

У: Правильно. Миша будто бы очутился в сказке, так ему запомнилась эта встреча. Скажите, а была ли у вас в жизни какая-то необычная встреча?

У: Замечательно, ведь, нам предстоит написать Мише ответное письмо и рассказать, что необычное, может, сказочное случилось в нашей жизни. Давайте, обратимся к письму. Познакомимся с этим жанром. Запишем его особенности.

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА:

У: Правильно. Записываем в особенностях: 1. Обращение . В скобках пример. Что следует дальше? (Рассказ Миши о своем случае из жизни)

У: Назовем ее – 2. основная часть. А чем завершается письмо? (Миша прощается, просит написать ответ).

У: Запишем: 3. повторное обращение, просьба прислать ответ, имя отправителя. Не забываем о примере.

У: Составим план основной части, чтобы понять, как развивалась история, рассказанная в письме. Делим лист тетради на 2 части. В первой части будут записаны элементы композиции, во второй – примеры из текста.

Таблица может выглядеть следующим образом:

У: Какая здесь последовательность действий Миши? Как они расположены? (Действия следуют друг за другом).

У: Как вы думаете, можно ли было по-другому построить Мишин рассказ? Устно попробуем поменять последовательность элементов. Например, начать с кульминации, с развязки.

Пример учащегося: Однажды на берегу озера я увидел целую стаю огненно- золотых чаек. Это событие стало самым интересным случаем в моей жизни. Я хотел услышать крик журавлей, но не встретился с ними. Потом вдруг прилетала удивительная птица и вскоре еще одна. Вечером, я и увидел ту стаю чаек, которая показалась мне очень красивой. Я почувствовал себя словно в сказке. Все мне показалось необычным.(Кульминация вначале).

У: Хорошо. Надеюсь, вы поняли, что ответное письмо можно начать и в прямой, хронологической последовательности, и в обратной – с финала истории.

У: Для того, чтобы ваши письма были разнообразными и интересными, мы поработаем над тем, как мы можем начать повествование о нашем событии. На экране вы видите фрагменты различных текстов. Вам необходимо найти и записать в тетрадь вступление к каждому тексту. (Параллельно ученики вставляют пропущенные буквы и обозначают орфограммы)

Однажды смотрю, по тр(…)пинке из с(…)седней заречной деревн(…) бежит собач(?)ка Малька. Одна-од(…)нёшенька. Б е жит домой д(…)лови­то, ни на что не оглядывается. (Ученики выписывают: однажды…, подбирают синонимы: как-то раз, один раз, некогда, в один из дней, )

Я был очень маленький, когда в нашем х(…)зяйстве произошло событие: овца прин(…)сла трех ягнят и одного почему-то не пр(…)няла. (Я был маленький: учитель предлагает также варианты: мне было столько-то лет, когда случилось…, случилось это, когда…)

Есть у наш(…)го народа такая пословица: «Добра мать до своих детей, а земля до всех людей. Мой случай из жизни подтверждает ее смысл. ( Выписывают целиком).

У: Как вы думаете, чтобы описать событие, то есть последовательность определенных действий, какую часть речи мы должны использовать больше других? Какая часть части в русском языке отвечает за действия? (Глаголы).

У: Правильно. Попробуем найти в рассказе Миши все глаголы и выписать их. Работаем по цепочке. Разделяем действия Миши, движения птиц и природы.

Пример записи:

Миша: вышел, не видел, не увидел, рисовал, вернулся, увидел.

Птица: спустилась, летела, села, сложила, подобрала,

Природа: садилось(солнце), разгорался(огонь), (солнце) коснется, (вода) закипит, забрызжет, запенится.

У: Как вы думаете, разнообразны ли действия Миши? Не кажется ли вам, что глаголы, употребляемые в письме однотипны? Давайте, попробуем расширить цепочку действий героя. Подберем 2-3 синонима к каждому слову (Записывают).

Примеры синонимов:

Вышел: пошел, отправился, взобрался

Видел: смотрел, наблюдал, любовался, замечал

Рисовал: изображал, писал (картины), чертил.

Вернулся: возвратился, пришел.

У: Чтобы рассказать о своем событии, вам нужен не просто список действий, движений, а их порядок. Как же его добиться? Смотрим на доску (на доске написаны возможные варианты способов связи предложений:

С помощью слов: потом, затем, далее, позднее, вслед, после, сперва, наконец, в итоге.

У: Запишем их в тетрадь и приведем собственные примеры.

У: Не менее важным является окончание текста – повествования. Как вы можете охарактеризовать финал Мишиного письма? Что он в него вкладывает? (Миша говорит о сказке. Он выражает свои чувства в этих словах).

У: Правильно. Вы тоже можете завершить свое письмо описанием тех эмоций, чувств, что вызвало у вас случившееся. Давайте, попробуем устно их назвать, а лучшие запишем в тетрадь.

Эта история запомнится мне на всю жизнь!

Я никогда не был так счастлив, как в этот день!

Это был самый интересный и веселый день в моей жизни!

У: Обратите внимание, что Мишина история описана не только с помощью действий. О чем еще упоминает Миша в каждый момент рассказываемого события? (Время, место).

У: Верно. Давайте, поработаем над такой схемой: Действие – место – время . Выпишем из письма несколько примеров самостоятельно, потом, проверим.

Пример: Вышел – на песчаную косу – утром; вернулся – на берег озера – когда солнце садилось (на закате).

У: Не забудьте в своем письме указать не просто о том, что произошло, но и когда, при каких обстоятельствах, чтобы ваше письмо было интересно читать.

Осталось поработать над последним вопросом, связанным с написанием вашего письма- это то, какие предложения вы будете использовать. Давайте, посмотрим, какие синтаксические конструкции употребляет Миша. Возьмем следующий фрагмент:

Выделим основы в каждом предложении, начертим схемы и устно характеризуем каждое предложение.

Сложное (состоит из 3 простых), повествовательное, распростр.,неосложненное.(Учитель обращает внимание на знаки препинания в сложном предложении)

Простое, повествовательное, распространенное, неосложненное.

Простое, повествовательное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми.

У: Я намеренно выбрала именно этот отрывок, чтобы показать вам, что можно использовать разные предложения. Не останавливайтесь на простых, иначе ваше письмо не будет выразительным, интересным.

У: Попробуем с помощью слов : закончился, пошел, решил, достал, положил, составить 3 предложения по схемам таким образом, чтобы получился связный текст.

Когда уроки закончились, я пошел домой.

По дороге я решил зайти в библиотеку.

Я достала с полки книгу и положила ее на стол библиотекаря.

У: У вас хорошо получилось! Надеюсь, вы сегодня научились основным приемам написания текста – повествования. Однако устроим небольшую проверку на внимательность: перед вами 2 текста одной и той же темы. Но только один из них является текстом – повествования, а другой – нет. Вам необходимо найти текст- повествование и доказать, почему вы так думаете.

По-весеннему пахнет воздух. Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят в лесу деревья. Прозрачно и чисто небо с высокими легкими облаками. Под темными елями ноздреватый снег обсыпан опавшей хвоей. Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. Вот почти над самой головой послышалась звонкая барабанная трель. Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди, оказавшись в лесу ранней весной. Это, выбрав сухое звонкое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант — пестрый дятел. Если прислушаться хорошенько, непременно услышишь: там и там в лесу, ближе и дальше, как бы перекликаясь, торжественно звучат барабаны. Так барабанщики дятлы приветствуют приход весны. (И. Соколов- Микитов).

Как-то весной я пришел в лес рано утром. Солнце только что встало, и мощный птичий хор приветствовал его. И вдруг среди знакомых звуков леса я услышал какие-то странные, непонятные, незнакомые. Доносились они из кустов. Это явно была песня. Но такой я еще никогда не слышал. Она начиналась с глухого урчания и постепенно доходила до высокого хриплого повизгивания. Потом она неожиданно оборвалась — сменилась громким щелканьем и пыхтеньем, а после небольшого перерыва все началось сначала. Я осторожно подошел к кустам, приготовившись к самому неожиданному. И все-таки, что увидел, поразило меня. Под кустом, прижавшись носами друг к другу, сидели два ежа. Они-то и пели песню! (О. Дмитриев).

Доказательство учащегося:

Второй текст является повествованием, так как он рассказывает о событии – встрече с ежами.

Текст имеет композицию: завязку, развитие, кульминацию, развязку.

Много действий, движений, которые выражены с помощью глаголов.

У: Правильно, вы доказали, что именно второй текст относится к типу речи повествование. Дома, опираясь на наблюдения урока, вы должны написать ответ на письмо Миши.

Не забывайте о правилах оформления письма, о которых мы говорили в начале урока. Также, помните, раз это письмо, то должен быть конверт для него. Можете сделать из бумаги своими руками. Как только письма дойдут до Миши, он выберет самые интересные истории, и мы представим им на нашем стенде. Всем успехов!

Грамматические особенности повествовательного текста – разнообразные лексические, грамматические средства, характерные для повествовательного текста.

Описание – словесное изображение какого-либо явления, предмета, лица путём перечисления и раскрытия его характерных признаков.

План работы над обучающим изложением – последовательность работы над обучающим изложением.

Структура повествовательного текста – последовательность действий и событий.

Тип речи – это способ изложения, который автор использует, чтобы донести свои мысли. Выделяется три типа речи: повествование, описание и рассуждение. Каждый тип речи в русском языке уникален и имеет собственные характерные черты.

Список литературы

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

1. Челышева И. Л., Русский язык. 5 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков // Челышева И. Л. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 211 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Высказывания, в зависимости от содержания, можно разделить на три типа: повествование, описание и рассуждение. Если мы говорим об устной форме, то имеются в виду типы речи. Если мы говорим о письменной форме, то повествование, описание и рассуждение будут называться типами текста.

Каждый тип речи имеет отличительные признаки.

Приём фотографирования позволяет представить происходящее с точки зрения человека, который как будто снимает то, что ему рассказывают.

Для всех повествовательных текстов общим является начало события: что и где будет происходить (это экспозиция), что произошло (это завязка), развитие действия, кульминация (это наивысшая точка напряжения) и конец события (это развязка).

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Здесь даны исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт.

Как старик поймал золотую рыбку – завязка. То есть событие, которое определяет возникновение конфликта.

Развитие действия – это просьбы старухи.

То есть система событий, вытекающих из завязки.

Кульминация – приказ золотой рыбке сделать старуху владычицей морской.

То есть это наивысшая точка напряжения во всей сказке.

Развязка звучит так:

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

То есть это часть, в которой происходит разрешение конфликта.

Раз он в море закинул невод, ̶

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,

Пришёл невод с травой морскою.

Каждый элемент повествования можно украсить описанием. Причём показывать можно как внешний, так и внутренний мир. Благодаря описанию текст приобретает характерные, отличительные черты.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Слова автора также могут играть роль описания.

Совсем другой образ у старухи.

Повествование очень распространено в таких жанрах, как рассказ, воспоминания, письма.

«Об этом кипрее я и хочу рассказать.

Прошлым летом я жил в маленьком городке на одной из наших полноводных рек. Около этого городка сажали сосновые леса…

В художественных произведениях типы речи переплетаются, создавая образность, выразительность и эмоциональность.

Повествование – это мир в движении.

Цель создания текста: рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных фактов и их взаимосвязи.

Особенности повествования.

Содержание и форма текста

1.Соблюдается логическая последовательность.

2.Динамизм, смена событий.

3. Хронология композиции (выстроена последовательно во времени).

1. Обозначение места действия, название лиц, производящих действие, обозначение самих действий.

2.Слова, подчёркивающие последовательность действий (потом, затем…)

1. Глаголы формы прошедшего времени совершенного вида (пришёл, увидел…)

2. Глаголы начинательного способа действия (начали, стали…)

3. Глаголы со значение движения, восприятия, возникновения и мгновенности действия (как прыгнет, хлоп, прыг…)

1. Союзы со значением чередования, сопоставления или возникновения действия.

2. Порядок слов в предложении (прямой и обратный).

3. Цепной вид связи.

Тренировочные задания:

Каждому типу текста подберите соответствующее определение.

Текст задания:

словесное разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

статичные картины, детали.

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить характерные признаки каждого типа речи. Повествование рассказывает о событии в его временном развитии. Описание даёт характеристику предмету, явлению. Рассуждение – это разъяснение какой-либо мысли.

Правильный ответ:

Описание – статичные картины, детали.

Рассуждение – словесное разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Для каждого повествовательного текста характерен план. Восстановите последовательность.

Текст задания:

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить: каждый повествовательный текст имеет начало (экспозицию, которая содержит исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт), завязку (событие, которое определяет возникновение конфликта), развитие действия (систему событий, вытекающих из завязки), кульминацию (наивысшую точку напряжения) и развязку (часть, в которой разрешается конфликт).

Цели:познавательные: повторить ранее изученное: тема текста, основная мысль, типы речи, их композиционное строение; познакомить с новым видом работы по развитию речи – сочинением-воспоминанием, с характерными особенностями его построения.

практические: закрепить умения раскрывать тему текста, основную мысль, писать в определенном жанре;

формировать новое умение – создавать текст по памяти.

метапредметные: развитие логического мышления; формирование умения самостоятельно выполнять задания.

Объявление темы урока. Беседа:

– Как известно, понедельник – день тяжелый. После выходного так трудно взять себя в руки и заставить учиться, к тому же и погода не балует. Что же может поднять нам настроение? (Ответы детей)

-Что такое рассказ? (повествование о каком-либо событии, это небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера)

Работа над темой урока

А) Слово учителя

– Любой рассказ – это необычная история. Не огорчайтесь, если вас не брали в плен индейцы, если вы не спасали котят и не становились героем при пожаре. Истории случаются каждый день. Важно лишь быть внимательным человеком, чтобы потом суметь рассказать о произошедшем так, чтобы обратить внимание других на что-то необычное, удивившее вас. Может быть, это удивит и других?

– Вспомните, пожалуйста, событие, произошедшее с вами и оставившее приятное впечатление или улыбку.

– Ребята, какой тип речи и стиль мы будем использовать? (повествование, разговорый стиль)

– Какова структура рассказа? (Рассказ имеет сюжет).

вступление, которое повествует о том, что предшествовало основному событию,

завязку (начало действия),

кульминацию (наиболее острый момент, “вершина”),

развязку (завершение действия).

заключение, в котором подводятся итоги и делается вывод.

– Что необходимо, чтобы устный рассказ хорошо слушали? (Рассказать нужно понятно, живо, ярко, а то собеседник просто слушать не станет.

4. Подготовка письменного рассказа о себе – работа с планом:

– Как же начать свой рассказ? Давайте обратимся к народной мудрости (На боковой доске

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Семь раз отмерь – один отрежь.

ЗАВЯЗКА ( Где, когда происходило действие? Что вы решили сделать? Куда отправились? С кем?)

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ (читаем теоретический материал на стр. 240, 242, 244), выписываем слова – помощники:

Затем, потом, после этого….

Используй глаголы совершенного вида!

КУЛЬМИНАЦИЯ – Что вы испытывали в этот момент? (Наступил долгожданный момент, Я был горд, на седьмом небе от счастья, меня переполняла гордость…)

РАЗВЯЗКА (Вот так я …)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Теперь я …, с тех пор в нашей семье…)

В какой момент воспользуетесь словарями?

5. Тренировочные упражнения: учебник стр. 246 упр. 691.

6. Домашнее задание: написать сочинение.

Итак, я уверена, что вы легко справитесь с предстоящей работой и на следующем уроке мы познакомимся с веселыми и смешными, познавательными и интересными моментами из вашей жизни. И напутствием вам будет это стихотворение:

Мир вокруг тебя

Всмотритесь в мир вокруг себя,
Расправьте шире плечи.
О грусти, зависти, друзья,
Не может быть и речи!
Ведь правит миром красота!
Все в ее сильной власти.
Людская ласка, доброта
Нас всех хранит в ненастье.
Всмотритесь в мир! Как щедрый друг
Он нам раскрыл объятья.
Любите жизнь, друзей,родных!
Ведь все мы – дети счастья!

-75%

Читайте также:

      

  • Русская народная игра ловушки с приседаниями конспект
  •   

  • Устройство и правила эксплуатации радиостанций оперативной связи внг конспект
  •   

  • Военная служба конспект урока
  •   

  • Размножение и развитие животных 3 класс конспект урока школа россии
  •   

  • Типографской издательское дело в центральном черноземье конец 18 века начало 20 века конспект

Цели:

познавательные:

  • повторить ранее изученное: тема текста, основная мысль, типы речи, их композиционное строение;
  • познакомить с новым видом работы по развитию речи – сочинением-воспоминанием, с характерными особенностями его построения.

практические:

  • закрепить умения раскрывать тему текста, основную мысль, писать в определенном жанре;
  • формировать новое умение – создавать текст по памяти.

общепредметные:

  • развитие логического мышления;
  • формирование умения самостоятельно выполнять задания.

воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету;
  • воспитание языковой личности (правописная и речевая компетенция);
  • нравственное воспитание;

Актуализация знаний.

Посмотрите на доску, вы видите на ней варианты различных заглавий, как вы думаете, о чём могут быть эти произведения?

  • С папой на рыбалке;
  • Моя любимая игрушка;
  • Самый счастливый день;
  • Первый раз в музее истории;
  • Семейный вечер;

 (предположения детей)

Как вы думаете, важна ли роль заголовка в тексте?

Да, конечно. Роль заголовка очень важна. Всякое заглавие, так или иначе, информирует читателя о тексте. Заглавие может выявлять авторскую позицию, а также психологически готовить читателя к восприятию текста, поэтому при составлении своих сочинений или рассказов нужно обратить большое внимание на выбор заглавия, чтобы оно привлекло внимание читателя, заинтересовало его.

Ребята, а теперь попробуйте отгадать тему нашего урока, для этого возьмите корень однокоренных слов «сказывать», «сказка». Добавьте к нему приставку от слов «рассудительный», «расценить». Какое слово у вас получилось? (рассказ)

-Что такое рассказ?

это небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера

-По какой композиционной схеме строятся рассказы?

завязка; развитие действия; кульминация; развязка.

-О чём бывают рассказы?

Варианты ребят; действительно, рассказ – это любая интересная история

– А случались ли с вами интересные истории?

– О каком случае из жизни вы могли бы рассказать друзьям? (о подарке, походе в интересное место, отпуск, хорошая оценка и т.д.)

предположите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. (учиться строить и сочинять рассказыустные высказывания) совершенно верно, запишем тему урока «невыдуманный рассказ о себе».

Работа над темой урока

  1. Слово учителя

– любой рассказ – это необычная история. Не огорчайтесь, если вас не брали в плен индейцы, если вы не спасали котят и не становились героем при пожаре. Истории случаются каждый день. Важно лишь быть внимательным человеком, чтобы потом суметь рассказать о произошедшем так, чтобы обратить внимание других на что-то необычное, удивившее вас. Может быть, это удивит и других?

  1. Чтение вслух отрывка из текста А. Аверченко «Душистая гвоздика»

Иду по грязной, слякотной, покрытой разным сором улице, иду злой, бешеный, как цепная собака. Сумасшедший петербургский ветер срывает шляпу, приходится придерживать ее рукой. Рука затекает и стынет от ветра; я делаюсь еще злее! За воротник попадают тучи мелких гнилых капель дождя.

Ноги тонут в лужах, образовавшихся в выбоинах дряхлого тротуара, а ботинки тонкие, грязь просачивается внутрь ботинка… так-с! Вот вам уже и насморк.

Мимо мелькают прохожие. Они норовят задеть плечом меня, я — их.

Все скудные краски смешались в одно грязное пятно, даже яркие тона вывесок погасли, слились с мокрыми ржавыми  стенами сырых угрюмых домов.

А тротуар! Боже ты мой! Нога скользит среди мокрых грязных бумажек, огрызков яблок и раздавленных коробок.

И вдруг… сердце мое замирает!

Как нарочно: посреди грязного тротуара ярким трехкрасочным пятном сверкнули три оброненные кем-то гвоздики, три девственно-чистых цветка: темно-красный, снежно-белый и желтый. Кудрявые пышные головки совсем не запятнаны грязью, все три цветка счастливо упали верхней частью стеблей на широкую коробку, брошенную прохожим.

О, будь благословен тот, кто уронил эти цветы, — он сделал меня счастливым.

Ветер уже не так жесток, дождь потеплел, грязь… ну что ж, грязь когда-нибудь высохнет; и в сердце рождается робкая надежда: ведь увижу я еще голубое жаркое небо, услышу птичье щебетанье, и ласковый майский ветерок донесет до меня сладкий аромат степных трав.

Три кудрявых гвоздики!

  1. Беседа по тексту.
  • Докажите, что это рассказ? (есть завязка, развитие, кульминация, развязка)
  • Какой обычный предмет в рассказе оказался удивительным? Почему?
  • Какой фон для этого предмета «нарисовал», описал автор? (мрачный: погода плохая, настроение безобразное, вокруг грязь)
  • Какой фразой начинается рассказ о встрече с гвоздиками («И вдруг…»)
  • Как повлияла находка на главного героя?
  • Какая часть рассказа является развязкой?
  • А у вас так бывало, чтобы что-то вдруг подняло вам настроение?

-Ребята, предлагаю вам ещё посмотреть отрывок из замечательного короткометражного советского мультфильма, который называется «Просто так», после просмотра ответьте на вопрос: Какое событие подняло настроение одному из героев? Почему?

  • Просмотри мультфильма 2 минуты

-Вспомните похожий случай из своей жизни. Расскажите о нём. (дать время: 5 минут – спросить 2-3 человек)

Итак, как мы видим, темы для невыдуманных рассказов о себе могут быть разнообразными, какую выберете вы – решаете сами.

«На закуску»

Ребята, у вас уже есть опыт написания изложений, составления устных и письменных рассказов, сочинений. Давайте теперь попробуем представить себя в роли редакторов.

Редактор – человек, который проверяет, исправляет, обрабатывает тексты.

Наша задача – прочитать фрагмент из изложения в нашем учебнике (стр. 114, упр. 651) и исправить его.

Выполнение упражнения. Редактирование (по предложениям); запись исправленного варианта, его чтение.

После выполнения ответить на вопрос: почему важно использовать в речи, в тексте глаголы того или иного вида?

Домашнее задание

Написать рассказ о случае, происшедшем с вами (от первого лица) упр. 652

Рефлексия

Чем мы с вами занимались сегодня на уроке?

С каким видом заданий вам понравилось работать больше всего?

Скажите, для чего вам пригодиться это в жизни?

Абрамова Елена Викторовна

МАОУ Омутинская СОШ №1

учитель русского языка и литературы

Тема: Сочинение-фантазия.

Цель: формирование умений писать сочинение-повествование, создание условий для проявления творческих способностей.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

– формировать умения написания сочинения-описания по картине, используя лексико-изобразительные средства;

– совершенствовать навыки составления сложного плана, орфографические, пунктуационные навыки, морфологические знания.

2. Метапредметные:

– умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;

– овладение приемами отбора и систематизации материала;

– способность к конструированию предложений;

– адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

– умение создавать текст – описание.

3. Коммуникативные:

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

– планирование учебного сотрудничества со сверстником;

– уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников урока.

4. Личностные:

– умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

– овладение умением работать коллективно, в  парах, индивидуально;

– нравственно-этическое оценивание описываемой картины на основе личностно-значимого опыта.

В качестве раздаточного материала используется настольная игра “Dixit

Ход урока.

1. Орг. момент.

– Ребята, посмотрите, какой сегодня замечательные зимний день! Еще немного и мы с вами окунемся в новогодний хоровод событий!

Опишите, что вы видите за окном? …..

Расскажите, как прошло ваше утро?… Все сегодня позавтракали?

Ответьте, почему нужно завтракать?….

2. Целеполагание. Тема урока.

-Какие типы речи вы сейчас применили, чтобы ответить на мои вопросы? (описание, повествование, рассуждение).

– А где еще мы применяем эти типы речи на уроках русского языка и литературы? (пишем сочинения).

– Скажите, какой тип речи мы можем представить в виде нескольких картинок? (повествование)

– Ребята, как вы думаете, к чему ведет наш разговор? Предположите, какая будет тема урока? (Подготовка к написанию сочинения-повествования)…

– А какую цель мы с вами перед собой поставим? (познакомиться со структурой сочинения-повествования, научиться писать сочинение-повествование)

3. Актуализация знаний.

– Давайте вспомним, из каких частей состоит любое сочинение (задание 1)

  1. Сопоставьте композиционные части сочинения

1. Первая – это вступительная часть

1 ______

А. Придерживаясь темы сочинения, надо с примерами описать главные события, по теме которого пишется сочинение

2. Вторая часть – основная

2 _______

Б. В этой части можно подвести черту и сделать свой вывод.

3. Третья часть – это итог

3 __________

В. Опишите тему сочинения, при необходимости укажите формулировки.

4. Новый материал. Читательская грамотность.

– У вас сейчас есть уникальная возможность самим узнать об особенностях сочинения-повествования! (задание 2)

  1. Задание. Прочитайте. С чем можно сравнить текст-повествование? (кадры фильма) Какая часть речи преобладает в таких текстах? (глагол) Какие слова помогают передать последовательность событий?

ТЕКСТ-ПОВЕСТОВАНИЕ – в нём есть последовательность событий. Текст похож на кадры фильма, которые идут один за другим, то есть действия протекают во времени чередой.

Сочинение – повествование отвечает на вопросы КТО?, ЧТО ДЕЛАЛ?, ГДЕ?, КОГДА?, КАК?.

Главная особенность повествования –сообщение о развивающихся действиях и об их завершении. Поэтому в повествовании много глаголов.

Чтобы показать последовательность событий , в языке имеются такие слова, как «СНАЧАЛА», «ПОТОМ», «ЗАТЕМ», «ТОГДА», «СНОВА», «ЕЩЁ», «УЖЕ».

– Представляете, оказывается, что сочинения-повествования еще разделяются на несколько видов! Давайте с ними познакомимся! (По 1 ученику из группы) Прочитайте и предположите, о чем можно написать. (задание 3).

  1. Задание. Виды сочинений –повествований

Сочинение-воспоминание/наблюдение

Сочинение – сказка

Сочинение – мечта

Сочинение – предположение

– А еще такие сочинения отличаются более развернутым планом. Давайте сравним план сочинения-повествования со стандартным планом из 1 задания. Чем они отличаются?

4 задание. ПЛАН СОЧИНЕНИЯ- ПОВЕСТВОВАНИЯ

1.Вступление. Кто? Когда? Где?

2. Развитие действия – завязка (поступки героев, причины этих поступков).

3. Кульминация (самый напряжённый момент сюжета) действия.

4.Заключение (развязка).

ФИЗМИНУТКА.

– Ребята, представляете, я сегодня утром под один из стульев прикрепила две «5». Кто их найдет, тот сегодня гарантированно уйдет домой с пятеркой!

5. Закрепление. Работа с картинками.

– Вам сейчас предстоит ответственное задание! Представьте, что вы сценаристы. И у вас есть только одна картинка, по которой вы должны написать целый сценарий. (на экране )

5 задание. В группах. Работа с карточками на экране. 5-7 минут

1. Как, по-вашему, называется фильм, рассказ? _____________________________________________

2. О чем он может быть? ___________________________________________________________

3. Кто его герои? Дайте им описание.______________________________________________________

______________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

4.А что с ним или с ними происходит? _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5. К какому жанру можно отнести произведение? (рассказ, сказка, баллада, фантастический рассказ, фэнтези, детектив)_____________________________________________________________________

6. Назовите ключевые слова.______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

5.

РЕФЛЕКСИЯ.

Что я теперь знаю? Что я теперь умею?

Д/З. Написать сочинение-фантазию по картинкам (отправить все картинки в вайбер). Можно добавить иллюстрацию

При выполнении какого задания вы рассуждали? (Почему перина называется

периной, земляника земляникой и т.д. Упражнение 387, учебник

Т.А.Ладыженской)

II. Подготовка к сочинению по памяти.

1. Вспомните, какие виды сочинений вы уже знаете и имеете некоторый опыт их

создания? (Сочинение по наблюдениям. Прогулка по березовой роще, описание

березы, группы берез.

Сочинение по воображению. “Моя школа (улица, город) через двадцать лет”

(закрепление темы “Будущее время глагола”).

2. А сегодня мы познакомимся с новым видом сочинения сочинением по памяти,

сочинениемвоспоминанием. Тема сочинения – “Мой первый подарок”.

Каковы же особенности сочинениявоспоминания?

1) Главное – определиться с намерением.

Цель – вспомнить. Вспомнить то, что произошло когдато, но оставило в вашей

памяти глубокий след, отпечаток. Послушайте, какое определение понятию

“память” дает С.И.Ожегов в своем словаре: “способность сохранять и

воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт…”.

2) Тема – о чем вспомнить? Что вспомнить? (О моем первом подарке)

Помните, что каждое слово в названии темы весомо, имеет значение.

Высказывание надо строить так, чтобы каждое предложение в нем помогало

раскрытию данной конкретной темы.

3) Основная мысль вашего сочинения к чему вы будете призывать, в чем

убеждать?

Первый подарок запомнился, запал в душу, произвел неизгладимое впечатление,

остался в памяти своей красотой, яркостью, оригинальностью, неповторимостью,

тем, кто его подарил. (Словосочетания с лексикой памяти записаны на доске)

Вы должны убедить собеседника, того, кто будет читать сочинение, что ваш

подарок действительно неповторим, другого такого не было и нет на свете, и вы

помните все до мельчайших подробностей.

4) Особенностью сочинениявоспоминания является использование словсигналов:

помню, всп…минаю, осталось (в) памят…, мне помн…тся, буду помнить (указать

время глагола), (не) забуду.

Словарноорфографическая работа: вставить пропущенные буквы, объяснить их

правописание.

5) Обратите внимание, что словасигналы могут стоять в разных частях текста.

Представим ваше сочинение в виде схемы (на доске)

Вступление:

помню

помнится

Основная часть:

конспект урока Сочинение – повествование. Зимние каникулы

Включает методическую разработку

Цели урока:

1. научить учащихся определять тему повествования, придумывать заголовок, составлять связный текст, употребляя опорные слова;

2. развивать умения употреблять существительные мужского, женского, среднего рода в речи; повторить падежные вопросы.  

Раздел: Конспекты уроков по русскому языку для 5 класса

Размер файлов: 16.52 kB

Дата публикации:

31.05.2017

© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные

  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Бектемирова Д. Ж. Сочинение – повествование. Зимние каникулы // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn—-dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/russ/5-klass/file/45393-konspekt-uroka-russkogo-yazyka-po-razvitiyu-rechi-sochinenie-povestvovanie-zimnie-kanikuly (дата обращения: 28.04.2023)

  Скачать сертификат о публикации  Заказать рецензию на публикацию

Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2107 пользователей.
Отзывы