Урок развития речи в 6 классе
Учитель: Погребная Ольга Александровна.
Тема:
Рассуждение. Подготовка к сочинению-рассуждению.
Цели: 1)
обучающие:
–
повторить
изученные стили речи и обучать распознавать разные типы речи, исходя из
лексических, грамматических и композиционных признаков текстов данных типов
речи;
–
обобщить
и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение;
–
познакомить
учащихся с понятием дискуссия, особенностями рассуждений на дискуссионную
тему;
–
подготовить
к самостоятельному сочинению-рассуждению рассматриваемого типа.
2)развивающие :
–
развитие
коммуникативных навыков учащихся;
–
развитие
умений рассуждать, подбирая необходимые аргументы;
3) воспитательные:
–
воспитывать
культуру речи учащихся и уважительное отношение к мнению окружающих
Оформление
урока:
наглядный материал, карточки, проектор, презентация с текстами разных стилей и
типов и схемами строения разных типов речи.
Эпиграф к уроку.
«Спорьте, заблуждайтесь, но, ради Бога,
размышляйте, хотя и криво, но сами».
( Г. Лессинг)
Ход урока
Этапы | Деятельность | ||||||
1. | Приветствие | ||||||
2. | 1) 2) 3) 6) Как пишется местоимение «вы» в официальных бумагах? (С большой 7)Что общего и чем различаются по морфологическим признакам | ||||||
3. Тема Введение | Я предлагаю обратиться к словам , выбранным Попробуйте выделить в высказывании ключевые (Спорьте, заблуждайтесь, размышляйте , Дискуссия (от | ||||||
4. Повторение | · · · | ||||||
5.Выполнение заданий творческого характера. | 1 задание. Что это за слова? Как они связаны между Какому написать
| ||||||
2 задание. Анализ обоснуйте 1.На ( Это 2. Никита ( Это текст художественного стиля ,повествование, 4. Плакета – памятная или декоративная ( Это текст научного стиля, описание.) 3.Слово (Это текст публицистического стиля, рассуждение, · · 3 задание. ( карточки – схемы) Закончив данные предложения, вы ответите на Здесь нельзя не согласиться с __________________________________ Безусловно, если ____________________________________________, то________________________________________________________________ И наоборот, если __________________________________________ то________________________________________________________________. Я считаю, что_______________________________________________ и тогда _____________________________________. Чтение | |||||||
6. Анализ Как понят текст, | — В жизни – Работа Прослушайте – Что -О чём – -Кто Приведите Что | ||||||
7.Обсуж-дение возможного построения сочинения а)Подбор | Аргумент — 1. 2. Составление 1.Тезис. 2. Прав 1) 2) 3. – – – | ||||||
б)Работа | |||||||
8. | Кто быстрее. Выберите 1. 2. 3 | ||||||
9. Составление устного | А теперь предлагаю вам попробовать составить « Спорьте, заблуждайтесь, но, ради Бога, Высказывания ребят. 1.У дедушки большой жизненный опыт, дедушка старше и мудрее 2.Но и внучка права. Сейчас забыли о духовных ценностях 3. Дедушка жил, когда в магазинах ничего не было, и подарок, 4. Если все ребята купят подарки в магазине, а я приду с 5. Нет подарка более ценного и приятного, чем подарок, | ||||||
10. Подведение | | ||||||
11. Домашнее | Упр. 480 Напишите, |
Конспект урока. 6 класс. «Развитие речи. Подготовка к сочинению–рассуждению»
1. Организационный момент. Приветствие. Запись числа, темы урока (слайд 1).
2. Слово учителя. В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает
правильным своё мнение; нередко по–разному оценивают поступки человека, иногда при этом
высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою
правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Сегодня мы будем учиться рассуждать,
доказывать свою мысль. Одно дело – думать иначе, чем остальные, другое – убедить в своей
правоте, отстоять своё мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.
3. Работа с эпиграфом (слайд 2). Как вы поняли высказывание известного французского философа
XVI века Рене Декара?
4.
5. Повторение пройденного о типах речи.
– Мы знаем три типа речи. Какие? (Описание, повествование, рассуждение)
– Как различаются типы речи? (Слайд 3)
(Описание — это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание
отвечает на вопрос КАКОЙ?
Повествование – это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной
последовательности. Повествование отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО?
Рассуждение – это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается
или подтверждается какая–либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?)
6. Работа с тренировочными текстами.
Прочитайте тексты и определите их тип речи. Найдите в текстах местоимения и
определите их разряд.
Текст № 1 (слайд 4).
На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с
вышины. По синему–синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они
золотились, разбрасывая по небу искорки.
(А. Толстой)
Текст № 2 (слайд 5).
Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и
побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик–щепку и долго
смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в
душе запело стозвоном : “Весна пришла!” (А. Толстой)
Текст № 3 (слайд 6).
Самое лучшее время года – весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо.
Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!
Текст № 1 – описание, так как, во–первых, здесь описываются лохматые, ослепительные потоки
солнца, синее небо, по которому плыли облака и к ним можно задать вопрос какой? Во–вторых,
здесь нет движения, картина статичная, словно фотография, только словесная, есть эпитеты,
метафоры, сравнение.
Текст № 2 – повествование, так как здесь есть сюжет, развивается действие: рассказывается о
том, как Никита распахнул дверь, сел на крыльцо, потом опустил кораблик в ручеёк и долго
смотрел ему вслед, а потом резко встал и улыбнулся солнышку – к этим словом можно задать
вопрос что делал?
Текст № 3 – рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и
вывод.
Местоимения: оно (личное), они (личное), самым (определительное), своим (притяжательное),
его (притяжательное), ему (личное), самое (определительное), всё (определительное).
7. Объяснение нового материала.
– Сегодня мы с вами будем готовиться писать сочинение – рассуждение, а вот о чём вы будете
рассуждать, вам предстоит догадаться самим. Но для начала вспомним ещё раз, из скольких
частей состоит сочинение–рассуждение.
– Правильно, из трёх: тезис, доказательство, вывод.
– Проведём небольшую словарную работу (слайд 7).
Тезис – положение, кратко излагающее какую–нибудь идею, а также одну из основных мыслей
лекции, доклада, сочинения, или, другими словами, это основная мысль текста, которую нужно
доказать.
Доказательство – подтверждение какого–нибудь положения фактами или доводами, или,
другими словами, это примеры, доказывающие основную мысль текста.
Вывод – итог рассуждения. Обычно вывод совпадает с той мыслью, которая была высказана в
начале текста. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден и его может сделать сам
читатель.
– Иногда рассуждение начинается вступлением, чтобы читатель мог освоиться в предлагаемой
теме, привыкнуть к ней, понять её. Но вступление бывает не всегда. Когда нет нужды готовить
читателя к восприятию темы и последующего содержания текста, вступление не создаётся.
Составление схемы построения текста–рассуждения (слайд 8):
1. Вступление.
2. Тезис, то есть основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.
3. Аргументы, то есть доказательства, доводы, мотивы, обоснования.
4. Вывод, то есть итог, к которому пришёл автор рассуждения
8. Отработка навыка по умению находить составные части рассуждения в тексте.
Текст (слайд 9)
Мама – самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом.
Хлебороб благодарно произносит: “Спасибо, кормилица–мать”. Солдат, смертельно раненный,
шепчет: “За Родину–мать!” Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.
Найдите тезис, доказательство, вывод.
9. Подготовка к написанию сочинения–рассуждения.
– Для начала давайте определим, что станет предметом вашего рассуждения, о чём пойдёт речь.
Я прочитаю стихотворение Виктора Лунина:
Мне туфельки мама вчера подарила,
Конфеты мне папа принёс.
Сестра подарила мне щётку и мыло,
А брат – заводной паровоз.
Ещё подарили мне чашку и ложку,
И кубики – строить дома.
Но рыжую кошку, прекрасную кошку
Нашла во дворе я сама!
– Так о чём мы будем с вами говорить?
– Правильно, о подарках! Подарки любят все. Кто–то любит их получать, а кто–то дарить. Но
мало кто знает, что дарить подарки – это целое искусство. А что такое подарок, какое значение
имеет это слово? Давайте проведём ещё одну словарную работу (слайд 10).
Подарок — это предмет или вещь, которую по собственному желанию и
безвозмездно преподносят с целью доставить удовольствие, пользу.
Подарок имеет сходное значение с даром и пожертвованием. Но, как правило, преподнесение
подарка связано с каким–то поводом: определённым событием, обычаем или праздником.
Поводы к подарку бывают самые разные. Самые распространённые из них:
Обычаи и праздники
Выражение признательности, благодарности
Выражение любви или дружбы
Выражение сочувствия
Из истории подарка( рассказывают ученики)
1.На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В
многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется
кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу
жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов
герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо,
исполняющее желания.
2. На Руси у слова «подарок» был брат–близнец — «гостинец», произошедший от слова
«гость». Ранее, по обычаю человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом
доме отдарить. Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл — бытовало
убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с
обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних.На масленицу дарили
узорчатые пряники с надписями: «кого люблю, того дарю», «от милого подарок дороже
золота».Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами.
В разные времена на Руси со словом подарок слагались пословицы и поговорки, в которых
заключалась великая народная мудрость.
Работа с пословицами и поговорками (слайд 11):
– А какие вы знаете пословицы и поговорки, может быть, загадки со словом «подарок»? (работа в
группах)
Чем дарят, тем не корят.
Кого люблю, того и дарю.
Кого любишь, того сам даришь, а не любишь, и от него не примешь.
От мила куманька черепок да латка, и то подарочек.
Поднести золотое яблочко на серебряном блюде (т. е. хороший гостинец или весть).
Малое принимайте, а большому сроку дайте (при гостинце, подарке).
На малом не взыщите, большого не ищите (то же).
Дар — не купля: не хаят, а хвалят.
Всяк дар в строку (т. е. припомнится подарившим).
Подарки принимать, так отдариваться.
Подарки любят отдарки. Дар дара ждет.
И малый подарок не наклад.
Дома–то и не голод, да подарок дорог.
Не дорог подарок, дорога любовь.
Дорог подарочек не выпрошенный.
Кума не мила — и гостинцы постылы.
Не люба кума — и гостинцы не милы.
Даровое лычко лучше купленного ремешка.
Не пей, кума, дарового вина: придет дороже купленного.
От матушки отопочки, от батюшки ошметочки, и то почти за подарочек.
Разорился парень бедный: купил девке перстень медный.
Даровому коню в зубы не смотрят.
– В чём смысл последней пословицы?
ДАРЕНОМУ (ДАРОВОМУ) КОНЮ В ЗУБЫ НЕ СМОТРЯТ. Подарок не обсуждают,
принимают с благодарностью то, что дарят. Так говорят, когда кто–либо получил в подарок
какую–нибудь вещь, которая не очень правится и которую сам бы не выбрал. Но об этом не
принято говорить в лицо дарителю. Пословицу объясняют старинным обычаем внимательно
осматривать зубы лошади при ее покупке, так как по ним легко определить возраст: у старой
лошади зубы обычно стерты (сравните фразеологизм: зубы съесть на чём–либо — так говорят об
опытном, много пожившем и искушенном жизнью человеке, но первоначально же данное
выражение употреблялось в отношении старой лошади.
Работа с текстом учебника, данного в упражнении 436. (Слайд 12)
Есть у меня внучка. Однажды она говорит:
– У Веры в субботу день рождения. Они пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой–
нибудь подарок. Что бы ей подарить?
Мама начала давать добрые советы, но тут в разговор вмешался я:
– А у моих друзей в детстве был неписанный закон: в дни рождения дарить только то, что
сделано своими руками.
– Ну, знаешь, дедушка! В нашем классе скажут, что я жадная и что я плохая подруга, – сказала
внучка.
– По какому поводу вышли разногласия между дедушкой и внучкой?
– Кто из них, по–вашему, прав: внучка или дедушка?
Предполагаемые точки зрения:
1. Прав дедушка
2. Права внучка
3. Не согласен ни с тем, ни с другим
Предполагаемые обоснования, доказательства:
1. Подарок, купленный на деньги родителей, – это не мой подарок, а их.
2. Я ничего не умею делать, значит, тогда я ничего не смогу подарить.
3. Надо знать вкусы того человека, которому собираешься преподнести подарок, ведь самое
главное – чтобы ему было приятно, а деньги в конце концов можно и заработать.
Работа с афоризмами. (Слайд 13) распечатки на партах
– В своих работах вы можете воспользоваться высказываниями великих людей для
подтверждения собственной мысли. Вот некоторые из них.
Выбранный с любовью подарок узнается сразу по стремлению угадать вкус адресата, по
оригинальности замысла, по самой манере преподносить подарок. (А.Моруа)
Каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты вручаешь его с
любовью. (Д.Уолкот)
Ценность подарка определяется скорее его уместностью, нежели ценой. (Ч.Уорнер)
Три вещи составляют достоинство подарка: чувство, уместность и способ преподнесения.
(Соммери)
Дарите исподволь – и цену дар удвоит:
То, как вы дарите, самих подарков стоит. (П. Корнель)
Обсуждение возможности построения сочинения на тему «Кто прав…»
– Как можно начать такое сочинение?
Если предмет спора ясен, можно начать с формулировки тезиса, то есть с ответа на
поставленный вопрос: прав тот–то. Высказывая определённую точку зрения, желательно
пользоваться выражениями типа Я думаю (считаю), что… Я убеждён (уверен), что… По–
моему…
Если говорящий не уверен в том, что он во всём прав, или не хочет казаться резким,
категоричным в споре, он скажет: мне кажется (думается), что…
Затем – во второй части сочинения – надо привести доказательства, аргументы, а в конце
сделать вывод. О чём можно в нём написать? Можно ещё раз подчеркнуть тот тезис, который
доказывался, например: «Таким образом (итак, значит), я считаю, что в этом споре прав
(права)…» Можно написать о том, чему научило вас обсуждение этой спорной ситуации, какие
выводы вы для себя сделали.
Запись материалов к предстоящему сочинению. (Слайд 14)
1. Я думаю (считаю, полагаю), что… По–моему, прав… Я убеждён (уверен), что… Я не могу
согласиться с тем, что… Мне кажется (думается), что…
2. Могу сказать (возразить), что… Сам себе противоречит… Во–первых, … Во–вторых, … В–
третьих, …
3. Хочется подчеркнуть (сказать ещё раз)… Итак… Таким образом… Следовательно… Я понял,
что…
10. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
– Какие выводы сделали для себя?
11. Домашнее задание (слайд 15): написать сочинение–рассуждение по упр.436, озаглавив
его и подчеркнув в нём использованные местоимения. По возможности
использовать в своём сочинении слова из рамок.
Урок развития речи в 6 классе
Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему.
Тип урока: изучение нового материал
Вид: комбинированный
Цели: 1) обучающие:
- повторить изученные стили речи и обучать распознавать разные типы речи, исходя из лексических, грамматических и композиционных признаков данных типов речи;
- обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение;
- познакомить учащихся с понятием дискуссия, особенностями рассуждений на дискуссионную тему;
- подготовить к самостоятельному сочинению-рассуждению рассматриваемого типа.
2)развивающие :
- развитие коммуникативных навыков учащихся;
- развитие умений рассуждать, подбирая необходимые аргументы;
3) воспитательные:
- воспитывать культуру речи учащихся и уважительное отношение к мнению окружающих
Оформление урока: раздаточный материал с индивидуальными дифференцированными заданиями; план-схема строения разных типов речи, наглядный материал
На доске записаны тема и эпиграф:
Дискуссия – демократический способ соединения знаний в общий фонд, это сотрудничество во время выслушивания и высказывания различных точек зрения. (Н. И. Формановская. «Речевой этикет и культура общения»).
Ход урока
№ этапа урока | Деятельность учителя и учеников | ||||||
1. Орг. момент. | Приветствие учителя. Проверка подготовленности учеников к уроку. Создание рабочей атмосферы . | ||||||
2. Развивающая разминка. (быстрота реакции, память, внимательность) Повторение | 1) Какой по счету в году месяц ноябрь? (Одиннадцатый.) 2) Какие предметы называет местоимение? (Никакие, оно только указывает на предмет.) 3) Сколько лет в одном веке? (Сто.) 4) Какое местоимение не имеет лица, числа, рода, но склоняется, не имея именительного падежа? (Себя.) 6) Назовите волшебное числительное многих сказок. (Три.) 8) Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? (Тридцать три.) 9) Как пишется местоимение «вы» в официальных бумагах? (С большой буквы.) 10)Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты) 11)Первый слог- личное местоимение , второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (тыква). 12)Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (я). | ||||||
3. Слово учителя. Тема и цели урока. | – Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль. Одно дело – думать иначе, чем остальные, другое – убедить в своей правоте, отстоять свое мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться. Читаем эпиграф, комментируем его. Я предлагаю обратиться к словам, выбранным в качестве эпиграфа сегодняшнего урока:
(дискуссия, соединение знаний, сотрудничество, выслушивание, высказывание, различные точки зрения). Делаем вывод о том, без чего не может состояться дискуссия. | ||||||
4. Повторение известного о типах речи |
| ||||||
Тренировочные упражнения. | 1 у доски – Задание (индивидуальное для сильных) : заполнить таблицу «Типы речи», выбрав элементы строения, подходящие к конкретному типу речи из слов для справок: Признаки предмета. Тезис. Доказательства. Начало события. Вывод. Продолжение события. Конец события Общее впечатление о предмете. Тетради Задание (индивидуальное, для слабоуспевающих) : Какому типу речи соответствует каждая из представленных в таблице схем? ТИПЫ РЕЧИ написать название каждого типа речи
| ||||||
Остальные: прочитать текст выразительно Анализ текста (устно): определите тип речи данного текста, обоснуйте свой ответ. Какие части можно выделить в этом тексте? Человек, умеющий и любящий читать, – счастливый человек. Во-первых, он окружен множеством умных и добрых друзей. Друзья эти – книги. Во-вторых, читая разные книги, можно найти ответы на все волнующие нас вопросы. Из книг мы узнаём о прошлом и находим картины будущего. Поэтому читайте больше и будете счастливы! (по Паустовскому)
ВЫВОДЫ:
| |||||||
5. Введение нового понятия, запись его значения (словарно-лексическая работа) | — В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным свое мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Дискуссия – это рассматривание, исследование спорной ситуации и поиск её решения. Дискуссионная тема – это тема, которая вызывает споры. (запись терминов и значений в тетрадь). В таком тексте должны быть как минимум две разные точки зрения на один и тот же вопрос. Даю вам тему: Чтобы хорошо учиться, нужны способности или ежедневный труд? Поработайте в парах и подберите доказательство в пользу этих двух точек зрения. Сегодня мы рассмотрим, как работать над сочинением на дискуссионную тему. Как вы думаете, какой из типов речи поможет нам в написании сочинения на дискуссионную тему, почему? | ||||||
6. Анализ проблемы, представленной учащимися в сценке по упр.436 | Вашему вниманию предлагается сценка, которую подготовили наши ребята. Посмотрите её и ответьте на вопрос: о чем спорили дедушка и внучка? Является ли разговор между ними дискуссией. Докажите. (О подарке. Это и есть предмет спора. Конкретно — о том, каким должен быть подарок.) Какие точки зрения на подарок высказаны в тексте? Кто прав в этом споре и почему? Учитель просит детей высказать свое мнение и обосновать его. | ||||||
7.Обсуждение возможного построения сочинения на тему «Кто прав…». а)Подбор аргументов. | Введение нового понятия «аргумент – мысль, суждение, доказательство, подкрепляется фактами, примерами из жизни» Формулирование и запись тезисов и аргументов: Прав дедушка Права внучка 1. 1. 2. 2. Подбираем аргументы на «за» и «против» и записываем их. Сообщаем ребятам, что пословицы тоже могут быть аргументами – ссылками на авторитеты. Просим ребят вспомнить подходящие к данной теме пословицы. 1. Тезис: прав дедушка 2. Доказательства 1)Мнение подруг из класса – потребительское 2) Подарок, сделанный своими руками, уникален, неповторим. Составление плана сочинения КТО ПРАВ? 1. 1. 2. Прав дедушка 2. Права внучка 1) 1) 2) 2) 3. Вывод 3. Вывод
| ||||||
б)Составление плана сочинения | | ||||||
8. Физминутка | «Отдых наш-физкультминутка, Занимай свои места. Раз присели, два-привстали, Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали Ванькой- встанькой словно стали А потом пустились вскачь, Словно мой упругий мяч. Если устали глаза Плотно сомкните веки на 5 сек., затем широко откройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите 3-4 раза. | ||||||
9. Работа с лексическими средствами, помогающими оформить рассуждение. (по вариантам) | Определите, каким частям рассуждения соответствуют данные слова и выражения ( по вариантам), докажите свое мнение. Соревнования между рядами: кто быстрее выберет из данных выражений подходящие к указанной части сочинения-рассуждения 1 вариант – Я уверен… Я думаю (считаю, полагаю…), что… Мне кажется, что… 2 вариант – Докажем это. Почему? А вот почему… Это можно объяснить так… По-моему, прав… Я не могу согласиться с тем, что… но… Могут сказать (возразить), что… 3 вариант – Итак… Таким образом… Следовательно… Я понял, что… ( открываем доску и проверяем правильность выводов) | ||||||
10. Составление устного высказывания | А теперь предлагаю вам попробовать составить устное рассуждение на тему, кто прав в споре. (Один-два учащихся устно пробуют составить сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.) | ||||||
11. Подведение итогов урока | – Что такое дискуссия? Что такое аргумент? – Что значит написать рассуждение на дискуссионную тему? – Каким типом речи вы воспользуетесь в сочинении?
| ||||||
12. Домашнее задание | Упр. 436 (написать сочинение на тему «Кто прав?») Сильным – подобрать для аргументации подходящие по данной теме пословицы и поговорки, |
УРОК
развития речи
6 класс
„ Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать.“ Рене Декарт, французский философ XVI века
Как вы поняли высказывание известного французского философа XVI века Рене Декарта?
КАКИЕ ТИПЫ РЕЧИ ВЫ ЗНАЕТЕ?
РАССУЖДЕНИЕ
ОПИСАНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ
КАК РАЗЛИЧАЮТСЯ ТИПЫ РЕЧИ?
это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО ?
это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос КАКОЙ ?
это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО ?
Прочитайте тексты, определите их тип речи
и докажите своё мнение.
На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки.
(А. Толстой)
ОПИСАНИЕ
Во-первых, здесь описываются лохматые, ослепительные потоки солнца, синее небо, по которому плыли облака и к ним можно задать вопрос какой?
Во-вторых, здесь нет движения, картина статичная, словно фотография, только словесная, есть эпитеты, метафоры, сравнение.
Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном : “Весна пришла!” (А. Толстой)
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Здесь есть сюжет, развивается действие: рассказывается о том, как Никита распахнул дверь, сел на крыльцо, потом опустил кораблик в ручеёк и долго смотрел ему вслед, а потом резко встал и улыбнулся солнышку – к этим словом можно задать вопрос что делал?
Самое лучшее время года – весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!
РАССУЖДЕНИЕ
В начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод.
Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы.
а) 1) Моя собака.
2) Зачем мне нужна собака?
3) Как мы однажды с собакой…
б) 1) Зачем нужно ходить в школу?
2) Мой счастливый школьный день.
3) Как я прогулял уроки.
в) 1) К ак я играл в футбол.
2) Моя любимая игрушка.
3) Почему я люблю играть в футбол?
- Описание
- Рассуждение
- Повествование
- Рассуждение
- Описание
- Повествование
- Повествование
- Описание
- Рассуждение
Подготовка
к
сочинению-рассуждению
СЛЕДУЯ ЛОГИКЕ, СФОРМУЛИРУЙТЕ ЗАДАЧИ УРОКА, СОЕДИНИВ ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЙ КОЛОНКИ С РЕЗУЛЬТАТОМ ВТОРОЙ
1. Вспомнить
2. По алгоритму написания рассуждения
2. Учиться работать
1. Доказательства и делать выводы
3. Применять
4. Компоненты сочинения-рассуждения
4. Устанавливать
3. Клише для написания рассуждения
ЗАДАЧИ УРОКА
1. Вспомнить
4. Компоненты сочинения-рассуждения
2. Учиться работать
2. По алгоритму написания рассуждения
3. Применять
3. Клише для написания рассуждения
4. Устанавливать
4. Доказательства и делать выводы
ИЗ СКОЛЬКИХ ЧАСТЕЙ СОСТОИТ
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ?
– положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения, или, другими словами, это основная мысль текста, которую нужно доказать.
ТЕЗИС
– подтверждение какого-нибудь положения фактами или доводами, или, другими словами, это примеры, доказывающие основную мысль текста.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
– итог рассуждения. Обычно вывод совпадает с той мыслью, которая была высказана в начале текста. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден и его может сделать сам читатель.
ВЫВОД
СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ТЕКСТА-РАССУЖДЕНИЯ
- Вступление.
- Тезис, то есть основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.
- Аргументы, то есть доказательства, доводы, мотивы, обоснования.
- Вывод, то есть итог, к которому пришёл
автор рассуждения
От чего зависит степень убедительности сообщения?
- От количества и качества аргументов;
- от порядка изложения аргументов;
- от формы их изложения.
НАХОДИТЕ В ТЕКСТЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ РАССУЖДЕНИЯ
Мама – самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: “Спасибо, кормилица-мать”. Солдат, смертельно раненный, шепчет: “За Родину-мать!” Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.
Мама – самое священное слово на земле!
Тезис
Комментарий
Человек рождается и умирает с этим словом.
Аргументы
Хлебороб благодарно произносит: “Спасибо, кормилица-мать”.
Солдат, смертельно раненный, шепчет: “За Родину-мать!”
Вывод
Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.
РАЗГОВОР С ДОЧКОЙ
— Мне не хватает теплоты, — Она сказала дочке. Дочь удивилась: — Мерзнешь ты И в летние денечки?
— Ты не поймешь, еще мала, — Вздохнула мать устало. А дочь кричит: — Я поняла! – И тащит одеяло.
Агния Барто
Какова тема стихотворения?
Отношения дочери и матери.
Какова идея стихотворения?
Дети, не всегда понимают своих матерей, недостаточно уделяют им внимания, мало делятся душевным теплом, заботой.
Почему дочь не поняла маму?
Ее смутило многозначное слово «теплота».
О значениях слова ТЕПЛОТА
Теплота – 1. Форма движения материи, представляющая собою беспорядочное движение образующих тело микрочастиц (молекул, атомов, электронов и т.п.). Энергия, создаваемая таким движением.
2. Нагретое состояние кого-л., чего-л.; тепло. Ощущение внутреннего тепла.
3. перен. Доброе, сердечное отношение к кому-л.
Сергей Иванович Ожегов
(1900-1964)
– Какой теплоты, на самом деле, не хватало маме?
Доброго сердечного отношения
– Как называется средство художественной выразительности, с которым поиграла Барто в стихотворении?
Метафора
– Барто, используя метафору, подняла очень важную проблему, она и будет темой нашего сочинения. О чем будет наше сочинение?
О наших мамах, о близких, о тех, кто рядом с нами
Подведение итогов
- Что такое рассуждение?
- Какие компоненты сочинения-рассуждения мы вспомнили на уроке?
- Поняли ли вы, как работать по алгоритму написания сочинения-рассуждения?
- Возможно ли рассуждение без аргументов?
Домашнее задание
Напишите сочинение – рассуждение на одну из тем:
«Я и самый близкий мне человек» ,
«Дорогой мой человек» ,
« Нет моей мамы лучше на свете»
Открытый урок русского языка в 6 классе
Учитель: Фурасьева Татьяна Владимировна
ТЕМА: Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему на основе упражнения 436 учебника Баранова.
Цели:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
· обобщение и расширение представления о таком типе речи, как рассуждение;
· совершенствование умения точно, выразительно и грамотно выражать свои мысли.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
· развитие мировоззрения;
· развитие навыков устной и письменной речи;
· формирование навыка построения доказательных рассуждений
· формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
· развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение;
· развитие у учащихся творческих способностей.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
· воспитание культуры речевого поведения;
· воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Приветствие. Запись числа, темы урока
-
Слово учителя.
В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль. Одно дело – думать иначе, чем остальные, другое – убедить в своей правоте, отстоять своё мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.
-
Актуализация прежних знаний. Повторение пройденного о типах речи.
– Какие типы речи вам известны? (Описание, повествование, рассуждение)
– Как различаются типы речи?
Описание — это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос. КАКОЙ?
Повествование – это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО?
Рассуждение – это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?)
– Определите цели, которые стремится достичь человек, когда он: рассказывает, описывает, рассуждает?
– Какой тип речи вы используете, когда рассказываете своему другу о каникулах? О картине, которую видели на выставке? Во время спора?
Задание. Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы.
а) 1) Моя собака.
2) Зачем мне нужна собака?
3) Как мы однажды с собакой…
б) 1) Зачем нужно ходить в школу?
2) Мой счастливый школьный день.
3) Как я прогулял уроки.
в) 1) как я играл в футбол.
2) Моя любимая игрушка.
3) Почему я люблю играть в футбол?
-
Работа по теме урока.
-
Структура текста-рассуждения.
– Назовите три элемента рассуждения. (Тезис, аргументы, вывод.)
– Поясните каждый элемент.
Тезис – положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения, или, другими словами, это основная мысль текста, которую нужно доказать.
Доказательство – подтверждение какого-нибудь положения фактами или доводами, или, другими словами, это примеры, доказывающие основную мысль текста.
Вывод – итог рассуждения. Обычно вывод совпадает с той мыслью, которая была высказана в начале текста. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден и его может сделать сам читатель.
– Иногда рассуждение начинается вступлением, чтобы читатель мог освоиться в предлагаемой теме, привыкнуть к ней, понять её. Но вступление бывает не всегда. Когда нет нужды готовить читателя к восприятию темы и последующего содержания текста, вступление не создаётся.
–А сейчас запишем, из каких составных должен состоять текст типа рассуждения.
-
Вступление.
-
Тезис, то есть основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.
-
Аргументы, то есть доказательства, доводы, мотивы, обоснования.
-
Вывод, то есть итог, к которому пришёл автор рассуждения
–Как вы думаете, без какой части не будет текста-рассуждения? И почему?
– Итак, рассуждение имеет свои особенности. В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис.
-
Спор и рассуждение.
– Что такое спор? А дискуссия?
По толковому словарю С. И. Ожегова, спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение.
Дискуссия — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность.
– Как взаимосвязаны понятия спор и рассуждение?
(Каждый спорщик ведет рассуждение.)
3) Работа с текстом.
Задание. Прослушайте текст. Скажите, о чем спорят герои. Сколько точек зрения высказано? Какие доказательства приводятся?
Дядя Федор говорит:
– Корова государственная. Значит, и теленок государственный.
А кот не согласен:
– Корова действительно государственная. Но все, что она дает, – это наше. Вот если мы холодильник напрокат берем, он чей?
– Государственный.
– Правильно. А мороз, который он вырабатывает, чей?
– Мороз наш. Мы его для мороза и берем.
– Вот и здесь так же. Все, что корова дает, нам принадлежит. Для этого мы ее и брали.
– Но брали-то мы одну корову. А теперь у нас две получилось. Раз корова не наша, значит, и теленок не наш.
-
Отработка навыка по умению находить составные части рассуждения в тексте.
Задание: – Найдите тезис, доказательство, вывод.
Мама – самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: “Спасибо, кормилица-мать”. Солдат, смертельно раненный, шепчет: “За Родину-мать!” Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.
Творческая работа.
– А можете вы сами сформулировать тезис? Задание классу: сформулировать тезис по теме “Учеба”. (“учиться – всегда пригодится”, “кто много учится, тот много знает” и т.д.)
– Достаточно ли только тезиса, чтобы все поверили? Оказывается, нет, нужно свое утверждение еще и доказать. Докажите данный тезис.
-
Коллективная разработка дискуссионной темы сочинения-рассуждения. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
-
Работа с текстом упр.436
– Прочитаем текст упражнения и ответим на вопрос: о чем спорили дедушка и внучка?
(О подарках. Это и есть предмет спора)
– Так о чём мы будем с вами говорить?
– Правильно, о подарках! Подарки любят все. Кто-то любит их получать, а кто-то дарить. Но мало кто знает, что дарить подарки – это целое искусство. А что такое подарок, какое значение имеет это слово? Давайте проведём словарную работу
Подарок — это предмет или вещь, которую по собственному желанию и безвозмездно преподносят с целью доставить удовольствие, пользу.
Как правило, преподнесение подарка связано с каким-то поводом: определённым событием, обычаем или праздником. Поводы к подарку бывают самые разные. Самые распространённые из них:
Обычаи и праздники
Выражение признательности, благодарности
Выражение любви или дружбы
Выражение сочувствия
–По какому поводу вышли разногласия между дедушкой и внучкой? (Должен ли быть подарок куплен или сделан своими руками.)
–Сформулируйте тезисы, которые выдвигает каждый из них
– Кто из них, по-вашему, прав: внучка или дедушка? – Попробуйте объяснить каждую точку зрения. Выскажите свое мнение и обоснуйте его.
При обсуждении поставленного вопроса дети высказывают такие суждения: Предполагаемые точки зрения:
-
Прав дедушка
-
Права внучка
-
Не согласен ни с тем, ни с другим
Предполагаемые обоснования, доказательства:
-
Подарок, купленный на деньги родителей, – это не мой подарок, а их.
-
Я ничего не умею делать, значит, тогда я ничего не смогу подарить.
-
Надо знать вкусы того человека, которому собираешься преподнести подарок, ведь самое главное – чтобы ему было приятно, а деньги в конце концов можно и заработать.
– Итак, определитесь, какая точка зрения вам ближе, и сформулируйте для себя вывод. (Заслушиваются выводы учащихся.)
– Кратко запишите свои мысли в тетради по схеме:
Тезис –
Аргументы – 1) … 2) … 3) …
Вывод –
– Опираясь на эту запись, озаглавьте свое сочинение-рассуждение и составьте его план.
-
Составление плана.
1.Тезис: прав дедушка.
2.Доказательства:
а) мнение подруг из класса – потребительское;
б) сделанное своими руками – неповторимо.
3.Вывод.
8) Обсуждение возможности построения сочинения на тему «Кто прав…»
– Как можно начать такое сочинение?
Если предмет спора ясен, можно начать с формулировки тезиса, то есть с ответа на поставленный вопрос: прав тот-то. Высказывая определённую точку зрения, желательно пользоваться выражениями типа Я думаю (считаю), что… Я убеждён (уверен), что… По-моему…
Если говорящий не уверен в том, что он во всём прав, или не хочет казаться резким, категоричным в споре, он скажет: мне кажется (думается), что…
Затем – во второй части сочинения – надо привести доказательства, аргументы, а в конце сделать вывод. О чём можно в нём написать? Можно ещё раз подчеркнуть тот тезис, который доказывался, например: «Таким образом (итак, значит), я считаю, что в этом споре прав (права)…» Можно написать о том, чему научило вас обсуждение этой спорной ситуации, какие выводы вы для себя сделали.
-
Запись материалов к предстоящему сочинению.
Есть в языке специальные слова и языковые обороты, помогающие оформить рассуждение.
1.Я уверен…
Я думаю (считаю, полагаю…), что…
Мне кажется, что…
2.Докажем это.
Почему? А вот почему…
Это можно объяснить так…
По-моему, прав…
Я не могу согласиться с тем, что… но…
Могут сказать (возразить), что…
3.Итак…
Таким образом…
Следовательно…
Я понял, что…
Какие части рассуждения могут связывать эти слова?
-
Самостоятельная работа (написание сочинения).
5. Подведение итогов урока.
– Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
– Какие выводы сделали для себя?
6. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по упр.436, озаглавив его и подчеркнув в нём использованные местоимения. По возможности использовать в своём сочинении слова из рамок.
Использованные источники
http://www.artscroll.ru/page.php?al=Mother_And_Baby_177895_kartina
(рисунок)
(фото)
http://awa38d.narod.ru/father.htm
картинка
http://borisovna.rusedu.net/album/4998/9970/page/2
картинка
http://www.goodfon.com.ua/images/download/237198-big-images
картинка
http://tak–to–ent.net/
8