Технологическая карта урока Х27
Учитель: Серова А.С.
Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
«Подарок» Класс: 6 дата: 17.03.2020 г.
Цель: актуализировать знания об
особенностях рассуждения как функционально-смыслового типа речи.
Задачи урока:
-Дать сведения об отличительных
признаках неопределенных местоимений и их образовании;
-Сформировать умение правильно употреблять
неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию;
-Прививать интерес к предмету.
Тип урока: урок развития речи
Форма урока: урок с
использованием презентации
Учебно-методическое и
материально-техническое обеспечение: учебник Русский язык. 6 класс. Учеб. Для
общеобразовательных организаций. В 2ч.
Ч.2 / М. Т. Баранов,
Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.— М.: Просвещение, 2015., экран,
проектор, компьютерная презентация, карточки
Деятельность | Деятельность об чающегося | УУД |
1. О | ||
Приветствует учеников, проверяет | Приветствуют | Личностные: Метапредметные: организовывать рабочее место, |
11. П | ||
Проверим домашнее задание упр. 479. | Проверяют, | Познавательные: общеучебные умения Регулятивные: |
III. Постановка цели и задачи | ||
В жизни нередко возникают Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывая свою мысль. Одно дело – думать иначе, чем остальные, другое убедить в Я предлагаю обратиться к словам, выбранным в качестве эпиграфа сегодняшнего пока: «Спорьте, | Можно | Регулятивные: волевая Коммуникативные: умение Предметные: умение ставить и |
Верно. Какие цели мы поставим перед собой? | Рассуждение. Познакомиться с типом речи рассуждения Научиться определять тип речи | |||||||||
IV. Акт ализация знаний З мин | ||||||||||
Для начала вспомним, что мы знаем о типах речи. Мы знаем Как Перед вами таблица. Какому типу речи
Выполним задание. Прочитайте тексты и | Описание, Описание — Повествование – это тип речи, при помощи которого Рассуждение – это тип речи, при помощи которого Один 1 колонка 2 колонка З | Регулятивные: самоконтроль: Коммуникативные: умение выражать |
Текст Текст Текст Верно. | Текст 1 описание, Текст 2 – Текст З – рассуждение, Местоимения: оно (личное), они | ||
V. | Из чение нового мате | ||
Сегодня мы с вами будем Но для начала Правильно, из трёх. Тезис — Доказательство Вывод — итог рассуждения. Обычно вывод | Из Смотрят | Коммуникативные: планирование |
Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден и его Иногда рассуждение Составим 1. 2. З. Аргументы, то Прочтем Человек, умеющий и Во-первых, он окружен мноэюеством умных и Добрых Во-вторых, читая разные Поэтому читайте больше и Паустовскому) На Чем Какие Какое Физминутка | Составляют Читают Тезис, Отличается Во-первых, Доказательство |
VI. | Пе вичное зак епление из | ||
Отработаем навык Мама самое Подготовка к написанию – Мне туфельки мама Сестра подарила мне Ещё подарили мне Но рыжую кошку, – -Правильно! Подарки Давайте Подарок это предмет или вещь, которую по | Тезис: Мама – самое священное слово на земле! Человек Доказательство: Вывод: Все самые дорогие святыни названы и озарены именем Слушают Мы будем | Регулятивные: контроль и Познавательные: |
праздником. Самые Обычаи и Выражение Из истории подарка 1 .На Руси подарки 2. На Руси у слова – А какие вы знаете Молодцы. Откройте учебник на стр. 87. | Работают Один |
– – Мнения разделились. Те, кто считает, что прав дедушка, Кто Те, В своих работах Теперь обсудим как же – Если предмет спора Если говорящий не Затем во второй части сочинения надо | Разногласия в том, Прав Доказывают Подарок, купленный на деньги родителей, – это не мой Я ничего не умею делать, Надо знать вкусы Знакомятся Предлагают |
(права)…» Можно Запись материалов к предстоящему 1. 2. З. Хочется подчеркнуть (сказать ещё | |||
VII. Инфо мация о домашнем задании. | 2 мин | ||
Упражнение 481 выполните дома. Вам дан | Познавательные: умение структурировать знания; Р | ||
Ре лексия З мин | |||
– – Давайте Нарисуйте на полях Грустную мордашку, если вы не совсем | Коммуникативные: умение |
Уроки 150-151
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Рассуждение упр 480
-
Мы знаем три типа речи. Какие? (описание, повествование, рассуждение).
-
Как различаются типы речи?
Задание: заполнить таблицу «Типы речи», выбрав элементы строения, подходящие к конкретному типу речи из слов для справок:
Признаки предмета. Тезис. Доказательства. Начало события. Вывод. Продолжение события. Конец события. Общее впечатление о предмете.
1. 2. | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
Мы сегодня поговорим о рассуждении. Посмотрите, из каких частей состоит текст рассуждения (опираясь на предыдущую таблицу)
Что такое тезис?
Тезис – то, что требует доказательства.
Слова: я считаю, я думаю, я уверен, мне кажется
Доказательства.
Слова: во-первых, во-вторых, в-третьих и др.
Каждое доказательство начинаем с красной строки. Сколько доказательств, столько и абзацев +тезис+вывод.
Вывод начинается со слов таким образом, поэтому, из этого следует.
Вывод должен быть подтверждением тезиса и не должен ему противоречить.
Анализ текста (устно): определите тип речи данного текста, обоснуйте свой ответ. Какие части можно выделить в этом тексте?
Человек, умеющий и любящий читать, – счастливый человек. Во-первых, он окружен множеством умных и добрых друзей. Друзья эти – книги. Во-вторых, читая разные книги, можно найти ответы на все волнующие нас вопросы. Из книг мы узнаём о прошлом и находим картины будущего. Поэтому читайте больше и будете счастливы! (по Паустовскому)
Соответствует ли структура данного текста структуре текста-рассуждения?
— В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным свое мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Дискуссия – это рассматривание, исследование спорной ситуации и поиск её решения. Дискуссионная тема – это тема, которая вызывает споры. (запись терминов и значений в тетрадь).
В таком тексте должны быть как минимум две разные точки зрения на один и тот же вопрос. Даю вам тему: Чтобы хорошо учиться, нужны способности или ежедневный труд? Поработайте в парах и подберите доказательство в пользу этих двух точек зрения.
Сегодня мы рассмотрим, как работать над сочинением на дискуссионную тему.Как вы думаете, какой из типов речи поможет нам в написании сочинения на дискуссионную тему, почему?
Упр 480 с.87
О чем спорили дедушка и внучка? Является ли разговор между ними дискуссией. Докажите.
(О подарке. Это и есть предмет спора. Конкретно — о том, каким должен быть подарок.) Какие точки зрения на подарок высказаны в тексте?
Кто прав в этом споре и почему?
Формулирование и запись тезисов и аргументов:
Введение нового понятия «аргумент – мысль, суждение, доказательство, подкрепляется фактами, примерами из жизни»
Прав дедушка Права внучка
1. 1.
2. 2.
Подбираем аргументы на «за» и «против» и записываем их. Сообщаем ребятам, что пословицы тоже могут быть аргументами – ссылками на авторитеты. Просим ребят вспомнить подходящие к данной теме пословицы.
1. Тезис: прав дедушка
2. Доказательства
1)Мнение подруг из класса – потребительское
2) Подарок, сделанный своими руками, уникален, неповторим.
Составление плана сочинения КТО ПРАВ?
1. 1.
2. Прав дедушка 2. Права внучка
1) 1)
2) 2)
3. Вывод 3. Вывод
-
Что должно быть в пункте 1?
-
О чем нужно рассказать во вступлении? ( о проблеме)
-
Какой тип речи должен быть во вступлении?
-
Можно ли начать сочинение словами: однажды внучка говорит дедушке и маме…?
-
Как нужно начать рассказ о проблеме? (однажды мы с дедушкой поспорили, какой подарок лучше…)
А теперь предлагаю вам попробовать составить устное рассуждение на тему, кто прав в споре. (Один-два учащихся устно пробуют составить сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.)
Пишем сочинение
Однажды внучка с дедушкой поспорили. Дедушка говорил:
“В дни рождения нужно дарить только то, что сделано своими руками!”
А внучка отвечала, что если она подарит самодельный подарок, то все скажут, что она жадная девочка и плохая подруга. Я считаю, что девочка не права.
Во-первых, подарок, сделанный своими руками, ценнее, чем подарок купленный, потому что человек вкладывает в него кусочек своей души.
Во-вторых, если сильно потрудиться над таким подарком, то он будет даже красивее купленного подарка.
В-третьих, по подарку человека нельзя судить. Главное, чтобы гость позаботился об имениннике, о том, чтобы именинник в свой праздник не остался без внимания. А внимание можно выразить и стихотворением собственного сочинения, и песенкой, сочинённой к празднику, и оригинальной шуткой – совсем необязательно дарить именно вещь.
В-четвертых, я убеждена, что от стоимости подарка отношение к человеку не должно меняться. Ведь внучка считала как: если преподнести недорогой подарок, то окружающие могут подумать, что человек жадный и не уважает именинника… Но так делать нельзя, потому что этот человек может оказаться из небогатой семьи.
И поэтому я сама стараюсь делать подарки свои руками. К сожалению, это не всегда получается, потому что иногда не хватает времени. И я советую всем дарить самодельные подарки, потому что они сделаны с душой.
Обновлено: 27.04.2023
Цели: ознакомить учащихся с особенностями типа речи рассуждение; формирование навыка построения доказательных рассуждений; формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение; подготовить к написанию сочинения рассматриваемого типа.
I. Повторение известного о сочинениях-рассуждениях.
– Какие типы речи вам известны? (Описание, повествование, рассуждение)
– Как различать типы речи?
Описание – тип речи, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос КАКОЙ?
Повествование – тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО?
Рассуждение – тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?
– Определите цели, которые стремится достичь человек, когда он: рассказывает, описывает, рассуждает?
– Какой тип речи вы используете, когда рассказываете своему другу о каникулах? О картине, которую видели на выставке? Во время спора?
Задание. Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы.
2) Зачем мне нужна собака?
3) Как мы однажды с собакой…
б) 1) Зачем нужно ходить в школу?
2) Мой счастливый школьный день.
3) Как я прогулял уроки.
в) 1) Как я играл в футбол.
2) Моя любимая игрушка.
3) Почему я люблю играть в футбол?
II. Коллективная разработка дискуссионной темы сочинения- рассуждения.
– В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным свое мнение. Нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Об одной такой спорной ситуации рассказывается в тексте упр. 480.
Перечитаем текст упражнения и ответим на вопрос: о чем спорили внучка и дедушка? (Какой подарок лучше. Это и есть предмет спора.)
– Что же такое подарок?
III. Словарная работа.
ПОДАРОК –1. Вещь, которую дарят, подарили. Сделать, получить подарок. 2. перен. Что-нибудь хорошее, приятное (обычно как знак уважения, признательности). Его приезд – настоящий подарок. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова.
– Какие бывают поводы к подарку? (обычаи и праздники; выражение признательности, благодарности; выражение любви или дружбы; выражение сочувствия)
Из истории подарка : На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.
В разные времена на Руси со словом подарок слагались пословицы и поговорки, в которых заключалась великая народная мудрость. А какие вы знаете пословицы и поговорки, может быть, загадки со словом «подарок?
На малом не взыщите, большого не ищите.
Дар — не купля: не хаят, а хвалят.
Подарки любят отдарки.
Не дорог подарок, дорога любовь.
Дорог подарочек не выпрошенный.
Дарёному коню в зубы не смотрят.
IV. Формулирование и запись тезисов и аргументов.
– Итак, вернемся к упражнению и тому спору, который произошел между дедушкой и внучкой. Как должна поступить девочка: купить подарок или сделать его своими руками? Выскажите свое мнение и обоснуйте его.
При обсуждении поставленного вопроса дети высказывают такие суждения:
1. Прав дедушка, и этому существуют сотни подтверждений. Например, тот же магазинный подарок могут преподнести все приглашенные без исключения, в то время как собственный, сделанный тобой, будет особенным. Да и получателю приятно: ведь ты сам придумал эту вещицу, а значит, вложил свой труд. Так приятно знать, что кто-то готов пожертвовать личным временем ради тебя. Из всего вышесказанного исходит, что все-таки сделанный собственными руками подарок намного лучше купленного.
2. Дедушка – человек, много знающий и проживший долгую жизнь. То, что он посоветовал подарить подарок, сделанный своими руками, говорит о том, что он в своей жизни делал то же самое, и тем, кому он это дарил, было очень приятно. Во-первых, самодельный сюрприз сделан от души, и такой подарок греет человеку душу. Во-вторых, тому, кто делает подарок, не надо делать денежные затраты. Из этого следует, что такой подарок будет самым приятным и органичным, поэтому я считаю, что он дедушка дал правильный совет.
3. Другу лучше дарить купленные вещи, потому что ручную вещь он и сам сделать сможет. А если вы не знаете, что подарить, лучше следует спросить того человека, которому вы собираетесь дарить подарок. Если он и сам не знает, чего хочет, подумайте, что бы вы хотели получить в подарок на его месте. А вообще подарок не главное, а главное внимание.
– Как можно начать такое сочинение? Если предмет спора ясен (как в рассмотренном случае, можно начать с формулировки тезиса, т. е. с ответа на поставленный вопрос: прав тот-то.
– Высказывая определенную точку зрения, желательно пользоваться выражениями типа Я думаю (считаю, что. По-моему,. ; если говорящий не уверен в том, что он во всем прав, или не хочет казаться резким, категоричным в споре, он скажет: мне кажется (думается, что.
– Во второй части сочинения — надо привести доказательства, аргументы (они рассматривались выше, а в конце сделать вывод. О чем можно в нем написать? Можно еще раз подчеркнуть тот тезис, который доказывался, например: «Таким образом (итак, значит., я считаю, что. Можно написать и о том, чему научило автора обсуждение этой ситуации, какие выводы для себя автор сделал.
1. Тезис. Подарок, сделанный своими руками, лучше, чем купленный за деньги.
а) в этот подарок вложена твоя душа.
б) он будет бережно храниться.
в) такой подарок надолго запомнится.
3. Вывод. Как бы ни был скромен твой подарок, он сделан своими руками, он доставит много радости.
VI. Запись материалов к предстоящему сочинению :
1. Я думаю (считаю, полагаю, что. По-моему, прав. Я убежден (уверен, что. Я не могу согласиться с тем, что. Мне кажется (думается, что.
2. Могут сказать (возразить, что. Сам себе противоречит.
3. Хочется подчеркнуть (сказать еще раз). Итак. Таким образом. Следовательно. Я понял, что.
VII. Составление устного рассуждения на тему, кто прав в споре.
Один-два учащихся устно пробуют составить сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.
VIII. Написание работ на черновики.
IX. Задание на дом: написать сочинение.
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Что такое подарок?
- Вещь, которую дарят, подарили.
Сделать, получить подарок.
2. перен. Что-нибудь хорошее, приятное (обычно как знак уважения, признательности).
Его приезд – настоящий подарок.
русского языка С. И. Ожегова
Поводы к подарку бывают разные:
Обычаи и праздники
Выражение признательности, благодарности
Выражение любви или дружбы
На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.
Из истории подарка
- На малом не взыщите, большого не ищите
- Дар — не купля: не хаят, а хвалят.
- Подарки любят отдарки. Дар дара ждет.
- Не дорог подарок, дорога любовь.
- Дорог подарочек не выпрошенный.
- Дарёному коню в зубы не смотрят.
- Дорого яичко к Христову дню.
В разные времена на Руси со словом подарок слагались пословицы и поговорки, в которых заключалась великая народная мудрость.
Работа с текстом учебника. Упражнении 436.
Есть у меня внучка. Однажды она говорит:
– У Веры в субботу день рождения. Они пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой-нибудь подарок. Что бы ей подарить?
Мама начала давать добрые советы, но тут в разговор вмешался я:
– А у моих друзей в детстве был неписанный закон: в дни рождения дарить только то, что сделано своими руками.
– Ну, знаешь, дедушка! В нашем классе скажут, что я жадная и что я плохая подруга, – сказала внучка.
– По какому поводу вышли разногласия между дедушкой и внучкой?
– Кто из них, по-вашему, прав: внучка или дедушка?
Предполагаемые точки зрения
Не согласен ни с тем, ни с другим
Я думаю (считаю, полагаю), что… По-моему, прав… Я убеждён (уверен), что… Я не могу согласиться с тем, что… Мне кажется (думается), что…
Могу сказать (возразить), что… Сам себе противоречит… Во-первых, … Во-вторых, … В-третьих, …
Хочется подчеркнуть (сказать ещё раз)… Итак… Таким образом… Следовательно… Я понял, что…
Выбранный с любовью подарок узнается сразу по стремлению угадать вкус адресата, по оригинальности замысла, по самой манере преподносить подарок. (А.Моруа)
Каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты вручаешь его с любовью. (Д.Уолкот)
Три вещи составляют достоинство подарка: чувство, уместность и способ преподнесения. (Соммери)
Ценность подарка определяется скорее его уместностью, нежели ценой. (Ч.Уорнер)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что такое подарок? ПОДАРОК – Вещь, которую дарят, подарили. Сделать, получить подарок. 2. перен. Что-нибудь хорошее, приятное (обычно как знак уважения, признательности). Его приезд – настоящий подарок. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова
Поводы к подарку бывают разные: Обычаи и праздники Выражение признательности, благодарности Выражение любви или дружбы Выражение сочувствия
Работа с текстом учебника. Упражнении 436. Есть у меня внучка. Однажды она говорит: – У Веры в субботу день рождения. Они пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой-нибудь подарок. Что бы ей подарить? Мама начала давать добрые советы, но тут в разговор вмешался я: – А у моих друзей в детстве был неписанный закон: в дни рождения дарить только то, что сделано своими руками. – Ну, знаешь, дедушка! В нашем классе скажут, что я жадная и что я плохая подруга, – сказала внучка. – По какому поводу вышли разногласия между дедушкой и внучкой? – Кто из них, по-вашему, прав: внучка или дедушка?
Вспомним! Типы текста Повествование Описание Рассуждение
Тезис Доказательства Вывод
Предполагаемые точки зрения Прав дедушка Права внучка Не согласен ни с тем, ни с другим
Я думаю (считаю, полагаю), что… По-моему, прав… Я убеждён (уверен), что… Я не могу согласиться с тем, что… Мне кажется (думается), что… Могу сказать (возразить), что… Сам себе противоречит… Во-первых, … Во-вторых, … В-третьих, … Хочется подчеркнуть (сказать ещё раз)… Итак… Таким образом… Следовательно… Я понял, что…
Выбранный с любовью подарок узнается сразу по стремлению угадать вкус адресата, по оригинальности замысла, по самой манере преподносить подарок. (А.Моруа) Каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты вручаешь его с любовью. (Д.Уолкот) Три вещи составляют достоинство подарка: чувство, уместность и способ преподнесения. (Соммери) Ценность подарка определяется скорее его уместностью, нежели ценой. (Ч.Уорнер)
Краткое описание документа:
“Описание материала:
Данная презентация может служить мультимедийным дополнением при подготовке к сочинению-рассуждению.
Презентация создана с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point, состоит из 12 слайдов, которые соответствуют структурированному ходу урока.
Цель данного урока: формировать умения обосновывать, аргументировать свою точку зрения.
В ходе урока ребята знакомятся с историей подарка, пословицами, поговорками и афоризмами, работают с текстом учебника, активно включаются в обсуждение проблемы, вспоминают типы речи, построение текста типа рассуждение, учатся правильно строить высказывание.
194913 194918 194906 194922 194942 194907 194919 194923 194932 194910 194945 194911 194940 194951 194935 194934 194941 194929 194933 194944 194943 194948 194912 194950 194947 194909 194946 194936 194949 194930
Обратная связь
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Мы в социальных сетях
Читайте также:
- Основные функции семьи сочинение
- Сочинение кто такой волевой человек
- Человек которым я восхищаюсь сочинение джонни депп
- Роспотребнадзор итоговое сочинение 2022
- Сочинение на тему чехов драма на охоте
Слайд 2
Что такое подарок? ПОДАРОК – Вещь, которую дарят, подарили. Сделать, получить подарок. 2. перен. Что-нибудь хорошее, приятное (обычно как знак уважения, признательности). Его приезд – настоящий подарок. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова
Слайд 3
Поводы к подарку бывают разные: Обычаи и праздники Выражение признательности, благодарности Выражение любви или дружбы Выражение сочувствия
Слайд 4
На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания. На Руси у слова «подарок» был брат-близнец — «гостинец», произошедший от слова «гость». Ранее, по обычаю человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме отдарить. Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл — бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «Кого люблю, того дарю», «От милого подарок дороже золота». Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами. Из истории подарка
Слайд 5
На малом не взыщите, большого не ищите Дар — не купля: не хаят, а хвалят. Подарки любят отдарки. Дар дара ждет. Не дорог подарок, дорога любовь. Дорог подарочек не выпрошенный. Дарёному коню в зубы не смотрят. Дорого яичко к Христову дню. В разные времена на Руси со словом подарок слагались пословицы и поговорки, в которых заключалась великая народная мудрость. А какие вы знаете пословицы и поговорки, может быть, загадки со словом «подарок»?
Слайд 6
Работа с текстом учебника. Упражнении 436. Есть у меня внучка. Однажды она говорит: – У Веры в субботу день рождения. Они пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой-нибудь подарок. Что бы ей подарить? Мама начала давать добрые советы, но тут в разговор вмешался я: – А у моих друзей в детстве был неписанный закон: в дни рождения дарить только то, что сделано своими руками. – Ну, знаешь, дедушка! В нашем классе скажут, что я жадная и что я плохая подруга, – сказала внучка. – По какому поводу вышли разногласия между дедушкой и внучкой? – Кто из них, по-вашему, прав: внучка или дедушка?
Слайд 7
Вспомним! Типы текста Повествование Описание Рассуждение
Слайд 8
Тезис Доказательства Вывод
Слайд 9
Предполагаемые точки зрения Прав дедушка Права внучка Не согласен ни с тем, ни с другим
Слайд 10
Что лучше?
Слайд 11
Я думаю (считаю, полагаю), что… По-моему, прав… Я убеждён (уверен), что… Я не могу согласиться с тем, что… Мне кажется (думается), что… Могу сказать (возразить), что… Сам себе противоречит… Во-первых, … Во-вторых, … В-третьих, … Хочется подчеркнуть (сказать ещё раз)… Итак… Таким образом… Следовательно… Я понял, что…
Слайд 12
Выбранный с любовью подарок узнается сразу по стремлению угадать вкус адресата, по оригинальности замысла, по самой манере преподносить подарок. (А.Моруа) Каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты вручаешь его с любовью. (Д.Уолкот) Три вещи составляют достоинство подарка: чувство, уместность и способ преподнесения. (Соммери) Ценность подарка определяется скорее его уместностью, нежели ценой. (Ч.Уорнер)
Слайд 1
Сочинение – рассуждение
на тему
«Какой подарок
лучше?»
Слайд 2
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ:
Внимательно прочитайте весь материал презентации.
В
сочинении-рассуждении обязательно должны быть противопоставлены разные
точки зрения.
Постарайтесь рассуждать доказательно, сопоставляя разные позиции.
Используйте афоризмы и пословицы для подтверждения той или иной точки зрения.
Не забудьте, что эпиграф не только украшает сочинение, но и подчеркивает его основную мысль.
Слайд 3
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:
что такое подарок;
поводы
для его вручения;
из истории дарения
презентов;
пословицы на тему;
предполагаемые точки зрения героев;
собственное заключение: кто прав;
включение тематических афоризмов.
Слайд 4
Что такое подарок?
ПОДАРОК –
Вещь, которую
дарят, подарили.
Сделать, получить подарок.
2.
перен. Что-нибудь хорошее, приятное (обычно как знак уважения, признательности).
Его приезд – настоящий подарок.
Толковый словарь
русского языка С. И. Ожегова
Слайд 5
Поводы к подарку бывают разные:
Обычаи и
праздники
Выражение признательности, благодарности
Выражение любви или дружбы
Выражение
сочувствия
Слайд 6
На Руси подарки всегда
любили, умели находить в них тайный
смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.
На Руси у слова «подарок» был брат-близнец — «гостинец», произошедший от слова «гость». Ранее, по обычаю человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме отдарить. Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл — бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «Кого люблю, того дарю», «От милого подарок дороже золота». Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами.
Из истории подарка
Слайд 7
На малом не взыщите, большого
не ищите
Дар — не купля:
не хаят, а хвалят.
Подарки любят отдарки. Дар дара ждет.
Не дорог подарок, дорога любовь.
Дорог подарочек не выпрошенный.
Дарёному коню в зубы не смотрят.
Дорого яичко к Христову дню.
В разные времена на Руси со словом подарок слагались пословицы и поговорки, в которых заключалась великая народная мудрость.
А какие вы знаете пословицы и поговорки, может быть, загадки со словом «подарок»?
Слайд 8
Работа с текстом
Есть у меня внучка.
Однажды она говорит:
– У Веры в
субботу день рождения. Они пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой-нибудь подарок. Что бы ей подарить?
Мама начала давать добрые советы, но тут в разговор вмешался я:
– А у моих друзей в детстве был неписанный закон: в дни рождения дарить только то, что сделано своими руками.
– Ну, знаешь, дедушка! В нашем классе скажут, что я жадная и что я плохая подруга, – сказала внучка.
– По какому поводу вышли разногласия между дедушкой и внучкой?
– Кто из них, по-вашему, прав: внучка или дедушка?
Слайд 9
Вспомним!
Типы текста
Повествование
Описание
Рассуждение
Слайд 10
Тезис
Доказательства
Вывод
Слайд 11
Предполагаемые точки зрения
Прав дедушка
Права внучка
Не согласен
ни с тем, ни с другим
Слайд 12
Что лучше?
Слайд 13
Я думаю (считаю, полагаю), что… По-моему,
прав… Я убеждён (уверен), что… Я
не могу согласиться с тем, что… Мне кажется (думается), что…
Могу сказать (возразить), что… Сам себе противоречит… Во-первых, … Во-вторых, … В-третьих, …
Хочется подчеркнуть (сказать ещё раз)… Итак… Таким образом… Следовательно… Я понял, что…
ВЫ МОЖЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТИ ВЫРАЖЕНИЯ:
Слайд 14
АФОРИЗМЫ
Выбранный с любовью подарок узнается
сразу по стремлению угадать вкус адресата,
по оригинальности замысла, по самой манере преподносить подарок. (А.Моруа)
Каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты вручаешь его с любовью. (Д.Уолкот)
Три вещи составляют достоинство подарка: чувство, уместность и способ преподнесения. (Соммери)
Ценность подарка определяется скорее его уместностью, нежели ценой. (Ч.Уорнер)