6 класс сочинение рассуждение какой подарок лучше конспект урока

Технологическая карта урока Х27

Учитель: Серова А.С.

Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
«Подарок» Класс: 6 дата: 17.03.2020 г.

Цель: актуализировать знания об
особенностях рассуждения как функционально-смыслового типа речи.

Задачи урока:

-Дать сведения об отличительных
признаках неопределенных местоимений и их образовании;

-Сформировать умение правильно употреблять
неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию;
-Прививать интерес к предмету.

Тип урока: урок развития речи

Форма урока: урок с
использованием презентации

Учебно-методическое и
материально-техническое обеспечение: учебник Русский язык. 6 класс. Учеб. Для
общеобразовательных организаций. В 2ч.

Ч.2 / М. Т. Баранов,
Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.— М.: Просвещение, 2015., экран,
проектор, компьютерная презентация, карточки

Деятельность
чителя

Деятельность об чающегося

УУД

                                                                                                 1.          О
ганизационный момент 1 мин

Приветствует учеников, проверяет
готовность к уроку. Создает рабочую атмосферу

Приветствуют
учителя, настраиваются на работу

Личностные:
управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место,
настраиваться на познавательную деятельность

                                                                                              11.         П
ове ка домашнего задания З мин

Проверим домашнее задание упр. 479.
Нужно было указать разряд местоимений, раскрыть скобки и объяснить условие
выбора Н и НН в суффиксах прилагательных.

Проверяют,
комментируя ответ

Познавательные:       общеучебные умения
структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов    деятельности.
Логические:   анализ,            сравнение, синтез.

Регулятивные:
контроль и оценка прогнозирования

III. Постановка цели и задачи
ока.Мотивация чебной деятельности об чающихся З мин

В жизни нередко возникают
спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение; нередко
поразному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные
суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если
ты уверен, что прав).

Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывая свою мысль.

Одно дело – думать иначе, чем остальные, другое убедить в
своей правоте, отстоять свое мнение. Оказывается, и этому можно и нужно
учиться.

Я предлагаю обратиться к словам, выбранным в качестве эпиграфа        сегодняшнего пока:   «Спорьте,
заблуждайтесь, но, ради Бога, размышляйте, хотя и криво, но сами». Подумайте
и скажите к какому типу речи мы можем отнести слова из эпиграфа «размышляйте,
спорьте».

Можно
отнести к рассуждению.

Регулятивные: волевая
саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному
учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с
помощью учителя.

Коммуникативные: умение
выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и
понимать речь других; учитывать разные мнения.

Предметные: умение ставить и
формулировать проблему с помощью учителя

Верно.
Какая же тема урока сегодня?

Какие цели мы поставим перед собой?

Рассуждение.

Познакомиться с типом речи рассуждения

Научиться определять тип речи
рассуждение, использовать рассуждение в письменной и устной речи. Определить
особенности расс дения.

IV. Акт ализация знаний З мин

Для начала вспомним, что мы знаем о типах речи. Мы знаем
три типа речи. Какие?

Как
различаются типы речи?

Перед вами таблица. Какому типу речи
соответствует каждая из представленных в таблице схем? Нужно написать
название каждого типа ечи.

1
.Общее впечатление предмете. 2.Признаки предмета.

о

1.
Тезис.

2.Доказательства.

З.
Вывод.

1
.Начало события. 2. Продолжение события. З .Конец события.

Выполним задание. Прочитайте тексты и
определите их тип речи. Найдите в текстах местоимения и определите их разряд.
Текст N2 1

Описание,
повествование, рассуждение

Описание
это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание
отвечает на вопрос КАКОЙ?

Повествование – это тип речи, при помощи которого
описываются события          в          временной последовательности.
Повествование отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО?

Рассуждение – это тип речи, при помощи которого
излагается,     разъясняется, отрицается     или подтверждается какая-либо
мысль. Рассуждение отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?

Один
ученик выполняет у доски.

1  колонка
— описание

2  колонка
— рассуждение

З
колонка — повествование

Регулятивные: самоконтроль:
учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что
уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: умение выражать
свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь
других. Предметные: формирование мыслительных операций: анализ,
сравнение, обобщение

Текст
N2 2

Текст
N2 З

Текст
N2 1

Верно.
Молодцы.

Текст 1 описание,
так как, во-первых, здесь описываются лохматые, ослепительные потоки солнца,
синее небо, по которому плыли облака и к ним можно задать вопрос какой?
Во-вторых, здесь нет движения, картина статичная, словно фотография, только
словесная, есть эпитеты, метафоры, сравнение.

Текст 2 –
повествование, так как здесь есть сюжет, развивается действие: рассказывается
о том, как Никита распахнул дверь, сел на крыльцо, потом опустил кораблик в
ручеёк и долго смотрел ему вслед, а потом резко встал и улыбнулся солнышку –
к этим словам можно задать вопрос что делал?

Текст З – рассуждение,
так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод.

Местоимения: оно (личное), они
(личное), самым (определительное), своим (притяжательное), его (притяжательное),
ему (личное), самое (определительное), всё (определительное).

V.

Из чение нового мате
иала на основе из ченного 15 мин

Сегодня мы с вами будем
готовиться писать сочинение — рассуждение, а вот о чём вы будете рассуждать,
вам предстоит догадаться самим.

Но для начала
вспомним ещё раз, из скольких частей состоит сочинение-рассуждение?

Правильно, из трёх.
Проведём небольшую словарную работу. (информация на слайдах)

Тезис —
положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных
мыслей лекции, доклада, сочинения, или, другими словами, это основная мысль
текста, которую нужно доказать.

Доказательство
подтверждение какого-нибудь положения фактами или доводами, или, другими
словами, это примеры, доказывающие основную мысль текста.

Вывод — итог рассуждения. Обычно вывод
совпадает с той мыслью, кото ая была высказана в начале текста.

Из
трех частей: тезис, доказательство и вывод.

Смотрят
на слайды и слушают учителя

Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества. Познавательные: поиск и выделение необходимой
информации; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения

Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден и его
может сделать сам читатель.

Иногда рассуждение
начинается вступлением, чтобы читатель мог освоиться в предлагаемой теме,
привыкнуть к ней, понять её. Но вступление бывает не всегда. Когда нет нужды
готовить читателя к восприятию темы и последующего содержания текста,
вступление не создаётся.

Составим
схему построения текста-рассуждения.

1.   
Вступление.

2.   
Тезис, то есть основная мысль, утверждение, которое будет
доказываться.

З. Аргументы, то
есть доказательства, доводы, мотивы, обоснования. 4. Вывод, то есть итог, к
которому пришёл автор рассуждения

Прочтем
текст-рассуждение и устно проанализируем его.

Человек, умеющий и
любящий читать, – счастливый человек.

Во-первых, он окружен мноэюеством умных и Добрых
Друзей. Друзья эти – книги.

Во-вторых, читая разные
книги, моэюно найти ответы на все волнующие нас вопросы. Из книг мы узнаём о
прошлом и находим картины будущего.

Поэтому читайте больше и
будете счастливы! (по

Паустовскому)

На
какие части можно разделить этот текст?

Чем
отличается текст рассуждения от других типов речи?

Какие
слова вводят в текст доказательства?

Какое
слово связывает доказательства и вывод?

Физминутка

Составляют
схему совместно с учителем

Читают
текст. Один вслух, остальные следят.

Тезис,
доказательства, вывод.

Отличается
тем, что в таких текстах есть доказательство

Во-первых,
во-вторых

Доказательство
и вывод связывает слово «поэтому».

VI.

Пе вичное зак епление из
ченного. 15 мин

Отработаем навык
умения находить составные части рассуждения. Прочтите текст на карточках и
найдите в нем тезис, доказательство и вывод.

Мама самое
священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб
благодарно произносит: ”Спасибо, кормилица-мать’. Солдат, смертельно
раненный, шепчет: ”За Родинумать!” Все самые Дорогие святыни названы и
озарены именем матери.

Подготовка к написанию
сочинения-рассуждения.

                
Для начала давайте определим, что станет предметом вашего
рассуждения, о чём пойдёт речь. Я прочитаю стихотворение Виктора Лунина:

Мне туфельки мама
вчера подарила, Конфеты мне папа принёс.

Сестра подарила мне
щётку и мыло, А брат — заводной паровоз.

Ещё подарили мне
чашку и ложку, И кубики — строить Дома.

Но рыжую кошку,
прекрасную кошку Нашла во дворе я сама!

                
Так о чём мы будем с вами говорить?

-Правильно! Подарки
любят все. Кто-то любит их получать, а кто-то дарить. Но мало кто знает, что
дарить подарки — это целое искусство. А что такое подарок, какое значение
имеет это слово?

Давайте
проведём ещё одну словарную работу.

Подарок это предмет или вещь, которую по
собственному желанию и безвозмездно преподносят с целью доставить
удовольствие, пользу. Подарок имеет сходное значение с даром и
пожертвованием. Но, как правило, преподнесение подарка связано с каким-то
поводом: определённым событием, обычаем или

Тезис: Мама – самое священное слово на земле! Человек
рождается и умирает с этим словом.

Доказательство:
Хлебороб благодарно произносит: ”Спасибо, кормилица-мать”. Солдат,
смертельно раненный, шепчет: ”За Родину-мать! ”

Вывод: Все самые дорогие святыни названы и озарены именем
матери.

Слушают
стихотворение

Мы будем
говорить о подарках

Регулятивные:         контроль        и
коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным
эталоном.

Познавательные:
умение осознанно и        произвольно  строить высказывания

праздником.
Поводы к подарку бывают самые разные.

Самые
распространённые из них:

Обычаи и
праздники

Выражение
признательности, благодарности Выражение любви или дружбы Выражение
сочувствия.

Из истории подарка

1 .На Руси подарки
всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В
многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором
проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том,
как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в
сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар:
будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.

2. На Руси у слова
«подарок» был брат-близнец «гостинец», произошедший от слова «гость». Ранее,
по обычаю человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом
доме отдарить. Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл
бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе
и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать
ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «кого люблю, того
дарю», «от милого подарок дороже золота». Также до сих пор жив обычай
обмениваться на Пасху крашеными яйцами. В разные времена на Руси со словом
подарок слагались пословицы и поговорки, в которых заключалась великая
народная мудрость.

– А какие вы знаете
пословицы и поговорки, может быть, загадки со словом «подарок»?

Молодцы. Откройте учебник на стр. 87.
Прочтем текст упражнения 480.

Работают
в парах и называют свои варианты.

Один
ученик читает, остальные следят.

                    
По какому поводу вышли разногласия между дедушкой и внучкой?

                    
Кто из них, по-вашему, прав: внучка или дедушка?

Мнения разделились. Те, кто считает, что прав дедушка,
докажите свое мнение.

Кто
считает, что права внучка, ваше доказательство.

Те,
кто считает, что не прав никто, почему?

В своих работах
вы можете воспользоваться высказываниями великих людей для подтверждения
собственной мысли. Некоторые из них написаны у вас в карточках.

Теперь обсудим как же
можно «построить» сочинение на тему «Кто прав… »

                    
Как можно начать такое сочинение?

Если предмет спора
ясен, можно начать с формулировки тезиса, то есть с ответа на поставленный
вопрос: прав тотто. Высказывая определённую точку зрения, желательно
пользоваться выражениями типа: Я Думаю (считаю), что… Яубеждён (уверен),
что… По-моему…

Если говорящий не
уверен в том, что он во всём прав, или не хочет казаться резким, категоричным
в споре, он скажет: мне каэюется (Думается), что…

Затем во второй части сочинения надо
привести доказательства, аргументы, а в конце сделать вывод. О чём можно в
нём написать? Можно ещё раз подчеркнуть тот тезис, который доказывался,
например? «Таким об азом итак, значит , я считаю, что в этом спо еп ав

Разногласия в том,
что дедушка считает подарок, сделанный своими руками лучше, чем купленный, а
внучка считает наоборот.

Прав
дедушка права внучка не прав никто

Доказывают
по очереди свою точку зрения

Подарок, купленный на деньги родителей, – это не мой
подарок, а их.

Я ничего не умею делать,
значит, тогда я ничего не смогу подарить

Надо знать вкусы
того человека, которому собираешься преподнести подарок, ведь самое главное —
чтобы ему было приятно, а деньги в конце концов можно и заработать.

Знакомятся
с афоризмами, задают вопросы

Предлагают
варианты ответов.

(права)…» Можно
написать о том, чему научило вас обсуждение этой спорной ситуации, какие
выводы вы для себя сделали.

Запись материалов к предстоящему
сочинению.

1.             
Я думаю (считаю, полагаю), что… По-моему, прав… Я убеждён
(уверен), что… Я не могу согласиться с тем, что… Мне кажется (думается),
что .

2.             
Могу сказать (возразить), что… Сам себе противоречит.
Во-первых, Во-вторых, В-третьих,

З. Хочется подчеркнуть (сказать ещё
раз)… Итак… Таким образом. Следовательно . Я понял, что…

VII. Инфо мация о домашнем задании.
Инст ктаж его выполнения

2 мин

Упражнение 481 выполните дома. Вам дан
вопрос «Согласны ли вы, что в настоящее время люди пишут меньше писем, чем
прежде?» Порассуждайте и обоснуйте свою точку зрения. Придерживайтесь плана,
который мы записали на уроке, используйте клише.

Познавательные:     умение структурировать      знания;
оценивание процессов и результатов деятельности

Р
егулятивные
:        волевая саморегуляция; осознание того, что уже
усвоено и что ещё подлежит своению.

Ре лексия З мин

 
Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

 
Какие выводы сделали для себя?

Давайте
оценим нашу работу.

Нарисуйте на полях
веселую мордашку если на уроке все было понятно и интересно.

Грустную мордашку, если вы не совсем
поняли, как работать с расс дением и вас остались вопросы.

Коммуникативные: умение
выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Уроки 150-151
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Рассуждение упр 480

  • Мы знаем три типа речи. Какие?  (описание, повествование, рассуждение).

  • Как различаются типы речи?

Задание: заполнить таблицу «Типы речи», выбрав элементы строения, подходящие к конкретному типу речи из  слов для справок:

Признаки предмета. Тезис. Доказательства. Начало события.  Вывод.  Продолжение события.  Конец события. Общее впечатление о предмете.

1.

2.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Мы сегодня поговорим о рассуждении. Посмотрите, из каких частей состоит текст рассуждения (опираясь на предыдущую таблицу)

Что такое тезис?

Тезис – то, что требует доказательства.

Слова: я считаю, я думаю, я уверен, мне кажется

Доказательства.

Слова: во-первых, во-вторых, в-третьих и др.

Каждое доказательство начинаем с красной строки. Сколько доказательств, столько и абзацев +тезис+вывод.

Вывод начинается со слов таким образом, поэтому, из этого следует.

Вывод должен быть подтверждением тезиса и не должен ему противоречить.

Анализ текста (устно): определите тип речи данного текста, обоснуйте свой ответ. Какие части можно выделить в этом тексте?

    Человек,  умеющий и любящий читать, – счастливый человек. Во-первых, он окружен множеством  умных и добрых  друзей.  Друзья эти –  книги. Во-вторых, читая разные книги,  можно найти ответы на все  волнующие нас вопросы. Из книг  мы узнаём  о прошлом и находим картины будущего.  Поэтому читайте больше и будете счастливы!                      (по Паустовскому)

Соответствует ли структура данного текста структуре текста-рассуждения?

— В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным свое мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Дискуссия – это рассматривание, исследование спорной ситуации и поиск её решения.  Дискуссионная тема – это тема, которая вызывает споры. (запись терминов и значений в тетрадь).

В таком тексте должны быть как минимум две разные точки зрения на один и тот же вопрос.   Даю вам тему: Чтобы хорошо учиться, нужны способности или ежедневный труд? Поработайте в парах и подберите доказательство в пользу этих двух точек зрения.

Сегодня мы рассмотрим, как работать над сочинением  на дискуссионную тему.Как вы думаете, какой из типов речи поможет нам в написании сочинения на дискуссионную тему,  почему?

Упр 480 с.87

О чем спорили дедушка и внучка? Является ли разговор между ними дискуссией. Докажите.

 (О подарке. Это и есть предмет спора. Конкретно — о том,  каким должен быть подарок.) Какие точки зрения на подарок высказаны в тексте?

Кто прав в этом споре и почему?

Формулирование и запись тезисов и аргументов:

Введение нового понятия «аргумент – мысль, суждение, доказательство, подкрепляется фактами, примерами из жизни»

Прав дедушка                       Права внучка

1.                                           1.

2.                                            2.

Подбираем аргументы на «за» и «против» и записываем их. Сообщаем ребятам, что пословицы тоже могут быть аргументами – ссылками на авторитеты. Просим ребят вспомнить  подходящие к данной теме пословицы.

1. Тезис: прав дедушка

2. Доказательства

1)Мнение подруг из класса – потребительское

2) Подарок, сделанный своими руками,  уникален, неповторим.

Составление плана сочинения   КТО ПРАВ?

1.                                             1.

2. Прав дедушка                     2. Права внучка  

1)                                               1)  

2)                                               2)  

3. Вывод                                  3. Вывод

  • Что должно быть в пункте 1?

  • О чем нужно рассказать во вступлении? ( о проблеме)

  • Какой тип речи должен быть во вступлении?

  • Можно ли начать сочинение словами: однажды внучка говорит дедушке и маме…?

  • Как нужно начать рассказ о проблеме?  (однажды мы с дедушкой поспорили, какой подарок лучше…)

А теперь предлагаю вам попробовать составить устное рассуждение на тему, кто прав в споре.  (Один-два учащихся устно пробуют составить сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.)

Пишем сочинение

Однажды внучка с дедушкой поспорили. Дедушка говорил:

“В дни рождения нужно дарить только то, что сделано своими руками!”

А внучка отвечала, что если она подарит самодельный подарок, то все скажут, что она жадная девочка и плохая подруга. Я считаю, что девочка не права.

Во-первых, подарок, сделанный своими руками, ценнее, чем подарок купленный, потому что человек вкладывает в него кусочек своей души.

Во-вторых, если сильно потрудиться над таким подарком, то он будет даже красивее купленного подарка.

В-третьих, по подарку человека нельзя судить. Главное, чтобы гость позаботился об имениннике, о том, чтобы именинник в свой праздник не остался без внимания. А внимание можно выразить и стихотворением собственного сочинения, и песенкой, сочинённой к празднику, и оригинальной шуткой – совсем необязательно дарить именно вещь.

В-четвертых, я убеждена, что от стоимости подарка отношение к человеку не должно меняться. Ведь внучка считала как: если преподнести недорогой подарок, то окружающие могут подумать, что человек жадный и не уважает именинника… Но так делать нельзя, потому что этот человек может оказаться из небогатой семьи.

И поэтому я сама стараюсь делать подарки свои руками. К сожалению, это не всегда получается, потому что иногда не хватает времени. И я советую всем дарить самодельные подарки, потому что они сделаны с душой.

Обновлено: 27.04.2023

Цели: ознакомить учащихся с особенностями типа речи рассуждение; формирование навыка построения доказательных рассуждений; формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение; подготовить к написанию сочинения рассматриваемого типа.

I. Повторение известного о сочинениях-рассуждениях.

– Какие типы речи вам известны? (Описание, повествование, рассуждение)

– Как различать типы речи?

Описание – тип речи, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос КАКОЙ?

Повествование – тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО?

Рассуждение – тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?

– Определите цели, которые стремится достичь человек, когда он: рассказывает, описывает, рассуждает?

– Какой тип речи вы используете, когда рассказываете своему другу о каникулах? О картине, которую видели на выставке? Во время спора?

Задание. Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы.

2) Зачем мне нужна собака?

3) Как мы однажды с собакой…

б) 1) Зачем нужно ходить в школу?

2) Мой счастливый школьный день.

3) Как я прогулял уроки.

в) 1) Как я играл в футбол.

2) Моя любимая игрушка.

3) Почему я люблю играть в футбол?

II. Коллективная разработка дискуссионной темы сочинения- рассуждения.

– В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным свое мнение. Нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Об одной такой спорной ситуации рассказывается в тексте упр. 480.

Перечитаем текст упражнения и ответим на вопрос: о чем спорили внучка и дедушка? (Какой подарок лучше. Это и есть предмет спора.)

– Что же такое подарок?

III. Словарная работа.

ПОДАРОК –1. Вещь, которую дарят, подарили. Сделать, получить подарок. 2. перен. Что-нибудь хорошее, приятное (обычно как знак уважения, признательности). Его приезд – настоящий подарок. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова.

– Какие бывают поводы к подарку? (обычаи и праздники; выражение признательности, благодарности; выражение любви или дружбы; выражение сочувствия)

Из истории подарка : На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.

В разные времена на Руси со словом подарок слагались пословицы и поговорки, в которых заключалась великая народная мудрость. А какие вы знаете пословицы и поговорки, может быть, загадки со словом «подарок?

На малом не взыщите, большого не ищите.

Дар — не купля: не хаят, а хвалят.

Подарки любят отдарки.

Не дорог подарок, дорога любовь.

Дорог подарочек не выпрошенный.

Дарёному коню в зубы не смотрят.

IV. Формулирование и запись тезисов и аргументов.

– Итак, вернемся к упражнению и тому спору, который произошел между дедушкой и внучкой. Как должна поступить девочка: купить подарок или сделать его своими руками? Выскажите свое мнение и обоснуйте его.

При обсуждении поставленного вопроса дети высказывают такие суждения:

1. Прав дедушка, и этому существуют сотни подтверждений. Например, тот же магазинный подарок могут преподнести все приглашенные без исключения, в то время как собственный, сделанный тобой, будет особенным. Да и получателю приятно: ведь ты сам придумал эту вещицу, а значит, вложил свой труд. Так приятно знать, что кто-то готов пожертвовать личным временем ради тебя. Из всего вышесказанного исходит, что все-таки сделанный собственными руками подарок намного лучше купленного.

2. Дедушка – человек, много знающий и проживший долгую жизнь. То, что он посоветовал подарить подарок, сделанный своими руками, говорит о том, что он в своей жизни делал то же самое, и тем, кому он это дарил, было очень приятно. Во-первых, самодельный сюрприз сделан от души, и такой подарок греет человеку душу. Во-вторых, тому, кто делает подарок, не надо делать денежные затраты. Из этого следует, что такой подарок будет самым приятным и органичным, поэтому я считаю, что он дедушка дал правильный совет.

3. Другу лучше дарить купленные вещи, потому что ручную вещь он и сам сделать сможет. А если вы не знаете, что подарить, лучше следует спросить того человека, которому вы собираетесь дарить подарок. Если он и сам не знает, чего хочет, подумайте, что бы вы хотели получить в подарок на его месте. А вообще подарок не главное, а главное внимание.

– Как можно начать такое сочинение? Если предмет спора ясен (как в рассмотренном случае, можно начать с формулировки тезиса, т. е. с ответа на поставленный вопрос: прав тот-то.

– Высказывая определенную точку зрения, желательно пользоваться выражениями типа Я думаю (считаю, что. По-моему,. ; если говорящий не уверен в том, что он во всем прав, или не хочет казаться резким, категоричным в споре, он скажет: мне кажется (думается, что.

– Во второй части сочинения — надо привести доказательства, аргументы (они рассматривались выше, а в конце сделать вывод. О чем можно в нем написать? Можно еще раз подчеркнуть тот тезис, который доказывался, например: «Таким образом (итак, значит., я считаю, что. Можно написать и о том, чему научило автора обсуждение этой ситуации, какие выводы для себя автор сделал.

1. Тезис. Подарок, сделанный своими руками, лучше, чем купленный за деньги.

а) в этот подарок вложена твоя душа.

б) он будет бережно храниться.

в) такой подарок надолго запомнится.

3. Вывод. Как бы ни был скромен твой подарок, он сделан своими руками, он доставит много радости.

VI. Запись материалов к предстоящему сочинению :

1. Я думаю (считаю, полагаю, что. По-моему, прав. Я убежден (уверен, что. Я не могу согласиться с тем, что. Мне кажется (думается, что.

2. Могут сказать (возразить, что. Сам себе противоречит.

3. Хочется подчеркнуть (сказать еще раз). Итак. Таким образом. Следовательно. Я понял, что.

VII. Составление устного рассуждения на тему, кто прав в споре.

Один-два учащихся устно пробуют составить сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.

VIII. Написание работ на черновики.

IX. Задание на дом: написать сочинение.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Что такое подарок?

    Вещь, которую дарят, подарили.

Сделать, получить подарок.

2. перен. Что-нибудь хорошее, приятное (обычно как знак уважения, признательности).

Его приезд – настоящий подарок.

русского языка С. И. Ожегова

Поводы к подарку бывают разные:

Обычаи и праздники

Выражение признательности, благодарности

Выражение любви или дружбы

На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.

Из истории подарка

  • На малом не взыщите, большого не ищите
  • Дар — не купля: не хаят, а хвалят.
  • Подарки любят отдарки. Дар дара ждет.
  • Не дорог подарок, дорога любовь.
  • Дорог подарочек не выпрошенный.
  • Дарёному коню в зубы не смотрят.
  • Дорого яичко к Христову дню.

В разные времена на Руси со словом подарок слагались пословицы и поговорки, в которых заключалась великая народная мудрость.

Работа с текстом учебника. Упражнении 436.

Есть у меня внучка. Однажды она говорит:

– У Веры в субботу день рождения. Они пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой-нибудь подарок. Что бы ей подарить?

Мама начала давать добрые советы, но тут в разговор вмешался я:

– А у моих друзей в детстве был неписанный закон: в дни рождения дарить только то, что сделано своими руками.

– Ну, знаешь, дедушка! В нашем классе скажут, что я жадная и что я плохая подруга, – сказала внучка.

– По какому поводу вышли разногласия между дедушкой и внучкой?

– Кто из них, по-вашему, прав: внучка или дедушка?

Предполагаемые точки зрения

Не согласен ни с тем, ни с другим

Я думаю (считаю, полагаю), что… По-моему, прав… Я убеждён (уверен), что… Я не могу согласиться с тем, что… Мне кажется (думается), что…

Могу сказать (возразить), что… Сам себе противоречит… Во-первых, … Во-вторых, … В-третьих, …

Хочется подчеркнуть (сказать ещё раз)… Итак… Таким образом… Следовательно… Я понял, что…

Выбранный с любовью подарок узнается сразу по стремлению угадать вкус адресата, по оригинальности замысла, по самой манере преподносить подарок. (А.Моруа)

Каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты вручаешь его с любовью. (Д.Уолкот)

Три вещи составляют достоинство подарка: чувство, уместность и способ преподнесения. (Соммери)

Ценность подарка определяется скорее его уместностью, нежели ценой. (Ч.Уорнер)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что такое подарок? ПОДАРОК – Вещь, которую дарят, подарили. Сделать, получить.

Что такое подарок? ПОДАРОК – Вещь, которую дарят, подарили. Сделать, получить подарок. 2. перен. Что-нибудь хорошее, приятное (обычно как знак уважения, признательности). Его приезд – настоящий подарок. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова

Поводы к подарку бывают разные: Обычаи и праздники Выражение признательности.

Поводы к подарку бывают разные: Обычаи и праздники Выражение признательности, благодарности Выражение любви или дружбы Выражение сочувствия

На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливы.

На малом не взыщите, большого не ищите Дар — не купля: не хаят, а хвалят. По.

Работа с текстом учебника. Упражнении 436. Есть у меня внучка. Однажды она го.

Работа с текстом учебника. Упражнении 436. Есть у меня внучка. Однажды она говорит: – У Веры в субботу день рождения. Они пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой-нибудь подарок. Что бы ей подарить? Мама начала давать добрые советы, но тут в разговор вмешался я: – А у моих друзей в детстве был неписанный закон: в дни рождения дарить только то, что сделано своими руками. – Ну, знаешь, дедушка! В нашем классе скажут, что я жадная и что я плохая подруга, – сказала внучка. – По какому поводу вышли разногласия между дедушкой и внучкой? – Кто из них, по-вашему, прав: внучка или дедушка?

Вспомним! Типы текста Повествование Описание Рассуждение

Вспомним! Типы текста Повествование Описание Рассуждение

Тезис Доказательства Вывод

Тезис Доказательства Вывод

Предполагаемые точки зрения Прав дедушка Права внучка Не согласен ни с тем, н.

Предполагаемые точки зрения Прав дедушка Права внучка Не согласен ни с тем, ни с другим

Что лучше?

Я думаю (считаю, полагаю), что… По-моему, прав… Я убеждён (уверен), что… Я не.

Я думаю (считаю, полагаю), что… По-моему, прав… Я убеждён (уверен), что… Я не могу согласиться с тем, что… Мне кажется (думается), что… Могу сказать (возразить), что… Сам себе противоречит… Во-первых, … Во-вторых, … В-третьих, … Хочется подчеркнуть (сказать ещё раз)… Итак… Таким образом… Следовательно… Я понял, что…

Выбранный с любовью подарок узнается сразу по стремлению угадать вкус адреса.

Выбранный с любовью подарок узнается сразу по стремлению угадать вкус адресата, по оригинальности замысла, по самой манере преподносить подарок. (А.Моруа) Каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты вручаешь его с любовью. (Д.Уолкот) Три вещи составляют достоинство подарка: чувство, уместность и способ преподнесения. (Соммери) Ценность подарка определяется скорее его уместностью, нежели ценой. (Ч.Уорнер)

Краткое описание документа:

“Описание материала:

Данная презентация может служить мультимедийным дополнением при подготовке к сочинению-рассуждению.

Презентация создана с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point, состоит из 12 слайдов, которые соответствуют структурированному ходу урока.

Цель данного урока: формировать умения обосновывать, аргументировать свою точку зрения.

В ходе урока ребята знакомятся с историей подарка, пословицами, поговорками и афоризмами, работают с текстом учебника, активно включаются в обсуждение проблемы, вспоминают типы речи, построение текста типа рассуждение, учатся правильно строить высказывание.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

194913 194918 194906 194922 194942 194907 194919 194923 194932 194910 194945 194911 194940 194951 194935 194934 194941 194929 194933 194944 194943 194948 194912 194950 194947 194909 194946 194936 194949 194930

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях

Читайте также:

      

  • Основные функции семьи сочинение
  •   

  • Сочинение кто такой волевой человек
  •   

  • Человек которым я восхищаюсь сочинение джонни депп
  •   

  • Роспотребнадзор итоговое сочинение 2022
  •   

  • Сочинение на тему чехов драма на охоте

Слайд 2

Что такое подарок? ПОДАРОК – Вещь, которую дарят, подарили. Сделать, получить подарок. 2. перен. Что-нибудь хорошее, приятное (обычно как знак уважения, признательности). Его приезд – настоящий подарок. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова

Слайд 3

Поводы к подарку бывают разные: Обычаи и праздники Выражение признательности, благодарности Выражение любви или дружбы Выражение сочувствия

Слайд 4

На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания. На Руси у слова «подарок» был брат-близнец — «гостинец», произошедший от слова «гость». Ранее, по обычаю человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме отдарить. Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл — бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «Кого люблю, того дарю», «От милого подарок дороже золота». Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами. Из истории подарка

Слайд 5

На малом не взыщите, большого не ищите Дар — не купля: не хаят, а хвалят. Подарки любят отдарки. Дар дара ждет. Не дорог подарок, дорога любовь. Дорог подарочек не выпрошенный. Дарёному коню в зубы не смотрят. Дорого яичко к Христову дню. В разные времена на Руси со словом подарок слагались пословицы и поговорки, в которых заключалась великая народная мудрость. А какие вы знаете пословицы и поговорки, может быть, загадки со словом «подарок»?

Слайд 6

Работа с текстом учебника. Упражнении 436. Есть у меня внучка. Однажды она говорит: – У Веры в субботу день рождения. Они пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой-нибудь подарок. Что бы ей подарить? Мама начала давать добрые советы, но тут в разговор вмешался я: – А у моих друзей в детстве был неписанный закон: в дни рождения дарить только то, что сделано своими руками. – Ну, знаешь, дедушка! В нашем классе скажут, что я жадная и что я плохая подруга, – сказала внучка. – По какому поводу вышли разногласия между дедушкой и внучкой? – Кто из них, по-вашему, прав: внучка или дедушка?

Слайд 7

Вспомним! Типы текста Повествование Описание Рассуждение

Слайд 8

Тезис Доказательства Вывод

Слайд 9

Предполагаемые точки зрения Прав дедушка Права внучка Не согласен ни с тем, ни с другим

Слайд 10

Что лучше?

Слайд 11

Я думаю (считаю, полагаю), что… По-моему, прав… Я убеждён (уверен), что… Я не могу согласиться с тем, что… Мне кажется (думается), что… Могу сказать (возразить), что… Сам себе противоречит… Во-первых, … Во-вторых, … В-третьих, … Хочется подчеркнуть (сказать ещё раз)… Итак… Таким образом… Следовательно… Я понял, что…

Слайд 12

Выбранный с любовью подарок узнается сразу по стремлению угадать вкус адресата, по оригинальности замысла, по самой манере преподносить подарок. (А.Моруа) Каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты вручаешь его с любовью. (Д.Уолкот) Три вещи составляют достоинство подарка: чувство, уместность и способ преподнесения. (Соммери) Ценность подарка определяется скорее его уместностью, нежели ценой. (Ч.Уорнер)

Слайд 1

Сочинение – рассуждение
на тему
«Какой подарок

лучше?»

Сочинение – рассуждение на тему«Какой подарок лучше?»


Слайд 2

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ:
Внимательно прочитайте весь материал презентации.
В

сочинении-рассуждении обязательно должны быть противопоставлены разные

точки зрения.
Постарайтесь рассуждать доказательно, сопоставляя разные позиции.
Используйте афоризмы и пословицы для подтверждения той или иной точки зрения.
Не забудьте, что эпиграф не только украшает сочинение, но и подчеркивает его основную мысль.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ:Внимательно прочитайте весь материал презентации.В сочинении-рассуждении обязательно должны быть противопоставлены


Слайд 3

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:
что такое подарок;
поводы

для его вручения;
из истории дарения

презентов;
пословицы на тему;
предполагаемые точки зрения героев;
собственное заключение: кто прав;
включение тематических афоризмов.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:что такое подарок; поводы для его вручения; из истории


Слайд 4

Что такое подарок?
ПОДАРОК –

Вещь, которую

дарят, подарили.

Сделать, получить подарок.
2.

перен. Что-нибудь хорошее, приятное (обычно как знак уважения, признательности).

Его приезд – настоящий подарок.

Толковый словарь
русского языка С. И. Ожегова
Что такое подарок?ПОДАРОК – Вещь, которую дарят, подарили. Сделать, получить подарок.


Слайд 5

Поводы к подарку бывают разные:
Обычаи и

праздники
Выражение признательности, благодарности
Выражение любви или дружбы
Выражение

сочувствия
Поводы к подарку бывают разные:Обычаи и праздникиВыражение признательности, благодарностиВыражение любви или дружбыВыражение сочувствия


Слайд 6

На Руси подарки всегда

любили, умели находить в них тайный

смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.
На Руси у слова «подарок» был брат-близнец — «гостинец», произошедший от слова «гость». Ранее, по обычаю человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме отдарить. Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл — бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «Кого люблю, того дарю», «От милого подарок дороже золота». Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами.

Из истории подарка
На Руси подарки всегда любили, умели находить в них


Слайд 7

На малом не взыщите, большого

не ищите
Дар — не купля:

не хаят, а хвалят.
Подарки любят отдарки. Дар дара ждет.
Не дорог подарок, дорога любовь.
Дорог подарочек не выпрошенный.
Дарёному коню в зубы не смотрят.
Дорого яичко к Христову дню.

В разные времена на Руси со словом подарок слагались пословицы и поговорки, в которых заключалась великая народная мудрость.

А какие вы знаете пословицы и поговорки, может быть, загадки со словом «подарок»?
На малом не взыщите, большого не ищите Дар — не


Слайд 8

Работа с текстом
Есть у меня внучка.

Однажды она говорит:
– У Веры в

субботу день рождения. Они пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой-нибудь подарок. Что бы ей подарить?
Мама начала давать добрые советы, но тут в разговор вмешался я:
– А у моих друзей в детстве был неписанный закон: в дни рождения дарить только то, что сделано своими руками.
– Ну, знаешь, дедушка! В нашем классе скажут, что я жадная и что я плохая подруга, – сказала внучка.

– По какому поводу вышли разногласия между дедушкой и внучкой?

– Кто из них, по-вашему, прав: внучка или дедушка?

Работа с текстомЕсть у меня внучка. Однажды она говорит:- У Веры


Слайд 9

Вспомним!
Типы текста
Повествование
Описание
Рассуждение

Вспомним!Типы текстаПовествованиеОписаниеРассуждение


Слайд 10

Тезис
Доказательства
Вывод

ТезисДоказательстваВывод


Слайд 11

Предполагаемые точки зрения
Прав дедушка
Права внучка
Не согласен

ни с тем, ни с другим

Предполагаемые точки зренияПрав дедушкаПрава внучкаНе согласен ни с тем, ни с другим


Слайд 12

Что лучше?

Что лучше?


Слайд 13

Я думаю (считаю, полагаю), что… По-моему,

прав… Я убеждён (уверен), что… Я

не могу согласиться с тем, что… Мне кажется (думается), что…

Могу сказать (возразить), что… Сам себе противоречит… Во-первых, … Во-вторых, … В-третьих, …

Хочется подчеркнуть (сказать ещё раз)… Итак… Таким образом… Следовательно… Я понял, что…

ВЫ МОЖЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТИ ВЫРАЖЕНИЯ:
Я думаю (считаю, полагаю), что… По-моему, прав… Я убеждён (уверен), что…


Слайд 14

АФОРИЗМЫ
Выбранный с любовью подарок узнается

сразу по стремлению угадать вкус адресата,

по оригинальности замысла, по самой манере преподносить подарок. (А.Моруа)

Каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты вручаешь его с любовью. (Д.Уолкот)

Три вещи составляют достоинство подарка: чувство, уместность и способ преподнесения. (Соммери)

Ценность подарка определяется скорее его уместностью, нежели ценой. (Ч.Уорнер)
АФОРИЗМЫ Выбранный с любовью подарок узнается сразу по стремлению угадать вкус


Слайд 15

Надеюсь, что все у вас получится!

Надеюсь, что все у вас получится!