Тема: Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые
души» в оценке литературной критики. Подготовка к сочинению.
Цель: обобщить знания учащихся по
поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», подготовить их к написанию сочинения.
Задачи:
Образовательные:
– выяснить, как поэма была оценена
литературной критикой;
– выявить основные проблемы,
поднятые гоголем в поэме;
– сформулировать возможные темы сочинений;
– составить планы сочинений;
Развивающие:
– развивать навык анализа
художественного произведения;
– совершенствовать навык работы над
сочинением (формулировка темы, составление плана, подбор материала – цитат,
доказательств из текста);
-совершенствовать устную и
письменную речь учащихся;
Воспитательные:
– воспитывать осознанное отношение
к проблемам, касающимся как отдельного человека, так и государства в целом.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Формулировка темы и целей
урока.
Сегодня мы заканчиваем работу над
поэмой Н.В Гоголя «Мертвые души». Как обычно, в конце работы над художественным
произведением, мы поговорим о том, как оно было оценено литературной критикой,
сформулируем основные проблемы, поднятые в данном произведении, и начнем
подготовку к сочинению, которое вам предстоит написать дома.
3. Проверка домашнего задания.
Но сначала вспомним, почему
произведение, в основном раскрывающее негативные стороны русской жизни,
называют поэмой о величии России? (Устные ответы учащихся)
Вывод:
«…
Какой огромный, какой оригинальный сюжет… Вся Русь явится в нем!» — писал
Гоголь о поэме Жуковскому. Николай Васильевич создал совершенно новый тип
романа, сочетавший сатиру на Россию Чичиковых, Ноздревых, Плюшкиных и
лирическую поэму о Руси — родине великого народа. То есть Гоголь наравне с
сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный — образ
России. С этим образом связано «высокое лирическое движение», которым в поэме
местами замещается комическое повествование. Миру «мертвых душ» в поэме
противопоставлен лирический образ народной России, о которой автор пишет с
любовью и восхищением. За неприглядным кругом помещичьей и чиновничьей России
Гоголь ощущал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся
вперед тройки, олицетворяющей собой силы России: «Не так ли и ты, Русь, что
бойкая, необгонимая тройка несешься?» Таким образом, можно
сказать, что в противовес аферистам, лентяям и самодурам существуют еще на
русской земле расторопные люди — крепостные крестьяне, которым Россия обязана
своим процветанием.
4. Работа по теме урока.
А) Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»
в оценке литературной критики
Когда
21 мая 1842 года «Мертвые души» вышли в свет, они немедленно вызвали
ожесточенные споры. Гоголя обвиняли в клевете на Россию и в том; что он показал
«какой – то особый мир негодяев, который никогда не существовал и не мог
существовать», другие критики, как, например, В. Г. Белинский, отметили ее
выдающееся значение не только для литературной жизни, но и для общественной. В.
Г. Белинский писал: «Столь же важный шаг вперед со стороны таланта Гоголя видим
мы и в том, что в “Мертвых душах” он совершенно отрешился от
малороссийского элемента и стал русским национальным поэтом во всем
пространстве этого слова. При каждом слове его поэмы читатель может говорить:
Здесь
русский дух, здесь Русью пахнет!
Этот
русский дух ощущается и в юморе, и в иронии, и в выражении автора, и в
размашистой силе чувств, и в лиризме отступлений, и в пафосе всей поэмы, и в
характерах действующих лиц, от Чичикова до Селифана и «подлеца чубарого»
включительно, — в Петрушке, носившем с собой свой особенный воздух, и в
будочнике, который при фонарном свете, впросонках, казнил на ногте зверя и
снова заснул…»
По
мнению Белинского, «Мертвые души» стоят выше всего, что было в русской
литературе. Главной причиной это является то, что это же ставшее бессмертным
произведение содержит в себе глубину общественной идеи и высокую художественную
выразительность образов и картин.
Гоголь сумел совместить
в одной поэме живые, чрезвычайно важные национальные мотивы и
высокохудожественные идеалы, которые помогли ему подчеркнуть и в необходимый
момент выделить заложенные писателем в поэму идеи.
Белинский подчеркивает,
что в поэме нет ничего комического и вызывающего смех, и очевидно, что у автора
не было желания насмешить читателя, он преподносит выдуманные им события
глубоко и серьезно, так как желает, чтобы подтекст его поэмы был услышан
правильно, и чтобы истина стала по-настоящему открытой и очевидной для людей.
Белинский убежден, что
данную поэму нельзя рассматривать со стороны привычной для гоголевского
творчества сатиры, сам жанр «Мертвых душ» и
замысел произведения, включающий целых три тома, говорит о том, что писатель
желает, чтобы к образам и событиям поэмы относились с полной серьезностью и
вниманием.
Недостатки «Мертвых
душ» по мнению Белинского
Но несмотря на свою
положительную оценку «Мертвых душ», Белинский выделяет и недостатки Гоголя. Он
подчеркивает слабость гоголевского языка и отчасти напыщенный лиризм писателя,
желающего превратиться из писателя и художника в едва ли не национального
пророка.
Но скорее всего, своим
немного преувеличенным лиризмом Гоголь хочет показать свое личное беспокойство
и душевные переживания, касающиеся основной темы произведения.
Мнение критика Герцена
Критик Герцен посчитал
«Мертвые души» удивительной книгой, которая своим прямолинейными обвинениями
потрясла всю Россию.
Он выделяет, прежде
всего, целесообразность поэмы и ее реалистичность, которая напоминает крик
ужаса и стыда, который испытывает Гоголь за свою Отчизну.
Вывод: как и любое
другое литературное произведение «Мертвые души» вызвали различные, даже
противоположные оценки критиков, но основная их масса признала поэму
достаточно глубокой, серьезной и имеющей скрытый подтекст, воплощающий духовные
идеалы.
Б) Основные проблемы,
поднятые в произведении.
– Попытаемся выделить
основные проблемы, поднятые Гоголем в «Мертвых душах».
1)
Духовная смерть помещиков и чиновников и возможность их возрождения.
2)
Причины и последствия нравственной деградации человека.
3)
Перспективы дальнейшего развития России.
В) Формулирование
возможных тем сочинения
1) Смысл названия поэмы
Н.В. Гоголя «Мертвые души».
2) Помещичья Россия в
поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
3) П.И. Чичиков как
«герой времени» и антигерой.
4) Изображение народа в
поэме «Мертвые души».
5) Образ Руси в поэме
Н.В. Гоголя «Мертвые души».
В) Составление планов
Планы составляются
учащимися самостоятельно в соответствии с выбранной темой, затем обсуждаются в
классе и корректируются.
Возможная тематика
вступлений:
1)
Замысел поэмы.
2)
Поэма в оценка критики.
3)
Комментирование одной из проблем, поднятых в поэме.
4)
Особенности жанра произведения.
5)
Краткое рассуждение на морально-этическую тему (о смысле жизни человека, о
счастье, о смерти и бессмертии).
5. Итог урока.
«Мертвые души» — это
сложное единство, объединяющее в себе традиции русского фольклора,
сатирическое обличение современной жизни и лирический призыв автора к духовному
возрождению России.
Автор постоянно
присутствует рядом со своими героями, обращается к читателям со своими
размышлениями, говорит о своих чувствах. Он живой собеседник читателя и ведет с
ним разговор о судьбе России. Он говорит, что бездуховность гибельна для
страны. Без понимания этого невозможно возрождение России, обретение утраченных
идеалов, духовности, воскресение душ.
Мир идеальный —
это мир духовности. Он идеален во всех значениях этого слова. Его нельзя
воссоздать эпически, так как духовный мир описывает иной род литературы —
лирика. Поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав
«Мертвые души» поэмой. Бессмертие души — единственное, что вселяет в автора
веру в обязательное возрождение его героев — и, следовательно, всей Руси.
6.Домашнее
задание:
1) Написать
сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
2)
Прочитать Н. В. Гоголя «Портрет»
Тема: Развязка комедии «Горе от ума». И.А. Гончаров. «Мильон терзаний».
Цель: выявить особенности открытого финала комедии и смысл ее названия.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
– Сегодня на уроке мы с вами завершаем литературное путешествие по замечательному, великолепному по замыслу и исполнению произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума». Это произведение относится к ряду произведений «на все времена». В течение почти 200 лет оно является бессменным в репертуарах московских и провинциальных театров. Буквально на днях в театре «Современник» состоялась премьера нового прочтения «Горе от ума». Почему это произведение стало бессменным в репертуарах театров всех времен? Чем оно привлекает зрителя и читателя? Почему до сих пор никто из критиков не дает полного и цельного анализа этого произведения?
4. Определение учебных задач.
– Сегодня перед нами встанут 3 учебные задачи, которые нужно будет решить совсем как в математике: есть задача, значит, ее нужно решить.
- Что и как меняет в названии произведения предлог «от»?
- «Горе от ума». Романтизм, классицизм или…?
- Приемлем ли для произведения «Горе от ума» такой литературоведческий термин, как «жанровое своеобразие»? Определите жанр произведения «Горе от ума».
- Первая учебная задача.
-Поразмышляте над первоначальным и окончательным названием произведения. «Горе уму» и «Горе от ума». Что меняет предлог «от»?
Слово учителя.
– Позиция автора: «Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот «от ума» горе быть очень даже может».
А вот Лев Соломонович Айзерман пытается по-своему интерпретировать варианты названия.
1. Все действия направлены на ум. Человека обладающего
умом гонят, клянут, расправляются, преследуют. Ум
выступает как начало страдательное.
2. А во второй схеме все действия исходят от ума.
Появляется дополнительный смысл – невозможность
Не думать о том, что происходит вокруг.
А действительность заставляет человека страдать.
Вывод: предлог «от» добавляет названию и самому произведению более глубокий смысл, расширяет его, заставляет увидеть героя не только мыслящего, но и страдающего.
- Вторая учебная задача.
– «Горе от ума» создавалось в начале 20-х годов 19 века.
– Какие литературные направления царили в литературе?
(Господствовал классицизм, развивался романтизм и реализм)
Работа в тетради.
Задание: найти черты классицизма в произведении.
Задание: найти черты романтизма в произведении.
Персонажи: говорящие фамилии, деление на отрицательных и положительных героев условно.
Авторская позиция выражена через героя – резонера (Чацкий).
Соблюдение принципа трех единств частично: соблюдается единство времени (действие разворачивается в 24 часа), единство места (дом Фамусова).
Мотивы притворства и подслушивания.
Черты романтизма:
Романтический герой – Чацкий. Он находится в разладе с обществом, так как не понят им. Входит сам с собой в противоречия. Несчастная любовь и изгнание – удел романтического героя.
– Итак, в произведении мы наблюдаем присутствие черт двух литературных направлений: романтизма и классицизма. Но они явно неполные, частичные. Значит, однозначно мы не имеем права отнести это произведение ни к одному из них, причем мы ясно ощущаем присутствие чего-то еще. Чтобы выяснить это, обратимся к главному закону Грибоедова, закону правдоподобия, реального, закону живой действительности. Грибоедов мастерски соединил в своем произведении классицизм с романтизмом, но создал подлинно реалистическое произведение.
– Давайте найдем черты реализма в произведении. Обратимся к персонажам. Вот классицисты сказали, что деление на отрицательных и положительных персонажей условно. В чем условность деления?
(В целом, Чацкий герой положительный, противопоставлен фамусовскому обществу. Но если рассматривать каждого героя этого общества в отдельности, то выяснится, что они не так уж и плохи.)
– В произведении классицизма героев должно быть 5-10, в в «Горе от ума» их более 20.
– В чем вы видите нарушение принципа трех единств?
(Не соблюдено единство действия. По канонам классицизма должна быть одна сюжетная линия – любовная. В принципе она сохраняется, но к ней добавляется и вторая – общественно-политическая)
– В чем нарушения в финале?
(В классицизме финал закрытый, то есть герой одерживает победу и обретает счастье. В произведении финал открыт)
– В чем открытость финала?
(Уедет или нет Чацкий? Куда уедет? Выгонят Молчалина или нет? Отправят Софью из дома или нет? Что будет с Лизой и Петрушей? И в самом деле6 что скажет княгиня Марья Алексеевна?)
Вывод: Итак, мы видим, что и главные герои, и система персонажей, и построение сюжета, и видимое соблюдение трех единств – все отступает от канонов классицизма. Произведение написано тогда, когда классицизм все же постепенно отходит на второй план, романтизм в самом расцвете, и только зарождается реализм. «Горе от ума» написано на стыке 3 литературных эпох, и в этом его своеобразие, в этом отличие, в этом бессмертие.
- Третья учебная задача.
– Как вы понимаете термин «жанровое своеобразие»?
– Попробуйте решить третью учебную задачу: подходит ли этот термин к произведению «Горе от ума»?
– Итак, мнения разделились. Обратите внимание на то, что до этого я ни разу не назвала жанр «Горе от ума». Сделала я это для того, чтобы не навязывать вам жанровое определение, не создавать стереотип.
– Что же все-таки написал Грибоедов? Давайте сначала спросим мнение драматурга. Грибоедов писал: «Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я вынужден был облечь его».
– Как же определяет жанр своего первоначального замысла автор?
– Вспомните определение жанра «поэма».
(Поэма – один из видов лиро-эпического жанра, основными чертами является наличие развернутого сюжета и широкое развитие образа лирического героя)
– А сценическая поэма?
– А что сделало из поэмы комедию, по мнению автора? (суетный наряд)
– Итак, комедия. Вы согласны с этим определением?
– Вспомните определение комедии.
(Комедия – жанровая разновидность драмы. Воздействие комедии обусловлено смехом)
– Смех – основная категория комедии, и постановка любой комедии рассчитана на то, что зритель будет смеяться.
– Над чем же можно смеяться в комедии?
Язык: многие реплики героев вызывают смех. Не забывайте, что это первая четверть 19 века. Еще жив холодный, тяжелый язык классицизма. И вдруг – язык доступный, легкий, простой, остроумный, богатый афоризмами.
Жизнь героев пустая, нет ничего святого, только глупая, пустая болтовня.
Некоторые ситуации: например, когда Фамусов заигрывает с Лизой.
Фамилии некоторых персонажей.
– Хорошо, с комедией разобрались, и, действительно обнаружили главное действующее лицо – смех. Итак, комедия?!
– Тогда прочитайте определение двух других жанров рода драмы, которым относится и комедия- трагедия и драма.
Драма – жанровая разновидность рода драмы, пьеса с острым конфликтом, который в отличие от трагического не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим.
Трагедия – жанровая разновидность драмы, пьеса, в которой изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя.
Обсуждение.
Вывод: «Горе от ума» мы не можем назвать произведением «чистого» жанра. Мы обнаружили, что преобладают черты комедии, но наряду с ними мы обнаруживаем и присутствие драматического и даже трагического (отъезд Чацкого – это своеобразная смерть его для окружающих). Таким образом, говоря о жанровом своеобразии произведения, мы можем с полным правом говорить о «Горе от ума» как о комедии с элементами драмы и трагедии.
Самой объективной, полной, всесторонней критической статьёй на комедию считается статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний». Какие основные вопросы он затронул?
Ответ:
- Судьба комедии.
- Её сценическая судьба.
- Комедия нравов.
- Образ Чацкого.
- Взаимоотношения Чацкого и Софьи.
- Комедия московского света.
- «Мильон терзаний».
- Софья – Молчалин.
- Драма Софьи.
- Крушение надежд Фамусова.
- Онегин – Печорин – Чацкий.
- Кто Чацкий – победитель, жертва?
Образ Чацкого.
1. «Главная роль, конечно, – роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов… Чацкий не только умнее всех прочих, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием».
2. Это доказывают его монологи. Чтение наизусть монологов Чацкого.
3. «У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остёр». Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме».
4. Почему И.А.Гончаров отдаёт предпочтение Чацкому в сравнении с Онегиным и Печориным?
«…Чацкий, как личность, несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те – паразиты, изумительно начертанные великими талантами, как болезненные порождения отжившего века. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век – и в этом всё его значение и весь «ум».
Чацкий… готовился серьёзно к деятельности. Он «славно пишет, переводит», говорит о нём Фамусов, и все твердят о его высоком уме. Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министром и разошёлся – не трудно догадаться почему.
«Служить бы рад, – прислуживаться тошно!…» О «тоскующей лени, о праздной скуке и помину нет, а ещё менее о «страсти нежной» как о науке и занятии. Он любит серьёзно, видя в Софье будущую жену».
Представители фамусовской Москвы.
1. Образ Софьи.
«В чувстве её (Софьи) к Молчалину есть много искренности, сильно напоминающей Татьяну Пушкина… Но Татьяна – деревенская девушка, а Софья Павловна – московская, по-тогдашнему, развитая.
Между тем она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой… Софья удивляется хохоту горничной при рассказе, как она с Молчалиным проводит всю ночь: «Ни слова вольного! – итак вся ночь проходит!»
Вглядываясь глубже в характер и в обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не «бог», конечно) «свели её» с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на неё глаз, – возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права… Ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нём вечного раба. Не её вина, что из этого выходил будущий «муж – мальчик, муж – слуга – идеал московских мужей!» вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте… недаром любил её и Чацкий… Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достаётся свой «мильон терзаний».
«Это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты её круга. В собственной, личной её физиономии прячется в тени что-то своё, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».
2. Образ Фамусова.
«Фамусов хочет быть «тузом» – «есть на серебре и на золоте, ездить цугом, весь в орденах, быть богатым и видеть детей богатыми, в чинах, в орденах и с ключом» – и так без конца, и всё это только за то, что он подписывает бумаги, не читая и боясь одного, «чтоб множество не накопилось их».
- Обобщение.
– Итак, закончилось наше первое путешествие по комедии «Горе от ума». С каким же багажом знаний мы вернулись из него?
9. Рефлексия
– Перед нами сегодня стояли непростые задачи, но я считаю, что мы достойно с ними справились. А как считает вы? Какая учебная задача показалась вам наиболее интересной? Какая вызвала серьезные затруднения? Чего вам не хватило для решения задач?
Домашнее задание: написать сочинение.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского союза Григория Ивановича Щедрина с.Константиновка Николаевского муниципального района Хабаровского края
Тема «Подготовка к сочинению – рассуждению (задание 9.3)»
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Болотова Нима Цыдыповна
с.Константиновка 2020г
Аннотация
Данная методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе “Обучение сочинению – рассуждению (задание 9.3)” входит в систему занятий по подготовке к государственной итоговой аттестации. И будет полезна при подготовке к ОГЭ по русскому языку.
Введение
Духовно-нравственное воспитание школьников является сегодня наиболее актуальным вопросом, так как современное общество переживает кризис: в нем исчезли представления о высших ценностях и идеалах. Оно утратило традиционные моральные ценности, а новых не приобрело. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести. В произведениях наших выдающихся писателей давно обозначился герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в жизни. Задумываясь о проблемах и пороках в обществе, думая как их исправить, такой герой всегда начинает с себя. Как учитель –словесник уверена, что в решении этой проблемы большая роль отводится урокам литературы так как у русской литературы всегда были особые внутренние цели.
Произведения, изучаемые в школе, различны по характеру, жанру. Но все они способствуют духовно-нравственному воспитанию школьников. Благодатным материалом являются произведения УНТ, древнерусской литературы, именно в них заложена мудрость народа, его размышления о добре, зле, дружбе, верности. Былины, пословицы, поучения, сказки – не только жанры, в их основе- понимание истории, представление о подвиге, чести, долге, справедливости. Литература XVIII- XIX вековпродолжает традиции , заложенные устным народным творчеством и древнерусской литературой. Она обращает внимание на проблемы вины и наказания, войны и мира, бездействие человека, деспотизм и рабство. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь и др. ставят перед читателями не только острые социальные вопросы, но и проблемы человеческого существования. Например, пафосом отрицания деспотизма, идеей уважения человека, его чести, достоинства является поэма Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича”. О героических подвигах запорожских казаков – повесть Гоголя “Тарас Бульба”.
С 8-го класса начинается курс на историко-литературной основе, который опирается на материал средних классов. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина , «Шинель» Н.В.Гоголя- все они принадлежат к тем произведениям русской литературы, без знакомства с которыми не может состояться читатель с его раздумьями о серьезных проблемах морали , рассуждениями о смысле жизни, о бескорыстии в любви и дружбе, о благодарности за добро и желании принести добро другим людям, о рыцарстве, о чести и чувстве собственного достоинства.
Героико-патриотическое активное творческое начало, заложенное в национальных особенностях нашего народа, нашло свое отражение в творчестве М.Горького, В.Маяковского, А.Толстого, Н.Островского, А.Твардовского и во многих других произведениях писателей, изучающихся в 10-11 классах. Русская созерцательность, самопознание нашли отражение в ХХ веке и развитие в творчестве Блока, русских символистов, А.Ахматовой и акмеистов, М. Булгакова, в поэзии Пастернака, О.Мандельштама, И.Бродского, в прозе Солженицына, В.Распутина и других произведениях литературы второй половины ХХ века. Произведения о войне несут большой нравственный заряд: «Сотников», «Живи и помни», « А зори здесь тихие…», «Судьба человека» и другие. Старшеклассники учатся работать с художественным словом, анализировать художественные детали, сопереживать героям, ведут самостоятельный поиск нравственных истин. А ведь хорошо известно, что нравственные истины, добытые самостоятельно, остаются с человеком на всю жизнь.
Конечно же, главной духовной ценностью является родной язык. Ни для кого не секрет, что наш язык сейчас находится в плачевном состоянии. Сегодня с трудом ориентируешься в вывесках, афишах, объявлениях, рекламах и т. д. Великий литературный критик Белинский считал, что «употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». То есть урок русского языка в духовном становлении личности не менее важен, чем урок литературы. Ведь без языка – как без души. Русский язык остается одним из самых развитых и богатых языков мира, а культура пользования родным языком исчезает. На уроках русского языка важно использовать тексты, влияющие на понимание нравственных ценностей в жизни. Чтобы ученики смогли осознать, осмыслить сущность нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках. На уроках русского языка и литературы необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому что русское слово открывает для нас всю гамму человеческих чувств и отношений.На уроках использую различные игры, которые полезны не только в учебных, но и в воспитательных целях. Использую дифференцированный подход в обучении. Огромную роль в духовном становлении личности играют сочинения на морально-этические темы, так как заставляют учащихся задумываться о смысле жизни. Это темы «История одной фотографии», «Что такое милосердие?», «В человеке все должно быть прекрасно» и т. д. Работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста.
При изучении раздела «Лескика» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, память, порядочность.
Итак, самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребёнка. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утверждать своё духовное достоинство и свою свободу – духовную личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного мира. Наши дети – это наше будущее, будущее России. И нам бы хотелось, чтобы дороги, по которым они пойдут, были светлыми, чтобы спутники наших детей были добрыми.
В процессе урока используется технология критического мышления. Эта педагогическая технология позволяет на уроке совместно искать творческие пути решения проблем. Именно она вызывает интерес на уроке к изучению нравственных понятий, помогает им формулировать вопросы и искать на них ответы. Применение приема “Кроссенс” способствует формированию креативности и коммуникации, повышению мотивации к изучению предмета, развивает наглядно-образное мышление, формирует навыки работы с информацией. , использование приемов “Кластер” , “Мозговой штурм” помогают активно воспринимать текст, строить как устное высказывание, так и письменное. Формирование универсальных учебных действий способствует успешной социализации девятиклассников. Для достижения цели – формирование навыков написания сочинения – рассуждения на морально – этическую тему решаются задачи: образовательные, развивающие , воспитывающие.
Урок – практикум по русскому языку в 9 классе.
Тема урока: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения – рассуждения. 9.3».
Цель урока: выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; сформировать у школьников навыки написания сочинения – рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам
Технология: технология критического мышления, ИКТ, проблемно – поискового и дифференцированного подхода к обучению.
Задачи:
−образовательные:
расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о лексике, типах речи, композиции сочинения – рассуждения, способах толкования слова, правилах написания аргументов, предупреждение орфографических ошибок; обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста.
−развивающие:
развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения анализировать исходный текст, выделять главное, обобщать и делать выводы,
отбирать материал для собственного текста, выражать личностно – эмоциональное отношение к теме.
−воспитательные:
формирование таких нравственных качеств учащихся, как уважение, взаимоуважение, самоуважение; воспитание уважения к старшему поколению, к другим людям, к себе; формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Методы обучения: проблемно – поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, фронтальная работа, групповая работа, парная,
индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.
Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком и литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения – рассуждения задания 9.3.
УМК и оборудование: презентация, раздаточный материал
(текст В. И. Белова, задания для групп); записи на доске (тема урока, эпиграф); памятка
«План сочинения-рассуждения»; памятка «Структура сочинения-рассуждения»; памятка
«Рефлексия»; рекомендации и речевые клише для подготовки к написанию сочинения – рассуждения;компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Личностные УУД: стремление к развитию речи, понимание необходимости подготовки к ОГЭ; самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог.
Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.
Познавательные УУД: умение работать с текстом, анализировать, выстраивать
последовательность, систематизировать, извлекать информацию из представленных источников, и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы, находить ответы на вопросы.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности.
Слово учителя: –Здравствуйте, ребята.
-Обратите внимание на слова Роберта Кийосаки, японского бизнесмена, писателя)
-Какова ваща основная цель на учебный год?
Ученик:Подготовиться к ОГЭ
Учитель: Да, в вашей жизни наступает ответственный момент, я желаю вам целеустремленно, плодотворно подготовиться и успешно сдать ОГЭ.
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Слово учителя: Посмотрите на слайд и определите тему урока. (Метод кроссенс)
Ответ ученика: Подготовка к ОГЭ, задание №9.3, написать сочинение- рассуждение.
Слово учителя: Сегодня будем учиться выполнять задание 9.3. Запишем в тетради сегодняшнее число и тему урока «Подготовка к сочинению-рассуждению»,
Ребята, давайте сформулируем цели урока.
Ответ ученика:
Мы будем анализировать текст, сформулируем тезис-определение, прокомментируем его, приведём примеры-аргументы, напишем сочинение-рассуждение в соответствии с его структурой.
Учитель: Итак, прочитаем задание. (Чтение учащимися задания)
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое уважение?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один — из прочитанного текста, второй — из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказ или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивает 0 баллов. Сочинение пишите разборчивым почерком
Учитель: Вспомним план сочинения-рассуждения.
Ответ ученика: Тезис, аргументы (доказательства), вывод.
Учитель: Что такое тезис, аргументы, вывод?
Ответ ученика:
Тезис−это утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы−это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод− это заключение, итог проведенного рассуждения.
Учитель: Какова структура построения сочинения-рассуждения?
Ответ ученика:
1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.
2. Комментарий определения.
3. Первый пример – аргумент из текста
4. Второй пример – аргумент из вашего жизненного опыта
5. Заключение−вывод
Учитель: Обратите внимание на критерии оценивания композиции сочинения. Какие в них требования к тексту?
Ответ ученика: Текст должен характеризоватьсясмысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, композиционной завершённостью.
III. Выявление места и причины затруднения. работа по сбору материала к сочинению
Учитель: Достаточно ли у нас материала к написанию сочинения?
Учащиеся: Нет.
Учитель:. Предлагаю поразмышлять над понятием уважение, определить лексическое значение этого слова. Для этой работы мы разделимся на группы и составим кластер «Уважение».
Дети получают листы – заготовки, оформленные на формате А3, карточки с заданием прикрепляются. Работа идет в группах. По завершению работы на доске учащиеся размещают записи.
Слово учителя: Поработаем с толковыми словарями. Подберите синонимы и антонимы к слову уважение.
Ответ ученика: Синонимы: Внимание — признание — почитание — почтение−почтительность−взаимоуважение− обожание− почёт−преклонение−признание−респект−уважительность
Ответ ученика: Антонимы: презрение, неуважение, пренебрежение, надругательство, дерзость, непочтительность.
Прочитаем высказывания известных людей об уважении:
Ученик 1: Уважение других дает повод к уважению самого себя./Рене Декарт/
Ученик 2:Уважай в себе и других человеческую личность. /Д.И. Писарев/
Ученик 3: Нет для меня уважения дороже, чем уважение человека, которого сам больше всех по заслугам уважаю. /Апулей/
Запишите одно из понравившихся вам высказываний в свои тетради.
Обратимся к словарю:
УВАЖЕ́НИЕ− Чувство почтения, отношение, основанное на признании чьих-н. достоинств, заслуг, высоких качеств. Оказывал ей всегда уважение.
Толковый словарь Ушакова
Уважение− Почтительное отношение, основанное на признании чьих-н. достоинств. Достоин уважения кто-н. Питать у. к кому-н. Сделать что-н. из уважения (в знак уважения). Пользоваться общим уважением. Взаимное у.
Словарь Ожегова
Уважение −Чувство, основанное на признании чьих л. достоинств, заслуг, качеств; почтение. Пользоваться всеобщим уважением. □ Управляющий сказал мне: Держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у меня давно полетели.
Лингво-культурологическое исследование «Диалог культур»
Сообщение ученика: Уважение к старшим – неотъемлемая часть традиции каждого из народов России. Мы провели небольшое лингво-культурологическое исследование «Диалог культур» с нравственным понятием «Уважение» в узбекской, бурятской и украинской культурах и пришли к выводу. У народов издавна отношения к старшим строилось на основе уважения, почитания старших. Детей приучали к вежливому обращению со старшими, не пререкаться сними, уступать им дорогу, не стоять спиной к ним. Самые распространенными наставления на узбекском, бурятскоми украинском языках
«Хурмат хилсанг. ,хурмат курайсан»- Уважение других дает повод к уважению самого себя
«Берни берсанг оттанга, мингни оларсан болангдан» -От человека, не любящего и не уважающего своих родных трудно ждать уважения к другим людям.
«Аха хуниие хундэлхэ»−Уважай старшего
Аха хундэ харгы гарга»−Уступай дорогу пожилым людям
«Аха хунтэй урид мэндэшэлэ»−Вперёд поздоровайся с взрослыми.
« Шануй батька та матір, то буде тобі скрізь гладенько»-Почитай отца и мать, то будет тебе везде гладко.
«Хто сам себе не поважає, того і інші поважати не будуть»-Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут.
Слово учителя: На карточках написаны задания по группам.
1 группа: Как вы понимаете смысл пословицы: Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет.
2 группа: Как вы понимаете смысл пословицы: Где тебя знают, твой ум уважают, а где не знают – твою одежду.
3 группа: Как вы понимаете смысл пословицы: Кто сам уважает, того и другие уважают.
Беседа с использованием приема «Мозговой штурм»
Вопросы учителя | Примерные ответы учащихся |
Кого можно уважать? | учителей, родителей, старших, друзей, одноклассников, себя |
Что можно уважать? | Мнение других людей, их чувства, переживания, интересы и вкусы, круг общения |
За что можно уважать? | За трудолюбие, старание, смелость, скромность достижения в спорте, в учёбе, в работе, |
Каким бывает уважение? | Искренним, безграничным, глубоким, невольным |
Какие качества и поступки человека, на ваш взгляд, не достойны уважения? | Лень, трусость, эгоизм, предательство, обман. |
Где может проявляться уважение? | В семье, в школе, на работе, в обществе. |
Как можно проявлять уважение? | Выражать благодарность, делать комплименты, проявлять заботу, оказывать помощь, дарить подарки, уделять время, проявлять внимание, уметь слушать, проявлять интерес, учиться ставить себя на место других, смягчать свои высказывания. |
Зачем нужно уважать других людей? | Уважать – это считаться с интересами окружающих нас людей. Необходимость уважать других людей неразрывно связана с самой необходимостью общаться с другими людьми, жить в социуме, в ладу с окружающими. |
Для чего нужно самоуважение | Для того чтобы достичь желаемых результатов в жизни |
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Слово учителя: Ребята, давайте сформулируем и запишем определение уважения.
Клише для сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку | |
Часть сочинения | Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений) |
Вступление (формулирование тезиса) | На мой взгляд, уважение – это… По моему мнению, уважение – это… Мне кажется, что уважение – это… Я думаю, что уважение – это… Что такое уважение? Я считаю, что… |
Учитель: Какие способы толкования слов вы знаете?
Ответы учащихся:
1. Описательный
2.Синонимический
3.Способ отрицательного определения
Памятка №4
Способы толкования слов | Выражается: | Примеры |
Описательный | описательной частью, оформляемым чаще придаточным предложением, реже определительными оборотами | Уважение−нравственное качество человека, которое проявляется в … |
Синонимический | Тождественным (или близким по значению) словом-синонимом | Уважаемый−… |
Способ отрицательного определения | Путём перечисления таких свойств, предметов, которые у него отсутствуют. | Человек, уважающий других−тот, кто никогда не… |
Примерный ответ: На мой взгляд, уважение – этоодно из важнейших требований нравственности, которое предполагает способность к взаимоуважению, самоуважению, уважению окружающего нас мира в целом.
Слово учителя: Подчеркнем ключевые слова в определении и прокомментируем определение, т.е. покажем важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.
Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом. В данном случае это могут быть ваши размышления по поводу того, по отношению к кому и при каких обстоятельствах может быть проявлено уважение?
Примерный ответ: Нужно с уважением и почтением относиться к старшему поколению,
к учителям, родителям, так как у них больше знаний, жизненного опыта, мудрости. Нужно бережно и с уважением относиться к природе, ко всему, что нас окружает.
Обратим внимание на критерии оценки определения и его комментария.
Используя памятку №3 «Критерии оценивания сочинения-рассуждения» оцените свою работу. (Самопроверка). А теперь поменяйтесь работами и оцените друг друга. (Взаимопроверка). Можете дать устные или письменные рекомендации друг другу для улучшения работ.
V. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
Чтение текста.
Слово учителя: Обратимся к тексту В.И. Белова (Выразительное чтение текста заранее подготовленным учащимся). Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях. ). Памятка №5 «Пометки на полях» (Инсерт).
1) Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться.
2) Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который
традиционно считался главой. 3) Отца дети уважали и слушались.4) Он
занимался сельхоз работами, строительством, заготовкой леса и дров. 5) Всю
тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья. 6) Руководство
домашним хозяйством было в руках жены и матери. 7) Она ведала всем в доме:
присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. 8)Все эти работы
она делала не одна. 9) Даже дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с
игрой начинали делать что-то полезное. 10) Доброта, терпимость, взаимное
прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь.11)
Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали
жалость к их носителям. 12) Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить
добром или промолчать. 13) Любовь и согласие между родственниками давали
начало любви за пределами дома. 14) От человека, не любящего и не
уважающего своих родных трудно ждать уважения к другим людям.
Василий Иванович Белов – русский писатель, один из крупнейших представителей «деревенской прозы».
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Беседа.
Слово учителя: Какую проблему поднимает в тексте В. И. Белов?
Ответ ученика: Проблему проявления уважения к старшим, к родителям.
Слово учителя: Определите стиль данного текста.
Ответ ученика: Художественный.
Слово учителя: Какой тип речи использован в тексте?
Ответ ученика: Повествование.
Слово учителя: Какова основная мысль текста? Запишем.
Ответ ученика: Нужно уважать и любить своих родителей, помогать им во всём. Тот, кто уважает своих родных, будет с уважением относиться и к другим людям.
VII. Включение в систему знаний.
Слово учителя: Следующий этап — аргументы из текста.
Обратите внимание на критерии оценки примеров – аргументов (Памятка №3)
и речевые клише.
2. Аргумент 1 | Обратимся к тексту (ФИО автора в род. п.), в котором говорится о … В своём тексте автор поднимает очень важную для нас проблему… Чтобы подтвердить сказанное обратимся к тексту. |
Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями
Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) …
В подтверждение данного объяснения этического понятия обратимся к предложенному для анализа тексту и примерам, взятым из жизни.
Ввести в сочинение аргументы можно следующим образом:
Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что…
Аргумент 2: В подтверждение того, как я понимаю слово «уважение», приведу пример из жизни.
Слово учителя: Обратимся к тексту В. Белова и сформулируем аргумент. В конце работы
подсчитайте количество слов, включая предлоги, союзы, частицы и сделайте пометку на полях своей тетради. Проверьте при помощи словаря, есть ли у вас ошибки, пользуясь памяткой «Критерии оценивания сочинения-рассуждения» оцените свою работу. (Самопроверка). А теперь поменяйтесь работами и оцените друг друга. (Взаимопроверка). Можете дать устные или письменные рекомендации друг другу для улучшения работ.
Учитель: Второй аргумент приведем из жизненного опыта.
Памятка№5 Аргументы из жизни:
1.исторические факты;
2.высказывания известных философов, литераторов, художников и т.д.
3.СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы)
4.примеры из читательского опыта
-Какие произведения о проявлении уважения вам известны?
-Романы А.С.Пушкина “Капитанская дочка”, “Евгений Онегин”, “Белый Бим черное ухо” Гавриил Троепольский
5.результаты личных наблюдений
6.биография известного человека (назвать ФИО писателя, учёного, художника и т.д.)
7.культурные, национальные традиции (народная мудрость).
Речевые клише:
3. Аргумент 2 | Свое мнение я могу подтвердить примером из произведения… …(автора) Своё мнение я могу подтвердить примером из жизненного опыта. |
Выступления учащихся:
Заключительным элементом сочинения является вывод. Обратите внимание на речевые клише.
4. Заключение (вывод) | Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что… Подводя итог моим рассуждениям, могу сказать… |
Итак, в заключение скажем, зачем нужно уважение?
Ответ ученика: Без уважения невозможны настоящие дружба и любовь; чтобы семьи были счастливыми и дружными; чтобы люди жили в мире и согласии между собой,
развивались духовно и эмоционально; укрепляет веру в себя и окружающих.
Слово учителя:Молодцы! Перед нами — почти готовое сочинение, которое вы дома закончите.
VIII. Рефлексия
Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке? А теперь попробуйте продолжить фразы.
Я познакомился… (с фактами проявления уважения в окружающем мире, в истории и литературе)
Было непросто… (комментировать определение)
У меня получилось… (написать аргумент из жизни)
Хотелось бы… (успешно завершить работу над сочинением – рассуждением)
IX. Итог урока.
Учитель: оцените свою работу на уроке.
Лист самооценки.
Учитель: Закончить наш урок хочу словами современного поэта
Вячеслава Яшкова
Есть в каждом то, за что он может
Быть уважаем и любим.
Ведь мы себя не уважаем
Неуважением к другим.
Жить интересней уважая
Все то, что есть вокруг тебя.
Зло, хамство, грубость – это глупость,
Неуважение себя.
Не оскорбляй неуваженьем
Любую живность на Земле,
Ты даже мелкую букашку
Не в силах распознать вполне.
Пусть слаб соперник – собеседник,
Шагов достойных ожидай.
Ведь чем-то все-таки он лучше,
Добро и ум предвосхищай.
И если плод твоих усилий
Вкушать еще не суждено,
Все сохранится в подсознанье,
Туда посеяно зерно.
в минуты разочарований
Смири пыл чувства своего,
Знай, проявить ты был не в силах
Благих возможностей его.
Блеснувший случай мимолетный
Смог искру мысли подарить.
Сочти её закономерной,
Чтоб душу вспышкой озарить.
Друзья! Во всем, во всех пытайтесь
Дух доброй воли распознать.
Ум, почву мысли, уваженьем
Всегда стремитесь удобрять.
Памятка №3
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) | Баллы |
С3К1 | Толкование значения слова | |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его | 2 | |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его | 1 | |
Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует | 0 | |
С3К2 | Наличие примеров-аргументов | |
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста | 3 | |
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста | 2 | |
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта | 1 | |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента | 0 | |
С3К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения :– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
С3К4 | Композиционная стройность | |
Работа характеризуется композиционной стройностью | 2 | |
Работа характеризуется композиционной стройностью | 1 | |
В работе допущено две и более ошибки в построении текста | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 | 9 |
Приложения
Памятка №1
План сочинения-рассуждения
Тезис−это положение, утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы−это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод− это заключение, итог проведенного рассуждения.
Памятка №2
Структура сочинения-рассуждения
1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.
2. Комментарий определения.
3. Первый пример – аргумент из текста +комментарий
4. Второй пример – аргумент из вашего жизненного опыта +комментарий
5. Вывод.
Памятка №4
Способы толкования слов
Способы толкования слов | Выражается: | Примеры |
Описательный | описательной частью, оформляемым чаще придаточным предложением, реже определительными оборотами | Уважение−нравственное качество человека, которое проявляется в … |
Синонимический | Тождественным (или близким по значению) словом-синонимом | Уважаемый−… |
Способ отрицательного определения | Путём перечисления таких свойств, предметов, которые у него отсутствуют. | Человек, уважающий других−тот, кто никогда не… |
Памятка №5
«Пометки на полях» (Инсерт)
Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:
«+» – если считают, что это им известно;
«-» – если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;
«v» – если то, что прочитали, является новым;
«?» – если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
Памятка№6
Аргументы из жизни
1.исторические факты;
2.высказывания известных философов, литераторов, художников и т.д.
3.СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы)
4.примеры из читательского опыта
5.результаты личных наблюдений
6.биография известного человека (назвать ФИО писателя, учёного, художника и т.д.)
7.культурные, национальные традиции (народная мудрость).
Памятка №7
Рефлексия
Я познакомился… (с фактами проявления уважения в окружающем мире, в истории и литературе)
Было непросто… (комментировать определение)
У меня получилось… (написать аргумент из жизни)
Хотелось бы… (успешно завершить работу над сочинением – рассуждением)
Задание 9.3.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое уважение?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один — из прочитанного текста, второй — из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказ или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивает 0 баллов. Сочинение пишите разборчивым почерком
Ответ ученика: Без уважения невозможны настоящие дружба и любовь; чтобы семьи были счастливыми и дружными; чтобы люди жили в мире и согласии между собой,
развивались духовно и эмоционально; укрепляет веру в себя и окружающих.
Клише для сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку | |
Часть сочинения | Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений) |
Вступление (формулирование тезиса) | На мой взгляд, уважение – это… По моему мнению, уважение – это… Мне кажется, что уважение – это… Я думаю, что уважение – это… Что такое уважение? Я считаю, что… |
2. Аргумент 1 | Обратимся к тексту (ФИО автора в род. п.), в котором говорится о … В своём тексте автор поднимает очень важную для нас проблему… Чтобы подтвердить сказанное обратимся к тексту. |
3. Аргумент 2 | Свое мнение я могу подтвердить примером из произведения… …(автора) Своё мнение я могу подтвердить примером из жизненного опыта. |
4. Заключение (вывод) | Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что… Подводя итог моим рассуждениям, могу сказать… |
Литература 9 класс Краткосрочное планирование № 25
Тема урока: РР Подготовка к обучающему сочинению по произведениям А.С.Пушкина
Цель урока:
Разработка плана сочинения, составление тезисов основной части, выбор эпиграфа; развитие умения строить письменное продуктивное высказывание, умения цитировать, доказывать, объяснять, делать выводы, организовывать текст композиционно
Задачи:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Результаты учебной деятельности:
Учащиеся выберут тему сочинения, начнут писать сочинение на литературную тему
Источники, оснащение и оборудование:
Произведения Пушкина А.С.
1.Мотивационный этап:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Мотивация учебной деятедьности
Целеполагание
Опрос домашнего задания: выразительное чтение наизусть письма Татьяны Онегину или Онегина –Татьяне.
Схема сочинения -рассуждения
Из каких частей состоит сочинение-рассуждение?
1.Основная мысль (тезис).
2. Доказательства (аргументы): а) –; б) –; в) –.
3. Вывод (заключение).
– Какая часть сочинения должна быть больше по объёму? (Аргументы)
Задача заключения – подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам
Проверяют наличие учебников, тетрадей.
Отвечают на вопросы учителя
Записывают число в тетради
Отвечают на вопросы, вспоминают композицию сочинения-рассуждения
Аргументируют свой ответ
Операционный этап:
Понимание
Примерные темы и планы.
1.Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.
2.«И жить торопится, и чувствовать спешит»: эволюция героя в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
3.«Татьяна – русскою душою» (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)
Учащиеся слушают учителя, записывают темы сочинений
Применение
Подготовка к сочинению «Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина»
Эпиграф
«Поэт в Росиии-больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться.
Лишь тем, в ком бродит гордый дух
Гражданства, кому уюта нет, покоя нет». (Е. Евтушенко)
План.
I А.С Пушкин- «эхо русского народа».
II Назначение поэта и поэзии – пробуждение национального самосознания
1. Высокое призвание – «глаголом жечь сердца людей»
2. Стихотворение «Поэт» – авторская исповедь.
3. Цель поэзии- пища для ума.
III «Ты сам свой высший суд»
Подготовка к сочинению
«И жить торопится, и чувствовать спешит»: эволюция героя в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Эпиграф
Он все начинал, но ничего не доводил до конца… (А.И.Герцен)
План.
I Роман «Евгений Онегин»- «энциклопедия русской жизни».
II Духовное становление Евгения Онегина.
1. Времяпровождение героя романа.
2. Поиски удовлетворения духовных запросов.
3.Основные черты характера.
4. Отношение к окружающим.
5. Трагедия Онегина.
III Оценка В.Г. Белинского образа Евгения Онегина.
Подготовка к сочинению
«Татьяна – русскою душою» (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)
Эпиграф
Пушкин первый воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину (В.Г.Белинский)
План.
I Место образа Татьяны в романе «Евгений Онегин»
II Кто она, пушкинская героиня?
1. Условия воспитания.
2. Формирование характера Татьяны.
3.Гармоничность натуры Татьяны.
III В.Г.Белинский о Татьяне Лариной.
Записывают примерные планы к сочинениям.
Инструктаж домашнего задания
Написать сочинение, выбрав тему.
Записывают задание в дневники
Рефлексивный анализ
Сегодня на уроке я узнал…
Теперь я могу…
Было интересно…
Знания, полученные на уроке, пригодятся
Отвечают, рефлекируют
Рефлексия учителя
Достиг или не достиг цели урока учитель?
Что я сделал? С какой целью? Почему именно так? Какой результат я получил
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Подготовка к обучающему сочинению по произведениям А.С.Пушкина»
Наиболее трудным для учителя является обучение
письменной речи учащихся. Основные навыки в
изложении своих мыслей обучающиеся получают на
уроках литературы, когда пишут сочинения на
заданную тему. Сочинения могут быть различными,
но в каждом из них проявляются элементы
творчества ученика. Творческие способности
обучающегося раскрываются в сочинениях типа
рассуждение. Такое сочинение есть
самостоятельное рассуждение ученика на заданную
тему. Чтобы написать хорошее сочинение, ученик
должен изучить материал, хорошо его понять,
осмыслить, иметь собственное суждение. Это
зависит в значительной степени от работы
обучающегося под руководством учителя в классе и
от самостоятельной работы дома. Занятия в классе
строятся с учетом подготовленности обучающихся.
Учитель должен показать обучающимся приемы
работы над сочинением. Эта помощь учителя
особенно важна в начале обучения сочинению.
Работа над сочинением строится по принципу: от
малого к большому, от легкого к трудному.
Работа над сочинением делится на три основных
этапа. На каждом этапе ученикам предъявляются
определенные требования, которые постоянно
усложняются. Сначала ученики должны научиться
писать небольшое сочинение без плана, с одним
тезисом, затем сочинение с двумя тезисами.
Вместе с тем обучающиеся приобретают навык
правильного употребления цитат, пишут
вступление и заключение к сочинению.
На первом этапе ученики учатся выделять
главную мысль сочинения, то есть формулировать
тезис, а затем его развивать, используя для этого
цитаты.
Первый этап работы над сочинением.
С первых уроков подготовки учеников к
сочинению необходимо приучать их к плановости,
выделять главное и второстепенное при освещении
того или иного вопроса.
Приучая учеников работать над учебником и
литературно-критическими статьями, учитель
обращает их внимание на то, как построена статья,
какие мысли в ней главные, какие материалы
использованы для доказательства основных
положений. Такая работа поможет ученику при
анализе художественных произведений и,
следовательно, в работе над сочинением.
Первые два урока, посвященные обучению
сочинению, можно построить так. Проводится
беседа с классом. В беседе указывается сложность,
ответственность работы над сочинением и в то же
время раскрывается ее содержательность,
подчеркивается различие между сочинением и
изложением.
Работая на сочинением, обучающийся становится
автором маленького произведения, это
самостоятельная работа, а не изложение
прочитанного.
Дается тема, на которую ученики излагают
письменно свои мысли, рассуждения, взгляды и дают
заключения. Например, дается задание написать
сочинение на тему: “Образ автора” “Слова о
полку Игореве”. Эта тема включает в себя ряд
вопросов: автор “Слова” – патриот своей Родины;
он образованный человек; он передовой деятель
своего времени; он гениальный художник слова.
Чтобы доказать правильность этих положений
надо сослаться на текст произведения.
В основе этого прекрасного древнерусского
памятника лежит идея объединения Руси в конце XII
века, а это была самая прекрасная идея той эпохи.
Следовательно, автор – передовой человек,
борющийся за создание единого могущественного
государства. Ссылкой на текст можно доказать
правильность и других мыслей.
Сочинение ученика должно содержать в себе
рассуждение, доказательства,, ссылки на текст,
факты, выводы.
Каждый ученик пишет сочинение, по-своему
отражая в нем то, как он понял тему, как усвоил
материал.
Обучать писать сочинение следует по частям.
Сначала ученик приучается освещать не всю тему, а
только один вопрос, учится развивать одну мысль и
доказывать ее. Вот к этому и приступает учитель
после беседы.
Требования к сочинению на первом этапе работы:
- Уметь сформулировать тезис.
- Научиться его раскрыть, то есть доказать.
- Уметь правильно пользоваться цитатой.
Далее коллективная работа. На партах текст
“Слова о полку Игореве”. В тетрадях делается
запись. Развернутый ответ на вопрос: “Как ведет
себя в бою Всеволод?”
Формулировка вопроса дает возможность
составить ответ, подбирая к нему доказательства
из текста, и сделать вывод.
Прежде всего, следует сформулировать тезис и
записать его в тетрадь.
Тезис: “Всеволод ведет себя в бою как патриот
своей отчизны, храбрый воин, напоминающий
былинного богатыря”. Затем постепенно
раскрывается тезис.
“Вместе с Игорем в поход против половцев
выступает его брат Всеволод”.
Нужно уметь использовать цитату, которая
приводится для иллюстрации мысли, для
доказательства и связывается с текстом
сочинения.
“В бой он идет со своей дружиной не первый раз,
ведь “его куряне – опытные воины: под трубами
пеленаны, под шлемами взлелеяны, с конца копья
вскормлены, дороги им известны, овраги знакомы”.
Далее указывается, что Всеволод со своей
опытной дружиной показывает образец храбрости,
что подтверждается цитатой, связанной с текстом
сочинения: “В бою Всеволод со своими воинами
показывает образец храбрости, “стоит он на поле,
осыпает вражеских воинов стрелами, гремит о
шлемы булатным мечом”.
По силе и храбрости он таков, что фигура его
вырастает до размеров былинного богатыря. “Куда
он поскачет, посвечивая своим золотым шлемом, там
лежат поганые половецкие головы”.
Затем речь идет о воинской доблести Всеволода.
Вывод углубляет тезис.
Вывод: “Итак, в бою Всеволод показывает образец
храбрости, воинскую доблесть и любовь к Родине,
что является типичным для русского воина.
Второй этап работы над сочинением.
Продолжая обучение и усложняя в дальнейшем
задачу, учитель, переходя к следующему этапу
работы над сочинением, путем вопросов
подытоживает выполнение учащимися задания. Он
напоминает ученикам, какие задачи ставились
перед ними, как они с ними справились, на каком
материале учились раскрывать и формулировать
тезисы, как пользовались цитатами. После этого
ученикам объясняются новые, более сложные
задачи.
На втором этапе работы над сочинением
требования к ученику предъявляются более
сложные. Учащиеся должны закрепить навык
формулировки тезиса на более сложном материале.
Теперь от обучающегося требуется умение
написать сочинение с двумя тезисами и логически
перейти от одного к другому. Это новое требование
является самым трудным и главным на данном этапе.
Кроме того, обучающиеся учатся писать вступление
к сочинению.
В тетрадях делается запись: Второй этап работы
над сочинением.
Требования:
- Уметь использовать тезис и доказать его.
- Уметь использовать цитату, связать ее с текстом
сочинения. - Научиться логически переходить от одного
тезиса к другому.
Для работы этого вида можно взять тему: “Что
общего между Простаковой и Скотининым?”
Прежде всего, надо объяснить обучающимся, как
писать вступление, какую роль оно играет в
сочинении. Оно должно ввести читателя в тему
сочинения.
Возможные варианты вступлений:
- Комедия Д.И. Фонвизина “Недоросль” написана во
второй половине XVIII века. Вопросы крепостного
права и просвещения – вот злободневные
общественные вопросы того времени. Передовые
люди выступают против крепостного права, одни за
его отмену, другие за ограничение прав помещика.
К последним принадлежал Д.И.Фонвизин. Свой взгляд
на просвещение и крепостное право он выразил в
комедии “Недоросль”. Среди действующих лиц
комедии центральное место занимают Простакова и
Скотинин. - “Недоросль” – лучшее произведение Д.И.
Фонвизина. В нем автор критикует крепостное
право и невежество русских провинциальных
дворян второй половины XVIII века. Живую
действительность отражают образы, нарисованные
автором. Все герои комедии могут быть разделены
на положительных (Стародум, Софья, Милон, Правдин)
и отрицательных (Митрофан, Простакова, Скотинин),
среди которых центральное место занимает
Простакова и Скотинин.
После работы над вступлением можно перейти к
составлению тезисов. Для раскрытия темы данного
сочинения следует составить не один, а два
тезиса. Эти два тезиса можно написать перед
сочинением.
- Простакова и Скотинин воспитывались в семье
корыстолюбивых и невежественных помещиков. - Простакова и Скотинин переняли и усвоили нравы
этой среды: невежество, жестокое отношение к
крестьянам.
Для заключения можно использовать слова В.Г.
Белинского: “Родит человека природа, а
воспитывает общество”.
Таким образом, один тезис вытекает из другого.
Все сочинение, развивающее эти мысли,
представляет единое целое, все в нем подчинено
раскрытию темы, нет ненужного, лишнего материала.
Третий этап работы над сочинением.
Учащиеся переходят к работе над большим
сочинением с планом.
Требования:
- Уметь сформулировать тезис и доказать его.
- Уметь логически переходить от одного тезиса к
другому. - Уметь писать вступление и заключение.
- Научиться составлять план сочинения.
На третьем этапе обучения составление плана
сочинения является центральным. Хорошо
использовать для этой работы темы комедии А.С.
Грибоедова “Горе от ума”.
Составление плана сочинения.
Составлению плана посвящается урок.
Учитель объясняет, в чем заключается третий
этап работы над сочинением. Тема сочинения
записывается на доске. “Вот он на цыпочках и не
богат словами”.
Выясняется смысл этого выражения.
Вопросы:
- Кто в комедии и о каком персонаже говорит эти
слова? (Эти слова сказал герой комедии Грибоедова
“Горе от ума” Чацкий о Молчалине.) - Что значит ходить “на цыпочках”? (Это манера
ходить на кончиках пальцев ног, показывающая
черты характера Молчалина: его вкрадчивость,
стремление быть незаметным.) - А как понимать выражение “не богат словами”?
(Это выражение указывает на осторожность
Молчалина, а также характеризует его
ограниченность, так как отсутствие богатства
слов, выражений означает отсутствие богатства
мысли, чувств.) - Есть ли связь между выражениями “на цыпочках”
и “не богат словами”? (Связь очень тесная.
Молчалин добивается высокого положения в
обществе угодничеством, подхалимством, стараясь
расположить к себе знатных людей, а также
Фамусова. Зная их нравы, обычаи, он
приспосабливается к ним, держится осторожно,
ходит на цыпочках, что вполне сочетается с его
ограниченностью, отсутствием в нем чувства
собственного достоинства. Все это в целом и
выражают слова: “Вот он на цыпочках и не богат
словами”.
Следовательно, это выражение раскрывает
главную сущность Молчалина, подчеркнутую также
его фамилией: угодничество, вкрадчивость,
осторожность, ограниченность.
Планирование.
Что значит составить план?
Во-первых, наметить круг вопросов, входящих в
тему, во-вторых, определить порядок этих
вопросов.
Что значит определить круг вопросов? Это значит
обдумать все вопросы, которые раскрывают тему; их
следует записать в том порядке, в каком они
возникают.
Запись вопросов, которые должны быть освещены
при раскрытии темы сочинения “Вот он на цыпочках
и не богат словами”.
При участии всего класса можно сделать на доске
примерно такую запись:
- Кто такой Молчалин?
- Заветы отца.
- Молчалин и фамусовское общество.
- Откуда появился Молчалин в доме Фамусова?
- Идеалы Фамусова.
- Идеалы Молчалина.
- Поведение Молчалина.
- Что делает Молчалин в доме Фамусова?
- Как к Молчалину относятся в доме Фамусова?
- Как понимать слова “на цыпочках”?
- Как понимать выражение “не богат словами”?
После записи выясняется, нет ли вопросов,
исключающих друг друга, нет ли ненужных вопросов.
После обсуждения делается вывод, что первый
вопрос “Кто такой Молчалин?” можно вычеркнуть,
так как он будет освещен в четвертом вопросе
“Откуда появился Молчалин в доме Фамусова?”.
Затем объединяются вопросы третий, седьмой,
восьмой, девятый. Оставляется формулировка
третьего пункта, к нему добавляются другие
вопросы, и этот пункт делается центральным в
плане (см. план ниже). Вычеркиваются лишние
вопросы, объединяются сходные, и в результате
оставляется восемь. После этого можно приступить
собственно к планированию, то есть определить
порядок вопросов.
Ученики предупреждаются, что они могут делать
отступление от принятых в классе формулировок,
допускать изменения. Этим достигается
самостоятельность и свобода творческой мысли
обучающихся.
В образе Молчалина Грибоедов отразил
социальное явление, следовательно, сочинение
надо начинать с краткой характеристики
московского дворянского общества. Эта
характеристика заканчивается сведениями о
Фамусове, а затем можно перейти к вопросам, как
попал в дом Фамусова Молчалин, каким он пришел в
Москву из Твери, как выполняет “заветы” отца,
как у него складываются отношения с фамустовским
обществом. Эту характеристику взаимоотношений
Молчалина и общества надо сделать центральной
частью сочинения. Так раскроется тема. Один
вопрос тесно связывается с другим, вытекает из
другого, переход от одного вопроса к другому
логически обосновывается. После коллективного
обсуждения составляется план, который
записывается в тетради в следующем виде:
План сочинения на тему “Вот он на
цыпочках и не богат словами”.
- Характеристика фамустовского общества (идеалы,
отношение к службе, способы получения чинов). - Как попал Молчалин в дом Фамусова.
- “Заветы” отца.
- Молчалин в доме Фамусова:
- угождает хозяину и гостям;
- прикидывается влюбленным в дочь Фамусова;
- советует Чацкому использовать для корыстных
целей знакомство со знатными людьми; - Молчалин “на цыпочках”.
- “Идеалы” Молчалина.
- Может ли борьба за такие “идеалы” обогатить
внутренний мир человека? - Прав ли Чацкий, говоря, что Молчалин “не богат
словами”? - Отношение к Молчалину в фамустовском обществе.
На дом дается задание: составить к
плану тезисы, то есть коротко ответить на
поставленные вопросы.
Вслед за этим учащиеся пишут сочинение с
планом, тезисами и цитатами.