Поэтессу О. Берггольц заинтересовала проблема сохранения историко-культурного наследия.
Автор-рассказчица пишет о своем учителе рисования. Он рисовал те места старого Углича, которые ему в своем городе дороги и сохранил их, а потом показал своей ученице. Иван Николаевич рисовал, чтобы сохранить сведения о городе, чтобы люди потом посмотрели и вспомнили, как эта женщина, о своих родных местах, где они жили когда-то. Он был озабочен тем, чтобы сохранить «чудесные в простоте, первородности и естественном изяществе образцы».
Продолжая анализировать деятельность мужчины по сохранению старины, рассказчица приводит еще один пример его подвижничества. Кроме того, что он сам делал зарисовки, изыскания, опыты, он загорелся идеей создать студию, объединить и воспитывать кадры художников, резчиков, керамиков.
Пример того, как «неутомимый краевед» находит старинные предметы, зарисовывает их и пытается воссоздать похожее, и его желание передать навыки старинных ремесел, старинных производств молодому поколению дополняют друг друга и доказывают неутомимое стремление человека не остаться в стороне от сохранения культурного исторического наследия.
Историей о подвижничестве учителя рисования О. Берггольц хочет сказать, что в нашей стране есть люди, которые личным примером показывают, как можно сохранять старину. Они, чувствуя долг перед потомками, пытаются самостоятельно решать проблему сохранения культурно-исторического наследия в своей местности.
Я согласна с авторскими мыслями. Проблема сохранения культурно-исторического наследия решается на разных уровнях: государственном и личном. Есть немало таких людей, которые в частном порядке проявляют заботу о том, чтобы сохранить старинные предметы. Удивляюсь подвижническим стремлениям старого человека. Ведь он рисует, ищет и делает опыты, чтобы не потерять ценное культурное наследие города. Человек, осознающий на личном уровне значение историко-культурных ценностей, – человек высоконравственный.
Примеры неравнодушного отношения к наследию страны есть, наверное, в каждом городе. Я могу привести пример о сельском человеке 80-х годов ХХ века, жившем в нашей местности. Женщина собирала старинные вещи и хотела создать музей в поселке. Она хотела, чтобы такой музей был создан. Человека уже не стало, а музей все-таки создали и хотят назвать его ее именем.
Итак, историко-культурные ценности в стране важно сохранять для потомков. Замечательно, что есть такие инициаторы-подвижники, которые пекутся о старине по своей инициативе, для того чтобы сохранить историко-культурное наследие.
ТЕКСТ
…А монастырский корпус, где жили мы далёкой зимой двадцатого года, и липы, и прудок я всё-таки нашла и, забегая вперёд, расскажу об этом.
Я нашла это всё потому, что сначала отыскала одного старого своего учителя, учителя рисования. Он не помнил меня, конечно, но я вспомнила и даже узнала его, когда пришла в его кирпичный домик на самом берегу Волги.
Иван Николаевич Потехин, художник, старожил-угличанин, мой старый учитель рисования, одну за другой показывал мне акварели, этюды маслом, рисунки карандашом и пером, изображающие старый, сказочный Углич, и вдруг так запросто и положил перед глазами этот тонкий рисунок пером, а на нём — детство, зима, счастье, на нём то, что снилось долгие годы, заветное место, к которому я так и не могла дойти во сне и не дошла наяву…
А оно, оказывается, живо! И вот глядит на меня всей своей неуходящей прелестью. Оно живо, оно сохранено старым художником — этот корпус с нашим окошком, выходящим к липам и зимнему дворику. Как догадался он, что этот скромный рисунок так нужен будет чьему-то сердцу? Радость встречи этой, подаренной искусством, была, вероятно, глубже той, которую ждала я от жизни… Нет, не за прошлое держался старый художник, запечатлевая и этот угол монастырского двора, и стоящий теперь на дне Угличского водохранилища Паисьевский монастырь XV века, фиксируя облик Углича до возведения рядом с ним плотины, гидростанции, шлюза.
О потомках, о будущем думал он, о наследниках, которые придут сюда принять всё своё наследство и пожелают увидеть, а что же тут было много-много лет назад, и, увидев, по достоинству оценят бурное наше время, менявшее облик русской земли… Он думал, как большинство встреченных мною людей, не только о завтрашнем дне, но и о Большом Времени, простирающемся далеко в будущее. Не мешает это, а помогает ему творчески, озарённо работать для дня сегодняшнего. Вот он ходит по деревням, зарисовывая старинную, ещё сохранившуюся кое-где резьбу наличников, подзоров, коньков, — ведь резчики по дереву, как и гончары, здесь почти исчезли. Исчезают и образцы.
Но они должны быть сохранены — чудесные в простоте, первородности и естественном изяществе образцы! Должны вновь появиться искусные молодые мастера, искусство резьбы не должно исчезнуть, ведь оно служит людской радости, украшению мирного жилья, его не заменить никаким машинным производством — здесь нужна мудрая и свободная человеческая рука…
Вот он, невысокий и крепкий смуглый старичок, неутомимый краевед, бродя по лесу, обнаруживает под корнями вековой вывороченной ветром сосны кирпичи… Старые, массивные кирпичи… Он наклоняется, разбирает кирпичи, обнаруживает лаз, бесстрашно ползёт туда на спине, чиркает спичкой и видит, что кирпичный свод над ним сияет десятками ослепительных красок с преобладанием голубых, жёлтых, зелёных — точно ушедшая в землю пышная радуга спряталась и окаменела здесь. Ему ясно — это печь для обжига немеркнущих знаменитых угличских изразцов, которыми изукрашены древние церкви возле его кирпичного домика, из которых сложены лежанки и печи в старинных бревенчатых домах Углича. И вот Иван Николаевич лепит опытные фигурки, вазочки, утварь, с большим трудом, кустарным способом обжигает их, и всё же обжиг даёт прекрасные результаты. Здесь сама природа, сами исторические традиции подсказывают: возродить керамическое производство.
И старый художник предлагает создать студию, объединить и воспитывать кадры художников — резчиков, керамиков — тружеников, которые уже сейчас могли бы украшать быт горожан. Его никто не обязывает к этим зарисовкам, изысканиям, опытам (так же как никто и не помогает ни в чём!), — его обязывает к этому личное сознание долга перед сегодняшним днём, перед будущим, перед наследниками. (По О. Берггольц)
(1) …А монастырский корпус, где жили мы далёкой зимой двадцатого года, и липы, и прудок я всё-таки нашла и, забегая вперёд, расскажу об этом. (2) Я нашла это всё потому, что сначала отыскала одного старого своего учителя, учителя рисования. (3)Он не помнил меня, конечно, но я вспомнила и даже узнала его, когда пришла в его кирпичный домик на самом берегу Волги. (4)Иван Николаевич Потехин, художник, старожил-угличанин, мой старый учитель рисования, одну за другой показывал мне акварели, этюды маслом, рисунки карандашом и пером, изображающие старый, сказочный Углич, и вдруг так запросто и положил перед глазами этот тонкий рисунок пером, а на нём — детство, зима, счастье, на нём то, что снилось долгие годы, заветное место, к которому я так и не могла дойти во сне и не дошла наяву… (5)А оно, оказывается, живо! (6)И вот глядит на меня всей своей неуходящей прелестью. (7)Оно живо, оно сохранено старым художником — этот корпус с нашим окошком, выходящим к липам и зимнему дворику. (8)Как догадался он, что этот скромный рисунок так нужен будет чьему-то сердцу? (9)Радость встречи этой, подаренной искусством, была, вероятно, глубже той, которую ждала я от жизни… (10)Нет, не за прошлое держался старый художник, запечатлевая и этот угол монастырского двора, и стоящий теперь на дне Угличского водохранилища Паись- евский монастырь XV века, фиксируя облик Углича до возведения рядом с ним плотины, гидростанции, шлюза. (11)0 потомках, о будущем думал он, о наследниках, которые придут сюда принять всё своё наследство и пожелают увидеть, а что же тут было много-много лет назад, и, увидев, по достоинству оценят бурное наше время, менявшее облик русской земли… (12)0н думал, как большинство встреченных мною людей, не только о завтрашнем дне, но и о Большом Времени, простирающемся далеко в будущее. (13)Не мешает это, а помогает ему творчески, озарённо работать для дня сегодняшнего. (14)Вот он ходит по деревням, зарисовывая старинную, ещё сохранив-шуюся кое-где резьбу наличников, подзоров, коньков, — ведь резчики по дереву, какигончары, здесь почти исчезли. (15)Исчезают и образцы. (16) Но они должны быть сохранены — чудесные в простоте, первородное™ и естественном изяществе образцы! (17)Должны вновь появиться искусные молодые мастера, искусство резьбы не должно исчезнуть, ведь оно служит людской радости, украшению мирного жилья, его не заменить никаким машинным производством — здесь нужна мудрая и свободная человеческая рука… (18)Вот он, невысокий и крепкий смуглый старичок, неутомимый краевед, бродя по лесу, обнаруживает под корнями вековой вывороченной ветром сосны кирпичи… (19)Ста- рые, массивные кирпичи… (20)Он наклоняется, разбирает кирпичи, обнаруживает лаз, бесстрашно ползёт туда на спине, чиркает спичкой и видит, что кирпичный свод над ним сияет десятками ослепительных красок с преобладанием голубых, жёлтых, зелёных — точно ушедшая в землю пышная радуга спряталась и окаменела здесь. (21) Ему ясно — это печь для обжига немеркнущих знаменитых угличских изразцов, которыми изукрашены древние церкви возле его кирпичного домика, из которых сложены лежанки и печи в старинных бревенчатых домах Углича. (22)И вот Иван Николаевич лепит опытные фигурки, вазочки, утварь, с большим трудом, кустарным способом обжигает их, и всё же обжиг даёт прекрасные результаты. (23)3десь сама природа, сами исторические традиции подсказывают: возродить керамическое производство. (24)И старый художник предлагает создать студию, объединить и воспитывать кадры художников — резчиков, керамиков — тружеников, которые уже сейчас могли бы украшать быт горожан. (25)Его никто не обязывает к этим зарисовкам, изысканиям, опытам (так же как никто и не помогает ни в чём!), — его обязывает к этому личное сознание долга перед сегодняшним днём, перед будущим, перед наследниками. (По О. Берггольц*) * Ольга Фёдоровна Берггольц (1910-1975) — русская советская поэтесса и прозаик, драматург, журналист. Отрывок взят из документальной повести »Дневные звёзды».
Показать текст целиком
В предложенном тексте Ольга Федоровна Берггольц, русская поэтесса и прозаик, ставит проблему роли искусства в истории.
Размышляя о проблеме, писательница повествует о старом угличском художнике Иване Николаевиче Потехине. Главная идея его творчества заключалась в запечатлении облика его города, а также предметов постепенно исчезающего народного ремесла: наличников, коньков и подзоров. Автор отмечает, что художника вдохновляла именно историческая ценность его работы. Он видел свою миссию в увековечивании красоты старого Углича. Так О. Ф. Берггольц доносит до читателя, что искусство играет важнейшую роль в сохранении истории, ведь дает возможность увидеть или почувствовать, как жили люди другого времени.
Иван Николаевич занимался не только живописью. Однажды, бродя по лесу, он отыскал заброшенную печь для обжига изразцов, что натолкнуло его на мысль возродить в прошлом традиционное для Углича керамическое производство. Этим писательница, дополняя прошлый пример, доказывает, что искусство также несет в себе культурные традиции народа, которые тоже п
Вы видите 35% текста.
Оплатите один раз, чтобы читать целиком это
и другие 6000 сочинений сразу по всем предметам
Доступ будет предоставлен навсегда, откроется сразу после оплаты.
Купить пожизненный доступ за 499 ₽
Критерии
- 1 из 1К1Формулировка проблем исходного текста
- 5 из 5К2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
- 1 из 1К3Отражение позиции автора исходного текста
- 1 из 1К4Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
- 2 из 2К5Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
- 1 из 2К6Точность и выразительность речи
- 3 из 3К7Соблюдение орфографических норм
- 3 из 3К8Соблюдение пунктуационных норм
- 1 из 2К9Соблюдение языковых норм
- 1 из 2К10Соблюдение речевых норм
- 1 из 1К11Соблюдение этических норм
- 1 из 1К12Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
- ИТОГО: 21 из 24
✅ 55 сочинений по литературе от эксперта
✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых
11 августа 2019
В закладки
Обсудить
Жалоба
(1) …А монастырский корпус, где жили мы далёкой зимой двадцатого года, и липы, и прудок я всё-таки нашла и, забегая вперёд, расскажу об этом.
(2) Я нашла это всё потому, что сначала отыскала одного старого своего учителя, учителя рисования. (3)Он не помнил меня, конечно, но я вспомнила и даже узнала его, когда пришла в его кирпичный домик на самом берегу Волги.
Сочинение
Как осуществляется связь времён? Почему так необходимо беречь всё, что связано с искусством? Об этом задумываешься, читая текст Ольги Фёдоровны Берггольц – известной советской поэтессы, которая ставит в своём тексте проблему связи истории с искусством.
Автор сначала говорит о своём учителе рисования, даровавшем ей настоящее чудо: «…одну за другой показывал мне акварели, этюды…. и вдруг так запросто и положил перед глазами этот тонкий рисунок пером, а на нём – детство, зима, счастье, а на нём …заветное место, к которому я так и не могла дойти во сне и не дошла наяву… А оно, оказывается, живо!». Какое же чудо совершил старый учитель рисования? Оказывается, он даровал автору встречу с прошлым. В этом и заключается связь истории и искусства: произведения искусства способны запечатлеть историю в живых образах. Поэтому и необходимо беречь рисунки, предметы декоративного творчества и книги.
Так и поступает старый учитель, осуществляя связь времён «Его никто не обязывает к этим зарисовкам, изысканиям, опытам… – его обязывает к этому личное сознание долга перед сегодняшним днём, перед будущим, перед наследниками». О.Ф.Берггольц восхищается Иваном Николаевичем, так как он является связующим звеном исторической памяти.
Автор свою позицию выражает так: «О потомках, о будущем думал он, о наследниках, которые придут сюда принять всё своё наследство и пожелают увидеть, а что же тут было много-много лет назад, и, увидев, по достоинству оценят бурное наше время, менявшее облик русской земли…». Из этого можно сделать вывод: искусство, по мнению О.Ф.Берггольц, — это материальное отражение времени, которое уходящее поколение передаёт грядущему.
И мнение автора, вне всякого сомнения, является верным, в этом мы убеждаемся, когда читаем, как произведения искусства могут связать время. Например, вспоминается мне рассказ А.И.Приставкина, как он был в Троице-Сергиевой Лавре, и там ясно представился ему образ Первушки Фёдорова – пушкаря пищали, выставленной в качестве одного из экспонатов. После рассказчик различает его и на старинных иконах среди ста шлемов подряд за плечами князей и святых. Угадывая его, называет своим предком, гордится им, не покинувшим свою пищаль ни в 1641, ни в 1941. С ним, с Первушкой Фёдоровым, связывает писатель жизнь родной земли, её вечную доблесть и славу.
Как видим, связь времён осуществляется через сохранение произведений искусства, они являются материальным отражением всего, что мы любим, что нам дорого, что составляет нашу национальную гордость и наполняет радостью причастности к прошлым достижениям и победам, формируют идеалы высоких проявлений любви к миру и людям.
Как написать сочинение ЕГЭ по тексту О. Берггольц «…А монастырский корпус, где жили мы далекой зимой…»
На планете немало людей, которые личным примером показывают, как можно сохранять старину. О таком человеке-подвижнике, самостоятельно решающем проблему сохранения культурно-исторического наследия в своем городе, пишет О. Берггольц.
Вам понадобится
- Текст О. Берггольц «…А монастырский корпус, где жили мы далекой зимой двадцатого года, и липы, и прудок я все-таки нашла и, забегая вперед, расскажу об этом…»
Инструкция
Содержание текста О. Берггольц о том, как старенький человек, учитель рисования, беспокоился о старине, чтобы ее сберечь. Он проявлял личный интерес, потому что чувствовал ответственность за сохранение старинных предметов. Это серьезное наследие страны, и он считал, что обязан это делать для потомков: «Проблема сохранения культурно-исторического наследия, поднятая автором текста, решается на разных уровнях: государственном и личном. Есть немало таких людей, которые в частном порядке проявляют заботу о том, чтобы сохранить старинные предметы».
Иллюстрирование проблемы можно начать таким образом: «Автор рассказывает о своем учителе рисования. Он рисовал те места старого Углича, которые ему в своем городе дороги и сохранил их, а потом показал своей ученице. Иван Николаевич рисовал, чтобы сохранить сведения о городе, чтобы люди потом посмотрели и вспомнили, как эта женщина, о своих родных местах, где они жили когда-то. Ведь облик местности меняется, исчезают со временем здания, памятники, ремесла.
Он был озабочен тем, чтобы сохранить образцы деревянного зодчества. Цель, которую он поставил перед собой, выражена автором с помощью восклицательного предложения 16. Он мечтал, что появятся молодые мастера, которым понадобятся его рисунки».
Необходим второй пример для доказательства существования проблемы: «Этот «неутомимый краевед», как его называет автор, разбирал кирпичи, собирал старинные изразцы, которые ремесленники-гончары изготавливали в старые времена. Он сам лепил разные предметы и обжигал их. Он хотел возродить керамическое производство, воспитать молодые кадры, которые продолжили бы традиции украшать быт людей».
Авторская позиция в тексте выражена в том, что этот человек делает все это по своей инициативе: «В конце рассказа об этом удивительном человек автор утверждает, что это человек-подвижник, который чувствует ответственность перед потомками за сохранение историко-культурного наследия. Чтобы выразить отношение окружающих к его делу и свое отношение, писательница использует вставное восклицательное предложение, оформленное с помощью скобок, в котором она выражает свои эмоции, вызванные досадой».
Собственное подтверждение согласия с авторскими мыслями можно сформулировать с помощью жизненного примера: «Я согласна с авторскими мыслями и удивляюсь подвижническим стремлениям старого человека. Ведь он рисует, ищет и делает опыты, чтобы не потерять ценное культурное наследие города. Человек, осознающий на личном уровне значение историко-культурных ценностей, – человек высоконравственный. Примеры такого отношения к наследию страны есть, наверное, в каждом городе. Я могу привести пример о сельском человеке 80-х годов ХХ века. Женщина собирала старинные вещи и хотела создать музей в поселке. Она была настоящим подвижником и хотела, чтобы такой музей был создан. Человека уже не стало, а музей все-таки создали и хотят назвать его ее именем».
В заключении можно еще раз подтвердить мысль о важности проблемы и выразить свои эмоции: «Итак, историко-культурные ценности в стране важно сохранять для потомков. Замечательно, что есть такие инициаторы-подвижники, делающие все, для того чтобы сохранить историческое прошлое, и живущие будущим».
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Сочинение ЕГЭ по тексту О. Берггольц «…А монастырский корпус, где жили мы далекой зимой…» Проблема сохранения культурно-исторического наследия
Сочинение ЕГЭ по тексту О. Берггольц «…А монастырский корпус, где жили мы далекой зимой…» Проблема сохранения культурно-исторического наследия
Проблема сохранения культурно-исторического наследия, поднятая автором текста, решается на разных уровнях: государственном и личном. Есть немало таких людей, которые в частном порядке проявляют заботу о том, чтобы сохранить старинные предметы.
Автор рассказывает о своем учителе рисования. Он рисовал те места старого Углича, которые ему в своем городе дороги и сохранил их, а потом показал своей ученице. Иван Николаевич рисовал, чтобы сохранить сведения о городе, чтобы люди потом посмотрели и вспомнили, как эта женщина, о своих родных местах, где они жили когда-то. Ведь облик местности меняется, исчезают со временем здания, памятники, ремесла.
Он был озабочен тем, чтобы сохранить образцы деревянного зодчества. Цель, которую он поставил перед собой, выражена автором с помощью восклицательного предложения 16. Он мечтал, что появятся молодые мастера, которым понадобятся его рисунки.
Этот «неутомимый краевед», как его называет автор, разбирал кирпичи, собирал старинные изразцы, которые ремесленники-гончары изготавливали в старые времена. Он сам лепил разные предметы и обжигал их. Он хотел возродить керамическое производство, воспитать молодые кадры, которые продолжили бы традиции украшать быт людей.
В конце рассказа об этом удивительном человек автор утверждает, что это человек-подвижник, который чувствует ответственность перед потомками за сохранение историко-культурного наследия. Чтобы выразить отношение окружающих к его делу и свое отношение, писательница использует вставное восклицательное предложение, оформленное с помощью скобок, в котором она выражает свои эмоции, вызванные досадой.
Я согласна с авторскими мыслями и удивляюсь подвижническим стремлениям старого человека. Ведь он рисует, ищет и делает опыты, чтобы не потерять ценное культурное наследие города. Человек, осознающий на личном уровне значение историко-культурных ценностей, – человек высоконравственный. Примеры такого отношения к наследию страны есть, наверное, в каждом городе. Я могу привести пример о сельском человеке 80-х годов ХХ века. Женщина собирала старинные вещи и хотела создать музей в поселке. Она была настоящим подвижником и хотела, чтобы такой музей был создан. Человека уже не стало, а музей все-таки создали и хотят назвать его ее именем.
Итак, историко-культурные ценности в стране важно сохранять для потомков. Замечательно, что есть такие инициаторы-подвижники, делающие все, для того чтобы сохранить историческое прошлое, и живущие будущим.