Писатель Андрей Платонов и его герой
6 апреля 2015 –
Андрей Платонов начал писать очень рано. Он относится к писателям со славой, разгорающейся чем дальше, тем больше. При жизни его издавали очень мало.
Платонов писал в своих статьях, рассказах, повестях, романах обо всем: о тяжелом труде рабочих и крестьян, об интеллигенции, о науке, о спорте, о фантастике, о строителях города, о Великой Отечественной войне.
А. Платонов показал в своих произведениях тяжелую жизнь людей в тылу, солдат на фронте со всеми ее бытовыми трудностями.
В философской повести “Джан” Платонов выступил против принудительного пребывания человека в армии, против дикарского состояния сознания, ратовал за первоначальную слитность с природой.
Главной для писателя в 30-е годы становится проблема истинно человеческой свободы, проблема подлинной гармонии, проявляющейся на всех уровнях. В реальной жизни ее быть не могло — поэтому у Платонова возникают трагические нотки, вызванные невозможностью сиюминутного всеобщего счастья. Явственно они прозвучали в рассказах “Фро” и “Река Потудань”. В рассказе “По небу полуночи” писатель уже предчувствовал опасность идей национал-социализма, грозящих миру.
Эти идеи превращали землю в пустыню, ум в безумие, детей в сирот.
В повести “Котлован” А. Платонов очень четко и зримо изображает тяжелую жизнь, труд людей-строителей. В романе “Чевенгур” писатель показывает, как люди могут опуститься, всю грязь жизни. Но здесь есть и люди, которые удерживали себя от такой жизни. “Чевенгур” — “это черная дыра…”
В рассказе “На могилах русских солдат” Андрей Платонов зримо и убедительно показывает зверства фашистов в годы войны.
Платонов много писал о правлении Сталина, не называя его имени. Но Сталин, будучи внимательным и проницательным читателем, понимал все это. Он запретил издавать произведения Платонова и многих других писателей. Андрей Платонов показал людям всю горечь и тяжесть жизни в годы застоя. Только в наши дни, уже после смерти писателя, его книги стали появляться и завоевывать читателей. Они продолжают учить нас великому дару любви, доброты, милосердия, справедливости.
Рейтинг: 0
Голосов: 0
319 просмотров
Комментарии ()
Нет комментариев. Ваш будет первым!
..М будущем человеке элемент свободы осуществится
как высшая и самая несомненная реальность…,
А.
Платонов
Андрей Платонов начал
писать очень рано. Он относится к писателям со славой, разгорающейся чем
дальше, тем больше. При жизни его издавали очень мало.
Платонов писал в своих
статьях, рассказах, повестях, романах обо всем: о тяжелом труде рабочих и
крестьян, об интеллигенции, о науке, о спорте, о фантастике, о строителях
города, о Великой Отечественной войне.
А. Платонов показал в своих
произведениях тяжелую жизнь людей в тылу, солдат на фронте со всеми ее бытовыми
трудностями.
В философской повести “Джан” Платонов
выступил против принудительного пребывания человека в армии, против дикарского
состояния сознания, ратовал за первоначальную слитность с природой. ‘
668
Главной для писателя в 30-е годы становится проблема
истинно человеческой свободы, проблема подлинной гармонии, проявляющейся на
всех уровнях. В реальной жизни ее быть не могло — поэтому у Платонова возникают
трагические нотки, вызванные невозможностью сиюминутного всеобщего счастья.
Явственно они прозвучали в рассказах “Фро” и “Река
Потудань”. В рассказе “По небу полуночи” писатель уже
предчувствовал опасность идей национал-социализма, грозящих миру.
Эти идеи превращали землю в пустыню, ум в
безумие, детей в сирот.
В повести “Котлован” А. Платонов очень
четко и зримо изображает тяжелую жизнь, труд людей-строителей. В романе
“Чевенгур” писатель показывает, как люди могут опуститься, всю грязь
жизни. Но здесь есть и люди, которые удерживали себя от такой жизни.
“Чевенгур” — “это черная дыра…”
В рассказе “На могилах русских солдат”
Андрей Платонов зримо и убедительно показывает зверства фашистов в годы войны.
Платонов много писал о правлении Сталина, не
называя его имени. Но Сталин, будучи внимательным и проницательным читателем,
понимал все это. Он запретил издавать произведения Платонова и многих других
писателей. Андрей Платонов показал людям всю горечь и тяжесть жизни в годы
застоя. Только в наши дни, уже после смерти писателя, его книги стали
появляться и завоевывать читателей. Они продолжают учить нас великому дару
любви, доброты, милосердия, справедливости.
Похожие сочинения
МОУ – средняя общеобразовательная школа №33
Урок-размышление по повестям К.Воробьева «Крик», В.Кондратьева «Сашка» и рассказу А.Платонова «На могилах русских солдат»
Разработала
учитель русского языка и литературы СОШ№33
Табакова С.В.
Тема урока: «Память сердца»
Цели урока:
–общие:
а) продолжить обсуждение проблемы гуманного отношения к военнопленным со стороны противника;
б) познакомить учащихся с нормами МГП, касающимися ответственности за военные преступления;
в) выявить причины нарушения МГП.
–частные:
а) продолжить совершенствование навыков сопоставительной характеристики персонажей;
б) развитие умения анализа произведений с точки зрения их проблемно-тематической близости.
Задачи:
а) прочитать повести К.Воробьева «Крик», В.Кондратьева «Сашка» и рассказ А.Платонова «На могилах русских солдат», выделить эпизоды, иллюстрирующие нарушение норм МГП.
б) повторить теоретический материал 4-х Женевских конвенций.
Эпиграфы к уроку:
Все возможно – и удается все,
Но главное – сеять души в людях.
А. Платонов.
Какие бы ни были высокие наши
устремления, война все равно
оставалась для нас человеческой
трагедией от своего первого и до последнего дня…
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
-Каждый день мы слышим по многу раз: «в войне», «на войне», «о войне». Странно: пропускаем мимо ушей, не вздрагиваем, даже не останавливаемся.
Потому что некогда? Или потому, что всё зная о войне, мы не знаем только одного – что это такое! А ведь война – это прежде всего смерть. Не вообще смерть, а смерть конкретного человека. Необходимо остановиться и подумать: такого же человека, как я. Светом скорби людской озарены имена павших. Миллионы жизней унесла война.
Не было семьи, не потерявшей отца или сына, мать, брата, сестру, дочь. Не было дома, которого бы не коснулось горе.
‘’Память сердца…’’ Да, наше сердце должно это помнить и передавать эту память, как формулу крови, будущим поколениям.
Минута молчания.
2.Анализ произведений.
-Что объединяет произведения В.Кондратьева, К.Воробьева о войне.
(Эти произведения объединены одним – памятью сердца, страстным желанием поведать правду о пройденных дорогах войны).
1-Правда К.Воробьева – страшная правда. Это человек трудной судьбы. Мы изучили его повесть «Это мы, Господи!» – о том, что вынес он из ‘’кошмара плена’’. Сегодня мы поговорим о другой его повести «Крик», написанной в 1962 году. Кровью сердца написано и это произведение Воробьева.
-Кто является главным действующим лицом повести «Крик»? При каких обстоятельствах мы с ним знакомимся? (Сергей Воронов воюет под Москвой в ноябре 1941 года).
– Какие трагические мгновения его жизни освещает автор? (Гибель любимой девушки, плен. Да, так жестоко распорядилась война его судьбой).
-Какие достоверные картины потрясают нас, читателей? Зачитайте эти эпизоды. ( Таинственный и зловещий Тимоха, которым, как детей, взрослые пугают друг друга; растерзанная трехногая лошадь; страшная поленница из трупов).
-Какой вопрос постоянно мучит юных лейтенантов, пришедших на фронт? (Кто он – враг, какие они? Они же все знали о нем – из газет, радиопередач, политсообщений. Знали о том страшном, не поддающемся осознанию, что творилось на оккупированных территориях. Но это не укладывалось в их сознании).
-Когда герой Воробьева узнает врага «в лицо»? (В плену, пройдя через муки, издевательства, он почувствует и осознает тупую, звериную сущность фашизма).
-Как вы понимаете название повести? (Это крик замученных, но не сломленных, они кричат о том, что нельзя забывать тех, кто прошел через эти страшные испытания. «Люди, помните нас! Не дайте кошмару повториться!»- взывают они к нам, живущем в 21 веке).
2-Рассказ А.Платонова «На могилах русских солдат» перекликается с повестью Воробьева. Писатель провел на фронте корреспондентом «Красной звезды» больше трех лет. Он впитывал все, что видел и слышал, глазами художника. В своих военных рассказах «Иван Великий», «Мать», «На могилах русских солдат» и др. Платонов исследовал то, что глубоко волновало его всегда: противоборство жизни и смерти, личная судьба и судьба народа.
-Какие проблемы поднимает Платонов в рассказе «На могилах русских солдат»? (Отношения к военнопленным, чести и достоинства солдата-воина).
-Где происходят описываемые трагические события? (В лагере №352, недалеко от Минска, для военнопленных).
-Какие зверства чинили фашисты в лагере? (Массовые убийства, морили голодом и непосильным трудом, моральное подавление, кремация живых людей).
-Какое «новшество» изобрели немцы для бесследного уничтожения людей? (Пеплом людей удобряли огороды, пепел трупов в итоге шел на пищу палачам).
3-Вы знаете, что источниками современного МГП являются 4 Женевские конвенции 49 г. И 2 Дополнительных протокола 77 г. к этим конвенциям.1
Во время Великой Отечественной войны этих норм еще не существовало. О каких же
международных конвенциях о военнопленных упоминает Платонов в рассказе?
(Женевская конвенция об обращении с военнопленными, принятая 27 июля 1929.)
-Как вы думаете, каковы причины, что нормы МГП часто нарушаются? (Война стимулирует насилие, оно становится привычным; война может рассматриваться как ситуация хаоса, когда все правовые нормы кажутся отмененными; она обесценивает нравственные ценности. Чем выше острота борьбы, тем чаще используются незаконные средства и методы ведения войны. Часто человеком в условиях вооруженного конфликта руководят страх, ненависть, желание отомстить за погибших товарищей, страдания близких).
-Какие меры ответственности предусмотрены за нарушение норм МГП? (В МГП личная уголовная ответственность предусматривается за особо серьезные правонарушения, совершенные во время международного вооруженного конфликта, которые называются военными преступлениями. Это преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, нанесение ущерба здоровью лиц, пользующихся защитой МГП и др. Совершивший военное преступление может быть судим непосредственно на основе Международного гуманитарного права. Пример – Нюрнбергский трибунал после 2 мировой войны приговорил 12 главных обвиняемых к смертной казни, а остальных к различным срокам заключения.
В подавляющем большинстве случаев привлечение к ответственности лиц, совершивших военное преступление, осуществляют сами государства. В нашей стране в ст. 356 УК РФ2 установлена уголовная ответственность за некоторые нарушения МГП)
4-Солдатской правдой наполнена и повесть В.Кондратьева «Сашка».
-Какую проблему ставит автор в эпизоде с пленным немцем? (Это проблема нравственного выбора, связанная с образом врага. Приказ командира расстрелять пленного вступает в противоречие с декларацией «Мы пленных не расстреливаем» – листовка, которую показывает Сашка пленному немцу. Сашка сам олицетворяет государство. Герой впервые понимает, что декларация государства не соответствует действительности).
-Перечитайте сцену отказа Сашки выполнить приказ комбата о расстреле пленного. Как сам Сашка объясняет свое состояние? «Есть у него в душе заслон какой-то или преграда, переступить который он не в силах».
-Что Сашку поражает в пленнике? Зачитать этот момент. ( «…всегда поражали Сашку глаза помирающих от ран ребят – посветлевшие какие-то, отрешенные, уже с того света будто бы.… Умирали глаза раньше тела. Еще билось сердце, дышала грудь, а глаза уже помертвевшие. Вот и у немца сейчас такие же…».
-Как относится Сашка к «своему фрицу»? (Между ними завязываются человеческие отношения. Он видит в пленном не просто врага, а другого человека, которому «задурили голову». Он жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное ему слово. «Цена человеческой жизни не умалилась в его сознании»).
-Почему комбат отменил свой приказ? (Он понял свою ошибку, «отвернул глаза капитан».)
-Что главное для Сашки? (Не быть охваченным смертью, зараженным вирусом одичания, жестокости, властолюбия).
-Какова основа народного характера героя? (Его характер основан на гуманизме. В грязи, холоде и голоде, в дни, когда мало кто из стоявших на одном рубеже с ним мечтал или надеялся дожить до победы, Сашка по совести решает поставленные перед ним жизнью нравственные проблемы и выходит из испытаний возмужавшим и духовно окрепшим).
-Найдите в рассказе Платонова определение, которое можно в полной мере отнести к Сашке. («Но действительный солдат – противоположность убийцы: смысл его близок
к смыслу матери»).
-Как вы думаете, для чего мы разбираем столь разные эпизоды, раскрывающие суть проблемы отношения к пленным? (Сравнивая эпизоды из книг Воробьева, Платонова и Кондратьева, можно сделать вывод: к пленным нужно относиться гуманно, это долг солдата, долг человека. Сохранить в себе человека в любых ситуациях – главное).
Обращаемся к эпиграфам, объясните их смысл.
III Обобщение, выводы.
– Как вы думаете, это и в самом деле серьезная проблема – положение пленного? Является ли эта проблема актуальной и в наши дни? (Во время войны люди могут ожесточаться, ведь война стимулирует насилие, оно становится привычным. Часто человеком в условиях вооруженного конфликта руководят страх, ненависть, желание отомстить за погибших товарищей, страдания близких. Поэтому положение пленного тяжелое. Однако есть и такие люди, кто стремится поступать с ними гуманно. Вооруженные конфликты все еще остаются реальностью нашего времени. Ежегодно в мире их происходит более 30, поэтому проблема положения пленного остается актуальной и сейчас).
IV Домашнее задание.
Составьте кодекс чести солдата. Напишите, какими правилами должен руководствоваться каждый солдат в ситуации вооруженного конфликта? Опирайтесь при этом на материалы урока и документальные источники МГП.
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Возможна ли гуманная война?».
1 I Женевская Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 года.
II Женевская Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава Вооруженных сил на море от 12 августа 1949 года.
III Женевская Конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 года.
IV Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны и дополнительные протоколы.
2 ^ Ст. 356 УК РФ. Применение запрещенных средств и методов ведения войны.
Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, – наказываются лишением свободы на срок до 20 лет.
Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, – наказывается лишением свободы на срок от 10 до 20 лет.
2007 год
о. Муром
Обновлено: 27.04.2023
НА МОГИЛАХ РУССКИХ СОЛДАТ
Путь человека может быть сужен колючей проволокой и сокращен поперечными препятствиями — камерами допросов и пыток, карцером и могилой.
Именно этой узкой дорогой, огражденной дебрями колючей проволоки, и мимо подземного карцера мы проходили вослед замученным, вослед умершим советским солдатам и офицерам.
Это место находится недалеко от Минска, у деревни Глинище, возле железной дороги Минск-Молодечно. Здесь недавно был лагерь советских военнопленных; у немцев он назывался шта-лагерь № 352.
Немцы щедры на смерть. Их наука, в которой они сделали серьезные успехи, заключается в познании того, что не надо, что губительно для жизни человека, и немцы пристально, пристрастно наблюдают все явления природы, которые могут быть использованы для уничтожения враждебной им жизни, и фашисты использовали их на практике. Так, в том шта-лагере № 352, который мы посетили, до сих пор местность заражена блохами. Теперь, сравнительно, блох осталось ничтожное количество, но прежде, когда здесь обитали свой короткий предсмертный срок советские военнопленные, в лагере существовали миллиарды блох. Давно известна казнь посредством муравьев, известна также пытка повторяющейся долбящей каплей воды. В дополнение к этому знанию фашисты открыли, что достаточное, великое множество блох может измучить тело человека до того, что он расчешет его до костей, что он дойдет до безумия, что он обессилеет и падет в тщетной борьбе с мелким, но неисчислимым гадом, блохой.
С немецкой точки зрения, блоха, как и вошь, хороша тем, что она умножает среди обреченных некоторые заразные болезни и в этом смысле действует как одна пуля на сотню людей, умерщвляя их всех и тем экономя металлические боеприпасы. Немцы это учли в шта-лагере № 352, но они учли также и то неудобство, что блоха не понимает разницы меж русским и немцем и тот административный немец, который сам жил в лагере, вынужден был ограждать себя от блох дополнительными мероприятиями, что вызвало расходы и хлопоты, поэтому работа блох не являлась совершенной. Такое обстоятельство, возможно, озадачило немецкую мысль и поставило новую проблему перед их главной наукой — наукой о массовом, быстром, экономном и бесследном истреблении человечества. Эта проблема заключается в изобретении блохи, не вкушающей немца.
В комбинате лагерей вокруг Минска — хутор Петрошкевичи, урочище Уручье, урочище Дрозды, деревня Тростенец, урочище Шашковка, деревня Малый Тростенец, Тучинка и других — фашисты применяли всю, так сказать, композицию средств истребления, от голода до газа и огня, всю свою “промышленность” для производства массовой смерти советского народа. И более того, они ввели здесь утилизацию золы и пепла от сожженных трупов для удобрения почвы в подсобном хозяйстве, продукты с которого шли на улучшение стола немецкой полиции (урочище Шашковка, что в полкилометре от деревни Тростенец). Мы уже знаем, что в Майданеке немцы собирались применять или применяли водогрейки-кубы с круглосуточной горячей водой для палаческих команд; эти водогрейни устанавливались на кремационных печах и обогревались отходящими газами печей, улучшая термический коэффициент использования тепловых установок. Здесь, в Шашковке, немцы открыли, пожалуй, наиболее совершенный способ бесследного уничтожения людей; они нашли последнее звено или заключительный процесс безостановочной обработки трупов. Это последнее звено им дала “агрохимия”. То количество несгораемого праха, которое роковым образом все же остается от человека и является как бы уликой обвинения, может быть, оказывается, погружено в поверхность почвы, включено в химическую жизнь земли, использовано растениями на свое произрастание, и таким образом оно расточится без остатка и уйдет в вечную тайну, не оставив никаких улик. Кроме того, утилизация трупной золы в земледелии окажет серьезное влияние на повышение урожая, но это уже пойдет немцам в качестве премии за их инициативу, за их рациональные мероприятия.
Пепел шашковской кремационной печи, разбросанный на полях полицейского подсобного хозяйства, является фактом всемирного значения, даже в наше время великой трагедии человечества, когда любое действие немцев, примененное ими с целью подавления и истребления свободных людей, уже не кажется новым. В шашковском пепле есть одна принципиальная новость или особенность: пепел трупов шел в конце концов на пищу палачам, иначе говоря — тот, кто умерщвляет, сам вынужден питаться останками умерщвленных; это, само по себе, является предзнаменованием великого возмездия.
В Шашковке сохранились живые свидетели. Они видели этот пепел удобрения для полицейских огородов. Они видели более того — в Шашковке была лишь одна печь, и притом довольно кустарного устройства (печь-яма); естественно, что печь работала с перегрузкой, потому что палаческие команды получали большие задания по уничтожению. Свидетели показали и детальный осмотр этой печи подтвердил, что расстрелы наших людей производились возле самого устья печи; когда же у немцев не было желания сначала расстреливать людей возле печи, а потом засовывать их трупы в печь, то есть совершать лишнюю работу, они приказывали обреченным влезать в печь самостоятельно, живым порядком, и расстреливали их уже внутри печи, а затем предавали сожжению. В отдельных же случаях, из экономии палаческих сил или для разнообразия, группы людей взрывались ручными гранатами. На вопрос о технике удобрения полицейских полей мы получили ответ от старого крестьянина, что трупный пепел был не мелкий, в нем были и кости, и несотлевшие пленки, и остатки внутренних органов человека, так что на кожуре созревавшего картофеля можно было заметить, например, присохшую к нему пленку человеческого органа, может быть — человеческого сердца.
В шта-лагере № 352 (для военнопленных) немцы обходились без “агротехники”; они здесь организовали для наших бойцов и офицеров массовую смертную агонию. Агония и быстрая последующая гибель десятков тысяч наших военнопленных устраивались простыми начальными средствами: голодом и непосильным, измождающим физическим трудом. Затем страдания нарастали уже как бы сами по себе и вскоре приводили пленного воина к смерти. Голод, измождение, отсутствие всякого лечения и условий хотя бы для кратковременного отдыха и покоя, скученность, насекомые, моральное подавление, нечистота, холод — все это мгновенно размножало болезни: тиф, дизентерию, скоротечную чахотку.
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
На могилах русских солдат: краткое содержание, описание и аннотация
Андрей Платонов: другие книги автора
Кто написал На могилах русских солдат? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.
На могилах русских солдат — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
На могилах русских солдат
НА МОГИЛАХ РУССКИХ СОЛДАТ
Путь человека может быть сужен колючей проволокой и сокращен поперечными препятствиями — камерами допросов и пыток, карцером и могилой.
Именно этой узкой дорогой, огражденной дебрями колючей проволоки, и мимо подземного карцера мы проходили вослед замученным, вослед умершим советским солдатам и офицерам.
Это место находится недалеко от Минска, у деревни Глинище, возле железной дороги Минск-Молодечно. Здесь недавно был лагерь советских военнопленных; у немцев он назывался шта-лагерь № 352.
Немцы щедры на смерть. Их наука, в которой они сделали серьезные успехи, заключается в познании того, что не надо, что губительно для жизни человека, и немцы пристально, пристрастно наблюдают все явления природы, которые могут быть использованы для уничтожения враждебной им жизни, и фашисты использовали их на практике. Так, в том шта-лагере № 352, который мы посетили, до сих пор местность заражена блохами. Теперь, сравнительно, блох осталось ничтожное количество, но прежде, когда здесь обитали свой короткий предсмертный срок советские военнопленные, в лагере существовали миллиарды блох. Давно известна казнь посредством муравьев, известна также пытка повторяющейся долбящей каплей воды. В дополнение к этому знанию фашисты открыли, что достаточное, великое множество блох может измучить тело человека до того, что он расчешет его до костей, что он дойдет до безумия, что он обессилеет и падет в тщетной борьбе с мелким, но неисчислимым гадом, блохой.
С немецкой точки зрения, блоха, как и вошь, хороша тем, что она умножает среди обреченных некоторые заразные болезни и в этом смысле действует как одна пуля на сотню людей, умерщвляя их всех и тем экономя металлические боеприпасы. Немцы это учли в шта-лагере № 352, но они учли также и то неудобство, что блоха не понимает разницы меж русским и немцем и тот административный немец, который сам жил в лагере, вынужден был ограждать себя от блох дополнительными мероприятиями, что вызвало расходы и хлопоты, поэтому работа блох не являлась совершенной. Такое обстоятельство, возможно, озадачило немецкую мысль и поставило новую проблему перед их главной наукой — наукой о массовом, быстром, экономном и бесследном истреблении человечества. Эта проблема заключается в изобретении блохи, не вкушающей немца.
В комбинате лагерей вокруг Минска — хутор Петрошкевичи, урочище Уручье, урочище Дрозды, деревня Тростенец, урочище Шашковка, деревня Малый Тростенец, Тучинка и других — фашисты применяли всю, так сказать, композицию средств истребления, от голода до газа и огня, всю свою “промышленность” для производства массовой смерти советского народа. И более того, они ввели здесь утилизацию золы и пепла от сожженных трупов для удобрения почвы в подсобном хозяйстве, продукты с которого шли на улучшение стола немецкой полиции (урочище Шашковка, что в полкилометре от деревни Тростенец). Мы уже знаем, что в Майданеке немцы собирались применять или применяли водогрейки-кубы с круглосуточной горячей водой для палаческих команд; эти водогрейни устанавливались на кремационных печах и обогревались отходящими газами печей, улучшая термический коэффициент использования тепловых установок. Здесь, в Шашковке, немцы открыли, пожалуй, наиболее совершенный способ бесследного уничтожения людей; они нашли последнее звено или заключительный процесс безостановочной обработки трупов. Это последнее звено им дала “агрохимия”. То количество несгораемого праха, которое роковым образом все же остается от человека и является как бы уликой обвинения, может быть, оказывается, погружено в поверхность почвы, включено в химическую жизнь земли, использовано растениями на свое произрастание, и таким образом оно расточится без остатка и уйдет в вечную тайну, не оставив никаких улик. Кроме того, утилизация трупной золы в земледелии окажет серьезное влияние на повышение урожая, но это уже пойдет немцам в качестве премии за их инициативу, за их рациональные мероприятия.
Пепел шашковской кремационной печи, разбросанный на полях полицейского подсобного хозяйства, является фактом всемирного значения, даже в наше время великой трагедии человечества, когда любое действие немцев, примененное ими с целью подавления и истребления свободных людей, уже не кажется новым. В шашковском пепле есть одна принципиальная новость или особенность: пепел трупов шел в конце концов на пищу палачам, иначе говоря — тот, кто умерщвляет, сам вынужден питаться останками умерщвленных; это, само по себе, является предзнаменованием великого возмездия.
Тут можно читать бесплатно Андрей Платонов – На могилах русских солдат. Жанр: Русская классическая проза издательство неизвестно, год неизвестен. Так же Вы можете читать полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и SMS на сайте knigi-for.me (knigi for me) или прочесть краткое содержание, предисловие (аннотацию), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.
Андрей Платонов – На могилах русских солдат краткое содержание
Андрей Платонов – На могилах русских солдат – описание и краткое содержание, автор Андрей Платонов , читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Kniga-for.me
Андрей Платонов – На могилах русских солдат читать онлайн бесплатно
На могилах русских солдат
НА МОГИЛАХ РУССКИХ СОЛДАТ
Путь человека может быть сужен колючей проволокой и сокращен поперечными препятствиями — камерами допросов и пыток, карцером и могилой.
Именно этой узкой дорогой, огражденной дебрями колючей проволоки, и мимо подземного карцера мы проходили вослед замученным, вослед умершим советским солдатам и офицерам.
Это место находится недалеко от Минска, у деревни Глинище, возле железной дороги Минск-Молодечно. Здесь недавно был лагерь советских военнопленных; у немцев он назывался шта-лагерь № 352.
Немцы щедры на смерть. Их наука, в которой они сделали серьезные успехи, заключается в познании того, что не надо, что губительно для жизни человека, и немцы пристально, пристрастно наблюдают все явления природы, которые могут быть использованы для уничтожения враждебной им жизни, и фашисты использовали их на практике. Так, в том шта-лагере № 352, который мы посетили, до сих пор местность заражена блохами. Теперь, сравнительно, блох осталось ничтожное количество, но прежде, когда здесь обитали свой короткий предсмертный срок советские военнопленные, в лагере существовали миллиарды блох. Давно известна казнь посредством муравьев, известна также пытка повторяющейся долбящей каплей воды. В дополнение к этому знанию фашисты открыли, что достаточное, великое множество блох может измучить тело человека до того, что он расчешет его до костей, что он дойдет до безумия, что он обессилеет и падет в тщетной борьбе с мелким, но неисчислимым гадом, блохой.
С немецкой точки зрения, блоха, как и вошь, хороша тем, что она умножает среди обреченных некоторые заразные болезни и в этом смысле действует как одна пуля на сотню людей, умерщвляя их всех и тем экономя металлические боеприпасы. Немцы это учли в шта-лагере № 352, но они учли также и то неудобство, что блоха не понимает разницы меж русским и немцем и тот административный немец, который сам жил в лагере, вынужден был ограждать себя от блох дополнительными мероприятиями, что вызвало расходы и хлопоты, поэтому работа блох не являлась совершенной. Такое обстоятельство, возможно, озадачило немецкую мысль и поставило новую проблему перед их главной наукой — наукой о массовом, быстром, экономном и бесследном истреблении человечества. Эта проблема заключается в изобретении блохи, не вкушающей немца.
В комбинате лагерей вокруг Минска — хутор Петрошкевичи, урочище Уручье, урочище Дрозды, деревня Тростенец, урочище Шашковка, деревня Малый Тростенец, Тучинка и других — фашисты применяли всю, так сказать, композицию средств истребления, от голода до газа и огня, всю свою “промышленность” для производства массовой смерти советского народа. И более того, они ввели здесь утилизацию золы и пепла от сожженных трупов для удобрения почвы в подсобном хозяйстве, продукты с которого шли на улучшение стола немецкой полиции (урочище Шашковка, что в полкилометре от деревни Тростенец). Мы уже знаем, что в Майданеке немцы собирались применять или применяли водогрейки-кубы с круглосуточной горячей водой для палаческих команд; эти водогрейни устанавливались на кремационных печах и обогревались отходящими газами печей, улучшая термический коэффициент использования тепловых установок. Здесь, в Шашковке, немцы открыли, пожалуй, наиболее совершенный способ бесследного уничтожения людей; они нашли последнее звено или заключительный процесс безостановочной обработки трупов. Это последнее звено им дала “агрохимия”. То количество несгораемого праха, которое роковым образом все же остается от человека и является как бы уликой обвинения, может быть, оказывается, погружено в поверхность почвы, включено в химическую жизнь земли, использовано растениями на свое произрастание, и таким образом оно расточится без остатка и уйдет в вечную тайну, не оставив никаких улик. Кроме того, утилизация трупной золы в земледелии окажет серьезное влияние на повышение урожая, но это уже пойдет немцам в качестве премии за их инициативу, за их рациональные мероприятия.
Пепел шашковской кремационной печи, разбросанный на полях полицейского подсобного хозяйства, является фактом всемирного значения, даже в наше время великой трагедии человечества, когда любое действие немцев, примененное ими с целью подавления и истребления свободных людей, уже не кажется новым. В шашковском пепле есть одна принципиальная новость или особенность: пепел трупов шел в конце концов на пищу палачам, иначе говоря — тот, кто умерщвляет, сам вынужден питаться останками умерщвленных; это, само по себе, является предзнаменованием великого возмездия.
В Шашковке сохранились живые свидетели. Они видели этот пепел удобрения для полицейских огородов. Они видели более того — в Шашковке была лишь одна печь, и притом довольно кустарного устройства (печь-яма); естественно, что печь работала с перегрузкой, потому что палаческие команды получали большие задания по уничтожению. Свидетели показали и детальный осмотр этой печи подтвердил, что расстрелы наших людей производились возле самого устья печи; когда же у немцев не было желания сначала расстреливать людей возле печи, а потом засовывать их трупы в печь, то есть совершать лишнюю работу, они приказывали обреченным влезать в печь самостоятельно, живым порядком, и расстреливали их уже внутри печи, а затем предавали сожжению. В отдельных же случаях, из экономии палаческих сил или для разнообразия, группы людей взрывались ручными гранатами. На вопрос о технике удобрения полицейских полей мы получили ответ от старого крестьянина, что трупный пепел был не мелкий, в нем были и кости, и несотлевшие пленки, и остатки внутренних органов человека, так что на кожуре созревавшего картофеля можно было заметить, например, присохшую к нему пленку человеческого органа, может быть — человеческого сердца.
В шта-лагере № 352 (для военнопленных) немцы обходились без “агротехники”; они здесь организовали для наших бойцов и офицеров массовую смертную агонию. Агония и быстрая последующая гибель десятков тысяч наших военнопленных устраивались простыми начальными средствами: голодом и непосильным, измождающим физическим трудом. Затем страдания нарастали уже как бы сами по себе и вскоре приводили пленного воина к смерти. Голод, измождение, отсутствие всякого лечения и условий хотя бы для кратковременного отдыха и покоя, скученность, насекомые, моральное подавление, нечистота, холод — все это мгновенно размножало болезни: тиф, дизентерию, скоротечную чахотку.
Но фашисты, организовав в лагере 352 массовую агонию смерти для наших солдат и офицеров, не могли предоставить дело на самотек, чтобы одна эта агония постепенно унесла все жертвы в могилу. Немцы торопили и агонию: они убивали истощенных, умирающих советских воинов, до конца сохранявших свое достоинство, уходящих в вечность с открытыми глазами солдата и с терпеливым мужеством героя.
Вскрытие лишь одной массовой могилы на кладбище возле лагеря 352 показало следующее. В могиле лежали трупы мужчин в возрасте от 20 до 40 лет. Все они были без одежды, все голые. На трупах явственно были заметные увечья: повреждение черепов и головного мозга, у многих были размяты грудные клетки с обширными прижизненными повреждениями позвонков и переломом ребер и другие физические признаки пытки, увечья и убийства.
Все они были воинами Красной Армии, нашими солдатами и офицерами. Их личные документы, некоторые сведения об их жизни теперь находятся в наших руках: немцы не смогли или не успели их уничтожить.
Следы мучительной пытки на трупах наших павших воинов, провалы ранений, нанесенных тупыми, твердыми, тяжелыми предметами с огромной силой, являются доказательством, что и в плену, в агонии, накануне смерти наши воины продолжали сопротивление врагу и там они, уже безоружные, действовали как верные, непобежденные солдаты, вооруженные, как мечом, твердостью чести и духом долга; это согревало их холодеющее сердце в их последней обороне.
Кто же они были. В двухстах метрах от лагеря расположено кладбище. По официальным данным, на этом кладбище захоронено не менее 80 тысяч человек наших бойцов и офицеров. Действительное число жертв, после дополнительного и более точного расследования, несомненно, значительно увеличится. Столько покоится наших людей лишь на этом, на одном кладбище, у деревни Глинище. Массовые могилы уже утратили подобие могил — они похожи на глинопесчаные бесплодные площади, приподнятые на полметра над окружающей местностью; некоторые из них имеют размер по поверхности до 40 метров в длину и до 30 метров в ширину. Могила не как холм в память погребенного здесь человека, но могила, как безымянная площадь, далеко и все более распространяющаяся по земле, — это есть новое архитектурное произведение главного немецкого зодчего Гитлера: оно, однако, может идти в сравнение с другим изобретением германского духа — трупным пеплом как удобрением для полицейских огородов; между прочим, в этой “агрикультуре” действительно есть какой-то экономический смысл самоокупаемости немецких палачей -самоокупаемость зверя — съешь убитого.
99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.
Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги “На могилах русских солдат”
Описание и краткое содержание “На могилах русских солдат” читать бесплатно онлайн.
На могилах русских солдат
НА МОГИЛАХ РУССКИХ СОЛДАТ
Путь человека может быть сужен колючей проволокой и сокращен поперечными препятствиями — камерами допросов и пыток, карцером и могилой.
Именно этой узкой дорогой, огражденной дебрями колючей проволоки, и мимо подземного карцера мы проходили вослед замученным, вослед умершим советским солдатам и офицерам.
Это место находится недалеко от Минска, у деревни Глинище, возле железной дороги Минск-Молодечно. Здесь недавно был лагерь советских военнопленных; у немцев он назывался шта-лагерь № 352.
Немцы щедры на смерть. Их наука, в которой они сделали серьезные успехи, заключается в познании того, что не надо, что губительно для жизни человека, и немцы пристально, пристрастно наблюдают все явления природы, которые могут быть использованы для уничтожения враждебной им жизни, и фашисты использовали их на практике. Так, в том шта-лагере № 352, который мы посетили, до сих пор местность заражена блохами. Теперь, сравнительно, блох осталось ничтожное количество, но прежде, когда здесь обитали свой короткий предсмертный срок советские военнопленные, в лагере существовали миллиарды блох. Давно известна казнь посредством муравьев, известна также пытка повторяющейся долбящей каплей воды. В дополнение к этому знанию фашисты открыли, что достаточное, великое множество блох может измучить тело человека до того, что он расчешет его до костей, что он дойдет до безумия, что он обессилеет и падет в тщетной борьбе с мелким, но неисчислимым гадом, блохой.
С немецкой точки зрения, блоха, как и вошь, хороша тем, что она умножает среди обреченных некоторые заразные болезни и в этом смысле действует как одна пуля на сотню людей, умерщвляя их всех и тем экономя металлические боеприпасы. Немцы это учли в шта-лагере № 352, но они учли также и то неудобство, что блоха не понимает разницы меж русским и немцем и тот административный немец, который сам жил в лагере, вынужден был ограждать себя от блох дополнительными мероприятиями, что вызвало расходы и хлопоты, поэтому работа блох не являлась совершенной. Такое обстоятельство, возможно, озадачило немецкую мысль и поставило новую проблему перед их главной наукой — наукой о массовом, быстром, экономном и бесследном истреблении человечества. Эта проблема заключается в изобретении блохи, не вкушающей немца.
В комбинате лагерей вокруг Минска — хутор Петрошкевичи, урочище Уручье, урочище Дрозды, деревня Тростенец, урочище Шашковка, деревня Малый Тростенец, Тучинка и других — фашисты применяли всю, так сказать, композицию средств истребления, от голода до газа и огня, всю свою “промышленность” для производства массовой смерти советского народа. И более того, они ввели здесь утилизацию золы и пепла от сожженных трупов для удобрения почвы в подсобном хозяйстве, продукты с которого шли на улучшение стола немецкой полиции (урочище Шашковка, что в полкилометре от деревни Тростенец). Мы уже знаем, что в Майданеке немцы собирались применять или применяли водогрейки-кубы с круглосуточной горячей водой для палаческих команд; эти водогрейни устанавливались на кремационных печах и обогревались отходящими газами печей, улучшая термический коэффициент использования тепловых установок. Здесь, в Шашковке, немцы открыли, пожалуй, наиболее совершенный способ бесследного уничтожения людей; они нашли последнее звено или заключительный процесс безостановочной обработки трупов. Это последнее звено им дала “агрохимия”. То количество несгораемого праха, которое роковым образом все же остается от человека и является как бы уликой обвинения, может быть, оказывается, погружено в поверхность почвы, включено в химическую жизнь земли, использовано растениями на свое произрастание, и таким образом оно расточится без остатка и уйдет в вечную тайну, не оставив никаких улик. Кроме того, утилизация трупной золы в земледелии окажет серьезное влияние на повышение урожая, но это уже пойдет немцам в качестве премии за их инициативу, за их рациональные мероприятия.
Пепел шашковской кремационной печи, разбросанный на полях полицейского подсобного хозяйства, является фактом всемирного значения, даже в наше время великой трагедии человечества, когда любое действие немцев, примененное ими с целью подавления и истребления свободных людей, уже не кажется новым. В шашковском пепле есть одна принципиальная новость или особенность: пепел трупов шел в конце концов на пищу палачам, иначе говоря — тот, кто умерщвляет, сам вынужден питаться останками умерщвленных; это, само по себе, является предзнаменованием великого возмездия.
В Шашковке сохранились живые свидетели. Они видели этот пепел удобрения для полицейских огородов. Они видели более того — в Шашковке была лишь одна печь, и притом довольно кустарного устройства (печь-яма); естественно, что печь работала с перегрузкой, потому что палаческие команды получали большие задания по уничтожению. Свидетели показали и детальный осмотр этой печи подтвердил, что расстрелы наших людей производились возле самого устья печи; когда же у немцев не было желания сначала расстреливать людей возле печи, а потом засовывать их трупы в печь, то есть совершать лишнюю работу, они приказывали обреченным влезать в печь самостоятельно, живым порядком, и расстреливали их уже внутри печи, а затем предавали сожжению. В отдельных же случаях, из экономии палаческих сил или для разнообразия, группы людей взрывались ручными гранатами. На вопрос о технике удобрения полицейских полей мы получили ответ от старого крестьянина, что трупный пепел был не мелкий, в нем были и кости, и несотлевшие пленки, и остатки внутренних органов человека, так что на кожуре созревавшего картофеля можно было заметить, например, присохшую к нему пленку человеческого органа, может быть — человеческого сердца.
В шта-лагере № 352 (для военнопленных) немцы обходились без “агротехники”; они здесь организовали для наших бойцов и офицеров массовую смертную агонию. Агония и быстрая последующая гибель десятков тысяч наших военнопленных устраивались простыми начальными средствами: голодом и непосильным, измождающим физическим трудом. Затем страдания нарастали уже как бы сами по себе и вскоре приводили пленного воина к смерти. Голод, измождение, отсутствие всякого лечения и условий хотя бы для кратковременного отдыха и покоя, скученность, насекомые, моральное подавление, нечистота, холод — все это мгновенно размножало болезни: тиф, дизентерию, скоротечную чахотку.
Но фашисты, организовав в лагере 352 массовую агонию смерти для наших солдат и офицеров, не могли предоставить дело на самотек, чтобы одна эта агония постепенно унесла все жертвы в могилу. Немцы торопили и агонию: они убивали истощенных, умирающих советских воинов, до конца сохранявших свое достоинство, уходящих в вечность с открытыми глазами солдата и с терпеливым мужеством героя.
Вскрытие лишь одной массовой могилы на кладбище возле лагеря 352 показало следующее. В могиле лежали трупы мужчин в возрасте от 20 до 40 лет. Все они были без одежды, все голые. На трупах явственно были заметные увечья: повреждение черепов и головного мозга, у многих были размяты грудные клетки с обширными прижизненными повреждениями позвонков и переломом ребер и другие физические признаки пытки, увечья и убийства.
Все они были воинами Красной Армии, нашими солдатами и офицерами. Их личные документы, некоторые сведения об их жизни теперь находятся в наших руках: немцы не смогли или не успели их уничтожить.
Следы мучительной пытки на трупах наших павших воинов, провалы ранений, нанесенных тупыми, твердыми, тяжелыми предметами с огромной силой, являются доказательством, что и в плену, в агонии, накануне смерти наши воины продолжали сопротивление врагу и там они, уже безоружные, действовали как верные, непобежденные солдаты, вооруженные, как мечом, твердостью чести и духом долга; это согревало их холодеющее сердце в их последней обороне.
Кто же они были. В двухстах метрах от лагеря расположено кладбище. По официальным данным, на этом кладбище захоронено не менее 80 тысяч человек наших бойцов и офицеров. Действительное число жертв, после дополнительного и более точного расследования, несомненно, значительно увеличится. Столько покоится наших людей лишь на этом, на одном кладбище, у деревни Глинище. Массовые могилы уже утратили подобие могил — они похожи на глинопесчаные бесплодные площади, приподнятые на полметра над окружающей местностью; некоторые из них имеют размер по поверхности до 40 метров в длину и до 30 метров в ширину. Могила не как холм в память погребенного здесь человека, но могила, как безымянная площадь, далеко и все более распространяющаяся по земле, — это есть новое архитектурное произведение главного немецкого зодчего Гитлера: оно, однако, может идти в сравнение с другим изобретением германского духа — трупным пеплом как удобрением для полицейских огородов; между прочим, в этой “агрикультуре” действительно есть какой-то экономический смысл самоокупаемости немецких палачей -самоокупаемость зверя — съешь убитого.
Читайте также:
- Месячник по профилактике экстремизма в школе
- Принцесса брамбилла краткое содержание
- Картинка детства краткое содержание
- Придумай стихотворение о школе по началу используя слова помощники
- Представлена таблица базы данных школа запрос для вывода списка учеников 10 класса
Андрей Платонов и его герой
…В будущем человеке элемент свободы осуществится как высшая и самая несомненная реальность….
А. Платонов
Андрей Платонов начал писать очень рано. Он относится к писателям со славой, разгорающейся чем дальше, тем больше. При жизни его издавали очень мало.
Платонов писал в своих статьях, рассказах, повестях, романах обо всем: о тяжелом труде рабочих и крестьян, об интеллигенции, о науке, о спорте, о фантастике, о строителях города, о Великой Отечественной войне.
А. Платонов показал в своих произведениях тяжелую жизнь людей в тылу, солдат на фронте со всеми ее бытовыми трудностями.
В философской повести “Джан” Платонов выступил против принудительного пребывания человека в армии, против дикарского состояния сознания, ратовал за первоначальную слитность с природой.
Главной для писателя в 30-е годы становится проблема истинно человеческой свободы, проблема подлинной гармонии, проявляющейся на всех уровнях. В реальной жизни ее быть не могло – поэтому у Платонова возникают трагические нотки, вызванные невозможностью сиюминутного всеобщего счастья. Явственно они прозвучали в рассказах “Фро” и “Река Потудань”. В рассказе “По небу полуночи” писатель уже предчувствовал опасность идей национал-социализма, грозящих миру.
Эти идеи превращали землю в пустыню, ум в безумие, детей в сирот.
В повести “Котлован” А. Платонов очень четко и зримо изображает тяжелую жизнь, труд людей-строителей. В романе “Чевенгур” писатель показывает, как люди могут опуститься, всю грязь жизни. Но здесь есть и люди, которые удерживали себя от такой жизни. “Чевенгур” – “это черная дыра…”
В рассказе “На могилах русских солдат” Андрей Платонов зримо и убедительно показывает зверства фашистов в годы войны.
Платонов много писал о правлении Сталина, не называя его имени. Но Сталин, будучи внимательным и проницательным читателем, понимал все это. Он запретил издавать произведения Платонова и многих других писателей. Андрей Платонов показал людям всю горечь и тяжесть жизни в годы застоя. Только в наши дни, уже после смерти писателя, его книги стали появляться и завоевывать читателей. Они продолжают учить нас великому дару любви, доброты, милосердия, справедливости.
Изменить
Копировать
Ещё Платонов А.П.
Проблематика повести А. П. Платонова “Котлован” | Сочинение по литературе
Андрей Платонович Платонов, настоящее имя которого, Андрей Климентов создал не одно прекрасное произведение, каждое из которых интересно и актуально для современного читателя. Среди
Горестное прозрение народа | Сочинение по литературе
В течение последних нескольких лет одно за другим были опубликованы произведения крупного советского писателя Платонова (1899—1951), ранее широкому читателю не известные. Имя Андрея Платонова
Поиски правды в произведениях Платонова | Сочинение по литературе
Для раннего творчества Платонова характерны рассказы, в них он выражает своё видение жизни. Его герои честны, хотят жить правдой. Поискам этой правды посвятил свою жизнь Макар Галушкин из рассказа
Метаморфозы текста Платонова | Сочинение по литературе
Аномальный стиль Платонова, несомненно, заключает в себе и другую ориентацию. Она выражена была однажды с той достаточной авторской прямотой, которая отличает “первичный текст” писателя:
Общая характеристика творчества А. П. Платонова | Сочинение по литературе
Первой книгой А. Платонова была брошюра «Электрификация» (1921). Первая фраза тоже начиналась со слова «электрификация»: «Электрификация есть такая же революция в технике, с таким же значением, как
А. Платонов — художник-гуманист | Сочинение по литературе
Феномен Андрея Платоновича Платонова приковывает к себе внимание современной критики, которая пытается его разгадать с переменным успехом. Творчество писателя с трудом поддается толкованию, давая
Мои размышления над прозой А. П. Платонова | Сочинение по литературе
Судьба произведений А. П. Платонова удивительна: со временем их актуальность не уменьшается, а возрастает. Все слышнее становится его тревога о человеческом счастье «столь нужном, столь достоверном,
Символисты – Блок и Платонов | Сочинение по литературе
Без учета опыта символистов вся последующая литературная жизнь, и платоновская в частности, вряд ли представима. Покажется странным, но, несмотря на целый ряд бросающихся в глаза несогласий, в
Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова. (4) | Сочинение по литературе
Андрей Платонович Климентов (Платонов) родился 1 сентября в Воронеже. Как старший в многодетной семье, начинает работать: помощником машиниста, литейщиком на трубном заводе, в паровозоремонтных
Поиски человеком смысла жизни в произведениях А. П. Платонова | Сочинение по литературе
Для творчества Андрея Платоновича Платонова характерны устойчивые, сквозные темы. И одним из ключевых в его произведениях является образ странника. Вот и Фома Пухов, герой повести «Сокровенный
Фото Платонов А.П.
Изменить
Платонов А.П. – Биография
ПЛАТОНОВ, АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ (1899–1951), настоящая фамилия Климентов, русский прозаик, драматург. Родился 16 (28) августа 1899 в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских. Впечатления нелегкого, полного взрослых забот детства отразились в рассказе Семен (1927), в котором образ заглавного героя имеет автобиографические черты. Учился в церковноприходской школе, в 1914 вынужден был оставить учебу и пойти работать. До 1917 сменил несколько профессий: был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем и т.п., о чем написал в ранних рассказах Очередной (1918) и Серега и я (1921). По словам Платонова, «жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности».
В 1918 Платонов поступил в Воронежский железнодорожный политехникум, реализовав проявившийся в нем с детства интерес к машинам и механизмам. Некоторое время, прервав учебу, работал помощником машиниста. В 1921 написал брошюру Электрофикация и по окончании техникума (1921) называл электротехнику своей основной специальностью. Потребность учиться Платонов объяснил в рассказе Река Потудань (1937) как желание «поскорее приобрести высшее знание», чтобы преодолеть бессмысленность жизни. Героями многих его рассказов (На заре туманной юности, Старый механик и др.) являются железнодорожники, жизнь которых он хорошо знал с детства и юности.
С 12 лет Платонов писал стихи. В 1918 начал работать журналистом в воронежских газетах «Известия укрепрайона», «Красная деревня» и др. В 1918 в журнале «Железный путь» начали публиковаться стихотворения Платонова (Ночь, Тоска и др.), вышел его рассказ Очередной, а также очерки, статьи и рецензии. С этого времени Платонов становится одним из самых заметных литераторов Воронежа, активно выступает в периодике, в том числе под псевдонимами (Елп.Баклажанов, А.Фирсов и др). В 1920 Платонов вступил в РКП(б), но уже через год по собственному желанию вышел из партии.
Книга стихов Платонова Голубая глубина (1922, Воронеж) получила положительную оценку В.Брюсова. Однако в это время, под впечатлением от засухи 1921, приведшей к массовому голоду среди крестьян, Платонов решил переменить род деятельности. В автобиографии 1924 он писал: «Будучи техником, я не мог уже заниматься созерцательным делом – литературой». В 1922–1926 Платонов работал в Воронежском губернском земельном отделе, занимаясь мелиорацией и электрификацией сельского хозяйства. Выступал в печати с многочисленными статьями о мелиорации и электрификации, в которых видел возможность «бескровной революции», коренного изменения к лучшему народной жизни. Впечатления этих лет воплотились в рассказе Родина электричества и др. произведениях Платонова 1920-х годов.
В 1922 Платонов женился на сельской учительнице М.А.Кашинцевой, которой посвятил повесть Епифанские шлюзы (1927). Жена стала прототипом заглавной героини рассказа Песчаная учительница. После смерти писателя М.А.Платонова много сделала для сохранения его литературного наследия, публикации его произведений.
В 1926 Платонов был отозван на работу в Москву в Наркомзем. Был направлен на инженерно-административную работу в Тамбов. Образ этого «обывательского» города, его советской бюрократии узнается в сатирической повести Город Градов (1926). Вскоре Платонов вернулся в Москву и, оставив службу в Наркомземе, стал профессиональным литератором.
Первой серьезной публикацией в столице стала повесть Епифанские шлюзы. За ней последовала повесть Сокровенный человек (1928). Описанные в Епифанских шлюзах преобразования Петра I перекликались в творчестве Платонова с современными ему «головными» коммунистическими проектами глобального переустройства жизни. Эта тема является главной в очерке Че-Че-О (1928), написанном совместно с Б.Пильняком после поездки в Воронеж в качестве корреспондентов журнала «Новый мир».
Некоторое время Платонов был членом литературной группы «Перевал». Членство в «Перевале», а также публикация в 1929 рассказа Усомнившийся Макар вызвали волну критики в адрес Платонова. В том же году получил резко отрицательную оценку А.М.Горького и был запрещен к печати роман Платонова Чевенгур (1926–1929, опубл. в 1972 во Франции, в 1988 в СССР).
Чевенгур стал не только самым большим по объему произведением Платонова, но и важной вехой в его творчестве. Писатель довел до абсурда идеи коммунистического переустройства жизни, владевшие им в молодости, показав их трагическую неосуществимость. Черты действительности приобрели в романе гротескный характер, в соответствии с этим сформировался и сюрреалистический стиль произведения. Его герои чувствуют свое сиротство в обезбоженном мире, свою разъединенность с «душой мира», которая воплощается для них в бесплотных образах (для революционера Копенкина – в образе неведомой ему Розы Люксембург). Пытаясь постичь тайны жизни и смерти, герои романа строят социализм в уездном городе Чевенгуре, избрав его как место, в котором благо жизни, точность истины и скорбь существования «происходят сами собой по мере надобности». В утопическом Чевенгуре чекисты убивают буржуев и полубуржуев, а пролетарии питаются «пищевыми остатками буржуазии», потому что главной профессией человека является его душа. По словам одного из персонажей, «большевик должен иметь пустое сердце, чтобы туда все могло поместиться». В финале романа главный герой Александр Дванов погибает по собственной воле, дабы постичь тайну смерти, поскольку понимает: тайна жизни не поддается разгадке теми способами, что применяются для ее преобразования. Переустройство жизни является центральной темой повести Котлован (1930, опубл. в 1969 в ФРГ, в 1987 в СССР), действие которой происходит во время первой пятилетки. «Общепролетарский дом», котлован для которого роют герои повести, является символом коммунистической утопии, «земного рая». Котлован становится могилой для девочки Насти, символизирующей в повести будущее России. Стройка социализма вызывает ассоциации с библейским рассказом о строительстве Вавилонской башни. В Котловане воплощен также традиционный для Платонова мотив странствия, во время которого человек – в данном случае безработный Вощев – постигает истину, пропуская через себя пространство. В послесловии к американскому изданию Котлована И.Бродский отметил сюрреализм Платонова, в полной мере выразившийся в образе участвующего в строительстве медведя-молотобойца. По мнению Бродского, Платонов «сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нем такие бездны, заглянув в которые однажды, он уже более не мог скользить по литературной поверхности». Выход в свет повести-хроники Впрок с разгромным послесловием А.Фадеева (1931), в которой коллективизация сельского хозяйства была показана как трагедия, сделала публикацию большинства произведений Платонова невозможной. Исключение составил сборник прозы Река Потудань (1937). Повести Джан (1935), Ювенильное море (1934), написанные в 1930-е годы пьесы Шарманка и 14 Красных Избушек не были опубликованы при жизни автора. Публикация произведений Платонова была разрешена в годы Отечественной войны, когда прозаик работал фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы на военную тему (Броня, Одухотворенные люди, 1942; Смерти нет!, 1943; Афродита, 1944 и др.; вышло 4 книги). После того как его рассказ Семья Иванова (другое название – Возвращение) в 1946 подвергся идеологической критике, имя Платонова было вычеркнуто из советской литературы. Написанный в 1930-е годы роман Счастливая Москва был обнаружен только в 1990-е годы. Первая после большого перерыва книга Волшебное кольцо и другие сказки была издана в 1954, уже после смерти автора. Все публикации произведений Платонова сопровождались в советский период цензурными ограничениями. Умер Платонов в Москве 5 января 1951.
Изменить