5 готовых проверенных сочинений ЕГЭ по тексту Быков Д. Л главная претензия к пьесе «Горе от ума» для задания №27 ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс. Полный текст Быкова с проблемой и позицией автора опубликован в конце сайта.
Полный текст главная претензия к пьесе горе от ума
Главная претензия к пьесе «Горе от ума», высказываемая в разное время — независимо друг от друга — Пушкиным и Белинским, заключается в психологической несообразности конфликта. «Все, что говорит он, — очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобное», — пишет Пушкин, сам всю жизнь глубоко страдавший от непонимания людей, цену которым он знал отлично.
Белинский по молодости лет идет дальше — его смущает самая пружина действия: в Софью влюблен, надо же! Какой после этого ум?! «И что он нашел в Софье? Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит, а Софья любит ограниченного человека без души, без сердца, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низкопоклонника, ползающую тварь, одним словом — Молчалина.
Грибоедов попал в нерв: черта умного человека — изначально и неизбежно присущая уму, — увы, именно в этом. Высказываться перед теми, кто не может тебя понять; домогаться уважения тех, кого сам ты не можешь уважать ни при какой погоде; любить ту, которая способна полюбить кого угодно, кроме тебя, и, в сущности, мизинца твоего не стоит. Может ли быть иначе? Вряд ли. Потому что другое положение дел свидетельствовало бы уже о высокомерии, а оно весьма редко уживается с настоящим-то умом. Снобизм — иное дело, но редкий сноб умен в истинном смысле слова. Чаще он демонстрирует репетиловские черты — нахватался фраз, да и позиционирует себя, не особо слыша, что ему отвечают.
Горькая и странная эта пьеса — именно о том, как ум взыскует диалога. Он не живет в вакууме, по-щенячьи горячо набрасывается на собеседника, надеясь разагитировать, перевербовать его, хоть что-то доказать, попросту выболтаться. Пушкина и Белинского смущает, что Чацкий не разобрался в Софье. Скажите на милость, естественно ли для умного человека разбираться в предмете страсти? Это признак совсем иной души — расчетливой, опытной, пусть даже и тонкой, но Грибоедова интересует ум философский, чаадаевский, чацкий, адский, самоцельный, занятый вечными вопросами. Такому мудрецу в самом деле не понять, что у него под носом делается.
Грибоедов точно подмечает ахиллесову пяту всякого большого ума: необходимость отклика, а в особенности — потребность в любви. Не дается ум холодным и самодостаточным существам, это, в сущности, точная иллюстрация к поговорке про бодливую корову. И это — один из фундаментальнейших законов, на котором держится мир: если бы злодеи были умны — о, в какой ад они давно превратили бы захваченный ими мир! Но злодеи недалеки, как правило: способности к пониманию и здравому анализу съедены тщеславием, мнительностью, заботой об имидже, карьере. А ум дается таким, как Чацкий: лирическим, пылким, рассеянным, инфантильным, небрежно одетым. Высчитывать, кому и что можно сказать, — молчалинская черта. Это Молчалин у нас знает, в какое время открывать рот, а в какое тебя все равно неправильно поймут. А ум рассыпает цветы своего красноречия где захочет — ему ведь нетрудно.
Горе ума — в том, что он не может априори признавать людей идиотами. В нем нет холодного презрения к тем, что много ниже, и температура его мира — не околоноля, а много выше. Горе ума — в вечном и обреченном поиске понимания, в монологах перед Фамусовыми и Скалозубами, в искреннем неумении и нежелании вести себя так, чтобы «блаженствовать на свете». Горе ума — в любви к Софье, потому что здраво оценивать возлюбленную — прерогатива буфетчика Петруши. Но ничего не поделаешь: все эти бессмыслицы — непременная черта умного человека, этой немногочисленной, но, к счастью, неистребимой породы.
Сочинение ЕГЭ №1
Кого можно назвать умным человеком? Именно этот вопрос волнует автора предложенного текста. Быков раскрывает поставленную проблему, анализируя известное произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума». Он приводит в пример оценки, которые дают Чацкому А.С. Пушкин и В.Г. Белинский. Для Пушкина «признаком умного человека» является умение понять с первого взгляда, с кем имеешь дело, и « не метать бисера перед Репетиловыми». Белинский же глупость Чацкого замечает в том, что тот влюблен в Софью, «мерзкого достоинства женщину». Быков словно ведет диалог с критиками, говоря о том, что Пушкин и сам нередко сталкивался с непониманием, а расчетливость – это прерогатива Молчалина и буфетчика Петруши.
Автор приходит к выводу: умным человек можно назвать того, кто способен любить, но при этом лишен снобизма и сухой расчетливости.
Я склонна согласиться с автором. Действительно, ум не имеет ничего общего ни с рассудительностью, ни с отсутствием сердца. Более того, умный человек тоже способен ошибаться.
Об уме и его отсутствии размышляют многие философы и писатели. Вот и И.С. Тургенев не обошел эту проблему стороной. Так, герой романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева Евгений Базаров описан окружающими как умный человек, знающий естественный науки, обладающий критическим взглядом на действительность. Его порок – это снобизм и отрицание духовной сферы. Он не верит в любовь, даже когда она настигает его. Однако это отрицание мешает ему в дальнейшем все больше и больше. Сначала он уезжает подальше от Одинцовой, чтобы не стать «рабом страсти», потом целует Фенечку, зачем-то стреляется с Павлом Петровичем, обижает Аркадия, а в конце нелепо ранит палец и получает заражение крови. Все эти поступки совершенно не вяжутся с образом, который мы наблюдали в начале произведения. Был ли Базаров умным человеком – сложный вопрос, но его отрицание любви и снобизм явно помешали ему воспользоваться умом во благо.
Другим примером, подтверждающим мою позицию является роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Андрей Болконский описан как человек, который имел репутацию ума и большой начитанности, следит за тем, что говорит, самокритичен, способен найти общий язык в разными людьми благодаря своей памяти и знаниям обо всем на свете. Однако его интеллектуальная одаренность не имеет ничего общего с миром чувств Андрея. Он без памяти влюбляется в Наташу, потому что она вдохновляла его, с ней он мог быть естественным, непринужденным. Он не думал о том, что она молода и неопытна, что может совершить ошибку. Он не просчитывал, удобен и выгоден ли будет их союз. Андрей Болконский несомненно обладает интеллектом, но разве интеллект дается сразу со сверхспособностью угадывать будущее и никогда не ошибаться? Думаю, что нет.
Таким образом, проанализировав романы Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева я пришла к выводу: не стоит судить об уме человека категорично, отслеживая каждый его шаг. Даже очень умный человек в своей жизни имеет полное право «путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться».
Сочинение ЕГЭ №2
Какого человека можно назвать по-настоящему умным? Именно над этим вопросом я задумалась после прочтения текста Дмитрия Львовича Быкова.
Чтобы заставить читателей обратить внимание на этот проблемный вопрос, автор показывает важные черты умного человека на примере пьесы Грибоедова, например, такой человек должен, по мнению автора, высказываться перед теми, кто не может его понять, добиваться уважения тех, кого сам он не может уважать ни при какой погоде. И это действительно важные черты, так как их отсутствие свидетельствовало бы о том, что человек является высокомерным, а высокомерие является не признаком ума, оно говорит о том, что человек не способен воспринимать точки зрения, отличающиеся от его собственных, спорить и искать истину (предложения 14-18).
Еще автор указывает в тексте на то, что умный человек постоянно ищет диалог, он не живет в вакууме, а постоянно спорит, надеясь разагитировать собеседника, перевербовать его, хоть что-то доказать, что говорит о том, что умный человек всегда ищет истину и пытается донести ее другим во время разговора. А еще для умного человека не естественно разбираться в предмете страсти, так как эта черта расчетливого и опытного человека, а опыт может быть и отрицательным, что будет говорить скорее об отсутствии ума (предложения 21-26).
Дмитрий Львович убежден, что умным можно считать человека, который не будет презирать тех людей, которые ниже его по положению и которые обладают отличной от его собственной точной зрения, который будет находиться в вечном потоке понимания, который искренне не будет желать вести себя так, чтобы «блаженствовать на свете».
Я абсолютно согласна с автором, так как по-настоящему умный человек лишен тщеславия, высокомерия, заботы об имидже, потому что его интересует совсем другое, например, поиск ответов на вечные вопросы, поиск истины, попытки донести свои знания до других.
Попробую это доказать.
Во-первых, умные люди часто спорят из-за различных взглядов на вещи, и при спорах люди пытаются доказать свою точку зрения, приводя разные аргументы, и в итоге чаще всего умные люди приходят к общему решению. Это решение и является истиной, которую так стремятся получиться умные люди в процессе саморазвития. В качестве аргумента можно привести Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети», которого можно считать умным человеком. Он все время развивается, а полученные знания использует в качестве доказательств своей точки зрения при спорах с Кирсановым, которые происходят очень часто. Он обладает чертами, присущими умному человеку, следовательно, нет причин называть Базарова глупым человеком.
Во-вторых, умный человек не пытается хвастаться своими знаниями, он всегда находится в поиске истины и совершенно искренне пытается донести свои знания до людей, которые не обладают определенной информацией. Например, у меня есть знакомая, которая работает учителем. Она действительно является умным человеком, потому что все время развивается и получает новые знания, однако она не пытается хвастаться, а совершенно бескорыстно делится знаниями с учениками и не ставит себя выше кого-либо другого.
Подводя итог, можно сказать, что умный человек всегда находится в поиске истины, саморазвивается, ищет ответы на вечные вопросы и не пытается ставить себя выше других, не хвастается своим умом. Только такой человек считается по-настоящему умным.
Сочинение ЕГЭ №3
После выхода в свет литературного произведения критики берутся за дело. Они высказывают свое мнение, описывают достоинства и недостатки произведения. Так произошло и с комедией Александра Грибоедова «Горе от ума», о которой пишет Дмитрий Быков в данном тексте, он поднимает проблему интерпретации литературного произведения.
Раскрывая данную проблему, автор рассуждает о комедии Грибоедова, описывает, какую оценку дали этому бессмертному произведению Пушкин и Белинский. «Все, что говорит он, — очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобное», — пишет Пушкин, сам всю жизнь глубоко страдавший от непонимания людей, цену которым он знал отлично». Автор текста тоже дает оценку пьесе Грибоедова: «Горькая и странная эта пьеса — именно о том, как ум взыскует диалога.» Дмитрий Быков старается оправдать Чацкого перед Пушкиным, Белинским да и всеми читателями: главный герой комедии умный, но пылкий и рассеянный, от чего и случаются все беды в его жизни.
Позиция автора данного текста проста и понятна. Она состоит в том, что Грибоедов создал поистине гениальное произведение об умном и проницательном человеке, который не смог найти себе места в современном ему обществе. Монологи Чацкого, считает Быков, посвящены обретению истины, ведь герой пьесы не хотел быть таким, как требовало от него фамусовское общество. Он был умнее своего окружения, поэтому и не нашел в нем места.
С такой позицией трудно не согласиться. Умные прогрессивные люди со взглядами, не совпадающими со взглядами общества, всегда отличались от других, выделялись и стремились добиться своего. Не у всех получалось завоевать доверие и признание других. В обществе до сих пор не любят тех, кто стремится выделиться, или тех, кто думает по-другому. Однако со времен Грибоедова произошли некоторые изменения: хиппи и панки, любители татуировок и любители эпатажа могут появляться в обществе, могут высказывать свое мнение и, скорее всего, находят места, где их принимают такими, какие они есть. О том, что ты можешь свободно демонстрировать свои взгляды на политику и обществу в нашей стране, говорит многопартийная система. Пространство Интернета сегодня – это тоже место для демонстрации своих взглядов, умений и талантов. Одним словом, племя Чацких постепенно меняет мир, и может быть наступит время, когда каждый сможет мирно и спокойно говорить о себе и своих взглядах и будет понят и услышан.
Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что герои произведений могут изменять жизнь миллионов людей. Поэтому не случайно уже 200 лет мы говорим о Чацком, потому что его образ настолько гениален, что способен воздействовать на умы и требовать оценки и у современных читателей.
Сочинение ЕГЭ №4
Мы часто слышим: «умный человек», «умный взгляд», «умный в гору не пойдет…», со школьных лет знаем пьесу Грибоедова «Горе от ума». Мы привыкли к определению «умный». Часто определением «умный» мы награждаем самых разных людей. Кого же всё-таки можно назвать действительно умным? И почему от ума – горе?
Дмитрий Быков высказывает свою точку зрения на проблему горя от ума. Отталкиваясь от оценки Пушкина (который отказывал в уме Чацкому, потому что умный не станет разговаривать с дураками) и Белинского (который считает, что умный не может полюбить Софию, ведь она любит «ползающую тварь» — Молчалина), Быков приходит к парадоксальному выводу, что именно умный человек по-щенячьи горячо набрасывается, пытаясь разагитировать собеседника, что философский большой ум не может видеть, что у него под носом, и страстно любит пустенькую Софию.
Потребность в диалоге и любви Быков называет «ахиллесовой пятой всякого большого ума». Задача большого ума, по мнению Быкова, — трезво осознать, что представляет собой общество. А трезво оценивать возлюбленную — прерогатива буфетчика Петрушки — считает Дмитрий Львович Быков.
Таким образом, отказывая в верной оценке характера Чацкого Пушкину и Белинскому, Быков приходит к прямо противоположному суждению: бессмыслица, пылкость, инфантилизм — главные свойства умного человека. А вот расчетливость, холодность и здравый анализ — черты злодеев, а не умных людей, которые, по мнению Быкова, конечно, недалёки и снедаемы тщеславием.
Свою точку зрения в отношении оценки ума Чацкого Дмитрий Быков окончательно формулирует в последнем предложении: «бессмыслицы – непременная черта умного человека, этой немногочисленной, но, к счастью, неистребимой породы людей».
Мне понятна такая оценка Быкова: Дмитрий Львович справедливо восхищается Чацким и его большим философским умом, в котором нет презрения к людям или корыстного расчета. Похожую оценку Чацкого дал Гончаров в своей знаменитой статье «Мильон терзаний», что роль Чацкого победительная и всегда страдательная, что чацких всегда мало, но за ними будущее.
А вот утверждение Быкова, что Чацкий ищет любви, что он любит Софию, мне кажется спорным: скорее, Чацкий обижен, что «девушка, сама неглупая, предпочла дурака умному», Чацкий увлечен, очарован — но вряд ли любит.
Проблема горя от ума или вопрос о том, кого можно считать умным человеком, могут быть решены по-разному. Главное, на мой взгляд, чтобы читатель век за веком считал умным всё-таки Чацкого, а не Молчалина или Скалозуба и верил в высокое назначение ума.
Сочинение ЕГЭ №5
Какого человека можно назвать умным? Автор поднимает проблему определения черт умного человека.
В данном тексте Д. Л. Быков говорит о поступках главного героя пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума». Он хочет показать, что эти поступки говорят о человеке. Журналист задумывается над вопросом: действительно ли Чацкий умен? Рассуждая об этом, Д. Л. Быков приводит две точки зрения: А. С. Пушкина иГ. Белинского. Пушкин согласен со словами, которые говорит Чацкий в пьесе, они звучат «очень умно», но поэт возмущён тем, что главный герой высказывает свою точку зрения людям, которые его никогда не поймут. «Это непростительно», — говорит Пушкин. Данными словами поэт хочет донести до нас, что, по его мнению, Чацкий поступает глупо. Ведь невозможно в одиночку доказать целому обществу с другим мировоззрением свою точку зрения.
Также своё мнение о Чацком высказывает Белинский. Критик не понимает, как умный человек, может быть влюблён в такую девушку, как Софья. «И что он нашёл в Софье?!» — восклицает Белинский о Чацком. «Какой после этого ум?!» — также говорит критик. Данные слова показывают нам отношение Белинского к главному герою пьесы. Критик убежден в том, что умный человек не станет влюбляться в девушку, которая его не понимает и не принимает.
Всё это доказывает, что Пушкин и Белинский считают действия Чацкого необдуманными. Они убеждены, что главные черты умного человека — это расчётливость и проницательность.
Д. Л. Быков не разделяет точки зрения Пушкина и Белинского. Автор хочет донести до читателя мысль о том, что умный человек – не высокомерен, он не рассчитывает, кому и что говорить, а хочет лишь доказать свою точку зрения. Такой человек может влюбиться в девушку, которая ничего из себя не представляет, потому что сердцу не прикажешь. Автор также доказывает нам, что злой человек не может быть умным, так как им управляют негативные эмоции.
Я согласна с точкой зрения автора. Умным людям неинтересно, что о них говорят в обществе. Приведём пример из литературы. В произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин» главного можно назвать умным человеком. Он образован, но не может найти себя в жизни. Главный герой влюбился в Татьяну Ларину, пытался добиться взаимности. Это неразумно, учитывая то, что она была замужем за другим. Но даже опытный человек не может расчётливо оценивать сложившуюся ситуацию.
Таким образом, умный человек увлечён философией и среди его черт нет места холодности и равнодушия.
Тренировочные варианты ЕГЭ 2022 по русскому языку
Русский язык 11 класс вариант с досрочного ЕГЭ 2022
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Чацкий
(после некоторого молчания)
Не образумлюсь… виноват,
И слушаю, не понимаю,
Как будто всё еще мне объяснить хотят,
Растерян мыслями… чего-то ожидаю.
(С жаром.)
Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
А вы! О боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!
Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?
Что память даже вам постыла
Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,
Которые во мне ни даль не охладила,
Ни развлечения, ни перемена мест.
Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!
Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,
Мой вид, мои слова, поступки — всё противно, —
Я с вами тотчас бы сношения пресек,
И перед тем, как навсегда расстаться,
Не стал бы очень добираться,
Кто этот вам любезный человек?..
(Насмешливо.)
Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом.
Себя крушить, и для чего!
Подумайте, всегда вы можете его
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей —
Высокий идеал московских всех мужей. —
Довольно!.. с вами я горжусь моим разрывом.
А вы, суда́рь отец, вы, страстные к чинам:
Желаю вам дремать в неведеньи счастливом,
Я сватаньем моим не угрожаю вам.
Другой найдется благонравный,
Низкопоклонник и делец,
Достоинствами наконец
Он будущему тестю равный.
Так! отрезвился я сполна,
Мечтанья с глаз долой — и спала пелена;
Теперь не худо б было сряду
На дочь и на отца
И на любовника-глупца,
И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором, —
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок! —
Карету мне, карету!
(Уезжает.)
5. Какие изменения во внутреннем мире Чацкого происходят в финале комедии?
Если сначала Чацкий надеялся, что Софья не утратила чувства и ответит ему взаимностью, то в финале во внутреннем мире персонажа происходят изменения. Главный герой неприятно удивлен открывшейся правдой, растерян, отрезвлен и разочарован: “Слепец! в ком я искал награду всех трудов! // Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко”. Чацкий разуверяется в любви Софьи и готов расстаться с согревавшей его душу мечтой: “Довольно!.. с вами я горжусь своим разрывом”, “Так! отрезвился я сполна, // Мечтанья с глаз долой – и спала пелена…”
Если прежде главный герой находил в себе силы спокойно противостоять фамусовскому обществу, высмеивая его пороки, то теперь персонаж ощущает, что всеми гоним, предан. Он испытывает муки от оскорбления и готов “на весь мир излить всю жёлчь и всю досаду”: “…Куда меня закинула судьба! // Все гонят! все клянут! Мучителей толпа…” Чацкий принимает решение больше не иметь дела с московским обществом: “Пойду искать по свету, // Где оскорбленному есть чувству уголок!.. Карету мне, карету!”
6. Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором показан конфликт личности и общества. В чем схоже (или чем различается) изображение столкновения личности и общества в этом произведении и в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?
Конфликт личности и общества показан, например, в драме А. Н. Островского “Гроза”. С драмой “Гроза” комедию “Горе от ума” сближают острота конфликта, искренность чувств и одиночество главных героев.
“Горячая”, стремящаяся к естественному проявлению чувства Катерина Кабанова полностью отвергнута известным своими «жестокими нравами» купеческим миром за измену мужу. Во время грозы и встречи с полусумасшедшей барыней честная и совестливая героиня не может не признаться в своем грехе перед Богом, мужем Тихоном и матерью мужа купчихой Кабанихой. О безвыходном положении Катерины ее возлюбленный Борис говорит, что у Бога только одного надо просить: чтобы Катерина умерла поскорее и не мучилась. Бездушие, эгоизм, косность, узкие интересы и невежество окружающих приводят героиню к самоубийству.
Как и Катерина, Чацкий отвергнут обществом и идет на полный разрыв со средой. Изначально герой осознает, что не найдет понимания в московском высшем свете, но говорит, что его «ум с сердцем не в ладу», потому что искренне любит Софью, ради которой и приезжает, проявляет живые чувства. В результате того, что Чацкий в своих монологах горячо и справедливо критикует «век минувший» с его покорностью, страхом, «личиной усердия к царю», «раболепством», чинопочитанием, жестокостью крепостного права, «пустым, рабским, слепым подражаньем» всему иностранному, Софья распространяет слух, что молодой человек «не в своем уме», и все гости Фамусова охотно верят этой новости и передают ее друг другу. Отвергая устои, согласно которым живут Фамусов, Скалозуб, Хлёстова, Молчалин, Загорецкий, Репетилов и другие светские люди, в развязке Чацкий вынужден покинуть Москву, произнеся разоблачительный монолог.
Задание 12. Примерные темы сочинений
12.1
1. Кто Чацкий: «лишний» человек или личность, не нашедшая своего места в жизни?
2. В чем своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом?
3. Является ли Чацкий романтическим героем?
4. Почему Чацкий так трагически одинок?
5. Что дает основание рассматривать пьесу А. С. Грибоедова «Горе от ума» как трагикомедию?
6. В чем сходство и различие в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу?
7. Почему Софья, героиня комедии Грибоедова «Горе от ума», по выражению автора, «девушка, сама неглупая, предпочла дурака умному человеку»?
8. В чем значение образа Молчалина?
9. Как можно истолковать слова Чацкого: «Молчалины блаженствуют на свете»?
10. Почему в комедии «Горе от ума» Грибоедова так много второстепенных персонажей?
11. Почему особым достижением Грибоедова-драматурга А. С. Пушкин считал язык комедии?
12. Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя?
12.5
1. Какие советы Вы бы дали режиссеру, взявшемуся за постановку пьесы А. С. Грибоедова “Горе от ума”?
2. Какие рекомендации Вы дадите исполнителю роли Чацкого в театральной постановке “Горе от ума”?
12. Является ли Чацкий романтическим героем?
Как и направление романтизм, образ романтического героя пользовался популярностью в литературе начала 1820-х годов, когда создавалась комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». С образом романтического героя были связаны мотивы одиночества, разочарования, бегства, странничества, вольнолюбивые мотивы. Не понятый окружающими персонаж порывал с двойной моралью общественных приличий, стремился мыслить свободно. Это был странник, достаточно изучивший людей и их нравы, чтобы почувствовать скуку, продолжавший путешествовать по миру в поиске новых впечатлений и открытий.
Мне кажется, романтический образ героя Байрона прижился на русской почве еще и потому, что помогал выразить недовольство передовых представителей русского общества социальной действительностью, их мечты о свободе, «вольности святой». Примером может служить гражданская лирика молодого А. С. Пушкина – его стихотворения «К Чаадаеву», «Узник».
С одной стороны, образ Александра Андреича Чацкого вбирает в себя отличительные черты романтического героя. Это человек незаурядного, острого, критически настроенного ума. Вспомним, что говорится о судьбе героя в экспозиции. Чацкий ощутил скуку в московском обществе и покинул его. Карьера государственного чиновника персонажа Грибоедова также не привлекла, потому что не отвечала его нравственным принципам.
Александр Андреич возвращается в Москву после трех лет странствий. Конфликт комедии строится на том, что одинокий герой вступает в столкновение с многочисленным фамусовским обществом. Чацкий отстаивает свое мнение и высмеивает типичные социальные пороки, что и определяет проблематику пьесы. В произведении поднимаются проблемы жестокости крепостного права, чинопочитания, засилья иностранной моды. Как следствие, за свои «опасные» мысли молодой человек объявлен сумасшедшим и окончательно изгнан из московского света. Он испытывает внешнее поражение и «мильон терзаний».
С другой стороны, в репликах Чацкого А. С. Грибоедов изображает настолько объективную и полную картину российской действительности, что нет сомнения: перед нами реалистическое произведение с ярко выраженной социальной проблематикой и герой реализма. Взгляды персонажа помогают раскрыть его монологи. Именно Чацкий с негодованием упоминает о целом ряде внесценических персонажей – типичных представителей московского общества: помещика, выменявшего на своих крепостных «борзые три собаки», любителя театра, отобравшего детей у родителей, а затем продавшего юных актеров поодиночке, французика из Бордо, ставшего в Москве настоящим «царьком». У большинства дворян главный герой отмечает отсутствие способности мыслить независимо, жить согласно принципу чести. Он противопоставляет себя привыкшему мириться с подлостью большинству: «Служить бы рад – прислуживаться тошно».
Несмотря на то что внешне Чацкий напоминает романтического героя и его образ – дань традициям классицизма и романтизма, внутреннее наполнение образа реалистическое. Именно благодаря реализму комедия «Горе от ума» продолжает привлекать читателя остротой сатиры, живым языком и современным звучанием.
Читайте также
Комедия “Горе от ума”: история создания, реализм, жанр, сюжет, два конфликта
Краткое содержание комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
“Ум с сердцем не в ладу”: Чацкий как “лишний человек” с неубитыми чувствами (часть 1)
“Ум с сердцем не в ладу”: Чацкий как “лишний человек” с неубитыми чувствами (часть 2)
“Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца”: образ Фамусова
“Быть может, качеств ваших тьму, любуясь им, вы прИдали ему?”: образы Молчалина и Софьи
Московское общество в комедии “Горе от ума”. Часть 1. Карьеризм, недобросовестность, матриархат
Московское общество в комедии “Горе от ума”. Часть 2. Эпигонство, душевная глухота, охота за женихами и матриархат
“Горе от ума”: два типа внесценических персонажей
“Горе от ума”: проблематика, содержание, художественные приемы
“Горе от ума”: вопросы для самопроверки и авторский тест в формате ЕГЭ
Критический этюд Гончарова “Мильон терзаний”. Помните основные идеи?
_________
Список статей канала со ссылками облегчит вам работу!
По поводу помощи в подготовке к ЕГЭ и проверки сочинений обращайтесь по адресу alyatana@yandex.ru или в личном сообщении. Наталья.
Если статья оказалась полезной, ставьте “Нравится”, подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии!
Пример сочинения 1
Произведение Грибоедова «Горе от ума» это своего рода комедия, как говорится, но на самом деле почитав и разобрав рассказ – это трагедия того времени. Но не стоит удивляться тому, что в то время были такие герои и персонажи. В современном мире многое за это время не поменялось и такие же персонажи есть и по сей день.
Главные герои этого сатирического произведения отличаются характерами и обществом, которое они сами себе выбирают. Все они собрались в доме Фамусова Павла Афанасьевича.
В произведении есть классовое разделение – это Фамуское движение, где признают только высокие чины и заслуги. В этом обществе не признают ни науку, ни искусство. Для них важен чин, который ты занимаешь, даже не являясь образованным человеком. Чтобы простому человеку заработать хоть какое то место в Фамуском обществе, нужно услужить кому-то в окружении. Так в семейный круг Фамусова без всякого звания и чина попал Молчалин, трусливый и тихий человек, которому Фамусов приписал чин асессора. В него влюблена Софья, избалованная отцовской любовью дочь Павла Афанасьевича. Но отец не признает простых людей и поэтому хочет видеть в женихах Скалозуба, он является полковником и метит в генералы, хотя умом совсем не блещет, но при этом имеет хорошее состояние. Софья вовсе не хочет замуж за столь глупого человека и постоянно находит отговорки для отца.
Отличительным героем в сатире является Александр Чацкий, это друг детства Софьи. В детстве он был влюблен в нее, но детство закончилось, и Чацкий отправился путешествовать по стране на 3 года. Он не был приверженцем Фамуского общества, он был умным, красноречивым и не хотел подчиняться кому-то. Также не любил прислуживать, за это его не принимали в тех кругах, а он не разделял их взгляды и считал, что их нравы устарели и они прикрываются мундирами. Вернувшись из путешествий, его чувства вновь вспыхнули к дочке Павла Афанасьевича, и он обращается к нему с разговором о сватовстве, но Фамусов дает понять, что нужно услужить ему, чтобы попасть к ним в семью, с чем Чацкий не соглашается. Но ухаживать и добиваться Софьи не перестает.
Действия которые развернулись далее в доме Фамусова на балу показали, что Молчалин своей услужливостью хотел только остаться в доме, не имея чувств к дочке, а вовсе приударив за Лизой. Софья же ради Молчалина предала всю любовь Чацкого, которую он так бережно берег и хранил эти три года, спеша вернуться к Софье и признаться ей. Она пустила слух о сумасшествии Александра, не подозревая о предательстве Молчалина. Действия развернулись против нее, и отец грозил сослать ее к тетке в деревню. Чацкий, не нашедший себя в обществе Фамусова и разочарованный своим надеждам, покидает Москву навсегда, ведь он оказывается отвергнутым и не принятым обществом.
В данном рассказе автор передает явные изменения в обществе, которые зарождались после войны. Это был раскол в дворянских кругах.
Но и по сей день есть такие люди, как Чацкий, которые хотят донести миру свои убеждения, но его никто не слышит, так как он не является не того круга и имеет слишком маленькие полномочия.
Пример сочинения 2
Комедия Грибоедова «Горе от ума» – выдающееся произведение русской литературы. Оно содержит в себе беспощадную критику бездуховного и невежественного общества. Проблемы, поднятые писателем, актуальны в любую историческую эпоху. Именно поэтому многие фразы из комедии стали нарицательными и прочно вошли в состав русского языка. Несмотря на немалое литературное наследие, Грибоедов вошел в историю в качестве автора одного произведения.
Его остальные пьесы и стихотворения совершенно бледнеют перед «Горем от ума». Это даже дало повод для сомнений в том, что именно Грибоедов написал великую комедию. Однако серьезный анализ жизни и творчества писателя полностью подтверждает его авторство.
Главный герой произведения – А. А. Чацкий. Это умный и честный молодой человек, который возвращается в Москву после долгого отсутствия. Он никого не боится и прямо высказывает свои взгляды. Чацкий – единственный положительный персонаж на фоне других героев. П. А. Фамусов – чиновник, в доме которого разворачиваются все события. Это типичный представитель крепостнического дворянства, закореневший в своем невежестве и убежденный в своей правоте.
Его секретарь, А. С. Молчалин, полностью разделяет взгляды своего хозяина. Он признает безграничную власть и авторитет над собой, но втайне стремится поскорее улучшить свое положение путем лести и обмана.
Главный женский персонаж – Софья Павловна, дочь Фамусова. В юности она была близко знакома с Чацким и разделяла его взгляды на жизнь. Постепенно Софья стала прекрасно разбираться и приспосабливаться к требованиям общества. Прежние идеалы давно забыты. Девушка старается занять прочное общественное положение.
Парадоксальное заявление (какое может быть горе от ума?) объясняется на примере Чацкого. Все его слова и поступки исключительно умны и правдивы, но наталкиваются на глухую стену неприятия. В высшем обществе ценится отнюдь не ум и благородство, а умение приспособиться и услужить. В свете царят рабская покорность и чинопочитание.
Такие люди, как Чацкий, представляются возмутителями спокойствия и революционерами. Безусловно умный Чацкий является пресловутым пророком, которому нет места в своем отечестве. Сопротивление всеобщей глупости приводит лишь к тому, что его признают сумасшедшим. Это вынуждает Чацкого в спешке покинуть Москву. Он разочаровывается не только в высшем обществе, но и в своей любви. Блестящие умственные дарования не могут принести ему счастья. Чацкий оказывается одиноким непризнанным гением.
Проблема «Горя от ума» актуальна и в наше время. Любое человеческое общество в массе становится консервативным и инертным с устоявшимися взглядами и традициями. Человек, способный выбиться из общей массы, подвергается порицанию и осуждению. Это подобно своеобразному общественному инстинкту самосохранения. Чацкий олицетворяет собой передового общественного деятеля, который всю жизнь будет терпеть насмешки и лишь после смерти получит заслуженное признание и уважение.
Пример сочинения 3
Горе от ума-яркое литературное произведение первой половины девятнадцатого века, написанное Грибоедовым. Хотя произведение было известно в общественных кругах, цензура не разрешала его публиковать долгое время. И долгое время пьеса существовала в виде рукописей. Для русской литературы это произведение является первой реалистической комедией. События в нём происходят в доме Фамусовых и имею несколько сюжетных линий: любовная драма и общественное противоречие.
Социальный конфликт выражается в противоречии устоявшихся взглядов общества, которые представлял Фамусов. И взглядов нового поколения молодёжи, считающей своим призванием не службу (государственную или военную), а развитие личности, выраженное в обучении различным наукам, познании роли человека в общества. Конечно подобные взгляды расцениваются Фамусовым как якобинство. Человек глубокого ума не принимается обществом. Общество пытается его изгнать, что очень хорошо ощутил на себе Чацкий, когда его объявили сумасшедшим. Ему неуютно в такой компании. Обществу пришлось бы меня свой жизненный уклад, если бы оно приняло взгляды Чацкого, а этого было им неудобно и потому ненужно. В противоречиях старого дворянского общества и представителя нового уклада поднимается много вопросов: уклад в семье, крепостное право, служение государству и другие.
Вместе с этим, персонажи комедии не имеют чёткого разделения на положительных и отрицательных героев. Каждая личность имеет разный набор характеристик, позволяющий увидеть героя и с положительной и с отрицательной стороны.
Самым сложным персонажем пьесы считается Софья. Она начитана и любит искусство, даже высказывает презрение, в разговоре с Молчалиным, к мнению света, что характерно для нового общества. В то же время она прекрасно лжёт, изворачивается и притворяется, как представители старого дворянства.
Противоречивым характером обладает и Чацкий. Он умный и смелый, и, одновременно, вспыльчивый и бесцеремонный. На протяжении всей пьесы Софья укоряет его за бесцеремонность и привычку высмеивать других людей. Действительно, тот его резкий и безжалостный по отношению к собеседнику. Стоит отметить, что такая грубость не имеет целью оскорбить собеседника. Она получается самопроизвольно, как резкий всплеск в душе Чацкого на безнравственность общества.
Пример сочинения 4
«Горе от ума» входит в число самых популярных и выдающихся произведений в истории русской литературы. Грибоедов вложил в данную работу прямолинейную критику общества, которое было хамским и безбожным. Кстати, вопросы, которые раскрывал автор в произведении актуальны и в нынешнее время. Многие выражения Грибоедова обосновались в русском языке. Поэт хот и написал довольно много работ, но, по сути, в русской литературе считается автором одного произведения. Многие другие работы писателя неплохи и так же наполнены смыслом, но по сравнению с «Горе от ума» становятся бледными и голыми. Кстати, некоторые критики даже начали сомневаться в том, что именно Грибоедов является автором «Горе от ума». Но, проанализировав жизнь автора, творчество, характер, не остается никаких сомнений в его авторстве.
Центральным персонажем является Чацкий. Этот человек умен и молод, к тому же отличается честностью. Его некоторое время не было в Москве и теперь он возвращается. Молодой человек прямой и никогда никого не боится. Некий Фамусов является ярким примером дворянина, который по уши погряз во лжи, невежестве, как ему не доказывай он всегда прав, он всегда уверен, что только он прав. У Фамусова есть секретарь, который во всем его поддерживает – Молчалин. Этот человек покорный слуга и не спорит с властью и авторитетом хозяина, но и, с другой стороны, секретарь не забывает о себе, при чем жизнь свою делает лучше благодаря обману и лести. Главным женским героем является Софья Павловна, дочь Фамусова.
Горе от ума, довольно странная фраза, но это факт. Чацкий умный, смелый, правдивый, но все что он делает разрушается об некую стену недопонимания. Все высшее общество существует не благодаря уму и честности, а наоборот благодаря лжи, приспособлению, лести. Главное — это чинопочитание. Чацкий это по просто разрушитель спокойствия высших чинов, где жизнь уже определена и идет своим чередом. Ум Чацкого приносит ему горе, общество смеется над ним и признает его сумасшедшим. Умственные способности в столице бессильны, они не приносят счастье, поэтому разочарованный в обществе герой покидает Москву.
Данная проблема, показанная в произведении актуальна и сегодня. Общество в наши дни имеет уже давно устоявшиеся традиции и правила жизни. Когда человек выделяется из общей массы и старается что-то изменить, кому то что-то доказать сразу же становится «белой вороной».
Пример сочинения 5
Комедия “Горе от ума” — одна из подлинно реалистических комедий в русской литературе. В тексте комедии все представлено очень живо, незабываемо, психологически верно.
Но современный читатель “Горя от ума” с трудом воспринимает произведение как комедию. Объясняется это тем, что главный герой ее Чацкий не является комическим персонажем. Причины его разногласий с фамусовским обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого, обличающие “прошедшего житья подлейшие черты”, заглушают комедийное звучание произведения.
При написании произведения Грибоедов использовал элементы комедии. Это — наличие любовной интриги, саркастическое изображение персонажей, комизм положения Чацкого в доме Фамусова, диалоги персонажей.
“Горе от ума” — политическая комедия, потому что в ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, о крепостном праве, о просвещении, о воспитании, о рабском подражании всему иностранному. Реализм “Горя от ума” выявляется и в принципах изображения персонажей. У Грибоедова все персонажи — характеры, верные правде жизни, яркие, не одномерные. Персонажи “Горя от ума” не карикатуры, а точные подобия живых людей.
Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и монологах персонажей бедственное положение народа и страны, где угодливость Молчалина, карьеризм и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство Фамусова, пустословие Репетилова предпочтительнее ума и здравомыслия Чацкого.
Более всего характеризует то общество, которое противостоит Чацкому, Фамусов. Недар
У Фамусова есть секретарь, который во всем его поддерживает – Молчалин. Этот человек покорный слуга и не спорит с властью и авторитетом хозяина, но и, с другой стороны, секретарь не забывает о себе, при чем жизнь свою делает лучше благодаря обману и лести. Главным женским героем является Софья Павловна, дочь Фамусова.
Горе от ума, довольно странная фраза, но это факт. Чацкий умный, смелый, правдивый, но все что он делает разрушается об некую стену недопонимания. Все высшее общество существует не благодаря уму и честности, а наоборот благодаря лжи, приспособлению, лести. Главное — это чинопочитание. Чацкий это по просто разрушитель спокойствия высших чинов, где жизнь уже определена и идет своим чередом. Ум Чацкого приносит ему горе, общество смеется над ним и признает его сумасшедшим. Умственные способности в столице бессильны, они не приносят счастье, поэтому разочарованный в обществе герой покидает Москву.
Данная проблема, показанная в произведении актуальна и сегодня. Общество в наши дни имеет уже давно устоявшиеся традиции и правила жизни. Когда человек выделяется из общей массы и старается что-то изменить, кому то что-то доказать сразу же становится «белой вороной».
Пример сочинения 5
Комедия “Горе от ума” — одна из подлинно реалистических комедий в русской литературе. В тексте комедии все представлено очень живо, незабываемо, психологически верно.
Но современный читатель “Горя от ума” с трудом воспринимает произведение как комедию. Объясняется это тем, что главный герой ее Чацкий не является комическим персонажем. Причины его разногласий с фамусовским обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого, обличающие “прошедшего житья подлейшие черты”, заглушают комедийное звучание произведения.
При написании произведения Грибоедов использовал элементы комедии. Это — наличие любовной интриги, саркастическое изображение персонажей, комизм положения Чацкого в доме Фамусова, диалоги персонажей.
“Горе от ума” — политическая комедия, потому что в ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, о крепостном праве, о просвещении, о воспитании, о рабском подражании всему иностранному. Реализм “Горя от ума” выявляется и в принципах изображения персонажей. У Грибоедова все персонажи — характеры, верные правде жизни, яркие, не одномерные. Персонажи “Горя от ума” не карикатуры, а точные подобия живых людей.
Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и монологах персонажей бедственное положение народа и страны, где угодливость Молчалина, карьеризм и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство Фамусова, пустословие Репетилова предпочтительнее ума и здравомыслия Чацкого.
Более всего характеризует то общество, которое противостоит Чацкому, Фамусов. Недаром это общество мы называем “фамусовским”. Фамусов — типичный московский барин начала XIX века с характерной смесью самодурства и патриархальности. В образе Фамусова высмеяно высшее чиновничество, его бездеятельность на службе, чванство, взяточничество.
Ярким примером безделья является составление Фамусовым расписания на неделю, где все дни заняты зваными обедами и ужинами. Идеал человека для Фамусова — тот, кто сделал выгодную карьеру; при этом для него неважно, какими средствами это достигнуто. Его политические идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося, ему хорошо живется, и он не хочет никаких перемен. Чацкого он боится и не любит, потому что видит в нем ниспровергателя устоев, бунтовщика. В Фамусове поражает откровенная безнравственность. Она особенно опасна тем, что Фамусов, как знатный барин, имеет большую власть над людьми. Безнравственность власти не может не быть страшной и опасной. Фамусов, каким его создал Грибоедов, зло не отвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь — и потому оно особенно пугает.
Это справедливо и в отношении Скалозуба. Полковник Скалозуб отображает измельчание, опошление военного человека. Его грубое солдафонство, презрение к культуре, невежество отталкивают читателя. Это удачливый карьерист, который характеризуется самой фамилией. Но карьеризм его преступен. Он основан на военных потерях в армии: “Иные, смотришь, перебиты”. Автор высмеивает Скалозуба как тупого и бездумного офицера аракчеевской поры, противника свободы и просвещения.
Псевдолиберализм раскрыт в образе Репетилова. “Молодые” либеральные идеи дают возможность этой части дворянства “возыметь” в клубе. Свою деятельность они прикрывают пустословием. С исключительной сатирической силой разоблачена в комедии пустая и пошлая возня, шумиха и крик, дискредитирующие и тормозящие либеральное движение.
По всем качествам характера Молчалин тоже принадлежит к фамусовскому обществу. Читателю он кажется ничтожеством: боится произнести лишнее слово, угодничает, не имеет собственного мнения, однако именно эти “качества” являются залогом его будущего успеха в фамусовском. мире.
Фамусовское общество представлено в комедии широко и многообразно. Это не только многие основные герои, но и второстепенные, эпизодические. Например, Хлестова — важная московская барыня, грубоватая, властная, привыкшая не сдерживаться в словах. Загорецкий — необходимый спутник всех фамусовых и хлестовых. “Лгунишка он, картежник, вор… /Я от него было и двери на запор; /Да мастер услужить…” — говорит о нем Хлестова.
Чацкий является обличителем всех пороков общества. Его монолог “А судьи кто?” звучит как приговор политическому строю и моральным устоям фамусовского общества. Более всего ему ненавистны деспотизм и рабство, глупость и бесчестье, умственная и нравственная глухота. Он бичует подлость крепостников. Он не может молчать, оттого что ему больно и мучительно видеть вокруг зло и несправедливость, он ненавидит все дурное, потому что любит добро и истину.
Чацкий — это тоже проблема. Проблема непонятой и высмеянной интеллигенции, проблема попранного патриотизма и притесненной культуры. Это даже не, проблема, а целый аспект проблем, не увиденных равнодушным обществом и в результате вылившихся в восстание декабристов 1825 года.
Чацкий — это прообраз декабристов, ниспровергателей старой эпохи.
Комедия “Горе от ума” произвела большое впечатление на современников и не менее сильно воздействовала и позднее — вплоть до нашего времени. Ею восхищались Н.В.Гоголь и Ф.М.Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин и еще многие другие русские писатели и читатели. Комедия не утратила своей злободневности и сегодня. Образ Чацкого будет жить до тех пор, пока на смену одной эпохе будут приходить другие, и он всегда будет “начинать новый век”.
3 сентября 2018
В закладки
Обсудить
Жалоба
Главная претензия к пьесе «Горе от ума», высказываемая в разное время – независимо друг от друга – Пушкиным и Белинским, заключается в психологической несообразности конфликта. “Все, что говорит он, – очень умно. Но кому говорит он все это?
Сочинение написано в соответствии с новыми критериями оценивания 2019.
Сочинение
После выхода в свет литературного произведения критики берутся за дело. Они высказывают свое мнение, описывают достоинства и недостатки произведения. Так произошло и с комедией Александра Грибоедова «Горе от ума», о которой пишет Дмитрий Быков в данном тексте, он поднимает проблему интерпретации литературного произведения.
Раскрывая данную проблему, автор рассуждает о комедии Грибоедова, описывает, какую оценку дали этому бессмертному произведению Пушкин и Белинский. “Все, что говорит он, – очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобное”, – пишет Пушкин, сам всю жизнь глубоко страдавший от непонимания людей, цену которым он знал отлично». Автор текста тоже дает оценку пьесе Грибоедова: «Горькая и странная эта пьеса – именно о том, как ум взыскует диалога.» Дмитрий Быков старается оправдать Чацкого перед Пушкиным, Белинским да и всеми читателями: главный герой комедии умный, но пылкий и рассеянный, от чего и случаются все беды в его жизни.
Позиция автора данного текста проста и понятна. Она состоит в том, что Грибоедов создал поистине гениальное произведение об умном и проницательном человеке, который не смог найти себе места в современном ему обществе. Монологи Чацкого, считает Быков, посвящены обретению истины, ведь герой пьесы не хотел быть таким, как требовало от него фамусовское общество. Он был умнее своего окружения, поэтому и не нашел в нем места.
С такой позицией трудно не согласиться. Умные прогрессивные люди со взглядами, не совпадающими со взглядами общества, всегда отличались от других, выделялись и стремились добиться своего. Не у всех получалось завоевать доверие и признание других. В обществе до сих пор не любят тех, кто стремится выделиться, или тех, кто думает по-другому. Однако со времен Грибоедова произошли некоторые изменения: хиппи и панки, любители татуировок и любители эпатажа могут появляться в обществе, могут высказывать свое мнение и, скорее всего, находят места, где их принимают такими, какие они есть. О том, что ты можешь свободно демонстрировать свои взгляды на политику и обществу в нашей стране, говорит многопартийная система. Пространство Интернета сегодня – это тоже место для демонстрации своих взглядов, умений и талантов. Одним словом, племя Чацких постепенно меняет мир, и может быть наступит время, когда каждый сможет мирно и спокойно говорить о себе и своих взглядах и будет понят и услышан.
Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что герои произведений могут изменять жизнь миллионов людей. Поэтому не случайно уже 200 лет мы говорим о Чацком, потому что его образ настолько гениален, что способен воздействовать на умы и требовать оценки и у современных читателей.
Размышления по поводу некоторых тем и проблем произведения
Любовь. Прекрасное, возвышенное чувство. Способны ли на него герои комедии?
Мечтает о любви, ждёт её Софья. Она ещё не может отличить подлинные ,искренние чувства Чацкого от показной, лживой любви Молчалина. Красивые, нежные сова ласкают её слух. Ей кажется, что Молчалин по-настоящему любит её, что он — « герой её романа». Не понимает она, что и в любовь можно играть.
Чацкий искренне любит Софью. Он мечтал о встрече с ней, приехав в Москву, в первую очередь мчится на встречу с любимой. Но как холодна она, как жестоко поступил а с ним, не только отвергнув его любовь, но и разнеся слух о сумасшествии Чацкого.
Молчалин у нужна любовь Софьи для достижения своих целей — достичь «степеней известных». Даже такое чувств, как любовь, для него лишь средство достижения корыстных целей. Он не способен любить искренне.
В мире «фамусовского» общества , где властвуют деньги, чинопочитание, где мнение света превышевсего, нет метст настоящей любви. Даже любовь здесь показная, неискренняя. Любовь — сделка. А ещё — мелкие любовные интрижки( вспомним отношения Фамусова со служанкой Лизой).
Единственный человек в комедии, который любит искренне,- Чацкий. Однако и ему его любовь не принесла счастья, ведь его избранница не поняла , как сильны его чувство, не приняла его любви.
Отцовская любовь Фамусова к дочери Софье — искренняя, он действительно желает счастья ей. Но что оно понимает под этим словом – «счастье»? Выдачу замуж дочери за состоятельного человека, который приумножил бы богатство семьи. Поэтому-то так любезен он со Скалозубом, который «метит в генералы», да и денег у него много. И снова любовь – сделка. Даже в отношениях отца и дочери.
Тема: « Семья»
Семья, семейные традиции, устои- это свято для представителей «фамусовского общетста».Не уронить честь семьи в глазах окружающих, жить по установленным в обществе законам- это та нравственная основа, которая существует в семье Фамусова. Всё внешне должно быть чинно, красиво. Услужливое отношение к сильным мира сего, наличие крепких и нужных связей , уважение в обществе — именно это лежит в основе воспитания Софьи. И не важно, что за душой у каждого в свете , что есть свои «грешки»( сам Фамусов не прочь «поухаживать» за служанкой Лизой,днако внешне должны соблюдаться приличия. Культ денге, власти, положения царит в семье Фамусовых. Поэтому и не был принят в ней Чацкий с его желанием высказать правду об обществе, посягнувший на святое, как считают в свете. |
Тема: « Путь»
Герои комедии чётко видят цель , к которой стремятся. Свой путь они для себя избрали . Для людей фамусовского круга- это путь материального благополучия, стремления войти в число влиятельных членов общества. Для достижения цели все средства хороши: удачное замужество Софьи, о котором мечтает Фамусов, женитьба на дочери начальника – предел мечтаний Молчалина. Типичный путь представителей высшего света, для которых главное в жизни- богатство и почести. Ещё мечтает о сильной любви Софья, о семье, в которой будет царить взаимное уважение. Но и её радужные мечты скоро развеются. Она уже попала в сети этого общества, стала , как все ( ведь и она вместе со всеми насмехалась над Чацким, называя его «змеёй). А ведь она прекрасно знала, как он любит её. Ни капли жалости и сочувствия) Однако автор комедии даёт понять читателям, то есть и другой путь – путь чести, добра и справедливости, путь служения народу, обществу. Чацкий, как бы ни был одинок среди всей этой толпы, остался верен своим идеалам. Он не живёт во лжи, в обмане, он хочет «служить» стране, а не «прислуживаться». И Чацкий не одинок в пьесе. Есть герои, которые не присутствуют во время происходящего действия, но о них вспоминает общество с раздражением, ужасом (например, двоюродный брат Скалозуба, любящий читать книги, племянник княгини Тугоуховской, «химик и ботаник»). Каждый сам выбирает свой путь. И не только это завит от общества, в котором живёт человек. Его выбор всегда соответствует тем нравственным принципам, которые лежат в основе личности. Сверстники Чацкий и Молчалин, но как различны они во всём, в их видении смысла жизни, своего пути в нём. |
Тема: «Время»
Каждый человек — представитель определённого времени, эпохи. Многое связывает современников: и общие беды , и общие радости. Единая история у целого поколения. Но как всё же различны люди, живущие в одну эпоху, как отличаются их принципы, цели, нравственные установки. Многое объединяет представителей фамусовского общества: путь, который они избрали в жизни, их идеалы, отношение к семейным ценностям, любви ( см. выше). Но в это же время, в эту же самую эпоху живут люди, подобные Чацкому, верящие в справедливость, не желающие подчиняться законам денег и власти. Они мечтают о другой России, об иных отношениях. Пусть их пока меньше в пьесе, но за ними будущее. Именно они двигают страну по пути прогресса. Время. Его быстротечность чувствуют не только те, кто уже много пожил на этой земле, но даже и молодые люди. Дни бегут, время мчится вперёд. Нужно уметь хоть на мгновение остановиться, глянуться назад, посмотреть на себя сегодняшнего со стороны , понять, всё ли верно мы делаем , не совершаем ли ошибок, те ли ценности избрали в жизни. Может, нужно провести переоценку их, понять, что не тому мы служим , не в то верим, не тому поклоняемся. Идти в ногу со временем, постоянно совершенствоваться — это должен делать каждый, Иначе будет просто остановка в развитии. Время будет идти вперёд, а человек останется в прошлом. Как это сделали представители фамусовского общества. Они живут па законам, установленным когда-то их предками, поклонятся тем же «идолам»- деньгам и власти, не стремятся стать лучше, потому что не понимают, как нравственно бедны они. Человеком данного времени является и Чацкий. Однако совершенно иные ориентиры избрал он на своём пути. Его путь — пример того, что каждый человек творец своей судьбы. И в какое бы время он ни жил, всегда нужно ориентироваться на высокие нравственные принципы и следовать им всю свою жизнь. |
Тема: « Год литературы в России»
Произведение А.Грибоедова «Горе от ума»- одно из лучших в русской литературе, это классическая пьеса до сих пор не сходит со сцен театров страны. Она современна, актуальны проблемы и темы, поднятые в ней. И хотя прошло уже более 190 лет со дня выхода её в свет( пьеса была напечатана с большими цензурными сокращениями в 1824 году в журнале «Русская талия»), она читается и смотрится на сцене с огромным интересом. В чём современность пьесы. Какие уроки можно извлечь из неё людям, живущим в 21-ои веке? Актуальные проблемы пьесы «Горе от ума»
Вот далеко не полный перечень проблем, поставленных в пьесе. Как видим, все эти вопросы и сегодня волнуют читателей. Грибоедов А.С. через своих героев пытается передать мысли о том, как жить и какими нужно быть на земле. Читая подобные произведения, читатель в очередной раз убеждается, что книги действительно являются учебниками жизни, помогают разобраться во многом, что волнует людей. Книги обогащают внутренний мир, делают человека духовно ярче и богаче. |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна