А с грибоедова горе от ума аргументы к сочинению

Многомудрый Литрекон знает, что примеры для сочинения-рассуждения 15.3 лучше брать из тех книг, которые Вам хорошо знакомы. Пьеса А. С. Грибоедова — одно из таких произведений. Все темы на ОГЭ, которые затрагиваются в данном произведении, перечислены в данной статье. Под каждым заголовком Вас ожидают два аргумента.

Счастье 

  • Каждая личность по-своему понимает счастье. Так, Молчалин видит предел своих мечтаний в карьерном росте и двойной жизни. Ему нужна связь с Софьей ради выгоды, но любит он ее служанку и хочет втайне быть с ней. Его идеал низок и мелок, как и сам герой. Значит, счастье — это совокупность идеалов и стремлений человека, которая характеризует его.
  • Подлинно нравственные люди видят свое счастье во всеобщем процветании. Например, Чацкий желает не приобретения личного благосостояния, а позитивных перемен во всей стране. Он искренне верит в то, что сможет переубедить и обратить в свою веру московское дворянство, но разочаровывается и уезжает. Сложно добиваться всеобщего счастья в одиночку.

Жизненные ценности

  • Жизненные ценности характеризуют человека и во многом определяют его судьбу. Так, Чацкий больше всего на свете ценит свободу, гуманизм, просвещение и другие моральные и интеллектуальные богатства личности. Именно поэтому он один противостоит эгоистичному и невежественному фамусовскому обществу. Его столкновение с московским дворянством — следствие конфликта жизненных приоритетов: люди, которые более всего ценят себя, не могли понять альтруиста и филантропа.
  • В жизни важно правильно расставить приоритеты. Например, Софья Павловна так и не смогла этого сделать и поплатилась за свои ошибки. В людях она ценила уступчивость и соответствие тем канонам, которые она вычитала в романах. Ее кавалер был романтичным, томным и таинственным, но при этом неискренним и расчетливым. В отличие от преданного Чацкого, Молчалин обманывал Софью ради выгоды и претворялся тем, кого она хотела в нем видеть. Героиня получила удар в спину от близкого человека, потому что неверно определила жизненные ценности.

Доброта

  • Настоящая доброта всегда выражается в деле. Так, Чацкий предлагал реальные пути решения социальных проблем своего времени. Он выступал против крепостного права, блата и коррупции, обличал эгоизм и невежество дворянства, даже отказался от службы, чтобы не «прислуживаться». Этот герой по-настоящему добр к людям, ведь не мирится со злом, а чутко реагирует на него.
  • Нередко мы становимся свидетелями ложной доброты. Так, Молчалин был любезен со всеми вышестоящими, готов был даже целовать собаку господ и расточать ей пышные любезности, лишь бы подняться по карьерной лестнице. Его доброта, которую так полюбила Софья, была лишь притворством ради выгоды. Он не критиковал высший свет только потому, что был от него зависим.  

Любовь

  • Иногда в любви есть место иллюзиям, которые вытесняют реального человека из отношений. Например, Софья полюбила не самого Молчалина, а его мираж, сдобренный фантазиями из французских книжек. Героиня не знала того, в кого влюбилась. Ее чувство было встречено фальшью и расчетом со стороны подлого карьериста. Так, сама любовь стала ядовитой иллюзией для Софьи и социальным лифтом для Молчалина.
  • Любовь может стать не только счастьем, но и разочарованием. Так, Чацкий намеревался сделать предложение девушке, которую давно любил. Но Софья встретила друга детства холодно и отчужденно. За время разлуки она полюбила другого. В итоге Александр горько разочаровался в своих чувствах, ведь именно избранница пустила слух о его сумасшествии. Не разделенные чувства принесли герою боль и тоску.

Честь

  • Понятие «честь» каждый понимает по-своему, многие люди даже искажают его смысл. Так, Скалозуб считает, что честь измеряется в чинах. «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; Об них как истинный философ я сужу: Мне только бы досталось в генералы» — говорит он. Вся его жизнь — это побег за наградами и повышениями, в них он и видит свое человеческое достоинство. Сама же служба ему безразлична, все свое время он тратит на балах и за карточным столом. При этом он считает себя «честным офицером» и не понимает, что честь заслуживают делами, а не орденами. 
  • Честь определяется не общественным мнением, а соответствием человека моральным и этическим идеалам. Так, Чацкого не признают в высшем свете, потому что он не «прислуживался», чтобы добиться перспективной должности. Тем не менее, этот герой, в отличие от окружения, наделен высокими нравственными ценностями и действительно думает о судьбе отечества. Именно Александр, а не Скалозуб или Фамусов, является настоящим человеком чести.

Метки: 9 классАлександр Грибоедоваргумент из литературыГоре от умаОГЭ по русскому языкупример из литературысочинение 15.3

Читайте также:

«Горе от ума» — аргументы к итоговому сочинению. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Мы подготовили для наших читателей несколько аргументов по комедии — Горе от ума. Используйте наш материал для написания сочинения по литературе на урок в школе.

Любовь — аргументы

1. Иногда в любви есть место иллюзиям, которые вытесняют реального человека из отношений. Например, Софья полюбила не самого Молчалина, а его мираж, сдобренный фантазиями из французских книжек. Героиня не знала того, в кого влюбилась. Ее чувство было встречено фальшью и расчетом со стороны подлого карьериста. Так, сама любовь стала ядовитой иллюзией для Софьи и социальным лифтом для Молчалина.

2. Любовь может стать не только счастьем, но и разочарованием. Так, Чацкий намеревался сделать предложение девушке, которую давно любил. Но Софья встретила друга детства холодно и отчужденно. За время разлуки она полюбила другого. В итоге Александр горько разочаровался в своих чувствах, ведь именно избранница пустила слух о его сумасшествии. Не разделенные чувства принесли герою боль и тоску.

Что значит быть собой? — аргумент

Как не потерять свое «Я», демонстрирует герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий предпочитал служить делу, а не лицам, оценивать человека по личностным качествам, а не по материальному положению и не признавал лесть. Вернувшись после долгого отсутствия в родные края, Александр почувствовал себя одиноким: в фамусовском обществе царили чинопочитание и жажда наживы. Люди были чрезмерно любезны друг с другом, фальш лилась со всех сторон через край, словно никто никогда не слышал о чувстве собственного достоинства. Софья, возлюбленная героя, тоже оказалась подлой натурой и, не желая принимать молодого человека таким, какой он есть, распустила слух, будто он сумасшедший.

Герой, мог бы подстроиться под окружение, сделать вид, что он такой же как все, но, несмотря на привязанность к девушке, предпочел остаться собой. Он лишь посмеялся над своей слепотой и навсегда покинул когда-то дорогой ему дом: «Пойду искать по свету, / Где оскорблённому есть чувству уголок!»

Жизненные ценности — аргументы

1. Жизненные ценности характеризуют человека и во многом определяют его судьбу. Так, Чацкий больше всего на свете ценит свободу, гуманизм, просвещение и другие моральные и интеллектуальные богатства личности. Именно поэтому он один противостоит эгоистичному и невежественному фамусовскому обществу. Его столкновение с московским дворянством — следствие конфликта жизненных приоритетов: люди, которые более всего ценят себя, не могли понять альтруиста и филантропа.

2. В жизни важно правильно расставить приоритеты. Например, Софья Павловна так и не смогла этого сделать и поплатилась за свои ошибки. В людях она ценила уступчивость и соответствие тем канонам, которые она вычитала в романах. Ее кавалер был романтичным, томным и таинственным, но при этом неискренним и расчетливым. В отличие от преданного Чацкого, Молчалин обманывал Софью ради выгоды и претворялся тем, кого она хотела в нем видеть. Героиня получила удар в спину от близкого человека, потому что неверно определила жизненные ценности.

Счастье — аргументы

1. Каждая личность по-своему понимает счастье. Так, Молчалин видит предел своих мечтаний в карьерном росте и двойной жизни. Ему нужна связь с Софьей ради выгоды, но любит он ее служанку и хочет втайне быть с ней. Его идеал низок и мелок, как и сам герой. Значит, счастье — это совокупность идеалов и стремлений человека, которая характеризует его.

2. Подлинно нравственные люди видят свое счастье во всеобщем процветании. Например, Чацкий желает не приобретения личного благосостояния, а позитивных перемен во всей стране. Он искренне верит в то, что сможет переубедить и обратить в свою веру московское дворянство, но разочаровывается и уезжает. Сложно добиваться всеобщего счастья в одиночку.

Честь — аргументы

Понятие «честь» каждый понимает по-своему, многие люди даже искажают его смысл. Так, Скалозуб считает, что честь измеряется в чинах. «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; Об них как истинный философ я сужу: Мне только бы досталось в генералы» — говорит он. Вся его жизнь — это побег за наградами и повышениями, в них он и видит свое человеческое достоинство. Сама же служба ему безразлична, все свое время он тратит на балах и за карточным столом.
При этом он считает себя «честным офицером» и не понимает, что честь заслуживают делами, а не орденами.

Честь определяется не общественным мнением, а соответствием человека моральным и этическим идеалам. Так, Чацкого не признают в высшем свете, потому что он не «прислуживался», чтобы добиться перспективной должности. Тем не менее, этот герой, в отличие от окружения, наделен высокими нравственными ценностями и действительно думает о судьбе отечества. Именно Александр, а не Скалозуб или Фамусов, является настоящим человеком чести.

Доброта — аргументы

1. Настоящая доброта всегда выражается в деле. Так, Чацкий предлагал реальные пути решения социальных проблем своего времени. Он выступал против крепостного права, блата и коррупции, обличал эгоизм и невежество дворянства, даже отказался от службы, чтобы не «прислуживаться». Этот герой по-настоящему добр к людям, ведь не мирится со злом, а чутко реагирует на него.

2. Нередко мы становимся свидетелями ложной доброты. Так, Молчалин был любезен со всеми вышестоящими, готов был даже целовать собаку господ и расточать ей пышные любезности, лишь бы подняться по карьерной лестнице. Его доброта, которую так полюбила Софья, была лишь притворством ради выгоды. Он не критиковал высший свет только потому, что был от него зависим.

Все сочинения

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Грибоедов
  4. Темы и проблемы комедии Горе от ума (проблематика произведения)

В актуальной по сей день пьесе «Горе от ума» А. С. Грибоедов поставил множество проблем современной ему действительности. Автор затрагивает не только общечеловеческие темы, как любовь, семья, нравственные ценности, но и злободневные для того периода проблемы: крепостное право, чинопочитание, воспитание и образование. Он смог описать эпоху конца 1810-х – начала 1820-х годов.

Основная проблема произведения, заявленная в названии, — проблема ума. Автор называет свое произведение историей про «25 глупцов и одного умного человека». Умные люди, коим являлся Чацкий, всегда вызывали и будут вызывать ненависть у «царей» общества. Фамусовское общество изгоняет Чацкого, называя безумцев, хотя сами не блестят умом. Именно ум, соединяясь с искренностью и честностью, становится причиной его непонимания другими. Отсюда и горе от ума.

С проблемой ума тесно связана проблема воспитания и образования. Образование для «века минувшего» не только ненужно, но даже опасно.

Поднимается в произведении также проблема чести. Чацкого, человека чести, изгоняют из общества, а такие как Молчалин, лжецы и льстецы, продолжают в нем существовать.

Проблема жизненных ценностей – еще одна проблема, раскрывающаяся в произведении. Чацкий видит смысл жизни в служении высоким общественным идеалам, а Молчалин – в том, чтобы «награжденья брать и весело пожить».

С образом Молчалина тесно связана и другая проблема – чинопочитания. В юном возрасте отец дал ему наставление: для продвижения по карьерной лестнице нужно всегда угождать. Поэтому герой так и живет, используя Софью для корыстных целей. Такой карьеризм, связанный с лицемерием, не дает честным людям наподобие Чацкого, не принимающего прислуживания, занимать высокие места, а таких, как Софья, просто губит.

Грибоедов также затрагивает проблему развития национальной культуры. Фамусовское общество во всем пытаются подражать зарубежью. Чацкий же, побывав за границей, возвращается на Родину для того, что все самое лучшее из зарубежью применить для развития своей страны.

Несмотря на попытку подражать всему иностранному, фамусовское общество живет по старым традициям. Так поднимается проблема крепостного права. Минувший век привык ни во что не ставить крестьян и обменивать их на борзых собак.

Таким образом, А. С. Грибоедов в произведении «Горе от ума» поднимает самые разные проблемы, связанные не только с тем временем, но и с нашей современностью.

Вариант 2

Как писал о своей комедии сам А.С. Грибоедов: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Главная поднимаемая проблема в комедии — противостояние глупости и ума. Об этом напрямую нам заявляет и название сатирического произведения. Его нельзя оставлять без внимания. Эта проблема довольно глубока, поэтому оставить ее без должного внимания и детального разбора нельзя.

Первоначальное название комедии «Горе уму». Чуть позже оно было изменено на более звучное «Горе от ума». Почему автор изменил название?

Это было сделано потому, что первоначальное название напрямую заявляло о том, что в 19 веке любому умного человеку придется терпеть упреки и непонимание.

Грибоедов хотел передать названием немного другую смысловую нагрузку. Он хотел подчеркнуть, что воодушевленный и умный человек может нанести себе вред от общества. Полностью суть пьесы в большей мере отображает название «Горе от ума».

Конфликт, на котором строится вся сатира берет основу у противостояния старого и нового века. Чацкий много общается с старомосковским обществом. В разговорах он вырисовывает свои системы взглядов, культурное наследие, мнение о образовании, семье, чести и совести.

Фамусов и все фамусовское общество является представителем старого века. В их мировоззрении успешный человек должен быть при деньгах и на высокой должности. Они предпочитают услужливость и поклонение правителям. Таким образом они пробиваются по карьерной лестнице и заслуживают хорошую репутацию. Такие действия были многократно совершены Фамусовым и представителями его общества. Их больше волнует мнение других людей о себе, хорошая репутация, чем простое человеческое счастье.

Молчалин является представителем более молодого поколения. Но его взгляды ничем не отличаются от фамусовского общества. Он придерживается идеала старого времени помещика-крепостника. Для них иметь свое мнение и пытаться отстоять его просто недозволенно. Так он потеряет свою хорошую репутацию. В обществе он считается отличным учеником Фамусова. Он флиртует и влюбляет в себя дочь хозяина дома. Сам он никаких чувств к ней не испытывает, а лишь пытается за счет этого удержаться на своей «престижной» должности.

Всех героев «Горе от ума», исключая Чацкого, можно характеризовать следующими качествами: любовь к деньгам и чинам, приоритетное чужое мнение. Главный герой не понимает их менталитета. Его девиз: «служить делу, а не лицам».

Софья, дочь хозяина дома, безответно влюблена в Мочалина. Он очень подло поступает к ней, ластясь на более высокую должность. Чацкий, как друг детства, к ней тоже не равнодушен. Но его она упрекает и недолюбливает. Это яркий пример того, как пагубно влияет такой стиль жизни на чувства и жизни многих.

Мнение большинства

Проблемы «Горе от ума» — это проблемы общественного мнения, согласно которому приспособленчество считается проявлением здравого смысла. В понимании большинства действительно Молчалин ведет себя гораздо дальновиднее своего соперника, когда ищет среди авторитетных людей, в том числе женщин, покровительства, поскольку хочет «весело пожить» и получить награды. Он скромен, вежлив, услужлив и непременно «дойдет до степеней» в этом обществе, так как не высказывает умных мыслей, что позволяет его знакомым ощущать превосходство над мелким служащим.

Сочинение Темы и проблемы комедии Горе от ума

В комедии «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова присутствует очень много тем и проблем характерных для того времени. Именно из-за таких тем произведение запретили к печати, и не разрешалось ставить его в театре.

В произведении довольно много проблем. Грибоедов не боялся цензуры и рассмотрел все проблемы того общества. Нужно рассмотреть каждую тему и проблему отдельно. Для начала огромной проблемой того времени было крепостное право и то что помещики очень жестоко обращались с крестьянами. Ни один нормальный человек не мог спокойно терпеть крепостное право. Так же Грибоедову не понравилось воспитание, и как учат образованию дворян. Не должно быть то, что если у человека есть деньги, то он получит самое лучшее образование, а если денег нет, то образование будет плохое.

Так же проблемой того общество было то что военные вообще не хотели сражаться за свою страну и сохранять здоровье и спокойствие граждан. Они хотели только получать самые высокие звания и чины. Так же каждый военный хотел получить много наград и иметь много денег.

Можно сделать вывод что произведение «Горе от ума» связано с декабристами. Эта комедия полностью описывала восстание декабристов.

Автор затрагивает не только такие социальные темы, но он пишет и про любовь, брак и семью. Конечно почти самая важная тема это драма Чацкого. Он любит Софью, а она отказывает ему во взаимности. Ведь Софья никуда не сможет уйти от фамусовского общества. Она никак не сможет полюбить и быть вместе с Чацким.

Грибоедов затронул в произведение «Горе от ума» важную проблему это то, что старое общество никак не может принять людей из нового света. Это такие люди у которых свое мировоззрение непохожее на остальных людей того общества. Они живут свободной жизни и никак не зависят от мнения других людей. Им нравится их жизнь, и они не будут подстраиваться под других, чтобы их уважали и не унижали.

И одна из самых серьезных проблем, которая прослеживается в комедии это проблема ума. Сам автор иногда называл свое произведение про большое количество глупцов и одного по-настоящему умного человека. Умных людей, таких как Чацкий, в таком обществе вызывали ненависть у остального населения. Фамусовское общество пытается выгнать Чацкого, называя его безумным, хотя они сами вообще не являются умными людьми. Чацкий слишком умный для таких людей и поэтому ему нет места в таком обществе.

Другие сочинения: ← Фамусов и Чацкий в произведении Горе от ума↑ ГрибоедовОтношение Чацкого к крепостному праву в комедии Горе от ума →

Софья Фамусова

Проблемы ума в «Горе от ума» рассматриваются также через призму восприятия Софьи. Это дочь Фамусова, в которую влюблен наш герой. Девушка также считает, что ум Чацкого бесполезен, даже вреден для окружающих. Ей не нравится критика Александром Андреевичем всего, что дорого ей самой. В его поведении и речах девушка видит озлобленность, желчность, недовольство всем. Она понимает, что с этим раздраженным человеком нелегко быть рядом, постоянно выслушивать его, хотя и считает ум Чацкого гениальным, блестящим. Но для семейной жизни более подходящим является «ум» Молчалина, то есть умение приспосабливаться к обстоятельствам и находить выгоду во всем. Чацкий вынужден согласиться с этим. Такие люди, по его словам, «блаженствуют на свете».

Логика Чацкого

Ум для Чацкого заключался не в тех же ценностях, что и для Фамусова. Юноша считает, что нельзя безмерно пользоваться подаренными судьбой привилегиями. Образование хотя и является обязательным условием ума, но и его недостаточно. Гораздо важнее свободно выказывать свои взгляды и мысли, стараться менять мир под себя.

Он крайне недоволен тем, что глава ученого комитета требует, чтобы грамоту никто не знал. На такой должности с подобными взглядами долго продержаться не получится. Высмеивал Чацкий и слуг Фамусова, которые старались спасти его жизнь и честь. Пользоваться предоставленными благами самостоятельно он не рекомендует, ведь нужно как-то поощрить умный народ, избавивший монархию от нападок Наполеона.

Молодой человек говорит, что нельзя удержаться при дворе, если вести себя, как родственник Фамусова. Уже не хватает просто угождать и выказывать преданность властям, нужно заниматься своими делами и тщательно выполнять обязанности. Все это знакомит читателя с точкой зрения самого автора: приспосабливающийся к жизненным условиям человек мыслит шаблонами.

Грибоедов показывает отличия не просто между разными поколениями. Ведь у Чацкого и Молчалина небольшая разница в возрасте. Хотя последний сделал карьеру и занял определенное место в обществе, образованному юноше не нравится поведение его соперника.

Чацкий говорит, что умный человек может хотя бы кратко выразить свои мысли, он не должен зависеть от окружающих.

Сочинение на тему горе от ума

Согласно его мнению, аристократическое общество уже не соответствует требованиям времени. Большинству дворян нужно поменяться, но многие из них не могут или просто не хотят этого делать. Вместо этого Фамусовское общество продолжает бороться с позицией Чацкого. Аристократы просто объявили своего оппонента сумасшедшим. Его изгнали из общества, после чего Фамусов стал чувствовать себя спокойнее. Но долго это не продлилось, ведь Чацкий не единственный в своем роде.

Много чему учит комедия «Горе от ума». Сочинение фамусовским обществом небылиц об образованном юноше показывает, как дворяне цепляются за свои устаревшие ценности.

И любой, кто вступает в борьбу с уже устоявшей системой принципов, станет изгоем.

Уже в самом названии комедии «Горе от ума» (1822 — 1824) отражается знаменательное противоречие. Для просветительской философии ум и счастье воспринимались как синонимы. Основу убеждений просветителей составляла вера в то, что просвещенный ум является вершителем судеб человечества. Это нашло яркое выражение в пушкинской «Вакхической песне» (1829): «Так ложная мудрость мерцает и тлеет // Пред солнцем бессмертным ума». Но в 20-е годы XIX в. в условиях серьезных общественных противоречий наиболее проницательные мыслители начинали понимать, что силам разума предстоят тяжелые испытания. Так происходит в комедии Грибоедова.

Далеко не случайно темы ума (учения, знания) касаются почти все действующие лица комедии. И сразу же намечается резкий контраст. Для Чацкого высшая ценность — «ум, алчущий познанья», для Фамусова — «Ученье — вот чума…». Репетилов убежден, что «умный человек не может быть не плутом». Скалозуб презрительно бросает: «Ученостью меня не обморочишь…». И Софья уже со своих позиций спрашивает (заранее зная ответ): «Зачем ума искать?» и «Да эдакий ли ум семейство осчастливит?», что определяет ее место в системе образов. Чацкий, свято верящий в силу ума, с ужасом замечает, что его никто не понимает — и понимать не хочет, что ум приносит ему не радость, не счастье, а горе. Этот спор об уме принципиально важен в комедии, ибо затрагивает вопрос, приобретавший общественно-политическое значение. Так с самого начала проявляется резкое разделение: косное фамусовское общество, думающее прежде всего о привычных ценностях: деньгах, карьере, положении в свете, и Чацкий, являющийся выражением идеалов декабристов, просветителей по своим коренным убеждениям. Конфликт этот намечен сразу же, он объединяет две сюжетные линии в пьесе: личную, психологическую, связанную с любовью Чацкого к Софье, и общественно-политическую.

Чацкий приезжает рано утром в дом Фамусова вовсе не для того, чтобы вступить в бой с отжившими взглядами, произносить громкие монологи. Он спешит повидать любимую девушку. Но оказывается, что любовь героя обречена на неудачу — и не просто потому, что Софья не отвечает взаимностью Чацкому, а еще и по иной причине: нет ничего общего, что связывало бы героя с ее миром. По-разному мыслят, говорят, поступают Чацкий и представители фамусовского круга (не исключая и Софью). Во II действии Чацкий разговаривает с Фамусовым о Софье. Речь идет о сватовстве, то есть о вещах, казалось бы, сугубо семейного, бытового характера. Но этот разговор мгновенно переходит в открытый спор о жизни, экономике, мировоззрении, о политике, наконец. Таким образом, различие человеческих характеров, психологии определяется у Грибоедова принципиально противоположными жизненными позициями, прямым антагонизмом в ценностных ориентирах.

В «Горе от ума» происходит постоянная, прямая и ожесточенная борьба двух лагерей. Казалось бы, Чацкий в этой борьбе одинок. Однако, если внимательно вчитаться в текст, выясняется, что у него есть и единомышленники, люди близкие ему по взглядам.

Это, например, двоюродный брат Скалозуба, который вдруг оставил службу, хотя вот-вот должен был получить очередной чин. Он же «крепко набрался каких-то новых правил», «в деревне книги стал читать». В этом же ряду и племянник княгини Тугоуховской князь Федор, который «чинов не хочет знать», а занимается наукой. Акад. М. В. Нечкина, много внимания уделившая проблеме лагеря Чацкого, обратила внимание на слова Софьи о герое комедии: «В друзьях особенно счастлив». Следовательно, есть у него друзья, есть свой лагерь, от имени которого он выступает здесь, в доме Фамусова: «Теперь пускай из нас один, из молодых людей найдется…» Множественное число здесь далеко не случайно. Чацкий явно говорит не только от своего имени: «Где, укажите нам, отечества отцы, // Которых мы должны принять за образцы» — и т. д. И Фамусов, в свою очередь, не только одного Чацкого имеет в виду, когда восклицает, рассказав о низкопоклонстве Максима Петровича: «А? как по-вашему? по-нашему — смышлен».

Показательно, что представители фамусовского мира очень быстро находят соответствующую политическую терминологию, определяющую позицию Чацкого в общественной борьбе эпохи. Они сопоставляют его с деятелями европейского освободительного движения. С точки зрения Фамусова, он карбонарий, по млению княгини Тугоуховской — якобинец. И даже глухая графиня-бабушка сразу нашла соответствующий термин: «Ах окаянный вольтерьянец».

Конфликт проявляется во всем: и в определении ценности человеческой личности, и по отношению к народу, и в понимании патриотизма. Для Чацкого главная ценность человека заключается в его гражданском служении Родине. Для Фамусова, Скалозуба, Молчалина идеи блага Отечества просто не существуют. Достаточно вспомнить, с каким вкусом и удовольствием рассуждают они о наградах, чипах, знаках отличия — о чем угодно, только не о деле: «А у меня что дело, что не дело, // Обычай мой такой: // Подписано, так с плеч долой». Конфликт носит идейный, сознательный характер. Чацкий проповедует свои идеи, но и Фамусов старательно стремится внушить собеседнику свой взгляд на ьещи, увлечь его на свою сторону: «Учились бы, на старших глядя…» И даже Молчалин пытается поучать Чацкого: «К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам…»

Система образов. В центре системы образов комедии, конечно, Чацкий. Его взгляды, мысли, поступки, характер раскрываются не только в монологах, но и в отношении к Софье, Фамусову, Скалозубу, Молчалину. И они, в свою очередь, проявляют себя в контактах и с Чацким, и друг с другом. Так, для полноты представления о Фамусове необходимо учитывать и его самохарактеристики, и взаимоотношения с иными действующими лицами. В результате возникает представление о живом многогранном человеческом характере. Фамусов показан и как отец, и как важный московский барин-краснобай, и как гостеприимный хозяин. Но есть у него главная черта, придающая его образу необходимую цельность и единство. Он находит опору в незыблемых устоях, освященных стариной. Фамусов — консерватор по убеждению, по натуре, по привычкам, наконец. Все, что грозит этому строю, грозит лично ему. Поэтому Фамусов страстно, убежденно защищает не просто быт и нравы, но и идеи старого мира, отстаивая и его непременные атрибуты: карьеризм, низкопоклонство, раболепие, беспринципность, безнравственность.

Где найти прибежище герою?

Существовало ли такое место в нашей стране, где герои, подобные Чацкому, могли найти прибежище, чтобы залечить свои раны? Наверное, Александру Андреевичу следовало ехать туда, где уже начинали создаваться тайные общества декабристов, в которых ценили таких людей и находили применение их силе и знаниям для преобразований, назревающих в России. Ум, как представляли его передовые дворяне, должен быть вольным, свободным. Вольнодумство для декабристов было не определением опасного недуга, порока или ругательным словом, а наоборот, очень ценилось.

Какие «умы» нужны старому московскому дворянству?

Молчалин точно знает, как нужно действовать «с умом» для того, чтобы использовать свое положение на службе в личных целях. В этом он сближается со Скалозубом, который также глуповат, но «счастлив в товарищах». Этот человек готов достичь желаемого любыми средствами — он метит в генералы.

Именно такие «умы» и требовались московскому дворянству, а главный герой с его отличным от других, критическим отношением к миру не вписывался в эту среду, хотя Фамусов и рекомендовал Чацкого гостям как человека «с головой». Отдавая должное образованности главного героя, он считает, что данным приобретением следует пользоваться осторожно, умело и лишь для достижения в обществе высокого положения либо обогащения. Иначе ум может навредить Чацкому, что и происходит с ним в итоге.

Произведение, автор, жанр

Раскрытие проблемы взаимоотношений в произведении

Примечания

А.С. Грибоедов «Горе от ума», комедия

Просвещенный, передовой дворянин Чацкий, проучившись три года за границей, возвращается на родину и с негодованием замечает невежественность, подлость, продажность, лицемерие в кругу знакомых чиновников. Он яростно обличает фамусовское общество, однако ни в ком не находит поддержки: его воспринимают как «карбонари» и «безумца», что вынуждает  одинокого и разочарованного героя покинуть Москву.  «Пойду искать  по свету, Где чувству оскорбленному есть уголок! Карету мне, карету!»

Формально Чацкий побежден,  против него настроено все фамусовское общество. Однако  этому обществу все же нанесён «смертельный удар». Несмотря на свою многочисленность, оно изжило себя: автор убежден, что вскоре начнет появляться все больше  молодых людей, подобных Чацкому, будут происходить реформы. Беда Чацкого в том, что он «оказался на сцене» слишком рано.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», роман в стихах

Онегин, петербургский аристократ, пресытился столичной жизнью – являясь типичным представителем светского  общества, он, тем не менее, скучает в кругу пустых кокеток и франтов.  Онегин пытается начать новую жизнь в деревне, однако общество провинциальных помещиков также претит ему: они слишком просты, недостаточно хорошо образованны; это типичные обыватели. Герой не может найти своего места, предназначения,  у него нет цели,  и это его тяготит. Ему не удается построить ни дружеских, ни любовных отношений.  Онегин – тип «лишнего человека»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», философско-психологический  роман

Григорий Печорин, офицер, аристократ, страдает от того, что не может найти свое предназначение, определить жизненную цель. Он молод, умен, красив, смел, но  попусту растрачивает душевные силы. Героя постоянно терзает скука, и он разными способами пытается ее развеять, не считаясь с чужими интересами. Он постоянно рефлексирует, с готовностью признает свои недостатки, но не желает с ними бороться. Где бы ни появился Печорин, он приносит с  собой разлад и неприятности, ломает чужие судьбы:  контрабандисты вынуждены искать новое место, Бэла и ее отец убиты,  Казбич лишается коня, которого ценил больше всего на свете, Грушницкий погибает, муж Веры узнает о ее измене и третирует ее, разбито сердце Мэри,  которая, скорее всего, уже не сможет обрести счастья в любви;  Максим Максимыч тяжело переживает равнодушие своего прежнего приятеля… Печорин  не любит светское общество, он скучает среди аристократов, считает их косными, пустыми, но при этом сам он –  порождение этого  общества и  носит его печать.  Еще не достигший и тридцати лет, самолюбивый эгоистичный Печорин тяготится жизнью и страдает от ее бессмысленности. 

У. Шекспир «Гамлет», трагедия

Датский принц Гамлет,  поговорив  с  призраком своего отца, подозревает в его убийстве своего дядю, нового короля, однако не имеет прямых доказательств и пытается найти истину. Молодой человек переживает внутренний и внешний конфликт. Внешний – с отчимом, матерью, придворными: ему претят  фальшь, лицемерие, подлость, встречаемые им всюду.
  Внутренний конфликт Гамлета связан с выбором правильного пути:  «быть или не быть?» То есть покончить с собой  и обрести покой или пытаться бороться с окружающим злом, зная, что в этой изматывающей борьбе едва ли удастся победить. Герой выбирает второй путь и до последнего (до своей смерти во время дуэли) пытается восстановить справедливость.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», роман

Родион Раскольников, умный, гордый студент, раздавленный нищетой и своим бесправным положением, придумывает теорию, согласно которой люди делятся на два типа –  «твари дрожащие» и «право имеющие» (вторым дозволено переступить нравственную черту). Чтобы понять, к какому типу относится он, Раскольников убивает старуху-процентщицу, которая наживалась на бедных, принимая за бесценок  вещи людей, оказавшихся в безвыходном положении. Раскольников поставил себя на место Бога, решающего, кому жить, кому – нет.  Он проявил гордыню. Раскольников переживает внутренний конфликт: с одной стороны, он не раскаивается в содеянном, с другой – не может заглушить голос совести, ведь в целом герой – человек добрый, отзывчивый, умеющий сострадать, бремя преступления давит на него, он чувствует, что «словно ножницами отрезал себя» от мира, близок к помешательству. Раскольников корит себя за то, что не может равнодушно воспринимать совершенное, видит в этом свою слабость.  Герой не выдерживает нравственных мук и (во многом под влиянием Сони Мармеладовой) приходит в полицию с признанием. В конце концов, уже оказавшись на каторге, Раскольников все же раскаялся, увидев во сне страшное воплощение своей теории, когда каждый посчитал себя «право имеющим». После этого происходит нравственное перерождение героя.

Преступление было совершено не ради денег – ими герой даже не воспользовался, он пытался доказать себе, что не является «тварью дрожащей».

А.Н. Островский «Гроза», пьеса

Катерина – молодая женщина, выросшая в любви и заботе, но после замужества оказавшаяся  в семье, где с ее правами не считаются, где она не видит ласки и понимания,  где вынуждена подчиняться злобной сварливой свекрови, которая  живет по домостроевским порядкам и постоянно придирается  к героине. Катерина набожна, добра, живёт не разумом, а чувствами. Борис привлек ее своей  образованностью,  нежностью – он не был похож на других жителей Калинова. С ним Катерина  почувствовала себя любимой и изменила мужу. Однако героиня понимает, что измена – грех, ей тяжело жить с пятном на совести, и она публично признается в неверности.  Разлученная с Борисом силой обстоятельств,  гордая, смелая, своенравная  женщина бросается в Волгу, так как не готова смириться и продолжить жизнь в опостылевшей семье. 

Катерина противопоставлена жителям Калинова, «темному царству» как человек, способный на протест, и носящий в себе светлое начало.

И.А. Гончаров «Обломов», роман

Илья Ильич Обломов – барин, живущий размеренной жизнью и не терпящий суеты. Это нравственный, умный человек,  склонный к философии, «голубиная душа», однако он не выпускает наружу тот свет, который есть в его душе: не приносит пользы, не жертвует собой.  Его порок – лень, безволие, нежелание сопротивляться обстоятельствам, бороться за любовь и счастье. Его жизнь наполнена праздными мечтами, пустыми планами, которым не суждено реализоваться. Он не приспособлен к изменяющимся общественным условиям, когда на смену патриархальному укладу приходит время буржуазии, дельцов, готовых активно действовать. 

После расставания с Ольгой Обломов, который, казалось, «проснулся» для жизни, погружается в духовный сон.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», повесть

Петр Гринев – главный герой повести, молодой дворянин из провинции, который поступает на военную службу в Белогорскую крепость. Петр не мечтает о военной карьере, ему близка тихая семейная жизнь, но он оказывается  в водовороте исторических событий – речь идёт о Крестьянской войне под предводительством Пугачева. Петру удаётся  следовать наставлению отца – «Береги платье снову, а честь смолоду»: постоянно оказываясь в ситуациях нравственного выбора, он сохраняет в себе человека: он не изменяет присяге и не переходит под начало Пугачёва, он  никогда не проявляет трусости и всегда исключительно честен, он ценой своей жизни готов    защищать  честь возлюбленной.

С помощью образа Петра Гринёва А.С. Пушкин показывает, что даже в смутные, тяжёлые времена человек способен сохранить в себе человеческое, если живёт по совести.

Мигель Сервантес «Приключения Дон Кихота», роман

Дон Кихот  – небогатый  идальго (аристократ), увлеченный рыцарскими романами настолько, что они доводят его почти до помешательства. Герой живёт в мире фантазий о благородных подвигах, поединках, прекрасных дамах…  Его не привлекают богатства: он хочет быть похожим на своих кумиров и добиться посвящения в рыцари, наивно верит в то, что борется со злом и однажды обретет славу. Окружающие воспринимают его как сумасшедшего. Кто-то жалеет Дон Кихота, кто-то обманывает его ради собственной выгоды.  Дон Кихот не хочет воспринимать действительность и зачастую не помогает, а вредит людям, не осознавая этого.  Он упрям, немного тщеславен, порой неистов, но у него очень доброе сердце наивного мечтателя.  Перед смертью Дон Кихот прозревает: герой  разочаровывается в своих иллюзиях и избавляется от книг о любимых рыцарях, называя себя глупцом.

М. Горький «Старуха Изергиль», повесть

Юноша Ларра – сын орла – возвращается в родное племя, из которого когда-то была похищена его мать:   он ставит себя выше соплеменников, нарушает законы общины, не уважает старцев и даже убивает девушку, отказавшуюся последовать за ним. Ларра упивался своей силой, грабил племя,  не ведал ни дружбы, ни любви, у него не было ни одного близкого существа – и однажды он проклял свою долю. За гордыню герой был наказан бессмертием,  а соответственно – и вечным одиночеством.
Данко – антипод Ларры. Юноша, желая спасти свое племя, повел его через страшный лес и болота – трусливые и озлобленные люди осыпали его обвинениями и даже хотели убить, но Данко не оставил их и все же вывел к свету, пожертвовав своей жизнью: он вырвал свое пламенное сердце и освещал соплеменникам путь, не ожидая благодарности.

Один из спасённых Данко людей наступил на его тлевшее сердце, испугавшись чего-то,  – так оно погасло.

Л.Н. Толстой «Война и мир», роман-эпопея

Платон Каратаев – крестьянин, оказавшийся в плену. В нем нет присущей воюющему человеку жестокости, он не теряет самообладания, не отчаивается, не жалуется на жизнь – он продолжает любить ее, живёт в гармонии с собой. Платон Каратаев – воплощение лучших национальных  черт русского человека:  Платон всех считает братьями, никого не осуждает и не винит в своих бедах.  Даже во французах не видит врагов, не держит на них зла. Хотя сам герой пленен, его душа остается свободной. Платон религиозен, смиренен и верит в конечное торжество справедливости. Он поддерживает других пленных, оказывает большое влияние на Пьера, способствуя его нравственному возрождению.

Автор: Ноздрина Анна Владимировна.

В пьесе «Горе от ума» А. С. Грибоедов затронул множество тем, которые были актуальными и острыми в его время. Этим он вызвал недовольство цензуры – он писал не о положительном, а о правде, которая не всегда выглядит привлекательной.

Основные проблемы пьесы:

  • крепостное право (высказывания Чацкого о произволе помещиков);
  • чинопочитание (Молчалин, бегущий за чинами);
  • просвещение (желание Фамусова сжечь все книги);
  • чрезмерная любовь ко всему иностранному (Увлечение Софьи всем французским);
  • ненависть к людям, которые придерживаются «новых» взглядов и борьба с ними (противостояние общества Фамусова Чацкому);
  • бюрократизм, защищающий интересы только высшего класса;
  • отношения мужчины и женщины (выбор Софьи между перспективным Молчалиным и гордым Чацким);
  • честь и достоинство («Служить бы рад, прислуживаться тошно»).

Опубликовано 14 сентября, 2018