А с степанов лоси сочинение 2 класс по картине конспект

ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ Л.С.СТЕПАНОВА «ЛОСИ»

Цель: учить детей выражать свою мысль устно и письменно, составлять предложения по опорным словам, развивать внимание, память, устную и письменную речь, использовать приобретенные знания по окружающему миру и чтению, применять изученные орфограммы, воспитывать любовь к окружающему миру и к Родине.

Планируемые результаты:

учащиеся научаться составлять рассказ о картине, строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать и делать выводы, сравнивать, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент

Посмотрите на доску. Мы с вами сейчас находимся не в классе, а в картинной галерее художника Алексея Степановича Степанова.

II. Подготовительная работа

1.Знакомство с художником и его картинами. СЛАЙД 1

Алексей Степанович Степанов родился в 1858г в Симферополе, в семье потомственного дворянина,офицера. Художник любил русскую природу, им написано много картин. СЛАЙД 3, 4, 5

2) Знакомство с главным персонажем картины.

Представьте: кругом лежит снег, пустынное, заснеженное поле, а там вдали виднеется лес, а из него выходят… Послушайте и подумайте. Кто наши герои?

Загадки.

Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый. (Лось)

Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомьтесь это
(Лось)   СЛАЙД 6

Да, это большое, сильное животное. Можно встретить даже в Подмосковье на территории Национального парка Лосиный остров. А сейчас мы послушаем ваши сообщения о лосе.

Ученик 1: Я узнал, что лось – очень крупное животное. Длина тела 3 метра, высота в холке 2,5 метра, а длина хвоста 12-13 см.

Ученик 2: А я узнал, что масса тела очень большая360-600 кг. Животное очень сильное, его боятся и волки, и даже медведи.

Ученик 3: Это очень доброе животное, с грозным видом, но сам лось ни на кого не нападает. Любит свежую траву и молоденькие осиновые веточки.

III. Работа по картине А.С. Степанова “Лоси”  СЛАЙД 7

Сейчас каждый из вас станет наблюдателем,и мы рассмотрим картину “Лоси”.

А поможет нам в работе учебник Русского языка с.118 упр. 191 СЛАЙД 8

– Почему картина так названа? (Главные на ней лоси)

-Какое время года? (Наступила зима.)

– Расскажите, какие изменения произошли в неживой природе?(Серые тучи затянули небо. Вся земля покрыта снегом. На снегу видны следы животных.)

– Кого художник изобразил в центре картины? (Это лоси. Они проголодались и пришли на поляну.)

– Откуда вышли лоси? (Лоси вышли из леса.)

Чем занялись лосята? (Они увидели сено. Маленькие лосята с удовольствием жуют.)

-Посмотрите, большой лось внимательно смотрит по сторонам. Почему? (Он их сторожит)

– Понравилась ли вам картина? Чем?

Учитель: Молодцы! Вы все правильно ответили. На поляну пришла семья лосей. В лесу стало мало корма, а на поляне стоит стог сена. Стог – это большая копна. Ее заготовили люди, которые работают в этом лесничестве.

IV. Работа по составлению предложений.

Каждый из вас сейчас станет писателем. На доске вы видите вопросы и опорные слова. Эти слова вы можете использовать при составлении своих предложений.

Орфографическая работа СЛАЙД9,10

Опорные слова:

Наступила зима, зимний лес, стог сена, семья лосей, лосята, принялись есть, вкусное, душистое сено, лосиха, старый лось, сильный, темного цвета, огромные, ветвистые рога, настороженно прислушиваются, нет ли опасности.

VI. Работа по составлению предложений.

Учитель:

Каждый из вас сейчас станет писателем.На доске вы видите вопросы и опорные слова. Эти слова вы можете использовать при составлении своих предложений.

Опорные слова:

Наступила зима, зимний лес, стог сена, семья лосей, лосята, принялись есть, вкусное, душистое сено, лосиха, старый лось, сильный, темного цвета,огромные, ветвистые рога, настороженно прислушивается, нет ли опасности.

VI. Практическая работа.

Используя опорные слова, запишите текст. После выполнения, проверьте свою работу.

                                                     
Цель:

-учить детей составлять коллективный рассказ
по картине, выражать свою мысль устно и письменно, составлять предложения по
опорным словам, развивать внимание, память, устную и письменную речь;

– использовать приобретенные знания по
окружающему миру и чтению, применять изученные орфограммы, воспитывать любовь к
окружающему миру и к Родине.

Планируемые результаты:

– учащиеся научатся составлять коллективный рассказ 
по картине, строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать,
делать выводы, сравнивать, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

-учащиеся научатся участвовать в диалоге,
слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; строить текст в
определенной последовательности;

-научатся применять ранее изученные орфограммы
при написании сочинения по картине, оценивать свою деятельность на уроке.

Форма урока: урок развития речи.

Ход урока.

1.Мотивация учебной
деятельности, положительный настрой на работу.

Придумано
кем – то просто и мудро,

        
При встрече здороваться «Доброе утро!»

                                                         
-Доброе утро солнцу и птицам!

                                                         
-Доброе утро улыбчивым лицам!

           И
каждый становится добрым, доверчивым,

                                                         И
доброе утро пусть длится до вечера.

Учитель: Я желаю,
чтобы доброе и солнечное настроение  сопровождало вас в течение всего урока,
даже несмотря на то, что за окном метет метель.

Я приглашаю вас на очередной урок русского языка.
Давайте вспомним девиз нашего урока:

                                                                      
Русский будем изучать,

  
Чтобы грамотными стать!

-Ребята, послушайте, пожалуйста,  стихотворение,
которое прочитает Вероника.

                                                                       
Зверь  шагает по дубраве:

 Треск
и шум стоит вокруг.

     Столько
шума, чтобы знали:

“Не стреляйте,
я ваш друг!”

                                                                     
В заповеднике сохатый

                                                                    
Не боится никого.

                                                    
                Он, конечно же, рогатый,

                                                                    
Но рога-то для чего?

                                                                     
По секрету между нами:

                                                                      Если
кто-то нападет,

                                                                     
Напугает он рогами

                                                                     
И тихонечко уйдет.

Учитель: Скажите,
а кто это такой – сохатый? Какое другое имя есть у этого животного?

-А что вы знаете о лосях?

Примерные ответы детей:

-Лось – большое и сильное животное с красивыми
тяжелыми рогами. Но рога есть только у самца.

-А я знаю, что каждую весну лось сбрасывает рога
и потом они снова отрастают.

-С уроков окружающего мира я помню, что лоси –
хорошие пловцы, они могут переплыть даже широкую реку.

-Лоси любят водоросли, и чтобы ими
полакомиться, могут уйти под воду с головой.

-Эти сильные и красивые животные питаются молодыми
побегами и  корой осины, черёмухи, рябины, сосны, дуба.

-Зимой живут небольшими стадами, чаще кормятся
во время утренних и вечерних зорь.

-Из кожи лося эвенки шьют обувь, перчатки,
тёплые кухлянки

– А ещё из рогов лося делают красивые
сувениры.

Учитель: Хорошо,
молодцы! Очень много интересного вспомнили об этом лесном жителе. Только вот
как может быть связан урок русского языка и это удивительное животное?

-Какие есть предположения?

( высказывают предположение, что будут
работать по картине)

-Ваши предположения верны и мы свами
отправляемся в картинную галерею  художника Алексея Степановича Степанова. А
что вы знаете об этом художнике?

(Примерные ответы детей:   Родился в
дворянской семье, отец его был офицером.  Рано остался без родителей. Любил рисовать,
особенно природу.  Это известный русский художник, очень талантливый. По
характеру это был деликатный, скромный и добрый человек. Многие его картины
посвящены природе. (демонстрация картин художника)

Учитель: Ребята,
мы должны с вами определиться с целью нашего урока. Какую обычно мы преследуем
цель при рассматривании картины? Какие будут мнения?

Дети:

(Научиться «читать»  картину.

Научиться составлять коллективный рассказ по
картине.

Уметь выражать свои мысли)

Учитель: А какие
задачи нам нужно решить, чтобы добиться цели? Сколько существует точек зрения?

-Уметь составлять предложения по опорным
словам

-Развивать речь, воображение;

-Уметь работать в паре;

-При написании сочинения уметь применять
орфограммы.

-Ну, что ж, молодцы. Сверьте свои высказывания
с целью и задачами нашего урока. Возьмите цветограмму, нужный карандаш и оцените
свою работу на этом этапе.   

 Работа по картине

Итак, дорогие мои ребята, самое время
поговорить о картине.

-Какое время года изобразил художник?

-Что мы видим в центре картины? (Стог сена, а
рядом семья лосей)

-А кто может сказать, откуда на лесной опушке
появился стог сена? Кто догадался?   (Может быть,   люди приготовили его для
своих коров и вовремя не вывезли. А может  быть,  лесничий со своими
помощниками приготовил    специально для лесных животных)

-Кто может описать взрослых лосей? (
Величественные,  сильные, крепкие животные. Шерсть у животных тёмная, ноги
длинные и сильные)   Папа лось не ест сено, а прислушивается. Он очень
осторожный и заботливый)

-Интересно, какими  были  лосятя,  когда
только появились на свет?  (неумелые, неуклюжие, беззащитные, беспомощные,
слабые)

-Вот сейчас они вдоволь наедятся сена,  и мы
увидим их совершенно другими. Какие слова помогут их описать? Поразмышляйте. ( окрепшие,
задиристые, смешные, забавные, беспокойные, шустрые, подвижные, большеглазые,
длинноногие)

Что делают мама и малыши?

-Они едят сено.

-А как по- другому можно сказать об этом?
(уплетают, лакомятся, наслаждаются)

-Что вы видите на втором плане картины?

(Темной стеной стоит лес, как бы защищая
животных от ветра и холода, небо низко висит над землёй и кажется, что вот –
вот упадет)

-Какое  настроение создаётся у вас, когда вы
смотрите на эту картину? (грустно, потому что краски для картины художник
выбрал темные.   Печально от того, что животным зимой очень голодно)

-Ребята, мы будем не только составлять
коллективный рассказ по картине. Дома вам предстоит написать сочинение.  Что
нам может помочь в этом? (высказывают предположения)

-Молодцы! Мы составим план.

-О чем мы будем говорить во вступлении?
(ответы детей)

-Что будет включать основная часть сочинения?

-А что мы напишем в заключении?

 -Я вам предлагаю примерный план. Что – то
добавим или оставим без изменения?

План
сочинения

1.Вступление. Художник А.Степанов и его
картина.

2. Основная часть.

а)описание картины и лосей

б)предметы, изображенные на втором плане
картины.

в) краски, использованные художником

3.Заключение.

Моё отношение к картине.

Учитель: Писать сочинение  – не просто.
Поэтому мы немного подготовимся. Послушайте мой рассказ. (примерный рассказ)

Упражнение «Рассказ по
цепочке»

-Хотите попробовать себя в роли писателей?
Итак, рассказ по цепочке, придерживаясь плана. Начинает Данил, остальные
продолжают.

   Передо мной картина А. Степанова «Лоси».
Пасмурный день, небо серое, низко висит над землёй. На заднем плане видны
деревья, которые плотной стеной защищают животных от ветра и холода.

  В центре картины А.Степанов нарисовал  семью
лосей, которые вышли к стогу сена. Взрослые животные сильные и величественные.
У лося большие рога, он смотрит в сторону, наверное, прислушивается. Шерсть у
лосей грубая, коричневая. Ноги стройные и сильные. Голова  у животных  большая
с вытянутой мордой. Два лосёнка, совсем ещё дети. Один лакомится сеном, а другой
прижался к матери. Мама лосиха с удовольствием насыщается сеном, ведь не каждый
день это можно себе позволить. Трудно приходится животным в лесу зимой, хорошо,
что лесничие пришли на помощь.

  Мне понравилась эта картина, хотя и немного
грустная. Хочется, чтобы люди  больше заботились о животных, живущих в лесу.

Учитель: Хорошо, вы справились!  Давайте
немного отдохнём и продолжим работу.

Физкультурная пауза

Очень ловко лосята скачут

Раз, два, три, раз, два, три.

Скачут, скачут на опушке-

Посмотри, посмотри.

Вот присели, встали – сели,

Вправо-влево поглядели.

а потом они опять

Дружно начали скакать.

Вправо-влево поглядели,

И опять за парты сели.

(два – три рассказа по картине)

-Дети, возьмите цветограмму, оцените свою
работу по картине. Продолжаем работать.

     -Ребята, а как вы думаете,  а что будет
потом, когда лосята вдоволь наедятся сена? (ответы детей)

Упражнение «Делимся
впечатлениями»

-А я думаю, они обязательно поделятся
впечатлениями об этом. Сейчас поработайте в парах и составьте небольшие
диалоги. Не забывайте о правилах работы в паре. (обращаю внимание детей на
экран)  Кто хочет попробовать?

 -Ох, Шалун, как мне понравилось сено!

-Да, очень вкусное. Такое душистое, летом
пахнет.

-Ах, лето! Скорее бы лето! Будет тепло.

-Ты тоже замёрз, Быстрый? Давай побегаем и
погреемся.

Игра «Чудесное
перевоплощение»       
-Ребята! Мы часто с вами
применяем любимый нами приём перевоплощений. То  есть,  мы на какое – то время
становимся героями картины и вживаемся в образ. Что это значит? Кто может
напомнить?

Чтобы вам легче было перевоплотиться, я вам
предлагаю небольшой план:

      1.Кто я теперь?

      2. Как мне живётся?

      3.  Мои мысли, чувства, переживания.

Примерный образец рассказа:

Я – лось, отец этого дружного семейства.
Нелегко нам приходится зимой. Мы постоянно ходим с места на место в поисках
пищи, ведь зимой так мало корма. Спасибо человеку – нашему лесничему, это он
позаботился о том, чтобы моим лосятам было не так голодно. И хотя очень многие
животные считают меня сильным, я постоянно прислушиваюсь, нет ли опасности.
Ведь я должен всегда быть на защите моей семьи.

            А я – маленький лосёнок Тишка. Я
всегда держусь рядом с родителями, потому что знаю, что опасно отлучаться от
взрослых.  По характеру я спокойный и послушный, но люблю с братишкой побегать.
У меня длинные ноги, грубоватая  коричневая шёрстка, симпатичная мордашка.  
Как хорошо, когда рядом мои родители. Мой папа очень хорошо о нас заботится и
старается защитить, если понадобится. Мечтаю о лете, люблю  душистое сено.

  -Замечательные получились у вас рассказы.
Возьмите цветограмму, оцените себя.

 Итак, дома вы напишите сочинения по картине
А.Степанова «Лоси». На что вы обратите внимание при выполнении домашнего
задания?

(ответы детей)

-А еще  вам поможет наш главный помощник –
учебник. На странице 118 есть упражнение № 191, и в картинной галерее учебника
на странице 96- картина художника. Кто хочет получить дополнительно оценку,
может сочинить историю или сказку о героях картины.

Рефлексия.

Урок подходит к концу.

-Какую цель мы с вами поставили?

-Как вы думаете, нам это удалось?

-Какие открытия для себя сделали?

-Пригодятся ли вам в будущем знания и умения,
которые мы сегодня старались получить на уроке?

-Кому бы вы адресовали свою похвалу?

Спасибо
за помощь, спасибо за труд!

Надеюсь,
успехи вас в будущем ждут!

Муниципальное
общеобразовательное автономное учреждение

средняя
общеобразовательная школа с. Васильевки.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме:

«Развитие речи. Составление коллективного рассказа по картине А.
Степанова «Лоси»                         
Учитель:

БУТ Г.П.

Васильевка

2018 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Конспект урока по русскому языку

по теме:

Обучающее сочинение по картине Л.С.Степанова «Лоси»

2 класс

Подготовила учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 10»

Дубинкина Г. Н.

2019 год

Тема: Развитие речи. Обучающее сочинение по картине Л.С.Степанова

«Лоси»

Цель: учить детей выражать свою мысль письменно и устно.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять рассказы по

картинке; строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать,

делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

Запишите число.

II. Актуализация знаний. Сообщение темы

Какая орфограмма наиболее часто встречается в словах?

Почему нужно проверять безударную гласную в корне слова?

Что нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова?

Своё умение писать слова с безударной гласной в корне слова и другими

орфограммами покажите в сочинении.

Сегодня мы будем писать сочинение по картине Александра Степановича

Степанова «Лоси» по вопросам и опорным словам.

Запишите в тетради посередине строчки название работы:

Сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси»

III. Работа по теме урока

1. Беседа

Послушайте стихотворение.

Лось шагает по дубраве:

Треск и шум стоит вокруг.

Столько шума, чтобы знали:

“Не стреляйте, я ваш друг!”

В заповеднике сохатый

Не боится никого.

Он, конечно же, рогатый,

Но рогато для чего?

По секрету между нами:

Если ктото нападет,

Напугает он рогами

И тихонечко уйдет.

Каким вы представили лося? (Большим, грозным с виду, но добрым.)

(слайд с лосем)

Лоси очень крупные животные. Длина тела самца до 3 м, высота в холке

до 2, 3 м, длина хвоста 12—13 см; масса 360—600 кг. Это почти столько же,

сколько весим мы все вместе. Лось очень сильное животное, его боятся и

волки, и медведи. Но несмотря на свой грозный вид это травоядное

животное, и сам ни на кого лось не нападет.

2. Работа по учебнику

Откройте “Картинную галерею” учебника, найдите картину Александра

Степановича Степанова “Лоси”.

Рассмотрите картину.

(слайд с картиной)

Кто изображён на картине? (Лоси)

—Куда вышли лоси? (Они вышли на поляну)

—Что они увидели? (стог сена)

Посмотрите на лосят. Какие они? (Маленькие, стройные, беззащитные.)

Что делают лосята? (Едят сено)

Как вы думаете, откуда на лесной поляне стог сена? (Люди принесли,

чтобы подкармливать животных, потому что зимой им трудно добывать себе

пищу)

Как думаете, почему взрослые лоси не едят? (Они охраняют малышей,

прислушиваются.)

Посмотрите на лосясамца. Какой он? (Большой, сильный, с ветвистыми

рогами.)

У лосихи таких рогов, как у самца, нет, но в случае опасности и она

сможет постоять за лосят. Они это знают и спокойно едят сено.

3. Работа с опорными слова и вопросами к картине

Упр. 191 (с. 118).

Прочитайте опорные слова.

Прочитайте вопросы и с помощью опорных слов ответьте на

вопросы.(Работа в парах)

Ответьте на вопросы упражнения, пользуясь словами для справок.

(фронтально)

Что у нас получилось? (рассказ)

4. Физминутка

5. Работа над сочинением по слайду

Чтобы вам было легче составлять рассказ, я записала вопросы на слайд и

к каждому вопросу приписала нужные опорные слова.

(Слайд с вопросами)

Вопросы это небольшой план, чтобы вы ничего не пропустили, не

забыли, не перепутали.

Прочитайте первый вопрос, и опорные слова к нему.

Составьте ответ, используя опорные слова. Первым словом ставьте слово

выделенное зелёным цветом.

(остальные вопросы аналогично)

Расскажите весь текст (3 ученика)

6. Структура текста

Из каких частей обычно состоит текст? (начало, основная часть, концовка

записываю на доске)

Как части выделяются на письме? (красной строкой)

Сколько раз мы будем писать с красной строки? (3)

О чём будем рассказывать в 1 части? (Что изображено на картине)

записываю на доске план

О чём будем рассказывать в основной части? (описывать картину)

О чём будем рассказывать в заключительной части? (моё отношение к

картине)

План

1. Что изображено на картине.

2. Описание картины.

3. Моё отношение к картине.

5. Орфографическая подготовка

Как написать без орфографических ошибок? (быть внимательными)

В каких предложениях есть знаки препинания?(в 4, 6, 7 и 8)

Перескажите ещё раз текст сочинения.

6. Запись текста. Самостоятельная работа

Начало текста запишем все вместе, с комментированием. (слайд с началом)

Дальше самостоятельно. (слайд с вопросами)

Запишите предложения.

7. Самопроверка

(Учащиеся читают отрывки из сочинений, проводится анализ работ.)

IV. Рефлексия

Вам понравилось писать сочинение?

Что в работе над сочинением показалось трудным?

V. Подведение итогов урока

Чему учились?

Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание: с. 116 № 186

Класс: 2.

Цель: учить детей выражать свою мысль устно и письменно, составлять предложения по опорным словам, развивать внимание, память, устную и письменную речь, использовать приобретенные знания по окружающему миру и чтению, применять изученные орфограммы, воспитывать любовь к окружающему миру и к Родине.

Планируемые результаты: учащиеся научаться составлять рассказ о картине, строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

I. Организационный момент

– Сегодня на уроке в центре нашего внимания картинная галерея художника Алексея Степановича Степанова и его картина.

II. Подготовительная работа

1) Знакомство с художником и его картинами.

– Кто автор картины?

Автором картины является известный русский живописец Алексей Степанович Степанов (1858-1923). Алексей Степанович Степанов родился в 1858г в Симферополе, в семье потомственного дворянина, офицера. Художник любил русскую природу, им написано много картин. Алексей Степанов являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок (передвижник), академиком Императорской Академии художеств. Художник был талантлив в различных жанрах – пейзажи, анимализм, жанровые и бытовые сцены. Картина, которую мы здесь рассматриваем, относится к анималистическому жанру живописи. Представляет собой зимний пейзаж на опушке леса, где возле стога сена собралось семейство лосей. Картина была написана в 1889 году. Холст, масло. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

2) Беседа о лосях.

– Почему картина так названа? (Главные на ней лоси)

– Что вы знаете о лосях?

Лось один из самых больших лесных зверей нашей Родины. Иногда его называют сохатым. В высоту достигает 2 метра и весит до 600 кг. Сам зверь имеет тёмно-бурый окрас, длинные ноги, туловище огромное, горбатое, голова крупная, с торчащими ушами. Самцы имеют характерное отличие – рога, и чем старше зверь, тем внушительнее рога. Лосята, их обычно двое, появляются в мае-начале июня. Маленькие лосята довольно быстро растут и набирают вес. Шестимесячный лосенок может весить 200 кг. Лосята имеют рыжий окрас, но в сентябре становятся бурыми как взрослые звери. Летом лоси питаются травой, молодыми деревьями и кустарниками, любят речные водоросли и грибы. Зимой же они обгладывают побеги ивы, рябины, акации, осины, молодые деревца сосны. Лоси не любят кормушки, поэтому подкормку лесники для них складируют в кучу.

III. Работа по картине А.С.Степанова “Лоси”

1) Постановка цели урока.

– Перед вами картина Степанова «Лоси». По этой картине мы будем писать сочинение. Кто знает, что такое сочинение? (Мы будем рассматривать картину и описывать, что на ней изображено).

2) Рассматривание сюжета картины.

Картина написана в анималистическо-пейзажном жанре. Здесь художник изобразил хмурую зиму и группу лосей, состоящую из лосихи и лосят. Холодной и снежной зимой таким большим животным непросто найти пропитание. Увидев на опушке леса стог сена, оставленный здесь лесниками специально для их подкормки, взрослые лоси привели сюда лосят, чтобы те вдоволь полакомились.

Действие картины происходит на опушке леса. Густой тёмный лес находится вдалеке. Здесь же растёт небольшой подлесок, состоящий из осин, берёз, кустарника. Ещё осенью люди косили здесь траву и заготовили на зиму стога сена. Лесные жители в поисках пропитания вышли из леса и решили полакомиться человеческими дарами. Два лосёнка с удовольствием поедают сено, а вот отец семейства стоит на страже. Главное для него, чтобы детки остались сытыми и у них было много сил, чтобы пережить все тяготы холодного времени года. Голые изогнутые деревца на переднем плане подчёркивают как непросто в это время года найти пропитание.

Вожак стоит на страже детей, готовый в любой момент применить силу и острые рога, чтобы справиться с любой возможной опасностью. Сохатый понимает, что сейчас они находятся на открытой местности, для всех «как на ладони». Возле стога сена пахнет человеческим духом. В любой момент из засады могут выйти хищники. Жизнь лесных зверей непростая, но с такой защитой лосята могут быть спокойны. Рядом со взрослым лосем стоит лосиха, она поменьше ростом и без рогов.

Многие ошибочно называют стоящего на страже самца-вожака – лосихой. На самом деле самки лосей безрогие и чуть меньше ростом. Самцы сбрасывают рога в ноябре-декабре, потому можно говорить о том, что на картине изображена либо поздняя осень, либо ранняя зима.

Атмосфера картины несколько сероватая, хмурая. Небо затянули серые тучи, которые скрывают яркое солнце. Таким образом художник подчеркнул промозглый холод, который царит вокруг. Повсюду лежит неглубокий снег. На открытой местности лосей со всех сторон обдувает холодный ветер.

3) Определение темы и основной мысли сюжета картины.

– О ком или о чем эта картина?

– Какова основная мысль? Что хотел сказать этой картиной художник?

– О чем будем писать сочинение? Как его назовете? Запишите заголовок сочинения.

IV. Работа по составлению предложений

1) Беседа по вопросам учебника (стр. 118, упр.191).

– Сейчас мы рассматриваем картину:

– Что изобразил художник на картине? (зимний лес и семью лосей)

– Почему картина так названа? (Главные на ней лоси)

– Какое время года изображено на картине? (Наступила зима.)

– Расскажите, какие изменения произошли в неживой природе?(Серые тучи затянули небо. Вся земля покрыта снегом. На снегу видны следы животных.)

– Какие цвета автор использует на картине и почему? При помощи таких цветовых гамм художник пытается передать ту печаль и грусть которые испытывают лоси. О том, как нелегко, зимой добывать себе пищу. Глядя на это полотно становится грустно и печально, хочется помочь животным пережить эту холодную зиму.

– Кого художник изобразил в центре картины? (Это лоси. Они проголодались и пришли на поляну.)

– Откуда вышли лоси? (Лоси вышли из леса.)

– Чем они заняты? (Они увидели сено и едят его).

– Что такое стог сена? (Стог – это большая копна. Ее заготовили люди, которые работают в этом лесничестве).

– Посмотрите на лосят. Какие они?

– Чем занялись лосята? (Они увидели сено. Маленькие лосята с удовольствием жуют.)

– Как вы думаете, почему взрослые лоси не едят?

– Посмотрите на лося-самца. Какой он?

– Посмотрите, большой лось внимательно смотрит по сторонам. Почему? (Он их сторожит)

– Что мы видим на заднем плане картины?

– Какое общее впечатление от картины? Понравилась ли вам картина? Чем?

2) Составление плана.

– Из каких частей состоит текст? (Вступление, основная часть, концовка (мои впечатления)).

План сочинения по картине «Лоси», 2 класс

  1. Художник А.С.Степанов
  2. Природа, время года
  3. Передний план, лоси
  4. Мои впечатления от картины

План

I. Вступление.

  • О художнике и его творчестве.

II. Основная часть.

1) На переднем плане репродукции картины

2) На дальнем плане репродукции картины

III. Заключение.

  • Какие чувства вызывает картина?
  • Каждая часть пишется с красной строки.
  • Устное составление предложений.

– На доске вы видите вопросы и опорные слова. Эти слова вы можете использовать при составлении своих предложений. Составьте устный рассказ.

Вопросы

Опорные слова

1 часть

Кто такой А.С.Степанов?

известный русский художник

талантливый русский художник

знаменитый русский художник

Какие картины создавал А.С.Степанов?

о русской природе и животных

про животных и русскую природу

о красоте родной природы

Что изобразил художник на картине?

семью лосей

Какой день изображён на этом полотне?

пасмурный зимний день

В каких тонах написана картина?

в серых и коричневых

темные серые краски

мрачные цвета

Почему картина так названа?

потому, что на ней изображены лоси

2 часть

Что виднеется на дальнем плане картины?

зимний лес

Какое небо нависло над зимним лесом?

серое и пасмурное

хмурое

серое и темное

Трудно зимой в лесу лосям найти корм?

трудно

Кто помогает животным?

Лесники

Что делают люди?

подкармливают зверей

Что изображено в центре картины?

стог сена, занесённый снегом

стог сена

большой стог душистого сена

Кого мы видим рядом со стогом сена?

семья лосей

семья сохатых

Откуда она вышла?

из леса

Чем занялись лосята?

принялись есть вкусное душистое сено

с аппетитом едят душистое сено

с жадностью едят сено

наслаждаются вкусным угощением

Что делает мама-лосиха?

протянула голову к сену

ест сено и посматривает по сторонам

прячет от холодного ветра маленького лосёнка

Кто охраняет свою семью?

старый сильный лось

Какой папа-лось?

большой, сильный, с красивыми рогами

Какая шерсть у лося?

Грубая, короткая, темного цвета

Какая голова у этих животных?

большая с вытянутой мордой

Какие у него ноги?

Стройные, высокие

Какие рога у старого лося?

Огромные ветвистые

О чём говорят его огромные ветвистые рога?

о силе главы семьи

Что он делает?

настороженно прислушивается, нет ли опасности

охраняет свою семью

прислушивается к каждому шороху

настороженно стоит и прислушивается

внимательно вглядывается вдаль

следит, чтобы никто не подкрался незаметно

3 часть

Какое чувство вызвала эта картина?

чувство жалости, потому что лосям трудно приходится зимой

грустное чувство, потому что появляется желание помочь семейству лосей пережить это трудное зимнее время

чувство восторга, потому что изображена красота и величие лесных красавцев-лосей

О чём вы задумались?

Я задумался (лась), что всё живое требует внимания и заботы со стороны человека;

Очень хочется помочь семье лосей спастись от голода.

Какие общие впечатления от картины?

Мне картина понравилась, потому что…

3) Орфографическая работа.

– Прочитайте еще раз опорные слова. Слова на какие правила встретятся в тексте? О чем нужно помнить? Как проверить слова?

VI. Практическая работа

– Используя опорные слова, запишите текст. После выполнения, проверьте свою работу.

VII. Итог

– Что вы сегодня нового узнали и чему вы научились на уроке?

Список использованных источников:

  1. Абрамова Татьяна Анатольевна Обучающее сочинение по картине А.С.Степанова “Лоси”: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/12/06/obuchayushchee-sochinenie-po-kartine-asstepanova-losi
  2. Блинцов А.А. Картина «Лоси» Степанова: https://art-assorty.ru/63219-kartina-losi-stepanova.html
  3. Малых Галина Викторовна Опорная карточка к сочинению по картине А.С.Степанова «Лоси»: https://koncpekt.ru/nachalnye-klassy/konspekty-urokov/russkij-yazyk-2klass/2709-opornaya-kartochka-k-sochineniyu-po-kartine-a-s-stepanova-losi.html
  4. Русский живописец Алексей Степанов: https://www.liveinternet.ru/users/nianfora_n/post248544703
  5. Чернова Людмила Николаевна Конспект урока русского языка Тема: «Сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси»: https://infourok.ru/konspekt_uroka_russkogo_yazyka_tema_sochinenie_po_kartine_a.s.stepanova_losi-374847.htm

ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ Составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси» Русский язык 2 класс УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ МОУ «Школа №58 г.Донецка» Учитель начальных классов Ярченко Н.П.

ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ Составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси»

Русский язык

2 класс

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

МОУ «Школа №58 г.Донецка»

Учитель начальных классов

Ярченко Н.П.

Беседа. Послушайте стихотворение. Лось шагает по дубраве: Треск и шум стоит вокруг. Столько шума, чтобы знали: «Не стреляйте, я ваш друг!» В заповеднике сохатый Не боится никого. Он, конечно же, рогатый, Но рога-то для чего? По секрету между нами: Если кто-то нападёт, Напугает он рогами И тихонечко уйдёт.

  • Беседа. Послушайте стихотворение.

Лось шагает по дубраве:

Треск и шум стоит вокруг.

Столько шума, чтобы знали:

«Не стреляйте, я ваш друг!»

В заповеднике сохатый

Не боится никого.

Он, конечно же, рогатый,

Но рога-то для чего?

По секрету между нами:

Если кто-то нападёт,

Напугает он рогами

И тихонечко уйдёт.

ЗНАКОМСТВО СО ЗВЕРЕМ Каким вы представили лося? (Большой, грозный с виду, но добрый). Лоси – очень крупные животные. Длина тела самца до 3 м, высота в холке до 2,3 м, масса 360-600кг. Это чуть меньше, чем весим мы все вместе. Лось очень сильное животное, его боятся и волки, и медведи. Но несмотря на свой грозный вид – это травоядное животное, и сам ни на кого лось не нападает.

ЗНАКОМСТВО СО ЗВЕРЕМ

  • Каким вы представили лося?

(Большой, грозный с виду, но добрый).

Лоси – очень крупные животные. Длина тела самца до 3 м, высота в холке до 2,3 м, масса 360-600кг. Это чуть меньше, чем весим мы все вместе. Лось очень сильное животное, его боятся и волки, и медведи. Но несмотря на свой грозный вид – это травоядное животное, и сам ни на кого лось не нападает.

Стог – это большая копна. Ее заготовили люди, которые работают в этом лесни-честве.  

  • Стог – это большая копна. Ее заготовили люди, которые работают в этом лесни-честве.  

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ Откройте «Картинную галерею» учебника, найдите картину А.С.Степанова «Лоси» Что изображено на картине? (Лоси вышли на поляну и увидели стог сена. Малыши едят сено, взрослые лоси их охраняют.) Посмотрите на лосят. Какие они? (Маленькие, стройные, беззащитные). Как вы думаете, почему взрослые лоси не едят? ( Они охраняют малышей, прислушиваются.) Посмотрите на лося-самца. Какой он? (Большой, сильный, с ветвистыми рогами.) - У лосихи таких рогов, как у самца, нет, но в случае опасности и она сможет постоять за лосят. Они это знают и спокойно едят сено.

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ

  • Откройте «Картинную галерею» учебника, найдите картину А.С.Степанова «Лоси»
  • Что изображено на картине?

(Лоси вышли на поляну и увидели стог сена. Малыши едят сено, взрослые лоси их охраняют.)

  • Посмотрите на лосят. Какие они?

(Маленькие, стройные, беззащитные).

  • Как вы думаете, почему взрослые лоси не едят?

( Они охраняют малышей, прислушиваются.)

  • Посмотрите на лося-самца. Какой он?

(Большой, сильный, с ветвистыми рогами.)

– У лосихи таких рогов, как у самца, нет, но в случае опасности и она сможет постоять за лосят. Они это знают и спокойно едят сено.

Упр. 191, с. 118.

  • Упр. 191, с. 118.

(Начало, основная часть, концовка.)

(Начало, основная часть, концовка.)

Что художник изобразил на картине? Почему картина так названа? Я увидел(а) в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины А.С. Степанова «Лоси». На ней художник изобразил семью лосей. Запишите эти предложения.

  • Что художник изобразил на картине? Почему картина так названа?
  • Я увидел(а) в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины А.С. Степанова «Лоси». На ней художник изобразил семью лосей.
  • Запишите эти предложения.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Проверь написание слов: увид е л р е пр о дукц и я к а рти нн ая г а л е рея из о бр а зил

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

  • Проверь написание слов:

увид е л

р е пр о дукц и я

к а рти нн ая г а л е рея

из о бр а зил

Ответьте на вопросы: Откуда вышли лоси? Что они увидели на опушке леса? Чем занялись лосята? Кто их охраняет? Каким был старый лось?

  • Ответьте на вопросы:
  • Откуда вышли лоси?
  • Что они увидели на опушке леса?
  • Чем занялись лосята?
  • Кто их охраняет?
  • Каким был старый лось?

Проверь написание слов: ИЗ ЗИМН ЕГО ЛЕСА НА О ПУШК Е О НИ УВИД Е ЛИ Л О СЯТА, Л О СИХА ПР И Н Я ЛИСЬ ДУ ШИ СТ ОЕ СЕН О О ХР А НЯЛИ Т Ё МНОГО ЦВЕТА В Е ТВИСТЫЕ Р О ГА НАСТ О РОЖЕ ННО ПР И СЛУ ШИ ВАЮ ТСЯ

  • Проверь написание слов:

ИЗ ЗИМН ЕГО ЛЕСА

НА О ПУШК Е

О НИ УВИД Е ЛИ

Л О СЯТА, Л О СИХА

ПР И Н Я ЛИСЬ

ДУ ШИ СТ ОЕ СЕН О

О ХР А НЯЛИ

Т Ё МНОГО ЦВЕТА

В Е ТВИСТЫЕ Р О ГА

НАСТ О РОЖЕ ННО

ПР И СЛУ ШИ ВАЮ ТСЯ

Из зимнего леса вышла на опушку семья лосей. Они увидели стог сена. Лосята принялись есть вкусное душистое сено. Лосиха и старый лось не едят. Они охраняют малышей. Взрослые лоси настороженно прислушиваются - нет ли опасности. Лось – большой и сильный зверь, тёмного цвета, с огромными ветвистыми рогами. У лосихи нет рогов, но она тоже может постоять за лосят. Малыши это знают и спокойно едят сено.

  • Из зимнего леса вышла на опушку семья лосей. Они увидели стог сена. Лосята принялись есть вкусное душистое сено. Лосиха и старый лось не едят. Они охраняют малышей. Взрослые лоси настороженно прислушиваются – нет ли опасности. Лось – большой и сильный зверь, тёмного цвета, с огромными ветвистыми рогами. У лосихи нет рогов, но она тоже может постоять за лосят. Малыши это знают и спокойно едят сено.

Понравилась ли вам картина? Чем? Мне очень понравилась картина А.С.Степа-нова «Лоси». На ней родители-лоси кормят и охраняют своих малышей.

  • Понравилась ли вам картина? Чем?
  • Мне очень понравилась картина А.С.Степа-нова «Лоси». На ней родители-лоси кормят и охраняют своих малышей.

ЗАПОМН И ЛАСЬ П О НРАВ И ЛАСЬ О ХР А НЯЮТ

ЗАПОМН И ЛАСЬ

П О НРАВ И ЛАСЬ

О ХР А НЯЮТ

        нн мм бб сс

        нн

        мм

        бб

        сс