Обновлено: 27.04.2023
Русский язык считается самым сложным языком в мире. Трудности, связанные с выставлением знаков препинания, грамматикой, произношением и многие другие причины. Особое место среди них занимают части речи. Они бывают самостоятельными и служебными, чтобы люди могли выразить своим мысли и чувства.
Самой интересной и наиболее выразительной частью речи, на мой взгляд, является глагол. “Глагол — самая огнепышущая, самая живая часть речи”, — писал А. Югов. Глагол возник раньше остальных частей речи, и уже тогда он имел формы, изменялся по числам и наклонениям. Заслуживает внимания ещё и потому, что имеет лицо и даже три. И целых два спряжения. А ещё есть интересная группа безличных глаголов, передающих состояние человека.
называя действие, которое происходит само по себе. Ещё глагол богат тем, что подразделяется на причастие, деепричастие и инфинитив. Тем самым дополняя предложение точностью и выразительностью. Степени сравнения также показывают превосходство глагола над остальными частями речи.
Глагол — самая живая часть речи. Он помогает нам выражать свои мысли и чувства как никакая другая. Да и не просто помогает. Без глагола мы не смогли бы нормально и связно даже разговаривать. “Глаголы — это какие-то “живые слова”, оживляющие всё, к чему приложены” (А. Н. Пешковский). Если прилагательное кое-где приукрашивает нашу речь, то убрав глагол, мы не смогли бы сказать ни одного предложения четко, сформулировав нашу мысль так, чтобы нас поняли.
Удивительно, как столько всего вмещает в себя эта часть речи. Но и как сложно это все выучить. Глагол ещё коварен как правильностью произношения, так и правильностью его употребления.
Но не только мы используем глагол лишь для того, чтобы описывать наши действия. Ещё он богат тем, что собой может превзойти любое прилагательное. Огромный вклад глагола есть и в художественной литературе. Например, А. С. Пушкин сделал свою поэзию необычной с помощью глаголов. Когда другие использовали для точнейшей передачи чувств и мыслей прилагательные, Пушкин показал, как красиво это умеют делать глаголы. В стихотворении “Зимнее утро” вся выразительность отражена именно в глаголах. Или, взяв отрывок из текста А. Серафимовича, убрать все глаголы оттуда, то он потеряет не только выразительность, но и смысл. Это будет больше похоже на набор слов.
Потеряв глагол, мы потеряем какую-то особенность нашей речи, ее собранность. А ведь для каждого языка важна его индивидуальность и красноречие. “Мир состоит из глаголов, а не существительных”
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Каждая часть речи в языке важна и выполняет свою работу вместе с другими, самостоятельными и служебными, чтобы люди могли выразить разнообразные мысли и чувства.
Самой интересной и выразительной частью речи является, по-моему, глагол. Он мне нравится больше всего. Он и возник раньше других частей речи для обозначения действия. Видимо, для людей прадавних времён, когда зарождался язык, важно было передать именно поступок, деланье. Тогда же у глагола, должно быть, возникли и формы числа – единственное и множественное. Ведь очень важно было передать смысл, один человек пошёл на охоту или пошли все соплеменники.
Причём глагол может передать действие в трёх временах: настоящем, прошедшем и будущем. При этом не остаётся сомнений, решил ли ученик задачу и эта проблема у него в прошлом; или бьётся над ней и решает сейчас, в настоящем; или засядет за неё и решит в будущем, надо полагать, недалёком.
Глагол заслуживает внимания ещё и потому, что имеет лицо, даже три. Такой многоликий он в настоящем и будущем времени. 1-ое, 2-ое и 3-ье лица, соотносимые со словами я/мы, ты/вы, он, она, оно/они обеспечивают глаголу исполнение двух очень важных ролей-должностей в королевстве Лингвистика. Эти роли называются I и II cпряжения. Как начнёт глагол изменяться по лицам и числам в настоящем и будущем временах, так сразу становится понятно, что он собой представляет в смысле спряжения (тематическая Е в окончании – у I спряжения, а если фигурирует И – имеем дело со II спряжением).
Дело осложняют подданные королевства, не пожелавшие подчиниться общему распределению ролей. Они полагали стать избранными, но стали лишь исключениями. А исключения никто не любит, особенно ученики, потому что эти глаголы-выскочки требуют, чтобы их постоянно не гнали, а держали в памяти, смотрели и видели, как их все ненавидят, что даже слышать о них не желают, хотя те и сами уже раскаялись; им давно надоело зависеть от дырявой памяти учеников, терпеть, что каждый вертит пальцем у виска, желая их обидеть и даже запретить дышать. Обидно то, что они не претендовали на первые роли – они лишь настояли на своём исключительном праве относиться ко II спряжению.
У глаголов прошедшего времени нет грамматических страстей: уж различить мужской, женский и средний род ни для кого не составит труда: яблоко поспело, помидор созрел_, груша пожелтела.
А есть ещё интересная группа безличных глаголов, передающих состояние человека или называющих действие, происходящее само по себе (например: не сидится, знобит; светает, смеркается). Есть в этих глаголах какой-то налёт безответственности, но в то же время их любят писатели. Одним словом – моросило – можно передать настроение, описать пейзаж (добавив ещё одно слово – по-осеннему).
Данное сочинение – попытка порассуждать о глаголе самом по себе. А ведь он ещё живёт интересной многогранной жизнью в предложении, где у него масса синтаксических ролей.
Сочинение на тему Глагол
Русский язык состоит из множества различных частей речи и каждая из них играет свою роль. Они помогают людям правильно выразить свои мысли и эмоции. Также, они могут быть и самостоятельными, и зависимыми.
Но всё-таки я глагол люблю больше всего. Я считаю что именно глагол является самой красивой частью речи в русском языке. Именно глагол появился самым первым в русском языке. Мне кажется, что именно действие важно передать в первую очередь. Наверное также думали и люди в прошлом. Именно в те времена у глагола появились разные формы числа — единственное и множественные. Люди в те времени считали важным количество людей, исполняющие действие.
Я считаю что глагол заслуживает особого места в русском языке, ведь без него было бы просто невозможно передать действие в письме. Эта форма речи выделяется ещё тем, что имеет лицо. Причём лицо может применяться и в прошлом времени, и в настоящем, и даже в будущем. Именно этим глагол заслуживает важное место в русском языке. Глаголы могут полностью изменяться и по времени, и по числу, и по лицу. Также, он может меняться и в спряжении.
Но в мире русского языка глаголы всегда притесняются. Их должны были сделать избранными, но они стали лишь исключениями. И их очень не любят ученики. Ведь исключения приходится долго учить. А ведь всего лишь нужно запомнить что эти слова относятся ко второму спряжению.
У глагола есть и неопределённая форма. Её называют инфинитивом. Глагол в форме инфинитива отвечает на несколько вопросов: Что делать? Что сделать? Этот глагол очень легко определить, просто задав эти два вопроса. Также, инфинитивы разделяют на два вида: совершенные и несовершенные. Если у глагола есть приставка -с, то это совершенный вид. Если же всё иначе, то это глагол считается несовершенным.
ОГЭ по русскому сочинение 15.1. Глагол — самая живая часть речи
Задание
Вариант 1
Основная часть речи в языке, отвечающая за обозначение действия, — это глагол. Без него нет событийности, нет динамики повествования.
А сколько глаголов в последнем абзаце помогают рассказчику передать свою боль! Как много он хотел бы сделать, чтобы уменьшить муки совести! И эти стремления переданы в предложении 55 именно глаголами. Они подчеркивают острое желание рассказчика искупить свою вину.
Вариант 2
Мир, в котором мы живем и который изображается в произведениях, постоянно меняется, развивается, и именно глаголы помогают передать эти действия.
, Давайте проиллюстрируем широкий диапазон употребления этой части речи, сгруппировав примеры, которых много в тексте В. Надыршина.
Я абсолютно согласен с этим высказыванием писателя А.К. Югова.
Вариант 3
Можно ли представить себе связное повествование, в котором никак не изображено движение, нет действий, деталей, описывающих происходящее? Разве что с трудом…
Обратимся за примерами к рассказу В. Надыршина.
Действительно, глагол — практически незаменимая в языке часть речи.
Текст для работы
(1)Не помню, как его звали. (2)Он жил на Сортировочной и в нашу школу перешел временно, потому что его мать положили в больницу, а здесь, в третьем микрорайоне, жила бабушка. (З)Новенького посадили со мной, и это мне не понравилось: значит, когда я просил посадить меня с Колькой
Лыковым — нельзя, посадите с Саней Табуховым — опять нельзя, а тут, оказывается, можно!
(13)— Димон, ты же сидел с ним, у вас с ним был мир! (14)3айди к нему, позови его к себе домой — музыку там послушать или чего еще… — попросил меня Колька. (15)— Ты же умный, схитри как-нибудь, чтобы он вышел на улицу.
(16) Мне польстило, что ко мне обратился Колька, что он при всех назвал меня умным, что поручение, которое требует смекалки и находчивости, по его мнению, могу выполнить только я.
(17) Через полчаса я уже звонил в дверь квартиры, где жил новенький.
(19) — Как чего? (20)Посмотреть в твои глаза! — насмешливо сказал я. (21)— Ты-то умчался, как быстроногая лань, а я за тебя получил по полной программе.
(22) —А ты-то при чем?
(23) — Как при чем? — удивился я. (24)— Мы же вместе сидим, значит, мы друзья, вот мне за тебя и вломили! (25)До сих пор ребра болят… (26)Пройти-то можно?
(28)Мы попили, чай, он показал свои рисунки… (29)Неплохо он рисовал. (ЗО)Потом я посмотрел на часы и позвал его к себе в гости.
(31) — Давай только не сегодня!
(32) Внутри у меня все упало: ребята из нашего класса уже ждали нас в засаде возле недостроенного дома.
(33) — Понимаешь, у меня братишка болеет, и я хотел, чтобы ты нарисовал ему какую-нибудь картинку, он любит разные сказочные сюжеты, волшебные миры…
(34) — Ну, раз так, то пойдем…
(35) Тот путь я помню до сантиметра, словно шел босиком по гвоздям. (Зб)Новенький что-то говорил мне, а я торопливо кивал головой. (37)Ребро недостроенного дома. (38)Я вижу выбитый асфальт, рулоны рубероида, краешек пакета, где лежат альбомные листы и краски… (39)Горячий воздух, словно напильник, режет мою грудь. (40)Я остановился. (41)А новенький сделал еще несколько шагов. (42)Кусты шевельнулись. (43)Все! (44)Навстречу нам медленно вышел Колька Лыков и зловеще улыбнулся.
(49)— Димон, беги! (50)Чего ты стоишь?
(51)И тут я улыбнулся, а остальные засмеялись. (52)Только тогда он все понял и посмотрел на меня. (бЗ)Удивленно, недоверчиво. (54)В ту секунду мне показалось, что сожженная этим взглядом кожа, словно чулок, сползла с моего тела…
(55)…Уже много лет я мечтаю кого-то спасти: я мечтаю вытащить тонущего из воды, защитить девушку от хулиганов, вынести раненого с поля боя и согласен даже умереть, совершая героический поступок. (56)Но никто на моем пути не тонет, никто не горит, никто не просит меня о помощи. (57)В жалобно протянутых ладонях я несу свое окровавленное сердце: все надеюсь, что когда-нибудь увижу преданного мною паренька и он меня простит. (58)Или хотя бы поймет. (59)Или, по крайней мере, выслушает… (60)Но он живет где- то на Сортировочной, в нашу школу его перевели временно, и наши жизненные пути все никак не могут пересечься.
Похожие материалы:
- ОГЭ русский язык сочинение 15.3. Что такое целеустремлённость? — —
- Сочинение ОГЭ 15.3. Что такое зависть? — —
- Пример сочинения 15.3 ОГЭ русский язык. Что такое предательство? — —
- Сочинение по русскому ОГЭ 9 класс 15.3. Что такое малодушие? — —
- Сочинение-рассуждение 9 класс огэ 15.3. Что такое милосердие? — —
- Сочинение по русскому ОГЭ 15.3. Что такое обида? — —
- Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое открытие? — —
- ОГЭ русский язык сочинение 15.3. Что такое подвиг? — —
- Сочинение ОГЭ 15.3. Что такое предательство? — —
Вариант 2
Глагол, как и другие части речи любого языка, подвержён влиянию времени. В наши дни какие только слова не изобретаются – и неологизмы, продиктованные новыми разработками, и сленговые выражения. Это понятно, но вот всё-таки хочется, чтобы каждый используемый в речи глагол имел культурную оболочку и был приятен человеческому слуху и глазу. Давайте глаголить чистоплотно!
Другие сочинения: ← Чему учат сказки?↑ по русскому языкуРечевой этикет →
На какие вопросы отвечает глагол
Примеры глаголов в составе предложения:
Утром мы посмотрели интересный фильм.
В центре города стоит памятник великому поэту, о котором нам рассказывал экскурсовод.
Этот текст преподаватель будет спрашивать на следующем занятии.
Глаголы подчеркнуты зеленой чертой.
Что такое глагол в русском языке
В русском языке глагол является самостоятельной частью речи, обозначающей процесс, отношение, действие или состояние лица, предмета либо явления.
Грамматическое значение глагола выражается: категориями вида, спряжения, возвратности, переходности, наклонения, залога, числа, лица, рода и времени. Глагол как часть речи представлен несколькими классами форм:
- Спрягаемыми формами (читал, собирается);
- Инфинитивом (искать);
- Причастиями (написанный, сверкающий);
- Деепричастиями (нарисовав).
Особенности
Грамматические категории залога, вида, спряжения, возвратности и переходности присущи всем глаголам и отглагольным формам, тогда как другие категории зависят от речевой ситуации, в которой глагол используется:
ТОП-5 статейкоторые читают вместе с этой
- 1. Морфологические признаки глагола
- 2. Неопределенная форма глагола
- 3. Формы глагола
- 4. Как определить наклонение глагола?
- 5. Переходность глагола
- Наклонение – присуще исключительно спрягаемым глаголам;
- Число – не свойственно инфинитиву и деепричастию;
- Род – присущ формам сослагательного наклонения, глаголам прошедшего времени и причастиям;
- Время – свойственно формам изъявительного наклонения;
- Лицо – присуще спрягаемым отглагольным формам изъявительного наклонения настоящего и будущего времени, а также формам повелительного наклонения.
Русский язык состоит из многих частей речи. Здесь есть и имя существительное, и имя прилагательное, и наречие, и причастие , и местоимение, и еще много других частей речи. Казалось бы, ничего страшного не случится, если одну из частей речи убрать. Зачем нам, например, глаголы? Но, на самом деле, глаголы очень важны. Ведь они обозначают все действия, которые происходят с нами в жизни.
Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической и др.), различные явления природы.
По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов глаголов входит около 2500. Самыми частотными из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.
Высокая эстетическая ценность глагола.
Цель моей работы – доказать, что кроме содержательной насыщенности глагола, он обладает ещё и высокой эстетической ценностью, на что специально обращали внимание многие писатели.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_russkomu_yazyku_6_klass.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 585
Кировского района Санкт-Петербурга
по русскому языку
Проект выполнил: Лаврентьев А., 6-а класс
Руководитель проекта: Шилина Н.В., учитель
русского языка и литературы
Глагол – необыкновенная часть речи.
Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической и др.), различные явления природы.
По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов глаголов входит около 2500. Самыми частотными из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.
Высокая эстетическая ценность глагола.
Цель моей работы – доказать, что кроме содержательной насыщенности глагола, он обладает ещё и высокой эстетической ценностью, на что специально обращали внимание многие писатели.
Художественный эффект усиливается, если к глаголам речи присоединяются ещё и наречия, характеризующие глаголы: удивлённо согласилась, испуганно перебила, резонно спросила, весело сказала и т. п.
О труде существует бесконечное множество пословиц и поговорок:
– Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
– Труд человека кормит, а лень портит.
– Терпение и труд всё перетрут.
– Трудовая денежка до веку кормит и др.
Вспомним наиболее общие слова, обозначающие трудовую деятельность: работать, делать, трудиться. А в каждой отрасли есть свои слова: в сельском хозяйстве – пахать, сеять, косить, боронить, сгребать, жать, полоть, убирать, молотить, копнить и др.; в строительстве – строить, штукатурить, асфальтировать, бетонировать, красить, белить, месить и др.; в домашнем быту – варить, чистить, мыть, стирать, печь, вытирать, полоскать, выжимать, резать, гладить, мочить, солить и др.
Глаголы звучания и цвета.
Повсюду нас окружают звуки. Просыпаемся от заливистого звона будильника, начинают хлопать двери, на улице громыхает проезжающий мимо грузовик, на кухне гремят посудой.
А сколько звуков мы услышим в лесу! Разноголосо поют птицы, шаловливо журчит ручей, шумят столетние сосны, шелестит листва, а у вас гулко стучит сердце от переполняющей радости общения с природой.
«Все деревья в полном соку, все травы цветут, благоухают. Куда ни оглянись, всё цветы, цветы, и цветы… Там желтеет зверобой, синеют тёмно-голубые бубенчики и середь яркой изумрудной зелени белеет благовонная купена и алеют ягоды костяники.
Говоря о глаголах звучания, нельзя не вспомнить А.С. Пушкина. Исследователи его творчества отмечали, что поэт всегда был скуп на прилагательные. Есть строфы, в которых прилагательные почти полностью отсутствуют, и в этом случае идейно-художественным центром текста становятся глаголы.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
Затем автор переходит к звуковым образам:
То, как зверь, она завоет,
То, заплачет, как дитя
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
О любви А.С. Пушкина к глаголам пишет и поэт С. Маршак:
«Глаголы, великолепные, энергичные, действенные, пронизывают всё описание Полтавской битвы:
Полки ряды свои сомкнули,
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Сила русского глагола.
Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться длительное время ( прыгать, толкать, кричать, думать, слушать ), но может произойти в один момент ( прыгнуть, толкнуть, крикнуть, блеснуть ), может обозначать начало действия ( запеть, закричать, заболеть, загреметь ) или, напротив, его конец ( допеть, доварить, доделать, дописать, дочитать ), может указывать на действие, доведённое до определённого результата ( прочитать, сварить, выбелить, отстроить, прожарить ), или происходить время от времени, с некоторыми перерывами ( помешивать, похаживать, подкармливать, почитывать ), или действие, ограниченное во времени ( посидеть, полежать, почитать, поговорить ).
Значений этих много, но уже очевидно то, что эти своеобразные значения возникают при присоединении к глаголу или новой приставки, или нового суффикса, а иногда и того и другого. Так, например, от глагола играть можно образовать почти все названные здесь значения: заиграть, доиграть, выиграть, доиграться, отыграться и др.
Таким образом, В.Я. Брюсов, как и В.Г. Белинский, и многие другие русские писатели в возможности глагола присоединять к себе различные приставки и суффиксы увидел мощное средство обогащения русского языка глаголами.
В своей работе я хотел показать, как велика изобразительная сила глагола, когда его используют в своих произведениях писатели и поэты. Вот, что пишет о глаголе
Оценить 1835 0
Вспомним определение глагола. Глагол-это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать, что сделать? Следовательно, назначение глагола -выражать действие. Глаголы прежде всего выражают действия, связанные с жизнью и деятельностью человека. Вот почему глагол занимает второе место по частоте употребления после имени существительного.
Кроме того, благодаря глаголам, наша речь становится более яркой, выразительной, точной. Сложно представить русский язык без глаголов. Он станет скучным, непонятным.
Таким образом, прав в своей оценке глагола писатель А. Югов.
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Я тоже работаю по программе Неменского постоянно ищу что-то новенькое, ваши презентации просто клад. Подробнее.
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Читайте также:
- Сочинение на тему кукушка хвалит петуха за то что хвалит он кукушку
- Сочинение что такое сила по тексту паустовского
- Сочинение рассуждение лексика древней книжной речи
- Новый год во время войны сочинение
- Леонов золотая карета сочинение
10 апреля 2020
В закладки
Обсудить
Жалоба
Сочинения 9.1, 9.2, 9.3 к новому сборнику ОГЭ-2021 «Типовые экзаменационные варианты» под редакцией И. П. Цыбулько.
Начало текста
В нашем классе когда-то висели картины. Их давно сняли, но в стенах осталось шесть больших железных костылей. Эти костыли вызвали у нас одну «удачную мысль».
Сочинения
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя А.К. Югова: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая кровь языка, ведь назначение глагола – выражать само действие».
Писатель А.К. Югов называет глагол «огнепышущей и живой частью речи». Благодаря глаголам передаётся динамика событий.
Например, в предложении 8 используется глагол «влетел». Действительно, разъярённый учитель латыни Субоч не мог просто зайти в кабинет. Именно поэтому автор выбрал очень удачное слово, которое не только обозначает действие, но и передаёт эмоции.
В 63 предложении есть инфинитивы «запутать и ошеломить». С помощью них К.Г. Паустовский подчёркивает, каким тяжёлым был для учеников экзамен по латыни, но они всё равно успешно справились с ним.
Таким образом, роль глаголов необычайно велика. По частоте употребления они занимают второе место после существительных. К тому же раньше слово «глагол» употреблялось в значении «речь», а А.С. Пушкин призывал «глаголом жечь сердца людей».
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 64 текста: «Но мы мужественно встречали его удары, и экзамен прошёл блестяще».
Смысл 64 предложения я понимаю так: ребята выдержали экзамен несмотря на то, что он был достаточно сложным и учитель всеми силами пытался их запутать. Ученики изменились, потому что раскаялись в своём некрасивом поступке.
В 5-7 предложениях рассказывается о том, какая «удачная мысль» приходит в голову ученикам, решившим похулиганить. Они подвесили нескольких гимназистов к костылям, чем вызвали ярость у учителя латыни. Субоч возмущён тем, что ученики с таким невниманием и равнодушием относятся к его предмету.
В 50 предложении говорится о том, что ребята почувствовали вину и решили исправиться. В итоге гимназисты начали получать по латыни одни пятёрки. Ученики на самом деле испытали чувство стыда за содеянное.
Таким образом, способность к искреннему раскаянию помогает человеку измениться в лучшую сторону. Именно поэтому так важно уметь признавать свои ошибки.
9.3 Как Вы понимаете значение слова РАСКАЯНИЕ?
Раскаяние – осознание собственной вины и желание исправить свои ошибки. Человек может сожалеть о совершённом поступке или резком, случайно вырвавшемся слове. Так ли просто загладить вину?
Например, гимназисты из произведения К.Г. Паустовского неудачно пошутили, чем расстроили учителя латыни. Субоч пристыдил учеников, и они решили улучшить свою успеваемость. Ребята успешно сдали очень сложный экзамен, не попавшись ни на какие уловки латиниста. Гимназисты вовремя задумались о своём поведении и смогли измениться.
Вспомним сказку А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители», главный герой которой – мальчик Алёша. В пансионе ему очень одиноко, в свободное время он читает или кормит курочек. За спасение одной из них мальчик был вознаграждён, ведь Чернушка оказывается не обычной курицей, а настоящим министром. Получив конопляное семечко, которое помогает мальчику всегда делать домашние задания на отлично, Алёша меняется в худшую сторону. Однажды он предаёт Чернушку и других подземных жителей. Но мальчик искренне раскаялся в содеянном и смог встать на путь исправления.
В заключение хочется сказать, что очень легко сбиться с правильного пути, но совсем непросто вернуться к началу дороги. Умение признавать свои ошибки – настоящее искусство, которому необходимо научиться каждому из нас.
- Категория: Сочинение ОГЭ 9 класс
Задание
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя А.К. Югова: «Глагол — самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола — выражать само действие!». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Вариант 1
Основная часть речи в языке, отвечающая за обозначение действия, — это глагол. Без него нет событийности, нет динамики повествования.
Если из предложенного нам для анализа текста убрать глаголы, он потеряет всякую связность и смысл. Первое предложение без слов «помню» и «звали» превратится в набор из частицы, наречия и местоимения!
А сколько глаголов в последнем абзаце помогают рассказчику передать свою боль! Как много он хотел бы сделать, чтобы уменьшить муки совести! И эти стремления переданы в предложении 55 именно глаголами. Они подчеркивают острое желание рассказчика искупить свою вину.
Да, писатель А.К. Югов не ошибался, говоря, что «в глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка».
Вариант 2
Мир, в котором мы живем и который изображается в произведениях, постоянно меняется, развивается, и именно глаголы помогают передать эти действия.
, Давайте проиллюстрируем широкий диапазон употребления этой части речи, сгруппировав примеры, которых много в тексте В. Надыршина.
Итак, глаголы способны обозначать физические действия («метнулся», «отбросил»), перемещения в пространстве («скрылся», «вышел»), деятельность органов чувств («смотрели»), изменение состояния («остановился», «перевели»), речь («попросил», «отвечал», «сказал»). Стоит только убрать глаголы из текста или языка — и все застывает, теряет смысл.
Действительно, «глагол — самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола — выражать само действие!».
Я абсолютно согласен с этим высказыванием писателя А.К. Югова.
Вариант 3
Можно ли представить себе связное повествование, в котором никак не изображено движение, нет действий, деталей, описывающих происходящее? Разве что с трудом…
Глагол — «самая живая часть речи», как верно заметил писатель А.К. Югов. В этой части речи процесс представлен в грамматических формах времени, лица и наклонения, что делает его уникальным средством описания процессов и действий.
Обратимся за примерами к рассказу В. Надыршина.
Глаголы в нем сообщают о том, что повествование идет о событии, случившемся в прошлом («звали», «жил», «перевели», «положили»). Будущий диалог героев рассказа угадывается по глаголу повелительного наклонения «проходи»: в самом деле, не сидели же мальчишки в квартире молча?
Кроме того, глаголы будущего времени «простит», «поймет», «выслушает» в предложениях 57-59 свидетельствуют о том, что рассказчик еще не потерял надежду искупить вину. Именно в этих глаголах заключен основной смысл данных предложений.
Действительно, глагол — практически незаменимая в языке часть речи.
Текст для работы
(1)Не помню, как его звали. (2)Он жил на Сортировочной и в нашу школу перешел временно, потому что его мать положили в больницу, а здесь, в третьем микрорайоне, жила бабушка. (З)Новенького посадили со мной, и это мне не понравилось: значит, когда я просил посадить меня с Колькой
Лыковым — нельзя, посадите с Саней Табуховым — опять нельзя, а тут, оказывается, можно!
(4)Новенький несколько раз обратился ко мне с какими- то дурацкими вопросами: «Как зовут?», «Где живешь?»… (5)Я отвечал нехотя, сквозь зубы, и он отвязался.
(6)А после уроков его повели бить. (7)Это называется «прописка». (8)Бьют несерьезно, больше для формы, как говорится, ничего личного, просто традиция такая. (9)Новенький, увидев толпу, которая его окружила, метнулся к стоящему рядом Сережке Романову, отбросил его ударом в сторону и, ловко увернувшись от Кольки Лыкова, словно ветер, скрылся во дворах. (10)3а ним побежали, но догнать не смогли. (И)Сережка, всхлипывая, вытирал кровь с разбитой губы, а мы хмуро смотрели на него. (12)Решили не ждать завтрашнего дня, а рассчитаться с новеньким сегодня же во что бы то ни стало.
(13)— Димон, ты же сидел с ним, у вас с ним был мир! (14)3айди к нему, позови его к себе домой — музыку там послушать или чего еще… — попросил меня Колька. (15)— Ты же умный, схитри как-нибудь, чтобы он вышел на улицу.
(16) Мне польстило, что ко мне обратился Колька, что он при всех назвал меня умным, что поручение, которое требует смекалки и находчивости, по его мнению, могу выполнить только я.
(17) Через полчаса я уже звонил в дверь квартиры, где жил новенький.
(18) — Тебе чего?
(19) — Как чего? (20)Посмотреть в твои глаза! — насмешливо сказал я. (21)— Ты-то умчался, как быстроногая лань, а я за тебя получил по полной программе.
(22) —А ты-то при чем?
(23) — Как при чем? — удивился я. (24)— Мы же вместе сидим, значит, мы друзья, вот мне за тебя и вломили! (25)До сих пор ребра болят… (26)Пройти-то можно?
(27)— Проходи…
(28)Мы попили, чай, он показал свои рисунки… (29)Неплохо он рисовал. (ЗО)Потом я посмотрел на часы и позвал его к себе в гости.
(31) — Давай только не сегодня!
(32) Внутри у меня все упало: ребята из нашего класса уже ждали нас в засаде возле недостроенного дома.
(33) — Понимаешь, у меня братишка болеет, и я хотел, чтобы ты нарисовал ему какую-нибудь картинку, он любит разные сказочные сюжеты, волшебные миры…
(34) — Ну, раз так, то пойдем…
(35) Тот путь я помню до сантиметра, словно шел босиком по гвоздям. (Зб)Новенький что-то говорил мне, а я торопливо кивал головой. (37)Ребро недостроенного дома. (38)Я вижу выбитый асфальт, рулоны рубероида, краешек пакета, где лежат альбомные листы и краски… (39)Горячий воздух, словно напильник, режет мою грудь. (40)Я остановился. (41)А новенький сделал еще несколько шагов. (42)Кусты шевельнулись. (43)Все! (44)Навстречу нам медленно вышел Колька Лыков и зловеще улыбнулся.
(45)Самое страшное было дальше. (46)Судьба, видно, решила провести меня до последнего круга моего ада. (47)Новенький вдруг взвизгнул, схватил камень и крикнул: «Димон, беги!». (48)Но, увидев, что нас уже окружили, что мне не убежать, он набросился на Тольку Власова, освобождая мне путь.
(49)— Димон, беги! (50)Чего ты стоишь?
(51)И тут я улыбнулся, а остальные засмеялись. (52)Только тогда он все понял и посмотрел на меня. (бЗ)Удивленно, недоверчиво. (54)В ту секунду мне показалось, что сожженная этим взглядом кожа, словно чулок, сползла с моего тела…
(55)…Уже много лет я мечтаю кого-то спасти: я мечтаю вытащить тонущего из воды, защитить девушку от хулиганов, вынести раненого с поля боя и согласен даже умереть, совершая героический поступок. (56)Но никто на моем пути не тонет, никто не горит, никто не просит меня о помощи. (57)В жалобно протянутых ладонях я несу свое окровавленное сердце: все надеюсь, что когда-нибудь увижу преданного мною паренька и он меня простит. (58)Или хотя бы поймет. (59)Или, по крайней мере, выслушает… (60)Но он живет где- то на Сортировочной, в нашу школу его перевели временно, и наши жизненные пути все никак не могут пересечься.
(По В. Надыршину )
А.К. Югов утверждал, что глагол, имеющий назначение выражать действие, является «самой живой частью речи», поскольку в нем «струится самая свежая кровь языка». Что же имел в виду известный лингвист? Попробуем раскрыть смысл его высказывания.
Из школьного курса русского языка известно, что глагол обозначает действие. Так как человеческая жизнь состоит из конкретных действий, то глаголы помогают отобразить реальную действительность в ее развитии. С помощью глаголов подчеркивается динамика действий. Глагол является одной из самых часто употребляемых в речи частей речи. Без употребления в речи глаголов невозможно глубоко и точно высказать собственные мысли, так как действия – неотъемлемая часть жизни каждого живого существа. Большое количество глаголов в одном высказывании говорит о быстрой смене событий. Выбирая из ряда глаголов-синонимов определенное слово, говорящий как можно точно передает особенности действий того или иного лица или явления. Можно в этом убедиться, обратившись к тексту К.Г. Паустовского.
Во-первых, проанализируем предложения №11-12 («Он швырнул на стол журнал, и в ту же минуту весь класс с грохотом перешел в «исходное положение» – стал на ноги и сел на места. А мы, шестеро, отстегнули кушаки, упали на пол и тоже сели за парты»). В данных предложениях насчитывается большое количество глаголов, что помогает передать динамичное развития действия. Стоит отметить, что сочетание слов с глаголом «перешел в «исходное положение»» дополняется глаголами «стал» и «сел», что конкретизирует, каким образом происходило действие. Глаголы «отстегнули», «упали» и «сели», связанные с шестью пристегнутыми ребятами, а также глаголы «стал» и «сел», связанные с остальными ребятами из класса, помогают увидеть ситуацию в ее развитии, с помощью глаголов автор подробно описывает последовательные действия. Использование глагола разговорного стиля «швырнул» помогает подчеркнуть злость учителя латинского языка Субоча. Все это подтверждает мысль о живости глагола, о его способности показывать реальную действительность в ее развитии.
Во-вторых, рассмотрим предложения №65-67. Использованные в данных предложениях глаголы помогают увидеть реакцию всех тех, кого Субоч пригласил к себе на урок. Без глаголов реакция приглашенных была бы неясна. Относительно каждого приглашенного на урок автор использует отличающиеся от других глаголы, с помощью которых демонстрируется внутреннее состояние гостей на определенный момент. Живость глаголов заключается в том, что глаголами в данных предложениях обозначаются действиях троих людей, которые происходят не последовательно, а в одно и то же время, что также в свою очередь указывает на динамичное действие.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: известный лингвист А.К. Югов был прав, говоря о том, что глагол – «самая живая часть речи», поскольку без действий жизнь ни одного живого существа невозможна, а глагол как раз-таки отражает реальную действительность в ее развитии.
С полным текстом К.Г. Паустовского можно ознакомиться по ссылке.
Предыдущая
ОГЭ и ЕГЭ«Но мы мужественно встречали его удары, и экзамен прошёл блестяще» (по тексту К.Г. Паустовского) – сочинение 9.2. по Цыбулько (ОГЭ-2021)
Следующая
ОГЭ и ЕГЭВариант 25 – сочинение 9.3. по Цыбулько (ОГЭ-2020) – Почему мир меняется вокруг взрослеющего ребёнка? (по тексту Б.Л. Пастернака)
Если вы учитесь в 9-м классе, тогда вам пора готовится к сочинению по ОГЭ-21. На этой странице, мы предлагаем прочитать или бесплатно скачать несколько примеров и образцов лингвинистических сочинений по основной теме ЕГЭ, ГИА или ОГЭ-2021 по Русскому языку и Литературе. Данное эссе, реферат или готовое школьное сочинение – рассуждение по плану покажет ученику 9-го класса, как лучше написать итоговое сочинение в школе на основном экзамене ОГЭ-2021. Все сочинения и изложения включают в себя тезис, доказательство, вывод, вступление, аргументы, описание и заключение с выводами. Здесь идет полный разбор произведения разных авторов с планом, а также можно прочитать краткое и полное описание или репортаж. Большое или краткое сочинение-пересказ на экзамене в школе вы сможете написать самостоятельно, прочитав краткие рассказы по данному сочинению – изложению. Основной учебник для подготовки сочинений: Цыбулько ОГЭ 2021 Русский язык. 36 вариантов.
Основной Государственный Экзамен 2020-2021 учебный год. Официальный сайт ОГЭ-2021. Открытый банк заданий. Русский язык. ФИПИ. ФГОС. ОРКСЭ. СТАТГРАД. Школа России. 21 век. ГДЗ. Решебник.
Скачать бесплатно все готовые сочинения ОГЭ 9 класс в 2021 году
Скачать бесплатно аргументы из литературы ОГЭ 9.1, 9.2, 9.3.
Скачать бесплатно несколько уникальных вариантов школьных сочинений
Вариант. Ответы на тест ГИА. 9 класс. Номер сочинение-рассуждения № 9.1, 9.2, 9.3, 15.1, 15.2, 15.3
Задание на экзаменационные сочинение ОГЭ 9 класс
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя А.К. Югова: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая кровь языка, ведь назначение глагола – выражать само действие».
Образец и пример сочинения ОГЭ на тему: Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи Мини сочинение с планом. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами.
Мне понравилось высказывание писателя А.К. Югова о глаголе. Он настолько точно называет его «огнепышущей и живой частью речи», что невольно хочется согласиться с его мнением. Ведь глаголы – это части речи, обозначающие действия, и с помощью их можно легко, точно, образно передать последовательность и динамику событий в повествовании.
Например, удачно подобранный глагол «влетел» в предложении №8 выполняет сразу несколько задач. Во-первых, передает скорость движения, что учитель вошел очень быстро, можно сказать мгновенно. Во-вторых, показывает силу эмоций латиниста – его разъяренность, негодование, злость. Так, одним точным словом можно многое передать, например, сразу и динамику, и эмоции.
В предложениях № 32-36 Паустовский, чтобы показать, насколько слова учителя были красноречивы и убедительны, использует глагол «восклицал», создавая повышенную эмоциональность соответствующим знаком препинания, а также применяет прием парцелляции (разделение текста на отрезки) для придания большей весомости и важности словам, говоря о величии «латыни». Этот воспитательный момент произвел большой эффект на весь класс гимназистов. Они «яростно засели за латынь».
Исходя из приведенных примеров, можно утверждать, что, действительно, глаголы в повествовании имеют огромное значение – они наглядно, ярко и точно передают развитие событий, словесно характеризуют поведение героев и их эмоциональное состояние, делая их реалистичными и живыми.
Читать далее…
.