Автор: Галина Вениаминовна Гусева.
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Астрономия, как и все другие науки, возникла из практических потребностей человека. (2)С развитием общества перед астрономией выдвигались всё новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчётов. (3)<…> постепенно стали создаваться простейшие астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
- Практические потребности человека привели к появлению астрономии, которая развивалась независимо от развития человеческого общества.
- Появление и развитие астрономии тесно связаны с практическими нуждами человека, требующими более совершенных способов наблюдений и методов расчётов, в связи с чем стали создаваться простейшие астрономические инструменты и разрабатываться более совершенные математические методы обработки наблюдений.
- С развитием человеческого общества перед астрономией выдвигались задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчётов.
- Происхождение и развитие астрономии объясняется нуждами человека, потребовавшими более совершенных способов наблюдений и методов расчётов, для которых стали создаваться астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.
- Создание простейших астрономических инструментов и совершенствование математических методов обработки наблюдений привели к развитию астрономии.
Выполнение задания:
Рекомендуется перед прочтением текста найти два одинаковых утверждения. Для этого сначала нужно выделить ключевые слова. В этом задании варианты 2 и 4 почти полностью совпадают. Но сам текст всё же следует прочитать, чтобы проверить ответ и перейти к заданию 2.
Ответ: 2, 4
ЕГЭ-2018. Русский язык. 40 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ
Пособие предназначается для выпускников образовательных организаций и абитуриентов. Оно содержит практические тренировочные материалы, обеспечивающие качественную подготовку к единому государственному экзамену по русскому языку. Пособие включает 40 вариантов экзаменационных работ, составленных в соответствии с требованиями ЕГЭ. 1000 заданий всех типов и уровней сложности снабжены ответами для самопроверки. Материалы пособия могут быть использованы преподавателями образовательных организаций для проведения уроков повторения и контроля знаний, умений и навыков по всем темам курса русского языка, включенным в контрольные измерительные материалы для проведения ЕГЭ.
Купить
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Ведь
Поэтому
Хотя
Несмотря на это,
Однако
Выполнение задания:
Если уловить оттенки значений служебных частей речи сложно, то подсказку можно найти в предыдущем задании. Легко догадаться, что сочетание слов «в связи с чем», заменяет по смыслу слово «поэтому».
Ответ: поэтому
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЩЕСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОБЩЕСТВО, -а, ср.
- В дворянской среде: узкий круг избранных людей. Принят в обществе. Бывать в обществе.
- Добровольное, постоянно действующее объединение людей для достижения какой-либо цели. О. любителей книги. Всероссийское о. охраны природы. Спортивные общества.
- Та или иная среда людей, компания. Попасть в дурное о. Душа общества.
- Совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Феодальное о. Капиталистическое о.
- кого-чего. Совместное пребывание с кем-н. Чуждаться чьего-н. общества. В обществе старых друзей.
Выполнение задания:
Слова с многозначным толкованием в каждом тексте употребляются, как правило, только в одном из своих значений (если, конечно, автор не пытался создать игру слов). Для того, чтобы разобраться, в каком значении слово «общество» употреблено в предложении «С развитием общества перед астрономией выдвигались всё новые и новые задачи», выделим ключевые слова в каждом из пяти толкований. Пятый пункт нам однозначно не подходит: речь идёт о развитии общества, а совместное пребывание развиваться не может. Первые четыре значения можно сгруппировать по общему признаку — объединение людей. Если в тексте говорится об изменении науки, значит, подразумевается длительный период времени. Узкий круг избранных (пункт 1), добровольное объединение (пункт 2) и компания (пункт 3) не смогли бы продержаться так долго. Как единственно верный, остаётся лишь вариант 4.
Ответ: 4
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
мозАичный
облегчИт
созЫв
зАпертый
срЕдства
Выполнение задания:
Вероятнее всего, на экзамене придётся выбирать из слов «мозАичный» и «облегчИт». Может сбить с толку то, что многие говорят «облЕгчит». В таком случае при выполнении этого задания уместно вспомнить стишок: «Надо ранки полечить, чтоб страданье облегчИть»,
Ну и, конечно же, не забыть, что у глаголов ударения часто падают на последний слог.
Ответ: мозаичный
ЕГЭ Русский язык. Орфография и пунктуация в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ
Справочное пособие, включающее все основные орфографические и пунктуационные правила школьного курса в виде доступных и легко запоминающихся схем-таблиц.
Купить
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Когда молодому специалисту ПРЕДОСТАВИЛИ слово, в зале наступила тишина.
Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ.
Цель программы — расширить возможности талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности.
Во время сильного дождя бочки в саду ПЕРЕПОЛНЯЮТСЯ водой.
Замечательная роль ВЕЛИКОГО актёра принесла ему всенародную любовь и славу.
Выполнение задания:
Слово «изобретательный» можно употребить только по отношению к человеку: изобретательный студент. Деятельность же может быть изобретательской.
Вспомним значения этих паронимов — слов, сходных по звучанию и морфемному составу, но различающихся лексическим значением:
Изобретательный — находчивый, быстрый на выдумку, способный изобретать: изобретательная хозяйка, изобретательный мастер, изобретательный ребенок.
Изобретательский — относящийся к изобретательству, к изобретателю: изобретательское бюро, право, творчество, состязание.
Ответ: изобретательской
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
СКОРЕЙШЕГО выздоровления
ИСПЕКЁТ пирожок
ОБОИМИ столами
КОЛЫШЕТСЯ листва
известные КОНСТРУКТОРЫ
Выполнение задания:
Слово «столы» — мужского рода, и форма «обоими» для него подходит. К «полкам» или «кушеткам» подошла бы форма «обеими», так как эти слова женского рода.
В слове «конструктора» ошибиться сложно — так почти никто не говорит.
Написание слов «скорейшего» и «колышется» не кажется затруднительным, ведь мы так и говорим. А вот в слове «испекёт» явно допущена ошибка.
Вспоминаем:
При спряжении глагола ИСПЕЧЬ правильной является одна из форм: ИСПЕКУ. При этом: ИСПЕЧЁШЬ, ИСПЕЧЁТ, ИСПЕЧЁМ, ИСПЕЧЁТЕ.
Ответ: испечёт
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки:
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм Предложения
Предложения:
1) Только прибыв в часть, мы получили разрешение на заселение.
2) В статье говорится об античной культуре, а также о современном искусстве.
3) Российские педагоги проводят ежегодно профессиональные конкурсы, во время которых делились друг с другом накопленным опытом работы.
4) Не посетивших картинную галерею было не так уж много.
5) На тонких ножках качались бутоны гвоздик, ещё до конца не распустившимся.
6) Благодаря использования инновационных технологий заметно повысилось качество выпускаемой продукции.
7) Уверенность в том, что любой новорождённый обязательно владеет каким-то языком, породила целую цепь опытов.
Молодая исполнительница не только любила классическую музыку, но и джаз.
9) Изменив название пьесы, была подготовлена новая афиша.
Выполнение задания:
Решать это задание лучше всего постепенно: методом исключения простых и точных вариантов ответов.
Сначала разберёмся, что легче всего найти.
Пункт А — ошибка в построении предложения с однородными членами. Под такую формулировку подходит множество вариантов ошибок, которые связаны с однородными членами. Поэтому с этого пункта начинать выполнение не стоит.
Лучше всего начать с пункта Б — неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. Чаще всего верный ответ выдают предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, которые требуют формы дательного падежа. Более редкими являются другие производные предлоги: по приезде, по отъезде. А в пункте 6 видим: «Благодаря использования». В форме Дательного падежа должно быть «использованию».
Б — 6
Затем будем искать причастные и деепричастные обороты. Это несложно: причастный оборот в этом задании один — в пункте 5. В предложении под этим пунктом видна явная несогласованность слов.
Г — 5
Вспомним вопросы деепричастия: что делая? что сделав? Здесь два деепричастных оборота. Нужно выбрать из предложений под пунктами 1 и 9. Выделяем обороты и основы. Теперь нужно убедиться в том, что эти предложения не являются безличными. Если найдётся безличное предложение, то это точно будет ошибка, ведь в таких предложениях деепричастные обороты не употребляются. Важный момент, на который нужно обратить внимание: действие, описанное в деепричастном обороте, должен совершать тот, кто назван в подлежащем: Мы могли прибыть в часть (пункт 1), но афиша не могла изменить название (пункт 9).
В — 9
Обнаружить нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм тоже несложно. Нужно выделить в оставшихся предложениях глаголы и обратить внимание на их формы. Теперь находим временное или видовое несовпадение: проводят — настоящее время, делились — прошедшее время.
Д — 3
Остались пункты 1, 2, 4, 7, 8.
В предложениях 1, 4 и 7 пунктов нет однородных членов. Остались 2 и 8.
В предложении 2 пункта настораживает «а также». Бывают предложения с несуществующим союзом «не только, … а также». Здесь нет «не только», значит, это правильный вариант.
Сказуемое и дополнение в 8 предложении никак не могут быть однородными!
А — 8
Ответ:
А — 8
Б — 6
В — 9
Г — 5
Д — 3
Русский язык. Весь школьный курс. Упражнения, диктанты. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ
В этом сборнике множество упражнений и диктантов разной сложности, которые помогут вам подготовиться к экзаменам по русскому языку. Задания подготовлены с учетом программы всего школьного курса.
Пособие будет полезно не только для старшеклассников и абитуриентов, а также для учителей русского языка и преподавателей подготовительных курсов вузов.
Основу настоящего пособия составляют упражнения. Теорети-
ческие сведения представлены как грамматический комментарий
или материал для справок. Важным элементом являются тексто-
вые диктанты обобщающего характера, помещенные в конце каж-
дого раздела.
Пособие предназначено для старшеклассников и абитуриен-
тов, учителей русского языка и преподавателей подготовитель-
ных кур сов ву зов. Оно поможет не только повторить школьную
программу, но и эффективно подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ,
а также к вступительным экзаменам в вуз.
Купить
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
аб..немент
пр..стиж
эк..логия
эт..кетка
п..ркет
Выполнение задания:
Из всего списка слов проверочное можно подобрать только к слову «экология»: эколог.
Ответ: экология
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
ра..положил, и..делие
непр..рывный, пр..бой
нен..глядный, з..йти
ра..считать, и..дать
о..дёрнул, на..кусил
Выполнение задания:
Для решения этого задания вспомним правописание приставок:
- раСположил, раСсчитать — С пишется перед глухими;
- иЗделие, иЗдать — З пишется перед звонкими;
- Приставки ОТ- и НАД- не изменяются: оТдёрнул, наДкусил;
- непрЕрывный — приставка ПРЕ- выступает в значении «прерывание»;
- прИбой — приставка ПРИ- используется в значении «приближение»;
- приставки НА- и ЗА- не изменяются.
Ответ: ненаглядный, зайти
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
выносл..вый
неряшл..вый
подразум..вал
брос..вший
раскра..вая
Выполнение задания:
При выполнении этого задания и задания № 11 можно проговаривать слова, тогда, вероятно, вы услышите, какая буква пишется в слове: подразумЕвал. Но нужно и вспомнить, что суффиксы -ЧИВ- и -ЛИВ- пишутся с И. Также рекомендуется повторить правописание суффиксов глаголов.
Ответ: подразумевал
Русский язык. Суперрепетитор для подготовки к ЕГЭ
Серия «Самый лучший репетитор» — это идеальные помощники для подготовки к экзаменам.
«Русский язык. Суперрепетитор для подготовки к ЕГЭ» — это:
• более 150 упражнений по основным темам русской орфографии, синтаксиса и пунктуации
• доступная форма изложения материала в соответствии с требованиями ФГОС
• задания для комплексного анализа текста в формате ГИА 9 и ГИА 11
• ответы, позволяющие осуществить контроль и ликвидировать пробелы в знаниях
Купить
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
застел..шь
пропущ..нный
неприемл..мые (условия)
исчезн..шь
муч..мый
«ПропущЕнный» и «исчезнЕшь» слышно очень чётко, а вот другие слова можно произнести по-разному. Лучше всего объяснить написание той или иной буквы:
- Застелешь — исключение, 1 спр. (брить стелить, зиждиться), в личном окончании пишется Е.
- Пропущенный — страдательное причастие, инфинитив ПропустИть не на -ать/-ять, поэтому пишется суффикс -ЕН(Н)-.
- Исчезнешь — что сделаешь? что сделать? -исчезнуть. 1 спр, в личном окончании пишется Е.
- Неприемлемый, мучимый: суффиксы отглагольных прилагательных и причастий -ЕМ-/-ИМ- проверяются по спряжению. Мучить — 2 спр.
Ответ: мучимый
12. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Блестят, как губы, (НЕ)УТЁРТЫЕ рукою, и лозы ив, и листья дуба.
Мы так и остались в (НЕ)ДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.
Картошка на огородах до сих пор (НЕ)ВЫКОПАНА.
Маленькие трагедии отдельного человека остаются никем (НЕ)ЗАМЕЧЕННЫМИ.
Выполнение задания:
При выполнении этого задания нужно проверять, употребляется ли каждое конкретное слово без НЕ. Слова «доумение» не существует. Значит, это правильный ответ.
Проверим остальные слова:
- не утёртые рукою, никем не замеченные — причастия с зависимыми словами;
- не осознавая — не с деепричастием;
- не выкопана — не с кратким причастием.
Ответ: недоумении
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
- (ЗА)ТЕМ он повернул линейку компаса (В)ТОМ направлении, в котором скрылся мальчик.
- ТО(ЖЕ) выражение готовности к решительным действиям появилось на лице Артёма, что и при первой нашей встрече, (ПРИ)ЧЁМ даже его глаза выражали ту же уверенность.
- Я (ТОТ)ЧАС направился к Татариновым с таким расчётом, ЧТО(БЫ) не застать Николая Антоновича.
- (В)ТЕЧЕНИЕ некоторого времени Вера получает пылкие и страстные любовные письма от неизвестного ей лица, но (ПО)ПРЕЖНЕМУ не придаёт им значения.
- Онегин, ТАК(ЖЕ) как и герой Б. Констана, умён, но подчёркнуто равнодушен к окружающим его людям и (ПРИ)ТОМ не видит в жизни ничего достойного своих душевных усилий.
Выполнение задания:
Лучше всего делать задание по такому алгоритму:
- Найти слова, которые без всяких сомнений пишутся через дефис: кое-, -то, -либо, -нибудь, всё-таки, двойные наречия. Конкретно в этом задании таких слов мы не обнаружим.
- Посмотреть, есть ли слова, которые однозначно пишутся раздельно. Это предлоги с существительными и местоимениями, слова «как раз», «всё равно», «как бы», «что ли». Предложение из пункта № 1 точно не подходит. «В том» не будет слитно ни в каком случае, ведь это предлог с местоимением.
- Теперь можно найти слова «В течение(и)» и «в продолжение(и)». Они часто встречаются в таких заданиях, и в любом случае пишутся раздельно. Предложение 4 можно вычеркнуть.
- Надо посмотреть, есть ли в задании слова ЧТО(БЫ), ТО(ЖЕ) и ТАК(ЖЕ). С ними, как правило, тоже не должно возникать трудностей. Важно определить, можно ли убрать частицу. В итоге получается, что предложения 2 и 5 не подходят.
Теперь нужно проверить оставшийся вариант: «тотчас» пишется слитно, у «чтобы» нельзя убрать или переставить «бы».
Ответ: тотчас, чтобы
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
На торжестве(1)ой церемонии вручения государстве(2)ых наград была произнесе(3)а пламе(4)ая речь, которая произвела сильное впечатление на собравшихся в зале труже(5)иков тыла.
Выполнение задания:
Задание нетрудное, здесь нужно вспомнить правописание каждого слова:
- торжественной, государственных, пламенная — суффикс -ЕНН- в отымённых прилагательных;
- произнесена — краткое причастие с Н;
- у труженика — (одна Н) написание этого слова надо запомнить.
Ответ: 3, 5
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Проникновенная любовь к родным местам и заснеженным просторам манит к себе рождает раздумья о горечи утрат и тревогу за будущее.
- В самом языке заключены и образы и ритм и рифмы и аллитерации.
- Язык многообразен и многозвучен и разнотонен.
- Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в его голове.
- Воздух лёгок и чист и замёрзла река.
Выполнение задания:
Для верной расстановки знаков препинания определим состав предложений:
- Проникновенная любовь к родным местам и заснеженным просторам манит к себе, рождает раздумья о горечи утрат и тревогу за будущее. В этом предложении есть однородные сказуемые.
- В самом языке заключены и образы, и ритм, и рифмы, и аллитерации. Тут видим повторяющийся союз.
- Язык многообразен, и многозвучен, и разнотонен. Снова замечаем повторяющиеся союзы.
- Не то мысли, не то воспоминания, не то мечты бродили в его голове. Здесь видим три однородных члена с двойным союзом.
- Воздух лёгок и чист, и замёрзла река. А это — сложносочинённое предложение.
Ответ: 1, 5
ЕГЭ. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ
Справочник предназначен для подготовки выпускников средней школы к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку. Издание содержит теоретический материал по всем разделам школьного курса русского языка в 6-11 классах, рекомендации для выполнения заданий частей всех типов частей 1 и 2 экзаменационной работы. Практическая часть включает образцы тестовых заданий, приближённых по объёму, структуре и отобранному материалу к контрольным измерительным материалам единого государственного экзамена. В конце пособия приведены ответы к тестовым заданиям.
Купить
16. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Завершив первый этап приготовления (1) в блюдо можно добавить (2) мелко нарубленные трюфели (3) или (4) заранее сваренные шампиньоны.
Выполнение задания:
Сначала выделяем деепричастный оборот.
В этом предложении причастные обороты стоят перед определяемыми словами. Определяемые слова здесь не являются личными местоимениями. Деепричастные обороты в этом предложении не имеют дополнительных значений, а значит, и нет причин обособлять эти обороты.
Ответ: 1
17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Люблю (1) тебя (2) булатный мой (3) кинжал (4)
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный. <…>
Ты дан мне в спутники (5) любви залог (6) немой (7)
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду твёрд душой,
Как ты, как ты (8) мой друг (9) железный.
(М.Ю. Лермонтов)
Выполнение задания:
Здесь стоит внимательно прочитать стихотворение до конца. В этом случае можно выделить обращения. Не стоит выхватывать из стихотворения отдельные слова, не дочитав строки полностью. Нужно задуматься над смыслом двух последних строк: ведь если поставить запятую на месте (9), то получится, что лирический герой сам состоит из железа.
Ответ: 2, 4, 5, 7, 8
Русский язык: все темы для подготовки к ЕГЭ
Издание окажет помощь старшеклассникам при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Книга поможет быстро и эффективно повторить и обобщить учебный материал. В пособие включен теоретический материал по всем темам ЕГЭ. Вопросы, задания и упражнения помогут закрепить знания. К наиболее сложным заданиям в конце книги приведены ответы.
Издание подготовлено в соответствии с современными требованиями школьной программы среднего (полного) общего образования.
Купить
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
С тех пор каждый раз (1) когда мы где-нибудь сталкиваемся с композитором (2) он без смеха не может вспомнить этот случай (3) невольными свидетелями которого (4) мы стали.
Выполнение задания:
Это задание чуть-чуть сложнее всех практически одинаковых заданий под № 18, которые можно найти в КИМах. Здесь важно подчеркнуть основы и нарисовать схему предложения. Так будет проще расставить знаки препинания. Нужно помнить, что в предложениях из этого задания местоимение «который» всегда будет находиться внутри придаточного.
[С тех пор каждый раз, (когда мы где-нибудь сталкиваемся с композитором), он без смеха не может вспомнить этот случай], (невольными свидетелями которого мы стали).
Ответ: 1, 2, 3
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мне очень хотелось увидеться с бывшими одноклассниками (1) и (2) когда наша встреча состоялась (3) я спросил их (4) скучают ли они по школе.
Выполнение задания:
Здесь мы видим стык союзов: сочинительного и подчинительного. Трудно понять, нужно ли ставить запятую в случае под номером (2). Для этого нужно мысленно убрать придаточную часть и посмотреть, как будет восприниматься предложение без неё.
Мне очень хотелось увидеться с бывшими одноклассниками, и я спросил их…
Предложение читается нормально, поэтому запятая под номером (2) здесь должна быть.
Сложность заключена ещё и в том, что это придаточное предложение с союзом ЛИ. Не все его узнают, оно редко встречается.
[Мне очень хотелось увидеться с бывшими одноклассниками], и, (когда наша встреча состоялась), [я спросил их], (скучают ли они по школе).
Ответ: 1, 2, 3, 4
20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Спортсменам, чтобы завоевать мировой рекорд, приходится интенсивно тренироваться не один год.
Выполнение задания:
С этим заданием, как и с заданием № 6, у многих возникли проблемы.
В русском языке множество синонимов, и исправить это предложение можно по-разному. Завоёвывают скорее медали, но уж точно не рекорды. Поэтому здесь подойдут слова «побили», «установили», «поставили».
Ответ: побили, установили, поставили
Прочитайте текст и выполните задания 21–26.
(1)Капитан Сумсков бегло оглядел построившихся красноармейцев и, слегка волнуясь, сказал: — Товарищи! (2)Получен приказ: занять оборону на высоте, находящейся за хутором, на скрещении дорог. (3)Оборонять высоту до подхода подкреплений. (4)Задача ясна? (5)За последние дни мы много потеряли, но сохранили знамя полка, надо сохранить и честь полка. (6)Держаться будем до последнего! (7)Пехотный полк выступил из хутора. (8)Звягинцев толкнул Николая локтем и, оживлённо блестя глазами, сказал: — В бой идти со знаменем — это подходяще, а уж отступать с ним — просто не дай бог! (9)Как предполагаешь, устоим? (10)Николай решительно кивнул. — (11)Надо устоять! (12)Около ветряной мельницы босой белоголовый мальчик лет семи, который пас гусей, подбежал поближе к дороге, остановился, чуть шевеля румяными губами, восхищённо рассматривая проходивших мимо жжёной травы. (38)Около ближайшего танка выгорала трава, по верхушкам ковыля метались мелкие, почти невидимые в дневном свете язычки пламени, на склоне дымились обугленные, тёмные остовы неподвижных танков. (39)Николай не услышал потрясшего землю, обвального грохота взрыва, не увидел тяжко вздыбившейся рядом с ним большой массы земли. (40)Сжатая, тугая волна горячего воздуха смахнула в окоп насыпь переднего бруствера, с силой откинула голову Николая. (41)Очнулся Николай, когда самолёты, с двух заходов ссыпав свой груз, давно уже удалились и немецкая пехота, начав третью по счёту атаку, приблизилась к линии обороны почти вплотную, готовясь к решающему броску. (42)Вокруг Николая гремел ожесточённый бой. (43)Из последних сил держались считаные бойцы полка; слабел их огонь: мало оставалось способных к защите людей; уже на левом фланге пошли в ход ручные гранаты; оставшиеся в живых уже готовились встречать немцев последним штыковым ударом. (44)Настигнув у самого оврага бежавших немцев, начали работать штыками Звягинцев и остальные, далеко отстав от устремившихся вперёд красноармейцев, тяжело припадая на раненую ногу, шёл сержант Любченко, держа в одной руке знамя, другой прижимая к боку выставленный вперёд автомат; выполз из разбитого снарядом окопа раненый капитан Сумсков… (45)Опираясь на левую руку, капитан полз вниз с высоты, следом за своими бойцами. (46)Ни кровинки не было в его известково-белом лице, но он всё же двигался вперёд и, запрокидывая голову, кричал ребячески тонким, срывающимся голоском: — Орёлики! (47)Родные мои, вперёд!.. (48)Дайте им жизни!
⃰ Михаил Александрович Шолохов (1906–1984) — русский советский писатель, киносценарист, журналист, военный корреспондент, лауреат Нобелевской премии по литературе.
21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- После разрыва снаряда раненый капитан Сумсков продолжал поддерживать боевой дух красноармейцев.
- Тяжёлый бой красноармейцев длился несколько минут‚ но потери противника были большими.
- Николай Стрельцов во время Великой Отечественной войны служил в пехотном полку.
- В суровое военное время Николай Стрельцов невольно вспоминал о своём сыне.
- На помощь красноармейцам‚ защищавшим высоту‚ пришли танковые подразделения.
Выполнение задания:
Нужно найти и подчеркнуть в тексте слова из этого задания.
- После разрыва снаряда раненый капитан Сумсков продолжал поддерживать боевой дух красноармейцев.
Этому высказыванию соответствует предложение в тексте:(44) Настигнув у самого оврага бежавших немцев, начали работать штыками Звягинцев и остальные, далеко отстав от устремившихся вперёд красноармейцев, тяжело припадая на раненую ногу, шёл сержант Любченко, держа в одной руке знамя, другой прижимая к боку выставленный вперёд автомат; выполз из разбитого
снарядом окопа раненый капитан Сумсков… (45)Опираясь на левую руку, капитан полз вниз с высоты, следом за своими бойцами. (46)Ни кровинки не было в его известково-белом лице, но он всё же двигался вперёд и, запрокидывая голову, кричал ребячески тонким, срывающимся голоском:
— Орёлики! (47)Родные мои, вперёд!.. (48)Дайте им жизни! - Тяжёлый бой красноармейцев длился несколько минут‚ но потери противника были большими.
Это высказывание неверно:(35)Ему казалось, что бой длился несколько минут, а на самом деле с начала атаки прошло больше получаса,
заметно склонилось на запад солнце, и лучи его уже стали утрачивать недавнюю злую жгучесть. - Николай Стрельцов во время Великой Отечественной войны служил в пехотном полку.
Этому высказыванию соответствует предложение:(7)Пехотный полк выступил из хутора. (8)Звягинцев толкнул Николая локтем и, оживлённо блестя глазами, сказал:
— В бой идти со знаменем — это подходяще, а уж отступать с ним — просто не дай бог! (9)Как предполагаешь, устоим?
(10)Николай решительно кивнул. - В суровое военное время Николай Стрельцов невольно вспоминал о своём сыне.
Этому высказыванию соответствует предложение:(13)А Николай пристально посмотрел на него и в изумлении широко раскрыл глаза: до чего же похож!(14)Такие же, как у старшего сынишки, широко поставленные голубые глаза, такие же льняные волосы… (15)Неуловимое сходство было и в чертах лица, и во всей небольшой плотно сбитой фигурке. (16)Где-то он теперь, его маленький, бесконечно родной Николенька Стрельцов? (17)Захотелось ещё раз взглянуть на мальчика, так разительно похожего на сына, но Николай сдержался: перед боем не нужны ему воспоминания, от которых размякает сердце.
- На помощь красноармейцам‚ защищавшим высоту‚ пришли танковые подразделения.
В тексте говорится только про немецкие танки, поэтому такое высказывание считается неподходящим.
Ответ: 1, 3, 4
22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 10 содержится ответ на вопрос‚ поставленный в предложении 4.
2) Предложения 12, 14 содержат описание.
3) Предложения 16 и 17 противопоставлены по содержанию.
4) В предложениях 27–31 представлено повествование.
5) В предложениях 37, 38 представлено рассуждение
Выполнение задания:
- В предложении 10 содержится ответ на вопрос‚ поставленный в предложении 4.
Если не вчитываться, то кажется, что всё так и есть: в тексте задан вопрос и дан ответ на него. Но нужно вчитаться — тогда становится понятно, что герой отвечает совсем на другой вопрос.
- Предложения 12 и 14 содержат описание.
Это верно:
(12)Около ветряной мельницы босой белоголовый мальчик лет семи, который пас гусей, подбежал поближе к дороге, остановился, чуть шевеля румяными губами, восхищённо рассматривая проходивших мимо красноармейцев.
(14)Такие же, как у старшего сынишки, широко поставленные голубые глаза, такие же льняные волосы… - Предложения 16 и 17 противопоставлены по содержанию.
Перечитаем предложения 16 и 17. Очевидно, что это утверждение неверно:
(16) Где-то он теперь, его маленький, бесконечно родной Николенька Стрельцов? (17) Захотелось ещё раз взглянуть на мальчика, так разительно похожего на сына, но Николай сдержался: перед боем не нужны ему воспоминания, от которых размякает сердце.
- В предложениях 27–31 представлено повествование.
Это утверждение верно, т.к. в предложении перечислены физические действия:
(27) Первый танк остановился, не дойдя до группы терновых кустов, второй вспыхнул, повернул было обратно и стал, протянув к небу дегтярно-чёрный, чуть колеблющийся дымный факел.
(31) Наконец она поднялась, короткими перебежками пошла на сближение, но в это время танки круто
развернулись, двинулись назад, оставив на склоне шесть догорающих и подбитых машин. - В предложениях 37, 38 представлено рассуждение.
Неверно. В предложениях 37 и 38 представлено не рассуждение, а описание с элементами повествования.
(37) В ноздри его ударил тяжёлый запах горелого железа и бензина, смешанный с горьким, золистым духом жжёной травы. (38) Около ближайшего танка выгорала трава, по верхушкам ковыля метались мелкие, почти невидимые в дневном свете язычки пламени, на склоне дымились обугленные, тёмные остовы неподвижных танков.
Ответ: 2, 4
23. Из предложений 34–35 выпишите один фразеологизм.
Выполнение задания:
Задание непростое, ведь если взглянуть на предложенный фрагмент текста, то фразеологизм заметен не сразу:
(34) Николай зарядил порожние диски, попил немного противно тёплой воды из фляги, посмотрел на часы. (35) Ему казалось, что бой длился несколько минут, а на самом деле с начала атаки прошло больше получаса, заметно склонилось на запад солнце, и лучи его уже стали утрачивать недавнюю злую жгучесть.
Из-за частого употребления в речи некоторые фразеологизмы «теряются» в тексте, и узнать их сразу очень сложно.
Ответ: на самом деле
24. Среди предложений 12–17 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(12) Около ветряной мельницы босой белоголовый мальчик лет семи, который пас гусей, подбежал поближе к дороге, остановился, чуть шевеля румяными губами, восхищённо рассматривая проходивших мимо красноармейцев. (13) А Николай пристально посмотрел на него и в изумлении широко раскрыл глаза: до чего же похож! (14) Такие же, как у старшего сынишки, широко поставленные голубые глаза, такие же льняные волосы… (15) Неуловимое сходство было и в чертах лица, и во всей небольшой плотно сбитой фигурке. (16) Где-то он теперь, его маленький, бесконечно родной Николенька Стрельцов? (17) Захотелось ещё раз взглянуть на мальчика, так разительно похожего на сына, но Николай сдержался: перед боем не нужны ему воспоминания, от которых размякает сердце.
Выполнение задания:
Нужно найти в этом фрагменте текста все личные местоимения, а затем поискать союзы. Видим, что в предложении (13) есть и то, и другое.
Ответ: 13
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21–24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 25, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Русский язык. Полный курс подготовки к ЕГЭ (+CD)
Пособие подготовлено в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, содержит весь материал, необходимый школьнику для самостоятельной подготовки к ЕГЭ: теорию, включающую в себя удобные для запоминания таблицы, а также практическую часть, с примерами экзаменационных упражнений и пошаговым их разбором. Прилагаемый компакт-диск содержит не только тренировочный тест в формате ЕГЭ, но и промежуточное тестирование по каждой главе пособия, что позволит школьнику организовать самостоятельную работу по проверке собственных знаний. Программа автоматически проверяет правильность выполнения экзаменационных заданий, что позволяет контролировать уровень подготовки к экзамену.
Купить
25. «М.А. Шолохов особое внимание обратил на рядовых солдат, преодолевающих все неимоверные трудности и лишения войны. В тексте нередко используются синтаксические средства выразительности: (А)________ (предложения 6‚ 11‚ 13) и (Б)_______ (предложения 9‚ 16). Особая роль в тексте принадлежит изображению реалий войны. И здесь важную роль играют тропы: (В)_______ („злую жгучесть“ в предложении 35) и (Г)________ („метались… язычки пламени“ в предложении 38)».
Список терминов:
1) диалог
2) эпитет
3) метафора
4) гипербола
5) парцелляция
6) анафора
7) восклицательные предложения
сравнение
9) вопросительные предложения
Выполнение задания:
Сначала нужно увидеть, какие подсказки сделали составители теста. Итак, нам необходимо найти два синтаксических средства выразительности и два тропа.
Обратимся к списку.
Какие синтаксические средства выразительности мы можем найти?
5) парцелляция
6) анафора
7) восклицательные предложения
9) вопросительные предложения
А какие тропы?
2) эпитет
3) метафора
4) гипербола
сравнение
Термины под пунктами А и Б определить легко. Найдём предложения 6, 11, 13. Все они восклицательные. Предложения 6 и 11 — вопросительные, это очевидно.
Перейдём к тропам. В приведённых словосочетаниях однозначно нет преувеличения (гиперболы). Со сравнением дела обстоят немного сложнее. Ведь метафора, к примеру, — тоже сравнение, но скрытое. В сравнении всегда очевидно, что с чем сравнивается. В тексте сполохи огня сравниваются с язычками. Но мы видим только «язычки», — то, с чем сравнивается. Если говорить о формальных признаках сравнения, то мы увидим, что здесь нет слов как, словно, будто, точно, как будто, что. И нет творительного падежа. Поэтому можно утверждать, что сравнения здесь нет.
Получается, что верные ответы — эпитет и метафора. В — эпитет (тут нет переноса значения), Г — метафора (перенос значения есть).
Ответ: 7, 9, 2, 3
Русский язык. Базовый и углублённый уровни. 11 класс. Учебник
Учебник, входящий в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха», предназначен для старшеклассников, изучающих русский язык и литературу как на базовом, так и на углублённом уровне. Содержит расширенный теоретический материал, творческие задания, упражнения, нацеленные на подготовку к ЕГЭ. Учебник реализует современную культурно-творческую модель образования.
Купить
Часть 2
26. Сочинение
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
Первая проблема — героизм русских солдат в годы Великой Отечественной войны (какой ценой была достигнута победа над фашизмом в Великой Отечественной войне?). |
Победа над фашизмом в Великой Отечественной войне была достигнута благодаря героизму советских солдат. |
Вторая проблема — сохранение человечности, памяти о доме, семье и детях в условиях войны. (Что придавало сил воину, благодаря чему он выдерживал все тяготы военных условий?) |
Нетленная память о детях, семье и родном доме, на защиту которого вставал солдат, давала ему возможность оставаться человеком и стойко переносить тяжёлые военные испытания. |
Третья проблема — сохранение чувства долга перед Родиной. |
Когда солдат настраивался на сражение, он должен был заглушить в себе все сентиментальные качества, чтобы в одночасье не потерять бдительность и боевой настрой. |
Первая проблема
Затронув в сочинении тему героизма, эпизод с мальчиком лучше опустить. А вот описанию боя, раненому командиру и другим подходящим явлениям стоит уделить больше внимания. Словом, нужно сделать акцент на том, что победа достигалась высокой ценой благодаря стойкости и отваге людей.
Для аргументации можно взять любые книги советского периода о войне.
Вторая проблема
По мнению автора, состояние души солдата связано с его воспоминаниями. В этом фрагменте текста показан образ мальчика, напомнившего Стрельцову сына. Воспоминания о доме захлестнули его. Дом, семья и любовь были духовной опорой для солдата.
Можно привести аргументы из «Войны и мира» (Николай Ростов) и «А зори здесь тихие…» (воспоминания девушек), а также из Рассказов Льва Кассиля (например, «Рассказ об отсутствующем»).
Во многих произведениях о войне Шолохов делает акцент на сохранении человеческого в человеке («Родинка», «Жеребенок», «Шибалково семя», «Судьба человека»). Литературе потерянного поколения он противопоставил свои произведения, которые утверждают веру в человека, сохраняющего на войне нравственный стержень.
Третья проблема
Жизнь солдата на войне отличается от мирной жизни обычного человека, поэтому воспоминания о доме, семье и детях могли отвлечь воинов от мысли, что долг и перед Родиной превыше всего. В эпизоде встречи с мальчиком мы видим проверку на умение брать себя в руки, когда солдат несёт ответственность перед Родиной. Ещё, безусловно, в этом эпизоде заключена и мотивация: за кого конкретно он несёт ответственность. (Для комментария можно сослаться на предложения № 5 и № 18-19).
Мальчик помахал рукой. Он верит в солдата, который защитит его. Солдат — это пример для подражания. Конечно же, Стрельцов должен этому образу соответствовать.
Важное примечание: вторая и третья проблемы противопоставлены друг другу. Однако доказать возможно и ту, и другую позиции.
(Назад)
(Cкачать работу)
Функция “чтения” служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
подъесаул Полковников. Неудержно летел навстречу черный клин
пахоты. Первая сотня взвыла трясучим колеблющимся криком, крик перенесло к
четвертой сотне. Лошади в комок сжимали ноги и пластались, кидая назад
сажени. Сквозь режущий свист в ушах Григорий услышал хлопки далеких еще
выстрелов. Первая цвинькнула где-то высоко пуля, тягучий свистее
забороздил стеклянную хмарь неба. Григорий до боли прижимал к боку горячее
древко пики, ладонь потела, словно смазанная слизистой жидкостью. Свист
перелетавших пуль заставлял его клонить голову к мокрой шее коня, в ноздри
ему бил острый запах конского пота. Как сквозь запотевшие стекла бинокля,
видел бурую гряду окопов, серых людей, бежавших к городу. Пулемет без
передышки стлал над головами казаков веером разбегающийся визг пуль; они
рвали впереди и под ногами лошадей ватные хлопья пыли.
В середине грудной клетки Григория словно одубело то, что до атаки
суетливо гоняло кровь, он не чувствовал ничего, кроме звона в ушах и боли
в пальцах левой ноги.
Выхолощенная страхом мысль путала в голове тяжелый, застывающий клубок.
Первым упал с коня хорунжий Ляховский. На него наскакал Прохор.
Оглянувшись, Григорий запечатлел в памяти кусочек виденного: конь
Прохора, прыгнув через распластанного на земле хорунжего, ощерил зубы и
упал, подогнув шею. Прохор слетел с него, выбитый из седла толчком.
Резцом, как алмазом на стекле, вырезала память Григория и удержала надолго
розовые десны Прохорова коня с ощеренными плитами зубов, Прохора, упавшего
плашмя, растоптанного копытами скакавшего сзади казака. Григорий не слышал
крика, но понял по лицу Прохора, прижатому к земле с перекошенным ртом и
вылезшими из орбит телячьими глазами, что крикнул тот нечеловечески дико.
Падали еще. Казаки падали и кони. Сквозь пленку слез, надутых ветром,
Григорий глядел перед собой на серую киповень бежавших отокопов
австрийцев.
Сотня, рванувшаяся от деревни стройной лавой, рассыпалась, дробясь и
ломаясь. Передние, в том числе Григорий, подскакивали к окопам, остальные
топотали где-то сзади.
Высокий белобровый австриец, с надвинутым на глаза кепи, хмурясь, почти
в упор выстрелил в Григория с колена. Огонь свинца опалил щеку. Григорий
повел пикой, натягивая изо всей силы поводья… Удар настолько был силен,
что пика, пронизав вскочившего на ноги австрийца, до половины древка вошла
в него. Григорий не успел, нанеся удар, выдернуть ее и, под тяжестью
оседавшего тела, ронял, чувствуя на ней трепет и судороги, видя, как
австриец, весь переломившись назад (виднелся лишь острый небритый клин
подбородка), перебирает, царапает скрюченными пальцами древко. Разжав
пальцы, Григорий въелся занемевшей рукой в эфес шашки.
Австрийцы бежали в улицы предместья. Над серыми сгустками их мундиров
дыбились казачьи кони.
В первую минуту, после того как выронил пику, Григорий, сам не зная для
чего, повернул коня. Ему на глаза попался скакавший мимо него оскаленный
вахмистр. Григорий шашкой плашмя ударил коня. Тот, заломив шею, понес его
по улице.
Вдоль железной решетки сада, качаясь, обеспамятев, бежал австриец без
винтовки, с
Цель урока: показать гражданское и
писательское мужество Шолохова, одним из первых
сказавших правду о гражданской войне как о
трагедии народа.
Оборудование: репродукции картин,
отображающих Первую мировую и гражданскую войны;
DVD-проигрыватель, телевизор, компьютер, проектор,
записи звуков природы, эпизоды из к/ф “Тихий
Дон”, эпиграф на экране.
Методические приемы: беседа,
анализ эпизодов, повторение изученного
(произведения, посвященные судьбе народа в годы
войны), использование метапредметных связей с
историей.
Ход урока
Вступление.
М.А. Шолохов, будучи молодым писателем, в
возрасте 22-27 лет пишет роман-эпопею “Тихий Дон”.
Во время работы его настольной книгой был
роман-эпопея “Война и мир” Л.Толстого.
Действие “Тихого Дона” продолжается около
10-ти лет, с мая 1912 по март 1922 год (они захватывают
более 700 персонажей (записать на доске или
проецировать даты))
– Какие исторические события охвачены
Шолоховым в романе?
(Подробно описывается жизнь на Дону в последние
годы перед Первой мировой войной. Её начало
показано в 3 ч. I кн., действие которой
заканчивается в ноябре 1914 г.
Между I-II кн. – временной перерыв, 4 ч.
открывается словами “1916 год. Октябрь”.
Остается лишь несколько месяцев до Февральской
революции и год – до Октябрьской. Но главный
герой в этих событиях не участвует. Далее
описывается попытка установления Советской
власти на Дону.
В III кн. (6 ч.) и IV кн. (7 ч.) Верхнедонское восстание
1919 г.
Война – сначала Первая мировая, потом гражданская
– показана Шолоховым как антитеза мирной жизни.
“Чудовищная нелепица войны” проходит по
хуторам и станицам, принося горе в каждую семью.
Семья становится зеркалом, своеобразно
отражающим события мирной истории.
Тема урока:
“Война и мир в романе М.А.Шолохова “Тихий Дон”
(запись в тетрадь)
Наша задача – разобраться в сложном содержании
романа, понять авторскую версию событий,
очертить круг проблем , поставленных Шолоховым;
вслед за ним проследить судьбу человека, судьбу
народа, прошедшего через Первую мировую и
гражданскую войны.
Беседа по 3-4 частям первой книги романа.
Прочитайте эпиграф к книге I.
Не сохами-то славная землюшка наша
распахана…
Распахана наша землюшка лошадиными копытами,
А засеяна славная землюшка казацкими головами,
Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами,
Наполнена волна в тихом Дону отцовскими,
материнскими слезами.…Ой ты, наш батюшка тихий Дон!
Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь?
Ах, как мне, тихому Дону, не мутну течи!
Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют,
Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит,
Старинные казачьи песни
– Какую роль он играет в 3 ч. романа?
(Трагический мотив эпиграфа из старинной
казачьей песни перекликается со страницами 3 ч.
романа. Впервые появляется дата: “В марте 1914 года…”
Этот год отделяет мир от войны. Весть о войне
застает казаков за привычной работой – косили
жито. На сходе у людей одна тревога –
мобилизация, одна мысль – “они пущай воюют, а у
нас хлеба не убратые!” Страшное слово война
откликается выразительной репликой
старичка-железнодорожника по отношению к
новобранцам: “Милая ты моя… говядинка!” (кн. I., ч.
3, гл. 4))
– Как Шолохов изображает события Первой мировой
войны? (Чтение эпизодов )
Кн. I, ч. 3, гл. 5 “…В последних числах
июня (армейский 12-ый казачий )полк выступил на
маневры. По распоряжению штаба дивизии полк
походным порядком прошел до города Ровно….”
“…- Стреляют! – почти крикнул Прохор.
Страх налил мутью его телячьи глаза. Григорий
поднял голову: перед ним двигалась в такт с
конской спиной серая шинель взводного урядника,
сбоку млело поле с нескошенными делянами жита, с
жаворонком, плясавшим на уровне телеграфного
столба….”
“…Сотня подтянулась к деревушке. Во дворах
кишат солдаты; в хатах -суетня: хозяева
собираются выезжать. Всюду на лицах жителей
лежала печать смятения и растерянность. В одном
дворе Григорий, проезжая, видел: солдаты развели
огонь под крышей сарая, а хозяин – высокий седой
белорус, – раздавленный гнетом внезапного
несчастья, ходил мимо, не обращая внимания.
Григорий видел, как семья его бросала на телегу
подушки в красных наволочках, разную рухлядь, а
хозяин заботливо нес сломанный обод колеса,
никому не нужный, пролежавший на погребице, быть
может, десяток лет…”
“…- Пики к бою, шашки вон, в атаку марш-марш! –
обрезал есаул команду и выпустил коня.
Глухо охнула земля, распятая под множеством
копыт. Григорий едва успел опустить пику (он
попал в первый ряд), как конь, захваченный
хлынувшим потоком лошадей, рванулся и понес,
забирая вовсю. Впереди рябил на сером фоне поля
подъесаул Полковников. Неудержно летел
навстречу черный клин пахоты. Первая сотня
взвыла трясучим колеблющимся криком, крик
перенесло к четвертой сотне. Лошади в комок
сжимали ноги и пластались, кидая назад
сажени. Сквозь режущий свист в ушах Григорий
услышал хлопки далеких еще выстрелов. Первая
цвинькнула где-то высоко пуля, тягучий свист ее
забороздил стеклянную хмарь неба. Григорий до
боли прижимал к боку горячее древко пики, ладонь
потела, словно смазанная слизистой жидкостью.
Свист перелетавших пуль заставлял его клонить
голову к мокрой шее коня, в ноздри ему бил острый
запах конского пота. Как сквозь запотевшие
стекла бинокля,
видел бурую гряду окопов, серых людей, бежавших
к городу. Пулемет без передышки стлал над
головами казаков веером разбегающийся визг пуль;
они рвали впереди и под ногами лошадей ватные
хлопья пыли.
В середине грудной клетки Григория словно
одубело то, что до атаки суетливо гоняло кровь, он
не чувствовал ничего, кроме звона в ушах и боли в
пальцах левой ноги….
..Высокий белобровый австриец, с надвинутым на
глаза кепи, хмурясь, почти в упор выстрелил в
Григория с колена. Огонь свинца опалил щеку.
Григорий повел пикой, натягивая изо всей силы
поводья… Удар настолько был силен, что пика,
пронизав вскочившего на ноги австрийца, до
половины древка вошла в него. Григорий не успел,
нанеся удар, выдернуть ее и, под тяжестью
оседавшего тела, ронял, чувствуя на ней трепет и
судороги, видя, как
австриец, весь переломившись назад (виднелся
лишь острый небритый клин подбородка),
перебирает, царапает скрюченными пальцами
древко. Разжав пальцы, Григорий въелся
занемевшей рукой в эфес шашки.
Австрийцы бежали в улицы предместья. Над серыми
сгустками их мундиров
дыбились казачьи кони….”
Кн. I, ч. 3, гл. XIII “…Григорий дернул
поводья, норовя зайти с подручной стороны,
чтобы удобней было рубить; офицер, заметив его маневр,
выстрелил из-под руки. Он расстрелял в Григория
револьверную обойму и выхватил палаш. Три
сокрушительных удара он, как видно искусный
фехтовальщик, отразил играючи. Григорий, кривя
рот, настиг его в четвертый раз, привстал на
стременах (лошади их скакали почти рядом, и
Григорий видел пепельно-серую, тугую, бритую щеку
венгерца и номерную нашивку на воротнике
мундира), он обманул бдительность венгерца
ложным взмахом и, изменив направление удара,
пырнул концом шашки, второй удар нанес в шею, где
кончается позвоночный столб. Венгерец, роняя
руку с палашом и поводья, выпрямился, выгнул
грудь, как от укуса, слег на луку седла. Чувствуя
чудовищное облегчение, Григорий рубанул его по
голове. Он видел, как шашка по стоки въелась в
кость выше уха.
Страшный удар в голову сзади вырвал у Григория
сознание. Он ощутил во рту горячий рассол крови и
понял, что падает, – откуда-то сбоку, кружась,
стремительно неслась на него одетая жнивьем
земля.
Жесткий толчок при падении на секунду вернул
его к действительности. Он открыл глаза; омывая,
их залила кровь. Топот возле уха и тяжкий дух
лошади: “хап, хап, хап!” В последний раз
открыл Григорий глаза, увидел раздутые розовые
ноздри лошади, чей-то пронизавший стремя сапог.
“Все”, – змейкой скользнула облегчающая
мысль. Гул и черная пустота.”
– Какие традиции развивает автор в изображении
войны?
(Шолохов развивает, прежде всего, традиции
Л.Н.Толстого: изображает войну правдиво, без
прикрас, во всей ее отвратительности и
бесчеловечности. Вспомним “Севастопольские
рассказы”, “Войну и мир”)
– Как влияет война на людей, участвующих в боях?
(Первые впечатления людей, участвующих в
боях, – изумление, разочарование, ужас; навсегда
врезаются в память нелепые первые смерти.
Шолохов раскрывает душевное состояние человека,
пролившего чужую кровь. Сильнейшее потрясение
вызывает у Григория убийство им австрийца (Кн. I,
ч. 3, гл. V). Это мучит его, не дает жить спокойно,
ломает, калечит душу)
Кн. I, ч. 3, гл. X “Григорий Мелехов
после боя под городом Лешнювом тяжело
переламывал в себе нудную нутряную боль. Он
заметно исхудал, сдал в весе, часто в
походах и на отдыхе, во сне и в дреме чудился ему
австриец, тот, которого срубил у решетки.
Необычно часто переживал он во сне ту первую
схватку, и даже во сне, отягощенный
воспоминаниями, ощущал он конвульсию своей
правой руки, зажавшей древко пики: просыпаясь и
очнувшись, гнал от себя он, заслонял ладонью до
боли зажмуренные глаза.”
Война в изображении Шолохова начисто лишена
налета романтики, героического ореола. Люди не
совершали подвига. Обратимся к гл. 9
Кн. I, ч. 3, гл. IX “А было так:
столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие
наломать рук на уничтожении себе подобных, в
объявшем их животном ужасе натыкались,
сшибались, наносили слепые удары, уродовали
себя и лошадей и разбежались, вспугнутые
выстрелом, убившим человека, разъехались,
нравственно искалеченные.”
– Это назвали подвигом. На самом деле это был “взрыв
скотского энтузиазма” (гл. XI – запись убитого
казака от 2 сентября)
– Как снижается Шолоховым героический пафос?
Кн. I, ч. , гл. IV. “Как солончак не
впитывает воду, так и сердце Григория не
впитывало жалости. С холодным презрением играл
он чужой и своей жизнью, оттого прослыл
храбрымчетыре георгиевских креста и четыре
медали выслужил.”
(Шолохов показывает: храбрость человека идет не
от лучших качеств – патриотизма, желания
защитить жизнь, а от презрения к жизни,
безжалостности, навязанных войной.)
– Чем отличается подвиг Григория от “подвига”
казаков в стычке с немцами?
(Григорий спасает человеческую жизнь)
Кн. I, ч. 3, гл. XX “Офицер потерял
сознание. Григорий тащил его на себе, падая,
поднимаясь и вновь падая. Два раза бросал свою
ношу и оба раза возвращался, поднимал и брел, как
в сонной яви.
ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА
За спасение жизни командира 9-го драгунского
полка полковника Густава Грозберга казак 12-го
Донского казачьего полка Мелехов Григорий
производится в приказные и представляется к
Георгиевскому кресту 4-й степени.”
– Как ведет себя в полку Листницкий?
(Он пишет отцу: “Хочется живого дела и… если
хотите – подвига… Еду на фронт” (Кн. I, ч. 3, гл.
XIV). С полком ходил в контратаку (Кн. I, ч. 3, гл. XV). На
Юго-Западном фронте под Листницким убили коня,
сам он получил две раны (Кн. I, ч. 3, гл. XXII). Это
человек чести, храбрый офицер.)
– С какой целью изображает Шолохов батальные
сцены?
(Батальные сцены сами по себе неинтересны
Шолохову. Его волнует другое – что делает война с
человеком. Ярко выражен нравственный протест
бессмысленности, бесчеловечности войны.)
– Какие изобразительные средства использует
автор для изображения поведения человека на
войне?
(Изобразительные средства разнообразны: он
показывает, как казаки списывают “Молитву от
оружия”, “Молитву от боя”, “Молитву при
набеге”; приводит страницы дневника одного из
казаков, письма с фронта. Лирически окрашены
сцены у костра –казаки поют “Поехал казак на
чужбину далеку…”)
– Как отражается война на жизни мирных жителей?
(Война не щадит и невоенных. Мелеховы получают
похоронку на Григория, незаконная семья с
Аксиньей рушится, умирает дочь, возвращается
Листницкий и остается у Аксиньи)
Кн. I, ч. 3, гл. XVI “Поднимаясь,
паралично дергая головой, с исступленным
недоумением смотрел Пантелей Прокофьевич на
ползавшую в корчах Дуняшку.
“Уведомляю Вас, что сын Ваш, казак 12-го
Донского казачьего полка, Григорий Пантелеевич
Мелехов в ночь на 16 сентября с.г. убит в бою под
городом Каменка-Струмилово. Сын Ваш пал смертью
храбрых, пусть это послужит Вам утешением в
невознаградимой потере. Оставшееся имущество
будет передано родному брату его Петру Мелехову.
Конь остался при полке.
Командир четвертой сотни подъесаул
Полковников. Действующая армия. 18 сентября 1914
г.”
ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА
За спасение жизни командира 9-го драгунского
полка полковника Густава Грозберга казак 12-го
Донского казачьего полка Мелехов Григорий
производится в приказные и представляется к
Георгиевскому кресту 4-й степени.”
(Это письмо получают Мелеховы спустя 12 дней
после полученной похоронки)
Кн. I, ч. 3, гл. XXII “ …Через три недели
Евгений Листницкий прислал телеграмму, извещая о
том, что получил отпуск и выехал домой…”
“… В первый же день, как только болезнь свалила
девочку с ног, Аксинье
вспомнилась горькая Натальина фраза:
“Отольются тебе мои слезы…””
“… – М-а-ма… – шелестели маленькие спекшиеся
губы.
– Зернышко мое, дочушка! – приглушенно звенела
мать. – Цветочек мой, не уходи, Танюшка! Глянь, моя
красотушка, открой глазки. Опомнись же! Гулюшка
моя черноглазая… За что же, господи?..
Девочка изредка поднимала воспаленные веки,
налитые кровью дурной, глазенки устремляли
текучий, неуловимый взгляд. Жадно ловила мать
этот взгляд. Он уходил, казалось, внутрь себя,
тоскующий, примиренный.
Умерла она на руках у матери. В последний раз,
всхлипывая, зевнул посиневший ротик, и тельце
вытянула судорога; запрокидываясь, катилась с
Аксиньиной руки потная головка, прижмуренный, с
мертвым зрачком, смотрел удивленно угрюмоватый
мелеховский глазок…”
“… Могло же так случиться, что пуля взяла бы
правее и продырявила мне голову? Теперь я
истлевал бы, моим телом нажирались бы черви…
Надо с жадностью жить каждый миг. Мне все
можно!” Он (Евгений)на минуту ужаснулся своим
мыслям, но воображение вновь вылепило страшную
картину атаки и того момента, когда он поднялся с
убитого коня и упал, срезанный пулями…”
“…Свои неписаные законы диктует людям жизнь.
Через три дня ночью Евгений вновь пришел в
половину Аксиньи, и Аксинья его не оттолкнула.”
Вывод.
– Какова Шолоховская правда о войне?
(Через батальные сцены, через острые
переживания героев, через пейзажные зарисовки,
лирические отступления Шолохов ведет к
осмыслению чуждости, неестественности,
бесчеловечности войны.
Гражданская война в изображении Шолохова.
Мировая война для России – первый круг ада. Она
пережила еще более неестественное –
междоусобицу.
– Что же произошло? Почему огромная территория
находилась в огне? (Кадры из фильма)
Шолохов – один из первых заговорил о
гражданской войне как о величайшей трагедии,
имевшей тяжелые последствия. Свои убивали своих,
придумывая для этого изощрённые способы. Грабежи
и насилия. Бандитские нашествия. Запои,
расшатанная психика людей. Эпидемия тифа. Смерть
вдали от родных очагов. Осиротевшие дети.
Анализ эпизодов книги II.
Кн. II, ч. 5, гл. 12 Подтелков и Чернецов. –
Как ведет себя Подтелков с казаками?
“Подтелков нахмурился.”
“…Еще до избрания его председателем ревкома
он заметно переменился в отношении к Григорию и
остальным знакомым казакам, в голосе его уже
тянули сквозняком нотки превосходства и
некоторого высокомерия. Хмелем била власть в
голову простого от природы казака.”
– Какие детали с наибольшей наглядностью
выражают внутреннее состояние Чернецова?
“Густую толпу взятых в плен офицеров
сопровождал, кольцом охвативший их, конвой в
тридцать казаков – 44-го полка и одной из сотен
27-го. Впереди всех шел Чернецов. Убегая от
преследования, он сбросил полушубок и теперь шел
в одной легонькой кожаной куртке. Погон на левом
плече его был оборван. На лице возле левого глаза
кровянилась свежая ссадина. Он шел быстро, не
сбиваясь с ноги. Папаха, надетая набекрень,
придавала ему вид беспечный и молодецкий. И тени
испуга не было на его розовом лице: он, видимо, не
брился несколько дней – русая поросль золотилась
на щеках и подбородке. Чернецов сурово и быстро
оглядывал подбегавших к нему казаков; горькая,
ненавидящая складка тенилась между бровей. Он на
ходу зажег спичку, закурил, стиснув папиросу
углом розовых твердых губ.”
– Для чего включены в эпизод детали портретов
казнимых офицеров?
(Автор наделяет их портретами; “поручик с
красивейшими женскими глазами”, “высокий,
бравый есаул”, “курчавый юнкер”. Шолохов
хочет подчеркнуть, что перед нами не безликие,
абстрактные “враги” – пред нами люди. В этом тоже
продолжение толстовских традиций)
– Что переживает Григорий в это трагическое
время?
Кн. 2, ч. 5, гл. 13 “После того как был
ранен в бою под Глубокой, Григорий провалялся в
походном лазарете в Миллерове неделю; слегка
подлечив ногу, решил поехать домой. Коня привели
ему станичные казаки. Ехал Григорий со смешанным
чувством недовольства и радости: недовольства –
потому, что покидал свою часть в самый разгар
борьбы за власть на Дону, а радость испытывал при
одной мысли, что увидит домашних, хутор; сам от
себя таил желание повидать Аксинью, но были и о
ней думки.”
(Всегда, в самые трагические моменты, в минуты
разочарования и растерянности, Григорий
обращается мыслями к дому, к родной природе, к
крестьянскому труду.)
Вывод.
Роман обращен не к сегодняшнему, а к вечному
противостоянию. На одной судьбе показан весь
излом общества. Мелехов Григорий – казак,
крестьянин, земледелец, кормилец. И ломка этого
кормильца и есть вся гражданская война.
Герой не находит правды ни на одной из
противоборствующих сторон. То он на стороне
большевиков, то испытывает злобу к ним, то
погружается в себя, пытаясь найти правду, вот он
уже у Буденного, затем в банде Фомина. Везде –
обман, жестокость, которой можно найти
оправдание, но которую отвергает человеческая
природа Григория: “Моим рукам работать надо, а
не воевать”.
Герои Шолохова – это люди.
– Какие люди? ( простые, незаурядные, совершающие
страшные деяния, но в конечном счете они остаются
людьми, способными совершить бескорыстные,
благородные поступки)
– В чем символический смысл последнего эпизода
второй книги?
“Вскоре приехал с ближнего хутора какой-то
старик, вырыл в головах могилы ямку, поставил на
свежеоструганном дубовом устое часовню. Под
треугольным навесом ее в темноте теплился
скорбный лик божьей матери, внизу на карнизе
навеса мохнатилась черная вязь славянского
письма:
В годину смуты и разврата
Не осудите, братья, брата.
Старик уехал, а в степи осталась часовня
горюнить глаза прохожих и проезжих извечно
унылым видом, будить в сердцах невнятную тоску.
И еще – в мае бились возле часовни стрепета,
выбили в голубом полынке точок, примяли возле
зеленый разлив зреющего пырея: бились за самку,
за право на жизнь, на любовь, на размножение. А
спустя немного тут же возле часовни, под кочкой,
под лохматым покровом старюки-полыни, положила
самка стрепета девять дымчато-синих крапленых
яиц и села на них, грея их теплом своего тела,
защищая глянцево оперенным крылом.”
(В последнем эпизоде Шолохов рисует
символические образы: старик, построивший
часовню над могилой; самка стрепета,
символизирующая жизнь и любовь. Здесь
сталкиваются жизнь и смерть, высокое, вечное –
трагические реалии, ставшие в “годину смуты и
разврата” привычными, обыденными. Шолохов
противопоставляет братоубийственной войне,
взаимной жестокости людей животворящую силу
природы.)
– Финал какого произведения вы могли
сопоставить с этим эпизодом?
(“Отцы и дети” Тургенева: “Какое бы
страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось
в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно
глядят на нас своими невинными глазами: не об
одном вечном спокойствии говорят нам они, о том
великом спокойствии “равнодушной природы”; они
говорят о вечном примирении и о жизни
бесконечной…”)
– Какие образы-символы вам запомнились?
(Березка с бурыми почками; орел, плывущий над
степью; тихий Дон, ломающий льдины, разделяющий
воюющих (звуки, картины природы))
Оценки.
Дом. задание.
- Мысль семейная в романе (Мелеховы, Коршуновы,
Астаховы, Моховы, Листницкие, Кошевые). - Женские образы (Наталья, Аксинья, Дуняша, Дарья.
Дом, труд, любовь)
Книга 1, Часть 1, Глава 5.
Сцена убийства австрийского солдата Григорием Мелеховым – один из ярчайших эпизодов, раскрывающий характер главного героя.
Вначале мы видим всю картину погони во всех подробностях:
“бежал австриец без винтовки, с кепи, зажатом в кулаке”, “Опустил шашку на висок австрийца”, “Без крика прижал к ране ладони”.
Все это говорит о том, что Григорий видел, но не думал, не догадывался о том, что происходит и что вот-вот случится.
Далее следует кульминация момента (“Григорий встретился с австрийцем
взглядом”).
Кто знает, какие мысли пронеслись в голове героя, но он переступил через эту грань, он убил (“Жмурясь, Григорий махнул шашкой”). Наверное, он сначала и не понял, что сделал. Этот удар убил не только австрийца, но и что-то в нем, искалечил душу.
Именно поэтому он ничего не думал и не чувствовал, в нем ничего не осталось, кроме пустоты.
Лишь вид мертвого казака, которого пронесла лошадь, напомнил ему о войне и о ее жестоком законе: жизнь убитого им австрийца за жизнь этого казака.
Только тогда он понял весь ужас
произошедшего (“Муть свинцом налила темя”). И словно протестуя, он “замотал головой”, как будто пытаясь вытряхнуть эти воспоминания или пытаясь проснуться от кошмарного сна.
Мимо него прогнали пленных австрийцев, которые казались “скученным серым стадом”. Это сравнение показывает, что война делает из людей животных: им приказывают, и они, не спрашивая во имя чего, идут и истребляют себе подобных. На войне человек умирает, и всем наплевать, кем он был, чем жил, будет ли кто-нибудь плакать о нем.
Может быть, такие мысли заставили Григория подойти к убитому им человеку. И вид его – совершенно безобидный, почти детский (“ладонь, как за подаянием”; измученный, покривленный суровый рот”) – принес герою еще больше боли.
Только крик офицера пробудил его и заставил вернуться к коню.
Автор очень ярко описывает внутреннее состояние Мелехова (“Путано – тяжек был шаг его, будто нес за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу”).
Думаю, первый бой был самым тяжелым для Григория, но он же и изменил его: сделал жестче, суровее. В последующем он проявил себя как смелый солдат, даже стал офицером.
Но как бы хорошо он ни служил, первый бой Григория ясно показывает нам, что герой не создан убивать, причинять боль; он должен работать в поле, растить детей, созидать и любить.
Loading…
Вы находитесь здесь: Главная » М.А. Шолохов. «Тихий Дон. ЭПИЗОД убийства Григорием Мелеховым австрийца. ТЕКСТ + комментарий. Часть 3, глава V.
ТЕКСТ.
Григорий встретился с австрийцем взглядом. На него мертво глядели залитые смертным ужасом глаза. Австриец медленно сгибал колени, в горле у него гудел булькающий хрип. Жмурясь, Григорий махнул шашкой. Удар с длинным потягом развалил череп надвое. Австриец упал, топыря руки, словно поскользнувшись; глухо стукнули о камень мостовой половинки черепной коробки. Конь прыгнул, всхрапнув, вынес Григория на середину улицы.
По улицам перестукивали редеющие выстрелы. Мимо Григория вспененная лошадь протащила мертвого казака. Нога его застряла в стремени, и лошадь несла, мотая избитое оголенное тело по камням.
Григорий видел только красную струю лампаса да изорванную зеленую гимнастерку, сбившуюся комом выше головы.
Муть свинцом налила темя. Григорий слез с коня и замотал головой. Мимо него скакали казаки подоспевшей третьей сотни. Пронесли на шинели раненого, на-рысях прогнали толпу пленных австрийцев. Они бежали скученным серым стадом, и безрадостно-дико звучал стук их окованных ботинок. Лица их слились в глазах Григория в студенистое, глиняного цвета пятно. Он бросил поводья и, сам не зная для чего, подошел к зарубленному им австрийскому солдату. Тот лежал там же, у игривой тесьмы решетчатой ограды, вытянув грязную коричневую ладонь, как за подаянием. Григорий глянул ему в лицо. Оно показалось ему маленьким, чуть ли не детским, несмотря на вислые усы и измученный — страданием ли, прежним ли безрадостным житьем, — покривленный суровый рот.
— Эй, ты! — крикнул, проезжая посредине улицы, незнакомый казачий офицер.
Григорий глянул на его белую, покрытую пылью кокарду и, спотыкаясь, пошел к коню. Путано-тяжек был шаг его, будто нес за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу. Он взял в руки стремя и долго не мог поднять затяжелевшую ногу.
КОММЕНТАИЙ.
В данном эпизоде изображено сражение в начале Первой мировой воны, первый бой Григория Мелехова, убийство им австрийца. Автор показал, какие сложные чувства испытывает герой: и ужас от содеянного, и необходимость исполнения долга, и жалость к убитому, и непонимание происходящего.
Гигорий, «распаленный безумием, творившимся кругом», занёс шашку над безоружным человеком. Он видел его «квадратное, удлиненное страхом лицо», «залитые смертным ужасом глаза».
Писатель подробно, почти натуралистично изображает сцену смерти австрийца, чтобы подчеркнусь ужас убийства: «упал, топыря руки, словно поскользнувшись; глухо стукнули о камень мостовой половинки черепной коробки».
Григорий подошёл к убитому, увидел его лицо: «Оно показалось ему маленьким, чуть ли не детским, несмотря на вислые усы и измученный — страданием ли, прежним ли безрадостным житьем». Он понял, что это такой же, как он, простой человек, с тяжёлой, видимо, судьбой, не по своей воле оказавшийся на войне.
Тяжело убивать человека, даже врага. Антигуманный характер любой войны подчёркивает автор. Неслучайно так переживает герой, будто несёт «за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу». Страшно слышать «безрадостно-дико звучал стук … окованных ботинок» вокруг.
Убийства направо и налево во время боя – это будет впереди. А пока, во время своего первого боя, Григорий Мелехов противится убийству, всему вокруг, ведь это страшно, не его, привыкшего к просторам кубанских степей, к справедливым отношениям, к сражениям в равном бою. Да и то – на игрищах, для забавы. Но война – это далеко не забава, а страшное явление. И это чётко понял герой уже во время своего первого боя.
Материл подготовила Мельникова Вера Александровна.