В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шуберт; Шуберт, Франц.
Франц Шуберт | |
---|---|
нем. Franz Schubert | |
![]() Портрет маслом Вильгельма Августа Ридера[de] (фрагмент) |
|
Основная информация | |
Имя при рождении | нем. Franz Peter Schubert |
Дата рождения | 31 января 1797[1][2][…] |
Место рождения |
|
Дата смерти | 19 ноября 1828[1][2][…] (31 год) |
Место смерти |
|
Похоронен |
|
Страна |
![]() |
Профессии | композитор |
Годы активности | с 1797 по 1828 |
Инструменты |
скрипка, фортепиано |
Жанры |
классическая музыка, романтизм |
Автограф | |
![]() |
|
![]() |
Франц Пе́тер Шу́берт (нем. Franz Peter Schubert; 31 января 1797 — 19 ноября 1828, Вена) — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор 602 вокальных композиций (на слова Шиллера, Гёте, Гейне и других), девяти симфоний (восьмая, самая знаменитая, известна как «Неоконченная»), а также большого количества камерных и сольных фортепианных произведений.
Произведения Шуберта входят в число самых известных образцов музыки периода романтизма.
Биография[править | править код]
Детство[править | править код]
Франц Петер Шуберт родился в пригороде Вены в семье Франца Теодора Шуберта и Элизабет Шуберт (урождённой Фиц). Франц Теодор Шуберт был учителем приходской школы Лихтенталя и музыкантом-любителем, он происходил из семьи моравских крестьян; Элизабет была дочерью силезского слесаря. Из их четырнадцати детей девять умерли в раннем возрасте[4]; двое из выживших — Франц и Фердинанд — сделали музыку своей профессией[4].
Франц очень рано проявил музыкальные способности. Первыми его наставниками стали члены семьи: отец учил его играть на альте, а старший брат Игнац — на фортепиано[5]. С шести лет он учился в приходской школе Лихтенталя, где работал его отец. С семи лет он брал уроки игры на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви и уроки пения у регента приходской церкви М. Хольцера[5].
Благодаря своему красивому голосу в возрасте одиннадцати лет был принят «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу и в Конвикт (школу с пансионом), где его друзьями стали Йозеф фон Шпаун, Альберт Штадлер и Антон Хольцапфель. Венцель Ружичка преподавал Шуберту генерал-бас, позже Шуберта взял к себе на бесплатное обучение Антонио Сальери, который преподавал ему контрапункт и композицию (до 1816 года)[5]. Шуберт занимался не только пением, но и познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта, так как был второй скрипкой в оркестре Конвикта.
Вскоре он проявил свой талант композитора: с 1810 по 1813 годы написал оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни[6].
В учёбе ему тяжело давались математика и латынь, и в 1813 году, когда у него стал ломаться голос, он был отчислен из хора, после чего вернулся домой и поступил в учительскую семинарию, которую окончил в следующем, 1814 году[5]. Затем устроился преподавателем в школу, где работал его отец[6], и проработал в ней до 1818 года[5]. В свободное от работы время он сочинял музыку. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения — оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор — он написал в 1814 году.
Зрелость[править | править код]
Дом Франца Шуберта в Вене
Работа Шуберта не соответствовала его призванию, и он предпринимал попытки утвердиться в качестве композитора, но издатели отказывались публиковать его работы. Весной 1816 года ему отказали в должности капельмейстера в Лайбахе (ныне Любляна). Вскоре Йозеф фон Шпаун познакомил Шуберта с поэтом Францем фон Шобером, который устроил ему встречу с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем. Песни Шуберта в исполнении Фогля стали пользоваться большой популярностью в венских салонах[6]. Первый успех Шуберту принесла баллада Гёте «Лесной царь» («Erlkönig»), переложенная им на музыку в 1816 году[7]. В январе 1818 года первая композиция Шуберта вышла в печать — песня Erlafsee (в качестве дополнения к антологии под редакцией Ф. Сартори)[8].
Среди друзей Шуберта были чиновник Йозеф фон Шпаун, музыкант-любитель Антон Хольцапфель, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинд и Л. Купельвизер, композиторы А. Хюттенбреннер и Й. Шуберт, певица А. Мильдер-Гауптман. Они были поклонниками его творчества и периодически оказывали ему материальную помощь[5].
В начале 1818 года Шуберт оставил работу в школе[6], в июле того же года переехал в Желиз (ныне словацкий город Жельезовце) в летнюю резиденцию графа Иоганна Эстерхази, где стал преподавать музыку его дочерям. В середине ноября он вернулся в Вену[9]. Второй раз он побывал у Эстерхази в 1824 году[5].
В 1823 году его избрали почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов[5].
В 1820-х годах у Шуберта начались проблемы со здоровьем. В декабре 1822 года он заболел[10], но после пребывания в больнице осенью 1823 года его здоровье улучшилось.
Последние годы[править | править код]
С 1826 по 1828 годы Шуберт жил в Вене, за исключением короткого пребывания в Граце. Должность вице-капельмейстера в часовне императорского двора, на которую он претендовал в 1826 году, досталась не ему, а Йозефу Вайглю. 26 марта 1828 года он дал свой единственный публичный концерт, который имел большой успех[5] и принёс ему 800 гульденов. Между тем были напечатаны его многочисленные песни и фортепианные произведения.
Композитор умер от брюшного тифа[5] 19 ноября 1828 года в возрасте неполных 32 лет после двухнедельной лихорадки. Согласно последнему желанию, Шуберта похоронили на Верингском кладбище, где за год до того был погребён боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Музыка похоронила здесь прекрасное сокровище, но ещё более прекрасные надежды. Здесь покоится Франц Шуберт»[11]. 22 сентября 1888 года его прах вместе с прахом Бетховена перезахоронили на Центральном кладбище Вены[6]. Позже вокруг их могил образовался знаменитый участок захоронений композиторов и музыкантов.
Творчество[править | править код]
Творческое наследие Шуберта охватывает разные жанры. Им создано 9 симфоний (среди которых восьмая неоконченная), свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 23 фортепианные сонаты, множество пьес для фортепиано в две и в четыре руки, 10 опер, 6 месс, ряд произведений для хора и для вокального ансамбля, и более 600 песен. При жизни и достаточно длительное время после смерти композитора его ценили главным образом как автора песен. Лишь с XIX века исследователи стали постепенно осмысливать его достижения в других областях творчества. Благодаря Шуберту песня впервые стала равной по значению другим жанрам. Его поэтические образы отражают чуть ли не всю историю австрийской и немецкой поэзии, включая и некоторых зарубежных авторов.
Музыкальный дар Шуберта открыл новые пути фортепианной музыки. Его Фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической смелости.
В камерной и симфонической музыке — струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном квинтете «Forellenquintett» («Форельный»), «Большой симфонии» до мажор и «Неоконченной симфонии» си минор — Шуберт демонстрирует своё неповторимое и независимое музыкальное мышление, значительно отличающееся от мышления жившего и господствовавшего в то время Бетховена.
Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, офертории, гимны и т. п.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается месса ми-бемоль мажор.
Из опер, исполнявшихся в то время, Шуберту более всего нравились «Швейцарское семейство» Йозефа Вайгля, «Медея» Луиджи Керубини, «Иоанн Парижский» Франсуа Адриана Буальдьё, «Сандрильона» Изуарда и особенно «Ифигения в Тавриде» Глюка. Итальянской оперой, которая во времена Шуберта была в большой моде, он интересовался мало, его восхищали лишь «Севильский цирюльник» и некоторые отрывки из «Отелло» Джоакино Россини.
Идентификация сочинений[править | править код]
Поскольку при жизни композитора было опубликовано относительно мало его работ, лишь немногие из них имеют свой номер опуса, но и в таких случаях номер не вполне точно отражает время создания произведения. В 1951 году музыковед Отто Эрих Дойч опубликовал каталог произведений Шуберта, где все сочинения композитора расположены в хронологическом порядке согласно времени их написания[12][13].
Неоконченная симфония[править | править код]
Время создания симфонии си минор DV 759 («Неоконченной») — осень 1822 года. Она была посвящена любительскому музыкальному обществу в Граце, и Шуберт представил две её части в 1824 году.
Рукопись с нотами симфонии хранилась более 40 лет у друга Шуберта Ансельма Хюттенбреннера, пока её не обнаружил венский дирижёр Иоганн Хербек, после чего в 1865 году она была впервые исполнена на концерте (прозвучали завершённые Шубертом первая и вторая части, а вместо отсутствующих 3-й и 4-й частей была исполнена финальная часть из ранней Третьей симфонии Шуберта ре мажор). В 1866 году первая и вторая части симфонии были опубликованы[14].
До сих пор неясны причины, почему Шуберт не завершил «Неоконченную» симфонию. По-видимому, он был намерен довести её до логического конца: первые две части были полностью закончены, а 3-я часть (в характере скерцо) осталась в набросках. Какие-либо эскизы к финалу отсутствуют (возможно, они существовали, но были утрачены).
Долгое время существовала точка зрения, что «Неоконченная» симфония — вполне завершённое произведение, так как круг образов и их развитие вполне исчерпывают себя в пределах двух частей. В качестве сравнения говорили о сонатах Бетховена из двух частей и о том, что позднее у композиторов-романтиков произведения подобного рода стали обычным явлением[15]. Против этой версии говорит то, что завершённые Шубертом первые две части написаны в различных, далёких друг от друга тональностях (и это единственная в мире симфония, написанная подобным образом).
Существует также мнение, что по задумке композитора финалом должна была стать написанная в сонатной форме, в тональности си минор и имеющая драматический характер музыка, в итоге ставшая одним из антрактов к «Розамунде»; эта точка зрения не имеет никаких документальных подтверждений.
В настоящее время существует несколько вариантов завершения «Неоконченной» симфонии (в частности варианты английского музыковеда Брайана Ньюбаулда (англ. Brian Newbould) и российского композитора Антона Сафронова).
Вокальная музыка[править | править код]
Доминирующее положение в наследии Шуберта занимает музыка, написанная для голоса (голосов) и фортепиано. Всего сохранилось более 600 таких произведений. Автор обозначал их преимущественно как «песни» (Lieder), реже как «романсы» (Romanzen) или «баллады» (Balladen). Большинство песен не превышает обычного для этого жанра объёма (1-5 минут), но встречаются артефакты, сравнимые по продолжительности с масштабными оперными сценами или кантатами, например, баллада «Ныряльщик» (Der Taucher, D 111) в аудиозаписи длится 25 минут[16], а баллада «Адельвольд и Эмма» (Adelwold und Emma, D 211) — 28 минут[17].
Шуберт непрестанно совершенствовал и модифицировал свои песни. Например, баллада «Лесной царь»[de] (Erlkönig, D 328) существует в четырёх редакциях[18], песня «Форель» (Die Forelle, D 550) — в пяти редакциях, песня «Духовный привет» (Geistes-Gruß, D 142) — в шести. Как правило, степень редактирования была незначительной (например, композитор приспосабливал своё сочинение к певческому голосу иной тесситуры, изменял инструментальное вступление или вовсе удалял его).
Шубертовские редакции одной и той же музыки следует отличать от разных по музыке песен, написанных на один и тот же текст. Хрестоматийным примером является песня Миньоны из «Вильгельма Мейстера» Гёте с инципитом Nur wer die Sehnsucht kennt[19], которая существует в шести разных по музыке версиях (D 310, D 359, D 481, D 656, D 877/1, D 877/4)[20]. Песни с одинаковыми заголовками также могли быть написаны на разные тексты, например, «An den Mond» («К луне»), «Sehnsucht» («Томление»), «Sterne» («Звёзды»), «Wandrers Nachtlied» («Ночная песня странника») и др. — отличить их друг от друга помогает инципит.
Большинство песен Шуберта «концептуально» не связаны между собой, как, например, Третья песня Эллен, D 839 (широко известная как Ave Maria), что позволяет певцам изымать такие песни из сборников и исполнять их по отдельности. Среди немногочисленных вокальных циклов — «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» (оба на стихи Вильгельма Мюллера), которые отличает сквозной сюжетный и музыкально-драматургический замысел. Певцы, стремящиеся адекватно передать замысел композитора, исполняют его вокальные циклы целиком. Некоторые исследователи также трактуют как неоконченный вокальный цикл поздний сборник «Лебединая песня».
Музыкальные инструменты[править | править код]
В список роялей, на которых играл Шуберт, входит инструмент от Бенигнуса Зайднера (в настоящее время представлен в родном доме Шуберта в Вене)[21] и рояль от фирмы «Антон Вальтер & сын» (в Музее истории Искусств в Вене)[22]. Композитору были также известны инструменты венского мастера Конрада Графа[22].
Рецепция[править | править код]
После Шуберта осталась масса неизданных рукописей (шесть месс, семь симфоний, пятнадцать опер и прочее). Некоторые меньшие по размеру произведения были опубликованы сразу после смерти композитора, но рукописи больших трудов, мало известных публике, оставались в книжных шкафах и ящиках родственников, друзей и издателей Шуберта[23]. Даже ближайшие к нему люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни[24]. В 1838 году Роберт Шуман, посещая Вену, нашёл пыльную рукопись «Большой симфонии» Шуберта и взял её с собой в Лейпциг, где произведение исполнил Феликс Мендельсон. Наибольший вклад в разыскание и открытие произведений Шуберта сделали Джордж Гроув и Артур Салливан, которые посетили Вену осенью 1867 года. Им удалось найти семь симфоний, музыку сопровождения из пьесы «Розамунда», несколько месс и опер, кое-что из камерной музыки, большое количество разнообразных фрагментов и песен[23]. Эти открытия привели к значительному увеличению интереса к творчеству Шуберта[25].
Ференц Лист с 1830 по 1870 годы транскрибировал и аранжировал значительное количество произведений Шуберта, особенно песен. Он говорил, что Шуберт «поэтичнейший из музыкантов, которые когда-либо жили на свете»[26]. Для Антонина Дворжака особенно интересными были симфонии Шуберта; Гектор Берлиоз и Антон Брукнер признавали, что на их творчество большое влияние оказала «Большая симфония»[27].
В 1897 году в издательстве «Брейткопф и Хертель» вышло издание сочинений композитора, главным редактором которого был Иоганнес Брамс. Такие композиторы XX века, как Бенджамин Бриттен, Рихард Штраус и Джордж Крам, были либо пропагандистами творчества Шуберта, либо делали аллюзии на его сочинения в собственной музыке. Бриттен, который был прекрасным пианистом, аккомпанировал исполнению многих песен Шуберта и часто играл его соло и дуэты[27].
Память[править | править код]
В честь музыкальной пьесы Шуберта «Розамунда», написанной к одноимённому произведению Гельмины фон Шези, получил название открытый в 1904 году астероид (540) Розамунда[источник не указан 2701 день].
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 Franz Schubert // Encyclopædia Britannica (англ.)
- ↑ 1 2 Franz Schubert // Internet Broadway Database (англ.) — 2000.
- ↑ Archivio Storico Ricordi — 1808.
- ↑ 1 2 Hilmar, 2007, с. 609.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Шуберт Франц Петер / Ю. Н. Хохлов // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ 1 2 3 4 5 ШУБЕРТ Франц // Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. — 2000.
- ↑ Шуберт, Франц-Петер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Walther Dürr, Andreas Krause (Hrsg.): Schubert Handbuch, Bärenreiter/Metzler, Kassel u.a. bzw. Stuttgart u.a., 2. Aufl. 2007, S. 68, ISBN 978-3-7618-2041-4
- ↑ Dietmar Grieser: Der Onkel aus Preßburg. Auf österreichischen Spuren durch die Slowakei, Amalthea-Verlag, Wien 2009, ISBN 978-3-85002-684-0, S. 184
- ↑ Andreas Otte, Konrad Wink. Kerners Krankheiten großer Musiker. — Schattauer, Stuttgart/New York, 6. Aufl. 2008, S. 169, ISBN 978-3-7945-2601-7
- ↑ Жизнь Франца Шуберта в документах. По публикациям Отто Эриха Дейча и другим источникам / Сост., общ. ред и прим. Ю. Хохлова. М.: Музгиз, 1963. С. 691.
- ↑ Deutsch О. Е., In collaboration with D. R. Wakeling, Schubert. Thematic catalogue of all his works in chronological order, London, 1951
- ↑ Переработанное и дополненное издание: Franz Schubert. Thematischer Verzeichnis seiner Werke in chronologischer Folge… Neuausgabe in deutscher Sprache bearb. und hrsg. von der Editionsleitung der Neuen Schubert-Ausgabe und W. Aderhold, Kassel, 1978
- ↑ В. Галацкая. Франц Шуберт // Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. III. — М.: Музыка. 1983. — С. 155
- ↑ В. Галацкая. Франц Шуберт // Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. III. — М.: Музыка. 1983. — С. 212
- ↑ CD Hyperion CDJ 33002.
- ↑ CD Hyperion CDJ 33010.
- ↑ Ныне исполняется именно в четвёртой редакции
- ↑ В традиционном русском переложении — «Нет, только тот, кто знал».
- ↑ Другие примеры: D 235 и D 237; D 351 и D 562; D 484, D 705 и D 714.
- ↑ Schubert Geburtshaus : WIEN MUSEUM. www.wienmuseum.at. Дата обращения: 14 апреля 2021.
- ↑ 1 2 Jeffrey Dane. The Composer’s pianos. 2001
URL:https://www.collectionscanada.gc.ca/eppp-archive/100/202/300/inditer/2001/05-14/dane/pianos/pianos.htm
- ↑ 1 2 Kreissle von Hellborn, Heinrich (1865). Franz Schubert, pp. 297—332.
- ↑ Gibbs, Christopher H. (2000). The Life Of Schubert. Cambridge University Press, pp. 61—62, ISBN 0-521-59512-6.
- ↑ Например, Крайсль на с. 324 описывает интерес к творчеству Шуберта в 1860-х годах, а Гиббс на с. 250—251 описывает размах торжеств по случаю столетия композитора в 1897 году.
- ↑ Liszt, Franz; Suttoni, Charles (translator, contributor) (1989). An Artist’s Journey: Lettres D’un Bachelier ès Musique, 1835—1841. University of Chicago Press, p. 144. ISBN 0-226-48510-2.
- ↑ 1 2 Newbould, Brian (1999). Schubert: The Music and the Man. University of California Press, pp. 403—404. ISBN 0-520-21957-0.
Избранные сочинения[править | править код]
Для оркестра[править | править код]
- Симфония № 8 («Неоконченная») h-moll (1822)
- Симфония № 9 («Большая») C-dur (1828)
- 8 увертюр
Для голоса с фортепиано[править | править код]
- Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (1823)
- Вокальный цикл «Зимний путь» (1827),
- Сборник «Лебединая песня» (1828)
- Ave Maria («Третья песня Эллен» / «Ellens dritter Gesang»)
- Баллада «Лесной царь» (нем. Erlkönig, на стихи И. В. Гёте, 1816)
- Другие песни (отдельно и в сборниках, всего около 600)
Для голоса (голосов) с оркестром[править | править код]
Духовная музыка[править | править код]
- Офферторий для сопрано или тенора с оркестром (C-dur, D 136)
- Офферторий для хора с оркестром (a-moll, D 181)
- Офферторий тенора и хора с оркестром (B-dur, D 963)
- Salve Regina для сопрано с оркестром (F-dur, D 223)
- Немецкая месса, D 872
- Магнификат (1815)
- Tantum ergo для квартета певцов, хора и оркестра
Светские оратории и кантаты[править | править код]
- Победная песнь Мириам, D 942
Для фортепиано[править | править код]
Соло[править | править код]
- 23 сонаты (1815—1828)
- Фантазия «Скиталец» (1822)
- 11 экспромтов (1827—1828)
- 6 музыкальных моментов (1823—1828)
- Свыше 400 танцев (вальсы, лендлеры, немецкие танцы, менуэты, экосезы, галопы и др.; 1812—1827);
В четыре руки[править | править код]
- Сонаты, увертюры, фантазии
- Венгерский дивертисмент (1824)
- Рондо, вариации, полонезы, марши
Оперы и зингшпили[править | править код]
- Альфонсо и Эстрелла (1822; постановка 1854, Веймар), Фьеррабрас (1823; постановка 1897, Карлсруэ);
- Братья-близнецы (1820, Вена)
- Заговорщики, или Домашняя война (1823; постановка 1861, Франкфурт-на-Майне)
Музыка к драматическим спектаклям[править | править код]
- Волшебная арфа (1820, Вена),
- Розамунда, княгиня Кипрская (1823, там же)
Камерно-инструментальные ансамбли[править | править код]
- Фортепианный квинтет «Форель» (1819)
- Сонаты для скрипки и фортепиано (1816—1817)
- Фантазия (1827) для скрипки и фортепиано
- Соната для арпеджионе и фортепиано (1824)
- Фортепианные трио (1827, 1828?)
- Струнные трио (1816, 1817)
- Струнные квартеты (1811—1826)
- Струнный квинтет (1828)
- Октет для струнных и духовых (1824)
- Интродукция и вариации на тему песни «Засохшие цветы» (нем. Trockene Blumen), D 802) для флейты и фортепиано
Неоконченные и утраченные сочинения[править | править код]
- Опера «Граф фон Гляйхен»
- Симфония (1821)
- Зингшпиль «Клаудина фон Вилла Белла» (на текст Гёте, 1815, сохранился первый из 3 актов; реконструкция 1978, Вена)
Издания сочинений[править | править код]
- Избранные песни. В 6 томах / Сост., ред., вступит. статья, предисл. и примеч. Ю. Н. Хохлова. — М. : Музыка, 1975—1980.
- Т. 1 Песни на слова И. В. Гёте (1975)
- Т. 2 Песни на слова Ф. Шиллера и И. Майрхофера (1976)
- Т. 3 Песни на слова В. Мюллера («Зимний путь», «Прекрасная мельничиха»; 1977)
- Т. 4 [без названия] (1978)
- Т. 5 [без названия] (1979)
- Т. 6 [без названия] (включает цикл «Лебединая песня»; 1980)
Записи, сделанные на инструментах эпохи Шуберта[править | править код]
- Пауль Бадура-Скода. Франц Шуберт. «Fantaisie Pour le Piano-forte». Записано на оригинальном рояле 1824 г. от Конрада Графа
- Кристиан Безёйденхаут, Ян Кобов. Франц Шуберт. «Chant du Cygne D.957»; Феликс Мендельсон. «Six lieder sur des textes de Heinrich Heine». Записано на реплике рояля 1819 г. Конрада Графа от Пола Макналти
- Алексей Любимов. Франц Шуберт. «Impromptus». Записано на оригинальных роялях Матиас Мюллер 1810 г. и Йозеф Шантц 1830 г.
- Андреас Штайер, Александр Мельников. Франц Шуберт. «Fantasie in F Minor». Записано на реплике рояля Конрада Графа от Кристофера Кларка
- Вивиана Софроницкая. Франц Шуберт. «Wanderer Fantasy, Impromptus opp. 90 & 142». Записано на реплике рояля 1819 г. Конрада Графа от Пола Макналти
- Пенелопа Кроуфорд. Шуберт, Мендельсон, Шуман. «Viennese Romantic Piano». Записано на оригинальном рояле от Конрада Графа 1835 г.
- Андраш Шифф. Франц Шуберт. «C Major Fantasies». Записано на оригинальном рояле от Франца Бродманна 1820 г.
Литература[править | править код]
- Хохлов Ю. Н. Шуберт Ф. П (рус.) // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1982. — Т. 6. — С. 435—446.
- Глазунов А. К. Франц Шуберт. Прил.: Оссовский А. В. Хронограф, перечень произведений и библиогр. Ф. Шуберта. — М.: Academia, 1928. — 48 с.
- Воспоминания о Франце Шуберте. Сост., перевод, предисл. и примеч. Ю. Н. Хохлова. — М., 1964.
- Жизнь Франца Шуберта в документах. Сост. Ю. Н. Хохлов. — М., 1963.
- Конен В. Шуберт. Изд. 2-е, доп. — М.: Музгиз, 1959. — 304 с.
- Вульфиус П. Франц Шуберт: Очерки жизни и творчества. — М.: Музыка, 1983. — 447 с.
- Хохлов Ю. Н. «Зимний путь» Франца Шуберта. — М., 1967.
- Хохлов Ю. Н. О последнем периоде творчества Шуберта. — М., 1968.
- Хохлов Ю. Н. Шуберт. Некоторые проблемы творческой биографии. — М., 1972.
- Хохлов Ю. Н. Песни Шуберта: Черты стиля. — М.: Музыка, 1987. — 302 с.
- Хохлов Ю. Н. Строфическая песня и её развитие от Глюка к Шуберту. — М.: Эдиториал УРСС, 1997.
- Хохлов Ю. Н. Фортепианные сонаты Франца Шуберта. — М.: Эдиториал УРСС, 1998. — ISBN 5-901006-55-0.
- Хохлов Ю. Н. «Прекрасная мельничиха» Франца Шуберта. — М.: Эдиториал УРСС, 2002. — ISBN 5-354-00104-8.
- Франц Шуберт: К 200-летию со дня рождения: Материалы Международной научной конференции. — М.: Прест, 1997. — 126 c. — ISBN 5-86203-073-5.
- Франц Шуберт: переписка, записи, дневники, стихотворения. Сост. Ю. Н. Хохлов. — М.: Эдиториал УРСС, 2005.
- Франц Шуберт и русская музыкальная культура. Отв. ред. Ю. Н. Хохлов. — М., 2009. — ISBN 978-5-89598-219-8.
- Шуберт и шубертианство: Сборник материалов научного музыковедческого симпозиума. Сост. Г. И. Ганзбург. — Харьков, 1994. — 120 c.
- Hilmar E. Schubert, Franz Seraph Peter (нем.) // Neue Deutsche Biographie. — 2007. — Bd. 23. — S. 609—612.
- Alfred Einstein: Schubert. Ein musikalisches Porträt. — Pan-Verlag, Zürich, 1952.
- Peter Gülke: Franz Schubert und seine Zeit. — Laaber-Verlag, Laaber, 2002. — ISBN 3-89007-537-1.
- Peter Härtling: Schubert. 12 moments musicaux und ein Roman. — Dtv, München, 2003. — ISBN 3-423-13137-3.
- Ernst Hilmar: Franz Schubert. — Rowohlt, Reinbek, 2004. — ISBN 3-499-50608-4.
- Kreissle. Franz Schubert. — Вена, 1861.
- Von Helborn. Franz Schubert.
- Rissé. Franz Schubert und seine Lieder. — Ганновер, 1871.
- Aug. Reissmann. Franz Schubert, sein Leben und seine Werke. — Берлин, 1873.
- H. Barbedette. F. Schubert, sa vie, ses oeuvres, son temps. — Париж, 1866.
- A. Audley. Franz Schubert, sa vie et ses oeuvres. — П., 1871.
Ссылки[править | править код]
- Тематико-систематический каталог сочинений Шуберта О. Э. Дойча (1978)
- Каталог сочинений, систематизированных по жанрам (нем., без нотных инципитов, со ссылками на современную дискографию)
- Систематический каталог сочинений Шуберта в англ. Википедии (со ссылками на № каталога Дойча, без нотных инципитов)
- Полный список песен Шуберта (с № Дойча, без нотных инципитов)
- Франц Шуберт: ноты произведений на International Music Score Library Project
- Британский институт Ф. Шуберта
- Общество Ф. Шуберта в США
- Последние сонаты Шуберта
- Шуберт. Либретто оперы «Фьерабрас» на русском языке
Ответы на кроссворды и сканворды
выберите длину слова
Все
выберите первую букву слова
Все
Ответы на вопрос Австралийский композитор романтик сочинивший боле 600ивокальных сочинений в топ числе балладу лесной царь
- Шуберт – Австрийский композитор написавший музыкальную балладу Лесной царь 6 букв
- Разгадывать кроссворды
- Гете – Автор баллады “Лесной царь” 4 буквы
- Глинка – Русский композитор, основоположник национальной композиторской школы. Сочинения Глинки оказали сильное влияние на последующие поколения композиторов, в том числе на А. С. Даргомыжского и членов «Могучей кучки», развивавших в своей музыке его идеи. (фамилия) 6 букв
- Роджерс – Американский композитор, написавший музыку более чем к 900 песням и 40 бродвейским мюзиклам. Он также сочинял музыку для фильмов и телевидения. Наиболее известен в соавторстве с поэтами-песенниками Лоренцом Хартом и Оскаром Хаммерстайном II. Его музыка оказала серьёзное влияние на музыкальную культуру США. (фамилия) 7 букв
- Бервальд – Выдающийся шведский композитор-романтик, чья музыка не была по достоинству оценена современниками. В результате этого он вынужден был искать иные источники дохода: работал врачом-ортопедом, управляющим на лесопилке и стекольной фабрике. Из четырёх написанных им симфоний лишь первая была исполнена при жизни композитора. (фамилия) 8 букв
- Тарзан – О каком герое Эдгар Берроуз сочинил более двадцати романов 6 букв
- Шуберт – Австрийский композитор-романтик 6 букв
- Знамение – Научно-фантастический фильм-катастрофа режиссёра Алекса Пройаса. Несмотря на то, что события происходят в Бостоне, сам фильм был снят в австралийском Мельбурне. Слоган фильма: «Что будет, когда закончатся числа». Мировая премьера состоялась 20 марта 2009 года. Рейтинг MPAA: детям до 13 лет просмотр не желателен 8 букв
- Тарань – Представляет разновидность обыкновенной плотвы. Как отличительные признаки по сравнению с обыкновенной плотвой указывается большая высота тела, несколько более мелкая чешуя, меньшее число лучей в заднепроходном плавнике, более толстые зубы и черноватые края парных плавников. Длина обыкновенно 25-35 см, вес часто до 1, кг 6 букв
- Шуман – Немецкий композитор романтик Автор пьесы Грёзы 5 букв
- Бах – Композитор который сочинил много произведений для органа 3 буквы
- Крылатов – Советский и российский композитор. Написал музыку более чем к 120 фильмам и мультфильмам. Член Союза композиторов, Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей. Живёт и работает в Москве. (фамилия) 8 букв
- Баста – Российский рэпер, певец, композитор и актёр. Более известен как Баста, Ноггано. Бывший участник «Объединённой Касты» под именем Баста Хрю. Ведущий на радио NEXT FM, а также режиссёр нескольких фильмов на gazgolder. com 5 букв
- Аллен – Австралийский гитарист, вокалист и композитор, более всего известный как сооснователь британской рок-группы Soft Machine и французской Gong. Иногда его имя на обложках дисков указывалось как Daevid Alien. В настоящее время живёт в австралийском городе Байрон Бэй. (фамилия) 5 букв
- Львов – Российский скрипач, композитор, дирижёр, музыкальный писатель и общественный деятель. Директор Придворной певческой капеллы в 1837-1861. Автор музыки гимна «Боже, царя храни» и других сочинений. (фамилия) 5 букв
- Инверсия – Возбужденное состояние вещества, в котором число частиц на более высоком энергетич. уровне превышает число частиц на более низком уровне (физ.) 8 букв
- Урбан – Австралийский кантри-певец, композитор и гитарист, коммерческий успех которого, большей частью сложился в Соединённых Штатах Америки и Австралии. Урбан начал свою карьеру в Брисбене, переехав в раннем возрасте в город Caboolture расположенном на побережье Австралии. В 1991 году он выпустил одноимённый дебютный альбом, который оказался на четвертом месте Австралийского хит-парада, после 5 букв
- Опус – Отдельное музыкальное сочинение в ряду других сочинений того же композитора 4 буквы
- Жужелицы – Одно из самых больших и многочисленных семейств жуков. Число видов мировой фауны по разным оценкам колеблется от 25000 до 50000, в том числе в России и сопредельных странах уже сейчас известно более 3000 видов. Число открытых видов ежегодно возрастает 8 букв
- Глебов – Советский и белорусский композитор. Народный артист СССР. Член КПСС с 1977 года. Творчество Глебова охватывает широкий круг жанров, но наиболее известны его симфонические сочинения и балеты. Стиль композитора находится под влиянием Д. Д. Шостаковича и отчасти раннего И. Ф. Стравинского. Его произведения отличаются хорошим полифоническим письмом, тематическим развитием, оригинальной оркестровкой 6 букв
- Химера – Восьмой студийный альбом группы Ария, вышедший в апреле 2001 года. Альбом выдержан в более мелодичном ключе, чем предыдущие, и содержит ряд лирических баллад. Целый ряд песен 6 букв
- Екатерина – Русская императрица, сочинившая “Бабушкину азбуку”, которая впоследствии стала настольной книгой нашего царя Александра I () 9 букв
- Фидель – Американский композитор кино. Популярный и прогрессивный композитор 1980-х, он принимал участие в нескольких успешных фильмах, в основном триллерах, а также впервые начал использовать электронные инструменты и синтезаторы, благодаря чему выделился из общего числа композиторов уже в конце 1990-х. Также он являлся клавишником «Hall and Oats». (фамилия) 6 букв
- Хренников – Советский композитор, балет “Гусарская баллада 9 букв
- Шаги – Топ-топ, топ-топ 4 буквы
- Бабаджанян – Арно (1921—1983) советский композитор и пианист, «Героическая баллада», песни «Песня первой любви», «Загадай желание» 10 букв
- Бриттен – Английский композитор, автор симфоний «Баллада о героях», «Военный реквием» 7 букв
- Верстовский – Алексей (1799—1862) российский композитор и театральный деятель; опера «Аскольдова могила», баллада «Черная шаль» 11 букв
- Дварионас – (Дваренас) Балис (1904—72) литовский композитор, дирижер, пианист, опера «Даля», баллада «Сватовство» 9 букв
- Романтизм – Жанр баллады более всего проявляется в этом стиле 9 букв
- Моцарт – Какой композитор сочинял музыку быстрее всех 6 букв
- Моцарт – Композитор, написавший в конце XVIII века “Руководство, как при помощи двух игральных костей сочинять вальсы, не имея ни малейшего представления о музыке и композиции 6 букв
- Бах – Немецкий композитор и музыкант, второй из 5 сыновей Иоганна Себастьяна Баха и Марии Барбары Бах. Известен также как Берлинский или Гамбургский Бах. Один из основателей классического музыкального стиля, сочинял в эпохи рококо и классицизма. (фамилия) 3 буквы
- Адан – Французский композитор, сочинивший балет “Жизель 4 буквы
- Мазепа – Опера Петра Ильича Чайковского в 3-х действиях, 6-ти картинах, на либретто Виктора Буренина на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Полтава». Композитор внёс изменения в либретто, вернув в него многие строки из Пушкина. Василий Кандауров сочинил текст для Арии Мазепы 6 букв
- Верди – Композитор, сочинивший оперу “Аида 5 букв
- Эшпай – Кто из российских композиторов сочинил балет “Ангара 5 букв
- Гофман – Немецкий писатель-романтик, композитор, художник, автор романтической оперы “Ундина 6 букв
- Бекман – Композитор, сочинивший музыку к популярной песенке «В лесу родилась ёлочка» 6 букв
- Вангелис – Какой композитор, не постигнув нотной грамоты, сочинил музыку для триллера «Бегущий по лезвию» 8 букв
- Закрытая – Фирма, контролируемая ограниченным количеством лиц, число которых определяется законодательством конкретной страны (например в большинстве европейских стран – не более, чем пятью лицами); инвестиционная компания, имеющая фиксированную структуру капитала, то есть определенное и неизменное число акций, поступающих в продажу на вторичном рынке 8 букв
- Глинка – Композитор сочинивший романс Я помню чудное мгновенье 6 букв
- Вивальди – Один из композиторов сочинивших кончерто гроссо 8 букв
- Музыка – Это сочиняет композитор а исполняет оркестр 6 букв
- Антонов – Советский и российский композитор и эстрадный певец, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Заслуженный артист Чечено-Ингушской АССР, Народный артист России. Композитор-автор большого числа песен-хитов, проверенных временем. (фамилия) 7 букв
- Мадригал – Особый вид старинного вокального сочинения (для трех и более голосов) на стихотворение пасторального любовного содержания (в музыке) 8 букв
- Оэ – Выдающийся современный японский писатель-гуманист, автор более 20 романов и повестей, нескольких сборников рассказов и многочисленных эссе. В своих сочинениях Кэндзабуро Оэ пытается преодолеть достигшие, по его мнению, своего апофеоза во Второй мировой войне нигилизм, безответственность и отчуждённость современного человека 2 буквы
- Косма – Французский музыкант и композитор румынского происхождения. Известен как скрипач и дирижёр, но больше всего известен как композитор кино, создавший музыку для многих известных французских фильмов, всего более 200 саундтреков. (фамилия) 5 букв
- Штаден – Немецкий авантюрист, опричник царя Ивана Грозного. Автор нескольких сочинений, посвященных России и впервые опубликованных в 1917 г. под общим заглавием «Записки о Московии». (фамилия) 6 букв
- Джеррард – Австралийский музыкант, вокалистка и композитор, получившая международную известность как участник музыкального коллектива Dead Can Dance. Также известна как кинокомпозитор. (фамилия) 8 букв
wordparts.ru
Опубликовано:
17 марта 2023, 17:24

За недолгую жизнь Франц Шуберт написал более тысячи музыкальных произведений. В его творческой копилке песни, симфонии, камерная и духовная музыка. Почему творец так почитаем и как сложилась его жизнь?
Биография композитора
Кто такой Франц Шуберт? Франц Петер Шуберт (Franz Peter Schubert) — австрийский композитор эпохи романтизма, один из наиболее значимых в истории музыки.
Шуберт появился на свет 31 января 1797 года в пригороде Вены (столица Австро-Венгерской империи). Его отец, школьный учитель, привил Францу и его старшему брату Игнацу любовь к музыке. Батюшка будущего композитора был музыкантом-любителем, хоть и преподавал музыку в приходской школе Лихтенталя. Он первый познакомил Франца Петера со скрипкой, а на фортепиано его научил играть брат Игнац. Шуберт-младший проявлял и вокальные таланты: мальчик ходил на занятия к Михаэлю Хольцеру — регенту приходской церкви.
В 1808 году Франца приняли как певчего в придворную капеллу и в Конвикт — венскую авторитетную школу с пансионом. Там его обучал Венцель Ружичка, преподававший бас. Потом до 1816 года с юным дарованием занимался Антонио Сальери — преподаватель контрапункта (одновременного объединения нескольких мелодических линий) и композиции.
Творчество Шуберта начинается в период с 1810-го по 1813-й. Молодой музыкант написал ряд произведений: оперы, симфонии, фортепианные пьесы и песни. В 1813 году Шуберт стал членом учительской семинарии, а уже спустя год сам начал преподавать в школе, в которой работал его отец.
Дальше жизнь Шуберта развивалась стремительно. Молодой и талантливый музыкант давал уроки музыки, неоднократно пытался получить должность, продолжал много сочинять.
В это время у композитора сложился определенный круг товарищей — ценителей его творчества, которые периодически оказывали материальную поддержку музыканту. Среди них были:
- Йозеф фон Шпаун — чиновник;
- Франц фон Шобер — поэт-любитель;
- Иоганн Майрхофер — поэт;
- Мориц фон Швинд — художник;
- Эдуард Бауэрнфельд — поэт и драматург;
- Ансельм Хюттенбреннер — композитор, пианист, музыкальный критик.
Одна из самых ярких страниц в биографии Франца — арест композитора австрийской тайной полицией. В начале 1820 года его и еще четырех друзей арестовали по подозрению в запрещенной деятельности, которой в то время занимались различные студенческие кружки. Как написано в книге «Франц Шуберт», одного из друзей Франца, поэта Иоганна Зенна, отдали под стражу и отправили в тюрьму на год, а после запретили въезд на территорию Вены. Остальным друзьям и самому Шуберту вынесли серьезное предупреждение.
Последние годы жизни композитора прошли в Вене, где он и скончался 19 ноября 1828 года от брюшного тифа. Музыковед Юрий Хохлов пишет в книге «Франц Шуберт», что композитор изъявил желание быть похороненным рядом с обожаемым Бетховеном на Верингском кладбище. В энциклопедии Кольера сказано, что в 1988 году Шуберта перезахоронили на Центральном кладбище в Вене.
Творчество
Франц безгранично любил музыку и славился впечатляющей продуктивностью. Шуберт — композитор, утвердивший в музыке дух романтизма. Он первый из выдающихся представителей этого направления.
В музыке Шуберта прослеживалась искренность, душевность. Его творчество тесно связано с народным искусством Австрии, бытовой музыкой Вены, фольклором венгров и славянских народов, входивших в состав Австро-Венгрии. В сочинениях композитора на первом месте мелодия, большое значение имеет колорит, красочность, обусловившие обогащение гармонии, оркестровки.
Вокальное творчество
Наверное, самое важное место в жизни Франца заняли песни для голоса и фортепиано, которые были близки к жанру романса. В этом направлении композитор был новатором: он воплотил глубокий смысл за счет созвучия слов и музыки.
Шуберт написал около 600 песен на стихи сотни поэтов-романтиков. Для каждого лирического произведения композитор находил соответствующие музыкальные стилистические приемы. Самыми значимыми для песенного творчества Франца были:
- Иоганн Вольфганг Гёте. На его стихи Шуберт написал около 70 песен, среди них «Лесной царь», «Гретхен за прялкой».
- Фридрих Шиллер. Шуберт создал более 40 композиций на его произведения, среди которых «Группа из Тартара», «Жалоба девушки», «Желание».
- Вильгельм Мюллер. Мотивы для песен Шуберту подарили произведения «Зимний путь», «Прекрасная мельничиха».
- Иоганн Майрхофер. Его стихи легли в основу 47 песен, в том числе «Ночные фиалки», «Антигона и Эдип».
Важное место в творчестве Франца занимали произведения Генриха Гейне. Шуберт, вдохновленный лирикой немецкого поэта, создал сборник композиций «Лебединая песня».
Инструментальное творчество
Инструментальная музыка Шуберта часто содержала лирические темы песенного характера, которые автор продумывал как что-то целое. Сколько симфоний написал Франц Шуберт? На счету композитора 9 симфоний, 602 вокальные композиции, множество камерных и сольных фортепианных произведений.
Шуберт написал множество инструментальных произведений для домашнего музицирования. Среди них квинтет «Форель» (1819), струнный квинтет до мажор (1828), три струнные квартета. Есть и фортепианные произведения, среди которых особую популярность приобрели 23 сонаты, написанные автором в течение 13 лет с 1815 года, музыкальные моменты, вальсы, менуэты, экосезы, экспромты, увертюры, рондо, полонезы, марши, фантазия «Скиталец» и «Венгерский дивертисмент».
Какое самое известное произведение Шуберта? Среди них особой популярностью пользуется симфония №8 «Неоконченная» в си миноре, написанная в 1822 году.
Это лишь малая часть того, что сочинил гениальный композитор за свою недолгую жизнь. Франц Шуберт был величайшим композитором своего времени. Вклад Франца в развитие музыкального искусства невозможно переоценить, и его наследие останется жить долгие годы.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1878835-subert-biografia-licnaa-zizn-i-tvorcestvo-kompozitora/
( 31 I 1797, Лихтенталь, близ Вены-19 XI 1828, Вена)
Доверчивый, откровенный, неспособный на предательство, общительный, разговорчивый в радостном настроении – кто знал его другим?
Из воспоминаний друзей
Ф. Шуберт – первый великий композитор-романтик. Поэтическая любовь и чистая радость жизни, отчаяние и холод одиночества, томление по идеалу, жажда странствий и безысходность скитаний – все это нашло отзвук в творчестве композитора, в его естественно и непринужденно льющихся мелодиях. Эмоциональная открытость романтического мироощущения, непосредственность выражения подняли на невиданную до тех пор высоту жанр песни: этот прежде второстепенный жанр у Шуберта стал основой художественного мира. В песенной мелодии композитор мог выразить целую гамму чувств. Его неиссякаемый мелодический дар позволял сочинять по нескольку песен в день (всего их более 600). Песенные мелодии проникают и в инструментальную музыку, например песня “Скиталец” послужила материалом для одноименной фортепианной фантазии, а “Форель” – для квинтета и т. п.
Шуберт родился в семье школьного учителя. У мальчика очень рано обнаружились выдающиеся музыкальные способности и его отдали на обучение в конвикт (1808-13). Там он пел в хоре, изучал теорию музыки под руководством А. Сальери, играл в ученическом оркестре и дирижировал им.
В семье Шуберта (как и вообще в немецкой бюргерской среде) музыку любили, но допускали лишь как увлечение; профессия музыканта считалась недостаточно почетной. Начинающему композитору предстояло пойти по стопам отца. В течение нескольких лет (1814-18) школьная работа отвлекала Шуберта от творчества, и все же он сочиняет чрезвычайно много. Если в инструментальной музыке еще видна зависимость от стиля венских классиков (главным образом В. А. Моцарта), то в жанре песни композитор уже в 17 лет создает произведения, полностью выявившие его индивидуальность. Поэзия И. В. Гёте вдохновила Шуберта на создание таких шедевров, как “Маргарита за прялкой, Лесной царь”, песни из “Вильгельма Мейстера” и др. Много песен Шуберт написал и на слова другого классика немецкой литературы – Ф. Шиллера.
Желая полностью посвятить себя музыке, Шуберт оставляет работу в школе (это привело к разрыву отношений с отцом) и переселяется в Вену (1818). Остаются такие непостоянные источники существования, как частные уроки и издание сочинений. Не будучи пианистом-виртуозом, Шуберт не мог легко (подобно Ф. Шопену или Ф. Листу) завоевать себе имя в музыкальном мире я таким образом содействовать популярности своей музыки. Не способствовал этому и характер композитора, его полная погруженность в сочинение музыки, скромность и при этом высочайшая творческая принципиальность, не позволявшая идти ни на какие компромиссы. Зато он находил понимание и поддержку среди друзей. Вокруг Шуберта группируется кружок творческой молодежи, каждый из членов которого непременно должен был обладать каким-либо художественным талантом (Что он может? – таким вопросом встречали каждого новичка). Участники “шубертиад” становились первыми слушателями, а часто и соавторами (И. Майрхофер, И. Зенн, Ф. Гряльпарцер) гениальных песен главы их кружка. Беседы и жаркие споры об искусстве, философии, политике чередовались с танцами, для которых Шуберт написал массу музыки, а часто просто ее импровизировал. Менуэты, экоссезы, полонезы, лендлеры, польки, галопы – таков круг танцевальных жанров, но над всем возвышаются вальсы – уже не просто танцы, а скорее лирические миниатюры. Психологизируя танец, превращая его в поэтическую картину настроения, Шуберт предвосхищает вальсы Ф. Шопена, М. Глинки, П. Чайковского, С. Прокофьева. Участник кружка, известный певец М. Фогль пропагандировал песни Шуберта на концертной эстраде и совместно с автором совершил поездку по городам Австрии.
Гений Шуберта вырос на почве давних музыкальных традиций Вены. Классическая школа (Гайдн, Моцарт, Бетховен), многонациональный фольклор, в котором на австро-немецкую основу накладывались влияния венгров, славян, итальянцев, наконец, особое пристрастие венцев к танцу, домашнему музицированию – все это определяло облик творчества Шуберта.
Расцвет шубертовского творчества – 20-е гг. В это время создаются лучшие инструментальные произведения: лирико-драматическая “Неоконченная” симфония (1822) и эпическая, жизнеутверждающая до-мажорная (последняя, Девятая по счету). Обе симфонии долгое время были неизвестны: до-мажорная была обнаружена Р. Шуманом в 1838 г., а “Неоконченная” – найдена только в 1865 г. Обе симфонии оказали влияние на композиторов второй половины XIX в., определив различные пути романтического симфонизма. Шуберт не слышал ни одной из своих симфоний в профессиональном исполнении. Много трудностей и неудач было и с оперными постановками. Несмотря на это, Шуберт постоянно писал для театра (всего ок. 20 произведений) – оперы, зингшпили, музыку к спектаклю В. Чёзи “Розамунда”. Он создает и духовные произведения (в т. ч. 2 мессы). Замечательную по глубине и силе воздействия музыку писал Шуберт в камерных жанрах (22 сонаты для фортепиано, 22 квартета, ок. 40 других ансамблей). Его экспромты (8) и музыкальные моменты (6) положили начало романтической фортепианной миниатюре. Новое возникает и в песенном творчестве. 2 вокальных цикла на стихи В. Мюллера – 2 этапа жизненного пути человека. Первый из них – “Прекрасная мельничиха” (1823) – своего рода “роман в песнях”, охваченный единой фабулой. Молодой человек, полный сил и надежд, отправляется навстречу счастью. Весенняя природа, бодро журчащий ручеек – все создает жизнерадостное настроение. Уверенность вскоре сменяется романтическим вопросом, томлением неизвестности: Куда? Но вот ручей приводит юношу к мельнице. Любовь к дочери мельника, ее счастливые мгновения сменяются тревогой, терзаниями ревности и горечью измены. В ласково журчащих, убаюкивающих струях ручья герой находит покой и утешение.
Второй цикл – “Зимний путь” (1827) – ряд скорбных воспоминаний одинокого скитальца о неразделенной любви, трагические раздумья, лишь изредка перемежающиеся светлыми грезами. В последней песне, “Шарманщик”, создается образ бродячего музыканта, вечно и монотонно крутящего свою шарманку и нигде не находящего ни отзыва, ни исхода. Это – олицетворение пути самого Шуберта, уже тяжело больного, измученного постоянной нуждой, непосильной работой и равнодушием к своему творчеству. Сам композитор называл песни “Зимнего пути ужасными”.
Венец вокального творчества – “Лебединая песня” – сборник песен на слова различных поэтов, в том числе Г. Гейне, оказавшегося близким “позднему” Шуберту, острее и болезненнее почувствовавшему “раскол мира”. В то же время Шуберт никогда, даже в последние годы жизни, не замыкался в скорбных трагических настроениях (“боль оттачивает мысль и закаляет чувства”, – написал он в дневнике). Образно-эмоциональный диапазон шубертовской лирики поистине безграничен – она откликается на все, что волнует любого человека, при этом острота контрастов в ней постоянно возрастает (трагедийный монолог “Двойник” и рядом – знаменитая “Серенада”). Все больше и больше творческих импульсов Шуберт находит в музыке Бетховена, который, в свою очередь, познакомился с некоторыми произведениями своего младшего современника и очень высоко их оценил. Но скромность и застенчивость не позволили Шуберту лично познакомиться со своим кумиром (однажды он повернул назад у самых дверей бетховенского дома).
Успех первого (и единственного) авторского концерта, организованного за несколько месяцев до смерти, привлек наконец внимание музыкальной общественности. Его музыка, прежде всего песни, начинает быстро распространяться по всей Европе, находя кратчайший путь к сердцам слушателей. Она оказывает огромное влияние на композиторов-романтиков следующих поколений. Без открытий, сделанных Шубертом, невозможно представить Шумана, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Малера. Он наполнил музыку теплотой и непосредственностью песенной лирики, раскрыл неисчерпаемый душевный мир человека.
Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка.
1990.
Австрийский композитор Франц Петер Шуберт (Franz Peter Schubert) родился 31 января 1797 года в Вене в семье школьного учителя.
Исключительные музыкальные способности Шуберта проявились в раннем детстве. С семилетнего возраста он обучался игре на нескольких инструментах, пению, теоретическим дисциплинам.
В возрасте 11 лет Шуберт был принят в конвикт — школу-пансион для солистов придворной капеллы, где помимо пения изучал игру на многих инструментах и теорию музыки под руководством Антонио Сальери.
Во время обучения в капелле в 1810-1813 годах он написал множество сочинений: оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни.
В 1813 году он поступил в учительскую семинарию, в 1814 году начал преподавать в школе, где служил его отец. В свободное от работы время Шуберт сочинил свою первую мессу и положил на музыку стихотворение Иоганна Гете “Гретхен за прялкой”.
К 1815 году относятся его многочисленные песни, среди которых “Лесной царь” на слова Иоганна Гете, 2-я и 3-я симфонии, три мессы и четыре зингшпиля (комическая опера с разговорными диалогами).
В 1816 году композитор закончил 4-ю и 5-ю симфонии, написал более 100 песен.
Желая полностью посвятить себя музыке, Шуберт оставил работу в школе (это привело к разрыву отношений с отцом).
В Желизе, летней резиденции графа Иоганна Эстерхази, он выполнял обязанности учителя музыки.
Тогда же молодой композитор сблизился с известным венским певцом Иоганном Фоглем (1768-1840), который стал пропагандистом вокального творчества Шуберта. На протяжении второй половины 1810-х годов из-под пера Шуберта вышли многочисленные новые песни, в том числе популярные “Скиталец”, “Ганимед”, “Фореллен”, 6-я симфония. Его зингшпиль “Братья-близнецы”, написанный в 1820 году для Фогля и поставленный в венском Кернтнертор-театре, не имел особого успеха, но принес Шуберту известность. Более серьезным достижением явилась мелодрама “Волшебная арфа”, поставленная несколько месяцев спустя в Театре Ан-дер-Вин.
Он пользовался покровительством аристократических семей. Друзья Шуберта опубликовали по частной подписке его 20 песен, но опера “Альфонсо и Эстрелла” на либретто Франца фон Шобера, которую Шуберт считал своей большой удачей, была отклонена.
В 1820-х годах композитором были созданы инструментальные произведения: лирико-драматическая “Неоконченная” симфония (1822) и эпическая, жизнеутверждающая до-мажорная (последняя, девятая по счету).
В 1823 году он написал вокальный цикл “Прекрасная мельничиха” на слова немецкого поэта Вильгельма Мюллера, оперу “Фьебрас”, зингшпиль “Заговорщицы”.
В 1824 году Шубертом были созданы струнные квартеты A-moll и D-moll (его вторая часть — вариации на тему более ранней песни Шуберта “Смерть и девушка”) и шестичастный Октет для духовых и струнных.
Летом 1825 года в Гмундене близ Вены Шуберт сделал наброски своей последней симфонии, так называемой “Большой”.
Во второй половине 1820-х годов Шуберт пользовался в Вене весьма высокой репутацией — его концерты с Фоглем собирали многочисленную публику, а издатели охотно публиковали новые песни композитора, а также пьесы и сонаты для фортепиано. Среди произведений Шуберта 1825-1826 годов выделяются фортепианные сонаты, последний струнный квартет и некоторые песни, среди которых “Молодая монахиня” и Ave Maria.
Творчество Шуберта активно освещалось в печати, он был избран членом венского Общества друзей музыки. 26 марта 1828 года композитор с большим успехом дал в зале общества авторский концерт.
К этому периоду относятся вокальный цикл “Зимний путь” (24 песни на слова Мюллера), две тетради экспромтов для фортепиано, два фортепианных трио и шедевры последних месяцев жизни Шуберта — Месса Es-dur, три последние фортепианные сонаты, Струнный квинтет и 14 песен, опубликованных после смерти Шуберта в виде сборника под названием “Лебединая песнь”.
19 ноября 1828 года Франц Шуберт скончался в Вене от тифа в возрасте 31 года. Он был похоронен на Вэрингском кладбище (ныне Парк Шуберта) на северо-западе Вены рядом композитором с Людвигом ван Бетховеном, скончавшимся годом ранее. 22 января 1888 года прах Шуберта был перезахоронен на Центральном кладбище Вены.
До конца XIX века значительная часть обширного наследия композитора оставалась неопубликованной. Рукопись “Большой” симфонии была обнаружена композитором Робертом Шуманом в конце 1830-х годов — впервые она прозвучала в 1839 году в Лейпциге под управлением немецкого композитора и дирижера Феликса Мендельсона. Первое исполнение Струнного квинтета состоялось в 1850 году, а первое исполнение “Неоконченной симфонии” — в 1865 году. Каталог произведений Шуберта включает около одной тысячи позиций — шесть месс, восемь симфоний, около 160 вокальных ансамблей, свыше 20 завершенных и незавершенных фортепианных сонат и свыше 600 песен для голоса с фортепиано.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников