Автобиографический характер повести детство горького 7 класс сочинение

Максим Горький создал удивительную и необыкновенную повесть «Детство», которая является автобиографической, то есть в ней описаны реальные люди и реальные события. Читая ее, я очень сильно переживал за главного героя –Алешу Пешкова, от чьего лица и велось повествование.
Мальчику пришлось пережить ужасное детство, которое и детством назвать сложно. Его семья не был дружной, в ней никто никого не поддерживал, жилось маленькому, болезненному и впечатлительному мальчику очень плохо.
Над ним издевались, как взрослые, так и его ровесники. Алеша любил только свою бабушку и маму. Остальных домочадцев он сторонился и пытался не попадаться им не глаза. Особая неприязнь у него была к деду, старому склочному мужчине, который каждые выходные бил своих внуков за провинности. Однажды и Леши не удалось избежать этой участи. Его высекли до полусмерти, и он долго лежал и болел после этого.
Единственный человек, который тогда заступился за мальчика был Иван-Цыганенок. Он подставлял деду под розги руки, чтобы смягчить удар. Алеше нравился Иван. Он был добрым и наивным парнем. Но жизнь его была не долгой и закончилась довольно трагически.
Когда я читал строки о том, как умирал Иван-Цыганенок, мне было так его жалко и одновременно страшно, что маленькому мальчику пришлось все это видеть своими глазами. На мой взгляд, такие вещи не могут бесследно пройти для психики. Увидеть и принять смерть в столь юном возрасте очень трудно. На протяжении всего детства, Алеша Пешков видит смерти людей. Начало повести тоже начинается с того, что умирает его отец. Затем умирает его младший новорожденный брат. На страницах данной повести можно встретить еще много смертей и от этого становиться так страшно. Ведь человек реально все это пережил.
Дедушка Алеши постоянно переезжал из одних домов в другие. И их преследовал брат матери и хотел забрать ее приданное. На этой почве часто происходили конфликты и даже драки. Самой противоречивой фигурой, на мой взгляд во всей повести является мама Алеши Пешкова. Она постоянно куда-то пропадает, редко заботиться о сыне и его здоровье. В середине повести она снова выходит замуж. Мальчик сразу же возненавидел отчима. Какое-то время две семьи жили спокойно. Леша остался у бабушки с дедушкой, а мать ушла жить к новому мужу. Но идиллия быстро закончилась. Отчим проигрался в карты и вынужден был продать свой дом. Теперь они живут все вместе. Мама Леши снова беременная и вскоре родила больного ребенка, который тихо умер. После этого отчим завел себе любовницу, и начались постоянные скандалы.
Однажды мальчик увидел, как мужчина бьет ее снова беременную мать ногами в грудь. Алеша решил с ножом заступиться за нее, но в последний момент мать оттолкнула его, и обошлось без жертв.
Мальчика снова отправляют жить к деду, который стал еще скупее и отказался кормить бабушку. Та снова начала заниматься рукоделием. Но вскоре вернулась мама с маленьким братом Николаем, а отчим куда-то исчез. Женщина была очень больная и через несколько месяцев умерла на руках своего старшего сына. Страшно подумать, какой это был удар для мальчика. Так он остался круглым сиротой. Дед заявил, что отказывается его дальше обеспечивать и отправляет «в люди».
Данная повесть Максима Горького непременно оставит в душе каждого читателя неизгладимое и страшное впечатление. Вся книга наполнена болью и страданиями маленького мальчика, который стойко переносит их и продолжает жить дальше несмотря ни на что.

Сочинение
7 класс. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (по повести
М. Горького «Детство»)

Повесть Горького «Детство» просто необходимо
прочитать каждому человеку, интересующемуся как традициями русской
литературы, так и исторической обстановкой родной страны. Повесть
«Детство» – это автобиографическое произведение, которое со всей
простотой и искренностью рассказывает о жизни самого писателя.
Жизнь человека редко бывает безоблачной, обычно каждому приходится
пройти сквозь череду проблем, потерь и трудностей. Не исключением
был и сам Горький. Он был совсем ребенком, когда лишился отца. Мальчик
не смог сразу осознать всей глубины трагедии, но чувствовал, что
мать его сломлена, убита случившимся. После смерти отца маленький
Алеша Пешков вместе со своей матерью оказался в доме деда и бабушки.
Образ бабушки свидетельствует о
ее мягкости, доброте, искренности и снисходительности. Бабушка была
добра ко всем, она никогда никого не осуждала, не критиковала. Бабушка
не была красивой, но во всем ее облике таилась удивительная внутренняя
красота, которая сразу была подмечена маленьким внуком. «Говорила
она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти
моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда
она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись… улыбка
весело обнажала белые, крепкие зубы, и… все лицо казалось молодым
и светлым».
Писатель говорит, что до встречи
с бабушкой «как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она,
разбудила, вывела на свет»… Встреча с бабушкой изменила всю жизнь
мальчика, заставила иначе взглянуть на окружающих людей. Бабушка
безгранично добра и терпелива, ее любовь распространяется абсолютно
на всех людей. До встречи с бабушкой Алеша Пешков был еще слишком
мал, поэтому просто не задумывался о многом.
Жизнь в семье деда заставила его
быстро повзрослеть. Близкие родственники проявляли друг к другу
сильную вражду, и это чувствовалось буквально во всем – в их отношении
между собой, в отношении к родителям и даже собственным детям. Родные
братья требовали у деда раздела имущества и воспринимали мать Алеши,
свою родную сестру, как помеху, потому что боялись, что она потребует
положенного ей приданого.
Раньше Алеша даже не догадывался
о том, как подчас жестоки и несправедливы бывают взрослые по отношению
к детям.
Отец никогда не бил Алешу, а в доме
деда порка была обычным делом. Буквально в первый раз дед засек
внука до потери сознания.
Проступок мальчика нельзя назвать
каким-то особенно страшным, но деда возмутила непокорность внука,
который попытался вырваться и избежать наказания.
Подобные обстоятельства заставляют
ребенка стать сильнее, взрослее, мудрее. Алеша начинает понимать,
насколько сложна жизнь вокруг, насколько непросты и противоречивы
бывают человеческие отношения. И, невзирая на то, что семья жила
по суровым законам, которые существенным образом давили на ребенка,
мальчик постепенно начинает отвоевывать себе необходимую для развития
личности свободу.
Взросление Алеши происходит очень
быстро. Ребенок вынужден становиться сильнее, потому что во всем
окружающем мире его некому защитить.
С самого начала жизни в доме деда
Алеша понимает, что его мать слаба и убита горем. Поэтому невозможно
требовать от нее больше, чем та может дать. Зато бабушка помогает
ребенку стать сильнее, ведь она, невзирая на свои преклонные года,
очень и очень сильна не физически, а духом. Бабушке пришлось прожить
нелегкую жизнь, в которой было много потерь и поражений. Но она
не утрачивает в своей душе веру в светлое, чистое, доброе.
В повести показано, как маленький
Алеша постепенно взрослеет, учится понимать, что есть добро и зло,
разбираться в людях. Жизнь не балует его, но, несмотря на это, все
испытания становятся для мальчика великолепной школой мужества.
И впоследствии писатель во многом благодарен судьбе за такое детство,
которое закалило его и сделало настоящим человеком.

В повести “Детство” М. Горький рассказал о своих детских годах, в которых едва ли не главное место занимала его бабушка. Странноватая, очень полная, большеголовая, с огромными глазами, рыхлым красноватым носом. В жизни мальчика бабушка появилась, когда умер его отец, и до конца своих дней она всегда была рядом.
Мальчик видит и понимает, что внутренне бабушка красива, она мягкая, ласковая, добрая, старающаяся понять и помочь в любой ситуации.
При своей полноте бабушка ходила очень легко, плавно и ловко. Движения ее походили на кошачьи.
У бабушки была очень приятная белоснежная улыбка, глаза при этом вспыхивали теплым светом, и лицо становилось молодым и светлым.
Волосы у нее были черные, очень густые, длинные и непослушные. Поэтому, когда бабушка расчесывалась редкозубым гребнем, то обычно сердилась.
Говорила бабушка весело, складно, нараспев. Часто упоминала Бога. Все, что она говорила, было теплым и ласковым, поэтому мальчик с первого дня подружился с бабушкой, она стала для него самым верным и близким другом, самым понимающим человеком. Позже он понял, что бабушка была тем человеком, который отдает свою любовь бескорыстно, она любит мир таким, какой он есть.
М. Горький трепетно вспоминает о бабушке, и, возможно, именно бескорыстное отношение к людям помогло писателю в дальнейшем перенес Повесть М. Горького “Детство” автобиографична. Все, кто окружал Алешу Пешкова, помогли вырасти писателю, пусть с болью воспоминаний, обид, но это была школа.
Трепетную, еще неосознанную любовь вызвала в мальчике его бабушка Акулина Ивановна. Человек богатой души, колоритной внешности, обладающий той мудростью, которая свойственна русскому народу.
Алексей увидел впервые бабушку, когда ей “за шестой десяток лета-весны перекинулись-пошли”. Так, как воспринимала окружающий мир бабушка, никто не мог. От проплывающего мимо берега, от утопленных в небе куполов церквей она могла расплакаться или рассмеяться. А кто еще мог рассказать мальчику такие сказки, что прожженные бородатые матросы просили: “Ну-ка, бабушка, расскажи еще чего!..” Для Алеши Пешкова бабушка стала тем светом, который должен быть у каждого в жизни. Она стала самым верным его другом, “самым понятным и близким человеком”. “Вся она темная, но светилась изнутри… неугасимым, веселым и теплым светом”.
Бескорыстной любви учился Алеша именно у бабушки, так как дедова семья, куда он невольно попал, жила по суровым правилам, установленным дедом-узурпатором. Вроде бы и в нем изредка проглядывает человек добрый, но защелкивается скорлупа… и не перечь, не то расправа будет розгами. Бабушка хорошо знала характер деда, не боялась его, в отличие от других членов семьи. За любого она могла стать горой, если дед не прав.
Ее теплом наполнялся дом, ее любовью и светом, живой энергией. Всю душу вкладывала она в заботу о своих детях и внуках. Никому не нужный Цыганок, подброшенный под калитку дома, был принят бабушкой, как родной, она выкормила и выходила мальчика. Работая от зари до поздней ночи по дому, бабушка видела каждого и все, что происходило вокруг, уделяла внимание всем, кто в ней нуждался.
А ее героизм во время пожараОна была равна стихии. Оба, и пламя и бабушка, сражались за мастерскую. Кто кого. Она спасала то, что было ей дорого, было ее домом, хозяйством; огонь сжигал то, что считал своей добычей. Пожар был потушен, бабушка получила ожоги, но еще и находила слова утешения для других.
М. Горький прошел школу щедрости и суровости, любви и злобы, но сам всю жизнь пытался поступки свои анализировать, любовь отдавать, а себя воспитывать. И спасибо судьбе, что была у него такая замечательная бабушка.

Писатель Максим Горький огромную часть своего творчества посвящал детям. Не просто писал детские рассказы о приятных и милых моментах в жизни, а писал о трудностях, с которыми иногда сталкиваются не только взрослые люди, но и дети. И вот в произведении «Детство» мы видим, как описываются реальные жизненные ситуации автора. Весь внутренний монолог этого произведения позволяет нам понять внутренний мир героя. Эта повесть автобиографическая, дающая понять, что все переживания и жизненные ситуации автор пропустил через себя и возможно когда-то сталкивался с ними в реальной жизни.
В нашем понимании детство это радостная и беззаботная пора, но в это произведении автор наделяет героя взрослыми проблемами, которые очень часто отражаются в будущей жизни. Очень грамотно раскрывается путь становления и развития личности.
Начинается всё с воспоминаний о счастливом детстве с родителями, потом смерть родного человека и первые шаги на взрослом этапе пути. Рассказ ведется от первого лица, от маленького мальчика Алёши. Вся сюжетная линия и все второстепенные персонажи открывают чувства маленького героя и его положительные качества. Так же они дополняют образ мальчика. После переезда к бабушке и к дедушке в эту странную жизнь ему приходится учить молитвы и читать библию. Как бы ему в этом доме не нравилось, он находит себе людей близких по духу это мастер Григорий и подмастерье Цыганок. Это дает нам более глубоко понять жизненные переживания и чувства мальчика, так же как ему тяжело после переезда в незнакомые стены.
Особенно очень ярко выражаются чувства и любовь к бабушке. Все эти переживания заставляют мальчика взглянуть на мир уже детскими глазами, а взрослыми более осмысленными. Иногда слова маленького Алёши наводят на мысль, что он уже познал многие жизненные ситуации. А ведь в таких ситуациях очень важна поддержка взрослых. В этом произведении эту роль играла бабушка. Её голос, тихие рассказы, глаза всё это помогло мальчику проснуться от всех проблем. От прочтения этого образа создается такое чувство, будто глаза бабушки светятся теплотой и любовью. Она становится ему лучшим другом. Мы видим бабушку полной противоположностью деда, которая всегда готова прийти на помощь. Она переживает из-за суровости деда, умеет ценить окружающую красоту и этим пользуются все окружающие ее люди. Именно этот образ создан для мальчика, для того чтобы его уберечь от проблем в жизни, и помогает держаться на плаву даже в самые тяжелые времена.

Повесть «Детство» М. Горького является автобиографическим произведением. Писатель рассказывает, как он жил в доме деда по материнской линии. Они с матерью приехали сюда после смерти отца Алеши.

В доме, кроме них, жили еще два сына, Алешины дяди, с семьями. Мать с дедом не особо ладили, она не рада была тому, что вернулась в родительский дом, но жизнь не оставила ей выбора. Алеше дед тоже не понравился, он показался ему злым и жадным. В доме деда телесные наказания были делом обычным. Раз в неделю дед наказывал детей за провинности, а иногда просто для профилактики. Особенно Алешу возмущало то, что дед бил бабушку.

Мать после перенесенного несчастья отдалилась от Алеши. Бабушка стала для него самым близким человеком. Она казалась похожей на большую добрую медведицу. Когда она улыбалась, глаза светились теплым приятным светом. Она была полная, сутулая, а все ее движения были ловкие, как у кошки. Бабушка рассказывала много интересных историй, жалела Алешу. Ему запомнились ее отношения с богом. Он был для бабушки родным и близким существом, которому она рассказывала обо всем, что происходило в ее жизни.

Она была трудолюбивая, смелая, находчивая. Когда однажды случился пожар, бабушка, не испугавшись, кинулась в огонь спасать животных.

Бабушка заменила ему мать, осветила его жизнь любовью, прорастила в нем его талант: «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему».

Опубликовано 11 ноября, 2019

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Горький
  4. Сочинение по повести Горького Детство

Одно из известнейших произведений Горького «Детство» относится к той категории литературы после прочтения, которой у человека меняется мировоззрение и восприятие жизни. В данной повести рассказывается о жизни мальчика, который живет в не очень благополучной семье и соответственно детство его не такое как у других детей. Все строки произведения не выдумка, а взяты из жизни автора.

Несомненно, повесть Горького это словно моменты из его биографии ведь читатель погружается в период детства автора. Данное произведение следует читать практически всем, ведь здесь можно найти немало ответов на вопросы, которые и сейчас актуальны, а также проанализировать отношения родителей и детей. Чем дальше читаешь, тем больше становится жалко главного героя и появляется огромное желание оказать хоть какую-то помощь мальчику. 

Подрастающий мальчик жил в семье. Но однажды его отец умер, и главный герой меняет место жительства и живет у бабушки.

Был момент, когда героя побили очень сильно. Мальчик задумывается о том, что помощи ждать не от кого, нужно рассчитывать только на самого себя. В его семье часто были скандалы и побоища. Естественно всё это нарушает психику ребенка, и меняют его восприятие жизни. Но к счастью у мальчика был друг цыган. Ребята очень сильно дружили и помогали друг другу во всех непростых ситуация.   

Парень действительно очень много натерпелся в своей жизни и в частности в детстве.  Множество избиений и унизительных ситуаций, причем от своих родных людей. У мальчика сильный характер и сломать его внутри практически невозможно и он, не смотря на все трудности, смотрит в будущее с надеждой на лучшее. Все больше он убеждается в том, что только он сам сможет себе помочь все это пережить.

Герой вырастает и действительно становится человеком. Парень получает должное образование, делает неплохую карьеру и вообще просто становится настоящим человеком. Во многом ему нужно благодарить свою бабушку, которая передала ему свой характер, который привык постоянно бороться и всему противоречить.

Вариант 2

Главный герой повести М.Горького «Детство» является прототипом самого автора. Поэтому произведение можно с уверенностью назвать автобиографическим. Алеша Пешков (кстати, это настоящее имя писателя) растет в семье, которые принято называть неблагополучными. После смерти отца он вместе со своей матерью приезжает жить к ее родителям. Мама маленького Алексея – женщина с претензиями, свободолюбивая и независимая. Ребенок ей в тягость, поэтому воспитанием ребенка занимаются бабушка с дедом. М.Горький описывает период своего детства, обращая внимание на некоторые эпизоды, которые могут послужить неким уроком подрастающему поколению молодежи. Эта история некоторым образом анализирует непростые взаимоотношения детей и взрослых.

Мальчик Алеша постоянно подвергается нападкам со стороны своих домочадцев, его частенько обижают, тем самым заставляют чувствовать себя никому не нужным, одиноким и несчастным. Мальчишка изо всех сил старается держаться, переживая эти страдания. Одна лишь бабушка относится к внуку нормально, так как по своей натуре она добрый и отзывчивый человек. Хотя характер ее частенько меняется, в зависимости от настроения, она искренне любит Алёшу, а он отвечает ей взаимностью. Именно благодаря бабушке мальчик научился любить и прощать людей, несмотря на то, что практически всё своё детство он не видел от них ничего хорошего.

Однажды Алёшу избивают до такой степени, что он вынужден лежать в постели. Мальчик понимает, что больше так продолжаться не может, он просто не выдержит такой жизни. Как поступить, что делать? Обратиться за помощью совершенно не к кому, остаётся надеяться только на самого себя.

Есть правда один человек, которому Алеша абсолютно доверяет. Это цыганенок Иван. Его подкинули в эту семью ещё во младенчестве, так он здесь и остался в качестве подмастерья. Несмотря на то, что цыгану было уже 19 лет, в душе он был сущий ребенок. Он развлекал детей карточными фокусами, мастерил бумажные поделки и это доставляло ему настоящее удовольствие, Иван сам веселился и радовался этим забавам не меньше ребятни. Цыганенок сочувствовал Алёше и бывало, когда того наказывали поркой, он подставлял свою руку под плётку, чтобы принять боль мальчика на себя. Эти поступки характеризуют его как смелого и готового к самопожертвованию человека.

На протяжении всей повести автор заставляет читателя сопереживать главному герою, а также вынуждает задуматься о том, что несмотря ни на что, человек должен верить и надеяться на лучшее. Алеша жил этой верой и в итоге стал настоящим человеком, добрым и чутким.

Сочинение рассуждение по рассказу Детство Горького

Повесть «Детство» представляет собой автобиографическое описание жизни Максима Горького. Автор, достигнув зрелого возраста, обращает умудренный жизненным опытом взгляд на свое прошлое. Главный герой произведения – Алеша Пешков, так звучит настоящее имя писателя. Мальчик по воле судьбы оказался «заброшен» в семью своей матери, а непосредственным его воспитанием после смерти отца стали заниматься дед и бабушка. При этом влияние взрослых на жизнь ребенка этим не ограничивалось. В доме проживало еще множество разных людей – родственники, постояльцы, и все они в той или иной мере оказывали воздействие на формирование личности мальчика, на его воспитание, даже если сами того не хотели.

Жизнь Алеши и его семьи очень непростая, в ней много трудностей и проблем, главной из которых можно назвать нестабильность, некоторую непредсказуемость и неспокойность. В ней почти нет тепла, комфорта, мало понимания. Также семья была очень бедной, и мальчику даже не на что было купить книгу для занятий в школе, из-за чего на уроки его не пускали.

Помимо материального неблагополучия детство мальчика было омрачено еще множеством других испытаний – морально-нравственного характера. Горький стал свидетелем и участником суровых законов купеческой среды. В его семье считалось нормальным, если дед избивает бабушку, идет непрестанная борьба за наследственное имущество матери, дети издеваются над другими детьми, если те слабее их и т.д.

Тяжелый след в душе главного героя оставила череда смертей его близких. Алеше рано пришлось пережить смерть отца, братьев, матери, гибель Цыганка.

Однако и хорошее тоже было в жизни мальчика. Воплощением добра, света и тепла была для Алеши его бабушка, человек поистине духовный, нравственный. Бабушка и внук были очень близки, именно благодаря ей, в душе мальчик еще теплилась надежда, что в этом мире есть хорошие достойные люди. Она заложила в нем любовь и стремление к жизни, веру в добро, веру в лучшее.

Еще одним светлым лучиком в жизни Алеши стал Хорошее Дело. Человек этот было хорошо образованным, в то же время мальчика всегда тянуло к знаниям, к науке, оттого ему было с ним интересно.

Таким образом, главная идея произведения заключается в словах самого автора, где он говорит, что в детстве представляет себя «ульем, куда разные простые, серые люди…» складывали свой жизненный опыт, знания и мысли. Этот своеобразный мед был часто «грязен и горек», однако любое знание уже мед.

7 класс

Сочинение по повести Горького Детство

Сочинение по повести Горького Детство

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Почему любовь не всегда приносит счастье?

    Так случается, что нежные чувства порой бывают невзаимными или приносят лишь беды. Эта тема развивалась многими писателями, ведь представляет огромный интерес

  • Сочинение на тему Акула

    На земле нет человека, который бы не слышал что-то об акулах. А когда в 1975 году вышел жуткий фильм Стивена Спилберга об этом хищнике, то страх перед акулами вырос еще больше. Ученые-акуловеды пытаются объяснить людям

  • Анализ произведения Андреева Рассказ о семи повешенных

    Повесть Л.Андреева «Рассказ о семи повешенных» является очень глубоким, психологическим произведением. В нем рассказывается о семи заключенных, которых приговорили к казни через повешение. Все они настоящие преступники

  • Чему учит произведение Левша Лескова? (6 класс)

    Многим может показаться, что в произведении «Левша» нет ничего обучающего. Но на самом деле там есть обучающая составляющая, и она представлена в некоторых картинах.

  • Сочинение про Любовь к животным

    Любовь к животным это невероятное чувство, когда ты даришь свою заботу и ласку и взамен они, дарят нам свою теплоту и преданность. Это чувство любви к четвероногим друзьям помогает нам стать более чувственными и добрыми

Главная ~ Сочинения ~ Сочинения на тему: Алеша Пешков главный герой повести «Детство» Максима Горького

Сочинения на тему: Алеша Пешков главный герой повести «Детство» Максима Горького

Пример сочинения 1

Повесть “Детство” — это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой — Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. В доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировался характер Алеши. Хотя нужно сказать, что она почти не повлияла на мировоззрение этого героя.

С первых дней в доме деда Алеша замечал, что его родственники угрюмые, жадные, самолюбивые. Мальчик сразу же не полюбил деда, который показался ему злым и даже немного жестоким. Также Алеше не понравились его дядья. В доме деда жил слепой мастер Григорий, он был уже старый. Часто дядья с сыновьями подшучивали над ним, насмехаясь над его слепотой. Они шутки ради могли обидеть мастера и спокойно смотреть, как он, превозмогая боль, смирялся с этим. Алеша был не таким. Он понимал Григория, жалел его и никогда не участвовал в этих “свинцовых мерзостях”, он не принимал таких шуток. Мальчик иногда говорил с мастером, хотя тот был не очень разговорчив.

Алеша редко выходил на улицу, потому что встречал там ребят, которые только и говорили о драках в его доме и всегда находили повод посмеяться над мальчиком, из-за чего он всегда с ними дрался. А в следующий раз его уже не пускали за ворота. До того как Алеша стал жить в доме деда, он никогда не видел, чтобы детей били. Но здесь сам мальчик стал относиться к числу тех, кого за любую провинность били. Дед наказывал таким способом всех детей в доме. Поначалу мальчик сопротивлялся, пытался доказывать деду, что тот не прав, но вскоре смирился и с этим. После таких наказаний он несколько раз болел. Очень обижало Алешу также и то, что дед бил бабушку, когда считал, что та лезет не в свое дело. Он не раз говорил своему деду об этом, но тот злился еще больше.

Среди родных у Алеши остался только один близкий ему и любимый человек — это бабушка. После смерти отца она заняла в душе Алеши его место, а когда уехала мать, она одна давала мальчику ту любовь и ласку, которую в детстве он не получал от отца и матери. Бабушка всегда рассказывала мальчику разные истории, сказки и стихи, она давала ему хорошие советы, к которым тот всегда прислушивался.

Алеша был добрым мальчиком. Он сочувствовал обиженным, обездоленным людям, а среди злых старался найти хороших и искренних. Мальчик тянулся к людям и каким-то неведомым чувством понимал, какой человек добрый, а какой злой. За время жизни с дедом и бабушкой Алеша повстречал только несколько по-настоящему добрых, открытых людей. Те, к кому он был больше всех привязан, — это Цыганок и Хорошее Дело. Этих двух людей он вспоминал очень часто. В представлении мальчика Цыганок был сказочным героем, а Хорошее Дело всегда давал ценные советы, которые впоследствии помогли Алеше. Он подолгу общался с ним. Иной раз они просто сидели и молчали, думая о чем-то своем.

Хотя Хорошее Дело никто не любил и Алеше запрещали встречи с ним, их дружба продолжалась, а мальчик даже и не думал прерывать ее. Ведь Алеша спокойно мог все рассказать ему, поделиться своими тайнами, чувствами, зная, что его всегда поймут. Таким образом, этот старый человек в какой-то мере научил его жить и понимать других людей.

Мне понравился этот мальчик, потому что у него доброе и чуткое сердце, потому что он выделяется из толпы мрачных, нежизнерадостных людей. Алеша понимает, что значит любить, сочувствовать ближнему и несчастному, что встретишь не часто. Но самое главное, что среди того большинства злых, жадных, самолюбивых людей он отыскал добрых и отзывчивых, что среди зла, которое царило повсюду, этот мальчик смог найти добро.


Пример сочинения 2

В повести «Детство» Максим Горький изобразил собственный образ. Писатель рано потерял отца и вынужден был жить в доме родных, где царила мрачная и безрадостная атмосфера. Дед отличался жестокостью, прочие родственники — жадностью и трусостью. В такой обстановке формировалась личность классика русской и советской литературы, однако в этом доме он нашел также любовь и понимание. 

До того как Алеша попала в дом своих родственников, он ничего не знал о насилии. Дед его – отец матери – был человеком не только жестоким, но и крайне несправедливым. В страхе он держал весь дом. Детей наказывали здесь за любую провинность. И даже если вина ребенка была не доказана, он подвергался жестокому избиению.

Проанализировав поступки мальчика, можно сделать вывод, что от родственников он отличался стремлением к справедливости и состраданием к чужому горю. В доме деда атмосфера была бездуховной. Человек и его переживания не брались в расчет. У Алеши были все шансы стать похожим на одного из обитателей этого мрачного жилища. Однако несправедливость, с которой он столкнулся, вылилась в стремление бороться за свои права, способствовала развитию лучших человеческих качеств.

Дед был откровенным самодуром. По любому поводу он приходил в ярость. А с годами стала все больше развиваться в нем жадность, принявшая в последние годы патологические формы. Человек в этом доме не имел никакой ценности. Материальные ценности были превыше всего. Но, несмотря на это, жизнь рядом с такими людьми стала для Алеши Пешкова хорошей школой жизни.

В доме деда жил слепой мастер. И дядья, обладая чрезвычайно скудным интеллектом, регулярно потешались над ним. Насмешки над его слепотой веселили их. А сыновья их – двоюродные братья Алеши – быстро переняли у отцов подобный способ развлечения. Главный герой повести Горького не только не подражал взрослым в этом неприглядном деле, но уже с ранних лет стал понимать, насколько низко ведут себя его родные. К Григорию он испытывал сострадание. 

Стоит отметить еще нескольких персонажей, которые не связаны родственными связями, но оставили след в душе Алеши.

Бабушку автор повести описывает «круглой, большеголовой, с большими глазами и смешным носом». Эта женщина почти заменила ему мать и стала человеком, благодаря доброте которого душа мальчика не очерствела. Акулина Ивановна была человеком малообразованным, но по-своему одаренным. Она много рассказывала сказок и историй своему внуку. Склонность к использованию мифологических сюжетов и романтических мотивов, которое просматривается в раннем творчестве Горького, быть может, было заложено еще в детстве писателя. К тому же эта женщина обладала необыкновенной артистичностью. «Она не плясала, а как будто рассказывала что-то» – вспоминает в своем произведении автор. Жизненные трудности преодолеть помогала ей вера в Бога. И главное – бабушка обладала бесстрашием и отвагой, о чем свидетельствует тот фрагмент в повести, в котором изображен пожар в доме деда.

Алеша Пешков – личность, в формировании которой особую роль играла борьба добра и зла. Она не имела открытого характера. На жестокость и глупость деда жена его не отвечала подобным. Но мальчик, на примере своей бабушки, понимал, что зло побороть можно лишь любовью и добротой. Алеша Пешков на всю жизнь сохранил образ этой женщины в своем сердце.

В доме деда, помимо его жены, сыновей и внуков, жил Иван – подкидыш, за внешность которого его и наделили характерным прозвищем. Был он красивый, черноволосый, похожий на цыгана. В доме к нему все относились как-то особенно. Удивительно, но до мельчайших подробностей помнил Горький детство. Описание событий в повести и людей, которые повлияли на формирование его внутреннего мира, — доказательство тому. Образ Цыганка представлен в повести довольно ярко. Следует сказать, что прозвище он это получил не только из-за внешних данных, но и за склонность к воровству. Все же, как ни странно, любил Алеша его именно за честность. Иван был искренним человеком и стал настоящим другом нашему герою во время пребывания в доме деда.

После случая с отчимом Алеша снова оказался у деда. Василий Васильевич настоял на том, чтобы обеды они с бабушкой готовили по очереди, и каждый на свои деньги. При этом он всегда экономил. Герою пришлось самому зарабатывать: после школы он шел собирать ветошь и продавал ее по дешевке. Заработанное отдавал бабушке и однажды подсмотрел, как она плакала над его пятаками.

В школе приходилось туго. Здесь Алешу звали тряпочником, и никто не хотел с ним сидеть. Но экзамены в третий класс он все же сдал, за что получил в награду похвальный лист и несколько книг. Последние мальчик снес в лавку, когда Акулина Ивановна слегла и жить стало не на что.

Еще одно памятное событие в жизни героя повести «Детство» Максима Горького – смерть матери. Варвара вернулась к Кашириным совсем больной, высохшей и вскоре умерла от чахотки. Спустя несколько дней после ее похорон дед отправил Алексея «в люди», чтобы он сам зарабатывал себе на хлеб. С этого момента заканчивается детство, и начинается вторая повесть автобиографической трилогии Горького.

Количество просмотров: 10282
Опубликовано: 21.01.2022

Вернуться назад →

Алеша Пешков — главный герой повести «Детство» / примеры сочинений

­Пример сочинения 1

Алексей Пешков – главный герой повести “Детство”.
Курносый, рослый не по
годам мальчуган, худощавый,но сильный. Лицо доброе, с широкими
скулами. Алёша обладает хорошей памятью, ему легко даётся арифметика, но
грамматика не понятна Алёше. Сообразительный, но упрямый подросток, с
твёрдым характером. Отец Алёши был добрым и весёлым человеком, семья жила
счастливо и Алёша редко плакал, но когда он умер, они с матерью уехали в
Новгород. Живя у деда Каширина, Алёша столкнулся с действительностью
жизни, жестоким обращением и унижениями. Тяжёлая жизнь, грустная и
безрадостная.

 Скрывая отчаяние, Алёша дерётся с мальчишками и вечно
ходит побитый. Он не озорник, но под этой личиной ему проще скрывать свои
чувства. Дед деспотичный человек, он всем приказывает и требует полного
подчинения. Из за жестокости деда,Алёша становится очень чувствительным к
чужим бедам, сердобольным и внимательным к другим. Молитвы помогают Алёше
не опускаться духовно, в доме где царит безжалостность, зависть и
ненависть. Мысли о Боге давали духовную пищу мальчику. Со временем он
перестаёт бояться и слушаться деда.

В школе Алёша хорошо учится, но
хулиганит и его грозятся отчислить за поведение. Алёша учится не только в
школе, он многому научился в доме деда, узнавая жизнь и её трудности с
другой стороны. Алёша сближается с бабушкой, добрейшим человеком, огромной
души. От неё он перенимает любовь к людям, бесстрашие, решительность в
самых сложных ситуациях, учится трудолюбию и состраданию. Мать живёт с
отчимом, который её бьёт, поэтому вся забота об Алёше на бабушке.

Когда дед разорился, то бабушка и Алёша работают, чтобы выживать.
У
Алёши есть друзья, такие же мальчишки, как и он. В доме деда ему одиноко и
тоскливо, только бабушка близкий ему человек. Она для него всё, самый
близкий друг, наставник, учитель, родная душа. После 3-х классов, Алёша
заканчивает учёбу и живёт волной жизнью на улице, зарабатывая на
хлеб. Мать умирает от чахотки и после похорон дед отправляет Алёшу “в
люди”, жить самостоятельно. Так закончилось детство Алёши и началась новая
самостоятельная жизнь.


Пример сочинения 2

В 1913 году вышла первая часть трилогии «Детство». Его автор Максим Горький описал в ней своё детство. Мальчик Алеша остался без отца, затем как семья переехала на родину матери, он попадает в семью, в которой выросла его мать. Мама вскоре тоже покинула этот мир, и остался мальчик сиротой на попечении деда отца матери, Василия Васильевича Каширина.

 Попав сюда, мальчик был в шоке. У него в семье все любили и бережно относились друг к другу, уважение было в семье. Не было грубости и жестокости. А в семье деда всё было иначе. Дед отличался жестокостью.

За малейшую провинность, он порол розгами членов семьи, досталось и Алеше. После первого наказания он резко повзрослел. Но все – равно, именно к Алеше у деда было особенное отношение, чем к остальным. Дед начал заниматься с ним грамотой, а в процессе обучения рассказывал о своей жизни. В дедовом доме жила целая толпа народа. У всех был свой характер.

Алеша наблюдал за ними и извлекал уроки. На ребенка большое влияние имела бабушка, Акулина Ивановна. Она всегда сглаживала углы и улаживала все конфликты в семье. Она была добродушной и мягкой. Но иногда она становилась главной в семье, и её все слушались. Алеша любил бабушку, и всегда с удовольствием общался с ней, она была для мальчика лучшим другом.

У Алеши не было друзей, ни во дворе, ни в школе, многие издевались над мальчиком, называли сиротой и приемышем. Из – за этого мальчик научился на уровне интуиции чувствовать людей. В его небольшом окружении был один человек, кроме бабушки, которому он мог открыться, это был Хорошее Дело, который жил у деда на квартире.

Даже имея тяжелое детство, Алексей не ожесточился. Он любил людей.

С самого раннего детства Алексей не любил жестокость, и не понимал тех, кто издевался над беззащитными и беспомощными людьми и животными, как делали его дядьки. Он дружил и с приемным сыном бабушки и деда, Цыганенком, и с квартирантом Хорошее Дело, и слепым мастером Григорием. Они все оказали влияние на развитие мальчика, и на становление его как личности.

 Алеша рос, и вместе с ним росли его нравственные принципы. Он ненавидел мещанскую пошлость обывателей, он стремился к другой жизни, где во главе всего стоит справедливость и демократия, уважение и взаимопомощь. С ранних лет мальчик был уверен, что в каждом есть добро, которое обязательно победит мерзость и грязь в душе человека, и даст надежду на лучшее будущее. 


Пример сочинения 3Повесть “Детство” – это автобио­графическое произведение М. Горь­кого, главный герой которой – Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и ба­бушкой. В доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировал­ся характер Алеши. Хотя нужно ска­зать, что она почти не повлияла на ми­ровоззрение этого героя. С первых дней в доме деда Алеша замечал, что его родственники угрю­мые, жадные, самолюбивые.

Маль­чик сразу же не полюбил деда, кото­рый показался ему злым и даже не­много жестоким. Также Алеше не понравились его дядья. В доме деда жил слепой мастер Григорий, он был уже старый. Часто дядья с сыновья­ми подшучивали над ним, насмеха­ясь над его слепотой. Они шутки ра­ди могли обидеть мастера и спокой­но смотреть, как он, превозмогая боль, смирялся с этим.

Алеша был не таким. Он понимал Григория, жалел его и никогда не участвовал в этих “свинцовых мерзостях”, он не прини­мал таких шуток. Мальчик иногда го­ворил с мастером, хотя тот был не очень разговорчив. Алеша редко выходил на улицу, по­тому что встречал там ребят, кото­рые только и говорили о драках в его доме и всегда находили повод по­смеяться над мальчиком, из-за чего он всегда с ними дрался.

А в следую­щий раз его уже не пускали за воро­та. До того как Алеша стал жить в до­ме деда, он никогда не видел, чтобы детей били. Но здесь сам мальчик стал относиться к числу тех, кого за любую провинность били. Дед нака­зывал таким способом всех детей в доме. Поначалу мальчик сопротив­лялся, пытался доказывать деду, что тот не прав, но вскоре смирился и с этим. После таких наказаний он несколько раз болел.

Очень обижало Алешу также и то, что дед бил бабуш­ку, когда считал, что та лезет не в свое дело. Он не раз говорил свое­му деду об этом, но тот злился еще больше. Среди родных у Алеши остался только один близкий ему и любимый человек – это бабушка. После смер­ти отца она заняла в душе Алеши его место, а когда уехала мать, она одна давала мальчику ту любовь и ласку, которую в детстве он не получал от отца и матери. Бабушка всегда рас­сказывала мальчику разные истории, сказки и стихи, она давала ему хоро­шие советы, к которым тот всегда прислушивался.

Алеша был добрым мальчиком. Он сочувствовал обиженным, обездо­ленным людям, а среди злых старал­ся найти хороших и искренних. Маль­чик тянулся к людям и каким-то неве­домым чувством понимал, какой человек добрый, а какой злой. За вре­мя жизни с дедом и бабушкой Алеша повстречал только несколько по-на­стоящему добрых, открытых людей. Те, к кому он был больше всех привя­зан, – это Цыганок и Хорошее Дело. Этих двух людей он вспоминал очень часто.

В представлении мальчика Цы­ганок был сказочным героем, а Хоро­шее Дело всегда давал ценные сове­ты, которые впоследствии помогли Алеше. Он подолгу общался с ним. Иной раз они просто сидели и молча­ли, думая о чем-то своем. Хотя Хоро­шее Дело никто не любил и Алеше за­прещали встречи с ним, их дружба продолжалась, а мальчик даже и не думал прерывать ее. Ведь Алеша спо­койно мог все рассказать ему, поде­литься своими тайнами, чувствами, зная, что его всегда поймут.

Таким образом, этот старый человек в ка­кой-то мере научил его жить и пони­мать других людей. Мне понравился этот мальчик, по­тому что у него доброе и чуткое серд­це, потому что он выделяется из тол­пы мрачных, нежизнерадостных лю­дей. Алеша понимает, что значит любить, сочувствовать ближнему и несчастному, что встретишь не час­то. Но самое главное, что среди того большинства злых, жадных, самолю­бивых людей он отыскал добрых и отзывчивых, что среди зла, которое царило повсюду, этот мальчик смог найти добро.