Поэма «Облако в штанах» занимает особое место в творчестве Маяковского. Если изучить анализ «Облако в штанах», то становится понятно, почему. Поэт вложил всю душу в его создание и наделил лирического героя чертами, которые также присущи ему самому.
Содержание
- Анализ поэмы «Облако в штанах»
- Краткий анализ
- Развернутый анализ поэмы
- О чем поэма Маяковского – сюжет
- Сочинение на тему «Облако в штанах»
- Анализ стихотворения Облако в штанах
Анализ поэмы «Облако в штанах»
Краткий анализ
История создания – написано произведение в 1914 году, в этот период поэт был влюблен в Марию Денисову, однако чувства его не получили ответа и были воплощены в стихах. Впервые оно было издано в 1915 году.
Тема поэмы – центральной можно назвать тему любви, однако к ней также добавляются тема поэта и толпы, нового искусства, отрицания господствующего строя и, наконец, отрицания Бога.
Композиция – поэма делится начасти, каждая из которых имеет собственную тему, причем если в первой части лирический герой ждет встречи со своей любовью, а после отрицает само это чувство, то в последней он обвиняет Бога в том, что тот не позаботился о человеке, не дал ему счастливой любви. Всего их четыре.
Жанр – поэма-тетраптих.
Стихотворный размер – свободный стих, в котором проявилось новаторство Маяковского как поэта.
Эпитеты – “окровавленный сердца лоскут“, “выжиревший лакей“, “засаленная кушетка“, “размягченный мозг”.
Метафоры – “и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги“.
Гипербола – “вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы“.
Сравнение – “мужчины, залежанные, как больница“, “женщины, истрепанные, как пословица“.
Оксюморон – “пульс покойника“.
Развернутый анализ поэмы
История создания
Владимир Маяковский задумал свою поэму еще до знакомства с Марией Денисовой, первоначально она должна была называться “Тринадцатый апостол”. Но фактически история создания ее начинается во время поездки футуристов по России.
Знакомство с красавицей, которая отказалась вступать с ним в близкие отношения, глубоко ранило Маяковского и в то же время дало ему большой творческий толчок: поэму, начатую в 1914 году, он закончил уже в июле 1915-го.
В том же году произведение, уже под названием “Облако в штанах”, было опубликовано Осипом Бриком. Второе издание пришлось на 1916 года, и оба были сильно урезаны цензурой.
Тема
Поэма Маяковского интересна еще и тем, что, несмотря на наличие центральной темы, она многотемна, причем остальные можно проследить по главам.
Так, в первой главе лирический герой ждет свою возлюбленную (Маяковский никогда не скрывал, кому посвящено его произведение), причем ожидание это для него скорее мучительно, чем приятно. Он понимает, что надежды на ответное чувство нет, но все же готов выслушать слова Марии.
Тема второй части – поэзия, которая, по мнению Маяковского, должна быть поэзией борьбы – но далеко не все произведения и творцы соответствуют этому образу.
Третья часть – это отрицание всего государственного строя, который жесток и бесчеловечен. Здесь появляется образ тринадцатого апостола из первоначального названия поэмы – это человек, который противостоит хозяевам жизни.
Наконец, в четвертой части Маяковский снова возвращается к теме любви, которая на этот раз тесно связана с темой Бога – поэт не просто отрицает религию, он насмехается и над самим Создателем, который не подарил людям возможность счастливой любви. Лирический герой пытается донести свои чувства до возлюбленной – но остается с окровавленным сердцем.
Композиция
Произведение состоит из четырех частей. Четырехчастная композиция поэмы позволяет поэту рассмотреть все грани его чувства и высказать свои взгляды на жизнь, которые можно выразить простым лозунгом “Долой!” – и любовь, и современное общество, и самого Бога. Это основной смысл и посыл всего произведения.
Жанр
Жанр этого произведения – поэма. Сам Маяковский говорил, что это “четыре крика из четырех частей”. Он считал “Облако в штанах катехизисом современного искусства – оно действительно новаторское по своей форме и бунтарское по содержанию.
Средства выразительности
Поэзия Маяковского с самого была максимально резкой – он использовал многочисленные средства выразительности, чтобы наиболее ярко донести свою мысль до читателя. “Облако в штанах”, относящееся к дореволюционному периоду его творчества, уже выглядит как манифест.
В нем использованы:
- эпитеты – “окровавленный сердца лоскут“, “выжиревший лакей“, “засаленная кушетка“, “размягченный мозг”;
- метафоры – “и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги“;
- гиперболы – “вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы“;
- сравнения – “мужчины, залежанные, как больница“, “женщины, истрепанные, как пословица“;
- оксюморон – “пульс покойника“.
Ритмика стихотворения новаторская – использован модернистский подход, когда за ориентир берется маршевый ритм и биение пульса. Все выразительные средства в нем используются не для красоты слога, а для того, чтобы более точно и емко передать мысль, которую поэт вкладывал в свои строки.
О чем поэма Маяковского – сюжет
Поэт Владимир Маяковский всегда был отличителен своим особым видением мира и способом его описания. Его стихи почти всегда в точности раскрывали его чувства, чувства его лирических героев и их переживаний. Он всегда старался передать мир таким, каким он его видел. За что его очень уважали окружающие его люди.
Одно из произведений которым прославился Маяковский это “Облако в штанах”, которое стало его первой большой работой, над которой он работал больше одного года. В произведении он знакомит нас с лирическим героем, который, в процессе повествования ожидает свою возлюбленную по имени Мария.
В произведении мы видим, что он ждёт её очень долго, практически не вытерпев, он всё – таки дожидается её. Но, к его превеликому сожалению, она сообщает ему, что она выходит замуж и что им лучше прекратить их общение. После чего герой огорчается в любви и начинает рассуждать над вопросом политики и своего государства, откровенно высмеивая все, что связанно с властью.
Само по себе произведение является агитационной пропагандой против власти, замаскированной под литературное произведение.
Сначала Маяковский хотел назвать своё произведение “Тринадцатый апостол”, но, побоявшись цензуры, он поменял название на “Облако в штанах” и произведение было издано практически без изменений, чего и добивался Маяковский. Он пытался высмеять действующую власть, дабы сорвать их порядок и разогреть революционные силы на бунт.
Данное произведение как бы показывает, насколько в то время люди были недовольны правящей силой, которая зачастую даже не прислушивались к народу и его просьбам, и данными произведениями авторы мотивировали людей на активное сопротивление, дабы они могли хоть что-то сделать.
Из всего вышесказанного мы видим, что Маяковский был потрясающим поэтом, чей особый стиль написания стихов был и остаётся неподражаемым литературным приёмом.
Своими произведениями он мог мотивировать людей на великие поступки, просто написав пару строк на бумаге и издав это на всеобщее обозрение. Его произведение также сыграло немаловажную роль в произведении многих людей прочитавших его.
Делая вывод из всего вышесказанного можно сказать, что Маяковский является отличным представителем имажинистского направления революционной поэзии и литературы двадцатого века. Это моё мнение, я считаю его обоснованным, и надеюсь, что приведенные аргументы имели вес в обосновании моего мнения.
Сочинение на тему «Облако в штанах»
Оригинальность и своеобразие поэмы «Облако в штанах» нам удаётся проследить уже в самом начале, когда мы узнаем, как она называется. Мало кто сразу и абсолютно точно сможет догадаться, о чем пойдёт речь, не прочитав текст, а просто взглянув на его название.
Безусловно, это предаёт произведению некую элегантность и выделяет его среди прочих, можно сказать, что оно само заставляет обратить на себя внимание.
Размер и композиция поэмы были не типичны для русской литературы. Знаменитая «лесенка» была придумана в Италии основателем футуризма Филиппо Маринетти. Он же разработал идейно-тематическое содержание нового течения, его манифест и эстетические принципы.
Известно, что Маяковский был ярым поклонником его таланта, поэтому перенял его литературный стиль. Однако Маринетти был, скорее, теоретиком, а не практиком, и именно русскому поэту удалось довести его идеи до совершенства.
Таким образом, в поэме «Облако в штанах» автор воплотил революционный дух модернизма и открыл новую страницу в отечественном искусстве, употребив новый размер, инновационный ритм, множество окказионализмов. У нас есть целая статья о новаторстве Маяковского.
Также, необычным и неожиданным для современников Маяковского и для нас, становится то, как автор отзывается о Боге и религии. Мало кто смог бы осмелиться в то время так отзываться об этом, называя Творца «недоучкой» и «крохотным божиком».
Владимир Владимирович Маяковский призывает обездоленных и бедных людей упорно и настойчиво требовать и добиваться своего счастья прямо здесь и сейчас. Он же готов воспевать и поддерживать протест, отрекаясь от буржуазной классической поэзии.
Автор полностью отвергает старые устои, которые не могут позволить человеку жить достойно и свободно, он выступает против бюрократии и буржуазии, предчувствует наступление революции и готов нести ее идеи в массы. Чувства и переживания лирического героя сопоставимы с переживаниями народа, и все они обобщены в одном образе.
Любовь, искусство, политический строй и религия должны быть абсолютно другими, поэт не принимает то, что происходит сейчас (происходило тогда), он уверен, что пролетарии деградируют и унижаются перед жизнью по вине неправильного искусства, лживой религии и несправедливого государственного режима.
Однако Маяковский не теряет веру и надежду на светлое будущее, он является сторонником переворота во всех сферах и направлениях. Автор убеждён, что если беспощадно разрушить убогое старое, можно создать яркое и совершенное новое.
Анализ стихотворения Облако в штанах
Поэма эта очень интересна и по форме, и по содержанию. Само название очень ярко, внутри себя контрастно. Как облако можно в штаны нарядить? Но Маяковскому и это удалось. У него иногда появляются страшные, отвратительные сравнения здесь.
В тексте это он себя так называет сам, когда обращается к возлюбленной, которая выходит за другого. Он говорит, что будет любым, каким она только захочет: строгим, нежным…
Но всё-таки название иронично, так как меньше всего похож его лирический герой на нежное облако. Герой тут молод, зол, полон энергии. Себя он противопоставляет обывателям, Игорю Северянину как поэту-эстету, даже самому Б‑гу.
Вся поэма – яркая речь самого Владимира с его необыкновенными сравнениями, метафорами, эпитетами. Рубленный ритм – визитная карточка этого поэта.
С самого начала первой части Маяковский обещает дразнить народ, как быка, кровавой тряпкой собственного сердца. И он рассказывает о любви своей к девушке «Джоконде», которую у него похитили.
Приводится сцена их резкого объяснения, его опустошение. В накале страстей вдруг звонок от мамы. И опять смена эмоций, ритма… Будто по синусоиде. И после опять пожар в сердце, откуда выбрасываются то дети, то женщины…
В третьей части доходит дело до Северянина, который стихами делает варево из соловьев и сердец. А стихи сейчас, по мнению Маяковского, нужно писать о важном, больном для народа.
В предпоследней части Маяковский обращается к иконе, с которой на него смотрит Мария. И это имя он даёт и своей возлюбленной. Просит у неё взаимности, простой любви – не возвышенной.
Себя тут Владимир сравнивает с Солнцем, обозначая этим свою силу. Его энергия направлена на разрушение старого. Он и всех зовёт в бой, а если у кого рук нет, то нужно биться лбом. И сам поэт готов, будто Данко, сердце вырвать ради людей.
В последней части (по нарастающей) Маяковский беседует с Создателем, даже спорит, оскорбляет «божка» и бросается на него с ножом. Демиургу, как и всем, обвинение в том, что он застрял в «киселе обыденности», а ангелы его ещё и трусят.
Очень «громкая» поэма, кричащая о боли, которая заставляет что-то делать – бежать куда-то, менять что-то, точней, всё.
Читайте также: Характеристика городничего из Ревизора – комедии Н.В. Гоголя.
«Облако в штанах» — яркая, эпатажная и очень откровенная поэма Владимира Владимировича Маяковского. Это самое первое крупное произведение автора, над которым он работал в течение целого года. Произведение носит острый революционный характер и может заинтересовать читателя одним лишь неоднозначным названием.
- Сочинения
- По литературе
- Маяковский
- Анализ Облако в штанах
Сочинение Облако в штанах Маяковского
Поэт Маяковский всегда был отличителен своим особым видением мира и способом его описания. Его стихи почти всегда в точности раскрывали его чувства, чувства его лирических героев и их переживаний. Он всегда старался передать мир таким, каким он его видел. За что его очень уважали окружающие его люди.
Одно из произведений которым прославился Маяковский это “Облако в штанах”, которое стало его первой большой работой, над которой он работал больше одного года. В произведении он знакомит нас с лирическим героем, который, в процессе повествования ожидает свою возлюбленную по имени Мария. В произведении мы видим, что он ждёт её очень долго, практически не вытерпев, он всё – таки дожидается её. Но, к его превеликому сожалению, она сообщает ему, что она выходит замуж и что им лучше прекратить их общение. После чего герой огорчается в любви и начинает рассуждать над вопросом политики и своего государства, откровенно высмеивая все, что связанно с властью.
Само по себе произведение является агитационной пропагандой против власти, замаскированной под литературное произведение. Сначала Маяковский хотел назвать своё произведение “Тринадцатый апостол”, но, побоявшись цензуры, он поменял название на “Облако в штанах” и произведение было издано практически без изменений, чего и добивался Маяковский. Он пытался высмеять действующую власть, дабы сорвать их порядок и разогреть революционные силы на бунт.
Данное произведение как бы показывает, насколько в то время люди были недовольны правящей силой, которая зачастую даже не прислушивались к народу и его просьбам, и данными произведениями авторы мотивировали людей на активное сопротивление, дабы они могли хоть что – то сделать.
Из всего вышесказанного мы видим, что Маяковский был потрясающим поэтом, чей особый стиль написания стихов был и остаётся неподражаемым литературным приёмом. Своими произведениями он мог мотивировать людей на великие поступки, просто написав пару строк на бумаге и издав это на всеобщее обозрение. Его произведение также сыграло немаловажную роль в произведении многих людей прочитавших его.
Делая вывод из всего вышесказанного можно сказать, что Маяковский является отличным представителем имажинистского направления революционной поэзии и литературы двадцатого века. Это моё мнение, я считаю его обоснованным, и надеюсь, что приведенные аргументы имели вес в обосновании моего мнения.
2 вариант
Поэма эта очень интересна и по форме, и по содержанию. Само название очень ярко, внутри себя контрастно. Как облако можно в штаны нарядить? Но Маяковскому и это удалось. У него иногда появляются страшные, отвратительные сравнения здесь.
В тексте это он себя так называет сам, когда обращается к возлюбленной, которая выходит за другого. Он говорит, что будет любым, каким она только захочет: строгим, нежным… Но всё-таки название иронично, так как меньше всего похож его лирический герой на нежное облако. Герой тут молод, зол, полон энергии. Себя он противопоставляет обывателям, Игорю Северянину как поэту-эстету, даже самому Б-гу.
Вся поэма – яркая речь самого Владимира с его необыкновенными сравнениями, метафорами, эпитетами. Рубленный ритм – визитная карточка этого поэта.
С самого начала первой части Маяковский обещает дразнить народ, как быка, кровавой тряпкой собственного сердца. И он рассказывает о любви своей к девушке «Джоконде», которую у него похитили. Приводится сцена их резкого объяснения, его опустошение. В накале страстей вдруг звонок от мамы. И опять смена эмоций, ритма… Будто по синусоиде. И после опять пожар в сердце, откуда выбрасываются то дети, то женщины…
В третьей части доходит дело до Северянина, который стихами делает варево из соловьев и сердец. А стихи сейчас, по мнению Маяковского, нужно писать о важном, больном для народа.
В предпоследней части Маяковский обращается к иконе, с которой на него смотрит Мария. И это имя он даёт и своей возлюбленной. Просит у неё взаимности, простой любви – не возвышенной. Себя тут Владимир сравнивает с Солнцем, обозначая этим свою силу. Его энергия направлена на разрушение старого. Он и всех зовёт в бой, а если у кого рук нет, то нужно биться лбом. И сам поэт готов, будто Данко, сердце вырвать ради людей.
В последней части (по нарастающей) Маяковский беседует с Создателем, даже спорит, оскорбляет «божка» и бросается на него с ножом. Демиургу, как и всем, обвинение в том, что он застрял в «киселе обыденности», а ангелы его ещё и трусят.
Очень «громкая» поэма, кричащая о боли, которая заставляет что-то делать – бежать куда-то, менять что-то, точней, всё.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ Облако в штанах
Популярные сегодня темы
- Сочинение Что такое бегство от реальности? (итоговое)
В жизни у каждого человека есть и хорошие, и плохие моменты. Мы все замечаем, что они, похоже, чередуются. В несчастье человек склонен к жалости к себе. Хуже всего то, что чувства и настроения ставят отпечатки на наше мировоззрение
- Сочинение С доброты человек начинается
Быть добрым – это способность людей. В основе доброты лежит особенность менталитета, воспитание, образование и окружение. Проявления ее также разнообразны и зависят от того
- Описание деревни Плюшкина (усадьба)
Как и усадьбы других помещиков, усадьба Плюшкина выражает его внутреннюю сущность. У Плюшкина большая деревня, с тысячью крепостных крестьян. На въезде в деревню находилась опасная бревенчатая мостовая, давно требующая замены.
- Анализ (по главам) рассказа Ионыч Чехова
Ионыч, рассказ Антона Павловича Чехова, состоящий из пяти глав, написан в 1898 году. Писатель сохраняет стабильный и сдержанный тон в развивающемся сюжете, от Чехова ни один из персонажей не получает даже самых малых оценочных
- Герои романа Преступление и наказание Достоевского (характеристика)
Центральным персонажем романа «Преступление и наказание» является Родион Раскольников – молодой человек 23 лет, бывший студент юридического факультета. Обладает привлекательной внешностью и острым умом
“Вы думаете, это бредит малярия?”
В. Маяковский – один из лучших поэтов начала ХХ века, века глубоких социальных перемен. Поэма “Облако в штанах” была закончена к июлю 1915 года. В ней поэт выступает как “тринадцатый апостол” (первое название поэмы, запрещенное цензурой) олицетворяющий грядущую революцию. Революция для Владимира Маяковского – это разрушение старого мира во имя создания нового, гибель во имя рождения. Поэма отражала распущенную силу миллионов, стихийно поднимающихся против капитализма и уже осознающих свой путь к борьбе.
Поэма была прямым откликом на империалистическую войну, хотя отдельные метафоры и сравнения были навеяны злободневностью, например: “Тело твое я буду беречь и любить, как солдат, обрубленный войной, ненужный, ничей, бережет свою единственную ногу”. В. Маяковский в поэме “Облако в штанах” стремился всем содержанием дойти до самого корня человеческих страданий в том устройстве общества, которое делает войну неизбежной. В поэме выражено сочувствие страдающему человеку, а также показано прославление активности самих угнетенных и обездоленных. Поход против слабостей людей, искалеченных и оболваненных капитализмом, разоблачение иллюзий и заблуждений страдающего человека были органической частью мятежного пафоса “Облака”. В поэме В. Маяковского отразились настроения масс, которые еще далеко не избавились от неуверенности в своих силах, от преувеличения сил врага: “Слышу: тихо, как больной с кровати, спрыгнул нерв. И вот, – сначала прошелся едва – едва, потом забегал, взволнованный, четкий”. Отвлеченное противопоставление страдания счастью, исступленное воспевание страдания и жертвы врывались диссонансом в активную, бунтарскую проповедь “Облака”. И для этого были свои причины. Муки труда и рабства, невежества и одичания, нищеты и моральной деградации, в которые капитализм вверг широкие трудящиеся массы, не могли пройти для них бесследно. В. Маяковский с необычайной силой утверждает – молодость нового мира, нового пути: “У меня в душе ни одного седого волоса, и старческой нежности нет вней! Мир против мощью голоса, иду – красивый, двадцатидвухлетний”. Маяковский отвергает “старую жизнь”: “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию”. Эти четыре крика “Долой!” помогают осмыслить идейное значение поэмы. Но в реальном движении образов все четыре крика “Долой!” кричат об одном: всей своей поэмой Маяковский добирался до главного, существенного зла, раздражаясь общими бедствиями и всеми несчастиями героя поэмы.
Поэт соединяет личные переживания лирического героя с переживаниями всей страны. Могучий голос поэта, выступающего от имени многих, масштаб обобщений, истинность и сила чувства рождают у Маяковского высокий стиль, торжественную интонацию. Поэма с ее прямым обращением к угнетенным и обездоленным, с ее утвержлениями великой миссии поэта – апостола, с ее принципиальным противопоставлением живой разговорной речи “красивости” и выхолощенности языка декадентской литературы объективно наследовала и по-своему развивала революционно – демократические традиции, отвергнутые поэтами декаденса. Поэма “Облако в штанах” – это замечательная поэма, написанная человеком, искренне верящим в идею революции, в прекрасное светлое будущее, в неизбежность счастья. Именно эта искренность и является, на взгляд литературоведов, причиной того, что даже сейчас, когда общество перестраивается, жизнь меняется, поэта В. Маяковского остается прекрасным образцом художественного слова, отражая осмысление старой жизни и переход к новой.
- Анализ стихов
- Маяковский
- Облако в штанах
Сочинение Анализ поэмы Облако в штанах Маяковского (стихотворение)
Владимир Владимирович Маяковский потратил на данную поэму около года и наделил своего героя всеми своими чертами характера. Герой его поэмы лирический, он умеет любить и хочет, чтобы любили его. В самом начале произведения герой ожидает свою любимую девушку, и время так долго тянется, что ему кажется, будто всё над ним издевается. Даже капельки дождя словно танцуют перед ним и корчат рожицы, у него не хватает терпения, так он хочет увидеть любимую.
Когда же долгожданная встреча состоялась, герой этому был не рад. В его груди образовывается дыра, которую он называет пульсом покойника. Его любимая Мария, придя к нему, рассказала ему о том, что вскоре она выходит замуж, тем самым разбивает сердце молодому человеку. Молодой парень говорит о том, что он настолько боится забыть имя девушки, так же как и поэт боится забыть о написании своих произведений. Разочаровавшись в любви окончательно, юноша подается в политику.
И тут закружился вихрь описанных людей высмеивание власти, исторические личности и бездумную толпу, которая следует непонятно за кем и куда. Молодой человек говорит о том, что все эти жалкие и мелкие людишки не способные на любовь и даже представления не имеют что это. Каждый из них путает любовь с похотью и мешает это понятие с грязью. В итоге молодой человек разочаровывается в Боге и перестает верить. Он говорит о том, что Творец не увидел его сердечной раны и не понял разочарования и не смог ему помочь.
Молодой человек не перестает думать о Марии, он словно бьется в агонии и кричит во всеуслышание, что ему так больно и неприятно осознавать, что его бросили. Юноша понимает, что это бесполезно и что все рухнуло, поэтому он хочет, чтобы революция коснулась всего.
Вначале поэма называлась «Тринадцатый апостол», но название пришлось изменить, потому что Маяковский не хотел попасть на каторгу и назвал поэму «Облако в штанах». Где штаны для писателя выступают грубой тканью, так он выражал внешнее спокойствие героя своей поэмы. Когда Мария объявила об их расставании, молодой человек внешне остался невозмутимым. Облако же в названии олицетворяет внутренний мир юноши. Оставаясь невозмутимым внешне, внутри молодой человек сходил с ума, ему было очень горько и плохо. Таким образом, облако это легкое и невесомое что находится внутри человека.
Маяковский хотел написать о том, что внешне сильный и уверенный в себе мужчина, познав такое чувство как любовь, становится легким и невесомым словно облако. На протяжении всей поэмы молодой человек борется сам с собой, то теряя веру в Бога, то нежелание забывать Марию. Маяковский описал человека, который, несмотря на все его внешнее спокойствие, внутри очень сильно переживал.
Анализ стихотворения Облако в штанах Маяковского с цитатами
Изначально поэма имела другое название, «Тринадцать апостолов». Тринадцатым апостолом Маяковский видел себя. Но её не пропустила цензура. И название пришлось поменять. Поэт умудряется совместить несовместимое. Лёгкость, романтизм и бытовые аспекты повседневной жизни.
Он так и пишет, что «будет не мужчина, а облако в штанах». Именно ведь штаны в то время отождествлялись с сильной половиной человечества. Женщины брюки не носили. В поэме тесно переплетаются любовные мучения главного героя вместе с политикой. Под ним поэт подразумевает себя.
А что остаётся делать, если любимая девушка отказала? Надо с головой окунуться в работу или политику. Любовь – это золотая лестница без перил и оттуда можно слететь в любой момент. А падать всегда так больно.
Поэт с жаром обличает государственную машину, людей, стоящий у власти. Он наивно думает, что это даст ему забвение. Но не тут-то было. В отчаянии он обращается к богу. Но и он не может ему помощь. Поэт в сердцах называет его «недоучкой». Любовь не так-то просто вырвать из сердца и ума. Вместе с чувствами рухнул и тот старый мир. Теперь Маяковский готов принять революцию.
Поэма состоит из четырёх частей, которые объединены единым сюжетом и смыслом. Каждая часть – это отдельная тема. Ещё вначале поэт заявляет о том, что он противник любви, искусства, строя и религии. Одна часть – одно отрицание.
Часть первая – «Долой любовь». Любимая девушка его отвергла. Вторая часть – о том, что литература и творческая мысль погибнут в буржуазном обществе. Но лишь революция может их спасти. Третья и четвёртая части – протест строю и религии.
Главного героя, несмотря на отрицание всего и бунтарские замашки, всё-же можно считать нежным, лирическим. Поэт не побоялся во всеуслышание заявить: «Долой ваш строй!» И как его за такие строки не отправили в лагеря или на Колыму? Он считает, что революционный народ, одетый в одинаковые серые шинели, плодит войны и насилие. Смелое заявление!
Главную женскую героиню зовут Мария. Поэт не случайно дал ей это библейское имя. Он намекает на то, что она его отвергла, предала, как Иуда, который предал Христа. Она променяла нищего поэта на богатого мужчину за французское платье. Поэт мог одеть её только в табачный дым. Но разве за это можно осудить женщину? Сейчас многие девушки так и делают. «С милым рай в шалаше, если милый …атташе».
В делах сердечных, как и в делах мирских, увы, но Бог не помощник. Надо верить только в свои силы – основная мысль поэмы. Протест поэта – это реакция на окружающую обстановку. А любовные переживания, возможно, вообще придуманы для запутывания цензоров.
Вариант с цитатами
Свой тетраптих «Облако в штанах» Владимир Владимирович Маяковский написал в начале Первой мировой войны или Великой войны, как именуют ее в Западной Европе. Но что кубофутуристы, лидером которых считал себя Маяковский, что эгофутуристы (Игорь Северянин), что другие представители стихотворной богемы, интересовались ею мало. Их волновали совершенно другие проблемы. Яркая, очень необычная, носящая явно выраженный революционный характер, поэма вышла не под первоначальным названием «Тринадцатый апостол». За это названием Маяковского могли опять посадить в тюрьму, и поэт выбрал ничего никому не говорящее название. Но сама поэма – это крик души поэта, вернее четыре крика. Четыре крика «Долой».
В предисловии он прямо указывает концепцию поэмы. «Долой вашу любовь, искусство, строй, религию!». Именно об этом кричит героя Маяковского. Поэма начинается в лиричных тонах, хотя первый крик героя: «Долой вашу любовь». Мы узнаем о его неразделенных чувствах к Марии, мучениях и поисках ответов на неразрешимые вопросы. Тема любви – ведущая в поэме. Она в той или иной форме присутствует в каждой ее части. «Долой ваше искусство» – вот лозунг второй части поэмы. Автор считает, что искусство душат специально и только революция даст ему новый смысл и беспредельно расширит горизонты (как же он ошибался).
Ожиданием революции в то время жило все мыслящее российское общество. Не выделялся в этом ряду и Маяковский. «Долой ваш строй» – обязательное противопоставление поэтом себя всему «прогнившему» буржуазному обществу. Не обошел поэт и кризис религии, имевший серьезные последствия в начале прошлого века. Богоискательством занимались очень многие, в том числе и Лев Николаевич Толстой. Отрицали бога и божий промысел и революционеры, среди которых много времени провел Маяковский. Поэтому без крика героя: «Долой вашу религию» обойтись было нельзя. Тем более, что любимая девушка не только предает героя, но и фактически «продает» его. Совсем как Иуда Искариот.
В общем, эта поэма произведение уже настоящего Владимира Маяковского. Его напор, голос, ни схожий ни с кем слог. За показным нигилизмом открываются нежные, без всякой корысти чувства. Герой поэмы, как и ее автор делал все по-настоящему, в том числе любил и ненавидел. «Громада-любовь» и «Громада-ненависть» – это от него и про него.
Анализ стихотворения Облако в штанах по плану
Облако в штанах
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Некрасова Признание
В этом стихотворении автор признается в любви к своей ненаглядной. Сколько прекрасных имен, эпитетов он для нее придумывает! Она и краса младая, и царица… А герой, понятно, готов стать её рабом.
- Анализ стихотворения Баратынского Звезда
Стихотворение «Звезда» было написано в 1824 году. Оно повествует о ночном небе, в котором сосредоточено множество светящихся звёзд. Их настолько много, что предлагается выбрать какую-то одну и дать ей название
- Анализ стихотворения Тургенева Нищий
Произведение Тургенева «Нищий» входит в цикл его стихотворений в прозе. Это короткие очерки, напоминающие, по своей сути, притчи.
- Анализ стихотворения Сонеты солнца Бальмонта
Стихотворение является частью одноименного сборника, который содержит существенное количество сонетов и, главное, сонетов весьма оригинальных. Как известно, есть такой критерий оценки искусства как наличие чего-либо качественно нового
- Сочинение Анализ поэмы Облако в штанах Маяковского (стихотворение)
Изначально поэма имела другое название, «Тринадцать апостолов». Тринадцатым апостолом Маяковский видел себя. Но её не пропустила цензура. И название пришлось поменять
Пожалуй, одной из самых эпатажных, самобытных и при этом очень откровенных работ Владимира Маяковского является поэма «Облако в штанах». Работе над этим проникновенным произведением поэт посвятил год. Несмотря на острый революционный характер поэмы, Маяковский постарался быть максимально откровенным, и наделил лирического героя чертами, присущими ему самому.
Суть поэмы
Поэма «Облако в штанах» начинается с описания мучительного состояния героя, который ожидает свою возлюбленную. Предвкушение долгожданной встречи не дает герою покоя: он так взволнован, что даже «у нервов подкашиваются ноги!». Мысли его не слушаются, он не в состоянии совладать с душевным трепетом, ему кажется, что дождевые капли за окном издеваются над его томительным ожиданием, и нагло гримасничают. Герой уверен, что время течет невообразимо долго, оно будто остановилось в одной точке. Внутри него бушует такой накал страстей, что ему хочется кричать на весь мир.
Упал двенадцатый час,
как с плахи голова казненного
И вот, наконец, наступает час долгожданной встречи, однако она не приносит счастья герою – он узнает, что его ненаглядная Мария в скором времени выйдет замуж, и будет принадлежать другому. Девушке понадобилось всего несколько слов, чтобы поклонник превратился в каменное изваяние: отныне его душа пуста, былой пожар любви потушен, и нет ни сил, ни желания испытать новое чувство. Внешне он остается спокойным, но внутри него образовалась огромная, величиной с пропасть, дыра, и это состояние он называет «пульсом покойника».
Но, даже несмотря на сильнейшее разочарование и боль утраты, лирический герой не собирается забывать свою возлюбленную. Он хочет помнить ее имя, ее прекрасный облик. Разочаровавшись в любви, он пытается найти утешение в политике. Высмеивая государственный строй и бездумную толпу, слепо идущую вслед за этой властью, герой не сомневается, что все эти люди попросту не способны на сильные искренние чувства, и не в состоянии увидеть разницу между чистой любовью и грязной похотью. Желая забыться в праведном гневе обличения, он, все же, остается один на один со своим горем.
В итоге герой глубоко разочаровывается в Господе, который уже не кажется ему таким милосердным и всемогущим, каковым казался раньше. Мужчина впадает в страшное отчаяние, замыкается в своем горе и одиночестве.
Я думал, ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик.
Понимая, что былые мечты о счастливой жизни с Марией канули в лету, герой не в состоянии перестать думать о свое возлюбленной. Переполненный болью и гневом, он грезит о революции, и готов целиком и полностью посвятить этому жизнь: в перестройке всего сущего он видит шанс на собственное исцеление.
Смысл названия
Первоначально поэма называлась совсем иначе – «Тринадцатый апостол». Однако подобное «антисоветское» название не пропустила цензура, и Владимир Владимирович был вынужден отказаться от своей задумки, и придумать произведению новое название. Так появилось «Облако в штанах»- совершенно необычное, интригующее название, в котором самым удивительным образом были переплетены нежность, романтика, бытовая приземленность и даже откровенная грубость.
Хотите —
буду от мяса бешеный
— и, как небо, меняя тона —
хотите —
буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а — облако в штанах!
Мучительное, изматывающее душу чувство превращает сильного и уверенного в себе мужчину в податливую глину. Внешне он остается по-прежнему спокойным и суровым, и даже сравнивает себя с грубыми штанами – олицетворением брутальности и мужской силы. Но на деле лирический герой больше похож на мягкое, легкое облако, облаченное в эти самые штаны. Так же, как облако, он нежен и чуток, и не стремится к тому, чтобы менять вокруг себя жестокий мир.
Композиция и жанр
«Облако в штанах» написано в жанре поэмы, и при этом имеет форму тетраптиха – произведения, состоящего из четырех частей, объединенных общей смысловой линией и сюжетом.
Композиционно поэма «Облако в штанах» состоит из предисловия и четырех частей и, что характерно, именно в предисловии заложена основная мысль всего произведения – таким образом Маяковский пытался сразу настроить читателя на нужный лад. Идея поэмы выражается в эмоциональном крике героя: «Долой вашу любовь, искусство строй, религию!». Этот лозунг, полный душевного надрыва и глубокого разочарования, помещен как раз в предисловии.
Начало поэмы весьма лирично. В нем можно узнать о настоящих чувствах героя к Марии, его глубинных переживаниях. Во второй части Маяковский уделил внимание творчеству и поэзии, которое, на его взгляд, обречено на погибель в буржуазном обществе. Он считал, что искусство способно возродиться после революции. В третьей и четвертой частях поэт выразил активный протест старому буржуазному строю, в котором видел причину всех бед человечества.
Образ лирического героя
Лирический герой поэмы «Облако в штанах» – фигура весьма яркая, харизматичная, которая вряд ли кого-то способна оставить равнодушным. Наполненный душевными страданиями и сильными эмоциями, он является точной проекцией самого Владимира Маяковского. Сквозь призму своего героя поэт пытался вылить на бумагу глубоко личные переживания, и тем самым выразить собственное «я».
Маяковский представляет своего героя чутким, ранимым, романтичным человеком, способным тонко чувствовать и переживать. Но при столь нежной душе внешне он выглядит как настоящий мужчина – твердый, уверенный, бескомпромиссный, способный отстаивать личную позицию. Образ лирического героя буквально соткан из контрастов, но при этом его некая полярность не вызывает раздражения или недоумения. Напротив, становится понятно, что это сильная, яркая, эмоциональная личность, способная прямо и открыто говорить о своих чувствах, бороться не только за личное счастье, но и светлое будущее других людей. Даже переживая любовную драму, он не остается холоден и безразличен к судьбе народа, его сердце болит за отечество.
Имея славу настоящего бунтаря, в глубине души он – настоящий романтик, поступками которого движут сильные чувства к девушке. Неизбежная разлука с ней ранит его до глубины души, становится для него настоящей трагедией. Но это лишь говорит о том, что герой способен на настоящие, сильные чувства, он не стесняется любви и не бежит от нее, и любит так сильно, как только может.
Характеристика главных героев
Поэма «Облако в штанах» не богата на действующих персонажей, но в этом то и заключается главная интрига произведения. Образы героев уникальны, поскольку для них характерна двойственная природа. Так, возлюбленная лирического героя неспроста получила от Маяковского имя Мария. В четвертой главе поэт ненавязчиво сравнил ее с библейскими образами Марии Магдалины и Девы Марии, наделив, таким образом, некоей божественностью, одухотворенностью. Так девушка Мария в поэме «Облако в штанах» стала олицетворением неземной, возвышенной любви. Однако Мария отвергла лирического героя, и тем самым обрекла его на страдания. По сути, она предала его, как Иуда: деньги и стабильность оказались для героини куда важнее, нежели сильная, неистовая любовь лирического героя. Выбрав богатого жениха, Мария добровольно отказалась от богатства гораздо большего, нежели все золото мира.
Ничего, если пока
тебя вместо шика парижских платьев
одену в дым табака
Подобная двойственность характерна и для образа Бога, который незримо присутствует в поэме. В начале произведения герой обращается к нему с просьбой о помощи. Он считает его всесильным, могущественным, способным подарить ему надежду на счастье. Но в итоге герой глубоко разочаровывается во всем, в том числе и в Господе, который утратил в его глазах былое могущество и величие.
Религиозные аллюзии
Для Владимира Маяковского были свойственны иронические антирелигиозные высказывания. Скорее всего, вплетя в поэму библейский мотив, поэт высказал свой протест против религии. Чтобы подчеркнуть всю бессмысленность упований на высшие силы, Маяковский искусно ввел в произведение современные ему политические взгляды. Они призывает быть реалистами: в любви, как и в других делах, Господь не в состоянии помочь, и все истории о его чудесном вмешательстве – не более, чем сказки для наивных обывателей.
Поэт намеренно вводит имя «Мария», которое у многих ассоциируется с матерью и возлюбленной Христа. Однако героиня Маяковского не обладает ни одним из качеств этих библейских женских персонажей. Напротив, она предстает в совсем противоположном образе, и тем самым колеблет устоявшиеся представления. В вариации Маяковского Мария – это холодая, циничная, продажная красавица, способная обменять пылкого возлюбленного на модное французское платье.
Тематика
- Центральная тема поэмы – это, безусловно, любовь. Но любовь не светлая, окрыляющая, а мучительная, безответная, которая тесно переплетается с другими темами произведения: одиночеством, атеизмом, разочарованием. Любовные страдания лирического героя настолько сильны, что под их влиянием он отрекается от былых идеалов.
- В произведении поднимается тема острых разногласий с политическим устройством. Будучи эмоциональной, импульсивной натурой, герой прямо и открыто выражает свой протест, и кричит: «Долой ваш строй!». Его обескураживает тот факт, что серая масса людей своими же руками порождают насилие, бесконечные войны, и потому лирический герой намеренно противопоставляет себя всему миру, в котором он видит одни лишь изъяны.
- Немаловажной темой произведения оказался и религиозный кризис, который особенно остро чувствовался в начале ХХ столетия. Маяковский намеренно принизил образ Господа, чтобы свести его влияние на массы к минимуму. Разочаровавшись в Боге и отрекшись от него, лирический герой стал верить лишь в собственные силы, поскольку не собирался сдаваться.
- В поэме «Облако в штанах» поднята и тема искусства. Владимир Маяковский открыто заявляет о своем отношении к миру культуры: он стремится стать глашатаем улицы, но никак не придворным комедиантом. Новый век открывает новые возможности в искусстве, и Владимир Маяковский не желает более признавать авторитет давно почивших классиков – их время ушло, и настал черед заявить о себе поэтам нового формата. «Я знаю — гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете» – этой фразой Маяковский хочет показать, что для него насущные проблемы пролетариата куда важнее абстрактных вопросах, о которых так любили поразмышлять классики.
- В произведении не осталась без внимания и тема революции. Маяковский называет себя ее предтечей, но для этого ему пришлось очистить свою душу мучительными страданиями. Он очень хочет, чтобы и читатели последовали его примеру – встретили новую жизнь с очищенными, обновленными мыслями.
- Немаловажная тема поэмы – разочарование, которое является тихим, неприметным, но верным спутником лирического героя: поначалу он разочаровывается в Марии, затем – в искусстве, и после – в религии. Устав от окружающего мира и выступая против него с протестами, он способен лишь критиковать все, что только можно.
В чем смысл произведения?
Обладая неистовой, мятежной натурой, Владимир Маяковский призывает всех обездоленных не принимать смиренно свое незавидное положение, а настойчиво добиваться личного счастья. В свою очередь, поэт-бунтарь готов полностью отречься от классической «буржуазной» поэзии, чтобы тем самым поддержать этот протест, в котором он видит проявление свободы. В старых устоях он не видит будущего для общества, поскольку они ограничивают человека, не дают ему возможности достойно жить. Открыто выступая против буржуазии, Маяковский предчувствует скорое наступление кардинальных перемен в стране, и готов нести идеи неизбежной революции в народ, стать ее певцом.
Мучительные душевные терзания лирического героя находятся на одной волне с переживаниями простого народа. Поэт считает, что честный пролетарий не должен находиться в состоянии рабского унижения, а для этого должны полностью измениться все важные составляющие жизни: любовь, искусство, политический строй. Народ находится в плену лживых представлений о счастье, однако Маяковский уверен, что во всех сферах произойдет грандиозный переворот, который откроет людям глаза на истину. Он уверен, что только беспощадно разрушив старые доктрины, можно создать нечто по-настоящему ценное.
Своеобразие поэмы
Уже в самом начале произведения остро чувствуется, насколько ярким, своеобразным и оригинальным оно является по своей форме и содержанию. На это, прежде всего, указывает название поэмы: невозможно даже представить, о чем пойдет речь в тексте с таким заголовком. Будучи мастером эпатажа, Маяковский уже одним необычным названием произведения смог привлечь к нему большое внимание.
Композиционно поэма «Облако в штанах» была написана в не типичной для русской литературы форме. Чуждым оказался и размер произведения: так, знаменитая «лесенка» была придумана Филиппо Маринетти – «отцом» футуризма, разработавшим идейное-тематическое содержание и эстетические принципы нового течения. Ни для кого не секрет, что Владимир Маяковский преклонялся перед творчеством Маринетти, и потому перенял его неподражаемый литературный стиль, который был ему очень близок. И, если итальянский поэт был отличным теоретиком, то Маяковскому на практике удалось отшлифовать этот стиль, доведя его до совершенства. Таким образом Маяковский открыл новую страницу в отечественном искусстве, представив на суд читателя революционный дух модернизма с использованием нового размера, ритма и большого количества окказионализмов.
Поэма «Облако в штанах» необычна и тем, что Маяковский решает в ней высказаться о религии и Боге. Он сделал качественный рывок вперед, поскольку стал одним из первых, кто смело и открыто высказался о Господе в негативном ключе, назвав его «недоучкой» и «крохотным божиком». В монархической России, в которой православие ценилось и почиталось, подобный шаг был очень смелым.
Первоначально поэма Маяковского вышла неполной, поскольку автору пришлось избавиться от нескольких страниц, забракованных цензором. Лишь в начале 1918 года читатели смогли оценить полную версию произведения. В восстановленном варианте Маяковский указал, что цензура вынудила его отказаться от названия «Тринадцатый апостол», но он уже не намерен возвращаться к нему. Авантюрная история, которую довелось пережить поэме, привлекла к ней внимание широкой публики.
Проблематика
- Центральной проблемой произведения является тема страдания простого народа в условиях беспощадного капиталистического мира. В своей поэме Маяковский не перестает удивляться образу жизни своих соотечественников, которые не хотят что-либо в своем окружении, в самих себе, несмотря на то, что час перемен давно настал. На фоне открытого, бескомпромиссного, честного перед самим собой лирического героя иные персонажи кажутся поэту безликими, ущербными.
- Проблема борьбы с внутренними переживаниями – одна из центральных в поэме «Облако в штанах». Мучения лирического героя связаны с его несбывшимися мечтами, столкновением самой нежной потаенной части души с жестокой реальностью этого бездушного мира, в которой его любовь оказалась никому не нужной. Пережив буквально за несколько секунд мощный душевный подъем в ожидании возлюбленной и страшную боль после ее слов о предстоящей разлуке, герой оказывается опустошенным, его душа словно умирает. На фоне столь сильных личных переживаний герой начинает задумываться о более глобальных общественных проблемах, его начинает беспокоить безнравственность общества, и в итоге он полностью отвергает мораль.
- Проблема неискренности искусства не может не беспокоить творца. Маяковский видит, сколь губительным для людей является фальшивое творчество, которое обеспокоено лишь красотой формы и изяществом. Единственным способом борьбы с лицемерием в искусстве он видит полную откровенность, правдивое высказывание собственных мыслей и чувств.
- Политический застой – еще одна важная проблема, которую поднял Маяковский в своем произведении. Правительство, зацикленное лишь на собственном обогащении, не имеет права на существование – именно к такому выводу наталкивает Маяковский в поэме «Облако в штанах». Власть должна служить народу, быть полезной для общества.
- Маяковский поднимает проблему религии, поскольку не верит в сказки про всемогущего Бога, которыми вот уже много лет одурманивают русский народ. По мнению поэта, религия загоняет общество в каменный век, делает людей безынициативными, мешает его развитию и самосовершенствованию.