100 лет назад, 29 февраля 1920 года, родился Федор Абрамов, один из самых известных писателей-деревенщиков. В честь этой даты «Горький» собрал интересные цитаты из его текстов.
О СЕБЕ
***
В 1938 году, когда мне было восемнадцать лет и когда первый раз я встретился с городом — это был Архангельск, столица нашего Севера, — я получил первые впечатления о большой цивилизации. Помню, мне ужасно не понравилось городское многолюдье. Поразил мое воображение паровоз, который я тоже впервые увидел в жизни. И страшно не понравилась опера «Евгений Онегин». Не понравилась потому, что я, как всякий разумный, нормальный человек (так я считал), привык к тому, что люди, общаясь друг с другом, говорят обычными словами, а тут обращаются с песнями друг к другу. Это мне казалось крайне неестественным.
***
Мои претензии и мой разговор о жизни идут от одного желания — чтобы в жизни было лучше, а чтобы это было так, надо говорить о недостатках нашей жизни, а как же иначе лечить-то прикажете?
***
К сожалению, до сих нор не могу сделать обязательным для себя регулярное посещение филармонии — это большой пробел: что без музыки за жизнь!
***
Радости много было в жизни. Радость — это когда выходит книжка, это когда мысль хорошая придет в голову; радость, когда хорошо выспишься, когда встретишь интересного человека. Но самая большая радость в моей жизни — это то, что я прошел через войну и остался жив.
***
Ребят, которые со мной ушли на фронт, нет в живых. Но они и мертвые помогают мне жить. Сколько бывает огорчений, сколько невзгод в жизни, когда чуть ли не в петлю готов залезть, но вспомнишь, что ты остался в живых, что все ребята, твои товарищи, погибли, может быть, самые талантливые, может быть, гениальные ребята… Мы подсчитали — двадцать миллионов, и то неточно. Двадцать миллионов или больше — мы не знаем, сколько погибло. А кто подсчитал, сколько погибло талантов, гениев? Как осиротела из-за этого, оскудела наша советская, русская земля. Это не подсчитано. И поэтому для меня всегда самое первое утешение, что я живу и я должен жить и работать не только за себя, а и за тех, кого сегодня нету.
О ЛИТЕРАТУРЕ
***
Я сочинял свой первый роман целых шесть лет. В великой тайне от всех. Нынче, как только появляется товарищ, у которого влечение к слову, он сразу же объявляет о том, что занимается литературой и требует соответствующего к себе внимания. Я, наоборот, всячески скрывал свои писания. И о том, что я что-то делаю, знали два-три самых моих ближайших человека.
***
Что меня не устраивает в критике? Ну, во-первых, как бы вам сказать, слова подходящего нет, — вот такая мелкотравчатость, что ли, отсутствие зубастости, уж слишком много елея в нашей критике. Даже, понимаете, некоторые критики забыли само слово «критика», она вылилась у нас под пером некоторых в некий дифирамбический похвальный жанр, и это, конечно, не очень хорошо. Но самая главная моя претензия к критике — мало проблемных статей. Рецензий очень много, критическая армия у нас большая. Но литература — это ведь всегда жизнь. И какова задача главная критики? Увидеть в самом литературном произведении те процессы, которые происходят в жизни, как они здесь преломлены и как они отражены. Об эстетической стороне литературы наши критики пишут очень неплохо, иногда даже очень хорошо. Но вот о жизни, о том материальном субстрате, который породил эту литературу, — об этом, к сожалению, часто забывают или отделываются самыми общими фразами.
***
Наши журналы, наши газеты не могут похвастаться реальной критикой, той критикой, которая на недосягаемые вершины вознесла в свое время «Современник», той критикой, которая литературой объясняет жизнь, а жизнью выверяет литературу.
Но у нас есть реальная критика. Это письма читателей. В самую трудную, в самую сложную минуту наш читатель всех возрастов, разных профессий подавал мне руку помощи.
***
Каждая хорошо написанная строчка, каждый хорошо написанный абзац, страница — это самое большое счастье, это самое большое здоровье, это самый лучший отдых для души, для ума, для сердца… Вы спросите: а любовь? Я и на это отвечу — пусть в духе шестидесятников. Работа — это, вероятно, самая высокая любовь, любовь к своей семье, любовь к своему дому, любовь к Родине, любовь к народу.
О ДЕРЕВНЕ
***
Я, например, горжусь, что я из деревни. Потому что человек, который родился в городе, всю жизнь живет в городе, ведь он же обворован жизнью, он не знает по-настоящему мира природы, он не знает животных, он не знает рек, воды, трав, он не знает по-настоящему сказок, былин, всей духовной основы своей нации, он живого слова, родников, бьющих оттуда еще бог знает из каких языческих глубин, — ничего этого он не знает. Кичиться горожанину перед деревенским нечего. Деревенский человек всегда нагонит горожанина, горожанину деревенского в познании и богатстве своих чувств не нагнать.
***
Я весь переполнен по-прежнему деревней. А что значит — деревней я переполнен? Я переполнен Россией, периферийной Россией, на которой держится вся наша городская жизнь. Мы в городе, может быть, только плоты плавучие в этом народном море, океане, который называется Россия.
***
Деревня русская — это ландшафты, наша Родина, мать и прародина всего. Дело в том, что исчезновение связей, утрата связей человека с животным, с землей, с природой, она может обернуться очень серьезными последствиями… Потому что земля, животное, общение с ними — это один из главных резервуаров, из которых черпается человечность, строится человечность в человеке. Исчезнут эти отношения любви, доброты с животными и землей, повторяю, неизвестно, чем это кончится. Не отразится ли это вообще на самой природе человеческой и не поведет ли к каким-то очень серьезным и непредвиденным изменениям национального характера?
***
Я переживаю как величайшее горе смерть каждого старого человека в моей деревне. Для любителя рощи — это не все равно, когда вырубают ее и исчезает дерево за деревом. И в моей жизни, на моей памяти один за другим падают кряжи. Великолепные люди, которых по-настоящему-то только сегодня и понимаешь. Я жизнелюб, но бывают минуты, когда я иду по своей деревне и на меня дует пустотой. Ну а потом проходит.
***
Я родился в деревне, в крестьянской, в самой что ни на есть распатриархальной семье. Сегодня все кому не лень, по поводу и без повода, пинают патриархальную старую деревню. Как это можно? Да это же наша мать родная. Все мы с вами, здесь сидящие, и не только мы, — все народы мира вышли из деревни. А Россия, как здесь очень хорошо говорил мой друг Солоухин, деревне обязана больше, чем кто-либо. Русская деревня — это та нива, на которой всколосилась вся наша национальная культура, наша этика, нравственность, наша философия, если хотите, наш чудо-язык.
Лев Толстой за образец для себя в течение всей жизни ставил патриархального крестьянина. Заблуждение? Возможно. Но ведь патриархальный крестьянин — это тот человек, который жил по законам совести, по самым высшим неписаным законам, к которым на протяжении всей своей истории стремится человечество. Это человек — я имею в виду тип старого крестьянина, — который руководствовался одной-единственной заповедью: жить без работы, не работать — это великий, самый великий грех.
О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ
***
Я хотел бы всем вам порекомендовать прочитать книгу римского публициста Аурелио Печчеи «Человеческие качества», это президент римского клуба, о нем я не буду распространяться. В этой книге много спорного. Он, например, ставит вопрос так: чтобы человечество смогло выжить, оно должно радикально изменить свою природу. Это, конечно, чистая утопия, это нереально, но, помимо утопических воззрений, в этой книге огромная информация, много всяких сведений и рассуждений. Мне особенно показалось привлекательным предложение, которое он выдвигает перед людьми: самая насущная потребность нашего времени — это необходимость установления минимума и максимума потребления, железная необходимость ликвидировать тот чудовищный разрыв, который существует между отдельными людьми, отдельными группами, сословиями и классами в обладании материальными богатствами.
***
Вопросов очень много, и все их надо решать, но их можно решить только при одном условии, и на это мне хотелось бы обратить ваше внимание — при условии решительного искоренения, решительной борьбы с пассивностью, равнодушием и безразличием, которые еще бытуют в нашей жизни.
***
Конечно, спрос в первую очередь с райкома, с дирекции совхоза и так далее. Но имеет ли при этом к делу отношение рядовой человек, он за что-нибудь отвечает или нет? Или моя хата с краю? Или мы ждем, как в некрасовские времена бабушка Ненила: вот приедет барин, барин нас рассудит? Все упования на барина. Мы ни при чем, моя хата с краю, я ничего не знаю? По этому принципу многие живут. Конечно, надо требовать с руководства, с начальства, на то оно и начальство, за то оно и денежки получает. Надо спрашивать. Оно несет ответственность. Но до тех пор, пока мы сами, каждый из нас, каждый рядовой человек не поймет, не установит для себя непреложным законом, что все дела — это мои дела и что большой наш дом строится только общими усилиями (по крайней мере, дом — деревня), до тех пор мы ничего не изменим. Вот каков смысл был этого письма. И этой идеи, идеи народной инициативы, активности придерживаюсь всегда, и если есть такой писатель Абрамов, то его главное кредо: будить, всеми силами будить в человеке человека.
***
Издревле, с очень давних пор существуют два способа обновления, два способа перестройки жизни. Один путь — социальных революций и социальных реформ, второй путь, который особенно яростно проповедовал в нашей русской жизни и в нашей литературе Лев Николаевич Толстой, — это путь нравственного усовершенствования, нравственного самовоспитания личности, каждого человека. Долгое время к этому учению Льва Толстого, прекрасному учению Толстого, которое является сердцевиной всего его творчества, у нас относились негативно. Были на то основания, потому что это отвлекало от революции, но сегодня мы можем должным образом оценить учение этого великого человека, потому что опыт показывает: перестройка, социальная перестройка жизни, не подкрепленная душевной работой каждого, не может дать должных результатов.
Что я понимаю под душевной работой каждого? Это самовоспитание, строительство собственной души, каждодневный самоконтроль, каждодневная самопроверка высшим судом, который дан человеку, судом собственной совести. Совесть — это как раз та сила, которая помогает сдирать с человека коросту эгоцентризма, коросту всякой затхлости. Это та сила, которая выводит человека на пути широкого братства, требовательности к себе и людям.
***
Прежде всего культурный человек для меня — это необязательно человек с высоким образованием. Культурным человеком, и так было в старину, в деревне может быть и неграмотная старуха, неграмотный старик. Культурный человек определяется, на мой взгляд, прежде всего своим строем души, минимальным эгоцентризмом и самой широкой открытостью людям, жизни, желанием прийти в любую минуту, в любых обстоятельствах на помощь павшему и падшему, проявить милосердие и, конечно, быть требовательным к себе прежде всего, а следовательно, и к людям; короче говоря, руководствоваться самым надежным самоконтролем, самым надежным судом, имя которому — совесть.
***
Нам, русским людям, которые обладают многими великолепными качествами, у которых бесподобный душевный размах, удаль; людям, которые способны на штурм неба, — нам часто не хватает способности к практическим делам, к делам повседневным…
О МОЛОДЕЖИ
***
Много было учителей, и эти учителя есть в моей жизни и сегодня. Причем речь даже не идет о возрасте. Учителя бывают и весьма солидные, старше меня по возрасту, но бывает и молодежь. И воздействие этих учителей из молодежи бывает не менее полезным для тебя, чем слово старших.
***
Самый главный недостаток, который я замечаю, — у нашей молодежи нередко не хватает молодости. Молодости в смысле идеализма в высшем понятии этого слова, в смысле идеалов, в смысле порывов, в смысле романтики, в смысле устремлений к высшему. Слишком много практицизма, слишком много внимания к барахлу, к барахольщикам, слишком много, ну не слишком, — я сгущаю краски по обыкновению; встречаются, выразимся культурно, элементы жестокости, о которых пишут в газетах, недоброты, действительно, с этим часто встречаешься.
***
Я, например, замечаю: в Комарове под Ленинградом дети летом, целое лето томятся в пионерских лагерях. Это же ужас! Ничего не делают, едят-пьют, в лучшем случае раз-два физкультуру делают и так далее; еще что — ну в лучшем случае пробарабанят, в лучшем случае линейку проведут, но, боже мой, если бы мне предложили повторить снова мою юность в этих формах, я бы сказал: нет, не надо, благодарю вас. У нас в деревне тоже паразитов малолетних хватает.
«Будить, всеми силами будить в человеке Человека»
« Назад
«Будить, всеми силами будить в человеке Человека» 05.03.2020 00:00
В Благоевской библиотеке собрались почитатели деревенской прозы, чтобы вспомнить выдающегося писателя XX столетия Фёдора Александровича Абрамова, чьё творчество посвящено простым труженикам, праведникам русской земли. Слова его, прозвучавшие десятилетия назад, актуальны и сегодня: «Будить, всеми силами будить в человеке Человека». Гости вечера узнали, что Фёдор Абрамов – человек трудной судьбы, ему много пришлось пережить в жизни, поэтому все его книги посвящены людям, простым северным людям, их нелегким судьбам. Сам писатель столкнулся с немалыми трудностями в жизни: испытал нужду и лишения в голодные детские годы. Библиотекари отметили, что Фёдор Абрамов – человек большой культуры, истинный интеллигент, оставался сыном деревни, крестьянином по натуре и по складу души. Все книги писателя, всё написанное им – только о деревне, северное крестьянство – единственный герой его произведений.
Данный урок внеклассного чтения по творчеству Ф. А.
Абрамова проводился в старших классах к юбилею писателя.
Будить Человека в человеке
Урок внеклассного чтения по произведениям Ф.А.
Абрамова
Цели:
Обучающая: расширить представление обучающихся о жизни
и творчестве Ф.А. Абрамова.
Развивающая: развивать аналитические умения
обучающихся, их мышление, устную речь.
Воспитательная: воспитывать нравственные черты
личности.
Оборудование:
Презентация, посвященная писателю.
Выставка книг, газетных заметок и статей о писателе.
Плакаты: « Совесть – это та сила, которая помогает
сдирать в человеке эгоизм, затхлость», «Будить, всеми силами будить Человека в
человеке» (Ф. Абрамов)
Аудиозаписи северных песен.
Ход:
1.Определение темы и цели занятия.
Рефлексия.
Звучат напевы северных песен.
Учитель: Прислушайтесь к звучанию песен. Обратите
внимание на высказывания. В этих словах была заключена жизненная позиция нашего
земляка, северного писателя Ф. А. Абрамова. Он сам вложил свой талант и силы в
духовное завещание, пробуждая «Человека в человеке» своим творчеством.
– О чем пойдет речь на уроке? Какие цели мы поставим
на урок? Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? (ответы обучающихся)
2. Презентация о жизни и творчестве
писателя.
– Перелистаем страницы жизни и творчества Ф.А.
Абрамова
3. Выставка книг. ( школьный библиотекарь)
4.Темы творчества.
Учитель: Все творчество писателя посвящено
русской деревне и труженикам села. Он не понаслышке знал проблемы деревни и с
болью писал о них. Многие рассказы Федора Александровича – слово о неприметных,
обычных людях, которые живут в ладу со своей совестью, каждодневно умножая
добро и красоту на земле.
Посмотрим инсценирование рассказов «Золотые руки» и « Валенки»
в исполнении ребят.
5. Беседа по повести «Поездка в прошлое»
(вопросы по повести были даны заранее обучающимся по
их возможностям)
Учитель: А какую повесть вы прочитали к сегодняшнему
занятию? Интересной ли вам показалась повесть?
О своей повести Федор Абрамов сказал так: «Я мечтаю
поразмышлять о судьбах страны, о сути глубинных исторических процессов, о том,
откуда все началось». Писатель сокрушался о том, что о муках и всех бедах наших
так и не узнают потомки. Эту повесть можно отнести к «возвращенной литературе».
Написанная в 1974 году, она была сокрыта от читателя: в редакциях журналов
высоко отзывались о повести, но не печатали. Она увидела свет в журнале «Новый
мир» в 1989 году после смерти автора.
Давайте поразмышляем о повести. Тяжелые 30-е годы.
Период коллективизации. Идет массовое раскулачивание крестьян.
– Кто главный герой повести? Как он живет?
(Главный герой повести – Никифор Иванович Варзумов,
или чаще называемый Микшей Кобылиным, конюх северной деревеньки Сосино.
Мрачный, опухший, страдая с утра от похмелья, заросший щетиной, с расплющенным
носом, крепколобый – вот говорящий портрет этого несимпатичного героя.
Крепколобость основана на глухоте к любви, добру, красоте. Качество это
воспитано в нем его дядьями.)
– Какую роль сыграли в его жизни дядья?
(Ярые, «кремневые революционеры», они во имя дела не
щадили никого: ни отца, ни детей, ни матери. Они боролись с врагами советской
власти, и Микша гордился ими, всегда защищал их и считал героями.)
– Какое событие переменило его жизнь?
(Он узнал правду о своих дядьях- убийцах. Пьяный дядя
Александр к тому же надругался над девочкой – подростком, и за это был убит ее
братом)
– Как Микша относился к своему отцу?
(Микша ненавидел всю жизнь отца. Он презирал его за
мягкость характера и даже по настоянию дядей отрекся от отца – врага народа.)
– Чем заканчивается повесть?
(Микша поражен до сердечной боли открывшейся правдой.
Он ищет людей, которые знали его отца. Не дойдя до дома несколько метров, он
замерзает на кладбище.)
– В чем смысл названия повести?
(Поездка в прошлое – это не только возвращение в
детство, в прошлое, это прозрение Микши, осознание ошибочности своей жизни,
осознание преступления перед отцом, людьми, своей совестью. Эта последняя
поездка, которая привела его к последней черте – смерти.)
– Какие проблемы поднимает автор в
повести?
( Проблему человеческой бездуховности, роли прошлого в
нашей жизни. Проблему отсутствия совести – высшего судьи человека перед самим
собой и людьми, самого грозного и беспощадного.)
Вывод по повести.
Учитель: Мы все раньше или позже задаем себе вопросы,
что же с нами происходит, почему столько жестокости в людях, почему порой
рушатся наши идеалы. На многие вопросы дает ответ повесть Ф. А. Абрамова.
6. Выводы по уроку. Рефлексия.
Учитель: Земляк, фронтовик, писатель Федор Абрамов. Мы
с гордостью произносим его имя, так как родились на той же земле, что и он. Он
сохранил в своих произведениях живую душу земляков, верность народным заветам и
всегда чувствовал ответственность за то, что происходит на его малой и большой
родине.
Полезным ли был сегодняшний урок? Как бы вы назвали
урок?
Ф.А. Абрамов очень любил цветы космеи. Предлагаю в
память об авторе и сегодняшнем уроке посеять семена космеи, которые расцветут
летом.
Спасибо всем за организацию урока и участие в нем.
Подборка по базе: Тема 1 – СУЩНОСТЬ СЕБЕСТОИМОСТИ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.pdf, Очерк Есть такая профессия Родину защищать..doc, Практическое занятие Тема 10 Себестоимость продукции, понятие и , Издержки и себестоимость.docx, Калькуляция себестоимости продукции11.docx, расчёт себестоимости методом непосредственного расчёта.docx, Немного о себе.docx, Аудит формирования себестоимости продукции работ и услуг.docx, Презентация о себе.docx, Они защищали Родину.docx
«Несущий родину в себе…»
«Будить, всеми силами будить в человеке человека»
Многими выдающимися людьми славится наша Архангельская область. Один из них – Федор Александрович Абрамов (29.02.1920 – 14.05.1983), родившийся в простой северной деревне Веркола Пинежского района, ставший большим писателем, публицистом, общественным деятелем. Его имя известно как в России, так и за границей. Имя писателя носят улицы, школы, библиотеки в Архангельске и Санкт-Петербурге. Именем Федора Абрамова назван аэропорт города Архангельска, а также теплоход и астероид. Учреждена Всероссийская литературная премия имени Абрамова.
2020 год – год 100-летия со дня его рождения. и этот год правительство Архангельской области объявило годом Федора Абрамова.
Сегодня мы особенно ощущаем дефицит внимания к Человеку, дефицит духовности, наступление на которую ведется очень активно.
А писательское кредо Абрамова просто: «Будить, всеми силами будить Человека в человеке», «поддерживать в духовной форме свой народ». Разве это не то, что сегодня, а, впрочем, во все времена так необходимо.
Одно из многочисленных мероприятий, посвященных юбилею писателя, – это всероссийская акция «Читаем Абрамова всей страной».
В Октябрьской средней школе №2, как и во многих регионах нашей области и в г. Санкт-Петербурге, тоже проходила такая акция.
«Живое слово Абрамова» звучало в каждом классе- с 1-го по 11-й . Педагоги с помощью учащихся и родителей устаивали громкие чтения, проводили так называемые «абрамовские уроки» с изучением биографии и творчества писателя. Были организованы конкурсы и выставки рисунков на его произведения, подготовлены и проведены литературные гостиные для среднего и старшего звена.
Ребятам открылась своего рода Вселенная Федора Абрамова, произошло погружение в мир нашего удивительного земляка – великого труженика, талантливейшего писателя, человека огромной души, честного, порядочного, искреннего, открытого. Мы приобщились к его думам о судьбе Родины и русского народа, встретились с героями его произведений, как будто ближе стали к дорогому его сердцу Пинежью, во многом похожему на наши устьянские просторы.
«На одном из самых красивых мест русской земли стоит Веркола. Да и не только русской. За свою жизнь я объездил немало стран, много красоты повидал… Но пинежские просторы, пинежские белые ночи и цветущие луга наши не уступят заморской красе»,- писал Федор Абрамов.
«Я любил эту тихую деревушку, насквозь пропахшую молодым ячменём, развешанным в пухлых снопах на жердяных пряслах. Мне нравились старинные колодцы с высоко вздёрнутыми журавлями, нравились вместительные амбары Но особенно меня восхищали … дома – большие бревенчатые дома…»,-читаем мы описание похожей деревни в повести «Деревянные кони»
И когда на слайдах появлялись потрясающие воображение крестьянские дома, сложенные из необхватных бревен лиственницы, воспетые писателем в повести Абрамова «Деревянные кони» и сохранившиеся до нынешних времен, сразу становился понятым глубокий смысл его слов: «Я родился в деревне, в крестьянской, в самой что ни на есть распатриархальной семье. Сегодня все, кому не лень, по поводу и без повода, пинают патриархальную старую деревню. Как это можно? Да это же наша мать родная…»
В глубине души осознаешь, как прав был писатель, что в малом видел великое. Ведь это наши истоки. И у нас на Устье такие же дома строились, чтоб надолго, чтоб на века, с коньком на крыше. ( Конь – основа крестьянской жизни , неслучайно любовно называют коньком это верхнее бревно . Конёк, по- старинному «охлупень», завершает сруб дома, является символом благополучия и оберегом крестьянской усадьбы.)
Постоялец из повести «Деревянные кони», прощаясь с деревней, чтобы окунуться в шумный мир, любуется деревянными конями на избах. И мы слышим голос автора: «…провожали меня деревянные кони. Целый выводок деревянных коней…»
Жизненный путь Абрамова не был легким.
Рос без отца в многодетной семье, тяжело трудиться пришлось с самого детства. В шесть лет он уже косил на лугу траву для коровы!
Школу, в которую приняли с трудом ( он из семьи середняков, а учиться тогда принимали детей только из бедных семей) закончил с отличием.
Жизнь предлагала ему разные «пути-перепутья». Сначала поступление в 1938-м на филфак Ленинградского университета. А через три года недоучившийся студент встает ополченцем-добровольцем на подступах к Ленинграду.
( В канун 75-летия Победы как же знаменательно было узнать о его доблестных сражениях , о его ранениях, почти о нереальных подарках судьбы для его спасения.)
Ленинградский фронт. Ударному батальону приказано сделать лазы в проволочном заграждении. Зима. Мороз сковал болото. Место открытое. Минометный обстрел. Укрытие – трупы погибших товарищей. Ф.Абрамов ползет к заграждению. В одной руке ножницы, в другой – граната. Заметив немца, бросает гранату, но немец успевает выстрелить. Разрывные пули прошивают солдату ноги. Уткнувшись лицом в снег, находясь без сознания истекает кровью солдат. Поземка заметает его.
Ночью похоронная команда подбирает убитых. Посчитав мертвым и Ф. Абрамова, волокут его на плащ-палатке в братскую могилу. Усталые солдаты с трудом передвигают ноги. Один из них спотыкается, падает и проливает воду на безжизненное лицо. Очнулся раненый, застонал. Так чудом остался жив Ф. Абрамов. Везение продолжалось. Ногу не ампутировали только благодаря особому вниманию и врачебному риску доктора Лурье. Чудом вывезли из блокадного Ленинграда.
Сам Ф. Абрамов вспоминал :
«Мне страшно повезло, конечно, я был в переплетах самых ужасных. Однажды через Ладогу перебирался уже в апреле 1942 года. Так машина одна с ребятишками блокадными впереди, и другая с ранеными позади пошла на дно, а наша как-то прошла под пулеметным огнем и под обстрелами»
Федор Александрович всю жизнь считал, что он должник тех, кто погиб на фронте. Потому что «погибли, может быть, самые талантливые, самые гениальные ребята» И он работал не покладая рук.
( Прозвучавшая музыкальная композиция « За себя и за того парня» взывала к сердцу школьника, не оставляла сомнения в правдивости и силе этих слов.)
За мужество и стойкость, проявленные в годы войны Ф.А. Абрамов был награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». О том времени написана автобиографическая повесть «Кто он?».
После лечения в госпитале в апреле 1942 года Абрамов получает отпуск по ранению. Три месяца преподает в Карпогорской школе и там, в родных местах, на Пинежье, видит то, что поражает его и запоминается на всю оставшуюся жизнь: «…были похоронки, были нужда страшная и работа. Тяжёлая мужская работа в поле и на лугу. И делали эту работу полуголодные бабы, старики, подростки. Много людского горя и страданий. Но еще больше – мужества, выносливости и русской душевной щедрости». Потом эти впечатления станут страницами его романов, повестей, рассказов-миниатюр.
Летом 1942 он возвращается в армию и попадает в нестроевую часть – ранение не позволило вернуться на фронт. Через год оказывается в отделе контрразведки СМЕРШ. В 1944-м Абрамов становится старшим следователем. Служба идет своим чередом. Под конец войны демобилизуется и продолжает обучение в ЛГУ. с отличием оканчивает филфак и поступает в аспирантуру.
Во время учебы Федор Александрович встречает свою будущую жену Людмилу Крутикову
Из воспоминаний Людмилы Владимировны: «Наше поколение долго обретало благополучие материальное. Мы не думали о машинах, дачах, модной одежде. Наша молодость пришлась на войну. После войны мы доучивались … едва сводили концы с концами. Нам все доставалось нелегко: одежда, жилье. Это было в 1951г. Кандидатскую диссертацию Ф.Абрамов защищал в рваных ботинках, и сотрудники после защиты вручили ему подарок – новые ботинки. В летние отпуска мы работали в приёмной комиссии, чтобы заработать лишние деньги. А в дни отдыха Федор Александрович тайком ото всех писал свой первый роман. Мы окрепли материально после опубликования романа «Братья и сестры».
В 1954 году Абрамов пишет статью «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе». В ней автор нещадно критикует собратьев по перу, лауреатов Сталинской премии, которые в своих произведениях не писали всей правды. Абрамов, как и в своих романах, без прикрас, с подробностями описывает тяжелый труд крестьянской жизни, изображает картины голода и болезней, показывает, насколько тяжки налоги. Для того времени это было невероятно откровенно и резко. Вскоре после публикации статьи был снят главный редактор «Нового мира», которым тогда был А. Т. Твардовский.
Произведения Абрамова запрещают печатать несколько лет, но
несмотря на нападки, они продолжают сохранять свою злободневность и резкость. Такими были романы «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья» и повести «Пелагея», «Деревянные кони», «Алька». Все эти произведения ждала очень нелегкая судьба. Их не принимали в печать и запрещала цензура, из некоторых текстов вырезались целые главы. Только в урезанном виде произведения пускали в печать, остальное оказывалось в мусорной корзине редакций. Тем не менее популярность Абрамова у читателей только росла.
Наконец-то приходит признание правительства и цензуры.
В 1975 году трилогия «Пряслины» была удостоена Государственной премии СССР.
В 1980 году он получает орден Ленина. А вскоре К Абрамову приходит и мировая известность. Его произведения переводятся на многие языки мира.
В замечательном цикле рассказов-миниатюр, в сборнике «Трава- мурава» Фёдор Абрамов показал красоту русской души – скромную, неброскую, совсем как травка-муравка. Сам писатель так отзывался о любимом цикле: «Я-то думал: всё пропала Русь, а читая «Траву-мураву» вдруг понял: жива Россия. И выживет. Какие прекрасные люди населяют рассказы! Ведь не выдуманы же они. Из жизни взяты».
И как подтверждение этих слов писателя звучат в исполнении учащихся монологи абрамовских героев.
Все, кто участвовал в подготовке и проведении этого большого и значительного мероприятия – декады, посвященной юбилею писателя, подошли с душой и полной ответственностью. В первую очередь, это преподаватели литературы. Это и ведущие литературных гостиных: в 5-8-ых классах – Мякшина Яна и Илясова Лиза, и в 9-11-ых – Рогачева Маргарита и Баскаков Даниил.
Как настоящие театралы, обыграли сценку «Афанасий, соври-ка» пятиклассницы: Карина Медянова, Аня Врачева, Настя Красильникова, Диана Ручьева.
Проникновенно исполнили чтение миниатюр, отрывков наизусть все участницы: Настя Красильникова – «Сколько на Пинеге сказок», Алина Тиво – «Жила-была семужка», Лиза Илясова – «Собачья гордость», Настя Филина – «Материнское сердце», Настя Стрюкова – «Валенки», Настя Новикова – стихотворение А. Коршунова «Прямота».
Особенно хочется отметить учащихся 9-х и 11-го классов. Это ребята уже с формировавшейся жизненной позицией, отнесшиеся к творческой судьбе своего земляка с большим уважением, кажется, сумевшие донести до слушателя суть абрамовского творчества и его жизненной позиции.
Рассказ «0ФИМЬИН ХЛЕБЕЦ» читает Оксана Думбрава, «Чтобы увековечить память сына» – Даша Ручьева, «Отрыжка войны»- Настя Пуляева, «Бревенчатые мавзолеи» – Ксения Хроменкова.
Ответственно, со знанием дела. презентацию подготовил и продемонстрировал Влад Филимонов.
В конкурсе рисунков лучшими оказались работы Сони Звездиной (2а класс), Алины Мильковой (6б), Сабрины Рогалевой (6в), Дарьи Фиалковской (7а), Кристины Шепиловой (5в), Прасковьи Козловой (6а), Льва Петрова (7б), Елизаветы Шершневой (6б). Софьи Фалевой (7а), Елизаветы Хотинской (9а)
Подводя итог сказанному, хочется выразить надежду, что нам вместе со школьниками удалось постигнуть хотя бы малую толику того разумного, доброго, вечного, что хотел донести Федор Абрамов– человек уникальной судьбы, с которого можно и нужно брать пример. Верится, что наше большое совместное мероприятие оставит отклик в сердце каждого участника, пронесут ребята эти зерна доброты, человеческого достоинства, чести и совести через свою жизнь и передадут когда-нибудь своим детям.
Время показывает, как никогда, и теперь остаются актуальными слова Абрамова:
«Мои претензии и мой разговор о жизни идут от одного желания — чтобы в жизни было лучше, а чтобы это было так, надо говорить о недостатках нашей жизни, а как же иначе лечить-то прикажете?»
«… мы много говорим о сохранении природной среды, но духовные потери чреваты, быть может, ещё большими последствиями, чем разрушение природы, хищническое истребление лесов и обмеление рек. Да, да, все, в конечном счете, зависит от того, какой человек будет работать и управлять землёй.»
“Нельзя возделать русское поле, не возделывая души человеческой. Никакая социальная перестройка невозможна, если человек не будет жить по совести, по законам добра, справедливости, братства и любви»
«Работа — это, вероятно, самая высокая любовь, любовь к своей семье, любовь к своему дому, любовь к Родине, любовь к народу.»
Пришло неотвратимое время , когда надо спасать весь мир, а это значит
«Будить, всеми силами будить в человеке человека»
Материал подготовила Козлова А.И. , преподаватель МБОУ»ОСОШ№2»
Автор:
Учащаяся 4 класса Власюк Виктория.
Труд будит в человеке творческие силы.
А. Н. Толстой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сочинение: «Почему надо трудиться?».
Труд будит в человеке творческие силы.
А. Н. Толстой.
Человек красив и славен своим трудом. Я побывала в нескольких городах на экскурсиях. И каждый город покорял меня своей красотой. А красота эта создана трудом человека. Трудом создано все прекрасное и все самое необходимое на Земле. Труд немыслим без человека, а человек немыслим без труда. В труде – смысл жизни.
Красота, созданная человеком это и дома, музеи, памятники и, многое, многое другое. И что только не построит человек, не сделает, не приготовит – всё красиво! Я этому очень рада. И поэтому я дома помогаю маме, папе и в школе я тоже тружусь: дежурю в классе, участвую в субботниках, творю на уроках технологии. А главный мой труд – это учёба. Я стараюсь хорошо учиться, и у меня это получается. Учиться трудно, но интересно. В школе я получаю знания из разных областей жизни человека: природы, точных наук, культуры. Нахожу ответы на разные вопросы, я любознательная. Учение – это каждодневный труд, который в будущем поможет мне получить интересную и нужную профессию. А пока я мечтаю быть: ветеринаром, так как люблю животных, буду их лечить, а также мне нравится история – хочу этому учить детей в школе, я сладкоежка – поэтому хочу стать кондитером, ещё мечтаю сниматься в кино, хочу быть актрисой. Но как говорил А. Суворов: «Трудно в учении – легко в бою». Вот и я стараюсь трудиться с детства, чтобы выучиться и получить хорошую и интересную работу, имея которую, я смогу обеспечить себя и свою семью, принося пользу Родине и людям.
Главное – ощутить радость труда, и тогда жизнь наполнится иным смыслом, станет ярче и богаче. Действительно, человек красив в труде и прекрасно то, что он создает. У каждого есть своё увлечение, занимайтесь с интересом, старанием и гордитесь этим! Я думаю, что пока мы только используем то, что придумано и сделано другими людьми, но придёт время, и мы познаем цену труду, и наше поколение будет трудиться для своей Родины.