Где будет проходить итоговое сочинение?
- 30.11.2014
Писать итоговое сочинение (изложение) обучающиеся будут в своих школах. Выпускники прошлых лет и участники с ограниченными возможностями здоровья будут писать итоговое сочинение (изложение) в местах сдачи, определенных органом исполнительной власти субъекта РФ. При регистрации на сдачу итогового сочинения (изложения) выпускникам прошлых лет и участникам с ограниченными возможностями здоровья будет выдано уведомление с указанием адреса места сдачи итогового сочинения.
Осталось несколько месяцев до старта кампании ЕГЭ-2023. Ведь уже 7 декабря 2022 года выпускники школ напишут итоговое сочинение, чтобы получить допуск к государственной аттестации. Но для некоторых будущих абитуриентов это еще и дополнительный шанс на поступление в нужный вуз. Рассказываем об этом испытании подробнее.
Когда пройдет итоговое сочинение в 2022-2023 году: 7 декабря 2022 года — основной поток; 2 февраля 2023-го — первый резерв; 4 мая — второй.
Итоговое сочинение — первый этап ЕГЭ, один из самых комфортных. Выпускники пишут его в своей школе, проверяют работы свои же учителя (хотя который год обещают ввести проверяющих со стороны).
С этого года введены изменения, связанные с выбором тем. Раньше ученики выбирали на экзамене одну из пяти, каждая из которых относилась к определенному направлению. Новые пять тематических направлений заявлялись заранее каждый год. В этом году все иначе. Для итогового сочинения-2023 никаких новых направлений и тем придумывать не будут: выпускники получат те, что уже фигурировали в предыдущие годы. В закрытом банке тем ФИПИ их накопилось более полутора тысяч, и все они теперь поделены на три большие категории: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека», «Природа и культура в жизни человека». Таким образом, вместо пяти направлений теперь три больших раздела, официальные комментарии к ним можно почитать здесь.
На экзамене каждый участник получит комплект из 6 тем (по две из каждого раздела) на выбор. Образец комплекта тема опубликован на сайте ФИПИ. Что касается требований к содержанию и критерий оценивания — все остается по-прежнему.
Экзамен длится 3 часа 55 минут. Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.
За итоговое сочинение можно получить зачет или незачет; каждая зачтенная работа также оценивается в баллах по установленным критериям. Результаты экзамена будут опубликованы на официальном портале ЕГЭ.
Задача большинства — просто получить зачет. Согласно статистике последних лет, это не так уж трудно: «неуд» получают меньше процента от общего числа участников. Исправить оценку можно в резервные даты: если ничто не изменится, это будут 2 февраля и 4 мая.
Что дает итоговое сочинение
Хорошая оценка за итоговое сочинение — не просто зачет, а еще и «индивидуальное достижение», за которое некоторые вузы дают дополнительные баллы при поступлении (так же, как за победы в школьных олимпиадах, волонтерство, спортивные заслуги). О желании зачесть оценку за сочинение абитуриент должен сам заявить в приемной комиссии. Действует это право в течение четырех лет после получения оценки. Многие вузы перепроверяют работу и ставят свою оценку.
Выбирая, на скольких произведениях строить рассуждение, выпускник должен иметь в виду следующее. Хоть в критерии №2 оценки сочинения («Аргументация. Привлечение литературного материала») указано: «достаточно опоры на один текст», ФИПИ советует учитывать и требования вуза, в который он планирует подавать свое сочинение как индивидуальное достижение. Вуз вправе разрабатывать свои критерии оценивания сочинений, в которых указывается на необходимость привести два и более литературных аргумента. Вуз также может требовать привлечения не только литературного аргумента, но и опоры на произведения других видов искусства или на исторические факты. Таким образом, в сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (при проверке такие аргументы рассматриваются как органичная часть сочинения).
Какие вузы добавляют баллы за сочинение
Вузы, которые дают дополнительные баллы за итоговое сочинение, могут менять условия год от года. Поэтому лучше уточнять детали в самом заведении. К примеру, в 2022 году МГУ давал за итоговое сочинение до 2 баллов, МИФИ — до 2 баллов, ИТМО — 1 балл, ЛЭТИ — 1 балл, Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна — до 10 баллов, Санкт-Петербургская юридическая академия — до 5 баллов и др.
Некоторые вузы баллы не начисляют, но учитывают как критерий в пользу выпускника при прочих равных.
Как написать итоговое сочинение лучше
Лучше сопоставить 2–3 произведения
Самая распространенная ошибка — это отсутствие конкретики при аргументации своих мыслей. Обойтись общими словами не получится; основная часть сочинения — это аналитическая работа. Пересказывать сюжет выбранного произведения и его общеизвестную трактовку не нужно. Надо рассмотреть отдельные эпизоды, наиболее ярко иллюстрирующие заявленную тему. Привести по возможности цитаты. Таким образом ученик покажет, что он не просто «что-то слышал» об этом, а читал и вникал в смысл.
Ограничений по выбору литературы нет. Это могут быть и современные произведения как российские, так и зарубежные. По сути, достаточно как следует изучить всего несколько книг из школьной программы, чтобы получить нормальную оценку. Но тем, кто рассчитывает на высокий балл или просто хочет написать достойную работу, этого будет мало. Начитанность или ее отсутствие всегда проявляется в работе.
Можно опираться на одно произведение, но лучше сопоставить два-три. Не сравнить, а именно сопоставить, раскрыв тему с разных сторон. При этом более важно качество аргументации, чем количество произведений.
При проверке обращают внимание и на культуру речи. Желательно, чтобы выпускник использовал в тексте литературоведческие термины: художественный метод, система образов, композиция, кульминация и другие. Можно обратить внимание на яркую метафору, отметить гиперболизированный образ. Опять же, это должно быть уместно и конкретно.
Спасти ситуацию поможет Пушкин
Выбирайте тему сочинения, на которую сможете уверенно порассуждать с опорой на литературный источник. Соответствие рассуждений заявленной теме — главный критерий оценки сочинения на зачет.
Обычно направления тем становятся известны в начале сентября, у школьников есть несколько месяцев для подготовки (как минимум, три — в доковидные годы сочинение писали в декабре, — ред.). В это время нужно сделать упор на изучение литературных произведений, проблематика которых подходит заданным направлениям. Это не так уж и сложно даже для учащихся с небольших читательским кругозором, так как есть универсальные произведения, подходящие для большого круга проблем и тем. При этом объем их невелик, и чтение не отнимет у школьника много времени. Например, таким универсальным текстом является «Капитанская дочка» Пушкина. На мой взгляд, для литературной аргументации по некоторым заданным направлениям достаточно будет хорошего знания этой повести.
Однако, возможно, одного текста для аргументации будет мало. Ведь работа должна быть выполнена в рамках определенного объема — не менее 250 слов (рекомендуемое количество слов — 350). Есть три «глыбы» — «Преступление и наказание», «Война и мир» и «Обломов»: чтение и понимание проблематики этих романов может дать пищу для литературной аргументации на любую тему. Если школьники испытывают серьезные затруднения с чтением и не могут похвастать хорошим знанием этих произведений, я бы советовала прочитать и использовать при анализе такие небольшие тексты, как «Телеграмма» Паустовского и «Выстрел» Пушкина. Они могут быть хорошей опорой для раскрытия часто встречающихся тем.
Хорошо, если ученик попробует заранее написать пробные варианты сочинений в домашних условиях — примерные темы в рамках заданных направлений есть в интернете. Это отличная возможность потренировать навык формулировки мысли на письме.
Чем проще предложение, тем яснее мысль. Не надо умничать, оригинальничать и выпендриваться. Четкое, связное аргументированное изложение без грубых речевых ошибок — вот что ценят эксперты при оценивании.
Общество
12:06 | 7 декабря 2022
KazanFirst
Люди с ОВЗ могут выбрать изложение.
В России ученики одиннадцатых классов 7 декабря будут сдавать итоговое сочинение для допуска к ЕГЭ. В Татарстане это испытание предстоит пройти 15,1 тысячи выпускников из 960 школ, в том числе 161 ученику с ОВЗ, сообщили в пресс-службе Минобрнауки республики.
В ведомстве добавили, что люди с ограниченными возможностями здоровья могут выбрать изложение взамен сочинению. Аналогичное право есть у обучающихся на дому, в лечебных и спецучреждениях, у отбывающих наказание. Сдать школьную работы могут и выпускники прошлых лет, которые уже получили аттестат об окончании школы.
Будущие выпускники будут писать сочинение в своих школах или местах, назначенных профильными департаментами. На написание сочинение дается 3 часа 55 минут. Для учеников с ОВЗ это время увеличат на полтора часа. Итоговые сочинения и изложения оцениваются по системе «зачет» или «незачет».
Для учеников, которые по уважительным причинам (болезнь или семейные обстоятельства) не смогли написать сочинении в установленный срок или получили «незачет», могут исправить оценку в два дополнительных периода — 1 февраля и 3 мая 2023 года.
Ранее KazanFirst писал, что аномальные морозы в Татарстане начнут спадать к концу недели.
Читайте также: В Минобрнауки Татарстана объяснили, при каких температурах школьников освободят от занятий
Теги:
сочинение,
итоговое,
допуск к егэ
Итоговое сочинение (изложение)
Итоговое сочинение (изложение) — условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее — ГИА).
Следовательно, написание сочинения является обязательным для выпускников школ текущего года. Выпускники прошлых лет, в том числе освоившие образовательные программы среднего общего образования за рубежом, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, могут писать сочинение по собственному желанию. Изложение проводится для лиц с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды (при предоставлении документов, подтверждающих статус); обучающихся, получающих среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.
Продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут. В продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж обучающихся и выпускников прошлых лет, заполнение ими регистрационных полей и др.).
Для обучающихся, выпускников прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности экзамена 4 и более часа организуется питание.
Для проведения итогового сочинения предусмотрены следующие сроки: первые среды декабря и февраля, а также первая рабочая среда мая. Пересдача сочинения (изложения) выпускниками текущего года возможна в дополнительные сроки.
Сочинение (изложения) оценивается в системе «зачет»/«незачет» по следующим критериям:
1. Соответствие теме
2. Аргументация. Привлечение литературного материала
3. Композиция и логика рассуждения
4. Качество письменной речи
5. Грамотность.
Рекомендуемое количество слов для написания итогового сочинения (изложения) — 350.
Вы можете ознакомиться с информационными плакатами по вопросам проведения сочинения (изложения).
Источник: Официальный информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ).
- Методические материалы
- Тематические направления
- Вопросы — ответы
- Методические материалы
- Тематические направления
- Вопросы — ответы
Школьники напишут итоговое сочинение по новым правилам. Что изменится?
Чуть больше недели остается до 7 декабря, когда ученики 11 классов российских школ будут писать итоговое сочинение, которое ввели в школах с 2014 года. Успешное написание сочинения означает допуск к сдаче Единого госэкзамена. Написал на “зачет” – добро пожаловать на ЕГЭ. Не написал или не смог прийти? Не беда. Будет еще две попытки – 2 февраля и 4 мая 2023 года. В этом году выпускников ждут изменения: больше не будут заранее публиковаться открытые тематические направления. Комплекты тем итогового сочинения будут формироваться по-новому.
Как было
До сих пор Федеральный институт педагогических измерений, ответственный, кстати, и за разработку заданий ЕГЭ, заранее публиковал направления тем сочинения – в открытом доступе. Ученик приходил на экзамен и получал пять тем – по одной из каждого направления, выбирал одну и “творил”. При этом в “багаже”, как правило, уже были наработки по каждой теме: опубликованные направления подсказывали приблизительную тематику и можно было прикинуть, о чем писать на экзамене.
– Раньше ежегодно перед началом учебного года мы публиковали пять открытых тематических направлений итогового сочинения, – рассказали “РГ” в Рособрнадзоре. – В рамках этих направлений разрабатывались конкретные темы, о которых школьники узнавали только в день сочинения. Для каждого часового пояса давалось пять тем на выбор, по одной от каждого направления.
Учителя и эксперты отмечали: из года в год темы перекликались, можно было пользоваться уже готовыми базами аргументов – списками литературы, рекомендуемой для раскрытия темы. Да и сами темы были похожи.
Как будет
Теперь же все темы, разработанные за годы проведения итогового сочинения, включены в закрытый банк тем. Сейчас их более 1,5 тысячи, и банк будет пополняться новыми. Перед началом учебного года теперь можно будет узнавать названия разделов и подразделов этого банка, почитать комментарии к ним. Направления тем этого года, конечно, уже известны: “Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека”; “Семья, общество, Отечество в жизни человека”; “Природа и культура в жизни человека”.
– Школьники смогут выбирать уже не из пяти, а из шести тем: в комплекте будет по две темы из каждого раздела банка, – уточнили в Рособрнадзоре.
На итоговое сочинение отводится 3 часа 55 минут, написать нужно не менее 250 слов, но рекомендуемый объем – 350. Можно и больше, но строго следуя теме. Вот что пишут эксперты ФИПИ: Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке регистрации и бланке записи укажите номер выбранной темы, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы сочинения. Напишите сочинение-рассуждение на эту тему.
Рекомендуемый объем − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе служебные), то за такую работу ставится “незачет”.
Разделы и подразделы банка тем итогового сочинения на 2022/2023 учебный год
№1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
- 1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
- 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
- 1.3. Познание человеком самого себя.
- 1.4. Свобода человека и ее ограничения.
№2 Семья, общество, Отечество в жизни человека
- 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
- 2.2. Человек и общество.
- 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
№3 Природа и культура в жизни человека
- 3.1. Природа и человек.
- 3.2. Наука и человек.
- 3.3. Искусство и человек.
Образец комплекта тем
- Тема 112 – Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?
- Тема 204 – Что Вы вкладываете в понятие “счастье”?
- Тема 301 – Семейные ценности и их место в жизни человека.
- Тема 409 – В чем может проявляться любовь к Отечеству?
- Тема 505 – Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
- Тема 610 – Чему человек может научиться у природы?