Что будет если не написать сочинение на огэ по литературе

Обязательно ли писать сочинение в ОГЭ по литературе?



Профи

(659),
на голосовании



4 года назад

Голосование за лучший ответ

n0thing

Гуру

(2971)


4 года назад

Таак, сдавал литературу в 2017, делал все задания и получил 3 даже с сочинением, одного балла не хватило до 4, если ты уверен, что ты гений и сделал лучшую характеристику произведению или гениальный анализ стиха, то 3 будет, но не более, почему сочинение не писал?

Lian LeeЗнаток (276)

4 года назад

Может у вас были речевые и смысловые ошибки? Они тоже влияют на баллы.

Lian Lee

Знаток

(276)


4 года назад

Для хорошей отметки обязательно нужно всё написать, а если не уверен в совершенности первой части, то вторая тем более необходима. В ОГЭ по литературе, сочинение – основа для оценки. Даже если ты плохо напишешь первую часть, то сочинение может тебя вытянуть. Я написала на 5 – 32 балла из 33, всё благодаря сочинению.

Обновлено: 04.05.2023

Начнём с изложения. Его главная трудность — ограничение по прослушиванию. Запись на экзамене включат дважды, поэтому времени на витание в облаках и борьбу со стрессом у вас не будет. Дорога одна — на сайт ФИПИ, где в свободном доступе висят аудиозаписи с возможными текстами для изложения. Чем больше их вы послушаете, тем лучше. Вероятность, что вы разволнуетесь на экзамене, велика, поэтому не давайте себе поблажек, когда работаете над изложением дома, и старайтесь создать похожие условия. Поставьте таймер, позовите маму, чтобы она следила, не списываете ли вы. Только такая практика поможет вам натренировать руку.
Помните, что от вас требуется написать краткое изложение, то есть дословно записывать то, что сказал диктор, не нужно — из-за этого вам даже могут снизить баллы. Ваша главная задача — отразить все микротемы в тексте, правильно разделив его на абзацы, и применить приёмы сжатия. Самые основные — замена однородных членов предложения обобщением, сокращение сложных предложений, преобразование прямой речи в косвенную. Но сильно сокращениями не увлекайтесь: ваше изложение должно содержать минимум 70 слов.

За последнее задание — сочинение-рассуждение — переживают больше всего. Хотя на самом деле, оно гораздо проще, чем сочинение в ЕГЭ. У вас даже есть три варианта выполнения задания — раскрыть смысл высказывания, объяснить смысл одного из предложений текста или объяснить значение какого-либо слова. Какой бы вариант вы не выбрали, не забывайте, что вам нужно опираться на текст и приводить аргументы и примеры.

Критерии оценивания изложения

За содержание изложения можно получить максимум 7 баллов.

3 критерия, которые учитывают эксперты при оценке содержания изложения

Дополнительные 10 баллов можно получить за грамотность и фактическую точность изложения и сочинения. Эксперты оценивают сразу две письменные работы на наличие орфографических, пунктуационных, грамматических, фактических и речевых ошибок.

5 критериев, по которым эксперты оценивают грамотность и фактическую точность изложения и сочинения

Основные правила для сдачи ОГЭ по русскому

Чтобы получить допуск к итоговой аттестации, школьники обязаны соответствовать стандартным для всех требованиям:

  • Участник экзамена не должен иметь академической задолженности, а оценки в итогом аттестате по всем предметам должны быть не ниже удовлетворительных.
  • До 1-ого марта подаётся заявление с перечнем выбранных предметов для сдачи и с согласием на обработку персональных данных.
  • Если ученик по уважительной причине не может сдать экзамен в установленную дату, то сдача переносится на резервные дни. Уважительная причина должна быть подтверждена документально.
  • В день проведения экзамена участник должен явиться в ППЭ не менее, чем за 45 минут до начала ОГЭ с документом, удостоверяющим личность.
  • На экзамене можно пользоваться орфографическим словарём, который выдают организаторы ОГЭ. Своими справочными материалами пользоваться запрещается.
  • В бланках заданий ответы пишутся исключительно черной гелевой ручкой. Ее можно принести с собой.
  • Пользоваться шпаргалками категорически запрещено. За это могут удалить с экзамена, а результаты аннулировать.

Подготовка к итоговому собеседованию

Словари русского языка

Демоверсия

Чаще всего итоговое собеседование не становится непреодолимым препятствием для учеников. Однако это не повод относиться к нему безответственно. Как и для других экзаменов, в помощь девятиклассникам специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) разработана демонстрационная версия испытания.

Как пройти собеседование

На это испытание обычно выделяется 15-16 минут. Оно состоит из двух частей, каждая из которых, в свою очередь, содержит два задания:

  • В первой части школьнику необходимо прочесть вслух текст (обычно научно-публицистического стиля), а затем пересказать его, дополнив предложенным высказыванием.
  • Вторая часть – это трехминутный монолог ученика по заданной проблеме. Также может быть предложен вариант с описанием фотографии. После этого происходит диалог с учителем по теме предыдущего выступления.

Все задания, предлагаемые учащемуся, относятся к базовому уровню и предполагают развернутый ответ. Они совсем небольшие, но и времени на подготовку дается всего по 1-2 минуты. Во избежание предвзятости и возможного возникновения проблем, весь процесс собеседования записывается. Использования дополнительных материалов или оборудования не предусмотрено.

По итогам собеседования можно максимально набрать 20 первичных баллов. Они распределяются по заданиям так:

Задание Максимально возможный балл Процент от общего максимального числа баллов
1 2 10
2 5 25
3 3 15
4 2 10
Соблюдение языковых норм 8 40

Для выставления оценок по каждому заданию экзаменаторы используют специально разработанные критерии. Чтобы получить зачет, достаточно набрать 10 баллов.

Полезные советы

В отличие от стандартных испытаний ОГЭ, собеседование занимает совсем немного времени, однако за этот короткий период учащемуся необходимо проявить себя с наилучшей стороны. Ему нужно показать экзаменаторам свою способность выразительно читать, пересказывать текст, дополняя его заданной информацией, составлять монологическое высказывание и участвовать в диалоге.

Педагоги советуют школьникам при подготовке к собеседованию обратить внимание на такие моменты:

  • При чтении экзаменаторы учитывают дикцию, темп чтения, интонацию и соблюдение основных правил русского языка. Наибольшие проблемы у школьников, как правило, вызывает склонение числительных, нормы произношения и постановка ударения. Стоит проработать эти нюансы, а также больше читать вслух.
  • При изложении желательно избегать сложных конструкций, в которых можно запутаться, даже если они были в исходном тексте. Лучше перефразировать высказывание без потери его смысла. Важно правильно строить предложения, можно использовать черновик для записи ключевых слов.
  • Для составления монолога лучше выбрать наиболее близкую для себя тему из предложенных вариантов. Стоит проработать структуру выступления, разбив его на смысловые части. Можно отточить этот навык с родителями (братом, сестрой, другом), задавая друг другу неожиданные темы для составления короткого рассказа.
  • При диалоге главное – не молчать, пытаясь придумать что-то очень умное и очень правильное. Лучше формулировать ответ, рассуждая вслух.

Педагоги рекомендуют записывать свои подготовительные упражнения на диктофон, а затем прослушивать и анализировать их на предмет ошибок.

Задание 5

Орфографические знания, полученные за годы обучения в школе, проверяются в одном задании. В этом и состоит его сложность: нужно вспоминать и повторять огромное количество правил орфографии. Особенно тяжело тем, кто привык писать интуитивно. Знаю, какую букву написать, но не могу объяснить, почему.

Порядок действий таков:

  • Прочитать первый вариант. Ответить на вопрос: есть ли такое правило? Если нет, перейти к следующему. Если да, анализировать дальше.
  • Проверить соответствие частей речи. В этом задании могут быть подвохи. Например, все правильно, но указана не та часть речи, к которой относится предложенное слово. В таком случае вариант будет неверным.
  • Определить, верно ли указана морфема.
  • Определить, правильно ли указана форма слова: падеж, число, род, склонение, спряжение, вид и т.д. в зависимости от указанной информации. Это может быть и степень сравнения прилагательного, и краткая или полная форма, и способы словообразования.
  • Выписать ответы, в которых нет ошибок в объяснении написания слова.

Задание 4

И снова синтаксис. В задании проверяется умение выпускников производить синтаксический анализ словосочетания (определять тип, вид связи слов, перестраивать словосочетание).

Выполняя это задание, нужно следовать такому порядку:

  • Подробно проанализировать предложенное словосочетание, найти главное и зависимое слово (от главного к зависимому можно задать вопрос).
  • Обязательно определите, к какой части речи относится зависимое слово. Это очень важно знать при выполнении задания 4.
  • Главное слово оставляем без изменения, а зависимое превращаем в слово другой части речи. Например, если нужно согласование заменить на управление, тогда прилагательное превращайте в существительное: деревянный — из дерева. Если же управление на согласование, то делайте все наоборот. При замене согласования на примыкание нужно существительное заменить на наречие: без жалости — безжалостно. В обратном случае все делается наоборот: смело — со смелостью.
  • Выпишите получившееся словосочетание строго в той форме, в которой оно представлено в задании. Например, нужно заменить словосочетание КНИЖНЫЕ ПОЛКИ на согласование. Главное слово ПОЛКИ, его не трогаем. Прилагательное КНИЖНЫЕ заменяем на существительное с предлогом ДЛЯ КНИГ. Выписываем готовый ответ: ПОЛКИ ДЛЯ КНИГ.

Устная часть

С 2021 года устный экзамен стал обязательным. Он проводится в феврале в формате 15-минутного собеседования и является допуском к основной (письменной) части ОГЭ. Для успешного прохождения нужно уметь:

  • Выразительно читать текст.
  • Пересказывать, цитировать, составлять косвенную речь.
  • Поддерживать диалог с экзаменатором.

На данном этапе не начисляются баллы. Все ученики, прошедшие собеседование, получают зачет. Подготовка к устному ОГЭ проста и понятна:

  • Больше читайте вслух, особенно художественную и научную литературу.
  • Расширяйте словарный запас, избавляйтесь от слов-паразитов.
  • Тренируйтесь вести диалоги на малознакомые темы.

Задание 7

Найти среди 5 предложений те, в которых есть обозначенный в задании троп, будет легко любителям поэзии и красноречия. В лирике много различных средств выразительности, делающих ее яркой и эмоциональной. Читайте стихи и тренируйтесь находить в них тропы.

Как выполнять задание:

  • Прочитать формулировку задания.
  • Вспомнить значение указанного в нем тропа.
  • Прочитать внимательно первое предложение, попытаться найти там это средство выразительности.
  • Если его там нет, перейти к следующему варианту.
  • Аналогично проанализировать все предложенные предложения.
  • Правильных вариантов может быть несколько.

Проверяем себя

Уровень грамотности во время экзамена также оценивается, а баллы за ошибки снижают. Но вы пишете не диктант, а изложение, этот формат работает на вас. При любых сомнениях в написании слова вспоминайте синонимы. Меняйте слова, словосочетания, даже предложения, если не уверены в правильности орфографии и пунктуации. В изложении важно не использование точных авторских слов, а передача смысла.

Но помните, что писать телеграфным стилем позволено или Хэмингуэю, или ученику начальной школы. От девятиклассника все же ждут развернутых предложений, поэтому не нужно хитрить в надежде избежать ошибок, это может обернуться против вас.

Мы проанализировали работы выпускников прошлых лет и выделили 10 ошибок, на которых ученики теряют 10, 12 или больше баллов. В этой статье — об ошибках в сочинении ОГЭ по русскому языку и 3 сочинения ОГЭ по русскому на максимальный балл.

Ошибка №1. Выбор темы

Перед тем, как писать сочинение по русскому языку, нужно определиться с темой. Их на экзамене три:

  1. Лингвистическая;
  2. Анализ текста;
  3. Сочинение-рассуждение.

Распространенная ошибка — это подготовка только к одному типу сочинений. К сожалению, на экзамене из-за стресса или закона подлости вам может попасться тема, которую вы не сможете написать. В таком случае логично было бы выбрать другую тему, но уметь писать другой тип сочинений тоже надо уметь. Поэтому при подготовке учитесь писать как минимум 2 вида, чтобы на экзамене у вас был выбор между темами.

Ошибка №2. Деление текста на абзацы

При написании сочинения нельзя забывать и о делении текста на абзацы, чтобы текст был структурированным и понятным. Всего их должно быть три:

  1. Введение + тезис;
  2. Аргументы;
  3. Вывод.

При желании можно разделить два аргумента на разные абзацы, тогда сочинение будет состоять из четырех абзацев.

Ошибка №3. Аргумент без ссылки на источник

При написании абзаца с аргументами помните, что они должны быть правильно оформлены. Они не должны быть пустыми словами, за ними должно что-то стоять. Например:

  • Указывать номер предложения, если приводите аргумент из текста;
  • Указывать автора цитаты;
  • Указывать название произведения, из которого хотите привести аргумент.

Если вы не приводите полный аргумент с указанием источника, его могут не засчитать и вы потеряете баллы.

Ошибка №4. Отсутствие введения

Помните о структуре сочинения и ориентируйтесь в первую очередь на него. Экзаменационная работа должна начинаться с введения, которое подводит читателя к вашим мыслям. Это может быть какое-либо вводное предложение или риторический вопрос, например:

  • Что такое доброта?
  • Как часто вы наслаждаетесь природой?
  • Стоит ли общаться с дальними родственниками?

Плавно погрузите эксперта в свои мысли, чтобы он читал ваше сочинение с интересом.

Ошибка №5. Отсутствие вывода

Похожая ошибка — это отсутствие вывода после аргументов. Во-первых, он должен быть. Во-вторых, он не должен содержать в себе ничего лишнего, а именно новой информации. Вывод должен подводить итог вышесказанного, логично завершая этим работу.

Ошибка №6. Нарушение композиции

Помимо того, что в вашем сочинении должно быть четыре абзаца, нужно сохранять и порядок этих абзацев. В критерии написано, что вы можете дать определение в любой из частей работы, но нужно сохранять его логику. Если ваше сочинение начнется без объяснения того, о чем вы пишете, то эксперт просто не поймет работу и снизит балл.

Поэтому строго сохраняйте порядок абзацев, описанный выше, чтобы не терять баллы.

Ошибка №7. Отсутствие комментария в сочинении 9.3

Если вы не даете комментарий определению в сочинении 9.3, вы автоматически теряете баллы. Что это такое?

  • Комментарий — это дополнительная информация после определения о понятии. Например, рассказать, насколько это частое явление, что вы думаете об этом и так далее.

Если в теме статьи вас просят не просто дать определение понятию, а сказать, какую это определение играет роль, тогда:

  1. Сначала вы даете определение этому понятию;
  2. Потом отвечаете на сам вопрос, рассказывая о роли.

Не стоит и заучивать определение. Вы должны сформулировать его самостоятельно исходя из точки зрения автора текста.

Ошибка №8. В сочинениях 9.1 и 9.2 аргументы не из прочитанного текста

Аргументы не из текста в первых двух темах не будут засчитываться экспертами, в отличие от сочинения 9.3, где аргументы должны быть из двух источников:

Лучше лишний раз перечитать тексты, чтобы в сочинении 9.1 и 9.2 не потерять баллы из-за других аргументов.

ТОП-10 аргументов для 9.1 по этой можно скачать по ссылке . За эти аргументы вам не снимут баллы.

Ошибка №9. Писать аргументы в сочинении 9.3 в один абзац

В сочинении 9.3 ваш план сочинения должен выглядеть так:

  1. Введение + тезис;
  2. Аргумент 1;
  3. Аргумент 2;
  4. Вывод.

Связано это с тем, что аргументы нужно приводить как из текста, так и из жизненного опыта. Из-за того, что они будут сильно отличаться друг от друга, их нужно разделить на разные абзацы. ТОП-10 аргументов для 9.3 можно скачать в нашей группе . Они подойдут для всех текстов.

Ошибка №10. Не перечитывать работу

Обязательно перечитывайте собственную работу перед тем, как сдать. Внимательно читайте ее, обращайте внимание на:

  • Грамотность;
  • Соответствие теме сочинения;
  • Структуру сочинения.

Главные вопросы о письменной части ОГЭ 2020 по русскому языку

ОГЭ – это основной государственный экзамен, который ученики сдают в 9-м классе и без которого невозможно получить аттестат об основном общем образовании. ОГЭ по русскому языку, наряду с математикой, является обязательным предметом для всех девятиклассников.

Структура ОГЭ по русскому языку

ОГЭ по русскому языку состоит из трех частей – тестовой части, сочинения и изложения. Чтобы получить уверенную четверку, не говоря уж о пятерке, необходимо выполнить все три части.

Критерии оценивания

За тестовую часть (задания № 2–8) можно получить 7 баллов – по одному баллу за каждый верный ответ. Как мы уже упоминали ранее, в задании может быть несколько вариантов ответа, и если вы добавите лишний ответ или один вариант из трех будет ошибочным, то, увы, – задание будет оценено нулем баллов.

Итак, если вы намерены получить достойный балл за основной государственный экзамен, который, кстати, является вступительным испытанием во многие колледжи и техникумы, – все три части чрезвычайно важны.

К чему готовиться, чтобы получить максимум баллов?

Типы сочинений ОГЭ и советы эксперта по написанию сочинения

На выбор ученику предлагается три типа сочинения.

Задание 15.1 представляет собой сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Выпускнику необходимо раскрыть высказывание о русском языке (например, об орфографии, или стилистике, или пунктуации) одного из видных филологов, лингвистов, писателей. Первый абзац сочинения должен быть посвящен раскрытию данного высказывания. Во втором и третьем абзаце выпускник должен привести два примера из текста, подтверждающие тезис. Так, если тезисом работы является мысль о том, что знаки препинания помогают передать чувства говорящего, то в пример можно привести предложения с вопросительным или восклицательным знаком, которые передают вопрос, удивление или возмущение автора или героя текста. В заключительном абзаце необходимо написать вывод ко всей работе.

Задание 15.2 связано с умением ученика анализировать текст. В первом абзаце этого типа письменной работы нужно раскрыть фрагмент текста, объяснив значение какой-либо фразы из текста. Ученик должен показать, как он понял основную мысль предложенного для анализа текста. Во втором и третьем абзацах нужно привести два примера-иллюстрации из текста, которые помогают раскрыть основную мысль. И не стоит забывать про вывод – необходимую композиционную часть любого сочинения.

Последний тип задания – 15.3. В нем выпускнику нужно объяснить, как он понимает значение какого-либо понятия, такого, к примеру, как любовь, милосердие, доброта, предательство, настоящее искусство и тому подобное. В первом абзаце ученик должен написать, как он понимает значение этого понятия. Во втором абзаце – привести примеры из текста. Например, если речь идет о милосердии, нужно найти в тексте пример этого качества, показать, кто из героев его демонстрирует. Третий абзац посвящен примеру из жизненного опыта, в который можно включить пример из прочитанной учеником книги. В выводе нужно подвести итог всем размышлениям.

Сочинение на максимум баллов

Пример и разбор сочинения

Рассмотрим пример сочинения, в котором сделаны типичные ошибки.

Что такое бестактность? Бестактность – это качество, которое задевает чувства других. Бестактные люди лишены чуткости.

Приведу пример из текста. В предложениях 29–36 одноклассники и старшеклассники проявили бестактность, то есть задели чувства мальчика.

В данном абзаце пример из текста не раскрыт, а лишь упомянут. Необходимо было дописать, как именно были задеты чувства мальчика, в чем конкретно была проявлена бестактность. Также можно было привести цитату из текста.

Хотелось бы еще привести пример из жизненного опыта. У моего знакомого есть привычка перебивать. Это и есть настоящая бестактность. Из-за этого у него практически нет друзей и приятелей.

В этом абзаце ученик допустил принципиальную ошибку, связанную с этичностью высказывания. Нельзя в осуждающем тоне писать о друзьях, знакомых, окружающих людях. Недостатки, отрицательные качества лучше всего демонстрировать или на своем примере, или на примере из литературы.

Хотелось бы еще добавить, что бестактность – это качество, из-за которого нарушаются нормы общения.

Мне кажется, что материнская любовь – это бескорыстное, всепрощающее и вечное проявление добра и тепла матери по отношению к детям. Мама всегда готова помочь и поддержать своих детей, простить их, если они совершили ошибку.

В заключение хотелось бы сказать, что материнская любовь является одной из самых важных вещей для ребенка и даже для взрослого человека, ведь всем нам, независимо от возраста, бывает нужен мамин совет или помощь.

Подготовим к успешной сдаче ОГЭ по русскому языку

Основная информация об изложении

Изложение – это задание под номером 1 в ОГЭ по русскому языку. Именно с него начинается экзамен. Выпускникам с перерывом в 5 минут будет включена аудиозапись с текстом изложения. Первый раз мы рекомендуем ничего не записывать, а лишь пометить начало микротем и уловить общий смысл текста – иначе, увлекшись записыванием, можно пропустить остальной текст. В перерыве стоит набросать то, что запомнилось. А вот во время прослушивания текста во второй раз записать все то, что вы упустили в первый раз.

Ни в коем случае не стоит писать точь-в-точь теми же словами, что и в исходном тексте. Ваша задача – пересказать текст, показав, что вы уловили смысл и использовали приемы сокращения, а не продемонстрировать отличную память, переписав текст дословно.

Конечно же, не стоит и сочинять, если вы что-то недопоняли или не успели. Смысл текста не должен быть искажен, текст не должен быть переписан дословно – вот основные условия для успешного написания изложения.

Получить максимальный балл на экзамене реально, нужно приложить немного усилий, вовремя начать подготовку и не верить в расхожие заблуждения. Совместно с экспертом ОГЭ развеяли пять мифов об экзамене и его письменной части.

Сочинение ОГЭ 2020

Критерии оценивания

Давайте рассмотрим критерии оценивания изложения, чтобы понять, что требуется от экзаменуемого.

Критерий ИК-1. Максимум по этому критерию – 2 балла – можно получить, если верно выделить все микротемы, то есть правильно услышать 3 абзаца. Если добавить или убрать одну микротему, то один балл снимается. Ноль баллов по этому критерию ставится, если неправильно определены две микротемы.

Критерий ИК-2. 3 балла по этому критерию можно получить, если выпускник применил несколько приемов сжатия текста на протяжении всей работы. То есть, к примеру, выпускник равномерно сократил все абзацы, использовав такие приемы сжатия, как обобщение или исключение неважной для понимания текста информации.

Критерий ИК-3. В этом критерии оценивается смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Если верно выделить все микротемы в соответствии с критерием ИК-1, то и по этому критерию можно получить максимум – 2 балла. Если же в работе неправильно выделен один из абзацев или допущена одна логическая ошибка, то по этому критерию снимается один балл. Ноль баллов ставится при условии, если выпускник сделал больше одной логической ошибки или неверно выделил два абзаца.

Общие критерии оценивания для изложения и сочинения

Рассмотрим критерии оценивания, которые относятся сразу и к изложению, и к сочинению.

ГК-1. Чтобы получить по этому критерию 2 балла, нужно совершить не более одной орфографической ошибки и в изложении, и в сочинении. За две-три ошибки ставится один балл, а за четыре и более – 0 баллов.

ГК-2. Максимум по этому критерию (2 балла) ставится, если в двух письменных работах ученик совершил не более двух пунктуационных ошибок. Если есть 3–4 ошибки, то ставится 1 балл, а за 5 и более ошибок, увы, по этому критерию выставляется ноль баллов.

ГК-4. Чтобы получить 2 балла, ученик должен сделать не более двух речевых ошибок в изложении и сочинении. За 3–4 ошибки ставится 1 балл, за 5 и более ошибок – 0 баллов. К типичным речевым ошибкам относятся, например, тавтология или плеоназм, смешение паронимов, неоправданное употребление просторечных слов или слов высокого стиля, ошибочное употребление фразеологизмов.

ФК-1. Критерий, проверяющий фактическую точность письменной речи. При полном отсутствии такого вида ошибок ставится 2 балла, за 1 ошибку – 1 балл, за 2 и более – 0 баллов. К фактическим ошибкам относятся ошибки в употреблении терминов, ошибки в датах, географических названиях, именах и фамилиях авторов, названиях литературных произведений, именах и фамилиях персонажей, неточное цитирование, искажение сюжета и так далее.

Как готовиться?

Алгоритм подготовки

Учителям просто некогда тщательно готовить учеников к экзамену, поскольку на это не заложено время в школьной программе. Ни для кого не секрет, что занятия с репетиторами или посещение курсов – едва ли не обязательное условие успешной сдачи ОГЭ.

Конечно, при должном усердии и усидчивости можно самому хорошо подготовиться к экзаменам, по крайней мере, к тестовой части – для этого существует много интернет-ресурсов и печатных сборников заданий. Но важно следить, соответствуют ли эти издания и интернет-источники КИМам 2020 года.

А вот к изложению и сочинению самостоятельно подготовиться гораздо труднее, чем к тесту. Практически нереально самому проверить орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки – а ведь на этих критериях можно потерять до 10 баллов, то есть почти треть от всех баллов за ОГЭ (максимум – 33 балла).

Каков же алгоритм подготовки к ОГЭ? На наш взгляд, начать подготовку лучше всего с отработки и разбора тестовой части. Подготовку к изложению можно совместить с подготовкой к итоговому собеседованию – и там, и там требуется умение сократить текст, передав основной его смысл. При подготовке к сочинению мы прежде всего советуем определиться с типом сочинения – 15.1, 15.2 или 15.3 – и готовиться конкретно к выбранному типу работы. Параллельно мы советуем повторять правила орфографии и пунктуации за весь школьный курс – эти знания пригодятся и в тестовой части.

Все ли я знаю о сочинении и изложении?

Хотите закрепить материал, тогда скорее проходите короткий тест, чтобы проверить себя.

Пройдите тест и узнайте, готовы ли вы к сочинению

Разбор теста

1. За сочинение максимум можно получить 9 баллов.

2. Нет, можно выбрать только один тип задания – или 15.1, или 15.2, или 15.3. Если вы хотите получить максимальный результат на экзамене, то не стоит пропускать ни изложение, ни сочинение, ни тестовую часть.

3. За каждое из заданий тестовой части ставится 1 балл, при этом ученик должен выбрать полностью правильный ответ. Если хотя бы одна цифра из нескольких в ответе будет неверной, то задание полностью не засчитывается.

4. В задании 15.2 нужно привести два примера из текста, а в задании 15.3 один пример из текста, а один – из жизненного опыта.

5. Если сделать ошибку в определении одной из микротем изложения, то по критерию ИК-1 можно получить только один балл. Если верно выделить все микротемы – 2 балла, если неверно определены 2 микротемы – 0 баллов.

6. Да, допускается использование лишь одного из приемов сжатия текста, однако важно применить его ко всему тексту.

7. Данные ошибки относятся к грамматическим ошибкам, соответственно, баллы будут сняты по критерию ГК-3.

9. Очевидно, что ученик допустил фактическую ошибку – перепутал храм Христа Спасителя и собор Василия Блаженного (именно собор и находится на Красной площади). За ошибку такого вида можно потерять баллы по критерию ФК-1.

Стоит ли бояться ОГЭ по русскому языку и какие меры можно предпринять

Основной государственный экзамен – это, безусловно, серьезное испытание, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь выпускников. От баллов на ОГЭ у многих учеников зависит переход в 10–11-й классы или поступление в средние специальные учебные заведения – одно это уже может вызвать панику.

Разбираем все популярные вопросы, связанные с подготовкой и написанием сочинения по русскому языку на ОГЭ в 9 классе – какая должна быть структура сочинения, какой надо строить план, какая длина, сколько абзацев и т.д.

Разбираем на примере 2021 года

Как должно быть построено сочинение?

Задача – написать сочинение-рассуждение. Значит необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. Вступление – тезис
  2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры
  3. Заключение – вывод

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить потери баллов.

Как оформлять примеры в сочинении?

  • цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
  • указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
  • для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать речевые клише.

Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения. Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев: • 1 абзац – тезис • 2,3 абзацы – аргументы с примерами • 4 абзац – вывод

Основная часть может состоять и более чем из двух абзаца.

Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.

Вывод должен быть:

  • коротким, но ёмким по содержанию;
  • логически связан с предыдущим изложением;
  • не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам;

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.

Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

План написания сочинения 9.1

  1. Автор (фамилия) утверждает: (цитата).
  2. Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания).
  3. Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении
  4. Во-вторых, (кроме того), в предложении…
  5. Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами).

План написания сочинения 9.2

Типовые конструкции для аргументации

Смысл данного отрывка (финала текста, фразы из текста…) я понимаю так: … (толковать смысл своими словами). Для доказательства своего мнения приведу примеры из текста … (автор).

Так, в предложении …(номер предложения) говорится о том, что … (вкратце о первом аргументе). Это свидетельствует о … (микровывод по первому аргументу).

Кроме того, в … (номер предложения) предложении … прослеживается мысль о том, что …. (второй аргумент).Вот подтверждение моей мысли (микровывод по второму аргументу).

Таким образом, мне удалось разъяснить смысл отрывка (финала, фразы…). (Вывод по теме).

Задание 15.2

Смысл финала текста я понимаю так: школьники ранили в сердце старую женщину, украв у неё письмо погибшего сына, которым мать очень дорожила, которое было для неё единственной памятью о сыне. Мне кажется, слепая женщина только этим и жила. А когда она поняла, что письма нет, для неё мир полностью опустел. Докажу это утверждение примерами из текста.

В предложениях 24 и 33 говорится, что женщина слышала теперь плохо, потому что разговор с детьми, а особенно голос девочки с вызывающей агрессией, сильно обеспокоил и обидел её. Слепая женщина оглохла, оглохла и душой.

Когда Анна Федотовна узнала об отсутствии письма, прикрыла слепые глаза, напряженно прислушалась, но не смогла поговорить со своей душой о сыне, так как она была пуста (предложение 51). Теперь уже сын погиб для неё навсегда, исчезла из души память о сыне.

Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.

План написания сочинения 9.3

Типовые конструкции для аргументации

Что такое …? На мой взгляд, … – это… (толкование слова своими словами). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В данном тексте …(автор) рассказывается о том, что … Об этом говорится в … предложении. По-моему, … (микровывод по первому аргументу).

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое …, мне хотелось бы привести пример из жизни. ….(микровывод по второму аргументу).

Итак, мне удалось доказать, что … (вывод по теме сочинения).

Задание 9.3

Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это доброта, отзывчивость, гуманность, вежливость, готовность помочь окружающим. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое человечность, мне хотелось бы привести пример из жизни. Мы со своими одноклассниками оказываем посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов и пожилым людям. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Таким образом, мне удалось доказать, что человечность – это способность людей проявлять доброту по отношению к другим.

Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.

В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.

Читайте также:

      

  • Если сила не возьмет смекалка выручит сочинение
  •   

  • Петербург я деревенская девочка сочинение
  •   

  • Сочинение я студент по обмену
  •   

  • Сочинение по обществознанию 6 класс боголюбова
  •   

  • Всадник без головы краткое сочинение

11.10.2022
69332

ОГЭ по литературе — уникальный экзамен. В нем нет ни одного задания с кратким ответом, все вопросы предполагают развернутое рассуждение. Ни удача, ни «метод тыка» здесь не помогут. Но сдать этот экзамен реально — за годы работы мы с коллегами нашли формулу успеха. Достаточно знать структуру экзамена и иметь теоретическую базу. В этой статье подробнее расскажем о том, как подготовиться к ОГЭ по литературе в 2023 году.

В этой статье:

Структура ОГЭ по литературе — 2023Зачем сдавать литературу в 9 классе Связь ОГЭ и ЕГЭ по литературе Что нужно запомнить

ОГЭ по литературе 2023

Как подготовиться к ОГЭ по литературе в 2023 году

Структура ОГЭ по литературе — 2023

ОГЭ по литературе — 2023 состоит из двух частей. В первой части четыре небольших сочинения, во второй — одно объемное.  

Часть 1 

В этот раздел входят 4 задания с развернутым ответом. Задания 1 и 2 относятся к лироэпическому, эпическому или драматическому отрывку. Они направлены на знание произведения и умение анализировать текст. В каждом случае можно выбрать один вопрос из двух.

ОГЭ по литературе 2021

ОГЭ по литературе 2021

Задание 3 в ОГЭ по литературе — 2023 связано с лирическим произведением (стихотворением). В нем нужно проанализировать текст, но уже с учетом особенностей поэзии. Можно выбрать один из двух вопросов: 

ОГЭ по литературе 2021

В задании 4 один вопрос: нужно сравнить текст исходного стихотворения с другим, которое приводится ниже в этом задании. В первых трех заданиях просили написать «3-5 предложений», здесь рекомендуют «5-8». Это задание повышенной сложности, оно оценивается в 8 баллов. А за каждое из первых трех заданий дают по 6 баллов.

ОГЭ по литературе 2021

Часть 2 

Здесь есть всего одно задание — объемное сочинение (не менее 200 слов). Составители предлагают 5 тем на выбор.  

ОГЭ по литературе 2021

Чтобы хорошо написать сочинение, нужно разбираться в композиции произведения, средствах выразительности (метафора, эпитет и т. д.), литературных терминах, направлениях, жанрах, понятиях вроде авторской позиции, идеи, проблематики. Это вещи, без которых невозможно написать ни одно сочинение. На наших курсах это проходят на первых занятиях, так как мы используем метод ключевых слов.

Что касается произведений, здесь выбор достаточно большой: от Ломоносова и Пушкина до Маяковского и Шекспира. Полный список можно найти в кодификаторе. Впрочем, для успешной сдачи экзамена знать произведения досконально не нужно. Достаточно изучить только те моменты и темы, которые встречаются на ОГЭ по литературе — именно этому я и учу на курсах по подготовке к экзамену.

Зачем сдавать литературу в 9 классе 

Литература нужна для большинства творческих профессий: от режиссера и хореографа до архитектора и дизайнера. Даже если вы хотите петь, необходимо сдавать литературу. Еще этот ЕГЭ понадобится для таких популярных профессий, как филолог и журналист.

Подготовиться к ЕГЭ по литературе достаточно сложно. Чтобы набрать высокий балл, надо изучить теоретическую базу и много практиковаться (вы уже видели, что весь экзамен построен на развернутых ответах). Нужно не просто читать все подряд, а уделять внимание именно темам, необходимым для экзамена. Недостаточно просто писать сочинения — нужно тренироваться, опираясь на критерии, по которым вас будут оценивать. На курсах MAXIMUM Education я ежегодно помогаю ученикам, которые обладают хорошим слогом и даже писательским талантом, но без знания критериев не могут набрать высокий балл.

Даже победители олимпиад по литературе не всегда хорошо сдают экзамен, потому что не умеют работать с форматом. ОГЭ и ЕГЭ сильно связаны, и, готовясь к литературе в 9 классе, вы значительно повышаете шансы на успех в будущем. 

Связь ОГЭ и ЕГЭ по литературе 

  1. В ЕГЭ так же, как и в ОГЭ необходимо написать 5 сочинений. Одно большое, соответствующее 5 заданию ОГЭ — и 4 мини-сочинения.
  2. Задания 1-3 ОГЭ практически дублируют задания 5.1, 5.2 и 10.1, 10.2 ЕГЭ.
  3. Критерии оценивания 1 и 3 заданий ОГЭ соответствуют критериям заданий 5.1, 5.2 и 10.1, 10.2 ЕГЭ. Критерии 5 задания ОГЭ идентичны критериям большого сочинения ЕГЭ; 
  4. Задание ОГЭ на сопоставление (№4) подготовит вас к более сложным заданиям 6 и 11 ЕГЭ. Там ученику не дадут в КИМ пример для сравнения. Он должен сам его вспомнить, опираясь на любую тему из вопроса. 
  5. Кодификатор ОГЭ по литературе на 75% состоит из произведений, встречающихся в кодификаторе ЕГЭ. Если хорошо подготовитесь к ОГЭ, не придется изучать все с нуля. Произведения, которые не встречаются в кодификаторе 11 класса, можно использоваться на ЕГЭ в заданиях 6 и 11. Там нужно привести один пример на любую заданную тему.  

Несмотря на это, ОГЭ по литературе существенно проще и отлично подходит для начального этапа подготовки к ЕГЭ.

Что нужно запомнить

  1. Подготовиться к ОГЭ по литературе — 2023 вполне реально, главное — знать структуру экзамена и теоретическую базу.
  2. Экзамен состоит из двух частей, в первой четыре небольших сочинения, во второй — одно объемное.
  3. Выучите средства выразительности, основные литературные термины и понятия, необходимые для анализа произведения
  4. Познакомьтесь с произведениями из кодификатора. Все читать не нужно — достаточно запомнить основные идеи.
  5. ОГЭ по литературе — отличная основа для подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Если планируете его сдавать, начните с ОГЭ.

ОГЭ — это не лотерея и не рулетка. Выигрывает тот, кто правильно готовится. Актуальные учебники, логичная программа, стабильное расписание и отличный преподаватель — вот составляющие вашего успеха на экзамене. В учебном центре MAXIMUM Education вы сможете выбрать удобный для вас формат подготовки — в группе или индивидуально, онлайн или в классе.

Вы будете заниматься у тех, кто сам сдал ОГЭ на высокий балл, получите полную информационную поддержку от экспертов по поводу экзамена, апелляций, поступления и даже работы со стрессом. Переходите по ссылке и найдите оптимальный курс для ваших целей!

`

Лайфхаки экзамена

К рубрике

Текст: Татьяна Шипилова

Пора пробников перед ОГЭ и ЕГЭ продолжается, как и подготовка к самим экзаменам, а потому пришло время разобраться, что делать с большим сочинением на ОГЭ по литературе. А поскольку Год педагога и наставника уже объявлен, то давайте будем наставляться на путь истинный.

Виды тем 5 сочинения обычно затрагивают:

  • смысл названия;
  • жизненный путь/судьба героя;
  • любимый герой автора;
  • характеристика героя;
  • теория литературы (значение композиции, жанровая специфика, терминология и т.п.)
  • связь с автором;
  • темы и мотивы и т.д.

Основные требования:

  • объём не менее 150 слов, а лучше 200+ (т.е. если в сочинении будет меньше 150 слов, его проверять не станут, но если будет меньше 200, вряд ли получится заработать высокие баллы, так как объем не позволит раскрыть тему глубоко и многосторонне);
  • использование 1+ термина для анализа;
  • раскрывать тему, собственно, глубоко и многосторонне.

План-конструктор:

Введение (3-5 предложений):

  • варианты вступления:
  • – обращение к жанру;
  • – обращение к термину из темы;
  • – обращение к авторской идее/позиции;
  • тезис – прямой ответ на вопрос, состоящий из 2-3 пунктов (мини-план, на который можно ориентироваться).

Основная часть (2-3 абзаца в зависимости от количества аргументов):

  • аргумент 1 из тезиса + анализ + цитата/обращение к тексту + микровывод;
  • аргумент 2 из тезиса + анализ + цитата/обращение к тексту + микровывод;
  • аргумент 3 из тезиса (если есть) + анализ + цитата/обращение к тексту + микровывод.

Заключение (2-3 предложения):

  • подытожить все тезисы-аргументы;
  • подвести вывод всему вышесказанному через идею и/или авторскую позицию.

Важно:

Заключение – это не повтор введения; не повтор того же самого, что было сказано выше в микровыводах в основной части. Заключение – подытоживание всего вышеперечисленного общей мыслью через выявление авторской идеи и/или авторской позиции.

Лайфхак:

Хорошее заключение получается тогда, когда оно содержательно дополняет введение. Т.е. написали вы сочинение, мысленно “выкинули” основную часть, прочитали оставшиеся введение и заключение и поняли, что они не повторяют друг друга, а дополняют – значит, все сделали правильно.


ПРИМЕР реального сочинения моей ученицы этого года.

Тема: «Общее и различное в семейных укладах Мироновых и Гринёвых (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)»

В романе Пушкина «Капитанская дочка» поднимается очень важный вопрос семейных ценностей. Лучше всего он показан в сравнении взаимоотношений в семьях Гриневых и Мироновых.

Различие между ними заключается прежде всего в семейных устоях. Так, семья Гринёвых придерживается патриархального устройства, что доказывается в первой главе. Отец Петра, Андрей Петрович, как истинный глава семейства, принимал решения за всех её членов: даже ещё не рождённого ребенка тот уже записал в Семеновский полк. В его словах «А мне какое дело, что он записан?» так же проявляются издержки патриархальной семьи. Мать Петра же показана совершенной противоположностью своего мужа – Авдотья Васильевна была очень сентиментальной и кроткой, знала своё место в семье.

В семье же Мироновых А.С. Пушкин показывает относительно равноправное устройство, основанное на взаимных решениях и безграничном уважении не только друг к другу, но и к мнениям её членов. Подмечается, что для простой женщины «не робкого десятка» воинская служба мужа – такое же «привычное дело», как соление грибов. Про семейный уклад семьи Мироновых упоминается рассказчиком с доброй иронией: «жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностию», что демонстрирует благостное отношение к этой семейной паре не только Гринева, но и самого автора. Восхищения достойна и преданность Василисы Егоровны, её смелость и любовь к мужу, ведь она отказывается уехать из Белогорской крепости и обезопасить себя, а остаётся с Иваном Мироновым, считая, что «вместе жить, вместе и умирать».

Однако, невзирая на такие весомые различия, есть в этих семьях и общее. Как в семье Гриневых, так и в семье Мироновых больше всего ценили и взращивали в своих детях честь и достоинство. След подобного воспитания отпечатался на судьбах Петра и Маши: Гринев, не страшась смерти, отказался присягать Пугачёву, следуя правилу отца «служить верно, кому присягнешь». Маша же проявляет в себе подобные качества, не соглашаясь на свадьбу со Швабриным и после непрекращающихся издевательств над ней. Она, несмотря на страх за собственную жизнь, в первую очередь думала о своей любви и верности Гринёву. Эти поступки доказывают, что герои относятся к «людям чести». А так как дети являются «отражением родителей», можно утверждать, что семьи Гриневых и Мироновых, хоть и разными методами, но заложили в своих детях правильные качества характера.

Итак, под влиянием семейных ценностей в характерах главных героев укрепились чувство долга, бескорыстность, мужество. Тем самым автор, представляя различные семьи с едиными ценностями, доказывает нам, что непохожесть семейных устоев никак не делает воспитание ни хуже, ни лучше, важно лишь то, что вкладывают в «фундамент» личности ребенка родители.

(390 слов)


Комментарии: ну что тут можно сказать кроме гордости за свое детище?

Сама тема, так называемая констатирующая, уже подсказывает, о чем нужно писать, поэтому в тезисе необходимо определить, с каких позиций мы будем заходить к теме семейных укладов: ученица выводит тезис в сторону семейных ценностей и последовательно ведет свою мысль к раскрытию этой мысли.

1 аргумент: анализ семьи Гриневых, их жизненного уклада + цитирование + микровывод про место каждого в этой семье.

2 аргумент: анализ семьи Мироновых, их жизненного уклада + цитирование (+термин) + микровывод про взаимоотношения между мужем и женой.

3 аргумент: анализ общих ценностей, вложенных родителями в своих детей + цитирование + микровывод о методах воспитания.

Обратите внимание, как виртуозно вплетены в текст сочинения цитаты. Это даже красиво! (Все же помнят, что тексты произведений на ОГЭ должны лежать в классе на отдельном столе и любой сдающий имеет право пользоваться ими во время экзамена? Ну, если даже забыли или не знали, то теперь знаете.)

Терминология есть, причем очень мило задействованная: добрая ирония, которой так много в отношениях Гринева к семье Мироновых. На пересказ нигде не сбивается. Ну и самое главное: заключение не повторяет, а именно что дополняет введение, выводя на авторскую идею.

Споры об эффективности экзамена по литературе в виде теста продолжаются по сей день.

С одной стороны – те, кто считает: невозможно «загнать» эту область в чёткие рамки, как задачи по математике и физике, где только один ответ будет верным.

Другие выступают «за» вводимые изменения и приведение аттестаций по всем предметам к единой форме, чтобы у школьников в 9 классе не «взрывалась» голова от количества вариантов.

Как бы там ни было, сегодня мы имеем то, что имеем: всем принявшим решение сдавать литературу как экзамен по выбору, придётся столкнуться с форматом ОГЭ.

Советы перед сдачей ОГЭ по литературе

Чтобы найти баланс между творчеством, полётом мысли и чёткой схемой оформления работы – предлагаем пошагово разобраться, что из себя представляет испытание, какими советами лучше воспользоваться, дабы получить отличный результат.

Что нужно знать об ОГЭ по литературе?

Прежде всего, это первое серьёзное испытание для школьника. Чтобы сдать ОГЭ по литературе, недостаточно просто выучить наизусть поэмы и басни, проштудировать школьную программу за 9 классов и заполучить возможные темы сочинений.

Тест проверяет не только фактические знания (поэтов, писателей, жанры, произведения), но и умение анализировать, проводить ассоциации и аналогии, подмечать подробности и детали, уметь чётко и грамотно излагать свои мысли. Для работы даны только отрывки произведений. Это осложнит задачу, если не ознакомиться с ними заранее целиком.

Экзаменуемым предлагается выполнить всего четыре задания: три задания из части 1, одно задание из части 2.

Часть работы

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Типы заданий

1 Часть 1 (на выбор предлагается 2 варианта) 2 12 Задание с развернутым ответом в объеме 3-5 предложений
1 8 Задание с развернутым ответом в объеме 5-8 предложений
2 Часть 2 (на выбор предлагается 4 задания) 1 13 Задание с развернутым ответом (сочинение в объеме не менее 200 слов)
Итого 4 33

Испытание длится 3 часа 55 минут. Чтобы грамотно воспользоваться отведённым временем, лучше заранее во время выполнения пробных заданий отметить для себя, какое задание даётся сложнее всего и занимает больше времени. Особенности восприятия у всех разные – что-то будет удаваться лучше, что-то хуже. Не забывайте об этом и планируйте время работы так, как удобно вам, ориентируясь не только на советы и указания (это очень общая информация), но и на свои способности и навыки.

Как оценивается сочинение

Короткие задания нумеруются в тестах, как 1.1, 1.2 и 1.3 (иногда к ним добавляется третья цифра, обозначающая вариант) и в общей сумме дают 20 баллов из 33 возможных.

Критерий оценивания 2 заданий (1.1.1 и 1.1.2; 1.2.1 и 1.2.2)

Максимальный балл

Соответствие ответа заданию 2
Привлечение текста произведения для аргументации 2
Логичность и соблюдение речевых норм 2
Критерий оценивания заданий 1.1.3 и 1.2.3 Максимальный балл
Сопоставление произведений 2
Привлечение текста произведения для аргументации 4
Логичность и соблюдение речевых норм 2

Остальные 13 можно набрать, только написав грамотное сочинение (задание 2.1 или 2.2), чётко соответствующее всем требованиям.

Содержание сочинения по литературе в формате ОГЭ – 200 и более слов (существенно превышать объёмы также не рекомендуется).

Как же писать сочинение ОГЭ по литературе, чтобы получить максимально высокую оценку?

Чтение литературы перед подготовкой к экзамену

Критерии оценки сочинения по литературе

1. Ответ соответствует вопросу или поставленной задаче.

Пример: «Изображение чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Укажите описание персонажей, дайте им сравнительную оценку, процитируйте автора, чтобы лучше передать образы.

2. Анализ темы подкреплён аргументами.

Пример: «Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого в комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума?»

Выберите отрывки, которые относятся к выбранной теме и обязательно проанализируйте их, приведите необходимые доказательства.

3. Использование художественных средств языка.

Пример: «Роль женских образов в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

С помощью каких инструментов автор описывает тот или иной образ? Можете ли вы найти примеры литературных средств языка и объяснить, почему были выбраны именно они, для чего автор приводит их в тексте? Этим нужно показать, что вы разбираетесь не только в писателях и их творчестве, но и знаете основную терминологию, умеете разбирать текст на составляющие и правильно их характеризовать (метафоры, аллегории, сравнения, гиперболы и др).

4. Соблюдение композиции сочинения.

Ответ должен смотреться гармонично. Вступление не должно занимать большую часть бланка, а заключение – состоять из одного короткого предложения. Важно держать в голове, что необходимо выдержать общую композицию текста.

Руководствуйтесь следующим планом:

  • Вступление + обозначение проблематики
  • Основная часть + детальное раскрытие вопроса, аргументация, сравнительный анализ (чаще всего – с другими произведениями, аналогичными ситуациями из них) и ответ на главный вопрос
  • Заключение – выводы, умозаключения

Рекомендуется заранее продумать примерную компоновку текста, чтобы в процессе не уйти от темы и не собирать работу из отдельных «рваных» кусков.

5. Выдержана логика и чётко сформулирована основная мысль.

Это справедливо и для предыдущего пункта – все элементы должны быть выстроены корректно. В отдельный критерий оценки это выделено для того, чтобы оценить осмысленность сочинения.

Можно грамотно прописать структуру, но при этом развить мысль совершенно не в том направлении, а этого ни в коем случае нельзя допускать.

Важно: обращайте внимание на формулировки. В них кроются подсказки, как написать работу. Обращайте внимание на такие слова как «вопрос», «проблема», «анализ», «сравнение», «основная мысль/идея», «парадокс».

Например, если в задании указано о «значении женских образов в произведении» («Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина), то мужские образы могут быть упомянуты косвенно, использованы для сравнения, но никак не занимать центральную позицию в вашем ответе. Комментируйте чётко обозначенную проблему и не отходите от неё.

Правильно определив основную мысль, не составит труда написать сочинение в верном ключе.

6. Верно даны все факты.

На экзамене будет возможность воспользоваться сборником, чтобы корректно привести цитирование или сравнения. Фактические ошибки здесь недопустимы.

Рекомендуется ознакомиться со списком литературы заранее, тогда сборник станет подспорьем, а не тростинкой, за которую цепляется утопающий.

В стрессовой ситуации быстро найти что-то нужное среди множества произведений невозможно. Вы должны заранее ознакомиться с поэмой или рассказом, с оглавлением сборника и точно представлять, что конкретно вы ищете, а не придумывать, сочиняя на ходу.

7. Соблюдены речевые нормы.

Мысли должны быть сформулированы грамотно, без стилистических и синтаксических ошибок. И если для цитирования и передачи слов автора этот критерий не актуальный, то конкретно над вашими рассуждениями придётся подумать. При проверке обращайте внимание, нет ли в повествовании несоответствий, и не слетела ли у кого-нибудь из действующих лиц шляпа, «проезжая мимо станции».

Мы разобрали 7 основных критериев, по которым будет оценена работа. Все они равны между собой и необходимо тщательно проработать каждый. В противном случае, сочинение рискует оказаться непроверенным или проверенным частично, что грозит существенной потерей баллов.

Важно: в случаях, где предусмотрены 1 или 2 балла – оценка будет выставляться в зависимости от того, частично или полностью работа соответствует каждому отдельному требованию.

Какая необходима литература

В 2019 году на испытании полностью отсутствует тестовая часть, все навыки и знания проверяются с помощью текстовых ответов на вопросы.

И всё же, специфика ОГЭ по литературе не исключает возможность выбора и использования некоторых клише, поэтому подготовиться к нему можно частично и с помощью «зубрёжки».

Например, вы можете подобрать:

  • Цитаты, которые точно планируете использовать
  • Произведения, которые приведёте в сравнение с другими
  • Ситуации героев, которые кажутся вам схожими

Имея такой набор инструментов – получится в нужный момент несущественно скорректировать их и вставить в работу, а не подбирать всё впопыхах и «с нуля».

Написание сочинения по литературе на ОГЭ

Список литературы, который необходим девятиклассникам в этом году, включает в себя:

  • Произведения древнерусской литературы
  • Басни: И.А. Крылов
  • Сказки: М.Е. Салтыков-Щедрин
  • Прозу: Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, Н.В. Гоголь, А.С. Грибоедов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, В.М. Шукшин, М.А. Шолохов, А.И. Солженицын, И.А. Бунин
  • Поэзию: Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, В.В. Маяковский, Т.А. Твардовский, С.А. Есенин, А.А. Блок
  • Лирику и прозу: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский

Все произведения обязательно проходят и разбирают в рамках школьной программы, на них нужно опираться при подготовке в первую очередь.

Если есть возможность прочитать что-то за рамками – обязательно прочтите, но не увлекайтесь. Убедитесь, что произведение вам понятно, интересно и не отвлекает от основного материала подготовки. Никакого чёткого списка литературы к ОГЭ не существует, в отличие от основного. Выбор продиктован исключительно вашим интересом.

Какие бывают темы сочинений и как сделать выбор?

ОГЭ по литературе коварно формулировками, о которых уже говорилось. На основе одного произведения вам могут задать от 5 до 20 различных вопросов (разумеется, только один из них достанется в качестве темы).

Вот только некоторые из них:

  • Как в произведении раскрывается внутренняя сущность персонажа?
  • В чём сходство и различие двух персонажей/ситуаций/судеб?
  • Какие качества/пороки/вопросы/проблемы раскрывает произведение?
  • Роль/значимость одного из персонажей для сюжета?
  • Почему ситуация произошла/не произошла с героями?
  • [Основная] тема произведения – в чём, с помощью каких средств выражена?
  • Каково отношение автора к героям?
  • Как автор через произведение отражает свою позицию/отношение к чему-либо?
  • В чём отличительные черты произведения, выделяющие его среди аналогичных, что в нём уникального?

Вопросы будут корректироваться в зависимости от произведения. В этом списке собраны общие направления и темы, которые встречаются чаще всего.

Советы при подготовке к ОГЭ по литературе

  • Настройтесь, что без тренировок не обойдётся, даже если это ваш любимый предмет и вы знаете его назубок. Постарайтесь проработать как можно больше разных тем и определите, с какими из них вы легче всего справляетесь. Пропишите шаблоны сочинений, чтобы информация отложилась в голове. На ОГЭ по литературе вам не позволят использовать наработки, но память уже будет содержать необходимую структуру сочинения.
  • Подготовку к экзамену надо распланировать по шагам и приступать к ней заранее. У вас должно быть достаточно времени, чтобы ознакомиться с большим объёмом произведений, и при этом не перегрузиться, ведь это не единственный предмет для сдачи.
  • Уделяйте большое внимание деталям: следите за изменениями в формате и структуре экзамена, улавливайте тенденции, подстраивайтесь под них.
  • Тренируйте память – на экзамене потребуется продемонстрировать максимум возможностей и знаний. И постарайтесь поменьше нервничать, ведь у вас обязательно всё получится.