Что использовал в основе своего сочинения венгерские напевы а эшпай перечислить

Любопытна история создания “Венгерских напевов”. Выбрав несколько народных песен, А. Эшпай решает на их основе написать вокальный цикл и включить его в программу государственного экзамена в консерватории. Исполнитель был найден — венгр А. Варга. Он стажировался тогда в Московской консерватории.

Но вот до экзамена осталось два-три дня. В квартире сокурсника Андрея скрипача Эдуарда Грача раздается телефонный звонок: “Эдик, спасай! Варга заболел. Твоя скрипка будет звучать не хуже голоса! ” Вместе они сыграли пьесы, после чего Эшпай сказал: “Все, никакие это не песни! Это музыка для скрипки с оркестром. Я допишу еще три номера с развернутым tutti, и в таком виде мы покажем весь цикл” (из беседы автора очерка с Э. Грачом) . Так родились “Венгерские напевы”.

Впервые они были исполнены 24 января 1953 года в Концертном зале имени Чайковского Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением К. Иванова, солист — Э. Грач. В 1955 году “Напевы” были удостоены первой премии на конкурсе молодых композиторов V Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве.

Урок музыки в 7
классе.

Тема: Драматургия контрастных сопоставлений в
музыке А.Эшпая и Ф.Листа.

          (А.Эшпай
«Венгерские напевы», Д.Б.Кабалевский «Счастье»).  

Цель: Закрепление понятия о музыкальной драматургии как основы
развития

           Музыки  (контрастное дополнение, контрастное сопоставление).

Задачи:

Обучающие:        
продолжить знакомство с творчеством А.Эшпая;

                               
провести образно-интонационный анализ музыкальных

                               
произведений;

                               
расширить представление о жанре рапсодии на примере

                              
«Венгерских  напевов» А.Эшпая;

                               
познакомить с новым вокальным произведением – песней   

                
              «Счастье»   Д.Б.Кабалевского, начать работу по разучиванию

                               
произведения;

развивающие:    
продолжить развитие навыков анализа музыкального

                               
произведения  (средств музыкальной выразительности), его

                               
осмысленного восприятия (принцип тождества и контраста),

                               
вокально-хорового исполнения  (унисон, элементы двухголосия,

                               
кантилена);

воспитательные:
воспитание уважения к многонациональной культуре и

                              
классической  музыки России, накопление «золотого фонда»,

                              
воспитание чувства  оптимистичности и жизнеутверждения

                 
             средствами музыкального  искусства.

Ход урока:

На доске запись
эпиграфа:
 

«Счастье в
нас, а не вокруг да около»

                                         
( Русская народная пословица)

1
Оргмомент.

2
Вступительное слово учителя.

Учитель. – представьте себе
ситуацию: молодой начинающий композитор, студент консерватории на основе
интонаций нескольких народных песен пишет
вокальный цикл и решает включить его в программу
государственного экзамена в консерватории. Исполнитель был найден, но когда до 
экзамена осталось два-три дня, в квартире сокурсника композитора, музыканта –
инструменталиста Эдуарда Грача, раздается телефонный звонок: “Эдик,
спасай! Исполнитель заболел. Твой инструмент будет звучать не хуже
голоса!”

Учитель.– Если бы на месте молодого композитора
оказались вы, какому инструменту вы поручили бы исполнить свое произведение?
Какой сольный инструмент вы бы выбрали – флейту, скрипку, альт, виолончель,
фортепиано, арфу, – и почему? (скрипка – самый «поющий»
музыкальный инструмент, у многих европейских  народов он является народным
музыкальным инструментом ).

3 Прослушивание
музыкальных произведений.

Звучит первая тема
«Венгерских напевов».

 Учитель:  знакома ли вам эта музыкальная интонация?
Назовите произведение и его автора, музыкальный жанр  (учащиеся называют:
рапсодия для скрипки с оркестром А.Я.Эшпая «Венгерские напевы») –  на экране
слайд – портрет А.Я.Эшпая.
История,  которая открыла наш урок на самом
деле произошла в жизни Андрея Эшпая. Певец, который должен был исполнять
вокальную сюиту на темы венгерских народных песен, был в ту пору стажером
Московской консерватории, звали его Андреаш  Варга!  Вокальную партию Андрей
Эшпай переработал в инструментальную и скрипач Эдуард Грач стал первым
исполнителем. После репетиции Эшпай  сказал: “Все, никакие это не песни!
Это музыка для скрипки с оркестром. Я допишу еще три номера с развернутым
tutti, и в таком виде мы покажем весь цикл”. Так родились “Венгерские
напевы”. Впервые они были исполнены 24 января 1953 года в Концертном зале
имени Чайковского Государственным симфоническим  оркестром СССР под управлением
К. Иванова, в 1955 году “Напевы” были удостоены первой премии на
конкурсе молодых композиторов V Всемирного фестиваля молодежи и
студентов в Варшаве.

Сейчас мы еще раз услышим
это музыкальное произведение. Звучит музыка.

  Учитель:  в творчестве какого
композитора мы впервые на наших уроках встречались с жанром рапсодии? (
Ференца Листа, фортепианный цикл «19 венгерских рапсодий», на экране слайд –
портрет Ф.Листа)

4 Анализ музыкальных
произведений.

 Учитель:  что такое жанр
рапсодии? Кого называли рапсодами? (в романтическую эпоху инструментальная
пьеса, основанная на темах народных песен и танцев, построенная на ярких,
выразительных, красивых контрастных музыкальных темах, странствующий или
профессиональный музыкант, певец, слагавший песни о родине, её героях, о родном
народе и  его судьбе).

  Учитель:  что общего в музыке
рапсодий Ф.Листа и А.Эшпая? (песенно-танцевальные интонации, мелодика и
ритмы венгерских народных – цыганских и крестьянских песен и танцев у Ф.Листа и
в сочетании с родственными им песенно- танцевальными марийскими интонациями).

 Учитель:   Почему композитор
Андрей Эшпай обратился в своем творческтве к венгерской и марийской народной
музыкальной культуре?  (А.Эшпай – марийский композитор, марийский и
венгерский языки относятся к одной финно-угорской языковой группе и музыкальных
традициях, в интонациях народных марийских и венгерских песен и танцев много
общего; А.Эшпай рос в музыкальной семье:  мать-  Мать Андрея Эшпая, Валентина
Константиновна (1898—1982), учительница русского языка и литературы, знаток
родных русских песен, а также марийских, чувашских, мордовских, которые с
юности пела в учительском хоре. Она — племянница композитора Анатолия Николаевича
Тогаева, жившего в Мариинском Посаде (Чувашия), в доме которого и познакомились
будущие родители А. Эшпая. Отец, Яков Андреевич Эшпай (1890—1963), композитор,
музыковед-фольклорист, хормейстер и педагог. Он был разносторонне одаренным
человеком, прекрасно рисовал и является автором проникновенных акварельных
зарисовок. Яков Эшпай — создатель первых марийских инструментальных
произведений для симфонического, духового оркестров, оркестра народных
инструментов, для скрипки и фортепиано, большого числа сольных и хоровых
вокальных сочинений. Подлинным примером служения искусству является
подвижнический труд Я. Эшпая по записи и обработке народных мелодий (свыше 500
записей). Свое научное исследование он посвятил народным инструментам, защитил
диссертацию и был удостоен ученой степени кандидата искусствоведения).

 Учитель: 
 народная песня и
танец  символизируют собою в музыкальном искусстве какой образ? (образ
родины).

  Учитель:  какие грани жизни
венгерского народа в рапсодии № 2 раскрыл Ф.Лист? ( в 1-й части сосредоточенная
музыка песенного характера о тяжелой доле и судьбе венгерского  народа,
политически зависимого,  лишенного права и свободы; во 2-й части – образ 
народного праздника, песен и танцев Пештского карнавала, светлой веры
композитора в будушее своего народа).

 Учитель: какой принцип
драматургического развития в рапсодии № 2 выбрал Ф.Лист и почему? (автор сопоставил
контрастные по темпу, характеру, песенно- танцевальной жанровой природе музыки
два раздела рапсодии в созданиии образа родины, в сопоставлении степень
контраста больше чем в контрастном дополнении.)

 Учитель:  только о судьбе венгерского народа думал
А.Эшпай, создавая «Венгерские напевы»? (о судьбе марийского народа, как
части многострадального российского народа на разных этапах его истории,
которому автор принадлежит и это является предметом его гордости).

 Учитель:  какой принцип
драматургического развития выбрал А.Эшпай? (драматургия  контрастных
сопоставлений на основе шести разнохарактерных эпизодов, которые не
противоречат друг другу, не вступают друг с другом в конфликт, объединенных
единством стиля, непрерывным нарастанием темпа и общей звучности и тем, что
главную роль играет солирующая скрипка – музыкальный инструмент широко
распространенный в народных венгерских ансамблях).

  Учитель:  Только ли в крупных по
форме и жанру музыкальных произведениях композиторы опираются на принцип
драматургического развития? Сейчас мы услышим новое музыкальное произведение;
вам предстоит внимательно прослушать, определить его образно-интонационную,
жанровую, формообразующую основу.

5 Прослушивание
песни.

Звучит песня
Д.Б.Кабалевского «Счастье» в исполнении ансамбля учителя с ученицей.

6 Анализ песни

 Учитель:  Что вы чувствовали,
каковы были ваши ощущения; охарактеризуйте музыку ( музыка светлая,  радостная,
праздничное настроение юношества, когда хочется выразить свою любовь к жизни,
свою устремленность к будущему, свою уверенность в том, что если человек хочет
найти для себя счастье, то поиски эти он должен начать со своего сердца, со
своей доброты, со своей любви к милому, родному уголку природы своей земли, ко
всему доброму на земле; по жанру – песня, форма – куплетная (запев –припев
).
Песня написана композитором Дмитрием Борисовичем Кабалевским на стихи поэтессы
Ольги Высоцкой –  на экране слайд  – портрет Д.Б.Кабалевского. Будь вы
авторами этой песни,  какое название вы дали бы ей? ( «Счастье»), почему?
(слово счастье = ключевое в тексте припева и во всем содержании)

7 Разучивание  песни

Учитель: 
сегодня мы начнем
работу по разучиванию этой песни ( разучивание по фразам 1-й части запева –
чистота интонирования восходящего скачка, артикуляционная работа; разучивание
2-й части запева – смена ладотональных соотношений, чистота интонирования
альтерированных ступеней; разучивание припева – отдельно с каждым голосом,
соединение в двухголосии; исполнение под фонограмму.

8
Заключительный этап урока

Учитель: 
 в заключении урока
я хочу познакомить вас с одним из многочисленных высказываний Д.Б.Кабалевского
и вы подумаете над его содержанием:

 «Почему гениальное бесконечно
живет? Почему модное быстро исчезает?… Чем гениальнее музыка, тем глубже дно
(практически неисчерпаемо) — поэтому вечно; чем беднее музыка — тем скорее
приедается и исчезает (однодневки). ОКЕАН и лужи.   Боятся океана, а
в лужах плещутся охотно — безопасно и весело…»  (Д.Б.Кабалевский )  

9 Домашнее задание :

  сделать сообщение о жизни и творчестве
замечательного композитора Д.Б.Кабалевского. Сегодня особенно хочется
подчеркнуть – большинство своих произведений он пишет или для детей и
юношества, или о них. Все написанное Кабалевским для детей перечислить
невозможно.                           

оркестровое сочинение Эшпая — «Венгерские напевы» — перекликается с «Цыганкой». «Венгерские напевы» — это рапсодия для скрипки с оркестром; она была написана, когда Эшпай учился на четвертом курсе консерватории, и впервые прозвучала в йСП0Л1нении Эдуарда Грача в сопровождении автора. Э. Грач: Однажды я пришел к Андрею, и он познакомил меня со своим новым сочинением. Оно называлось ^Четыре венгерские песни для голоса с фортепиано». Песни долж- ны были прозвучать в студенческом концерте, но испол- нитель—венгр Андраш Варга, который учился вместе с нами, заболел, и Андрей попросил меня сыграть вокаль- ную партию. В переложении мы и исполнили вдвоем это сочинение. Оказалось, что оно неожиданно зазвучало так, как будто было написано для скрипки. Тогда, несколько расширив его (вместо четырех напевов — шесть), компо- зитор сделал окончательную редакцию для скрипки и фортепианр. И лишь позже появился оркестровый вари- ант ^Напевов». Сейчас «Венгерские напевы» звучат и в камерном, и в оркестровом вариантах. Сочинение стало популярным сразу же после его пер- вого исполнения — оно прозвучало на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов в Бухаресте (1953), затем в Варшаве на V Всемирном фестивале (1955), где было удостоено первой премии на конкурсе молодых ком- позиторов. Для дарования Эшпая точная направленность на ауди- торию особенно важна. Успех «Венгерских напевов» в различных городах и странах, прочное место, которое за- нимает это сочинение в концертном репертуаре, подтверж- дает верное нахождение «адресата» — самой массовой аудитории. «Венгерские напевы» вызвали благожелательные от- зывы музыкантов. Высоко оценил рапсодию молодого ав- тора Д. Б. Кабалевский. Он писал вскоре после премьеры: «Сочинение А. Эшпая радует яркой красочностью, сочно- стью и настоящим художественным темпераментом, от- личным оркестровым звучанием. Обладая большим при- родным чутьем гармонии и оркестрового колоритл, он умело пользуется этими выразительными средствами в своих партитурах — увлекательных, полных динамики и эмоционального напряжения» Ч ‘ К а б а л е в с к и й Д. Избранные статьи о музыке.— М., 1963, 85. 31

Цель: увидеть, как различные, нередко
противостоящие друг другу образы создают единую,
цельную картину.

Задачи:

  • показать сопоставление образов в музыкальном
    произведении, укрепить представление уч-ся о
    венгерской и одновременно советской музыке,
  • расширить представление учащихся о поэтах и
    композиторах Калининграда.

Музыкальный материал: “Венгерские
напевы” А. Эшпая, песня “Калининград” З.
Куприянова

Оборудование: портреты композиторов,
магниты, музыкальный словарь, маркеры, бланки
“анализ пр-ия”, карта Венгрии, Марийская
Республика, текст песни, диск.

Ход урока

Музыка – это язык души,
Это область чувств и настроений,
Это в звуках выражение жизни души.

В. Серов

1. Преодоление барьеров в общении,
раскрепощение учащихся

– Сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко
вздохните и выдохните….

Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке.
Прыгни на белое, пушистое облако, похожее на
мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как
твои спина, ноги удобно расположились на этой
большой облачной подушке.

Путешествие начинается… твое облако медленно
поднимается в синее небо. Чувствуешь как ветер
овевает твое лицо?

Здесь высоко в небе все спокойно и тихо. Пусть
твое облако перенесет тебя в волшебную страну,
где ты будешь счастлив.

Постарайся мысленно увидеть эту страну как
можно более подробно. Здесь ты чувствуешь себя
совершенно спокойно и счастливо. Здесь может
произойти, что-то чудесное и волшебное.

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет
тебя назад, на твое место. Слезь с облака и
поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя
покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно
растает в воздухе. Потянись, выпрямись и будь
бодрым и внимательным. (1.30)

– Ну а теперь, давайте посмотрим, с каким
настроением вы пришли на этот, необычный урок. Я
пришла к вам сегодня с таким настроением (играю
фрагмент любого произведения под свое
настроение).

– А вы?

– Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее
настроение; поднимите руку те, у кого в классе
есть друзья; поднимите руку те, кто знает, что мы
сегодня будем делать; поднимите руку те, кто не
знает, что мы сегодня будем делать.

2. Введение в тему урока

(за ответы уч-ся выдаю секретные карточки)

– Вы размышляли о музыкальном образе
произведений и, я уверена, пришли к выводу, что
любое музыкальное произведение содержит образ,
все музыкальные образы, с которыми вы
знакомились, изображали жизнь в разных ее
проявлениях.

– Из тех произведений, которые вы слушали, какой
музыкальный образ вам больше всего запомнился,
понравился?

– А я напомню, чью музыку вы слушали. (вывешиваю
портреты композиторов Шуберта, Рахманинова,
Бетховена, Равеля, Шостаковича, Глинки)

– Сейчас мне хотелось бы поразмышлять с вами над
другой проблемой. Если в произведении не 1, а 2
образа и они находятся толи в согласии, толи в
конфликте, тогда как это называется?

– Есть такое понятие, как “музыкальная
драматургия”. Как вы понимаете это, каково ваше
мнение? (ответы, работа с кратким муз. словарем)

Объявляю тему урока, цель, записываем тему
урока в тетрадь.

3. Новый материал

– Сегодня мы познакомимся с произведением,
которое расширит наше представление о
венгерской и одновременно советской музыке. О
венгерской – потому, что в основу его положены
интонации венгерской народной песенности
(музыка венгерских цыган и крестьянская народная
песенность). О советской – потому, что написал это
произведение советский марийский композитор А.
Эшпай и назвал его “Венгерские напевы”.
(вывешиваю портрет Эшпая)

– Жизнь семьи композитора всегда была связана с
марийской народной песней. Его отец – композитор
и фольклорист, посвятил ей всю жизнь. Сам Эшпай с
удовольствием изучал и венгерский фольклор. В
результате знакомства с одним из сборников
народных песен были написаны “Венгерские
напевы”, получившие широкую известность в
Венгрии.

– Вы, наверное знаете, из уроков географии, что
существует группа славянских языков и,
соответственно, славянской музыки, германских,
прибалтийских, кавказских языков.

– Калининград это многонациональный,
многоязычный город, здесь можно встретить многие
народы – русских, украинцев, белорусов, литовцев
и др.

– Ребята, а кто из вас славяне, кто из вас
относится к прибалтийской группе? (поднимают
руки)

– Кто может назвать эти страны, или показать на
карте? (Россия, Болгария, Чехия, Словакия,
Беларусь, Украина, Польша)

– Существуют другие группы языков, например,
финноугорская, распространившаяся в Венгрии,
Финляндии и в нашей стране, в марийской
республике. (Подходим все к карте, находим
Венгрию и Марийскую республику)

– И вот, что интересно: первую книгу о марийской
народной музыке написал венгерский композитор
Золтан Кодан. А советский марийский композитор А.
Эшпай написал “Венгерские напевы”, где
использовал народные венгерские интонации и
родственные им марийские.

– А с каким венгерским композитором вы знакомы?
(Лист – его музыка пронизана той же венгерской
песенностью и танцевальностью, запись в тетрадь)

– “Венгерские напевы” состоят из 6 частей,
идущих друг за другом без перерыва. Разные по
своему характеру.

– Это значит какие? (Эти части контрастны).

– Ребята, а какие вы знаете произведения, где
образы также контрастны, но не конфликтны?

– Ребята, а с помощью каких средств муз
выразительности композиторам удается создать
музыкальные образы?

4. Слушание пьесы и обсуждение

– во время слушания произведения поднимать
руку каждый раз, когда звучит новая часть

– иллюстрация по окончании звучания по желанию

– подобрать литературный образ или строчка из
стиха так же по желанию

– заполнение схемы анализа произведения (весь
класс по окончании звучания произведения)

Средства музыкальной выразительности “Венгерские напевы” А.Эшпая
Темп  
Динамика  
Ритм  
Солирующие инструменты  
Настроение, характер  
Драматургия произведения  

Обсуждение произведения:

Что же объединяет это произведение? (главную
роль играет скрипка, нарастание темпа
непрерывное – от медленного до быстрого,
разрастание общей звучности – от скрипки до
полного оркестра)

– В чем же заключается драматургия данного
произведения? (в контрастном сопоставлении
образов).

– Вывод – хотя все эти части разные по темпу,
ритму, но все они рисуют одну целую картину
венгерского народного быта. (Просмотр
иллюстраций уч-ся, слушание строчек из стихов)

5. Снятие мышечного напряжения и настрой на
дальнейшую работу

– А сейчас давайте все вместе попробуем
станцевать элементы народного венгерского танца
– чардаш, чтобы расслабиться, снять мышечное
напряжение.

– Ну а теперь, чтобы настроить вас на дальнейшую
работу мы с вами устроим “джаз – концерт”.
(Начинаю издавать какой либо звук, напр. щелкать
пальцами, стоящий справа добавляет свой звук и
так далее все участники вступают в общее
исполнение)

– Какой национальности мы не были, на каком
языке не говорили бы, нас всех объединяет любовь
к родине, к нашему городу. О нашем родном городе
сложено очень много песен, которые написали наши
калининградские композиторы.

6. Знакомство с песней поэта и композитора из
Калининграда Куприяновой Зои Александровны.

– исполняю песню

– Ребята, вам понравилось? Какое настроение этой
песни?

– Каковы ваши ощущения?

– А теперь попробуем разучить эту песню! (работа
над песней.)

7. Обратная связь вопрос- ответ

– вот и завершается наш урок и давайте
вспомним, что же мы сегодня делали и какие вы
открытия для себя сделали. (Вопрос – ответ на
листочках:

Какова музыкальная драматургия произведения?

Что объединяет части произведения?

На какую музыку опирался в своих напевах Эшпай?

Какие средства музыкальной выразительности
создают образ?

Назвать произведения, где образы также
контрастны, но не конфликтны?)

8. Рефлексия

– Закройте глаза. Представьте шкалу от 1-10
баллов, не открывая глаз поднимите то количество
пальцев, которое соответствует вашему
эмоциональному состоянию от сегодняшнего урока.

– Мне очень понравилось с вами работать!
(выставление оценок на основе секретных
карточек)

– Может, музыка для того и существует, чтобы
выразить то, что нельзя выразить словами?
Подумайте над этим ребята.


Музыка,


вопрос задал Alexandra2054,


6 лет назад

Какие музыкальные образы в “венгерских напевах” Эшпая, и какая у них характеристика?

Ответы на вопрос

Ответил Yaroslav200400





0

Родился 15 мая 1925 года в старинном волжском городе Козьмодемьянске Марийской Республики. Супруга, Александра Михайловна, пианистка, много лет была заведующей фортепианным отделом издательства “Композитор”. Дети: Валентин – научный работник Института Кино, Андрей (младший) – режиссер на киностудии имени М.Горького.

Ответил Alexandra2054





0

Зачем это?

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Новые вопросы

Алгебра,
4 года назад

помагитееееее пожалустааааа​…

Геометрия,
4 года назад

100 баллов, геометрия.

Математика,
6 лет назад

запишите формолу деление с остатком если делимое равно a делитель 7 неполное частное равно b а остаток 4 если b =11…

Математика,
6 лет назад

помогите пожалуйста построить график y=-3cos(-x) срооочно…

Математика,
7 лет назад

Решите пожалуйста задачу. ЛЧЕНЬ НАДО!!!!!!
4. Турист за три дня прошёл 82 км. В первый день он прошёл на 10 км меньше, чем во второй день, а в третий день на 60% больше, чем в первый день. Сколько…

Математика,
7 лет назад

Винни Пух сочинил 36 шумелок,39 пыхтелок,а сопелок на 58 меньше, чем шумелок и пыхтелок вместе.Сколько всего песенок сочинил винни пух?