Что испытывает человек во время войны сочинение

Какие эмоции испытывает человек во время войны?

Текст: К. Симонов. О командире дивизии

15.02.2022 19:36:41

Автор: Олег Назарбаев


Какие эмоции испытывали люди во время войны? Над этим вопросом размышляет К.М. Симонов в предложенном для анализа тексте.

Рассуждая о проблеме, автор пишет про командира дивизии Серпилина, который «ощутил весь тот истинный масштаб событий», произошедших за последние шесть недель. Он не испытывал «самоуничижения», но его охватывало «возвышавшее душу чувство своей хотя бы малой, бесспорной причастности к чему-то такому колоссальному». Этот пример показывает, что в годы войны человек мог испытывать гордость за проделанный труд.

Далее К.М. Симонов пишет о том, что Серпилин не забывал тех людей, которые воевали за честь Родины. Он ощущал за спиной «молчаливую толпу мертвых» и «почувствовал, как слёзы подступают к горлу». Автор показывает, что человек может испытать чувство жалости к погибшим товарищам, которые ценой жизни защищали свою страну.

Приведённые примеры противопоставлены друг другу. Они позволяют понять, что на войне людей охватывали различные противоречивые чувства. Некоторые гордились за выполненный план военных действий, а кто-то глубоко сожалел о смерти товарищей.

Авторская позиция чётко не прослеживается, но читатель понимает, что, по мнению К.М. Симонова, во время войны люди испытывали разные эмоции как положительные, так и отрицательные.

Я согласен с позицией автора и тоже считаю, что в военные годы человека может охватить множество различных чувств: радостных и грустных. Например, в произведении М.А. Шолохова «Тихий дон» главный герой Мелехов во время гражданской войны испытывал только негативные эмоции, так как она приносила только боль и страдания. Но когда Григорий возвращался домой, его начинали охватывать радостные чувства.

Прочитав текст К.М. Симонова, я сделал вывод о том, что в годы войны человек может испытать разные эмоции, но всё равно нужно продолжать внутреннюю жизнь.

Количество слов – 263


Здравствуйте, Олег!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 – Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 – Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами указана, проанализирована.

K3 – Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 – Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 – Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Рассуждая о проблеме, автор пишет про командира дивизии Серпилина, который «ощутил весь тот истинный масштаб событий», произошедших за последние шесть недель. Он не испытывал «самоуничижения», но его охватывало «возвышавшее душу чувство своей хотя бы малой, бесспорной причастности к чему-то такому колоссальному».

Из вашего текста неясно, почему он мог бы испытать самоуничижения. В тексте Симонова это объясняется, если вам важен этот факт, вы должны разъяснить так, чтобы понятно было даже тем, кто исходного текста не читал.

Некоторые гордились за выполненный план военных действий, а кто-то глубоко сожалел о смерти товарищей.

Почему вы разделяете тех, кто гордился, и тех, кто сожалел? В тексте эти чувства испытывал один человек, и вы тоже пишете о противоречивых чувствах.

K6 – Точность и выразительность речи + 2 балла.

K7 – Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Имя собственное пишется с большой буквы.

K8 – Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

во время войны люди испытывали разные эмоции ЗПТ как положительные, так и отрицательные.

Если у вас есть дополнительное определение (разные), то дальше уже следует уточнение. Запятая не нужна была бы в такой конструкции: во время войны люди испытывали как положительные, так и отрицательные эмоции.

K9 – Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Некоторые гордились за выполненный план военных действий

гордиться (кем? чем?), испытывать гордость за…

K10 – Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

нужно продолжать внутреннюю жизнь.

Что такое внутренняя жизнь? Как ее продолжать? Некорректное выражение.

K11 – Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 – Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Олег, вы неплохо справились с сочинением, следите за логикой, когда пересказываете текст, тщательнее проверяйте на ошибки, у вас есть все шансы написать работу на максимальный балл!

Баллы по критериям

К1 – Формулировка проблем исходного текста: 1

K2 – Пример 1: 1

K2 – Пояснение к примеру 1: 1

K2 – Пример 2: 1

K2 – Пояснение к примеру 2: 1

K2 – Анализ связи между примерами: 1

К2 – Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6

K3 – Отражение позиции автора исходного текста: 1

K4 – Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1

K5 – Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2

K6 – Точность и выразительность речи: 2

K7 – Соблюдение орфографических норм: 2

K8 – Соблюдение пунктуационных норм: 2

K9 – Соблюдение грамматических норм: 1

K10 – Соблюдение речевых норм: 2

K11 – Соблюдение этических норм: 1

К12 – Соблюдение фактологической точности: 1

Итоговый балл – 22

Возврат к списку

Как война влияет на судьбу человека - примеры сочинений

­Пример сочинения 1

Война – одно из самых страшных событий для человечества. Она заставляет людей браться за оружие и убивать друг друга, отбирает у родителей детей, а их лишает детства. Она не щадит никого.

Как влияет на судьбу человека сие страшное событие? По-разному, но уж точно не хорошо. Война убивает людей, лишая матерей сыновей, жен – мужей, сестер – братьев. Она рушит судьбу человека, сламывая, в первую очередь, его дух.

Также на этот вопрос могут ответить произведения русской литературы. О войне писали много: Толстой, Кондратьев, Шолохов и еще много других. На данную тему можно рассмотреть много произведений, но поподробнее хотелось бы остановиться на “Война и мир” Льва Толстого и “Судьба человека” Шолохова.

В романе “Война и мир” я бы хотела рассмотреть младшего Ростова – Петю. Он ушел на войну, когда ему было всего пятнадцать лет. Мальчик хотел пережить это приключение и стать сильным, но в итоге на войне его жизнь и закончилась. Вот его судьба. Он погиб, а родители лишились ребенка.

В произведении Шолохова “Судьба человека” я обратила внимание на главного героя – Андрея Соколова. Он потерял на войне семью и попал в плен. Ему больше не для кого было жить до тех пор, пока он не встретил маленького Ваньку. Его родители наверняка погибли на войне, но он был еще слишком мал, чтобы понять это. И именно этот мальчишка стал для потерянного Соколова смыслом жизни. Он взял его с собой и стал ему отцом. Мужчина не хотел, чтобы жизнь Ваньки была разрушена войной, а взяв его к себе, он сам начал жить заново. Он смог изменить не только свою судьбу, но и маленького осиротевшего мальчика.

Война рушит судьбы людей, подкидывая множество препятствий, забирая последнее и лишая самого дорогого. Кто-то в итоге ломается под этой тяжестью или просто погибает, а кто-то находит в себе силы идти дальше, не взирая на пережитые страдания. Кто-то, ломаясь сам, тянет за собой других, а некоторые, выбираясь сами из пучины отчаяния, вытаскивают оттуда других. Ведь судьба непостоянна, и при желании можно ее изменить, и если война разрушила жизнь, это не повод падать в пропасть, это повод найти в себе силы пережить прошлое и сплести новую нить судьбы.


Пример сочинения 2

Как война влияет на жизни людей? Чем отличается военное поколение от современной молодежи? Эти вопросы звучат в тексте Б. Л. Васильева. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

Васильев затрагивает и рассматривает в тексте вопрос влияния войны на судьбы людей.

Кто из нас не задумывался над этой проблемой? Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, наверное, поэтому эта тема интересует каждого из нас.

Писатель раскрывает проблему на собственном примере: вспоминая свои школьные годы, он замечает, что молодежь того времени сильно отличается от современного поколения.

«Мы искренне хотели, чтобы судьба наша была суровой»- исходя из этой фразы, можно сказать, что война полностью меняла ценности, жизненные цели и личные интересы людей того времени. Она влияет на всех и каждого, независимо от того, участвовал ты в ней или нет. Автор также акцентирует внимание на том, что все подростки военного поколения хотели стать членом Красной Армии. Их даже не пугало то, что они могут умереть, потому как во время битвы все объединены общей целью и все «желали не личного счастья, а личного подвига».

Васильев считает, что война полностью меняет человека. Она переворачивает всю его дальнейшую жизнь, приводя к ужасным последствиям.

Действительно, ведь война оказывает на людей огромное влияние и оно почти всегда негативное. Это, наверное, самое сложное испытание в жизни любого человека.

В литературных произведениях нередко встречается данная проблема. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский, до начала войны, хотел стать героем, мечтал о славе и почете. Но его взгляды резко поменялись, когда персонаж столкнулся с настоящим боем. Он понял, что война несет за собой большое количество жертв и разрушений. Болконский осознал, как сильно заблуждался и какой неправильный путь он выбрал.

В произведении Шолохова «Судьба человека» говорится об Андрее Соколове – человеке, который потерял на войне свою семью. Герой встречает маленького сироту, который также лишился родителей на поле битвы. Мальчик сразу признал в солдате своего отца. Война сломала жизни этих людей, но, благодаря их взаимной поддержки, они смогли с этим справиться.

Таким образом, можно сделать вывод, что война жестока и бесчеловечна, она не щадит никого. Она оставляет после себя неисправимые последствия и воспоминания, с которыми в дальнейшем будет трудно жить.


Пример сочинения 3

Как война влияет на судьбы людей? В чём состоит жестокость войны? Именно эти вопросы возникают при чтении текста В. Гроссмана.

Раскрывая проблему жестокости войны, автор изображает эпизод Сталинградской битвы. Застигнутые бомбёжкой, Климов и старик Поляков побежали в сторону ничейной земли и упали в глубокую воронку. В этот момент и молодой, и старый солдат думали только о том, как бы выжить, в них горел свет трогательной надежды, который горит не только в человечьих, но и в самых простых сердцах зверей и птиц. Этот пример подчёркивает противоестественность войны, которая отнимает у всего живого самую главную ценность – жизнь.
Неожиданно Климов увидел в воронке запылённого немца. Оказывается, оглушённый и ослеплённый, он спутал руку Полякова и руку немца. Два русских солдата и немец были беспомощны во время жестокой бомбёжки: их придавила одна и та же сила. Они вылезли из ямы и разошлись в разные стороны, не стали стрелять друг в друга. Это говорит о том, что война жестока тем, что существует необходимость убивать себе подобных. Оказавшись в одной и той же экстремальной ситуации, враги поняли бессмысленность убийства.
Оба примера, дополняя друг друга, подводят нас к мысли об антигуманной сущности войны, о том, что жажда жизни объединяет всех жителей земли.

Авторская позиция заключается в следующем: война жестока, она отнимает жизни людей – самую большую ценность на земле. Желание жить свойственно всему живому на свете.

Мне близка позиция автора. Действительно, война – это противоположное человеку состояние. Мы не рождаемся со стремлением убивать всё живое. Жестокость войны заключается в том, что человек вынужден убивать врагов и может погибнуть сам.

В повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие» жестокость войны подчёркивается тем, что при выполнении боевого задания гибнут пять девушек – зенитчиц. Природой они предназначены для того, чтобы давать жизнь, быть матерями, но война заставила их взяться за оружие и сражаться с врагом, защищать Родину.

В заключение хочу подчеркнуть, что каждый на земле должен осознать жестокость и противоестественность войны и сделать всё, чтобы на земле был мир.

Война-ужас всего человечества. Сколько было потерь близких, товарищей, любви. И всё это на твоих глазах… Мы можем лишь представлять эти ужасы: Блокада в Ленинграде, Куржская дуга. Нас углубляют в эти события книги, письма с фронта и истории очевидцев. Для тех, кто видел или жил в эти времена- случившееся, война, рана на всю жизнь. Вспомните ужасную блокаду в Ленинграде: сколько мам и детей остались без крова, потому что разрушили его для развода огня, ели казеиновый клей. 
До сих пор, вспоминая имли задумываясь об этом, мы гордимся и плачем…

2. Великая Отечественная война была самой тяжелой из войн, какие только пришлось пережить нашему народу за свою многовековую историю. Война была величайшим испытанием и проверкой сил народа, и эту проверку наш народ выдержал с честью. Интерес к прошлому, к истории своего Отечества, своих предков, особенно дедов заложен в каждом человеке. Хочется проследить, через какие моральные испытания пришлось пройти нашим героическим защитникам Отечества. Самое первое тяжелое испытание для солдата – это разлука с домом и близкими людьми. Это не просто долгая разлука. Солдат на войне не знает, придется ли ему увидеть снова свой дом и главное – родных и близких. Война разрушает всю сложившуюся в мирное время систему представлений о хорошем и плохом, о правильном и неправильном, и, самое главное, сталкивает человека с самим собой. На войне он узнает о себе и о жизни то, чего не видел или не хотел замечать в мирной жизни. Его психика начинает работу по созданию новой картины мира. Одно из испытаний для солдата – осознание того, что ему самому придется убивать или быть убитым. В опасные минуты на войне многие свойства личности раскрываются с неожиданной стороны. Непрерывная череда пограничных ситуаций, бытие на грани жизни и смерти формирует особый тип психологии участника боевых действий. «Перенесение всевозможных лишений, переживание различных видов опасности или ожидание ее наступления, потеря личной свободы и принудительный “характер поведения – все эти факторы войны и боя влияют на психику бойца, – писал в 1935 году в эмиграции русский военный психолог, в будущую Первую мировую полковник Генерального штаба Р. Дрейлинг”. Действуя постоянно и непрерывно, они постепенно видоизменяют характер реакции бойца на окружающий мир, создают ряд условных рефлексов, словом, производят ряд изменений, которые, в конечном счете, дают картину видоизмененной психики, присущей бойцу по сравнению с обывателем». На войне тесно связаны между собой опасность боя и повседневность быта. Человек на фронте не только воюет. Наступает затишье, и в эти часы он занят работой, от которой во многом зависит успех в новом бою.

Война является самым страшным испытанием для всего человечества: боль, утрата, кровь, страдания, смерть. Она испытывает людей на стойкость: не выдержал — потерял жизнь, борешься — закалишь характер и станешь героем. Только какой ценой все это проверяется. Я считаю, что главное испытание, которое несет война — это единство народа. Так ли сплочен народ, готов ли он стоять горой друг за друга. Одним из таких испытаний стала Великая Отечественная Война. О ней написано много произведений, в которых описываются разные вещи: происходившие действия, отношения людей, фронтовая дружба и любовь, и так далее.

Одно произведение, где описаны испытания, выпавшие во время войны на простого человека. Михаил Шолохов описал в «Судьбе человека» борьбу одного простого мужчины с войной и лишь мальчик-беспризорник вернул ему радость жизни и способность любить.

Андрей Соколов, отправляется на фронт и становится там шофером. Он добросовестно выполнял все свои обязанности и стойко сносит все трудности фронтовой службы. В результате контузии Соколов попадает в плен, где, находясь в жутких нечеловеческих условиях, сумел сохранить честь и достоинство. Он спас коммуниста и даже неимоверно сильно желающий есть и пить, отказывается выпить за победу фашистов. В тот момент его зауважал даже сам немецкий офицер. Андрей смог сбежать из плена, вернулся на фронт и хотел повидать семью, но их уже не было в живых. Но даже после этого он не стал черствым и озлобленным, он сумел стать отцом для сироты и подарить ему любовь, что получал и в ответ.

В другом произведении рассказывается о испытаниях, которые прошли девушки. Так в повести Васильева «А зори здесь тихие» автор рассказывает о судьбах пяти девушек, как они жили до войны и с какими испытаниями столкнулись в ее период. Молодость не показатель храбрости и мужества. Девушки, прожив короткую жизнь, смогли внести важный вклад в победу над фашистами. Они боролись до последнего вздоха, на долю каждой выпало не мало испытаний: расстрел семьи, потеря любимого, воспитание маленького сына и защита его и матери, потеря первой любви и унижение. Девушки решили отдать жизнь ради защиты Отечества и тех близких, кто у них остался. Их старшина до конца дней вспоминал их и их подвиг.

Таким образом, война способна принести разные испытания: от потери родных до собственной смерти. Главное оставаться человеком, несмотря ни на что, иначе справиться с испытаниями будет невозможно.      

  • Великая Отечественная война 1941-1945 годов — одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Ее тяжести и кровопролития наложили огромный отпечаток на сознание людей и имели тяжелые последствия.
    Со времени окончания войны прошло более пятидесяти пяти лет. Почему же многие писатели продолжали и продолжают писать о ней? “По тому что тот подвиг, память о нем, сколько бы времени ни прошло, не остынет в наших сердцах”, — говорит В.Быков. “Лично я пишу о ней не только потому, что война — тяжелейшее испытание для человечества, — пишет Ю.Бондарев, — а потому, что мне чрезвычайно важно увидеть свой персонаж в самых сложных, самых драматических обстоятельствах, где нравственные ценности проверяются в предельной обостренности”.
    В целом в литературе, посвященной теме Отечественной войны, можно выделить две тенденции. Часть произведений дает широкое, панорамное видение войны (трилогия К.Симонова “Живые и мертвые”, роман А.Чаковского “Блокада”). Другие произведения посвящены изображению частных событий, в них война показана глазами рядового бойца. Существует и определенная традиция изображения человека на войне. Воспитанных на русской гуманистической литературе писателей интересует, существует ли на войне, в бесчеловечных условиях, возможность оставаться человеком, сохранить свое достоинство и моральные принципы. Этой проблеме посвящены многие произведения белорусского писателя

  • 1.В чём заключается бесчеловечность (ужас) войны?
    На мой взгляд, бесчеловечность войны заключается  в  том, что люди гибнут и остаются калеками. Они теряют близких и родных, остаются без крыши над головой.
    М. Шолохов «Судьба человека». Судьба Андрея Соколова, который прошёл  плен, потерял близких, потерял кров.
    Судьба прадедушки, прабабушки.
    Война – _________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    5.Почему детям приходится тяжелее всех на войне? (тяжело).
    На мой взгляд, детям приходится тяжелее всех на войне, потому что они самые слабые и доверчивые. Им нужны тепло и забота, а не боль и нужда.
    М. Шолохов «Судьба человека». Судьба Ванюшки.
    Судьба прадедушки, прабабушки.
    2.С какими испытаниями сталкивается человек на войне?
    На мой взгляд, человек на войне сталкивается с такими испытаниями, как  боль, потеря близких людей, лишение крова, отсутствие необходимых бытовых условий, плен.
    М. Шолохов «Судьба человека». Судьба Андрея Соколова, который прошёл  плен, потерял близких, потерял кров.
    Судьба прадедушки, прабабушки.
    4.Какие качества характеризуют настоящего солдата?
    На мой взгляд, настоящего солдата характеризуют такие качества, как  смелость и любовь к Родине.
    М. Шолохов «Судьба человека».  Андрей Соколов  под обстрелом подвозил снаряды  на передовую, рискуя быть убитым, привёз немецкого офицера  в русскую часть, после госпиталя снова вернулся на войну.
    Судьба прадедушки, прабабушки.
    Какие качества помогли солдатам победить в годы Великой Отечественной войны?
    (…+ ненависть к врагу).
    Какие качества помогли людям выстоять в годы ВОв?
    На мой взгляд, людям в годы ВОв помогли выстоять такие качества, как  любовь к Родине, мужество, ненависть к врагу.
    А. Твардовский «Рассказ танкиста»- о том, как дети помогали на войне
    М. Шолохов «Судьба человека».
    А.Твардовский «Василий Тёркин». Юмор, находчивость главного героя.
    Акция  «Бессмертный полк».
    Письма с фронта, фото близких людей.
    Мемориал «Вечный огонь»  на Аллее Славы
    Блокада Ленинграда
    Подвиг 28 панфиловцев
    Б.Васильев «А зори здесь тихие…»
    3.Почему люди стараются сберечь память о трудных военных годах?
    На мой взгляд, люди стараются сберечь память о трудных военных годах, потому что не хотят  забывать  о подвигах своих близких и о том страшном времени, которое не должно повториться.
    Акция  «Бессмертный полк».
    Письма с фронта, фото близких людей.
    Мемориал «Вечный огонь»  на Аллее Славы символизирует вечную память о героях, отдавших свою жизнь за Родину в годы ВОв.
    Аргументы
    1.В чём заключается бесчеловечность (ужас) войны?
    На мой взгляд, бесчеловечность войны заключается  в  том, что люди гибнут и остаются калеками. Они теряют близких и родных, остаются без крыши над головой.
    2.С какими испытаниями сталкивается человек на войне?
    На мой взгляд, человек на войне сталкивается с такими испытаниями, как  боль, потеря близких людей, лишение крова, отсутствие необходимых бытовых условий, плен.
    Блокада Ленинграда
    Приведу в пример историю блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Блокада  длилась почти девятьсот дней. Не было ни еды, ни питьевой воды.  Хлеб выдавали по карточкам маленькими кусочками. Поэтому многие люди в городе умирали не от ран, а от голода. Страшная блокада унесла жизни сотни тысяч ленинградцев. Думаю, данный пример показывает, насколько бесчеловечна война. (Думаю, данный пример показывает, с какими трудностями сталкивается человек на войне).
    М. Шолохов «Судьба человека»
    В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» повествуется о том, как боец Андрей Соколов потерял кров и всех своих близких людей. Жена и две дочки погибли, когда в их дом попал фашистский снаряд. Сына убил снайпер в день победы. Я с болью читала эти строки. Думаю, данный пример показывает, насколько бесчеловечна война.
    3.Какие качества характеризуют настоящего солдата?
    На мой взгляд, настоящего солдата характеризуют такие качества, как  смелость и любовь к Родине.
    4.Какие качества помогли людям выстоять в годы ВОв?
    На мой взгляд, людям в годы ВОв помогли выстоять такие качества, как  любовь к Родине, мужество, ненависть к врагу.
    5.В чём заключается подвиг солдата на войне?
    М. Шолохов «Судьба человека»
    В рассказе М.Шолохова «Судьба человека» повествуется о том, как боец Андрей Соколов, как и многие другие солдаты, не думает об опасности: он героически подвозит снаряды на передовую под обстрелом. Стоически переносит ужасы фашистского плена и, рискуя жизнью, вывозит немецкого офицера в русскую часть. Думаю, Андрей Соколов – настоящий солдат, его характеризуют такие качества, как любовь к Родине, мужество, самоотверженность.
    Блокада Ленинграда
    Приведу в пример историю блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Блокада  длилась почти девятьсот дней. Не было ни еды, ни питьевой воды.  Хлеб выдавали по карточкам маленькими кусочками. Поэтому многие люди в городе умирали не от ран, а от голода. Но всё же люди не сдавались. Они продолжали работать на заводе, надеялись на спасение.  Думаю, ленинградцам помогли выстоять такие качества, как любовь к Родине и мужество.
    Подвиг 28 панфиловцев
    Приведу в пример подвиг двадцати восьми панфиловцев в годы Великой Отечественной войны. На подходе к Москве они остановили колонну немецких танков, состоящую из пятидесяти машин. Бой был ожесточённый, решающий! Все ребята погибли, но не отступили. Думаю, данный пример показывает, что подвиг солдата на войне заключается в его самопожертвовании во имя спасения Родины.
    6.Почему люди стараются сберечь память о трудных военных годах?
    На мой взгляд, люди стараются сберечь память о трудных военных годах, потому что не хотят  забывать  о подвигах своих близких и о том страшном времени, которое не должно повториться.
    Акция  «Бессмертный полк».
    Письма с фронта, фото близких людей.
    Мемориал «Вечный огонь»  на Аллее Славы символизирует вечную память о героях, отдавших свою жизнь за Родину в годы ВОв.
    Письма с фронта, фото близких людей.
    Также всем известна акция «Бессмертный полк». Проходит она и в нашем городе. Люди выходят на главную улицу с портретами  близких людей, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Многие фотографии несут дети. Думаю, этот пример показывает, что люди стараются сберечь память о трудных военных годах, потому что это память о близких людях.
    7.Почему детям приходится тяжелее всех на войне? (тяжело).
    На мой взгляд, детям приходится тяжелее всех на войне, потому что они самые слабые и доверчивые. Им нужны тепло и забота, а не боль и нужда.
    А. Твардовский «Рассказ танкиста»- о том, как дети помогали на войне.
    М. Шолохов «Судьба человека». Судьба Ванюшки.
    В стихотворении А. Твардовского повествуется о том, как мальчик разведал, где находится немецкая пушка, и сказал об этом танкистам (они вели бой за улицу).  Думаю, этот пример показывает, что на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны встали все: и взрослые, и дети -поэтому фашисты не могли нас победить.
    В рассказе М.Шолохова «Судьба человека» повествуется о мальчике Ване, который из-за войны стал сиротой и беспризорником. Его мать погибла при авианалёте, отец – на фронте. Ребёнок  ел возле чайной (кто что подаст), спал, где придётся. И это очень хорошо, что Андрей Соколов проявил милосердие и назвал Ваню сыном. Думаю, данный пример показывает, что тяжелее всех на войне приходится детям, потому что они самые беззащитные.
    8. Участие женщин в войне.
    Б.Васильев «А зори здесь тихие…»
    В повести «А зори здесь тихие…» повествуется о том, как пять девушек-зенитчиц остановили немецких диверсантов. Ценой собственной жизни они преградили путь врагу. Думаю, данный пример показывает, что подвиг солдата на войне заключается в его самопожертвовании во имя спасения Родины (что нашу Родину невозможно покорить, потому что на её защиту встают не только мужчины, но и женщины).

  • Испытание войной.
    Что я могу написать о войне?
    Как оценить и почувствовать весь её ужас и боль, понять, какой ценой досталась Великая Победа, если почти не осталось в живых ветеранов, которые  могли бы об этом рассказать, а в жизни нашей современной России тема той войны и память о ней находится далеко не на первом плане?
    По словам родителей, только после 60-летия Победы стали снова много говорить и вспоминать о войне. Всё же я попробую представить себе те суровые годы, потому что и семью моих родителей война не обошла стороной. У меня      на войне воевали два прадедушки. Оба они ушли на фронт добровольцами, прошли всю войну и вернулись с победой домой. К сожалению, я не знала их, потому что они умерли, когда меня ещё не было. Но дедушка и бабушка рассказали о них.
    Я слышала многочисленные истории про пленных немцев, про героизм наших солдат, про простых людей, которые помогали нашей армии на линии фронта      и в тылу, про голод и бомбёжки. Но мои редкие воспоминания – это отрывки слов бабушки и дедушки: как они курили между боями, какие были минуты счастья, когда военные получали письма из дома… Но, в сущности, – я не знаю о них ничего. Их давно нет. Но у нас есть память о них: фотографии, медали, ордена.     О войне я могу прочитать в книгах. Подвигам советских воинов посвящено много литературных произведений. Эти книги расширяют наше представление                 о Великой Отечественной войне. Они рассказывают нам не о великих битвах          и сражениях, выигранных великими полководцами, а о молодых офицерах            и солдатах, для которых подвиги были их повседневной работой.
    Пять долгих лет шла эта страшная война. Но, наконец, в мае 1945 года советский народ победил врага. Дорогой ценой досталась эта победа нашему народу – ценой жизни многих миллионов людей. Никто не забыт и ничто             не забыто! Уже 67 лет День Победы 9 мая – красный день календаря. Для нас  это светлый и грустный праздник одновременно – мы благодарим ветеранов войны за их подвиг и вспоминаем тех, кого уже нет с нами. Этот день отмечают                не только в нашей стране, потому что русские солдаты принесли свободу               от фашизма. Горжусь всеми русскими солдатами, которые ценой своих жизней отстояли свободу нашей Родины. Память об этих днях навсегда останется               в сердцах людей.

  • Кто говорит, что на войне
    Не страшно,
    Тот ничего не знает
    О войне.
    Ю. Друнина
    Великая Отечественная война 1941-1945 годов — одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Ее тяжести и кровопролития наложили огромный отпечаток на сознание людей и имели тяжелые последствия.
    Со времени окончания войны прошло более пятидесяти пяти лет. Почему же многие писатели продолжали и продолжают писать о ней? “По тому что тот подвиг, память о нем, сколько бы времени ни прошло, не остынет в наших сердцах”, — говорит В.Быков. “Лично я пишу о ней не только потому, что война — тяжелейшее испытание для человечества, — пишет Ю.Бондарев, — а потому, что мне чрезвычайно важно увидеть свой персонаж в самых сложных, самых драматических обстоятельствах, где нравственные ценности проверяются в предельной обостренности”.
    В целом в литературе, посвященной теме Отечественной войны, можно выделить две тенденции. Часть произведений дает широкое, панорамное видение войны (трилогия К.Симонова “Живые и мертвые”, роман А.Чаковского “Блокада”). Другие произведения посвящены изображению частных событий, в них война показана глазами рядового бойца. Существует и определенная традиция изображения человека на войне. Воспитанных на русской гуманистической литературе писателей интересует, существует ли на войне, в бесчеловечных условиях, возможность оставаться человеком, сохранить свое достоинство и моральные принципы. Этой проблеме посвящены многие произведения белорусского писателя В.Быкова.
    Главная тема писателя — внутреннее содержание человека, его нравственные качества. Именно война, по мнению автора, является тем катализатором, который позволяет обнажить истинную сущность человека. Основным предметом изображения В.Быкова является партизанская война. Она особенно интересна для писателя, потому что именно на оккупированных территориях извечная проблема выбора стояла особенно остро и имела более разнообразные решения, мотивировки человеческих поступков были более сложными, а судьбы людей — богаче и зачастую трагичнее, чем в любом организованном армейском подразделении, где многие вопросы разрешаются назначенными командирами или по уставу.
    Партизанской войне со всеми ее сложностями и трагизмом посвящена одна из самых замечательных повестей В.Быкова “Сотников”. Центральной проблемой повести является проблема нравственного выбора перед лицом смерти. На ее страницах сталкиваются взгляды людей, по-разному понимающих смысл жизни, свое назначение в ней и степень своей ответственности за все, что происходит в мире.
    Б.Васильев писал о войне и о людях на войне не понаслышке. Он принадлежит к поколению тех молодых людей, которые попали на фронт, едва окончив школу. А потому героями многих его произведений стали юноши и девушки, которые только вчера строили планы начинающейся жизни, а вместо этого шагнули навстречу опасности и смерти. Самым известным произведением писателя является, несомненно, повесть “А зори здесь тихие…”. Она поражает читателей изображением того, как юная девичья чистота сталкивается с бесчеловечными и жестокими силами фашизма. Писатель сумел убедительно показать, какими были люди, отдавшие жизнь за победу, их героизм, причем именно в рядовой, казалось бы, не решающей исход войны ситуации.
    Война — это великий урок для всех людей. И произведения современны писателей позволяют нам, людям, родившимся в мирное время, понять, насколько тяжелы испытания войны, сколько горя несет она людям, как тяжело переосмысливать нравственные ценности перед лицом смерти и насколько ужасна смерть.

  • Творческие работы учащихся ГКОУ школы-интерната г. Краснодара
    ( не менее 70 слов)
    к изложениям с маркировкой «К» для подготовки к ГИА-9 .
    Вопрос. Какие примеры дружбы человека с животными запомнились?
    Земля, вода, деревья и животные, солнце и небо – это природа. Человек тоже часть природы. Он самая разумная ее часть, поэтому должен заботиться о ней.
    Конечно, человек в первую очередь должен думать о том, как прокормить себя, свою семью. Но и всегда помнить, что находится с живой природой в одинаковых правах на жизнь.
    Ребята из рассказа Г.А. Скребицкого «Аистята» показали пример заботливого отношения к птицам. Они сначала наблюдали за аистятами, любовались их красотой, следили за их повадками. Когда понадобилась помощь, активно вмешались и спасли аистят от гибели.
    Нельзя спасти весь мир, но можно помочь тем, кто рядом, кто нуждается, именно, в твоей помощи.
    Семен (109 сл.)
    Вопрос. Какие примеры дружбы человека с животными запомнились?
    К природе следует относиться как к своему дому. В доме должно быть чисто, удобно, безопасно и красиво. В доме все должны заботиться друг о друге.
    А часто случается, что человек бездумно истребляет виды животных и растений, загрязняет окружающую среду.
    В рассказе «Аистята» Г.А. Скребицкого один взрослый аист не вернулся к своим птенцам. Что с ним случилось? Можно только догадаться. Однако рядом с аистятами оказались ребята, которые пришли на помощь и выходили птенцов.
    Думаю, ребята были очень довольны собой, когда наблюдали за уже самостоятельными питомцами.
    Иван (90 сл.)
    Вопрос. Какие примеры дружбы человека с животными запомнились?
    Человек разумнее животных, поэтому должен заботиться о них, защищать.
    Я живу в станице. У нас очень много домашних животных. Когда я приезжаю домой из интерната, помогаю родителям ухаживать за ними.
    Особенно, я люблю собаку Соню. Она такая забавная, так любит меня, ждет моего возвращения. Я ее никогда не обижаю.
    Мне запомнился жестокий хозяин Каштанки из одноименного рассказа А.П.Чехова. Пьяный столяр голодной собаке вместо еды давал нюхать табак, часто обижал.
    Я бы забрал Каштанку к себе домой и заботился бы о ней, чтобы она забыла все обиды, боль и жила также беззаботно, как моя Соня. Кирилл (100 сл.)
    Вопрос. Какие примеры дружбы человека с животными запомнились?
    Я хочу начать свое сочинение с фразы « Мы в ответе за тех, кого приручили!». Это значит, что человек наиболее разумная часть природы и должен заботиться о ней, не допускать бездумного и жестокого обращения к растениям и животным.
    Я сейчас живу в городе. У меня нет дома домашних животных. Но с удовольствием общаюсь с ними в гостях у бабушки, куда я езжу на летние каникулы. У бабушки живут куры, кролики, кошка Мурка и кот Василий. Мне очень интересно наблюдать за ними, кормить их.
    Особенно трогательны кролики. Как можно лишить жизни таких милых животных?
    Главное, любить животных, не обращаться с ними жестоко, как столяр к собачке Каштанке из одноименного рассказа А.П.Чехова. Настя (115 сл.)
    Вопрос. Какие примеры дружбы человека с животными запомнились?
    Животных надо любить, заботиться о них. В детстве у меня был кролик. Его звали Тимоша. Мы с ним очень дружили. В клетке кролик жить не хотел. Он жил в норе под домом. Он был особенный кролик: не любил морковь, а щипал траву вокруг дома. А еще Тимоша был трусом. Когда я хотел его гладить, он убегал от меня. Тимоша прожил у нас три года. Мы все его любили и привыкли к нему.
    Однажды мой кролик ушел в лес и больше не вернулся. Я очень переживал, ждал его. До сих пор не могу забыть его.
    Мне никак не понять хозяина Каштанки из одноименного рассказа А.П.Чехова. Как можно было так жестоко обращаться с собакой, которая любила его, терпеливо прощала все издевательства и каждый раз возвращалась к нему. А я не дождался своего кролика… Миша (128 сл.)
    Примечание: эти сочинения (1- 5) могут подойти и по теме: «Как следует относиться к живой природе?»
    С какими испытаниями сталкивается человек на войне?
    Недавно прошел День Победы. Еще раз смотрели, слушали военную хронику и понимали, что Великая Отечественная война принесла много горя, было много неоправданной жестокости на этой войне.
    Вот видим – полыхает огонь. Немецкие фашисты в белорусской деревне Хатынь согнали детей, стариков, женщин в сарай и сожгли.
    Кому нужна была их смерть? Какая опасность исходила от этих невинных людей?
    А спустя еще 70 лет украинские фашисты в городе Одессе подожгли дом профсоюзов с людьми. В огне погибло сорок шесть человек. Многие были ранены.
    Повторилась вторая Хатынь – история ничему не научила!
    (Родин, 87 слов)
    С какими испытаниями сталкивается человек на войне?
    Война стала тяжелым испытанием для многих российских семей. Погибло в Великой Отечественной войне 27 миллионов людей.
    Почти все российские семьи лишились близких и родных.
    Эта беда приходила и в наш дом. Мой прадед не вернулся с войны. Дедушка вырос без отца. Ни я, ни мой отец никогда не видели войны, но точно знаем, какие тяжелые испытания она приносит людям. Война забирает близких людей, сеет страх и ненависть, уничтожает дома и дороги – делает людей несчастными.
    Вот и Дедушке всегда не хватало отцовского внимания. Пусть никогда не будет войны! Кирилл (95 сл.)
    С какими испытаниями сталкивается человек на войне?
    Самое страшное на войне – это смерть, угроза смерти.
    Кубанский писатель Пётр Карпович Игнатов потерял на войне двух сыновей.
    Когда началась война, он стал командиром партизанского отряда и взял в свой отряд жену и двух сыновей.
    Однажды Пётр Карпович поручил сыновьям взорвать фашистский эшелон. Сыновья Евгений и Гений заложили бомбу, но не успели отбежать подальше от железной дороги. Они погибли на глазах у отца, который в это время издалека контролировал их действия.
    После войны Игнатов написал книгу «Братья- герои» о своих погибших сыновьях, которые смело преодолели еще одно испытание войны- трусость.
    Настя (115 сл.).
    С какими испытаниями сталкивается человек на войне?
    Человек на войне сталкивается и со смертью, и с голодом, и с жаждой, и с необходимостью покинуть свой дом, чтобы выжить.
    Поэтесса Анна Ахматова уехала из блокадного Ленинграда в Ташкент.
    Одна из самых начитанных поэтов своей эпохи перенесла все тяготы жизни в тылу. Она выжила и вернулась в свой разрушенный город.
    Когда украинские фашисты бомбили мой город Луганск, мы с семьей тоже сбежали оттуда в Краснодар.
    Очень тяжело жить вдали. Хочется домой. Но война решила нашу судьбу по-другому.
    Я верю, что наступит мир, и мы вернемся в Луганск.
    Миша (96 сл.)
    С какими испытаниями сталкивается человек на войне?
    Война – это страшное испытание, которое проверяет людей на прочность.
    Если человек слабый, то он теряет смысл жизни, а сильный человек становится героем.
    Хотя Андрей Соколов из произведения М.Шолохова «Судьба человека» пережил на войне ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, гибель сына в День Победы, уничтожение дома, он остался отзывчивым человеком, выжил сам и даже приютил, сделал лучше жизнь еще одному несчастному человеку – мальчику, который на этой жестокой войне остался сиротой.
    Удивительно, что жизнь животных в чем-то похожа на судьбы людей, как в истории с осликом Яшей, который на войне остался без хозяина.
    Ваня (96 сл.)
    Вопрос. Какие качества характеризуют настоящего солдата?
    Каждый год в День Победы мы с папой и дедушкой несем букет сирени к могиле Неизвестному солдату. А вечером дедушка из шкафа достает Георгиевскую ленту с орденами и медалями своего отца.
    Мой прадед был настоящим солдатом. Он добровольцем ушел на фронт. Участвовал в боях за Кавказ. Сохранились его письма с фронта, где он рассказывает о подвигах своих друзей. Также прадед очень ласково и нежно обращается к родным, пишет, что скучает по ним.
    Настоящий солдат должен быть таким, как мой прадед: любящим, сильным, самоотверженным.
    Я горжусь прадедом и благодарен ему за все: и за счастливую жизнь, и за Георгиевскую ленту в шкафу, и за деда и отца.
    Миша (112сл.)
    Вопрос. Какие качества характеризуют настоящего солдата?
    Настоящий солдат должен обладать такими качествами, как сила духа, выносливость, храбрость.
    Почему, именно, эти качества нужны солдату?
    Выносливость и храбрость – чтобы выжить и победить врага. Ведь на войне человек сталкивается и со смертью, и с жестокостью, и с голодом, холодом, жаждой.
    От чего зависит сила духа солдата? Я думаю, чем сильнее солдат любит свою родину, свою семью, тем выше сила его духа.
    Андрей Соколов из рассказа М.Шолохова «Судьба человека» пример сильного духом русского солдата, который пережил на войне ранение, плен, концлагерь, гибель семьи. Однако, Соколов выжил, даже остался отзывчивым человеком – приютил мальчика-сироту.
    Настя (99сл.)
    Вопрос. Какие качества характеризуют настоящего солдата?
    Сила, смелость, любовь к Родине, самоотверженность – это качества, которые характеризуют настоящего солдата.
    Самое трудное на войне пожертвовать собой. Не каждый сильный человек сможет как Алексей из рассказа Е.И. Носова «Живое пламя» без оглядки пикировать фашистский бомбардировщик.
    Жизнь Алексея, как жизнь маков с клумбы его матери, была короткая, но яркая, самоотверженная.
    Таких жертв на Великой Отечественной войне было десятки миллионов. Они как маки, сменяли друг друга, полыхали недолго и падали. Однако, на их место «подымались все новые и новые… чтобы не дать «погаснуть живому огню…», который, обязательно, сметет с лица земли фашизм.
    Семен (97сл.)
    Вопрос. Какие качества характеризуют настоящего солдата?
    Война проверяет людей на прочность, на силу характера.
    Если человек слабый, он может струсить, предать.
    Настоящий солдат должен быть и сильным, и решительным, и мужественным, способным принимать волевые решения.
    Кроме этих качеств солдат должен обладать умом, трудолюбием, правдивостью.
    Не чужды настоящему солдату и такие качества, как веселость, доброта, отзывчивость. Ведь на войне бывают минуты тишины.
    Памятник литературному герою Василию Теркину, из одноименной поэмы А.Т.Твардовского, символизирует образ русского солдата – весельчака, балагура.
    Ведь русский солдат победил, потому что верил, жил в редкие минуты тишины и смеялся над собой.
    Кирилл (93сл.)

  • Война-ужас всего человечества. Сколько было потерь близких, товарищей, любви. И всё это на твоих глазах… Мы можем лишь представлять эти ужасы: Блокада в Ленинграде, Куржская дуга. Нас углубляют в эти события книги, письма с фронта и истории очевидцев. Для тех, кто видел или жил в эти времена- случившееся, война, рана на всю жизнь. Вспомните ужасную блокаду в Ленинграде: сколько мам и детей остались без крова, потому что разрушили его для развода огня, ели казеиновый клей.
    До сих пор, вспоминая имли задумываясь об этом, мы гордимся и плачем…
    2. Великая Отечественная война была самой тяжелой из войн, какие только пришлось пережить нашему народу за свою многовековую историю. Война была величайшим испытанием и проверкой сил народа, и эту проверку наш народ выдержал с честью. Интерес к прошлому, к истории своего Отечества, своих предков, особенно дедов заложен в каждом человеке. Хочется проследить, через какие моральные испытания пришлось пройти нашим героическим защитникам Отечества. Самое первое тяжелое испытание для солдата – это разлука с домом и близкими людьми. Это не просто долгая разлука. Солдат на войне не знает, придется ли ему увидеть снова свой дом и главное – родных и близких. Война разрушает всю сложившуюся в мирное время систему представлений о хорошем и плохом, о правильном и неправильном, и, самое главное, сталкивает человека с самим собой. На войне он узнает о себе и о жизни то, чего не видел или не хотел замечать в мирной жизни. Его психика начинает работу по созданию новой картины мира. Одно из испытаний для солдата – осознание того, что ему самому придется убивать или быть убитым. В опасные минуты на войне многие свойства личности раскрываются с неожиданной стороны. Непрерывная череда пограничных ситуаций, бытие на грани жизни и смерти формирует особый тип психологии участника боевых действий. «Перенесение всевозможных лишений, переживание различных видов опасности или ожидание ее наступления, потеря личной свободы и принудительный “характер поведения – все эти факторы войны и боя влияют на психику бойца, – писал в 1935 году в эмиграции русский военный психолог, в будущую Первую мировую полковник Генерального штаба Р. Дрейлинг”. Действуя постоянно и непрерывно, они постепенно видоизменяют характер реакции бойца на окружающий мир, создают ряд условных рефлексов, словом, производят ряд изменений, которые, в конечном счете, дают картину видоизмененной психики, присущей бойцу по сравнению с обывателем». На войне тесно связаны между собой опасность боя и повседневность быта. Человек на фронте не только воюет. Наступает затишье, и в эти часы он занят работой, от которой во многом зависит успех в новом бою.

  • Самая тяжелая за всю историю война, которая была в этом мире это Великая Отечественная. Она ни один год испытывала силы и волю нашего народа, но наши предки прошли это испытание с честью. Многие писатели описывали в своих произведениях любовь к Родине советского народа и ненависть к врагу, они показали, что не может быть ничего выше интересов человечества. Но, то, что люди испытывали на самой войне в центре событий – никто не может описать, так как сами солдаты. К сожалению многих из них уже нет в живых. Мы можем это только представлять и догадываться.
    Четыре года длилась война, залита болью, ужасом, страданиями и мучениями. Сотни тысяч солдат, наших дедов и прадедов, полегло в той битве, оставив миллионы детей сиротами, а жен вдовами. Но, ценой своих жизней, мы все-таки получили Великую Победу, веру в светлое будущее, счастливые дни и возможность насладится ярким солнцем на Родной земле.
    Война искалечила жизни и психику многих людей, измучила души принуждая воевать не только мужчин, а и женщин с детьми. Их точное количество невозможно счесть, ведь до сих пор археологи находят остатки тел погибших тогда и возвращают для долгожданного захоронения родственникам.
    Война для всех нас не пустое слово, а ассоциация с бомбежкой, автоматными очередями, взрывающимися гранатами, кучами трупов и рекой крови. Эти беспощадные уроки оставили след в жизни всего человечества от малого до старого. Старики учат молодежь, призывая к миру, своими ужасающими историями и рассказами.
    Человечество не знало что такое счастье, справедливость, свобода в течение четырех лет пока не одержало победу. Эти действия перевернули мир до неузнаваемости, разрушили сотни городов, сел, поселков…
    После той войны, каждый человек изменился.

  • Человек на
    войне

    (По одному
    из произведений современной литературы.)

    Великая
    Отечественная война была самой тяжёлой из войн, какие только пришлось пережить
    нашему народу за свою многовековую историю. Война была величайшим испытанием и
    проверкой сил народа, и эту проверку наш народ выдержал с честью. Война была
    также и серьёзнейшим испытанием для всей советской литературы, которая в дни
    войны показала всем миру, что у неё нет и не может быть интересов выше
    интересов народа.
    Замечательные
    произведения были написаны М.Шолоховым, А.Фадеевым, А.Толстым, К.Симоновым,
    А.Твардовским и многими другими писателями.
    Особое место
    среди произведений периода Великой Отечественной Войны занимает рассказ
    М.Шолохова «Наука ненависти», опубликованный в июне 1942 года.
    В этом рассказе
    автор показывает, как мужает и крепнет в советских людях чувство любви к Родине
    и народу, как зреет презрение и ненависть к врагу. Писатель создаёт типичный
    образ участника войны – лейтенанта Герасимова, в котором воплощает лучшие черты
    воюющего советского народа.
    Шолохов в
    предыдущих своих произведениях рисовал изумительные картины русской природы,
    которая у него никогда не была фоном для действия, а всегда помогала раскрыть
    глубже и полнее человеческий характер, психологические переживания героев.
    Рассказ
    начинается с описания природы. Уже первой фразой Шолохов сближает человека с
    природой и этим как бы подчёркивает, что она не осталась безучастной к
    начавшийся тяжёлой борьбе: «На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою
    судьбу». Символическое значение имеет в этом рассказе образ искалеченного
    снарядом дуба, который, несмотря на зияющую рану продолжает жить: «Рваная,
    зияющая пробоина иссушила полдерева, но вторая половина, пригнутая разрывом к
    воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой. И до сегодняшнего дня,
    наверное, нижние ветви искалеченного дуба купаются в текущей воде, а верхние –
    всё ещё жадно притягивают к солнцу сочные тугие листья…» Разбитый снарядом дуб,
    но сохранивший жизненные соки, даёт возможность лучше раскрыть и понять
    характер основного героя рассказа лейтенанта Герасимова.
    Уже первое
    знакомство читателей с героем, позволяет сделать вывод о том, что это
    мужественный человек с огромной силой воли, очень много перенёсший и
    передумавший.
    Виктор
    Герасимов – потомственный рабочий. До войны он работал на одном из заводов
    Западной Сибири. В армию был призван в первые месяцы войны. Вся семья поручает
    ему сражаться с врагами до победы.
    Трудового
    человека Герасимова с самого начала войны охватило чувство ненависти к врагу,
    разрушившему мирную жизнь народа и ввергнувшего страну в пучину кровавой войны.
    Вначале к
    пленным немцам красноармейцы относились добродушно, называли «камрадами»,
    угощали папиросами, кормили из своих котелков. Затем Шолохов показывает, как
    наши бойцы и командиры в ходе войны с фашистами прошли своеобразную школу
    ненависти.
    Страшные следы
    фашистского хозяйничанья находили наши войска, изгонявшие гитлеровцев с
    временно оккупированной территории. Нельзя без содрогания читать описания
    чудовищных злодеяний врагов: «… Сожжённые дотла деревни, сотни расстрелянных
    женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев,
    изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки-подростки…» Эти зверства
    потрясли бойцов, которые поняли, что фашисты – не люди, а осатаневшие от крови
    изуверы.
    Тяжёлые,
    нечеловеческие испытания выпали на долю лейтенанта Герасимова, попавшего в
    плен. Описывая поведение героя в плену, писатель раскрывает новые черты характера,
    присущие русскому человеку. Раненый, потерявший много крови, Герасимов
    сохраняет чувство собственного достоинства и полон презрения и ненависти к
    врагу.
    Одно желание
    владеет лейтенантом – не умереть. В колонне пленных, еле передвигая ноги, он
    думает о побеге. Огромная радость охватывает Герасимова и заставляет его забыть
    о жажде и физических страданиях, когда фашисты не находят у него партбилета,
    это придаёт ему мужество и стойкость в самые тяжелые дни неволи.
    В рассказе
    изображается лагерь, в котором немцы держали пленных, где «их подвергали
    жесточайшим мучениям, где не было уборной и люди испражнялись здесь же и стояли
    и лежали в грязи и в зловещей жиже. Наиболее ослабевшие вообще уже не вставали.
    Воду и пищу давали раз в сутки. Иной день совсем забывали что-либо дать…» Но
    никакие зверства, пишет Шолохов, не смогли сломить могучий дух в русском
    человеке, погасить упорную жажду мести.
    Многое вынес
    лейтенант, много раз смотрел он смерти в глаза, и сама смерть, побеждённая
    мужеством этого человека, отступала. «Фашисты могли убить нас, безоружных и
    обессилевших от голода, могли замучить, но сломить наш дух не смогли, и никогда
    не сломят!» Это упорство русского человека и несокрушимое мужество помогли
    Герасимову совершить побег из плена. Лейтенанта подобрали партизаны. Недели две
    он восстанавливал силы, участвовал вместе с ними в боевых операциях.
    Затем его
    переправили в тыл, в госпиталь. После лечения он вскоре вновь попадает на
    фронт.
    «Наука
    ненависти» заканчивается словами Герасимова о ненависти и любви: «… И воевать
    научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война,
    все чувства отлично оттачиваются… Тяжко я ненавижу немцев за всё, что они
    причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой
    народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под немецким игом. Вот это-то и
    заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два
    чувства, воплощённые в действие, приведут к нам победу».
    Образ
    лейтенанта Герасимова – один из первых обобщающих образов в литературе периода
    Великой Отечественной Войны.
    Особенность его
    характера заключается в том, что он всегда чувствует себя сыном народа, сыном
    Родины. Именно это чувство принадлежности к великой армии русского народа,
    чувство беззаветной любви к своей Родине и ответственности за её судьбу придают
    Герасимову силы не только перенести все ужасы плена, но и бежать, чтобы снова
    вступить в ряды мстителей за все злодеяния, которые фашисты принесли нашей
    стране.
    И вполне
    убедительно дано в рассказе сравнение судьбы лейтенанта с судьбой могучего
    дуба, искалеченного снарядом, но сохранившего силы и волю к жизни. И как
    величественно прекрасен образ русского человека, прошедшего сквозь тяжёлые
    испытания, выпавшие на его долю, и сохранившего неиссякаемую веру в победу и
    стремление продолжить войну до победного разгрома фашизма!

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

  • Ответ оставил Гость
    Великая Отечественная война 1941-1945 годов — одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Ее тяжести и кровопролития наложили огромный отпечаток на сознание людей и имели тяжелые последствия.
    Со времени окончания войны прошло более пятидесяти пяти лет. Почему же многие писатели продолжали и продолжают писать о ней? “По тому что тот подвиг, память о нем, сколько бы времени ни прошло, не остынет в наших сердцах”, — говорит В.Быков. “Лично я пишу о ней не только потому, что война — тяжелейшее испытание для человечества, — пишет Ю.Бондарев, — а потому, что мне чрезвычайно важно увидеть свой персонаж в самых сложных, самых драматических обстоятельствах, где нравственные ценности проверяются в предельной обостренности”.
    В целом в литературе, посвященной теме Отечественной войны, можно выделить две тенденции. Часть произведений дает широкое, панорамное видение войны (трилогия К.Симонова “Живые и мертвые”, роман А.Чаковского “Блокада”). Другие произведения посвящены изображению частных событий, в них война показана глазами рядового бойца. Существует и определенная традиция изображения человека на войне. Воспитанных на русской гуманистической литературе писателей интересует, существует ли на войне, в бесчеловечных условиях, возможность оставаться человеком, сохранить свое достоинство и моральные принципы. Этой проблеме посвящены многие произведения белорусского писателя