Что лучше правда или спасительная ложь сочинение

          Что лучше «ложь во спасение» или «горькая» правда? Этим вопросом человечество задается на протяжении столетий. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, они неотделимы. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького “На дне”. Суть ее — в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей.
          В драме «На Дне» действие происходит в ночлежке, похожей на пещеру с низким потолком, где темно, нет простора и трудно дышать. Здесь собрались воры, нищие, калеки — все, кто был выброшен из жизни, измученные и никому не нужные. Проживая вместе, они обсуждают насущные жизненные вопросы. Самая важная, мучительная проблема для обитателей ночлежки — это проблема правды и лжи. В чём заключается “правда” ночлежки? В том, что у людей отнято будущее, надежда, смысл. Почти все ночлежники как могут спасаются от этой “правды”, выдумывают себе суррогаты будущего, надежды, смысла. Так, живущая в ночлежке девушка Настя грезит “роковой любовью”. Торговка Квашня гордится своей мнимой женской свободой, Васька Пепел — ещё более мнимой свободой воровской, а сапожник Алёшка — совсем уже отчаянной свободой загула. Актёр надеется на свой талант и на то, что его трудности, вызванные алкоголизмом, временные. Клещ цепляется за своё классовое самосознание, гордится своей принадлежностью к рабочему классу и всеми силами рвётся из ночлежки. Татарин пытается держаться за Коран, а умирающая Анна с надеждой ждёт воздаяния в загробной жизни. Даже самые отчаявшиеся из ночлежников на что-то ещё опираются, за что-то держатся: Барон живёт своим прошлым, а у Наташи остаётся ещё последняя надежда на спасительную любовь. Только два персонажа из обитателей “дна” лишены иллюзий — это  Сатин и Бубнов.
          Сатин — борец за истину. Какова же его правда? Правда у Сатина – человек. Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека, утверждает иную, по сравнению с Бубновым, жизненную позицию: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Человек! Надо уважать человека. Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Сатин сам лжёт, но он имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем – в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо любви к ближнему Сатин предлагает любовь к дальнему абстрактному человеку. Горький понимал, что в устах Сатина речь о гордом и свободном человеке звучала искусственно, но она должна была звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого автора.
          Позиция Сатина утешительна – противостоит позиция Бубнова. Это наиболее мрачная фигура в пьесе. Бубнов никогда явно в спор не вступает, словно разговаривает с самим собой («А ниточки-то гнилые…»). Бубнов относится к жизни со злым пессимизмом («Люди все живут, как щепки по реке плывут…»). Но всё-таки в отчаянном Бубнове под зачерствелостью и безразличием можно обнаружить страдающую человеческую душу. В конце пьесы его наивная мечта разбогатеть и открыть бесплатный трактир для бедных сближает его с товарищами по несчастью.
          Таким образом, правда, пусть и самая горькая, всегда должна побеждать.  Ложь, даже «во спасение», — чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда: кем бы он ни был, ведь он в первую очередь – человек.

Абсолютно все люди иногда говорят неправду. Только одни это делают безобидно, а другие – нет. Некоторые даже не могут понять, где грань между правдой и ложью и насколько она тонка.
Иногда ложь для человека является спасением. В таком случае ее называют святой ложью. Но это только в определенных ситуациях. Это когда человек пытается солгать во благо. Родные и близкие могут говорить тяжело больному человеку, что он скоро поправится. Хотя всем понятно, что до поправки ему далеко или и вовсе нет никаких шансов. В таком случае – это ложь именно во благо. Часто такой метод помогает. Ведь больной верит своим родным и думает, что они не соврут никогда.
А есть и плохая ложь. Самый простой пример – это мошенники, которые вымогают деньги в интернете. Чаще всего они пользуются доверчивостью пожилых людей. Ведь старые бабушки думают, что этот человек является социальным или государственным работником, и он не сможет обмануть. А в итоге утеряны денежные средства. Естественно, потом человек переживает и ему обидно. Такую ложь уже не назовешь святой, потому что она приносит одной стороне несчастье.
Есть еще один вид лжи. Но его многие не выделяют в один конкретный или отдельный тип. Это ложь в отношениях между парнем и девушкой. Например, когда люди говорят слова о любви. Далеко не всегда слово «люблю» означает, что человек на самом деле испытывает эти трепетные чувства. Зачастую это оказывается обычным обманом. Причем лгать могут люди просто ради достижения какой-то своей цели. И никто не задумывается, что обманутым людям очень больно и трудно потом жить после такого случая.
Не надо врать людям. Лучше быть честными со всеми. Не только с людьми, но и с самим собой тоже надо быть откровенным человеком. Нельзя обманывать любимых людей! А слова о любви стоит говорить, когда на самом деле есть такие чувства.
Ложь способна испортить многое в нашей жизни. Она может оттолкнуть людей, испортить отношения, принести вред и боль. Именно поэтому очень важно не врать людям и самому себе. Ведь самое страшное, когда человек врет и людям, и самому себе.

Что лучше «ложь во спасение» или «горькая» правда? Этим вопросом человечество задается на протяжении столетий. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, они неотделимы. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького “На дне”. Суть ее — в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей.
В драме «На Дне» действие происходит в ночлежке, похожей на пещеру с низким потолком, где темно, нет простора и трудно дышать. Здесь собрались воры, нищие, калеки — все, кто был выброшен из жизни, измученные и никому не нужные. Проживая вместе, они обсуждают насущные жизненные вопросы. Самая важная, мучительная проблема для обитателей ночлежки — это проблема правды и лжи. В чём заключается “правда” ночлежки? В том, что у людей отнято будущее, надежда, смысл. Почти все ночлежники как могут спасаются от этой “правды”, выдумывают себе суррогаты будущего, надежды, смысла. Так, живущая в ночлежке девушка Настя грезит “роковой любовью”. Торговка Квашня гордится своей мнимой женской свободой, Васька Пепел — ещё более мнимой свободой воровской, а сапожник Алёшка — совсем уже отчаянной свободой загула. Актёр надеется на свой талант и на то, что его трудности, вызванные алкоголизмом, временные. Клещ цепляется за своё классовое самосознание, гордится своей принадлежностью к рабочему классу и всеми силами рвётся из ночлежки. Татарин пытается держаться за Коран, а умирающая Анна с надеждой ждёт воздаяния в загробной жизни. Даже самые отчаявшиеся из ночлежников на что-то ещё опираются, за что-то держатся: Барон живёт своим прошлым, а у Наташи остаётся ещё последняя надежда на спасительную любовь. Только два персонажа из обитателей “дна” лишены иллюзий — это Сатин и Бубнов.
Сатин — борец за истину. Какова же его правда? Правда у Сатина – человек. Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека, утверждает иную, по сравнению с Бубновым, жизненную позицию: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Человек! Надо уважать человека. Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Сатин сам лжёт, но он имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем – в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо любви к ближнему Сатин предлагает любовь к дальнему абстрактному человеку. Горький понимал, что в устах Сатина речь о гордом и свободном человеке звучала искусственно, но она должна была звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого автора.
Позиция Сатина утешительна – противостоит позиция Бубнова. Это наиболее мрачная фигура в пьесе. Бубнов никогда явно в спор не вступает, словно разговаривает с самим собой («А ниточки-то гнилые…»). Бубнов относится к жизни со злым пессимизмом («Люди все живут, как щепки по реке плывут…»). Но всё-таки в отчаянном Бубнове под зачерствелостью и безразличием можно обнаружить страдающую человеческую душу. В конце пьесы его наивная мечта разбогатеть и открыть бесплатный трактир для бедных сближает его с товарищами по несчастью.
Таким образом, правда, пусть и самая горькая, всегда должна побеждать. Ложь, даже «во спасение», — чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда: кем бы он ни был, ведь он в первую очередь – человек.

Что лучше «ложь во спасение» или «горькая» правда? Этим вопросом человечество задается на протяжении столетий. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, они неотделимы. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького “На дне”. Суть ее — в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей.
В драме «На Дне» действие происходит в ночлежке, похожей на пещеру с низким потолком, где темно, нет простора и трудно дышать. Здесь собрались воры, нищие, калеки — все, кто был выброшен из жизни, измученные и никому не нужные. Проживая вместе, они обсуждают насущные жизненные вопросы. Самая важная, мучительная проблема для обитателей ночлежки — это проблема правды и лжи. В чём заключается “правда” ночлежки? В том, что у людей отнято будущее, надежда, смысл. Почти все ночлежники как могут спасаются от этой “правды”, выдумывают себе суррогаты будущего, надежды, смысла. Так, живущая в ночлежке девушка Настя грезит “роковой любовью”. Торговка Квашня гордится своей мнимой женской свободой, Васька Пепел — ещё более мнимой свободой воровской, а сапожник Алёшка — совсем уже отчаянной свободой загула. Актёр надеется на свой талант и на то, что его трудности, вызванные алкоголизмом, временные. Клещ цепляется за своё классовое самосознание, гордится своей принадлежностью к рабочему классу и всеми силами рвётся из ночлежки. Татарин пытается держаться за Коран, а умирающая Анна с надеждой ждёт воздаяния в загробной жизни. Даже самые отчаявшиеся из ночлежников на что-то ещё опираются, за что-то держатся: Барон живёт своим прошлым, а у Наташи остаётся ещё последняя надежда на спасительную любовь. Только два персонажа из обитателей “дна” лишены иллюзий — это  Сатин и Бубнов.
Сатин — борец за истину. Какова же его правда? Правда у Сатина – человек. Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека, утверждает иную, по сравнению с Бубновым, жизненную позицию: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит.. . гордо! Человек! Надо уважать человека. Не жалеть.. . не унижать его жалостью.. . уважать надо! » Сатин сам лжёт, но он имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем – в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо любви к ближнему Сатин предлагает любовь к дальнему абстрактному человеку. Горький понимал, что в устах Сатина речь о гордом и свободном человеке звучала искусственно, но она должна была звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого автора.          Позиция Сатина утешительна – противостоит позиция Бубнова. Это наиболее мрачная фигура в пьесе. Бубнов никогда явно в спор не вступает, словно разговаривает с самим собой («А ниточки-то гнилые…») . Бубнов относится к жизни со злым пессимизмом («Люди все живут, как щепки по реке плывут…») . Но всё-таки в отчаянном Бубнове под зачерствелостью и безразличием можно обнаружить страдающую человеческую душу. В конце пьесы его наивная мечта разбогатеть и открыть бесплатный трактир для бедных сближает его с товарищами по несчастью.
Таким образом, правда, пусть и самая горькая, всегда должна побеждать.  Ложь, даже «во спасение» , — чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда: кем бы он ни был, ведь он в первую очередь – человек.

Правда и ложь.… Два противоположных полюса, связанных не-разрывной ниточкой. Что более необходимо человеку? Странно ставить такой вопрос. Ведь с самого детства нам прививают понятие о правде как о положительном качестве, а о лжи как об отрицательном. В обычной ситуации, может быть, это и не всегда так важно, что вам скажут: правду, истину – или солгут в очередной раз. А если дело касается, к примеру, пациента и врача, когда доктор не сомневается в том, что больной не доживет до следующего дня. Он не знает, как ему поступить: сказать все в глаза или промолчать, скрыть. Вот он – вечный философский вопрос. Вопрос о правде и святой лжи.… Эту проблему поднимает и М.Горький в своей пьесе «На дне».
В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. Под давлением тягчайшего экономического гнета опускалось на «дно» жизни огромное количество людей. В пьесе «На дне» М.Горький рисует нам потрясающие картины жизни
капиталистического «дна», которое представлено в виде костылевской ночлежки.
Основной конфликт драмы – конфликт в душах героев, в их восприятии мира, человека, правды, конфликт между реальным и желаемым. Здесь-то и зарождается спор о правде.
В интервью корреспонденту «Петербургской газеты» М.Горький, касаясь проблематики своей пьесы, говорил: « Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Этот вопрос не субъективный, а общефилософский». Так
ставит проблему М.Горький.
Лука и Сатин размышляют о человеке, его силе, его правде, об отношении к человеку: «Человек – вот правда».
Лук…. С появлением этого человека в ночлежке души ее обитателей становятся взбудораженными, мысли – интенсивней, собранней. Лука – странник, проповедующий добро, любовь и уважение к людям. Это человек, который любит размышлять. Ему
не откажешь в уме, он стремиться к истине.
Лука не главный герой пьесы. Он лишь композиционный центр драмы, вокруг которого строится основной конфликт. Появление Луки – завязка пьесы, его исчезновение – кульминация.
Лука – интересный герой, вызывающий огромное количество споров вокруг себя. Для того чтобы попытаться понять, кто же он та-кой, обратимся к автору. Сам М.Горький утверждал, что Лука – жулик, обманщик и имя у него Лука – «лукавый».
Лука – тонкий психолог. Он сразу же угадывает, что нужно людям, и тут же им предоставляет ту утешительную мудрость, ту сказку, которая для обитателей ночлежки становится бальзамом, заживляющим все раны. Таким образом, Лука стремится не к
изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди.
Жалостливость – вот та изюминка, за счет которой Лука завоевывает симпатии окружающих. Жалостливость и внушение ложной, мимолетной иллюзии в бесперспективной жизни ямы, дна, бездны, из которой уже не выбраться! Кто-кто, а Лука это понимает лучше всех!
Он сам не верит в свою «правду». И знает, что все сказанное им – бред, вымысел или неосуществимая затея, но заботит ли его это? Думает ли он о последствиях своей утешительной сказки?
Нет! Ему это не интересно! И доказывает это он своим исчезновением. Да! Он исчезает, растворяется как раз в тот момент, когда люди, которым он вскружил головы, нуждаются в его словах, в его советах, в этих самых выдумках более всего на свете.
Лука вместо того, чтобы собрать и объединить силы для борьбы, длительной и тяжелой, наоборот, расслабляет жителей ночлежки.
Каждый из г6ероев пытается вырваться. И Лука усилил это их желание. Но как горько становится всем после осознания полнейшего несоответствия между социальным положением героев и их внутренним миром.
Нет, не нужна людям «дна» «правда» Луки. Она отбирает силы для борьбы с действительностью с целью достижения счастья, для которого и создан человек.
Обитатели ночлежки слабы, они несостоятельны: с исчезновением из их поля зрения Луки уходит их мечта о новой жизни, зажженная странником. Все остается по-старому.
Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция представлена в образе босяка Сатина. Сатин – борец за справедливость. Он и в тюрьму попал, потому что вступился за честь своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили Сатина. Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но он не видит выхода, облегчения страданий в простом утешении людей. Именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав:
«Человек свободен, он за все платит сам».
Этой пьесой Горький продолжает, переосмысливает и завершает тему босячества, но в то же время автор ищет ответы и на философские вопросы, главный из которых является вопрос: «Что лучше: сострадание или истина? Что нужнее ?». В пьесе сталкиваются различные идеи, взгляды, позиции; каждый из героев по-своему отвечает на эти вопросы.
Действие пьесы происходит в подвале, лишенном света и воздуха, угрюмом, сыром, душном. Но именно здесь вынуждены жить самые разные люди. Они создают собирательный, многоликий образ «дна».
Герои ведут привычный образ жизни: ругаются, ссорятся, чья очередь убирать, и так далее. Но появление странника Луки нарушает сложившуюся обстановку.
Прежде всего необходимо сказать, что этот маленький сгорбленный старичок совсем не похож на обитателей ночлежки.
Его напевно-плавная, мягкая речь резко контрастирует с рычанием Сатина, прерывистыми фразами Клеща, криками, свистом.
Герои постоянно унижают друг друга, оскорбляют. Такие обращения как «козел ты рыжий», «старая собака», «нечистый дух», «дуреха», «звери» вполне обычны и привычны здесь. А Лука называет ночлежников не иначе, как «народ честной», «браток»,
«голубка», «матушка», «милая», «детынька». Еще Лука привлекает нас тем, что для него все люди одинаковы: «… По-моему, ни одна блоха –не плоха: все-черненькие, все-прыгают» – говорит он.
Лука очень много всего рассказывает, и, именно благодаря этим рассказам, мы хоть что-то узнаем о страннике. Из его поведения в некоторых эпизодах (разговор Луки с Бубновым, Пепла с Костылева) мы можем сделать вывод, что Лука – беглый каторжник. По-видимому, он, прекрасно понимая, что в суровых условиях Сибири ему не выжить, решился на побег. И, наверно, поэтому у Луки нет паспорта, и он так боится полиции, что исчезает в тот момент, когда убивают Костылева.
Почти все действующие лица лишены чего-то в жизни: Актер – возможности играть на сцене, Клещ – постоянной работы, Настя – любви. Они мучительно пытаются изменить свое положение и находят понимание и сочувствие именно у Луки. С его появлением у ночлежников крепнет вера в лучшую жизнь, возникает надежда на выход со «дна». Он к каждому человеку находит свой подход.
Потерявшему все из-за тяги к алкоголю Актеру Лука дарит веру в излечение: «От пьянства нынче лечат, слышь!
Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Воздержись… возьми себя в руки и – терпи… А потом вылечишься…и начнешь жить снова… Ну, решай в два приема…» Актер легко верит Луке потому,
что в душе уже несет эту мечту. По словам Ю.Юзовского, Актер дает «повязать на глаза повязку» возвышающего обмана».
Лука успокаивает и Анну, дарит ей утешение перед смертью, облегчает шаги в жизни; «Вот значит помрешь, и будет тебе спокойно… Ничего больше не надо будет, и бояться – нечего!… Смерть – она все успокаивает… она для нас ласковая… Ты верь! Ты – с радостью помирай, без тревоги…» Анна, которую всегда били и обижали, видит в Луке ласкового, похожего на отца человека и верит ему.
Не так легко все получается у Луки с вором и бандитом Васькой Пеплом, трезво смотрящим на вещи. Но человечность, забота, внимание со стороны странника заставляют Пепла искренне поверить в «праведную землю» – в Сибирь, где можно начать новую, совершенно другую жизнь.
Лука также убеждает Наташу поверить Пеплу и уехать вместе с ними: « И я скажу – иди за него, девонька, иди. Он – парень ничего, хороший!»
С Настей у Луки не возникает никаких проблем. Она живет мечтами, а Лука лишь подбадривает ее, говоря: «Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она!».
Для Актера, Насти, Анны, Пепла и Наташи вера важнее правды. Именно они откликаются на реплику Луки: «Во что веришь, то и есть».
Но не со всеми ночлежниками у Луки складываются замечательные отношения. Некоторые из них –Бубнов, Барон – не пытаются вырваться, они уже отчаялись и потеряли веру, надежду на спасение. И Лука достаточно умен, чтобы понимать
ненужность и бесплодность попыток изменить их.
Лука приносит в мир страданий, унижений, несчастий очень важную идею –необходимо жалеть, понимать и уважать людей, сочувствовать им и сострадать: «Человека приласкать –никогда не вредно… Надо… кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей
надо!» Лука утешает, дарует обитателем ночлежки надежду. Он говорит нелицеприятные слова хозяевам, вступается за несправедливо обиженных. Например, он говорит Барону: «Ты , барин, зачем девку тревожишь? Она ведь для своего удовольствия слезы льет… чем тебе это вредно?»
Однако в образе Луки не все так просто и однозначно, как кажется на первый взгляд. Главное в Луке это ум, основанный на жизненном опыте. Его доброта идет от ума Лука не придумывает для каждого из ночлежников мечты, а лишь поддерживает уже сформировавшуюся надежду. Для Луки « нет объективных истин и ценностей, а есть столько истин, сколько людей» (Б.В.Михайловский). Он прежде всего умен и хитер.
Особенно сложно в пьесе взаимодействуют Лука и Сатин. Сатин умен и понимает Луку. Он во многом повторяет слова странника, но по-своему истолковывает их. Сатина и Луку объединяет желание помочь человеку, но Сатин считает, что человек должен быть сильным, свободным, не нуждающимся во лжи. Сатин убежден, что ложь нужна обществу, где есть рабы.
Чтобы человеку стать свободным, ему важно знать правду: «Кто слаб душой…и кто живет чужими соками – тем ложь нужна…
одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто-сам себе хозяин…кто независим и не жрет чужого –зачем тому ложь?
Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свобод – кого человека!» Сатин отказывает обитателям ночлежки в праве считать себе людьми.
Он утверждает, что жалость – это унижение человека. Лука же во имя спасения и помощи готов лгать и делать это. Лука отдает предпочтение надежде и уверен, что « не всегда правдой души вылечишь.» Он рассказывает ночлежникам историю о человеке, поверившем в «праведную землю». Идейный смысл притчи заключается в том, что правда не нужна, она убивает людей. Недаром Актер во втором действии читает стихотворение П. Беранже «Безумцы». Он проводит параллель между Лукой и безумцем, навевающим «человечеству сон золотой».
На протяжении многих лет представление о драме сводилось к разоблачению утешительной лжи Луки Сатиным. Но Горький создает сложный, противоречивый, неоднозначный, многогранный образ. Да, Лука добр, отзывчив, снисходителен. Он
интересуется жизнью, людьми, умеет внимательно слушать. Лука помогает босякам начать уважать себя. Он хорошо разбирается в людях и знает, что нужно каждому из ночлежников. У большинства крепнет вера в возможность жить лучше. Несколько
смягчается даже Бубнов, лишь Барон остается в этой ситуации циником.
Лука искренне желает помочь ночлежникам. Он находит слова утешения, но его сострадание приводит к утаиванию правды.
Утешительная ложь Луки на время вселяет в обитателей ночлежки уверенность и желание выбраться со «дна». Но она в то же время приносит печальные последствия. Ни одному из героев не удается воплотить свою мечту в жизнь. Лука внезапно исчезает, после чего все чувствуют себя разочарованными и обманутыми.Возвращение к реальности тяжело переживается ими, особенно болезненно реагирует Актер. Он, вместо того чтобы отправиться в лечебницу, «на пустыре…удавился». А Васька Пепел отправляется в Сибирь на каторгу. Недаром Клещ говорит: «Помагил их куда-то…а сам – дорогу не сказал..»
И.Ф. Анненский писал: «В результате приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может». Во многом ответственность за самоубийство Актера ложится на Луку, однако мы не можем
обвинять его во всех несчастьях ночлежников. Они оказываются слишком слабыми, чтобы противостоять обществу, и поэтому сами во многом виноваты.

То лучше «ложь во спасение» или «горькая» правда? Этим вопросом человечество задается на протяжении столетий. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, они неотделимы. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького “На дне”. Суть ее — в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей.
В драме «На Дне» действие происходит в ночлежке, похожей на пещеру с низким потолком, где темно, нет простора и трудно дышать. Здесь собрались воры, нищие, калеки — все, кто был выброшен из жизни, измученные и никому не нужные. Проживая вместе, они обсуждают насущные жизненные вопросы. Самая важная, мучительная проблема для обитателей ночлежки — это проблема правды и лжи. В чём заключается “правда” ночлежки? В том, что у людей отнято будущее, надежда, смысл. Почти все ночлежники как могут спасаются от этой “правды”, выдумывают себе суррогаты будущего, надежды, смысла. Так, живущая в ночлежке девушка Настя грезит “роковой любовью”. Торговка Квашня гордится своей мнимой женской свободой, Васька Пепел — ещё более мнимой свободой воровской, а сапожник Алёшка — совсем уже отчаянной свободой загула. Актёр надеется на свой талант и на то, что его трудности, вызванные алкоголизмом, временные. Клещ цепляется за своё классовое самосознание, гордится своей принадлежностью к рабочему классу и всеми силами рвётся из ночлежки. Татарин пытается держаться за Коран, а умирающая Анна с надеждой ждёт воздаяния в загробной жизни. Даже самые отчаявшиеся из ночлежников на что-то ещё опираются, за что-то держатся: Барон живёт своим прошлым, а у Наташи остаётся ещё последняя надежда на спасительную любовь. Только два персонажа из обитателей “дна” лишены иллюзий — это  Сатин и Бубнов.
Сатин — борец за истину. Какова же его правда? Правда у Сатина – человек. Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека, утверждает иную, по сравнению с Бубновым, жизненную позицию: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит.. . гордо! Человек! Надо уважать человека. Не жалеть.. . не унижать его жалостью.. . уважать надо! » Сатин сам лжёт, но он имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем – в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо любви к ближнему Сатин предлагает любовь к дальнему абстрактному человеку. Горький понимал, что в устах Сатина речь о гордом и свободном человеке звучала искусственно, но она должна была звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого автора.          Позиция Сатина утешительна – противостоит позиция Бубнова. Это наиболее мрачная фигура в пьесе. Бубнов никогда явно в спор не вступает, словно разговаривает с самим собой («А ниточки-то гнилые…») . Бубнов относится к жизни со злым пессимизмом («Люди все живут, как щепки по реке плывут…») . Но всё-таки в отчаянном Бубнове под зачерствелостью и безразличием можно обнаружить страдающую человеческую душу. В конце пьесы его наивная мечта разбогатеть и открыть бесплатный трактир для бедных сближает его с товарищами по несчастью.
Таким образом, правда, пусть и самая горькая, всегда должна побеждать.  Ложь, даже «во спасение» , — чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда: кем бы он ни был, ведь он в первую очередь – человек.

  • Сочинения
  • Свободная тема
  • Что лучше – горькая правда или сладкая ложь?

Сочинение на тему Что лучше – горькая правда или сладкая ложь?

Жизнь человека — это один сплошной выбор. Каждый день мы сталкиваемся с ситуацией, когда нам нужно принять решение, поступать так или иначе. Только сам человек может сделать моральный выбор, оценить последствия этого выбора и ответить на вопрос: выбор был сделан правильный или нет?

Самый сложный выбор, который приходится делать изо дня в день, это сказать правду или солгать. И встаёт логичный вопрос, как поступить? Однозначного ответа на него нет и никогда не будет. Правда у каждого человека своя. Она величина относительно и как постоянную составляющую её воспринимать нельзя.

Сказать правду или солгать? Понятно, что все зависит от ситуации, от мотивов, от того, какой результат человек хочет получить, ответив на тот или иной вопрос. Если задуматься, человек всегда преследует какие-либо цели, говоря правду или скрывая её. И цели у человека могут быть, как личные, там и благие. Но в любом случае, какие бы мотивы не были у человека, таковыми они могут казаться только для неё самого. Предполагая, что, обманув, мы убережём человека от обид, разочарований, боли, мы неизбежно задумываемся на тем, а как это ложь в дальнейшем отразится на нас самих.

Самые честные создания — это маленькие дети. Они еще не научились обманывать и говорят только правду. Разве можно обидеться на ребёнка, если он скажет, то, что нам не понравится? «Мама, это тетя такая толстая, некрасивая и т.д.» На ребёнка не обидятся конечно, но назовут невоспитанным, отругают, хотя, он сказал не обязательно правду или ложь, он сказал, то, что посчитал верным. С самых малых лет, родители, ругая за правду, начинают непроизвольно побуждать своих детей к вранью.

Считают, что говорить правду — это черта сильной, состоявшейся личности, не зависящей от чужого мнения, которой не в чем будет упрекнуть. Не у каждого человека язык повернуться ответить честно на элементарные вопросы: как дела? Как на работе? Как выглядишь? Мы стали врать, даже отвечая на самые простые вопросы. Мы постоянно обманываем по мелочам, на работе, дома, в обществе друзей. Такое мелкое вранье происходит у нас на автомате, мы даже не задумаемся нам тем, как часто мы это делаем. Есть даже такое понятие: «Все врут всем, всегда»

Почему так происходит? А попробуйте провести эксперимент правда, хотя бы на один день. Уверяю вас, будет очень не просто. В завершении дня, можно потерять друга, обидеть родственников, даже уволиться с работы. А почему же так? Присутствует деловая этика общения, нормы поведения в обществе. Высказав своё мнение о руководстве, мы рискуем быть уволенными. Сказав лишнего о девушке друга, мы рискуем его потерять.Парадокс. Все хотят слышать только правду, но на самом деле никто не любит правду. Она причиняет боль, ранит наши чувства, заставляет нас услышать том, что мы знаем давно знаем, но не хотим признавать.

Подводя итог, что же решить: горькая правда или сладкая ложь? Только вы сами можете ответить себе на этот вопрос. Ложь во блага, безусловно существует. Вопрос лишь в том, что благо для вас, то может быть злом для другого человека. Чтобы вы ни сказали и не сделали, важно не жалеть об этом потом.

2 вариант

Каждый человек хотя бы раз в жизни стоял перед сложным нравственным выбором: сказать правду или соврать? Причины душевных метаний могут быть разными:

– человек боится расстроить кого-то правдивым, но печальным известием;

– человек боится наказания за свой поступок;

– человек хочет сохранить дружеские отношения с собеседником.

Обмануть всегда легче. Ложь не требует мужества. У человека, которому лгут, не возникает неприятных переживаний, он слушает лживые речи, улыбаясь. Наверное, поэтому ложь и называют сладкой.

Если человек знает, что правда будет неприятна для собеседника, но он все равно принимает решение быть искренним, значит, он сильный и не привык выбирать в жизни легкие пути. Правду называют горькой, потому что услышать и принять ее бывает очень трудно.

Большинство людей, решая вопрос о том, соврать или быть честным, руководствуются собственной выгодой. Однако выбирая обман, человек должен помнить о том, что правда однажды станет известной. Это должны помнить те, кто оправдывает ложь во спасение. Я считаю, что лгать, желая уберечь нервы человека, негуманно. Ведь однажды обман раскроется, это значит, что человеку придется пережить двойное потрясение: встретиться лицом к лицу с правдой, а также осознать, что близкие его обманывали.

Я считаю, что уважающий себя человек должен стремиться к честности. На мой взгляд, честность является признаком психологической зрелости человек, его готовности нести ответственность за свои слова и поступки. Конечно, в некоторых ситуациях говорить правду очень тяжело, но ее преимущества доказывают верность такого выбора:

– не нужно запоминать разные версии одного и того же события;

– нет необходимости притворяться, можно быть естественным в поведении;

– доверие со стороны товарищей является залогом крепкой дружбы.

Ситуации бывают разные. Мудрый человек в повседневной жизни помнит не только о своих жизненных принципах, но и о психологическом благополучии окружающих. Если, общаясь с человеком, я вижу, что он не готов услышать правду в ответ на свой вопрос, я не стану шокировать его. Но и врать я не стану. Я предоставлю ему часть информации, но эта часть будет истинной. Дозировано воспринимать правду всегда легче. Когда он примет эту часть, я преподнесу ему следующую. Я считаю, что такой подход позволяет мне сохранить дружеские отношения и эмоциональное благополучие близких людей.

Таким образом, правда всегда лучше, чем обман. Чтобы горькую на вкус правду смог принять каждый, ее нужно преподносить осторожно.

Также читают:

Картинка к сочинению Что лучше – горькая правда или сладкая ложь?

Что лучше - горькая правда или сладкая ложь?

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Идеальная школа

    У каждого учащегося свои понятия об идеале школы. Честно говоря, модель идеальной школы у моих сверстников является довольно-таки странной. В мечтах всех моих друзей школа представляет собой заведение

  • В чем заключается счастье? сочинение

    Счастье. О нём мечтает каждый человек. Все хотят иметь хорошую судьбу. Однако, понятие счастья для каждого индивидуально. Один человек мечтает иметь богатую виллу, иномарку, яхты, самолеты

  • Сочинение Каким я представляю будущее своей семьи

    Близкие люди, семья – самое дорогое, что есть в жизни каждого человека. Родители, бабушки и дедушки, братья и сестры – мы бесконечно любим их и очень хотим видеть всегда здоровыми и счастливыми.

  • Образ Хорошего Дела и его характеристика в повести Горького Детство

    В новом доме особый интерес у Алёши вызывал квартирант Хорошее Дело

  • Тема и идея рассказа Конь с розовой гривой Астафьева

    Основной идеей произведения является мысль о прощении человека, который делает неправильный жизненный выбор.

Жизнь человека — это один сплошной выбор. Каждый день мы сталкиваемся с ситуацией, когда нам нужно принять решение, поступать так или иначе. Только сам человек может сделать моральный выбор, оценить последствия этого выбора и ответить на вопрос: выбор был сделан правильный или нет?

Самый сложный выбор, который приходится делать изо дня в день, это сказать правду или солгать. И встаёт логичный вопрос, как поступить? Однозначного ответа на него нет и никогда не будет. Правда у каждого человека своя. Она величина относительно и как постоянную составляющую её воспринимать нельзя.

Сказать правду или солгать? Понятно, что все зависит от ситуации, от мотивов, от того, какой результат человек хочет получить, ответив на тот или иной вопрос. Если задуматься, человек всегда преследует какие-либо цели, говоря правду или скрывая её. И цели у человека могут быть, как личные, там и благие. Но в любом случае, какие бы мотивы не были у человека, таковыми они могут казаться только для неё самого. Предполагая, что, обманув, мы убережём человека от обид, разочарований, боли, мы неизбежно задумываемся на тем, а как это ложь в дальнейшем отразится на нас самих.

Самые честные создания — это маленькие дети. Они еще не научились обманывать и говорят только правду. Разве можно обидеться на ребёнка, если он скажет, то, что нам не понравится? «Мама, это тетя такая толстая, некрасивая и т.д.» На ребёнка не обидятся конечно, но назовут невоспитанным, отругают, хотя, он сказал не обязательно правду или ложь, он сказал, то, что посчитал верным. С самых малых лет, родители, ругая за правду, начинают непроизвольно побуждать своих детей к вранью.

Считают, что говорить правду — это черта сильной, состоявшейся личности, не зависящей от чужого мнения, которой не в чем будет упрекнуть. Не у каждого человека язык повернуться ответить честно на элементарные вопросы: как дела? Как на работе? Как выглядишь? Мы стали врать, даже отвечая на самые простые вопросы. Мы постоянно обманываем по мелочам, на работе, дома, в обществе друзей. Такое мелкое вранье происходит у нас на автомате, мы даже не задумаемся нам тем, как часто мы это делаем. Есть даже такое понятие: «Все врут всем, всегда»

Почему так происходит? А попробуйте провести эксперимент правда, хотя бы на один день. Уверяю вас, будет очень не просто. В завершении дня, можно потерять друга, обидеть родственников, даже уволиться с работы. А почему же так? Присутствует деловая этика общения, нормы поведения в обществе. Высказав своё мнение о руководстве, мы рискуем быть уволенными. Сказав лишнего о девушке друга, мы рискуем его потерять.Парадокс. Все хотят слышать только правду, но на самом деле никто не любит правду. Она причиняет боль, ранит наши чувства, заставляет нас услышать том, что мы знаем давно знаем, но не хотим признавать.

Подводя итог, что же решить: горькая правда или сладкая ложь? Только вы сами можете ответить себе на этот вопрос. Ложь во блага, безусловно существует. Вопрос лишь в том, что благо для вас, то может быть злом для другого человека. Чтобы вы ни сказали и не сделали, важно не жалеть об этом потом.

Картинка к сочинению Что лучше — горькая правда или сладкая ложь?

Правда и ложь — это понятия, которые присутствуют в жизни человека всегда. С самого детства ребенка учат быть честным, не обманывать людей. Доброе имя нельзя сделать, если врать людям. Бывает так, что личность может соврать ради спасения, предпочитая вранье. Кто-то не решается сознаться, чтобы не разрушить свою семью или чью-то жизнь. Сочинение на тему «Правда и ложь» поможет разобраться, отчего зависит выбор того или иного решения, а также почему кому-то свойственно привирать, а другим нет.

Рекомендации и правила написания

Истина и ложь — противоположные значения. Люди по-разному относятся к этим понятиям, хотя считается, что все хоть раз в жизни, но врали.

Подготовка к работе

Перед тем как приступить к работе, нужно понять, какова основная идея сочинения. Затем составить план. С его помощью будет легче раскрыть тему. Для того чтобы написать сочинение-рассуждение на тему «Правда и ложь», можно задать следующие вопросы:

  • что означают эти понятия?
  • как обман влияет на людей?
  • какие примеры известны?
  • почему люди врут?
  • что толкает говорить жестокую правду?

После ответов на вопросы можно перейти к составлению композиции. Она состоит из следующих элементов:

  • введение;
  • основная часть;
  • заключение.

Также работа должна содержать тезис, аргументы, выводы. Можно использовать цитаты, но не стоит ими злоупотреблять. Важно соблюдать логику изложения, не допускать ошибок.

Составление композиции

В сочинении нельзя нарушать композиционную часть. Отсутствие одного из элементов нарушит целостность рассуждения. Введение должно быть кратким. Здесь необходимо написать суть работы. Можно дать определение понятиям лживости и правды.

В основной части следует раскрыть главную тему работы. Нужно привести примеры из жизни или литературных произведений, после чего их проанализировать и оценить. Можно описать влияние обмана на людей, почему они это делают, а также для чего используется «ложь во спасение».

В заключительной части нужно сделать выводы, написать актуальность темы в современное время.

Работа должна быть последовательной, без ошибок. Перед сдачей сочинения его нужно проверить на ошибки и логику изложения мыслей.

Вариант 2

Что лучше: сладкая ложь или горькая правда? Философско – психологический вопрос, который мучает подрастающее поколение. Чтобы постараться ответить на этот вопрос рассмотрим несколько наглядных примеров.

Когда мы впервые слышим этот вопрос, конечно же нам хочется ответить: «горькая правда лучше сладкой лжи». Этому учили нас родители, так гласит народная мудрость. Но так ли это на самом деле? Рассмотрим ситуацию, в которой ложь будет скорее всего уместнее, чем правда. Допустим, молодая девушка мечтает о ребенке. Она проходит обследование и полная надежд ждет результатов. Врач, получивший результаты, видит, что эта женщина бесплодна и шанс забеременеть стремится к нулю. Врач стоит перед выбором: сказать правду или солгать. Врач выбирает не рушить надежды молодой девушки. Правильное ли это решение? Думаю, в данной ситуации да. Теперь девушка не опустит руки, не перестанет надеяться и верить, будет проходить различные курсы лечений. Все мысли материальны и возможно, когда – ни будь она сможет родить. Что было бы, если врач сказал правду? Девушка потеряла бы смысл жизни, впала бы в депрессию, ее здоровье, как физическое, так и психическое, ухудшилось и это явно ни к чему хорошему не привело бы.

Или рассмотрим другой пример. Допустим, что старенький дедушка попал в больницу с сердечным приступом. В этот же день его сын попал в аварию и погиб. Стоит ли говорить отцу про смерть сына? Конечно, да. Но не в данный момент. Сейчас лучше придумать срочную командировку или неотложные дела. А когда отцу станет лучше, можно сказать про смерть сына. В противном случае, и так ослабленное сердце старенького дедушки может не выдержать.

Говорить правду надо тогда, когда вы точно уверены, что она не принесет вреда. Например, если ваш самый близкий друг поступил плохо. Неужели вы ему не скажите правду, какой бы горькой она не была бы? В данном случае, если вы сладко солжете, то окажите другу медвежью услугу. Говорите правду, даже если эта правда заденет самолюбие человека.

Говорить правду или лгать только ваш собственный выбор. Этот выбор зависит от ситуации, от человека, который слушает вас. Возможно, этот человек очень восприимчивый и честность может привести к необратимым последствиям.

Что лучше: горькая правда или сладкая ложь? Нельзя ответить на этот вопрос, выбрав какую то одну из позиций. Каждый сам для себя решает, что как и кому сказать.

Другие сочинения: ← Идеальный мир ↑ На свободную темуПомощь людям →

Примеры работ

Ложь — то, что не соответствует реальности. Истина делает человека свободным. Многие люди врут ради достижения своих целей. Вопрос в том, стоит ли оно того и имеют ли право индивиды на вранье.

Мини-эссе для 6 класса

Ложь и правда — антонимы. Сказать правдиво, значит, рассказать истину, то есть то, что было в действительности. Правдивые истории всегда сообщаются без утаивания каких-либо подробностей.

Ложь — выдумка, обман. Лжецов не уважают в обществе. Считается, что с такими людьми не стоит иметь дел, так как не знаешь, когда ждать вранья от обманщиков и с какой стороны.

Можно привести пример из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», где Хлестаков выдумал историю о жизни в Петербурге. Причем так рассказал, что сам поверил в это. Герой пошел на обман ради личной выгоды. Такой поступок характеризует его как непорядочного человека. Конечно, можно найти ему оправдание, ведь слушатели тоже были врунами. Вся эта ситуация выглядела смешно.

Я считаю, что нельзя с точностью разделить правду и ложь на хорошее и плохое. Бывает так, что необходимо соврать ради спасения чьей-то жизни.

Примером, когда ложь необходима для утешения человека, служит пьеса Горького «На дне», где сталкиваются правда Сатина и обман Луки. Странник хотел вселить надежду в людей, которые оказались на самом дне этой жизни. Он стремился дать надежду на лучшее. Конечно, ложь этого героя не спасла никого из жителей ночлежки, но людям хотя бы ненадолго полегчало. Сатин оправдывает странника, но сам считает, что обман — это религия рабов и хозяев.

В итоге своего сочинения на тему «Ложь и правда» хочу сказать, что каждый индивид по-своему относится ко лжи и правде. Я думаю, что все люди до единого должны быть честными. Человеческие отношения строятся на доверии, а чтобы оно было, необходимо всегда говорить правду и не лгать.

Сочинение «Правда и ложь»

Правда и ложь. Два этих понятия являются полной противоположностью друг друга. Все мы с детства знаем, что ложь это плохо, а правда это хорошо. Это говорили наши родители. Но не все задумывались о том, что ложь бывает не такой плохой как мы о ней думаем. Поэтому возникает вопрос. Является ли ложь хорошим поступком? Давайте рассмотрим этот вопрос на примере художественных произведений.

В пьесе Горького «На дне» ложь показывается с хорошей стороны. Мы видим ложь во имя спасения. Жители ночлежки потеряли надежду на нормальное существование. Лука является тем человеком, который помогает им обрести ту самую надежду, которой всем не хватает. Он врет во спасение, врет для блага. Анне он говорит, что на том свете ей будет легче, что там её ждет лучшая жизнь.

Лука этими словами пробуждает в Анне желание жить. Она умирает с этим желанием. Лука, своей ложью, облегчил страдания Анны. Он помог ей уйти в тот мир со спокойной душой, с чувством, что на том свете будет лучше. Но можно ли сказать, что ложь во спасение это хорошо?

Анна являлась не единственным человеком, которому Лука пытался помочь. Актер являлся пьяницей. Его организм «Отравлен алкоголем». Лука рассказывает ему о бесплатной больнице для алкоголиков, которой на самом деле не существует. Эта больница дает ему надежду, мечту на выздоровление и возвращение к прежней нормальной жизни. Он перестает пить, чтобы скопить денег на поездку туда. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Ложь Луки дарит Актеру надежду на светлое будущее, надежду на возвращение в лучшую жизнь. Но с исчезновением Луки, Актер понимает, что больница была нереальной. Он теряет смысл в жизни. В финале он покончил жизнь самоубийством. Эта история доказывает, что ложь во имя во имя спасения не всегда является хорошим действием.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что нельзя однозначно сказать является ли ложь во имя правды хорошим поступком. Безусловно, она дарит людям надежду, но потеряв её, человек может потерять смысл жизни. В финале все может закончиться плачевно.

Полезный материал по теме:

  1. Что такое ложь? Почему люди лгут? Как распознать ложь?
  2. Правда ли, что средства оправдывают цели?
  3. Правда ли, что мечтать нужно только о великом?
  4. Правда ли, что злой человек не может быть счастливым?
  5. Правда ли, что легче простить врага, чем друга?

Сочинение про ложь, что есть ложь

4

(6)

Такое понятие, как ложь — достаточно сложное, но в любом случае это явление считается пороком и почти никогда не имеет оправданий. Но ложь все-таки нужна человечеству, ибо в противном случае оно бы уже давно исчезло с лица Земли.

Иногда говорят: «Ложь во благо или спасения», действительно ли можно обойтись безо лжи? Что касается меня, то я считаю, что ложь однозначно является делом нехорошим. Ведь когда человек лжет, несмотря на причины и обстоятельства, он вводит людей в заблуждение. Может он хочет просто что-то скрыть от посторонних, а возможно просто хочет пошутить над ними, а иногда, что уже совсем плохо — использовать обманутых людей в своих целях. А бывает, что человек лжет из-за боязни получить наказание. Именно в таких случаях говорят, что «ложь — родная сестра страха».

Существует некая «ложь во благо» или «ложь ради спасения». Но я считаю это лишь оправданием и допускаю такую ​​ложь в самых крайних случаях. Люди иногда не говорят правды, чтобы не расстраивать своих друзей, близких или родственников.Например, больному могут не сказать, что его болезнь смертельна. В этом случае он получит надежду на спасение и обязательно проживет дольше. Или кому-то не говорят о неприятности и успокаивают человека, выигрывая время для того, чтобы подготовить его к плохой вести. К сожалению, такая ложь остается ложью и существует большая вероятность того, что она быстро раскроется и тот, кто врал и этим стремился сделать другому только лучше, окажется в неприятном положении и будет считаться лжецом.

Единственный вариант «лжи во благо или ради спасения», который признаю лично я — это промолчать там, где действительно говорить нельзя. Но это уже и не ложь, так как информацию мы не перевирает, а просто умалчиваем. Например, промолчать можно в случае опасности и тем самым избежать паники. Или промолчать можно ради того, чтобы не нанести глубокой сердечной раны. Недаром говорят, что иногда «молчание — золото». Но ни в коем случае не следует врать, чтобы потом не придумывать дальнейшую ложь и не искажать то, что хочешь сказать.

Не люблю я и тех людей, которые ложь не считают чем-то неестественным и врут не ради какой-то цели, а, скорее, по привычке. Я таких людей хорошо знаю, даже с некоторыми дружил. Но дружба эта была недолгой, потому что с ними можно общаться, но ни в коем случае нельзя дружить и вести общие дела, потому что обязательно попадешь в какую-нибудь историю. Иногда задумываешься над тем, что же толкает людей ко лжи? Может, богатая фантазия? А может стремление самоутвердиться? Не могу на это точно ответить, но я уверен, что такими эти люди останутся до конца своей жизни и вряд ли изменятся в лучшую сторону. И при этом им хоть бы что! Потеряв одних друзей, они тут же заводят других, зачастую таких же лжецов, как и они сами. А потом эти люди искренне не понимают, почему попадают в неприятности, почему с ними избегают общения люди.

Сегодня никого не удивишь тем, что очень часто врут публичные люди. Но и здесь ложь имеет особые черты. Чаще всего она заключается в невыполнении обещаний, на этом все и заканчивается. Например, некоторые политики врут прямо с трибуны, манипулируя общественным мнением. В этом случае ложь содержит часть правды, но не полностью ей соответствует. Да и средства массовой информации иногда далеко отходят от правды, скрывая от нас важную информацию. И я считаю, что такое искажение или замалчивание не является благом для людей.

Довольно часто ложь становится родной сестрой страха. Например, врут дети в садике, чтобы не быть наказанными за какой-то проступок, врут школьники, когда получают плохие отметки и не хотят рассказывать об этом своим родителям, врут и взрослые, потому что боятся получить наказание по закону. Но существует старинная пословица: «Сколько веревочке ни виться, а конец будет», то есть все равно правда когда-нибудь откроется, будь то «правда во благо», «правда ради спасения» или «правда от страха».

4 / 5. 6

.