Что лучше прочитать для сочинение по русскому языку

Если вы действительно серьёзно читали все 10 книг, о которых мы будем говорить, то экзамен вы сдадите — аргументы подберёте к любой проблеме, но можно также и прочитать всего несколько трудов из списка, если у вас мышление ассоциативное, а любой факт из произведения вы можете “выкрутить” в свою пользу. Например, стоит выбрать, кто вам ближе: Шолохов или Толстой? Не обязательно читать оба романа-эпопеи (то есть “Тихий Дон” и “Войну и мир”), так как проблемы в них перекликаются. Достаточно действительно хорошо знать сюжетные линии одной из книг.

При этом не забывайте, что аргументов должно быть два, а значит примерами из одного произведения не обойтись.

1. “Война и мир” Льва Николаевича Толстого

На примере историй трёх семей на фоне войны с Наполеоном показаны многие вечные проблемы — это проявление лучших (или худших) качеств человека в критические моменты (Пьер Безухов, Андрей Болконский), неопытность молодой души (Наташа Ростова) и влияние окружения на становление личности (Анатоль и Элен Курагины, Андрей и Марья Болконские, Наташа, Николай, Пётр и Вера Ростовы), выбор пути или поиск смысла жизни (Пьер Безухов, Андрей Болконский). Также Толстой говорит о милосердии в лице, например, Наташи Ростовой, о долге — в лице Болконских, о ветрености и малодушии — Анатоль Курагин, Наташа Ростова. Не забывает автор и о проблеме социального расслоения, жажде власти — это два противоположных мира семей Курагиных и Ростовых.

Практически в каждой главе романа, в каждом эпизоде можно найти аргументацию к той или иной проблеме в экзаменационном тексте.

2. “Тихий Дон” Михаила Александровича Шолохова

В романе-эпопее, посвящённом жизни казаков в период Гражданской войны, одна из центральных тем — женская любовь и её глубина (Наталья и Аксинья). Также важнейшая проблема, поднятая Шолоховым, — выбор пути человеком. Это терзания Григория Мелехова (как на войне, так и в личной жизни). Классик говорит о бесконечном стремлении к счастью вопреки любым препятствиям (история любви главных героев), а также о человеческой похоти, влиянии инстинктов на жизнь человека (жена старшего брата Григория). Сквозь всё произведение прослеживается и тема рока, неотвратимости, искупления грехов. Шолохов, рассказывая о семье Мелеховых, говорит и о долге перед родителями, противостоянии разных поколений и предательстве.

3. Любая книга из цикла “Песнь Льда и Пламени” Джорджа Мартина 

Вне зависимости от того, поклонник вы сериала или серии произведений фантаста, созданная американским писателем реальность настолько глобальна, что воплощает все радости и пороки человеческой жизни, или, как бы сказал Бальзак, “человеческой комедии”. История противостояния домов (влиятельных семей) за престол вскрывает самые ужасные стороны людской души — Мартин говорит о правилах честной и нечестной войны, о проблеме несправедливости, ненависти и корысти в обществе, об инцестах, алчности и милосердии, о проблеме долга перед семьёй и государством, о бесчестии вне зависимости от социального достатка, о чванстве, о присутствии соревновательного духа между членами семьи. Нет даже смысла всё перечислять и указывать конкретных героев — их много, и пороки и достоинства есть в каждом из персонажей цикла. Аргумент практически к любой проблематике вы найдёте в истории Вестероса. Даже о противодействии прогрессу и неприятии нового можно рассказать на примере истории об экспериментах над Горой.

4. “Преступление и наказание” Фёдора Михайловича Достоевского

Одно из важнейших произведений школьной программы — это история о “маленьких людях”, “тварях дрожащих”. В романе поднимается также широкий спектр вопросов — двойничество души, присутствие в каждом человеке двух полюсов — добра и зла, искупление грехов, выбор пути (снова главные герои, Мармеладов), жизненные приоритеты и становление личности, роль религии в жизни человека, алчность и цинизм (старуха-процентщица, Свидригайлов), изменение восприятия мира в зависимости от внутренних переживаний человека (Санкт-Петербург), чувство вины, неотвратимость наказания, экстремизм и т.д. Большинство проблем романа показаны через личности главных героев — Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой.

5. “Гроза” Александра Николаевича Островского

Пьеса, посвящённая социальным и бытовым проблемам (как и “Бесприданница”), показывает тёмный мир, в котором нет места для светлых эмоций. Они просто погибают под натиском человеческой “простоты”, ненависти, консерватизма и невежества. В произведении можно найти аргументы на темы предательства (измена Катерины мужу), неспокойствия человеческой души, постоянного поиска нового (также Катерина), социального расслоения, следования традициям и неприятия молодёжи старым поколением (Кабаниха и Катерина, Тихон), рока (графиня и предзнаменование смерти), чувства вины, подавления сердцем слова разума, лжи в кругу близких, подросткового максимализма, воровства среди богатого сословия (Дикой), власти, превратностей любви, взаимоотношений отцов и детей и так далее.

6. “За рубежом” Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

Привести аргументы из сатирического произведения классика можно на темы патриотизма (любовь к Родине, неприятие чужого, хоть и лучшего), противостояния Запада и Востока, России и Европы, бедных и богатых (беседа русского и немецкого мальчика), чувства толпы, потребительского общества, забвения традиций, человеческого фактора в отношениях, профессионального долга, особенностей менталитета разных народов и так далее.

7. “Капитанская дочка” Александра Сергеевича Пушкина

Немаловажно и прочитать небольшое произведение нашего светила, потому как эта повесть (кстати, аргумент такой можно взять и из романа “Война и мир”) поднимает проблему о роли личности в истории (Емельян Пугачёв и Екатерина II). Также нельзя не сказать о милосердии (снова императрица), поведении человека в критической ситуации, долге перед государством, родительской строгости (в лице отца Петра Гринёва), предательстве (Швабрин и Гринёв), чувстве собственничества (Швабрин), социальном неравенстве и, конечно, о любви — капитанской дочки и Гринёва.

8. “Русский язык на грани нервного срыва” Максима Анисимовича Кронгауза

В ЕГЭ нередко попадаются тексты, посвящённые обеднению русского языка, распространению заимствованных слов, варваризмов, развитию жаргона. Как правило, большинство учеников не знает, какой аргумент (литературный) привести, — в этот момент вам и пригодится труд лингвиста и профессора Максима Кронгауза. В этой книге автор поднимает самые актуальные проблемы русского языка — изменение языковых норм, язык Интернета, злоупотребление вводными словами, словами-паразитами и т.д. Нужно хотя бы пробежаться по тексту книги — знать, какие проблемы поднимает исследователь и почему.

9. “Великий Гэтсби” Фрэнсиса Скотта Фицджеральда 

Как и в случае с “Игрой престолов” (первой частью), необязательно читать — можно посмотреть фильм. “Великого Гэтсби” любят далеко не все — для кого-то занудно, однако кинолента получилась весьма динамичной (тем более что некоторые моменты из романа реализованы на экране не были — например, жизнь Гэтсби в молодости, эпизод с его семьёй). Классик эпохи джаза поднимает проблемы нетерпимости богатых к проблемам людей низкого “сословия”, отличия любви от влюбленности, жажды власти и денег, “маленького человека”. Также автор рассказывает о настоящей дружбе, мечтах и надеждах. Последние, по Фицджеральду, нередко пустые.

О смирении, воинском долге, отчаянии потерявшего близких, неотвратимости смерти, равенстве перед войной и гибелью всех людей (вне зависимости от достатка, родословной и рода деятельности), дружбе и безразличии на войне к вещам, важным в мирное время, рассказывает Ремарк. В небольшом произведении можно найти аргументы почти на любую военную проблематику.

Необязательно читать все произведения из школьной программы, чтобы хорошо написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Подготовили список из шести произведений, которые освободят вас от необходимости изучать десятки произведений русской классики. 


Сдать ЕГЭ по русскому языку на 80+ баллов реально с правильной подготовкой. Как её организовать, рассказали в
нашей статье. А также побеседоваели с высокобальницами — Ясей, которая получила 100 баллов за ЕГЭ по русскому, и выпускницами курса «Экстра».

«Война и мир», Л. Н. Толстой

Практически в каждом эпизоде «Войны и мира» можно найти аргументацию к проблеме из экзаменационного КИМа. 

На примере историй трёх семей на фоне войны с Наполеоном показаны многие вечные проблемы:

  • Проявление лучших/худших качеств человека в критические моменты (Пьер Безухов, Андрей Болконский);
  • Неопытность молодой души (Наташа Ростова); 
  • Влияние окружения на становление личности (Анатоль и Элен Курагины, Андрей и Марья Болконские, Наташа, Николай, Пётр и Вера Ростовы);
  • Выбор пути или поиск смысла жизни (Пьер Безухов, Андрей Болконский);
  • Милосердие (Наташа Ростова)
  • Долг (Болконские);
  • Ветреность и малодушие (Анатоль Курагин, Наташа Ростова);
  • Проблема социального расслоения, жажда власти (два противоположных мира семей Курагиных и Ростовых).

«Тихий Дон», М.А. Шолохов

На протяжении всего произведения прослеживается тема рока, неотвратимости, искупления грехов. Шолохов, рассказывая о семье Мелеховых, говорит и о долге перед родителями, противостоянии разных поколений и предательстве.

  • Женская любовь и её глубина (Наталья и Аксинья);
  • Выбор пути человеком (терзания Григория Мелехова (как на войне, так и в личной жизни);
  • Бесконечное стремление к счастью вопреки любым препятствиям (история любви главных героев);
  • Человеческая похоть, влияние инстинктов на жизнь человека (жена старшего брата Григория).

«Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский 

Одно из важнейших произведений школьной программы, которое раскрывает историю о «маленьких людях», «тварях дрожащих». Большинство проблем романа показаны через личности главных героев — Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой.

  • Двойничество души, присутствие в каждом человеке двух полюсов — добра и зла, искупление грехов, выбор пути (главные герои, Мармеладов); 
  • Жизненные приоритеты и становление личности, роль религии в жизни человека, алчность и цинизм (старуха-процентщица, Свидригайлов);
  • Изменение восприятия мира в зависимости от внутренних переживаний человека (Санкт-Петербург);
  • Чувство вины, неотвратимость наказания, экстремизм (Родион Раскольников). 

«Гроза», А.Н. Островский

Пьеса, посвященная социальным и бытовым проблемам, показывает темный мир, в котором нет места для светлых эмоций. В произведении можно найти аргументы на темы: 

  • Предательство (измена Катерины мужу); 
  • Неспокойствие человеческой души, постоянное поиска нового (также Катерина);
  • Социальное расслоение, следование традициям и неприятие молодёжи старым поколением (Кабаниха и Катерина, Тихон);
  • Рок (графиня и предзнаменование смерти); 
  • Чувства вины, подавление сердцем слов разума, подростковый максимализм, воровство среди богатого сословия (Дикой); 
  • Взаимоотношение отцов и детей.

«За рубежом», М.Е. Салтыков-Щедрин

Привести аргументы из сатирического произведения классика можно на следующие темы: 

  • Патриотизм (любовь к Родине, неприятие чужого, хоть и лучшего);
  • Противостояние Запада и Востока, России и Европы, бедных и богатых (беседа русского и немецкого мальчика).

Также раскрываются такие темы, как чувство толпы, потребительское общество, забвение традиций, человеческий фактор в отношениях, профессиональный долг, особенности менталитета разных народов и так далее.

«Капитанская дочка», А.С. Пушкин 

Эта повесть поднимает проблему о роли личности в истории (Емельян Пугачёв и Екатерина II). 

  • Милосердие (снова императрица);
  • Поведение человека в критической ситуации, долг перед государством, родительская строгости (в лице отца Петра Гринёва);
  • Предательство (Швабрин и Гринёв); 
  • Чувство собственничества (Швабрин); 
  • Социальное неравенство и любовь (капитанская дочка и Гринёв).


Вторая часть ЕГЭ по русскому языку представлена 27 заданием — сочинением. Это наиболее трудоёмкая и важная часть экзамена: за неё можно получить целых 25 первичных баллов. Главное — соблюдать все критерии написания. Расскажем, как правильно использовать литературные иллюстрации в сочинении, в статье
«Всё, что нужно знать о литературных аргументах для ЕГЭ по русскому».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!

Готовь сани летом… И литературу читать не забывай! Ведь во время учебного года времени для этого почти не остаётся, а уже с сентября-октября начинается подготовка к итоговому сочинению. Она подразумевает наличие определенного литературного багажа. Если вы успели растерять его за 9-10 класс или даже не начинали собирать, в помощь вам этот список. В него входят ключевые произведения школьной программы, с которыми вы точно знакомы, но могли подзабыть. Они поделены на объёмные и короткие. Также по полочкам разложены основные темы каждого произведения.

Полезный список литературы для подготовки к ЕГЭ и итоговому сочинению

Универсальные произведения для сочинений формата ЕГЭ и итогового:

1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (роман).

Темы: война (Пугачёвский бунт), взаимная любовь, предательство, милосердие, доброта, нравственный выбор, честь и бесчестие.

2. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (роман).

Темы: поиск смысла жизни, исследование себя, невзаимная любовь, анализ общества, внутренняя борьба, эгоизм и бессердечность.

3. Н.В. Гоголь «Мертвые души» (поэма).

Темы: жажда обогащения, выработка жизненных принципов, лицемерие, обман, омертвелость души, взаимоотношения учителя и ученика, сатира на общество, любовь к Родине.

4. И.С. Тургенев «Отцы и дети» (роман).

Темы: конфликт отцов и детей, взаимная и невзаимная любовь, воздействие сильной личности на общество, выбор профессии (врач), семейные ценности, идейное противостояние, отношение к прогрессу.

5. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (роман).

Темы: сильная личность, ставшая на путь зла, жизненный опыт и ошибки, стремление к идеалу, саморазрушение, духовные искания, самопожертвование, милосердие, любовь к близким.

6. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (роман).

Темы: бессмертное творчество (литература), судьба творца, гениальность, всепобеждающая любовь, верность, бездуховность общества, влияние высших сил на человеческие судьбы.

7. М. Шолохов «Судьба человека» (рассказ).

Темы: война, плен и лишения, нравственный выбор, героизм, любовь к Родине, вера в победу, потеря близких, сострадание, доброта, сиротство, счастье.

Указанные произведения имеют средний объём. Я намеренно не предлагаю 2 романа-эпопеи: «Войну и мир» Л.Н. Толстого и «Тихий Дон» М. Шолохова, потому что они очень велики, хотя и являются универсальными.

Короткие многотемные произведения:

1. М. Горький «Старуха Изергиль» (рассказ).

Темы: сильная личность, нравственный выбор, эгоизм, самоотверженная любовь к людям, сила любви, героический поступок, столкновение героя и толпы, отверженность и изгнание, передача жизненного опыта.

2. А. Куприн «Чудесный доктор» (рассказ).

Тема: нищета, отчаяние и готовность к самоубийству, жизненные трудности, ответственность за семью, доброта и милосердие, неожиданная помощь, благородный поступок.

3. К. Паустовский «Старый повар» (рассказ).

Темы: исповедь перед смертью, искусство (музыка), способное творить чудеса, совесть и покаяние, самопожертвование, воспоминание о прежней жизни.

4. М.Ю. Лермонтов «Бородино» (стихотворение).

Темы: преемственность поколений, защита Родины, героизм и отвага, подвиг всего народа в борьбе с захватчиками.

5. И. Бунин «Чистый понедельник» (рассказ).

Темы: поиск смысла жизни и предназначения, любовь, разлука, нравственный выбор, духовность и религия, отрицание привычных ценностей.

Удачи!

Проблемы, поднимаемые в текстах ЕГЭ и список литературы к ним.

1. Проблема исторической памяти
• А.С.Пушкин. Два чувства дивно близки нам…
• Ч.Айтматов. И дольше века длится день. Легенда о манкуртах.
• В.Быков. Сотников. Волчья стая.
• Р.Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту. И грянул гром…
• Б.Екимов. Ночь исцеления.
• М.Гелприн. Свеча горела.
• Б.Васильев. Летят мои кони…
• В.Солоухин. Чёрные доски.
• В.Железников. Чучело.

2. Проблема взаимоотношения человека и природы
• В.Астафьев. Зачем я убил коростеля?
• Е.Носов. Белый гусь
• В.Астафьев. “Белогрудка”
• В.П.Астафьев. Царь – рыба. Цикл “Затеси”. И милосердия…
• В.Солоухин. Кувшинка.
• Р.Брэдбери. И грянул гром. 451 градус по Фаренгейту.
• А.И.Куприн. Анафема.
• И.Курамшина. Эквивалент счастья.
• Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном.
• Б.Екимов.”Давай останемся здесь жить…”
• Л.Н.Толстой. Фрагмент романа “Война и мир”. Ночь в Отрадном

3. Проблема совести
• М.Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть»
• В.Быков «Сотников»
• А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
• Л.Н. Толстой «Война и мир». Николай Ростов и проигрыш Долохову.

4. Проблема нравственного выбора
• А.П.Чехов. Крыжовник
• Ч.Айтматов. И дольше века длится день. Легенда о манкуртах.
• Т.Кудрявцева.Детский дом. Лёка.
• М. Горький. Старуха Изергиль.
• М.Гелприн. Свеча горела.
• А.Приставкин. Ночевала тучка золотая.
• В.Быков. Сотников. Волчья стая.
• Б.Васильев. Летят мои кони… О докторе Янсене.
• В.Железников. Чучело.
• Р.Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту.
• В.Астафьев. Цикл “Затеси”. Записка.
• М.Шолохов. Судьба человека.

5. Проблемы, связанные с темой любви
• И.Бунин . Темные аллеи.
• А. Куприн. Гранатовый браслет. Олеся.
• И. С. Тургенев. Первая любовь.

6. Проблема смысла жизни. Истинные и ложные ценности
• Н.В.Гоголь. Мёртвые души. О Чичикове. О Плюшкине. Шинель.
• И.Гончаров. Обломов. Один день из жизни Обломова. Сон Обломова. Стремление Штольца к познанию.
• М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени.
• А.С.Пушкин. Евгений Онегин.
• И.С.Тургенев. Отцы и дети. Базаров и Кирсановы
• А.П.Чехов. Крыжовник. Ионыч.
• И.Бунин. Господин из Сан-Франциско.
• М.Булгаков. Мастер и Маргарита. Ершалаимские главы.
• Артур Конан Дойл. Портрет Дориана Грея.
• В.Г.Короленко. Парадокс.
• М.Горький. Старуха Изергиль. Легенда о Данко. История Ларры.
• Р.Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту.
• Л.Н.Толстой. Война и мир. Пьер и Масон Баздеев. Пьер в плену. Упорядоченность дня старого князя Болконского.
• Б.Васильев. Летят мои кони… О докторе Янсене. О духовности , вещизме.
• В.Солоухин. Чёрные доски.
• А.Алексин. Раздел имущества.
• В.Быков. Волчья стая.
• Л.Улицкая. Дочь Бухары.
• И Курамшина. Сыновний долг.
• К.Г.Паустовский. Телеграмма.
• М.Гелприн. Свеча горела.
• М.Ф.Достоевский. Преступление и наказание. Теория Раскольникова. Диалог Сони и Раскольникова
• В.Железников. Чучело.
• Л.Н.Толстой. Чем люди живы?
• А. Алексин. “Взрослый” вечер.

7. Проблема очищающей силы искусства
• М. Гелприн. Свеча горела.
• Р.Брэдбери. Улыбка. 451 градус по Фаренгейту.
• А.И.Куприн. Анафема. Гранатовый браслет.
• В.Астафьев. Цикл “Затеси”. Гимн жизни.
• К.Г.Паустовский. Старый доктор.
• М. Булгаков. Мастер и Маргарита. Фрагмент.
• Л.Н.Толстой. Война и мир. Проигрыш Николая Ростова. Пляска Наташи Ростовой в охотничьем домике дядюшки.

8. Проблема жертвенности материнской любви
• В.Астафьев. Белогрудка
• Ч.Айтматов. И дольше века длится день. Легенда о манкуртах.
• А.Алексин. Раздел имущества. Безумная Евдокия.
• Б.Екимов. Ночь исцеления.
• К.Г.Паустовский. Телеграмма.
• Л.Н.Толстой. Война и мир. Проигрыш Николая Ростова. Всепоглощающая любовь старой графини к детям.
• П.Санаев. Похороните меня за плинтусом.
• А. Платонов. Третий сын.
• Л.Улицкая. Дочь Бухары.
• В.Шукшин. Материнское сердце.
• Д.И.Фонвизин. Недоросль.
• В.Вересаев. Всю жизнь отдала.
• И.С.Тургенев. Отцы и дети. Отношение родителей Базарова к нему.

9. Проблема бездуховности, вещизма
• Л. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна»
• Р. Брэдбери «Вельд»
• В.П. Астафьев «Людочка»
• Е. Габова «Не пускайте рыжую на озеро»
• А.И.Солженицын «Матрёнин двор»

10. Проблема бесчеловечности войны
• А.Приставкин. Буква “К”. Золотая рыбка.
• А.Приставкин. Ночевала тучка золотая. .
• В.Быков. Сотников.
• В.Богомолов. Первая любовь.
• Л.Н.Толстой. Война и мир. Петя Ростов и пленный барабанщик.
• Л.Н.Толстой. Война и мир. Эпизод встречи войск во время перемирия.
• Р.Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту.

11. Проблема роли детства в жизни человека
• И.Гончаров. Обломов. Фрагмент.
• Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание. Сон Раскольникова.
• Д.И. Фонвизин. Недоросль.
• П.Санаев. Похороните меня за плинтусом.
• Л.Н.Толстой. Война и мир. Петя Ростов и пленный барабанщик.
• В.Распутин. Уроки французского.

12. Роль наставника, учителя

• В.Распутин. Уроки французского.
• Д.И. Фонвизин. Недоросль.
• М.Гелприн. Свеча горела.
• А.Алексин. Безумная Евдокия.
• Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»
• Ч. Айтматов. Первый учитель».

13. Проблема необходимости дружбы между людьми, роль дружбы
• Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. Письмо № 2. (О дружбе)
• Л.Н.Толстой. Война и мир.
• Лицейская дружба А.С. Пушкина.
• И.А. Гончаров. «Обломов». Обломов и Штольц.

14. Проблема взаимоотношения детей и родителей, отношения детей к родителям, невнимательного отношения к близким, разобщённости отцов и детей
• Л.Н.Толстой. Война и мир. Проигрыш Николая Ростова.
• И.С.Тургенев. Отцы и дети. Базаров и родители.
• А.Алексин. Раздел имущества.
• А.Алексин. Безумная Евдокия.
• Б.Екимов. Говори, мама, говори…
• Б.Екимов. Ночь исцеления.
• И.Курамшина. Сыновний долг.
• К.Паустовский. Телеграмма.

15. Проблема восприятия критики, воздействия критики на творческих людей
• И.С.Тургенев. Отцы и дети. Спор Е. Базарова с П. Кирсановым
• М.Булгаков. Мастер и Маргарита. Рассказ Мастера.
• В.Железников. Чучело.
• Л.Н.Толстой. Война и мир. Взаимоотношения Старого князя Болконского и его дочери.

16. Проблема экологии языка (чистоты языка)
• Д.С.Лихачёв о сквернословии.
• Д.С.Лихачёв.Письма о добром и прекрасном. О чистоте языка.
• И.С.Тургенев. Русский язык.
• М.Зощенко. Обезьяний язык.
• М.Кронгауз. Русский язык на грани нервного срыва. Фрагмент.

17. Проблема истинного и ложного патриотизма
• Л.Н.Толстой. Война и мир. Батарея капитана Тушина.
• В.Быков. Сотников.
• В.Некрасов. Вася Конаков.
• М.Шолохов. Судьба человека.
• Б.Васильев. Летят мои кони…
• А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

18. Проблема истинной и ложной чести
• Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. Письмо 10. Честь истинная и ложная
• А.С.Пушкин. “Капитанская дочка”. “Евгений Онегин”
• В.Железников. “Чучело”
• Ф.М.Достоевский. “Преступление и наказание”
• Л.Н.Толстой “Война и мир”. Капитан Тушин. Разговор князя Андрея и Пьера на пароме
• В.Некрасов. “Вася Конаков”
• В.Распутин. “Живи и помни”. “Уроки французского”
• Н.В.Гоголь. “Ревизор”. “Тарас Бульба”
• В.Быков. “Сотников”
• М.Шолохов. “Судьба человека”
• К.Г.Паустовский. “Телеграмма”
• Р.Брэдбери. “451 градус по Фаренгейту”

19. Проблема оценки таланта современниками
• М.Булгаков. Мастер и Маргарита.
• Судьба самого М. Булгакова.
• Непризнание таланта В.Высоцкого при жизни.
• Невостребованность технических изобретений Кулибина в 18 веке.

20. Проблема взяточничества и казнокрадства. Можно ли жить за счёт других? Взаимоотношение цели и средства. Всегда ли цель оправдывает средства?
• В.Солоухин. Каравай заварного хлеба.
• Н.В.Гоголь. Мёртвые души. О Чичикове. Ревизор.
• М.Булгаков. Мастер и Маргарита. Москва. 30 годы.
• Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. Письмо №1.

21. Проблема нехватки времени, умения его распределять
• А.И.Гончаров. Обломов. Фрагмент.
• Л.Н.Толстой. Война и мир. Упорядоченность жизни старого князя Болконского.
• А.Солженицын. Один день Ивана Денисовича.
• Р.Брэдбери. И грянул гром.

22. Проблема необходимости веры, идеи
• А.И.Куприн. Анафема.
• Б.Васильев. Летят мои кони.
• М.Булгаков. Мастер и Маргарита. Ершалаимские главы.
• В.Некрасов. Вася Конаков.
• П.Санаев. Нулевой километр.
• Л.Н.Толстой. Чем люди живы.
• М.Гелприн. Свеча горела
• Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание. Разговор о Евангелии.
• Р.Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту. Финальная часть.
• Л.Н.Толстой. Война и мир. Пьер и масон Баздеев.
• А.Солженицын. Один день Ивана Денисовича.

23. Проблемы, связанные с жизнью учёных. Проблемы, связанные с НТР. Проблема вмешательства человека в окружающий мир, прошлое, будущее
• Ф.М.Достоевский . Преступление и наказание. Мармеладов.
• В.Шукшин. Материнское сердце.
• А.С.Пушкин. Станционный смотритель.
• И.С.Тургенев. Муму. О Капитоне.
• Н.С.Лесков. Левша. Смерть героя.
• Н.А.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо. Пьяная ночь.
• Л.Н.Толстой. Война и мир. Проигрыш Николая Ростова. Пьяный кутеж Курагина, Долохова, Пьера.
• М.Булгаков. Морфий.
• Р.Брэдбери. Вельд.

24. Проблема воздействия СМИ, социальности литературы

• Л.М.Куликова. Я, мой муж и телевизор.
• Р.Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту. Монолог Битти. О телевизионных стенах.
• Ольга Маховская. Телемания: болезнь или страсть? (Аннотация)
• Д.С.Лихачёв. Письма к молодым читателям. Письмо № 22. Любите читать!
• И.Руденко. Публицистический очерк. Дохихикались!
• Дина Рудина. Евангелие от Интернета

25. Проблема познания окружающего мира как движущей силы саморазвития человека
• И.Гончаров. Обломов. Стремление Штольца к познанию
• Н.А.Некрасов. Школьник.
• В.Шукшин. Микроскоп. Забуксовал.
• Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. Письмо № 26. Учись учиться
• И.Бродский. Полторы комнаты.

26. Проблема взаимоотношения человека и государства (чиновников)
• В.Шаламов. Детские картинки.
• В.Шаламов. Ночью.
• В.Шаламов. Одиночный замер.
• Л.Улицкая. Казус Кукоцкого. Дочь Бухары.
• М.Булгаков. Мастер и Маргарита. Роль критики.
• Е.Мурашова. Класс коррекции.
• А.Солженицын. Один день из жизни Ивана Денисовича”
• Лоис Лоури. Дающий.
• Н.В.Гоголь. Шинель.

27. Проблема комплекса неполноценности, страха перед реальностью
• В.Пьецух.” Наш человек в футляре”.
• А.П. Чехов. Человек в футляре.

28. Проблема влияния денег на человека
• А.С. Пушкин «Пиковая дама». «Скупой рыцарь»
• И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско».
• Н.В. Гоголь «Мертвые души».
• А.П. Чехов «Ионыч».

29. Проблема воздействия музыки на человека
• Л.Н. Толстой «Война и мир». Наташа и братья после охоты у дядюшки. Митька и игра на балалайке.
• И.А. Гончаров «Обломов»
• А.П. Чехов «Ионыч»
• А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

30. Проблема заинтересованного чтения
• А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
• Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Соня Мармеладова и чтение ею Библии.
• Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке». Главный герой читает книгу.
• Н.Островского «Как закалялась сталь», затем статью о протезах.

Другие материалы к сочинению: 4ege.ru/zadaniya-ege-russkiy/3323-zadanie-s1-sochinenie.html

1. Бездушие
  • К. Паустовский “Телеграмма”
  • А. Платонов “Юшка”
  • А. Чехов “В аптеке”
  • Ю. Яковлев “Он убил мою собаку”
2. Бескорыстие
  • А.П. Гайдар “Тимур и его команда”
  • К. Паустовский “Мещерская сторона”
  • А. Солженицын “Матренин двор”
3. Бесстрашный
  • М. Горький “Песнь о буревестнике”
4. Бесчеловечность
  • В. Астафьев “Печальный детектив”
  • Р. Брэдбери “Карлик”
  • Б. Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”
  • Н. Гоголь “Шинель”
  • Н.С. Лесков “Леди Макбет Мценского уезда”
  • Н.С. Лесков “Левша”
  • Н. Некрасов “Железная дорога”
  • А. Платонов “Юшка”
  • Л.Н. Толстой “После бала”
  • И. Тургенев “Муму”
  • Ю. Яковлев “Он убил мою собаку”
5. Верность
  • М. Булгаков “Мастер и Маргарита”
  • В. Быков “Журавлиный крик”
  • Б. Васильев “А зори здесь тихие”
  • Ю. Герман “Дорогой мой человек”
  • “Повесть о Петре и Февронии”
  • А.С. Пушкин “Капитанская дочка”
  • А. Сент-Экзюпери “Маленький принц”
  • К. Симонов “Жди меня”
  • У. Шекспир “Ромео и Джульетта”
6. Взаимовыручка
  • А.П. Гайдар “Тимур и его команда”
  • В.Г. Короленко “В дурном обществе”
  • А. Лиханов “Последние холода”
  • Б. Полевой “Повесть о настоящем человеке”
  • М. Пришвин “Кладовая солнца”
  • А. Солженицын “Матренин двор”
7. Внутренний мир человека
  • Н. Гоголь “Мёртвые души”
  • М. Горький “Песнь о буревестнике”
  • А. Чехов “Тоска”
8. Выбор
  • И. Бунин “Цифры”
  • А.С. Пушкин “Капитанская дочка”
  • Л.Н. Толстой “Кавказский пленник”

+ из блока “Нравственный выбор”

9. Героизм
  • В. Быков “Журавлиный крик”
  • В. Быков “Знак беды”
  • В. Быков “Сотников”
  • Б.Васильев “А зори здесь тихие”
  • Б.Васильев “В списках не значился”
  • В. Некрасов “В окопах Сталинграда”
  • Б. Полевой “Повесть о настоящем человеке”
  • А.С. Пушкин “Капитанская дочка”
  • В. Скотт “Айвенго”
  • “Слово о полку Игореве”
  • А. Твардовский “Василий Теркин”
  • Л.Н. Толстой “Война и мир”
  • М. Шолохов “Они сражались за Родину”
  • М. Шолохов “Судьба человека”
  • Э. Хемингуэй “Непобежденный”
  • Э. Хемингуэй “Старик и море”
10. Детство
  • В.П. Астафьев “Конь с розовой гривой”
  • А. Гайдар “Голубая чашка”
  • М. Горький “Детство”
  • В. Драгунский “Денискины рассказы”
  • Л. Кассиль “Кондуит и Швамбрия”
  • В. Короленко “В дурном обществе”
  • В. Распутин “Уроки французского”
  • П. Санаев “Похороните меня за плинтусом”
  • М. Твен “Приключения Тома Сойера”
  • М. Твен “ПриключенияГекльберри Финна”
  • А. Толстой “Детство Никиты”
  • Л.Н. Толстой “Детство”
  • Р. Фраерман “Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви”
11. Добро
  • М. Горький “Легенда о Данко”
  • В. Драгунский “Денискины рассказы”
  • В.Г. Короленко “В дурном обществе”
  • А. Платонов “Юшка”
  • Б. Полевой “Повесть о настоящем человеке”
  • В. Распутин “Уроки французского”
  • А. Солженицын “Матренин двор”
  • М. Шолохов “Судьба человека”
12. Доброта
  • А. Сент-Экзюпери “Маленький принц”
  • Рассказы Шукшина
  • + из блока “Добро”
13. Драгоценные книги
  • Р. Брэдбери “”451 по Фаренгейту”
  • Р. Брэдбери “Воспоминания”
  • И. Гончаров “Обломов”
  • М. Горький “Детство”
  • М. Горький “Мои университеты”
  • А. Грибоедов “Горе от ума”
  • А. Пушкин “Евгений Онегин”
  • И. Тургенев “Отцы и дети”
  • Д. Фонвизин “Недоросль”
14. Дружба
  • Г.Х. Андерсен “Снежная королева”
  • А. Гайдар “Тимур и его команда”
  • Н. Гоголь “Тарас Бульба”
  • И. Гончаров “Обломов”
  • Джером К. Джером “Трое в лодке, не считая собаки”
  • В. Драгунский “Денискины рассказы”
  • Цикл А.Дюма о трёх мушкетерах
  • В. Каверин Два капитана”
  • Л. Кассиль “Кондуит и Швамбрия”
  • В. Катаев “Белеет парус одинокий”
  • А. Конан Дойль “Приключения Шерлока Холмса”
  • В. Короленко “В дурном обществе”
  • Ю. Нагибин “Мой первый друг, мой друг бесценный”
  • В. Осеева “Динка”
  • А.С. Пушкин “Пущину”
  • А.С. Пушкин “19 октября”
  • Э. Ремарк “Три товарища”
  • Э. Ремарк “Триумфальная арка”
  • А. Рыбаков “Кортик”, “Бронзовая птица”
  • Аркадий и Борис Стругацкие “Страна багровых туч”
  • И. Тургенев “Отцы и дети”
  • Р. Фраерман “Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви”
  • А. Сент-Экзюпери “Маленький принц”
15. Душевные силы
  • Ж. Верн “Таинственный остров”
  • И.-В. Гете “Фауст”
  • М. Горький “На дне”
  • Д. Дефо “Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо”
  • Ч. Диккенс “приключения Оливера Твиста”
  • Б. Полевой “Повесть о настоящем человеке”
  • А. Рыбаков “Дети Арбата”
16. Жизненные ценности
  • О. Бальзак “Гобсек”
  • О. Генри “Дары волхвов”
  • М. Горький “Песнь о буревестнике”
  • А.С. Грибоедов “Горе от ума”
  • Ф.М. Достоевский “Братья Карамазовы”
  • Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”
  • М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”
  • М.Ю. Лермонтов “Мцыри”
  • А.С. Пушкин “Евгений Онегин”
  • А.С. Пушкин “Капитанская дочка”
  • Л.Н. Толстой “Анна Каренина”
  • Л.Н. Толстой “Война и мир”
  • Л.Н. Толстой “Воскресение”
  • Л.Н. Толстой “Кавказский пленник”
  • И.С.  Тургенев “Отцы и дети”
  • А.П. Чехов “Вишневый сад”
17. Зависть
  • Библейская притча о Каине и Авеле
  • М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”
  • А.С. Пушкин “Капитанская дочка”
  • А.С. Пушкин “Моцарт и Сальери”
  • Л.Н. Толстой “Война и мир”
  • У. Шекспир “Гамлет”
  • У. Шекспир “Король Лир”
18. Истинный героизм
  • Из блока “Героизм”
19. Красота
  • Из блоков “Жизненные ценности” и “Природа”
20. Любовь
  • М. Булгаков “Мастер и Маргарита”
  • И. Бунин “Легкое дыхание”
  • И.А. Гончаров “Обломов”
  • И.А. Гончаров “Обыкновенная история”
  • А. Грин “Алые паруса”
  • Ф.М. Достоевский “Белые ночи”
  • Ф.М. Достоевский “Братья Карамазовы”
  • Ф.М. Достоевский “Идиот”
  • В. Каверин “Два капитана”
  • Н. Карамзин “Бедная Лиза”
  • А. Куприн “Гранатовый браслет”
  • А. Куприн “Куст сирени”
  • А. Куприн “Суламифь”
  • М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”
  • Н. Лесков “Леди Макбет Мценского уезда”
  • В. Осеева “Динка”
  • А.Н. Островский “Бесприданница”
  • А.Н. Островский “Гроза”
  • Б. Пастернак “Доктор Живаго”
  • “Повесть о Петре и Февронии”
  • А.С. Пушкин “Дубровский”
  • А.С. Пушкин “Евгений Онегин”
  • А.С. Пушкин “Капитанская дочка”
  • А.С. Пушкин “Повести Белкина”
  • Э.М. Ремарк “Три товарища”
  • А. Рыбаков “Дети Арбата”
  • Л.Н. Толстой “Анна Каренина”
  • Л.Н. Толстой “Война и мир”
  • И.С.  Тургенев “Ася”
  • И.С.  Тургенев “Дворянское гнездо”
  • И.С.  Тургенев “Отцы и дети”
  • Р. Фраерман “Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви”
  • А.П. Чехов “Ионыч”
  • А.П. Чехов “Дама с собачкой”
  • А.П. Чехов “О любви”
  • У. Шекспир “Ромео и Джульетта”
  • М. Шолохов “Тихий Дон”

О любви к Родине

  • из блока “Героизм”

О любви к природе

  • из блока “Природа”
21. Материнская любовь
  • В.П. Астафьев “Сопричастный всему живому”
  • К. Воробьев “Тетка Егориха”
  • М. Горький “Сказки об Италии”
  • В. Закруткин “Матерь человеческая”
  • К. Паустовский “Телеграмма”
  • Л. Улицкая “Дочь Бухары”
  • А. Фадеев “Молодая гвардия”
22. Милосердие
  • К. Воробьев “Сказание о моем ровеснике”
  • В. Гюго “Отверженные”
  • Борис Екимов “Ночь исцеления”
  • А. Приставкина “Золотая рыбка”
  • А. Пушкин “Капитанская дочка”
  • В. Тендряков “Хлеб для собаки”
  • Л.Н. Толстой “Война и мир”
  • А.П. Чехов “Вишневый сад”
  • М. Шолохов “Судьба человека”
23. Мужество
24. Надежда
  • А. Грин “Алые паруса”
25. Настоящее искусство
  • В. Астафьев “Домский собор”
  • В. Короленко “Слепой музыкант”
  • Б. Екимов “Музыка старого дома”
  • К. Паустовский “Старый повар”
  • Седьмая симфония Шостаковича “Ленинградская”
  • В. Тендряков “Свидание с Нефертити”
  • Л.Н.Толстой “Альберт”
  • Л.Н. Толстой “Война и мир”
  • А. П. Чехов “Скрипка Ротшильда”
26. Неуверенность в себе
  • А.С. Пушкин “Капитанская дочка”
  • А.С. Пушкин “Евгений Онегин”
  • Л.Н. Толстого “Кавказский пленник”
27. Нравственный выбор
  • А. Адамов “Каратели”
  • В.П. Астафьев “Конь с розовой гривой”
  • Ю. Бондарев “Горячий снег”
  • В. Быков “Волчья стая”
  • В. Быков “Обелиск”
  • В. Быков “Сотников”
  • Н. Гоголь “Тарас Бульба”
  • В. Гюго “Отверженные”
  • Ф. Достоевский “Преступление и наказание”
  • В. Кондратьев “Сашка”
  • М.Ю. Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника, удалого купца Калашникова”
  • П. Мериме “Маттео Фальконе”
  • А. Пушкин “Капитанская дочка”
  • А. Пушкин “Выстрел”
  • В. Распутин “Деньги для Марии”
  • В. Распутин “Живи и помни”
  • В.Г. Распутин “Уроки французского”
  • К. Симонов “Живые и мертвые”
  • И. Стаднюк “Человек не сдается”
  • Стругацкие “За миллиард лет до конца Света”
  • Стругацкие “Пикник на обочине”
  • Стругацкие “Трудно быть богом”
28. Ответственность
  • А.Моруа “Муравьи”
29. Преданность
30. Предательство
  • Л. Андреев “Иуда Искариот”
  • М. Булгаков “Мастер и Маргарита”
  • Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”
  • А. Дюма “Граф Монте-Кристо” 
  • В. Каверин “Два капитана” 
  • Н.С. Лесков “Леди Макбет Мценского уезда”
  • С. Львов “Друг моего детства”
  • В. Распутин “Живи и помни”
  • А.С. Пушкин “Капитанская дочка”
  • М.А. Шолохов “Судьба человека”
  •  
  •  
31. Призвание
32. Природа
  • А. Астафьев “Царь-рыба”
  • Б. Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”
  • М. Пришвин “Кладовая солнца”
  • Произведения Тургенева. Роль пейзажа.
  • “Слово о полку Игореве”
  • Л.Н. Толстой “Война и мир”
  • А.П. Чехов “Степь”
  • Ю. Яковлев “Разбуженный соловьями”
33. Равнодушие (черствость)
  • М. Лермонтов “Герой нашего времени”
  • А. Островский “Гроза”
  • А. Пушкин “Евгений Онегин”
  • А.П. Чехов “Тоска”
  • А.П. Чехов “Человек в футляре”
34. Радость
35. Родина
  • М.Ю. Лермонтов “Бородино”
  • Стихи Блока и Есенина о родине
36. Самовоспитание
  • И. Тургенев “Отцы и дети”
  • Н. Чернышевский “Что делать?”
  • Я. Голованов “Этюды об ученых”
37. Сила духа
38. СИЛЬНЫЙ (человек)
39. Смелость
  • “Житие Александра Невского”
  • М. Лермонтов “Бородино”
  • А. Пушкин “Капитанская дочка”
  • И.С. Тургенев “Воробей”
40. Совесть
  • Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”
  • А. Пушкин “Борис Годунов”
  • А. Пушкин “Капитанская дочка”
  • В. Распутин “Живи и помни”
  • В. Распутин “Последний срок”
  • М.Е. Салтыков-Щедрин “Господа Головлевы”
  • В.Ф. Тендряков “Суд”
  • М. Шолохов “Судьба человека”
41. Сострадание
  • Г.Х. Андерсен “Дикие лебеди”
  • Г.Х. Андерсен “Девочка со спичками”
  • Л. Андреев “Кусака”
  • Н. Гоголь “Шинель”
  • Ф.М. Достоевский “Бедные люди”
  • Ф.М. Достоевский “Мальчик у Христа на елке”
  • Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”
  • В. Железников “Чучело”
  • А.И. Куприн “Чудесный доктор”
  • А. Платонов “Юшка”
  • В. Распутин “Уроки французского”
  • И. Тургенев “Муму”
  • М. Шолохов “Судьба человека”
42. Справедливость
  • В. Астафьев “Конь с розовой гривой”
  • М. Булгаков “Мастер и Маргарита”
  • Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”
  • А.С. Пушкин “Станционный смотритель”
  • В. Распутин “Уроки французского”
43. Счастье
  • Ф.М. Достоевский “Бедные люди”
  • Ф.М. Достоевский “Братья Карамазовы”
  • Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”
  • Б. Екимов “Мальчик на велосипеде”
  • В. Каверин Два капитана”
  • В. Короленко “Парадокс”
  • Н. Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”
  • А.Н. Островский “Свои люди – сочтемся!”
  • А.С. Пушкин “Капитанская дочка”
  • А.С. Пушкин “Метель”
  • Л.Н. Толстой “Война и мир”
  • Л.Н. Толстой “Юность”
  • А.П. Чехов “Вишневый сад”
  • А.П. Чехов “Душечка”
  • А.П. Чехов “Крыжовник”
  • А.П. Чехов “Невеста”
  • Саша Чёрный “Кавказский пленник”
44. Талант
  • П. Бажов “Каменный цветок”
  • М. Булгаков “Жизнь господина де Мольера”
  • М. Булгаков “Мастер и Маргарита”
  • Н. Гоголь “Портрет”
  • Д. Гранин “Зубр”
  • В. Короленко “Слепой музыкант”
  • А.И. Куприн “Тапер”
  • Н. Лесков “Левша”
  • А.Н. Островский “Таланты и поклонники”
  • К. Паустовский “Книга о художниках”
45. Товарищество
  • Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”
  • Д. Лондон “В далеком краю”
  • Д. Лондон “Любовь к жизни”
46. Учитель
  • Ч. Айтматов “Первый учитель”
  • А. Алексин “Безумная Евдокия”
  • А. Алексин “Третий в пятом ряду”
  • В. Астафьев “Перевал. Кража”
  • В. Астафьев “Фотография, на которой меня нет”
  • В. Быков “Обелиск”
  • Б. Васильев “Завтра была война”
  • Б. Васильев “Летят мои кони”
  • В.В. Голявкин “Рисунки на асфальте”
  • В.К. Железников “Чучело”
  • Ф. Искандер “Тринадцатый подвиг Геракла”
  • А.А. Кузнецов “Земной поклон”
  • А.И. Куприн “Тапер”
  • А.А. Лиханов “Благие намерения”
  • А.П. Платонов “Песчаная учительница”
  • В. Распутин “Уроки французского”
  • Г.И. Северина “Легенда об учителе”
  • А. Сент-Экзюпери “Маленький принц”
  • В.Ф. Тендряков “Весенние перевертыши”
  • Ю. Яковлев “Зимородок”
47. Человечность
  • А.Г. Алексин “А тем временем где-то…”
  • К.Г. Паустовский “Телеграмма”
  • А.С. Пушкин “Капитанская дочка”
  • Б. Троепольский “Белый Бим Черное Ухо”
48. Честь
  • А. Бек “Волоколамское шоссе”
  • М. Булгаков “Белая гвардия”
  • В. Быков “Сотников”
  • Ф. Достоевский “Идиот”
  • Ф. Достоевский “Преступление и наказание”
  • М. Лермонтов “Герой нашего времени”
  • А.С. Пушкин “Дубровский”
  • А.С. Пушкин “Капитанская дочка”
  • А. Пушкин “Евгений Онегин”
  • Л.Н. Толстой “Война и мир”
  • Л.Н. Толстой “Воскресение”
49. Эгоизм
  • М.Горький “Старуха Изергиль”
  • А. Грибоедов “Горе от ума”
  • Древнегреческий миф о Нарциссе
  • М. Лермонтов “Герой нашего времени”
  • Д. Лондон “В далеком краю”
  • Н. Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”
  • А. Пушкин “Евгений Онегин”
  • Л.Н. Толстой “Война и мир”
  • Д. Фонвизин “Недоросль”
  • А.П. Чехов “Анна на шее”