Что значит написать сочинение от первого лица

Как это писать сочинение от первого лица?



Профи

(505),
закрыт



9 лет назад

kateLLa))

Профи

(595)


9 лет назад

1лицо: я, ты, вы. Из этого следует, что тебе нужно написать сочинение употребляя местоимения “Я”, “Ты” и “Мы”
Я сегодня встал рано. Ко мне пришел мой друг Петька, и мы собрались на речку.

Ольга Коворотная

Ученик

(203)


6 лет назад

Сочинение подбного плана надо писать будто бы от себякак будто говоришь ты.
Например: мы Монгольская армия нас (например) 10 000.Сегодня Каирхан позвал меня к себе в палаты и. т. д

  • Сочинения
  • Про животных
  • От лица животного

Я собака по кличке Тучка. Порода — русский охотничий спаниель. Мне пять лет, и я живу в человеческой стае, она называется семья.

В ней есть вожак, это мой хозяин. Он очень добрый, я всегда его слушаюсь. Хозяйка тоже добрая и ласковая. Она старается всех накормить, и мне это очень нравится. А еще мне нравится, что иногда, когда я сделаю что-то не так, хозяйка говорит, что это у меня «в породе». Это значит, что все мои предки поступали точно также и за это меня нельзя наказывать.

В семье двое детей: мальчик 10 лет и пятилетняя девочка. Это она дала мне такую забавную кличку. Дети тоже считают себя хозяевами. А мне кажется, что это мои брат и сестра. Потому что ни с кем не бывает так весело, как с ними. Зимой мы роем норы в сугробах, а летом бегаем по всем дворам и находим много интересного, особенно я.

Хозяева подсчитали, что я знаю и понимаю 108 слов и выражений. На самом деле мне понятно все, что можно запомнить по запаху. Или что-то повторяется много раз и тогда это тоже можно запомнить.

На охоту я ни разу не ходила, потому что мой хозяин этим не увлекается. Однажды сосед предложил взять меня на охоту. Но хозяин не согласился. Он сказал, что тогда мне будет очень сложно, потому что я не смогу понять, кто же из них двоих вожак.

Мне и без охоты хорошо живется. Меня все любят и я всех люблю. Но иногда дети заводят очень странную игру — дрессировку. Они приносят кусочки сыра и подают команды: лежать, ползи, барьер. Я не понимаю зачем, если я и так все их знаю и выполняю, когда это нужно. И хотя я очень люблю сыр, все же ухожу к себе на лежанку. Там меня никто не имеет права трогать, и я этим пользуюсь.

Зато когда мы приезжаем на дачу, то все вместе ходим в замечательное место. Здесь много песка и его можно копать.

В огороде мне рыть почему-то не разрешают. Хозяйка сердится и не говорит ничего про породу. А мне кажется, что все дело в ней, в породе.

Еще в том месте много воды, она называется морем. И тут наступает самое интересное. Мне бросают в воду палку. Я плыву за ней и приношу, чтобы ее кидали снова и снова. Я готова хоть целый день за ней плавать. Я не могу дождаться, когда кто-нибудь размахнется и бросит. У меня внутри все дрожит от нетерпения, и я тихонько поскуливаю.

Плавать за палкой — мое самое любимое занятие. Меня никто не учил, это точно «в породе». Даже на лапах между пальцами есть небольшие перепонки. Оказалось, что не все умеют и любят плавать. Соседский пес умеет, но не сильно любит. А девочка любит, но не умеет, и ее учит брат.

Мои хозяева уверены, что у всех животных есть интеллект, особенно у собак. Но ученые не пришли к единому мнению. Я не знаю, что такое интеллект и кто такие ученые. Мне нужно в этом разобраться. А главное, почему ученые не согласны с моими хозяевами. Ведь я им очень доверяю.

Таблица лиц

Рассказы могут быть трех типов:

  1. От первого лица.
  2. От второго лица.
  3. От третьего лица.

В каждом меняется только стиль повествования. Для определения лица, в котором написано произведение, стоит выделить наиболее часто встречающиеся личные местоимения: я, мы, ты, они и прочие.

от первого лица это как

Затем можно воспользоваться таблицей лиц:

Единственное число Множественное число
Первое лицо я мы
Второе лицо ты вы
Третье лицо он, она, оно они

Определив наиболее часто встречающиеся личные местоимения, необходимо выделить главного героя повествования. Это определенный персонаж? Это вы? Это сам автор?

  1. Если сам автор и является рассказчиком, то повествование ведется от первого лица. Это как будто автор сидит рядом с вами и рассказывает все в приватной беседе: я пошел, я сделала, я смогла и все в этом духе.
  2. Рассказы от второго лица не обрели популярность, хотя и весьма интересны. В этом случае автор обращается к аудитории и представляет все так, будто это читатель совершает действия: вы сделали, ты идешь, ты смотришь, ты видишь.
  3. Рассказ от третьего лица наиболее популярен и встречается чаще всего: она смогла, он рассказал, они ушли.

Любимые вещи маленьких детей

Впервые сталкиваться с написанием сочинения на тему любимой вещи школьникам приходится в младших классах. Маленьким детям довольно трудно понять, что представляет собой такой предмет. Но они с уверенностью могут сказать, что любимая вещь — это нечто дорогое сердцу. Например, это может быть плюшевый медведь, подаренный родителями, красочная книга, которую когда-то мама читала перед сном и т. д.

Не видавшие еще фактически жизнь дети, учащиеся в 3−4 классе, могут написать об игрушках или одежде. Но существует масса и других вещей, которые могут стать ценными и незаменимыми для малышей.

К числу таковых стоит отнести:

Как написать сочинение на тему Моя любимая вещь

  • Любая игрушечная коллекционная машинка, подаренная отцом, товарищем, ассоциирующаяся с целями в жизни, а не просто с воображаемой гонкой. Она может украшать полку или лежать в укромном уголке шкафа. С такой игрушкой ребенок точно обращается бережно, словно с добытым сокровищем.
  • Фарфоровая кукла, считающаяся ценным атрибутом детской комнаты маленькой девочки. Она может служить ценным экземпляром, являющимся частью большой коллекции. Или же быть просто дорогой, как память о приятном дне, встрече, событии. Любимой вещью девочки-школьницы может стать любая кукла, которая напоминает излюбленного персонажа мультфильма, фильма и т. д.
  • Удобное мягкое полотенце, например, с капюшоном, которое навевает чувство тепла, уюта, комфорта, всегда ассоциируется с домом и маминой заботой. Его можно использовать после купания, в качестве одеяла летом или брать с собой в путешествие.
  • Красивое платье, что актуально для девочек, которые любят чувствовать себя маленькими принцессами. Они то и дело надевают наряд по поводу и без, занашивая любимую одежду чуть ли не до дыр. Это может касаться любого другого предмета гардероба, который по прошествии нескольких месяцев или лет займет свое почетное место на полке шкафа или под кроватью, напоминая о детстве.
  • Велосипед, с которым будут связаны воспоминания об обучении езде, первых попытках скатиться с горки, появившихся из-за падений ссадинах. Но это все равно будут лучшие времена, напоминающие о беззаботности и познании всего нового.

Сложно догадаться, прочитать мысли маленького ребенка, чтобы понять, какая вещь в его понимании любимая. Но то, что предмет для написания оригинального сочинения, наполненного любовью, найдется — это наверняка. Главное, небанально преподнести информацию, ссылаясь не только на функциональность вещи, но и на любой скрытый смысл, ассоциации, воспоминания, значимость. Можно подробно описать этот предмет и составить изначально короткий план для будущего рассказа.

Типы рассказов

Литература может быть художественной и не художественной. В основном рассказы от первого лица характерны для художественной литературы, где повествование идет от имени героя.

от первого лица понятие

Нон-фикш от первого лица также встречается, хоть и намного реже. Чаще всего написание от первого лица в этом случае ведется во множественном числе: не «я», а «мы». Примером такого рассказа может быть лабораторный журнал, в котором встречаются отрывки типа «…мы провели эксперимент…», «…я сделал замеры…» и тому подобные.

Не стоит путать их с отрывками вроде «…наша группа сделала открытие…», поскольку в этом случае рассказ будет вестись от третьего лица. «Наша группа» может быть заменена на «группа», а затем на «она». «Наша» не должна вас путать. В рассказах от первого лица значение имеют только личные местоимения без предлогов.

Сочинение на тему «История одной из моих вещей»

Нас повсюду окружает множество вещей. На протяжении всей жизни, человек пользуется ими, меняет, выбрасывает старые, ненужные, приобретает новые. Но есть такие вещи, которые остаются с нами на долгие годы. И не потому что приносят какую-то пользу.

Эти вещи просто становятся дороги сердцу и кажется невозможным представить свою жизнь без них. Они впитали наши переживания, чувства, напоминают нам о значимых событиях в жизни. У каждого человека, наверное, есть такая вещь, хранящая свою тайну.

Я хочу рассказать о своей тайне. Это – небольшая

статуэтка гнома. Маленький человечек с длинной бородой, в красном колпаке и синем камзоле с золотистыми пуговицами, в смешных остроносых башмачках, уже долгие годы живет на моей полке. Появлению в моей жизни этого талисмана, предшествовала интересная история.

Когда я была маленькой, то совсем не хотела слушаться старших. Так тяжело было учиться собирать за собой игрушки, складывать вещи, совсем не интересно было запоминать буквы. И тогда в моей жизни произошло одно чудо. Однажды, в коробке с игрушками я нашла красивую открытку, на которой был изображен маленький гном и что-то написано.

Мне стало так интересно,

и я попросила маму прочитать надпись. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что это письмо ко мне от сказочного гнома. Он писал, что хочет дружить со мной, но для этого мне надо научиться бережно относиться к своим вещам и игрушкам, не оставлять их разбросанными. В этот день, я без напоминания взрослых навела порядок в своей комнате, и на столе нашла еще одну открытку, в которой гном похвалил меня и открыл тайну, где спрятана конфета.

С этого дня послания от гнома, стали появляться очень часто. В них давались новые задания и рассказывалось о том, как найти гостинца и сюрпризы в тайных местах дома. Увлекшись этой необычной игрой, вскоре я с легкостью начала убираться в своей комнате, старалась слушаться старших и даже научилась читать. В тот день, когда я первый раз пошла в школу, на столе появилась статуэтка маленького гнома и последнее письмо. В нем говорилось что я уже стала совсем большая, многому научилась и гному пора отправляться помогать другим маленьким детям. А на память о нашей дружбе, он оставил мне подарок.

Конечно, со временем я поняла, что гном был лишь сказкой, придуманной моей мамой. Но это была только моя сказка, и поэтому она мне очень дорога. С тех пор, это моя любимая статуэтка.

Плюсы рассказов от разных лиц

от первого лица значение

  1. Если автор хочет показать максимальный накал эмоций, то он будет использовать рассказ от первого лица. Это как будто герой сам повествует о своих похождениях и переживаниях, читатель проникается его историей и начинает сопереживать. Гораздо легче сочувствовать тому, кто, пусть и в вашем воображении, сидит перед вами и рассказывает что-то.
  2. Рассказы от второго лица не снискали особой популярности. Дело в том, что они слишком узкоспециализированы: мужчине, к примеру, вряд ли понравится читать книгу, в которой пестрит женский род: ты сделала, ты посмотрела, ты услышала. И даже если рассказ читает барышня, то она может быть несогласна с действиями главной героини. Из-за этого пойдет отторжение от истории, появится неприязнь к ней, и в итоге книга будет забыта на самой пыльной полке.
  3. Рассказы от третьего лица позволяют автору рассматривать историю не только с позиции главного героя, но и от других персонажей. Благодаря этому можно увидеть картину происходящего целиком, не оставаясь прикованным к одному человеку.

↑ Сочинение от лица животного 2 вариант

План

1.Вступление (Привет, я Барсик);

2.Основная часть (Переезд и особая роль в нем);

3.Заключение (Заходите, не бойтесь).

Привет, я Барсик. Живу в семье Петровых и живется мне очень хорошо. Не помню как я у них поселился, совсем маленький был, но мне у них нравится. Всегда есть, что покушать. Хозяин сделал мне домик, об который можно хоть целый день точить когти.

Но сегодня особенный день. Сегодня мы с семьей переезжаем в новый дом. По разговорам я мало что понял, но мне в переезде уже отвели некую особую роль. Мама уже поставила у двери коробку в которой я поеду. Они в последний раз осматривают квартиру. Все очень нервничают и я тоже. Не люблю куда то ездить. В машинах всегда что то гудит и она почему то трясется. Всегда было интересно посмотреть что происходит в этих машинах, но меня боятся выпускать. Мама берет меня на руки и сажает в коробку. Совсем не хочется, я упираюсь, но она меня запихивает туда и закрывает коробку.

Вот меня куда то понесли, сажают в машину. Как же страшно. Опять этот шум и тряска. Даже злость берет. Шиплю на всю машину, царапаю дверку, но мама старается меня успокоить. Наконец-то приехали. В первую очередь вытащили меня. Наконец то можно глотнуть свежего воздуха.

Мама открыла коробку, бережно вытащила из коробки и поставила перед открытой дверью. Не пойму, что они от меня хотят. Оглядываюсь на них, мама, папа, Андрей (их сын) выжидающе смотрят на меня. Наверное надо зайти в дверь. Решительно перешагнув через порог нашего дома, я оглядел ее. А здесь ничего, просторно, светло. И мой домик поставили у окна. «Заходите, не бойтесь», — мяукнул я. Петровы радостно захлопали в ладоши и ввалились в нашу новую квартиру. Уверен, нам здесь будет здорово.

Пример рассказов по лицам

написание от первого лица

Если у вас все еще остается вопрос «От первого лица — это как?», то далее вы найдете несколько примеров рассказов по разным лицам. Они помогут вам научиться определять, в каком ключе составлен текст.

  • «Сестра кинула на меня взгляд, полыхающий недовольством. Я не знал, чем оно вызвано, а потому попытался сгладить его слабой улыбкой. Что мне оставалось? Только смотреть на сестру и ждать развязки».

Несмотря на то что есть несколько личных местоимений, рассказ написан от первого лица. Как это определили? Главный герой — мужчина, который рассказывает о себе и своих переживаниях. Эмоции его сестры для него непонятны.

  • «Ты посмотрела на брата, стараясь сдержаться от ругани. Вот как так? Почему? Как вы вообще оказались в этой ситуации? Ты не знала, и злые взгляды — это единственное, что тебе осталось».

Та же ситуация, только рассказ написан от второго лица. Возможно, он даже показался вам странным, поскольку подобные формы повествования для нас непривычны.

  • «Она сцепила зубы и бросила недовольный взгляд на брата. Тот ответил ей извиняющейся улыбкой в попытке успокоить. Было странно смотреть друг на друга в такой ситуации, но им ничего не оставалось».

Рассказ от третьего лица. Теряется эмоциональность произведения, однако затронуты обе стороны конфликта.

↑ Сочинение от лица животного 1 вариант

План

1.Вступление (Меня зовут Бим и я люблю свое имя);

2.Основная часть (Трудности жизни уличной собаки.Контраст человеческой жестокости и доброты);

3.Заключение (Вот почему я люблю свое имя).

Меня зовут Бим и мне уже совсем скоро полтора года. Какое короткое и простое имя, скажете вы, но мне оно очень нравится, и сейчас я расскажу почему. Я простая дворняга и еще совсем недавно меня никто не называл Бимом. Все меня почему то ругали, и только некоторые люди звали меня то Шариком, то Бобиком и давали немного покушать.

Я родился на улице. Тогда было очень холодно, но мама всегда была рядом и всегда приносила покушать. Но однажды она ушла поискать еды и не вернулась. Мы с братьями долго ее искали, пока не разбрелись кто куда. Тогда то и начались самые тяжелые времена. Очень редко у меня получалось найти что-нибудь съестное. А когда получалось стащить что-либо, люди начинали ругаться и гоняться за мной, кто с ботинком, кто с палкой. Лишь редкие люди делились со мной куском хлеба и чесали за ухом, а я бегал вокруг них и вилял хвостом. Их это очень веселило и радовало, а я рад был отплатить им за доброту хотя бы этим. Но потом я снова возвращался на свою картонку под трубами, где я жил.

Ко мне стал приходить один мальчуган. Он всегда приносил мне что-нибудь покушать, а я с ним игрался, бегал вокруг него и гавкал. Позже я узнал, что его зовут Вова. Мы с ним крепко подружились. Вместе мы бегали по лесу, где я жил. Совсем недавно, он как обычно пришел ко мне, принес покушать, а потом позвал с собой. Я подумал мы будем играть в каком-нибудь новом месте. Но он привел меня к себе домой, где я и живу до сих пор. Именно Вова назвал меня Бим. Вот почему я так люблю свое имя.

Содержание

  1. Рассказ от первого лица: это как?
  2. Таблица лиц
  3. Типы рассказов
  4. Плюсы рассказов от разных лиц
  5. Пример рассказов по лицам
  6. Я, ты, он, она… Повествование от 1, 2 и 3 лица
  7. Вспомним уроки языка: личные местоимения

Рассказ от первого лица: это как?

Понятие «от первого лица» принадлежит литературе и используется при написании текстов. Каждый из них должен быть составлен с использованием повествования какого-либо героя, если это художественная литература.

Таблица лиц

Рассказы могут быть трех типов:

В каждом меняется только стиль повествования. Для определения лица, в котором написано произведение, стоит выделить наиболее часто встречающиеся личные местоимения: я, мы, ты, они и прочие.

b5cb313d3f4f3adeabb74a0cef382c7c Вам будет интересно: Правила освобождения пострадавшего от действия электрического тока до 1000 В

fbd555c570f13fe8e050006ce4361681

Затем можно воспользоваться таблицей лиц:

Единственное число Множественное число
Первое лицо я мы
Второе лицо ты вы
Третье лицо он, она, оно они

Определив наиболее часто встречающиеся личные местоимения, необходимо выделить главного героя повествования. Это определенный персонаж? Это вы? Это сам автор?

Типы рассказов

Литература может быть художественной и не художественной. В основном рассказы от первого лица характерны для художественной литературы, где повествование идет от имени героя.

d0a37c446356d75bcd61a287d1be5eb9

Нон-фикш от первого лица также встречается, хоть и намного реже. Чаще всего написание от первого лица в этом случае ведется во множественном числе: не «я», а «мы». Примером такого рассказа может быть лабораторный журнал, в котором встречаются отрывки типа «. мы провели эксперимент. », «. я сделал замеры. » и тому подобные.

Не стоит путать их с отрывками вроде «. наша группа сделала открытие. », поскольку в этом случае рассказ будет вестись от третьего лица. «Наша группа» может быть заменена на «группа», а затем на «она». «Наша» не должна вас путать. В рассказах от первого лица значение имеют только личные местоимения без предлогов.

Плюсы рассказов от разных лиц

Пример рассказов по лицам

af3b69289c3958a6eaf1b03312ab9dd1

Если у вас все еще остается вопрос «От первого лица — это как?», то далее вы найдете несколько примеров рассказов по разным лицам. Они помогут вам научиться определять, в каком ключе составлен текст.

Несмотря на то что есть несколько личных местоимений, рассказ написан от первого лица. Как это определили? Главный герой — мужчина, который рассказывает о себе и своих переживаниях. Эмоции его сестры для него непонятны.

Та же ситуация, только рассказ написан от второго лица. Возможно, он даже показался вам странным, поскольку подобные формы повествования для нас непривычны.

Рассказ от третьего лица. Теряется эмоциональность произведения, однако затронуты обе стороны конфликта.

Источник

Я, ты, он, она… Повествование от 1, 2 и 3 лица

Одну и ту же историю можно рассказывать с разных точек зрения. Это вроде как на предмет смотреть с разных точек: изнутри или снаружи. Так и историю можно рассказать «изнутри» – от 1-го лица или снаружи – от 3-го лица. А еще есть интересное 2-е лицо.

Вспомним уроки языка: личные местоимения

1-е лицо: я, мы

В таком виде повествования рассказчик становится непосредственно персонажем своей истории.

Управляющий сказал мне: «Держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у меня давно полетели». Я ему ответил: «Вы слишком льстите мне, ваше превосходительство, полагая, что я умею летать». И потом я слышал, как он сказал: «Уберите этого господина, он портит мне нервы»…
А. Чехов, «Моя жизнь. Рассказ провинциала»

2-е лицо: ты, вы

lico v texte 2Повествование для 2-го лица. В таком виде повествования рассказчик заставляет читателя почувствовать себя персонажем истории.уменьшает дистанцию между текстом и читателем. происходит смешение литературы и реальности

Открываешь глаза. Солнечный лучик пробирается сквозь приоткрытую занавеску – и зайчик запрыгивает на стену напротив окна. Какое-то время следишь за ним, а потом угол одеяла весело летит на сторону, и ты бежишь на кухню. Мама уже колдует у плиты, а шумный чайник сообщает, что вот-вот будет готов ароматный чай. За это время наскоро чистишь зубы, ополаскиваешь лицо холодной водой, проводишь мокрыми руками по непослушным вихрям. Готов к новому дню.
Как давно такое было. Три месяца назад…
Светлана Локтыш, «Доброе утро, солнышко»

3-е лицо: ты, вы

Рассказчик здесь передает историю, но персонажем ее не является. Иначе говоря, это когда кто-то, или сам автор, рассказывает о событиях, будто наблюдая за ними со стороны.

Которая беднота, может, и получила дворцы, а Иван Савичу дворца, между прочим, не досталось. Рылом не вышел. И жил Иван Савич в прежней своей квартирке, на Большой Пушкарской улице.
А уж и квартирка же, граждане! Одно заглавие, что квартира – в каждом углу притулившись фигура. Бабка Анисья– раз, бабка Фекла – два, Пашка Огурчик – три… Тьфу, ей-богу, считать грустно!В этакой квартирке да при такой профессии, как у Ивана Савича – маляр и живописец – нипочем невозможно было жить.
Давеча случай был: бабка Анисья подолом все контуры на вывеске смахнула. Вот до чего тесно. От этого, может, Иван Савич и из бедности никогда не вылезал…». Зощенко «Матрёнища».

У каждого вида повествования есть свои преимущества и недостатки. Рассмотрим их.

От первого лица

Вести повествование от 1-го лица в рассказе или новелле просто: произведение небольшое, текста немного. Гораздо сложнее выдержать такой формат в более крупных текстах – повестях, романах. Есть риск, что читателя замучают бесконечные «я» (реже – «мы»). Поэтому с текст придется вычистить от многочисленных повторов этих местоимений.

Преимущества повествования от 1-го лица:

Недостатки повествования от 1-го лица:

От третьего лица

Повествование от 3-го лица похоже на повествование от 1-го – только нет множественных «я». Однако здесь важно соблюдать правило: в каждой сцене надо излагать мысли только одного персонажа.

Например, если в комнате главный герой и два персонажа, то мы следим за мыслями только главного героя. Потом героя оставляем в комнате, а два персонажа выходят на улицу, идут вместе по проспекту и обсуждают недавний разговор: здесь мы следим за мыслями персонажа, который кажется нам наиболее важным. Если проигнорировать это правило, то повествование получится запутанным и тяжелым.

Преимущества повествования от 3-го лица:

Недостатки повествования от 3-го лица:

Странное второе лицо…

Существует также повествование и от 2-го лица: когда сам читатель и есть наблюдатель. Такой стиль изложения материала используют редко: он тяжеловесен, скучен и быстро надоедает читателю.

Однако второе лицо может быть включено в повествование эпизодически. Также второе лицо с успехом используется в стихах:

Ты помнишь, плыли в вышине
И вдруг погасли две звезды.
Но лишь теперь понятно мне,
Что это были я и ты…

Независимо от того, какое лицо избрано для повествования, можно не зацикливаться на недостатках, лучше максимально использовать преимущества. А какая форма ближе, станет понятнее с опытом. Также стоит учитывать требования жанра, например:

geroi moiА теперь – задание.

Перестройте отрывки, представленные ниже, так, чтобы повествование зазвучало сначала от 3-го лица, а затем – от 2-го лица. (Ответы можно записать в комментариях).

2. Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.
А в свое время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Гулял с ней, и в театр водил. В театре-то все и вышло. В театре она и развернула свою идеологию во всем объеме.
А встретился я с ней во дворе дома. На собрании. Гляжу, стоит этакая фря. Чулочки на ней, зуб золоченый.
– Откуда, – говорю, – ты, гражданка? Из какого номера?
– Я, – говорит, – из седьмого.
– Пожалуйста, – говорю, – живите.
М. Зощенко «Аристократка»

Урок окончен. Легких вам перьев, дорогие авторы!

Если материал был интересен и полезен, помни, что таковым он может быть и для других людей. 🙂

Источник

Простое объяснение правил русского языка. Что значит писать от первого и от третьего лица?

Содержание

  • Что значит писать от первого лица?
  • Что значит писать от третьего лица?
  • Видео: Что значит писать от первого, третьего лица: объяснение, примеры

Рассказ от первого лица — это повествование, которое излагается персонажем или повествователем, являющимся главным участником сюжетного действия.

Что значит писать от первого лица?

Рассказ от первого лица — это рассказ от «Я» или от «Мы». Например:

  • Я полетел на Марс.
  • Я любил эту женщину.
  • Я спустился на дно Марианской впадины.
  • Мы исследовали потухший вулкан.

Если вы пишете рассказ от первого лица, используйте в нем местоимения в различных падежах.

Склонение местоимений "я" и "мы" по падежам

Склонение местоимений «Я» и «Мы» по падежам

Каким может быть рассказ с предложениями, которые вы прочитали выше?

  • Постскриптум о любви.

Я любил эту женщину. Я знал, что никогда я и она не будем вместе. Она была красивой и веселой, а я был обычным и невзрачным парнем. Я издалека наблюдал, как она веселится с подругами и как за ней ухаживают красивые мужчины. Я видел, когда она влюбилась в одного из них и вскоре вышла за него замуж. Я радовался, когда у нее родился малыш, и веселая она катала его в коляске. Теперь срок моей любви истек и я рад, что я любил эту женщину. Любовь не может быть несчастной, и я благодарю за нее эту женщину.

  • Как мы исследовали потухший вулкан.

На вершине потухшего вулкана мы обнаружили кратер, который порос деревьями и травой. Поскольку глубина кратера была большой, а стены практически отвесными, нами было принято решение спускаться на его дно с помощью альпинистского снаряжения. Спустившись на самое дно, мы обнаружили небольшой водопад и пещеру. Исследовать пещеру мы решили в следующий раз. Красота дикой природы, необычных цветов и деревьев поразила наше воображение.

Что значит писать от третьего лица?

Рассказ от третьего лица — это рассказ от «он», «она», «оно» или «они». Например:

  • Он полетел на Марс.
  • Она исследовала потухший вулкан.
  • Оно прилетело сегодня с Марса.
  • Они спустились на дно Марианской впадины.

При написании сочинения от третьего лица, склоняйте местоимения «Он»,  «Она», «Оно» и «Они» по падежам.

Склонение по падежам местоимений "он", "она", "оно" и "они"

Склонение по падежам местоимений «Он», «Она», «Оно» и «Они»

Каким может быть рассказ с предложениями, которые вы прочитали выше?

  • Путешествие на Марс.

Сегодня на сверхмощной ракете Иван Иванов полетел на Марс. На космическое путешествие уйдет 2 года. Он совершит посадку на поверхность красной планеты. На Марсе он проведет 2 земных дня, возьмет пробы грунта и вернется на Землю. Также он оставит на красной планете капсулу, в которой будет послание для инопланетян.

  • Исследование Марианской впадины.

Самая глубокая точка мирового океана находится на дне Марианской впадины. В 1960 году американский военный Дон Уолш и океанограф Жак Пикар спустились в батискафе на дно впадины. Они установили, что в грунте есть живые бактерии, а на дне живут некоторые рыбы, ранее неизвестные ученым.

Читайте больше статей о русском языке на нашем сайте:

  • Как пишется НЕ с причастиями
  • НЕВЫПОЛНЕНИЕ или НЕ ВЫПОЛНЕНИЕ, как пишется слитно или раздельно?
  • ПОСЕРЕДИНЕ или ПО СЕРЕДИНЕ — как писать?
  • НЕМНОГО или НЕ МНОГО — как пишется?
  • НЕПРАВДА: как пишется слитно или раздельно?
  • Как определить род, число и падеж прилагательного?
  • Предметы, названия которых всегда во множественном числе.
  • «Все-таки» как правильно пишется?
  • Как правильно пишется слово «акклиматизация»?

Видео: Что значит писать от первого, третьего лица: объяснение, примеры

Вы обратили внимание, как много сейчас авторов художественной прозы пишут от первого лица? В XIX веке так писали разве что путевые заметки или дневники, да и в XX найдётся немного произведений от лица автора. А сейчас в любом жанре этот тип повествования становится преобладающим. И неважно, что героиня— драконица или вампирша, а герой — орк или некромант. Казалось бы, как тут можно отождествить себя с героем? Но оказывается очень даже можно, хотя иногда из-под пера выходят странные вещи.

Повествование от первого лица: проблемы и их решения

А между тем, сложностей в повествовании от первого лица немало, и граблей раскидано – только наступай. Но авторы упорно продолжают на них танцевать и назначают себя на роли героев любовных триллеров и попаданческих драм, космоопер и произведений в жанре зомби-апокалипсиса.

Несмотря на мой слегка язвительный тон, я признаю, что в таком типе повествования есть целый ряд преимуществ, привлекающих авторов. Сначала коротко о них.

Чем привлекательно повествование от первого лица

Рассказ от первого лица позволяет автору легче погрузиться в свой мир, и от этого любая, даже самая фантастическая история становится более реалистичной. В ней появляется та психологическая глубина, которую весьма непросто достичь, когда повествование идёт от третьего лица. Ведь человеку всегда проще описать свои чувства, чем понять другого человека.

Но на мой взгляд, главная причина, почему автор выбирает рассказ от первого лица, связана с особенностями современного литературного творчества. Для многих авторов — это увлечение самим процессом, возможность перенестись в другой мир, поиграть в отношения героев. А когда писатель отождествляет себя с персонажем, такая игра становится ролевой и приобретает особую привлекательность.

Вот и получается, что автор пишет то, что он хочет, а не то, что ждут читатели. И он кажется себе писателем, который выше мнения публики и «не желает прогибаться под её вкусы». А на самом деле для него важен процесс, он просто играет.

Есть, конечно, авторы, осознано и целенаправленно подбирающие литературные приёмы для лучшего воздействия на читателей, есть те, что прорабатывают сюжет, создают концепцию книги. Но «игроков», получающих удовольствие от литературной игры, сейчас больше. Нет, я не говорю, что это плохо. Это даже здорово, так как человек увлечён процессом творчества. И нередко из-под пера таких увлечённых выходят неплохие вещи.

Художница Анна Спешилова
Художница Анна Спешилова

Однако выбор повествования от первого лица, несмотря на привлекательность, связан с целым букетом проблем, которые авторы пытаются решить по-разному, и не всегда это у них получается.

Ограниченность обзора

Читатель видит только ту картинку, что у главного героя перед глазами. А автор не имеет возможности ни сменить фокальный персонаж, ни рассказать о событиях, происходящих в другом месте. О чём думают, что чувствуют другие действующие лица, главный герой может только догадываться. В результате читатели лишаются важной информации, а в описании сюжета и отношений персонажей возникают сложности.

Решить эту проблему можно по-разному, и успешность такого решения зависит от мастерства автора.

  • Источником необходимой информации может быть подслушанный разговор или рассказ другого персонажа.
  • Сочетание рассказа от первого лица и вставок от третьего, когда описываются события, которые недоступны восприятию главного героя. Не всем авторам удаётся органически сочетать эти два типа повествования.
  • Рассказы от лица разных героев. Здесь сохраняется повествование от первого лица, но в то же время появляется возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения и показать читателю разные события. Однако на такое перевоплощение способны не все авторы, всё же необходимо показать характер и внутренний мир различных персонажей, иногда разного возраста или пола.

Проблема создания образа

Тут даже несколько проблем. Во-первых, примеряя на себя роль героя, автор невольно наделяет его своими чертами характера, привычками, страхами, интересами. Избежать этого довольно сложно, из-за чего герои/героини разных книг одного автора оказываются похожи. Решить проблему может только мастерство писателя и его способность к перевоплощению, своеобразный актерский дар.

Во-вторых, возникает проблема с визуализацией образа. Для читателя важна картинка, возможность увидеть героя со стороны. А повествование от первого лица его этого лишает. Даже просто внешний вид описать — и то проблема.

"Девушка и ее коты". Художница Ольга Самарина
“Девушка и ее коты”. Художница Ольга Самарина

Нередко авторы даже не задумываются над этим и не мудрствуя лукаво заставляют героя описывать себя примерно так: «Я отличался хорошо развитой мускулатурой, так как с детства занимался спортом. Сильные руки уверенно держали копьё, а длинные ноги позволяли догонять убегающих врагов. Естественно, от девушек у меня не было отбоя». Вот скажите, кто в здравом уме думает о себе подобным образом? Да, герой рассказывает о себе читателю. Но он не рассказчик, он действующий персонаж. И подобные описания мешают читателю нормально воспринимать героя, снижают его реалистичность.

Другой вариант – рассматривание себя в зеркало. «Из зеркала на меня смотрела эффектная блондинка с шелковистыми, слегка вьющимися волосами, чувственными губами и аристократическим носом». Вот когда вы подходите к зеркалу, вы также детально разбираете свою внешность? Вряд ли. Разве что отметите морщинки у глаз, пару седых волос или прыщик на лбу. А всё остальное вы многократно видели.

Но образ героя/героини вполне можно создать по отдельным чёрточкам, сконструировать как пазл из замечаний других персонажей. Подруга заметит, что платье героини подходит к её рыжим волосам, знакомый сделает комплимент выразительным, колдовским глазам. Герой посмотрит на кого-то с высоты своего роста и т. д.

Такие отдельные чёрточки, намёки позволят читателю включить фантазию, и создать свой уникальный образ героя. Что намного лучше, чем навязанный автором.

Художник Маттиас Стом
Художник Маттиас Стом

Я-передозировка

Другой не менее важной проблемой становятся повторы местоимения «я». Действительно, при повествовании от третьего лица героя можно назвать по-разному и избежать нежелательных повторов. А здесь как? Чем можно заменить местоимение «я» в рассказе от первого лица? Вот и рассыпают авторы это местоимение щедрой рукой по всему произведению, что при чтении вызывает ощущение навязчивости. Причём многие считают это неизбежным злом.

Однако дело здесь в неопытности или в нежелании автора поработать с текстом. Ведь возможности сократить количество «я» есть, надо только внимательно относиться к построению предложений.

В ряде случаев можно обойтись без «я», изменив формулировку. Например, «я подумала» заменить на «мне в голову пришла мысль», «мне подумалось», «мне показалось», «у меня возникла идея» и т. д. Варианты замены зависят от контекста. «Я увидела» — «передо мной возникла такая картина:», «мне бросилось в глаза», «в увиденное трудно было поверить, но…». «Я сегодня не выспалась» — «мне сегодня не удалось выспаться». Конечно, все «я» заменять подобным образом не нужно, но там, где их особенно много, вполне можно придумать замену.

Помогает избавиться от передозировки местоимениями «я» переключение внимания на действия других персонажей, на картины природы, на описание событий, не связанных с главным героем. Несколько таких предложений и навязчивое «я» уже не раздражает читателя.

Только вот не стоит решать проблему с «я» за счёт атрибуции диалогов. Её можно вообще не писать, если нет необходимости, но вот убирать из атрибуции только местоимение-подлежащее – это не лучший вариант.

А вообще, когда мне жалуются на сложности такого типа повествования, я обычно отвечаю: «Тогда не пишите от первого лица». Какие проблемы? Большинство гениальных произведений прошлого написано от третьего лица. Но на то и творчество, без мук оно редко бывает плодотворным. Так что выбирайте и творите. Успехов!