Что значит образованный человек в современном мире сочинение

  • Сочинения
  • Свободная тема
  • Образованный человек. Что значит быть образованным человеком?

Сочинение Образованный человек. Что значит быть образованным человеком?

Образованность – это важнейшее качество человека, отражающее богатство его внутреннего мира и жизненного опыта, а также его духовно-нравственные ценности. Образованными люди не рождаются, а становятся в результате их воспитания, самовоспитания и, конечно же, обучения.

Образованный человек – это, как правило, человек грамотный и начитанный. Однако далеко не всегда начитанность говорит об образованности: ведь можно читать много книг, но при этом быть бескультурным невежей. Чтобы такой беды не происходило, важно уметь правильно выбирать литературу для чтения.

Саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию очень эффективно способствуют произведения знаменитых классиков, которые неспроста изучаются в школе. Именно в таких литературных шедеврах заложены базовые моральные ценности: любовь, дружба, семья, поиск своего призвания. В классических рассказах, романах и повестях раскрывается вся полнота человеческой души, её значимость и многогранность. Поэтому едва ли возможно назвать человека образованным, если он не читает художественную литературу.

Не менее важным аспектом образованности является стремление к знаниям, под которым подразумевается как интерес к окружающему миру, так и жажда человека познать самого себя. Вряд ли кому-то удастся узнать всё, но стремиться к познанию нового просто необходимо. Если человек будет опираться лишь на ту информацию, которую он получал до определённого возраста (к примеру, учась в школе), то он неизбежно остановится в своём развитии. В результате человек может не только «застыть» в самосовершенствовании, но и утратить часть полученных знаний ввиду забвения.

Ещё один неотъемлемый элемент образованности – это вежливость и соблюдение этикета. Данный аспект тесно связан с воспитанием, поскольку именно из воспитания он и вытекает. Человек может от природы обладать блистательной грамотностью и красноречием, но если родители не научили его навыкам вежливого и культурного общения, образованным его считать нельзя.

Таким образом, образованный человек – это человек, который не только грамотно пишет и правильно говорит, но и имеет богатый внутренний мир. Такой человек не может останавливаться на достигнутом и всегда стремится к личностному совершенству. Он жаждет новых знаний, с интересом читает классику и не пренебрегает нормами этикета. Только такого человека можно считать по-настоящему образованным.

2 вариант

Жизнь человека побуждает получать знания и познавать мир. В настоящее время стремление стать образованным становится всё сильнее. Знания нужны, чтобы расширять кругозор и разбираться во всем, что происходит вокруг. Образование расширяет мировоззрение и дает представление об уникальности мира. Изучая науки, человек удивляется устройству мира — от атомов до вселенских пространств. Достижение цели образования занимает первое место в жизни молодых людей.

Всю жизнь человек учится, а значение образования в обществе огромно — оно дает многое: умение логически мыслить, решать арифметические задачи, понимать смысл жизни, осознавать уникальность окружающего мира. Регулярное чтение книг позволяет накапливать словарный запас и улучшает грамотность. Литературные произведения учат вдумываться в жизнь и размышлять на темы любви, преданности, доброты и милосердия. Математические занятия повышают уровень сообразительности, а биология дает представление о физиологии человека и разнообразии флоры и фауны на Земле. Образованный человек не только умеет  читать, писать и решать, но и видит реальность жизни, при этом оставаясь активным и креативным. Его увлечение цифрами и формулами, ещё стихами и поэмами, развивает умение мыслить и чувствовать.

Суть образования заключается в умении глубоко и осмысленно усваивать материал, прочно утвердившийся в памяти. Образование ассоциируется с источником света, освещающим настоящее и будущее. Человек, нашедший этот источник, каждый день затрачивает личные силы в упорном приобретении знаний. Он не перестает интересоваться научными новостями и открытиями, делясь мнениями и набираясь опыта в дальнейшей учебе. Образованный человек гордится своим богатым багажом знаний, применяя многие советы из книг на практике. Ему под силу обсудить любое явление, выявить причину, дать совет, подсказать и решить проблему. Образованность дает много преимуществ: повышает качество жизни, помогает найти подходящую работу, улучшает личную жизнь.

Интерес к различным наукам дает стимул к получению знаний. Чем больше изучаемых наук, тем лучше. Получение школьного образования — это лишь начало пути в мир истории, литературы, физики и других наук. Дальше станет ещё интереснее — багаж знаний дополнится полезными знаниями в библиотеках, музеях и на публичных лекциях.

Также читают:

Картинка к сочинению Образованный человек. Что значит быть образованным человеком?

Образованный человек. Что значит быть образованным человеком?

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Дороги, которые мы выбираем

    Наша жизнь состоит из множества дорог и путей, выбранных нами. Пожалуй, первым самостоятельным важным решением становится для многих из нас выбор будущей профессии

  • Образ и характеристика Настеньки в повести Белые ночи Достоевского (описание внешности и характера)

    В повести «Белые ночи», одном из своих ранних романтических произведений, Ф.И Достоевский описал жизнь «маленьких людей». Его персонажи в повседневной жизни скромны, небогаты, не приспособлены к выживанию в жестоком мире.

  • Сочинение Почему я люблю читать книги

    В жизни каждого человека наступает тот момент, когда он начинает приобщаться к чтению книг. Конечно, это может произойти в любом возрасте. Но чаще всего любовь к чтению развивается с детства.

  • Образ города в рассказе Тоска Чехова сочинение

    Антон Павлович Чехов в своем рассказе раскрывает образ северного города России, Петербурга. Из рассказа известно, что город является многолюдным, в котором проживают холодные и черствые люди.

  • Интересные факты о Лескове

    Лесков Николай Семёнович – российский литературный критик и писатель, который очень долго публиковал свои произведения под псевдонимом. Он не показывал в них дворян, в отличие от многих других писателей, а отображал жизнь мещан и духовенства.

изображение Образованный человек. Что значит быть образованным человеком?

  1. Сочинения
  2. На свободную тему
  3. Образованный человек

Сочинение на тему Образованный человек (Что значит быть образованным человеком?) рассуждение

Образование является важной частью в жизни любого человека. Образованный и грамотный человек имеет больше возможностей реализовать себя и добиться высоких показателей в своей профессиональной деятельности. Что же значит быть образованным человеком? Это значит иметь высшее образование, широкий кругозор, быть начитанным и разбираться в любых вопросах. Образованный человек на протяжении всей жизни совершенствует свои способности.

Чтобы подтвердить все вышесказанное, я приведу примеры.

С примером стремления к получению образования можно встретиться в рассказе Л.Н. Толстого «Филиппок». Это произведение повествует о мальчике, который стремился получать знания. Но он был слишком маленьким, и мама его не пускала. Тогда он ослушался маму и сам отправился в школу. Филиппа не пугали никакие трудности, он боялся только одного – его со школы выгонит учитель. Оказавшись перед учителем, главный герой разволновался и расплакался. Но ему все-таки разрешили остаться, тогда Филипп стал уверенным. Главному герою добиться успеха помогли его настойчивость, любознательность и храбрость. Это произведение учит тому, что нужно стремиться к знаниям, быть уверенным в себе и в собственных силах и не бояться трудностей.

Образованным человеком можно считать М.В. Ломоносова. Михаил научился письму и чтению еще в раннем возрасте. В 14 лет он уже умел писать без ошибок. В 19 лет для получения новых знаний он пришел в Москву пешком для поступления в Славяно-греко-латинскую академию. Благодаря своему трудолюбию Михаил проходит за 5 лет весь курс обучения, который длится 12 лет. В 1736 году он уезжает в Германию как один из лучших студентов и активно изучает технические, гуманитарные и естественные науки. В наше время Михаил Ломоносов известен как великий русский ученый, химик, физик, историк, писатель и основатель Московского государственного университета. Ломоносов является ярким примером того, как трудолюбие, упорство и стремление к знаниям помогли человеку добиться высоких результатов в различных областях.

В заключении сочинения хочется сказать, что образование – необходимая составляющая в жизни человека, которая формирует его будущее. У образованного человека есть все шансы реализовать себя и раскрыть свои таланты и способности.

Образованный человек

Образованный человек

Несколько интересных сочинений

  • Столичное и поместное дворянство в романе Евгений Онегин

    В данном романе автор открыто и без прикрас показывает обе стороны дворянства. Все старой закалки представители высшего света, выдержанные, благородные, имеют острый пытливый ум. Для них нет ярких эмоций и пошлости

  • Любовная лирика Есенина сочинение

    Сергею Есенину и его творчеству отводится особое место в русской литературе. Большую часть своего творчества он отводил теме родного края, ведь родился великий поэт в селе, которое находится в Рязанской области – Константиново.

  • Анализ произведения Тургенева Певцы

    Произведение «Певцы» входит в цикл рассказов Тургенева «Записки охотника». Автор поставил перед собой задачу раскрытия образа простого человека. Также он Тургенев показывает зрителю картину жизни русского народа

  • Анализ Повести о Петре и Февронии Муромских (7 класс)

    События, описываемые в летописи, происходили в 1228 году, то есть задолго до канонизации святых Петра и Февронии. Первая часть произведения больше похожа на сказку. В ней говориться, как к жене князя Павла стал приходить змей.

  • Нужна ли сатира сегодня? – сочинение

    Я считаю, что сатира нужна всегда. Нет такого времени, когда без неё можно обойтись! (Не берём, конечно, совсем древность…) Пока есть, что обличать!..

Сочинение на тему Образованный человек

Образованный человек

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА! ЗАРАНЕЕ СПАСИБО! Напишите сочинение на тему: “Что значит быть образованным?”



Знаток

(416),
на голосовании



6 лет назад

Голосование за лучший ответ

Тополиев

Мастер

(2076)


6 лет назад

Что ты ленишься? Я думаю, что быть образованным – это значит быть начитанным, знать разные науки и т. п. – вот начало. Дальше подумай сам.

Алла Вячеславовна

Мудрец

(12902)


6 лет назад

Образованный человек – это не просто личность, имеющая диплом о законченном образовании. Данное понятие многолико и многогранно, складывается из множества критериев, формирующихся на протяжении всей жизни человека.
Одни считают, что образованный человек – это человек, закончивший учебное заведение и прошедший комплексное обучение в определенной сфере знаний. Например, таковыми являются врачи, педагоги, инженеры, технологи, профессора, повара, строители, археологи, менеджеры и прочие специалисты. Другие утверждают, что, помимо государственно-коммерческого образования, личность должна иметь и социальный, жизненный опыт, полученный в путешествиях, поездках, в общении с людьми разных классов и уровней.
Однако такое толкование является неполным, поскольку образованный человек – это личность определенных моральных устоев, сумевшая чего-то добиться в своей жизни благодаря своим знаниям, начитанности, культуре и целеустремленности.
Из всего этого мы делаем вывод, что образованный – не только самый умный человек, но и личность с большой буквы. Поэтому большинство исследователей дают более точную характеристику данному термину. Они считают, что образованный человек – это индивидуум, получивший знания, которые предложены самой цивилизацией. Он обладает культурно-жизненным опытом, исторически накопленным в процессе развития и становления культуры, индустрии, промышленности .

Ответ:

Быть образованным человеком в наше время, это значит, получить желательно высшее образование, при этом уметь пользоваться компьютером, уметь работать, используя интернет, неплохо знать хотя бы один иностранный язык. При этом необходимо оставаться в душе добрым человеком, образование не должно вести нас к излишней строгости в отношении с людьми. Образованный человек в наше время должен быть и интеллигентен, он должен прислушиваться к другим. Ведь высшим образованием в наше время никого не удивишь, многие имеют и второе высшее образование. В своём развитии они не хотят останавливаться на достигнутом, они развиваются дальше и получают новые знания, осваивают новые специальности. Таково требование нашего времени, которое предполагает наличие у человека знаний не одной специальности, а нескольких, порой  даже не в смежных отраслях. И поэтому, если человек чувствует потребность получать новые знания, то её необходимо реализовать, а не стоять на месте. Надо развиваться дальше, получать новые знания и в интернете, читать новые книги, журналы, возможно, придётся закончить какие-нибудь курсы, они дают возможность более углубленно  и в краткие сроки изучить какой-нибудь предмет или получить новую специальность. В конце я хочу сказать, что образованный человек не должен оставаться в стороне от происходящего в жизни, от событий в его родном городе, он не может не обращать внимания на красоту окружающей природы и ему не нужно оставаться равнодушным к искусству.

Образование есть нечто такое, что люди предпринимают в отношении себя и для себя: человек сам себя «образует». Выучить нас могут и другие, но «образовать» себя мы можем лишь самостоятельно. И это не пустая игра слов. Образовать себя — совсем не то, что научиться чему-либо. Мы учимся с целью приобрести различные умения; работаем над своим образованием — чтобы чем-то стать, чтобы на свой собственный лад пребывать в мире. Как можно это описать
Образование как способность ориентироваться в мире
Образование начинается с любопытства. Убить в человеке любопытство значило бы лишить его самой возможности стать образованным. Любопытство — это неутолимое желание познавать мир, и мы можем обратить свой взгляд куда угодно: к звездному небу или вглубь вещества, к атомам и квантам; к бесконечному разнообразию окружающей природы или к поразительному строению человеческого организма; вспять к истории вселенной, Земли, человеческого общества или в будущее, к тому, что будет происходить с нашими планетами, нашими формами жизни и нашими представлениями о самих себе. Но о чем бы ни шла речь, мы всегда задаемся двумя вопросами: каковы факты и почему они именно таковы.
Материал, открывающийся для познания, необъятен и растет с каждым днем. Заниматься своим образованием — не значит лихорадочно хвататься за все подряд. Наилучшее решение состоит в том, чтобы в общих чертах набросать карту всего того, что подлежит познанию и пониманию, и научиться добывать знания о каждой отдельной области на этой карте. У образования, тем самым, есть два измерения: мы изучаем мир и то, как его изучать.
Здесь возникают два соображения, одинаково важные. Во-первых, надо иметь чувство пропорции. Чтобы быть образованным, совсем не обязательно знать точное число существующих на земле языков, достаточно представлять, что их количество ближе к 4 000, чем к 40. Китай — самая густонаселенная страна мира, но по площади — далеко не самая большая. Химические элементы не исчисляются сотнями, а скорость света не равна ни десяти, ни миллиону километров в секунду. Возраст вселенной — это миллиарды, а не миллионы лет. Начало Средних веков не совпадает с рождением Христа, а Новое время началось не сто лет назад. Нужно уметь также правильно оценивать значение отдельных личностей и их достижений. Луи Пастер сыграл более значительную роль в истории человечества, чем Пеле, а изобретение книгопечатания и лампы накаливания имело более важные последствия, чем появление бритвенного станка или пилочки для ногтей.
Во-вторых, ориентироваться в мире нельзя без ощущения точности, т. е. представления о том, чтo есть точное знание или понимание предмета, идет ли речь о камнях или стихах, о болезни, о симфоническом произведении, о правовой системе, политическом движении или о какой-то игре. Каждый из нас может детально изучить лишь ничтожный фрагмент огромного мира. Но образование и не предполагает знания всего на свете. Образованный человек имеет представление о точности и сознает, что в различных областях знания она имеет совершенно разный смысл.
Образование как просвещение
Итак, образованный человек умеет ориентироваться в мире. Зачем это нужно «Знание — сила». Однако нельзя сказать, что образование дает власть. Сила знания заключается в ином: оно предохраняет человека от участи жертвы. Того, кто разбирается что к чему, труднее обмануть. Он не даст сделать себя фишкой в чужой игре — политиков или, скажем, рекламодателей.
Однако ориентация в окружающем мире — это не единственный вид ориентации, предполагаемый образованием. Следует еще отдавать себе отчет в том, чтo есть знание и понимание и каковы их границы. Нужно постоянно задаваться вопросом: «Что, собственно, я знаю и понимаю» Иначе говоря, наше знание и понимание требуют постоянной ревизии. Надо все время спрашивать себя: «Насколько обоснованны мои убеждения Надежны ли доказательства Не иллюзорны ли они Какие аргументы корректны, а какие — не более чем словесные ухищрения» Знание, о котором мы сейчас говорим, — это знание второго порядка. Оно позволяет отличить поверхностных ученых от по-настоящему образованных; компетентных журналистов от легкомысленных, не знакомых с таким понятием, как критика источников. Подобное знание охраняет нас от суеверий. В каких ситуациях одно событие делает вероятным наступление другого Что такое закономерность в отличие от случайного совпадения Чем отличается истинное объяснение от ложного На эти вопросы мы обязаны ответить, когда, взвешивая все «за» и «против», вырабатываем свое отношение к прогнозам и предсказаниям, градом сыплющимся на нас со всех сторон. Человек, внимательный к подобным вещам, скептически относится не только к эзотерической литературе, но и ко всякого рода экономическим прогнозам, предвыборным обещаниям, психотерапевтическим манипуляциям, дерзновенным исследованиям человеческого мозга. Его раздражает птичий язык лженауки. Образованность — в таком понимании — позволяет отличить правильный ход мысли от пустой риторики. Это становится возможным потому, что у образованного человека входит в привычку постоянно задавать себе два вопроса: «Что конкретно имеется в виду» и «Откуда мы знаем, что дело обстоит именно так». Снова и снова спрашивая об этом, мы защищаем себя от навязчивой болтовни, промывки мозгов и всяческого сектантства; это обостряет наше восприятие действительности — в противовес слепому пристрастию к шаблонным мыслям и речам, модным поветриям и вопреки стадному инстинкту. Теперь нас никто не сможет провести или захватить врасплох: ни болтливые демагоги, ни учителя жизни, ни самовлюбленные журналисты. Это высокое благо можно назвать интеллектуальной неподкупностью.
Образование как историческое сознание
Просвещенное сознание образованного человека — это не только критическое сознание. Ему свойственно и такое качество, как историческая любознательность: как получилось, что мы думаем, говорим, чувствуем и живем именно так, а не иначе Из подобного любопытства вырастает мысль, что все могло сложиться совершенно по-другому, так как нашей культуре чужда метафизическая неизбежность. Таким образом, просвещенное сознание — это еще и осознание исторической случайности, которое выражается в умении несколько дистанцироваться от собственной культуры, взглянуть на нее со стороны: иронически и шутливо. Речь не идет о том, чтобы непременно поставить под сомнение наш собственный образ жизни. Нужно лишь отказаться от наивной и высокомерной мысли, будто именно наш жизненный уклад более всех остальных подобает человеку. Такая самоуверенность, составляющая суть имперской политики и миссионерства всех видов, — верный признак необразованности.
Историческое сознание испытывает потребность заново осмыслить культуру, в которой оно сформировалось в силу случайных обстоятельств. В первую очередь это относится к языку. Познать нашу — людей, принадлежащих данной культуре, — историю значит прежде всего восстановить историю наших слов, поскольку человек — это говорящее животное и ничто точнее не определяет наше культурное своеобразие, чем слова, с помощью которых мы выражаем свое отношение к природе, к другим людям, к самим себе. Формы человеческой жизни оттиснуты конкретным языком, в слова которого облекается мировоззрение. Наше восприятие мира отражено в основных категориях, вокруг которых группируется язык. Как возникли эти категории, как они изменялись Первыми на ум приходят «дух», «душа», «сознание», «разум» — все то, что составляет исключительную принадлежность человека, его особое достоинство. История этих слов исполнена драматизма и весьма запутана, разобраться в ней — задача образованного человека. Схожая судьба у понятий «добро» и «зло», «вина» и «искупление», «уважение» и «достоинство», «свобода» и «справедливость». История слов показывает, как много неясных, отрывочных смыслов может таиться за простой звуковой оболочкой. Понятия «жестокость» и «страдание», «счастье» и «безмятежность» показывают, каким образом в немногих словах может кристаллизоваться культурный автопортрет человека. Слова, выражающие чувства, показывают, какими видят себя представители данной культуры. Различные формы жизни, а заодно и отношение к ним зачастую находят выражение в чеканных метафорах, и человек лишь тогда по-настоящему становится частью культуры, когда он усваивает слова нежности, бранные и непристойные слова, когда узнает, какие табу существуют в данном языке.
Понимать культуру значит разбираться в ее моральных ценностях. Все мы вырастаем в среде с определенными нравственными принципами, требованиями и запретами. Мы впитываем их с воздухом родного дома и улицы, воспринимаем из фильмов и книг, которые потрясают и формируют нас. Все вместе это образует нашу нравственную личность, определяет наши нравственные реакции: возмущение, ненависть, муки совести. В начале жизни — и это говорит о серьезности и значимости морали — мы принимаем моральные принципы как некий абсолют, не допуская для них никакой альтернативы. Позднее, в процессе образования, мы осознаем, что в других странах, в других обществах и жизненных условиях люди имеют иное представление о добре и зле, что наши нравственные понятия содержат элемент случайного, что за пределами монотеистических религий такие категории, как, скажем, грех и смирение, теряют смысл, что месть не везде считается неприемлемой, что к страданию, смерти и счастью можно также относиться по-разному, что в некоторых культурах физические и моральные пороки искореняются немедленно, без мысли о том, что многое еще можно исправить и что впереди ждет еще один суд.
Для верующих людей образование может стать настоящим потрясением. Их повергает в шок, что миллиарды землян не имеют истинной веры. И, конечно, очень тяжело признать очевидное: то, во что я верю, в какую церковь хожу, и даже мои моральные устои — всего лишь географическая и социальная случайность. Ведь сама суть религиозной веры несовместима с исторической случайностью, которая обесценивает веру, превращая религию в игралище культурных сил. Образование тем самым подрывает всякое мировоззрение как таковое. Оно приводит к осознанию условности всех установившихся форм жизни. Тоталитарные идеологии — и церковь в их числе — систематически подавляют этот аспект образования, отсюда — запреты на книги и путешествия. В исламе, например, отречение от религии карается смертной казнью. Образование разрушает метафизически-тоталитарную картину миру, религия для него — лишь одна из форм жизни, созданных людьми. Религия не содержит метафизической истины, она значима для идентификации личности, для решения вопроса, как мы хотим жить. Знакомство с другими религиями лишь на первый взгляд умаляет собственную веру, напротив, последняя может переживаться еще сильнее, коль скоро речь идет уже не о роковой предопределенности, а о нашем свободном выборе. Можно сказать, что человек становится взрослым, лишь когда постигнет и признает исторически случайный характер своей культурной и моральной идентификации. Я не могу в полной мере взять на себя ответственность за свою жизнь, пока подчиняюсь диктату внешней инстанции, определяющей, чтo я должен думать о любви и смерти, морали и счастье.
Осознание роли исторической случайности дает очень многое: мы начинаем постигать разнообразие государственных институций и правовых систем, но не только. Нам открывается несходство человеческих представлений об интимной сфере и о том, чего принято стыдиться, мы наблюдаем разное отношение к телу, разные формы этикета и человеческого достоинства; люди повсюду иначе отмечают праздники и одеваются, по-иному относятся к наркотикам, по-своему плачут, смеются и острят, веселятся, выражают нежность и горе, у разных народов свои погребальные обряды, свои поводы для обиды или презрения, своя еда; мужчины и женщины всюду по-разному флиртуют и сближаются. Итак, быть образованным значит иметь представление о многогранности мира, уважать чужую культуру, отказаться от наивного чувства собственного превосходства.
Человек, в указанном понимании образованный, наделен особой формой любопытства: его интересует, что сталось бы, говори он на другом языке, вырасти в другое время, в другом месте и климатическом поясе. Что бы произошло, если бы он выбрал другую профессию или принадлежал к другому социальному слою. Такой человек испытывает постоянную потребность путешествовать, чтобы тем самым расширить границы своей личности. Образование пробуждает интерес к документалистике.
Выше я определил образование как способность ориентироваться в мире, просвещение, историческое мышление. Теперь я добавляю еще одно, наиболее мне близкое определение: человек может считаться образованным, если он глубоко и полно сознает великое многообразие форм жизни, выбираемых людьми.
Образование как способность к точному самовыражению
Образованный человек — обязательно читатель. Но книжным червем или всезнайкой быть недостаточно. Встречаются, как ни странно, необразованные ученые. Отличие образованного человека в том, что он умеет меняться под воздействием чтения. «Значит, гуманизм ни от чего не спасает» — спрашивал Альфред?Андерш, имея в виду Генриха Гиммлера, родившегося в буржуазной гуманистически образованной семье. Ответ таков: гуманизм спасает только тех, кто не просто поглощает гуманистические произведения, но интимно их переживает, кто становится по прочтении другим человеком. Если человек рассматривает познание не как механическое накопление информации, приятное препровождение времени или путь к признанию в обществе, но как нечто способное изменить и расширить его личность, изменить поведение, — это верный признак образованности. Это касается не только текстов, значимых в моральном отношении. На образованного человека влияет и поэзия. И это отличает его от начитанного буржуа и обывателя.
Человек, читающий специальную литературу и пытающийся выработать собственное суждение по поводу конкретного предмета, приобщается к целому хору голосов. Он больше не одинок. Когда он читает Вольтера, Фрейда, Бультмана или Дарвина, в нем нечто совершается. После чтения он начинает видеть мир по-другому, рассуждать о нем более тонко, обнаруживать в нем новые взаимосвязи.
Читатель художественной литературы узнает нечто другое: как можно выразить свои мысли, желания и чувства. Он изучает язык души. Осознает, что одни и те же вещи можно воспринимать иначе, чем привык он сам. По-другому любить, по-другому ненавидеть. Он усваивает новые слова и метафоры, описывающие душевные состояния. Пополняя свой запас слов, обогащая палитру понятий, он учится более точно выражать свои переживания и тем самым — более тонко чувствовать.
Мы подошли к еще одному определению: образованный человек лучше, интереснее рассказывает о себе и о мире, чем тот, кто только и может, что повторять обрывки ярких фраз или афоризмов, когда-то им затверженных. Способность человека к точному самовыражению позволяет ему углублять и уточнять представление о самом себе. Этот процесс может продолжаться бесконечно, поскольку познать сущность своего «Я» до конца невозможно.
Образование как самопознание
Есть личности, которым свойственно проблематизировать все, что касается их мнений, желаний и эмоций, а также самим заботиться о своем развитии. Образование опирается именно на эти личностные качества. Можно быть очень сведущим человеком, знать мир и прекрасно в нем ориентироваться. Но если при этом ты некритически к себе относишься и не умеешь работать над собой, тебя нельзя назвать по-настоящему образованным человеком.
Образование можно рассматривать как самопознание: я могу не просто во что-то верить, чего-то желать или нечто чувствовать, но и задаваться вопросом — почему со мной происходит именно это, в чем причина этих мыслей и переживаний Когда мы анализируем свои мысли и мнения, возникает знание второго порядка, о котором мы говорили выше. Но теперь я хочу пойти дальше: подумать о своих желаниях и эмоциях. Почему я их испытываю Что их вызвало и чем они обусловлены Речь идет о том, чтобы разобраться в своих мыслях, чувствах и желаниях, а не просто пускать их на самотек. Нужно осмыслить свое прошлое и свои представления о будущем, т. е. позаботиться о создании и постоянном уточнении собственного образа. Образованный человек все время спрашивает себя: уверен ли я, что сложившийся у меня мой собственный образ не иллюзорен Имеем ли мы какой-то особый, привилегированный доступ к самим себе Открываем ли мы самих себя или изобретаем
Образованный человек — таково мое следующее определение — знает себя и отдает себе отчет в том, как трудно добывается это знание. Он наблюдает свой образ со скептической зоркостью и все время поддерживает его как бы во взвешенном состоянии. Он сознает хрупкое многообразие своего внутреннего мира и не принимает социальную идентичность за подлинную.
Образование как самоопределение
Процесс образования не сводится к самопознанию. Нужно еще уметь оценивать собственные мысли, чувства и желания — с чем-то себя отождествлять, от чего-то отстраняться. В этом и состоит моя душевная целостность. Так мы высекаем для себя самих скульптурный портрет своей души.
По разным причинам я не удовлетворен миром своих мыслей, чувств и желаний: возможно, мне не хватает широты и внутренней гармонии; возможно, я набиваю синяки и шишки, сталкиваясь с окружающей действительностью, или чужд самому себе. Поэтому мне необходимо «воспитание чувств» в самом широком смысле слова или, как прекрасно выражались в старину, «воспитание сердца» (Herzensbildung): все глубже постигая логику развития моей духовной жизни, я осознаю, что в моих мыслях, желаниях и чувствах нет ничего рокового — они вполне могут быть изменены и улучшены. Я начинаю понимать, что могу определять не только свои поступки, но также желания и чувства. Самоопределение не означает отрешение от мира, замыкание в некой внутренней крепости из боязни пагубных внешних воздействий. Я учусь совсем другому — различать те влияния, что отчуждают меня от самого себя, и те, что меня освобождают, приближая к самому себе. Любая форма психотерапии, которая не сводится к выработке или снятию условных рефлексов, способствует образованию этого рода.
Самоопределение в этом смысле не означает наличия некоего внутреннего пьедестала, сидя на котором я управляю процессами, протекающими в моей душе. Дело в том, что я сам и есть совокупность этих процессов. Слова «я определяю себя» означают лишь то, что наличествует нескончаемая сеть сплетаемых и расплетаемых узлов — эпизодов, состояний и положений моей душевной жизни, — сеть, тождественная мне самому, и по непрерывно сменяющим друг друга моим собственным наброскам, черновикам и переделкам своего автопортрета я сужу о том, что происходит в моей внутренней жизни. Образованный человек сам определяет образ своей души — тем что неустанно, снова и снова переоценивает себя и готов переносить вырастающую из этого неуверенность в себе. Это и делает его субъектом по преимуществу.
Образование как моральная восприимчивость
Воспитание чувств, воспитание сердца имеют своим результатом и нечто другое — развитие моральной восприимчивости. Осознание того, что собственная культурная личность обусловлена случаем, рождает в человеке терпимость: не просто отчужденное примирение с чуждым, но подлинное, естественное уважение к другим нормам жизни. Не то чтобы это давалось легко. Бывает невыносимо, когда чужак нарушает привычные моральные запреты. Проявление жестокости приводит нас в ярость, но где-то в мире оно может быть абсолютно приемлемо. Образование — это трудное искусство балансирования между признанием чужого мировосприятия и неукоснительной приверженностью собственной морали. Нужно уметь выдерживать это внутреннее напряжение: образование требует бесстрашия.
Мы уже отмечали: чем богаче язык описания эмоций и переживаний, тем тоньше чувствует человек. Тем глубже его отношения с окружающими. Прежде всего, это касается способности посмотреть на мир глазами другого. Она тоже является критерием образованности. Чем образованнее человек, тем лучше он может представить себя в положении другого. Образование развивает в человеке тонкое социальное воображение. Образование позволяет обнаружить скрытые формы давления, выявляет жестокость, которую человек раньше в себе не замечал. В этой своей форме оно служит заслоном от жестокости. Чтобы совершить то, что содеял Гиммлер, надо быть человеком, начисто лишенным фантазии.
Образование как поэзия
Обучение прагматично: человек приобретает знания и умения, чтобы потом чего-то достичь. Образование же — само по себе ценность, и этим оно похоже на любовь. Нельзя утверждать, что образование — это средство достижения счастья: ведь счастье не запланируешь. И, разумеется, так же неверно, что без образования не бывает счастья. Но все же есть счастливые переживания, непосредственно связанные с теми аспектами образования, которые мы описали. Испытываешь радость, если удается лучше разобраться в каком-то фрагменте действительности, чувство освобождения, когда стряхнешь с себя какой-нибудь тягостный предрассудок, удовольствие при чтении книги, бросающей луч света в глубь истории. Порой бываешь потрясен кинофильмом о совершенно чужой и незнакомой жизни, переживаешь душевный подъем, узнав новые слова, описывающие твой собственный опыт. Мы радостно изумляемся, когда вдруг начинаем лучше понимать себя, бываем окрылены, если удается бросить накатанную жизненную колею и тем самым убедиться в своей способности к самоопределению. Мы поражаемся, наблюдая, как вместе с обострением нашей нравственной восприимчивости расширяется и наш внутренний мир.
Образование открывает нам новый аспект счастья: яркое постижение жизненного момента через поэзию, живопись, музыку. Свет, исходящий от слов, картин и мелодий, доступен лишь тому, кто видит их роль в том многослойном целом, что зовется человеческой культурой. Тот, кто ощущает крайнюю насыщенность подобных мгновений, никогда не перепутает образование с обучением и не станет разглагольствовать о том, что цель образования — «подготовить себя к будущему».
Образование и темперамент
Образованного человека можно распознать по тому, как резко он реагирует на все, что препятствует его образованию. Реакции его столь остры, поскольку этим бывают затронуты все стороны образования: ориентация в мире, просвещение и самопознание, воображение, самоопределение, искусство, счастье. В отношении тех, кто намеренно воздвигает эти препятствия, невозможно оставаться снисходительным и невозмутимым. Бульварная пресса, помешанная на прибыли, может вызывать в нем только отвращение, поскольку разрушает все, о чем сказано выше. Человек образованный вообще болезненно реагирует на многое: его раздражает лживость рекламы и предвыборных кампаний, трескучие фразы и лицемерие всех видов и сортов, выспренняя риторика и насквозь циничная информационная политика военных властей, партийная пропаганда, надутый тон газет, мнящих себя очагами образования. Образованный человек в каждой мелочи видит проявление большого зла и вспыхивает всякий раз, когда другие это отрицают. Недаром говорят: мелочей не бывает.
Биери Петер
Источник: “Отечественные записки”

Жизнь человека и его поступки настолько значимы, насколько он образовен, насколько развиты его умственные способности. Ведь недаром по латыне мы называемся «гомо сапиенс», что значит человек разумный. Без знаний интересы человека становятся мелкими, его душа и он сам пустеют. Он становится примитивным на уровне амёбы: главное, ублажить свою плоть в физиологических потребностях. В этом низменном стремлении он способен только потреблять, и разрушать всё вокруг себя. Пустота души убивает все истоки прекрасного, убивает стремления, мечты. Нужно ли такое человекоподобное существо развивающемуся обществу? Вряд ли…
«Ох, уж эта учёба!»–часто говорим мы, устав от занятий в школе, институте. Так хочется отвлечься, поиграть с друзьями, просто полениться.
Да, человек отличается от всех остальных существ на Земле способностью думать, осмысливать происходящее и своё поведение. И нет для человеческого разума ничего страшнее незнания. А следовательно, нет ничего страшнее душевной и физической лени. Ведь как можно обогатить свои знания, научиться мыслить, если не прилагать усилий, не заниматься, не работать над собой?
Разуму всё время нужно работать, и тогда с каждым днём перед ним открываются всё более широкие горизонты—так считал великий древнегреческий философ Демокрит. Сам учёный прожил на земле более века, не страдая старческим слабоумием и маразмом. Его мозг постоянно работал и стремился к получению новых знаний. Такие мудрецы, как Демокрит, проложили первые тропинки в мировой науке.
Один из выдающихся мыслителей сказал:»Не преувеличивайте значение моих работ. Я карлик, но стоял на плечах гигантов».
И действительно, эстафета знаний передаётся из поколения к поколению. И на достижения предшественников опираются новые поколения учёных, идущие вперёд во всех областях знаний. Сейчас прогресс достиг небывалых вершин по сравнению с тем, что было ещё несколько лет назад.
Так что заниматься своим образованием и внутренним миром нужно в первую очередь для себя, для своего будущего. Иначе ты останешься в стороне от жизни и не оставишь в ней никого следа.
Свою жизнь человек должен прожить сам, и стараться не быть в ней бесполезным балластом.
Так зачем же нужно быть образованным человеком? И для чего вообще мы живём? Чем раньше мы задумываемся над этим, тем интереснее будет жизнь, и проживём мы её с большей пользой и для себя, и для окружающих.