Что значит причинно следственные связи в историческом сочинении

Продолжаю серию материалов о КРИТЕРИЯХ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЧИНЕНИЯ, и сегодня мы поговорим о критерии К3.

Критерий К3 – это причинно-следственные связи (ПСС). Для получения максимального балла (2 балла) должно быть две причинно-следственные связи.

✅Что значит причинно-следственная связь?

Причинно-следственная связь (ПСС) – это связь между двумя элементами (событиями, явлениями, процессами). Причем первый элемент, который был раньше, вызвал наступление второго элемента, который произошел позже.

Итак, для причинно-следственной связи нужно выполнение двух условий:

  • первый элемент был раньше второго;
  • первый элемент вызвал наступление второго.

Например, неудачи в русско-японской войне в 1904 году, сдача Порт-Артура в конце этого года стали причиной начала революции 1905 – 1907 гг. Первый элемент (неудачи в русско-японской войне 1904 г., конкретнее – сдача Порт-Артура) произошел раньше и вызвал наступление второго элемента (революции 1905 – 1907 гг.).

Русско-японская война (карта заимствована с сайта histrf.ru)
Русско-японская война (карта заимствована с сайта histrf.ru)

✅Что нужно в К3 в сочинении по историческому процессу?

Нужно охарактеризовать причины событий (явлений, процессов), которые включены в описываемый вами процесс (написать две ПСС).

Например, вы пишете про опричнину. Нужно написать две причинно-следственные связи, относящиеся к опричнине.

✅Что нужно в К3 в сочинении по исторической личности?

Если пишете по личности, нужно говорить о причинах событий (явлений, процессов), которые происходили при жизни этой личности (указать две ПСС). При этом НЕОБЯЗАТЕЛЬНО участие этой личности или второй личности по К2 в этих событиях (явлениях, процессах). Обратите на это внимание – этот момент облегчает вашу работу.

Допустим, вы пишете сочинение про А.В. Суворова. Вам достаточно охарактеризовать причины событий, которые произошли при его жизни. Его участие в этих событиях необязательно.

✅ЧТО НУЖНО ПОМНИТЬ, КОГДА ВЫ РАСПИСЫВАЕТЕ К3?

  • ПРИЧИНА МОЖЕТ БЫТЬ ДО

Причина может быть до начала описываемого исторического процесса (или до рождения исторической личности, если сочинение по личности). Например, вы пишете про Ливонскую войну. Исторические рамки Ливонской войны – 1558 – 1583 гг. Но в качестве причины Ливонской войны вы можете написать неудачные попытки России организовать самостоятельную торговлю с Европой через Ивангород в конце 15 в. – начале 16 в. То есть, причина здесь будет раньше описываемого процесса. Но такая ПСС засчитается.

Ливонская война (карта заимствована с сайта histrf.ru)
Ливонская война (карта заимствована с сайта histrf.ru)
  • СЛЕДСТВИЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОСЛЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ЖИЗНИ ДЕЯТЕЛЯ)

Это обязательное условие – иначе вам не засчитают связь по К3.

  • СВЯЗИ ПО К2 НЕ ЗАСЧИТЫВАЮТСЯ ПО К3

Оценивание по критериям происходит только в последовательном порядке, и если ваши ПСС уже засчитаны по К2, то они не будут засчитаны заново.

  • ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ ПРОИЗОШЛИ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ

Проверьте, что причина в ПСС была раньше, а следствие – позже. Причина и следствие не должны быть одновременными. Например, как ПСС не будет засчитана связь между Манифестом о вольности дворянства 1762 г. и освобождением дворян от службы, т.к. это освобождение произошло именно по самому Манифесту, а не после него. Не будет засчитано в качестве ПСС связь между Ледовым побоищем 1242 г. и победой русских войск в нем, т.к. победа произошла в рамках Ледового побоища, а не позже.

Так выглядел Манифест о вольности дворянства (изображение взято с сайта https://pochta-polevaya.ru/)
Так выглядел Манифест о вольности дворянства (изображение взято с сайта https://pochta-polevaya.ru/)
  • НЕ УПУСКАЙТЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ШАГОВ

Старайтесь использовать ближайшие причины событий (явлений, процессов), не упуская промежуточных шагов. Так, например, в ПСС нельзя написать: “Тильзитский мир 1807 г. стал причиной Отечественной войны 1812 г.“. Во-первых, это звучит несколько противоречиво: мир привел к войне. Во-вторых, здесь упущен ряд промежуточных шагов, которые как раз больше подходят под причины Отечественной войны 1812 г. Можно, например, сказать, что Россия не выполняла условие Тильзитского мира 1807 г. о континентальной блокаде Англии и продолжала торговать с Англией. Это вызывало возмущение Наполеона и способствовало ухудшению отношений между Россией и Францией.

  • ИЗБЕГАЙТЕ РАСПЛЫВЧАТЫХ ФОРМУЛИРОВОК

Избегайте расплывчатых формулировок в следствиях типа: “это положительно повлияло на развитие государственности“, “это способствовало укреплению экономики” и т.п. Если все-таки вы используете такие формулировки, не забудьте написать, как именно развивалась государственность и укрепилась экономика в связи с этим.

  • СТРЕМЛЕНИЕ, ЖЕЛАНИЕ – ЭТО НЕ ПРИЧИНА

Не объясняйте причины событий (явлений, процессов) только стремлениями и желаниями исторических деятелей. Так, например, не засчитается как ПСС: “Причиной отмены крепостного права было стремление Александра II облегчить судьбу крестьян“. Если, однако, вы считаете, что такое стремление было, обоснуйте это конкретными историческими фактами.

Вот и все основные моменты, которые важно помнить при написании К3.

Понравилась статья? Делитесь в комментариях! И если остались какие-то вопросы, буду рад на них ответить!

ОБО МНЕ

Я ЗЕЛЕНСКИЙ ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ, РЕПЕТИТОР ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

🖊 ГОТОВЛЮ К ЕГЭ С 2009 ГОДА.

📝Я ВЕДУ НАБОР УЧЕНИКОВ НА НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД ПО ПРЕДМЕТАМ “ИСТОРИЯ” И “ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ”.

📞ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЯ МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ 8(981)702-34-09.

✅ПЕРВОЕ ПРОБНОЕ ЗАНЯТИЕ БЕСПЛАТНО.

О критерии К1:

https://zen.yandex.ru/media/id/60f522cb6de0994484ef9357/61065f9e292f72531f57e8c3

О критерии К2:

https://zen.yandex.ru/media/id/60f522cb6de0994484ef9357/61067a0d49aa541e4adaf81e

Подробнее обо мне и моем курсе:

https://zen.yandex.ru/media/id/60f522cb6de0994484ef9357/610554b849aa541e4a8bd70d

О том, как я сдал историю в этом году на 100:

https://zen.yandex.ru/media/id/60f522cb6de0994484ef9357/610564b06e5fea78172a3e97

Некоторые из моих материалов для подготовки к ЕГЭ по истории:

https://zen.yandex.ru/media/id/60f522cb6de0994484ef9357/61055765391cbd4230d0ad29

Причинно-следственные связи (К3) в историческом сочинении. Что и как?

Для начала, еще раз прочитаем требования по критерию К3.

По данному критерию необходимо:
«правильно указать две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий/явлений/процессов, происходивших в данный период».

Итак, необходимо указать две ПСС, и не какие-нибудь, а именно те, которые характеризуют причины (!) возникновения событий данного периода.

Что именно понимается под причинно-следственной связью?

ПСС –  связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (процесс, явление), называемое причиной, при наличии определенных исторических условий порождает другое событие (процесс, явление), называемое следствием.

  Таким образом, эксперты ЕГЭ хотят увидеть в сочинении то, как выпускник умеет показывать СВЯЗЬ между двумя историческими событиями. Связь между событием-причиной и событием-следствием.

При этом, событие-следствие должно находиться именно в рамках того периода, по которому пишется сочинение. Событие-следствие не должно находиться за верхней границей или нижней границей периода, оно должно относиться именно к данному (!) периоду.

  К событию (явлению, процессу), которое произошло в рамках заданного периода, необходимо подобрать те события (явления, процессы) из прошлого, которые послужили его причиной.

Какие требования к событию-причине?

1) Событие-причина может находиться как в рамках периода, так и за нижней границей. За верхнюю границу периода невозможно выйти: ведь причины могут находиться только в прошлом, но не в будущем.

  Пример «в рамках периода» :
Непродуманная налоговая политика приближенных царя Алексея Михайловича стала одной из причин Соляного бунта.

  Пример «за нижней границей»:
Издание указа Петра I о престолонаследии было одной из причин начала эпохи дворцовых переворотов.

  2) При указании ПСС могут быть названы не только

причины

, но и предпосылки событий, процессов, явлений.
Предпосылка – это условие, повлиявшее на начало данного события.

  Например:
 Влияние идей эпохи Просвещения
не было прямой причиной восстания декабристов на Сенатской площади, но явилось его предпосылкой.

Далее – выдержки из сочинений и комментарии по их оцениванию (К3)

Период: 945-972 гг.

В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:  
1) Крещение Ольги (это причина) и укрепление связей между Русью и Византией (это следствие).
2) Приближение России к византийским границам (это причина) и начало русско-византийской войны (это следствие).

«Будучи мудрой и дальновидной правительницей, Ольга решает принять религию Византийской империи – христианство. В 957 году происходит крещение Ольги в Константинополе. Ее крестным отцом стал византийский император. Такой шаг способствовал укреплению международный связей Руси и Византии: как политических, так и экономических.

В эти же годы происходит молниеносная война с Болгарией, закончившаяся победой русского князя. В результате войны Русь получила новые земли, однако присутствие воинственного Святослава у границ Византии не устраивало византийского императора. В связи с этим в 970 году начала русско-византийская война».

Период: сентябрь 1689 г. – декабрь 1725 г.

 

В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:  
1) Северная война  (это причина) и введение рекрутской повинности (это следствие).
2) Условия работы строителей Санкт-Петербурга  (это причина) и высокая смертность рабочих (это следствие).

  «Чтобы укрепиться на завоеванной территории российский правитель в 1703 году основал город, который сейчас называется Санкт-Петербург. Началось строительство с заложением на Заячьем острове крепости, ну а сам город строился с большой смертностью рабочих. Это связано с «рабским» отношением к строителям, работавших в сложном климатическом районе с «невыносимыми» для простого человека работами часами.

Во время войны власть нуждалась в деньгах и служивых людях. Вопрос со служивыми людьми был решен всеобщей рекрутской повинностью, что обеспечило войну войском и увеличило его в несколько раз».

Период: октябрь 1914 г. – июль 1914 г.

В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:  
1) Проникновение Россию в Маньчжурию (это причина) и начало русско-японской войны (это следствие).
2) Аренда Порт-Артура (это причина) и начало русско-японской войны (это следствие).
3) Поражение России в русско-японской войне (это причина) и потеря Россией Южной части Сахалина (это следствие).

  «В 1904-1905 гг. была русско-японская война. Причинами этой войны послужило то, что железная дорога России шла через Китай, и то, что наша страна арендовала Порт-Артур для создания там флота. Японии это всё не понравилось. Мы проиграли эту войну. Началось строительство железной дороги на нашей территории, мы потеряли южную часть Сахалина».

Период: октябрь 1964 г. – март 1985 г.

В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:  
1) Косыгинская реформа (это причина.) и увеличение  материальной заинтересованности работников  и др. (это следствие).
2) Внешняя политика, проводимая А.А. Громыко (это причина) и начало курса на мирное сосуществование (это следствие).

  «Разработать проект реформы и воплотить его в жизнь было поручено А. Косыгину  Следствием реформы стало увеличение материальной заинтересованности работников, увеличение экономических показателей, строительство новых заводов. Однако затем произошло снижение показателей, и реформа была свернута.

  Что касается внешней политики, то данный период характеризуется так называемой «разрядкой» в международных отношениях. Важнейшей фигурой в проведении внешней политики СССР был министр иностранных дел Громыко  Последствием его внешней политики можно назвать начало курса на мирное сосуществование с капиталистическими странами».

 Период: октябрь 1964 г. – март 1985 г.

 

В отрывке из сочинения есть следующая ПСС:  
1) Ввод советский войск в Афганистан (это причина) и бойкот Олимпийских игр 1980 г. западными странами (это следствие)

  «В 1980 г. в СССР проводились Летние Олимпийские игры. Многие западные страны на Игры не приехали. Они забойкотировали их из-за ввода советских войск в Афганистан в 1979 г.».

Общий вывод

Чтобы получить два балла по К3, необходимо как минимум два раза указать в тексте, что «определенное событие (явление, процесс) данного периода произошло, потому что … ».  

При этом здесь необязательно называть каких-либо исторических деятелей, перечислять их конкретные действия и т.д.

У вас может быть несколько отдельных связок в сочинении:

  • «Событие №1 + личность + конкретные действия»  – для К-1 и К-2

  • «Событие №2 + личность + конкретные действия»  – для К-1 и К-2

  • «Событие №3 + его причины/предпосылки» – для К-3

  • «Событие №4 + его причины/предпосылки» – для К-3

  Обратите внимание, что можно писать не только о событиях, но и об исторических явлениях и процессах.

  Например, в примерах выше говорится о таком процессе как «укрепление связей между Русью и Византией» и о таком явлении как «высокая смертность рабочих при строительстве Санкт-Петербурга» .

Методические рекомендации, используемые в материале, можно найти на сайте ФИПИ.

Требования к сочинению по истории в ЕГЭ

Прежде, чем приступать к написанию сочинения, следует внимательно ознакомиться с требованиями к нему.

В 2021 г. у школьников появился выбор, писать ли сочинение по историческому процессу (относится к определённому периоду, например, «Внешняя политика Ивана Грозного») или по исторической личности (пример тем: «Ярослав Мудрый», «Александр Меншиков»). Требования к этим двум видам сочинение различаются, хотя и есть много пересечений.

Сначала разберём требования к сочинению по историческому процессу.

Сочинение по историческому процессу

В демо-версии 2021 г. на сайте разработчиков ЕГЭ www.fipi.ru читаем, что в сочинении необходимо (цитата):

  1. Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
  2. Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знания исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). Внимание! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий;
  3. Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
  4. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России;
  5. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Сочинение по деятельности исторической личности

  1. Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель.
  2. Назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность. Охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах). Внимание! При характеристики роли, каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности в значительной степени, повлиявший на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
  3. Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и или названной Вами).
  4. Используя знание исторических фактов и (или) мнение историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.
  5. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины и понятия.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины понятия.

К3 Причинно-следственные связи — 2 балла

По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2

2 балла

Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса

1 балл

Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину возникновения событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса

0 баллов

Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны.

План сочинения по истории

Исходя из изложенных требований, рассмотрим возможные планы сочинения по истории.

Сочинение по историческому процессу

  1. Краткая характеристика исторического процесса.
  2. Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
  3. Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
  4. Оценка значимости данного периода для истории страны.

Важно!

— Указывать при раскрытие первого и второго событий причинно-следственные связи. Иными словами, объяснять и называть причины и итоги реформ, войн, бунтов, революций и иных фактов.

— Помнить, что указанных событий и личностей в сочинении может быть больше двух. В сочинение главное — это исчерпывающе раскрыть содержание и значение выбранного периода истории.

План написания исторического сочинения

Чтобы написать правильное сочинение вам нужно соблюдать следующие пункты:

  1. Сделать правильное вступление. Вступление – это характеристика выбранного вами периода с указанием дат и исторических событий, произошедших в это время.
  2. Точно и правильно расписать первое историческое событие данного периода. Также необходимо назвать причину его появления и указать историческую личность, связанную с данным событием.
  3. Раскрыть второе историческое событие данного периода с указанием причинно-следственной связи его возникновения и приведением исторической личности, оказавшей непосредственное влияние на ход событий.
  4. Оценить значимость обоих событий и всего выбранного периода для развития России того века.

Теперь мы поговорим конкретнее о каждом аспекте исторического сочинения.

Разбор сочинения по истории

Теперь рассмотрим конкретный пример сочинения, написанный по предложенному нами плану и разберем его.

Тема сочинения (исторический процесс): Политика индустриализации и коллективизации в СССР

Первый пункт нашего плана гласит: «Краткая характеристика исторического процесса». Выполняем:

В указанные годы укладывается период единоличного правления Иосифа Сталина до начала Великой Отечественной войны. Это были годы индустриализации, коллективизации, террора и подготовки к войне.

Второй пункт нашего плана: «Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела».

В 1929 г. в СССР началась политика индустриализации. Индустриализация — это модернизация промышленного производство, создание тяжелой промышленности в стране, новых, отвечающих требованиям времени, отраслей производства.

Причиной проведения индустриализации стала техническая отсталость СССР, а также необходимость обрести экономическую самостоятельность от стран Запада. Итоги индустриализации поражали воображение: за три первых пятилетки индустриализации в стране появилось огромное количество новых предприятий, дорог и отраслей, страна вышла на новый хозяйственный уровень.

Важное участие в событиях индустриализации принимал Анастас Иванович Микоян (годы жизни — 1895-1978). В этот период Микоян занимал посты комиссара снабжения и министра внешней торговли. Он занимался торговлей, пищевой промышленностью, снабжением. В пищевой промышленности Микоян внедрил несколько революционных вещей: 1) он положил начало «холодильной технике» (не «холодильники в каждый дом», это позже, а новый способ заготовки и хранения пищевых продуктов, 2) ввёл технологию консервного производства и 3) технологию конвейерного производства полуфабрикатов.

Третий пункт плана: «Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела».

Чтобы поддерживать высокие темпы индустриализации, правительство СССР прибегало к разного рода внеэкономическим способам принуждения. Это и организация стахановского движения, с одной стороны, и использования рабского труда заключённых ГУЛАГА, с другой.

Причинами сталинских массовых репрессий, развернувшихся как раз в 1930-е годы, были желание Сталина избавить страну от всех людей, которые так или иначе вызывали недоверие и подозревались в неодобрении принятого страной курса. Следствием репрессий стали загубленные жизни огромного числа ни в чем не повинных людей, а также формирование в обществе атмосферы страха и несвободы внутренней и внешней. Годом апогея репрессий называют 1937. Руководителем НКВД, а значит, руководителем проводимой политики репрессий был Николай Иванов Ежов.

Он занимался координацией и осуществлением репрессий против лиц, подозревавшихся в антисоветской деятельности. Начал Ежов с «чистки» самих органов госбезопасности, затем переключился на остальные категории граждан. При Ежове появились так называемые разнарядки с точным числом людей, которых требовалось репрессировать в той или иной части страны. В 1938 г. Ежова освободили от должности. В 1939 г. арестовали, обвинили в подготовке государственного переворота и приговорили к расстрелу.

Четвертый пункт плана: «Оценка значимости данного периода для истории страны».

Историки оценивают этот период как время укрепления в стране тоталитарного строя и личной власти Сталина. Созданная благодаря индустриализации тяжелая промышленность помогла СССР вести Великую Отечественную войну, однако репрессии обескровили страну, а также уничтожили командный состав армии, что послужило причиной будущего провала в войне на начальном её периоде. Коллективизация заложила основу будущего глобального кризиса в сфере сельского хозяйства. Жившее в то время люди, получили серьезную психологическую травму, оказавшую серьезное влияние на формирование народного менталитета.

К3 Причинно-следственные связи — 2 балла

(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)

2 балла

Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена)

1 балл

Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена)

0 баллов

Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны

Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл

1881-1894

Это годы правления Александра III, которого прозвали миротворцем за то, что при нем Российская империя не вела войн. Александр III пришел на престол в результате того, что его отец, Александр II освободитель, был убит членами революционной организации «Народная воля». Позже главных заговорщиков (Перовская, Рысаков) казнили.

Александр III был консерватором. Его политика была направлена на борьбу с революционными организациями и настроениями. В самом начале его правления, в 1881 г., с данной целью издается «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Также при нем вводится жесткая цензура и расширяется сеть охранок.

При императоре действуют такие деятели экономики, как Бунге, Вышнеградский и Витте. Деятельность Витте приходится в основном на правление Николая II, но свою должность он занял при Александре III. Бунге пошел на серьезный шаг — отмену подушной подати. Также он снизил выкупные платежи. Данные действия способствовали успокоению крестьянского недовольства. Во многом благодаря вышеуказанным деятелям, экономика России продолжала процветать.

Во внешней политике Александр III выбрал мирный курс. Особенно выделялся дипломат Гирс, активно участвовавший в международных делах. Он, посредством дипломатии, отговорил германское правительство от нападения на Францию, чем отсрочил начало Первой мировой войны и дал возможность Российской империи нарастить свой военный потенциал, чем впоследствии император Николай II не воспользовался, что во многом послужило причиной неудач во время Первой мировой войны и что в свою очередь вылилось в Февральскую революцию и свержение монархии. Также во внешней политике окончательно образовываются два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия).

Несмотря на строгую цензуру, жесткую борьбу с революционным движением, время его правления нельзя назвать неблагоприятным для страны. При нем население вздохнуло спокойно, поскольку мужчины не уходили на войну. Экономика продолжала процветать. Крестьянство не бунтовало в силу того, что правительство пыталось ему помочь. Во внешней политике Россия заняла свое место на стороне Антанты, противницы захватнических планов Германии. Правление Александра III подготовило достойную почву для перехода в новый век.

(автор сочинения — Ирина Айтуганова)

Критерии оценивания сочинения по истории в ЕГЭ

Сначала разберём критерии сочинения, написанного по историческому периоду.

Критерии сочинения, написанному по предложенному историческому процессу:

Всего критериев оценивания семь. Максимальное количество баллов, которое возможно получить за сочинение — 12.

К1. Указание событий, явлений

2 балла: правильно указаны два события (явления, процесса).

К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории

2 балла: правильно указаны две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.

К3. Причинно-следственные связи (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)

2 балла: правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период.

К4. Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России

1 балл: дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков.

К5. Использование исторической терминологии

1 балл: при изложении корректно использована историческая терминология.

К6. Наличие фактических ошибок

3 балла: в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

! 1 и 2 балла по этому критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов !

К7. Форма изложения

1 балл: ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).

! 1 балл по этому критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов !

Если критерии выполнены не полностью, то быллы снижаются.

Видео о личностях для сочинения по периоду 1894-1917 гг.

К2 Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) — 2 балла

2 балла

Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса

1 балл

Правильно названы одна-две исторические личности; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса

0 баллов

Правильно названы одна-две исторические личности; роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) в рамках выбранного процесса не охарактеризована / охарактеризована неправильно.

ИЛИ

Правильно названы одна-две исторические личности; при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах), относящихся к выбранному процессу, приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)

ИЛИ

Исторические личности названы неверно

ИЛИ

Исторические личности не названы

Что поможет написать сочинение хорошо:

  1. Знание всех дат правления глав русского государства, запоминание имен правителей и их последовательность (учить даты правления)
  2. Знание дат всех основных реформ, войн и восстаний (учить даты реформ, войн и восстаний).
  3. Знание всех важных для истории страны личностей, их времени жизни и вклада в развитие государства, его науки и культуры (учить имена и дела исторических личностей).
  4. Прислать своё сочинение на проверку опытному педагогу, чтобы он указал на его сильные и слабые места. Например, можно прислать сочинение мне (автору этой статьи и сайта).

Особенности эссе по истории

Любое эссе — это вид сочинения на заданную тему, которое учит вырабатывать собственный взгляд на мир. В эссе по истории ко всему требуется показать конкретные знания. Написание такой работы — обязательная часть ЕГЭ по истории, учебной программы профильных вузов. Планируете связать будущее с этим предметом? Пришло время научиться писать изложение по образцу.

Виды исторических эссе

Выделяют два вида эссе по этому предмету:

  • рассуждение на основе цитаты;
  • анализ выбранного периода.

В первом случае дается выражение известной исторической личности, учащийся анализирует ее деятельность и высказывает точку зрения, подтверждает историческими событиями и фактами из биографии. В роли автора фразы выступает деятель, в отношении которого существует общепринятая положительная или отрицательная оценка: либо герой, либо тиран. Преподаватель дает старшекласснику или студенту непрофильных вузов цитату Гитлера? Он не ждет рассуждений, оправдывающих действий фюрера, и анализа внутреннего мира диктатора.

Второй тип предполагает сложный вид работы и твердые знания. Его часто предлагают на госэкзамене и студентам истфакультета. На ЕГЭ периоды касаются истории России, в университетах сочинения задают и по всемирной истории. Требования, по которым оценивается анализ исторического периода, в обоих случаях одинаков.

  1. Указать два конкретных основных события в периоде — реформа, смена власти, принятие основополагающих документов.
  2. Отразить роли двух исторических личностей в этих событиях: правителей, вождей, военачальников, заговорщиков.
  3. Раскрыть две причинно-следственные связи в том, как описываемые события повлияли на дальнейшее развитие России.
  4. Оценить значение этого периода для развития страны: как возрождение и расцвет или наоборот кризис.
  5. Использовать научную терминологию.
  6. Не допустить ошибки в датах, именах, названиях мест, событий и документов.
  7. Правильно применить форму изложения.

Цари Руси

Источник: sites.google.com

Критерии эссе по истории ЕГЭ 2023

Готовое сочинение оценивают по семи критериям (К7), максимальная отметка — 12 баллов. 

К1. 2 балла за два правильно указанных процесса.

К2. Еще 2 балла, если правильно отмечены два исторических лица и охарактеризована их роль с указанием конкретных действий, которые повлияли на ход и результат явлений временного интервала.

К3. Также 2 балла за правильно прописанные две причинно-следственные связи. Если уже называли причины и следствия при упоминании роли деятеля и это было засчитано по критерию К2, позаботьтесь о том, чтобы назвать еще две дополнительные.

К4. Плюс 1 балл, если дали оценку явлениям, опираясь на конкретные факты, мнения историков

К5. За корректное использование терминологии в изложении — 1 балл.

К6. Дает 3 балла, если в сочинении нет фактических ошибок.

1 или 2 балла выставят тогда, когда по первым четырем критериям выставлено не менее 5.

К7. Дополнительно 1 балл за ответ, представленный в виде именно связного изложения.

1 балл можно получить, если по критериям К1-К4 получена сумма 5.

Структура сочинения

Структура исторического сочинения одинакова для всех видов. Эссе делят на 4 больших абзаца-раздела или части.

В первой части укажите на то, что выбранный этап важен для истории страны и подтвердите это как минимум двумя значимыми событиями. Во втором разделе  раскройте роль исторических деятелей в перечисляемых событиях. В третьем абзаце переходите к описанию выявленных причинно-следственных связей. Оценку значимости анализируемого периода сформулируйте в заключительной части.

Книги

Источник: culture.ru

Исторические факты

Работа на госэкзамене пишется об определенном этапе: история древней Руси и Средневековье (912-1689), новая (1689-1984) и новейшая (1894-2012) история. Выпускнику на выбор предоставляется три временных отрезка, в некоторых вариантах с конкретными хронологическими рамками. Например, март 1801–май 1812 года или октябрь 1917-октябрь 1922 года. В зависимости от выбора темой сочинения станет либо первая половина правления императора Александра 1, либо период Гражданской войны. 

Оценочные знания

Чтобы предоставить оценку выбранному периоду, вы должны знать, какие существуют версии описания событий и фактов и точки зрения на этот счет. Глубина раскрытия вопроса и сила представляемых аргументов — главный критерий оценки этого пункта. И здесь воспользуйтесь помощью и высказываниями авторитетных ученых Соловьева, Карамзина, Ключевского.

Характеристика исторической личности

Просто развернутое описание конкретной персоны недостаточно для раскрытия темы и высокой оценки. Сконцентрируйтесь на описании роли личности в конкретном периоде деятельности, подкрепленном достоверными фактами. 

Причинно-следственные связи

Пожалуй, один из самых сложных моментов в работе по части набора рейтинга. Смысл в том, что любое явление вызвано каким-то другим процессом и влечет за собой новое происшествие. Здесь важно показать умение анализировать факты, делать выводы и выстраивать события в хронологическим порядке и логической последовательности.

Как писать эссе по истории

Чтобы не упустить важных деталей в оформлении выпускной работы, запомните алгоритм написания:

  1. Выбрать знакомый период, дать ему название, раскрыть его специфику.
  2. Разделить события на важные и второстепенные, выделить 4 ключевых, связанных между собой.
  3. Обозначить для себя минимум 2 значимые персоны, имевшие влияние на ход развития.
  4. Обратить внимание на причины, которые спровоцировали упомянутые явления.
  5. Заранее выучить оценки выбранных периода и событий, данные учеными-историками.
  6. Определить исторические факты, которые послужат доказательством.
  7. Писать только те даты, имена и названия, в которых уверены.
  8. Аналитика на первом месте: покажите, что не просто хорошо ориентируетесь в учебной программе, но и умеете работать с материалом.

В завершение систематизируйте все, составьте план и по нему напишите сочинение.

Церковь

Источник: i.pinimg.com

План

План эссе поможет структурировать работу и сделать понятной для проверки.

  1. Начинайте с краткой характеристики этапа. Дайте название тому, что скрывается под хронологическим отрезком: время правления монарха, революция.
  2. Расскажите о первом значимом событии, случившемся в этот отрезок, о причинах и следствиях этого явления, назовите связанную с процессом личность и ее конкретные дела. 
  3. То же — со вторым не менее значимым явлением, его причинами и следствием, связанной с этим личностью и ее конкретные дела. 
  4. В завершение оцените значимость периода для истории развития страны.  

Говоря о причинно-следственных связях, назовите и объясните причины и итоги реформ, революций, войн, бунтов.

Событий, причинно-следственных связей, личностей может быть больше двух, если это помогает полно раскрыть содержание и значение исторического временного промежутка.

Оценить значение периода значит объяснить, как изменились экономика и культура, какие случились победы или поражения во внешней политике.

Шаблонные фразы и клише

При написании сочинения используйте следующие клише:

Вступление

  • Это эпоха правления/царствования…
  • Во время правления произошли глобальные преобразования…
  • Для обозначенного временного отрезка характерно/свойственно…
  • Наиболее значимые события — это…

Основная часть

  • В это время произошло вторжение/переворот/коренной перелом.
  • Причиной объединения территорий/принятия реформы/введения войск стало…
  • Особую роль в развитии этого события сыграл (имя исторической личности)…
  • Наиболее яркими личностями периода были…
  • Личность (имя и фамилия) написал произведение/отменил/отдал приказ…
  • Рассмотрим общие причины для приведенных событий.

Заключение

  • Ученые не имеют единого мнения о событиях этого хронологического отрезка истории.
  • Авторитетный историк (имя) убежден, что…
  • Обозначенные исторические события ознаменованы (речь о последствиях)…
  • Результатом этих событий стали такие процессы (написать, как из этого события возникло другое следствие или как определенная причина породила событие)…
  • Правлению/действиям (имя исторической личности) вряд ли можно дать однозначную оценку.
  • Можно смело утверждать, что эпоха стала периодом…

Основные ошибки при написании сочинения

Приведенный шаблон лучше использовать как костяк. Добавьте больше примеров, исторических лиц, связей. Будьте уверены в том, что пишите, чтобы не потерять баллы (а их больше — 3!) за фактические ошибки. События разрешается обозначать без дат.

Если на экзамене вдруг все заготовки разом вылетят из головы, постарайтесь максимально подробно описать события выбранного отрезка времени. Есть шанс, что эксперт самостоятельно найдет необходимые по критериям факты. Не превращайте эссе в план, стройте последовательное взаимосвязанное описание. В противном случае можно лишиться балла за последний критерий, даже если идеально выполнили предыдущие.

Для задания предлагается хронологически очерченный промежуток времени. Но бывают моменты, когда это условие не нужно понимать буквально. Описывая значение события, обязательно выйдите за верхнюю границу периода. Вы же будете рассуждать о том, какое значение процессы и явления имели для развития страны.

Баллы снижаются, если критерии соблюдены не полностью. Поэтому помним, что в экзаменационном изложении должен быть анализ минимум двух событий, роли минимум двух личностей, прослежены минимум две связи между причинами и следствиями. И никакой небрежности в отношении исторических терминов.

Эссе по истории: примеры

Посмотрите примеры эссе, особенно те, которые получили высокие баллы.

Подготовка к ЕГЭ и шаблонов к эссе по истории требует определенных навыков и времени. В подготовке к экзаменам помогут специалисты сервиса Феникс.Хелп. 

Как писать сочинение (эссе) по истории в ЕГЭ

Содержание статьи: 

  • Требования к сочинению по истории
  • План сочинения по истории
  • Разбор сочинения по истории
  • Пример реального сочинения по истории
  • Критерии оценивания сочинения по истории
  • Что делать, чтобы написать сочинение хорошо

Требования к сочинению по истории в ЕГЭ

Прежде, чем приступать к написанию сочинения, следует внимательно ознакомиться с требованиями к нему. 

В учебном году 2020/21 школьникам может попасться в бланке заданий либо сочинение по историческому процессу (относится к определённому периоду, например, “Внешняя политика Ивана Грозного”), либо по исторической личности (пример тем: “Ярослав Мудрый”, “Александр Меншиков”). Требования к этим двум видам сочинение различаются, хотя и есть много пересечений. А значит, что готовиться придётся и к сочинению по процессу, и по личности. 

Сначала разберём требования к сочинению по историческому процессу. 

Сочинение по  историческому процессу

В демо-версии 2021 г. на сайте разработчиков ЕГЭ www.fipi.ru читаем, что в сочинении необходимо (цитата):

  1. Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
  2. Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными Вами событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знания исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). Внимание! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий;
  3. Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
  4. Используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного Вами процесса для истории России.

Сочинение по деятельности исторической личности

  1. Указать не менее двух событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель.
  2. Назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность. Охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах). Внимание! При характеристики роли, каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности в значительной степени, повлиявший на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
  3. Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и или названной Вами).
  4. Используя знание исторических фактов и (или) мнение историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

План сочинения по истории

Исходя из изложенных требований, рассмотрим возможные планы сочинения по истории.

План сочинения по историческому процессу:

1. Коротко охарактеризовать исторический процесс (что это такое, когда было).

2. Раскрыть первое значимое событие (явление, процесс), случившееся в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела. 

3. Раскрыть второе значимое событие (явление, процесс), случившееся в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.  

4. Оценка значимости данного периода для истории страны.  

План сочинения по деятельности исторической личности:

1. Кратко представить своего героя (кто он, когда жил) 

2. Раскрыть первое значимое событие (явление, процесс), случившееся в данный период при участии героя. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать конкретные дела героя в связи с событием. 

3. Раскрыть второе значимое событие (явление, процесс), случившееся в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела. 

4. Влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России.

 Важно!

– Указывать при раскрытие первого и второго событий причинно-следственные связи. Иными словами, объяснять и называть причины и итоги реформ, войн, бунтов, революций и иных фактов. 

– Помнить, что указанных событий и личностей в сочинении может быть больше двух. В сочинение главное – это исчерпывающе раскрыть содержание и значение выбранного периода истории. 

Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл 

1881-1894

Это годы правления Александра III, которого прозвали миротворцем за то, что при нем Российская империя не вела войн. Александр III пришел на престол в результате того, что его отец, Александр II освободитель, был убит членами революционной организации “Народная воля”. Позже главных заговорщиков (Перовская, Рысаков) казнили. 

Александр III был консерватором. Его политика была направлена на борьбу с революционными организациями и настроениями. В самом начале его правления, в 1881 г., с данной целью издается “Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия”. Также при нем вводится жесткая цензура и расширяется сеть охранок. 

При императоре действуют такие деятели экономики, как Бунге, Вышнеградский и Витте. Деятельность Витте приходится в основном на правление Николая II, но свою должность он занял при Александре III. Бунге пошел на серьезный шаг – отмену подушной подати. Также он снизил выкупные платежи. Данные действия способствовали успокоению крестьянского недовольства. Во многом благодаря вышеуказанным деятелям, экономика России продолжала процветать. 

Во внешней политике Александр III выбрал мирный курс. Особенно выделялся дипломат Гирс, активно участвовавший в международных делах. Он, посредством дипломатии, отговорил германское правительство от нападения на Францию, чем отсрочил начало Первой мировой войны и дал возможность Российской империи нарастить свой военный потенциал, чем впоследствии император Николай II не воспользовался, что во многом послужило причиной неудач во время Первой мировой войны и что в свою очередь вылилось в Февральскую революцию и свержение монархии. Также во внешней политике окончательно образовываются два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия). 

Несмотря на строгую цензуру, жесткую борьбу с революционным движением, время его правления нельзя назвать неблагоприятным для страны. При нем население вздохнуло спокойно, поскольку мужчины не уходили на войну. Экономика продолжала процветать. Крестьянство не бунтовало в силу того, что правительство пыталось ему помочь. Во внешней политике Россия заняла свое место на стороне Антанты, противницы захватнических планов Германии. Правление Александра III подготовило достойную почву для перехода в новый век. 

(автор сочинения – Ирина Айтуганова)    

Критерии оценивания сочинения по истории в ЕГЭ 

Максимальный балл за сочинение по истории – 11.

Сначала разберём критерии сочинения, написанного по историческому периоду. 

Критерии сочинения, написанному по предложенному историческому процессу: 

Всего критериев оценивания семь. Максимальное количество баллов, которое возможно получить за сочинение – 11. 

К1. Указание событий (явлений, процессов)

2 балла: правильно указаны два события (явления, процесса).

К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) 

2 балла:  Правильно названы две исторические личности; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса

К3. Причинно-следственные связи (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)

2 балла: Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса

К4. Значение (последствие) выбранного процесса для истории России

1 балл:  Указано значение (последствие) выбранного процесса для истории России с опорой на исторические факты

К5. Наличие фактических ошибок

3 балла: в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

! 1, 2 и 3 балла по этому критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов

К6. Форма изложения

1 балл: ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).

! 1 балл по этому критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов 

Если критерии выполнены не полностью, то баллы снижаются. 

Критерии сочинения, написанному по предложенной исторической личности: 

К1. Указание событий (явлений, процессов)

2 балла: правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель.

К2. Историческая личность, роли личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) 

2 балла: Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)

К3. Причинно-следственные связи (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)

2 балла: Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторической(-их) личности(-ей) (указанной в задании и (или) названной участником экзамена)

К4. Указание влияния событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России

1 балл: Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

! В случае, если выбранный исторический деятель в последние годы жизни «отошёл от дел», не принимал активного участия в событиях (явлениях, процессах) в той сфере, к которой относятся указанные в сочинении события (явления, процессы) с его участием, то по критерию К4 может быть зачтено указанное участником ЕГЭ влияние на события (явления, процессы), произошедшие в последние годы жизни этого исторического деятеля !

К5. Наличие фактических ошибок

3 балла: в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

! 1 и 2 или 3 балла по этому критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов 

К6. Форма изложения

1 балл: ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).

! 1 балл по этому критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов 

Если критерии выполнены не полностью, то баллы снижаются. 

Разбор сочинения по истории по пунктам плана

Теперь рассмотрим конкретный пример сочинения, написанный по предложенному нами плану. 

Тема сочинения (исторический процесс): Политика индустриализации и коллективизации в СССР

Первый пункт нашего плана гласит: “Краткая характеристика исторического процесса”. Выполняем:

В указанные годы укладывается период единоличного правления Иосифа Сталина до начала Великой Отечественной войны. Это были годы индустриализации, коллективизации, террора и подготовки к войне. 

Второй пункт нашего плана: “Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела”. 

В 1929 г. в СССР началась политика индустриализации. Индустриализация – это модернизация промышленного производство, создание тяжелой промышленности в стране, новых, отвечающих требованиям времени, отраслей производства. 

Причиной проведения индустриализации стала техническая отсталость СССР, а также необходимость обрести экономическую самостоятельность от стран Запада. Итоги индустриализации поражали воображение: за три первых пятилетки индустриализации в стране появилось огромное количество новых предприятий, дорог и отраслей, страна вышла на новый хозяйственный уровень. 

Важное участие в событиях индустриализации принимал Анастас Иванович Микоян (годы жизни – 1895-1978). В этот период Микоян занимал посты комиссара снабжения и министра внешней торговли. Он занимался торговлей, пищевой промышленностью, снабжением. В пищевой промышленности Микоян внедрил несколько революционных вещей: 1) он положил начало “холодильной технике” (не “холодильники в каждый дом”, это позже, а новый способ заготовки и хранения пищевых продуктов, 2) ввёл технологию консервного производства и 3) технологию конвейерного производства полуфабрикатов. 

Третий пункт плана: “Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела”.  

Чтобы поддерживать высокие темпы индустриализации, правительство СССР прибегало к разного рода внеэкономическим способам принуждения. Это и организация стахановского движения, с одной стороны, и использования рабского труда заключённых ГУЛАГА, с другой.  

Причинами сталинских массовых репрессий, развернувшихся как раз в 1930-е годы, были желание Сталина избавить страну от всех людей, которые так или иначе вызывали недоверие и подозревались в неодобрении принятого страной курса. Следствием репрессий стали загубленные жизни огромного числа ни в чем не повинных людей, а также формирование в обществе атмосферы страха и несвободы внутренней и внешней. 
Годом апогея репрессий называют 1937. Руководителем НКВД, а значит, руководителем проводимой политики репрессий был Николай Иванов Ежов. 

Он занимался координацией и осуществлением репрессий против лиц, подозревавшихся в антисоветской деятельности. Начал Ежов с “чистки” самих органов госбезопасности, затем переключился на остальные категории граждан. При Ежове появились так называемые разнарядки с точным числом людей, которых требовалось репрессировать в той или иной части страны. В 1938 г. Ежова освободили от должности. В 1939 г. арестовали, обвинили в подготовке государственного переворота и приговорили к расстрелу. 

Четвертый пункт плана: “Оценка значимости данного периода для истории страны”. 

Историки оценивают этот период как время укрепления в стране тоталитарного строя и личной власти Сталина. Созданная благодаря индустриализации тяжелая промышленность помогла СССР вести Великую Отечественную войну, однако репрессии обескровили страну, а также уничтожили командный состав армии, что послужило причиной будущего провала в войне на начальном её периоде. Коллективизация заложила основу будущего глобального кризиса в сфере сельского хозяйства. Жившее в то время люди, получили серьезную психологическую травму, оказавшую серьезное влияние на формирование народного менталитета. 

Видео о личностях для сочинения по периоду 1894-1917 гг. 

Что поможет написать сочинение хорошо:

  1. Знание всех дат правления глав русского государства, запоминание имен правителей и их последовательность (учить даты правления)
  2. Знание дат всех основных реформ, войн и восстаний (учить даты реформ, войн и восстаний).
  3. Знание всех важных для истории страны личностей, их времени жизни и вклада в развитие государства, его науки и культуры (учить имена и дела исторических личностей).
  4. Прислать своё сочинение на проверку опытному педагогу, чтобы он указал на его сильные и слабые места. Например, можно прислать сочинение мне (автору этой статьи и сайта).