Что значит пример иллюстрация в сочинении егэ

Что в сочинении ЕГЭ самое сложное? В одном случае – постановка проблемы. Ответственный момент! В другом – комментирование. Зависит от того, какой текст вам достался.

Комментарий к проблеме должен состоять из 2 примеров-иллюстраций с пояснениями к ним. Пример-иллюстрация – это цитата из текста или эпизод, помогающие раскрыть содержание поставленной проблемы. Как правило, находить пример очень легко. Об этом я уже писала здесь.

Но иногда приходится и голову поломать. Как было в прошлом году с текстом В.Ю. Драгунского про лопаты. («Когда где-нибудь в доме отдыха целый день…) Слышали о таком? Лопаты, лопаты, лопаты… Которые долго снились не только ополченцам, но и выпускникам.

Моему сыну достался как раз этот текст. Проблему единения (сплоченности) людей во время войны он нашел легко. А вот насчет примеров-иллюстраций сомневался. И неудивительно. В тексте практически нет событий: сплошное описание монотонной работы ополченцев.

В ответ на мой вопрос о комментировании проблемы, он сказал, что нашёл два примера: лопаты и снежинки. Это меня сильно встревожило. Какие еще лопаты со снежинками? Прочитала текст и поняла, что сын не ошибся. Драгунский раскрывает проблему именно с помощью этих образных средств. Да, и такое бывает. На то он и писатель, чтобы прибегнуть к средствам речевой выразительности.

Комментирование в сочинении ЕГЭ. Учимся подбирать примеры-иллюстрации

Так что запомните: в качестве примера-иллюстрации может выступать не только цитата или эпизод из текста, но и образное средство. А они бывают самые разные. Чаще всего автор иллюстрирует проблему с помощью развернутых метафор, сравнений, образов-символов.

Лопаты Драгунского не так и просты: это символ единения ополченцев. Недаром автор описывает, как один ком земли передается с лопаты на лопату, связывая героев в своеобразную цепь. Вообще орудие труда часто бывает символом. Достаточно вспомнить серп и молот на гербе СССР, олицетворяющие единство рабочих и крестьян.

Символ (если кто-то забыл) – это конкретный предмет, ставший условным обозначением какого-то абстрактного понятия, явления, идеи. Например, белый голубь – символ мира, кольцо – символ верности и. т. д. Вообще в нашей жизни многое символично…. Приглядитесь)))

Второй пример из текста Драгунского связан с ярким сравнением. Автор сравнивает ополченцев со снежинками в сугробе. «Масса ополченцев, такая безликая вначале, распалась для меня на сотни частичек — разных, по-разному интересных, построенных на свой манер каждая. Снег падает, вон его сколько, сугробы, а каждая снежинка откована по-особому — протри глаза!»

Если не уверены, какое именно образное средство использует писатель, можно сказать: «Автор сравнивает…». И никто не придерется, так как в основе таких тропов, как метафора и эпитет, тоже лежит сравнение.

Наверное, мы долго еще будем вспоминать текст В.Ю. Драгунского. Сложный для анализа, но по-своему оригинальный. Который многих выпускников заставил поволноваться. Будет ли что-то подобное в этом году? Скоро увидим… И постараемся не растеряться, а вспомнить при комментировании о средствах речевой выразительности. Кончено, они могут и не понадобиться. Но вдруг снова какие-нибудь лопаты?

Комментирование проблемы в сочинении ЕГЭ 2023

28.03.2023

Важно! Данные актуальны для 2023 года!

  • Примеры комментариев 2022-2023 с оценками от ФИПИ
  • Как написать комментарий в 2023 году на 5 баллов

Материал обновлен: 30.04.2023

Что такое комментарий?

Комментарий — оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом.

Требования к комментарию:

  • опора на исходный текст, 
  • отсутствие фактических ошибок,
  • наличие 2-х примеров-иллюстраций,
  • наличие пояснений к примерам-иллюстрациям,
  • анализ смысловой связи между примерами-иллюстрациями.

В зависимости от выполненных условий за комментирование проблемы исходного текста можно получить от 0 до 5 баллов

Структура комментария: 

  1. Логическая подводка
  2. Пример-иллюстрация №1
  3. Пояснение к примеру-иллюстрации №1
  4. Пример-иллюстрация №2
  5. Пояснение к примеру-иллюстрации №2
  6. Анализ логической связи двух приведённых примеров-иллюстраций из текста с помощью сюжетно-смысловых рассуждений 

Как оформить комментарий? Можно писать комментарий в одном абзаце сочинения, а можно разделить на 3 абзаца — пример 1 + вывод; пример 2 + вывод; вид связи + анализ связи.

Комментарий

Первый пример

Связь между примерами

Второй пример

Пояснение к примеру

Пояснение к примеру

Зачин в комментарии (примеры):

  • Размышляя над проблемой, публицист делится своими мыслями о…
  • Автор рассказывает о событиях времён Великой Отечественной войны.
  • Писатель изображает ситуацию из жизни своих героев.
  • В центре внимания автора ситуация из жизни школьников.
  • Автор раскрывает проблему на примере поступков своих героев.

Что будет полезно почитать:

  • Чем отличается комментирование от привычной всем аргументации
  • Обзорный материал по сочинению на ЕГЭ по русскому

Что такое пример-иллюстрация?

Пример-иллюстрация — это связанная с поставленной проблемой информация тек-ста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося.

Чтобы понять, правильно ли Вы нашли пример-иллюстрацию, задайте себе вопросы: зачем автор включил этот эпизод (факт, пример, иллюстрацию и т.п.) в текст? Как этот эпизод помогает автору раскрыть суть проблемы? 

Примеры-иллюстрации можно ввести с помощью:

  • различных способов цитирования (прямая речь, вводные конструкции, косвенная речь);
  • ссылки на номера предложений (“…понять внутренний мир героя помогает описание сложившейся ситуации” (предл. 4-8);
  • номера абзаца (В первом (последнем) абзаце текста…);
  • место в тексте (В начале (в конце) текста…).

Способы отсылки к тексту

  • ссылка на номера предложений

Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отношение к природе.

  • прямое цитирование

«Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная», — пишет Ш.А. Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки и сотни жизней, принимаем решения, которые определяют наши поступки.

  • косвенное цитирование

Автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас.

  • размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте

Виктор Астафьев изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.

Что такое пояснение к примеру-иллюстрации? 

Пояснение к примеру-иллюстрации — это дополнительное объяснение примеров, облегчающее читателю понимание текста, раскрывающее его содержание и авторский замысел. 

Если текст художественного стиля, пояснением могут быть анализ или характеристика:

  • мотивов поведения героя(-ев),
  • монологов (в том числе внутренних), диалогов,
  • их поступков, 
  • их личностных особенностей,
  • взаимоотношений с окружающими,
  • внутреннего состояния,
  • отношения к себе и к миру и т.д.

Если текст публицистического стиля:

  • фактов, оценок, мнений, настроения автора, его комментариев и размышлений,
  • примеров,
  • авторских аргументов, доводов,
  • различных точек зрения на проблему,
  • авторских (и не только) высказываний и т.п.

Клише для комментария

Художественный текст. Примеры-иллюстрации:

  • Писатель изображает (кого, что)…
  • Герой говорит: “…”
  • Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…
  • Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…
  • Симпатии автора на стороне героя, который…

Пояснение к примерам-иллюстрациям:

  • Автор не случайно обращает внимание на…
  • Поступок героя показывает, что…
  • Слова (мысли) героя позволяют увидеть…
  • Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…
  • Эти события автор описывает, чтобы…

Публицистический текст. Примеры-иллюстрации:

  • Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…
  • Автор не случайно приводит слова (кого)…
  • Автор разделяет мнение (кого)…
  • Автор спорит (с кем)…
  • Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…
  • Особого внимания заслуживает мнение автора о…

Пояснение к примерам-иллюстрациям:

  • Писатель хочет сказать, что…
  • Этот пример показывает, что…
  • Смысл этого высказывания в том, что…
  • Эти слова убедительно доказывают, что…
  • Я думаю, этим примером автор хотел показать…
  • Приведённые слова содержат глубокий смысл…

Связь между примерами-иллюстрациями

  1. Противопоставление (а, но, однако, зато, напротив, с одной стороны…, с другой стороны, наоборот, по-другому) — Противопоставляя эти примеры (поступки героев), автор хочет подчеркнуть.
  2. Сопоставление, или сравнение (как…, так и, таким же образом, аналогично) — Сопоставляя различные взгляды на интересующую его проблему, автор показывает.
  3. Причина-следствие (поэтому, вот почему, тем самым, следовательно, в результате, благодаря этому) — Приведённые примеры показывают причины и следствия поступков героя (зачем? с какой целью?)
  4. Вопрос-ответ (отвечая на этот вопрос) — В поисках ответов на поставленный вопрос, автор вспоминает / объясняет.
  5. Частное-общее (в частности, автор акцентирует внимание, так, например, укажем детали, то есть) — Обобщая свои мысли о …, автор пишет о…
  6. Дополнение (продолжая рассуждение, не только…, но и, вместе с тем, более того) — Приведённые примеры дополняют друг друга, показывая / помогая автору развить мысль о…
  7. Результат (итак, таким образом, словом, наконец, из этого следует) — Эти рассуждения постепенно приводят нас к выводу о том, что…
  8. Доказательство (в подтверждение, следующая ситуация доказывает) — Благодаря этим примерам мы видим доказательство мысли о том…
  9. Детализация (так, например, укажем детали) — С помощью детализации автор помогает понять…

Типичные ошибки в сочинениях в выявлении смысловой связи между примерами-иллюстрациями:

  • попытка сопоставления логически несопоставимых примеров,
  • подмена определения смысловой связи между примерами общими словами: “Развивая свою мысль, автор приводит следующий пример…”, “Продолжая повествование, автор текста приводит пример…” и т.п.
  • формальное указание вида связи без анализа её функции в раскрытии авторской позиции, его замысла: “Второй пример в тексте противопоставлен первому”, “Эти примеры дополняют друг друга”, “Этот пример-иллюстрация — следствие из причины, указанной в первом примере” и т.п.

Типичные ошибки при написании комментария

  • Подробный пересказ исходного текста и его обширное цитирование, приводящее к снижению баллов при оценивании. (Подмена комментария простым пересказом недопустима. Комментарий — не прямой пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.)
  • Формулируется одна проблема, а комментируется другая.
  • Ошибочной является рекомендация, встречаемая в публикациях, далёких от требований ФИПИ: обращение к средствам выразительности рассматривается как  один из способов комментирования проблемы. Не следует в сочинении при комментировании проблемы писать о средствах выразительности, так как это задание уже давно вынесено в задание №26 тестовой части.

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Мастер-класс

Шувалова
Г.Д.

«Как
подобрать примеры для иллюстрации проблемы текста»

Пожалуй, самым сложным элементом в структуре сочинения
на ЕГЭ является комментарий к сформулированной проблеме. Некоторые ученики на
его создание тратят довольно много времени, что не очень эффективно в строгих
рамках экзамена.

Согласно критерию К2 к комментарию по проблеме
предъявляются следующие требования:

Максимально (в 6 баллов) оценивается работа, в которой
приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для
понимания сформулированной проблемы и дано пояснение к каждому из них.

Исходя из опыта, могу сказать, что ученики часто
затрудняются в нахождении именно примеров в тексте.

Хочу поделиться своим опытом работы и показать, какой
способ быстрого нахождения примеров-иллюстраций в тексте я предлагаю своим
ученикам.

Рассмотрим это на примере текста по
произведению В. Астафьева
(текст на слайде)

(1)Сперва договоримся о том, что каждый человек
неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть
они и одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и все растущее,
живущее вокруг нас.

(2)Следовательно, все живое, в особенности человек,
имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но
прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо
настоящая дружба – награда человеку, редкая и драгоценная. (3)Такая дружба
порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие
отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных
обстоятельствах. (4)С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только
настоящие друзья. (5)Есть ли у меня такие друзья? (6)Да, они были на войне,
есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить
преданностью, за любовь – любовью. (7)Каждую свою книгу, каждую строку и каждый
поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности
фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо
сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

(8)Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет
всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он
перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и
давно бы опрокинулся и затонул…

– Конечно, прежде чем приступить к работе над
комментарием, мы определяем проблему. Это делаем по схеме: ТЕМА – ИДЕЯ –
ПРОБЛЕМА. (слайд)

– Тему определяем, задав вопрос: О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В
ТЕКСТЕ?

– Идею с помощью вопроса: ДЛЯ ЧЕГО АВТОР ОБ ЭТОМ
РАССКАЗЫВАЕТ?

– И далее выходим на проблему, поскольку между идеей и
проблемой очень тесная связь: ПРОБЛЕМА – ЭТО ВОПРОС, А ИДЕЯ – ОТВЕТ НА НЕГО!

Попробуем проделать эту работу в нашем
тексте:

О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В
ТЕКСТЕ?

– Обращаем внимание на частое употребление
однокоренных слов и лексических повторов. Отметим эти слова в тексте: ДРУЗЕЙ,
ДРУЖБА, ДРУЗЬЯ.

– И нам становится совершенно очевидно, что речь в
тексте идет о дружбе. Это и есть ТЕМА ДАННОГО ТЕКСТА. Но если говорить
конкретно, то речь в тексте идет О ДРУЖБЕ, КАК РЕДКОЙ И НАСТОЯЩЕЙ НАГРАДЕ
ЧЕЛОВЕКУ. (О чем и свидетельствует предложение 2) (слайд)

– Далее определяем ИДЕЮ ТЕКСТА, для чего задаём уже
конкретный вопрос          ДЛЯ ЧЕГО АВТОР РАССКАЗЫВАЕТ НАМ О ДРУЖБЕ КАК РЕДКОЙ
И НАСТОЯЩЕЙ НАГРАДЕ ЧЕЛОВЕКУ?

– Ответ на этот вопрос можно найти в тексте в
предложении 3: ПОТОМУ ЧТО ДРУЖБА ИНОГДА КРЕПЧЕ РОДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ОКАЗЫВАЕТ
ОГРОМНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ. – Это и будет ИДЕЯ ДАННОГО ТЕКСТА.

Вспоминаем, ПРОБЛЕМА – ЭТО ВОПРОС, А ИДЕЯ – ОТВЕТ НА
НЕГО!

– Так как ответ есть, остаётся только сформулировать
вопрос: КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ОКАЗЫВАЕТ ДРУЖБА НА ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ? – Это и будет
ПРОБЛЕМА ТЕКСТА.

– Помним, что проблему в сочинении можно формулировать
не только в виде вопроса, но и с помощью сочетания ПРОБЛЕМА + СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В
Р.П.

– В нашем случае это будет выглядеть так: ПРОБЛЕМА
ВЛИЯНИЯ (ИЛИ РОЛИ) ДРУЖБЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

– Я рекомендую использовать при написании первой части
сочинения, где мы заявляем о проблеме, оба эти варианта:

– во-первых, у вас получится хорошее вступление к сочинению,

– во-вторых, будет прослеживаться разнообразие
грамматического строя речи: использование вопросительных предложений,
деепричастного оборота. (Чуть позже вы посмотрите, как это выглядит)

Мы уже почти
готовы приступить к оформлению проблемы и комментария, но не хватает буквально
нескольких штрихов.

– Давайте вернемся к исходному тексту и подумаем,
какими еще вопросами, кроме «КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ОКАЗЫВАЕТ ДРУЖБА НА ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ
ЛЮДЬМИ?» задаётся автор?

– В предложении 4 встречаем сочетание «настоящие друзья»,
которое и подсказывает нам ещё один вопрос, затронутый автором: КАКИМ ДОЛЖЕН
БЫТЬ НАСТОЯЩИЙ ДРУГ или КОГО МЫ СЧИТАЕМ НАСТОЯЩИМ ДРУГОМ?

– И оба эти вопроса я рекомендую использовать во
вступительной части сочинения, так как они не только помогут грамотно
сформулировать проблему, но и подскажут, какие именно вы подберете
примеры-иллюстрации, важные для понимания сформулированной проблемы, как того
требует критерий К2.

– Проще говоря, каждый пример-иллюстрация – это ответ
на один из вопросов, заявленных во вступлении сочинения.

– Посмотрим, как будет выглядеть
вступление к сочинению:

Какое влияние оказывает дружба на
отношения между людьми? Кого мы считаем настоящим другом?
Над этими
вопросами предлагает задуматься В. Астафьев, поднимая в своём тексте проблему
роли дружбы в жизни человека
.

А теперь ищем в
тексте ответы на вопросы:

1. Какое влияние оказывает дружба на отношения
между людьми?

Ответ можно найти во втором, в третьем предложении:

Под влиянием друзей человек развивается,
формирует свой характер, дружба влияет на человека сильнее, чем коллектив,
особенно проявляется дружба в крайних обстоятельствах, становится понятно, кто
твой настоящий друг.

2. Кого мы считаем настоящим другом?

Ответ находим в четвертом и в седьмом предложениях:

Настоящий друг будет рисковать жизнью ради
тебя, перед ним будет стыдно за неряшливость, плохо выполненную работу, за
ложь, непорядочность.

Таким образом, мы подобрали 2 примера, иллюстрирующие
проблему прочитанного текста. Осталось грамотно ввести их в сочинение (это
делаем с помощью клише, которых много в методических пособиях по подготовке к
написанию сочинения и т.п.),
дать пояснение каждому, указать и
проанализировать связь между ними.

Вот какой комментарий может получиться:

Размышляя над поставленной проблемой, автор
заявляет, что под влиянием друзей человек развивается, формирует свой характер,
что «в особенности в крайних, бедственных обстоятельствах» становится понятна
истинная ценность дружбы.

Ведь только настоящий
друг способен рисковать жизнью, вынося с поля боя раненого бойца, именно
перед настоящим другом становиться стыдно за неряшливость, ложь и
непорядочность.

Оба эти примера, на мой
взгляд, дополняя друг друга, помогают понять основную мысль текста:
дружба порой крепче родственных связей и оказывает огромное влияние на
человеческие отношения.

Возможно предложенный вариант подготовки к написанию
комментария к сочинению кому-то покажется интересным. Спасибо за внимание!

Комментарий проблемы текста — самая важная часть сочинения ЕГЭ, при комментировании проблемы выпускник должен показать умение работать с исходным текстом.

Одним из показателей правильного комментария является логика его построения, которая ведет от проблемы текста к авторской позиции по ней.

Как писать комментарий проблемы текста?

ПРИМЕЧАНИЕ:

Читайте статьи: «Что такое проблема текста?», «Как найти проблему в тексте?» и «Как правильно сформулировать проблему текста?».

Из данной статьи вы узнаете, что такое комментарий проблемы, структуру комментария, как найти примеры-иллюстрации в экзаменационном тексте и многое другое, связанное с комментированием проблемы в сочинении ЕГЭ.

Содержание статьи

  • 1 Комментарий в сочинении ЕГЭ что это?
  • 2 Структура комментария
  • 3 Пример-иллюстрация в комментарии
  • 4 Виды примеров-иллюстраций
    • 4.1 Примеры, которые приводит автор в своём тексте
    • 4.2 Размышления автора, связанные с проблемой
    • 4.3 Цитаты
    • 4.4 Описания
    • 4.5 Истории
    • 4.6 Точки зрения, которые приводит автор
    • 4.7 Средства выразительности
    • 4.8 Слова, выражения, важные для понимания проблемы
  • 5 Как находить примеры в тексте?
    • 5.1 Примеры-иллюстрации в публицистическом тексте
    • 5.2 Примеры-иллюстрации в художественном тексте
  • 6 Способы отсылки к тексту
    • 6.1 1. Ссылка на номера предложений (самый простой)
    • 6.2 2. Прямая речь
    • 6.3 3. Косвенная речь
    • 6.4 4. Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте
    • 6.5 5. Соединение разных способов в одном примере
  • 7 Пояснение к примерам-иллюстрациям
  • 8 Что такое смысловая связь
  • 9 Место обозначения смысловой связи в сочинении ЕГЭ
    • 9.1 Смысловая связь в начале комментария
    • 9.2 Смысловая связь на переходе от первого ко второму примеру-иллюстрации
    • 9.3 Смысловая связь как итог комментирования

Комментарий в сочинении ЕГЭ что это?

В своём сочинении ученик должен прокомментировать найденную им проблему с опорой на исходный текст, то есть написать свои рассуждения по поводу сформулированной проблемы текста.

Комментарий в сочинении – это последовательный анализ исходного текста, где нужно на конкретных примерах из экзаменационного текста объяснить, почему писатель размышляет об этом вопросе и почему использует эти слова и выражения, изобразительно-выразительные средства, для доказательства того, что сформулированная в сочинении проблема действительно присутствует в исходном тексте.

Из данного определения, следует, что комментарий – это рассуждения выпускника по проблеме экзаменационного текста, соотнесенные с его знаниями, личным жизненным опытом.

Структура комментария

Комментарий в сочинении ЕГЭ состоит из 5 элементов, за каждый из которых можно получить по одному баллу.

В сумме за полный грамотный комментарий выпускнику могут дать 5 баллов.

Чтобы проверяющий эксперт поставил максимальные баллы за комментарий по сформулированной проблеме, нужно следовать его структуре.

Правильный комментарий по сформулированной проблеме текста состоит из 5 элементов:

  1. Пример-иллюстрация (из исходного текста).
  2. Пояснение к первому примеру (ваши мысли по поводу примера-иллюстрации).
  3. Второй пример-иллюстрация (из исходного текста).
  4. Пояснение (ваши мысли по поводу второго примера-иллюстрации).
  5. Смысловая связь между примерами иллюстрациями.

Пример-иллюстрация в комментарии

Важными составляющими структуры комментария являются два примера-иллюстрации и пояснение к ним.

Внимание!

Выпускник обязан иметь четкое представление о том, что такое пример-иллюстрация.

Пример-иллюстрация – это фрагмент необходимой информация из исходного текста, демонстрирующий определенную проблему, которую ученик анализирует в своем сочинении.

Важно!

Выпускник должен уметь анализировать примеры-иллюстрации и выражать свое мнение по ним, а не просто пересказывать авторский текст.

Пример-иллюстрация отличается от простого пересказа тем, что при пересказе текста выпускник говорит о поступках героев текста, а в примере-иллюстрации обращает внимание на мастерство автора в раскрытии проблемы текста.

Например, каждую минуту герой должен выбирать из этого громадного материала самое важное и нужное — это пересказ текста.

А.П.Чехов обращает наше внимание на то, что лектор каждую минуту должен из огромного количества материала выбирать «самое важное и нужное» — это иллюстрация. (Текст №9).

Виды примеров-иллюстраций

Основой комментария является поднятая автором проблема, а примеры иллюстрируют её наличие в тексте.

В качестве примеров-иллюстраций в комментарии можно использовать:

  • примеры, которые приводят авторы в своих текстах;
  • размышления автора, связанные с проблемой;
  • цитаты;
  • описания;
  • истории;
  • точки зрения, которые приводит автор;
  • средства выразительности;
  • слова, выражения, важные для понимания проблемы.

Выбор того или иного примера не зависит от его достоинств или недостатков, лёгкости или сложности, а зависит от содержания конкретного текста и умения выпускника читать и интерпретировать текст.

Все фрагменты исходных текстов для ЕГЭ по русскому языку взяты из произведений разных авторов.

Каждый автор имеет свой жизненный опыт и пишут они тексты по самым разнообразным видам проблем.

В зависимости от содержания текста, его элементов, которыми автор раскрывает проблему текста, в одних текстах можно найти одни виды примеров, а в других – другие.

Ниже приведены примеры различных видов примеров-иллюстраций для комментирования проблемы текста.

Примеры, которые приводит автор в своём тексте

В тексте №14 Б.Л. Васильева «Встреча произошла неожиданно…» примером-иллюстрацией проблемы проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу является эпизод, когда герой отпускает пленного немца (предложения 36 — 47).

Размышления автора, связанные с проблемой

В тексте №23 Д. А. Гранина «Детство редко даёт возможность угадать что-либо о будущем ребёнка…» примером-иллюстрацией проблемы восприятия окружающего мира ребёнком являются размышления писателя о том, что такое вкус детства (предложения 28 — 32).

Цитаты

В тексте №19 Д.А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя…» примером-иллюстрацией проблемы осознания человеком своей реализации в жизни будет цитата из Л.Толстого о дроби в жизни человека (предложения 7 — 11).

Описания

В тексте №28 К.Г. Паустовского «Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга…» примером-иллюстрацией проблемы определения роли природы в жизни человека будет описание красоты полуночного пейзажа (предложения 26 — 31).

Истории

В тексте №27 Ю.В. Бондарева «Летний среднеазиатский вечер, сухо шелестят велосипедные шины по тропке вдоль арыка…» примером-иллюстрацией проблемы отношения к родителям будет история, связанная со смехом приятелей над нелепым видом отца (предложения 16 — 21).

Точки зрения, которые приводит автор

В тексте №16 А.Г. Алексина » Ты, наверно, очень удивлён тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон…» примером-иллюстрацией проблемы проявления прекращения отношений между людьми является точка зрения героини на отношение к родителям (предложения 22 — 29).

Средства выразительности

В тексте №10 К.Г. Паустовского «Лучше всего Левитана можно понять и крепче всего полюбить в глубинах страны…» примером-иллюстрацией проблемы силы воздействия художественного творчества на человека будет использование автором средств выразительности в описании «Левитановской зари» (предложения 41 — 46).

Слова, выражения, важные для понимания проблемы

В тексте №24 А.Н. Толстого «В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе…» примером-иллюстрацией проблемы определения роли Родины в жизни человека будут ключевые слова и выражения из рассуждений писателя о Родине (предложения 10 — 11).

Для составления комментария необходимо уметь находить примеры-иллюстрации определенной проблемы в исходном в тесте.

Как находить примеры в тексте?

Чтобы написать грамотный полный комментарий, необходимо внимательно прочитать текст, делая в нем важные пометки карандашом или ручкой, выделяя примеры-иллюстрации к сформулированной проблеме текста и позицию автора по данной проблеме.

Примеры-иллюстрации в публицистическом тексте

В публицистическом тексте, где авторская позиция выражена, в основном, прямо, необходимо понаблюдать, как автор развивает свои мысли и к какому выводу приходит.

Для этого нужно обратить внимание на:

  • мнение известных людей по проблеме, если автор приводит такие мнения;
  • события, факты или явления, описанные автором в ходе собственных рассуждений.

Выпускник обязательно должен сделать пояснение к найденным примерам-иллюстрациям, ответив на вопросы, зачем автору понадобились именно эти факты, явления, мнения известных людей, что они дают для раскрытия найденной проблемы.

Также необходимо найти и объяснить смысловую связь между проанализированными примерами.

Важно!

Во всех публицистических текстах всегда имеется ответ на вопрос, поставленный автором текста, это и есть авторская позиция по рассматриваемой проблеме, которую необходимо выпускнику написать в сочинении после комментария.

Например, в статье «Комментарий в сочинении по тексту В.П. Астафьева (№18)» дан образец комментария проблемы отношения к родному дому.

Из исходного текста выбраны два примера-иллюстрации: «два оставленных деревенскими жителями дома, в которых описан порядок в доме у хороших хозяев (предложения 10 — 13)» и «беспорядок в доме у плохих хозяев (предложения 20 — 26)».

Выявлена смысловая связь между примерами — противопоставление.

Оба примера подкрепляют позицию автора, которая прямо высказана в тексте, в 14-16 предложениях.

В художественном тексте проблема текста и позиция автора по ней скрыты в содержании текста, поэтому работать с таким текстом следует по-другому.

Примеры-иллюстрации в художественном тексте

В художественном тексте авторскую позицию необходимо сформулировать самому выпускнику, так как здесь она представлена опосредованно, то есть необходимо проанализировать поведение героев, их речь, мысли, ключевые слова.

Для этого нужно обратить внимание на:

  • поведение героев, ситуации, описанные в исходном тексте;
  • диалог между героями;
  • изобразительные средства, которые использует автор: они позволяют писателю раскрыть поднятую им проблему.

Все примеры-иллюстрации, которые выпускник найдёт в тексте для понимания авторской позиции по проблеме, могут стать основой комментария по проблеме.

Из найденных в тексте примеров необходимо выбрать два основных, которые более ярко раскрывают сформулированную проблему, и написать пояснение к ним. (См. статью «Что такое проблема текста?«.

Как и при анализе публицистического текста, необходимо найти и обозначить смысловую связь между примерами, то есть объяснить, почему выпускник выбрал для комментирования именно эти примеры и как эти примеры связаны между собой.

Например: в статье «Комментарий в сочинении по тексту К.Г. Паустовского (№22)» дан образец комментария проблемы истинной и ложной порядочности, проблема хамства.

Из исходного текста выбраны два примера-иллюстрации: «разговор профессора с женой (предложения 27 — 37)» и «описание поведения членов семьи профессора у двери своей квартиры, когда они ругают солдата-рассказчика (предложения 50 — 58)».

Выявлена смысловая связь между примерами — примеры дополняют друг друга в описании хамского поведения профессорской семьи.

Позицию автора мы можем понять, проанализировав поведение и речь героев.

Найденные в исходном тексте примеры-иллюстрации нужно поместить в сочинение, для этого используют подходящие способы отсылки к тексту.

Способы отсылки к тексту

Комментарий в сочинении ЕГЭ должен быть написан с опорой на исходный текст, но переписывать или пересказывать весь текст или его фрагмент ни в коем случае нельзя.

Поэтому лучше в качестве примеров-иллюстраций использовать так называемое «частичное цитирование».

Это значит, что не нужно переписывать целые отрывки и предложения, достаточно ключевых слов и выражений, которые указывают на размышления автора.

Существуют следующие способы отсылки к тексту:

1. Ссылка на номера предложений (самый простой)

Например: В.П.Крапивин показывает большую любовь деда к внуку не только потому, что его зовут также, но и потому, что общение с Журкой позволило ему еще раз пережить лучшие минуты своего детства, о которых он рассказывал мальчику во время их совместных прогулок (предложения 24 — 25). (Текст № 21)

2. Прямая речь

Например: «Ничего, мы сдюжим», — эти слова, вложенные в уста русича, утверждают огромную веру писателя в то, что во все времена Россия, Родина, была и остается свободной страной с богатейшей культурой. (Текст № 24)

3. Косвенная речь

Например: Б.Л.Пастернак говорит о том, что Живаго «от души желал им удачи», потому что они были близки ему по духу… (Текст №3)

4. Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте

Например: О большой роли этого великого писателя, давшего читателям самых разнообразных героев на страницах своих книг, автор рассуждает и тогда, когда начинает перечислять яркие художественные образы из различных произведений Л.Н.Толстого. (Текст № 30)

5. Соединение разных способов в одном примере

Например: Л.А. Чарская подробно повествует, как Матрёша, одетая в наряд и драгоценные украшения боярышни Уленьки, гостеприимно встречает нежданных гостей Крутоярских, как предлагает Малюте «потешить его и примчавшихся с ним опричников пляской», как своей пляской она растопила лёд в сердце жестокого Малюты Скуратова, так что Малюта пообещал «боярышне» освободить из тюрьмы её отца и слово своё сдержал (предложения 35-36). (Текст № 2).

Важно!

Каждый пример-иллюстрация обязательно должен иметь соответствующее пояснение.

Пояснение к примерам-иллюстрациям

Пояснение к примеру-иллюстрации — это мысли выпускника о размышлениях автора произведения по проблемам, содержащимся в исходном тексте.

Пояснение к примеру-иллюстрации – это интерпретация слов автора и сюжетной линии текста своими словами.

Это значит, что выпускник в сочинении должен объяснить слова автора, которые он цитирует в тексте сочинения, раскрыть их смысл, рассказать, почему герои поступают так, а не иначе, при необходимости проанализировать лексические оценочные средства выразительности, рассказать о своих эмоциях и чувствах, которые возникают при прочтении.

Для удобства и уверенности в том, что пояснение к примеру написано грамотно, можно в черновике сочинения ЕГЭ подчеркнуть материал, взятый из исходного текста.

Важно!

Если будет подчеркнута вся часть сочинения, нацеленная на комментарий проблемы текста, значит, выпускник не смог сформулировать своих рассуждений по поводу примеров, значит, к ним нет пояснения, и эту часть работы необходимо переделать, иначе проверяющий эксперт снизит баллы за комментарий проблемы текста.

При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему и указать на смысловую связь между примерами.

Что такое смысловая связь

При комментировании проблемы текста важно не только привести примеры-иллюстрации из прочитанного текста и пояснить их, но и найти и объяснить смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Смысловая связь – это логические отношения между двумя примерами-иллюстрациями, используемыми выпускником в комментарии проблемы текста.

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями может указывать на:

  • сопоставительные отношения (аналогично, таким же образом, так же, как);
  • противительные отношения (антитеза, контраст: «было – стало»; но, зато, однако);
  • причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, отсюда следует, в результате этого, значит, в связи с этим, потому что, из-за того что…);
  • обобщение предыдущей информации (таким образом, итак);
  • дополнение информации (информация + дополнение = полная информация: также, кроме того, более того);
  • прием перечисления (используется для усиления, выделения логических отношений в тексте);
  • конкретизацию (суть отношений – в использовании примеров и доказательств для подтверждения мысли);
  • другие отношения между примерами.

Выбор вида смысловой связи зависит от того, каким образом раскрывает проблему автор исходного текста, что он для этого включает в содержание своего произведения, и тех примеров-иллюстраций, которые выпускник выбрал для комментария к своему сочинению.

Место обозначения смысловой связи в сочинении ЕГЭ

В критериях оценивания сочинения нет точной конкретизации места смысловой связи при комментировании проблемы текста.

Главное – чтобы эта связь была описана.

Поэтому в зависимости от замысла автора сочинения смысловую связь можно разместить в любом месте: в начале комментария, между двумя примерами-иллюстрациями или в конце комментария после пояснения второго примера-иллюстрации.

Наиболее распространённым местом обозначения смысловой связи является место в конце комментария после пояснения второго примера-иллюстрации, когда смысловая связь подводит итог комментирования проблемы текста.

Смысловая связь в начале комментария

Примеры смысловой связи в начале комментария вы можете найти в статьях «Комментарий в сочинении по тексту В.А.Каверина (№ 15)» , «Комментарий в сочинении по тексту Д.А. Гранина (№23)» .

Смысловая связь на переходе от первого ко второму примеру-иллюстрации

Примеры смысловой связи между примерами-иллюстрациями вы можете найти в статьях «Комментарий в сочинении по тексту В.П. Астафьева (№18)» , «Комментарий в сочинении по тексту К.Г. Паустовского (№22)» .

Смысловая связь как итог комментирования

Примеры смысловой связи как итога комментирования вы можете найти в статьях «Комментарий в сочинении по тексту Д.А. Гранина (№19)» , «Комментарий в сочинении по тексту Ю.В. Бондарева (№27)» .

Образцы комментариев по текстам смотрите в разделе «Комментарии по текстам» .

Важно!

При написании комментария выпускник должен объяснить, почему автор написал текст именно на эту тему, для чего он использовал определенные речевые обороты, средства выразительности и давал различные примеры, иллюстрирующие проблему текста, а также показать, что сформулированная выпускником проблема действительно присутствует в экзаменационном тексте.

Все примеры, факты, явления, ключевые слова, которые выпускник использует в комментарии проблемы, должны вывести его на позицию автора, о которой вы можете прочитать в статье «Позиция автора исходного текста, как правильно ее сформулировать?».

         Сочинение в формате ЕГЭ 2021.

 Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного        цитирования).        Дайте        пояснение        к        каждому        примеру- иллюстрации. Укажите смысловую связь между  примерами-иллюстрациями  и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика)

по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),  не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ВНИМАНИЕ! В задании к сочинению НЕТ указаний об использовании примеров из художественной литературы. ВСЕ примеры-иллюстрации из текста!!!

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ.

1. Проблема (=тезис) …..?  Над этой проблемой размышляет … . (Этой проблемой заинтересовался…) отрывка (фрагмента), предоставленного нам для работы. Писатель (ФИО) исследует проблему …  +Тезис.

2. Первый пример-иллюстрация. Автор отрывка повествует о …. (цитата и/или  краткий пересказ фрагмента).

3. Комментарий (пояснение к первому примеру). Действительно, …  (в самом деле,…)

4. Второй пример-иллюстрация. Мне кажется особенно важной мысль о … (Рассказывая о …, повествуя о…) писатель упоминает о … Пете, (подчеркивает, рассказывает …)…

5.  Комментарий (пояснение ко второму примеру). (ФИО) хочет сказать, что… (Повествуя о действиях …..,  писатель даёт оценку…,/    герой отрывка  поступает …., потому что…)

6. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ. Оба эти примера, дополняя друг друга, позволяют автору показать… (позволяют читателю понять, осознать , почувствовать…), потому что… 

7. Позиция автора. Таким образом, размышляя о (проблема…), автор приходит к следующему выводу: … (подводит читателя к выводу…, к мнению о том, что…) (дает возможность читателю понять, что…)

8. Моё отношение к позиции автора и  обоснование моей позиции. Заключение. Невозможно не согласиться с писателем …., поскольку… (Я согласен с позицией…, так как…   )     СМ. п. 1-й!                  Здесь обязательно должна прозвучать проблема, только переданная другими словами!!

ВНИМАНИЕ! В задании к сочинению НЕТ указаний об использовании примеров из художественной литературы. ВСЕ примеры-иллюстрации из текста!!!

Краткая шпаргалка

Композиция сочинения ЕГЭ 2021

  1. Проблема (=тезис)

2. 1-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)

3. Комментарий (пояснение к 1-му примеру).

4. 2-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)

5. Комментарий (пояснение ко 2-му примеру).

6. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ.

7. Позиция автора.

8. Моё отношение к позиции автора и  обоснование моего отношения.                          СМ. п. 1-й!!! Т.е ВЫВОД из ТЕЗИСА (=проблемы), в котором надо вспомнить формулировку проблемы и ещё раз пересказать (перетолковать) её, НО ДРУГИМИ СЛОВАМИ.

ВНИМАНИЕ! В задании к сочинению НЕТ указаний об использовании примеров из художественной литературы. ВСЕ примеры-иллюстрации из текста!!!

Текст из демоверсии 2021

  1. С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов

«любовь к родине». (2)Осознаёт он эту любовь гораздо позже, а разобраться    в сложном чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит,  дано уже в зрелом возрасте.

(3)Чувство  это   действительно   сложное.   (4)Тут   и   родная   культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему  совершить  ещё  предстоит. (5)На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе.

(6)Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал  и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (7)Казалось бы, что любить в тундре? (8)Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стёклышками   озёр,   поросшая   лишайниками,    однако    ненец-оленевод    не променяет свою тундру ни на какие там южные красоты.  (9)Одним  словом, кому мила степь, кому ‒ горы, кому ‒ морское, пропахшее рыбой побережье, а кому ‒ родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с жёлтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко маленького города… (10)И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник – на берёзе перед крыльцом.

(11)Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. (12)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное на всём белом свете.

(13)Всё это так. (14)Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку    мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам.  (15)Разве  не  помним  мы   с  детства  наизусть  лучшие  строки     о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? (16)Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему  описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина,  Леонова, Паустовского?.. (17)А живопись? (18)Шишкин и Левитан, Поленов   и Саврасов, Нестеров и Пластов ‒ разве они не учили и не учат нас любить родную природу?

(19)В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. (20)Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь. (21)Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. (22)Но, главное, он был талантливым и ярким писателем. (23)Последние двадцать лет жизни Соколова-Микитова были связаны с Карачаровом на Волге, где у Ивана Сергеевича в ста шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый домик. (24)Широкая гладь воды, перелески и деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов ‒ всё это ещё больше сближало писателя  с  родной  природой.  (25)Из  охотника,  как  это  часто  бывает  с  людьми   под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но и потому, что проснулось     в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе.  (26)В  эти  годы   Иван   Сергеевич  пишет  лучшие  свои   страницы о родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях.

(27)Добрый и мудрый человек  учит  нас тому, что природа есть наше     не только материальное, но и  духовное богатство, знание природы и любовь  к ней воспитывают чувство патриотизма, чувство человечности, доброты, развивают чувство прекрасного. (28)Поколения русских людей будут учиться этому у Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, как они учатся у Тургенева     и Аксакова, у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова.

(По В.А. Солоухину*)

  • Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) ‒ русский советский писатель и поэт, яркий представитель «деревенской прозы».

 Информация о тексте*

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема любви к Родине. (Что такое Родина?  В  чём   заключается   любовь  к Родине?)

1. Понятие «Родина» многогранно. Это и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. На одном из первых мест   в сложном чувстве любви к Родине находится любовь к родной природе.

2. Проблема       взаимосвязи       любви  к Родине и любви к природе. (Как связаны        любовь        к         Родине   и любовь к природе?)

2. Любовь к родной природе формирует в человеке любовь к Родине. Из тысяч примет и признаков окружающего мира складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы любим сильнее, чем что-либо иное на свете.

3. Проблема влияния искусства на чувство любви к родной природе, Родине. (Как искусство влияет на чувство любви человека к родной природе, Родине?)

3. Искусство воспитывает в нас любовь к природе, Родине. Писатели, поэты, художники передали нам любовь к родной земле, научили нас любить родную природу и Родину.

4. Проблема отношения к родной природе. (Как относился к родной природе    И.С.    Соколов-Микитов?  Как влияет творчество И.С. Соколова- Микитова на читателей?)

4. Для      таких писателей,      как  И.С. Соколов-Микитов, характерно бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. Творчество писателя помогает понять, что природа есть не только материальное, но в первую очередь духовное богатство, знание природы и любовь  к  ней воспитывают чувство патриотизма, человечности, доброты, развивают чувство прекрасного.

5. Проблема влияния природы на художника и его мировоззрение. (Какое влияние     оказала      природа      на  И.С. Соколова-Микитова?)

5. Родная       природа       пробуждает в художнике бережное, любовное, сыновнее    отношение     к     Родине,  к окружающему миру;  превращает его из охотника во внимательного наблюдателя.

Сочинение

1. Проблема. Как зарождается в человеке чувство глубокой привязанности к родной стране? Над этим вопросом размышляет советский писатель В.А. Солоухин. В тексте этого яркого представителя «деревенской прозы» поднимается проблема взаимосвязи любви к Родине и любви к природе.

 2,3. Пример-иллюстрация + комментарий. Как отмечает автор, быть настоящим патриотом не так просто. С детства человек слышит о необходимости любить Отечество, но осознает это сложное чувство многим позже, когда становится взрослым. В.А. Солоухин считает, что человек, любящий родной край, испытывает необъяснимую тягу к миру природы, ощущает с ней неразрывную связь. Например, для того, кто вырос в тундре, нет ничего милее «однообразной заболоченной земли», которую он не готов променять ни на что другое. Невзрачное, зато родное и близкое для патриота важнее чего-то яркого и красивого, но чужого.

4,5. Пример-иллюстрация +комментарий. Эта необыкновенная способность русского человека ценить родную природу становится крепче благодаря искусству. Конкретизируя данную мысль, автор подчеркивает, что во многих произведениях изображаются самые простые приметы природного мира, но даже в обыденном можно увидеть красоту. Наблюдательность и умение в любой мелочи находить что-то прекрасное помогают творцу достучаться до сердца каждого жителя России. 

7. Позиция автора. Итогом размышлений становится такая позиция В.А. Солоухина: любовь к Родине формируется благодаря любви к природе. Из тысяч примет окружающего мира складывается то общее, что русский человек любит сильнее всего на свете.

 8. Моё отношение к позиции автора и  обоснование моего отношения= ВЫВОД (СМ. п. 1).

 Нельзя не согласиться с мнением автора. Я считаю, что только тот человек может по-настоящему понять Отечество, который с любовью и уважением относится к родной природе и культуре. Еще в XIX веке М.Ю. Лермонтов писал: «Люблю Отчизну я, но странною любовью!» Особенно милым сердцу поэта оказывается обыкновенный деревенский пейзаж. Действительно, Родину любят не за красоту; это более глубокое и сильное чувство, с которым тесно связаны такие понятия, как человечность и доброта.

ВЫВОД. Таким образом, любовь к природе – это неотъемлемая составляющая любви к Родине, обогащающая человеческую жизнь.

ВОПРОСЫ.

1. Проблема была сформулирована так:

 Как зарождается в человеке чувство глубокой привязанности к родной стране?

Соответствует ли ВЫВОД этой проблеме? Есть ли ответ на поставленный вопрос?

2. Какая часть композиции сочинения пропущена? Как она могла бы выглядеть?

Краткая шпаргалка

Композиция сочинения ЕГЭ 2021

  1. Проблема (=тезис)

2. 1-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)

3. Комментарий (пояснение к 1-му примеру).

4. 2-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)

5. Комментарий (пояснение ко 2-му примеру).

6. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ.

7. Позиция автора.

8. Моё отношение к позиции автора и  обоснование моего отношения.                          СМ. п. 1-й!!! Т.е ВЫВОД из ТЕЗИСА (=проблемы), в котором надо вспомнить формулировку проблемы и ещё раз пересказать (перетолковать) её, НО ДРУГИМИ СЛОВАМИ.

Примеры, приведенные мной, показывают, что чувство любви к родине формируется у человека на протяжении всей жизни, становится более глубоким и осознанным.

Примеры, приведенные мной, показывают, что чувство любви к родине «возникает не стихийно», оно крепнет, набирает силу при созерцании неяркого обаяния родных мест и под воздействием русской литературы.

Текст ЕГЭ 2020

Академическое познание, изучение творческого созидания никогда не встанет вровень с художественным восприятием этого созидания. Великое искусство потому и зовут великим, что оно понятно для всех, по крайней мере, для большинства. Вовсе не обязательно быть докой-специалистом, чтобы читать «Войну и мир» или смотреть и слушать «Лебединое озеро». Сложностью и недоступностью формы не так уж и редко маскирует посредственный художник недостаток таланта. Это не означает, что произведения великих, гениальных художников никогда не бывают сложными и непонятными. Разница между сложностью малоталантливого и сложностью гениального художника скорей всего в том, что в первом случае сложность топчется на одном месте, она статична, во втором — она движется, самораскрывается, обнаруживая все новые возможности произведения.

Восприятие художественного образа по сути и качественно то же, что и его создание. Разница здесь, вероятно, лишь в масштабности… Несомненно, во всяком случае, то, что восприятие образа процесс также творческий. Именно это-то обстоятельство и таит в себе великую опасность культурного иждивенчества.

Под маской скромности (где уж нам, дескать?) таится обычная трусость либо обычная лень, и человек лишь пользуется созданными до него художественными ценностями, даже не пытаясь создать что-то свое. Пусть не гениальное, но свое! Пресловутый максимализм (либо стать Микеланджело, либо совсем не заниматься творчеством) никогда не содействовал благу общенародной культуры. Игнорировать собственный талант (какой бы он ни был по величине) на том основании, что есть люди способней тебя, глушить в себе творческие позывы так же безнравственно, как безнравственно заниматься саморекламой, шумно преувеличивая собственные, нередко весьма средние возможности.

«Уничижение паче гордости», — говорится в пословице. Найти свое лицо — нравственная обязанность каждого. Но к лицу ли человеку подобострастие? Растерянность перед более талантливым унижает его. Настоящий художник ждет от других обычного уважения. Ему совсем незнакомо чувство собственного превосходства. Чем больше талант, тем меньше высокомерия и гордости у его обладателя. Между величиной таланта, силой художественного образа и уровнем нравственности существует самая прямая зависимость. Стыд, совесть, целомудрие, духовная и физическая чистота, любовь к людям, превосходное знание разницы между добром и злом — все эти нравственные свойства художника отображает питаемый им художественный образ. Художественный образ не может быть создан бесстыжим, бессовестным художником, человеком с грязными руками и помыслами, с ненавистью к людям, человеком, не знающим разницы между добром и злом. Да и вообще, возможно ли подлинное творчество в неспокойном или злом состоянии? Вряд ли… Злой человек склонен более к разрушению, чем к творчеству, и нельзя путать вдохновение созидателя с геростратовским…

Подлинный художественный образ всегда нов, то есть стыдлив, словно невеста, целомудрен и чист. Свежесть его ничем не запятнана. Настоящий художник, как нам кажется, тоже стыдлив, ведь и само творчество требует уединения, тайны. Вынашивание и рождение образа не может совершаться публично, у всех на виду. Публичным, известным всем или множеству должно стать впоследствии творение художника, но отнюдь не он сам. Не потому ли гениальные творения древних русских живописцев не подписаны? Древние художники и архитекторы предпочитали остаться безвестными. Ведь значит же что-то это известное и совсем не случайное обстоятельство.

                                                                                                                         (Василий Белов)