Что значит прокомментировать определение в сочинении огэ

Если мы заглянем в критерии к заданию 9.3, то обнаружим, что максимальных 2 балла по С3К1 получим при условии: “экзаменуемый в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение и прокомментировал его“. Если же мы не прокомментируем наше определение, то потеряем 1 балл. А на экзамене каждый балл на вес золота.

Итак, как же можно прокомментировать определение?

В комментарии мы можем:

1. раскрыть актуальность понятия

Определение: Сила духа – способность не поддаваться страху в минуты опасности, это мужество, храбрость, стойкость.

Комментарий: Сила духа будет актуальна во все времена, потому что в самые трудные моменты жизни нужно стараться быть сильным духом и  подавать пример другим: преодолевать все невзгоды, смотреть с оптимизмом в будущее.

2. определить роль понятия в нашей жизни

Определение: Бескорыстие – это отсутствие заботы о личной выгоде, жадности.

Комментарий: Бескорыстным называют того, кто делает что-либо полезное, не ожидая награды за свои усилия. Такой человек пользуется уважением окружающих.

3. пояснить, раскрыть ключевое слово или словосочетание, использованное в определении

Определение: Взаимопонимание – способность людей понимать друг друга.

Комментарий: Понять человека – значит найти с ним общий язык.

4. дать определение с другой стороны, раскрыть многозначность понятия

Определение: Красота – нечто прекрасное, то,  что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Комментарий: Красота бывает внешней, то есть проявляется в приятном, симпатичном виде, и внутренней. Внутренняя красота – это доброта, богатый внутренний мир.

5. противопоставить, соотнести с другими понятиями

Определение: Неуверенность в себе – отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности.

Комментарий: Неуверенные в себе люди часто  имеют заниженную самооценку и зависят от мнения окружающих, в то время как уверенные люди могу смело принимать решения, брать ответственность и добиваться своих целей.

Вопросы, помогающие оформить комментарий:

1) Что мне ещё известно об этом слове, явлении, свойстве, черте характера?

2) Чем существенным я могу дополнить это определение?

3) Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить?

4) Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить?

И помните: не нужно переписывать толкования слов из словарей, статей, не нужно заучивать определения и комментарии. Это абсолютно пустая трата времени, которая ещё и подвести вас может.

При написании определения к слову или словосочетанию в первую очередь необходимо отталкиваться от текста. Как в тексте раскрывается это понятие?

А для написания комментария вам поможет информация выше.

Статьи, которые также будут полезны при подготовке и сдаче ОГЭ:

Как подготовиться к ОГЭ по русскому языку за оставшиеся 2-3 месяца“;

“ТОП-5 ошибок в сочинении ОГЭ по русскому языку”;

5 лайфхаков по написанию сочинения ОГЭ на отлично“;

Как написать сочинение 9.1 на максимальный балл?“;

Как писать изложение, если я не могу запомнить текст?“;

5 лайфхаков по написанию изложения ОГЭ на отлично“;

Не хватает слов в сочинении ОГЭ, что делать?“;

Самые распространенные ошибки школьников в заданиях 1 и 9 ОГЭ (часть 1)“;

Самые распространенные ошибки школьников в заданиях 1 и 9 ОГЭ (часть 2)“;

Как распределить свое время на ОГЭ по русскому языку, чтобы все успеть и допустить минимум ошибок“.

Если статья была полезна, ставьте 👍 и подписывайтесь на канал ✅, а также на мой телеграм-канал, в котором вы найдёте ещё больше полезной информации по подготовке к ОГЭ по русскому языку.

5 способов написания комментария к определению в сочинении 9.3 ОГЭ

Авторитет

Общепризнанное  
признание выдающихся достижений,

знаний,
умений, навыков, способностей

Авторитет
заслуживают люди, совершающие благородные поступки, с вниманием и

заботой
относящиеся к окружающим, готовые на самопожертвование, умеющие преодолеть

свой
страх

Бескорыстие

(бескорыстность)

1) Отсутствие заботы о личной выгоде, жадности

2) Безвозмездная, без какой-либо выгоды для себя 
помощь кому-либо

Бескорыстным называют того, кто делает что-либо
полезное, не ожидая награды за свои усилия. Такой человек пользуется
уважением окружающих

Благодарность

1) Чувство признательности к кому-либо за оказанную
помощь, внимание, совет

2) Стремление вознаградить человека за его хорошие
поступки

 Благодарный
человек способен ценить то доброе, что делают ему окружающие, и отвечает им
тем же

(Благодарный
человек помнит добро и отвечает на него тем же)

Взаимовыручка (взаимопомощь)

1) Взаимная, обоюдная помощь, которую оказывают люди
в трудной ситуации

2)
Способность людей отвечать на добро добром, помнить хорошее и прийти на
помощь тому, кто когда-то помог тебе

3) Это внутренняя потребность человека оказать
помощь  другому

1) Она основывается на таких качествах, как доброта, человечность,
сострадание.  Я считаю, что взаимовыручка – главное проявление человеколюбия

2) К сожалению, в основе взаимовыручки может быть и 
принцип “ты – мне, я – тебе”. В таком случае, человек, оказавший
кому-то помощь, ждёт от него ответных действий. И не всегда эти действия
могут совершаться во благо

Взаимопонимание

1)
Согласие, взаимное (обоюдное) понимание

2) Способность людей понимать друг друга

1)
У тех, кто понимает друг друга, есть единодушие во мнениях и поступках

2)
Понять человека –  значит найти с ним общий язык

Внутренний  мир человека

1) Это его духовный мир, его взгляды и убеждения,
чувства и интересы

2) Индивидуальность,
отличающая одного человека от другого

1) Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным.
О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам

2) Внутренний мир
человека намного важнее, чем его внешний облик

Воображение

1)
  Воображением называют то, что является плодом нашей
фантазии

2)
Способность воображать, мысленное воспроизведение чего-нибудь, фантазия

3)
Способность творчески мыслить, фантазировать

4) Это способность человека   создавать в
собственном сознании такие образы и действия, которых в реальной жизни на
самом деле не существует

1) Оно помогает нам жить
так, чтобы было интересно. Именно воображение даёт нам возможность примерить
на себя разные ситуации и образы, тем самым обогащая наш духовный опыт

 2) Оно помогает человеку представлять идеи,
которые потом он воплощает в жизнь

3) Человеческое воображение безгранично. Особенно такая мечтательность
свойственна детям, еще не постигшим всю реальность жизни

Выбор

1) Осознанное (осмысленное)  принятие одного решения
из   множества вариантов

2) Способность человека  найти правильный выход из сложившейся
ситуации

1)  С ситуацией выбора человек сталкивается
постоянно, это жизненная необходимость. Часто многие варианты кажутся
привлекательными и бывает сложно сделать правильный выбор.

2) Особенно важно принять правильное решение при
выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека.
Порой сделать такой выбор очень непросто

Доброта

 1) Душевное расположение к людям, отзывчивость,
стремление делать добро другим

2) Стремление совершать хорошие поступки 

1) Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. 
Человек, совершающий добро, не требует ничего взамен

2) Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми,
способными дарить окружающим заботу и любовь

3)
Это незаменимое качество человека, которое ни с чем не может сравниться и
нужно абсолютно всем людям. К сожалению, в наше время его категорически не
хватает, а

иногда
про него и вовсе забывают

Драгоценные книги

1) Это такие книги, которые имеют определенную
ценность для человека

2) Книги, которые развивают воображение и фантазию
человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают
основы нравственности

3) Произведения,
прочтение которых делает человека добрее, умнее, лучше

4)
Это те книги, которые учат поступать по-человечески. Они формируют
мировоззрение человека,

 нравственные
идеалы

1) Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому
что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут
потом влиять на всю жизнь

2)  Драгоценные
книги способны перевернуть сознание, определить жизненные ценности

3) Драгоценные книги помогаю нам найти ответы на
многие вопросы, являются другом и советчиком…

4)
Они заставляют задуматься о многом… Они

заставляют
хранить память, советуют, как жить

Дружба

1) Бескорыстные личные  отношения, основанные на
любви, доверии и искренности,
общих
интересах и увлечениях, понимании и поддержке

2)
Взаимное понимание друг друга, умение поставить себя на место другого в
трудной ситуации, если необходимо, то и самопожертвование

1) Дружбе не страшны ни расстояния, ни разница в
возрасте, ни наличие разных интересов.
Настоящая дружба может связывать людей на протяжении
всей их жизни.

2) Хороший друг всегда поддержит, придет на помощь и
поможет найти правильный выход из любой ситуации.

Он  не обманет ни при каких обстоятельствах,  найдёт
в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать

3)
Настоящая дружба может быть не только между людьми. Крепкие узы дружбы могут

связывать
человека и животного. И проявляется она в заботе как человека о своём
питомце,

так
и животного о хозяине

Жизненные ценности

1) Ценности, которые каждый человек определяет для
себя наиболее важными и значительными

2) Это то, во что человек верит, чем дорожит. Это
его цели,  убеждения, принципы и стремления

1) Главные ценности у всех разные – любовь, дружба,
семья, хорошее образование, карьера

2) Жизненные ценности формируются в детстве. Для одних важны
материальные ценности,  для   других – духовные …

Забота о людях

1) Внимание, поддержка,
оказание помощи, защита

2) Это проявление
своего участия в жизни другого человека

3) Забота о людях может
проявляться в моральной поддержке или же в помощи в каком-либо деле. Свою
заботу мы можем направить как родным для нас людям, так и просто знакомым

1) Это одна из самых прекрасных
проявлений человечности

2)
Умение
выслушать, проявить  интерес к произошедшему,  побеспокоиться   о состоянии
здоровья, о настроении – всё это и есть забота

3)
Проявление неравнодушия также можно считать заботой о людях

Зависть

1) Неспособность
радоваться успехам окружающих, бессознательное стремление иметь то, что есть
у других

2) Чувство
досады, вызванное благополучием, успехом другого

 1) Человек завидует тогда, когда видит, что у
другого что-то получается лучше, что он более успешен…

Зависть разрушает человека, толкает его на страшные
поступки, мешает ему жить с чистой совестью

Красота

1)
То, что радует глаз людей

 2) Все
красивое, прекрасное,   что доставляет эстетическое и нравственное
наслаждение

1) Если говорить о красоте людей, то она проявляется
в красоте души. Если человек не обладает внутренней красотой, его нельзя
назвать красивым: только в соединении внешней и душевной красоты человек
прекрасен.

2) Красота бывает внешней, то есть проявляется в
приятном, симпатичном виде, и внутренней. Внутренняя красота – это доброта,
богатый внутренний мир, умение привлекать окружающих своими манерами, беседой
и чувством юмора

3) Красота, на мой взгляд, имеет огромное значение в
жизни человека. Она вызывает любовь ко всему окружающему миру, вдохновляет на
подвиги и достижения. Благодаря ей в душе создаётся гармония

Любовь к жизни

1) Любовь к жизни
заключается в наслаждении тем, что тебе этой жизнью дано,  в умении
радоваться тому, что тебя окружает

2) Это наслаждение каждым прожитым днем

1) Это сила духа, инстинкт самосохранения,
позволяющие преодолевать препятствия, не опускать рук

Любящий жизнь человек просто наслаждается теми моментами, которые ему
суждено пережить

Любовь к родителям

1) Глубокая
привязанность к самым близким, родным людям, способность поддержать их, найти
тёплое,
душевное слово, поблагодарить за то, что они для нас делают

1) Это прекрасное чувство, которое испытывает каждый
ребёнок на протяжении всей жизни. Эта любовь выражается в заботе о родителях,
помощи, внимании к ним

2) К родителям нужно, безусловно, относиться с
уважением и пониманием, помогать им

3)  Это
самое святое, самое сокровенное чувство, живущее в душе человека. Любовь к
тем, кто подарил тебе жизнь, не поддается объяснениям. Она просто существует
сама по себе, без всяких причин

Материнская любовь

1)
Нежное и самоотверженное отношение матери к своим детям

2) Безграничная любовь матери к ребёнку

1) Материнская любовь самая сильная, постоянная и
бескорыстная. Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего
не требует взамен.

2)    Материнская любовь проявляется в бескорыстной
самоотдаче, заботе, волнениях за своего ребёнка.

3) Самое прекрасное и сильное чувство. Это огромная
сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни…

Мечта

1) Это то, к чему стремится человек в своих
мыслях

2) Заветное желание,
созданное воображением 

3) это самое заветное желание, осуществления
которого мы так ждем

1) Мечта даёт человеку многое: она наполняет жизнь
смыслом, помогает  преодолевать   трудности, стремиться к намеченной цели

2) Мечты
зачастую помогают человеку добиваться высоких целей

Настоящее искусство

Это отражение
действительности в живописи, кинематографе,
литературе, архитектуре и во многом другом

1) Оно заставляет нас
задумываться
над важными проблемами, приобщает к прекрасному

2) Настоящее искусство
необходимо каждому из нас, для того чтобы мы научились познавать
окружающую действительность,  чтобы
стремились к совершенству

Неуверенность в себе

1) Отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и
способности

2) Низкая
самооценка, мешающая человеку объективно судить о себе

3) Чрезмерная скромность в оценке своих возможностей

1) Неуверенные в себе люди часто  имеют заниженную
самооценку и
зависят от мнения окружающих

2) Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней
бороться, преодолевать

Нравственные ценности

1) Это   внутренние духовные
качества человека, которыми он  руководствуется в повседневной жизни

2)

Это духовный мир
человека, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей
действительности

1) От  нравственных ценностей  зависит
то, как мы себя ведём,  как относимся к людям

2) О нравственных
ценностях человека можно судить по его поступкам.

Нравственный выбор

Это выбор, который делает  человек, оказавшийся в
непростой ситуации,  в соответствии со своими взглядами и убеждениями

Делая нравственный выбор, человек руководствуется
совестью, моралью, собственными представлениями о жизни

Общее дело

1) Это дело, в осуществлении которого принимает участие несколько
человек

2) Это совместная работа, где каждый участник стремится к достижению
положительного результата

3)  Это совместная работа, действия, которые люди совершают сообща,
имея единые цели

1) Оно объединяет
людей, делает их сплочёнными

2) При осуществлении коллективной работы каждый должен приложить
определенные усилия, чтобы осуществить задуманное

Ответственность

1) Необходимость
(обязанность) отвечать за свои поступки и действия, а также  их последствия

2) Готовность человека
отвечать за  взятые на себя обязательства 

Ответственные люди всегда вызывают уважение   у
окружающих, потому что обладают мощным внутренним стержнем и моральной
выносливостью

Память сердца

1) Это воспоминания о дорогих
сердцу моментах жизни

2) Это воспоминания о
чем-то важном, дорогом для нас

3) Это те чувства, которые мы пережили
давно, и сейчас их по-прежнему невозможно забыть

Как правило, в нашей памяти сохраняются самые
сильные (яркие)  впечатления

Понимание

1) Это умение войти в положение другого человека, ощутить на себе то,
что он испытывает

2) Это умение вникнуть в 
проблемы другого человека, поддержать его в трудной ситуации

1) Каждый из нас в какой-то момент жизни нуждается в
понимании других людей
2) Все мы нуждаемся в том, чтобы
нас поняли,  поддержали.

3) Очень важно
понимание в семье. Его отсутствие между близкими людьми может привести к
разрушению отношений

Признать свои ошибки

1) Значит взять на себя
ответственность за их совершение

2) Значит раскаяться, 
сожалеть  о содеянном; это умение признавать свои ошибки

1) К сожалению, признание ошибки может произойти не
сразу, но очень важно, чтобы оно все-таки произошло

 2) Это очень важное состояние души, оно позволяет
человеку лучше понять себя, а также помогает не повторять своих ошибок впредь

3) Порой бывает сложно
согласиться с тем, что ты не прав

4) Признавать свои
ошибки умеют лишь сильные личности. Если в человеке отсутствует такая
способность, он становится лживым, скрытным, неуверенным в себе

Прийти на помощь

1) Значит оказать помощь,
поддержать, выручить в трудную минуту,  когда человек нуждается в поддержке

2)  Значит проявить неравнодушие к
человеку, взять на себя ответственность за него

3) Значит поддержать того, кто нуждается в участии

1) Способность прийти на помощь – это бесценное человеческое качество
2)  У каждого человека бывает
сложный период, когда он нуждается в помощи.

3) Протянуть руку помощи
оказавшемуся в беде человеку – значит быть добрым, милосердным, отзывчивым

Прощение

1) Это отпущение вины,
отказ от  недобрых чувств, мести или наказания

2) Умение отпускать обиду, не хранить в
сердце недовольство, претензии к человеку

1) Прощение –
единственный путь к примирению

2) Прощение приносит человеку внутренне успокоение, гармонию

3) Отпуская обиду, мы
словно сбрасываем тяжкий груз со своей души

4) Человеку нужно уметь
просить прощение, потому что прощение необходимо и
обиженному, и обидчику

Проявлять внимание к человеку

1) Значит заботиться о
нём, окружать его вниманием, заботой

2) Проявление внимания заключается в заботе
о других

1) Очень важно
чувствовать себя кому-то нужным и необходимым

2) Проявить
внимание к человеку – это значит показать ему, что он не одинок, что он
кому-то нужен, что им интересуются

Решимость

Смелость,
готовность принять и осуществить своё решение

Решимость позволяет человеку добиваться
многого, ведь он не раздумывает над тем, делать, или не делать. Он просто
действует, проявляя смелость и целеустремленность

Сила духа

1) Способность не поддаваться страху в минуты
опасности, это мужество, храбрость, стойкость.
 Это одно из главных качеств,
делающих человека сильным не физически, а морально

2) Способность
преодолевать препятствия на своем пути

 В самые трудные моменты жизни нужно стараться
быть сильным духом и  подавать пример другим:
преодолевать все невзгоды,
смотреть с оптимизмом в будущее

Слава

1) Невероятный успех, популярность.

2) Прославиться – значит стать известным какими-либо поступками и
делами

1) Получить славу можно
благодаря своим талантам или заслугам. К кому-то слава приходит быстро, а к
кому-то нет

2) Прославиться можно по-разному…

Счастье

Состояние полного удовлетворения жизнью

1) Каждый человек вкладывает в это слово свой смысл.
Достичь счастья можно по-разному. Все зависит от ценностей человека. 
Безусловно, счастлив тот, кто имеет хорошее здоровье, материальные блага,
любовь, дружбу, полноценную семью

2) Человек счастлив, когда его любят

Творчество

1) Творчеством является созданное человеком произведение искусства. К
творчеству относятся песни, сказки, картины, музеи и многое другое.. 

2) Это
процесс создания чего-то нового, ранее не встречавшегося 

1) Сотворить прекрасное могут лишь поистине
талантливые люди

2) Занятие творчеством может помочь человеку
расслабиться  (сосредоточиться)

3) Творчество необходимо человеку для того, чтобы
познать себя, раскрыть свой потенциал

Уважение к человеку

1) Уважение – умение увидеть в человеке хорошее и оценить это

2) Это умение ценить достоинства другого человека

3) Уважать
человека — это принять его таким, какой он есть, не пытаясь изменить его

1) Уважение является одним из главных
требований во взаимоотношениях людей

Фантазия

1) Способность выдумывать, представлять что-либо;
творческое воображение

2) Это
то, что человек создает в своем воображении

1) Фантазия
развивает воображение человека

2) Фантазия необходима творческим личностям, тогда их творения будут
действительно превосходными

3) Фантазия необходима
каждому человеку, особенно ребёнку. У ребёнка, умеющего фантазировать,
богатый внутренний мир

Цель в жизни

1) Это  то, к чему стремится человек, что ему жизненно необходимо 

2)  Главная
задача, которую человек  стремится реализовать

1) Для достижения цели человек может
жертвовать некоторыми ценностями

2) Без цели жизнь человека становится бессмысленной

Чудо

1)  Это что-то
удивительное, неземное, сказочное.

2) Это явление, которое
не поддается научному объяснению

3) Это
сверхъестественное явление, противоречащее законам природы

Чудо
можно сделать (сотворить) не только своими руками, но и своими поступками

Структура и план – как писать сочинение 9.3

14.06.2021

Разбираем подробно план и структуру сочинения ОГЭ 9.3 для 9 классов.

Что должно быть включено в план написания, какая именно должна быть структура у сочинения? Разбираем подробно!

  • Понятия и определения для 9.3

Для начала определим ваш план работы. Вот вы видите текст. Какие дальнейшие действия?

Алгоритм работы с текстом 9.3

  1. Внимательно прочитайте текст
  2. Определите тему и идею текста
  3. Что думает автор о том, что пишет; как относится к этому?
  4. Проанализируйте систему образов, выделенных автором в тексте: есть ли в нём образы положительные и отрицательные?
  5. Какие поступки совершают герои?
  6. Каково отношение автора к героям текста (кому он симпатизирует, а кого осуждает?)

Алгоритм работы над сочинением 9.3

  1. Внимательно прочитайте задание
  2. Соотнесите слово (словосочетание) и тему, данные в задании 
  3. Дайте толкование значения приведённого слова (словосочетания) и прокомментируйте своё определение связав это с темой сочинения (тема должна содержать вывод, данный в определении)
  4. Подтвердите свой тезис (определение) двумя аргументами: один из текста, другой из жизненного опыта (можно взять оба аргумента из текста). Запишите номера предложений, взятых в качестве аргументов
  5. Составьте план сочинения, логично выстроив работу
  6. Напишите работу в черновике, проверьте её
  7. Перепишите сочинение в чистовик

Сама же структура сочинения 9.3 выглядит очень просто на самом деле.

Структура сочинения-рассуждения 9.3

  1. 1-й абзац. Тезис.
  2. 2-й абзац. Аргумент 1 + пример + комментарий.
  3. 3-й абзац. Аргумент 2 + пример + комментарий.
  4. 4-й абзац. Заключение (по тезису).

Всего 4 абзаца. Но в них очень много важных тонкостей.

  • Аргументы и примеры для 9.3 по всем темам

И для начала предлагаем вам посмотреть подробное видео, на котором рассказывается о том, какая должна быть структура у сочинения и какие клише на нем надо использовать

Подробный план написания сочинения 9.3

Часть (абзац)

Содержание

Варианты начала абзацев (словосочетания, предложения)

1-ый абзац

Тезис (мысль которую надо раскрыть, доказать)

Ваша задача: объяснить предложенное понятие.

1.С риторического вопроса и ответа на него/серии риторических вопросов: поставить 3 вопроса и ответить на них:

Что такое смелость? Мне кажется, смелость – это качество, которое характеризуется (проявляется)… (дать определение)

Я думаю, что дружба – это отношения между людьми, основанные на уважении, доверии, взаимопонимании, честности.

Я считаю, что…

Я уверен, что…

2. С именительного темы:

Смелость… Как редкого в современном мире можно встретить по-настоящему смелого человека.

Любовь… Пожалуй, это одно из самых сильных чувств. Именно ради любви совершаются смелые поступки.

3. С лирического размышления на заданную тему:

Когда произносишь слово смелость, то в воображении сразу возникает образ средневекового рыцаря, готового совершить подвиг. Или образ отважного солдата, защитника Родина, готового отдать жизнь во имя победы. Что же такое смелость? Мне кажется, смелость – это…

4. С известного высказывания, цитаты и своего комментария к ней:

Что такое сострадание? На этот вопрос очень точно ответил Ф. М. Достоевский: « Сострадание есть величайшая форма человеческого существования». Думаю, человек не должен называться человеком, если он не способен на сочувствие, на добрые поступки.

Закончить первый абзац необходимо словами:

Немало подобных примеров можно найти в русской художественной литературе.

Чтобы доказать сказанное, обратимся к русской литературе.

Попробую доказать сказанное на конкретных примерах.

Для подтверждения своих слов перейду к тексту Ф.И. О. автора.

2-ой абзац

Аргумент (=доказательство, пример) № 1 (из прочитанного текста)

Ваша задача – показать, что в прочитанном тексте есть герой, проявляющий данное качество или испытывающий данное чувство. Необходимо проанализировать его образ в аспекте этого понятия.

Во-первых, в тексте Ю. Я. Яковлева…

С одной стороны, пример смелости показывает нам в своем тексте Ю.Я. Яковлев.

Пример настоящей смелости показан в тексте Ю.Я. Яковлева. Его герой …

В тексте Ю. Я. Яковлева рассказывается о смелости, которую проявляет…

В тексте Ю.Я. Яковлева говорится о том, что …

Ю.Я. Яковлев рассказывает нам о том, как …

В нём рассказывается о …

3-ий абзац

Аргумент (=доказательство, пример) № 2 (из жизненного опыта)

Жизненный опыт – это то, что пережил ты, твои родители, друзья; или то, что с тобой/ними произошло. А также прочитанные когда-то произведения.

Ваша задача – привести пример с похожей ситуацией и проанализировать его в аспекте данного понятия.

Во-вторых, в произведении «Кавказский пленник» АЛ. Н. Толстого рассказывается о …

С другой стороны, смелость проявляет главный герой произведения «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого.

Немало примеров проявления смелости можно найти в современной жизни.

Похожий пример мы находим в произведении «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого. Его герой…

О смелом поступке рассказывает нам Л.Н. Толстой в своем произведении «Кавказский пленник». Его герой…

Яркий пример смелости (дружбы, добра…) представлен в произведении «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого. Главный герой …

4-ый абзац

Заключение, вывод.

Ваша задача – сделать вывод из сказанного.

Помни! Вступление и заключение должны быть родственны друг другу. Заключение – это возвращение к началу, то же самое, но уже другими словами, на

другом уровне!

Таким образом, …

Итак, …

В заключение хочу сказать, что …

Подводя итог сказанному, хочется отметить/повторить, что …

Мы убедились, что …

Варианты клише

Подробнее посмотрите сборник наших клише для 9.3 здесь

Клише для сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку (на примере «Человечность – это…»)

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений) и примеры

Тезис

На мой взгляд, человечность – это…(или) По моему мнению, человечность – это… (или) Мне кажется, что человечность – это… (или) Я думаю, что человечность – это… (или) Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что…

Аргумент 1

Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о… (или)

В тексте Б.Васильев поднимает проблему… В предложении № … автор говорит о том, что… (или)

Аргумент 2

Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта… (или) В жизни мы часто наблюдаем… (или) Однажды я был свидетелем события, которое… Как-то раз…

Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что… (или) Таким образом, можно заключить, что… (или) В заключение я хочу сказать, что…

Видеоподборка с различными вариантами клише 9.3

23 июня 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Типовые конструкции (клише) для написания рассуждения-толкования 9.3.

Сочинение 9.3 – рассуждение, в котором необходимо отразить толкование значения слова.

soch93-oge.docx
soch93-oge.pdf

Формулировка задания 9.3: Как вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно назвать красивым?», взяв в качестве тезиса данное вами определение.

Обязательные компоненты текста-рассуждения 9.3:

1. Толкование значения слова или словосочетания;
2. Комментарий своего толкования;
3. Подтверждение своего определения (тезиса) двумя аргументами: из прочитанного текста и из жизненного опыта (можно взять оба из прочитанного текста);
4. Структура экзаменационного рассуждения (4 или 5 абзацев);
5. Соответствие текста всем нормам языка: орфографическим, пунктуационным, грамматиче-ским и речевым.

Что будут оценивать в сочинении?

• Наличие толкования слова и комментарий толкования – 2 балла;
• Наличие двух примеров-аргументов – 3 балла;
• Структура: 4 или 5 абзацев (см. таблицу), последовательно раскрывающих суть понятия – 2 балла;
• Композиционная стройность, завершённость и отсутствие логических ошибок – 2 балла.
• Грамотность речи – 10 баллов (вместе с текстом сжатого изложения).

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ 9.3

Абзац 1. Тезис = определение слова.

Абзац 2. Комментарий вашего определения. (Если его не будет, вы потеряете 1 балл).

Абзац 3. Пример-аргумент 1 из прочитанного текста.

Абзац 4. Пример-аргумент 2 из жизненного опыта или из другого прочитанного текста художествен-ной литературы, литературы нон-фикшн или публицистики.

Абзац 5. Возвращение к тезису (значению слова) и умозаключение.

Автор: Тараканова Ирина Олеговна.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОДГОТОВКА К ОГЭ.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ 15.3

Композиция сочинения-рассуждения

1. Вступление. Тезис.

Формулировка определения и комментарий к нему.

2. Основная часть. Доказательства.

1-й аргумент-пример + комментарий.

2-й аргумент-пример + комментарий.

3. Заключение. Вывод.

Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

Вступление. Тезис
Способы толкования лексического значения слова

Синонимический способ

  • полемика – спор.
  • оригинал – подлинник.
  • выбор – путь.
  • аморальный – безнравственный.

Перечислительный способ

  • Морфема – это приставка, корень суффикс, окончание.
  • Цитрусовые – лимон, апельсин, мандарин.
  • Времена года – зима, весна, лето, осень

Описательный способ

  • Источник – то, что дает начало чему-либо, служит основой чего–либо.
  • Беспорядок – отсутствие или нарушение порядка

Вступление. Тезис
Комментарий

Данное определение необходимо прокомментировать, т.е. дать объяснение, пояснительные замечания.

Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность описываемого понятия.

Например:

Нравственность – это…

Из словаря:

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами и полученные в результате нравственных наставлений, нравоучений.

Философский словарь

под ред.И.Т. Фролова, 2001.

719 с.

Основная часть. Аргументы

В основной части аргументируется тезис. Необходимо привести 2 аргумента-примера

  • 1) из указанного текста;
  • 2) из жизненного опыта (свидетельство очевидцев; случай, действительно имевший место в жизни автора, читательский опыт и т.п.).
  • Примеры должны
  • соответствовать данному понятию;
  • иллюстрировать данное определение.

Переход к рассуждению

Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:

  • Попробуем разобраться в смысле этого понятия.
  • Как можно понять это определение?
  • Попробуем объяснить данное определение.

Включение примеров

Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише:

  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (автор).
  • Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор).
  • Предложение … подтверждает мысль о том, что ….
  • Примеры (понятие) можно встретить в жизни.
  • Это определение можно доказать на таком примере.
  • В подтверждение приведу также пример из жизни.

Заключение. Вывод

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

  • Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
  • Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом
  • или речевым клише:
  • мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.

Помнить!

Сочинение нужно писать не только ГРАМОТНО, но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, чтобы написанное можно было прочитать без труда.