Эссе это литературный жанр прозаического сочинения небольшого объема

Эссе́ — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету
Эссе как жанр сочинения активно вторгается в школьную жизнь. И во многих вузах эссе предлагается в качестве выпускного или вступительного экзамена, причем не только там, где предметная область – литература и русский язык, но и история, иностранные языки. Для грамотного, интересного эссе необходимо соблюдение некоторых правил и рекомендаций, с которыми вас познакомит эта памятка.

Жанр эссе предполагает свободу творчества. Вся его прелесть в том, что оно может быть написано на любую тему и в любом стиле, т. е. о чем угодно и как угодно, ведь эссе – это ваше размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного. На первом плане эссе – личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Это главная установка сочинения. Однако надо помнить, что несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале) , нестандартный взгляд на какую-либо проблему. Что же такое эссе как жанр литературного произведения? Эссе (с французского еssai “попытка, проба, очерк”) – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер.

Стиль эссе отличается: образностью афористичностью парадоксальностью Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе привлекает многочисленные примеры проводит параллели подбирает аналогии использует всевозможные ассоциации. Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности: метафоры аллегорические и притчевые образы символы сравнения Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют: непредсказуемые выводы неожиданные повороты интересные сцепления По речевому построению эссе – это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику. Специфика жанра эссе Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого. Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в “пестром кружеве” размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон. Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе – ярко выражена авторская позиция. Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальные авторский стиль – требование жанра. Если вы хотите сказать что-то свое, новое, нестандартное, то жанр эссе – это ваш жанр. Пробуйте, творите, быть может, именно в вас скрыт дар великого публициста.

Эссе (от фран. essai «попытка», «проба», «очерк») — это литературный жанр прозаического  сочинения  небольшого объема и свободной композиции. Выражает индивидуальные  впечатления  и  соображения автора по конкретному поводу и не претендует на исчерпывающую трактовку темы. Здесь можно быть  настолько субъективным, насколько  хочется. Эссе пишется, если нет задачи осветить тему целиком, если автор  не претендует на мнение  в  последней инстанции, если это только соображения по конкретной  теме.

Основоположником данного жанра считается Мишель Монтень. Его книга«Опыты» как  раз состоит  из эссе на самые разные темы. Например, о чести, совести, деньгах, морали и так далее.

Продолжателями традиции были Дени Дидро, Вольтер и Андре Моруа. Но это классики. Естьи наши авторы. Это  Константин Паустовский, Юрий  Олеша, Дмитрий  Быков, Дмитрий  Лихачев, Даниил  Гранин. Эссе — это также художественно-публицистический  жанр, который                  находит широкое применение  в современном  мире, печати  и  литературе.

Основные типы:

  • Субъективное (личностное) — раскрывается определенная  сторона  личности автора
  • Объективное — относится  к  какой-то идее или  предмету описания. Например, какой-то специалист пишет материал на определенную тему.

По литературной форме эссе  может быть как:

  • Письмо
  • Рецензия
  • Страничка из дневника
  • Лирическая миниатюра
  • Заметки и прочее

Быть в виде:

  • Аналитического материала
  • Описательного
  • Критического
  • Повествовательное
  • Рефлексивного и так далее.

Для начала, давайте  рассмотрим  критерии  жанра  эссе:

  • Небольшой объем и конкретная тема
  • Личностный подход к раскрытию, субъективность
  • Свободная композиция: впечатления, воспоминания, ассоциации
  • Свободное  использование лексического состава языка
  • Атмосфера доверия, беседа
  • «Я в мире»и«мир во мне»

Исключение составляет лишь литературный жанр. В нем размер эссе может  быть любой потому как, это свободный жанр. Оно может состоять как из одной фразы, так и целой книги. Размер должен быть такой, чтобы можно было высказаться. Чтобы успеет ь сказать самое главное, по  к а читателю не стало скучно.

Итак, ещё раз– это конкретная тема ,личностный подход к раскрытию темы. То, что вы лично думаете по этому поводу. Какие ваши  эмоции и ощущения. Субъективность — это признак эссе; это свободная композиция. Тут нет правил с чего начать и чем закончить. Вы не только описываете свои впечатления. Но также можете описать воспоминания и ассоциации.То есть в жанре эссе можно уйти  во время и пространство. Что-то вспомнить и рассказать о каких-то ассоциациях. Это будет свободная композиция. Еще признак  эссе, это свободное использование лексического состава языка. Ведь в таком жанре можно использовать все  богатство лексического языка. В эссе мы стараемся показать себя в мире и мир в нас. Это две грани жанра. То, что вы видите и как ощущаете. А также, какое место занимаете по отношению к описываемому  событию.

Правила написания эссе:

  1. Писать о том, что интересно
  2. О том, что думаешь или ощущаешь
  3. Писать так, как хочется

Пример Эссе

«Богатым человека делает его сердце»
Л. Толстой.

Нельзя судить о богатстве человека п о толщине его кошелька. Только наличие высоких моральных качеств позволяет считать человека истинно богатым.
Нравственность- это степень усвоения личностью моральных ценностей и следование им в повседневной жизни. Человек может не совершать дурных поступков потому, что боится наказания или дорожит мнением других людей. Но высшая степень развития духовности- опора в своем поведении на определенные принципы. Если стремление к наживе и удовольствиям превращается в неуёмную страсть, вся жизнь человека подчинена алчности. Ненасытная жадность и стяжательство вытесняют из души человека все нравственные качества. Такой человек находит оправдание всем дурным поступкам или даже преступлениям, если они увеличивают его сокровища.
В этимологическом словаре слово «богатый» означает «хранимый богами.» Согласно христианскому учению, Господь делает человека богатым для того, чтобы он использовал своё богатство на благо других людей. Тогда, согласно золотому правилу морали, человек получит от окружающих уважение и доброе отношение. Никакие материальные блага не заменят красоту человеческой души, а именно это и привлекает к нам других людей, создаёт широкий круг общения.
Ярким примером нравственного поведения является благотворительная деятельность русского купечества. Щедрые пожертвования на развитие культуры и образования, забота о сиротах, инвалидах и бездомных – всё это было привычными статьями расходов российских купцов второй половины 19 века. Наиболее значительными результатами благотворительности московского купечества стали: Третьяковская галерея, Бахрушинский театральный музей, Алексеевская больница и многие другие учреждения. В наши дни традиции благотворительности стали возрождаться.
Я считаю, что нам следует сохранить эту тенденцию, и тогда количество по-настоящему богатых людей будет только увеличиваться. Когда я стану экономически самостоятельным, то планирую тратить часть моих денежных средств на благотворительность.
Деньги и материальные ценности не важны сами по себе. Богатым человека делает его доброта, его милосердие, всё, чем человек дорожит.

После того, как внимательно прочли о том, что такое эссе и как его писать, приступаем к выполнению задания.

Тема : УХОДИТ  ЛЕТО…

Объём – до 200 слов.

Вы узнаете, что такое эссе и каковы его особенности. Расскажу, как пишется материал в таком жанре и каких форматов бывает.

Также не обойдемся и без примеров. Разберем как хорошие, так и плохие образцы.

Все советы и секреты написания жанра эссе в литературе и журналистике

Содержание:

  • Что значит это определение
  • Типы
  • Как делать:
    • Размер и тематика
    • Подход и композиция
    • Язык
    • Атмосфера и главные правила
  • На какую тему написать и где брать идеи:
    • События
    • Ситуации
    • Впечатления
    • Переживания
    • Люди
    • Предметы
  • Составные части
  • Примеры:
    • Плохие варианты
    • Хорошие образцы
  • Шаблон оформления

Что такое эссе

Эссе (от фран. essai «попытка», «проба», «очерк») — это литературный жанр прозаического сочинения небольшого объема и свободной композиции. Выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу и не претендует на исчерпывающую трактовку темы.

Что такое эссе и каковы особенности такого жанра

Здесь можете быть настолько субъективны, насколько хотите. У вас нет задачи осветить тему целиком. Вы не претендуете на мнение в последней инстанции. Это только ваши соображения по конкретной теме.

Основоположником данного жанра считается Мишель Монтень. Его книга «Опыты» как раз состоит из эссе на самые разные темы. Например, о чести, совести, деньгах, морали и так далее.

Основатель жанра эссе Мишель Монтень

Мишель Монтень

Продолжателями традиции были Дени Дидро, Вольтер и Андре Моруа. Но это классики.

Классик эссе Андре Моруа

Андре Моруа

Классик жанра эссе Вольтер

Вольтер

Классик жанра эссе Дени Дидро

Дени Дидро

Есть и наши авторы. Это Константин Паустовский, Юрий Олеша, Дмитрий Быков, Дмитрий Лихачев, Даниил Гранин.

Отечественный писатель в жанре эссе Константин Григорьевич Паустовский

Константин Паустовский

Отечественный писатель в жанре эссе Дмитрий Лихачев

Дмитрий Лихачев

Отечественный писатель в жанре эссе Дмитрий Быков

Дмитрий Быков

Отечественный писатель в жанре эссе Юрий Олеша

Юрий Олеша

Отечественный писатель в жанре эссе Даниил Гранин

Даниил Гранин

Эссе — это также художественно-публицистический жанр, который находит широкое применение в современном мире, печати и литературе.

Вместо фактов на передний план выходит оригинальность мышления автора. Вам теперь не нужно бегать по интернету в поисках темы и информационного повода. Здесь повод тоже присутствует. Но это скорее просто мысль, какая-то тема, за которую вы ухватились и решили порассуждать.

Тут вы показываете свой интеллект и эмоции. Это вариант показать свой слог, потому как вы не ограничены конкретным стилем. Можно использовать любые выражения и все краски языка.

Тут нет никаких рамок!

Это прекрасная форма чтобы показать свой интеллект и начитанность. Это один из идеальных форматов для блога. Если посмотреть на блоги и сайты, то чаще всего они состоят из статей и эссе.

Форма и виды эссе

Существуют определенные виды эссе и ее формы. Вот небольшая классификация данного жанра.

Основные типы:

  • Субъективное (личностное) — раскрывается определенная сторона личности автора
  • Объективное — относится к какой-то идее или предмету описания. Например, какой-то специалист пишет материал на определенную тему.

По содержанию:

  • Духовно-религиозное
  • Философское
  • Художественное-публицистическое
  • Литературно-критическое
  • Художественное
  • Историческое и прочее

По литературной форме:

  • Письмо
  • Рецензия
  • Страничка из дневника
  • Лирическая миниатюра
  • Заметки и прочее

Еще бывает:

  • Аналитическое
  • Описательное
  • Критическое
  • Повествовательное
  • Рефлексивное и так далее

Как писать эссе

Теперь поговорим о том, как писать эссе правильно и интересно.

Как писать эссе правильно и интересно для всех читателей жанра

Для начала, давайте рассмотрим критерии данного жанра:

  • Небольшой объем и конкретная тема
  • Личностный подход к раскрытию, субъективность
  • Свободная композиция: впечатления, воспоминания, ассоциации
  • Свободное использование лексического состава языка
  • Атмосфера доверия, беседа
  • «Я в мире» и «мир во мне»

Объем эссе и тематика

Объем эссе для научных материалов составляет в пределах 2 — 3 тысячи знаков. Как правило, это для студентов и специалистов. Больше встречается редко. В жанре журналистики может быть только еще меньше.

Объем эссе для литературных и научных материалов

Исключение составляет лишь литературный жанр. В нем размер эссе может быть любой потому как, это свободный жанр. Оно может состоять как из одной фразы, так и целой книги.

Размер должен быть такой, чтобы можно было высказаться. Чтобы успеть сказать самое главное, пока читателю не стало скучно.

Следующий признак, это конкретная тема.

Мы не пишем эссе на тему «мир во всем мире». Не нужно чтобы получались дневники деревенского философа после бутылки самогона. Нужно ограничить себя какой-то конкретной темой и проблемой.

Подход и композиция

Это еще и личностный подход к раскрытию темы. То, что вы лично думаете по этому поводу. Какие ваши эмоции и ощущения. Субъективность — это признак эссе.

Следующее, это свободная композиция.

Тут нет правил с чего начать и чем закончить. Вы не только описываете свои впечатления. Но также можете описать воспоминания и ассоциации.

Например, вы пишите о том, как пошли в московскую булочную. На улице увидели, как молодой человек решил помочь пожилому мужчине перейти дорогу.

Это натолкнуло вас на размышление о морали современной молодежи. На ваши воспоминания о Москве не сегодняшнего дня, а 1943 года. Тогда вы были ребенком и тоже наблюдали похожую ситуацию.

То есть в жанре эссе можно уйти во время и пространство. Что-то вспомнить и рассказать о каких-то ассоциациях. Это будет свободная композиция.

Фразы для эссе

Еще признак, это свободное использование лексического состава языка. Это все те фразы для эссе, которые программа Word нам подчеркивает.

Какие фразы для эссе можно или нельзя использовать

Microsoft Word — это редактор для документов. Поэтому он часто подчеркивает слова с яркой экспрессивной окраской. Сюда подпадают старорусские и экспрессивные слова (треснул, шмякнул, разглагольствовал).

При написании эссе, это вас не должно волновать! Ведь в таком жанре можно использовать все богатство лексического языка.

Атмосфера и правила написания эссе

Еще здесь сохраняется атмосфера доверия. Это такая задушевная беседа с читателем за чашкой чая на кухне.

Самые важные правила написания эссе

В эссе мы стараемся показать себя в мире и мир в нас. Это две грани жанра. То, что вы видите и как ощущаете. А также, какое место занимаете по отношению к этому событию.

Правила написания эссе:

  1. Писать о том, что интересно
  2. О то, что думаешь или ощущаешь
  3. Писать так, как хочется

Получается, что писать в таком жанре — это значит стараться быть свободным. Но писать свободно, это не значит, как попало.

Чтобы написанное было интересно другим людям, нужно все оживлять своим интересом. Учиться писать вкусно и увлекательно. Обучаться свободному полету.

Эссе на тему

Многие сталкиваются с такой проблемой, как написать эссе на тему, которая подходит именно для меня. Как правило, не было бы темы, было лишь желание.

Как писать эссе на тему. которая близка именно к вам

Скажу, что для каждого из нас припасено бесконечное количество тем. Все они запрятаны в нашем собственном невнимании.

Поэтому в первую очередь нужно научиться замечать удивительное в неприметном — такое, о чем захочется написать.

Еще одна важная часть, это суметь сберечь найденную тему. Поэтому лучше заранее ее записать, чем пытаться просто запомнить.

В общем, тут очень легко подобрать тему.

Можно написать о том, что сейчас пришло в голову. Или о том, что вам наиболее интересно в жизни. Можно даже написать о своем страхе или мечте.

События

Темой могут послужить события. Это то, что происходят вокруг нас. Крупные, мелкие и даже еле заметные. В каждом из них скрыта своя тема. А если сам участвуешь в этом событии, то можно разглядеть его изнутри.

Очень полезно написать о событии по горячим следам.

Если что-то произошло недавно, то можно вспомнить подробности, которые потом начинают забываться. А если к событию, добавить фантазию, то оно может стать прекрасной темой для сказки.

Ситуации

Тема кроется и в ситуации. Всякое привычное положение дел постепенно перестаешь замечать. Но в любую ситуацию можно всмотреться заново если найти новую точку зрения.

В литературе такой прием называется «остранение» от слова «странный».

Взгляни на привычное глазами марсианина, который в первый раз прилетел на Землю. Еще можно посмотреть на ситуацию глазами ребенка и даже кота.

Впечатления

Из новых впечатлений тему добыть вроде бы легче. Но и в старых можно обнаружить что-то важное, чему раньше не придавали значения.

Если что-то вбилось в память, значит было из-за чего. Поэтому лишний раз проработайте все свои впечатления. Уверен, найдете что-то интересное для себя.

Переживания

Это еще более плодоносный слой, чтобы написать эссе на нужную тему. Каждое переживание погружает тебя в некоторую тему.

Переживания — это внутренние события. Они еще глубже внешних и любых других впечатлений. Нужно только подумать — какой жанр лучше подходит чтобы написать о том или ином переживании.

Люди

Каждый из тех людей, кто рядом с нами, это тоже сокровищница тем. У другого человека свои события, впечатления и переживания. Поэтому нужно пообщаться с такими людьми. Расспросить их или выслушать.

Разговаривая с людьми, можно узнавать про удивительные повороты в жизни. Да и сам человек — это тоже особая тема.

Попробуйте вглядеться в незнакомого человека, который находится недалеко от вас. Представьте, кем он работает и какой у него характер. Что необычного случалось в его жизни.

Предметы

Еще для тем служат предметы. Можно написать сочинение эссе на тему от случайно доставшегося вам предмета. Кажется, что любая вещь хочет, чтобы ее разгадали.

К примеру, с виду обычный камень.

Но если прикоснуться к нему своим воображением, то он может стать метеоритом. Еще может быть волшебным камнем алхимика или сувениром из далеких земель.

Структура и план эссе

Теперь давайте разберем, каким должен быть план эссе и что сюда писать. Вот структура написания материала:

  1. Вступление
  2. Основные причины
  3. Дополнительные причины
  4. Развязка
  5. Заключение

Какой должна быть структура и план эссе для написания

Возможно, некоторые из вас не знают, как начать эссе. Но не переживайте! Тут ничего сложного нет. В первой части (введении) достаточно обозначить то, как собираетесь решать проблему.

Особо тут не расписывайте!

Размер вступления должен быть небольшим. Просто опишите в общих чертах решение проблемы. Или же можно сразу задать вопрос читателю, а уже в других частях его раскрывать.

Еще лучше будет, если в начало эссе вы заложите интригу. Это очень хорошо подогреет интерес к материалу. Особенно это полезно для каких-то специфических и сложных тем.

В частях 2 и 3 вы должны продемонстрировать читателю, что разбираетесь в теме. Тут нужно показать, что все сбалансировано.

К примеру, во второй части будут причины, поддерживающие то, что в четвертой части. Это будет «За». А в третьей части будут причины против того, что в четвертой части.

Но это лишь условное деление.

Во второй части у вас могут быть самые сильные причины «за» и «против». А в третьей части какие-то дополнительные причины.

Главный способ написать хороший материал — это писать по плану. Но он не должен быть слишком подробным. Были схемы, где прописывали от и до. Но сочинения в таких случаях получались не самыми хорошими.

Каким должен быть план написания эссе

План написания эссе — это понимание того, чего вы не должны рассказывать в самом начале. Это умение оставить свою главную идею именно для развязки. То есть для четвертой части.

Развязка — это то, что вы утверждаете и очень четко заявляете. Это должно быть что-то из второй или третьей части. Добавляете какую-то информацию от себя лично. Она важна именно для вашего эссе и утверждения. Поэтому четвертый пункт — это развязка.

Как правило, это будет самая объемная часть всего материала. В ней вы снова перечисляете факты, поддерживаемые цитатами. Понятно, логично и по порядку только то, что имеет отношение к вопросу.

Параграф 5, как и 1 должен быть небольшими. Он логически выводится из четвертого пункта. Это вывод из всего сказанного ранее.

Примеры эссе

Давайте посмотрим на некоторые примеры эссе. Заодно разберем ошибки, которые допускают многие авторы. Чтобы лучше закрепить тему, вам будут предоставлены как хорошие варианты, так и плохие.

Подробно разбираем примеры эссе

Плохие варианты

Начнем с плохих материалов. Вот лишь небольшая часть материала.

Плохой пример эссе на тему проведения культурного мероприятия

Это была попытка эссе на тему концерта.

Сам мир не показан. Идут только эмоции, которые захлестывают автора. Но мы их не разделяем потому что сами не поняли, что это было за событие. Мы ничего не увидели. Поэтому нам это не интересно.

Вот второй пример по тому же информационному поводу.

Еще один плохой пример эссе на тему концерта

Тут только событие. Это может быть уместно в репортаже, как начало. Еще такой пример может подойти для рассказа или статьи.

Но это вовсе не эссе!

Почему? Потому что тут вообще, нет эмоций. Здесь только показан мир. А наша задача, это сохранить баланс.

Хороший образец эссе

Давайте рассмотрим хорошие примеры. Первый образец эссе, это материал Авдотьи Смирновой «Прощание Славянки». Он посвящен теме духовности.

Хороший образец эссе прощание славянки на тему духовности

Хороший шаблон эссе на тему духовности

Во-первых, здесь ехидный и доверительный тон. Использованы фразы и образы, которые были бы явно неуместны в статье.

Давайте посмотрим только на завершение материала. То есть, как автор обращается к менеджерам, бухгалтерам, депутатам и так далее.

Видно, что это достаточно, вольный стиль и ассоциации.

В самом начале текста было обращение к читателям (оно не обязательно). Это просто как способ создания эффекта беседы.

Итак, что это?

Это размышления автора на тему духовности. На тему того, что принесли в наш мир 90-е. Что мы потеряли и приобрели.

Тут есть отражение нашей действительности 90-х и эмоции автора по данной теме. Согласитесь, читать такой материал было интересно.

Еще один хороший пример эссе.

Автор Лев Рубинштейн. Это не полный материал. Тема — современное искусство и люди, которые им управляют.

Хороший пример эссе Льва Рубинштейна на тему современного искусства

Здесь уже не так едко и образно, как в предыдущем образце.

Видно, что где-то это похоже на комментарий. Но все же, тут больше художественных средств. Больше возможностей для автора.

И тут шире темы, которые берем.

Если там брали конкретное событие и давали по нему комментарий, то здесь говорим о более широких и вечных темах.

Оформление эссе

Для студентов и некоторых специалистов важно еще и оформление эссе. Поэтому давайте рассмотрим следующие правила.

Шрифт используют Times New Roman, 14 размер, межстрочный интервал 1,5. Отступ для первой строки абзаца — 10 мм; левое поле — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее и нижнее — 20 мм.

Титульный лист оформляем по приложению А.

Основные правила для оформления эссе у студентов и специалистов

Титульный лист при оформлении эссе

Обратите внимание, что слово «ЭССЕ» располагаем по середине и пишем большими буквами.

После титульного листа идет оглавление. Оформляется по приложению Б.

Пример оглавления при оформлении эссе

Заголовки идут прописными буквами в середине строк. Шрифт полужирный и немного больше по размеру, чем основной текст материала. В конце заголовка точку не ставят.

Нумерация идет арабскими цифрами. Первой является титульный лист. Однако сама эта страница должна идти без номера. А так номера проставляют в нижнем колонтитуле.

Список использованных источников оформляется на отдельном листе по приложению В.

Шаблон списка использованных источников при оформлении 'cct

На этом все!

Теперь вы знаете, что такое эссе и как правильно его писать. Для этого мы рассмотрели основные правила и критерии по данному жанру.

Также для примера разобрали некоторые шаблоны и алгоритм написания. Еще посмотрели на то, как оформить образец своего материала.

Запрос «Эссе» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции[1].

Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (в пародийной русской традиции «взгляд и нечто»). В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитетичность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Некоторыми теоретиками рассматривается как четвёртый, наряду с эпосом, лирикой и драмой, род художественной литературы.

Содержание

  • 1 История термина
  • 2 Развитие жанра
  • 3 Эссе в русской литературе
  • 4 Эссе в зарубежной литературе
    • 4.1 Эссе в литовской литературе
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

История термина

В качестве особой жанровой формы ввёл, опираясь на опыт предшественников, Мишель Монтень в своих «Опытах» (фр. Les Essais, 1580). Своим сочинениям, изданным в виде книг в 1597, 1612 и 1625, Фрэнсис Бэкон впервые в английской литературе дал название англ. essays. Английский поэт и драматург Бен Джонсон впервые использовал слово эссеист (англ. essayist) в 1609.

Развитие жанра

В XVIII—XIX веках эссе — один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали в Англии Дж. Аддисон, Ричард Стил, Генри Филдинг, во Франции — Дидро и Вольтер, в Германии — Лессинг и Гердер. Эссе было основной формой философско-эстетической полемики у романтиков и романтических философов (Г. Гейне, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо)..

Жанр эссе глубоко укоренился в английской литературе: Т. Карлейль, В. Хэзлитт, М. Арнолд (XIX век); М. Бирбом, Г. К. Честертон (XX век). В XX веке эссеистика переживает расцвет: к жанру эссе обращались крупнейшие философы, прозаики, поэты (Р. Роллан, Б. Шоу, Г. Уэллс, Дж. Оруэлл, Т. Манн, А. Моруа, Ж.-П. Сартр, Н. Хикмет).

Эссе в русской литературе

Для русской литературы жанр эссе не был характерен. Образцы эссеистического стиля обнаруживаются у А. Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»), А. И. Герцена («С того берега»), Ф. М. Достоевского («Дневник писателя»). В начале XX века к жанру эссе обращались В. И. Иванов, Д. С. Мережковский, Андрей Белый, Лев Шестов, В. В. Розанов, позднее — Илья Эренбург, Юрий Олеша, Виктор Шкловский, Константин Паустовский, Иосиф Бродский. Литературно-критические оценки современных критиков, как правило, воплощаются в разновидности жанра эссе.

Эссе в зарубежной литературе

Эссе в литовской литературе

В литовской критике термин эссе (лит. esė) впервые использовал Балис Сруога в 1923. Характерными чертами эссе отмечены книги «Улыбки Бога» (лит. «Dievo šypsenos», 1929) Юзапаса Альбинаса Гербачяускаса и «Боги и смуткялисы» (лит. «Dievai ir smūtkeliai», 1935) Йонаса Коссу-Александравичюса. К примерам эссе относят «поэтические антикомментарии» «Лирические этюды» (лит. «Lyriniai etiudai», 1964) и «Антакальнисское барокко» (лит. «Antakalnio barokas», 1971) Эдуардаса Межелайтиса, «Дневник без дат» (лит. «Dienoraštis be datų», 1981) Юстинаса Марцинкявичюса, «Поэзия и слово» (лит. «Poezija ir žodis», 1977) и Папирусы из могил умерших (лит. «Papirusai iš mirusiųjų kapų», 1991) Марцелиюса Мартинайтиса. Антиконформистская моральная позиция, концептуальность, точность и полемичность отличает эссе Томаса Венцловы.

См. также

  • Эссе (образование)
  • Эссе в Википедии

Примечания

  1. Эссе — статья из Большой советской энциклопедии

Ссылки

  • Александр Жолковский. Эссе
  • Александр Любинский. Эссе // Любинский А. На перекрестье. — СПб.: Алетейя, 2007, с. 165—170
  • Методические рекомендации по написанию эссе

У этого термина существуют и другие значения, см. Эссе (значения).

Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр, прозаическое сочинение объёмом до 5 страниц, (зависит от класса) иногда и больше, свободной композиции[1], подразумевающее впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету. Научное определение жанра дано в энциклопедическом словаре-справочнике «Культура русской речи!»: «Жанр глубоко персонифицированной журналистики, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с её изложением, ориентированным на массовую аудиторию. Основой жанра является философское, публицистическое начало и свободная манера повествования. Эссе относится к жанрам с нестрого заданными характеристиками»[2].

В отношении объёма и функции эссе граничит, с одной стороны, с публицистической статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитезность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Некоторыми теоретиками рассматривается как четвёртый, наряду с эпосом, лирикой и драмой, род художественной литературы.

Эссе 15 лет 5.jpg

История термина[править | править код]

В качестве особой жанровой формы ввёл, опираясь на опыт предшественников, Мишель Монтень в своих «Опытах» . Свои сочинения, изданным в виде редакций книги “Опыты, или наставления нравственные и политические” в 1597, 1612 и 1625, Фрэнсис Бэкон впервые в английской литературе называл “эссе”. Английский поэт и драматург Бен Джонсон впервые использовал слово эссеист в 1609.

Суть и характерные особенности[править | править код]

В своем эссе «О книгах»[3] Монтень соединяет теорию и практику предложенного им жанра, указывая, что «нет другого связующего звена при изложении мыслей, кроме случайности» — таким образом, текст передаёт естественный процесс думания[4]. А спонтанность процесса осмысления своего «я» создает атмосферу сиюминутной естественности, располагает к доверительности, стимулирует ответные реакции. Монтень дает определение новой науки — науки самопознания, где главная категория — свободное мнение обо всём[4]. «Как элементы текста автор использовал философские и физиологические наблюдения, заметку из дневника, художественный образ, практический совет, комментарии к высказываниям других авторов, нравоучение, афористическое обобщение», — считает исследователь жанра эссе, доктор филологических наук Л. Г. Кайда.

«Эссе держится как целое именно энергией взаимных переходов, мгновенных переключений из образного ряда в понятийный, из отвлечённого — в бытовой», — уверен литературовед, культуролог и философ М. Н. Эпштейн[5]. Если какой-то из способов миропостижения (образный или понятийный, сюжетный или аналитический) возьмёт верх, эссе разрушится как жанр, превратится в одну из своих составляющих — беллетристическое повествование или философское рассуждение, интимный дневник или исторический очерк[5].

Развитие жанра[править | править код]

В XVIII—XIX веках эссе — один из ведущих жанров английской и французской журналистики, возросший в салонном коммуникативном пространстве, где, в противоположность пространству академическому, шёл непринуждённый обмен мнениями, а поиск истины в значительной мере подменялся обменом мнениями «по поводу истины и её поисков»[6]. Выдвижение в центр внимания личности и нашло отражение в эссе, где «автор через всё говорит о себе, взятом в приватном, частном модусе».

Западноевропейская традиция[править | править код]

Развитию эссеистики содействовали в Англии Дж. Аддисон, Ричард Стил, Генри Филдинг, во Франции — Дидро и Вольтер, в Германии — Лессинг и Гердер. Эссе было основной формой философско-эстетической полемики у романтиков и романтических философов (Г. Гейне, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо).

Жанр эссе глубоко укоренился в английской литературе: Т. Карлейль, В. Хэзлитт, М. Арнолд (XIX век); М. Бирбом, Г. К. Честертон (XX век). В XX веке эссеистика переживает расцвет: к жанру эссе обращались крупнейшие философы, прозаики, поэты (Р. Роллан, Б. Шоу, Г. Уэллс, Дж. Оруэлл, Т. Манн, А. Моруа, Ж.-П. Сартр, Н. Хикмет, О. Хаксли).

Эссе в русской литературе[править | править код]

Практически параллельно развитию эссе в европейской литературе этот жанр обосновался и в русской литературе[4].

Однако Л. Г. Кайда уверена, что корни эссе в России восходят к «Слову» — оригинальному жанру древнерусской литературы. Внешняя близость — «в манере древних русских авторов размышлять над проблемами философии, религии, бытия. Близость внутренняя — в композиционно-речевой модели спонтанного развития мысли»[4].

Образцы эссеистического стиля обнаруживаются у А. Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»), В. Г. Белинского («Письмо к Гоголю»), А. И. Герцена («С того берега»), Ф. М. Достоевского («Дневник писателя»). В начале XX века к жанру эссе обращались В. И. Иванов, Д. С. Мережковский, Андрей Белый, Иван Бунин, Осип Мандельштам, Лев Шестов, В. В. Розанов, Владимир Набоков («Эссе о драматургии»), позднее — Илья Эренбург, Юрий Олеша, Виктор Шкловский, Константин Паустовский, Иосиф Бродский, Лидия Гинзбург, Пётр Вайль, Александр Генис. В этом жанре работали учёные М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман.

Жанр-лидер XXI века[править | править код]

Расширение эссеистического принципа мышления на другие жанры и типы творчества получило название «эссеизма»[4]. Синтетическая природа жанра эссе и порождённые им общие структуры восприятия, анализа и описания реальности в рамках интеллектуальной культуры дают необходимые параллели для междисциплинарного перехода[6].

Появилось множество подражаний эссе и откровенной графомании, самолюбования, «якания», что потребовало более чёткого описания жанра. А. Л. Дмитровский считает, что в эссе присутствует три вида взаимоотношений: линейный (разворачивание мысли на глазах читателя, «публичная медитация»), циклический (построение по принципу каталога) и фрагментарный (короткие мысли, духовные озарения, ощущения, тонкие наблюдения, «но без углублённой литературной обработки»)[7].

«Эссе — жанр спонтанный, неожиданный, а значит, и оригинальный. Для умеющих думать и обладающих эрудицией… Не часто встретишь человека, умеющего мыслить спонтанно и оригинально. Надежный способ понять, что такое эссе — читать, „вычитывая“ из текста личность пишущего. А творчеству научить нельзя», — утверждает Л. Г. Кайда[4].

Эссе в литературе других стран[править | править код]

Эссе в литовской литературе[править | править код]

В литовской критике термин эссе (лит. esė) впервые использовал Балис Сруога в 1923. Характерными чертами эссе отмечены книги «Улыбки Бога» (лит. «Dievo šypsenos», 1929) Юзапаса Альбинаса Гербачяускаса и «Боги и смуткялисы» (лит. «Dievai ir smūtkeliai», 1935) Йонаса Коссу-Александравичюса. К примерам эссе относят «поэтические антикомментарии» «Лирические этюды» (лит. «Lyriniai etiudai», 1964) и «Антакальнисское барокко» (лит. «Antakalnio barokas», 1971) Эдуардаса Межелайтиса, «Дневник без дат» (лит. «Dienoraštis be datų», 1981) Юстинаса Марцинкявичюса, «Поэзия и слово» (лит. «Poezija ir žodis», 1977) и Папирусы из могил умерших (лит. «Papirusai iš mirusiųjų kapų», 1991) Марцелиюса Мартинайтиса. Антиконформистская моральная позиция, концептуальность, точность и полемичность отличает эссе Томаса Венцловы.

См. также[править | править код]

  • Эссе (образование)
  • Эссе в Википедии

Примечания[править | править код]

  1. Эссе // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. Культура русской речи. // Энциклопедический словарь-справочник. 3-е издание, cтереотипное / Л. Ю. Иванов, А. П. Сковородников, Е. Н. Ширяев и др.. — Москва: Флинта, 2011. — С. 786. — P. 840. — ISBN 978-5-89349-389-4.
  3. Монтень. Опыты: в 3 книгах. — Москва: Голос, 1992. — Т. 2. — С. 82—87.
  4. 1 2 3 4 5 6 Кайда Людмила Григорьевна. Эссе. Стилистический портрет. — Москва: Наука, OOO Флинта, 2008. — С. 15—97. — 184 с. — ISBN 978-5-9765-0276-5. — ISBN 978-5-02034824-0.
  5. 1 2 Эпштейн Михаил Наумович. Законы свободного жанра. — Все эссе. В 2 кн.. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — С. 490—492.
  6. 1 2 Соломеин А. Ю. Французская национальная гуманитарная традиция: специфика и генезис. // Credo new : Теоретический журнал. — 2003. — № 3.
  7. Дмитровский А. Л. Типы композиционного построения эссе // Акценты. Новое в средствах массовой информации : научный журнал. — 2002. — № 3—4..

Литература[править | править код]

  • Эссе // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 1246—1247. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
  • Эссе // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 477. — 509 с. — 300 000 экз.

Ссылки[править | править код]

  • Александр Жолковский. Эссе
  • Александр Любинский. Эссе // Любинский А. На перекрестье. — СПб.: Алетейя, 2007, с. 165—170
  • Кайда Л. Г. Эссе: Стилистический портрет. Москва: Флинта, 2017. — 182 с., 3-е изд. — ISBN 978-5-9765-0276-5.