Эта маленькая девочка встретилась мне у реки сочинение

Сочинение на тему: “на берегу реки”

Я сижу на берегу реки. Я пришла сюда, чтобы полюбоваться пейзажем. По берегам реку окружает лес.

Высоко в небе светит солнце, которое своими лучами согревает и дно реки как будто специально проложено камешками, в реке не видно рыб. Только одни мальки жучки садятся на поверхность воды. Она холодная, и наверно, поэтому они быстро улетают. С одной стороны берег покрыт водорослями, там растут камыши, а с другой тоже берег усеян камнями, наверное для того, чтобы можно было бы подойти и полюбоваться этим прекрасным пейзажем и все хорошо посмотреть.

Вокруг поют птицы. Несмотря на то что день был жарким, от реки веяло прохладой. И это придавало воздуху необычайную свежесть. Вода, которая билась о камни, разлеталась на маленькие капли, которые падали на берег и быстро испарялись.

Я просидела на берегу реки долго, любуясь природой. Скоро стемнело, и мне надо было идти домой. Но я не хотела оттуда уходить.

Мне очень понравился этот пейзаж.

Loading…

Сочинение на тему: “на берегу реки”

— Чем же он знаменит, ваш велосипедист?

— До войны его в нашем городе знали все. Он был единственным мальчиком, у которого был свой двухколёсный велосипед. Выиграл его по лотерейному билету Осоавиахима.

— По лотерейному билету?.. Везучий!

Это восклицание как бы донеслось из моего детства. Перед моими глазами сразу возникла фотография, на которой был изображён мальчишка в полосатой футболке и в кепке с большим козырьком. Одна рука сжимала руль, другая царственно лежала на седле. Везучий!

— Нет, — возразили мне, — он не был везучим. В день, когда наш город освободили от фашистов, он подорвался на мине вместе со своим велосипедом.

Странная связь возникла между мной и «везучим» велосипедистом. Словно мы с ним были когда-то знакомы, ещё до войны, в детстве, когда он на самом деле был везучим, а я так и не стал обладателем велосипеда. Даже не научился сидеть в седле. Я почему-то вспомнил полутёмную, пахнущую керосином мастерскую и закоптелые руки, словно вынутые из огня руки мастера… «А потом он подорвался вместе со своим велосипедом».

Я узнал, что велосипедист действительно мечтал стать гонщиком, и его каждый день видели на дорогах, он даже ездил по первому снегу. Но когда началась война и город заняли фашисты, он завернул свою машину в промасленную тряпку и зарыл её в землю. Но жители города всё равно продолжали его звать Велосипедистом.

Он появился на своём велосипеде в день, когда фашисты, боясь окружения, сами оставили город. Он мчался по пустым улицам города, как вестник освобождения, и был так счастлив, словно только что выиграл велосипед по лотерейному билету. За годы оккупации он вытянулся, и, чтобы коленки не упирались в руль, ему приходилось отставлять их в сторону. А это очень смешно, когда рослый едет на маленьком велосипеде. Есть даже такой номер в цирке. Он не разучился кататься и не расстался с мечтой стать гонщиком. Может быть, в этот первый день свободы он выехал на свою первую тренировку. И его появление на улицах жители города восприняли как возвращение доброго времени.

Люди выглядывали из окон и кричали ему:

— Эй, Велосипедист, давай жми на всю железку!

И он жал, словно хотел накататься разом за все долгие дни, когда велосипед лежал в земле. Он ловко объезжал воронки от снарядов, горящие дома дышали ему в лицо упругим жаром. Женщины, глядя ему вслед, плакали. Нет, они не знали, что он подорвётся на мине, — они плакали от радости, что вернулась свобода.

К вечеру в городе появились наши танки. Они шли плотной колонной, окутанные тяжёлым облаком пыли, и от их поступи дома вздрагивали, как от подземных толчков. Танки спешили за отступающим врагом, им некогда было делать остановку в освобождённом городе.

И вот тогда за танками увязался Велосипедист. Рядом с тяжёлыми боевыми машинами велосипед казался забавным насекомым, вроде долгоногого водяного комара. Он не катился, а прыгал по разбитой дороге, скрывался в клубах пыли и появлялся снова. Танки прижимали его к обочине и каждую минуту могли случайно зацепить гусеницей и раздавить. Но Велосипедист недаром собирался стать гонщиком, машина слушалась его, уносила от опасности. И он снова мчался вдоль колонны, словно участвовал в необычных гонках велосипедистов и танкового полка…

Я смотрел на почерневший руль, и мне казалось, что это не ржавчина, а окалина от огня. Велосипед стал таким не на дне реки, а в трудном бою, где он сражался наравне с настоящими, боевыми машинами. Моё детское мечтательное представление о велосипеде неожиданно вернулось ко мне. Приблизило меня к маленькому Велосипедисту, и я вдруг понял: нет, не мог он погибнуть случайно!

Мне удалось найти его довоенную ученическую тетрадь: толстую, клеёнчатую, в клеточку. Она была исписана задачами. Две трубы наполняют один бассейн. Из города А в город Б одновременно вышли два поезда… О чём может рассказать тетрадь по математике? Но это была тетрадь Велосипедиста. Я терпеливо листал её, словно в обычных школьных задачках искал разгадку тайны. И вдруг в середине задачки о трёх пешеходах

я прочёл совсем не к месту написанное слово «банк». Через две страницы обнаружил ещё одно чужеродное слово «училище». Третье слово — оно было написано торопливо, крупнее остальных — «мост». Мост?! Так ведь всё произошло па мосту! Мост был минирован. Значит, Велосипедист знал об этом и внёс в число объектов, которые фашисты, отступая, заминировали, мост. Он не сидел без дела, этот счастливец, выигравший по лотерейному билету велосипед, он боролся с врагом как мог! Стал добровольцем-разведчиком.

Потом я бродил по городу, всё пытался найти улицу, по которой шёл танковый полк и наперегонки с ним мчался Велосипедист. Мне вдруг показалось, что я слышу, как где-то близко сухо потрескивает стальная змейка передачи и мелькают спицы, как пропеллеры летящего самолёта, превращаясь в серебристые диски. Я увидел Велосипедиста в полосатой футболке, выросшего из своего велосипеда и спешно отводящего коленки, чтобы они не упирались в руль. Вот он мчится вдоль стальной колонны танкового полка, увёртываясь от сверкающих траков. Он обгоняет танк за танком, чтобы первым домчаться до моста. Он стал боевым охранением танкового полка и должен спасти танкистов от тайного удара удравших фашистов. Он мчится в бой, а танкисты думают, что мальчишка обалдел от радости, они смеются, машут ему рукой. Не слышат его крика: «Мост заминирован!»

Ему удаётся обогнать все танки. И он, наглотавшись пыли, первым вырывается к реке и снова кричит и машет рукой… Танки не останавливаются, не понимают его сигнала, не слышат.

— Мост заминирован!

Головной танк приближается. Командир высунулся из люка, стреляет в воздух:

— С дороги!

И Велосипедист понимает, что ему не остановить танк. Он в последний раз оглядывается. Велосипед от малого хода уже теряет равновесие. Тогда Велосипедист прижимается грудью к рулю, изо всех сил нажимает ногой на педаль и раньше танка въезжает на заминированный мост…

На деревьях вырастают листья

Эта маленькая девочка прибилась ко мне в пути. Я шёл по берегу, и она шла по берегу. Потом она поравнялась со мной и густым голосом сказала:

— У меня есть гребёнка. Хочешь причесаться?

— Спасибо, — отозвался я, — только мне нечего причёсывать.

— Волосы, — сказала девочка.

— Волос-то у меня почти нет.

Девочка недоверчиво покосилась на меня и на мою шляпу.

— Куда же они девались?

— Они опали, — сказал я. — Знаешь, как осенью опадают листья?

— Не знаю.

Она, видимо, пережила так немного осеней, что не запомнила, как опадают листья, и мне пришлось объяснять ей:

— Осенью листья желтеют и падают на землю. А весной вырастают новые, зелёные.

— Что же у тебя не вырастут новые, ведь уже весна?

На меня выжидательно смотрели два больших серых глаза, смотрели и требовали ответа на вопрос. Они, эти глаза, были уверены, что взрослый человек может ответить на любой вопрос, на то он и взрослый. А пока я молчал, обдумывал ответ, девочка спросила:

— У меня тоже опадут волосы… и не вырастут?

— Нет, нет! Ни один волосок не упадёт с твоей головы. А когда ты станешь старенькой, волосы побелеют.

— Как сырокваша?

— Сырокваша?!

— Я её не люблю, но ем. Заставляют.

Тут только я сообразил, что речь идёт о простокваше. Я засмеялся. Девочка тоже засмеялась, и я понял, что она знает, как правильно сказать, но привыкла вместо «простокваша» говорить «сырокваша».

Мы шли по берегу, по непросохшему и зыбкому дёрну, который пружинил под нашими шагами, как матрац. А рядом бурлила мутная, высокая вода и от неё пахло снегом и льдом — остатками зимы. Набирающее силу апрельское солнце пригревало и с непривычки пощипывало лицо. Это было одинаково приятно мне и моей спутнице.

Я снял шляпу и надел шутки ради на девочку. Она поправила её так, чтобы шляпа не закрывала глаза, и вдруг спросила меня:

Обновлено: 04.05.2023

Самоубийство Лизы делает ее образ жизненным и трагическим.
Лиза предстает перед нами другой, не выдержавшей горя,
сломавшейся, поруганной. Убито самое главное в ее жизни,
предназначение и высший смысл – любовь.
И Лиза погибает.

К семнадцати годам Лиза расцвела и превратилась в нежную, трепетную красавицу. Однажды, продавая ландыши в Москве, героиня встретила Его. Приятный молодой человек купил у Лизы цветы, заговорил с ней. Он хотел, чтобы девушка теперь рвала цветы только для него. Придя домой, героиня рассказала обо всем матери. Та предостерегла дочь, сердце ее было неспокойно: мало ли что может случиться с ее девочкой в большом городе.

Эраст не хотел оставить девушку в покое. Он пришел к ней домой, очаровав мать и повергнув в трепет саму Лизу. В сердце девушки поселилась любовь. Но это чувство приносило героине больше печали, чем радостных чувств. Эраст – дворянин, он не чета простой крестьянке. Но девушка не могла совладать со своими чувствами. Она во всем призналась Эрасту и взяла с него клятву, что тот никогда не разлюбит ее.

В один роковой вечер Лиза сообщила Эрасту, что ее хотят выдать замуж за сына богатого крестьянина. В пылу своих чувств девушка не заметила, как оказалась в объятиях своего любимого… С этого момента тревожное предчувствие не покидало девушку. Может быть, это было вызвано изменившимся отношением Эраста к героине? Самое прелестное, что было в их отношениях, – невинность, непорочность – исчезла. Эрасту постепенно стало скучно с девушкой. Они уже не встречались каждый день, что доставляло героине большие страдания. В конце концов, Эраст сообщил девушке, что уезжает на войну. Скрепя сердце, Лиза смирилась. А что ей оставалось делать? Только лить слезы и молить бога о безопасности своего ненаглядного.

Все эти мысли привели в тому, что девушка упала в обморок. Очнувшись, она оказалась на берегу того пруда, где пережила самые счастливые моменты своей жизни. Передав через соседку все свои деньги матери, Лиза бросилась в воду и утонула.

(1)Лиза не убежала с девчонками на реку. (2)Все они стояли здесь, сбившись в кружок: и курчавая Катя, и черномазая Танюшка, и курносая Верка, с розовыми, словно полированными, щеками. (3)Тут же лепился и Прошка Грачихин, белый с белыми ресницами, коренастый и по виду настырный.

(4)И среди них Аниска увидела чужую девочку: она была в коротком красном платье, аккуратно заплетённые косички с большими бантами лежали на плечах. (5)Лиза кружилась возле неё, щупала её платье, разглядывала пуговки на груди. (6)Конечно, и Танюшка щебетала, как воробей.

– (7)Ты на всё лето приехала? (8)А с нами дружить будешь? (9)А на реку пойдёшь?

– (12)Косуля? – спросила чужая девочка. – (13)А почему же Косуля? (14)Косули – ведь это животные такие. (15)Ну, вроде оленей, что ли.

– (16)А она же у нас косая, – объяснила Лиза, – у неё один глаз к носу забегает.

– (17)Глаза по ложке, не видят ни крошки, – сказала румяная Верка и засмеялась.

(18)А Танюшка сквозь смех скорчила рожу и вытаращила глаза, представляя Аниску.

(19)Аниска стояла, не говоря ни слова, будто не о ней шла речь. (20)Голубые глаза девочки весело глядели на Аниску.

– (21)А как её зовут? (22)Как тебя зовут, а?

– (23)Аниска, – ответила за сестру Лиза.

– (24)Аниска? (25)Аниса, значит. (26)Надо вежливо называть друг друга.

(27)Чужая девочка подошла к Аниске и взяла её за руку.

– (28)А меня зовут Светлана. (29)Я к бабушке в гости приехала. (30)Марья Михайловна Туманова – это моя бабушка.

(31)Танюшка не вытерпела, дёрнула Светлану за платье.

– (32)Не водись с ней. (33)Она дерётся.

(34)Аниска сразу нахмурилась и стала похожа на ежа.

– (35)Вот и буду драться!

– (37)А почему драться? (38)Из-за чего?

(39)Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю.

– (40)Из-за всего! (41)Она из-за всего дерётся! (42)Крылья у слепня оторвёшь – дерётся! (43)Кошку стали купать в пруду – дерётся; мальчишки полезут за гнёздами – и с мальчишками и то дерётся!

(44)Все постарались вставить словечко. (45)И Верка, у которой Аниска однажды отняла лягушку и бросила в пруд. (46)И Прошка, которому попало от неё за то, что он подшиб грача. (47)И даже Лиза – Аниска ей житья дома не даёт из-за цветов: не толкни их да не задень их!

(48)Светлана поглядела на Аниску с любопытством. (49)Но вдруг неожиданно повернулась к девочкам. (50)Сказала:

– Ну, а раз ей их жалко?

(51)Скуластое Анискино лицо потемнело от жаркого румянца, а глаза засветились, как вода в лужинах, когда в них заглянет солнце. (52)Светлана заступилась за неё! (53) Она сразу всё поняла и никого не послушала!

(54)Аниска побежала домой. (55)Что случилось на свете? (56)Какое высокое и какое ясное сегодня небо! (57)Воробьи щебечут так радостно и неистово – праздник у них, что ли? (58) А может, это у Аниски праздник?

(По Л.Ф. Воронковой*)

Основной Государственный Экзамен 2019-2020 учебный год. Официальный сайт. Открытый банк заданий. Русский язык. ФИПИ. ФГОС. ОРКСЭ. СТАТГРАД. Школа России. 21 век. ГДЗ и Решебник для помощи ученикам и учителям.

На данной странице для школьников 9-го класса, мы предлагаем вам прочитать или бесплатно скачать несколько примеров и образцов лингвинистических сочинений по основной теме ЕГЭ, ГИА или ОГЭ-2020 по Русскому языку. Данное эссе, реферат или готовое школьное сочинение – рассуждение по плану покажет вашему 9-ти класснику, как лучше написать итоговое сочинение в школе на основном экзамене ОГЭ-2020. Все сочинения и изложения включают в себя тезис, доказательство, вывод, вступление, аргументы, описание и заключение с выводами. Здесь идет полный разбор произведения разных авторов с планом, а также можно прочитать краткое и полное описание или репортаж. Большое или краткое сочинение-пересказ на экзамене в школе вы сможете написать самостоятельно, прочитав краткие рассказы по данному сочинению – изложению. Основной учебник для подготовки сочинений: Цыбулько ОГЭ 2020 Русский язык. 36 вариантов.

Текст и задание для работы над сочинением на тему: Лиза не убежала с девчонками на реку

1) Аниска сразу нахмурилась и стала похожа на ежа.
2) Аниска стояла, не говоря ни слова, будто не о ней шла речь.
3) Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю.
4) Какое высокое и какое ясное сегодня небо!
5) – А она же у нас косая, – объяснила Лиза, – у неё один глаз к носу забегает.

8. В предложениях 7–14 найдите просторечное слово. Выпишите это слово.

Вариант 4. Ответы теста ОГЭ. 9 класс. Номер сочинение-рассуждения № 9.1, 9.2, 9.3, 15.1, 15.2, 15.3

Полная коллекция сочинений ОГЭ-2020. Русский язык. 36 вариантов. Цыбулько

Сочинение ОГЭ 9.1. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 класс

Сочинение ОГЭ 9.2. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 клас

Сочинение ОГЭ 9.3. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 клас

“Аниска вдруг почувствовала, что сердце у нее большое-большое, во всю грудь, что всё оно такое живое и теплое” по тексту Л. Ф. Воронковой. Сборник Цыбулько. Лиза не убежала с девчонками на реку.

В одном из завершающих предложений текста Любови Федоровны Воронковой сказано:

Как эту фразу можно истолковать?

Мне кажется этой фразой русский писатель хотел сказать следующее: девочка познакомилась с человеком, который принимает её такой, какая она есть. Оказывается, Светлана – этот человек – не глумится над недостатками внешности Аниски и не обижается на проявление Анискиной жалости к живым существам. Попробую аргументировать свою точку зрения, приведя примеры из предложенного текста.

Во-первых, предложения семнадцать – девятнадцать и двадцать семь свидетельствуют о том, что пока другие ребята дразнят Аниску из-за её косых глаз, Светлана не уподобляется группе, а, наоборот, подходит, чтобы познакомиться с девочкой.

Этим Любовь Федоровна Воронкова показывает: Светлана не глумится над недостатками Аниски.

Во-вторых, в предложениях сорок один – пятьдесят противопоставлено отношение ребят и Светланы к поведению Аниски. Ребята обижаются на неё, так как Аниска не дает им нанести вред насекомым, домашним животным, земноводным и растениям, а Светлана не видит причин для обид. Так, русский писатель демонстрирует: Светлана не обижается на проявление Анискиной жалости к живым существам.

Таким образом, каждый человек должен понимать, что не всегда нужно судить об отношении к вам окружающих вас людей, как об отношении всех людей на земле, потому что где-то на планете Земля существует человек, который готов принять его таким, каков он есть, главное, только найти этого человека.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также:

      

  • Гоголь шинель смысл жизни сочинение
  •   

  • Сочинение про каникулы на чувашском языке
  •   

  • Мини сочинение на тему школа в моей жизни
  •   

  • Как оформить сочинение на всероссийский конкурс сочинений
  •   

  • Татьяна ларина образ русской женщины сочинение

Версия для печати и копирования в MS Word

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л. С. Сухорукова: «Наша речь важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. С. Сухорукова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента

данного текста: «Аниска вдруг почувствовала, что сердце у неё большое-большое, во всю грудь, что всё оно такое живое и тёплое».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное

Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в

качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Лиза не убежала с девчонками на реку. (2)Все они стояли здесь, сбившись в кружок, – и Катя, пушистая как одуванчик, и черномазая Танюшка, и курносая Верка, с розовыми, словно полированными, щеками. (3)Тут же лепился и Прошка Грачихин, белый с белыми ресницами, коренастый и по виду настырный.

(4)И среди них Аниска увидела чужую девочку: она была в коротком красном платье, аккуратно заплетенные косички с большими бантами лежали на плечах. (5)Лиза кружилась возле неё, щупала её платье, разглядывала пуговки на груди. (6)Конечно, и Танюшка щебетала, как воробей:

– (7)Ты на всё лето приехала? (8)А с нами дружить будешь? (9)А на реку пойдёшь?

(10)Девочка улыбалась.

– (11)Косуля пришла, – вдруг сказал Прошка и спрятался за чью-то спину: за «Косулю» Аниска и влепить не замедлит.

– (12)Косуля? – спросила чужая девочка. – (13)А почему же Косуля? (14)Косули – ведь это животные такие. (15)Ну, вроде оленей, что ли…

– (16)А она же у нас косая, – объяснила Лиза, – у неё один глаз к носу забегает.

– (17)Глаза по ложке, не видят ни крошки, – сказала румяная Верка и засмеялась.

(18)А Танюшка сквозь смех скорчила рожу и вытаращила глаза, представляя Аниску.

(19)Аниска стояла не говоря ни слова, будто не о ней шла речь. (20)Голубые глаза девочки весело глядели на Аниску:

– (21)А как её зовут? (22)Как тебя зовут, а?

– (23)Аниска, – ответила за сестру Лиза.

– (24)Аниска? (25)Аниса, значит. (26)Надо вежливо называть друг друга.

(27)Чужая девочка подошла к Аниске и взяла её за руку.

– (28)А меня зовут Светлана. (29)Я к бабушке в гости приехала. (30)Марья Михайловна Туманова – это моя бабушка.

(31)Танюшка не вытерпела, дёрнула Светлану за платье:

– (32)Не водись с ней. (33)Она дерётся.

(34)Аниска сразу нахмурилась и стала похожа на ежа.

– (35)Вот и буду драться!

(36)Светлана удивилась:

– (37)А почему драться? (38)Из-за чего?

(39)Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю.

– (40)Из-за всего! (41)Она из-за всего дерётся! (42)Крылья у слепня оторвёшь – дерётся! (43)Кошку стали купать в пруду – дерётся; Мальчишки полезут за гнёздами – и с мальчишками и то дерётся!

(44)Все постарались вставить словечко. (45)И Верка, у которой Аниска однажды отняла лягушку и бросила в пруд. (46)И Прошка, которому попало от неё за то, что он подшиб грача. (47)И даже Лиза – Аниска ей житья дома не даёт из-за цветов: не толкни их да не задень их!

(48)Светлана поглядела на Аниску с любопытством. (49)Но вдруг неожиданно повернулась к девочкам и сказала:

– (50)Ну, а раз ей их жалко?

(51)Скуластое Анискино лицо потемнело от жаркого румянца, а глаза засветились, как вода в лужинах, когда в них заглянет солнце. (52)Светлана заступилась за неё! (53)Она сразу всё поняла и никого не послушала!

(54)Аниска побежала домой. (55)Что случилось на свете? (56)Какое высокое и какое ясное сегодня небо! (57)Воробьи щебечут так радостно и неистово – праздник у них, что ли? (58)А может, это у Аниски праздник?

(59)Аниска вдруг почувствовала, что сердце у неё большое-большое, во всю грудь, что всё оно такое живое и тёплое. (60)Скорей бы отец пришёл с работы, она сразу расскажет ему, какая к бабушке Тумановой приехала внучка, как она сразу заступилась за Аниску. (61)«Ну, а раз ей их жалко?» – вот что она сказала.

(По Л.Ф. Воронковой)

* Любовь Фёдоровна Воронкова (1906–1976) – советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей, таких как «Старшая сестра», «Сад под облаками», «Где твой дом?» и др.

Спрятать пояснение

Пояснение.

15.1 Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.

От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Наша речь – это показатель нашей культуры или бескультурья, нашей духовности или бездуховности, нашего внутреннего богатства или нищеты. Именно об этом и говорит Л. С. Сухорукова: «Наша речь  — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Попробуем подтвердить наше предположение примерами из текста Л. Ф. Воронковой.

Вот как меняется настроение Аниски по ходу разговора.

«(34)Аниска сразу нахмурилась и стала похожа на ежа.

– (35)Вот и буду драться!»

Речь героини отрывиста, эмоциональна. Аниска агрессивна, потому что привыкла обороняться, ведь никто не понимает её трепетного отношения к природе.

А когда новенькая девочка заступилась за неё, зазвучал внутренний монолог: «Аниска вдруг почувствовала, что сердце у неё большое-большое, во всю грудь, что всё оно такое живое и тёплое» (предложение номер 59). Здесь уже и интонации другие, и появляются художественные средства: эпитеты, сравнения. Внутренний мир у Аниски богатый и раскрывается он и в речи тоже.

Таким образом, речь героя – показатель его ума, души, его сути. Следовательно, права была Л. С. Сухорукова, утверждая, что наша речь многое может сказать о человеке.

15.2 Приведённые в задании строки текста показывают, насколько важна была для Аниски поддержка Светланы, доброе отношение которой разбудило добро в душе девочки: «Аниска вдруг почувствовала, что сердце у неё большое-большое, во всю грудь, что всё оно такое живое и тёплое». Очень важно в трудные моменты почувствовать надёжное плечо друга, готового прийти на помощь. И помощь эта оказалась бесценной, потому что помогла Аниске почувствовать собственную значимость.

Подтвердим это примерами из текста. Вот как меняется настроение Аниски по ходу разговора: «Аниска сразу нахмурилась и стала похожа на ежа» (предложение номер 34). Аниска агрессивна, потому что привыкла обороняться, ведь никто не понимает её трепетного отношения к природе. А когда новенькая девочка заступилась за неё, «Скуластое Анискино лицо потемнело от жаркого румянца, а глаза засветились, как вода в лужинах, когда в них заглянет солнце» (предложение номер 51).

А сердце у Аниски, действительно «большое»: ей жалко и цветок, и лягушку, и слепня. (предложения 42, 45, 47). Хорошо, что Светлана увидела настоящее лицо Аниски. Так, возможно, будет положено начало настоящей дружбы между девочками.

Таким образом, нам удалось доказать, что настоящий друг готов помочь в самую трудную минуту, а его помощь может быть сродни спасению жизни.

15.3 Дружба  — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Кто, как не друг, поддержит или поможет; кто, как не подруга, разделит с тобой тайну и сохранит её; кто, как не друзья, станет за тебя горой и не даст бросить школу из-за проблем дома…Невозможно перечислить всё, что могут друзья. Вот почему желание иметь друга и дружить так естественно и так необходимо человеку.

Не было друзей у некрасивой девочки Аниски. Не любили её местные ребята за её то, что дралась, а вникать, почему она это делала, никто не хотел. И только приезжая девочка смогла понять причину и стать её сторону. От слов поддержки, услышанных впервые, у Аниски засветились глаза и восторженно забилось сердце: ведь никто и никогда не поддерживал её! С таких моментов, когда у людей обнаруживаются общие взгляды, когда они противостоят другим людям  — вместе!— и начинается дружба. Чтобы узнать, станут ли девочки подругами, нужно прочитать книгу. Но мне кажется, что этот разговор если и не сделает их друзьями, но свяжет их той невидимой нитью, которой связываются души близких людей.

О дружбе длинною в жизнь рассказывает Людмила Улицкая в книге «Зелёный шатёр». А началось всё с того, что в класс принесли котёнка, и, чтобы спасти его от мальчишек, начавших мучить малыша, трое ребят объединились, спрятали малыша и уже из школы вышли вместе. Их объединил котёнок, и этот случай, как пишет Людмила Улицкая, стал тем крючком, той нитью, что связала ребят на долгие годы.

Друзья, обретённые в детстве  — это самые верные друзья. Берегите своих друзей, и сами будьте настоящими друзьями для них.

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
С1К1: Наличие обоснованного ответа

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет

2

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса

1

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,

ИЛИ

тезис не доказан,

ИЛИ

дано рассуждение вне контекста задания,

ИЛИ

тезис доказан на бытовом уровне

0
С1К2: Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте

3

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,

ИЛИ

привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

ИЛИ

привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте

2

Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

ИЛИ

экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста

0
С1К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

— в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО

допущена 1 логическая ошибка,

И/ИЛИ

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

НО

допущено более 1 логической ошибки,

И/ИЛИ

имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста

0
С1К4: Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

НО

допущена 1 ошибка в построении текста

1

В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста

0
Максимальный балл 9
Критерии оценивания выполнения задания Баллы
С2К1: Понимание смысла фрагмента текста

Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет

2

Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента,

НО

допустил одну ошибку в его интерпретации

1

Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста

ИЛИ

экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста

ИЛИ

объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует

0
С2К2: Наличие примеров-иллюстраций

Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрации из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента

3
Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрацию из

текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента

2

Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента,

ИЛИ

экзаменуемый привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть

0
С2К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

— в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО

допущена 1 логическая ошибка,

И/ИЛИ

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

НО

допущено более 1 логической ошибки,

И/ИЛИ

имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста

0
С2К4: Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

НО

допущена 1 ошибка в построении текста

1

В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста

0
Максимальный балл 9
Критерии оценивания выполнения задания Баллы
С3К1: Толкование значения слова (выражения)

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

2

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение,

НО

не прокомментировал его

1

Экзаменуемый дал неверное определение

ИЛИ

толкование слова (выражения) в работе экзаменуемого отсутствует

0
С3К2: Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а другой  — из жизненного опыта

ИЛИ

экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста

3
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста 2

Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

0
С3К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

— в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО

допущена 1 логическая ошибка,

И/ИЛИ

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

НО

допущено более 1 логической ошибки,

И/ИЛИ

имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста

0
С3К4: Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

НО

допущена 1 ошибка в построении текста

1

В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста

0
Максимальный балл 9
Критерии оценки грамотности и фактической

точности речи экзаменуемого

Баллы
ГК1: Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки

2

Допущено 2–3 ошибки

1

Допущено 4 и более ошибки

0
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

2

Допущено 3–4 ошибки

1

Допущено 5 и более ошибок

0
ГК3 Соблюдение грамматических норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

2

Допущено 3–4 ошибки

1

Допущено 5 и более ошибок

0
ГК4 Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

2

Допущено 3–4 ошибки

1

Допущено 5 и более ошибок

0
ФК1 Фактическая точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

2

Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов

1

Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов

0
Максимальный балл 10

Источники:

Банк за­да­ний ФИПИ (2014-2018 год);

Актуальность: Ис­поль­зо­ва­лось в ОГЭ 2016  — 2018 года

1

Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Аниска получила прозвище «Косуля», потому что очень любила этих животных.

2)  Ребята посоветовали Светлане не дружить с Аниской, потому что та постоянно дерётся.

3)  Однажды Аниска отобрала у Прошки лягушку и бросила её в пруд.

4)  Светлана поняла, что Аниска  — добрая девочка, которая жалеет всё живое и пытается защитить от жестокого обращения ребят.

5)  Аниска после встречи со Светланой чувствовала себя счастливой, потому что вспомнила, что сегодня  — праздник.

Источники:

ОБЗ ФИПИ (2023 год);


2

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1)  Аниска сразу нахмурилась и стала похожа на ежа.

2)  Аниска стояла, не говоря ни слова, будто не о ней шла речь.

3)  Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю.

4)  Какое высокое и какое ясное сегодня небо!

5)  — А она же у нас косая,  — объяснила Лиза,  — у неё один глаз к носу забегает.

Источники:

ОБЗ ФИПИ (2023 год);


3

Лексический анализ.

В предложениях 7–14 найдите просторечное слово. Выпишите это слово.

Источники:

ОБЗ ФИПИ (2023 год);


4

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Леонида Семёновича Сухорукова: «Наша речь  — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента данного текста: «Аниска вдруг почувствовала, что сердце у неё большое-большое, во всю грудь, что всё оно такое живое и тёплое».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3  Как Вы понимаете значение слова ПОНИМАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит понять человека?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источники:

ОБЗ ФИПИ (2023 год);


5

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Аниска дралась с ребятами?»

1)  Аниска дракой пыталась завоевать авторитет у сверстников.

2)  Аниска – добрая девочка, которая жалеет всё живое и пытается защитить от жестокого обращения ребят.

3)  У Аниски жестокое сердце.

4)  Дракой Аниска хотела обратить на себя внимание Светланы.

В тексте Л.Ф. Воронковой при раскрытии образа Аниски и при раскрытии основной идеи произведения важна следующая фраза: «Аниска вдруг почувствовала, что сердце у нее большое-большое, во всю грудь, что все оно такое живое и теплое».

Данные слова показывают, настолько человеку важна поддержка. Никем не понятая Аниска, которою не любили другие дети, после того, как ее поддержала новоприбывшая Светлана, осознала в полной мере, что она поступает правильно. Аниска осознает, что есть люди, способные понять ее, и это осознание способствует тому, что Аниска ощущает свою значимость в обществе. Среди многочисленных обзывательств и упреков настоящим чудом стали слова Светланы, которая не поверила рассказам ребят об Аниске, а захотела лично разобраться в ситуации. Доброе отношение обрадовало Аниску, она поняла, что она не одинока. Автор текста показывает, что слова Светланы оказали огромное воздействие на душу Аниски, которая до этого никогда не чувствовала поддержку и тепло по отношению к себе.

Чтобы доказать данную позицию, можно обратиться к конкретным примерам из предложенного текста.

Образ Аниски раскрывается при помощи приема противопоставления. Автор текста показывает отношение ребят и отношение Светланы. Для ребят Аниска – девочка, которая постоянно дерется, для которой «влепить» кому-то не составляет большого труда. Неудивительно, что Аниска поступает по отношению к ребятам именно так, ведь они обращают внимание на ее косоглазие, называя ее Косулей. Ребята смеются над ней и издеваются, и поведение Аниски – обычная защитная реакция на жестокость. Приехавшая Светлана не хочет уподобляться окружающим, она называет девочку Анисой, берет ее за руку и защищает ее перед другими детьми. Автор текста тщательно описывает состояние Аниски в тот момент: «Скуластое Анискино лицо потемнело от жаркого румянца, а глаза засветились». После данного эпизода Аниска думала о том, что на улице «радостно».

Автор текста подчеркивает, что у героини доброе сердце, которое не может мириться с жестокостью окружающих людей по отношению к животным. Аниска негативно относится к тому, что ребята отрывают у слепней крылья, лезут за гнездами, «подшибают» грача. Девочка неравнодушна по отношению к лягушке, которую вытащила из пруда Верка, она переживает насчет домашних цветов, защищая их от своей сестры Лизы. Читателям остается только догадываться, что чувствовала Аниска, которую унижали за эти поступки. Только после поддержки Светланы девочка поняла, что она совершала правильные поступки, что неправы ребята, а не она. Аниска была рада тому, что ей не пришлось ничего объяснять, ведь новая знакомая поняла ее самостоятельно. Аниска гордилась своими поступками, и только сейчас ее поступки были поняты.

Исходя из вышесказанного, можно сказать о том, что для Аниски было важно, что Светлана заступилась за нее, поддержала ее. Доброе отношение положительно повлияло на Аниску, так как она осознала свою значимость.

С полным текстом Л.Ф. Воронковой можно ознакомиться по ссылке.

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Я и сейчас готов на любую охоту, хоть на львов в Африке: Константин в беде друга не бросит. И хорошо бы рядом снова оказались комбат Пугачёв и солдаты» (по тексту Е. Рудакова)
  • «И каждая ягодка отдавалась в нём радостью, словно это были не ягоды, а волшебные таблетки, которые вылечивали его от страшной человеческой болезни – от одиночества…» (по тексту Ю.Я. Яковлева)
  • «Потом было немало случаев, когда мы могли бы вернуться к прежней дружбе. Но Павлик не хотел этого. Ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого» (по тексту Ю.М. Нагибина)
  • «Всё это выглядело фальшиво, скверно, непорядочно, тем не менее я ещё года два участвовал в недостойном фарсе, пока вдруг не понял, что у настоящей дружбы совсем иной адрес» (по тексту Ю.М. Нагибина)
  • 1)Лиза не убежала с девчонками на реку. (2)Все они стояли здесь, сбившись в кружок: и курчавая Катя, и черномазая Танюшка, и курносая Верка, с розовыми, словно полированными, щеками. (3)Тут же лепился и Прошка Грачихин, белый с белыми ресницами, коренастый и по виду настырный.

    (4)И среди них Аниска увидела чужую девочку: она была в коротком красном платье, аккуратно заплетённые косички с большими бантами лежали на плечах. (5)Лиза кружилась возле неё, щупала её платье, разглядывала пуговки на груди. (6)Конечно, и Танюшка щебетала, как воробей.

    – (7)Ты на всё лето приехала? (8)А с нами дружить будешь? (9)А на реку пойдёшь?

    (10)Девочка улыбалась.

    – (11)Косуля пришла, – вдруг сказал Прошка и спрятался за чью-то спину: за «Косулю» Аниска и влепить не замедлит.

    – (12)Косуля? – спросила чужая девочка. – (13)А почему же Косуля? (14)Косули – ведь это животные такие. (15)Ну, вроде оленей, что ли…

    – (16)А она же у нас косая, – объяснила Лиза, – у неё один глаз к носу забегает.

    – (17)Глаза по ложке, не видят ни крошки, – сказала румяная Верка и засмеялась.

    (18)А Танюшка сквозь смех скорчила рожу и вытаращила глаза, представляя Аниску.

    (19)Аниска стояла, не говоря ни слова, будто не о ней шла речь. (20)Голубые глаза девочки весело глядели на Аниску.

    – (21)А как её зовут? (22)Как тебя зовут, а?

    – (23)Аниска, – ответила за сестру Лиза.

    – (24)Аниска? (25)Аниса, значит. (26)Надо вежливо называть друг друга.

    (27)Чужая девочка подошла к Аниске и взяла её за руку.

    – (28)А меня зовут Светлана. (29)Я к бабушке в гости приехала. (30)Марья Михайловна Туманова – это моя бабушка.

    (31)Танюшка не вытерпела, дёрнула Светлану за платье.

    – (32)Не водись с ней. (33)Она дерётся.

    (34)Аниска сразу нахмурилась и стала похожа на ежа.

    – (35)Вот и буду драться!

    (36)Светлана удивилась.

    – (37)А почему драться? (38)Из-за чего?

    (39)Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю.

    – (40)Из-за всего! (41)Она из-за всего дерётся! (42)Крылья у слепня оторвёшь – дерётся! (43)Кошку стали купать в пруду – дерётся; мальчишки полезут за гнёздами – и с мальчишками и то дерётся!

    (44)Все постарались вставить словечко. (45)И Верка, у которой Аниска однажды отняла лягушку и бросила в пруд. (46)И Прошка, которому попало от неё за то, что он подшиб грача. (47)И даже Лиза – Аниска ей житья дома не даёт из-за цветов: не толкни их да не задень их!

    (48)Светлана поглядела на Аниску с любопытством. (49)Но вдруг неожиданно повернулась к девочкам. (50)Сказала:

    – Ну, а раз ей их жалко?

    (51)Скуластое Анискино лицо потемнело от жаркого румянца, а глаза засветились, как вода в лужинах, когда в них заглянет солнце. (52)Светлана заступилась за неё! (53) Она сразу всё поняла и никого не послушала!

    (54)Аниска побежала домой. (55)Что случилось на свете? (56)Какое высокое и какое ясное сегодня небо! (57)Воробьи щебечут так радостно и неистово – праздник у них, что ли? (58) А может, это у Аниски праздник?

    (59)Аниска вдруг почувствовала, что сердце у неё большое-большое, во всю грудь, что всё оно такое живое и тёплое. (60)Скорей бы отец пришёл с работы, она сразу расскажет ему, какая к бабушке Тумановой приехала внучка, как она сразу заступилась за Аниску. (61) «Ну, а раз ей их жалко?» – вот что она сказала.

    (По Л.Ф. Воронковой*)

    * Воронкова Любовь Фёдоровна (1906–1976) – советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей, таких как «Старшая сестра», «Сад под облаками», «Где твой дом?» и др.

    Анализ содержания текста.
    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
      1) Аниска получила прозвище «Косуля», потому что очень любила этих животных.
      2) Ребята посоветовали Светлане не дружить с Аниской, потому что та постоянно дерётся.
      3) Светлана поняла, что Аниска – добрая девочка, которая жалеет всё живое и пытается защитить от жестокого обращения ребят.
      4) Светлана поняла, что Аниска – добрая девочка, которая жалеет всё живое и пытается защитить от жестокого обращения ребят.
      5) Аниска после встречи со Светланой чувствовала себя счастливой, потому что вспомнила, что сегодня – праздник.

    Анализ средств выразительности.

    Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

          1)   Аниска сразу нахмурилась и стала похожа на ежа.

          2)   Аниска стояла, не говоря ни слова, будто не о ней шла речь.

          3)   Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю.

          4)   Какое высокое и какое ясное сегодня небо!

          5)   – А она же у нас косая, – объяснила Лиза, – у неё один глаз к носу забегает.

    Лексический анализ.

    В предложениях 7–14 найдите просторечное слово. Выпишите это слово.

          1)   Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Леонида Семёновича Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума».

    Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

          2)   Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента данного текста: «Аниска вдруг почувствовала, что сердце у неё большое-большое, во всю грудь, что всё оно такое живое и тёплое».

    Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

          3)   Как Вы понимаете значение слова ПОНИМАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит понять человека?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    (1)Лиза не убежала с девчонками на реку. (2)Все они стояли здесь, сбившись в кружок, – и Катя, пушистая как одуванчик, и черномазая Танюшка, и курносая Верка, с розовыми, словно полированными, щеками. (3)Тут же лепился и Прошка Грачихин, белый с белыми ресницами, коренастый и по виду настырный. 

    (4)И среди них Аниска увидела чужую девочку: она была в коротком красном платье, аккуратно заплетенные косички с большими бантами лежали на плечах. (5)Лиза кружилась возле неё, щупала её платье, разглядывала пуговки на груди. (6)Конечно, и Танюшка щебетала, как воробей: 

    – (7)Ты на всё лето приехала? (8)А с нами дружить будешь? (9)А на реку пойдёшь? 

    (10)Девочка улыбалась. 

    – (11)Косуля пришла, – вдруг сказал Прошка и спрятался за чью-то спину: за «Косулю» Аниска и влепить не замедлит. 

    – (12)Косуля? – спросила чужая девочка. – (13)А почему же Косуля? (14)Косули – ведь это животные такие. (15)Ну, вроде оленей, что ли… 

    – (16)А она же у нас косая, – объяснила Лиза, – у неё один глаз к носу забегает. 

    – (17)Глаза по ложке, не видят ни крошки, – сказала румяная Верка и засмеялась. 

    (18)А Танюшка сквозь смех скорчила рожу и вытаращила глаза, представляя Аниску. 

    (19)Аниска стояла не говоря ни слова, будто не о ней шла речь. (20)Голубые глаза девочки весело глядели на Аниску: 

    – (21)А как её зовут? (22)Как тебя зовут, а? 

    – (23)Аниска, – ответила за сестру Лиза. 

    – (24)Аниска? (25)Аниса, значит. (26)Надо вежливо называть друг друга. 

    (27)Чужая девочка подошла к Аниске и взяла её за руку. 

    – (28)А меня зовут Светлана. (29)Я к бабушке в гости приехала. (30)Марья Михайловна Туманова – это моя бабушка. 

    (31)Танюшка не вытерпела, дёрнула Светлану за платье: 

    – (32)Не водись с ней. (33)Она дерётся. 

    (34)Аниска сразу нахмурилась и стала похожа на ежа. 

    – (35)Вот и буду драться! 

    (36)Светлана удивилась: 

    – (37)А почему драться? (38)Из-за чего? 

    (39)Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю. 

    – (40)Из-за всего! (41)Она из-за всего дерётся! (42)Крылья у слепня оторвёшь – дерётся! (43)Кошку стали купать в пруду – дерётся; Мальчишки полезут за гнёздами – и с мальчишками и то дерётся! 

    (44)Все постарались вставить словечко. (45)И Верка, у которой Аниска однажды отняла лягушку и бросила в пруд. (46)И Прошка, которому попало от неё за то, что он подшиб грача. (47)И даже Лиза – Аниска ей житья дома не даёт из-за цветов: не толкни их да не задень их! 

    (48)Светлана поглядела на Аниску с любопытством. (49)Но вдруг неожиданно повернулась к девочкам и сказала: 

    – (50)Ну, а раз ей их жалко? 

    (51)Скуластое Анискино лицо потемнело от жаркого румянца, а глаза засветились, как вода в лужинах, когда в них заглянет солнце. (52)Светлана заступилась за неё! (53)Она сразу всё поняла и никого не послушала! 

    (54)Аниска побежала домой. (55)Что случилось на свете? (56)Какое высокое и какое ясное сегодня небо! (57)Воробьи щебечут так радостно и неистово – праздник у них, что ли? (58)А может, это у Аниски праздник? 

    (59)Аниска вдруг почувствовала, что сердце у неё большое-большое, во всю грудь, что всё оно такое живое и тёплое. (60)Скорей бы отец пришёл с работы, она сразу расскажет ему, какая к бабушке Тумановой приехала внучка, как она сразу заступилась за Аниску. (61)«Ну, а раз ей их жалко?» – вот что она сказала. 

    (По Л.Ф. Воронковой)

    Подготовка к ОГЭ по русскому языку

    Начало текста

    1)Лиза не убежала с девчонками на реку. (2)Все они стояли здесь, сбившись в кружок, – и Катя, пушистая как одуванчик, и черномазая Танюшка, и курносая Верка, с розовыми, словно полированными, щеками. (3)Тут же лепился и Прошка Грачихин, белый с белыми ресницами, коренастый и по виду настырный.

    Полный текст здесь

    Образец готового сочинения

    Что такое понимание? Я считаю, что это умение вникнуть и осознать проблемы другого человека, поддержать его в нелегкое время. Это такое состояние души, когда люди настроены на одну волну, между ними есть связь, которая позволяет им чувствовать себя лучше друг с другом. Чтобы доказать свою точку зрения, обратимся к прочитанному тексту.

    Л.Ф. Воронкова повествует о девочке, которая словно зажата в тесноте одиночества стеной непонимания со стороны других детей. Впервые она почувствовала симпатию к Светлане, которая заступилась за неё и не побоялась высказаться в её защиту. И вдруг Аниска осознала свои ошибки. Об этом говорится в предложении 59 («Аниска вдруг почувствовала, что сердце у неё большое-большое, во всю грудь, что всё оно такое живое и тёплое»). Таким образом сила понимания дарует нам возможность почувствовать счастье своей связи с другим человеком. О данном понятии создано немало произведений в художественной литературе.

    Вспомним рассказ Валентина Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна с сочувствием и пониманием отнеслась к своему ученику. Она видела, что у него есть способности к учёбе и старалась помочь ему. Даже начала играть с ним на деньги, чтобы он смог купить себе стакан молока на рынке, после чего её уволили. Но Володя никогда не забудет доброту, поддержку и понимание своей учительницы. Исходя из этого, понимание для человека, находящегося в трудной ситуации, очень важно, поскольку оно может дать ему силы и веру в себя.

    Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что понимание – это огромная духовная ценность, которая связывает нас вместе за счёт единства смысла и цели в жизни.

    Коллекцию готовых сочинений ОГЭ по всем темам вы найдете здесь

    ОГЭ по Русскому языку 9 класс 2021. Типовой тренировочный вариант №2 от 14 сентября №200914 (задания и ответы)Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий.
    На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

    Пробный вариант составлен на основе официальной демоверсии от ФИПИ за 2021 год по русскому языку.

    В конце варианта приведены правильные ответы ко всем заданиям. Вы можете свериться с ними и найти у себя ошибки.

    Скачать тренировочный вариант ОГЭ: Скачать

    Решать работу: Онлайн

    Интересные задания

    3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должна стоять запятая.
    В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка (1) в какой ездят холостяки (2) отставные подполковники (3) штабс-капитаны (4) помещики (5) имеющие около сотни душ крестьян (6) — словом (7) все те (8) которых называют господами средней руки.

    4.Замените словосочетание «народная мудрость», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

    5. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
    1) РАСПИСАТЬСЯ – неизменемая приставка РАС, всегда пишется буква А.
    2) ВОВСЕ НЕ ДАЛЕКО – частица НЕ пишется раздельно, так как входит в состав усилительного отрицания ВОВСЕ НЕ.
    3) МЕДВЕЖОНОК – в суффиксе -ОНОК имени существительного после шипящей под ударением пишется буква О.
    4) ИЗДАВНА – на конце наречий всегда пишется буква А.
    5) ПОИГРАТЬ – после приставки, оканчивающейся на гласную букву, начальная И не переходит в Ы.

    Прочитайте текст и выполните задания 6–9.

    (1)Лиза не убежала с девчонками на реку. (2)Все они стояли здесь, сбившись в кружок, – и Катя, пушистая как одуванчик, и черномазая Танюшка, и курносая Верка, с розовыми, словно полированными, щеками. (3)Тут же лепился и Прошка Грачихин, белый с белыми ресницами,
    коренастый и по виду настырный.
    (4)И среди них Аниска увидела чужую девочку: она была в коротком
    красном платье, аккуратно заплетенные косички с большими бантами лежали на плечах. (5)Лиза кружилась возле неё, щупала её платье, разглядывала пуговки на груди. (6)Конечно, и Танюшка щебетала, как воробей:
    – (7)Ты на всё лето приехала? (8)А с нами дружить будешь? (9)А на реку пойдёшь?
    (10)Девочка улыбалась.
    – (11)Косуля пришла, – вдруг сказал Прошка и спрятался за чью-то спину: за «Косулю» Аниска и влепить не замедлит.– (12)Косуля? – спросила чужая девочка. – (13)А почему же Косуля? (14)Косули – ведь это животные такие. (15)Ну, вроде оленей, что ли…
    – (16)А она же у нас косая, – объяснила Лиза, – у неё один глаз к носу забегает.
    – (17)Глаза по ложке, не видят ни крошки, – сказала румяная Верка и засмеялась.
    (18)А Танюшка сквозь смех скорчила рожу и вытаращила глаза, представляя Аниску.
    (19)Аниска стояла не говоря ни слова, будто не о ней шла речь.
    (20)Голубые глаза девочки весело глядели на Аниску:
    – (21)А как её зовут? (22)Как тебя зовут, а?
    – (23)Аниска, – ответила за сестру Лиза.
    –(24)Аниска? (25)Аниса, значит. (26)Надо вежливо называть друг
    друга.
    (27)Чужая девочка подошла к Аниске и взяла её за руку.
    – (28)А меня зовут Светлана. (29)Я к бабушке в гости приехала.
    (30)Марья Михайловна Туманова – это моя бабушка.
    (31)Танюшка не вытерпела, дёрнула Светлану за платье:
    – (32)Не водись с ней. (33)Она дерётся.
    (34)Аниска сразу нахмурилась и стала похожа на ежа.
    – (35)Вот и буду драться!
    (36)Светлана удивилась:
    – (37)А почему драться? (38)Из-за чего?
    (39)Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю.
    – (40)Из-за всего! (41)Она из-за всего дерётся! (42)Крылья у слепня
    оторвёшь – дерётся! (43)Кошку стали купать в пруду – дерётся; Мальчишки полезут за гнёздами – и с мальчишками и то дерётся!
    (44)Все постарались вставить словечко. (45)И Верка, у которой Аниска однажды отняла лягушку и бросила в пруд. (46)И Прошка, которому попало от неё за то, что он подшиб грача. (47)И даже Лиза – Аниска ей житья дома
    не даёт из-за цветов: не толкни их да не задень их!
    (48)Светлана поглядела на Аниску с любопытством. (49)Но вдруг
    неожиданно повернулась к девочкам и сказала:
    – (50)Ну, а раз ей их жалко?
    (51)Скуластое Анискино лицо потемнело от жаркого румянца, а глаза
    засветились, как вода в лужинах, когда в них заглянет солнце. (52)Светлана заступилась за неё! (53)Она сразу всё поняла и никого не послушала!
    (54)Аниска побежала домой. (55)Что случилось на свете? (56)Какое высокое и какое ясное сегодня небо! (57)Воробьи щебечут так радостно и неистово – праздник у них, что ли? (58)А может, это у Аниски праздник?
    (59)Аниска вдруг почувствовала, что сердце у неё большое-большое, во всю грудь, что всё оно такое живое и тёплое. (60)Скорей бы отец пришёл с работы, она сразу расскажет ему, какая к бабушке Тумановой приехала внучка, как она сразу заступилась за Аниску. (61)«Ну, а раз ей их жалко?» – вот что она сказала.

    6. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1) Ребята прозвали Аниску Косулей, потому что она была так же грациозна, как этот зверь.
    2) Аниску не любили, потому что она постоянно дралась с детьми.
    3) Аниска била ребят просто так, они казались ей нехорошими, злыми, не хотели играть с ней.
    4) Светлана с пониманием отнеслась к Аниске, заступилась за неё перед ребятами.
    5) Светлана вышла во двор в длинном красном платье.

    7. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
    1) И среди них Аниска увидела чужую девочку: она была в коротком красном платье, аккуратно заплетенные косички с большими бантами лежали на плечах.
    2) Аниска вдруг почувствовала, что сердце у неё большое-большое, во всю грудь, что всё оно такое живое и тёплое.
    3) А она же у нас косая, – объяснила Лиза, – у неё один глаз к носу забегает.
    4) Тут же лепился и Прошка Грачихин, белый с белыми ресницами, коренастый и по виду настырный.
    5) Лиза кружилась возле неё, щупала её платье, разглядывала пуговки на груди.

    8. Замените слово «влепить» из предложения 11 стилистически нейтральным синонимом. Запишите это слово.

    9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл
    предложения 59: «Аниска вдруг почувствовала, что сердце у неё большое-большое, во всю грудь, что всё оно такое живое и тёплое». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Вам будет интересно:

    ОГЭ по Математике 9 класс 2021. Типовой тренировочный вариант №2 от 14 сентября №200914 (задания и ответы)


    * Олимпиады и конкурсы
    * Готовые контрольные работы
    * Работы СтатГрад
    * Официальные ВПР

    Поделиться: