Это случилось 28 мая после уроков мы с санькой сочинение егэ проблема

В тексте А.Лаптева поднимается проблема истинной дружбы.

Рассуждения основаны на конкретном случае из жизни, когда еще в детстве мальчишки «стали братьями по крови». Для одного из них это побратание было игрой, для другого – символом истинной мужской дружбы. С сожалением автор рассказывает, что один из друзей забыл о клятве, в трудную минуту предал друга.

А.Лаптев уверен, что истинная мужская дружба свойственна не всем людям: кто-то будет верен другу до последнего своего дыхания, а кто-то быстро забудет и о клятве, и об обязательствах.

Я разделяю точку зрения автора: истинная дружба свойственна не каждому человеку.

Вспоминаю героев повести «Седой» Ю.Короткова Олега и Александра. Ребята «кровью не братались», но в армии были друг за друга горой. Когда они попали в снежную бурю, уже замерзая, Александр последним усилием воли переполз на Олега и накрыл его своим телом. Олег выжил, но с той поры ощущал, что должен жить сейчас за двоих.

В рассказе Н. Татаринцевой повествуется о настоящих друзьях. Когда весь класс решится сбежать с урока химии, Петр Васильев останется в классе потому, что не хочет лишний раз волновать мать, недавно перенесшую инфаркт. Его друг Игорь Ересеев сразу понимает причину поступка Петра и остается вместе с ним. Вот они, настоящие друзья!

Таким образом, могу сделать вывод, что истинная дружба даруется только тем людям, которые должны быть самоотверженно верны друг другу.

Яна З.

Текст

(1)Это случилось 28 мая. (2)После уроков мы с Санькой Большаковым пошли на речку. (3)Там, возле громадного валуна, похожего на закаменевшую мумию гигантского ящера, был совершён обряд. (4)Я поцарапал кожу на запястье, то же самое сделал Санька. (5)Мы приложились кровоточащими предплечьями друг к другу и громко сказали: «Ты мне брат». (6)Так мы с Санькой Большаковым стали братьями по крови. (7)Следующей весной я сманил всех одноклассников искать сокровища сарматов. (8)Про сарматов я прочитал в какой-то исторической книжке.

(9)Поскольку много веков назад они кочевали где-то в наших местах, то я резонно предположил, что они, чтобы не таскаться со своим добром, могли закопать где-нибудь возле нашего села часть своей богатой добычи. (10)Мой рассказ заинтересовал всех мальчишек, и мы, вооружившись надеждой и лопатами, дружно пошли искать клад. (11)Но путь на холмы преграждала речушка. (12)На берегах, точно выброшенные штормом корабли, возвышались громадные льдины, а вода была нестерпимо холодной. (13)Все мои друзья речку как-то одолели, а у меня мужества не хватило. (14)Меня подбадривали, уговаривали, смеялись, кричали, запугивали тем, что найдут клад и не станут со мной делиться, но это испытание было выше моих сил.

(15)Тогда Большаков вернулся за мной, посадил на плечи и, проваливаясь в холодную тину по грудь, хрипя от натуги, перешёл на тот берег.

– (16)Большой, чего ты его таскаешь? (17)Он что, инвалид? – напустились на него одноклассники.

– (18)Мыс ним братья по крови! – ответил тот.

(19)Прошло двадцать четыре года. (20)Я торопился на юбилей нашего директора. (21)За мостом я увидел разбитую «пятёрку». (22)Слегка притормозил, чтобы понять, как можно было на ровном месте угодить в аварию. (23)Увидел водителя, присевшего на корточки возле смятого крыла.

(24)Почему-то сразу узнал Большакова, хотя не видел его с самой школы.

– (25)Санёк, привет! (26)Ты как это влетел?

– (27)Тебя, наверное, Бог послал! (28)Вот ты мне как раз и поможешь!

(29)Какая-то бабулька с узлами выскочила прямо перед самым носом.

(30)Пришлось выруливать в заграждение. (31)Дотащишь?

(32)Я покачал головой.

– (33)Санёк, не могу! (34)У меня в машине сломан крюк для буксировки – буксировать нельзя. (35)Так что не обессудь…

– (36)Да ничего! (37)Ятоварищу позвоню – отгонит. (38)Ты-то как?

– (39)Да кручусь, света не вижу. (40)Ты извини – опаздываю.

– (41)Увидимся ещё!

– (42)Удачи!

(43)Я помчался на праздничный вечер. (44)Вернувшись домой, кутаясь в одеяло, я ещё раз вспомнил встречу с Большаковым. (45)Память унесла меня в детство, на берег речки, к серому мшистому валуну. (46)Совершая обряд, я боялся повредить руку, поэтому слегка царапнул по коже, и ранка скоро зажила. (47)Зато Большаков руку свою не жалел, и на его предплечье остался длинный пунцовый шрам.

(48)На улице дул ветер, снег печально шелестел на стеклах, и этот тихий звук походил на слабый шёпот какого-то навсегда уходящего в небытие воспоминания.

Это случилось 28 мая после уроков мы с санькой тест

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Владение языком будет неполным, если вы не знакомы с фразеологией». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Великая вещь — дружба». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Саша и Женя дружат с раннего детства, или, как говорят, с пелёнок. (2)Ведь дружат не только они, но и их папы и мамы. (3)Мальчики вместе ходят в школу в один класс, вместе учат уроки и вместе играют. (4)Они настоящие друзья, и всё у них ладится. (5)Стоит только одному заболеть, другой тут как тут: книжку почитает, историю расскажет, уроки разъяснит, а если одного из них родители накажут, кто как не друг поймёт и утешит? (6)Это большое счастье – иметь настоящих друзей.

(7)Однажды Сашин папа купил ему велосипед, как раз такой, о каком он мечтал, – синий, блестящий, со слегка скрипучим мягким сиденьем и голосистым звонком.

– (8)Женя, тебе нравится мой велосипед? – спросил Саша друга. – (9)Хочешь, дам тебе покататься? (10)Вот, держи. (11)Будем ездить по очереди. (12)Давай, ты первый, а я пока на лавочке посижу.

(13)Женя радостно вскочил на Сашин велосипед, весело нажал на звонок и поехал. (14)Вокруг дома он объехал сразу несколько раз.

(15)И вдруг – бабах!

(16)Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу. (17)Врезался в посаженное посредине дерево и упал.

(18)С разбитых коленок тонкими струйками стекала кровь, ныло и щипало плечо, опухал нос. (19)Но всё это было бы не так страшно, если бы не то, что там, возле дерева, лежал Сашин новый велосипед с восьмёркой на переднем колесе и уродливо изогнутым рулём…

(20)А к клумбе уже спешил встревоженный Саша. (21)Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват. (22)Печально подобрал Саша с земли разбитый велосипед и молча пошёл к дому. (23)Такого между друзьями ещё не бывало.

(24)Всю ночь Женя плохо спал, а утром заглянул в комнату отца, ведь только с ним можно поделиться своим горем.

(25)Отец внимательно выслушал своего старшего сына и, конечно же, нашёл выход.

– (26)Пойдём в магазин и купим Саше новый велосипед, а поломанный забери себе.

(27)После уроков Женя летел домой как на крыльях. (28)Новый, блестящий, уже собранный папой велосипед стоял в прихожей и был ещё лучше прежнего. (29)Женя поставил на пол портфель, схватил велосипед и покатил его в квартиру Саши. (30)Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.

(31)Дверь открыла тётя Клара, Сашина мама. (32)Женя быстро поздоровался, как можно короче всё объяснил, хотя ему показалось, что у тёти Клары было удивлённое лицо и она ничего не поняла.

– (33)А кто разбил велосипед? (34)Ты? (35)Разве не Саша? (36)Странно.

(37)Это всё, что она успела сказать, пока Женя вкатывал в узкий коридор новую Сашину технику и взамен уже забирал разбитый им велосипед. (38)Как всё удачно! (39)Ну, подумать только, какой же у него хороший друг Саша. (40)Не выдал его родителям. (41)Наверно, они поверили, что Саша сам разбил велосипед. (42)Досталось же бедняге, наверное.

(43)Не успел Женя обо всё хорошенько подумать, как в дверь позвонили. (44)У двери стоял Саша. (45)Молчит. (46)И Женя молчит. (47)Сейчас они только смотрят друг на друга. (48)Да и зачем им слова?

(49)И так всё ясно.

(50)Великая вещь – дружба.

* Чепилка Елена – современная российская писательница, автор многих детских рассказов.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания из учебника русского языка: «Своё отношение к какому-то явлению, предмету, их оценку авторы иногда передают, употребляя в тексте имена существительные с суффиксами оценки».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами из учебника русского языка.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведем пример сочинения-рассуждения в научном стиле.

В одном из учебников русского языка сказано: «Своё отношение к какому-то явлению, предмету, их оценку авторы иногда передают, употребляя в тексте имена существительные с суффиксами оценки». Что же такое суффиксы оценки и как с их помощью выражается авторское отношение к описываемым явлениям или предметам?

Суффиксы оценки служат для образования форм имен существительных, качественных прилагательных и наречий с особой, эмоционально-экспрессивной окраской и выражением отношения говорящего к предмету, качеству, признаку. Так, предложения № 14—15 приведенного текста Шолохова (Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька) передают особенную речевую манеру героя: в его речи часто употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: папанька, сынок, подчеркивающие, с какой теплотой Андрей Соколов относится к Ванюше и к самому факту усыновления мальчика.

В предложении 41 ребенок сравнивается с травинкой. Опять же перед нами существительное, образованное с помощью суффикса субъективной оценки, подчеркивающее жалость героя к маленькому существу, на долю которого выпали недетские испытания.

Таким образом, мы нашли подтверждения, что суффиксы оценки имен существительных служат для выражения авторского отношения к описываемому явлению или предмету.

Источник

Проблема верности клятве по тексту Е. А. Лаптева. 2019 (Это случилось 28 мая. После уроков мы с Санькой Большаковым пошли на речку. ) (ЕГЭ по русскому)

В предложенном тексте Е. А. Лаптев задумывается над проблемой верности клятве.

Герой-рассказчик обращается к собственному опыту и вспоминает Саньку Большакова, с которым они совершили обряд и стали «братьями по крови». Со временем Большаков не забывает о данной им клятве, и при первой же возможности доказывает это: он переносит на плечах героя-рассказчика через реку, несмотря на то что ему пришлось приложить огромные усилия и рисковать жизнью. Так, автор стремится показать, что клятва играет огромную роль в жизни Саньки Большакова.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Спустя 24 года, судьба вновь сводит героя-рассказчика и Большакова. Их встреча происходит в тот момент, когда Саньке Большакову требуется помощь: его нужно «дотащить». Однако герой-рассказчик не спешит помочь, оправдываясь сломанным крюком буксировки, и оставляет его наедине с проблемой. Таким образом, писатель доносить мысль до читателя о том, что для героя-рассказчика клятва – это ничто.

С помощью противопоставления приведенных выше примеров Е. А. Лаптев делает вывод: каждый человек по-своему относится к принесенной им клятве.

В ходе размышлений автор раскрывает свою позицию по данной проблеме: человек должен быть верен любой клятве, как бы давно она не была дана.

Позиция писателя мне кажется верной. Я тоже считаю, что любая клятва действует всю жизнь, и человек, когда появляется возможность, обязан следовать ей.

В доказательство своей точки зрения приведу пример из литературы. Главный герой романа В. Каверина «Два капитана» в детстве дает клятву, которая становится его жизненным девизом. Именно она является одной из главных причин, благодаря которой он тратит часть своей жизни на цель, поставленную еще в молодости: на восстановить репутацию капитана Татаринова. В итоге, несмотря ни на какие трудности, Санька Григорьев достиг ее, настолько он был верен клятве.

Подводя итог, хочется сказать следующее: важно, чтобы человек понимал: клятва – это не просто слова, которые можно выбросить на ветер. Она обязывает его на всю жизнь, и следует помнить об этом.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
чат-боте Сочинения24

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id53524

Источник

(1)Это случилось 28 мая. (2)После уроков мы с Санькой Большаковым

пошли на речку. (3)Там, возле громадного валуна, похожего на

закаменевшую мумию гигантского ящера, был совершён обряд. (4)Я

поцарапал кожу на запястье, то же самое сделал Санька. (5)Мы приложились

кровоточащими предплечьями друг к другу и громко сказали: «Ты мне брат».

(6)Так мы с Санькой Большаковым стали братьями по крови.

(7)Следующей весной я сманил всех одноклассников искать сокровища

сарматов. (8)Про сарматов я прочитал в какой-то исторической книжке.

(9)Поскольку много веков назад они кочевали где-то в наших местах, то я

резонно предположил, что они, чтобы не таскаться со своим добром, могли

закопать где-нибудь возле нашего села часть своей богатой добычи. (10)Мой

рассказ заинтересовал всех мальчишек, и мы, вооружившись надеждой и

лопатами, дружно пошли искать клад. (11)Но путь на холмы преграждала

речушка. (12)На берегах, точно выброшенные штормом корабли,

возвышались громадные льдины, а вода была нестерпимо холодной. (13)Все

мои друзья речку как-то одолели, а у меня мужества не хватило. (14)Меня

подбадривали, уговаривали, смеялись, кричали, запугивали тем, что найдут

клад и не станут со мной делиться, но это испытание было выше моих сил.

(15)Тогда Большаков вернулся за мной, посадил на плечи и, проваливаясь в

холодную тину по грудь, хрипя от натуги, перешёл на тот берег.

A27 Единый государственный экзамен, 2010 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.

© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Копирование не допускается

– (16)Большой, чего ты его таскаешь? (17)Он что, инвалид? –

напустились на него одноклассники.

– (18)Мыс ним братья по крови! – ответил тот.

(19)Прошло двадцать четыре года. (20)Я торопился на юбилей нашего

директора. (21)За мостом я увидел разбитую «пятёрку». (22)Слегка

притормозил, чтобы понять, как можно было на ровном месте угодить в

аварию. (23)Увидел водителя, присевшего на корточки возле смятого крыла.

(24)Почему-то сразу узнал Большакова, хотя не видел его с самой школы.

– (25)Санёк, привет! (26)Ты как это влетел?

– (27)Тебя, наверное, Бог послал! (28)Вот ты мне как раз и поможешь!

(29)Какая-то бабулька с узлами выскочила прямо перед самым носом.

(30)Пришлось выруливать в заграждение. (31)Дотащишь?

– (33)Санёк, не могу! (34)У меня в машине сломан крюк для

буксировки – буксировать нельзя. (35)Так что не обессудь…

– (36)Да ничего! (37)Ятоварищу позвоню – отгонит. (38)Ты-то как?

– (39)Да кручусь, света не вижу. (40)Ты извини – опаздываю.

(43)Я помчался на праздничный вечер. (44)Вернувшись домой, кутаясь в

одеяло, я ещё раз вспомнил встречу с Большаковым. (45)Память унесла меня

в детство, на берег речки, к серому мшистому валуну. (46)Совершая обряд, я

боялся повредить руку, поэтому слегка царапнул по коже, и ранка скоро

зажила. (47)Зато Большаков руку свою не жалел, и на его предплечье остался

длинный пунцовый шрам.

(48)На улице дул ветер, снег печально шелестел на стеклах, и этот тихий

звук походил на слабый шёпот какого-то навсегда уходящего в небытие

11. В каких предложениях раскрывается способность главного героя увлечь своей фантазией окружающих
1) 5,6
2) 2,8
3) 9,10
4) 13.15

12. Какой(ие) тип(ы) речи представлены в предложениях 10-15
1) рассуждение
2) рассуждение и описание
3) повествование и описание
4) повествование и рассуждение

13) укажите предложение в котором используют сравнительный оборот
1)3
2)22
3)34
4)12
14) произведите морфемный и слонообразный разбор слова известным
15) из предложения 2выпишите прилагательное а в форме сравнительного

Источник

Это случилось 28 мая после уроков мы с санькой тест

Из книги «36 типовых вариантов по русскому языку в формате ОГЭ 2020»

Прочитайте текст и выполните задания 6–9
(см. ответы и комментарии к ним ниже)

(1)После уроков я забежал в первый класс. (2)Я бы не стал к ним забегать, но соседка поручила присмотреть за её сыном. (3)Всё-таки первое сентября, первый школьный день.
(4)3абежал, а в классе уже пусто. (5)Все ушли. (6)И вдруг вижу: за последней партой сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно.
– (7)Девочка, – говорю, – почему не идёшь домой?
(8)Никакого внимания.
– (9)Может быть, потеряла что-нибудь?
(10)Молчит и сидит, как каменная статуя, не шелохнётся.
– (11)Не пора ли тебе домой?
– (12)Нет, – отвечает. – (13)Я домой не пойду.
– (14)Что же, ночевать здесь будешь?
– (15)Не знаю.
– (16)Можешь ты сказать, – закричал я, – что у тебя случилось?
– (17)Меня брат ждёт. (18)Вон во дворе сидит.
(19)Я выглянул во двор. (20)Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.
– (21)Ну и что же?
– (22)А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.
– (23)В один день всю азбуку?! (24)Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? (25)Сильна врать!
– (26)Я не врала, я просто не знала.
(27)Вижу, сейчас она заплачет.
– (28)Буквы учат целый год. (29)Это не простое дело.
– (30)У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. (31)А я ему сказала: «Вот пойду в школу, выучу все буквы – и напишем маме и папе письмо». (32)А он всем мальчишкам во дворе рассказал. (33)А мы сегодня весь день палочки писали.
– (34)Палочки, – говорю, – это хорошо, это просто замечательно! (35)Из палочек ведь можно сложить буквы. (36)А теперь пойдём к твоему брату, и я ему всё объясню.
(37)Мы вышли во двор и направились к её брату.
– (38)Слушай, – говорю, – старина. (39)Как бы тебе это объяснить. (40)Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. (41)Это не такое лёгкое дело.
– (42)3начит, не выучила? – (43)Он вызывающе посмотрел на сестру. – (44)Нечего было обещать.
– (45)Мы писали палочки весь день, – с отчаяньем сказала девочка. – (46)А из них складываются буквы.
(47)Но он не стал её слушать. (48)Сполз со скамейки, сунул руки в карманы, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.
(49)Тогда я догнал его.
– (50)Слушай, – говорю, – ну чем она виновата? (51)Наука – сложное дело. (52)Пойдёшь в школу – сам узнаешь.
– (53)Я весь день письмо маме сочинял, – сказал он, и у него было такое печальное лицо.
– (54)Подумаешь, беда, – говорю. – (55)Я сегодня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.
– (56)Вот хорошо! – сказала девочка. – (57)Мы живём в этом доме за железной изгородью.
– (58)Ладно, – ответил Серёжа. – (59)Я буду ждать.
(60)Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железных прутьев забора и кустов зелени.
– (61)И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос: Серёжка, ну что, выучила твоя сестра все буквы?
(62) Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.
– (63)Чтобы выучить азбуку, надо учиться целый год, – сказал Серёжа.
– (64)3начит, плакали ваши письма, – сказал мальчишка.
– (65)Ничего не плакали, – ответил Серёжа. – (66)У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе, он сегодня придёт к нам и напишет письмо.
– (67)Всё ты врёшь, – сказал мальчишка. – (68)Ну, как зовут твоего друга, как?
(69)Наступило молчание.
(70)Ещё минута – и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться.
(71)Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьев.
(72)Между прочим, его зовут Юркой, – сказал я.
(73)У этого мальчишки от неожиданности открылся рот.
(74)А Серёжа ничего не сказал. (75)Он был не из тех, кто бьёт лежачих. (76)А я спрыгнул на землю и пошёл домой. (77)Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. (78)Весело было на душе – и всё. (79)Отличное было настроение. (80)Даже петь хотелось.
(По В. К. Железникову*)
* Железников Владимир Карлович (1925-2015 – советский детский писатель, кинодраматург, лауреат литературных премий.
6. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Девочка не хотела выходить из класса, потому что ждала свою маму.
2) Первоклассница надеялась, что сможет выучить все буквы за один день.
3) Рассказчик объяснил младшему брату девочки, что наука — сложное дело.
4) Рассказчик обещал ребятам написать письмо их бабушке, которая жила далеко.
5) Серёжка смеялся над соседским мальчишкой, потому что у того не было взрослого друга, как у него.

7. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Всё-таки первое сентября, первый школьный день.
2) И вдруг вижу: за последней партой сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно.
3) — Я весь день письмо маме сочинял, — сказал он, и у него было такое печальное лицо.
4) Ещё минута — и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться.
5) А Серёжа ничего не сказал. Он был не из тех, кто бьёт лежачих.

8. Лексический анализ.
В предложениях 56-62 найдите слово со значением «язвительный, коварный». Напишите это слово.

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из «Литературной энциклопедии»:
«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:
«Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело было на душе — и всё. Отличное было настроение. Даже петь хотелось».

9.3. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть настоящим другом?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

ОТВЕТЫ:
6 – 23
7 – 34
8 – ехидный.

КОММЕНТАРИИ
к заданиям 7-8

7. Эпитет – это образное определение, обычно выраженное прилагательным.
Выполняя задание, найдите предложение, в котором прилагательное указывает на необычный признак, то есть употребляется не в прямом, а в переносном значении.
3) — Я весь день письмо маме сочинял, — сказал он, и у него было такое печальное лицо. – В этом предложении необычным является прилагательное «печальное».
В прямом значении «печальный» – навевающий печаль (печальная пустыня), в переносном – вызывающий разочарование (печальные результаты).
4) Ещё минута — и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться. — В этом предложении необычным является прилагательное «ехидный». В переносном значении «злой, язвительный» (ехидный характер).

8.
В выделенном фрагменте только одно слово удовлетворяет значению «язвительный, коварный»- ехидный.

ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ
ЗАДАНИЕ 9.1

В «Литературной энциклопедии читаем: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи характеризует своих героев». Смысл данного фрагмента статьи таков: писатель не обязательно сам даёт характеристику своим героям, он отражает это словами, вкладывая их в уста своих персонажей.
Главным героем текста В.К.Железникова является рассказчик по имени Юра. Читатель не знает о том, как его характеризует автор, но может судить об этом по тому, что и как Юра говорит. Отзывчивость рассказчика, его неравнодушное отношение к людям выражено, например, в предложении 16. В нём слово «закричал» помогает понять, что Юра переживает за девочку.
Маленький мальчик очень хочет написать родителям письмо, но для этого нужно, чтобы сестра выучила все буквы. Об этом Серёжа сам говорит: «Я весь день письмо маме сочинял». Этими словами из уст самого персонажа состояние ребёнка отражается гораздо сильнее, чем дальнейшее описание: «…у него было такое печальное лицо».
Таким образом, на примерах из текста мы видим, то слова героев повествования гораздо лучше могут передать их характеры и состояния, нежели передача этого разговора самим автором.

ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ
ЗАДАНИЕ 9.2

Смысл финала текста В.К.Железникова я понимаю так: доброе дело наполняет душу радостью. Ведь человек, помогая другим, чувствует себя нужным и значительным, способным сделать счастливее тех, кто в этом нуждается. И тогда в мире становится больше света и радости.
В начале повествования рассказчик встречает удручённую девочку: «Вижу, сейчас она заплачет». Та рассказывает главному герою о причине своей беды, и Юре приходится разговаривать с её братом, у которого было «такое печальное лицо».
Рассказчик решил помочь малышам: «…Я сегодня приду к вам после обеда и всё изображу ….в лучшем виде». «Вот хорошо!» — слова девочки свидетельствуют о том, как изменился мир вокруг. А для маленького Серёжи ещё было испытание – встреча с «ехидным» товарищем. Но и тут Юра спешит на помощь, и малыш смог торжествовать, но молча: «Он был не из тех, кто бьёт лежачих».
Как мы видим, мир, вначале такой печальный и жестокий, благодаря Юре стал счастливым и радостным. Разве это не повод для отличного настроения, когда так хочется петь!

ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ
ЗАДАНИЕ 9.3.
Сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть настоящим другом?»

Источник

Обновлено: 04.05.2023

Содействовать формированию умения работать с текстом и дополнительной литературой; структурировать предложенный текст; делать выводы; составлять планы и обобщения; продолжить формирование познавательного интереса учащихся

Воспитывать социально-значимую позицию

Совершенствуют технику смыслового чтения; извлекают необходимую информацию из прослушанного и прочитанного текста; определяют основную и второстепенную информацию; устанавливают причинно-следственные связи между объектами;

Осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации; формируют умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осуществляют и совершенствуют владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы , включая способность принимать и сохранять учебную цель

Осуществляют ориентацию в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с общепринятыми правилами поведения; осознают важность хорошо исполненного дела; осуществляют личностную рефлексию

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Организация познавательной деятельности

Первая группа должна была определить проблемы, поднимаемые в данном рассказе и продумать вступления разных видов:
Напомню, что это могут быть

1. вопросно-ответное единство
2. цепочка вопросительных предложений
3. назывные предложения
4. риторические предложения
5. цитаты в качестве зачина
6. ключевое слово текста

Утраты нравственных ценностей

Воспитания в семье

Проблемы, которые определила я, практически совпали с вашими, только я добавила проблему ответственности за близких, детской жестокости.

Вторая группа работала над текстом, вела диалог с автором, создавала комментарий.

Перед вами вопросы текстуального комментария:
1. К какой категории вы можете отнести названные проблемы?
Названные проблемы мы можем отнести к нравственным. Все они очень актуальны.
2. На какие аспекты обращает внимание автор?
– Кимельфельд обращает внимание на то, что все исходит от семьи, от воспитания в семье. Если мать любит своих детей, какими бы они ни были, то и дети растут внимательными, заботливыми.
А также автор показывает нам мир здоровых людей, который подчас жесток, циничен особенно с теми, кто не такой.
Как автор позволяет читателю увидеть эти аспекты?

Комментарий и позиция

Утраты нравственных ценностей

Проблема материнской любви

Комментируя данный вопрос, хочется отметить важность данной нравственной проблемы. Рассказывая о ребенке с отклонениями, автор обращает наше внимание на то, что каждый человек создан для счастья, каким бы он ни был. И что с ним будет, как сложится его жизнь, зависит от людей, которые его окружают. А самым главным в судьбе такого ребенка является мать. Прием противопоставления эмоционально воздействует на читателя. Мы осуждаем мамаш, которые сами калечат своих детей, и любуемся мамами, которые не способны бросить, отказаться от своего ребенка.
Позиция автора в данном художественном тексте выражена прямо. Автор восхищен мужеством, всепобеждающей любовью настоящей матери, которая воспитывает своих детей в любви и согласии.

Какова позиция автора?

Позиция автора выражена прямо.
Не поступай так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой; восхищен матерью, проникся глубоким уважением к Димке.

Третья группа готовила аргументы к поставленным проблемам.

Были названы следующие произведения:

Аргументы

Проблема утраты нравственных ценностей

4. Закрепление материала

Соберем все части и посмотрим, что у нас получилось (чтение сочинения)

Какие пункты нужно еще добавить? (Свою позицию и вывод).

Комментируя данный вопрос, хочется отметить актуальность данной нравственной проблемы. На примере судьбы ребенка инвалида автор обращает внимание на то, что здоровые люди подчас бывают жестоки, циничны с теми, кто от них отличается. Прием противопоставления позволил Кимельфельду подчеркнуть главную мысль. Нельзя отворачиваться от таких детей, нужно помогать и словом, и делом.
Позиция автора выражена прямо. Джонатан Кимельфельд осуждает тех, кто утратил в себе нравственные, гуманные ценности. Он напоминает нам: не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой.

Данная проблема неоднократно поднималась и в телепередачах Андрея Малахова. Поражаешься порой тому, какими беспринципными бывают люди, насколько они черствы душой. Но, к счастью, есть и такие, которые помогают. Откликаются на чужую боль.
Рассказ Джонатана Кимельфельда полон глубокого сопереживания к тем, кто страдает от человеческого безразличия и цинизма. Обращение к духовной основе человека, его совести на меня оказало сильное воздействие.

5. Домашнее задание.

Напишите сочинение на одну из проблем (на выбор)

6. Рефлексия

Ответь на предложенные вопросы:

Вопрос

Ответ

Помог ли вам сегодня урок?

Чему учит работа в команде?

Как вы оцениваете свою работу?

Приложение 1

Наверное, не просто так приходят в мир такие Саньки. Их посылают специально для нас, более сильных, умных, красивых, чтобы они служили зеркалами для наших сердец, наших поступков. И нельзя отвернуться, просто надо помогать, чем можешь. Ласково поговорить, посидеть рядом, погладить по голове, рассказать добрую сказку.

А ещё я проникся глубоким уважением к Диме. В его недетском лице столько мужественности и воли, и огромная преданность и любовь к своему необычному брату. Я восхищаюсь его великим смирением и ответственностью за Саньку. И он не боится и не стыдится её.

Смеркается. Спортивная площадка пустеет. Дима осторожно берёт за руку Саньку, и они медленно бредут домой. Я заметил, что Санька любит надувать воздушные шарики, завтра постараюсь подарить ему огромный синий шар.

Многие друзья в раннем возрасте дают себе клятву в дружбе. Насколько она ценится и выполняется друзьями? Над этим вопросом задумывается Е. А. Лаптев, поднимая в тексте, данном для анализа, проблему верности клятве.

Раскрывая проблему, автор рассказывает об истории дружбы героя-рассказчика и Саньки Большакова. Однажды герой поцарапал запястье, то же сделал и Санька.

Они приложились раненными местами, тем самым дав друг другу клятву. Мальчики стали братьями по крови. А следующей весной друзья и их одноклассники пошли искать сокровища сорматов, для этого им нужно было перебраться через речку. Герой-рассказчик забоялся, и тогда верный друг Санька пришел на помощь, помог перебраться своему другу через речушку, несмотря на насмешку одноклассников.

Данный пример показывает, что для Большакова данная клятва была очень ценна, он, не задумываясь, следовал ей.

Далее автор рассказывает случай из жизни героев через несколько лет. Спустя двадцать четыре года школьные друзья случайно встретились. Большаков вырулил в заграждение и помял машину и попросил героя-рассказчика помочь отогнать её, на что тот сослался на сломанный крюк и опоздание на важное мероприятие. То есть герой не пришел на помощь своему давнему другу в трудную минуту.

Данный пример показывает, что для героя-рассказчика данная в детстве дружеская клятва не представляла особого значения, он относился к ней несерьезно.

Противопоставленные друг другу примеры дают понять, что клятва воспринимается друзьями по-разному.

Позиция автора довольно ясна. Лаптев считает, что данная друг другу клятва должна восприниматься серьезно и цениться обоими друзьями.

Нельзя не согласиться с мнением автора. Действительно, клятва – это что-то священное, серьезное. Если ты даешь обещание, уверение в своей дружбе, то будь добр относиться к этому ответственно. Цени своих друзей, приходи к ним на помощь в трудную минуту, поддерживай в любых ситуациях. Ведь связь с другом — это прекрасно, это что-то необычно приятное. А друзья, которые пренебрегают клятвой, по моему мнению, заслуживают осуждения. Такие люди не познают всей ценности и важности дружбы, так и станутся одни со своими проблемами и трудностями.

Таким образом, стоит понимать, что дружеская клятва — это не просто слова, сказанные однажды, клятва — это серьезный шаг, который обязывает на всю жизнь. Стоит всегда помнить о данных обещаниях и выполнять их.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также:

      

  • Я открыла для себя учителя сочинение
  •   

  • Сочинение про листок из тетради
  •   

  • Сочинение моя любимая сказка 6 класс
  •   

  • Сочинение у россии как у большого дерева большая корневая система у
  •   

  • 1 спутник земли сочинение

Экзаменационные сочинения по ЕГЭ


Нравственные ценности. Проблема истинной дружбы

В тексте А. Лаптева поднимается проблема истинной дружбы.

Рассуждения основаны на конкретном случае из жизни, когда еще в детстве мальчишки «стали братьями по крови». Для одного из них это побратание было игрой, для другого – символом истинной мужской дружбы. С сожалением автор рассказывает, что один из друзей забыл о клятве, в трудную минуту предал друга.

А. Лаптев уверен, что истинная мужская дружба свойственна не всем людям: кто-то будет верен другу до последнего своего дыхания, а кто-то быстро забудет и о клятве, и об обязательствах.

Я

разделяю точку зрения автора: истинная дружба свойственна не каждому человеку.

Вспоминаю героев повести «Седой» Ю. Короткова Олега и Александра. Ребята «кровью не братались», но в армии были друг за друга горой. Когда они попали в снежную бурю, уже замерзая, Александр последним усилием воли переполз на Олега и накрыл его своим телом. Олег выжил, но с той поры ощущал, что должен жить сейчас за двоих.

В рассказе Н. Татаринцевой повествуется о настоящих друзьях. Когда весь класс решится сбежать с урока химии, Петр Васильев останется в классе потому, что не хочет лишний раз волновать мать, недавно

перенесшую инфаркт. Его друг Игорь Ересеев сразу понимает причину поступка Петра и остается вместе с ним. Вот они, настоящие друзья!

Таким образом, могу сделать вывод, что истинная дружба даруется только тем людям, которые должны быть самоотверженно верны друг другу.

Текст

1. Это случилось 28 мая. После уроков мы с Санькой Большаковым

пошли на речку. 3. Там, возле громадного валуна, похожего на

закаменевшую мумию гигантского ящера, был совершён обряд. 4. Я

поцарапал кожу на запястье, то же самое сделал Санька. 5. Мы приложились

кровоточащими предплечьями друг к другу и громко сказали: «Ты мне брат».

6. Так мы с Санькой Большаковым стали братьями по крови.

7. Следующей весной я сманил всех одноклассников искать сокровища

сарматов. 8. Про сарматов я прочитал в какой-то исторической книжке.

9. Поскольку много веков назад они кочевали где-то в наших местах, то я

резонно предположил, что они, чтобы не таскаться со своим добром, могли

закопать где-нибудь возле нашего села часть своей богатой добычи. 10. Мой

рассказ заинтересовал всех мальчишек, и мы, вооружившись надеждой и

лопатами, дружно пошли искать клад. 11. Но путь на холмы преграждала

речушка. 12. На берегах, точно выброшенные штормом корабли,

возвышались громадные льдины, а вода была нестерпимо холодной. 13. Все

мои друзья речку как-то одолели, а у меня мужества не хватило. 14. Меня

подбадривали, уговаривали, смеялись, кричали, запугивали тем, что найдут

клад и не станут со мной делиться, но это испытание было выше моих сил.

15. Тогда Большаков вернулся за мной, посадил на плечи и, проваливаясь в

холодную тину по грудь, хрипя от натуги, перешёл на тот берег.

A27 Единый государственный экзамен, 2010 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.

© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Копирование не допускается

199 — 5 / 6

– 16. Большой, чего ты его таскаешь? 17. Он что, инвалид? –

напустились на него одноклассники.

– 18. Мыс ним братья по крови! – ответил тот.

19. Прошло двадцать четыре года. 20. Я торопился на юбилей нашего

директора. 21. За мостом я увидел разбитую «пятёрку». 22. Слегка

притормозил, чтобы понять, как можно было на ровном месте угодить в

аварию. 23. Увидел водителя, присевшего на корточки возле смятого крыла.

24. Почему-то сразу узнал Большакова, хотя не видел его с самой школы.

– 25. Санёк, привет! 26. Ты как это влетел?

– 27. Тебя, наверное, Бог послал! 28. Вот ты мне как раз и поможешь!

29. Какая-то бабулька с узлами выскочила прямо перед самым носом.

30. Пришлось выруливать в заграждение. 31. Дотащишь?

32. Япокачал головой.

– 33. Санёк, не могу! 34. У меня в машине сломан крюк для

буксировки – буксировать нельзя. 35. Так что не обессудь.

– 36. Да ничего! 37. Ятоварищу позвоню – отгонит. 38. Ты-то как?

– 39. Да кручусь, света не вижу. 40. Ты извини – опаздываю.

– 41. Увидимся ещё!

– 42. Удачи!

43. Я помчался на праздничный вечер. 44. Вернувшись домой, кутаясь в

одеяло, я ещё раз вспомнил встречу с Большаковым. 45. Память унесла меня

в детство, на берег речки, к серому мшистому валуну. 46. Совершая обряд, я

боялся повредить руку, поэтому слегка царапнул по коже, и ранка скоро

зажила. 47. Зато Большаков руку свою не жалел, и на его предплечье остался

длинный пунцовый шрам.

48. На улице дул ветер, снег печально шелестел на стеклах, и этот тихий

звук походил на слабый шёпот какого-то навсегда уходящего в небытие

воспоминания.

Настоящее искусство сочинение 15.3 по тексту.
Нравственные ценности. Проблема истинной дружбы

Categories: Новое

В тексте А. Лаптева поднимается проблема истинной дружбы.

Рассуждения основаны на конкретном случае из жизни, когда еще в детстве мальчишки “стали братьями по крови”. Для одного из них это побратание было игрой, для другого – символом истинной мужской дружбы. С сожалением автор рассказывает, что один из друзей забыл о клятве, в трудную минуту предал друга.

А. Лаптев уверен, что истинная мужская дружба свойственна не всем людям: кто-то будет верен другу до последнего своего дыхания, а кто-то быстро забудет и о клятве, и об обязательствах.

Я

разделяю точку зрения автора: истинная дружба свойственна не каждому человеку.

Вспоминаю героев повести “Седой” Ю. Короткова Олега и Александра. Ребята “кровью не братались”, но в армии были друг за друга горой. Когда они попали в снежную бурю, уже замерзая, Александр последним усилием воли переполз на Олега и накрыл его своим телом.

Олег выжил, но с той поры ощущал, что должен жить сейчас за двоих.

В рассказе Н. Татаринцевой повествуется о настоящих друзьях. Когда весь класс решится сбежать с урока химии, Петр Васильев останется в классе потому, что не хочет лишний раз волновать

мать, недавно перенесшую инфаркт. Его друг Игорь Ересеев сразу понимает причину поступка Петра и остается вместе с ним.

Вот они, настоящие друзья!

Таким образом, могу сделать вывод, что истинная дружба даруется только тем людям, которые должны быть самоотверженно верны друг другу.

Текст

1. Это случилось 28 мая. После уроков мы с Санькой Большаковым

пошли на речку. 3. Там, возле громадного валуна, похожего на

закаменевшую мумию гигантского ящера, был совершен обряд. 4. Я

поцарапал кожу на запястье, то же самое сделал Санька. 5. Мы приложились

кровоточащими предплечьями друг к другу и громко сказали: “Ты мне брат”.

6. Так мы с Санькой Большаковым стали братьями по крови.

7. Следующей весной я сманил всех одноклассников искать сокровища

сарматов. 8. Про сарматов я прочитал в какой-то исторической книжке.

9. Поскольку много веков назад они кочевали где-то в наших местах, то я

резонно предположил, что они, чтобы не таскаться со своим добром, могли

закопать где-нибудь возле нашего села часть своей богатой добычи. 10. Мой

рассказ заинтересовал всех мальчишек, и мы, вооружившись надеждой и

лопатами, дружно пошли искать клад. 11. Но путь на холмы преграждала

речушка. 12. На берегах, точно выброшенные штормом корабли,

возвышались громадные льдины, а вода была нестерпимо холодной. 13. Все

мои друзья речку как-то одолели, а у меня мужества не хватило. 14. Меня

подбадривали, уговаривали, смеялись, кричали, запугивали тем, что найдут

клад и не станут со мной делиться, но это испытание было выше моих сил.

15. Тогда Большаков вернулся за мной, посадил на плечи и, проваливаясь в

холодную тину по грудь, хрипя от натуги, перешел на тот берег.

A27 Единый государственный экзамен, 2010 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.

© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Копирование не допускается

199 – 5 / 6

– 16. Большой, чего ты его таскаешь? 17. Он что, инвалид? –

напустились на него одноклассники.

– 18. Мыс ним братья по крови! – ответил тот.

19. Прошло двадцать четыре года. 20. Я торопился на юбилей нашего

директора. 21. За мостом я увидел разбитую “пятерку”.

22. Слегка

притормозил, чтобы понять, как можно было на ровном месте угодить в

аварию. 23. Увидел водителя, присевшего на корточки возле смятого крыла.

24. Почему-то сразу узнал Большакова, хотя не видел его с самой школы.

– 25. Санек, привет! 26.

Ты как это влетел?

– 27. Тебя, наверное, Бог послал! 28.

Вот ты мне как раз и поможешь!

29. Какая-то бабулька с узлами выскочила прямо перед самым носом.

30. Пришлось выруливать в заграждение. 31. Дотащишь?

32. Япокачал головой.

– 33. Санек, не могу! 34. У меня в машине сломан крюк для

буксировки – буксировать нельзя. 35. Так что не обессудь.

– 36. Да ничего! 37. Ятоварищу позвоню – отгонит.

38. Ты-то как?

– 39. Да кручусь, света не вижу. 40.

Ты извини – опаздываю.

– 41. Увидимся еще!

– 42. Удачи!

43. Я помчался на праздничный вечер. 44. Вернувшись домой, кутаясь в

одеяло, я еще раз вспомнил встречу с Большаковым. 45. Память унесла меня

в детство, на берег речки, к серому мшистому валуну. 46. Совершая обряд, я

боялся повредить руку, поэтому слегка царапнул по коже, и ранка скоро

зажила. 47. Зато Большаков руку свою не жалел, и на его предплечье остался

длинный пунцовый шрам.

48. На улице дул ветер, снег печально шелестел на стеклах, и этот тихий

звук походил на слабый шепот какого-то навсегда уходящего в небытие

воспоминания.

Loading…