Это случилось под серноводском на кавказе нас было трое сочинение

Среди вопросов, рассматриваемых А.И. Приставкиным, меня заинтересовал вопрос о том, что помогает человеку надеяться на будущее.

Автор от имени рассказчика предлагает читателю историю из жизни детдомовских детей, основным занятием которых часто становились поиски пропитания. Однажды, когда они обворовали сельскохозяйственный техникум, Сурков, в отличие от Шибаева, который был недоволен, что нет еды, не стал возмущаться, что они взяли не настоящие овощи, а муляжи. Он разглядывал их и «по-детски удивлялся» тому, как они искусно сделаны. Ему понравилось лепить из воска животных. Видно, что его тянуло к творческому процессу. Желание приобщиться к этому искусству и подтолкнуло Суркова к тайному отъезду в Москву в поисках лучшего будущего, где он хотел найти школу, в которой его научат «лепить красивую морковь». Москва для него станет не столько местом, где он мог обеспечить себя пропитанием, она станет местом его духовного возрождения. Может, из него вырастет будущий скульптор. Замечательно, когда человек чувствует в себе потребность развивать свое увлечение, когда в человеке живет мечта, которая подталкивает к духовному преображению.

Еще одной иллюстрацией рассматриваемого автором вопроса является описание поведения рассказчика, который тоже не захотел жить прошлым. У него был огромный интерес к книгам. Он любил читать. Даже во время поисков пропитания он чувствовал, что его тянет к книгам. Поэтому он решил остаться в Кизлярском детдоме, где было много книг. Его стремление вырваться из негативного круга никто не подавил, ничто не пошатнуло. И когда Шибаев звал его сбежать из детдома, ограбив склад, он честно признался, что хочет построить настоящую жизнь и забыть о воровстве.

Так личные увлечения подростков помогли им поверить в себя, вселили надежду на лучшую жизнь. Оба подростка в неблагоприятных условиях жизни не растеряли интерес к искусству и к знаниям. Они осознали, в чем же их смысл дальнейшей жизни.

И только в одном из них – Шибаеве – не смогло проявиться никакое желание, кроме «гуда в животе». Стремление быть сытым было самым важным в его жизни. Я думаю, что автор противопоставляет эти стремления.

А. Приставкин считает, что осознание человеком своих увлечений, особенно в трудный период жизни, дает человеку надежду на будущее.

Я согласна с мыслями автора/рассказчика. Интерес к какому-либо делу, возможно, к какому-либо ремеслу, виду искусства вселяет надежду на лучшее будущее, а в целом придает жизни смысл. Человек интуитивно чувствует призвание, старается избавиться от негатива и в дальнейшем пытается выстраивать свою профессиональную карьеру. Надо, чтобы у человека было позитивное увлечение. Ведь оно может пробудить надежду на возрождение.

Итак, любимое занятие человека – это запас его жизненных сил. Полезное занятие, о котором человек думает и к которому стремится, помогает человеку «убежать» от плохого, улучшить качество своей жизни. Ведь появившееся, благодаря интересному увлечению, стремление к позитивной цели вызывает к жизни настойчивость, упорство, а затем и уверенность, и эти качества помогают преодолеть противостояние.

ТЕКСТ

Это случилось под Серноводском, на Кавказе. Нас было трое: Колька Сурков, Шибаев и я. Мы познакомились у костра, когда сошлись однажды вечером на вкусный запах картошки. Картошку варил Колька Сурков, повесив консервную банку на проволоку.

Он поглядел, как мордастый, прожорливый Шибаев, обжигаясь и мыча, заглатывает целые картофелины, засмеялся.

– Не торопись, если не хватит, я ещё нарою…

– Где?!!

– Здесь есть один огород, – сказал Колька. И добавил, осеняя спокойными, удивительной голубой чистоты глазами:

– Я копаю аккуратно, по всем сельскохозяйственным законам. Так что вряд ли меня хозяин поймает до осени.

Сурков разлёгся и, почёсывая белую голову, продолжал развивать мысли:

– А вообще это не жизнь. Картошкой не проживёшь. Нужны продукты другие, и здесь у меня есть одна мысль…

– Я согласен с любой мыслью, – сказал Шибаев, с чавканьем приканчивая картошку.

Мы начали с нашего соседа – сельскохозяйственного техникума. Это было здание двухэтажное и красное. В окне на втором этаже маленькие глазки Шибаева безошибочно обнаружили что- то съестное. Он даже не знал, что это, но знал, что это можно обязательно есть, потому что, когда он смотрел на это окно, у него подымался «гуд в животе». У Суркова быстро возникла мысль, как это дело «обтяпать», и однажды вечером мы забрались туда.

Мы копошились в полутёмной комнате, собирая в кучу странно большие фрукты и овощи, когда Шибаев вдруг сплюнул и начал громко ругаться. На него зашипели:

– Тише! Ты что?

Оказывается, прожорливый Шибаев с налёта, не дожидаясь дележа, впился зубами в яблоко и чуть не поломал зубы. Оно оказалось из воска. Он долго плевался. Сурков разглядывал розовую морковку и по-детски удивлялся:

– Вот это сделано! Вы посмотрите, как здорово сделано!

– А что жрать? – спросил Шибаев, у него опять начался «гуд в животе».

Мы сидели в зарослях кукурузы и молча разглядывали добычу. Перед нами возвышалась целая горка красивых, но несъедобных муляжей. Колька задрал голову к небу, и в его глазах побежали белые круги, словно в голубую воду бросили камень.

– У меня есть одна мысль. Пожрать будет…

– Согласен, – сказал Шибаев.

– Будем топить воск и делать свечи.

На Кольку вдруг напала страсть лепить. Из- под его ловких рук выходили удивительные фигурки собак и петухов. У Шибаева от голода опять начался его «гуд». Он сидел на корточках и ненавидящими глазами глядел на развлекающегося Суркова. Я тоже зверски хотел жрать. Но я сидел и читал книгу. Я любил читать книги и хватал их где только можно. Эта книга была украдена в техникуме.

И вот однажды колонию решили срочно развести по местным детдомам. Об этом нам сказал Колька. Мы сидели на траве около станции. Подходил поезд.

– Загонят куда-нибудь ещё похуже! – добавил Сурков и зашлёпал босыми ногами к вагонам. Приподняв белёсые брови, оглядел проводницу, посмотрел под вагон. Показал рукой на железный ящик.

– Глядите, «собачник». Когда-нибудь я вот так залезу в него, – Колька закинул ногу, примерился, – и покачу тыщу километров…

Я глядел на Суркова и видел в его озёрных глазах белые разводы, словно огромный каменище плесканули туда. Но он ничего не говорил. Мы стояли и смеялись, представляя, как бы он уехал в железном тесном ящике под вагоном. А поезд тронулся. И Колька Сурков не стал вылезать. Он только сказал нам:

– Ну, пока, дружки. Еду я в Москву. Решил я найти такую школу, где мне покажут, как слепить красивую морковь. Я обязательно хочу слепить красивую морковь…

Я с Шибаевым попал в Кизлярский детдом. И однажды он сказал:

– Ну, что, хватит отдыхать! Я гляжу, ты уткнулся тут в книжки и ничего не видишь… Так вот: я пригляделся, здесь

во-о олухи какие… Ничего не сторожат. Замок на складе сбить проще простого. Решили? И бежим!

– Куда?

– Всё равно. Не нравится мне здесь.

– Я не побегу, Шибаев. И склад ты не трогай.

У него заблестели глазки, на щеках поплыли два бордовых пятна румянца.

– Ага, гад, изменяешь?

И тогда я взял его за борта тёплого пальто, которое нам здесь выдали.

– Слушай, Шибаев, здесь настоящая жизнь, понимаешь? Я хочу забыть, как воруют…

Я хочу читать книги, я их нигде не видал так много, как здесь. И я хочу учиться… А склада ты не посмеешь тронуть, понял? Иначе я соберу ребят, и о себе… и о тебе…

У Шибаева задрожали жирные щёки и округлились глаза. Он попятился и уже издали прокричал, показывая кулак:

– Сволочь!.. – Сволочь… Ты помнишь, ты…

Ночью он бежал. Он, наверное, решил, что я всё расскажу. А я ничего не рассказал. Я только хотел жить по- новому.

(По А.И. Приставкину)

Приставкин Анатолий Игнатьевич (1931 – 2008) – российский писатель, общественный деятель.

(1)Это случилось под Серноводском, на Кавказе. (2)Нас было трое: Колька Сурков, Шибаев и я. (3)Мы познакомились у костра, когда сошлись однажды вечером на вкусный запах картошки. (4)Картошку варил Колька Сурков, повесив консервную банку на проволоку. (5)Он поглядел, как мордастый, прожорливый Шибаев, обжигаясь и мыча, заглатывает целые картофелины, засмеялся.

— (6)Не торопись, если не хватит, я ещё нарою…

— (7)Где?!!

— (8)Здесь есть один огород, — сказал Колька. (9)И добавил, осеняя спокойными, удивительной голубой чистоты глазами:

— (10)Я копаю аккуратно, по всем сельскохозяйственным законам.

(11)Так что вряд ли меня хозяин поймает до осени. — (12)Сурков разлёгся и, почёсывая белую голову, продолжал развивать мысли: — (13)А вообще это не жизнь. (14)Картошкой не проживёшь. (15)Нужны продукты другие, и здесь у меня есть одна мысль…

— (16)Я согласен с любой мыслью, — сказал Шибаев, с чавканьем приканчивая картошку.

(17)Мы начали с нашего соседа — сельскохозяйственного техникума. (18)Это было здание двухэтажное и красное. (19)В окне на втором этаже маленькие глазки Шибаева безошибочно обнаружили что-то съестное. (20)Он даже не знал, что это, но знал, что это можно обязательно есть, потому что, когда он смотрел на это окно, у него подымался «гуд в животе». (21)У Суркова быстро возникла мысль, как это дело «обтяпать», и однажды вечером мы забрались туда.

(22)Мы копошились в полутёмной комнате, собирая в кучу странно большие фрукты и овощи, когда Шибаев вдруг сплюнул и начал
громко ругаться. (23)На него зашипели:

— (24)Тише! (25)Ты что?

(26)Оказывается, прожорливый Шибаев с налёта, не дожидаясь дележа, впился зубами в яблоко и чуть не поломал зубы. (27)Оно
оказалось из воска. (28)Он долго плевался. (29)Сурков разглядывал розовую морковку и по-детски удивлялся:

— (30)Вот это сделано! (31)Вы посмотрите, как здорово сделано!

— (32)А что жрать? — спросил Шибаев, у него опять начался «гуд
в животе».

(33)Мы сидели в зарослях кукурузы и молча разглядывали добычу. (34)Перед нами возвышалась целая горка красивых, но несъедобных муляжей. (35)Колька задрал голову к небу, и в его глазах побежали белые круги, словно в голубую воду бросили камень.

— (36)У меня есть одна мысль. (37)Пожрать будет…

— (38)Согласен, — сказал Шибаев. — (39)Будем топить воск и делать свечи.
(40)На Кольку вдруг напала страсть лепить. (41)Из-под его ловких рук выходили удивительные фигурки собак и петухов. (42)У Шибаева от голода опять начался его «гуд». (43)Он сидел на корточках и ненавидящими глазами глядел на развлекающегося Суркова. (44)Я тоже зверски хотел жрать. (45)Но я сидел и читал книгу. (46)Я любил читать книги и хватал их где только можно. (47)Эта книга была украдена в техникуме.

(48)И вот однажды колонию решили срочно развести по местным детдомам. (49)Об этом нам сказал Колька. (50)Мы сидели на траве
около станции. (51)Подходил поезд.

— (52)Загонят куда-нибудь ещё похуже! — добавил Сурков и зашлёпал босыми ногами к вагонам. (53)Приподняв белёсые брови,
оглядел проводницу, посмотрел под вагон. (54)Показал рукой на железный ящик.

— (55)Глядите, «собачник». (56)Когда-нибудь я вот так залезу в него, — Колька закинул ногу, примерился, — и покачу тыщу километров…

(57)Я глядел на Суркова и видел в его озёрных глазах белые разводы, словно огромный каменище плесканули туда. (58)Но он ничего не говорил. (59)Мы стояли и смеялись, представляя, как бы он уехал в железном тесном ящике под вагоном. (60)А поезд тронулся.

(61)И Колька Сурков не стал вылезать. (62)Он только сказал нам:

— (63)Ну, пока, дружки. (64)Еду я в Москву. (65)Решил я найти такую школу, где мне покажут, как слепить красивую морковь.

(66)Я обязательно хочу слепить красивую морковь…

(67)Я с Шибаевым попал в Кизлярский детдом. (68)И однажды он сказал:

— (69)Ну, что, хватит отдыхать! (70)Я гляжу, ты уткнулся тут в книжки и ничего не видишь… (71)Так вот: я пригляделся, здесь
во-о олухи какие… (72)Ничего не сторожат. (73)Замо к на складе сбить проще простого. (74)Решили? (75)И бежим!

— (76)Куда?

— (77)Всё равно. (78)Не нравится мне здесь.

— (79)Я не побегу, Шибаев. (80)И склад ты не трогай.

(81)У него заблестели глазки, на щеках поплыли два бордовых пятна румянца.

— (82)Ага, гад, изменяешь?! (83)И тогда я взял его за борта тёплого пальто, которое нам здесь выдали.

— (84)Слушай, Шибаев, здесь настоящая жизнь, понимаешь?

(85)Я хочу забыть, как воруют… (86)Я хочу читать книги, я их нигде не видал так много, как здесь. (87)И я хочу учиться… (88)А склада
ты не посмеешь тронуть, понял? (89)Иначе я соберу ребят, и о себе… и о тебе…

(90)У Шибаева задрожали жирные щёки и округлились глаза. (91)Он попятился и уже издали прокричал, показывая кулак:

— (92)Сексот!.. (93)Сволочь… (94)Ты попомнишь, ты…

(95)Ночью он бежал. (96)Он, наверное, решил, что я всё расскажу. (97)А я ничего не рассказал. (98)Я только хотел жить по-новому.

(По А. Приставкину*)

* Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931–2008) — русский писатель, общественный деятель. Долгие годы судьба и творчество писателя были связаны
с Сибирью, где он пишет документальные повести «Мои современники», «Костры в тайге», «Ангара-река» и др.

Широкую известность Анатолию Приставкину принесла повесть «Ночевала
тучка золотая…» (1987), поднимающая важные нравственные проблемы — война, детство, жестокость мира и людей.

Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как проявляется совесть?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая
работа оценивается нулём баллов.

(1)Это случилось под Серноводском, на Кавказе. (2)Нас было трое: Колька Сурков, Шибаев и я. (3)Мы познакомились у костра, когда сошлись однажды вечером на вкусный запах картошки. (4)Картошку варил Колька Сурков, повесив консервную банку на проволоку. (5)Он поглядел, как мордастый, прожорливый Шибаев, обжигаясь и мыча, заглатывает целые картофелины, засмеялся.

— (6)Не торопись, если не хватит, я ещё нарою…

— (7)Где?!!

— (8)Здесь есть один огород, — сказал Колька. (9)И добавил, осеняя спокойными, удивительной голубой чистоты глазами:

— (10)Я копаю аккуратно, по всем сельскохозяйственным законам.

(11)Так что вряд ли меня хозяин поймает до осени. — (12)Сурков разлёгся и, почёсывая белую голову, продолжал развивать мысли: — (13)А вообще это не жизнь. (14)Картошкой не проживёшь. (15)Нужны продукты другие, и здесь у меня есть одна мысль…

— (16)Я согласен с любой мыслью, — сказал Шибаев, с чавканьем приканчивая картошку.

(17)Мы начали с нашего соседа — сельскохозяйственного техникума. (18)Это было здание двухэтажное и красное. (19)В окне на втором этаже маленькие глазки Шибаева безошибочно обнаружили что-то съестное. (20)Он даже не знал, что это, но знал, что это можно обязательно есть, потому что, когда он смотрел на это окно, у него подымался «гуд в животе». (21)У Суркова быстро возникла мысль, как это дело «обтяпать», и однажды вечером мы забрались туда.

(22)Мы копошились в полутёмной комнате, собирая в кучу странно большие фрукты и овощи, когда Шибаев вдруг сплюнул и начал
громко ругаться. (23)На него зашипели:

— (24)Тише! (25)Ты что?

(26)Оказывается, прожорливый Шибаев с налёта, не дожидаясь дележа, впился зубами в яблоко и чуть не поломал зубы. (27)Оно
оказалось из воска. (28)Он долго плевался. (29)Сурков разглядывал розовую морковку и по-детски удивлялся:

— (30)Вот это сделано! (31)Вы посмотрите, как здорово сделано!

— (32)А что жрать? — спросил Шибаев, у него опять начался «гуд
в животе».

(33)Мы сидели в зарослях кукурузы и молча разглядывали добычу. (34)Перед нами возвышалась целая горка красивых, но несъедобных муляжей. (35)Колька задрал голову к небу, и в его глазах побежали белые круги, словно в голубую воду бросили камень.

— (36)У меня есть одна мысль. (37)Пожрать будет…

— (38)Согласен, — сказал Шибаев. — (39)Будем топить воск и делать свечи.
(40)На Кольку вдруг напала страсть лепить. (41)Из-под его ловких рук выходили удивительные фигурки собак и петухов. (42)У Шибаева от голода опять начался его «гуд». (43)Он сидел на корточках и ненавидящими глазами глядел на развлекающегося Суркова. (44)Я тоже зверски хотел жрать. (45)Но я сидел и читал книгу. (46)Я любил читать книги и хватал их где только можно. (47)Эта книга была украдена в техникуме.

(48)И вот однажды колонию решили срочно развести по местным детдомам. (49)Об этом нам сказал Колька. (50)Мы сидели на траве
около станции. (51)Подходил поезд.

— (52)Загонят куда-нибудь ещё похуже! — добавил Сурков и зашлёпал босыми ногами к вагонам. (53)Приподняв белёсые брови,
оглядел проводницу, посмотрел под вагон. (54)Показал рукой на железный ящик.

— (55)Глядите, «собачник». (56)Когда-нибудь я вот так залезу в него, — Колька закинул ногу, примерился, — и покачу тыщу километров…

(57)Я глядел на Суркова и видел в его озёрных глазах белые разводы, словно огромный каменище плесканули туда. (58)Но он ничего не говорил. (59)Мы стояли и смеялись, представляя, как бы он уехал в железном тесном ящике под вагоном. (60)А поезд тронулся.

(61)И Колька Сурков не стал вылезать. (62)Он только сказал нам:

— (63)Ну, пока, дружки. (64)Еду я в Москву. (65)Решил я найти такую школу, где мне покажут, как слепить красивую морковь.

(66)Я обязательно хочу слепить красивую морковь…

(67)Я с Шибаевым попал в Кизлярский детдом. (68)И однажды он сказал:

— (69)Ну, что, хватит отдыхать! (70)Я гляжу, ты уткнулся тут в книжки и ничего не видишь… (71)Так вот: я пригляделся, здесь
во-о олухи какие… (72)Ничего не сторожат. (73)Замо к на складе сбить проще простого. (74)Решили? (75)И бежим!

— (76)Куда?

— (77)Всё равно. (78)Не нравится мне здесь.

— (79)Я не побегу, Шибаев. (80)И склад ты не трогай.

(81)У него заблестели глазки, на щеках поплыли два бордовых пятна румянца.

— (82)Ага, гад, изменяешь?! (83)И тогда я взял его за борта тёплого пальто, которое нам здесь выдали.

— (84)Слушай, Шибаев, здесь настоящая жизнь, понимаешь?

(85)Я хочу забыть, как воруют… (86)Я хочу читать книги, я их нигде не видал так много, как здесь. (87)И я хочу учиться… (88)А склада
ты не посмеешь тронуть, понял? (89)Иначе я соберу ребят, и о себе… и о тебе…

(90)У Шибаева задрожали жирные щёки и округлились глаза. (91)Он попятился и уже издали прокричал, показывая кулак:

— (92)Сексот!.. (93)Сволочь… (94)Ты попомнишь, ты…

(95)Ночью он бежал. (96)Он, наверное, решил, что я всё расскажу. (97)А я ничего не рассказал. (98)Я только хотел жить по-новому.

(По А. Приставкину*)

* Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931–2008) — русский писатель, общественный деятель. Долгие годы судьба и творчество писателя были связаны
с Сибирью, где он пишет документальные повести «Мои современники», «Костры в тайге», «Ангара-река» и др.

Широкую известность Анатолию Приставкину принесла повесть «Ночевала
тучка золотая…» (1987), поднимающая важные нравственные проблемы — война, детство, жестокость мира и людей.

Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как проявляется совесть?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая
работа оценивается нулём баллов.

Материалы к экзамену

Вариант 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего

текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 -14

(1) Это случилось под Серноводском, на Кавказе. (2) Нас было трое: Колька Сурков, Шибаев и я. (3) Мы познакомились у костра, когда сошлись однажды вечером на вкусный запах картошки. (4) Картошку варил Колька Сурков, повесив консервную банку на проволоку.

(5) Он поглядел, как мордастый, прожорливый Шибаев, обжигаясь и мыча, заглатывает целые картофелины, засмеялся.

(6) – Не торопись, если не хватит, я ещё нарою…

(7) — Где?!!

(8) – Здесь есть один огород, — сказал Колька. (9) И добавил, осеняя спокойными, удивительной голубой чистоты глазами:

(10) — Я копаю аккуратно, по всем сельскохозяйственным законам. (11) Так что вряд ли меня хозяин поймает до осени. — (12) Сурков разлёгся и, почёсывая белую голову, продолжал развивать мысли: (13) – А вообще это не жизнь. (14) Картошкой не проживёшь. (15) Нужны продукты другие, и здесь у меня есть одна мысль…

(16) – Я согласен с любой мыслью, — сказал Шибаев, с чавканьем приканчивая картошку.

(17) Мы начали с нашего соседа – сельскохозяйственного техникума. (18) Это было здание двухэтажное и красное. (19) В окне на втором этаже маленькие глазки Шибаева безошибочно обнаружили что- то съестное. (20) Он даже не знал, что это, но знал, что это можно обязательно есть, потому что, когда он смотрел на это окно, у него подымался «гуд в животе». (21) У Суркова

Быстро возникла мысль, как это дело «обтяпать», и однажды вечером мы забрались туда.

(22) Мы копошились в полутёмной комнате, собирая ы кучу странно большие фрукты и овощи, когда Шибаев вдруг сплюнул и начал громко ругаться. (23) На него зашипели:

(24) – Тише! (25) Ты что?

(26) Оказывается, прожорливый Шибаев с налёта, не дожидаясь дележа, впился зубами в яблоко и чуть не поломал зубы. (27) Оно оказалось из воска. (28) Он долго плевался. (29) Сурков разглядывал розовую морковку и по-детски удивлялся:

(30) – Вот это сделано! (31) Вы посмотрите, как здорово сделано!

(32) – А что жрать? – спросил Шибаев, у него опять начался «гуд в животе».

(33) Мы сидели в зарослях кукурузы и молча разглядывали добычу. (343) Перед нами возвышалась целая горка красивых, но несъедобных муляжей. (35) Колька задрал голову к небу, и в его глазах побежали белые круги, словно в голубую воду бросили камень.

(36) – У меня есть одна мысль. (37) Пожрать будет…

(38) — Согласен, — сказал Шибаев.

(39) – Будем топить воск и делать свечи.

(40) На Кольку вдруг напала страсть лепить. (41) Из- под его ловких рук выходили удивительные фигурки собак и петухов. (42) У Шибаева от голода опять начался его «гуд». (43) Он сидел на корточках и ненавидящими глазами глядел на развлекающегося Суркова. (44) Я тоже зверски хотел жрать. (45) Но я сидел и читал книгу. (46) Я любил читать книги и хватал их где только можно. (47) Эта книга была украдена в техникуме.

(48) И вот однажды колонию решили срочно развести по местным детдомам. (49) Об этом нам сказал Колька. (50) Мы сидели на траве около станции. (51) Подходил поезд.

(52) — Загонят куда-нибудь ещё похуже! – добавил Сурков и зашлёпал босыми ногами к вагонам. (53) Приподняв белёсые брови, оглядел проводницу, посмотрел под вагон. (54) Показал рукой на железный ящик.

(55) – Глядите, «собачник». (56) Когда-нибудь я вот так залезу в него, — Колька закинул ногу, примерился, — и покачу тыщу километров…

(57) Я глядел на Суркова и видел в его озёрных глазах белые разводы, словно огромный каменище плесканули туда. (58) Но он ничего не говорил. (59) Мы стояли и смеялись, представляя, как бы он уехал в железном тесном ящике под вагоном. (60) А поезд тронулся. (61) И Колька Сурков не стал вылезать. (62) Он только сказал нам: — (63) Ну, пока, дружки. (64) Еду я в Москву. (65) Решил я найти такую школу, где мне покажут, как слепить красивую морковь. (66) Я обязательно хочу слепит красивую морковь…

(67) Я с Шибаевым попал в Кизлярский детдом. (68) И однажды он сказал:

(69) – Ну, что, хватит отдыхать! (70) Я гляжу, ты уткнулся тут в книжки и ничего не видишь… (71) Так вот: я пригляделся, здесь во-о олухи какие… (72) Ничего не сторожат. (73) Замок на складе сбить проще простого. (74) Решили? (75) И бежим!

(76) – Куда?

(77) – Всё равно. (78) Не нравится мне здесь.

(79) – Я не побегу, Шибаев. (80) И склад ты не трогай.

(81) У него заблестели глазки, на щеках поплыли два бордовых пятна румянца.

(82) – Ага, гад, изменяешь?

(83) И тогда я взял его за борта тёплого пальто, которое нам здесь выдали.

(84) – Слушай, Шибаев, здесь настоящая жизнь, понимаешь? (85) Я хочу забыть, как воруют…

(86) Я хочу читать книги, я их нигде не видал так много, как здесь. (87) И я хочу учиться… (88)А склада ты не посмеешь тронуть, понял? (89) Иначе я соберу ребят, и о себе… и о тебе…

(90) У Шибаева задрожали жирные щёки и округлились глаза. (91) Он попятился и уже издали прокричал, показывая кулак:

(92) – Сволочь!.. (93) – Сволочь… (94) Ты помнишь, ты…

(95) Ночью он бежал. (96) Он, наверное, решил, что я всё расскажу. (97) А я ничего не рассказал. (98) Я только хотел жить по- новому.

(По А.Приставкину)

Приставкин Анатолий Игнатьевич (1931 – 2008 )- российский писатель, общественный деятель.

В

2

каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему Колька Сурков решил уехать в Москву?»

1) Кольке надоело жить в колонии.

2) Колька хотел найти школу, в которой его научат лепить.

3) Колонию, в которой жил Колька, расформировали.

4) Колька хотел путешествовать за тыщу километров.

Ответ: ____________________

3

В каком предложении средством выразительности речи является гипербола?

1) И добавил, осеняя спокойными, удивительной голубой чистоты глазами.

2) В окне на втором этаже маленькие глазки Шибаева безошибочно обнаружили что-то

съестное.

3) Я глядел на Суркова и видел в его озёрных глазах белые разводы, словно огромный

каменище плесканули туда.

4) На Кольку вдруг напала страсть лепить.

Ответ: ___________________________

А 4

4

Из предложений 84 — 90 выпишите слово, в котором есть чередующийся гласный в корне.

Ответ: ________________

И

5

з предложений 26 – 32 выпишите слово, в котором пишется Н, так как это краткое страдательное причастие.

Ответ: ______________

З

6

амените разговорное слово « копошились » в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите его.

Ответ: _________________

7

Замените словосочетание «на железный ящик», построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите его.

Ответ: ______________

8

Выпишите грамматическую основу предложения 40.

Ответ: __________________________

9

Среди предложений 16 – 21 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________

10

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифр(у)-ы, обозначающие запятую(ые) при обращении.

Нас было трое: Колька, Сурков, (1) Шибаев и я. Слушай, (2) Шибаев, (3) здесь настоящая жизнь, (4) понимаешь?

Ответ: ____________________

11

Укажите количество грамматических основ в предложении 35. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ____________________

12

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру( ы), обозначающую (ие) запятую (ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Он даже не знал, (1) что это, (2) но знал, (3) что это можно обязательно есть, (4) потому что, (5) когда он смотрел на это окно, (6) у него подымался «гуд в животе».

Ответ: ____________________

13

Среди предложений 5566 найдите сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Напишите номера этих предложений.

Ответ: _______________________

14

Среди предложений 8189 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _____________________________

Используя прочитанный текст, выполните только ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3.

Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: « Каждый знак препинания выполняет в тексте свои функции, а сочетание знаков обладает ещё и большими выразительными возможностями».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст ( не по данному тексту), не оценивается.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения текста: «Он, наверное, решил, что я всё расскажу. А я ничего не рассказал. Я только хотел жить по- новому ».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

15.3

Как вы понимаете значение слова Надежда?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите

сочинение – рассуждение на тему: «Что может дать человеку надежду на будущее?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите два примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

(1)Нас было трое: хозяйка двора Валентина, супруг её Тимофей — мой товарищ, да я — гость нередкий. (2)Только что отобедали. (3)Сидели, разморённые едой, жарой. (4)И вдруг:

— Разрешите предложить вам товары со скидкой! (5)Только сегодня наша фирма в честь юбилея…

(6)Я не верил глазам.

(7)В Москве — понятно. (8)От них прохода нет, от этих молодцов. (9)«Здравствуйте! — с белозубой улыбкой. (10)– Сегодня наша фирма в честь десятилетнего юбилея проводит распродажу со скидкой…» (11)И норовят всучить какую-нибудь ерунду.

(12)Но это — Москва. (13)А здесь… (14)Далёкое глухое селенье. (15)Сюда и дороги нет, одни лишь колдобины. (16)А он — вот: из жаркого марева ли соткался, а может, с парашютом… (17)Белая рубашка и галстук, аккуратный пробор на голове, чёрные брюки. (18)Тут в шортах да шлёпанцах на босу ногу жарко. (19)А он…

(20)– Только сегодня наша фирма в честь юбилея предлагает… (21)Глядели на чудо-гостя, глазам не веря.

(22)Гость улыбкой сиял, словами сыпал, убеждая. (23)Но в какой-то момент по нашему равнодушию он, видимо, начал понимать тщету надежд своих, стал гаснуть.

(24)И в самом деле, не нужны были в этом дворе ни ножи, ни тёрки, ни прочее. (25)У хозяев — своя машина, в город часто наведываются. (26)Да и чем завлечёшь людей пожилых и поживших? (27)Всё это, кажется, поняв, торговец сник и смолк.

(28)– Моё дитё… — пожалела его сердобольная Валентина.

(29)– Ты откуда взялось? (30)По такой жаре. (31)Садись в тенёк. (32)Молочка тебе кисленького или холодного кваску? (33)А может, чего похлебаешь?

(34)Молодой человек послушно уселся, квасу попросил, но выпил немного, на вопрос ответив:

— Нас привезли. (35)В ту деревню, а меня в эту… —(36)И завёл было прежнюю пластинку: — Наша фирма в честь юбилея…

(37)Но хозяйка его остановила:

(38)– Фирма твоя… (39)Мучают детей по такой жаре. (40)Кто у тебя чего возьмёт? (41)Тут одни старики. (42)Ни у кого и денег-то нет.

(43)Молодой человек квасу выпил, и сразу его пот прошиб. (44)Побегай по такой жаре да в такой амуниции. (45)Лицо его, волосы были припудрены пылью. (46)Белая меловая пыль покрывала рубашку, серея на вороте; брюки припорошены, чёрные башмаки и вовсе. (47)Но рассиживаться он не стал. (48)Поднявшись, собирал и складывал в сумку свои товары.

(49)– Погоди! — остановила его хозяйка, поднимая глаза на мужа.

(50)– Давай хоть какую-нибудь турунду купим.

(51)– Зачем тебе?

(52)– Дитё в такую даль мучалось, по жаре… (53)Начальство ругать будет, что не продал. (54)А чего тут продашь, кому?

(55)Он уже был готов к дальнейшему бегу, к движенью по дремавшему в летнем зное хутору, где его вовсе не ждали. (56)Разве что дворовые собаки.

(57)– Погоди… — снова остановила хозяйка с приговором.

(58)– Мучают детей. (59)Погоди… (60)Чего ноги зря бить. (61)Давай подумакаем. (62)К куме Шуре либо зайти? — посоветовалась она с мужем. (63)– Они двух овечек продали. (64)К Володе? (65)Как тебе ловчей подсказать…

(66)– Пойди да отведи, — подначил её насмешливый супруг.

(67)– Взаправди! — не поняв шутки, на ноги поднялась хозяйка. (68)Хозяин открыл было рот, чтобы жену урезонить, но лишь рукой махнул. (69)Разве убедишь?..

(70)И вот они подались. (71)Жаркий полдень. (72)Слепит глаза белая меловая дорога. (73)Обомлевший от зноя хутор. (74)Немолодая женщина в белом платке. (75)Отёкшие ноги, ход неторопкий. (76)С ней рядом — юноша с картинки или с неба упавший: белая рубашечка, галстук, чёрные брюки, аккуратный пробор на голове. (77)«Наша фирма в честь юбилея…»

(78)Они уходят. (79)Мы остаёмся в тени, у стола. (80)Даже здесь жарко. (81)Знойный полдень. (82)Безветрие. (83)На небе — ни облачка.

Доброе отношение к людям… Как оно проявляется? Именно над проблемой доброго отношения к людям рассуждает Борис Петрович Екимов в тексте.

Автор знакомит нас с Валентиной, простой русской женщиной, проявившей по-настоящему хорошее отношение к незнакомому ей человеку. В село, где жила героиня, приехала фирма для реализации продукции: «Только сегодня наша фирма в честь юбилея предлагает товары со скидкой». Писатель показывает, что местные не нуждались ни в чем, предложенном представителем фирмы, однако Валентина поняла, как парнишке тяжело, и проявила доброе отношение, предложив незнакомцу квас и молоко: «Садись в тенек» «молочка тебе кисленького или холодного кваску?» Показывая эти эпизоды, Екимов доносит до нас мысль о том, насколько люди бывают добрыми по отношению к другим.

Важным является эпизод, когда торговец, осознав свою попытку продать товар безнадежной, решил уйти. Автор показывает нам, что незнакомцу предстояло еще долгое время провести на улице, на жаре: «Он уже был готов к дальнейшему бегу, к движенью по дремавшему в летнем зное хуторе». Однако В

Это случилось давно, осенью 1988 года, когда неожиданно рано, напутав с календарём, наступила зима. Огромные, толстые льды покрыли северные моря и прижали к берегам Аляски несколько серых калифорнийских китов.

К сожалению, с течением времени отношения человека с животными утратили былую силу, перестали зиждиться на доверии и взаимопомощи и переросли в что-то больше похожее на взаимную агрессию.

В данном тексте Сергей Сальников поднимает актуальную проблему взаимоотношений человека и животных.

Подводя к ней, автор знакомит нас с ситуацией и жизни, в которой мир людей стал на шаг ближе миру животных. В то время, которое описывается в тексте, зима наступила «неожиданно рано» и киты оказались заложниками собственной стихии: океан покрылся толстой коркой льда и животным ничего не оставалось, как «метаться на узкой полосе чистой воды». Спасти китов решился Дальневосточный ледокол, который без труда был способен пробить лед, однако «полярные капитаны» столкнулись с другой проблемой. Автор делает акцент на том, что самым большим страхом у героев было то, что киты, напуганные китобойным промыслом, перестали доверять людям, а значит заставить их довериться спасателям, пойти по их указке, казалось, было невозможно. Однако герои не побоялись смотреть в глаза опасности и все-таки помогли «морским исполинам» выйти в море.

Писатель считает, что животные перестали доверять людям, не ожидая от них добра, потому что человек перестал быть достоин доверия. В современном мире, где браконьерство уже стало нормой, становится невозможным доверие животных к людям, и это ужасно: ведь есть и те, кто способен совершать добрые поступки по отношению к своим братьям меньшим, однако сложившаяся ситуация очень им в этом мешает.

Я полностью согласна с мнением Сергея Сальникова и тоже считаю, что к диким животным нужно относиться с добром и пониманием. Ведь зачастую они по-настоящему нуждаются в поддержке человека, способного прийти на помощь в самых сложных ситуациях. Но при этом, в виду учащенной жестокости и безразличия людей к животному миру, его обитатели стали буквально бояться получать помощь.

В повести Гавриила Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» автор ярко показывает, какие могут быть отношения между человеком и животным. Главный герой, пес по кличке Бим, жил изначально со своим хозяином, который был добр к своему питомцу и дарил ему тепло и ласку. Однако, когда по воле судьбы пес оказался на улице, он столкнулся с человеческой жестокостью: злые люди, державшие его на привязи, жестокий отлов собак, долгие мытарства, глубокие раны, которые пес залечивал в лесу, и смерть в одиночестве за железными дверями, за несколько мгновений до встречи с хозяином. Реальный мир людей оказался очень жестоким, однако автор показывает, что хотя бы Иван Иванович был способен на добро и любовь.

В рассказе Л.Н. Андреева «Кусака» также показана вся жестокость людей по отношению к животным. Главная героиня, простая дворняга, всю свою жизнь копила злобу на мир, в котором её постоянно обижали люди. Однако, встретив Лелю и других дачников, собака медленно и с трудом, но смогла начать доверять людям. И, когда Кусака уже была способна принадлежать человеку, Леля вместе с семьей уехала в город, забыв про собаку и оставив её наедине с голодом и одиночеством. В этом рассказе герои повели себя бесчеловечно, еще раз доказывая жестокое и предательское отношение мира людей к миру животных.

Таким образом, можно сделать вывод, что доверительное отношение мира животных к миру людей зависит в первую очередь от доброго и понимающего отношения вторых, ведь только постоянным добром и помощью можно заслужить доверие братьев наших меньших.

Содержание

  1. помогите сжать текст до 70 слов
  2. Каталог статей
  3. Экзаменационная работа по русскому языку в двух вариантах 9 класс ОГЭ
  4. Материалы к экзамену

помогите сжать текст до 70 слов

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает и как бы гнетёт, то поощряет и радует. Это тонкое врождённое нравственное чувство называют совестью. Совесть – это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.

Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому как мы не можем себя убедить в том, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить и в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.

При попытках определить, что такое совесть, мы сталкиваемся с трудностями. Говоря о «механизме» совести, известный современный американский исследователь и психолог Джэймс Добсон отмечает, что совесть – это данная нам Богом способность отличать плохое от хорошего, правильное от неправильного. А чувство вины – это такое неудобное чувство, которое появляется, когда мы нарушаем внутренний кодекс этических правил. Иначе говоря, сознание вины появляется тогда, когда совесть выражает неодобрение нашим мыслям и поступкам, как бы говоря: «Тебе следует стыдиться самого себя! »

Наш личный опыт убеждает нас в том, что этот внутренний голос находится вне нашего контроля и выражает себя помимо нашего желания. Мы не можем себя убедить в том, что поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.

Трудно определить, что такое совесть. Это данная нам Богом способность отличать плохое от хорошего, правильное от неправильного. А чувство вины – это неудобное чувство, которое появляется, когда мы нарушаем внутренний кодекс этических правил. Сознание вины возникает тогда, когда совесть выражает неодобрение, как бы говоря: «Тебе следует стыдиться самого себя!»

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает и как бы гнетёт, то поощряет и радует. Это тонкое врождённое нравственное чувство называют совестью.

При попытках определить, что такое совесть, мы сталкиваемся с трудностями. Совесть – это своего рода духовный инстинкт, который находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания.

По словам современного американскоо исследователя и психолога Джэймса Добсона, совесть – это данная нам Богом способность отличать плохое от хорошего, правильное от неправильного.

P.s. na 5-6 slov bolshe poluchilos. 🙂

Наш личный опыт убеждает нас в том, что этот внутренний голос находится вне нашего контроля и выражает себя помимо нашего желания. Мы не можем себя убедить в том, что поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.

Трудно определить, что такое совесть. Это данная нам Богом способность отличать плохое от хорошего, правильное от неправильного. А чувство вины – это неудобное чувство, которое появляется, когда мы нарушаем внутренний кодекс этических правил. Сознание вины возникает тогда, когда совесть выражает неодобрение, как бы говоря: «Тебе следует стыдиться самого себя!»

Источник

Каталог статей

Задание №1 ОГЭ по русскому языку 9 класс

Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Исходный текст

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает и как бы гнетёт, то поощряет и радует. Это тонкое врождённое нравственное чувство называют совестью. Совесть – это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.

Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому как мы не можем себя убедить в том, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить и в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.

При попытках определить, что такое совесть, мы сталкиваемся с трудностями. Говоря о «механизме» совести, известный современный американский исследователь и психолог Джэймс Добсон отмечает, что совесть – это данная нам Богом способность отличать плохое от хорошего, правильное от неправильного. А чувство вины – это такое неудобное чувство, которое появляется, когда мы нарушаем внутренний кодекс этических правил. Иначе говоря, сознание вины появляется тогда, когда совесть выражает неодобрение нашим мыслям и поступкам, как бы говоря: «Тебе следует стыдиться самого себя!»

(По материалам учебного пособия «Основы нравственности»)

Сжатое изложение

Наш личный опыт убеждает нас в том, что этот внутренний голос находится вне нашего контроля и выражает себя помимо нашего желания. Мы не можем себя убедить в том, что поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.

Трудно определить, что такое совесть. Это данная нам Богом способность отличать плохое от хорошего, правильное от неправильного. А чувство вины – это неудобное чувство, которое появляется, когда мы нарушаем внутренний кодекс этических правил. Сознание вины возникает тогда, когда совесть выражает неодобрение, как бы говоря: «Тебе следует стыдиться самого себя!»

Источник

Экзаменационная работа по русскому языку в двух вариантах 9 класс ОГЭ

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ Ответы и нормы оценивания.docx

Как развивать в человеке совесть? Совесть сама развивается, если в коллективе нет принуждения и есть честность во всём.

Для пробуждения совести ребёнок должен расти в атмосфере правды. Если человек всегда говорит правду, его называют совестью семьи, совестью класса, совестью школы, совестью народа.

В мире есть идеальная правда, единая для всех, которая существует в виде совести всех людей и каждого в отдельности. Правда и совесть есть без нас, а справедливость и совестливость требуют наших нравственных усилий.

Проверка заданий 2–14

За верное выполнение заданий части 2 экзаменационной работы

экзаменуемый получает по одному баллу за каждое задание. За неверный

ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

сказал приказал потребовал

с вареньем из вишни

он встал, начал мыть,оттирать

За выполнение экзаменационной работы выставляется отметка по

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся набрал не более

14 баллов (от 0 до 14) за выполнение всех частей экзаменационной работы.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся набрал не

менее 15 и не более 24 баллов (от 15 до 24) за выполнение всех частей

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся набрал не

менее 25 и не более 33 баллов (от 25 до 33) за выполнение всех частей

экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее

4 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4

учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся набрал не

менее 34 и не более 39 баллов (от 34 до 39) за выполнение всех частей

экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее

учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».

Выбранный для просмотра документ Текст для прослушивания.docx

hello html 7eb36cdaЧасть 1

Текст для прослушивания

Как развивать в человеке совесть? Какие действия производить для этого? Несомненно, что совесть сама развивается, укрепляется, становится главным во внутреннем мире человека, коль скоро в классе меньше принуждения, больше творчества, лучше отношения – словом, всё кругом честно.

Для пробуждения и развития совести ребёнок должен расти в максимально правдивой атмосфере. Правда – кислород воспитания. Когда человека называют совестью народа, это означает, что он всегда говорит правду. Место народной совести занять очень легко: надо лишь всегда говорить правду. Если говоришь её в семье – совесть семья. В школьном классе – совесть класса. На педсоветах – совесть школы.

В мире есть идеальная правда, в которую нужно верить, в которую верят все нравственные люди. Общая, единая, единственная на всех правда существует в мире в виде совести всех людей и каждого в отдельности, подобно тому как единый язык народа живёт в языке каждого человека, говорящего на этом языке. Правда есть всегда, и совесть есть в каждом, но не каждый живёт по совести, не каждый совестлив. Правда и совесть есть и без нас, а справедливость и совестливость требуют наших нравственных усилий, которые даются нам тем легче, чем сильнее верим мы в существование правды и совести.

( С. Соловейчик 184 слова)

Выбранный для просмотра документ вариант 1.doc

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего

текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

(1) Это случилось под Серноводском, на Кавказе. (2) Нас было трое: Колька Сурков, Шибаев и я. (3) Мы познакомились у костра, когда сошлись однажды вечером на вкусный запах картошки. (4) Картошку варил Колька Сурков, повесив консервную банку на проволоку.

(5) Он поглядел, как мордастый, прожорливый Шибаев, обжигаясь и мыча, заглатывает целые картофелины, засмеялся.

(6) – Не торопись, если не хватит, я ещё нарою…

(17) Мы начали с нашего соседа – сельскохозяйственного техникума. (18) Это было здание двухэтажное и красное. (19) В окне на втором этаже маленькие глазки Шибаева безошибочно обнаружили что- то съестное. (20) Он даже не знал, что это, но знал, что это можно обязательно есть, потому что, когда он смотрел на это окно, у него подымался «гуд в животе». (21) У Суркова

Быстро возникла мысль, как это дело «обтяпать», и однажды вечером мы забрались туда.

(22) Мы копошились в полутёмной комнате, собирая ы кучу странно большие фрукты и овощи, когда Шибаев вдруг сплюнул и начал громко ругаться. (23) На него зашипели:

(24) – Тише! (25) Ты что?

(26) Оказывается, прожорливый Шибаев с налёта, не дожидаясь дележа, впился зубами в яблоко и чуть не поломал зубы. (27) Оно оказалось из воска. (28) Он долго плевался. (29) Сурков разглядывал розовую морковку и по-детски удивлялся:

(30) – Вот это сделано! (31) Вы посмотрите, как здорово сделано!

(32) – А что жрать? – спросил Шибаев, у него опять начался «гуд в животе».

(33) Мы сидели в зарослях кукурузы и молча разглядывали добычу. (343) Перед нами возвышалась целая горка красивых, но несъедобных муляжей. (35) Колька задрал голову к небу, и в его глазах побежали белые круги, словно в голубую воду бросили камень.

(36) – У меня есть одна мысль. (37) Пожрать будет…

(39) – Будем топить воск и делать свечи.

(40) На Кольку вдруг напала страсть лепить. (41) Из- под его ловких рук выходили удивительные фигурки собак и петухов. (42) У Шибаева от голода опять начался его «гуд». (43) Он сидел на корточках и ненавидящими глазами глядел на развлекающегося Суркова. (44) Я тоже зверски хотел жрать. (45) Но я сидел и читал книгу. (46) Я любил читать книги и хватал их где только можно. (47) Эта книга была украдена в техникуме.

(48) И вот однажды колонию решили срочно развести по местным детдомам. (49) Об этом нам сказал Колька. (50) Мы сидели на траве около станции. (51) Подходил поезд.

(67) Я с Шибаевым попал в Кизлярский детдом. (68) И однажды он сказал:

(69) – Ну, что, хватит отдыхать! (70) Я гляжу, ты уткнулся тут в книжки и ничего не видишь… (71) Так вот: я пригляделся, здесь во-о олухи какие… (72) Ничего не сторожат. (73) Замок на складе сбить проще простого. (74) Решили? (75) И бежим!

(77) – Всё равно. (78) Не нравится мне здесь.

(79) – Я не побегу, Шибаев. (80) И склад ты не трогай.

(81) У него заблестели глазки, на щеках поплыли два бордовых пятна румянца.

(82) – Ага, гад, изменяешь?

(83) И тогда я взял его за борта тёплого пальто, которое нам здесь выдали.

(84) – Слушай, Шибаев, здесь настоящая жизнь, понимаешь? (85) Я хочу забыть, как воруют…

(86) Я хочу читать книги, я их нигде не видал так много, как здесь. (87) И я хочу учиться… (88)А склада ты не посмеешь тронуть, понял? (89) Иначе я соберу ребят, и о себе… и о тебе…

(90) У Шибаева задрожали жирные щёки и округлились глаза. (91) Он попятился и уже издали прокричал, показывая кулак:

(92) – Сволочь. (93) – Сволочь. (94) Ты помнишь, ты.

(95) Ночью он бежал. (96) Он, наверное, решил, что я всё расскажу. (97) А я ничего не рассказал. (98) Я только хотел жить по- новому.

Приставкин Анатолий Игнатьевич (1931 – 2008 )- российский писатель, общественный деятель.

каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему Колька Сурков решил уехать в Москву?»

1 ) Кольке надоело жить в колонии.

2) Колька хотел найти школу, в которой его научат лепить.

3) Колонию, в которой жил Колька, расформировали.

4) Колька хотел путешествовать за тыщу километров.

В каком предложении средством выразительности речи является гипербола?

1) И добавил, осеняя спокойными, удивительной голубой чистоты глазами.

2) В окне на втором этаже маленькие глазки Шибаева безошибочно обнаружили что-то

3) Я глядел на Суркова и видел в его озёрных глазах белые разводы, словно огромный

каменище плесканули туда.

4) На Кольку вдруг напала страсть лепить.

з предложений 26 – 32 выпишите слово, в котором пишется Н, так как это краткое страдательное причастие.

амените разговорное слово « копошились » в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите его.

Замените словосочетание «на железный ящик», построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите его.

Выпишите грамматическую основу предложения 40.

Среди предложений 16 – 21 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифр(у)-ы, обозначающие запятую(ые) при обращении.

Нас было трое: Колька, Сурков, (1) Шибаев и я. Слушай, (2) Шибаев, (3) здесь настоящая жизнь, (4) понимаешь?

Укажите количество грамматических основ в предложении 35. Ответ запишите цифрой.

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру( ы), обозначающую (ие) запятую (ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Он даже не знал, (1) что это, (2) но знал, (3) что это можно обязательно есть, (4) потому что, (5) когда он смотрел на это окно, (6) у него подымался «гуд в животе».

Используя прочитанный текст, выполните только ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3.

Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: « Каждый знак препинания выполняет в тексте свои функции, а сочетание знаков обладает ещё и большими выразительными возможностями».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст ( не по данному тексту), не оценивается.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения текста: «Он, наверное, решил, что я всё расскажу. А я ничего не рассказал. Я только хотел жить по- новому ».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Как вы понимаете значение слова Надежда?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите

сочинение – рассуждение на тему: «Что может дать человеку надежду на будущее?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите два примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Источник

Как написать сочинение ЕГЭ по тексту Б. Екимова «Нас было трое: хозяйка двора Валентина…» Проблема проявления заботы

В тексте Екимова Б. «Нас было трое…» можно обнаружить несколько проблем. Старшеклассник может сформулировать любую, основываясь на том, аргументы к какой проблеме он знает. Сочинение к данному тексту написано по проблеме проявления заботы. Для аргумента взято событие из библейской притчи о добром самарянине.

Как написать сочинение ЕГЭ по тексту Б. Екимова «Нас было трое: хозяйка двора Валентина…» Проблема проявления заботы

Вам понадобится

  • Текст Б. Екимова «Нас было трое: хозяйка двора Валентина, супруг её Тимофей — мой товарищ, да я – гость нередкий. Только что отобедали. Сидели, разморённые едой, жарой. И вдруг…»

Инструкция

В тексте говорится о поведении деревенских жителей по отношению к представителю торговой фирмы. Женщина-хозяйка предлагает ему помощь, а хозяин иронизирует над ее поступком. Определиться в формулировке проблемы можно, взяв позитивную сторону житейского случая: «Писатель Б. Екимов затрагивает актуальную для нашего времени нравственную проблему проявления заботы».

Можно остановиться на кратком пересказе: «Автор рассказывает о случае, который произошел, когда он был в деревне в гостях у товарища. Внезапно после обеда в доме появился молодой человек – представитель торговой фирмы. Появление такого гостя автор называет «чудом», потому что это была дальняя деревня. Хозяева не хотели ничего покупать, так как не нуждались ни в чем. Не мог торговец привлечь их своим товаром. Молодой человек понял, что напрасно старается и совсем сник».

Анализируя отношение хозяйки к торговцу, необходимо указать и на средства выразительности: «На этом история могла бы и закончиться. Но хозяйка пожалела его. Автор характеризует ее с помощью эпитета «сердобольная». Она понимала, что в такую жару торговцу было нелегко в костюме при галстуке. Она пригласила его сесть в тень, предложила попить. Узнав, что представителей фирмы распределили по деревням, женщина высказала по этому поводу свое мнение. Для нее такие молодые люди – еще дети. Она объяснила ему, что старания его напрасны, что в деревне у людей денег нет.
Увидев, что молодой человек складывает весь товар, она не успокоилась и предложила мужу купить что-нибудь. Из диалога мужа и жены понятно, что хозяину все равно, что происходит с торговцем. А вот хозяйка все искала повод, чтобы помочь молодому человеку, потому что жалела его как своего сына».

Следующую часть сочинения можно оформить как продолжение иллюстрирования проблемы: «В репликах женщины часто звучит лексика, связанная со словом «мучение». Ей казалось, что молодого человека мучают, и она не могла терпеть такого отношения. Женщина начала вспоминать, у кого из односельчан есть деньги.
Совершенно противоположную позицию занял ее супруг. Он еще и специально насмешливо предложил ей отвести продавца, потому что тот не знал, куда идти. Женщина эту шутку поняла всерьез и ушла помогать юноше.
Изображая женщину немолодого возраста и ее деревенский уклад жизни, автор использует в диалогах просторечные слова «подначил», «взаправди». Чтобы описать реальную обстановку: погоду, тяжелое физическое состояние женщины – автор использует несколько односоставных назывных предложений».

О конкретном авторском отношении к поведению женщины можно только догадываться. Оформить его можно, сравнивая поведение хозяев дома: «Когда читаешь о поведении хозяина и хозяйки, то чувствуешь скрытую авторскую иронию по отношению к мужчине, который не проявил заботы и даже посмеивался над женой. Писатель в конце описывает совершенно противоположную обстановку, в которой находилась женщина и в которой остались хозяин и его знакомый».

В дальнейшем необходимо сформулировать личное отношение к проблеме с использованием читательского аргумента: «Я думаю, что авторская цель – донести до читателя моменты проявления заботы о совершенно чужом человеке, достигнута. И читатель не останется безразличным к поступку женщины, хотя два десятилетия ХХI века не пестрят обилием таких фактов.
О заботе говорится во многих библейских источниках. Например, в притче о добром самарянине рассказывается о человеке, который не прошел мимо ограбленного, лишенного одежды, раненого, а помог ему. Самарянин, перевязав ему раны и посадив его на осла, доставил его до гостиницы, дал ее хозяину деньги, чтобы тот позаботился о пострадавшем».

Заключительные мысли в сочинении могут быть такими: «Не каждый способен на такую сердечную заботу, и если человек сумел сохранить в себе чувство заботливости, чувство, которое заставляет его, несмотря на плохое здоровье, заботиться о другом, то этот поступок говорит о добром, отзывчивом характере помогающего».

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.