Как сохранить человечность в условиях технического прогресса итоговое сочинение

итоговое сочинение 2021 2022

Как сохранить человечность в условиях технического прогресса? Пример итогового сочинения 2021-2022 по литературе на данную тему для допуска к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями.

Как сохранить человечность в условиях технического прогресса? готовое итоговое сочинение ЕГЭ 2021-2022

Жизнь не стоит на месте, она стремительно развивается. Важную роль в ее развитие играют люди. Их изобретения, технологии, открытия. Каждый человек стремится внести свой вклад в развитие той или иной сферы жизни. В этой гонке за созданием новых технологий, люди зачастую не обращают внимания на человеческие факторы, не думают о последствиях. Технический прогресс может отрицательно влиять на жизнь людей.

Люди, когда придумывают новое изобретение, которое сможет упростить жизнь и решить многие проблемы раз и навсегда, часто теряют человеческие качества и перестают разумно мыслить. В произведении Умберто Эко «Оно» рассказывается о создании человеком очень мощного оружия. Профессор провел пять лет взаперти, трудясь над своим проектом, и вот пришло время показывать его Генералу. Изобретение обладало огромной силой, оно было способно убить все человечество. Генерал чувствует свое превосходство и могущество над противником, имея такое изобретение в руках. Автор обращает наше внимание но то, что происходит с Генералом. Он хочет использовать оружие против человечества, совершенно не думая о последствиях и о том, что он подвергает риску жизни людей. Профессор был в ужасе, осознав всю опасность своего изобретения. Он понимает, что оружие изменит мир в худшую сторону, поэтому принимает решение избавиться от него. Пытаясь уничтожить свое творение, герой погибает от рук Генерала. Автор показывает, что Генерал, утратив человечность и сострадание, лишает человека жизни из-за какого-то изобретения. Некоторые открытия способны изменить мир и людей в отрицательную сторону.

В погоне за славой и совершением открытий люди перестают мыслить целесообразно. В произведении М. А. Булгакова «Собачье сердце» в основе повествования лежит гениальный эксперимент ученого и его трагические последствия. Профессор Филипп Преображенский давно занимается наукой и достиг многих вершин в своей деятельности. Однако ему этого мало. Ради научного эксперимента он решается пересадить дворовой собаке гипофиз человек. По мнению профессора это должно открыть новые возможности в исследовании механизма омоложения. По итогам эксперимента пес обрел все признаки, характерные человеку. Однако у него было сострадания, человечности, уважения. Несмотря на то, что он внешне стал похожим на человека, человеком он вовсе не являлся. Пес был опасен для окружающих людей. Профессор, осознав свою ошибку, путем повторной операции возвращает псу его гипофиз. Автор обращает наше внимание на то, что ученому вовремя удалось исправить ситуацию, иначе неизвестно к каким последствиям бы привел эксперимент. Филипп Преображенский понял, что в природу вмешиваться не стоит. Стремительное развитие технического прогресса довольно часто подвергает риску жизни людей. Человек, находясь в погоне за открытием, не думает о других людях и вовсе теряет рассудок.

В заключение хотелось бы сказать, что сохранять человечность в условиях технического прогресса очень важно. Люди должны быть осторожны и не позволять техническому прогрессу завладеть их разумом. Мы должны сохранять человеческие качества, не терять настоящих чувств и эмоций.

Для итогового сочинения 2021-2022 посмотрите:

Технический прогресс аргументы из литературы для итогового сочинения 2021-2022

Технический прогресс зло или благо готовое итоговое сочинение 2021-2022

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ


Технический прогресс стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Трудно представить современный мир без технологий и новых научных открытий. Но все чаще люди стали задаваться вопросом: как сохранить человечность в условиях технического прогресса? На мой взгляд, ответ на этот вопрос можно рассматривать с разных сторон. Человечество все больше становиться зависимым от техники, что, несомненно, сказывается на самом обществе. Для доказательства своей точки зрения приведу примеры из читательского опыта.

В произведении Рэя Брэдбери «Вельд» действие рассказа происходит в далеком будущем, в котором технологии смогли вытеснить человека. Семья Хедли становиться зависимой от модернизированного дома, который делает за них всю работу. В доме есть необычная детская комната, которая воспроизводит любое место на планете. Дети Питера и Венди очень увлекаются детской, что обеспокоивает родителей. Они обращаются к психиатру Дэвиду Макклину, он советует отключить всю технику в доме. Дети просят зайти в комнату последний раз, родители соглашаются. Спустя время Питер и Венди слышат крики из детской, и заходят в комнату, где дети их запирают. Детская оживает, и навстречу к ним идут разъяренные львы. На этом примере видно, к каким печальным последствиям приводит потеря человечности в условиях технического прогресса.

Обратимся к повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце». Профессор Преображенский Филипп Филиппович достиг огромных высот в развитии науки области омоложения человека. Но он решается на рискованный эксперимент пересадка половых желез и гипофиза дворовой собаке. Операция проходит успешно, пес выживает. В течении нескольких дней после операции пес превращается в уродливое морально и физически существо. Профессор понимает, что из собаки не вышло хорошего человека, и возвращает псу его облик. Таким образом, становится понятно что, несмотря на то какой бы высокотехнологической не была наука нельзя искусственно привить кому либо человечность она, либо есть, любо ее нет.

Итак, в дополнение к вышесказанному, можно сделать вывод о том, что человечность трудно сохранить условиях технического прогресса. Человек все больше живет в виртуальном мире, и меньше в реальном. Но, несмотря на то, какими бы не были современные технологии важно всегда оставаться человеком, а именно быть милосердным и проявлять сочувствие и желание помочь другим людям.

Многомудрый Литрекон сегодня рассуждает о том, всегда ли положительно влияние технического прогресса? Итоговое сочинение поможет Вам разобраться в теме. Приятного просвещения!

Вариант 1

(361 слово) Как известно, технический прогресс делает нашу жизнь более комфортной и безопасной. Благодаря ему каждый из нас может достичь процветания, ведь совершенствуются орудия труда, условия быта, экономические инструменты и так далее. Однако порой новые достижения приносят людям не пользу, а вред или даже настоящую катастрофу. Такие примеры часто становятся объектами изображения для писателей.

Вспомним рассказ М.А. Булгакова «Собачье сердце». Главный герой совершил уникальное научное открытие: с помощью пересадки органов он превратил собаку в человека. Его достижение облетело все уголки земного шара, слава профессора стала мировой. Его чествовали и поздравляли, ведь его методика расширяла границы медицины и позволяла помочь тому, кто раньше считался обреченным. Однако со временем Филипп Филиппович понял, что совершил ошибку, а не прорыв. Шариков, несмотря на внешние характеристики, так и не стал полноценным человеком. Зато теперь он мог вредить людям и начал со своего создателя. Его существование ставило под угрозу мир, который мог превратиться в место обитания для неполноценных человекоподобных существ, ненавидящих всех и вся, кроме себя. И Преображенский повернул свой эксперимент вспять. Шариков стал Шариком и прекратил издеваться над людьми. А ученый понял, что не всегда положительно влияние прогресса. Иногда оно может и навредить, если последствия опыта не продуманы как следует.

Настоящую катастрофу в результате технического прогресса показал М.А. Булгаков в произведении «Роковые яйца». Профессор Персиков создал луч, который многократно увеличивал размеры, плодовитость, выносливость, аппетит и, как выяснилось позже, уровень агрессии живых организмов. Но ему не дали изучить открытие до конца. Власть имущие распорядились сразу же внедрить изобретение на производстве. Заведующий колхоза Рокк не стал вникать в дело и просто применил луч, перепутав куриные яйца со змеиными. В результате появились чудовища, которые разгромили город и съели все на своем пути. Мутанты росли с непостижимой быстротой и бросались на все и всех, кого замечали. Для борьбы с ними пришлось вводить армию. И таковы последствие прогресса, которые никак нельзя назвать положительными. Они вполне могут быть, если люди будут столь же безответственно подходить к нововведениям в технической области.

Таким образом, технический прогресс — это, конечно, благо, но не стоит забывать о возможных рисках и плохих последствиях любого изобретения. Важно минимизировать угрозы и быть готовыми к устранению проблем. Далеко не всегда влияние новых научных достижений положительно, и это следует помнить всем нам.

Вариант 2

(395 слов) Технический прогресс необходим человеку для выживания и развития, однако порой он оказывается негативным, а то и вовсе опасным явлением, которое имеет разрушительные последствия. Сколько экологических бедствий и техногенных катастроф уже пережила наша планета! Этого ужасного опыта должно было быть достаточно для всех следующих поколений, но мы по-прежнему не внимаем голосу рассудка и продолжаем безответственно относиться к своему будущему. А ведь отечественные и зарубежные писатели уже не раз предупреждали нас о возможном отрицательном воздействии технологий на состояние людей и окружающей среды. 

Обратимся к повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Жители отдаленного села вынуждены навсегда покинуть свои дома, потому что их малую родину скоро затопят. На ее месте построят гидроэлектростанцию, которая так необходима для развития промышленности и новых городов. С одной стороны, это благо для региона, но с другой, далеко не всем людям хочется покидать родной дом на склоне лет и начинать все заново. Пожилые обитатели Матеры против насильственного переезда, но местная власть их не слушает. Напротив, всеми силами Воронцов и его сподвижники пытаются испортить жизнь людей и вынудить их покинуть остров. Они даже разоряют кладбище, чтобы у старушек не было больше памяти, связывающей их с родной землей. Конечно, прогресс предъявляет нам свои требования, но нельзя же из-за него третировать человека и попирать его права. Мы забываем, для кого нужны все эти технологии, и получается, что слуга становится важнее господина. Это одно из самых часто встречающихся негативных аспектов развития цивилизации.

Еще более мрачную картину нарисовал Умберто Эко в рассказе «Оно». Ученый создал уникальное оружие, которое он планировал использовать в мирных целях. Однако к нему пришел генерал и потребовал, чтобы Оно сыграло роль оружия в борьбе с врагами. Изобретатель заявил, что не отдаст свое детище и не позволит применить его в качестве источника смерти и разрухи. Тогда генерал выхватил камень, наделенный чудовищной силой, и убил Ка. «Первый» — прошептал он в упоении. Этот рассказ заставляет задуматься о том, что часто даже самые благие намерения оборачиваются бедами для людей. Технические новшества становятся оружием для истребления «врагов», которыми быстро становятся все инакомыслящие и несогласные с тиранией. В результате прогресс делает возможным массовое убийство, и это никак нельзя назвать положительным влиянием цивилизации.

Таким образом, технический прогресс несет в себе не только возможности, но и угрозы, которые важно учитывать при составлении плана действий. Нельзя допускать, чтобы новые научные достижения становились орудиями в руках беспринципных и безответственных людей. Иначе то, что призвано помочь и улучшит, станет инструментом для всеобщего разорения и разрушения.

Наверх

Темы

  • Благие последствия развития технологий
  • Трагические последствия развития технологий
  • Как сохранить гармонию между экологией и техническим прогрессом?
  • Почему обществу необходим прогресс?
  • Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
  • Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
  • Плюсы и минусы цивилизации и прогресса
  • Влияние научно-технического прогресса на человека
  • Влияние научно-технического прогресса на окружающий мир
  • Как решить экологические проблемы в современном мире?
  • К чему приводят научно-технические катастрофы?
  • Духовность и прогресс: возможна ли гармония?
  • Как сохранить баланс между прогрессом и заботой об окружающей среде?

Аргументы

  1. Н.С. Лесков, «Левша». Прогресс делает жизнь людей лучше, увеличивает наше благосостояние и обеспечивает нас всем необходимым для здоровья, материального преуспеяния и комфорта. Так, в Англии, куда уехал тульский мастер вместе с делегацией, у чиновников были возможности предложить умельцу достойные условия для работы. Левше пообещали высокую зарплату, свое жилье и даже супругу, лишь бы он остался. Англичане жили очень обеспеченно, поэтому для них это предложение было в порядке нормы. В их стране техническое развитие было на высоком уровне: у английских мастеров, в отличие от Левши, были микроскопы и другие приспособления для качественного труда. Они не получали побои в случае неудач и не прозябали в нищете, пока царь о них не вспомнит. В России никаких условий для создания прогресса в науке и технике не было, зато запросы правящей элиты к народу были выше, чем в Европе. Почему так сложилось? А потому что в Англии правительство выделяло деньги на развитие прикладных сфер деятельности, а в России никто об этом не думал, пока зависть не подстегнула. Благосостояние этой европейской страны напрямую было связано с тем, как там были расставлены приоритеты. Прогресс поощрялся и финансировался, поэтому уровень жизни рос.
  2. М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Порой поспешное введение новых технологий ведет к ужасным последствиям — настоящим катастрофам. Так случилось и в повести Булгакова. Ученый Персиков создал уникальный луч, который мог форсировать рост клеток и производить живых существ небывалых размеров. Профессору не дали протестировать и изучить свое открытие. Разработку отдали малограмотному и непрофессиональному человеку — председателю колхоза Рокку. Он тут же применил находку, только перепутал куриные яйца со змеиными (и других рептилий). В итоге получились огромные монстры, которые отличались неконтролируемой агрессией и сильной прожорливостью. Они породили хаос, разрушили многие объекты инфраструктуры, убили и ранили многих людей. Это последствие прогресса учит нас быть умнее и осторожнее с новыми технологиями. Без подробного изучения ничего применять не следует.
  3. В.П. Распутин, «Прощание с Матерой». Гармонию между экологией и техническим прогрессом поможет сохранить здравый смысл, не замутненный политическими и идеологическими иллюзиями. Как мы знаем, сегодня большинство промышленных городов на севере России вымирают: работы мало, климат нездоровый, еда и отопление дорого стоят, развлечений нет. Люди уезжают. А Валентин Распутин описывает те времена, когда ради сегодняшних городов-призраков затапливались целые острова, уничтожались локальные экосистемы. Чтобы построить электростанцию для расширения производства, чиновники решили затопить Матеру и принудительно выселить жителей. А животных, птиц, насекомых, вековые деревья никто не эвакуировал. Они погибли, но ради чего? БАМ ведет в никуда, великая индустриализация уступила место постиндустриализации, и многие предприятия оказались попросту ненужными, забытыми, как и города вокруг них. Если бы люди в ту пору прислушивались к здравому смыслу и планировали наперед, то этих бездумных разрушений удалось бы избежать. 
  4. Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Прогресс позволяет людям совершенствовать орудия труда, что ставит всех нас в равные условия. Если раньше работать честно мог только мужчина, и большинство видов занятости было связано с физической силой, которая есть не у всех, то сегодня технические новшества дают вакансии для женщин, подростков, пенсионеров и лиц с ограниченными возможностями. Все могут содержать себя сами и жить независимо. Такой пример описал Чернышевский. Вера организовала швейную мастерскую, где все работницы получали равные доли от прибыли предприятия. Экономическая окупаемость этого дела стала возможной только благодаря ускорению процессов — замене ручного труда на машинный. Вакансии в мастерской спасали женщин от насилия и домашнего рабства, давали шанс устроиться честно и содержать себя. Вот для чего обществу технический прогресс.
  5. А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву» и М.А. Булгаков, «Белая гвардия». Самые значительные достижения прогресса находятся в сфере медицины. Все знают о том, как за века истории увеличилась продолжительность человеческой жизни, и все благодаря инновационной медицине. Это можно доказать, сравнив два литературных произведения разных эпох. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» пишет о «срамной болезни», которая в те годы не лечилась. При нем отец хоронит сына, который унаследовал этот недуг и умер в цвете лет от его последствий. Но уже иное отношение к венерическим заболеваниям мы видим в «Белой гвардии» Булгакова. Там сифилис уже не является смертным приговором. Есть шанс вылечить его, и Алексей Турбин как раз специализируется на таких проблемах. Этот пример доказывает, что человечество не может обойтись без научного прогресса, потому что от него зависит, сможем ли мы победить болезни и пережить очередную эпидемию.
  6. М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Тема развития является главной в рассказе «Собачье сердце». Сначала читатель видит научный прогресс — уникальную операцию, превращающую пса Шарика в гражданина Шарикова. Но чем дальше мы читаем, тем больше осознаем, что настоящий прорыв — это обретение человеком человечности, а вовсе не внешние физиологические изменения. Несмотря на старания Филиппа Филипповича, Шариков так и не смог стать полноценной личностью. Он так и остался на уровне пса, выполняющего команды Швондера, лающего на кошек и людей, оставляющего после себя беспорядок и «разруху». Его можно нарядить в костюм, ему можно дать работу и паспорт, можно даже вписать в квартиру, но человеком Шариков не станет никогда, потому что он лишен порядочности, отзывчивости, принципиальности и воспитания. Он не прошел все стадии взросления и формирования, поэтому не может стать полноценным человеком. И Преображенский это понял. Он осознал, что настоящий прогресс — это развитие человечности, которого не достичь даже самой уникальной операцией.  
  7. А.И. Куприн, «Яма». Наиболее значительные достижения прогресса находятся в медицинской сфере, потому что наше здоровье — это главное условие для процветания человеческой цивилизации. В повести «Яма» мы видим этому подтверждение: заражение сифилисом стало причиной гибели нескольких героев. В ту пору в России не все стадии этой болезни были излечимы. Женя хотела отомстить своим мучителям и намеренно стала распространять этот недуг. В публичном доме ей удавалось избегать разоблачения долгое время. Некоторые ее клиенты обнаруживали признаки слишком поздно и даже накладывали на себя руки. И сама она повесилась, ведь никто не смог бы ее вылечить, а смерть от сифилиса ужасно мучительна и унизительна. Но сегодня человечество победило эту болезнь. Она точно диагностируется и поддается лечению. Придуманы и средства, которые препятствуют ее распространению. Все эти открытия являются самыми значительными для людей, ведь спасают им жизнь и здоровье.
  8. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Саморазвитие личности способствует прогрессу всего общества — это доказал Л.Н. Толстой на примере героя Пьера Безухова. Он стал обладателем крупнейшего состояния и мог бы всю жизнь предаваться наслаждениям и праздным утехам. Но Пьер упорно шел к своей цели — познать свое предназначение и принести пользу людям. Он вступил в масонскую ложу, пробовал провести реформы в своих деревнях, спонсировал дружину, когда Наполеон напал на Россию. Все свои деньги он готов был направить на нужное и значимое дело, но вокруг него часто находились обманщики, которые пользовались его неведением и присваивали денежные средства себе. Однако Безухов познал народную мудрость в плену и научился противостоять тем, кто тянул руку в его карман. Герой стал более внимательным к людям и понял их сущность. Только после этого ему удалось направить свои силы и возможности на благо Родины: он вступил в тайное общество и готовил проект по улучшению России. Его саморазвитие способствовало прогрессу всего общества.
  9. О. Хаксли, «О дивный новый мир». Не секрет, что прогресс имеет и недостатки, и достоинства. Разберем и те, и другие на примере антиутопии «О дивный новый мир». Эра Форда подарила людям множество новых возможностей, которые очень облегчили бы нам жизнь: были побеждены все болезни, старость, войны, конфликты, бедность. Все граждане получали все необходимое для благосостояния. Даже инакомыслящим были предоставлены в распоряжение отдельные острова, где они могли реализовывать свои исключительные способности. Никаких репрессий, никаких гонений, все демократично. В то же время технические достижения искоренили в людях почти все человеческие качества, сделали большинство из них программируемыми биороботами. Не осталось семей, любви, дружбы, искусства, таланта. Примитивные передачи и сома заменили им все духовные искания и эстетические взгляды. В обитателях нового мира не было индивидуальности. Это и есть минусы прогресса.
  10. А.Р. Беляев, «Человек-амфибия». Прогресс дает людям больше возможностей, но он не в силах исправить человеческую природу, ее нравственную составляющую. Это средство, которое не может заменить цель. Так, многие герои повести Беляева, столкнувшись с научным прорывом, не стали соответствовать ему, а проявили свою истинную сущность: жадность, жестокость, невежество. Зурита хотел поймать Ихтиандра, чтобы заставить его добывать жемчуг. Епископ Хуан де Гарсилассо и вовсе предложил убить Ихтиандра, потому что он «богопротивное создание», а решил за Бога, конечно же, сам епископ, ему виднее. Бальтазар считал спасителя своего сына его палачом, так как ничего не понял. Прогресс подарил многим индийским детям шанс выжить и стать здоровыми (они были найдены в лаборатории Сальватора), но как люди распорядились этими возможностями? В суде доктор Сальватор сказал, что не мог и не хотел «сделать Ихтиандра и «ихтиандров» сделать общим достоянием в стране, где борьба и алчность обращают величайшие открытия в зло, увеличивая сумму человеческого страдания». Таким образом, технические прогресс никак не влияет на личность, ее нравственная сущность остается прежней: кто-то использует достижения во благо, а кто-то — во зло.
  11. А.П. Чехов, «Крыжовник». В рассказе поднимается проблема экологии. Николай Иванович накопил деньги на заветную усадьбу, но вместо красивой и живописной реки возле дома протекала коричневая жижа цвета кофе. Рядом с имением располагались два завода, с которыми герой непрерывно судился. Если вода в этом месте отравлена, скоро в нем не сможет расти даже кислый крыжовник, который посадил для себя Николай Иванович. Но тогда государство никак не отслеживало вред от производства. Пыль, шум, вредные выбросы, неправильная утилизация отходов — все это ведет к уничтожению окружающей среды. Технический прогресс оказывает негативное влияние на природу, поэтому задача общества — контроль за промышленностью и развитие экологического мышления.
  12. Б.Л. Васильев, «Не стреляйте в белых лебедей». Человек может решить экологические проблемы, если будет ответственно и сознательно подходить к охране окружающей среды. Это доказывает пример Егора Полушкина. Этого добродушного человека назначили на пост хранителя заповедника, ведь он любил и знал природу, как никто другой в поселке. Егор, в отличие от предшественника, который воровал лес себе на избу и проворачивал другие махинации, смог добиться порядка в лесу. Он выгнал браконьеров, которые валили деревья, повесил таблички с мотивирующими и предостерегающими стихами сына, почистил территорию, привез и подселил лебедей. Даже ночью герой сорвался в лес, услышав взрывы — там глушили рыбу на озере. Его избили, а в больнице он умер от побоев. Но его дело продолжило жизнь, ведь резонансный случай привлек внимание уголовного розыска к браконьерам. Пример Полушкина позволяет сделать вывод о том, что сохранить окружающую среду вполне реально, и методы общеизвестны.
  13. В.П. Астафьев, «Людочка». Локальная экологическая катастрофа изображена в рассказе «Людочка». Через парк проложили производственную трубу, но не закопали. Над ней потекла горячая речка с пятнами мазута и мыльными разводами. Постепенно люди привыкли бросать туда разный мусор, и река превратилась в смрадный и токсичный источник болезненных паров и миазмов. «Деревья над канавой заболели, сникли, облупились» — настолько вредной оказалась эта кипящая река, по которой плыли бутылки. «горячее месиво из грязи, мазута, мыльной воды» — так автор называет эту жидкость. Вонь создавали и трупы животных, которых местные жители сбрасывали в поток. Последствия этой локальной катастрофы мы видим повсеместно: люди и нравы в этой местности вовсе не здоровые. Некогда процветающий парк выглядел так, будто он пережил бомбежку. Увы, этот город еще долго не сможет восстановиться после такого экологического бедствия, ведь люди продолжали его увеличивать, как ни в чем не бывало.
  14. А. Жвалевский и Е. Пастернак, «Пока я на краю». В корне не верно противопоставлять прогресс и нравственность, ведь в этом случае мы сравниваем средства и цели — явления не одного порядка. Плохие люди с ложными ценностями будут использовать новые возможности во вред обществу, а те, кто мотивирован истинными ценностями, будут с помощью научных достижений улучшать нашу жизнь. Так, Алла с помощью интернета помогала подросткам справиться с суицидальными наклонностями и вернуться в социум, приняв себя и поняв других. А Яков, напротив, ставил на людях чудовищные эксперименты в сети и доводил многих своих жертв до отчаянного шага в бездну. Он манипулировал ими и использовал в своих целях. Средство одно и то же — Интернет. А цели разные. Не прогресс виноват в том, что Яков — плохой человек, для которого свое «Я» стоит выше всего на свете. Такие люди были и раньше, без всемирной паутины. Поэтому технические возможности никак не влияют на нравственные ориентиры человека, их некорректно противопоставлять.
  15. А. Платонов, «Песчаная учительница». Прогресс далеко не всегда противостоит окружающей среде. Во многих случаях именно он помогает решить проблемы, возникающие в природе и без вины человека. Например, Мария Нарышкина приехала в пустыню, чтобы преподавать в школе. Но вскоре она убедилась, что местным жителям образование не нужно. Все их время занимала борьба с песком, которую они проигрывали. Тогда героиня решила изменить программу так, чтобы она отвечала потребностям местного населения. На уроки потянулись и взрослые. С помощью знаний, которые Мария нашла и смогла передать людям, крестьяне поняли, как оградить Хошутово от песка. Они построили защитные ограждения, вырастили сосны, увеличили посевы и урожай. Прогресс в лице новых трёхногий и научных открытий помог преобразить окружающий мир и сделать землю плодородной. Это и есть баланс между прогрессом и природой: мы можем защитить окружающую среду и улучшить ее с помощью инноваций.

              Рабочая тетрадь

 для 
подготовки  к итоговому

       сочинению  по второму

 тематическому направлению

 «Цивилизация
и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
(достижения
и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

 
 

  
             
 ученика (цы) _____ класса_______

              
__________________________________________                                                  

              
__________________________________________                                          
                                                         

                                                                              
Составитель:

                         
                                                  учитель русского языка
и                   

                                                                           
литературы

      Белая Лидия
Николаевна  

                                                   
2021 г.

       Рабочая тетрадь   предназначена для
подготовки к итоговому сочинению по второму тематическому направлению.
В рамках данного направления   обучающемуся необходимо продемонстрировать
знание книг, где речь идет о научном прогрессе и его влиянии на природу,
человека, общество, планету, будущее.  

      Рабочая тетрадь будет полезна   учащимся 11 класса общеобразовательных
 учреждений и поможет успешно подготовиться к итоговому сочинению.

ВМЕСТО
ПРЕДИСЛОВИЯ

          ИТАК, второе тематическое
направление
«Цивилизация и технологии — спасение,
вызов или трагедия?»
(достижения и риски
цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

В этом направлении нужно говорить о
научном прогрессе, о развитии новых технологий в обществе и порассуждать над
этим вопросом. Что вообще они из себя представляют и как влияют на окружающий
мир, как они влияю на природу, как они влияют на человека, на общество в целом
и как они способны вообще в целом повлиять на всю нашу планету. Об этом можно
говорить бесконечно.    

     

КАКИЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОЖЕМ ВЗЯТЬ?

1.           
Н.Г. Чернышевский, «Что
делать?». Развитие прогресса позволяет решить важные социальные проблемы:
женский вопрос, насилие в семье, нищета и др.

2.           
А. Платонов, «Песчаная
учительница». Новые технологии и знания позволяют Марии спасти жителей пустыни
от голода и нищеты.

3.           
А. Платонов, «В прекрасном
и яростном мире». Новые технологии — это вызов для людей, ведь они требуют
повышенной ответственности.

4.           
М.А. Шолохов, «Поднятая
целина». Условия жизни и быта казаков улучшаются из-за внедрения
сельскохозяйственной техники в их рабочие процессы.

5.           
М.А. Булгаков, «Собачье
сердце». Порой развитие технологий может привести к отрицательным и
неконтролируемым последствиям: профессор сделал из собаки человека, лишенного
нравственных, этических, интеллектуальных способностей к развитию.

6.           
М.А. Булгаков, «Мастер и
Маргарита». Воланд утверждает, что люди никак не изменились в ходе истории.
Лишь квартирный вопрос испортил их. Это значит, что техника меняет условия
жизни, но не нравы и способности людей.

7.           
М.А. Булгаков, «Роковые
яйца». Разработка профессора Персикова попала в руки невежественного и
безответственного партийного функционера Рокка и привела к катастрофе: вместо
здоровых и больших куриц на свет появились огромные рептилии. Увы, технический
прогресс может обернуться против людей.

8.           
В.Г. Распутин, «Прощание с
Матерой». Строительство электростанции вынуждает людей покидать свои дома и
оставлять жизнь нескольких поколений под водой. Прогресс бывает болезненным и
имеет негативные проявления.

9.           
В.П. Астафьев, «Людочка».
Развитие промышленности в упомянутом городке привело к экологической
катастрофе: деревья рости кривыми и болезненными, вместо реки текла жидкость из
химических выбросов с непередаваемым запахом и соответствующим влиянием на
окружающую среду.

10.      
Н.С. Лесков, «Левша». В
России прогресс не ценится: Левша пытается донести до министров секрет англичан
о чистке ружей, но к нему никто не прислуживается, и Россия проигрывает в
Крымской войне.

11.      
А.П. Чехов, «Лошадиная
фамилия». Герой мучается от зубной боли, но боится врача и ищет целителя. В
итоге помог ему все же стоматолог, ведь наука призвана решать такие проблемы, в
этом и состоит смысл прогресса.

12.      
А.П. Чехов, «Хирургия».
Фельдшер халатно относится к своим обязанностям, а потому тормозит развитие
своей сферы деятельности — медицины.

13.      
Д.И. Фонвизин,
«Недоросль». Обучение и жизнь по старинке приводят к регрессу общества и его
неспособности к созиданию. Митрофан не хочет развиваться и трудиться. Такие,
как он, заставляют человечество топтаться на месте и терять шансы в гонке за
выживание.

14.      
А.П. Чехов, «Дядя Ваня».
Доктор Астров возмущен бездумной вырубкой леса, которая оправдывается
необходимостью: прогресс должен учитывать нужды будущих поколений людей и быть
более экологичным.

15.      
А.П. Чехов, «Крыжовник».
Отрицательные последствия прогресса мы видим в рассказе «Крыжовник»: от работы
заводов река стала цвета кофе.

16.      
А.П. Чехов, «Человек в
футляре». Цивилизованность выражается в отказе от предрассудков и стереотипов,
которые мешают людям быть счастливыми и развиваться. А такие, как Беликов,
запрещают женщине кататься на велосипеде, потому что это «неприлично». 

17.      
А.Н. Островский, «Гроза».
Кулигин пытается убедить обывателей в необходимости громоотвода, но люди
погрязли в суевериях и не верят здравому смыслу. Поэтому пожары в городе —
обычное дело после грозы.

18.      
А.П. Чехов, «Вишневый
сад». Люди отстают от прогресса, потому что ничего не делают и ничем не
интересуются. Раневская и Гаев навсегда остались в прошлом, ведь будущее
требует от них труда и обучения, а к этому они не приспособлены.

19.      
М.А. Шолохов, «Тихий Дон».
Политический прогресс выражается в демократических тенденциях: многие казаки,
уставшие от угнетения и притеснения, восстают против вековых правил и запретов,
чтобы добиться равенства и справедливости.

20.      
Е.И. Замятин, «Мы». Автор
показал, что технические новшества могут быть направлены против прав и свобод
человека: его герои оказались заложниками технократии.

21.      
И.А. Гончаров, «Обломов».
Настоящий общественный прогресс мы видим в истории успеха Штольца: герой смог
занять высокое положение в обществе ценой честного труда и без
аристократического происхождения. 

22.      
Аркадий и Борис
Стругацкие, «Гадкие лебеди». Авторы показали, что прогресс может приобретать
совсем не те формы, которых ожидают люди. Чтобы совершить решительный рывок,
нужно полностью отбросить прошлое, а к этому готовы далеко не все.

23.      
Олдос Хаксли, «О дивный
новый мир». В Эре Форда нет места человеку: цивилизация давно идет
искусственным путем, люди выращиваются в пробирках и распределяются на касты. У
них нет личности и индивидуальности, есть лишь функции. Стремление к прогрессу
вытеснило все то, ради чего он делался.

24.      
Джордж Оруэлл, «1984». Все
достижения человека были направлены против него. Технические новшества породили
вечную войну и контролируемую железной рукой нищету.

25.      
И.С. Тургенев, «Отцы и
дети». Практическое применение научных знаний действительно может изменить мир
к лучшему: Базаров действительно смог помочь многим людям, ведь был талантливым
медиком и двигал науку вперед.

ПОДБОРКА ТЕМ КО  ВТОРОМУ
 ТЕМАТИЧЕСКОМУ

НАПРАВЛЕНИЮ.

·       
Технический прогресс — зло
или благо?         
  

·       
Чем опасен
технический прогресс?

·       
Согласны ли Вы
с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем
преобладании разума над животным законом борьбы»?

·       
Что такое
технический прогресс?

·       
Как развитие
технологий влияет на общество?

·       
Как развитие
технологий влияет на человека?

·       
Как развитие
технологий влияет на экологию?
 

·       
Может ли
научный прогресс привести к катастрофе?

·       
Как сохранить
баланс между экологией и цивилизацией?

·       
Кого можно
назвать «цивилизованным человеком»?

·       
Почему люди
отстают от цивилизации?

·       
Почему старшее
поколение не принимает новые технологии?

·       
Как новые
технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?

·       
Могут ли новые
технологии решить вечные проблемы?

·       
Как Вы
понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?

·       
В чем
заключается опасность технократии?

·       
Как Вы
понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в
человеческий сан»?

·       
Для чего
необходим прогресс?

·       
В чем
заключается личностное развитие?

·       
Может ли
прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?

·       
Как
саморазвитие личности способствует прогрессу общества?

·       
Какие
достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?

·       
Как Вы
понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?

·       
Согласны ли Вы
с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?

·       
Почему
обществу необходим прогресс?

·       
Может ли
человечество обойтись без научного прогресса?

·       
Какие люди
способны стать двигателями прогресса?

ЦИТАТЫ

Предлагаем несколько цитат, которые
помогут ответить на поставленные выше вопросы. Эти афоризмы можно использовать
в качестве эпиграфа, а можно добавить в сам текст.

• Создание
искусственного интеллекта может стать последним технологическим достижением
человечества, если мы не научимся контролировать риски.(С. Хокинг)

• Необратимая тенденция, часто
именуемая прогрессом, ведёт к тому, чтобы лишить человеческое тело и разум их
защитных свойств, чтобы переместить их в техническую область искусственного
существования.(Ж. Бодрийяр)

• Нужно, конечно, стремиться к
техническому прогрессу в медицине, но так, чтобы не растерять драгоценные
качества врача — сердечность, любовь к людям, человечность.(А. Ф. Билибин)

• Настоящая свобода настаёт тогда,
когда ты недоступен или вне зоны действия сети.(Ф. Бегбедер)

• Богатство информации приводит к
убогости внимания.(Г. Саймон)

• Прогресс — это движение по
кругу, но всё более быстрое. (Леонард Луис Левинсон)

• Земля – не вечный и единственный
приют человечества, а всего лишь его колыбель, отправная точка бесконечного
приключения.(А. Азимов)

• Жить и верить — это
замечательно!

Перед нами небывалые пути.

Утверждают космонавты и мечтатели,

Что на Марсе будут яблони цвести! (Е.
Долматовский)

ТЕМЫ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ДЛЯ ИТОГОВОГО
СОЧИНЕНИЯ, МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА 3 ТИПА:

1.     ТЕМА-ВОПРОС — задаём главный вопрос темы, на
который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке
вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли
утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание
справедливо», «действительно ли… » и т. д.,

2.     ТЕМА-УТВЕРЖДЕНИЕ (В Т.Ч. ЦИТАТА) — требуется обосновать уже
имеющееся утверждение,

3.     ТЕМА — НАЗЫВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (ключевые слова). Нужно
сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные
вопросы.

ОБЩАЯ СТРУКТУРА ИТОГОВОГО
СОЧИНЕНИЯ

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею
будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько
подпунктов) — 200- 250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или
    нeскoлькo)
  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III. Заключение (60-70 слов)

I.
ВСТУПЛЕНИЕ РАСКРЫВАЕТ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ, ВВОДИТ В КРУГ РАССМАТРИВАЕМЫХ ПРОБЛЕМ.

Вступление состоит из 3 элементов:

а) объяснение
ключевых слов темы или цитаты;

б) общие рассуждения
о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
человека;

в) ответ-тезис на
главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за
другом.

ВАРИАНТЫ      ВСТУПЛЕНИЯ

ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЯ

           ПРИМЕРЫ

1.

Историческое
(предполагает краткую характеристику определённой
эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических и
культурных особенностей того времени).

 Комедия АС
Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. В произведении
впервые соединились элементы классицизма, романтизма и нового для того
времени – реализма. Как известно, одно из требований к реалистическому
произведению,- правдивое изображение исторически конкретного общества.
Безусловно, в комедии Грибоедова, в отличие от комедий Фонвизина и Копниста,
не отдельные пороки, а все общество в целом подвергается осмеянию и
беспощадному анализу. Как же изображает автор московское общество 20-х годов
19 века?

2.

Биографическое
(сообщаются факты из биографии писателя,
имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме).

  Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л. Н. Толстого
— это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света,
через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни
на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для
ответа на вопрос «Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы
обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

3.

Аналитическое
(размышление над
центральным понятием, входящим в формулировку темы сочинения).

Согласно толковому словарю,
верность — это неизменность и стойкость чувств по отношению к чему- либо или
кому-либо, способность твѐрдо, непоколебимо выполнять свой долг, сдерживать
обещания. Это противоположность коварству, предательству, измене, обману.
Верность не ждѐт ничего взамен, о ней не договариваются заранее, она всегда с
человеком в любых его начинаниях, будь то отношения с людьми или со своим
внутренним миром, мыслями, суждениями, верой.

4.

Цитатное
 (содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения)

«Равнодушие — это паралич души,
преждевременная смерть». Мне кажется, эти слова Антона Павловича Чехова очень
точно характеризуют равнодушных людей. Действительно, как иначе назвать
состояние нравственной глухоты, безразличия, с которым всѐ чаще приходится
сталкиваться в обществе?

5.

Личностное

(заявление своей позиции, изложение
мыслей, чувств, связанных с темой сочинения)

Я не случайно выбрал эту тему.
Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но
и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…

ПРИМЕРЫ
ВСТУПЛЕНИЯ.

1. Всем известно; что … Об этом написаны тысячи книг и
сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные
опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст …
тоже посвящен …

2. (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали
человечество. О … размышляет в своей статье … .

3. (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд
кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не
стоят передними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.
Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи
несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит
автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас…..
Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…

4. «…»- в этих словах, как мне кажется, выражается
главная мысль….

5. Люди часто размышляют о том, что …. (О том, что …,
люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).

6. (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что
заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….

7. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда
тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …. (Риторические
вопросы).

8. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль
текста. (Прием «Ниточка») («Высказывание») -так начинается статья … .Уже в
первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и
писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают …
(Определить проблему в виде вопроса).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВСТУПЛЕНИЮ В
ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ

  • Не стоит начинать сочинения с «атаки
    вопросами». (Пр. Что такое верность? Какую роль играет верность в
    отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе
    даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос,
    сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
  • Во вступлении часто используются
    определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть
    мотивированы темой.
  • Не увеличивайте объем вступления.
    Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
  • Во вступлении должен быть обозначен
    проблемный вопрос  (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса,
    который будете доказывать 

Задание
№1. Составьте аналитическое вступление на одну из тем  

·       
Что такое
технический прогресс?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

·       
Как развитие
технологий влияет на общество?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2.
Составьте цитатное вступление на одну из тем

·       
Как Вы
понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие
прогресса?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

·       
Согласны ли Вы
с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3.
Составьте личностное вступление на одну из тем

·       
Почему люди
отстают от цивилизации?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

·       
Почему старшее
поколение не принимает новые технологии?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАСКРЫВАЕТ ИДЕЮ
СОЧИНЕНИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ВОПРОСЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СИСТЕМУ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
ВЫДВИНУТЫХ ПОЛОЖЕНИЙ.

Основная часть = Тезис +
Аргументы

Тезис это основная мысль сочинения, которую нужно
аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Помни!!!

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть
    бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт
    быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe кoличeствo литературных
    аргументов – 2.
  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
  • Связка – это переход от одной мысли к
    другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

АРГУМЕНТ НУЖНО:

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого аргумента написать
    микровывод.
  • к одному тезису привести один
    литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из
    них приводится свой аргумент!

АРГУМЕНТ СОСТОИТ ИЗ 3 ЭЛЕМЕНТОВ:

1.     Обращение к литературному
произведению – называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не
знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).

2.     Его интерпретацию – здесь мы обращаемся
к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев).
Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор
повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает»,
«автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то,
сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

3.     Микровывод (он завершает только
одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности
текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего
упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме.
Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.

III.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОДВОДИТ ИТОГИ, СОДЕРЖИТ КОНЕЧНЫЕ ВЫВОДЫ И ОЦЕНКИ.

Заключение должно соответствовать
 вступлению / теме / основному тексту сочинения по содержанию.

Перед написанием заключения нужно перечитать вступление,
вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы
заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как
отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых
распространенных содержательно-композиционных ошибок.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ МОЖНО:

  • подвести итог всего рассуждения
  • использовать уместную цитату, содержащую
    суть главной мысли сочинения
  • дать краткий и точный ответ на вопрос
    темы.

Объем заключения: не более 15% от всего сочинения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ТРАДИЦИОННОЕ

Существует несколько стандартных способов закончить
сочинение:

§  ВЫВОД.

Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного.
Это, наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. Однако
одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не
продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не
уйти в сторону от темы сочинения.

  • ПРИЗЫВ.

Это еще один достаточно распространенный вариант концовки.
Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте»,
«помните». Почему? Да все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того,
кто его прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем случае это учитель,
который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем
беречь, помнить и т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше
использовать слово «давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о
ветеранах» и т.д.

  • ВЫРАЖЕНИЕ
    НАДЕЖДЫ.

Это один из самых выигрышных вариантов заключительной
части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических
ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать:
«Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», – не стоит,
сами понимаете.

ВАРИАНТЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

  • ВЫВОД

Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью
к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни
мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые
чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без
чего немыслима наша жизнь.

  • ПРИЗЫВ

В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что
природа – наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не
смогли бы существовать. И поэтому наш долг – отвечать ей добром на добро.
Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас
окружает.

  • ВЫРАЖЕНИЕ НАДЕЖДЫ

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то,
что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что
любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОРИГИНАЛЬНОЕ

Цитата, подходящая по смыслу. Можно запастись заранее
цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться, какая-нибудь
подойдет. Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли
сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается
ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и
не учитывать ее общий смысл.

  • ЗАРИСОВКА,
    КОТОРАЯ ВОЗВРАЩАЕТ К ВСТУПЛЕНИЮ

Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было
бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там,
был окружен заботой.

Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в
мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи.

  • ЦИТАТА

Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни
человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее
дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света».

Задание №4. Составьте заключение
вывод на одну из тем

·       
Почему люди
отстают от цивилизации?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

·       
Почему старшее
поколение не принимает новые технологии?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №5. Составьте заключение
призыв на одну из тем

·       
Как Вы
понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие
прогресса?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

·       
Согласны ли Вы
с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №6. Составьте заключение
выражение надежды на тему

·       
Что такое
технический прогресс?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №7.
Составьте заключение оригинальное (
зарисовка, которая возвращает к
вступлению)
на тему

·       
Как развитие
технологий влияет на общество?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №8.
Составьте заключение оригинальное (
цитата) на тему

·       
Может ли прогресс
спасти Землю от экологической катастрофы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ

ПЕРЕХОД
К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ.

1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в
которых раскрывается тема…

3. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к

4. Обратимся к произведениям художественной литературы

5. За примерами давайте обратимся к произведениям художественной
литературы

6. Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в
котором…

7. Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:
…(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

ОБРАЩЕНИЕ
К ПРОИЗВЕДЕНИЮ.

1. Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя)
обращается к теме…

2. Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе…(автор,
название).

3. Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в
произведении… (автор, название).

4. Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала
многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название
произведения).

5. Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в
стихотворении…(автор, название).

6. Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в
романе… (автор, название).

7. Вспомним героя повести… (автор, название).

8. Обратимся к роману… (автор, название).

9. Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже
размышляет об этом.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЛИ ЕГО ФРАГМЕНТА.

1. Автор повествует о…

2. Автор описывает…

3. Автор подчеркивает…

4. Поэт показывает…

5. Писатель размышляет о…

6. Писатель обращает наше внимание на…

7. Он ставит нам в пример…

8. Он осуждает…

9. Он акцентирует внимание читателя на…

10. Он утверждает…

 

ВЫВОДЫ
И ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Промежуточный
вывод

1. Писатель считает, что…

2. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

2. Невольно напрашивается вывод…

3. Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

4. Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском
опыте, убеждают нас в том, что… 5.

6. Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что
люди должны…

7. (Цитата)«…,» – писал …. В этих словах выражена мысль о ….
Автор текста тоже считает, что ….

8. В заключение хочется выразить надежду на то, что…

9. Итак, можно сделать вывод, что…

10. В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не
забывать о …! Будем помнить о…!

11. К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю,
надо…

АРГУМЕНТЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ  

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» (достижения и
риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

1.  Технический прогресс — зло или
благо?

Н.Г. Чернышевский
в романе «Что делать?» доказал, что развитие техники является благом для
общества. Благодаря появлению и совершенствованию швейных машин героини
произведения смогли зарабатывать на жизнь честным трудом и избежать торговли
собой. Вера спаслась от брака по расчету и стала обеспечивать себя сама. Она
открыла швейную мастерскую, в которой все работницы были пайщицами одного дела
и имели мотивацию для его развития. Этот бизнес помог многим девушкам
избавиться от зависимости в семье и в отношениях и жить благополучно. Если бы
техника не дошла до такого уровня автоматизации процессов, женщины по-прежнему
не могли бы трудиться и оказались бы во власти домашней тирании.

2.  Чем опасен технический прогресс?

Е. Замятин в
антиутопии «Мы» показал опасность прогресса. Технические новшества в обществе будущего
могут поспособствовать полному порабощению человека в государстве. Тотальный
контроль, машины для избавления от фантазии и свободы воли, изощренные пытки,
средства для слежки и шантажа — все это сковывает личность и лишает ее всех
прав. Главный герой Д-503 в финале был лишен воли и способности мыслить
самостоятельно, а потому предал свои оппозиционные идеи и стал лишь винтиком в
государственной машине. То есть у человека отняли его личность и свели его
значение до базовой функции. Это не было бы возможно без научного прогресса и
технической революции, которые были направлены против своих создателей.

3.  «Прогресс состоит во всё большем
и большем преобладании разума над животным законом борьбы».

Л.Н. Толстой в
романе-эпопее «Война и мир» осудил войну и на убедительных примерах доказал,
что прогресс в человеческом обществе предполагает отказ от животной агрессии
борьбы. Мы можем сравнить мирные и военные картины быта и нравов народа и
увидим процветание и разруху, жизнь и смерть, счастье и горе. Как можно отказаться
от одного и выбрать второе? Вооруженные конфликты отнимают у общества лучших
людей вроде Андрея Болконского и Пети Ростова. Они приносят страдания и увечья
всем семьям, ведь даже у Курагиных произошло трагическое событие: Анатоль
потерял ногу на Бородинском поле. Может ли мир развиваться в таких условиях?
Нет. За французской армией тянется вереница пожаров, потерь, разрушений. И в
этой борьбе нет победителя, все лишь пострадали от нее. Поэтому война и
прогресс несовместимы.

4.  Что такое технический прогресс?

М.А. Шолохов в
романе «Поднятая целина» показал технический прогресс в деле: объединение людей
в колхоз позволило им скинуться и приобрести трактор. Техника высвободила бы
десятки рабочих рук и увеличила бы объемы сельскохозяйственного производства.
Если раньше все казаки от мала до велика были задействованы в пахоте и сборе
урожая и получали столько денег, сколько хватало только на выживание, то теперь
люди могли освободить время для развития и обучения, чтобы сделать свой труд
более качественным и результативным. Так, молодая девушка Варя теперь могла
позволить себе учебу и работу на себя. Прошли времена ночного бдения на полях,
появление техники ознаменовало новый этап в развитии сельского хозяйства. 

5.  Как развитие технологий влияет
на общество?

 К. Булычев в
повести «Приключения Алисы» рассказывает о фантастическом мире научного
прогресса. Здесь люди запросто летают в космос и путешествуют по разным
планетам. Алиса и ее отец полетели в космическую экспедицию, чтобы привезти
животных с разных планет. Они занимаются благими делами, используя новые
знания. Благодаря прогрессу герои могут охранять редких животных в любой точке
галактики. Однако научные знания становятся не только достоянием каждого, но и
причиной преступлений. Например, космические пираты охотятся за формулой
абсолютного топлива и используют новые достижения цивилизации для незаконного
обогащения. Таким образом, наука может подарить человечеству широкие
возможности, если относиться к открытиям обдуманно и бережно, но она же дает новое
оружие тем, кто настроен агрессивно и враждебно. Технологии дают возможности,
но как их использовать, решает только сам человек, и в этом смысле они никак не
влияют на нашу истинную природу.

6.  Верно ли, что наука всесильна?

Наука не всесильна
и нельзя с ее помощью сделать все, что угодно, презрев законы природы. Об этом
говорит М. А. Булгаков в повести «Собачье сердце». Шариков, которого известный
ученый сделал из собаки, настоящим человеком все равно не становится и
продолжает бросаться на кошек. Несмотря на старания профессора Преображенского,
эксперимент оказался неудачным, и пришлось все вернуть обратно. Кроме темы
науки, здесь проводится аналогия с только что появившимся советским
государством, у которого был схожий подход: убрать все и переделать по своему
усмотрению. И это также не принесло результата. Наука может ошибиться, но важно
признать свои ошибки вовремя, как и сделал герой.

РЕКЛАМА

7.  Всегда ли люди понимают и принимают
прогресс?

К сожалению, лили
очень консервативны и не всегда могут понять и принять прогресс. Например,
доктор Сальватор из повести А. Р. Беляева «Человек-амфибия» спас человека,
обогатил его уникальными способностями, но от общества получил лишь осуждение и
непонимание за свой подвиг. Доктор пытался вывести живых существ, приспособленных
к любым условиям. Он пересадил жабры больному мальчику Ихтиандру, и тот стал
человеком-амфибией, который мог жить в воде и на суше. Окружающие не могли
понять гуманитарных стремлений доктора. Педро Зурита хотел поймать Ихтиандра и
заставить доставать со дна жемчуг. Его не беспокоят никакие научные прорывы,
главное – нажива, прибыль, которую может принести Ихтиандр. Конец истории
печален: доктор Сальватор в тюрьме, а Ихтиандр в изгнании. Учёные могут быть не
поняты и не приняты обществом, несмотря на высокие цели их исследований. Подчас
люди попросту оказываются неготовыми к научным прорывам.

8.  Может ли научный прогресс
привести к катастрофе?

М.А. Булгаков,
«Роковые яйца». Результаты научных открытий могут быть непредсказуемы и даже
опасны. Об этом рассказывает М. А. Булгаков в повести «Роковые яйца». Профессор
Персиков придумал луч, который провоцировал бурный рост, но повышал агрессию
живых существ. Провести качественные исследования ему не дали, изобретение
попало в руки заведующего совхоза Рокка. Он решил вывести устойчивых к болезням
цыплят с помощью особого луча, не задумываясь о последствиях. Ещё и куриные
яйца перепутали со змеиными. И вывелись не свирепые цыплята, а анаконды и
другие рептилии. Только к зиме этих существ победили, и то благодаря морозу.
Фантастическая история показывает, что наука требует тщательного и аккуратного
отношения, с применением открытий нельзя торопиться, иначе может произойти
катастрофа.

9.  Ложная и истинная наука,
определяющая ход прогресса.

Ироническое
отношение к науке показал В. Пелевин в романе «Искусство лёгких касаний».
Вторая часть романа, одноименная названию, представляет собой рецензию на книгу
историка Голгофского. Этот ученый развивает теорию о существовании особенных
слов, которые могут менять сознание целых народов. Он считает, например, что
особые слова, которые распространяются в соцсетях, развивают излишнюю
толерантность. Теория звучит как крайне сомнительная, однако такое произведение
публикуют, оценивают и анализируют. Здесь поднимается вопрос подлинной науки и
ложной. Ради собственного продвижения некоторые учёные занимаются не
исследованиями, а скандалами. И это одна из проблем современной науки. Ведь
новая мысль порождает направление прогресса, определяет будущее, а лженаука
искажает его, ведет человечество по ложному пути.

10. Почему люди отстают от
цивилизации?

К сожалению,
многие люди не хотят развиваться и замыкаются в собственном скудоумии. Им куда
проще плыть по течению и пользоваться достижениями других. Например,
Митрофанушка, герой комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», является символом
невежества и глупости. Его обучение лишь только для вида, он ничего не знает и
не запоминает. Такое постижение науки абсолютно бессмысленно, оно высмеивается
и порицается автором. «Не хочу учиться, а хочу жениться,» – говорит Митрофан.
Научное знание крайне важно, его постижение не может восприниматься как тяжкая
обязанность, оно делает людей гуманнее – об этом говорит автор, показывая
Митрофанушку жалким и ничтожным тираном. Главная проблема, которая тормозит развитие
мира, заключается в нежелании людей учиться и идти в ногу со временем. Такие
Митрофанушки, которые замыкаются в своем невежестве, не подставляют ножку
прогрессу.

11. Как обучение людей способствует
техническому прогрессу?

 Евгений Базаров,
герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», занимается естественными науками.
Причем он предпочитает не теоретические, а практические знания. По мнению
Базарова, наука должна быть применима к жизни, иначе она ничего не стоит.
Несмотря на свои радикальные воззрения, Евгений действительно постиг медицину,
чтобы лечить людей, приносить пользу обществу. Приехав в родителям, он начал
помогать местным жителям и исцелять их современными методами. Его образование
нашло применение в жизни: он смог поднять уровень медицины в своем регионе.
Наука должна служить каждому человеку. Этот подход в современном обществе не
вызывает удивления, ведь главный запрос в каждом обучении – применимость знаний
в жизни. Чем больше мы учимся, тем лучше и масштабнее будет наш вклад в
развитие прогресса.

12. Как новые технологии помогают решать
глобальные мировые проблемы?

А. Платонов в
рассказе «Песчаная учительница» показал практическое применение новых
технологий и знаний в решении глобальных проблем. Главная героиня приехала в
пустыню, чтобы преподавать в школе, но со временем убедилась, что местным
жителям не до просвещения. Они не жили, а выживали, потому что на их родине не
было воды, еды, дров — ничего для создания быта. Дома и скудные посевы
постоянно заносил песок, и люди только и делали, что откапывали свои жилища.
Тогда Мария Нарышкина решила изучить вопрос с научной точки зрения и переделать
программу. Она начала читать лекции на темы, близкие обитателям пустыни. В
школу потянулись и взрослые. Общими усилиями герои посадили деревья, оградили поселок
от песка, нашли способ получать воду. Такова сила прогресса: человек может
преобразить мир и сделать место, непригодное для жилья, плодородным и
процветающим.

13. Для чего необходим прогресс?

 Наука должна
служить обществу и улучшать жизнь людей, особенно это касается медицины.
Рассказ А. П. Чехова «Хирургия» показывает, насколько важны знания для врача.
Фельдшер Курятин измучил своего пациента, дьяка Вонмигласова, пытаясь вырвать
ему зуб. У пациентов в сельской местности нет выбора, поэтому им остаётся только
терпеть. Однако врач как человек, который напрямую влияет на состояние
человека, обязан постигать медицинскую науку как можно более тщательно. К
сожалению, Курятин об этом не заботился, считая, что и так сойдёт. В другом
рассказе автора под названием «Лошадиная фамилия» врач оказался профессионалом
и помог своему пациенту вылечиться. Пока больной искал народного целителя и
готов был терпеть боль вплоть до встречи с магом, экспертная помощь была близко
и могла избавить его от недуга. Это и есть главная функция прогресса —
облегчение и усовершенствование жизни людей.

14. Может ли увлечение новыми
технологиями и научными достижениями быть во вред человеку?

К сожалению, люди
часто изучают какую-либо сферу мысли просто для того, чтобы показаться
значительнее, чем они есть на самом деле. Наука для Евгения Онегина, героя
одноименного романа А. С. Пушкина, является способом выглядеть модным и
просвещенным. Именно по этой причине Онегин «Бранил Гомера, Феокрита, зато
читал Адама Смита и был глубокий эконом». Онегин считал себя образованным
человеком, но в реальности все науки знал он поверхностно, только чтобы
поддержать светскую беседу. Единственная наука, которую Евгений постиг, была
«наука страсти нежной» – герой был умелым соблазнителем, однако пользы это ему
не принесло. Наука ценна сама по себе, она необходима, чтобы менять жизнь
человечества к лучшему, а не ради того, чтобы казаться лучше. И если знания
человека поверхностны и выставляются напоказ только ради одобрения других, ему
обучение на пользу не пошло.

15. Какие люди способны стать
двигателями прогресса?

Андрей Штольц,
герой романа И. А. Гончарова «Обломов», стремился к деятельности, хотел
принести пользу обществу. Это невозможно без образования, научных знаний. И
Андрей жадно учился, трудился над тем, чтоб получить как можно больше
информации и навыков в разных сферах. Штольц стал образованным человеком и смог
достичь успеха. Благодаря трудолюбию и тяге к знаниям герой занимает высокое
положение в обществе и получает дворянский чин. Несмотря на то, что современный
человек уже не стремится быть дворянином, не изменилось одно: наука и знания
(если они применяются на практике) помогут поменять мир к лучшему, подарят
независимость. Андрей открыл свое дело и сделал нашу страну более передовой,
ведь развил международную торговлю. Такие деятельные, умные и целеустремленные
люди, как он, двигают мир вперед
.

ОБРАЗЦЫ
СОЧИНЕНИЙ.

Может ли
увлечение новыми технологиями и научными достижениями быть во вред человеку?

Вступление: Развитие технологий
изменило общество как в положительном, так и в отрицательном смысле. Люди во
всем мире используют и извлекают выгоду из современных технологий. Технологии
упростили доступ ко многим инструментам, которые нужны людям в образовании,
медицине, связи, транспорте и т. д. Однако их слишком частое использование
также имеет свои недостатки. В большинстве случаев время отделки проектов
сокращается более чем вдвое с помощью техники.

Тезис
1:
 Многие люди не осознают, что технологии
негативно сказываются и на обществе, и их быстрое развитие изменило жизнь к
худшему по ряду причин. Технологии изменили отношения в семьях.

Доказательство
1
: В произведении Рэя Брэдбери  супруга главного героя романа Гая
Монтэга Милдред зависима от телешоу, считает его частью своей жизни. Три стены
гостиной дома Монтэгов являют собой огромные телеэкраны, и Милдред настаивает
на том, чтобы они потратились и на установление четвертой телестены, – тогда
иллюзия общения с телеперсонажами будет полной. Монтэг и Милдред женаты уже
давно, но их брак превратился в пустую фикцию: каждый существует сам по себе.
Жена с головой погружена в мир телесериалов и теперь с восторгом рассказывает о
новой затее телевизионщиков – ей прислали сценарий очередной «мыльной оперы» с
пропущенными строчками, которые должны восполнять сами телезрители.

Микровывод
1:
Мы можем прийти к
выводу: технологии в целом полезны
для мирового сообщества, однако технический прогресс может сопровождаться
отрицательными побочными эффектами и недостатками. 

Тезис
2:
 В произведении Януша Вишневского «Одиночество
в сети» два человека, мужчина и женщина, живущих в разных странах, встречаются
в сети, рассказывая истории из своей жизни. Они любят друг друга, но не могут
быть счастливы, у каждого своя жизнь, тем более виртуальное чувство всегда
быстротечно.

 Микровывод 2:  Невозможно перечислить все эффекты (как
положительные, так и отрицательные) технологий на общество. Фактически, каждая
новая технология сопровождается нежелательными или неожиданными побочными
эффектами.

 Вывод: Следовательно,
обществу необходимо адаптироваться к технологическим достижениям, которые имеют
минимальные побочные эффекты для них, окружающей среды и будущих поколений.

 Чем опасен технический прогресс?

ВСТУПЛЕНИЕ: Сегодня мы все чаще слышим тревожный вопрос «Чем опасен
технический прогресс?». Совершенно очевидно, что вне этого явления человеческая
цивилизация существовать не может. Однако и у этого необходимого процесса есть
изнаночная сторона. Стремясь «догнать и перегнать», многие промышленники
забывают об экологии, ученые — о безопасности, потребители — о чувстве меры.

ТЕЗИС 1:  Поэтому в 21 веке
на повестке дня проблемы загрязнения окружающей среды, формирования ложных
ценностей потребления и другие актуальные вопросы, ставшие следствием
технического прогресса. Разберем некоторые примеры, доказывающие опасность
бурного развития технологий.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
1:
  Вспомним повесть А.П. Чехова «Степь». Уже
в первой главе мы видим, что в маленьком провинциальном городе «в дыму около
крыш двигались люди и лошади, покрытые красной пылью…». Это описание локального
экологического бедствия. Кирпичные заводы создают невыносимый смог, который
затягивает небо и осыпается на людей россыпями пыли. Они же вынуждены дышать
этим и наживать болезни. Несмотря на производственную развитость городка, в нем
нет даже гимназии для детей. Егор едет в дальнюю дорогу, чтобы получить хотя бы
среднее образование. А это значит, что его малая родина является всего лишь
полигоном для производства, который никак не развивается, хоть и терпит
соседство с крупным промышленным предприятием. И интересы местных жителей, и
окружающая среда приносятся в жертву этим кирпичным заводам, а что взамен? В
городе, видимо, нет иной работы для молодежи, кроме перепродажи шерсти, и та
находится под контролем у крупного дельца Варламова, к которому едет дядя
Егора. Нет там и социальной инфраструктуры.

МИКРОВЫВОД
1:
 Увы, технический
прогресс имеет негативные экологические и социальные последствия для этого
города: место становится непригодным для жизни, люди его покидают, оставляя за
собой изувеченную экосистему. 

ТЕЗИС 2:  Аналогичную ситуацию мы видим в рассказе А.П. Чехова «Крыжовник».

 ДОКАЗАТЕЛЬСТВО 2: 

Николай Иванович всю
жизнь мечтал о покупке усадьбы с фруктовым садом, речкой и другими природными
радостями. Его грела мысль об уюте на лоне красивого пейзажа. Ценой невероятных
лишений и даже подлости герой купил себе барский дом, смог даже завести
прислугу. Только вот результат стараний оказался далеким от ожиданий. Так Иван
Иванович, брат новоиспеченного барина, описывает ту самую речку возле имения:
«Вода в ней цветом как кофе, потому что по одну сторону имения кирпичный завод,
а по другую — костопальный». Вот такая «идиллия»! Николай Иванович даже судился
с этими предприятиями, ведь жить по соседству было крайне не комфортно. Но
десятки людей, живших там же, терпели это, иного варианта не было.

МИКРОВЫВОД 2 :

Технический прогресс
очень часто приводит к тому, что его результаты ставятся выше человека, ради
которого он создается. Что будет с теми, кто проживает в такой экологически
неблагополучной среде? В этом последствии и состоит опасность развития
технологий.

ВЫВОД: Таким
образом, в погоне за прогрессом мы часто забываем о главном — том, ради чего он
делается. Люди ценятся меньше, чем промышленные показатели. Окружающая среда тоже
становится жертвой производственного развития. Однако завод можно построить за
год, а  последствия его работы могут напоминать
о себе столетиями. Поэтому крайне важно следить за тем, чтобы прогресс не был
самоцелью, а все-таки служил нуждам людей.

ИМЕЙТЕ В ВИДУ!  

1.    
Критерии №1 и № 2 являются
основными.

2.    
Для получения «зачета» за
итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2
(выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к
«незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному
из других критериев (№ 3-№ 5).

3.    
При выставлении оценки
учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении
менее 250 слов (в подсчет
включаются все слова, в том числе и служебные),
то за такую работу ставится «незачет».

4.    
Максимальное количество
слов в сочинении не устанавливается.

5.    
На всю работу отводится 3 часа 55
минут
.

6.    
Если сочинение списано из
какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».

7.    
Участнику разрешается
пользоваться орфографическим словарем.

Задание№9.

Напишите
сочинение, выбрав одну из тем второго тематического  направления.

Тема:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________