Сочинение егэ по тексту яковлева юрия яковлевича

Примеры сочинений ЕГЭ по тексту Ю.Я. Яковлева у нас с сыном глаза серые с едва заметными крапинками для выполнения задания №27 по русскому языку 11 класс, проблемы текста и исходный текст опубликован ниже.

Текст ЕГЭ для сочинения

(1)У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. (2)В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. (3)В пасмурные дни глаза серые — крапинки пропадают совсем. (4)У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. (5)Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперёд, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.

(6)Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. (7)И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далёкого страшного дня.

(8)– Ваш сын приговорен к казни.

(9)Я прислонилась к стене. (10)Потом собралась с силами.

(11)– Можно мне видеть коменданта?

(12)Меня пропустили. (13)Комендант сидел на табуретке. (14)На нём был только один сапог. (15)Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.

(16)Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было жёлтым и на нём проступали следы недосыпания и усталости. (17)Под глазами начинали вырисовываться тёмные мешки.

(18)– Я пришла умолять вас о моём сыне!

(19)– Умолять? О сыне? Ему надо помочь?

(20)– Он приговорен к казни.

(21)Мейер вытер лоб ладонью.

(22)– Он работал на лесопилке…

(23)– Ах, лесопилка! (24) – Он как бы вспомнил о лесопилке. (25)– И ваш сын… (26)Понимаю, понимаю…

(27)Я не могла взять в толк — издевается он надо мной или сочувствует. (28)Хотела думать, что он сочувствует. (29)Смотрела на него глазами, полными слёз.

(30)– Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, — после недолгого молчания сказал комендант.

(31) – Я отдаю себе отчёт, насколько это вам сложно, немыслимо трудно, заговорила я. (32) – Но умоляю вас войти в мое положение.

(33)– Понимаю, — сказал он и как бы ушёл в себя.

(34)Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. (35)И чтобы он самостоятельно не пришёл к отрицательному решению, я заговорила:

(36)– Ваша мать жива?

(37)– Моя матушка? (38)– Он слегка посветлел.(39)– Моя матушка?

(40)По-немецки это звучало «мейн муттерхен».

(41)– Она служит в госпитале в Дюссельдорфе. (42)Старшей фельдшерицей. (43)Вы знаете, – комендант оживился, – она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.

(44) – Все матери похожи друг на друга.

(45) – Совершенно верно, — он как бы перенёсся в далекий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. Потом он сказал:

(46)– Одного часового убили четверо юношей… (47)Это вполне могли сделать и трое. (48)Не правда ли?

(49)– Правда, — отозвалась я.

(50)– А один мог быть задержан случайно. (51)Могло ведь так случиться?

(52)– Могло, — с готовностью подтвердила я.

(53)На меня нашло материнское ослепление. (54)Никого вокруг не существовало. (55)Только мой сын. (56)И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. (57)Пропала гордость. (58)Обязанности перед близкими людьми. (59)Только бы он жил! (60)В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.

(61)Комендант покосился на часы и сказал:

(62)– Вам придётся поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдёт через пятнадцать минут.

(63)– Куда мне бежать?

(64)– Бежать не нужно. (65)Вас довезут на автомобиле. (66)Тут недалеко. (67)Километра полтора. (68)– Он крикнул: (69)– Рехт!

(70)Появился длинный, худой Рехт. (71)Жаркая, слепящая радость обволокла меня. (72)Я спасла сына!

(73)Мальчики стояли у освещённой солнцем кирпичной стены. (74)Их было четверо. (75)Все четверо — мои ученики. (76)Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. (77)Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. (78)И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.

(79)Машина остановилась. (80)Я нетерпеливо спрыгнула на землю. (81)Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. (82)Он распрямился и крикнул:

(83)– Сын госпожи учительницы может отойти от стены! (84)Который из вас сын госпожи учительницы?

(85)Мой сын не шелохнулся. (86)Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. (87)Тогда я сделала ещё несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. (88)В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним справа. (89)Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. (90)Я почувствовала — он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. (91)Его веки слегка вздрагивали. (92)Глаза смотрели виновато. (93)Перед кем он чувствовал вину? (94)Передо мной или перед самим собой? (95)Но, может быть, никакой вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью расставания?

(96)Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих руках. (97)Стоит мне кивнуть — «вот мой сын», — и не будет кирпичной стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.

(98)–Госпожа учительница, пора, — сказал длинный Рехт. (99)– Вы задерживаете казнь… (100)Может быть, здесь нет вашего сына?

(101)Я вздрогнула. (102)По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. (103)Спасая сына, я одновременно предаю его. (104)Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. (105)Умирать всегда тяжело. (106)Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек…

(107)Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне близость смерти уравняла их в моём сердце.

(108)– Госпожа учительница!.. (109)Берите любого и уходите. (110)Слышите?

(111)Слова Рехта, как пули, просвистели над моим ухом. (112)Я взглянула на сына. (113)Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских кубиков. (114)А его я увидела совсем маленьким. (115)В кроватке с сеточкой. (116)Его мучила корь. (117)Он метался в жару. (118)Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок, чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. (119)Он и сейчас не звал меня на помощь.

(120)Длинный Рехт положил мне руку на плечо. (121)Я повернулась и сказала:

(122)– Они все мои сыновья.

[свернуть]

Проблемы текста

В чем проявляется материнский подвиг?

В чем заключается сила материнской любви?

Какова роль нравственных ориентиров в жизни человека?

Что такое честь?

В чем заключается истинная смелость?

В чем заключается нравственный выбор?

Чем руководствуется человек, делая нравственный выбор?

[свернуть]

Готовое сочинение ЕГЭ по тексту

На что способна материнская любовь? Таким проблемным вопросом задаёмся, прочитав предложенный для анализа текст Ю. А. Яковлева.

Раскрывая проблему, автор повествует о том, как мать пытается спасти своего сына от казни. Ради этого она приходит прямо к немцам с просьбой о пощаде — готова на любой поступок. Данным примером автор показывает, насколько сильная любовь матери к её ребёнку — она готова на любую жертву, лишь бы сын остался жив.

Также вместе с ним было ещё три юноши, и женщина не смогла просто увести своего сына, не могла бросить остальных. Она сказала, что они все её сыновья — нельзя предать тех парней, нужно спасти всех. Так мы понимаем, что материнская любовь распространяется и на чужих детей, и в случае опасности женщина их спасёт. С помощью этих двух примеров, взаимно дополняющих друг друга, мы понимаем, что материнская любовь способна на всё, чтобы спасти не только своего ребёнка, но и не родного.

Авторская позиция ясна. Ю. А. Яковлев считает, что материнская любовь самая сильная. Именно поэтому мать готова на всё ради своих детей. Также она способна защитить чужого ребёнка. Она пройдёт самое сложное испытание, чтобы спасти детей.

Я полностью согласна с позицией автора, но хотелось бы добавить, что мать способна предчувствовать беду, которая может случиться с её ребёнком. Например, как это было с матерью Пети Ростова из романа «Война и мир». Она знала, что сыну нельзя воевать, что это принесёт горе. Как чувствовало материнское сердце, так и произошло — Петя погиб. Графиня Ростова всеми силами пыталась его отговорить — это были все её возможности.

Таким образом, женщина готова на всё ради своих и не кровных детей. Материнская любовь способна на невероятное — чувствовать своё чадо и защищать его, несмотря ни на что.

2 пример сочинения ЕГЭ

На какие подвиги способна материнская любовь? Именно эта проблема находится в центре внимания Ю.Я. Яковлева.

Размышляя над этим вопросом, автор переносит читателя в страшные годы войны. В ту ночь, когда сын главной героини оказался в смертельной опасности, для нее перестало существовать все: муж, сон, голод. «Только сын в фокусе» всего ее существования. Ради его спасения она отчаянно умоляет коменданта о помиловании. Автор отмечает, что мать была готова «на любое признание, на любой поступок». На этом примере мы видим ослепительную силу материнской любви главной героини к сыну, ее непоколебимую решительность, самоотверженность. Далее автор, чтобы показать многогранность материнской любви и то, что она проявляется не только к родным детям, описывает эпизод казни. В решающий момент главную героини пронзает мысль о том, что если она выберет и спасет родного сына, то она навсегда обречет себя и его на тяжелую участь предателя. Трое других ребят – ее ученики, такие же дети, как и ее сын, за которых она несет ответственность, которых она по долгу должна оберегать, защищать. Более того, пытаясь уловить взгляд сына, она почувствовала, что он боялся «проявить слабость» и броситься к ней, ведь тогда он всю жизнь будет чувствовать себя предателем и винить себя за смерть товарищей. Мать совершает подвиг, она говорит: «Они все мои сыновья».

Таким образом, эти примеры, дополняя друг друга, раскрывают смысл понятия «материнская любовь» и показывают силу, глубину этого поразительного чувства.

Автор считает, что материнская любовь непоколебима, она подталкивает человека на величайшие подвиги. Это чувство свойственно всем матерям и помогает им принимать сильные решения в самые трудные минуты.

Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что материнская любовь поражает своей самоотверженностью. Для обоснования своей позиции обращусь к историческим событиям. Вспоминая Блокаду Ленинграда, нельзя не отметить героизм матерей, чьи дети остались в кольце ужаса и смерти. По многим историческим заметкам, рассказам современников, известно, что переполненные чувством любви и долга мамы прыгали в машины, которые по Дороге Жизни направляли продукты в Ленинград. Они не думали о собственной безопасности, о том, что их могли не просто убить, а объявить врагами народа, ведь они нарушили приказ. Мамы самовольно возвращались туда, откуда пути назад не было. Мой пример тоже является доказательством того, что материнская любовь подталкивает на удивительные подвиги.

В заключение хочется сказать, что мама – самый важный человек в жизни каждого, ведь она всегда сделает выбор в пользу своего ребенка, а в момент опасности никогда не оставит, не бросит. Материнская любовь удивительна. Цените матерей!

3 пример сочинения ЕГЭ

В чём заключается сила материнской любви? Именно этот вопрос волнует писателя Ю. Яковлева.

Размышляя о проблеме, автор показывает военное время. Четверо ребят, в том числе и сын рассказчицы Кирюша, были приговорены к казни за нападение на часового. Узнав об этом, на героиню находит «материнское ослепление». Она не думает ни о ком, кроме сына ,и готова совершить любой поступок, чтобы спасти родного человека. Так писатель приводит читателя к мысли о том , что мать может сделать всё ради своего ребёнка.

Далее Юрий Яковлев описывает, как героиню везут к месту казни. Рассказчице предстоит принять тяжёлое решение, потому что предоставленный комендантом шанс спасти сына заставляет её почувствовать себя «на грани предательства». В глазах Кирюши видны вина и горечь расставания, но кажется, что ,указав на своего ребёнка, учительница сделает только хуже. К ней приходит осознание того, что все четверо дороги ей. «Они все мои сыновья»,- произносит героиня. Этот пример свидетельствует о том, что любящая мать уважает выбор своего ребёнка. Рассказчица не может поступить иначе, потому что, спасая сына, она предаст его друзей и товарищей.

Чтобы убедительнее донести до читателей свою мысль, писатель противопоставляет примеры, стараясь подчеркнуть безграничную материнскую любовь.

Юрий Яковлев прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но читатели могут догадаться, как думает автор. Писатель полагает, что сила материнской любви заключается не только в стремлении сделать всё для своего ребёнка, но и в способности уважать его решения.

Я полностью согласна с мнением автора. Матери очень сильно любят своих детей, поэтому они часто могут сделать для них многое. В произведении Достоевского «Преступление и наказание» можно рассмотреть пример материнской любви. Несмотря на все неудачи в жизни Раскольникова, его мать всегда была готова помочь, отдать последние деньги, если нужно. Я считаю, что этот эпизод иллюстрирует родительскую любовь к главному герою. Мать не оставляет сына в трудные минуты жизни.

Работая над сочинением по тексту Ю. Яковлева, я поняла , что сила материнской любви заключается не только в желании сделать всё для своего ребёнка, но и в уважении и поддержке.

4 пример сочинения ЕГЭ

Время от времени человек оказывается в сложной ситуации, когда ему приходится делать нравственный выбор. Это особенно трудно, если в опасности находится близкий человек. То же самое произошло с героиней произведения Ю.Я. Яковлева. В предложенном фрагменте автор поднимает проблему силы материнской любви.

Женщина, узнавшая, что её ребёнок приговорён к казни, просит коменданта о помиловании. Она напоминает собеседнику, что и у того, вероятно, есть такая же самоотверженная, милосердная мать, потому что «все матери похожи друг на друга» и готовы пожертвовать чем угодно ради благополучия своих детей. Когда комендант согласился пойти на уступки, героиня почувствовала себя ослеплённой вдруг появившейся надеждой. В тот момент она не задумывается о других ребятах, также осуждённых за убийство часового. Сила любви привела к этому «материнскому ослеплению».

Однако не может ли такая безграничная любовь обернуться предательством? Спасти своего сына – это значило одновременно погубить его. Если бы женщина это сделала, угрызения совести мучили бы и её саму, и её ребёнка до конца дней. В какой-то момент героиня понимает, что все приговорённые к казни юноши одинаково дороги ей. Такое чувство она испытала ещё и потому, что все эти ребята были её учениками. Многие называют учительниц вторыми мамами, и сила материнской любви побудила женщину сказать следующее: «Они все мои сыновья». Конкретизируя данную мысль, автор подчёркивает, что истинная любовь заключается в умении сделать правильный выбор. Женщина понимает чувства собственного сына и не может предать его. Иногда мудрость материнской любви – это не только готовность спасти ребёнка, но и способность отказаться от его спасения.

Итогом размышления автора становится такая позиция: «куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек». Это значит, что сила материнской любви заключается в том, что она совершенно лишена каких-либо эгоистических побуждений. В решающий момент героиня не думает о себе, она понимает и принимает выбор своего сына.

Нельзя не согласиться с точкой зрения писателя. Действительно, нет ничего бескорыстнее любви матери. Это чувство полно самопожертвования и страдания. Так, например, автобиографическая героиня поэмы А.А. Ахматовой «Реквием» семнадцать месяцев провела в тюремных очередях, тоскуя о своём сыне. Она продолжала надеяться на его скорое возвращение.

В заключение хочется сказать, что материнская любовь – самое сильное чувство, не требующее ничего взамен. Мать – это тот человек, который способен совершить героический поступок ради своих детей.

5 пример сочинения ЕГЭ

В данном тексте автор, Я. Ю. Яковлев, ставит проблему материнской любви.

Автор начинает свое повествование с рассказа о героине и ее сыне, которого приговорили к казни за убийство часового. Мать старается всеми силами помочь ребенку избежать смерти, она готова ради него пожертвовать гордостью и обязанностями перед близкими. Этим примером автор показывает, что для любящей матери нет невозможного, если чаду угрожает опасность, она сделает все ради его спасения.

Писатель продолжает свое повествование, рассказывая о встрече матери, сына и троих его друзей перед казнью. Героиня поняла, что, спасая только своего ребенка, она предает его товарищей, оставляя их умирать. Автор отмечает, что женщина внезапно почувствовала, что все четыре мальчика одинаково дороги ей. Этим примером писатель объясняет: близость смерти уравнивает людей между собой, особенно в сердце матери.

Примеры дополняют друг друга, в них автор показывает, в чем заключается суть материнской любви. Первый пример описывает, как сильны эти чувства, глубину переживаний мамы за ребенка, а второй поясняет, что в опасных ситуациях близость смерти объединяет и уравнивает всех. Для матери это может означать появление «новых» детей, о чем говорится в предложении №98.

Позиция автора заключается в том, что материнская любовь – это одно из самых сильных человеческих чувств. Женщина готова на любой поступок, признание, лишь бы с ее ребенком ничего плохого не случилось.

Я согласна с точкой зрения автора, так как хочу стать матерью, когда вырасту. Если с моими детьми что-то случится, я также буду защищать их до последнего, жертвуя своими нуждами, гордостью, обязанностями.

В заключение хочу сказать, что материнская любовь – это самое искреннее и сильное чувство.

6 пример сочинения ЕГЭ

В течение жизни человек часто сталкивается с нравственным выбором. Как же стоит поступать в этот момент? Такой вопрос задает Юрий Яковлевич Яковлев в предложенном для анализа тексте.

Рассуждая о данной проблеме, автор рассказывает историю женщины, сына которой приговорили к казни за убийство часового. Она решилась «умолять» коменданта, который мог отменить принятое решение. В этот момент мужчина оказался перед нравственным выбором, «от которого … зависела жизнь» сына учительницы. Он «колебался», но все-таки понял тяжелое положение матери, ребенка которой скоро убьют, и принял решение, которое могло спасти жизнь юноше. Тем самым автор показывает, что, совершая нравственный выбор, необходимо оставаться человеком, понимать положение других людей.

Однако и главная героиня оказалась, как пишет автор, «на грани страшного предательства». Учительница поняла, что, спасая сына, она предает и самого юношу, и его товарищей, которые были ее учениками: «я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне, близость смерти уравняла их в моем сердце». И вместо того, чтобы признать своего сына, она сказала: «Они все мои сыновья». Поступок главной героини показывает, что в ситуации нравственного выбора решение, которое кажется единственно верным, может оказаться ошибочным. В такие моменты и проявляется нравственность человека.

Эти примеры дополняют друг друга и показывают всю тяжесть принятия решений в нравственных вопросах.

Авторская позиция такова: насколько бы тяжелым ни был выбор, важно принимать во внимание все, что связано с ним, и в первую очередь быть человеком. Этим и необходимо руководствоваться в таких ситуациях.

Действительно, нельзя не согласиться с автором. Нравственный выбор всегда подразумевает принятие сложного решения. Но оно никогда не будет верным для всех. Это связано с тем, что у людей разные взгляды на те или иные вопросы нравственности. Этим же и вызвана вся тяжесть принятия таких решений, ведь не все может оказаться допустимым для других людей. Поэтому необходимо принимать во внимание все, что связано с данной ситуацией. В этом случае принятое решение может быть верным для максимального количества людей.

Таким образом, все в жизни сталкиваются с нравственным выбором, но не каждый человек способен принять верное для себя решение.

7 пример сочинения ЕГЭ

В чём заключается сила материнской любви? Над таким непростым вопросом заставляет задуматься нас, читателей, советский писатель и сценарист Юрий Яковлевич Яковлев.

Чтобы понять суть проблемы, обратимся к тексту, в котором главная героиня переживает трагедию: её сын приговаривается к казни. Женщина решила во что бы то ни стало спасти своего ребёнка, поэтому она идёт к коменданту. Расчувствовавшись вопросом о его матери, немец признаёт, что сама героиня на неё очень похожа. Благодаря нахлынувшим воспоминаниям, он соглашается ей помочь и спасти одного из четверых приговорённых.

Рассказчица с ужасом признаётся: «На меня нашло материнское ослепление… и для того, чтоб он (сын) был, я готова была на любое признание, на любой поступок». Мы видим, насколько ей тяжело, ведь остальные трое приговорённых — её ученики, которых она знала с детства.

Далее автор рассказывает нам о том, что героиня так и не спасла своего ребёнка. Увидев стоящих у кирпичной стены парней, она поняла, что «находится на грани страшного предательства». Если спасёт своего сына— предаст не только остальных ребят, но и его самого. Женщина принимает страшное для себя решение — отказаться от спасения своего ребёнка, но не предавать его: «Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне: близость смерти уравняла их в моём сердце».

Именно поэтому на просьбу молодого Рехта не задерживать казнь и забрать своего сына она отвечает: «Они все мои сыновья». Этот поступок помогает читателю понять, насколько сильной и чистой бывает любовь матери.

Оба примера логично связаны между собой: второй аргумент словно продолжает мысль первого о настоящей силе материнской любви и всех действиях, в которых она проявляется.

Позиция автора ясна и понятна. Он считает: материнская любовь — высшее проявление любви, которое только может существовать в мире. С мнением автора нельзя не согласиться.

Ведь действительно, только эти женщины способны на такое всеобъемлющее чувство, которое проявляется по отношению не только к своим, но и к чужим детям. В пример хочу привести главную героиню произведения Виталия Александровича Закруткина «Матерь человеческая» и её поступки во время войны. Мария даже в голоде и холоде думает не о себе, а о маленькой девочке, смертельно раненной фашистами. Саня заменила героине погибшего сына Васятку и стала для нее действительно родной. А после её смерти девушка смогла найти в себе силы и принять и воспитать семерых ленинградских сирот, которых занесло к ней на хутор.

Хочется верить, что проблема, поднятая автором, заставит читателей задуматься о силе материнской любви и её значении в жизни каждого из нас.

8 пример сочинения ЕГЭ

Юрий Яковлевич Яковлев не только советский писатель, но и неравнодушный к проблемам общества человек. В предоставленном для анализа тексте он ставит проблему силы материнской любви, которая актуальна и в наше время.

Чтобы привлечь внимание читателя, автор повествует о героине, которая пыталась спасти своего сына, приговорённого к казни за убийство немецкого солдата. Она встречается с комендантом и молит его о пощаде. В предложениях 56-58 говорится о том, что мать готова отказаться от многого ради сохранения жизни ребёнку. На неё нашло «материнское ослепление». Она не могла ни о ком и ни о чём думать. Даже пропала гордость. «Только бы он жил».

При этом автор подчёркивает ещё одну мысль: учительница, спасая сына, боялась одновременно и предать его (предложения 103-104).

Ей стало понятно, что помогая одному, тем самым она отказывается от других ребят. Это ли не подлость, не предательство?

Оба аргумента, дополняя друг друга, демонстрируют, что сила материнской любви велика. Ради спасения родных и близких можно пойти на любые компромиссы. Авторская позиция предельно ясна. Он убеждает читателя в том, что ради спасения своего ребёнка мать готова пожертвовать даже собственной жизнью.

Я разделяю точку зрения Яковлева. Женщина не может смотреть на страдания ребёнка. Её сердце разрывается, ей не страшны никакие трудности, и она способна идти до конца.

Таким образом, материнской любви нет преград.

9 пример сочинения ЕГЭ

Чтобы привлечь внимание к проблеме, рассказчик повествует о женщине, которая вспоминала о казни своего сына. Читатель видит, как она изо всех сил старалась спасти его, любовь к сыну — «материнское ослепление», сделало её бесстрашной, и она была готова на любой поступок ради него: «я готова была на любое признание, на любой поступок». Мы видим, как после вынесения приговора она пошла к коменданту и попросила понять её, ведь у коменданта тоже есть мать, а «все матери похожи друг на друга».

Рассказчик обращает внимание читателя на состояние героини, когда ей всё-таки удалось добиться милости: «Жаркая, слепящая радость обволокла меня» (71). Этот пример показывает, что любовь к сыну «ослепило» героиню, сделало её бесстрашной, готовой на любые поступки ради спасения своего ребенка.

С другой стороны, читатель видит, как состояние матери меняется, когда она увидела всех четверых неестественно бледных своих учеников, стоящих около стены. Мы видим, как она колебалась, как не назвала имени сына, хотя так старалась спасти его. Рассказчик передает внутреннее состояние героини: «я нахожусь на грани страшного предательства»: она поняла, что спасая одного, предаёт и других, потому что все мальчики — её сыновья (104, 122). Этот пример раскрывает героиню с другой стороны: близость смерти уравняла мальчиков в сердце матери, она поняла, что не может спасти одного, тем самым предать остальных.

Примеры приведены так, что один можно противопоставить другому. Поменялось не только состояние матери, но и её нравственный выбор. Мы понимаем, что героиня, желая спасти собственного сына, стала матерью для всех детей, оказавшихся перед лицом смерти.

Позиция автора ясна. Ю. Я. Яковлев считает, что поступок матери связан с нежеланием предавать «своих детей», ведь материнская любовь заключается ещё и в том, что она лишена каких-либо эгоистических побуждений. В решающий момент героиня думает не о себе, она понимает и принимает выбор своего сына.

Я согласна с точкой зрения автора. Действительно, сделать нравственный выбор, когда дело касается жизни собственного сына, сложно. В поэме А. Ахматовой «Реквием» также отражены личные переживания автора, связанные с арестом сына. Героиня этой поэмы совмещает в себе всю боль и страдания, выпавшие на долю миллионов русских людей, её голосом говорит каждая из матерей, жен, стоящие в длинных очередях в надежде узнать хоть что-нибудь о судьбе своих близких.

Таким образом, текст Ю. Я. Яковлева заставил задуматься над важной проблемой и найти пути её решения.

Тренировочные варианты ЕГЭ 2023 по русскому языку с ответами

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Сочинение ЕГЭ 2021 на 25 баллов по тексту Ю.Я. Яковлева: “У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками”
Исходный текст

На какие подвиги способна материнская любовь? Именно эта проблема находится в центре внимания Ю.Я. Яковлева.

Размышляя над этим вопросом, автор переносит читателя в страшные годы войны. В ту ночь, когда сын главной героини оказался в смертельной опасности, для нее перестало существовать все: муж, сон, голод. «Только сын в фокусе» всего ее существования. Ради его спасения она отчаянно умоляет коменданта о помиловании. Автор отмечает, что мать была готова «на любое признание, на любой поступок». На этом примере мы видим ослепительную силу материнской любви главной героини к сыну, ее непоколебимую решительность, самоотверженность. Далее автор, чтобы показать многогранность материнской любви и то, что она проявляется не только к родным детям, описывает эпизод казни. В решающий момент главную героини пронзает мысль о том, что если она выберет и спасет родного сына, то она навсегда обречет себя и его на тяжелую участь предателя. Трое других ребят – ее ученики, такие же дети, как и ее сын, за которых она несет ответственность, которых она по долгу должна оберегать, защищать. Более того, пытаясь уловить взгляд сына, она почувствовала, что он боялся «проявить слабость» и броситься к ней, ведь тогда он всю жизнь будет чувствовать себя предателем и винить себя за смерть товарищей. Мать совершает подвиг, она говорит: «Они все мои сыновья».

Таким образом, эти примеры, дополняя друг друга, раскрывают смысл понятия «материнская любовь» и показывают силу, глубину этого поразительного чувства.

Автор считает, что материнская любовь непоколебима, она подталкивает человека на величайшие подвиги. Это чувство свойственно всем матерям и помогает им принимать сильные решения в самые трудные минуты.

Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что материнская любовь поражает своей самоотверженностью. Для обоснования своей позиции обращусь к историческим событиям. Вспоминая Блокаду Ленинграда, нельзя не отметить героизм матерей, чьи дети остались в кольце ужаса и смерти. По многим историческим заметкам, рассказам современников, известно, что переполненные чувством любви и долга мамы прыгали в машины, которые по Дороге Жизни направляли продукты в Ленинград. Они не думали о собственной безопасности, о том, что их могли не просто убить, а объявить врагами народа, ведь они нарушили приказ. Мамы самовольно возвращались туда, откуда пути назад не было. Мой пример тоже является доказательством того, что материнская любовь подталкивает на удивительные подвиги.

В заключение хочется сказать, что мама – самый важный человек в жизни каждого, ведь она всегда сделает выбор в пользу своего ребенка, а в момент опасности никогда не оставит, не бросит. Материнская любовь удивительна. Цените матерей!

Автор сочинения: Анна Долгая

Текст: Ю. Яковлев. У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками…

Цой Яна  

Сочинение по тексту “О cиле материнской любви” Ю. Я. Яковлева

В чем заключается сила материнской любви? Этот вопрос находится в центре внимания Юрия Яковлевича Яковлева.

Размышляя над проблемой, автор приводит в качестве примера поступок учительницы, чей сын оказался приговорен к казни. Когда комендант согласился помочь женщине, на неё нашло “материнское ослепление”, в тот момент кроме сына для матери ничего не существовало. Она забыла о гордости и ради своего ребёнка была готова пойти на всё. Она добилась своего и её отвезли к сыну. Этот эпизод показывает, что материнская любовь заключается в готовности пожертвовать всем, и пойти на любой поступок ради спасения своего чада.

Также нельзя не обратить внимания на сцену, которая произошла у места казни. Эта женщина, увидев четверых ребят, которые были её учениками подумала, что, спасая только своего сына она предает остальных. Эта мысль не давала ей покоя, ведь она не могла так поступить. Все эти дети были для неё словно родные. Учительница решила спасти всех и сказала, что все четверо её сыновья. Как показывает автор, материнская любовь не способна на эгоизм, в момент, когда дети могут погибнуть, она готова спасти всех.  

Эти примеры дополняют друг друга и позволяют понять, что материнская любовь самая сильная. Она может преодолеть все препятствия.

Хотя позиция писателя не выражено явно, логика текста убеждает читателя в том, что сила материнской любви заключается в готовности пожертвовать собой. В материнской любви нет места эгоизму.

Я согласна с позицией автора. В произведении Фёдора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” мать главного героя Пульхерия Александровна всегда старалась помочь своего сыну, чем могла. Она любила его и готова была ради Родиона на всё, даже отдать последние свои сбережения для того, чтобы сын мог учиться в университете.  

Итак, текст Юрия Яковлевича Яковлева еще раз заставил меня убедиться в том, что сильнее материнской любви нет ничего.

Здравствуйте, Яна!
Вы написали сочинение, соответствующее требованиям ЕГЭ по русскому языку, но пока работу нельзя назвать безупречной.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 – Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 – Комментарий + 4 балла

Пример 1 (разговор с комендантом) в сочинении указан, пояснен. Пример 2 (сцена у места казни; сложный нравственный выбор героини) указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена неверно, связь не проанализирована. Как именно они дополняют друг друга? Что привносит один, а что другой? Нужно показать “вес” (значение) каждого примера в рамках рассматриваемой проблемы.

На мой взгляд, связь между примерами вы определи неверно.
Мать хотела во что бы то ни стало спасти сына, но не смогла этого сделать. Речь идёт, скорее, о противопоставлении (хотела сделать ТАК, а поступила ИНАЧЕ). Перед героиней стоял сложный нравственный выбор.

K3 – Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 – Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 – Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

В работе просматривается коммуникативный замысел. Допущено 2 логические ошибки.
Ошибки:

Также нельзя не обратить внимания на сцену, которая произошла у места казни.

Нельзя начинать абзац с союза “также” (нарушение логики).

Также нельзя не обратить внимания на сцену, которая произошла уместа казни. Эта женщина, увидев четверых ребят, которые были её учениками подумала, что, спасая только своего сына она предает остальных.

Неуместное использование указательного местоимения во втором предложении третьего абзаца. На что указывает местоимение? В предыдущем предложении речь не идёт о женщине (нарушение логики).

Итак, текст Юрия Яковлевича Яковлева еще раз заставил меня убедиться в том, что сильнее материнской любви нет ничего.

На мой взгляд, заключение не совсем коррелирует с проблемой и позицией автора. Это не критично, но старайтесь не нарушать логику, постоянно возвращайтесь к проблеме и позиции автора (вопросно-ответное единство: проблема – вопрос, позиция автора – ответ на поставленный вопрос). Заключение – это итог ваших размышлений по обозначенной проблеме.

K6 – Точность и выразительность речи + 1 балла
Работа характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли, речевые ошибки.

Ошибки:
Так как снят балл по критерию К10, автоматически снимается балл по К6. Максимальный балл выставляется, если К10 = 2 балла

K7 – Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
Ошибки: нет.

K8 – Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл
Ошибки:

Она добилась своего ЗПТ и её отвезли к сыну.

Запятая в сложном предложении (ССП).

Этот эпизод показывает, что материнская любовь заключается в готовности пожертвовать всем, и пойти на любой поступок ради спасения своего чада.

Лишняя запятая перед однородным несогласованным определением, выраженным инфинитивом. … заключается в готовности (какой?) пожертвовать и пойти…

Эта женщина, увидев четверых ребят, которые были её учениками ЗПТ  подумала, что, спасая только своего сына ЗПТ она предает остальных.

Не хватает запятой в конце придаточного предложения (которые были её учениками). Нет запятой после деепричастного оборота (спасая только своего сына).

K9 – Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Ошибки:

Хотя позиция писателя не выражено явно, логика текста убеждает читателя в том, что сила материнской любви заключается в готовности пожертвовать собой.

Нарушена связь между подлежащим и сказуемым (позиция (существительное женского рода) – подлежащее; выражено (краткое страдательное причастие среднего рода) в роли сказуемого. Должно быть так: позиция писателя выраженА.

K10 – Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Она забыла о гордости и ради своего ребёнка была готова пойти на всё. Она добилась своего и её отвезли к сыну.

Неоправданные повторы.

Этот эпизод показывает, что материнская любовь заключается в готовности пожертвовать всем, и пойти на любой поступок ради спасения своего чада.

Употребление устаревшего слова “чадо” выглядит неуместно.

Эта женщина, увидев четверых ребят, которые были её учениками подумала, что, спасая только своего сына она предает остальных. Эта мысль не давала ей покоя, ведь она не могла так поступить. Все эти дети были для неё словно родные.

Повторы.

Учительница решила спасти всех и сказала, что все четверо её сыновья. Как показывает автор, материнская любовь не способна на эгоизм, в момент, когда дети могут погибнуть, она готова спасти всех.

Повторы.

K11 – Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 – Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки: нет.

Общие рекомендации: Яна, следует усилить работу над комментарием (особенно над обозначением связи между примерами и анализом смысловой связи), логикой развития мысли, речевым оформлением (поработайте над повторами, старайтесь перечитывать работу специально для выявления повторов).
Желаю вам успехов! Всё получится!

Баллы по критериям

К1 – Формулировка проблем исходного текста: 1

K2 – Пример 1: 1

K2 – Пояснение к примеру 1: 1

K2 – Пример 2: 1

K2 – Пояснение к примеру 2: 1

K2 – Анализ связи между примерами: 0

К2 – Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4

K3 – Отражение позиции автора исходного текста: 1

K4 – Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1

K5 – Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0

K6 – Точность и выразительность речи: 1

K7 – Соблюдение орфографических норм: 3

K8 – Соблюдение пунктуационных норм: 1

K9 – Соблюдение грамматических норм: 1

K10 – Соблюдение речевых норм: 0

K11 – Соблюдение этических норм: 1

К12 – Соблюдение фактологической точности: 1

Итоговый балл – 15

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Ю.Я. Яковлева: “У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют…”

Исходный текст

В чем заключается сила материнской любви? Именно эта проблема находится в центре внимания Ю.Я. Яковлева.

Чтобы ответить на вопрос, автор рассказывает трагическую историю, которая произошла с героиней текста. Ее сына и трех его друзей приговорили к казни. Когда женщина узнала эту страшную новость, она решила во что бы то ни стало спасти своего ребенка: она умоляла коменданта изменить решение, проявить к ней сочувствие, взывала к милосердию. Чтобы добиться участия, женщина спросила коменданта, если у него мать.  Вопрос о матери вызвал у мужчины светлые воспоминания, он даже заметил, что героиня на нее похожа. Расчувствовавшись, комендант сказал, что может спасти одного человека. Несмотря на то что среди осужденных были друзья ее сына, молодые люди, которых она знала с детства, которые когда-то были ее учениками, женщина согласилась. Героиня с ужасом призналась себе, что готова на все ради ребенка. «На меня нашло материнское ослепление. Никого вокруг не существовало. Только мой сын. И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок» – вспоминала свои мысли женщина. Этот пример убедительно доказывает, что сила материнской любви так велика, что ради ребенка любая мать способна на все. Она поступится честью, «договорится» с совестью, пожертвует собой, лишь бы спасти самого дорого для нее человека.

В продолжении текста мы узнаем, что героиня не спасла своего сына. Когда женщина приехала на место казни, увидела мальчиков, стоящих у освещенной стены, встретилась взглядом с сыном, она поняла, что находится «на грани страшного предательства»: «спасая сына» она одновременно предавала его. Предложение отойти от стены парень проигнорировал, он опустил голову, боясь встретиться с ней взглядом, проявить слабость. Молодой человек сделал свой выбор: он предпочел умереть, но не предавать себя и своих друзей.  Героиня вдруг увидела сына «совсем маленьким», а кирпичная стена, у которой должны были расстрелять молодых людей, показалась ей «сложенной из детских кубиков». «Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне, близость смерти уравняла их в моем сердце». Женщина приняла страшное для себя решение – отказаться от спасения сына, но не предавать его. «Они все мои сыновья» – заключила она. Поступок женщины помогает читателю понять, насколько сильной бывает любовь мамы: ради ребенка она может даже отказаться от него, принять его смерть.

Отказаться от спасения своего ребенка, потому что предательство для него страшнее смерти, принять выбор дорого тебе человека, даже если этот выбор принесет боль и страдания, может только искренне любящий человек. Позиция автора не выражена четко, но из текста мы понимаем, что Ю.Я. Яковлев хотел донести до читателя следующую мысль: сила материнской любви заключается не только в желании сделать все ради ребенка, но и в способности уважать и принимать его решения, несмотря на все последствия. 

Я разделяю точку зрения автора. Любовь матери – самое неэгоистичное чувство на земле, высшее проявление любви, на которую способен человек. В подтверждение своей точки зрения приведу пример из стихотворения Д. Кедрина «Сердце матери». Казак совершает страшный поступок по отношению к своей маме: вырывает ее сердце, чтобы доказать свою преданность возлюбленной. По дороге к девушке мужчина оступается на скользком пороге и роняет сердце, которое лишь спрашивает: «Не ушибся, сынок?» Только материнское сердце способно на такое сильное чувство, только мать может простить такое предательство.

В заключение хочется выразить надежду на то, что люди будут бережнее относиться к человеку, который подарил им жизнь. Как сказал В.Г. Белинский: «Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею».

В предложенном для анализа тексте Яковлев Юрий Яковлевич поднимает проблему проявления материнской любви в критической ситуации.

Размышляя над проблемой, автор противопоставляет поведение рассказчицы в начале и в конце текста. Героиня, узнав о казни своего сына, была ослеплена желанием спасти ребенка. Ю. Я. Яковлев отмечает, что рассказчица была готова ради него на любой поступок или признание. Этот пример показывает, как материнское ослепление заставляет героиню забыть об обязанностях перед близкими людьми.

Однако спасла ли рассказчица своего сына? Автор отвечает на этот вопрос в конце текста.

Оказавшись на месте казни, рассказчица осознает, что была одержима желанием спасти сына. Учительница понимает, что не только ее сын, но и все остальные – ее школьные дети, и потому близость смерти уравнивает их в ее сердце. Этот пример заставляет читателей задуматься, что слепо следовать материнской любви не всегда является верным решением.

В противопоставлении этих примеров автор показывает, на какие поступки готов человек ради спасения своих детей. Ю. Я. Яковлев описывает такие качества учительницы, как смелость, доброта, милосердие. Более того, примеры показывают, как героиня решилась проявить любовь не только к сыну, но и к своим близким людям, школьным ученикам.

Позиция автора такова: слепо следуя зову материнской любви, человек может совершить страшный поступок – предательство близких ему людей.

Я согласна с позицией автора и считаю, что только здравая материнская любовь пробуждает в человеке его лучшие качества, позволяет ему совершать благородные поступки. На мой взгляд, автор убедительно доказывает свою позицию поступком героини в конце текста, когда она решилась спасти не только сына, но и своих школьных детей, назвав их своими сыновьями.

Сочинение на 25 баллов

Отрывок текста: У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. В пасмурные дни глаза серые — крапинки пропадают совсем. У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики.