Утро на берегу озера митрофанов сочинение по картине

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждения Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

VIII вида р.п. Базарный Карабулак»

Конспект урока

 по русскому языку «Простое предложение».

Подготовила и провела:

учитель русского языка, чтения Мякишева Ж.А.

Тема: « Простое предложение».

Цель: закрепление изученного о простом предложении.

Задачи:

– повторить изученные орфограммы с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне слова;

– совершенствовать знания учащихся о предложении и словосочетании ( их отличие);

– развивать умение распознавать главные и второстепенные члены предложения;

– повторить типы предложений по интонации;

– формировать умение правильно употреблять запятую в предложениях с однородными членами без союзов и с помощью союзов и, а, но;

– формировать умение объяснять свой выбор, высказывать суждение. Корригировать и развивать фонетический слух, связную речь, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, умение анализировать и обобщать;

– воспитывать чувство ответственности за окружающую среду, прививать любовь к природе, вызвать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: наборное полотно; текст на ватмане для устной работы; тесты для индивидуальной работы; цифры 1-4; макеты весёлых человечков; текст объяснительного диктанта на ватмане; схемы однородных членов предложения; схемы предложений по интонации; картина А. Митрофанова «Утро на берегу озера» в учебнике и на доске.

                                                       План урока

1.Организационный момент.

  а) Проверка готовности учащихся к уроку.

  б) Психологический настрой на работу.

2.Сообщение темы урока и постановка цели.

3.Повторение орфографии:

    а) словарный диктант;

    б) устная работа;

    в) индивидуальная работа.

4.Повторение «Простое предложение»:

    а) коллективная работа: отличие предложения от словосочетания;

    б) объяснительный диктант;

    в) нахождение главных членов в тексте;

    г) творческая работа по схемам.

5.Физкультминутка.

6.Развитие речи. Сочинение по картине А. Митрофанова «Утро на берегу озера».

7.Рефлексия урока.

8.Задание на дом.

9.Оценки.

1.Организационный момент.

   Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель: Здравствуйте. Я рада вас видеть на уроке. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

   Психологический настрой на работу.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем преодолевать трудности. А трудности легко преодолевать, когда человек всё делает с хорошим настроением. У вас хорошее настроение, я это вижу. Тогда, в добрый путь, удачи.

2.Сообщение темы урока и постановка цели.

Учитель: Сегодня мы повторим всё, что изучали о простом предложении и подготовимся к контрольному диктанту. Но в начале мы повторим изученные нами орфограммы в корне слова. Я надеюсь, что вы будете очень внимательно работать, потому что многие слова встретятся в контрольном диктанте.

3. Повторение орфографии.

а) Словарный диктант.

Учитель: Проведём словарный диктант с непроверяемыми гласными в корне слова, которые нужно запомнить.

  Конституция, Отечество, национальность, гражданин, демонстрация.

Учитель: Поднимите руки, кто не сделал ни одной ошибки. Молодцы! А кто сделал одну или две? Подойдите к наборному полотну и возьмите карточки со словами, над которыми вам надо будет работать.

(Дети подходят к доске).

б) Устная работа.

Учитель: Следующая работа с проверяемыми гласными в корне слова. Это устная работа.

                          На ватмане написан текст:

На опушке леса расцвели удивительные цветы. На высоких стеблях тянулись к солнцу нежные головки. И название у цветов волшебное- купавки.

Но вот на опушку пришли дачницы и понесли охапки. Оборвалась лесная сказка. Без цветов и семян нет и продолжения жизни.

Учитель: Прочитайте слова с пропущенной буквой. Как называется орфограмма, над которой мы сейчас будем работать?

Ответы детей.

Учитель: А как проверить безударную гласную в корне слова?

Ответы детей.

Учитель: Так давайте искать проверочные слова. Какую гласную вставляем?

Ответы детей.

Учитель: Это редкий цветок, который занесён в Красную книгу. А все растения, занесённые в Красную книгу, да и не только, а всю окружающую нас природу мы с вами должны беречь и охранять. Что значит беречь и охранять?

Ответы детей: Нельзя рвать охапками первоцветы, разрушать муравейники и без нужды ломать ветки на деревьях.

Учитель: Совершенно верно, окружающую природу надо беречь!

в) Индивидуальная работа.

Учитель:  Перед вами тест у каждого. Тема теста: проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Читаем задание.

                                                 Текст теста:

В каком слове пропущена буква а?

  1.Гроза                 3.Горизонт

  2.Грачи                4.Дожди

Учитель: Решайте и правильный ответ обведите кружочком.

Перед вами цифры. Покажите мне правильный ответ

4. Повторение «Простое предложение».

а) Коллективная работа: отличие предложения от словосочетания.

 Учитель:  А теперь переходим к повторению нашей темы: «Простое предложение».

Давайте с вами вспомним, что же такое предложение? А что такое словосочетание?

Ответы детей.

Учитель:   Сейчас мы  научимся отличать предложение от словосочетания.

(На доске 2 весёлых человечка: предложение и словосочетании).

Учитель:   Давайте все вместе коллективно разделим  слова, которые написаны на доске на 2 столбика.

                                  Дети играют.

                                  Весёлые праздники.

                                  Бежит река.

                                  Бегущий мальчик.

                                  Интересная книга.

                                  Идёт дождь.

                                  Дождливый день.

                                  Птицы прилетели.

                                  Птичий домик.

Как мы это будем делать?

Чем предложение от словосочетания?

Ответы детей

 б) Объяснительный диктант.

 Учитель:    Проведём объяснительный диктант. Его цель: правильно поставить знаки препинания.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель:    Проверьте орфографию и знаки препинания.

(После этого вывешиваются схемы на ватмане).

                            О, О.

                            О и О.

                            О, а О.

                            О, но О.

Учитель:    Это схемы однородных членов предложения. Какому предложению соответствует 1-я схема? А 2-я? А теперь объясните, почему в 1-ом предложении есть запятая, а во 2-ом- нет?

Ответы детей.

Учитель:  Вкаких случаях ещё ставится запятая? Приведём примеры.

Ответы детей.

                                            Текст диктанта:

Апрельское солнце светит ярко. Мягкий ветерок гонит, торопит облака. Всё в природе дышит и начинает расти.

в) Нахождение главных членов в тексте.

Учитель: Продолжаем работать с этими же предложениями.

    Найдите в 1-ом предложении главные члены. На какой вопрос они отвечают?

г) Творческая работа по схемам.

 Учитель:  А теперь перед вами схемы простых предложений. Какие это предложения по цели высказывания?

   Ответы детей.

Учитель:  А теперь приведите примеры.

Ответы детей.

Учитель:  К любой из этих схем составьте одно предложение. Найдите на этих схемах распространённое предложение. Найдите нераспространённое.

Ответы детей.

5.Физкультминутка.

 6.Развитие речи. Сочинение по картине А. Митрофанова «Утро на берегу озера».

Учитель:  Переходим к следующему этапу урока.

Сейчас мы с вами займёмся творческой работой.

Откройте учебник на странице 129, там вы видите цветную иллюстрацию А. Митрофанова «Утро на берегу озера». Наша задача: написать мини-сочинение, используя словосочетания в рамке на странице 174.

Что вы видите в центре иллюстрации?

Ответы детей: В центре иллюстрации мы видим мальчика.

Учитель: Давайте дадим мальчику имя.

Подумайте, что мог увидеть и услышать мальчик, выйдя из палатки? Давайте, ребята, опишем картину раннего утра глазами Павлика.

Я помогу вам начать. Моя помощь заключается в следующем: я задаю вам вопросы, а вы на них отвечаете.

Откуда вышел Павлик?

Ответы детей: Павлик вышел из палатки.

Учитель: Чем заворожило его раннее утро?

Ответы детей: Утро заворожило его красками и звуками.

Учитель:  Как вы думаете, что первое ему бросилось в глаза?

Ответы детей: Павлик увидел как из-за горы медленно выходит солнце.

Учитель:  Что вы можете сказать о воде, о волнах? Находите в рамке подходящее словосочетание.

Ответы детей: Волны ярко синеют. Они лениво набегают друг на друга.

Учитель:  А теперь обратите внимание на камыш.

Ответы детей: Тихо шуршит камыш.

Учитель:  Попробуйте самостоятельно составить предложение, используя следующее словосочетание.

Ответы детей: В камышах призывно крякает утка. Дружно квакают лягушки.

Учитель:  Как вы думаете, какие чувства испытал мальчик, увидев яркие краски природы? Что он подумал? Представьте себя на его месте.

Ответы детей: Как хорошо проснуться утром на берегу озера. Мир прекрасен.

Учитель:  А теперь кто из вас попытается восстановить всё сочинение полностью?

Ответы детей.

7. Рефлексия урока.

Учитель:  А сейчас подведём итоги.

С чем вы сегодня уйдёте? Что запомнили?

– Что называется предложением?

– Как называются главные члены предложения?

– Какие слова называются однородными членами предложения?

– Какие знаки препинания ставятся при однородных членах?

– Какими по цели высказывания бывают простые предложения?

– А по интонации?

8. Домашнее задание.

9.Оценки.

Сочинение “На берегу озера”

<

p>Вода – одно из главных богатств планеты Земля. Разнообразные водоемы – большие моря, широкие реки, горные озера, лесные пруды – чудесные украшения природы. Человек всегда стремится туда, чтобы отдохнуть от городской суеты, подышать свежим воздухом, оздоровиться.

<

p>Берег озера манит своей красотой и спокойствием. Его поверхность гладкая и спокойная, только лишь ветер пускает временами легкую рябь. В озерах нет течения, их питают подземные воды, потому они

выглядят такими величественными и безмятежными. Некоторые озера бывают очень глубокие, однако вода в них такая прозрачная, что хорошо видно каждый камешек на дне.

И кажется, будто они мелкие. Вода в таком озере, скорее всего, будет ледяной даже в летнюю жару. И купаться нужно очень осторожно.

<

p>Меня просто поразил вид горного озера, куда мы ездили отдыхать летом. Его берег был усыпан крупной галькой, а вода имела чудесный светло-изумрудный оттенок. В солнечный день на зеркальной поверхности озера отражались горные вершины, деревья, окружавшие водоем, и небо, отчего озеро казалось бездонным.

А в метре

от кромки воды расстилался ковер мелких пестрых цветов.

<

p>Мы просто лежали на теплых камнях, удили рыбу, варили уху на костре. Много фотографировались. Самые смелые даже плавали в холодной озерной воде, а кто не захотел – просто мочили ноги и умывались. Мы провели чудесный день на берегу озера, наслаждаясь красотой природы.

Уходя, мы собрали весь мусор, потому что было просто невозможно как-то навредить такому прекрасному месту. А воспоминания об этом заповедном уголке природы останутся с нами надолго.

Loading…

Сочинение “На берегу озера”

метки: Картина, Митрофан, Предложение, Опорный, Печатный, Данный, Таблица, Вопрос

Сочинение по картине А.А. Митрофанова «Утро на берегу озера» .

Учить писать сочинения по данному началу и опорным словам.

Составление рассказа по картине.

Репродукция с картины А.А. Митрофанова «Утро на берегу озера».

Контроль умения применять изученные правила при оформлении письменного связного высказывания.

27.

27.02

Ударные и безударные личные окончания глаголов. Проверка безударных личных окончаний глаголов.

Учить проверять безударные личные окончания глаголов.

Промышленность

Работа с алгоритмом проверки безударных личных окончаний глагола.

Определение темы пословиц.

Печатная таблица.

Информационные карты.

Контроль умения различать ударные и безударные окончания глаголов.

28.

28.02

II спряжение глаголов.

Учить правильному написанию окончаний глаголов II спряжения.

Рассуждение по алгоритму.

Печатная таблица.

Информационные карты.

Контроль умения определять спряжение глагола по неопределённой форме.

29.

03.03

I спряжение глаголов.

Учить правильному написанию окончаний глаголов I спряжения.

Короткий пересказ текста.

Выделение главной мысли текста.

Печатная таблица.

Информационные карты.

Письмо по памяти.

30.

04.03

Дифференциация I и II спряжения глаголов.

Учить различать глаголы I и II спряжения.

Коловорот

Письменные ответы на вопросы.

Печатная таблица.

Информационные карты.

Грамматический разбор.

Контроль умения определять спряжение глагола по неопределённой форме.

31.

06.03

Д/п. Ответ на открытое письмо в стенгазету «Моя малая Родина».

Учить составлять ответ на письмо по плану.

Составление ответа на письмо по плану.

Картины с пейзажами.

Контроль умения применять изученные правила при оформлении письменного связного высказывания.

32.

07.03

Способы проверки безударных окончаний существительных, прилагательных, глаголов.

Дифференцировать правописание окончаний разных частей речи.

Капитализм

Работа с деформированным текстом.

Пересказ текста.

Печатные таблицы.

Опорные схемы.

Перфокарты.

Объяснительный диктант.

33.

10.03

Закрепление правописания безударных личных окончаний глаголов.

Закреплять правописание безударных личных окончаний глаголов.

Пересказ текста по данному началу.

Мини-сочинение «Случай на рыбалке».

Иллюстрация учебника.

Индивидуальные карточки.

Словарный диктант.

34.

12.03

Д/п. Анкета.

Учить правильному заполнению анкеты.

Ответы на вопросы анкеты.

Образец анкеты.

Умение заполнять анкету.

35.

13.03

Повторение пройденного о глаголе.

Учить применять полученные знания о глаголе на письме.

Мини-сочинение «Случай на рыбалке» по данному плану, опорным словам.

Информационные карты.

Индивидуальные карточки.

Опорные схемы.

Контроль умения определять грамматические признаки глаголов по данному алгоритму.

36.

14.03

Контрольная работа по теме «Глагол» .

Проверить знания учащихся по теме «Глагол».

Письменные ответы на вопросы.

Контрольные вопросы и задания учебника.

Контроль умения при письме под диктовку применять изученные правила правописания и пунктуации.

37.

17.03

РНО

Учить работать над ошибками, допущенными в диктанте.

Опорные схемы.

Индивидуальные карточки.

Контроль умения исправлять допущенные ошибки.

38.

18.03

Подготовка к контрольному диктанту.

Повторять пройденное в III четверти.

Печатные таблицы.

Информационные карты.

Правила о глаголе.

39.

20.03

Контрольный диктант за III четверть.

Проверить знания учащихся по темам, пройденным в III четверти.

Контроль умения при письме под диктовку применять изученные правила правописания и пунктуации

40.

21.03

РНО.

Учить объяснять ошибки, допущенные в диктанте.

Опорные схемы.

Индивидуальные карточки.

Контроль умения исправлять допущенные ошибки.

IV четверть 32 часа

VIII.

Предложение 16 часов

1.

31.03

Простое предложение нераспространённое и распространённое.

Учить строить простое распространённое предложение.

Описание репродукции с картины И.Шишкина «Рожь».

Репродукция с картины И.Шишкина «Рожь».

Схемы предложений.

Контроль умения различать распространенные и нераспространенные предложения.

2.

01.04

Простое предложение нераспространённое и распространённое.

Тренировать учащихся в построении полных и правильных предложений.

Краткий пересказ текста с опорой на словосочетания.

Изложение главной части текста.

Схемы предложений.

Иллюстрация учебника.

Синтаксический разбор.

3.

03.04

Запятая при однородных членах предложения.

Уточнять знания учащихся об однородных членах.

Определение жанра текста.

Опорные схемы.

Составление схем предложений с однородными членами.

4.

04.04

Запятая при однородных членах предложения.

Учить правильной постановке знаков препинания при однородных членах.

Гарнитур

Объяснение смысла пословиц.

Опорные схемы.

Индивидуальные карточки.

Комментированное письмо.

5.

07.04

Распространённые однородные члены предложения.

Расширять знания учащихся об однородных членах предложения.

Различение текста и отдельных предложений.

Опорные схемы.

Индивидуальные карточки.

Умение находить в предложении распространенные однородные члены.

6.

08.04

Распространённые однородные члены предложения.

Учить строить предложения с распространёнными однородными членами.

Озаглавливание сказки.

Изложение с опорой на выписанные однородные члены.

Опорные схемы.

Индивидуальные карточки.

Умение распространять однородные члены, ставить запятые при однородных членах.

7.

10.04

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Учить правильной постановке знаков препинания при обращении.

Беседа о речевом этикете.

Схемы предложений с обращением.

Составление схем предложений с обращениями.

8.

11.04

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Учить применять правила на письме.

Определение героев диалога.

Письмо литературному герою.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-kartine-mitrofanova-utro-na-beregu-ozera/

Иллюстрация учебника.

Подбор предложений к схемам.

9.

14.04

Знаки препинания в конце предложения.

Учить писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложений.

Бандероль

Квитанция

Письменные ответы на вопросы.

Беседа о прядочном человеке.

Сигнальные карточки.

Опорные схемы.

Зрительный диктант.

10.

15.04

Сложные предложения.

Учить построению сложных предложений.

Составление сложных предложений по сюжетной картине.

Схемы сложных предложений.

Письмо по памяти.

11.

17.04

Дифференциация сложных предложений и простых с однородными членами.

Учить различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения.

Рассуждение по алгоритму.

Схемы простых и сложных предложений.

Контроль умения дифференцировать сложные и простые предложения.

12.

18.04

Знаки препинания в предложениях с союзами и союзными словами что, чтобы, потому что, где, когда, который.

Учить пользоваться в речи сложно-подчинёнными предложениями с союзами и союзными словами что, чтобы, потому что, где, когда, который.

Клиент

Почтамт

Составление сложноподчинён-ных предложений.

Составление диалога.

Схемы и модели сложноподчинён-ных предложе-ний.

Контроль умения ставить знаки препинания перед словами который, когда, где, что, чтобы, потому что в сложных предложениях.

13.

21.04

Р/Р. Сочинение по картине В. Маковского «Свидание».

Учить писать сочинения по картинам русских художников.

Составление рассказа по картине.

Ответы на вопросы.

Репродукция с картины В. Маковского «Свидание».

Контроль умения оформлять письменного высказывание с опорой на план и данные слова.

14.

22.04

Закрепление темы «Предложение». Объявление.

Систематизировать знания учащихся о грамматических признаках предложения.

Составление текста объявления.

Схемы предложений.

Образцы объявлений.

Умение писать объявления.

15.

24.04

К/Р по теме «Предложение»

Проверить знания учащихся по теме «Предложение».

Контрольные вопросы и задания учебника.

Контроль умения применять изученные правила правописания и пунктуации при письме под диктовку.

16.

25.04

РНО

Учить работать над ошибками, допущенными в диктанте.

Нахождение речевых ошибок.

Индивидуальные карточки.

Умение объяснять допущенные ошибки.

IX.

Повторение пройденного за год 16 часов

17.

28.04

Орфограммы корня.

Дифференцировать правила о правописани гласных и согласных в корне слова.

Объяснение правописания орфограмм.

Составление предложений по опорным словам.

Сигнальные карточки.

Карточки с программирован-ным заданием.

печатные таблицы.

Предупредительный диктант.

18.

29.04

Правописание приставок.

Повторять правописание приставок.

Работа с пословицами.

Индивидуальные карточки.

Сигнальные карточки.

Печатные таблицы.

Правило о правописании приставок.

19.

05.05

Правописание окончаний разных частей речи.

Дифференцировать способы проверки безударных окончаний существительных, прилагательных, глаголов.

Объяснение правописания орфограмм.

Преобразование слов в разные части речи.

Перфокарты.

Карточки с программирован-ным заданием.

Объяснительный диктант.

20.

06.05

Контрольный диктант за IV четверть.

Проверить знания учащихся по темам, изученным в IV четверти.

Контроль умения писать под диктовку.

21.

08.09

РНО.

Учить работать над ошибками, допущенными в диктанте.

Печатные таблицы.

Сигнальные карточки.

Перфокарты.

Контроль умения объяснять орфограммы и правила пунктуации.

22.

09.05

Повторение простых предложений.

Повторять знания учащихся о главных членах предложения.

Распространение предложений.

Составление предложений по сюжетным картинам.

Опорные схемы.

Индивидуальные карточки.

Схемы предложений.

Сюжетные картины.

Синтаксический разбор.

23.

12.05

Повторение предложений с однородными членами.

Повторять написание знаков препинания в предложении с орднородными членами.

Работа с пословицами.

Заканчивание предложений.

Печатные таблицы.

Схемы предложений.

Подбор предложений к данным схемам.

Словарный диктант.

24.

13.05

Повторение сложных предложений. С союзами И, А, НО и без союзов.

Повторять постановку знаков препинания в сложносочинённом предложении.

Построение сложных предложений по схемам и опорным словам.

Схемы предложений.

Индивидуальные карточки.

Синтаксический разбор.

25.

15.05

Повторение предложений с союзами и союзными словами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, КОГДА.

Повторять постановку знаков препинания в сложноподчинённом предложении.

Заканчивание предложений.

Придумывание предложений к данным схемам.

Озаглавливание текста.

Восстановление текста по опорным словам.

Схемы и модели сложноподчинён-ных предложений.

Синтаксический разбор.

26.

16.05

Контрольный диктант за год.

Проверить знания учащихся по темам, пройденным за год.

Контрольный диктант.

27.

19.05

РНО

Учить работать над ошибками, допущенными в диктанте.

Ответы на вопросы.

Печатные таблицы.

Индивидуальные карточки.

Контроль умения объяснять орфограммы и правила пунктуации.

28.

20.05

Д/п. Письмо литературному герою.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-kartine-mitrofanova-utro-na-beregu-ozera/

Учить высказывать собственное отношение к литературному герою.

Участие в беседе по прочитанному рассказу.

Иллюстрация к рассказу А. Толстого «Русский характер».

29.

22.05

Изложение «Мать и сын» по данному плану и опорным словам.

Учить писать изложения по данному плану и опорным словам.

Выписывание опорных слов из текста.

Пересказ по данному плану и опорным словам.

Портрет

И.С. Тургенева.

Контроль умения оформлять письменного высказывание с опорой на план и данные слова.

30.

23.05

Урок занимательной грамматики.

Учить применять полученные знания при решении орфографических задач.

Викторина.

Оборудование к занимательным заданиям.

Урок резерв

26.05

Урок КВН по русскому языку.

Учить применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Урок резерв

27.05

Мы пишем сказку

Учить применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Выставка работ учащихся.

Итого за год: 136 часов

Областное государственное образовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья №25 г. Братска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык»для 8 класса. Программа разработана на основе Программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой. Составила: Бусыгина А. Ф., учитель русского языка и чтения.
2013 Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 8 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида (Программа для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида. Сб.1 Под ред. В.В.Воронковой, М., «Владос», 2011) и учебником русского языка для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида авторов — Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской (М., «Просвещение», 2011). Дополнительная литература: А.К. Аксёнова, Н. Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5 – 9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. – М,; «Просвещение», 2011. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. Учебное пособие для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. – М,; «Просвещение», 2011. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку.Имя существительное. Учебное пособие для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. – М,; «Просвещение», 2011. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку.Имя прилагательное. Учебное пособие для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. – М,; «Просвещение», 2011. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол. Учебное пособие для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. – М,; «Просвещение», 2011. «Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIIIвида: 5 – 7 кл.; Пособие для учителя / Сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.; «Гуманит.изд. центр ВЛАДОС», 2011. Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа – неделю.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:

· части речи;
· наиболее распространённые правила правописания слов.
Учащиеся должны уметь:
· писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
· разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
· различать части речи;
· строить простое распространённое предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
· писать изложение и сочинение;
· оформлять деловые бумаги;
· пользоваться школьным орфографическим словарём.

№/п Дата Тема урока Образовательные задачи
урока Словарные
слова Развитие
речи Оборудование Контрольно-
диагнос-
тические
материалы I четверть 32 часа I. Повторение. Предложение. 5 ч. 1. 2.09 Предложение простое и сложное. Учить сознательному конструированию предложений разных типов. Отечество Преобразование простых предложений в сложные.
Составление предложений по картине. Опорные схемы простого и сложного предложения.
Картина с осенним пейзажем. Контроль умения правильно составлять предложения, дифференцировать простое и сложное предложение по грамматической основе. 2. 3.09 Сложные предложения с союзами И, А, НО и без них. Уточнять знания учащихся о постановке знаков препинания в сложном предложении. Гражданин
Конституция Составление
сложных предложений по схемам. Схемы сложных предложений. Контроль умения составлять схемы сложных предложений с союзами и без них. 3. 4.09 Однородные члены предложения. Уточнять знания учащихся об однородных членах предложения. Правила общения.
Деление текста «Пряник» на части. Схемы предложений с однородными членами. Письмо по памяти.
Карточка «Дополни предложения однородными членами». 4. 5.09 Знаки препинания при однородных членах предложения.
Вводный диктант Закреплять знания учащихся о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Работа с диалогом. (Упр.15) Иллюстрация учебника.
Схемы предложений с однородными членами. Контроль умения писать под диктовку, выполнять грамматическое задание 5. 9.09 Д/п. Объяснительная записка. Учить правильному оформлению деловых бумаг. Беседа по содержанию объяснительной записки.
Составление текста объяснительной записки. Образец объяснительной записки. Самостоятельное написание объяснительной записки по образцу. II. Состав слова. 14 часов 6. 10.09 Разные по составу слова. Уточнять и конкретизировать знания учащихся о составе слова. Составление групп родственных слов. Схемы слов.
Таблицы с правилами.
Информационные карты. Контроль умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень. 7. 12.09 Однокоренные слова. Образование родственных слов. Учить разбирать слова по составу, образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов. Озаглавливание текста. Мини-сочинения «Ели», «Ночёвка в лесу». Иллюстрации к рассказам.
Схемы для образования однокоренных слов. Списывание текста с выделением корня в однокоренных словах. 8. 13.09 Орфограммы корня. Дифференциация корневых орфограмм. Учить применять соответствующее правило для проверки корневых орфограмм. Демократия Озаглавливание текста
Составление рассказа по картинке и опорным словам. Таблица с правилами.
Индивидуальные карточки. Комментированное письмо (контроль формирования навыков орфографической зоркости). 9. 16.09 Орфограммы корня. Дифференциация корневых орфограмм Систематизировать знания учащихся о корневых орфограммах. Демонстрация Работа с диалогом. Стр.28 Таблицы с правилами.
Опорные схемы. Слуховой диктант. 10. 17.09 Гласные и согласные в приставках. Учить правильному написанию гласных и согласных в приставках. Составление сказки по данному началу и опорным словам. Таблица «Правописание приставок».
Сигнальные карточки. Правила проверки корневых орфограмм 11. 19.09 Гласные и согласные в приставках Закреплять правописание гласных и согласных в приставках. Составление рассказа по рисунку и опорным словам.
Озаглавливание текста. Иллюстрация в учебнике.
Индивидуальные карточки. Правила проверки корневых орфограмм. 12. 20.09 Приставка и предлог. Учить различать приставку и предлог. Сравнение художественного текста и деловой статьи. Предметная картинка «Одуванчик».
Таблица с правилом. Письмо по памяти 13. 23.09 Приставка и предлог. Учить применять правило о приставке и предлоге при записи рассказа по серии картин. Р/р. Составление «Дорожного» рассказа по его началу и серии картинок. С.32 Таблица с правилом.
Индивидуальные карточки.
Серия сюжетных картин. Контроль за умением применять правило о приставке и предлоге при записи рассказа по серии картин. 14. 24.09 Сложные слова. Уточнять знания учащихся об образовании сложных слов. Аэродром
Телеграф
Радиоприёмник Объяснение значений слов. Схемы образования сложных слов.
Предметные картинки. Контрольное списывание «Вставить пропущенные орфограммы». 15. 26.09 Сложные слова. Учить образованию сложных слов путём сложения частей. Типография
Электростанция Оставление плана к тексту. Упр. 57 Индивидуальные карточки.
Перфокарты.
Предметные картинки. Контроль умения образовывать сложные слова с иностранными корнями. 16. 27.09 Обобщающий урок по теме «Состав слова» Обобщать знания учащихся по теме «Состав слова» Ответы на вопросы по картине И. Шевандроновой «В сельской библиотеке». Репродукция картины «В сельской библиотеке».
Печатные таблицы. Правила о частях слова.
Объяснительный диктант. 17. 30.09 Д/п. Автобиография. Учить оформлению деловых бумаг Беседа об автобиографиях знаменитых людей. Образец автобиографии. Самостоятельное написание автобиографии по плану. 18. 01.10 Контрольный диктант по теме «Состав слова» с грамматическим заданием. Проверить знания учащихся по теме «Состав слова» Индивидуальные карточки. Контроль умений соблюдать изученные правила при письме под диктовку, производить разбор слов по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов. 19. 03.10 РНО Учить работать над ошибками, допущенными в диктанте. Письменные ответы на вопросы. Информационные карты. Контроль умения давать связные полные ответы на вопросы по тексту, записывать их с соблюдением изученных правил. III. Части речи. 1 ч. 20. 04.10 Дифференциация частей речи. Учить различать изученные части речи. Образование
Квалификация Составление предложений по иллюстрации учебника. Печатные таблицы.
Иллюстрация учебника. Распределительный диктант. IV. Имя существительное 13 часов. 21. 07.
10 Основные грамматические категории имени существительного. Уточнять и расширять грамматические знания учащихся об имени существительном. Составление рассказа о летнем отдыхе.
Составление мини-текстов по опорным словам. Опорные схемы с правилами.
Информацион-
ные карты Контроль умения находить в предложениях существительные. 22. 08.10 Правописание имён собственных. Тренировать учащихся в написании имён собственных. Письменные ответы на вопросы. Печатная таблица.
Индивидуальные карточки. Грамматический разбор имён существительных. 23. 10.10 Существительные единственного числа с шипящей на конце. Уточнять знания учащихся о написании существительных единственного числа с шипящей на конце. Придумывание конца сказки. Опорная схема с правилом. Контроль умения дифференцировать собственные и нарицательные существительные. 24. 11.09 Склонение имён существительных в единственном числе. Уточнять знания учащихся о склонениях имён существительных. Национальность
Территория Составление предложений со словарными словами.
Беседа об истории крейсера «Варяг». Печатные таблицы.
Картинка с изображением крейсера «Варяг». Письмо по памяти. 25. 14.10 Р/р. Составление рассказа по кар­тине Б. Кусто­диева «Масленица» Продолжать формирование связной письменной речи Составление рассказа, ответы на вопросы. Репродукция с картины Б. Кустодиева «Масленица». Запись рассказа с использованием изученных правил. 26. 15.10 Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа. Учить применять правила проверки безударных окончаний имён существительных ед.ч. Распространение предложений.
Составление предложений по картине Ф. Решет-никова «Опять двойка!». Репродукция картины «Опять двойка».
Печатные таблицы
Сигнальные карточки. Контроль умения проверять безударные окончания. 27. 17.10 Правописание падежных окончаний имён существительных множественного числа. Уточнять правописание падежных окончаний имён существительных множественного числа. Объяснение смысла пословиц. Индивидуальные карточки.
Перфокарты. Объяснительный диктант. 28. 18.10 Существительные с шипящей на конце. Учить применять правило о правописании существительных с шипящей на конце при написании сочинения. Экскаватор
Эскалатор
Элеватор Р/р. Сочинение «Лес» по данному плану и опорным словам. Опорная схема с правилом.
Сюжетная картина «Лес». Карточка «Вставить, где нужно, мягкий знак» 29. 21.10 Несклоняемые имена существительные. Способствовать расширению активного словаря учащихся за счёт введения новых слов и уточнения понятий. Фойе
Кафе
Пианино Составление конца диалога по его началу и иллюстрации. Упр.104. Предметные картинки.
Индивидуальные карточки. Дополнение словосочетаний несклоняемыми существительными (согласование в роде). 30. 22.10 Обобщающий урок по теме «Имя существительное». Обобщать знания учащихся по теме «Имя существительное» Беседа о картинах В. Васнецова. Репродукции картин «Витязь на распутье», «Алёнушка». Умение определять грамматические признаки существительного, находить изученные орфограммы. 31. 26.10 КД за I четверть. Проверить знания учащихся по темам, пройденным в Iчетверти. Контроль умения применять изученные правила при письме под диктовку, выполнять грамматические задания. 32. 24.10 РНО Учить работать над ошибками, допущенными в диктанте. Опорные схемы.
Индивидуальные карточки. Самостоятельная работа над ошибками. II четверть V. Имя прилагательное 15 часов 1. 25.10 Имя прилагательное как часть речи. Учить выделять имена прилагательные в тексте. Галантерея Составление предложений по иллюстрации в учебнике. Печатная таблица.
Информационные карты. Контроль за умением выделять прилагательные в речи. 2. 28.10 Грамматические признаки имени прилагательного. Уточнять знания учащихся о грамматических признаках имени прилагательного. Кулинария Распространение предложений прилагательными. Информационные карты.
Индивидуальные карточки. Грамматический разбор. 3. 29.10 Согласование прилагательных с существительными. Уточнять знания учащихся о том, что род, число, падеж прилагательного зависит от имени существительного. Составление предложений по сюжетным картинам. Сюжетные картины. Контроль умения согласовывать прилагательные с существительными. 4. 31.10 Родовые окончания прилагательных. Уточнять знания учащихся об окончаниях прилагательных м.р., ж.р., ср.р. Объяснение выражений с переносным смыслом. Опорные схемы.
Таблица. Контроль умения изменять прилагательные по родам. Словарный диктант. 5. 01.11 Дифференциация безударных окончаний прилагательных ср.р. и мн.ч. Учить различать безударные окончания прилагательных ср.р. и мн.ч. Составление рассказа о землянике. Опорные схемы.
Предметные картинки. Правило о родовых окончаниях прилагательных. 6. 11.11 Правописание прилагательных среднего рода с безударными окончаниями после шипящих. Учить правильному написанию окончаний прилагательных среднего рода. Работа с деформированным текстом «Хорошее дело». Опорные схемы.
Предметные картинки. 7. 12.11 Правописание безударных окончаний имён прилагательных. Уточнять правописание безударных окончаний прилагательных путём постановки вопроса. Экспедиция
Континент Озаглавливание текстов.
Распространение предложений однородными членами.
Работа с деформированным текстом. Печатная таблица.
Информационные карты. Контроль умения проверять безударные окончания прилагательных. 8. 14.11 Притяжательные прилагательные (признак по принадлежности). Знакомить учащихся с прилагательными по признаку принадлежности. Составление рассказов о птицах, животных.
Правильное употребление притяжательных прилагательных. Опорные схемы.
Предметные картинки. Объяснительный диктант. 9.
15.11 Склонение прилагательных м.р. и ср.р. на–ИЙ, — ЬЕ, ж.р. на — ЬЯ, ЬИ. Учить правильному употреблению притяжательных прилагательных. Составление предложений с данными словосочетаниями. Информационные карты. Письмо по памяти. 10. 18.11 Склонение прилагательных м.р. и ср.р. на–ИЙ, — ЬЕ, ж.р. на — ЬЯ, ЬИ. Учить правильному написанию окончаний притяжательных прилагательных. Составление сказки из деформированного текста. Информационные карты. Словарный диктант. 11. 19.11 Коллективное сочинение на тему «Поход князя Игоря» по плану и репродукции с картины Н. Рериха Обучать написанию сочинения по плану и опорным словам. Составление рассказа по картине. Репродукция с картины Н. Рериха «Поход князя Игоря». Контроль за умением связно и последовательно излагать мысли на письме. 12. 21.11 Закрепление правописания безударных окончаний прилагательных. Закреплять правописание безударных окончаний имён прилагательных. Искусство
Фестиваль
Абонемент Выделение главной мысли в текстах «Клюква», «Жираф»
Редактирование текста. Опорные схемы.
Предметные картинки. Предупредительный диктант. 13. 22.11 Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» Обобщать знания учащихся по теме «Имя прилагательное» Восстановление диалога.
Беседа о юморе диалога. Таблицы.
Информационные карты.
Опорные схемы. Объяснительный диктант. 14. 25.11 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» Проверить знания учащихся по теме «Имя прилагательное». Контрольные вопросы и задания учебника. Контроль умения применять изученные правила при письме под диктовку, выполнять грамматические задания. 15. 26.11 РНО Учить работать над ошибками, допущенными в диктанте. Ответы на вопросы. Индивидуальные карточки. Контроль умения исправлять допущенные ошибки. VI. Местоимение 17 часов 16. 28.11 Местоимение как часть речи. Выявлять знания учащихся о местоимении как части речи. Составление предложений по иллюстрации учебника. Информационные карты.
Иллюстрация учебника. Контроль умения находить местоимения в предложениях. 17. 29.11 Лицо и число местоимений. Учить определять лицо и число местоимений. Объяснение смысла поговорок. Таблица.
Опорная схема. Правило о лице и числе местоимений. 18. 02.12 Местоимения 3-го лица ед.ч. Род местоимений 3-го лица. Учить определять род местоимений 3-го лица ед.ч. Роль местоимений в речи. Информационные карты.
Опорные схемы. Контроль умения использовать местоимения 3-го лица в текстах во избежание повторов. 19. 03.12 Склонение местоимений 1-го лица. Учить пользоваться полученными знаниями в разговорной речи. Замена существительных местоимениями. Таблицы.
Информационные карты.
Индивидуальные карточки. Определение падежей местоимений 1-го лица. 20. 05.12 Склонение местоимений 2-го лица. Учить пользоваться полученными знаниями в разговорной речи. Замена существительных местоимениями. Таблицы.
Информационные карты.
Индивидуальные карточки. Определение падежей местоимений 2-го лица. 21. 06.12 Склонение местоимений 3-го лица. Учить пользоваться полученными знаниями в разговорной речи. Озаглавливание и редактирование текста. Таблицы.
Информационные карты.
Индивидуальные карточки. Определение падежей местоимений 3-го лица. 22. 09.12 Правописание местоимений с предлогами. Учить раздельному написанию местоимений с предлогами. Происхождение слов.
Ответы на вопросы по тексту. Печатная таблица. Контроль умения различать предлоги и приставки.
Словарный диктант. 23. 10.12 Правописание местоимений с предлогами. Уточнять знания учащихся о правописании местоимений с предлогами. Творческая работа по преобразованию текста. Печатная таблица. Контроль умения писать местоимения с предлогами. 24. 12.12 Закрепление правописания местоимений. Закреплять знания учащихся по теме «Местоимение». Регистратура
Пациент
Бюллетень Беседа о выборе друга.
Мини-рассказ «В поликлинике». Информационные карты.
Таблицы. Письмо по памяти. 25. 14.12 Закрепление правописания местоимений. Учить применять полученные знания о местоимении при написании сочинения. Сочинение «Находка» по плану, иллюстрациям и опорным словам по повести
И. Тургенева «Муму». Иллюстрации учебника. Контроль умения писать сочинение по плану, иллюстрациям и опорным словам. 26. 17.12 Обобщающий урок по теме «Местоимение». Обобщать знания учащихся по теме «Местоимение». Исправление речевых ошибок в предложениях. Таблицы.
Информационные карты.
Индивидуальные карточки. Словарный диктант. 27. 18.11 Самостоятельная работа по теме «Местоимение». Проверить знания учащихся по теме «Местоимение». Контрольные вопросы и задания учебника. Самостоятельная работа. 28. 20.12 Изложение «На воде» по М. Пришвину по плану и опорным словам. Продолжать обучение составлению плана через выделение главной мысли каждой части. Коллективное составление плана к тексту «На воде».
Устный пересказ, близкий к тексту. Индивидуальные карточки. Контроль умения писать изложение по плану и опорным словам. 29. 23.12 Контрольный диктант за II четверть. Проверить знания учащихся по темам, пройденным во IIчетверти. Контроль умения применять изученные правила при письме под диктовку, выполнять грамматические задания. 30. 24.12 Работа над ошибками. Учить работать над ошибками, допущенными в диктанте. Информационные карты.
Индивидуальные карточки. Контроль умения исправлять допущенные ошибки. 31. 26.12 Д/п. Заявление. Учить оформлению деловых бумаг. Составление текста заявлений: о приёме в ПТУ, об оказании материальной помощи, об увольнении с работы. Образцы заявлений. Навыки оформления заявление по данному образцу. 32. 27.12 Урок занимательной грамматики. Оборудование к занимательным заданиям. IIIчетверть VII. Глагол 40 часов 1. 13.01 Глагол как часть речи. Уточнять знания учащихся о значении глагола в речи. Составление предложений по иллюстрации учебника. Информационные карты.
Иллюстрация учебника. Контроль умения находить глаголы в предложениях. 2. 14.01 Грамматические признаки глагола. Учить определять глагол как часть речи по вопросам. Определение жанра текста. Информационные карты.
Таблицы. Грамматический разбор. 3. 16.01 Грамматические признаки глагола. Учить определять глагол по грамматическим признакам в тексте Письменные ответы на вопросы. Информационные карты.
Таблицы. Выборочный диктант. 4. 17.01 Неопределённая форма глагола. Дать понятие о неопределённой форме глагола. Описание обычаев русских крестьян. Опорная схема.
Таблица. Словарный диктант. 5. 20.01 Неопределённая форма глагола. Учить определять неопределённую форму среди других глагольных форм по вопросам и грамматическим признакам. Рентген
Операция
Санаторий Составление мини-рассказа со словарными словами. Опорная схема.
Таблица.
Предметные и сюжетные картинки. Постановка глаголов в неопределённую форму. 6. 21.01 Правописание шипящих на конце слова. Дифференцировать правописание разных частей речи с шипящей на конце. Составление правила по опорной схеме. Опорная схема учебника. Карточка «Вставьте, где надо, Ь».
Словарный диктант. 7. 23.01 Правописание шипящих на конце слова. Слуховой диктант с грамматическим заданием. Выявить пробелы в правописании разных частей речи с шипящей на конце. Ответы на вопросы. Индивидуальные карточки с грамматическим заданием. Контроль умения применять изученные правила при письме под диктовку, выполнять грамматические задания. 8. 24.01 Изменение глаголов по временам. Учить определять время глагола (по вопросам и смыслу). Работа с деформированным текстом. Печатные таблицы. Письмо по памяти. 9. 27.01 Изменение глаголов по временам. Закреплять знания учащихся о временах глагола. Редактирование текста. Карточки для игры «Поставь в нужное время» Определение времени глагола. 10. 28.01 Прошедшее время глагола. Род и число. Учить определять род и число глаголов прошедшего времени. Секретарь Деление текста на части и составление сложного плана к тексту. Опорная схема.
Информационная карта. Выборочно-распределительный диктант. 11. 30.01 Прошедшее время глагола. Род и число. Учить применять знания о роде и числе глаголов прошедшего времени в письменной речи. Швея Сочинение «Как однажды я пообедал». Иллюстрация учебника. Карточка «Вставьте окончания глаголов прошедшего времени». 12. 31.01 Правописание НЕ с глаголами. Выявлять знания учащихся о правописании НЕ с глаголами. Подбор текста к пословице.
Сравнение поведения двух ребят. Печатная таблица. Комментированное письмо. 13. 03.02 Правописание НЕ с глаголами. Закреплять навык правописания НЕ с глаголами. Формулирование правил по картинкам. Письменные ответы на вопроы. Картинки для формулирования правил.
Иллюстрация в учебнике. Правило о правописании НЕ с глаголами. 14. 04.02 Изменение глаголов по лицам и числам. Уточнять знания о том, что по лицам и числам изменяются только глаголы н.в. и б.в. Редактирование текста с заменой лица. Печатная таблица.
Сигнальные карточки. Выборочно-распределительный диктант. 15. 06.02 Правописание глаголов 2-го лица ед.ч. Учить правильному написанию окончаний глаголов 2-го лица ед. ч. Работа со сравнениями. Опорные схемы.
Информационные карты. Комментированное письмо. 16. 07.02 Правописание глаголов 2-го лица ед.ч. Закреплять правильное написание окончаний глаголов 2-го лица ед. ч. Пожелание действующему лицу текста.
Редактировани е текста с заменой лица. Опорные схемы.
Информационные карты. Объяснительный диктант. 17. 10.02 Р/р. Изложение «Газета и журнал» по данному плану. Продолжать обучение написанию изложений. Краткий пересказ текста. Образцы газет и журналов. Самостоятельное написание изложения. 18. 11.02 Глаголы 3-его лица. Выявлять знания учащихся о глаголах 3-его лица. Употребление глаголов в переносном значении. Опорная схема. Контроль умения ставить вопросы к глаголам 3 лица. 19. 13.02 Правописание глаголов на –ТСЯ и – ТЬСЯ. Учить правильному написанию –ТСЯ и – ТЬСЯ в зависимости от формы глагола. Выделение главной мысли в тексте. Опорные схемы.
Информационные карты. Определение лица глаголов. Глаголы н.ф. 20. 14.02 Правописание глаголов на –ТСЯ и – ТЬСЯ. Закреплять правильное написание –ТСЯ и – ТЬСЯ в зависимости от формы глагола. Работа с деформированным текстом. Сигнальные карточки. Письмо по памяти. 21. 17.02 Закрепление пройденного по теме «Время, лицо и число глагола» Закреплять знания учащихся по теме «Время, лицо и число глагола» Краткий пересказ текста «Сова».
Работа с диалогом. Опорные схемы.
Информационные карты.
Печатные таблицы. Комментированное письмо. 22. 18.02 Закрепление пройденного по теме «Время, лицо и число глагола». Закреплять знания учащихся о времени, лице и числе глагола. Парашют Краткое изложение текста по вопросам.
Мини-сочинение «Мой день рождения». Опорные схемы.
Информационные карты.
Печатные таблицы. Контрольное списывание со вставкой орфограмм. 23. 20.02 Самостоятельная работа по теме «Время, лицо и число глагола». Проверить знания учащихся по теме «Время, лицо и число глагола». Ответы на вопросы. Индивидуальные карточки для самостоятельной работы. Контрольное списывание со вставкой орфограмм. Отслеживание уровня сформированностинавыков правописания глаголов. 24. 21.02 Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение глаголов. Понятие. Дать понятие о спряжении глаголов. Ответы на вопросы. Печатная таблица.
Информационная карта. Контроль умения спрягать глаголы с ударными окончаниями. 25. 24.02 Глаголы I и II спряжения. Дать понятие о глаголах Iи IIспряжения. Близкие и противоположные по значению глаголы. Печатная таблица.
Информационная карта.
Сигнальные карточки. Фронтальный опрос. Правило о спряжении. 26. 25.02 Сочинение по картине А.А. Митрофанова «Утро на берегу озера» . Упр. 240. Учить писать сочинения по данному началу и опорным словам. Составление рассказа по картине. Репродукция с картины А.А. Митрофанова «Утро на берегу озера». Контроль умения применять изученные правила при оформлении письменного связного высказывания. 27. 27.02 Ударные и безударные личные окончания глаголов. Проверка безударных личных окончаний глаголов. Учить проверять безударные личные окончания глаголов. Промышленность Работа с алгоритмом проверки безударных личных окончаний глагола.
Определение темы пословиц. Печатная таблица.
Информационные карты. Контроль умения различать ударные и безударные окончания глаголов. 28. 28.02 II спряжение глаголов. Учить правильному написанию окончаний глаголов IIспряжения. Рассуждение по алгоритму. Печатная таблица.
Информационные карты. Контроль умения определять спряжение глагола по неопределённой форме. 29. 03.03 I спряжение глаголов. Учить правильному написанию окончаний глаголов Iспряжения. Короткий пересказ текста.
Выделение главной мысли текста. Печатная таблица.
Информационные карты. Письмо по памяти. 30. 04.03 Дифференциация I и II спряжения глаголов. Учить различать глаголы Iи IIспряжения. Коловорот Письменные ответы на вопросы. Печатная таблица.
Информационные карты. Грамматический разбор.
Контроль умения определять спряжение глагола по неопределённой форме. 31. 06.03 Д/п. Ответ на открытое письмо в стенгазету «Моя малая Родина». Учить составлять ответ на письмо по плану. Составление ответа на письмо по плану. Картины с пейзажами. Контроль умения применять изученные правила при оформлении письменного связного высказывания. 32. 07.03 Способы проверки безударных окончаний существительных, прилагательных, глаголов. Дифференцировать правописание окончаний разных частей речи. Капитализм Работа с деформированным текстом.
Пересказ текста. Печатные таблицы.
Опорные схемы.
Перфокарты. Объяснительный диктант. 33. 10.03 Закрепление правописания безударных личных окончаний глаголов. Закреплять правописание безударных личных окончаний глаголов. Пересказ текста по данному началу.
Мини-сочинение «Случай на рыбалке». Иллюстрация учебника.
Индивидуальные карточки. Словарный диктант. 34. 12.03 Д/п. Анкета. Учить правильному заполнению анкеты. Ответы на вопросы анкеты. Образец анкеты. Умение заполнять анкету. 35. 13.03 Повторение пройденного о глаголе. Учить применять полученные знания о глаголе на письме. Мини-сочинение «Случай на рыбалке» по данному плану, опорным словам. Информационные карты.
Индивидуальные карточки.
Опорные схемы. Контроль умения определять грамматические признаки глаголов по данному алгоритму. 36. 14.03 Контрольная работа по теме «Глагол». Проверить знания учащихся по теме «Глагол». Письменные ответы на вопросы. Контрольные вопросы и задания учебника. Контроль умения при письме под диктовку применять изученные правила правописания и пунктуации. 37. 17.03 РНО Учить работать над ошибками, допущенными в диктанте. Опорные схемы.
Индивидуальные карточки. Контроль умения исправлять допущенные ошибки. 38. 18.03 Подготовка к контрольному диктанту. Повторять пройденное в IIIчетверти. Печатные таблицы.
Информационные карты. Правила о глаголе. 39. 20.03 Контрольный диктант за III четверть. Проверить знания учащихся по темам, пройденным в IIIчетверти. Контроль умения при письме под диктовку применять изученные правила правописания и пунктуации 40. 21.03 РНО. Учить объяснять ошибки, допущенные в диктанте. Опорные схемы.
Индивидуальные карточки. Контроль умения исправлять допущенные ошибки. IV четверть 32 часа VIII. Предложение 16 часов 1. 31.03 Простое предложение нераспространённое и распространённое. Учить строить простое распространённое предложение. Описание репродукции с картины И.Шишкина «Рожь». Репродукция с картины И.Шишкина «Рожь».
Схемы предложений. Контроль умения различать распространенные и нераспространенные предложения. 2. 01.04 Простое предложение нераспространённое и распространённое. Тренировать учащихся в построении полных и правильных предложений. Краткий пересказ текста с опорой на словосочетания.
Изложение главной части текста. Схемы предложений.
Иллюстрация учебника. Синтаксический разбор. 3. 03.04 Запятая при однородных членах предложения. Уточнять знания учащихся об однородных членах. Определение жанра текста. Опорные схемы. Составление схем предложений с однородными членами. 4. 04.04 Запятая при однородных членах предложения. Учить правильной постановке знаков препинания при однородных членах. Гарнитур Объяснение смысла пословиц. Опорные схемы.
Индивидуальные карточки. Комментированное письмо. 5. 07.04 Распространённые однородные члены предложения. Расширять знания учащихся об однородных членах предложения. Различение текста и отдельных предложений. Опорные схемы.
Индивидуальные карточки. Умение находить в предложении распространенные однородные члены. 6. 08.04 Распространённые однородные члены предложения. Учить строить предложения с распространёнными однородными членами. Озаглавливание сказки.
Изложение с опорой на выписанные однородные члены. Опорные схемы.
Индивидуальные карточки. Умение распространять однородные члены, ставить запятые при однородных членах. 7. 10.04 Обращение. Знаки препинания при обращении. Учить правильной постановке знаков препинания при обращении. Беседа о речевом этикете. Схемы предложений с обращением. Составление схем предложений с обращениями. 8. 11.04 Обращение. Знаки препинания при обращении. Учить применять правила на письме. Определение героев диалога.
Письмо литературному герою. Иллюстрация учебника. Подбор предложений к схемам. 9. 14.04 Знаки препинания в конце предложения. Учить писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложений. Бандероль
Квитанция Письменные ответы на вопросы.
Беседа о прядочном человеке. Сигнальные карточки.
Опорные схемы. Зрительный диктант. 10. 15.04 Сложные предложения. Учить построению сложных предложений. Составление сложных предложений по сюжетной картине. Схемы сложных предложений. Письмо по памяти. 11. 17.04 Дифференциация сложных предложений и простых с однородными членами. Учить различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения. Рассуждение по алгоритму. Схемы простых и сложных предложений. Контроль умения дифференцировать сложные и простые предложения. 12. 18.04 Знаки препинания в предложениях с союзами и союзными словами что, чтобы, потому что, где, когда, который. Учить пользоваться в речи сложно-подчинёнными предложениями с союзами и союзными словами что, чтобы, потому что, где, когда, который. Клиент
Почтамт Составление сложноподчинён-ных предложений.
Составление диалога. Схемы и модели сложноподчинён-ных предложе-ний. Контроль умения ставить знаки препинания перед словами который, когда, где, что, чтобы, потому что в сложных предложениях. 13. 21.04 Р/Р. Сочинение по картине В. Маковского «Свидание». Учить писать сочинения по картинам русских художников. Составление рассказа по картине.
Ответы на вопросы. Репродукция с картины В. Маковского «Свидание». Контроль умения оформлять письменного высказывание с опорой на план и данные слова. 14. 22.04 Закрепление темы «Предложение». Объявление. Систематизировать знания учащихся о грамматических признаках предложения. Составление текста объявления. Схемы предложений.
Образцы объявлений. Умение писать объявления. 15. 24.04 К/Р по теме «Предложение» Проверить знания учащихся по теме «Предложение». Контрольные вопросы и задания учебника. Контроль умения применять изученные правила правописания и пунктуации при письме под диктовку. 16. 25.04 РНО Учить работать над ошибками, допущенными в диктанте. Нахождение речевых ошибок. Индивидуальные карточки. Умение объяснять допущенные ошибки. IX. Повторение пройденного за год 16 часов 17. 28.04 Орфограммы корня. Дифференцировать правила о правописани гласных и согласных в корне слова. Объяснение правописания орфограмм.
Составление предложений по опорным словам. Сигнальные карточки.
Карточки с программирован-ным заданием.
печатные таблицы. Предупредительный диктант. 18. 29.04 Правописание приставок. Повторять правописание приставок. Работа с пословицами. Индивидуальные карточки.
Сигнальные карточки.
Печатные таблицы. Правило о правописании приставок. 19. 05.05 Правописание окончаний разных частей речи. Дифференцировать способы проверки безударных окончаний существительных, прилагательных, глаголов. Объяснение правописания орфограмм.
Преобразование слов в разные части речи. Перфокарты.
Карточки с программирован-ным заданием. Объяснительный диктант. 20. 06.05 Контрольный диктант за IV четверть. Проверить знания учащихся по темам, изученным в IVчетверти. Контроль умения писать под диктовку. 21. 08.09 РНО. Учить работать над ошибками, допущенными в диктанте. Печатные таблицы.
Сигнальные карточки.
Перфокарты. Контроль умения объяснять орфограммы и правила пунктуации. 22. 09.05 Повторение простых предложений. Повторять знания учащихся о главных членах предложения. Распространение предложений.
Составление предложений по сюжетным картинам. Опорные схемы.
Индивидуальные карточки.
Схемы предложений.
Сюжетные картины. Синтаксический разбор. 23. 12.05 Повторение предложений с однородными членами. Повторять написание знаков препинания в предложении с орднородными членами. Работа с пословицами.
Заканчивание предложений. Печатные таблицы.
Схемы предложений. Подбор предложений к данным схемам.

Словарный диктант.

24. 13.05 Повторение сложных предложений. С союзами И, А, НО и без союзов. Повторять постановку знаков препинания в сложносочинённом предложении. Построение сложных предложений по схемам и опорным словам. Схемы предложений.
Индивидуальные карточки. Синтаксический разбор. 25. 15.05 Повторение предложений с союзами и союзными словами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, КОГДА. Повторять постановку знаков препинания в сложноподчинённом предложении. Заканчивание предложений.
Придумывание предложений к данным схемам.
Озаглавливание текста.
Восстановление текста по опорным словам. Схемы и модели сложноподчинён-ных предложений. Синтаксический разбор. 26. 16.05 Контрольный диктант за год. Проверить знания учащихся по темам, пройденным за год. Контрольный диктант. 27. 19.05 РНО Учить работать над ошибками, допущенными в диктанте. Ответы на вопросы. Печатные таблицы.
Индивидуальные карточки. Контроль умения объяснять орфограммы и правила пунктуации. 28. 20.05 Д/п. Письмо литературному герою. Учить высказывать собственное отношение к литературному герою. Участие в беседе по прочитанному рассказу. Иллюстрация к рассказу А. Толстого «Русский характер». 29. 22.05 Изложение «Мать и сын» по данному плану и опорным словам. Учить писать изложения по данному плану и опорным словам. Выписывание опорных слов из текста.
Пересказ по данному плану и опорным словам. Портрет
И.С. Тургенева. Контроль умения оформлять письменного высказывание с опорой на план и данные слова. 30. 23.05 Урок занимательной грамматики. Учить применять полученные знания при решении орфографических задач. Викторина. Оборудование к занимательным заданиям. Урок резерв 26.05 Урок КВН по русскому языку. Учить применять полученные знания в нестандартной ситуации. Урок резерв 27.05 Мы пишем сказку Учить применять полученные знания в нестандартной ситуации. Выставка работ учащихся. Итого за год: 136 часов

Ещё далеко до рассвета, и только неясная синь медленно врывается в видимое пространство…


Я проснулся от зябкого ветерка, видимо уже пропитавшегося влагой Селигера. Тихонько, чтобы не потревожить своего спутника, я выбрался из палатки, захватив с собой термос с ещё не остывшим чаем. Берег был глинистым, и я решил не рисковать и не спускаться по нему напрямик к воде. К тому же недалеко бежала тропинка, ведущая через заросли репейника и крапивы к старой лодочной пристани. Под ногами было скользко, на стеблях и листьях травы блестела ласковым светом утренняя роса. Где-то проснулся соловей – я услышал его весёлую трель, знакомую мне с детства. Ловко перебравшись через поваленную недавним ураганом берёзу, я свернул с тропы и, прошагав ещё немного через колючие кусты, выбрался на пристань.

Всё вокруг было окутано сном, лишь вдалеке над другим берегом сиротливо поднимался и таял еле заметный дымок от костра. Я подошёл к воде, присел на корточки, поставил рядом припасённый чай. Сейчас пить совсем не хотелось, а зябкость будто улетучилась, хотя разум подсказывал: это чувство обманчиво. Я вдыхал мягкий и влажный воздух, ощущая каждой клеткой ароматы зелёного берега, пронизанные запахами каких-то незнакомых трав.

Подняв голову, взгляд мой устремился ввысь. Сквозь лёгкую дымку тумана я разглядел ясную синеву без единого клочка облаков.

Скоро совсем рассветёт, и всё вокруг проснётся. Прибегут первые мальчишки-рыболовы, поплывут утренние рейсовые трамвайчики с туристами, молодёжь как всегда займёт всё прибрежное пространство. А пока… Пока первозданная тишина, вода в озере будто неподвижная. Так и хочется начать этот новый день, пожелав всему этому благолепию доброго утра. Вот уж не ожидал, что такими сказочными и неповторимыми предстанут передо мной в это утро красоты Тверского края.

Я немного отглотнул из термоса, по телу пробежала приятная дрожь. Сколько я уже здесь? Полчаса? Час? Или больше? Странным образом я не ощущаю течения времени, оно будто остановилось. Есть только я и эта пристань, которая словно межзвёздный корабль уносит тебя в неизведанный мир спокойствия и умиротворения…

Из-за горизонта, далеко за тем берегом, так неожиданно, что я даже вздрогнул, вспыхнул, засиял, отразился в синей глади воды золотистый краешек солнца… И вмиг всё безмятежное спокойствие сменилось живым игривым перламутром солнечных лучей! Я не сдержался и как тогда, в далёком детстве, радостно, почти шёпотом, проронил: “Доброе утро”!

– “Доброе утро…” – отозвался во мне словно из прошлого мой детский голос. А затем я услышал уже отчётливее:
– Замёрз небось? – и на мои плечи лёг ещё тёплый вязаный свитер.

Сколько ещё прошло времени, я не помню, но солнце уже входило в зенит, а мы всё сидели вот так рядышком, с моим спутником на берегу нашего озера…