Утро в сосновом лесу сочинение 2 класс конспект

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МОЛОДЁЖИРЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа №
40 имени героя Советского Союза В.А. Скугаря» Муниципального образования
городской округ г. Симферополь Республики Крым

Конспект
урока по русскому языку. Развитие речи во 2 классе

на
тему : « Сочинение- отзыв по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

2
класс

Подготовила
и провела

учитель
начальных классов

высшей
категории

Кравченко
Лидия Ивановна

Тема: Сочинение- отзыв по картине И.И. Шишкина
«Утро в сосновом лесу».

Цель: развивать
умение определять тему картины, описывать картину, раскрывая замысел художника,
передавать своё отношение к картине.

Формируемые УУД:
П- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной
форме; К- владение диалогической и монологической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; Р- составление плана и
последовательности действий, сличение способа действия и его результата с
заданным эталоном:

Л-
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее
моральный выбор на основе личностных действий.

Оборудование:
портрет И.И. Шишкина, репродукция картины «Утро в сосновом лесу».

Ход урока

I.   
Организационный момент

II.
Актуализация знаний

Словарная
работа

-Отгадайте
загадку.

«Осень
– сонная пора,

В
спячку мне давно пора» –

Так
сказал огромный зверь,

Затворив
в берлогу дверь.

Кто
всю зиму спит, ответь!

Это
Дедушка…(Медведь.)

-Напишите
слово, поставьте ударение, обозначьте орфограммы. Назовите их. (Непроверяемая
безударная гласная, парная согласная, мягкий знак-показатель мягкости.
)

-Образуйте
от слова медведь однокоренные слова. (Медведица, медвежата, медвежий,
медвежатник.
)

-Обозначьте
орфограммы.

III.          
Самоопределение к деятельности (слайд 1)

     -Рассмотрите
репродукцию картины. Кто ее автор? (И.И. Шишкин.)

Шишкин
Иван Иванович (13 (25) января 1832 год, Елабуга, Вятская губерния-8 (20) марта
1898 год, Санкт- Петербург) – знаменитый русский пейзажист, мастер реалистического
изображения леса. 

          «Лесной
богатырь-художник», «царь леса»- так называли Ивана Шишкина современники.

          Иван
Шишкин родился в купеческой семье в небольшом городе Елабуге Вятской губернии
(на территории современного Татарстана) (слайды 2-7).

          В
12 лет отец отправил его в Первую казанскую гимназию. Однако молодой Шишкин уже
тогда интересовался искусством больше, чем точными науками. В гимназии ему было
скучно и, не закончив обучение, он вернулся в родительский дом со словами, что
чиновником делаться не хочет. Тогда же начали формироваться его взгляды на
искусство и призвание художника, которое он сохранил на протяжении всей жизни.

          В
1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался
под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого.

          Сокурсники
и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него
не рисовал: просто поле, лес, река – а у него они выходят так красиво, как и
швейцарские виды».

          В
1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в
Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с
выдающимися способностями.  Подлинной школой для художника стал Валаам, куда он
отправился для летней работы по натуре. Он начал обретать собственный стиль и
отношение к природе. С вниманием биолога он осматривал и ощупывал стволы
деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья. Его этюд «Сосна на Валааме» принес
автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не
романтизированную красоту природы. 

          В
1860 году Шишкин окончил академию с большой золотой медалью, полученной им
также за виды Валаама, и отправился за границу. Он посетил Мюнхен, Цюрих и
Женеву. В 1864 году художник переехал в Дюссельдорф, где приступил к работе над
«Видом в окрестностях Дюссельдорфа». Этот пейзаж, наполненный воздухом и
светом, принес ему звание академика.

          В
1870 году Шишкин вернулся в Россию. Первое время он жил в Петербурге, где
встречался со старыми товарищами по академии.

         В
1894 году Иван Иванович начал преподавать в Высшем художественном училище при
Академии художеств. Ученики безмерно уважали Шишкина. Молодежь вдохновлялась
его мастерством. Он много путешествовал по России, воспевая величественную
красоту ее природы в своих картинах, которые сегодня известны каждому.  

-Назовите
тему урока.

IV.
Работа по теме урока

1.
Беседа


Как называется картина? Кто на ней изображён?


Что в картине вас заинтересовало? Что кажется необычным?


Видели ли вы такую картину в жизни?


Придумайте свои названия. («Медвежата», «Сосновый лес».)


Какое название точнее отображает замысел художника?


Где происходит действие?


Какой лес на картине? (Непроходимая чаща, темно, лучи солнца едва освещают
верхушки деревьев.
)


Какие краски на картине?


Какие чувства они вызывают? (Теплые краски вызывают чувства радости,
бодрости.
)

2.
Орфографическая подготовка

Соотнесите
имена существительные с прилагательными.

Утро
(какое?) летнее, ранее, свежее.

Лес
(какой?) дремучий, непроходимый, сказочный.

Сосны
(какие?) старые, высокие, прямые, могучие.

Медвежата
(какие?) косолапые, забавные, неуклюжие.

Физминутка.

3.
Работа над сочинением

Составление
плана

1. Утро
в лесу.

2. Медвежья
семейка.

3. Мое
отношение к картине.

(Учитель предлагает нескольким ученикам
пересказать сочинение устно. Потом дети пишут сочинение самостоятельно.)

         Сочинение
по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». 

         Передо
мною репродукция картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

         Художник
изобразил сосновый лес. Высокие, могучие сосны тянутся к небу. Взошло солнце.
Наступило раннее утро. Лучи солнца пробивают  густые ветви сосен, освещая
лесную поляну. Воздух свежий и чистый.

         На
переднем плане художник изобразил маленьких, мохнатых медвежат. Они проснулись
и резвятся на стволе дерева. Рядом с ними беспокойная мама- медведица. Она
зорко следит за малышами и готова защитить их в любую минуту.

         Художник
подобрал теплые, точные краски. Эта картина мне понравилась тем, что воплощает величественную
силу русской природы. Я восхищаюсь ее красотой.

V. Рефлексия

-Трудно
ли вам было писать сочинение?

-Где
испытывали затруднения?

-Что
понравилось?

    Чтение
и анализ своих сочинений.


Оцените свою работу на уроке.   

VI.
Подведение итогов урока


Репродукцию какой картины рассматривали?


Назовите автора картины?


Что вам запомнилось из его биографии?

Домашние
задание

Отредактировать
сочинение.

Переписать
сочинение на чистовик.                 

Познакомиться
с другими картинами И.И. Шишкина.

II. Подготовка к сочинению

1. Словарная работа

2. Краткая предварительная беседа

3. Беседа по содержанию картины

4. Орфографическая подготовка

5. Работа над планом

– Отгадайте загадку:

Вперевалку зверь идёт

По малину и по мёд.

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.

Медведь.

– Напишите слово-отгадку, поставьте ударение, обозначьте орфограммы. Назовите их.

– Образуйте от слова медведь однокоренные слова.

– Рассмотрите репродукцию картины. Кто её автор?

– Верно, Иван Иванович Шишкин  – это русский художник-пейзажист, и написал он такую картину.

– Как вы думаете, какова наша тема урока?

– Как называется картина?

– Кто на ней изображён?

– Придумайте свои названия к картине.

– Какое название точнее отображает замысел художника?

– Где происходит действие?

– Какими художник изобразил медвежат? Где они играют?

– Какой художник изобразил медведицу?

– Какой лес на картине?

– Какие краски на картине? Какие чувства они вызывают?

– Давайте подберём к существительным подходящие по картине прилагательные.

Утро (какое?) летнее, раннее, свежее.

Лес (какой?) дремучий, непроходимый, сказочный.

Сосны (какие?) старые, высокие, прямые, могучие.

Медвежата (какие?) забавные, косолапые, неуклюжие, мохнатые, любознательные.

Медведица (какая?) беспокойная.

План:

1. Утро.

2. Медвежья семейка.

3. Моё отношение к картине.

– Что мы будем описывать в каждом пункте плана?

– Кто попробует рассказать устно своё сочинение?

– Непроверяемая безударная гласная, парная согласная, Ь – показатель мягкости.

– Медведица, медвежонок, медвежата, медвежий, медвежатник.

– И.И. Шишкин

– «Утро в сосновом бору».

– Медведица и 3-ое медвежат.

– В лесу, в сосновом бору.

– Мохнатые, косолапые, неуклюжие медвежата залезли на сваленное дерево.

– Беспокойно озирается, боится за медвежат.

– Непроходимая чаща, темно, лучи солнца едва освещают верхушки деревьев.

– Теплые, действительно, можно сказать,  что наступило утро.

Вызывается чувство тепла, радости, бодрости.

Р1

П2

Русский язык. 2 класс

Урок 80. Сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Творчество пейзажиста И. И. Шишкина.

2) Анализ содержания картины «Утро в сосновом лесу».

3) Приёмы конструирования предложений с опорой на вопросы и опорные слова.

Глоссарий по теме:

Картинная галерея – специально устроенное помещение, в котором развешаны

картины для обозрения.

Репродукция – воспроизведение какого-либо изображения – рисунка, картины,

печатного текста – средствами фотографии.

Пейзаж – рисунок, картина, изображающие природу.

Пейзажист – художник, рисующий пейзажи.

Текст-описание – это текст или часть текста, в котором даётся описание

предмета или явления. К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая?

какое? какие?

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций.

В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 117.

2. Страхова Л. Л. Готовые сочинения для младших школьников. – СПб.:

Издательский Дом «Литера», 2005. – С. 46–51.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.:

Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания:

http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня мы познакомимся с картиной художника–пейзажиста Ивана Ивановича

Шишкина. В своих картинах художник выразил огромную любовь к русской

природе. Картина Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» – самая известная

работа мастера. Почему картина так названа? На картине художник изобразил

раннее утро в сосновом лесу. Давайте рассмотрим картину внимательно. В сосновом

лесу тишь и благодать. Высоко в небо поднимаются стволы старых сосен. Через

вершины стройных деревьев пробиваются солнечные лучи. Они переливаются на

стволах яркими бликами. Из низины поднимается белый туман. Весь лес кажется

сказочным и волшебным.

Рассмотрим передний план картины. В центре художник изобразил старое

поваленное дерево, которое сломило бурей и сильным ветром. На нём играют трое

медвежат. Два маленьких любознательных медвежонка лазают по стволу дерева и

исследуют его. Третий медвежонок забрался на дерево и смотрит вдаль, как будто

он там что-то увидел. Мать-медведица охраняет покой своих малышей. Ей не

нравятся их шалости, медвежата не слушаются её и озорничают. Она беспокоится за

них и рычит.

Для своей картины Шишкин выбрал непроходимую глушь. Как вы думаете,

почему? Конечно же, только здесь медвежата в безопасности, они могут беззаботно

играть и развлекаться. Их покой охраняет лес, в который не ступала нога человека.

В своей картине Иван Иванович Шишкин хотел показать не только красоту и

нежность летнего утра, но и жизнь, которая ни на секунду не останавливается в

лесу. Медвежата оживляют пейзаж, наполняют его радостью и весельем. Глядя на

картину, представляешь себя в сосновом лесу. Ты как будто переносишься туда и

наблюдаешь издалека за жизнью. И вот ты уже слышишь все звуки леса: возню

медвежат, рычание медведицы, шум сосен, пение ранних птах.

Сегодня нам предстоит составить рассказ по картине. Составить его нам помогут

вопросы и опорные слова.

Текст традиционно состоит из трёх частей: вводная часть, основная и

заключительная часть. Во вводной части мы должны познакомиться с картиной и

рассказать о том, что мы видим на ней.

В основной части мы описываем семейство медведей, которое находится в

центре картины. Напишем о том, где происходит действие, как выглядят медвежата,

чем они заняты. Обратите своё внимание на медведицу, на её поведение.

В заключительной части, поделимся своими впечатлениями о картине.

Подумаем: «Какие чувства она вызывает?» При составлении заключительной части

текста опирайтесь на свои впечатления и чувства.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Медведица и медвежата.

Найдите к каждому предмету его описание.

лес медвежата медведица

мохнатые шаловливые любознательные беспокойная заботливая густой дремучий

сосновый строгая

Подсказка: если вы поставили слово правильно, то оно закрепится в таблице.

Правильный ответ:

лес медвежата медведица

густой

дремучий

сосновый

мохнатые

шаловливые

любознательные

беспокойная

заботливая

строгая

Задание. Утро в сосновом лесу.

Расставьте слова так, чтобы получилось предложение.

Трое, медведица, и, вышли, медвежат, прогулку, на.

Подсказка: если вы расставили слова правильно, то они закрепятся в

предложении.

Правильный ответ:

Медведица и трое медвежат вышли на прогулку.

Урок развития речи “Утро в сосновом лесу”

2 класс

Цель урока:

– формировать навыки последовательного анализа описания картины: построение предложений, использование слов и оборотов речи со значением времени и места действия;

– развивать и обогащать речь учащихся образно-выразительной лексикой;

– воспитывать художественный вкус на основе рефлексивной деятельности учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы будем работать с одной репродукцией картины И.И. Шишкина “Утро в сосновом лесу”.

III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся.

  1. Знакомство с автором картины и историей ее написания:

Знакомы ли вы с творчеством Шишкина?

Какие картины вы знаете?

Иван Иванович Шишкин родился в 1832 года в городе Елабуга на Каме в семье небогатого купца.

Ваня с детства начал увлекаться рисованием. В 11 лет он получил первые навыки в рисовании карандашом, тушью и красками в городской гимназии города Казани. Позже он поступит в Московское училище живописи , затем в петербургскую Академию художеств

Художник очень любил природу, поэтому многие картины посвящены лесу, полям, животным.

Шишкина справедливо называют «певцом русского леса».

Иван Иванович родился в 19 веке. А сейчас у нас 21 век? И до сих пор людей интересует его творчество, они любуются его работами.

Как вы думаете, где можно увидеть его картины? (В Москве в Третьяковской галерее)

2. Анализ картины “Утро в сосновом лесу”.

Внимательно рассмотрите репродукцию:

К какому жанру она относится?

Что такое пейзаж? ( Жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.)

– Как называется картина?

– Сегодня тема нашего урока: «Устное сочинение по картине Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу»

– Если бы вам захотелось побывать на этой поляне, как бы вы вошли внутрь картины?

-Что бы вы увидели? Услышали? Почувствовали в сосновом лесу?

(Запах хвои, влажность, утреннюю прохладу, туман, хруст веток, сопение медвежат, птичьи голоса…

-Какое время суток изобразил художник?

-Возьмите лупу, рассмотрите картину. Докажите, что это действительно утро.

– Покажите с помощью рамочки туман. Как вы для этого расположите рамочку?

– Покажите солнечный свет. (На листве, на дереве)

-Кто изображён на картине?

-Приходилось ли вам видеть медвежат? Опишите их.

-Чем заняты медвежата ? (Играют, лазают по дереву, любопытничают ..)

-Где расположились медведи? ( Медведи расположились в лесной глуши. Сюда не заглядывают люди. Только здесь могут беззаботно резвиться медвежата, дремучий лес охраняет их покой).

-Что вы можете сказать, про третьего медвежонка, не играющего с братьями? Какой он? (Любопытный, малоподвижный, осторожный)

-Принято считать, что медвежата неуклюжие, толстые, неповоротливые. Можно ли сказать однозначно, что эти медвежата такие?

В центре картины – медвежата, которые вскарабкались на сломанную сосну. С виду они кажутся одинаковыми: тёмно-коричневые, пушистые, неуклюжие. Но по характеру они разные. Первый медвежонок – любитель поесть. Он нашёл в старой сосне лакомство и ничего не замечает вокруг, кроме него. Второй, самый смелый, забрался высоко, а ведь дерево может в любую минуту рухнуть. Он смотрит на брата сверху вниз, третий медвежонок, наверное, мечтатель. Поднявшись на задние лапы, он пристально глядит вдаль – туда, откуда огненным шаром выплывает солнце.

-Только ли дремучий лес охраняет медвежат?

-Чем занята медведица? (Охраняет малышей)

-Почему вам так показалось? Посмотрите внимательно при помощи лупы на неё.

-Почему она сердится на медвежат? (Она беспокоится, охраняет своих малышей от врагов).

-Похожи ли медвежата на свою маму? Чем отличаются? ( Она старше медвежат, у неё бурая, коричневая шерсть. Она скалит зубы, рычит на непослушных малышей, у медвежат галстучки).

-Как вы думаете, давно медвежата облюбовали эту полянку?

Возьмите лупу, рассмотрите корни упавшего дерева. Они заросли мхом?

-Обратите внимание, когда сосна падала во время бури, она сломала другую сосну. Вы её видите?

Покажите рамкой верх другого сломанного дерева.

-Что ещё вошло в рамку?

-Где обломок сосны?

— Опишите лесную чащу. ( Мы видим высокие, могучие сосны. У них стволы прямые, покрытые сероватой корой. Сосна, изображённая в центре, привлекает наше внимание своими раскидистыми ветками, ствол покрыт красноватой корой. Между деревьями растёт зелёный кустарник).

-Почему художник решил запечатлеть именно этот фрагмент леса? (Хотел передать красоту соснового леса, залюбовался восходом, беззаботными медвежатами, ……..)

Природа создала для медвежат как бы спортивную площадку.

IV. Подбор материала к сочинению по картине “Утро в сосновом лесу”.

  1. Составьте устное сочинение в парах по картине. Можете воспользоваться опорными словами

Договоритесь, кто первым будет рассказывать своё сочинении.

Как можно начать сочинение?

-Надо назвать художника, картину.

-Почему Шишкин отразил этот фрагмент на картине?

-Чем можем закончить наше сочинение? (Выделить яркий момент на картине, выразить свои впечатления от увиденного…)

Я раздам вам опорные слова: описание леса, деревьев, медведей, утра. Подумайте в каком порядке вы расположите группы опорных слов. Это будет ваш план. Для каждого он будет свой. Каждый ребёнок в паре при рассказе будет их располагать по своему.

Лес. Величественный, царственный, вековой, могучий, дремучий, сказочный, утренний, опутанный туманом, освещенный солнцем …

Утро. Раннее, первые лучи солнца, розовеет заря.

Описание медвежат, медведицы. Косолопые, игривые, неугомонные, шаловливые, беззаботные, любознательные, буро-коричневые, вскарабкались на поваленное дерево, всматриваются вдаль.

Деревья. Столетние сосны, потрескавшаяся золотистая кора, раскидистые кроны, упирающиеся в небо, устремлённые ввысь, старая поваленная сосна.

  1. Прослушивание устных сочинений

VI. Подведение итогов.

-Какую цель мы ставили на уроке? Мы её достигли?

-Мы сегодня описывали всю картину, а если бы я вас попросили написать о чём-нибудь одном: о лесе, о рассвете, о медвежатах. Что бы вы выбрали?

Сегодня мы с вами работали устно, а скоро это будут письменные работы

2. Анализ картины “Утро в сосновом лесу”.

Внимательно рассмотрите репродукцию:

К какому жанру она относится?

Что такое пейзаж? ( Жанр изобразительного искусства, в котором основным

предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени

преображённая человеком природа.)

Как называется картина?

Сегодня тема нашего урока: «Устное сочинение по картине Ивана

Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Если бы вам захотелось побывать на этой поляне, как бы вы вошли внутрь

картины?

Что бы вы увидели? Услышали? Почувствовали в сосновом лесу?

(Запах хвои, влажность, утреннюю прохладу, туман, хруст веток, сопение

медвежат, птичьи голоса…

Какое время суток изобразил художник?

Возьмите лупу, рассмотрите картину. Докажите, что это действительно утро.

Покажите с помощью рамочки туман. Как вы для этого расположите

рамочку?

Покажите солнечный свет. (На листве, на дереве)

Кто изображён на картине?

Приходилось ли вам видеть медвежат? Опишите их.

Чем заняты медвежата ? (Играют, лазают по дереву, любопытничают ..)

Где расположились медведи? ( Медведи расположились в лесной глуши.

Сюда не заглядывают люди. Только здесь могут беззаботно резвиться

медвежата, дремучий лес охраняет их покой).

Что вы можете сказать, про третьего медвежонка, не играющего с братьями?

Какой он? (Любопытный, малоподвижный, осторожный)

Принято считать, что медвежата неуклюжие, толстые, неповоротливые.

Можно ли сказать однозначно, что эти медвежата такие?

В центре картины – медвежата, которые вскарабкались на сломанную сосну.

С виду они кажутся одинаковыми: тёмнокоричневые, пушистые,

неуклюжие. Но по характеру они разные. Первый медвежонок – любитель

поесть. Он нашёл в старой сосне лакомство и ничего не замечает вокруг,