Утром двадцать второго июня сорок первого года сочинение егэ

Обновлено: 04.05.2023

Завершающий зимний праздник – это двадцать третье февраля, день воинской славы или День защитника Отечества. Так сложилось, что в этот знаменательный день поздравляют всех мужчин. Не только тех, кто защищал нашу Родину в боевых сражениях, но и тех, кто служит, служил раньше и тех, кто будет служить. Ведь они в будущем тоже станут защитниками Родины. И если вдруг случится худо, все от мала до велика, встанут на защиту родной земли.

К этому дню готовятся задолго заранее. Подготавливают различные концерты, рубрики на радио, фильмы и передачи по телевидению. Во многих семьях накрывают праздничные столы и даже приглашают гостей, чтобы вместе отметить этот день. Исключением не является и наша семья. Мама вместе с бабушкой с раннего утра начинают поздравлять нас и дарить подарки. В доме царит невероятная чистота, а стол ломится всякими вкусными приготовлениями. Традиционным блюдом в этот день у нас считается пирог с курицей. Ближе к вечеру к нам в гости приходит мамин брат со своей семьей, и мы усаживаемся за стол. После долгих посиделок, разговоров и воспоминаний, мы отправляемся на центральную площадь. Ведь там будут запускать фейерверк в честь праздника.

В этот день в нашу школу принято звать ветеранов войны. Всем классом мы их поздравляем, дарим цветы и благодарим за их мужество и отвагу. Они рассказывают нам о своих подвигах, об ужасах войны, как было страшно. Я всегда внимательно слушаю, пытаюсь запомнить все. В завершение для ветеранов мы готовим концерт. Там мы всегда поем военные песни и читаем стихи. Тех участников Великой Отечественной войны, которые не смогли побывать на нашем концерте, мы поздравляем дома, заходим к каждому и дарим открытки и цветы. Они всегда искренне радуются при виде нас, радуются, и пытаются угостить. Ведь всегда приятно, когда тебя помнят, любят и ценят.

Во Второй мировой войне участвовал мой прадед. Жаль, что его давно уже нет с нами, но мы все равно помним и чтим его, вспоминаем его военные истории. Иногда я даже задумываюсь о том, чтобы собрать все эти истории и написать прекрасную книгу. На мой взгляд, ему было бы это приятно. Он получил не одно ранение за время войны, но все равно ему удалось дойти до конца войны и остаться в живых. Надеюсь, такого ужаса больше не повториться в нашей истории, но если придется, я не раздумывая встану на защиту нашей необъятной Родины.

2, 3, 4, 6, 8, 10, 11 класс

Другие темы: ← Пасха↑ ПраздникиМой любимый праздник — Новый год →

Сочинение №2

Двадцать третьего февраля поздравляют всех мужчин: дедушек, отцов и сыновей. Добрые слова и пожелания, памятные подарки дарят не только военнослужащим, но и всем мужчинам – защитникам своей семьи. Справедливо отметить, что настоящий мужчина не тот, кто отслужил в армии, а тот, кто обладает качествами настоящего защитника: доблесть, мужество, честность, порядочность. Это мудрый дедушка, который рассказывает самые интересные истории своим внукам. Внимательный отец, который не пропустит ни одни соревнования сына по плаванию. Любящий муж, который является для своей семьи опорой и надежным тылом.

В школе и дома царит атмосфера торжественности. Традиционно, проходит множество мероприятий, концертов, чествование ветеранов, тематических встреч с людьми, чья профессия связана с защитой нашей страны. Мама и бабушка готовят вкусный ужин. Это одна из приятных традиций праздника: собираться за праздничным столом всей дружной семьей.

Российская Федерация – великое государство с многовековой историей. Каждый праздник – это бесценная память. Нынешнее поколение чествует своих героев. Их подвиги, боевые заслуги являются национальным достоянием и примером для будущих защитников Отечества.

Другие темы: ← Рождество Христово↑ ПраздникиПодготовка к Новому году →

Популярные сочинения

Отрывки из школьных сочинений :)

Отрывки из школьных сочинений :)

В школьные годы каждый из нас писал сочинения и все помнят как это было тяжело и мучительно. Наверное, стоит только представить реакцию учителей, которые рыдали при появлении очередного опуса. Посмотрите на отрывки школьных сочинений, которые писали дети, и зарядитесь отличным настроением

Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью. Пьер был светский человек и поэтому мочился духами. Умер М.Ю.Лермонтов на Кавказе, но любил он его не поэтому!

Дантес не стоил выеденного яйца Пушкина. Во двор въехали две лошади. Это были сыновья Тараса Бульбы. Трактор мчался по полю, слегка попахивая…

Лермонтов родился у бабушки в деревне, когда его родители жили в Петербурге. Чацкий вышел через задний проход и подпёрнул дверь палкой. Герасим налил Муме щей.

Отец Чацкого умер в детстве. Летом мы с пацанами ходили в поход с ночевкой, и с собой взяли только необходимое: картошку, палатку и Марию Ивановну. Под старость лет его приковало к постели раком.

У Ростовых было три дочери: Hаташа, Соня и Hиколай. Тарас сел на коня. Конь согнулся, а потом засмеялся. Душа Татьяны полна любви и ждёт не дождётся, как бы обдать ею кого-нибудь.

Петр Первый соскочил с пьедестала и побежал за Евгением, громко цокая копытами. Нос Гоголя наполнен глубочайшим содержанием. Глухонемой Герасим не любил сплетен и говорил только правду.

С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомилась в детском саду. Герасим ел за четверых, а работал один. Печорин похитил Бэлу в порыве чувств и хотел через ее любовь приблизиться к народу. Hо ему это не удалось. Hе удалось ему это и с Максимом Максимычем.

Шелковистые, белокурые локоны выбивались из под её кружевного фартука. Сыновья приехали к Тарасу и стали с ним знакомиться. Фамусов осуждает свою дочь за то, что Софья с самого утра и уже с мужчиной.

Герасим бросил Татьяну и связался с Муму. Грушницкий тщательно целил в лоб, пуля оцарапала колено. Поэты XIX века были легкоранимыми людьми: их часто убивали на дуэлях.

В результате из Тихона вырос не мужчина, а самый настоящий овца. Кирсанов сидел в кустах, но все, что не надо, видел. Сначала Татьяна горячо любила Онегина, а он её в глаза не видел. Hо когда она похолодела, Евгений решил начать всё снова. Было поздно.

Председатель так взял доярок за живое, что надой молока сразу увеличился. Здесь он впервые узнал разговорную русскую речь от няни Арины Родионовны. Первые успехи Пьера Безухова в любви были плохие — он сразу женился.

Таким образом, Печорин овладел Бэлой, а Казбич — Каракезом. Наташа была истинно русской натурой, очень любила природу и часто ходила на двор Пугачев помогал Гриневу не только в работе, но и в любви к Маше.

У Чичикова много положительных черт: он всегда выбрит и пахнет. Тургенева не удовлетворяют ни отцы, ни дети. Такие девушки, как Ольга, уже давно надоели Онегину, да и Пушкину тоже.

Шел полк французов и Кутузов. Онегин был богатый человек: по утрам он сидел в уборной, а потом ехал в цирк. Кабаниха нащупала у Катерины мягкое место и каждый день давила на него.

Герасим поставил на пол блюдечко, и стал тыкать в него мордочкой. У Онегина было тяжело внутри, и он пришел к Татьяне облегчиться. Его глаза с нежностью смотрели друг на друга.

Язык у Базарова был тупой, но потом заострился в спорах. Так как Печорин — человек лишний, то и писать о нем — лишняя трата времени. Князю Олегу предсказали, что он умрет от змеи, которая вылезет из его черепа.

(1)Утром двадцать второго июня сорок первого года на одной из брестских улиц лежала убитая девочка с незаплетёнными косичками и её кукла.

(2)Многие запомнили эту девочку.

(4)Что есть у нас дороже наших детей?

(5)Что есть дороже у любого народа?

(6)У любой матери?

(13)Ребёнок, прошедший через ужас войны, ребёнок ли? (14)Кто возвратит ему детство? (15)Когда-то Достоевский поставил проблему общего счастья в зависимость от страдания одного-единственного ребёнка.

(16)А таких были тысячи в сорок первом – сорок пятом годах.

(17)Что помнят они? (18)Что могут рассказать? (19)Должны рассказать! (20)Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки. (21)Потому что и сегодня кому-то хочется большой войны, вселенской Хиросимы, в атомном огне которой дети испарялись бы, как капли воды, засыхали бы, как страшные цветы.

(22)Можно спросить, что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? (23)Что могли понять, увидеть, запомнить дети?

(32)Сын полка Толя Морозов может рассказать, как его, голодного и замёрзшего, подобрали в лесу танкисты; и девушка-санинструктор скоблила мальчишку сапожной щёткой и долго вспоминала, что ей не хватило на него толстого куска мыла. (33)Он был чернее камня.

(34)Их судьбы похожи: судьба смоленского и белорусского мальчика, судьба украинской и литовской девочки. (35)Война стала общей биографией целого поколения военных детей. (36)Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. (37)Их рассказы тоже длиной в целую войну…

(38)На земле самый лучший народ – дети. (39)Как уберечь его в наше тревожное время? (40)Как сохранить его душу и его жизнь? (41)А вместе с ним – и наше прошлое, и наше будущее?

(По С. Алексиевич)

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

Презентация на тему: ” Методика подготовки учащихся к написанию сочинения на лингвистическую тему (задание С2 ГИА по русскому языку) Методика подготовки учащихся к написанию.” — Транскрипт:

3 Что требуется от ученика Что требуется от ученика истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова; найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате и определить их роль в тексте; аргументировать в сочинении свой ответ найденными примерами из прочитанного текста; логично выстроить всю работу и грамотно её написать.

4 Алгоритм работы с текстом Алгоритм работы с текстом Находим в тексте Пример 1 и Пример 2 и определяем их роль Определяем, какие языковые средства следует искать в тексте Выделяем в нём слова, связанные с лингвистикой Внимательно читаем высказывание

5 Композиция сочинения Вывод Второй пример и его роль в тексте Первый пример и его роль в тексте Вступление. Рассуждение о смысле высказывания

6 Речевые клише Речевые клише Автора цитаты мы можем назвать по-разному: лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог. Его деятельность также можно передать различными словами: утверждает, считает, пишет, рассуждает. Кроме существительного высказывание, можно использовать слова цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова. Оценка высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно.

7 Речевые клише. Вступление Речевые клише. Вступление Автор пишет о. В высказывании. говорится о. Действительно. Как отмечает. Бесспорно мнение автора о том, что. Я полностью согласен с. Не могу не согласиться с. Я поддерживаю мнение. Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

8 Речевые клише. Основная часть Речевые клише. Основная часть Прекрасным подтверждением этой мысли является текст… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению … Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения.. Пример можно найти в предложении … Рассмотрим предложение. В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как. Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует… Рассмотрим в качестве примера предложение … Это подтверждает наш вывод о том, что…

9 Речевые клише. Заключение Речевые клише. Заключение Таким образом, итак, в заключение, как видим… Итак, можно увидеть, что… Нам удалось доказать, что. В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

10 Как использовать клише Как использовать клише Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи). Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.

14 Шаг третий. Перечитываю текст Шаг третий. Перечитываю текст ( 13)Ребёнок, прошедший через ужас войны, ребёнок ли? (14)Кто возвратит ему детство? (15)Когда-то Достоевский поставил проблему общего счастья в зависимость от страдания одного-единственного ребёнка. (16)А таких были тысячи в сорок первом – сорок пятом годах. (17)Что помнят они? (18)Что могут рассказать? (19)Должны рассказать! (20)Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки. (21)Потому что и сегодня кому-то хочется большой войны, вселенской Хиросимы, в атомном огне которой дети испарялись бы, как капли воды, засыхали бы, как страшные цветы. (22)На земле самый лучший народ – дети. (23)Как уберечь нам его в тревожном двадцатом веке? (24)Как сохранить его душу и его жизнь? (25)А вместе с ним – и наше прошлое, и наше будущее? (С. Алексиевич)

15 Шаг четвёртый. Пишу вступление Шаг четвёртый. Пишу вступление Высказывание В.Г. Короленко я понимаю так: слова помогают автору выразить свои мысли и чувства и передать их окружающим. Для подтверждения этой мысли обратимся к тексту С. Алексиевич.

17 Шаг шестой. Пишу заключение Шаг шестой. Пишу заключение Итак, примеры из текста доказывают правоту В.Г. Короленко: слово имеет огромную силу воздействия на читателя.

18 Лексические языковые явления Лексические языковые явления Многозначность; лексика с точки зрения стилистической окраски; слова одной тематической группы; лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.); лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы); синонимы, антонимы, омонимы; фразеологизмы; тропы (метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, гипербола и др.).

19 Роль многозначных слов в тексте Позволяют выразить тонкие оттенки смысла Служат для создания ярких образов Усиливают эмоциональность речи Служат для выражения авторской оценки

20 Работа с текстом ( 1)Когда я однажды пришёл в одну из московских школ, то мне вспомнилось моё впечатление от летней поездки на птичий базар. (2)Ребята высыпали из классов и кричали так громко, что разговаривать было невозможно. (3)Решили в школе создать хор, и ничего не получилось. (4)Все мальчики и девочки сипели, как простуженные. (5)А всё потому, что привыкли не говорить, а кричать. (По А. Макаренко)

22 Книжная лексика Придаёт речи возвышенную окраску. Является средством речевой характеристики героя. Позволяет выразить авторскую оценку. Не случайно Гиляровский называет свою встречу с Львом Толстым незабвенной. Слово книжной окраски позволяет автору подчеркнуть важность этого события в его жизни.

23 Лексические повторы Выделяют в тексте важное понятие. Придают речи эмоционально- экспрессивную окраску, усиливают выразительность. Однокоренные слова могут противопоставляться в контексте, придавая тексту особую афористичность: Служить бы рад – прислуживаться тошно.

24 Эпитеты Характеризуют предметы Образно описывают действия Придают речи красочность и выразительность

26 Роль синонимов в тексте Роль синонимов в тексте Синонимы позволяют наиболее точно выразить мысль, найти слово, передающее нужный оттенок смысла. С помощью синонимов может уточняться значение каких- либо слов, особенно заимствованных или специальных. В некоторых случаях синонимы используются для противопоставления понятий. Синонимы могут служить средством создания градации.

28 Фрагмент сочинения Фрагмент сочинения В предложении 5 с помощью синонимов (поверхностный, примитивный, банальный подход) автор создаёт приём градации и выражает отрицательное отношение к людям, которые не умеют ценить произведения искусства.

29 Роль антонимов в тексте Роль антонимов в тексте Основная роль антонимов в тексте – служить средством создания антитезы: Добро торжествует у него над злом, слабый всегда побеждает сильного, мудрый – глупого, скромный – гордого (А.Чехов). Антонимы могут также использоваться для выражения полноты охвата явлений: Войска идут день и ночь… (А. Пушкин) С помощью антонимов может создаваться каламбур: Молодая была уже не молода (И. Ильф, Е. Петров).

31 Тематическая группа слов Тематическая группа слов Слова одной тематической группы задают тему текста, позволяют автору создать определённый фон, на котором будет разворачиваться действие: мороз, снег, метель, позёмка, сугроб.

32 Работа с текстом Я лежу в окопе на разостланной шинели и долго гляжу вверх, в синюю бездну летнего неба. В эту минуту не слышно ни взрывов, ни выстрелов, всё спит. Солнце скрылось за бруствером и уже клонится к закату. Медленно спадает жара, утихает ветер. Одинокая былинка на краю бруствера бессильно свисает в окоп. Высоко в небе летают аисты. Они распластали широкие, размочаленные на концах крылья, забрались в самую высь и кружат там, будто купаются в солнечном ясном раздолье. Ветровые потоки постепенно относят их в сторону, но птицы важно взмахивают крыльями, опять набирают высоту и долго парят в поднебесье. (По Ю. Бондареву)

33 Работа с текстом Я лежу в окопе на разостланной шинели и долго гляжу вверх, в синюю бездну летнего неба. В эту минуту не слышно ни взрывов, ни выстрелов, всё спит. Солнце скрылось за бруствером и уже клонится к закату. Медленно спадает жара, утихает ветер. Одинокая былинка на краю бруствера бессильно свисает в окоп. Высоко в небе летают аисты. Они распластали широкие, размочаленные на концах крылья, забрались в самую высь и кружат там, будто купаются в солнечном ясном раздолье. Ветровые потоки постепенно относят их в сторону, но птицы важно взмахивают крыльями, опять набирают высоту и долго парят в поднебесье. (По Ю. Бондареву)

34 Фрагмент сочинения Фрагмент сочинения С первых строк текста автор при помощи слов одной тематической группы (окоп, взрыв, выстрел, бруствер) вводит тему войны, на фоне которой особенно ярко воспринимаются любые проявления мирной жизни, такие как полёт аиста в небе.

35 Оценочная лексика Оценочная лексика Оценочная лексика – это слова, которые включают в себя элемент оценки: зачинщик – зачинатель и т.п. Слова с эмоциональной окраской могут включать разнообразные оттенки: иронический, неодобрительный, презрительный, ласкательный, торжественно-приподнятый и др.

37 Роль устаревших слов в тексте Роль устаревших слов в тексте Используются для воссоздания колорита эпохи: Безвозвратно ушёл в прошлое XIX век с его каретами, двуколками и дилижансами. Придают речи оттенка торжественности, патетической взволнованности: На уважении к слову и зиждется здание русской словесности. Служат для создания комического эффекта, иронии: Сей отрок отнюдь не блистал талантами и часто огорчал родителей двойками.

39 Роль фразеологизмов в тексте Роль фразеологизмов в тексте Афористично, кратко и ёмко выражают мысль Ярко и эмоционально описывают особенности душевного состояния человека Позволяют описать действия, поступки человека Делают речь героев яркой и неповторимой

41 Метафоры Метафоры Основываясь на ярких ассоциациях, создают ёмкий образ. Наглядно и образно представляют мысль, описывают предметы и действия. Являются ярким средством речевой выразительности, придают речи эмоциональность.

42 Роль восклицательных предложений Выражают различные эмоции автора и героев Усиливают эмоциональное воздействие текста на читателя С помощью восклицания выделяют наиболее важные части текста

44 Роль вопросительных предложений Роль вопросительных предложений Формулируют проблему, над которой размышляет автор: Но как? Как изменить власть имущих? (А.Ростовский) Образуют вопросно-ответные единства, позволяющие автору привлечь читателя к совместному размышлению, диалогу : Кто мы такие без родной культуры? Люди, себя не знающие, родства не помнящие. Старая истина, но напомнить о ней никогда не грех. (Н.Самвелян) Содержат риторический вопрос, акцентирующий внимание читателя на высказывании: Кто же из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы наверняка сталкивались с заядлыми спорщиками, которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. (Л. Павлова)

45 Работа с текстом Работа с текстом 1)Кто из людей не испытывал наслаждения, внимания вздохам летнего дождика, шуршанью осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей воде, голубям, воркующим туманным утром? (2)Что может сравниться с пением птиц, особенно таких выдающихся музыкантов, как соловьи? (По В. Борейко)

46 Работа с текстом Работа с текстом 1)Кто из людей не испытывал наслаждения, внимания вздохам летнего дождика, шуршанью осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей воде, голубям, воркующим туманным утром? (2)Что может сравниться с пением птиц, особенно таких выдающихся музыкантов, как соловьи? (По В. Борейко)

56 Работа с текстом 1)Я иногда думаю предложить эту догадку, что природа вся со своими обитателями значит (знает) гораздо больше, чем мы думаем, но они не только не могут записать за собой, но даже лишены возможности вымолвить слово. – (2)Лада, милая собачка, что ты скажешь? (3) Ну, собирайся, друг, шепни одно только человеческое слово – и мы с тобой победим весь мир зла! (4)Так я не раз говорю своей Ладе, когда она положит мне голову на плечо и страстным хрипом пытается высказать свою признательность и любовь. (М. Пришвин)

58 Текст с пропусками Высказывание М. Кожиной я понимаю так: _______________________________________ _____________________________________. Эту мысль можно подтвердить на примере текста С.Соловейчика. Автор пишет очень эмоционально и выразительно. Размышляя о человеческой жизни, он использует синонимы (например,__________________), для того чтобы_________________________.

59 Текст с пропусками Особую роль в тексте играет метафора: _____________________________________. С помощью этого тропа С. Соловейчик хочет подчеркнуть, что________________________ _______________________________________. Итак, использованные автором языковые средства создают художественные образы произведения и помогают читателю открыть их смысл.

60 Таблица – матрица сочинения Структура сочинения Сочинение- рассуждение 1. Тезис-цитата и небольшой комментарий к ней. 2. Лексическое явление (синонимы или антонимы), их роль, примеры 3. Лексическое явление (метафора), его роль и пример. 4. Вывод

65 Нарушевич А.Г. Интерпретируем, анализируем, аргументируем. Пишем сочинение на лингвистическую тему// Русский язык в школе

В 2021 году трём моим ученицам из разных школ достался один и тот же вариант ЕГЭ с текстом К. Симонова. Все получили на экзамене высший балл. Ниже привожу сам текст и эти сочинения.

  • Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2021. К.М. Симонов о командире дивизии

Ни одна работа на свете не поглощает человека так целиком, как работа войны. И вдруг, когда он сегодня в первый раз, еще не вслух, а про себя, прочел шестинедельные итоги боев, он ощутил весь тот истинный масштаб событий, который обычно скрадывался повседневными заботами, с утра до ночи забивающими голову командира дивизии. Его дивизия была всего-навсего малой частью того действительно огромного, что совершилось за последние шесть недель и продолжало совершаться. Но это чувство не имело ничего общего с самоуничижением; наоборот, это было возвышавшее душу чувство своей хотя бы малой, но бесспорной причастности к чему-то такому колоссальному, что сейчас еще не умещается в сознании, а потом будет называться историей этой великой и страшной войны.

А хотя почему – потом? Это уже и сейчас история.

– На, прочти еще раз вслух, – сказал Серпилин, отодвигая стакан с чаем и протягивая листки Пикину.

Пикин читал номера окруженных и разбитых немецких дивизий, цифры уничтоженных и взятых орудий, танков, самолетов, цифры километров, пройденных войсками Сталинградского, Донского, Юго-Западного и Воронежского фронтов, южнее, севернее и западнее Сталинграда, на Верхнем и Среднем Дону, на Калитве и Чире, в донских и калмыцких зимних степях.

Монотонный голос Пикина звучал торжественно и грозно, а у Серпилина на душе творилось что-то странное.

То, что он слышал в чтении Пикина, было как гул, как что-то далекое, грозное и нарастающее, на фоне чего только и могли существовать мысли о собственной дивизии и этих двух людях, сидевших перед ним.

Для того чтобы теперь все вышло так, как читал Пикин, их дивизия должна была еще раньше, до этого, совершить все, что выпало на ее долю. А если бы она этого не сделала, то всего, что теперь было, не могло быть.

Да, она сейчас стояла и ждала своего часа, и они наступали там, в крови и дыму. Но для того чтобы они могли сейчас, зимой, наступать там, она все лето и осень подставляла себя под миллионы пуль и десятки тысяч снарядов и мин, ее давили в окопах танками и живьем зарывали в землю бомбами. Она отступала и контратаковала, оставляла, удерживала и снова оставляла рубежи, она истекала кровью и пополнялась и снова обливалась кровью.

О нем говорят, что он умеет беречь людей. Но что значит – “беречь людей”? Ведь их не построишь в колонну и не уведешь с фронта туда, где не стреляют и не бомбят и где их не могут убить. Беречь на войне людей – всего-навсего значит не подвергать их бессмысленной опасности, без колебаний бросая навстречу опасности необходимой.

А мера этой необходимости – действительной, если ты прав, и мнимой, если ты ошибся, – на твоих плечах и на твоей совести. Здесь, на войне, не бывает репетиций, когда можно сыграть сперва для пробы – не так, а потом так, как надо. Здесь, на войне, нет черновиков, которые можно изорвать и переписать набело. Здесь все пишут кровью, все, от начала до конца, от аза и до последней точки.

И если превысить власть – это кровь, то и не использовать ее в минуту необходимости – тоже кровь. Где тут мера твоей власти? Ведь все же чаще не начальство или, на худой конец, трибунал определяют ее задним числом, а ты сам, в ту минуту, когда приказываешь! Начальство потом в первую голову считается с тем, чем кончилось дело, – успехом или неудачей, а не с тем, что ты думал и чувствовал, превышая свою власть или, наоборот, не используя ее.

Многие из тех решений и приказаний, в соответствии с которыми он обязан был действовать летом и осенью, казались ему сейчас не самыми лучшими, неверными, неоправданными. Но все же в конце концов в итоге все, вместе взятое, оказалось оправданным, потому что привело к той победе, о которой напоминал монотонный голос Пикина, уже подходившего к концу и читавшего теперь названия фронтов и фамилии командующих.

Да, оправдано. Но люди, люди. Если бы всех их оживить и посадить вокруг.

Он ощутил у себя за спиной молчаливую толпу мертвых, которые уже никогда не услышат того, что он слышит сейчас, и почувствовал, как слезы подступают к горлу.

Война – это очень тяжёлое, жестокое время. Каждый день на ней люди отдают свои жизни, чтобы защитить Родину. Но все делают разные вещи. Кто же вносит больший вклад в победу на войне? В данном тексте этим вопросом задаётся К. Симонов.

Таким образом, на войне значим каждый человек, который боролся ради победы своей родины. Его звание, власть, которая ему дана, не имеют значения, так как любой поступок влияет на будущее, поэтому каждый вносит одинаковый вклад в победу на войне.

Какова цена победы на войне? Именно эту проблему ставит Симонов в данном тексте.

Таким образом, победа на войне – одновременно и радостное, и грустное событие. Мы должны помнить о мужестве, стойкости и силе духа тех, кому обязаны мирным небом над головой.

Двадцать второе июня тысяча девятьсот сорок первого года – дата начала Великой Отечественной войны. Прошло уже восемьдесят лет, сменилось не одно поколение, но память о тех годах до сих пор остаётся в наших сердцах, так как победа досталась нашему народу слишком дорогой ценой. Причастны к ней были все, каждый вносил посильный вклад в общее дело, но особую роль тогда играли те, кто руководил военными действиями. Вот почему в данном тексте К. Симонов ставит проблему ответственности командира в годы Великой Отечественной войны.

В заключение хочется сказать о том, что память об ответственных военачальниках, которые своими действиями обеспечили победу в Великой Отечественной войне, нужно сохранять, передавая от поколения к поколению. Если помнить, как тяжело далась нашему народу та победа, то легче будет сохранять мир на Земле и не допустить новой войны.

Читайте также:

      

  • Кто жесток с животными тот не может быть добрым человеком сочинение по дубровскому
  •   

  • Книжные словеса суть реки напояющие вселенную сочинение
  •   

  • Сочинение на тему контраст мистики и реализма в произведениях гоголя
  •   

  • Сочинение на тему безопасность пассажира
  •   

  • Сочинение на тему центральный банк

(1)…Мы недавно поженились. (2)Ещё ходили по улице и держались за руки, даже если в магазин шли. (3)Всегда вдвоём. (4)Я говорила ему: «Я тебя очень люблю». (5)Я ещё не знала, как я его любила… (6)Мы жили в общежитии пожарной части, где он служил. (7)И тут среди ночи какой-то шум – на Чернобыльской АЭС пожар. (8)Уехали они без брезентовых костюмов: как были в одних рубашках, так и уехали. (9)Их не предупредили.

(10)Вызвали на обыкновенный пожар…

(11)А теперь – клиника острой лучевой болезни… (12)После операции по пересадке костного мозга мой Вася лежал уже не в больничной палате, а в специальной барокамере, за прозрачной плёнкой, куда заходить не разрешалось, поскольку уровень радиации был очень высокий. (13)Там такие специальные приспособления есть, чтобы, не заходя под плёнку, вводить уколы, ставить катетер… (14)Но всё на липучках, на замочках, и я научилась ими пользоваться: открывать и пробираться к нему. (15)Ему стало так плохо, что я уже не могла отойти ни на минуту. (16)Звал меня постоянно.(17)Звал и звал… (18)Другие барокамеры, где лежали Васины сослуживцы, тоже получившие большую дозу облучения, обслуживали солдаты, потому что штатные санитары отказывались, требуя защитной одежды. (19)А я своему Васе всё хотела делать сама…

(20)Потом кожа начала трескаться на его руках, ногах, всё тело покрылось волдырями. (21)Когда он ворочал головой, на подушке оставались клочья волос. (22)А всё такое родное. (23)Любимое…

(24)Я пыталась шутить: «Даже удобно: не надо носить расчёску». (25)Если бы я могла выдержать физически, то я все двадцать четыре часа не ушла бы от него и сидела рядышком. (26)Потому что, верите ли, мне каждую минутку, которую я пропустила, было жалко… (27)И я готова была сделать всё, чтобы он только не думал о смерти… (28)И о том не думал, что болезнь его ужасная и я его боюсь.

(29)Помню обрывок какого-то разговора, кто-то увещевает:

(30)Вы должны не забывать: перед вами уже не муж, не любимый человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения. (31)Вы же не самоубийца. (32)Возьмите себя в руки.

(33)А я как умалишённая:

(34)Я его люблю! (35)Я его люблю!

(36)Он спал, а я шептала: «Я тебя люблю!» (37)Шла по больничному двору: «Я тебя люблю!» (38)Несла судно: «Я тебя люблю!»

(39)О том, что ночую у него в барокамере, никто из врачей не знал.

(40)Не догадывался. (41)Пускали меня медсёстры. (42)Первое время тоже уговаривали:

(43)Ты – молодая. (44)Что ты надумала? (45)Сгорите вместе.

(46)А я, как собачка, бегала за ними, стояла часами под дверью, просила, ¬умоляла. (47)И тогда они:

(48)Чёрт с тобой! (49)Ты – ненормальная!

(50)А мне было всё равно: я его любила и ничего не боялась. (51)Утром, перед восьмью часами, когда начинался врачебный обход, показывали мне через плёнку: «Беги!» (52)На час сбегаю в гостиницу. (53)А с девяти утра до девяти вечера у меня пропуск. (54)Ноги мои посинели до колен, распухли, настолько я уставала. (55)Но моя душа была крепче тела… (56)Моя любовь…

(57)Понимаю: о смерти люди не хотят слушать. (58)О страшном…

(59)Но я вам рассказала о любви… (60)Как я любила… (61)И люблю…

(62)А когда есть такая любовь, нет страха, нет усталости, нет сомнений, нет препятствий.

(по С. А. Алексиевич*)

*Светлана Александровна Алексиевич (род. 1948 г.) – всемирно известный белорусский прозаик, пишущий на русском языке. Автор прозы о войне, о Чернобыле. Создатель уникального документально-художественного метода, основанного на беседах с реальными людьми.

Текст для сочинения

«Чернобыльская молитва. Хроника будущего» — книга белорусской журналистки и писательницы, лауреата Нобелевской премии по литературе, Светланы Алексиевич, посвящённая аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

Алексиевич в последующие десять лет беседовала более чем с пятьюстами свидетелями аварии, включая пожарных, ликвидаторов, политиков, врачей, физиков и рядовых граждан. Книга описывает психологическую и личностную трагедию, которой стала Чернобыльская авария, и исследует впечатления людей, и то, как авария повлияла на их жизни.

Текст был впервые опубликован в 1997 году в журнале «Дружба народов», публикация получила премию журнала; в том же году была издана книга.

Одинокий человеческий голос

«Я не знаю, о чем рассказывать… О смерти или о любви? Или это одно и то же… О чем?»

… Мы недавно поженились. Еще ходили по улице и держались за руки, даже если в магазин шли. Всегда вдвоем. Я говорила ему: «Я тебя люблю». Но я еще не знала, как я его любила… Не представляла… Среди ночи слышу какой-то шум. Крики. Выглянула в окно. Он увидел меня: «Закрой форточки и ложись спать. На станции пожар. Я скоро буду».

Самого взрыва я не видела. Только пламя. Все, словно светилось… Все небо… Высокое пламя. Копоть. Жар страшный. А его все нет и нет. <�…> Уехали они без брезентовых костюмов, как были в

одних рубашках, так и уехали. Их не предупредили, их вызвали на обыкновенный пожар…

Иногда будто слышу его голос… Живой… Даже фотографии так на меня не действуют, как голос. Но он никогда меня не зовет. И во сне… Это я его зову… <�…>

Рано утром еду на базар, оттуда к своим знакомым, варю бульон. Все протереть, покрошить, разлить по порциям. С шестью полулитровыми баночками… Всегда на шестерых! В больницу… Сижу

до вечера. А вечером – опять в другой конец города. Насколько бы меня так хватило? Но через три дня предложили, что можно жить в гостинице для медработников, на территории самой больницы. Боже, какое счастье!

– Но там нет кухни. Как я буду им готовить?

– Вам уже не надо готовить. Их желудки перестают воспринимать еду.

Он стал меняться – каждый день я уже встречала другого человека… Ожоги выходили наверх… <�…> Цвет лица… Цвет тела… Синий… Красный… Серо-бурый… А оно такое все мое, такое любимое! Это нельзя рассказать! Это нельзя написать! И даже пережить… Спасало то, что все это происходило мгновенно, некогда было думать, некогда было плакать.

Я любила его! Я еще не знала, как я его любила! Мы только поженились… Еще не нарадовались друг другу… Идем по улице. Схватит меня на руки и закружится. И целует, целует. Люди идут мимо, и все улыбаются.

Клиника острой лучевой болезни – четырнадцать дней… За четырнадцать дней человек умирает…

<�…> Кожа начала трескаться на руках, ногах… Все тело покрылось волдырями. Когда он ворочал головой, на подушке оставались клочья волос… А все такое родное. Любимое… Я пыталась шутить: «Даже удобно. Не надо носить расческу». Скоро их всех постригли. Его я стригла сама. Я все хотела ему делать сама. Если бы я могла выдержать физически, то я все двадцать четыре часа не ушла бы от

него. Мне каждую минутку было жалко… Минутку и то жалко… Приехал мой брат и испугался: «Я тебя туда не пущу!» А отец говорит ему: «Такую разве не пустишь? Да она в окно влезет! По пожарной лестнице!»

<�…> Обрывок какого-то разговора… У меня в памяти… Кто-то увещевает: «Вы должны не забывать: перед вами уже не муж, не любимый человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения. Вы же не самоубийца. Возьмите себя в руки». А я как умалишенная: «Я его люблю! Я его люблю!» Он спал, я шептала: «Я тебя люблю!» Шла по больничному двору: «Я тебя люблю!» Вспоминала, как мы с ним раньше жили… <�…>

О том, что ночую у него в барокамере, никто из врачей не знал. Не догадывался. Пускали меня медсестры. Первое время тоже уговаривали: «Ты – молодая. Что ты надумала? Это уже не человек, а реактор. Сгорите вместе». Я, как собачка, бегала за ними… Стояла часами под дверью. Просила-умоляла. И тогда они: «Черт с тобой! Ты – ненормальная». Утром перед восьмью часами, когда начинался врачебный обход, показывают через пленку: «Беги!». На час сбегаю в гостиницу. А с девяти утра до девяти вечера у меня пропуск. Ноги у меня до колен посинели, распухли, настолько я уставала. Моя душа была крепче тела… Моя любовь… <�…>

За день до взрыва вместе сфотографировались у нас в общежитии. Такие они наши мужья там красивые! Веселые! Последний день нашей той жизни… Дочернобыльской… Такие мы счастливые! <�…> Звоню на пост медсестре: «Как он там?» – «Пятнадцать минут назад умер». Как? Я всю ночь была у него. Только на три часа отлучилась! Стала у окна и кричала: «Почему? За что?» Смотрела на небо и кричала… На всю гостиницу… Ко мне боялись подойти… <�…>

«Я вам рассказала о любви… Как я любила…»

Людмила Игнатенко,

жена погибшего пожарника

Василия Игнатенко

(1)Утром двадцать второго июня сорок первого года на одной из брестских улиц ле…

(1)Утром двадцать второго июня сорок первого года на одной из брестских улиц лежала убитая девочка с незаплетёнными косичками и её кукла.

(2)Многие запомнили эту девочку.

(3)Запомнили навсегда.

(4)Что есть у нас дороже наших детей?

(5)Что есть дороже у любого народа?

(6)У любой матери?

(7)У любого отца?

(8)А кто сосчитает, сколько детей убивает война, которая убивает их дважды? (9)Убивает тех, кто родился. (10)И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир. (11)В «Реквиеме» белорусского поэта Анатолия Вертинского над полем, где остались убитые солдаты, звучит детский хор — кричат и плачут нерождённые дети. (12)Они кричат и плачут над каждой братской могилой.

(13)Ребёнок, прошедший через ужас войны, ребёнок ли? (14)Кто возвратит ему детство? (15)Когда-то Достоевский поставил проблему общего счастья в зависимость от страдания одного-единственного ребёнка.

(16)А таких были тысячи в сорок первом – сорок пятом годах…

(17)Что помнят они? (18)Что могут рассказать? (19)Должны рассказать! (20)Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки. (21)Потому что и сегодня кому-то хочется большой войны, вселенской Хиросимы, в атомном огне которой дети испарялись бы, как капли воды, засыхали бы, как страшные цветы.

(22)Можно спросить, что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? (23)Что могли понять, увидеть, запомнить дети?

(24)Многое!

(25)Первое воспоминание трёхлетнего Володи Шаповалова, как вели на расстрел их семью и ему казалось, что мать кричала громче всех: (26)«Может, потому мне так казалось, что она несла меня на руках, а я обхватил её за шею. (27)И руками слышал, как голос шёл из горла».

(28)Феликс Клаз, которому в сорок первом году было шесть лет, до сих пор не может забыть буханку хлеба, которую бросил им из теплушки раненый солдат: (29)«Мы уже неделю ехали голодные. (30)Мать отдала нам с братом последние два сухаря, а сама только смотрела на нас. (31)И он это увидел…»

(32)Сын полка Толя Морозов может рассказать, как его, голодного и замёрзшего, подобрали в лесу танкисты; и девушка-санинструктор скоблила мальчишку сапожной щёткой и долго вспоминала, что ей не хватило на него толстого куска мыла. (33)Он был чернее камня.

(34)Их судьбы похожи: судьба смоленского и белорусского мальчика, судьба украинской и литовской девочки. (35)Война стала общей биографией целого поколения военных детей. (36)Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. (37)Их рассказы тоже длиной в целую войну…

(38)На земле самый лучший народ – дети. (39)Как уберечь его в наше тревожное время? (40)Как сохранить его душу и его жизнь? (41)А вместе с ним – и наше прошлое, и наше будущее?

(По С. Алексиевич)

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Текст Светланы Александровны Алексиевич очень яркий, пронзительно-эмоциональный. С помощью (А)____ («убивает» в предложениях 8–10) автор создаёт образ войны, приносящей смерть. Такое синтаксическое средство, как (Б)____ (предложения 4–8), показывает, что в человеческом сознании не укладывается гибель миллионов детей, принесённых в жертву войне. С помощью (В)____ (предложения 26–27, 29–31) Алексиевич включает в текст свидетельства очевидцев — детей, прошедших через ужас войны. А такой синтаксический приём, как (Г)____ (предложения 20–21), подчёркивает мысль о том, что люди должны приложить все усилия, чтобы не допустить новых войн на нашей планете».

Список терминов:

  1. метафора
  2. метонимия
  3. эпитет
  4. лексический повтор
  5. анафора
  6. литота
  7. риторический вопрос
  8. цитирование
  9. риторическое восклицание

Утром двадцать второго июня сорок первого года на одной из брестских улиц лежала убитая девочка с незаплетенными косичками и ее кукла.
Многие запомнили эту девочку…
А кто сосчитает, сколько детей убивает война, которая убивает их дважды? Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в это мир. В “Реквиеме” белорусского поэта Анатолия Вертинского над полем, где остались убитые солдаты, звучит детский хор – кричат и плачут нерожденные дети. Они и по сей день кричат и плачут над каждой братской могилой.Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство? Когда-то Достоевский поставил проблему общего счастья в зависимость от страдания одного-единственного ребенка.
А их таких были тысячи в сорок первом – сорок пятом годах…
Что помнят они? Что могут рассказать? Должны рассказать! Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки. Потому что сегодня кому-то хочется уже большой войны, вселенской Хиросимы, в атомном огне которой дети испарялись бы, как капли воды, засыхали бы, как страшные цветы.
Можно спросить, что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети?
Многое!Первое воспоминание трехлетнего Володи Шаповалова, как вели на расстрел их семью и ему казалось, что мать кричала громче всех; “…может, потому мне так казалось, что она несла меня на руках, а в обхватил ее за шею. И руками слышал, как голос шел из гола”.
Феликс Клаз, которому в сорок первом году было шесть лет, до сих пор не может забыть буханку хлеба, которую бросил им их теплушки раненый солдат: “Мы уже неделю ехали голодные. Мать отдала нам с братом последние два сухаря, а сама только смотрела на нас. И он это увидел…” Сын полка Толя Морозов может рассказать, как его, голодного и замерзшего, подобрали в лесу танкисты; и девушка-санинструктор скоблила мальчишку сапожной щеткой и долго вспоминала, что ей “не хватило на меня толстого куска мыла. Я был чернее камня”.
Их судьбы похожи: судьба смоленского и белорусского мальчика, судьба украинской и литовской девочки. Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиной в целую войну.На земле самый лучший народ-дети.Как уберечь его в наше тревожное время ?Как сохранить его душу и его жизнь?А вместе с ним-и наше прошлое,и наше будущие?

———————————————

Алексиевич Светлана

Последние свидетели (сто недетских рассказов)

Светлана Алексиевич

Последние свидетели

(сто недетских рассказов)

СОДЕРЖАНИЕ

Последние свидетели

(сто недетских рассказов)

От автора

Он оглянуться боялся…

Они лежали на углях розовые…

А я все равно хочу маму…

Такие красивые игрушки…

До войны у меня было детство…

И поцеловала в учебнике все портреты…

Мы с братом пионерами были…

Возьмите наших детей, а мы пойдем защищать город…

И все такие маленькие, что один другого не поднимет…

У меня сердце болит…

Страх — кругом и всюду…

Только мамин крик слышала…

Мы играли, а солдаты плакали…

А нас у мамы четверо…

И понял — это отец…

Мне было только четырнадцать лет…

Когда был папа…

…Я уже не плакал…

Мамочка, меня бомба убила…

Первой пришла эта девочка…

Я — твоя мама…

Просим: можно облизать?..

Я была ему по колено…

Пока он не улыбнулся…

…Еще пол-ложечки сахара…

Домик, не гори! домик, не гори!..

Она пришла в белом халате, как мама…

Тетенька, возьмите меня на руки…

… стала качать, как куклу…

…И просила ее встать…

Мне уже букварь купили…

Хотя бы дин сыночек остался…

Слезы рукавом вытирает…

Он висел на веревочке. как ребенок…

Будете мои дети…

Мы целовали им руки…

Нам они пахли мясом…

Наша мама не улыбалась…

Не могла привыкнуть к своему имени…

Гимнастерка у него была мокрая…

Как будто она ему дочь спасла…

Стояли одни белые ночи…

А почему я такой маленький?..

Их тянуло на человеческий запах…

Зачем они стреляли в лицо…

Боялся, что мама тоже станет белая…

Ты просишь, чтобы я тебя пристрелил…

А на мне даже косыночки нет…

Играть на улице не с кем…

Встанешь на ящик…

…Еще лопатками похлопали, чтобы было красиво…

Куплю себе платье с бантиком…

Как умер, если сегодня не стреляли?..

Потому что мы — девочки, а он — мальчик…

Ты мне не брат, если играешь с немецкими мальчишками…

Мы даже забыли это слово…

Вам надо ехать на фронт, а вы влюбились в мою маму…

Все вчетвером впряглись мы в эти саночки…

Эти два мальчика стали легонькие, как воробьи

Стеснялся, что ботики у меня девчоночьи…

Плачу криком…

Я слышал, как у него остановилось сердце…

На ночь варили чугун картошки…

Убежал за сестрой, старшим сержантом Верой Редькиной…

В ту сторону, откуда восходит солнце…

Белая рубашка в темноте далеко светится…

На чистый пол, который я только вымыла…

Я видел…

А белый свет — ненаглядный…

Приносили длинные узкие конфеты…

Боялась увидеть этот сон…

Я хотела быть одна у мамы…

Видел же я убитых людей на земле?..

А они не тонули, как мячики…

Как спелые тыквы…

Мы ели… парк…

Кто будет плакать, того будем стрелять…

Золотые слова…

Принесли по кусочку…

До сих пор помню, как я плакал…

Одна семейная фотография…

Ма-ма мы-ла ра-му…

Он дал мне кубанку с красной ленточкой…

Какие мы дети?..

И стреляю вверх…

Дедушку похоронили под окном…

В первый класс мама носила меня на руках…

Он не дает улететь…

Доченька, запомни это на всю жизнь…

Из отцовской гимнастерки…

Как хорошо, когда живут старики…

Утром двадцать второго июня сорок первого года на одной из брестских улиц лежала убитая девочка с незаплетенными косичками и ее кукла.

Многие запомнили эту девочку…

А кто сосчитает, сколько детей убивает война, которая убивает их дважды? Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в это мир. В «Реквиеме» белорусского поэта Анатолия Вертинского над полем, где остались убитые солдаты, звучит детский хор — кричат и плачут нерожденные дети. Они и по сей день кричат и плачут над каждой братской могилой.

 «И помнит мир спасенный…»

    65 лет прошло с
тех пор, как стихли взрывы бомб, звуки канонады. Но мир помнит. Мы помним. И
помнят ветераны. Никто не имеет права забыть эти 1418 дней.

     Утро 22 июня 1941 года. Солнечное, теплое.
Только что прошли выпускные балы. Сотни молодых людей, которые строили планы на
будущее. И в один момент все это рухнуло. Широкие просторы нашей Родины топтали
фашистские сапоги, по голубому небу летали фашистские самолеты. И весь народ,
как один, поднялся против фашистских захватчиков. С первых дней многие
добровольно записывались в действующую армию.

     Все было для фронта, все – для Победы.
Промышленность перестраивалась на военный лад. Многие заводы начали выпускать
снаряды, танки, самолеты. Люди работали без выходных, в две смены. Для фронта
отдавали последнее. Все мужчины ушли на фронт. В тылу приходилось работать
женщинам и детям.

     По вечерам вязали теплые вещи. Всей
древней радовались, когда приходили письма, и горевали, когда приходила
похоронка. Не было ни одного дома, ни одной семьи, которой не коснулась бы
война.

     Мой дедушка тоже воевал. Вернулся домой с
победой только в 1946 году.

      Блокада Ленинграда, Курская дуга,
фашистские концлагеря, сотни измученных, казненных людей. Но мы не имеем права
забыть все это. Ради тех погибших, отдавших жизнь за победу, мы не должны все
это забыть, мы не можем.

     Каждый год 9 мая в нашей стране отмечается
праздник Победы. Но этот год —  особенный
– исполняется 65 лет Победе. На парад придут ветераны. На груди у них ордена и
медали. Но их становится все меньше  с
каждым годом. И придет день, когда на параде не будет ни одного ветерана. А
наши дети узнают о войне только по телевизору.

     Пусть будет мир во всем мире! И пусть
ничто не омрачит наше счастливое детство!

Абдукаева Алия, 8
класс, ЗСОШ № 5

« И помнит мир спасенный…»

   Чем дальше в глубь истории уходит Великая
Отечественная война, тем больше хотят знать о ней люди. В веках не померкнет
подвиг советского народа, спасшего Отечество и Европу от фашизма. Каждое новое
поколение нашей страны будет открывать для себя высокий смысл этого
немеркнущего подвига. Память о славном прошлом питает настоящее, стимулирует
будущее, делает нас духовно богаче.

   Возвращаясь мыслью к огненной эпохе войны,
мы вглядываемся в ее трагическое начало, рассветный час 22 июня 1941 года.

   Уже здесь, на границе Брестской крепости,
начинаются массовые подвиги пограничников, до последнего удара сердца
отстаивавших неприкосновенность наших священных границ. Уже тогда, в июне сорок
первого, мир увидел залог нашей грядущей победы.

   Несметные полчища фашистских захватчиков, в
количестве 177 дивизий, напали на нашу Родину. Нападение было внезапным.
Советская Армия, неся огромные потери, отступала с боями в глубь нашей
территории.

   К концу 41 года немцы подошли к столице
нашей Родины – Москве.

   Здесь, под Москвой, был нанесен первый
сокрушительный удар, который отбросил немецкую армию от Москвы и остановил
наступление.

   В 1942 году произошла Сталинградская битва,
которая завершилась окружением 300 – тысячной группировки немецких войск и
пленением фельдмаршала Паульса.

   В 1943 году Гитлер хотел взять реванш за
поражение в Сталинградской битве. В районе Курско – Орловской дуги, около села
Прохоровка, произошло великое танковое сражение Второй Мировой войны. Немцы
были отброшены. Наступили переломный момент Великой Отечественной войны.
Советская армия, благодаря самоотверженным тружеником тыла получила в
вооружение превосходство как а воздухе, так и на земле. И еще долгих 2 года
Советская Армия освобождала от фашистов страны Европы. Война закончилась 9 мая
1945 года в Берлине полной капитуляцией Германии.

   Наша страна потеряла в этой страшной войне
около 27 миллионов человек. Мой дедушка Кашеков Иван Степанович воевал под
Сталинградом, был ранен. За это сражение он был награжден орденом. Моя бабушка
Кашекова Мария Дмитриевна восстанавливала блокадный Ленинград.

    Много лет прошло со времени войны, но люди
всегда будут помнить тех, кто отдал свою жизнь за наше счастье.

Кашекова Анюта, 5 класс, ЗСОШ № 5

                                « И помнит мир
спасенный…»

                                                        
                         
Прошла война, прошла страда,

                                                
     Но боль взывает к  людям;

                                                           Давайте, люди, никогда

                                               
           Об этом не забудем.

    Великая Отечественная Война — это огромная
душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать
второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а закончилась только через
четыре года, через четыре тяжелых года — девятого мая тысяча девятьсот сорок
пятого года. Это была самая величайшая война за всю историю человечества.
С каждым годом мы все дальше
и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди
пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело
смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над
сильным врагом. Нет границ величию его подвига во имя Родины, как нет границ
величию трудового подвига советского народа. Я родилась в счастливое, мирное
время, но я много слышала о войне, ведь горе и беда не обошли стороной и моих
родных и близких. И я бы хотела рассказать немного о своем дедушке.

Мой дед, Сафаргалеев Адгам Ахунович, родился 30 января
1925 года в деревне Тугаево Бураевского района 
Башкирской АССР. Он учился на слесаря в ремесленном училище. Когда
началась война, ему было всего семнадцать лет. В 1943 году он добровольно ушел
на фронт. Адгам Ахунович попал на 2-ой Украинский фронт. Командиром армии был
Конев Иван Степанович. Мой дед участвовал в освобождении городов Изюм в Харьковской
области, Киева и дошел до Австрии. До Вены дошло всего 103 человека  из пятнадцати тысяч молодых солдат. Дед был
ефрейтором. При освобождении Вены он был самым храбрым и стойким. Шли тяжелые
дни. Связь каждый день прерывалась. Установить связь отправили трех солдат, но
назад они не вернулись. Потом отправили моего деда. Ему удалось установить
связь, но большой ценой. Его зацепило осколками от снаряда. Он лежал без
сознания три дня среди погибших на поле боя. После нескольких операций с
помощью врачей и друзей он смог встать на ноги. 

                                            На
войне сближаются люди,

                                           
Здесь все товарищи и друзья,   

                                            Без
поддержки друзей не выжить

                                            В беде не оставят тебя.

Война
продолжалась, а им надо было дойти до конца. В 1944 году он вынес из окружения
знамя полка. Весенние дни 1945 года были тревожными и радостными. Наконец, они
прорвались к главной площади фашистской столицы. Красное знамя взвивалось над
куполом рейхстага.

   Наступил долгожданный День Победы.  На площади гремели салюты. Но мой дед еще не
раз  вспоминал те бессонные дни и ночи.
Но и после войны грохот взрывов гранат не давал ему покоя, все было перед
глазами.

  Он вернулся домой в 1948 году. Война оставила
свой след в душе моего деда. Но несмотря на это, он нашел в себе силы жить
дальше. У него была большая и дружная семья. Они вместе с моей бабушкой
вырастили шестерых детей. Несмотря ни на что, мой дед остался добрым, нежным
и  отзывчивым человеком. Он был всегда
рад помочь людям, которые нуждались в его поддержке. Позже  его разыскали однополчане. Он каждый год
ездил на встречу с ними. А главнокомандующий 2-ым Украинским  фронтом наградил его орденом мужества 1 степени.

  Дедушка- гордость моей семьи! Я очень горжусь
своим дедом! Мы до сих пор храним все его медали и награды. Надеюсь, что это
будет передаваться из поколения  в
поколение.

  Уже больше полвека отделяют нас от суровых
дней войны. Уходит поколение, вынесшее тяжелый груз войны. Но народная память
сохранит и немеркнущий подвиг, и неслыханные страдания, и непреклонную веру
людей.                                                                                                                                     
                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                       Сафаргалеева Айгуль, 8 класс, МОУ «ЗСОШ№5»

 «И помнит мир спасенный…»

     Тема
Великой Отечественной войны – необычная тема…Необычная, потому что написано о
войне так много, что не хватит целой книги, если вспомнить одни только названия
произведений. Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей,
бередя старые раны. Необычная, потому что память и история в ней слились
воедино. Современные молодые люди не знают и не хотят войны. Но ведь ее не
хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни
солнца, ни травы, ни листьев, ни своих детей. Чем дальше от нас войны, тем
больше осознаем мы величие народного подвига. И тем больше – цену победы.
Вспоминается первое сообщение об итогах войны: семь миллионов погибших. Потом надолго
войдет в оборот другая цифра: двадцать миллионов погибших. Совсем недавно
названо уже двадцать семь миллионов
. А сколько искалеченных, изломанных
жизней! Сколько несостоявшихся счастий, сколько нерожденных детей, сколько слез
материнских, отцовских, вдовьих, сиротских было пролито! Особо следует сказать
о жизни на войне. Жизни, которая, естественно, включает в себя бои, но только к
боям не сводится.

Агашкин Дмитрий, 5 класс, ЗСОШ № 5

«И помнит мир спасенный…»

Если скажут слово
«Родина»,

Сразу в памяти
встаёт

Старый дуб, в саду
смородина,

Толстый тополь у
ворот.

У реки
берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно,
вспомнится

Свой родной
московский двор.

В лужах первые
кораблики,

Со скакалкой топот
ног

И большой соседней
фабрики

Громкий радостный
гудок.

Или степь от маков
красная,

Золотая целина…

Родина бывает
разная,

Но у всех она одна!

Это сочинение
посвящено  моей бабушке, которая являлась
ребёнком войны. У неё было очень трудное детство, она родилась в многодетной
семье, их было пятеро. Когда началась война, её отца отправили на фронт, где он
погиб защищая семью и родину от фашистских войск. Их матери  было очень трудно обеспечить и накормить
детей, она отдавала всё, чтобы дети были сыты и здоровы. Пришла зима, а за ней
новые беды. От холода умерла бабушкина младшая сестра, а затем и её мама. Это
была страшная потеря.

Бабушку отправили в
детский дом, который находился в селе Сумароково, а её старших братьев и сестру
забрала их родная тетя. Каждые выходные её забирали к себе, но вновь и вновь
возвращали в приют. Бабушке было очень трудно. В детском доме был очень плотный
график, и времени на отдых и сон почти не было. Дети сажали картошку, капусту,
морковь, свёклу и отправляли на фронт. Также их учили вязать носки, варежки,
кофты и всё необходимое для армии. Все это делалось в больших количествах.
Кормили детей в основном хлебом, пили они воду и молоко.

Всё это моя бабушка терпела. Она жила мыслью, что всё скоро закончится
и

мир станет прежним: тихим, красивым 
и беззаботным, без взрывов и бомбежек.

 Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные
спят города.

Пусть сирены
пронзительный вой

Не звучит над моей
головой.

Ни один пусть не
рвётся снаряд,

Ни один не строчит
автомат.

Пусть оглашают наши
леса

Только птиц и детей
голоса.

И пусть мирно
проходят года,

Пусть не будет
войны никогда!

  Каждую
ночь она представляла, что сидит за большим накрытым столом с мамой, папой
сёстрами и братьями. Но каждый раз огорчалась, что всего этого никогда не
будет.  Она могла забыть обо всех бедах
лишь когда приступала к работе.

Но в приюте были и дни веселья, к примеру,
когда наступал какой-нибудь праздник, детям устраивали концерт и проводили
разные викторины, в столовой готовили овощные супы и компот. Это была самая
желанная еда во время войны, особенно для детей.

Голод и холод не оставлял надежд  победы России над фашизмом. Наступила весна,
и знаменательная дата 9 мая стала великой датой в истории России. Когда  объявили о победе, бабушка поверила в чудо и,
наконец, за все время по-настоящему была рада, на её лице расцвела искренняя и
яркая улыбка. Уже летом её тётя забрала к себе, и жизнь началась снова.

                                                                              Прошла
война, прошла отрада,

Но боль взывает к
людям:

«Давайте,
люди, никогда

об этом не забудем.

Пусть память верную
о ней

Хранят, об этой
муке,

И дети нынешних
детей,

И наших внуков
внуки.

Афанасьева Анжелика, ученица 8 класса.

«И помнит мир спасенный…»

Скоро вся
Россия будет отмечать 65-летие Великой Победы. Чтобы понять  значение этой великой даты, надо хорошо
представить, что нам угрожало, а под угрозой было все: земля, дом, привычный
порядок жизни. Наши предки не раздумывали. Они знали: есть воинский долг и его
нужно исполнить.

Тишину и мир довоенных песен
сменяли тревожно-торжественные песни времени войны, а сцены боев затем
сменились залпами салюта.

            Мы
свято чтим память обо всех, отдавших жизнь за независимость Родины. Их имена
увековечены в мемориалах, памятниках, обелисках и поименных могилах. О них
глубокая скорбь Вечного огня.

            В
боях с жестоким и коварным врагом сражались сотни  тысяч воинов. Многим из них не суждено было
дожить до Победы. Книги памяти повествуют о тех, кто ушел на фронт и не
вернулся к своим близким, друзьям, родственникам, к тем, кто их любил и ждал.
Они будут вечно хранить память не только о погибших, умерших от ран и пропавших
без вести, но и служить важным средством военно-патриотического и  интернационального воспитания молодежи.

            Когда
началась Великая Отечественная Война, дети, как и взрослые, не выходили с
производства сутками. Работали   на
лесозаготовках, оборонительных сооружениях, у переезда строили противотанковые
заграждения, работали в колхозах, рыли окопы, а некоторые даже действовали
в  партизанских отрядах.

            Вторая
мировая  война, составной частью которой
была Великая Отечественная война, по своим масштабам, разрушениям  и жертвам не имеет себе равных в истории
человечества. Не менее масштабна и дата окончания разгрома фашизма – 9 мая 1945
года. «Праздник со слезами на глазах». Итогом войны стали десятки миллионов
погибших и искалеченных.

Для Советского
Союза эта победа особенно значима. Именно Вооруженные силы СССР разгромили
основные силы фашистской Германии, обеспечили крушение этой страшной идеологии
и политики.

Славная дата в
нашей отечественной истории – День победы.

Валиахметов
Ильнар, 8 класс , ЗСОШ №5

«И помнит мир спасенный…»

     Долгие четыре года шла Великая
Отечественная война.

     Женщины и дети трудились под лозунгами
«Все для фронта!», «Все для победы!»

     А солдаты сидели в окопах, ждали боя и
мечтали о победе. И в дождь, и в слякоть, и под пулями, свистящими над
головами, они защищали нашу Родину. Ложились под танки с гранатами, шли на
таран, взрывая немецкие эшелоны.

     На могилах советских солдат всегда лежат
цветы. И ветеранам, живущим сейчас, и погибшим солдатам мы благодарны за
спокойные сны, за счастливое детство, за будущее, за мир.

Просмотров: 18945 |
Добавил: vika

| Рейтинг: 5.0/1

(1)Утром двадцать второго июня сорок первого года на одной из брестских улиц лежала убитая девочка с незаплетёнными косичками и её кукла.

(2)Многие запомнили эту девочку.

(3)Запомнили навсегда.

(4)Что есть у нас дороже наших детей?

(5)Что есть дороже у любого народа?

(6)У любой матери?

(7)У любого отца?

(8)А кто сосчитает, сколько детей убивает война, которая убивает их дважды? (9)Убивает тех, кто родился. (10)И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир. (11)В «Реквиеме» белорусского поэта Анатолия Вертинского над полем, где остались убитые солдаты, звучит детский хор — кричат и плачут нерождённые дети. (12)Они кричат и плачут над каждой братской могилой.

(13)Ребёнок, прошедший через ужас войны, ребёнок ли? (14)Кто возвратит ему детство? (15)Когда-то Достоевский поставил проблему общего счастья в зависимость от страдания одного-единственного ребёнка.

(16)А таких были тысячи в сорок первом – сорок пятом годах…

(17)Что помнят они? (18)Что могут рассказать? (19)Должны рассказать! (20)Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки. (21)Потому что и сегодня кому-то хочется большой войны, вселенской Хиросимы, в атомном огне которой дети испарялись бы, как капли воды, засыхали бы, как страшные цветы.

(22)Можно спросить, что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? (23)Что могли понять, увидеть, запомнить дети?

(24)Многое!

(25)Первое воспоминание трёхлетнего Володи Шаповалова, как вели на расстрел их семью и ему казалось, что мать кричала громче всех: (26)«Может, потому мне так казалось, что она несла меня на руках, а я обхватил её за шею. (27)И руками слышал, как голос шёл из горла».

(28)Феликс Клаз, которому в сорок первом году было шесть лет, до сих пор не может забыть буханку хлеба, которую бросил им из теплушки раненый солдат: (29)«Мы уже неделю ехали голодные. (30)Мать отдала нам с братом последние два сухаря, а сама только смотрела на нас. (31)И он это увидел…»

(32)Сын полка Толя Морозов может рассказать, как его, голодного и замёрзшего, подобрали в лесу танкисты; и девушка-санинструктор скоблила мальчишку сапожной щёткой и долго вспоминала, что ей не хватило на него толстого куска мыла. (33)Он был чернее камня.

(34)Их судьбы похожи: судьба смоленского и белорусского мальчика, судьба украинской и литовской девочки. (35)Война стала общей биографией целого поколения военных детей. (36)Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. (37)Их рассказы тоже длиной в целую войну…

(38)На земле самый лучший народ – дети. (39)Как уберечь его в наше тревожное время? (40)Как сохранить его душу и его жизнь? (41)А вместе с ним – и наше прошлое, и наше будущее?

(По С. Алексиевич)

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Текст Светланы Александровны Алексиевич очень яркий, пронзительно-эмоциональный. С помощью (А)____ («убивает» в предложениях 8–10) автор создаёт образ войны, приносящей смерть. Такое синтаксическое средство, как (Б)____ (предложения 4–8), показывает, что в человеческом сознании не укладывается гибель миллионов детей, принесённых в жертву войне. С помощью (В)____ (предложения 26–27, 29–31) Алексиевич включает в текст свидетельства очевидцев — детей, прошедших через ужас войны. А такой синтаксический приём, как (Г)____ (предложения 20–21), подчёркивает мысль о том, что люди должны приложить все усилия, чтобы не допустить новых войн на нашей планете».

Список терминов:

  1. метафора
  2. метонимия
  3. эпитет
  4. лексический повтор
  5. анафора
  6. литота
  7. риторический вопрос
  8. цитирование
  9. риторическое восклицание

(1)Утром двадцать второго июня сорок первого года на одной из брестских улиц лежала убитая девочка с незаплетёнными косичками и её кукла.

(2)Многие запомнили эту девочку.

(3)Запомнили навсегда.

(4)Что есть у нас дороже наших детей?

(5)Что есть дороже у любого народа?

(6)У любой матери?

(7)У любого отца?

(8)А кто сосчитает, сколько детей убивает война, которая убивает их дважды? (9)Убивает тех, кто родился. (10)И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир. (11)В «Реквиеме» белорусского поэта Анатолия Вертинского над полем, где остались убитые солдаты, звучит детский хор — кричат и плачут нерождённые дети. (12)Они кричат и плачут над каждой братской могилой.

(13)Ребёнок, прошедший через ужас войны, ребёнок ли? (14)Кто возвратит ему детство? (15)Когда-то Достоевский поставил проблему общего счастья в зависимость от страдания одного-единственного ребёнка.

(16)А таких были тысячи в сорок первом – сорок пятом годах…

(17)Что помнят они? (18)Что могут рассказать? (19)Должны рассказать! (20)Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки. (21)Потому что и сегодня кому-то хочется большой войны, вселенской Хиросимы, в атомном огне которой дети испарялись бы, как капли воды, засыхали бы, как страшные цветы.

(22)Можно спросить, что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? (23)Что могли понять, увидеть, запомнить дети?

(24)Многое!

(25)Первое воспоминание трёхлетнего Володи Шаповалова, как вели на расстрел их семью и ему казалось, что мать кричала громче всех: (26)«Может, потому мне так казалось, что она несла меня на руках, а я обхватил её за шею. (27)И руками слышал, как голос шёл из горла».

(28)Феликс Клаз, которому в сорок первом году было шесть лет, до сих пор не может забыть буханку хлеба, которую бросил им из теплушки раненый солдат: (29)«Мы уже неделю ехали голодные. (30)Мать отдала нам с братом последние два сухаря, а сама только смотрела на нас. (31)И он это увидел…»

(32)Сын полка Толя Морозов может рассказать, как его, голодного и замёрзшего, подобрали в лесу танкисты; и девушка-санинструктор скоблила мальчишку сапожной щёткой и долго вспоминала, что ей не хватило на него толстого куска мыла. (33)Он был чернее камня.

(34)Их судьбы похожи: судьба смоленского и белорусского мальчика, судьба украинской и литовской девочки. (35)Война стала общей биографией целого поколения военных детей. (36)Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. (37)Их рассказы тоже длиной в целую войну…

(38)На земле самый лучший народ – дети. (39)Как уберечь его в наше тревожное время? (40)Как сохранить его душу и его жизнь? (41)А вместе с ним – и наше прошлое, и наше будущее?

(По С. Алексиевич)

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Текст Светланы Александровны Алексиевич очень яркий, пронзительно-эмоциональный. С помощью (А)____ («убивает» в предложениях 8–10) автор создаёт образ войны, приносящей смерть. Такое синтаксическое средство, как (Б)____ (предложения 4–8), показывает, что в человеческом сознании не укладывается гибель миллионов детей, принесённых в жертву войне. С помощью (В)____ (предложения 26–27, 29–31) Алексиевич включает в текст свидетельства очевидцев — детей, прошедших через ужас войны. А такой синтаксический приём, как (Г)____ (предложения 20–21), подчёркивает мысль о том, что люди должны приложить все усилия, чтобы не допустить новых войн на нашей планете».

Список терминов:

  1. метафора
  2. метонимия
  3. эпитет
  4. лексический повтор
  5. анафора
  6. литота
  7. риторический вопрос
  8. цитирование
  9. риторическое восклицание