Утверждение вечности природы в лирике бунина философская лирика бунина сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Бунин
  • Философская лирика И. А. Бунина

Произведения Бунина невообразимо спутать со стихами иных авторов. Его стихотворные произведения, созданные на протяжении творческой деятельности, отличались глубокими философскими размышлениями.

В своих произведениях он задавался вопросами бытия, размышляя над постижением смысла жизни. Стихи Бунина настолько многоплановы, что их невозможно спутать ни с чьим творчеством. Поэт смог передать в своих лирических произведениях истинную красоту. Герой его произведений – это светлый, радостный и обладающий гармоничным мировосприятием человек.

Несмотря на то, что творчество Бунина припало на стык двух веков, когда развитие модернистского течения довольно бурно развивалось, поэт сохранил классическую традицию поэзии. Он не стремился к новым формам и экспериментам со словом. Поэзия Бунина – это реалистические лирические стихи, состоящие из богатого русского языка.

Поэт в своих произведениях в стихотворной форме высказывал свою мысль о космической природе души человека. Основные же в творчестве И. А. Бунина темы о связи человека со всем живым на земле, о неразделимости жизни и смерти. Он не мог смериться с тем, что невозможно избежать смерти, ощущал вечность материи и непрерывность бытия. Однако именно в духе христианских традиций поэт трактует вечную жизнь.

Отчетливо заметна граница между памятью человека и воспоминанием. Произведения поэта наполнены не просто воспоминаниями его героев чего-либо, а постоянное припоминание и уточнение чего либо. Проследить тонкую границу можно в стихотворении «И снова вечер, степь и четки..».

В своих лирических произведениях он воспевает красоту природы, утверждая в разумность всего живого на планете. Постепенно пейзажная лирика Бунина обретает наиболее философский подтекст.

Бунин отчетливо чувствует свою причастность к предкам, даже иммигрировав в другое государство, он остался верен всем русским традициям, сохранил православную веру, оставаясь при этом индивидуальной личностью. Поэт не изменил своим принципам, даже находясь на чужбине. Он покинул страну, как он считал отказавшуюся от национального самосознания, о чем упоминал в своих произведениях.

Бунин изучил тысячи книг в поиске ответа на вечную тему бытия, придя к выводу, что ни один человек не приходит в этот мир просто так. Поэт – философ в своих произведениях указывает об ответственности человека за его судьбу.

Сочинение на тему утверждение вечности природы в лирике бунина

При всем обилии написанного И. Бунин остается одним из самых малоизученных поэтов. Социальные аспекты жизни его интересовали меньше, чем проблемы вечные: тайны бытия, человек и космос, любовь и смерть, беспощадно уходящее время, память как преодоление смерти, о стремлении человека «поймать то неуловимое, что знает только один Бог, – тайну ненужности и значительности всего земного». О философской лирике И.Бунина высказывались больше эмоциями, чем мыслями. Со стихами Бунине выступал редко и мало. В основном он известен как писатель. Его поэзия – область несколько специфическая. Особое место в его творчестве занимала философская тема. Философия жизни выражалась у него в любовной, пейзажной лирике. Многие исследователи отмечали связь его поэзии с символизмом. Но философская лирика И.Бунина имеет ряд существенных отличий. Мотив дисгармонии любви и смерти сочетался со стремлением осознать общую гармонию мира, мотив бренности бытия стал этапом к утверждению вечности нетленности природы, в которой заключен источник вечной гармонии и красоты. Человеческий жизнь в этом плане всегда соотносится с общим потоком мирового бытия. Символист – создатель своего пейзажа, который всегда расположен вокруг него. У Бунина есть смирение и целомудрие. Он хочет быть созерцателем. Он благоговейно отходит в сторону, прилагая все усилия к тому, чтобы воспроизвести боготворимую ему действительность наиболее объективно. Он больше всего боится как-нибудь ненароком «пересоздать» ее. Бунинский пейзаж правдивый, точный, живой. Но от Бунина множественность явлений требует такой же множественности воспроизведений. А это просто неосуществимо. Поэтому чувство Бунина едва обретает возможность выйти наружу. Оно обозначается в мимолетном замечании, намеке, чаще всего – в лирической концовке. Но иногда не бывает концовки. Из свой философской лирики поэт изгнал вычурный лиризм. Это и есть причина того, что Бунина называют холодным. В действительности он не холоден. Он целомудрен. Самобытный стиль Бунина отражают его философские стихотворения: «Одиночество»(1903) и «Детство» (1903-1906), «Ночь»(1901). В стихотворении «Детство» многие исследователи отмечают преобладание описательности, то есть утверждает, что он всего лишь рисует картину за картиной. Но в его стихотворении поражает точность и наблюдательность. Наблюдательность Бунина не бесцельна. Он глубоко привязан к природе, наполняющей его счастьем, питающей его мысль о временах прошедших и грядущих. Главная мысль этого стихотворения – «счастьем дорожить умейте». Это значит, не выдумывая не существующей жизни, видеть, понимать, чувствовать красоту, которая щедро разлита в самой природе. Могучие сосны – символ жизни, вечности, мудрости. Эта красота естественна, неисчерпаема. Она – источник культуры многих поколений. Живописность картины в этом стихотворении поражает воображение с первых строк: Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим, смолистым ароматом… Природа в этом произведении описана подробно. Она исполнена мощи, великолепия. Поэтому лирический герой дорожит каждым ее проявлением. Он все видит, все запоминает, все бережет в сердце. Каждый, даже мгновенный ее облик полон для него непреходящего смысла. В природе продолжается жизнь человеческая. Бунин создает удивительно поэтические образы: И кажется, что пахнет не сосна, А зной и сухость солнечного света. Эти строчки о солнечном свете в сосновом бору. Свет словно смешался со смоляным ароматом. Сам солнечный луч будто приобрел запах. С такой поэтической точностью, глубокой философией и лиризмом читатель встречается в этом стихотворении. Почему оно называется «Детство»? Ведь ясно, что написано оно взрослым человеком. Он даже не вспоминает о детстве. Он сейчас, в именно эту пору, оказался в лесу. «И чувствую: мне только десять лет» – это нынешнее его ощущение. Но представленный в стихотворении пейзаж – это еще и картина его душевной жизни. Главная мысль стихотворения заключена в следующем: тесное общение с природой делает человека молодым, даже юным. Над ним теряет власть время. Он становится современником и прошедшего, и будущего, потому что отражает в себе красоту вечной природы. Так, лирический герой становится молодым и мудрым одновременно. В 1910 годы в поэзии Бунина основное место заняла именно философская лирика. Вглядываясь в русское прошлое, он стремится уловить некие общие законы развития нации, народов, человечества. В этом смысл его обращения к далеким цивилизациям прошлого – славянского и восточного. Основа бунинской философии жизни заключается в признании временного, земного бытия лишь частью вечной космической истории, в которой растворена жизнь человека. При этом в лирике Бунина этих лет обостряется ощущение фатальной замкнутости человеческой жизни в узких временных рамках, одиночества человека в мире. Одним из лучших стихотворений в русской философской лирике является стихотворение «Одиночество» («И ветер, и дождик, и мгла…»). Перед нами тоскующий образ лирического героя – художника. Ощущение тоски создает череда картин природы: мгла, ветер, дождик, «холодная пустыня воды», «предвечерняя серая тьма», ненастный день, серая тьма, тучи – гряда за грядой. Расставанье происходит не до весны, а навсегда. А след любимой у крыльца уже почти смыт дождевой водой. Его видит только чуткий глаз художника. Ему хотелось крикнуть ей вслед, однако лирический герой удержался. «Но для женщины прошлого нет:/ разлюбила – и стал ей чужой». Безжалостные аналитические слова. Мотив легкости, с которой женщина может разлюбить и сделаться совершенно равнодушной постоянен у Бунина. Конец стихотворения афористичен: «Что ж! Камин затоплю, буду пить…/Хорошо бы собаку купить». Строй предложений прост, выразителен. Гнетущую атмосферу создает метонимия («и ветер, и дождик, и мгла»). Важным с точки зрения философской концепции автора является стихотворение «Ночь»(1901). Первые строки заявляют о заветном стремлении лирического героя: «Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного». Возникает мотив удивительной звездной ночи. Вселенная находится в благоговении, спокойствии, молчании. Свет звезд здесь контрастирует с сумраком земли. Перед лирическим героем сияют звезды-плеяды: Вега, Марс, Орион. Они мерно восходят над пустыней. А лирический герой очарован звучанием их царственных имен. Они светят много тысячелетий, за это время исчезли, занесены песком были сотни цивилизаций. Песок здесь – своеобразный символ времени. Но на протяжении всех этих веков над миром царила любовь: человеческое находится в неразрывной связи с вечным. Сказочный стеклянный столп воды до горизонта волшебно озаряет небеса. Символические образы, торжественная лексика, мифология создает атмосферу тайны, ожидания откровения. И лирический герой открывает для себя главную истину. Он вспоминает о такой же волшебной ночи, когда он пришел на берег вместе с любимой девушкой. Пусть это лишь мечта, воспоминание, но именно в те мгновения лирический герой любил весь мир для нее одной. Рефрен («Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и тайного») акцентирует внимание читателя на главной мысли стихотворения. В итоге, его любовь к земной девушке органично сливается с вселенской любовью, любовью всех времен. В этом величайшая радость и величайшая мудрость: Люблю ее за счастие слиянья В одной любви с любовью всех времен! Таким образом, философская лирика занимает центральное место в творчестве И.Бунина. Он по-новому, глубоко раскрывает вечные вопросы, всегда волновавшие человечество. Одиночество, неприкаянность человека во времени и пространстве лирический герой преодолевает счастливыми воспоминаниями о гармонии детства, искренней любовью, которая и связывает нас с вечностью.

Философская лирика И.А. Бунина

И.А. Бунин – один из немногих писателей-реалистов конца 19 – начала 20 века, прославившийся не только своей прозой, но и поэзией. В 1891 году вышел его первый поэтический сборник, вслед за которым последовали «Листопад» (1901) и «Новые стихотворения» (1902). Как в прозе, так и в поэзии Бунин придерживался реалистических традиций, выработанных Пушкиным, Фетом, Полонским. У них он учился бережному отношению к слову, простоте, классической ясности и чёткости. Поэтическое наследие Бунина неоднородно по тематике. Для ранней бунинской поэзии характерна пейзажная лирика. Позднее он всё больше обращается к лирике философской, продолжающей тютчевскую проблематику. Бунин в разных вариантах высказывал одну и ту же мысль: «Нет, мучительно для меня жить на свете! Всё меня мучает своей прелестью». Слово «прелесть», по мысли писателя, всегда относилось к тому, что как будто неподвластно человеческому выражению: к цветам, деревьям, морю. Напряжённое тяготение к вечной красоте и гармонии – вот что главенствовало уже в ранней лирике Бунина. Этот художник был одержим страстным желанием понять вечное, прикоснуться к неуловимому, разгадать «поступь высших сил». Конкретные элементы пространства и времени (поле, лес, степь, южные страны или ночь, утро, день, вечер, зима, весна, лето) предстают в обычном своём облике, а одновременно – как часть вселенной, как носители непознанной тайны всемирного бытия. Постепенно в творчестве Бунина нарастает «звёздная тема». Далёкие светила избраны здесь символом «предвечной красоты и правды неземной». Появляется противопоставление этого прекрасного мира «заблудшей» земле: Одно только звёздное небо, Один небосвод недвижим, Спокойный и благостный, чуждый Всему, что так мрачно под ним. Или: Я вижу ночь: пески среди молчанья И звёздный свет над сумраком земли. Традиционное противоречие (свет-тьма) связано со сложными человеческими чувствами. «Неземная красота» бесконечно дорога, но трудно достижима. И поэтому приобщение к ней – всегда возрождение: «…душа, затрепетав, как крылья вольной птицы, Коснулась солнечной поющей высоты!» Прекрасным чувствам сопутствует сияние светил: «И не забыть мне этой ночи звёздной, Когда весь мир любил я для одной». Поэт затрагивает проблемы добра и зла, любви и ненависти, смысла жизни. Взять хотя бы такие строки: И забуду я всё – вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав – И от сладостных грёз не успею ответить, К милосердным коленам припав. Действительно, последние часы земной жизни ожидают каждого из нас. Придут минуты, когда нужно будет вспомнить и подвести итог: «Так ли жил?» Бунинский лирический герой отказывается от славы, денег, чинов… Припоминает только «полевые пути меж колосьев и трав». Живая связь с природой оказалась в жизни самой важной и необходимой. Кто-то может оспорить такой вывод, найти смысл жизни в другом. Но уже то, что поэт побуждает читателя к размышлению о смысле бытия, является очень важным. По целостному мироощущению Бунин близок Пушкину – по способности к лёгкой грусти, светлой печали. Хотя эти чувства у них имеют разное начало. У Пушкина «сердце вновь горит и любит от того, Что не любить оно не может» («На холмах Грузии»). Бунин видит спасительную энергию в самом течении бытия: А будут дни – угаснет и печаль, И засинеет сон воспоминанья, Где нет уже ни счастья, ни страданья, А только всепрощающая даль. Да, Бунин постоянно слышит зов пространств, времён, собственной судьбы, своего познания. И спешит передать: «вдали – и жемчуг и опалы»; «сказать кому-то, Что тянет в эту синеву»; предостеречь: «Когда идёшь над бездной – надо прямо Смотреть в лазурь и свет». В жадном, неостановимом движении к неведомому лирический герой Бунина переживает восхищение и от неожиданных оттенков чувств, и от представших вдруг взору таинств природы. Философская лирика зрелого Бунина заметно теснит пейзажную. Сам по себе пейзаж остаётся, но его функции становятся иными. В центре внимания поэта оказываются церковные обители и погосты, описание которых настраивает читателей на связь с отошедшими в мир иной предками («Ограда, крест, зелёная могила…», «Растёт, растёт могильная трава», «Настанет день – исчезну я…», «Могильная плита», «Смерть» и т.д.). Вообще, мысль о преемственной связи между прошлым и настоящим, но не в реальном, а каком-то духовном плане проходит сквозь многие поэтические произведения Бунина. Например, в стихотворении «Могила в скале», рассказывая о том, как «в Нубии на Ниле», в заброшенной пещере, «нашли живой и чёткий след ступни», Бунин пишет: Я, путник, видел это. Я в могиле Дышал теплом сухих камней. Они Сокрытое пять тысяч лет хранили… Тот миг воскрес. И на пять тысяч лет Умножил жизнь, мне данную судьбою. Таким образом, произведения Бунина глубоко личностны, тяготеют к философским обобщениям смысла бытия, жизни и смерти, не пре

«Философские мотивы в лирике И. Бунина»

При всем обилии написанного И. Бунин остается одним из самых малоизученных поэтов. Социальные аспекты жизни его интересовали меньше, чем проблемы вечные: тайны бытия, человек и космос, любовь и смерть, беспощадно уходящее время, память как преодоление смерти, о стремлении человека «поймать то неуловимое, что знает только один Бог, — тайну ненужности и значительности всего земного». О философской лирике И. Бунина высказывались больше эмоциями, чем мыслями. Со стихами Бунине выступал редко и мало. В основном он известен как писатель. Его поэзия — область несколько специфическая. Особое место в его творчестве занимала философская тема. Философия жизни выражалась у него в любовной, пейзажной лирике. Многие исследователи отмечали связь его поэзии с символизмом. Но философская лирика И. Бунина имеет ряд существенных отличий. Мотив дисгармонии любви и смерти сочетался со стремлением осознать общую гармонию мира, мотив бренности бытия стал этапом к утверждению вечности нетленности природы, в которой заключен источник вечной гармонии и красоты. Человеческий жизнь в этом плане всегда соотносится с общим потоком мирового бытия. Символист — создатель своего пейзажа, который всегда расположен вокруг него. У Бунина есть смирение и целомудрие. Он хочет быть созерцателем. Он благоговейно отходит в сторону, прилагая все усилия к тому, чтобы воспроизвести боготворимую ему действительность наиболее объективно. Он больше всего боится как-нибудь ненароком «пересоздать» ее. Бунинский пейзаж правдивый, точный, живой. Но от Бунина множественность явлений требует такой же множественности воспроизведений. А это просто неосуществимо. Поэтому чувство Бунина едва обретает возможность выйти наружу. Оно обозначается в мимолетном замечании, намеке, чаще всего — в лирической концовке. Но иногда не бывает концовки. Из свой философской лирики поэт изгнал вычурный лиризм. Это и есть причина того, что Бунина называют холодным. В действительности он не холоден. Он целомудрен. Самобытный стиль Бунина отражают его философские стихотворения: «Одиночество»(1903) и «Детство» (1903−1906), «Ночь»(1901). В стихотворении «Детство» многие исследователи отмечают преобладание описательности, то есть утверждает, что он всего лишь рисует картину за картиной. Но в его стихотворении поражает точность и наблюдательность. Наблюдательность Бунина не бесцельна. Он глубоко привязан к природе, наполняющей его счастьем, питающей его мысль о временах прошедших и грядущих. Главная мысль этого стихотворения — «счастьем дорожить умейте». Это значит, не выдумывая не существующей жизни, видеть, понимать, чувствовать красоту, которая щедро разлита в самой природе. Могучие сосны — символ жизни, вечности, мудрости. Эта красота естественна, неисчерпаема. Она — источник культуры многих поколений. Живописность картины в этом стихотворении поражает воображение с первых строк: Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим, смолистым ароматом… Природа в этом произведении описана подробно. Она исполнена мощи, великолепия. Поэтому лирический герой дорожит каждым ее проявлением. Он все видит, все запоминает, все бережет в сердце. Каждый, даже мгновенный ее облик полон для него непреходящего смысла. В природе продолжается жизнь человеческая. Бунин создает удивительно поэтические образы: И кажется, что пахнет не сосна, А зной и сухость солнечного света. Эти строчки о солнечном свете в сосновом бору. Свет словно смешался со смоляным ароматом. Сам солнечный луч будто приобрел запах. С такой поэтической точностью, глубокой философией и лиризмом читатель встречается в этом стихотворении. Почему оно называется «Детство»? Ведь ясно, что написано оно взрослым человеком. Он даже не вспоминает о детстве. Он сейчас, в именно эту пору, оказался в лесу. «И чувствую: мне только десять лет» — это нынешнее его ощущение. Но представленный в стихотворении пейзаж — это еще и картина его душевной жизни. Главная мысль стихотворения заключена в следующем: тесное общение с природой делает человека молодым, даже юным. Над ним теряет власть время. Он становится современником и прошедшего, и будущего, потому что отражает в себе красоту вечной природы. Так, лирический герой становится молодым и мудрым одновременно. В 1910 годы в поэзии Бунина основное место заняла именно философская лирика. Вглядываясь в русское прошлое, он стремится уловить некие общие законы развития нации, народов, человечества. В этом смысл его обращения к далеким цивилизациям прошлого — славянского и восточного. Основа бунинской философии жизни заключается в признании временного, земного бытия лишь частью вечной космической истории, в которой растворена жизнь человека. При этом в лирике Бунина этих лет обостряется ощущение фатальной замкнутости человеческой жизни в узких временных рамках, одиночества человека в мире. Одним из лучших стихотворений в русской философской лирике является стихотворение «Одиночество» («И ветер, и дождик, и мгла…»). Перед нами тоскующий образ лирического героя — художника. Ощущение тоски создает череда картин природы: мгла, ветер, дождик, «холодная пустыня воды», «предвечерняя серая тьма», ненастный день, серая тьма, тучи — гряда за грядой. Расставанье происходит не до весны, а навсегда. А след любимой у крыльца уже почти смыт дождевой водой. Его видит только чуткий глаз художника. Ему хотелось крикнуть ей вслед, однако лирический герой удержался. «Но для женщины прошлого нет:/ разлюбила — и стал ей чужой». Безжалостные аналитические слова. Мотив легкости, с которой женщина может разлюбить и сделаться совершенно равнодушной постоянен у Бунина. Конец стихотворения афористичен: «Что ж! Камин затоплю, буду пить…/Хорошо бы собаку купить». Строй предложений прост, выразителен. Гнетущую атмосферу создает метонимия («и ветер, и дождик, и мгла»). Важным с точки зрения философской концепции автора является стихотворение «Ночь»(1901). Первые строки заявляют о заветном стремлении лирического героя: «Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного». Возникает мотив удивительной звездной ночи. Вселенная находится в благоговении, спокойствии, молчании. Свет звезд здесь контрастирует с сумраком земли. Перед лирическим героем сияют звезды-плеяды: Вега, Марс, Орион. Они мерно восходят над пустыней. А лирический герой очарован звучанием их царственных имен. Они светят много тысячелетий, за это время исчезли, занесены песком были сотни цивилизаций. Песок здесь — своеобразный символ времени. Но на протяжении всех этих веков над миром царила любовь: человеческое находится в неразрывной связи с вечным. Сказочный стеклянный столп воды до горизонта волшебно озаряет небеса. Символические образы, торжественная лексика, мифология создает атмосферу тайны, ожидания откровения. И лирический герой открывает для себя главную истину. Он вспоминает о такой же волшебной ночи, когда он пришел на берег вместе с любимой девушкой. Пусть это лишь мечта, воспоминание, но именно в те мгновения лирический герой любил весь мир для нее одной. Рефрен («Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и тайного») акцентирует внимание читателя на главной мысли стихотворения. В итоге, его любовь к земной девушке органично сливается с вселенской любовью, любовью всех времен. В этом величайшая радость и величайшая мудрость: Люблю ее за счастие слиянья В одной любви с любовью всех времен! Таким образом, философская лирика занимает центральное место в творчестве И.Бунина. Он по-новому, глубоко раскрывает вечные вопросы, всегда волновавшие человечество. Одиночество, неприкаянность человека во времени и пространстве лирический герой преодолевает счастливыми воспоминаниями о гармонии детства, искренней любовью, которая и связывает нас с вечностью.

Наиболее часто используется поэтом образ осени и русского леса. Лес для него – точно музыка, которую он поет с огромной любовью, поэтому и все его стихи – музыкальны. В изображении пейзажей у Бунина встречается множество различных цветов и звуковых эффектов, точно подобранных эпитетов, олицетворений, метафор, помогающих автору создать удивительно точные образы. Лирического героя здесь нет, все внимание сосредоточено на красоте природы.
Очень часто Бунин показывает ночные пейзажи, поскольку ночь – его любимое время суток. Ночью уснувшая природа кажется волшебной, манящей, очаровывает еще более – именно поэтому много стихотворений посвящено ночи. Как правило, в большей части его стихов встречаются, помимо ночи и леса, образы неба, звезд, бескрайних степей. Сочиняя пейзажную лирику, поэт видел перед собой любимую Орловщину, где прошло его детство.

Философская лирика

Пейзажная лирика Бунина постепенно уступила место философской, вернее, плавно перетекла в нее. Началось это на рубеже веков, с начала нового столетия. Тогда поэт сильно увлекался Кораном, читал Библию, что, разумеется, не могло не отразиться в его произведениях.
Философская лирика Бунина говорит о жизни и о смерти. Бунин хотел разобраться, почему случается какое-либо событие, он размышлял о вечном – о добре и зле, о правде, о памяти, о прошлом и настоящем. В этот период в его стихотворениях можно найти множество обращений к истории разных стран. Он интересовался легендами Востока, античной Греции, божествами, христианством. Одиночество и обреченность, вечность, человеческая судьба – эти темы также нередки в философской лирике Бунина. Он стремился в своих стихотворениях понять смысл жизни – и характерной при этом становится связь философских стихотворений с пейзажными: именно в любви к природе и почитании ее поэт находил спасение для человеческой души.
Философская лирика Ивана Алексеевича отличается особой атмосферой – абсолютной тишиной. Когда читаешь стихотворения этой тематики, кажется, что даже воздух перестает колебаться. В переживания лирического героя (здесь он присутствует) погружаешься полностью, им отдаешься, как своим собственным. Такая тишина, по Бунину, нужна, чтобы иметь возможность слышать Бога, который является носителем Света, Истины и Любви. О Боге и библейских мотивах написано немало стихотворений автора.

Любовная лирика

Стихи о любви в творчестве Ивана Алексеевича Бунина представлены несколько в меньшем количестве, но тем не менее играют большую роль среди его произведений. Давным-давно любовную лирику Бунина определили как трагедийную – пожалуй, это наиболее емкое и точное определение.
Любовь для Ивана Алексеевича – самое сокровенное, важное, главное, то, ради чего стоит жить на земле. Он абсолютно уверен в существовании настоящей любви, и, хотя много стихотворений посвящено у него любовным страданиям, о взаимной, счастливой любви он пишет тоже, хоть и реже. Одним из основных мотивов любовной лирики Бунина считается одиночество, неразделенность любви, невозможность испытать счастье. Она потому и трагедийна, что преобладают в ней мысли о том, что не сбылось, воспоминания об ушедшем, сожаления о потерянном, непрочность человеческих взаимоотношений.
Соприкасается любовная лирика Бунина и с философской – любовь и смерть, и с пейзажной – любовь и красота природы. Бунин пессимистичен – в его стихотворениях счастье не может жить долго, за любовью следует либо разлука, либо смерть, благополучного исхода не дано. Однако любовь – все равно счастье, поскольку это высшее, что может познать в жизни человек. При этом сам поэт в личной жизни после нескольких неудачных попыток все же обрел семейное счастье и жену, до конца его дней поддерживавшую его во всем.
Как и в любой другой, в любовной лирике Бунина есть ряд особенностей. Это, например, избегание красивых фраз, использование природы в роли наблюдателя за любовными страданиями, упоминание весны (любимого времени года поэта) как символа любви, открытый протест против несовершенства мироздания, непременное соединение духовного и телесного (невозможно узнать душу, не постигнув плоти). При этом в поэзии Бунина нет ничего постыдного или пошлого, она святая и остается для него великим таинством.

Иные мотивы лирики Бунина

Помимо вышеозвученных тем, в творчестве Ивана Алексеевича присутствуют следующие: гражданская лирика – стихотворения о тяжелой судьбе простого народа; тема Родины – ностальгия по старой России, стихотворения на подобные темы нередки для эмигрантского периода творчества поэта; тема свободы, истории и человека; тема поэта и поэзии – предназначение поэта в жизни.
Иван Алексеевич Бунин внес большой вклад в развитие русской литературы. Не зря именно он стал первым русским литератором, получившим Нобелевскую премию – по сути, мировое признание. Как прозу, так и поэзию Бунина должен знать каждый человек, особенно если он считает себя ценителем литературы.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Бунин
  • Философская лирика И. А. Бунина

Философская лирика Бунина сочинение

Произведения Бунина невообразимо спутать со стихами иных авторов. Его стихотворные произведения, созданные на протяжении творческой деятельности, отличались глубокими философскими размышлениями.

В своих произведениях он задавался вопросами бытия, размышляя над постижением смысла жизни. Стихи Бунина настолько многоплановы, что их невозможно спутать ни с чьим творчеством. Поэт смог передать в своих лирических произведениях истинную красоту. Герой его произведений – это светлый, радостный и обладающий гармоничным мировосприятием человек.

Несмотря на то, что творчество Бунина припало на стык двух веков, когда развитие модернистского течения довольно бурно развивалось, поэт сохранил классическую традицию поэзии. Он не стремился к новым формам и экспериментам со словом. Поэзия Бунина – это реалистические лирические стихи, состоящие из богатого русского языка.

Поэт в своих произведениях в стихотворной форме высказывал свою мысль о космической природе души человека. Основные же в творчестве И. А. Бунина темы о связи человека со всем живым на земле, о неразделимости жизни и смерти. Он не мог смериться с тем, что невозможно избежать смерти, ощущал вечность материи и непрерывность бытия. Однако именно в духе христианских традиций поэт трактует вечную жизнь.

Отчетливо заметна граница между памятью человека и воспоминанием. Произведения поэта наполнены не просто воспоминаниями его героев чего-либо, а постоянное припоминание и уточнение чего либо. Проследить тонкую границу можно в стихотворении «И снова вечер, степь и четки..».

В своих лирических произведениях он воспевает красоту природы, утверждая в разумность всего живого на планете. Постепенно пейзажная лирика Бунина обретает наиболее философский подтекст.

Бунин отчетливо чувствует свою причастность к предкам, даже иммигрировав в другое государство, он остался верен всем русским традициям, сохранил православную веру, оставаясь при этом индивидуальной личностью. Поэт не изменил своим принципам, даже находясь на чужбине. Он покинул страну, как он считал отказавшуюся от национального самосознания, о чем упоминал в своих произведениях.

Бунин изучил тысячи книг в поиске ответа на вечную тему бытия, придя к выводу, что ни один человек не приходит в этот мир просто так. Поэт – философ в своих произведениях указывает об ответственности человека за его судьбу.

2 вариант

Столкнувшись с творчеством русского поэта и писателя И.А Бунина невозможно перепутать его с работами других литературных деятелей. Эта своеобразная лирическая тема сразу бросается в глаза и остается в памяти. Также отличительной чертой его произведений является философское наполнение сюжета. Художественный стиль Бунина выражает его мировоззренческие взгляды. Поэт в своих стихах пытался рассуждать о вечных и сложных вопросах человеческого существования и жизненного смысла.

Автор, работая над своими произведениями, старался отобразить в них истинную красоту. Героями его творчества всегда являлись жизнерадостные, с широким кругозором люди. Поэт одновременно по-разному мог отобразить свои переживания в стихах. Чувства разочарования и даже растерянности, сочетаются с верой в лучшее, красотой и величием бытия.

В своем творчество Бунин с помощью стихотворной формы пытался донести читателю то, что человеческая душа своим происхождением вышла из космической природы. Главными темами автора в его произведениях являются взаимодействие человека со всеми живыми существами на Земле, а также, что жизнь и смерть неразделимы между собой. Поэт всю жизнь не мог согласиться с тем, что смерть неизбежна и продолжал верить в вечное бытие. Если проводить сравнение, то смысл его произведений схож с сутью религиозного учения.

Творчество Бунина довольно часто сопровождается  воспоминаниями его героев. Автор также много восхищается красотой природы и высказывает мнение, что всё живое на земле обладает разумом. Со временем его стихи всё больше наполняются философским смыслом. Поэт являлся патриотом своей Родины, и даже после того, когда в силу обстоятельств, пришлось жить за границей, он оставался верен русским традициям и православной вере. В этом проявилась его индивидуальность и патриотизм.

Жизнь и творчество поэта пришлось на стык XIX и XX веков. На этот период пришлось стремительное развитие новых модернистских течений в литературе. Большинство поэтов данного времени пытались найти какой-то новый стиль изложения своего материала. В отличие от них Бунин следовал традиционной русской поэзии, в стиле которой писали многие известные русские поэты. Красота и глубина русского языка позволяла ему без всяких экспериментов донести смысл своих произведений до читателей. Вот таким представил нам своё творчество русский поэт и писатель И.А. Бунин.

Также читают:

Картинка к сочинению Философская лирика И. А. Бунина

Философская лирика И. А. Бунина

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Проблема ответственности человека за свою судьбу рассуждение

    В чем же тут проблема? Трудно взять на себя ответственность за то, что происходит в жизни, даже твоей собственной.

  • План Сказки о мертвой царевне Пушкина

    Царь оставляет свою жену и отправляется на войну. Любящей супруге только остается ждать его возвращения. За окном метель и она пытается в ней разглядеть своего любимого

  • Анализ рассказа Пришвина Голубая стрекоза

    М.М. Пришвин – писатель, чье творчество у читателя ассоциируется с миром природы. Мастер литературного пейзажа, автор с необыкновенной тонкостью и простотой описывал сюжет каждого своего творения

  • План рассказа Мафин и паук 2 класс (Энн Хогарт)

    Ослик Мафин проверял свой огород. За грядкой с огурцами он увидел огромного паука. Ему стало страшно, и он уже хотел убежать, но вдруг увидел на глазах паука слезы. Он спросил паука почему он такой печальный и плачет.

  • Сочинение Тема России в творчестве Есенина (в лирике, поэзии)

    Невозможно представить произведения Сергея Александровича Есенина без обращения к родине. С раннего детства у поэта возникло теплое и нежное чувство к России. В стихах его понимается, как сильна любовь Есенина к дорогим краям.

Природа в творчестве Бунина (сочинение)

Природа! Какое ёмкое слово… Каждый представляет что-то своё, когда слышит это слово: зимнюю лесную прогулку, шум падающих осенних листьев, веселую весеннюю капель, грозу летней ночью. А почему? Да потому, что природа — это неотъемлемая часть человеческой жизни, и только через природу и благодаря ей человек может постигнуть гармонию и красоту в ее вещественном проявлении. «И счастье я могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу Бога», — так определял М.Ю. Лермонтов процесс единения с природой.

Русские писатели и поэты часто обращаются в своих произведениях к картинам природы. Пейзаж в художественных произведениях выполняет различную роль, но чаще всего он помогает понять мысли и чувства персонажа. Изображение природы дает возможность автору раскрыть богатую внутреннюю жизнь героев, глубоко чувствующих красоту и гармонию окружающего мира.

Одним из таких писателей был И.А. Бунин. «Жизнь моя, писал он,— трепетное и радостное причащение вечному и временному,… жизни всего бывшего и сущего на этой земле, столь любимой мною». В 1897 году был опубликован первый сборник рассказов писателя, в котором все произведения представляют собой своеобразные лирические миниатюры. Шедеврами русской прозы стали такие произведения, как «Антоновские яблоки», «Поздней ночью», «Сосны». Писателя интересует противоречие между индивидуальным человеческим существованием с его трагическим финалом и ощущением полноты жизни. В связи с этим в миниатюрах Бунина на первое место выдвигается не событие, а душевное состояние героя, его переживания, чувства. Особое значение приобретают пейзажные подробности, которые способствуют изменению внутреннего мира, вносят гармонию, разрешают жизненные противоречия.

Рассказ «Антоновские яблоки» начинается с жутковато сказочной картины осени: «В темноте, в глубине сада — сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты, двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням». Но это воспоминание — только толчок к другим воспоминаниям, где не только осень, а и мир вокруг воспринимается всеми органами человеческих чувств: зрением (бирюзовое небо, прозрачная вода, пепельные облака, дни синеватые), слухом (ветер рвал и трепал деревья, волновал сад), а главное — осязанием, обонянием, вкусом. Один из главных образов-лейтмотивов в произведении — образ запаха — сопровождает все повествование от начала до конца, запах антоновских яблок, вишневых сучьев, ржаной аромат новой соломы. Запах антоновских яблок становится для героя символом счастливой жизни, и воспоминания об этой поре очищают его душу. «Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок… Окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой осенней прохладой». Плодоносящая здоровая жизнь — вот высшее земное благо. Такова эстетическая программа писателя, для которого «праздник осени — праздник всей жизни».

В рассказе «Поздней ночью» лирико-философское настроение, окрашивающее все произведение, создает образ грустного осеннего месяца, благодаря которому герой оказывается « в тихом и светлом царстве ночи». «Бледный сияющий месяц» заставляет героя вспомнить лучшее в себе, которое забылось под бременем мелких забот и личных обид. «Неужели это тот самый месяц, который глядел когда то в мою детскую комнату, который видел меня потом юношей?» — спрашивает он себя. И вдруг все меняется: «Это он успокоил меня в светлом царстве ночи…», потому что ничего не исчезает бесследно, потому что нужно помнить счастливые минуты своей жизни, нужно чувствовать их в себе, и тогда счастье вернется. «Мы друг друга … И только бледный, грустный месяц видел наше счастье».

Образы природы в рассказах Бунина играют важную идейно-смысловую роль. Они становятся частью философского отношения героев произведений к жизни, в которую природа вносит гармонию и красоту. Природа и человек, по мнению автора, не могут существовать друг без друга. Богатство красок времен года, вечно меняющиеся переходы из одного состояния в другое – все это заставляет Бунина чувствовать вечность в движении природы и соотносить духовную жизнь своих героев с ее философией:

Этой краткой жизни вечным измененьем

Буду неустанно утешаться я, —

Этим ранним солнцем, дымом над селеньем,

В алом парке листьев медленным паденьем

И тобой, знакомая, старая скамья.

Только в гармонии с природой может человек понять свою внутреннюю сущность и предназначение, постичь красоту через звуки, краски, запахи окружающего мира. Природа — духовная составляющая внутреннего мира человека.

Источник: Волкова О.В., Алексеева Я.В. Итоговое сочинение по литературе / О.В. Волкова, Я.В. Алексеева — Казань: РИЦ «Школа», 2015

Философская лирика И.А.Бунина

Заметная особенность Бунина-художника – его разносторонний талант. Этот писатель одинаково ярко проявил себя и как прозаик, и как поэт, и как переводчик. Многие писатели в детстве и юности писали стихи, но это была только проба сил. Бунин один из немногих реалистов рубежа веков, который прославился и своей поэзией. Писатель много занимался переводами, что, безусловно, отразилось на его творчестве. Школа поэтического перевода с ее поиском единственно возможного слова – это один из источников бунинского исключительного мастерства. Именно она помогла Бунину овладеть формой классического русского стиха. Как в прозе, так и в поэзии Бунин придерживался пессимистической традиции. Пожалуй, самым длительным было влияние на него философской лирики Ф. Тютчева. Тютчевский мотив дисгармонии любви и смерти слышался стремлением осознать общую гармонию мира, мотив бренности бытия – утверждением вечности и нетленности природы, в которой заключен источник вечной гармонии и красоты. По словам В. Брюсова, «вся лирическая жизнь русского стиха последнего десятилетия прошла мимо Бунина». Предельная точность слова, резкая прозаическая деталь – вот заметные особенности творчества Бунина: И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады. Я на даче один. Мне темно За мольбертом, и дует в окно… Главными темами лирического творчества Бунина были тема русской природы, философская тема, любовная тема (всегда в контексте природы или философии). В историю русского стиха Бунин вошел как архаист-новатор. Поэт использовал традиционную систему рифмовки. Пяти-шестистопный ямб – традиционная форма стиха. Лиризм, ассоциативность художественного мышления (ассоциативные метафоры) – особенность поэзии Бунина. Большое значение здесь имеет подробность, образ-деталь. Жизнь в понимании Бунина-лирика – это путешествие в воспоминаниях, отсюда исторические и мифологические темы: Я человек: как Бог, я обречен, Познать тоску всех стран и всех времен. С течением времени увеличивается число стихотворений на религиозно-мифологические темы, в том числе, о России. Свою поэзию Бунин никогда не отделял от прозы: «… и здесь, и там одна и та же ритмика…дело только в той или иной силе напряжения ее». Это подчеркивалось и составом многих книг Бунина, где объединяются стихотворения и прозаические произведения. В поэзии Бунина одно из ключевых мест занимала философская лирика. Вглядываясь в прошлое, писатель стремился уловить «вечные» законы развития науки, народов, человечества. В этом был смысл его обращения к далеким цивилизациям прошлого – славянской и восточной. Основа бунинской философии жизни – признание земного бытия лишь частью вечной космической истории, в которой растворена жизнь человека и человечества. В его лирике обостряется ощущение фатальной заключенности человеческой жизни в узких временных рамках, чувство одиночества человека в мире. В творчестве возникает мотив неостановочного движения к тайнам мира: Пора, пора мне кинуть сушу, Вдохнуть свободней и полней И вновь крестить нагую душу В купели неба и морей! Стремление к возвышенному соприкасается с несовершенством человеческого опыта. Рядом с желанной Атлантидой, «бездной голубой», океаном появляются образы «нагой души», «ночной грусти». Противоречивые переживания лирического героя ярче всего проявились в глубоко философских мотивах мечты, души. Воспеваются «светлая мечта», «крылатая», «пьянящая», «счастье просветленное». Однако столь возвышенное чувствование несет в себе «небесную тайну», становится «для земли – чужим». Глубина трагического опыта и его лирическое переживание делают поэтическое творчество Бунина частью общей атмосферы эпохального периода русской жизни. В то же время, автор всегда выделяется своей индивидуальной философски осмысленной жизненной позицией.

«Описание природы в произведениях Бунина»

И. А. Бунин с необыкновенным мастерством описывает в своих произведениях полный гармонии мир природы. Его любимые герои наделены даром тонко воспринимать окружающий мир, красоту родной земли, что позволяет им чувствовать жизнь во всей ее полноте. Ведь способность человека видеть вокруг себя прекрасное вносит в его душу покой и ощущение единения с природой, помогает лучше понять себя и других людей. Мы видим, что не многим героям произведений Бунина дано ощутить гармонию окружающего мира. Чаще всего это простые люди, уже умудренные жизненным опытом. Ведь только с возрастом мир открывается человеку во всей его полноте и многообразии. Да и то не всякий может его постичь. Старый батрак Аверкий из рассказа «Худая трава» принадлежит к числу тех героев Бунина, которые достигли духовной гармонии. Этот уже давно не молодой человек, много повидавший на своем веку, не испытывает ужаса от сознания приближающейся смерти. Он ждет ее безропотно и смиренно, потому что воспринимает ее как вечный покой, избавление от суетности. Память постоянно возвращает Аверкия в «далекие сумерки на реке», когда он встретился «с той молодой, милой, которая равнодушно-жалостно смотрела на него теперь старческими глазами». Этот человек пронес свою любовь через всю жизнь. Думая об этом, Аверкий вспоминает и «мягкий сумрак в лугу», и мелкую заводь, розовеющую от зари, на фоне которой виднеется девичий стан.

Мы видим, как природа участвует в жизни этого героя Бунина. Сумерки на реке сменяются теперь, когда Аверкий близок к смерти, осенним увяданием: «Умирая, высохли и погнили травы. Пусто и голо стало гумно. Стала видна сквозь лозинки мельница в бесприютном поле. Дождь порой сменялся снегом, ветер гудел в дырах риги зло и холодно». Наступление зимы вызвало в герое «Худой травы» прилив жизни, ощущение радости бытия. «Ах, в зиме было давно знакомое, всегда радовавшее зимнее чувство! Первый снег, первая метель! Забелели поля, потонули в ней — забивайся на полгода в избу! В белых снежных полях, в метели — глушь, дичь, а в избе — уют, покой. Чисто выметут ухабистые земляные полы, выскребут, вымоют стол, тепло вытопят печь свежей соломой – хорошо!» Всего в нескольких предложениях Бунин создал великолепную живую картину зимы.

Как и его любимые герои, писатель считает, что в мире природы заключено то вечное и прекрасное, что не подвластно человеку с его земными страстями. Законы жизни человеческого общества, напротив, приводят к катаклизмам, потрясениям. Этот мир неустойчив, он лишен гармонии. Это видно на примере жизни крестьянства накануне первой русской революции в повести Бунина «Деревня». В этом произведении автор наряду с нравственно-эстетическими проблемами затрагивает проблемы социальные, вызванные действительностью начала XX века.

События первой русской революции, отразившиеся в деревне в мужицких сходках, горящих помещичьих усадьбах, разгуле бедноты, вносят разлад в привычный ритм жизни деревни. В повести много действующих лиц. Ее герои пытаются разобраться в окружающем, найти для себя какую-либо точку опоры. Так, Тихон Красов нашел ее в деньгах, решив, что они дают уверенность в будущем. Всю свою жизнь он посвящает накоплению богатства, даже женится из-за выгоды. Но Тихон так и не находит счастья, тем более, что у него нет наследников, которым он мог бы передать свое богатство. Его брат Кузьма, поэт-самоучка, тоже пытается найти правду, глубоко переживая беды своей деревни. Кузьма Красов не может спокойно смотреть на нищету, отсталость и забитость крестьян, их неумение разумно организовать свою жизнь. А события революции еще больше обостряют социальные проблемы деревни, разрушают нормальные человеческие отношения, ставят перед героями повести неразрешимые проблемы.

Братья Красовы — незаурядные личности, ищущие свое место в жизни и пути ее улучшения не только для себя, но и для всего русского крестьянства. Они оба приходят к критике негативных сторон крестьянской жизни. Тихона поражает, что в плодородном черноземном крае может быть голод, разорение и нищета. «Хозяина бы сюда, хозяина!» — думает он. Кузьма же считает причиной такого положения крестьян их глубочайшее невежество, забитость, в чем он винит не только самих крестьян, но и правительственных «пустоболтов», которые «затоптали, забили народ».

Проблема человеческих взаимоотношений и связи человека с окружающим его миром раскрывается и в повести «Суходол». В центре повествования в этом произведении — жизнь обедневшего дворянского рода Хрущевых и их дворовых. Судьба Хрущевых трагична. Барышня Тоня сходит с ума, Петр Петрович погибает под копытами коня, слабоумный дедушка Петр Кириллович умирает от руки крепостного. Бунин показывает в этой повести, до какой степени странными и ненормальными могут быть человеческие взаимоотношения. Так говорит об отношениях господ и слуг бывшая крепостная няня Хрущевых Наталья: «Над барчуком и дедушкой Герваська измывался, а надо мной – барышня. Барчук – а, по правде-то сказать, и сами дедушка — в Гер-ваське души не чаяли, а я в ней». А к чему приводит’ в «Суходоле» такое светлое чувство, как любовь? К слабоумию, позору и опустошенности. Нелепости человеческих взаимоотношений противопоставлена красота Суходола, его широкие степные просторы с их запахами, красками и звуками. Окружающий мир прекрасен в рассказах Натальи, в заговорах и заклинаниях юродивых, колдунов, странников, кочующих по родной земле. «Нет никакой отдельной от нас природы, каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной души», – писал Бунин. В своих произведениях, проникнутых глубокой любовью к России и ее людям, писатель сумел доказать это. Для самого писателя природа России была той благотворной силой, которая дает человеку все: радость, мудрость, красоту, ощущение целостности мира:

* Нет, не пейзаж влечет меня, * Не краски я стремлюсь подметить, * А то, что в этих красках светит, * Любовь и радость бытия.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Бунин
  • Философская лирика И. А. Бунина

Произведения Бунина невообразимо спутать со стихами иных авторов. Его стихотворные произведения, созданные на протяжении творческой деятельности, отличались глубокими философскими размышлениями.

В своих произведениях он задавался вопросами бытия, размышляя над постижением смысла жизни. Стихи Бунина настолько многоплановы, что их невозможно спутать ни с чьим творчеством. Поэт смог передать в своих лирических произведениях истинную красоту. Герой его произведений – это светлый, радостный и обладающий гармоничным мировосприятием человек.

Несмотря на то, что творчество Бунина припало на стык двух веков, когда развитие модернистского течения довольно бурно развивалось, поэт сохранил классическую традицию поэзии. Он не стремился к новым формам и экспериментам со словом. Поэзия Бунина – это реалистические лирические стихи, состоящие из богатого русского языка.

Поэт в своих произведениях в стихотворной форме высказывал свою мысль о космической природе души человека. Основные же в творчестве И. А. Бунина темы о связи человека со всем живым на земле, о неразделимости жизни и смерти. Он не мог смериться с тем, что невозможно избежать смерти, ощущал вечность материи и непрерывность бытия. Однако именно в духе христианских традиций поэт трактует вечную жизнь.

Отчетливо заметна граница между памятью человека и воспоминанием. Произведения поэта наполнены не просто воспоминаниями его героев чего-либо, а постоянное припоминание и уточнение чего либо. Проследить тонкую границу можно в стихотворении «И снова вечер, степь и четки..».

В своих лирических произведениях он воспевает красоту природы, утверждая в разумность всего живого на планете. Постепенно пейзажная лирика Бунина обретает наиболее философский подтекст.

Бунин отчетливо чувствует свою причастность к предкам, даже иммигрировав в другое государство, он остался верен всем русским традициям, сохранил православную веру, оставаясь при этом индивидуальной личностью. Поэт не изменил своим принципам, даже находясь на чужбине. Он покинул страну, как он считал отказавшуюся от национального самосознания, о чем упоминал в своих произведениях.

Бунин изучил тысячи книг в поиске ответа на вечную тему бытия, придя к выводу, что ни один человек не приходит в этот мир просто так. Поэт – философ в своих произведениях указывает об ответственности человека за его судьбу.

Философская лирика И. А. Бунина

Заметная особенность Бунина-художника — его разносторонний талант. Этот писатель одинаково ярко проявил себя и как прозаик, и как поэт, и как переводчик. Многие писатели в детстве и юности писали стихи, но это была только проба сил. Бунин один из немногих реалистов рубежа веков, который прославился и своей поэзией. Писатель много занимался переводами, что, безусловно, отразилось на его творчестве. Школа поэтического перевода с ее поиском единственно возможного слова — это один из источников бунинского исключительного мастерства. Именно она помогла Бунину овладеть формой классического русского стиха. Как в прозе, так и в поэзии Бунин придерживался пессимистической традиции. Пожалуй, самым длительным было влияние на него философской лирики Ф. Тютчева. Тютчевский мотив дисгармонии любви и смерти слышался стремлением осознать общую гармонию мира, мотив бренности бытия — утверждением вечности и нетленности природы, в которой заключен источник вечной гармонии и красоты. По словам В. Брюсова, «вся лирическая жизнь русского стиха последнего десятилетия прошла мимо Бунина». Предельная точность слова, резкая прозаическая деталь — вот заметные особенности творчества Бунина: И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады. Я на даче один. Мне темно За мольбертом, и дует в окно… Главными темами лирического творчества Бунина были тема русской природы, философская тема, любовная тема (всегда в контексте природы или философии). В историю русского стиха Бунин вошел как архаист-новатор. Поэт использовал традиционную систему рифмовки. Пяти-шестистопный ямб — традиционная форма стиха. Лиризм, ассоциативность художественного мышления (ассоциативные метафоры) — особенность поэзии Бунина. Большое значение здесь имеет подробность, образ-деталь. Жизнь в понимании Бунина-лирика — это путешествие в воспоминаниях, отсюда исторические и мифологические темы: Я человек: как Бог, я обречен, Познать тоску всех стран и всех времен. С течением времени увеличивается число стихотворений на религиозно-мифологические темы, в том числе, о России. Свою поэзию Бунин никогда не отделял от прозы: «…и здесь, и там одна и та же ритмика… дело только в той или иной силе напряжения ее». Это подчеркивалось и составом многих книг Бунина, где объединяются стихотворения и прозаические произведения. В поэзии Бунина одно из ключевых мест занимала философская лирика. Вглядываясь в прошлое, писатель стремился уловить «вечные» законы развития науки, народов, человечества. В этом был смысл его обращения к далеким цивилизациям прошлого — славянской и восточной. Основа бунинской философии жизни — признание земного бытия лишь частью вечной космической истории, в которой растворена жизнь человека и человечества. В его лирике обостряется ощущение фатальной заключенности человеческой жизни в узких временных рамках, чувство одиночества человека в мире. В творчестве возникает мотив неостановочного движения к тайнам мира: Пора, пора мне кинуть сушу, Вдохнуть свободней и полней И вновь крестить нагую душу В купели неба и морей! Стремление к возвышенному соприкасается с несовершенством человеческого опыта. Рядом с желанной Атлантидой, «бездной голубой», океаном появляются образы «нагой души», «ночной грусти». Противоречивые переживания лирического героя ярче всего проявились в глубоко философских мотивах мечты, души. Воспеваются «светлая мечта», «крылатая», «пьянящая», «счастье просветленное». Однако столь возвышенное чувствование несет в себе «небесную тайну», становится «для земли — чужим». Глубина трагического опыта и его лирическое переживание делают поэтическое творчество Бунина частью общей атмосферы эпохального периода русской жизни. В то же время, автор всегда выделяется своей индивидуальной философски осмысленной жизненной позицией.

Природа в творчестве Бунина (сочинение)

Природа! Какое ёмкое слово… Каждый представляет что-то своё, когда слышит это слово: зимнюю лесную прогулку, шум падающих осенних листьев, веселую весеннюю капель, грозу летней ночью. А почему? Да потому, что природа — это неотъемлемая часть человеческой жизни, и только через природу и благодаря ей человек может постигнуть гармонию и красоту в ее вещественном проявлении. «И счастье я могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу Бога», — так определял М.Ю. Лермонтов процесс единения с природой.

Русские писатели и поэты часто обращаются в своих произведениях к картинам природы. Пейзаж в художественных произведениях выполняет различную роль, но чаще всего он помогает понять мысли и чувства персонажа. Изображение природы дает возможность автору раскрыть богатую внутреннюю жизнь героев, глубоко чувствующих красоту и гармонию окружающего мира.

Одним из таких писателей был И.А. Бунин. «Жизнь моя, писал он,— трепетное и радостное причащение вечному и временному,… жизни всего бывшего и сущего на этой земле, столь любимой мною». В 1897 году был опубликован первый сборник рассказов писателя, в котором все произведения представляют собой своеобразные лирические миниатюры. Шедеврами русской прозы стали такие произведения, как «Антоновские яблоки», «Поздней ночью», «Сосны». Писателя интересует противоречие между индивидуальным человеческим существованием с его трагическим финалом и ощущением полноты жизни. В связи с этим в миниатюрах Бунина на первое место выдвигается не событие, а душевное состояние героя, его переживания, чувства. Особое значение приобретают пейзажные подробности, которые способствуют изменению внутреннего мира, вносят гармонию, разрешают жизненные противоречия.

Рассказ «Антоновские яблоки» начинается с жутковато сказочной картины осени: «В темноте, в глубине сада — сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты, двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням». Но это воспоминание — только толчок к другим воспоминаниям, где не только осень, а и мир вокруг воспринимается всеми органами человеческих чувств: зрением (бирюзовое небо, прозрачная вода, пепельные облака, дни синеватые), слухом (ветер рвал и трепал деревья, волновал сад), а главное — осязанием, обонянием, вкусом. Один из главных образов-лейтмотивов в произведении — образ запаха — сопровождает все повествование от начала до конца, запах антоновских яблок, вишневых сучьев, ржаной аромат новой соломы. Запах антоновских яблок становится для героя символом счастливой жизни, и воспоминания об этой поре очищают его душу. «Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок… Окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой осенней прохладой». Плодоносящая здоровая жизнь — вот высшее земное благо. Такова эстетическая программа писателя, для которого «праздник осени — праздник всей жизни».

В рассказе «Поздней ночью» лирико-философское настроение, окрашивающее все произведение, создает образ грустного осеннего месяца, благодаря которому герой оказывается « в тихом и светлом царстве ночи». «Бледный сияющий месяц» заставляет героя вспомнить лучшее в себе, которое забылось под бременем мелких забот и личных обид. «Неужели это тот самый месяц, который глядел когда то в мою детскую комнату, который видел меня потом юношей?» — спрашивает он себя. И вдруг все меняется: «Это он успокоил меня в светлом царстве ночи…», потому что ничего не исчезает бесследно, потому что нужно помнить счастливые минуты своей жизни, нужно чувствовать их в себе, и тогда счастье вернется. «Мы друг друга … И только бледный, грустный месяц видел наше счастье».

Образы природы в рассказах Бунина играют важную идейно-смысловую роль. Они становятся частью философского отношения героев произведений к жизни, в которую природа вносит гармонию и красоту. Природа и человек, по мнению автора, не могут существовать друг без друга. Богатство красок времен года, вечно меняющиеся переходы из одного состояния в другое – все это заставляет Бунина чувствовать вечность в движении природы и соотносить духовную жизнь своих героев с ее философией:

Этой краткой жизни вечным измененьем

Буду неустанно утешаться я, —

Этим ранним солнцем, дымом над селеньем,

В алом парке листьев медленным паденьем

И тобой, знакомая, старая скамья.

Только в гармонии с природой может человек понять свою внутреннюю сущность и предназначение, постичь красоту через звуки, краски, запахи окружающего мира. Природа — духовная составляющая внутреннего мира человека.

Источник: Волкова О.В., Алексеева Я.В. Итоговое сочинение по литературе / О.В. Волкова, Я.В. Алексеева — Казань: РИЦ «Школа», 2015

Отражение современности в лирике Бунина

лирика в произведениях бунина

Примечательно, что когда в России уже началась революция, ее процессы не нашли отражения в поэтическом творчестве Ивана Алексеевича. Он оставался верен философской теме. Поэту важнее было знать не то, что происходит, а почему это происходит с человеком.

Иван Алексеевич современные проблемы соотносил с вечными понятиями — жизни и смерти, добра и зла. Пытаясь найти истину, он обращался в своем творчестве к истории различных народов и стран. Так появились стихи об античных божествах, Будде, Магомете.

Поэту важно было понять, по каким общим законам развивается отдельная личность и общество в целом. Он признавал, что наша жизнь на земле — это только отрезок вечного существования Вселенной. Отсюда появляются мотивы судьбы и одиночества. Иван Алексеевич предчувствовал грядущую катастрофу революции. Он считал, что это величайшее несчастье.

Иван Бунин стремился заглянуть за грань реальности. Его интересовала загадка смерти, дыхание которой можно ощутить во многих стихах этого автора. Разрушение дворянства как класса, обнищание помещичьих усадеб вызывали у него чувство обреченности. Однако, несмотря на пессимизм, Иван Алексеевич видел выход, который заключается в слиянии человека с природой, в ее вечной красоте и покое.

Весьма многогранна лирика Бунина. Кратко в рамках одной статьи можно отметить лишь основные ее особенности, привести лишь несколько примеров. Скажем пару слов и о любовной лирике этого автора. Она также весьма интересна.