Я усталым таким еще не был сочинение

Сергей Есенин один из самых известных русских поэтов XX века. Его жизнь и творчество заставляет задуматься о многом. Его произведения объясняют множество моментов жизни поэта и являются своеобразным пособием по психологии человека. В частности о его поведении и состоянии в критических ситуациях. Стихотворения Есенина остаются актуальными и по сей день, и, я думаю, что они будут способствовать моральному воспитанию подрастающих поколений.

Причиной этому является тот факт, что все произведения поэта – жизненны и реалистичны. Мнения современников Есенина о нем весьма различны. Одни относились к нему с осуждением, непониманием и даже упреками, другие же, напротив –  буквально боготворили поэта, видя в нем идеал русского человека, испытывая к нему восхищение и жалость одновременно. Они верили в то, что его жизнь наполнена трудностями. Они полагали, что Есенин награжден бременем сложного человеческого бытия. Причиной этому служило то, что все стихотворения Есенина были пронизаны горечью, страданием, обидой на судьбу («…Жизнь — обман с чарующей тоскою», «Те, кого любил я, отреклися…»), и в то же время надеждой на счастливый конец.

В своей работе я выясню, виноват ли был Есенин в своих бедах или же его тяжелая жизнь была последствием ошибок других людей. Для начала обратимся к биографии поэта. Ознакомившись с ней, я выделила для себя факт непостоянства Есенина, которое особенно было выражено в его любовных отношениях с противоположным полом. Частая смена спутниц поэтом-лириком вызывала множество слухов и упреков со стороны общественности. Первым опытом в отношениях с женщинами для Есенина была Л.И. Кашина. С 1904 по 1912г. поэт учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. Когда ему было 15 лет, он написал такие строки:

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,

Сядем в копны свежие под соседний стог.

Зацелую допьяна, изомну, как цвет,

Хмельному от радости пересуду нет.

Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать сочинение

Унесу я пьяную до утра в кусты.

И пускай со звонами плачут глухари,

Есть тоска веселая в алостях зари.

Они говорят о том, что уже в таком раннем возрасте юноша знал многое об отношениях мужчины и женщины. В это время он и познакомился с Кашиной. По сведениям друзей Сергея их отношения продлились до 1912 года. Говорят, что Есенин действительно любил Анну, поэтому и посвятил её свое стихотворение:

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать сочинение

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

И мне в ответ березка:

«О любопытный друг,

Сегодня ночью звездной

Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,

Сияли зеленя,

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена сочинения

За голые колени

Он обнимал меня…»

Примерно в тот же промежуток времени Есенин завязал отношения с односельчанкой, к которой он даже сватался, но безрезультатно. Он не называл её имени, но были найдены письма поэта к возлюбленной: «…Я боюсь только одного: как бы тебя не выдали замуж. Приглянешься кому-нибудь и сама… не прочь — и согласишься. Но я только предполагаю, а еще хорошо-то не знаю. Ведь, Маня, милая Маня, слишком мало мы видели друг друга. Почему ты не открылась мне тогда, когда плакала? Ведь я был такой чистый тогда, что и не подозревал в тебе этого чувства». Позже оказалось, что девушку звали Маша Бальзамова. В 1912 связь прервалась. Его первой супругой (гражданский брак) стала Изряднова Анна Романовна. Их совместная жизнь продлилась недолго: почти сразу после рождения сына Юрия Есенин бросил семью. Следующей женщиной в жизни поэта была Зинаида Райх. На этот раз Сергей и Зинаида были обвенчаны. У них родилась дочь Татьяна, которую отец очень любил, но, несмотря на это, брак снова оказался расторгнутым, после чего Зинаида родила Есенину сына Константина. Пускай это и не вернуло поэта в семью, но до сих пор существует мнение, что из своих жен Есенин до конца своих дней больше всех любил Зинаиду Райх. Ей он посвятил такие строки:

…Любимая!

Я мучил вас.

У вас была тоска

В глазах усталых:

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена сочинения

Что я пред вами напоказ

Себя растрачивал в скандалах.

Простите мне…

Я знаю: вы не та –

Живёте вы

С серьёзным, умным мужем;

Что не нужна вам наша маета.

И сам я вам

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать сочинение

Ни капельки не нужен.

Очередной обиженной Есениным оказалась Галина Бениславская. Их отношения продлились четыре с лишним года, после чего Есенин окончательно порвал с ней, что стало трагедией для Галины. Любящая женщина покончила жизнь самоубийством на могиле поэта. Далее последовала не долгая связь с Надеждой Вольпин. После которой на свет появился внебрачный сын Сергея Есенина. Вскоре поэт расписался с Айседорой Дункан. Женщина была артисткой старшей мужа на 18 лет и не смогла создать верную, по требованиям Есенина, семью. Последней женой поэта была внучка  Льва Толстого Софья Андреевна Толстая. Которая будучи вышедшей из аристократической семьи была слишком высокомерной (по воспоминаниям друзей Есенина), гордой и она требовала соблюдения этикета, беспрекословного повиновения. Но даже после развода, Софья с уважением относилась к Сергею.

«У меня было три тысячи женщин!» — похвастался как-то Сергей Есенин приятелю Мариенгофу. На его недоверчивое: «Вятка, не бреши!» – заулыбался: «Ну, триста. Ну, тридцать».

Что же привело Есенина к такому количеству «любимых» женщин? Я думаю это – стремление к славе. Многие источники свидетельствуют о том, что главной целью в жизни поэта была именно слава. Есенин стремился к ней и постепенно достигал её. Во времена поэта не было той девушки, на чьем столе не стояла фотография поэта-лирика. К тому же, в начале XX века, в то время, когда советская власть только пришла, существовала так называемая теория стакана воды. Соответственно данной теории сексуальная потребность должна была находить удовлетворение без всяких «условностей», так же просто, как утоление жажды (заняться любовью просто, как выпить стакан воды). Для молодежи того времени поведение свойственное Есенину было естественным. Он же сам о себе писал так:

…Много женщин меня любило.

Да и сам я любил не одну.

Не от этого ль темная сила

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Приучила меня к вину.

Бесконечные пьяные ночи

И в разгуле тоска не впервь!

Не с того ли глаза мне точит

Словно синие листья червь?

Не больна мне ничья измена,

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена сочинения

И не радует легкость побед,

Тех волос золотое сено

Превращается в серый цвет…

Теперь мы можем сделать вывод, что Есенин так и не смог полюбить и создать полноценную семью за всю свою жизнь. Я предполагаю, что причиной этому послужило то, что в детстве поэт почти не видел своих родителей. Есенин просто не понимал, какой должна быть семья. Вот, что он пишет о своем детстве «С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду». Это привело к тому, что поэт-лирик не был счастлив ни с одной из женщин долгий срок. Однако любовь и нежные чувства к противоположному мнению, я думаю, ему привила именно мать. Как я уже упоминала, Сергей не воспитывался дома. И когда его забирали, Татьяна Федоровна (мать Сергея) бежала следом за своим ребенком. Для поэта она была воплощением нравственной чистоты: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

Я думаю: нельзя сказать, что Есенин виновен в том, что у него не сложились долгие семейные отношения, он не смог скрепить себя семейными узами. По-моему, виной всему послужило его прошлое, его сложное детство. Иногда мне хочется пожалеть поэта-лирика, ведь он так и не узнал, что такое семейное счастье и повторить слова его матери: « Не было той, которая уберегла бы».



Сергей Александрович Есенин — один из самых известных русских поэтов XX века. В нашу литературу Сергей Есенин вошел как выдающийся лирик. Лирическая поэзия Есенина Сергея многогранна и сложна. Его творчество отличается особой душевностью и полно противоречий: от восторга и радости до печали и даже отчаяния. В стихотворении поэт выражает свои чувства, эмоции и душевные переживания.. Человеческие чувства и эмоции тесно связаны между собой и не отделимы друг от друга, но это не одно и то же. Чувства находятся в глубине души человека, являются более устойчивыми и не зависят от ситуаций по сравнению с эмоциями. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества.

Стихотворение «Я усталым таким еще не был…» [2, cтр.174–175]было написано Сергеем Есениным 1923 году и вошло в цикл «Москва кабацкая, который свидетельствует о душевной трагедии человека, потерявшего опору в жизни и, несмотря ни на что, надеющегося эту опору обрести. Лирический герой переживает глубокий душевный кризис. Каждая строка стихотворения пронизана грустью. Поэта мучает тоска, он грустит, вспоминая свою «непутевую жизнь».

Центральное место в стихотворении занимает образ родины. «Но и всё ж отношусь я с поклоном, к тем полям, что когда-то любил…»Любовь поэта к России пронзительная и несравнимая ни с чем. Это не просто чувство, а его своеобразная жизненная философия.

Стихотворение Сергея Есенина богато изобразительно-выразительными средствами. Он использует различные тропы и стилистические фигуры, которые помогают выразить эмоции и чувства, воплотив их в словесную форму. В основе тропов лежит перенесение признаков и явлений одного предмета на другой.

В стихотворении «Я усталым таким еще не был» встречаются эпитеты. Эпитет, в узком понимании этого термина, представляет собой определение, подчиненное задаче художественного описания объекта [1, стр.156].

Так, эпитеты «непутёвая (жизнь)», «темная(сила)», «пьяные(ночи)», «серый (цвет)», «бешенный(пыл)»имеют оттенок мрачности. Поэт с помощью них передаёт свое настроение. Он устал от «непутевой жизни» и не находит в ней морального удовлетворения.

Особое внимание обращает на себя эпитет «синий», который употребляется в тексте дважды «словно синие листья» и в «синюю дрожь». Синий цвет встречается во многих стихотворениях Есенина. Например: «Несказанное, синее, нежное Тих мой край после бурь, после гроз…» (стихотворение «Несказанное, синее, нежное») или стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края — только синь сосёт глаза» (стихотворение «Гой ты, Русь, моя Родная»). Можно сказать, что в стихах Есенина происходит развитие символического значения у эпитетов «синий» и «голубой». Они являются сквозными эпитетами, поскольку встречаются во многих его произведениях. Эти цвета были любимыми у Сергея Есенина. Синий цвет в первую очередь связан у поэта с «рязанским небом». Синий цвет символизирует верность, доброту, открытость. По Э. Клессману, он выражает «покой, верность, однако может означать безумие» [2,стр.276]. Гегель считал, что «синий цвет соответствует кротости, уму и сентиментальности» [5, стр.204].

В стихотворении наблюдается противопоставление двух цветов: «Тех волос золотое сено Превращается в серый цвет». Эпитет «золотой» тускнеет, становится мрачным. Можно предположить, что это связано с душевными переживаниями поэта. Жизнь приобретает серые цвета, становится неинтересной и неяркой.

Стихотворение богато метафорами. Если эпитет относится к простым тропам, то метафора — это сложный троп. В основе неё лежит перенесение, это образное выражение, в котором признаки одного предмета или действия переносятся на другие. «Волос золотое сено», «мы природу берем в бетон», «глаза мне точит червь», «пьяные ночи», «цедит осенняя муть». Благодаря метафоре мы можем прочувствовать душевное состояние лирического героя. Поэт находится в отчаянии, его «цедит осенняя муть», одолела осенняя хандра. Даже в «пьяные ночи» тоска не покидает его, и былое разгулье уже не радует.

Вызывает интерес употребленное автором словосочетания «под микитки дубасить».«Пусть хоть ветер теперь начинает Под микитки дубасить рожь». Слово «микитки» по словарю Ефремовой Т. Ф. имеет значение «Место в нижней части груди под ребрами» и дается в словаре с пометой разговорно-сниженное. [3] Слово «дубасить» в данном словосочетании имеет значение «бить, колотить кого-либо с силой» и также относится к разговорной лексике. Поэтому «под микитки дубасить рожь» является яркой метафорой.

Также в стихотворении используется олицетворение. Оно является разновидностью метафоры и основано на перенесении свойств и признаков с одушевленного предмета на неодушевленный:

Много женщин меня любило

Да и сам я любил не одну

Не от этого ль темная сила

Приучила меня к вину.

Здесь у Есенина «оживает» «темная сила, которая «приучила» лирического героя «к вину». Постоянная смена женщин и любовные переживания приводят поэта к утешению в вине. Сравнение в художественном тексте помогает более точно представить предмет или явление.

Бесконечные пьяные ночи

И в разгуле тоска не впервь!

Не с того ли глаза мне точит,

Словно синие листья червь?

Поэт показывает, как сильно его одолела тоска, и сравнивает её с червем, который «точит листья». Сравнение передаёт горечь переживаний.

Эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения в творчестве Есенина существуют не ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить чувства и эмоции автора.

Кроме тропов, в стихотворении используются стилистические фигуры. Анафора — стилистическая фигура, основанная на единоначатии, соединяет между собой два катрена:

Не больна мне ничья измена

И не радует легкость побед, –

Тех волос золотое сено

Превращается в серый цвет.

Превращается в пепел и воды,

Когда цедит осенняя муть

Мне не жаль вас, прошедшие годы, –

Ничего не хочу вернуть.

Анафора придает остроту и выразительность стихотворению, подчеркивая главное, подобно руководящему мотиву (лейтмотив) в музыкальном произведении.

Не только слово или фраза являются средством выразительности, но также и звуки несут в себе особое эмоциональное воздействие на читателя. В стихотворении «Я усталым таким ещё не был…» следует уделить внимание аллитерации звуков [з] и [с]. Они создают здесь ощущение холода, пустоты и тишины:

Я усталым таким еще не был.

В эту серую морозь и слизь

Мне приснилось рязанское небо

И моя непутевая жизнь.

Повторение звука «о» передает стихотворению напевность, а также грустное настроение лирического героя и его разочарование:

«И во мне, вот по тем же законам,

Умиряется бешеный пыл.

Но и все ж отношусь я с поклоном

К тем полям, что когда-то любил».

Поэзия Сергея Есенина богата различными средствами выразительности. Каждый троп и каждая фигура несут особый смысл, который вложил автор. Средства выразительности как нельзя лучше помогают читателю раскрыть этот смысл, прочувствовать всё то, что хочет сказать нам поэт. Есенинские изобразительно-выразительные средства сложны и уникальны. Оттого так наполнены драматизмом искренностью, эмоциональностью и глубокой чувственностью его стихи.

Литература:

  1. Евгеньева А. П. О некоторых поэтических особенностях русского устного этносаXVII-XIX вв.(постоянный эпитет) // Труды Отдела древнерусской литературы. Т.6. М.-Л., 1997.
  2. Есенин С. — Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», 2007. — 224с.
  3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000.
  4. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин: образ, стихи, эпоха. — М.: Сов. Россия, 1979
  5. Психологические тесты.Под/ред. Карелина А. А. — М.: Владос, 2001.
  6. Пяткин С. Н. Поэтика «простого слова» в лирике С. А. Есенина 1924–25 г.г. // Современное есеноведение. — 2013. -№ 26. — с.13–17.

1

Основные термины (генерируются автоматически): лирический герой, синий цвет, стихотворение, золотое сено, осенняя муть, поэт, эпитет, Русь, серый цвет, темная сила.

  • Анализ стихотворений
  • Есенин
  • Устал

Анализ стихотворения Есенина Устал



Устал я жить в родном краю
В тоске по гречневым просторам,
Покину хижину мою,
Уйду бродягою и вором.

Пойду по белым кудрям дня
Искать убогое жилище.
И друг любимый на меня
Наточит нож за голенище.

Весной и солнцем на лугу
Обвита желтая дорога,
И та, чье имя берегу,
Меня прогонит от порога.

И вновь вернуся в отчий дом,
Чужою радостью утешусь,
В зеленый вечер под окном
На рукаве своем повешусь.

Седые вербы у плетня
Нежнее головы наклонят.
И необмытого меня
Под лай собачий похоронят.

А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам.
И Русь все так же будет жить,
Плясать и плакать у забора.

Пример

Сергей Есенин – Устал я жить в родном краю.
“” &

Есенин Сергей – Устал я жить в родном краю.

Картинка Анализ стихотворения Есенина Устал № 1

Устал я жить в родном краю
В тоске по гречневым просторам,
Покину хижину мою,
Уйду бродягою и вором.

Пойду по белым кудрям дня
Искать убогое жилище.
И друг любимый на меня
Наточит нож за голенище.

Весной и солнцем на лугу
Обвита желтая дорога,
И та, чье имя берегу,
Меня прогонит от порога.

И вновь вернуся в отчий дом,
Чужою радостью утешусь,
В зеленый вечер под окном
На рукаве своем повешусь.

Седые вербы у плетня
Нежнее головы наклонят.
И необмытого меня
Под лай собачий похоронят.

А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам.
И Русь все так же будет жить,
Плясать и плакать у забора.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)

Есенин! Золотое имя. Убитый отрок. Гений земли Русской! Никто еще из Поэтов, приходивших в этот мир, не обладал такой духовной силой, чарующей, всевластной, захватывающей душу детской открытостью, нравственной чистотой, глубинной болью-любовью к Отечеству! Над его стихами столько пролито слёз, столько людских душ сочувствовало и сопереживало каждой Есенинской строке, что если бы это было подсчитано – поэзия Есенина перевесила бы любую и намного! Но этот способ оценки землянам недоступен. Хотя с Парнаса можно бы углядеть – никого еще так не любил народ! Со стихами Есенина шли в бой в Отечественную, за его стихи – шли на Соловки, его поэзия волновала души, как ничья иная… Один Господь знает про эту святую любовь народа к сыну своему. Портрет Есенина втискивают в настенные семейные рамки фотографий, ставят на божницу наравне с иконами…
И ни одного Поэта в России еще не истребляли и не запрещали с таким остервенением и упорством, как Есенина! И запрещали, и замалчивали, и принижали в достоинстве, и грязью обливали – и делают это до сих пор. Невозможно понять – почему?
Время показало: чем выше Поэзия своей тайной светлостью – тем озлобленней завистники-неудачники, и тем больше подражателей.
Еще об одном великом Божьем даре Есенина – читал свои стихи так же неповторимо, как создавал. Они так звучали в его душе! Оставалось лишь произнести. Все бывали потрясены его чтением. Заметьте, великие Поэты всегда умели неповторимо и наизусть читать свои стихи – Пушкин и Лермонтов… Блок и Гумилёв… Есенин и Клюев…Цветаева и Мандельштам… Так что, юные господа, стихотворец мямлящий свои строки по бумажке со сцены – не Поэт, а любитель… Поэт может многое не уметь в своей жизни, но только не это!
Последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» – еще одна тайна Поэта. В этом же 1925 году есть другие строки: «Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»

Да, в пустынных городских переулках к легкой Есенинской походке прислушивались не только бездомные собаки, «братья меньшие», но и большие недруги.
Мы должны знать истинную правду и не забывать, как по-детски запрокинулась его золотая голова… И снова слышится его последний выхрип:

«Дорогие мои, хор-рошие…»

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств (на примере стихотворения С. А. Есенина «Я усталым таким ещё не был…»)

Картинка Анализ стихотворения Есенина Устал № 2

Коротина Л. Д. Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств (на примере стихотворения С. А. Есенина «Я усталым таким ещё не был…») // Молодой ученый. — 2016. — №6.4. — С. 19-21.

Сергей Александрович Есенин — один из самых известных русских поэтов XX века. В нашу литературу Сергей Есенин вошел как выдающийся лирик. Лирическая поэзия Есенина Сергея многогранна и сложна. Его творчество отличается особой душевностью и полно противоречий: от восторга и радости до печали и даже отчаяния. В стихотворении поэт выражает свои чувства, эмоции и душевные переживания. Человеческие чувства и эмоции тесно связаны между собой и не отделимы друг от друга, но это не одно и то же. Чувства находятся в глубине души человека, являются более устойчивыми и не зависят от ситуаций по сравнению с эмоциями. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества.

Стихотворение «Я усталым таким еще не был…» [2, cтр.174–175]было написано Сергеем Есениным 1923 году и вошло в цикл «Москва кабацкая, который свидетельствует о душевной трагедии человека, потерявшего опору в жизни и, несмотря ни на что, надеющегося эту опору обрести. Лирический герой переживает глубокий душевный кризис. Каждая строка стихотворения пронизана грустью. Поэта мучает тоска, он грустит, вспоминая свою «непутевую жизнь».

Центральное место в стихотворении занимает образ родины. «Но и всё ж отношусь я с поклоном, к тем полям, что когда-то любил…» Любовь поэта к России пронзительная и несравнимая ни с чем. Это не просто чувство, а его своеобразная жизненная философия.

Стихотворение Сергея Есенина богато изобразительно-выразительными средствами. Он использует различные тропы и стилистические фигуры, которые помогают выразить эмоции и чувства, воплотив их в словесную форму. В основе тропов лежит перенесение признаков и явлений одного предмета на другой.

В стихотворении «Я усталым таким еще не был» встречаются эпитеты. Эпитет, в узком понимании этого термина, представляет собой определение, подчиненное задаче художественного описания объекта [1, стр.156].

Так, эпитеты «непутёвая (жизнь)», «темная(сила)», «пьяные(ночи)», «серый (цвет)», «бешенный(пыл)»имеют оттенок мрачности. Поэт с помощью них передаёт свое настроение. Он устал от «непутевой жизни» и не находит в ней морального удовлетворения.

Особое внимание обращает на себя эпитет «синий», который употребляется в тексте дважды «словно синие листья» и в «синюю дрожь». Синий цвет встречается во многих стихотворениях Есенина. Например: «Несказанное, синее, нежное Тих мой край после бурь, после гроз… » (стихотворение «Несказанное, синее, нежное») или стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края — только синь сосёт глаза» ( стихотворение «Гой ты, Русь, моя Родная»). Можно сказать, что в стихах Есенина происходит развитие символического значения у эпитетов «синий» и «голубой». Они являются сквозными эпитетами, поскольку встречаются во многих его произведениях. Эти цвета были любимыми у Сергея Есенина. Синий цвет в первую очередь связан у поэта с «рязанским небом». Синий цвет символизирует верность, доброту, открытость. По Э. Клессману, он выражает «покой, верность, однако может означать безумие» [2,стр.276]. Гегель считал, что «синий цвет соответствует кротости, уму и сентиментальности» [5, стр.204].

В стихотворении наблюдается противопоставление двух цветов: «Тех волос золотое сено Превращается в серый цвет». Э питет «золотой» тускнеет, становится мрачным. Можно предположить, что это связано с душевными переживаниями поэта. Жизнь приобретает серые цвета, становится неинтересной и неяркой.

Стихотворение богато метафорами. Если эпитет относится к простым тропам, то метафора — это сложный троп. В основе неё лежит перенесение, это образное выражение, в котором признаки одного предмета или действия переносятся на другие. «Волос золотое сено», «мы природу берем в бетон», «глаза мне точит червь», «пьяные ночи», «цедит осенняя муть». Благодаря метафоре мы можем прочувствовать душевное состояние лирического героя. Поэт находится в отчаянии, его «цедит осенняя муть», одолела осенняя хандра. Даже в «пьяные ночи» тоска не покидает его, и былое разгулье уже не радует.

Вызывает интерес употребленное автором словосочетания «под микитки дубасить».«Пусть хоть ветер теперь начинает Под микитки дубасить рожь». Слово «микитки » по словарю Ефремовой Т. Ф. имеет значение «Место в нижней части груди под ребрами» и дается в словаре с пометой разговорно-сниженное. [3] Слово «дубасить» в данном словосочетании имеет значение «бить, колотить кого-либо с силой» и также относится к разговорной лексике. Поэтому «под микитки дубасить рожь» является яркой метафорой.

Также в стихотворении используется олицетворение. Оно является разновидностью метафоры и основано на перенесении свойств и признаков с одушевленного предмета на неодушевленный:

Много женщин меня любило

Да и сам я любил не одну

Не от этого ль темная сила

Приучила меня к вину.

Здесь у Есенина «оживает» «темная сила, которая «приучила» лирического героя «к вину». П остоянная смена женщин и любовные переживания приводят поэта к утешению в вине. Сравнение в художественном тексте помогает более точно представить предмет или явление.

Бесконечные пьяные ночи

И в разгуле тоска не впервь!

Не с того ли глаза мне точит,

Словно синие листья червь?

Поэт показывает, как сильно его одолела тоска, и сравнивает её с червем, который «точит листья». Сравнение передаёт горечь переживаний.

Эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения в творчестве Есенина существуют не ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить чувства и эмоции автора.

Кроме тропов, в стихотворении используются стилистические фигуры. Анафора — стилистическая фигура, основанная на единоначатии, соединяет между собой два катрена:

Не больна мне ничья измена

И не радует легкость побед, –

Тех волос золотое сено

Когда цедит осенняя муть

Мне не жаль вас, прошедшие годы, –

Ничего не хочу вернуть.

Анафора придает остроту и выразительность стихотворению, подчеркивая главное, подобно руководящему мотиву (лейтмотив) в музыкальном произведении.

Не только слово или фраза являются средством выразительности, но также и звуки несут в себе особое эмоциональное воздействие на читателя. В стихотворении «Я усталым таким ещё не был…» следует уделить внимание аллитерации звуков [з] и [с]. Они создают здесь ощущение холода, пустоты и тишины:

Повторение звука «о» передает стихотворению напевность, а также грустное настроение лирического героя и его разочарование:

Умиряется бешеный пыл.

Поэзия Сергея Есенина богата различными средствами выразительности. Каждый троп и каждая фигура несут особый смысл, который вложил автор. Средства выразительности как нельзя лучше помогают читателю раскрыть этот смысл, прочувствовать всё то, что хочет сказать нам поэт. Есенинские изобразительно-выразительные средства сложны и уникальны. Оттого так наполнены драматизмом искренностью, эмоциональностью и глубокой чувственностью его стихи.

  1. Евгеньева А. П. О некоторых поэтических особенностях русского устного этносаXVII-XIX вв.(постоянный эпитет) // Труды Отдела древнерусской литературы. Т.6. М.-Л. 1997.
  2. Есенин С. — Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», 2007. — 224с.
  3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М. Русский язык, 2000.
  4. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин: образ, стихи, эпоха. — М. Сов. Россия, 1979
  5. Психологические тесты.Под/ред. Карелина А. А. — М. Владос, 2001.
  6. Пяткин С. Н. Поэтика «простого слова» в лирике С. А. Есенина 1924–25 г.г. // Современное есеноведение. — 2013. -№ 26. — с.13–17.

Похожие статьи

Сергей Есенин — Я усталым таким еще не был

Картинка Анализ стихотворения Есенина Устал № 3

Я усталым таким еще не был.
В эту серую морозь и слизь
Мне приснилось рязанское небо
№ 4 И моя непутевая жизнь.

Много женщин меня любило,
Да и сам я любил не одну,
Не от этого ль темная сила
№ 8 Приучила меня к вину.

Бесконечные пьяные ночи
И в разгуле тоска не впервь!
Не с того ли глаза мне точит,
№ 12 Словно синие листья червь?

Не больна мне ничья измена,
И не радует легкость побед, —
Тех волос золотое сено
№ 16 Превращается в серый цвет.

Превращается в пепел и воды,
Когда цедит осенняя муть.
Мне не жаль вас, прошедшие годы, —
№ 20 Ничего не хочу вернуть.

Я устал себя мучить бесцельно,
И с улыбкою странной лица
Полюбил я носить в легком теле
№ 24 Тихий свет и покой мертвеца.

И теперь даже стало не тяжко
Ковылять из притона в притон,
Как в смирительную рубашку,
№ 28 Мы природу берем в бетон.

И во мне, вот по тем же законам,
Умиряется бешеный пыл.
Но и все ж отношусь я с поклоном
№ 32 К тем полям, что когда-то любил.

В те края, где я рос под кленом,
Где резвился на желтой траве, —
Шлю привет воробьям, и воронам,
№ 36 И рыдающей в ночь сове.

Я кричу им в весенние дали:
«Птицы милые, в синюю дрожь
Передайте, что я отскандалил, —
№ 40 Пусть хоть ветер теперь начинает
Под микитки дубасить рожь».

Ya ustalym takim yeshche ne byl.
V etu seruyu moroz i sliz
Mne prisnilos ryazanskoye nebo
I moya neputevaya zhizn.

Mnogo zhenshchin menya lyubilo,
Da i sam ya lyubil ne odnu,
Ne ot etogo l temnaya sila
Priuchila menya k vinu.

Beskonechnye pyanye nochi
I v razgule toska ne vperv!
Ne s togo li glaza mne tochit,
Slovno siniye listya cherv?

Ne bolna mne nichya izmena,
I ne raduyet legkost pobed, —
Tekh volos zolotoye seno
Prevrashchayetsya v sery tsvet.

Prevrashchayetsya v pepel i vody,
Kogda tsedit osennyaya mut.
Mne ne zhal vas, proshedshiye gody, —
Nichego ne khochu vernut.

Ya ustal sebya muchit bestselno,
I s ulybkoyu strannoy litsa
Polyubil ya nosit v legkom tele
Tikhy svet i pokoy mertvetsa.

I teper dazhe stalo ne tyazhko
Kovylyat iz pritona v priton,
Kak v smiritelnuyu rubashku,
My prirodu berem v beton.

I vo mne, vot po tem zhe zakonam,
Umiryayetsya besheny pyl.
No i vse zh otnoshus ya s poklonom
K tem polyam, chto kogda-to lyubil.

V te kraya, gde ya ros pod klenom,
Gde rezvilsya na zheltoy trave, —
Shlyu privet vorobyam, i voronam,
I rydayushchey v noch sove.

Ya krichu im v vesenniye dali:
«Ptitsy milye, v sinyuyu drozh
Peredayte, chto ya otskandalil, —
Pust khot veter teper nachinayet
Pod mikitki dubasit rozh».

Z ecnfksv nfrbv tot yt ,sk/
D ne cthe/ vjhjpm b ckbpm
Vyt ghbcybkjcm hzpfycrjt yt,j
B vjz ytgentdfz ;bpym/

Vyjuj ;tyoby vtyz k/,bkj,
Lf b cfv z k/,bk yt jlye,
Yt jn njuj km ntvyfz cbkf
Ghbexbkf vtyz r dbye/

tcrjytxyst gmzyst yjxb
B d hfpuekt njcrf yt dgthdm!
Yt c njuj kb ukfpf vyt njxbn,
Ckjdyj cbybt kbcnmz xthdm?

Yt ,jkmyf vyt ybxmz bpvtyf,
B yt hfletn kturjcnm gj,tl, —
Nt[ djkjc pjkjnjt ctyj
Ghtdhfoftncz d cthsq wdtn/

Ghtdhfoftncz d gtgtk b djls,
Rjulf wtlbn jctyyzz venm/
Vyt yt ;fkm dfc, ghjitlibt ujls, —
Ybxtuj yt [jxe dthyenm/

Z ecnfk ct,z vexbnm ,tcwtkmyj,
B c eks,rj/ cnhfyyjq kbwf
Gjk/,bk z yjcbnm d kturjv ntkt
Nb[bq cdtn b gjrjq vthndtwf///

B ntgthm lf;t cnfkj yt nz;rj
Rjdskznm bp ghbnjyf d ghbnjy,
Rfr d cvbhbntkmye/ he,fire,
Vs ghbhjle ,thtv d ,tnjy/

B dj vyt, djn gj ntv ;t pfrjyfv,
Evbhztncz ,titysq gsk/
Yj b dct ; jnyjiecm z c gjrkjyjv
R ntv gjkzv, xnj rjulf-nj k/,bk/

D nt rhfz, ult z hjc gjl rktyjv,
Ult htpdbkcz yf ;tknjq nhfdt, —
Ik/ ghbdtn djhj,mzv, b djhjyfv,
B hslf/otq d yjxm cjdt/

Z rhbxe bv d dtctyybt lfkb:
«Gnbws vbkst, d cby// lhj;m
Gthtlfqnt, xnj z jncrfylfkbk, —
Gecnm [jnm dtnth ntgthm yfxbyftn
Gjl vbrbnrb le,fcbnm hj;m»/

«Устал я жить в родном краю…» С.Есенин

«Устал я жить в родном краю…» Сергей Есенин

Устал я жить в родном краю
В тоске по гречневым просторам,
Покину хижину мою,
Уйду бродягою и вором.

Пойду по белым кудрям дня
Искать убогое жилище.
И друг любимый на меня
Наточит нож за голенище.

Весной и солнцем на лугу
Обвита желтая дорога,
И та, чье имя берегу,
Меня прогонит от порога.

И вновь вернуся в отчий дом,
Чужою радостью утешусь,
В зеленый вечер под окном
На рукаве своем повешусь.

Седые вербы у плетня
Нежнее головы наклонят.
И необмытого меня
Под лай собачий похоронят.

А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам…
И Русь все так же будет жить,
Плясать и плакать у забора.

Анализ стихотворения Есенина «Устал я жить в родном краю…»

В 1915 году молодой Сергей Есенин приехал в Петроград, где читал свои стихотворения Городецкому, Блоку и другим известным поэтам. Творческая интеллигенция Северной столицы с восторгом приняла новое дарование. Например, Блок называл стихотворения Есенина чистыми, свежими, голосистыми, из недостатков отмечая их многословность. Первый же сборник «Радуница» сделал начинающего поэта настоящей знаменитостью.

В 1916 году в журнале «Северные записки» Сергей Александрович опубликовал «Устал я жить в родном краю…». В этом произведении разрабатываются три мотива — бродяжничество, самоубийство, внутренняя опустошенность. Интересно, что для раннего творчества Есенина они считаются нехарактерными. В стихотворении лирический герой с особой пристальностью и зоркостью вглядывается в лицо родной земли, начинает понимать высокую степень ее забитости и заброшенности. Так рождается неизбывная тоска, следствием которой становится тяга к асоциальному образу жизни: «Покину хижину мою, уйду бродягою и вором». Печаль, относящаяся к родине, впоследствии будет носить в стихотворениях то светлый, то мучительный, то умиротворенный характер.

Самоубийство, упомянутое во второй части произведения, выглядит как предсказание. Подобного рода предвидение трагического конца было присуще многим гениальным поэтам — Лермонтову, Маяковскому, Пушкину. Примерно за двадцать лет до собственной трагической кончины Есенин весьма точно ее описывает: «…в зеленый вечер под окном на рукаве своем повешусь».

Сергея Александровича нашли мертвым в конце 1925 года. Поэт повесился в ленинградской гостинице «Англетер», пребывая в глубокой депрессии. Незадолго до этого он проходил курс лечения в психоневрологической больнице. Последнее стихотворение Есенина — «До свиданья, друг мой, до свиданья…» — было написано кровью, так как в номере «Англетера» якобы не оказалось чернил. Изначально других версий смерти, кроме самоубийства, не возникло. Появились они в 1970-80-е годы. Зачастую в гибели поэта обвиняли сотрудников Объединённого государственного политического управления при СНК СССР. Вариант этот проник в массовую культуру. В частности, именно убийство демонстрируется в сериале «Есенин» 2005 года. В настоящее время общепринятой версией смерти Сергея Александровича среди академических исследователей его творческого наследия остается самоубийство.

Слушать стихотворение Есенина Устал

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Устал

Анализ стихотворения Есенина Устал

Настроение произведения Устал

Устал

(700 слов) Сергей Александрович Есенин был выдающимся русским поэтом. Его считали ярким представителем новокрестьянской поэзии и лирики. В своих творениях Сергей Александрович поднимал очень важные проблемы. Так, стихотворениям Есенина были присущи социал-демократические идеи.  Нередко поэт использовал в своих произведениях образы Родины и революции. Также в стихотворениях Есенин поднимал тему любви, творчества, деревенской жизни, городского быта и простого человеческого счастья. Творчество Есенина неспроста называли жемчужиной русской поэзии. Оно богато содержанием и отличается самобытной красотой.

Многие стихотворения Сергея Есенина являются автобиографическими. В них присутствуют не только любовные переживания, но и трагические мотивы. По произведениям можно узнать некоторые подробности из его жизни. Лирический герой близок автору. Рассмотрим поподробнее, кто он? 

Кажется, что в качестве лирического героя выступает сам Есенин. Поэт обожал свою малую Родину, он восхищался красотами окружающей природы. В городе лирический герой становился настоящим «скандалистом и хулиганом», в деревне он был лириком и мечтателем. Можно заметить, что в стихотворениях Сергея Есенина лирическому герою присуща эмоциональность. Он отличается довольно буйным характером. При этом некоторые строки свидетельствуют о нежности и ранимости образа лирического героя. 

В раннем творчестве Сергей Есенин продемонстрировал всю свою любовь к родной земле. Он любил вспоминать прекрасное детство, проведённое в деревне. Так, в знаменитом стихотворении «Заглушила засуха завсеки…» лирический герой восхищается утренним пейзажем природы. Он приходит в восторг от шума реки, воркования птиц, света зари. А в стихотворении «Тихий ветер. Вечер сине-хмурый…» мы видим описание заката дня. Есенин заложил основы деревенской поэзии. В своих произведениях поэт описывал простые бытовые вещи. Благодаря этому создаётся впечатление, будто лирический герой оживает и становится реальным. В стихотворении «Тихий ветер. Вечер сине-хмурый…» лирический герой предстаёт перед читателем в образе прекрасного голубоглазого юноши, у которого светлые кудрявые волосы. Даже внешне лирический герой и поэт очень похожи. 

Нетрудно заметить, насколько поменялось творчество Есенина в связи с его переездом в город. Одним из известных произведений поэта является стихотворение «Я усталым таким еще не был…». Здесь лирический герой выражает свою тоску по безмятежным рязанским просторам. Он не может радоваться победам, его даже не огорчают неудачи. Герой с полным равнодушием относится к городской суете. Именно такие чувства испытывал автор, когда создавал свое стихотворение. 

Во время Первой мировой войны Есенин выражал свою социальную позицию. Одним из наиболее известных произведений Сергея Есенина этого периода является стихотворение «Узоры». Автор выразил свое недовольство царским режимом. Ему было очень жалко солдат, которые напрасно погибали на войне. 

Когда поэт стал известным, в его жизни появилось много кутежей и романов. Известно, что Сергей Есенин был довольно эмоциональный человеком. Любовь в представлении поэта не всегда является прекрасной и счастливой. Все любовные переживания Есенина отразились в его поэзии. Ради избранницы он готов даже «забросить стихи», о чем он писал в стихотворении «Заметался пожар голубой».

Лирический герой в городской среде представляет собой беспробудного пьяницу, который запивает алкоголем собственную грусть. В стихотворении «Москва» поэт намекает на свою непутевую жизнь

(…Но всю ночь напролёт, до зари, / Я читаю стихи проституткам / И с бандитами жарю спирт…). 

Неоднократно в своем творчестве Сергей Есенин поднимал тему революции. Так, в поэме «Товарищ» писатель восхищается образом рабочего. Тема революции поднималась также в таких произведениях Есенина, как «Песнь о великом походе», «Пугачев«, «Небесный барабанщик». Автор рассказывал о народном революционном духе, а также о справедливости восстаний. Сергей Есенин был заодно с пролетариями, которые выступали против социальной несправедливости. Лирический герой ощущал необходимость перемен. Правда, крестьянская доля волновала его куда больше. Судьба деревни — вот что было приоритетным направлением революции, которую поддержал поэт.

Во время политики НЭПа Сергей Есенин возвращается в Константиново, где он не был целых восемь лет. Поначалу ему кажется, что он здесь чужой, однако постепенно начинает осознавать, что это лишь начало новой жизни. В этот период в своем творчестве поэт рассуждает на философские, социальные и нравственные проблемы. Он размышляет над темой отношений деревни и города. Постепенно он разочаровывается в революции и понимает, что крестьяне живут еще хуже, чем при царе. Тучи сгущаются и над интеллигенцией. Свободы слова нет и в помине. В этот период он пишет политические стихотворения «Русь советская», «Страна негодяев» и другие.

Можно утверждать, что лирический герой, подобно самому поэту, всегда остаётся юным душой, немного наивным и вспыльчивым. Но лирический герой Есенина всегда был честным, поэтому его творчество так нравится современному читателю. «Я сердцем никогда не лгу», — так однажды заявил о себе Сергей Александрович. Искренность, открытость, наболевшие страны души — вот что каждый из нас найдет в голосе лирического героя Есенина.

Автор: Виктория Комарова

Стихотворение «Я усталым таким еще не был» Сергея Есенина

Стихотворение «Я усталым таким еще не был…» С. Есенин написал в 1923 году. Общая атмосфера произведения депрессивна и говорит о глубоком душевном кризисе автора. Выраженные в нем чувства и эмоции показывают трагедию человека, каждая строчка пронизана грустью. Прослеживается желание поэта переосмыслить свою жизнь и зацепиться за то, что согреет душу, но теплые чувства возникают только в ответ на воспоминания о родном крае и детских годах.

Поэзия Сергея Есенина, с простыми на первый взгляд рифмами, многогранна и сложна. Его стихотворения драматичны, эмоциональны, максимально открыты и чувственны.

В рассматриваемом стихотворении наиболее важное место отведено образу родины и местам детства:

Но и все ж отношусь я с поклоном
К тем полям, что когда-то любил.

И это, пожалуй, и все, что трогает душу автора. Весь остальной мир и происходящие с ним события – все стало серым для поэта:

Не больна мне ничья измена,
И не радует легкость побед,
Тех волос золотое сено
Превращается в серый цвет.

Цвета и отношение к цвету занимает особое место в творчестве Есенина. Через него он выражает свое внутреннее состояние. И если серые оттенки – это всегда тоска и безысходность, а в данном случае и безразличие по отношению к жизни, то синий цвет и золотой – это всегда цвет неба над отчим домом и рожь под лучами солнца. Но только не в этом стихотворении: здесь даже через синий цвет выражается душевная боль автора: «Не с того ли глаза мне точит словно синие листья червь?».

Стихотворение богато художественно-выразительными средствами: автор прибегает к различным стилистическим фигурам, помогающим выразить чувства и эмоции и облачить их в слова. Эпитеты «непутевая жизнь», «темная сила», «пьяные ночи», «серый цвет», «бешеный пыл» привносят мрачность в произведение. Поэт через них выражает свое отношение к жизни и усталость от нее и от себя самого.

Широко использует поэт и метафоры, выражающие образ какого-либо предмета или действия. Читая о золотом сене волос, о том, как «глаза точит червь», читатель настраивается на одну тональность с автором и более тонко чувствует переживания лирического героя.

Стихотворение вошло в сборник «Москва кабацкая» и является апогеем внутреннего напряжения поэта, которое настолько сильно, что переходит в апатию и равнодушие – состояние, когда становится неинтересным и ненужным то, что когда-то приносило радость и когда даже «не больна ничья измена». Произведение является отображением определенного жизненного рубежа поэта, этапа взросления и осмысления прожитого.

Дата публикации: 24 сентября 2021 в 18:25