Является ли чацкий романтическим героем сочинение егэ литература

Произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума» включает в себя черты классицизма, и романтизма, и реализма. Вот почему сложно определить, к какому основному литературному направлению относится главный герой пьесы. По задумке А.С. Грибоедова, главный герой комедии воплощает многие качества передового человека эпохи, поэтому характер персонажа – реалистичен.

 Однако образ Александра Андреевича Чацкого вызывает у критиков, читателей, зрителей неоднозначные оценки. Так,  Герцен писал: «Чацкий  – идеальный герой, взятый из самой жизни…Реальный положительный герой русской литературы». То есть персонаж реалистический. Но многие не соглашались с таким мнение и придерживались точки зрения, что Чацкий является героем романтическим. Отсюда возникает вопрос, можно ли назвать данного персонажа романтическим героем?

 Думаю, можно. Так как романтический герой всегда одинок, он бежит от реальности в свой внутренний мир, противостоит окружающему ему обществу. Без сомнений, Чацкий одинок в своих стремлениях, никто из членов фамусовского общества не поддерживает его. Особенно ярко это изображено в  кульминационной сцене, когда Чацкий произносит свой знаменитый монолог «французик из Бордо», а все гости кружатся в танце, совершенно не обращая внимания на молодого человека. Но ведь и реалистические герои чаще всего противостоят всему обществу! К тому же в Чацком нет той вспыльчивости, которая преобладает в романтических героях. Он прежде всего живой человек со сложным, ярким и даже противоречивым характером. Чацкий умен, красноречив, остер и уверен в себе. Чего стоит только одна его фраза, характеризующая «умников» фамусовского общества:

Есть люди важные, слыли за дураков…

… но призваны всем светом,

Особенно в последние года,

Что стали умны, хоть куда…

А вот Чацкий, действительно, умен. Он связан с людьми, отличающимися передовыми взглядами. Герой  ищет блага не для себя, а для отчизны, заботится о развитии  просвещения, когда  Скалозуб заявляет: «Ученостью меня не обморочишь».

Таким образом, нельзя отрицать того, что герой наделен романтическими чертами, но в целом это герой реалистический. 

Милана

метки: Чацкий, Романтический, Являться, Романтик, Герой, Мужик, Одиночество, Антитеза

Можно ли Чацкого назвать романтическим героем? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Обратите внимание на то, что это тот тип сочинения, создавая которое нужно идти не вслед за автором и развитием сюжета, а пошагово показывать черты романтизма в герое А. С. Грибоедова. Ключевое понятие в формулировке вопроса — «романтический герой».

Своё рассуждение можно начать с того, что комедия А. С. Грибоедова — это произведение, в котором сочетаются черты реализма и романтизма. И романтические тенденции прежде всего связаны с образом главного героя.

Чацкого можно назвать романтическим героем, которому свойственны яркость, исключительность. Это личность, которая остро переживает несовершенство мира, вступает с ним в конфликт, находится в поиске идеального мира. Отсюда мотивы одиночества и странствий.

Как романтический герой, Чацкий не приемлет косную среду, которая ему знакома с детства. Покажите на примерах, как герой Грибоедова противостоит фамусовскому обществу, чем герой резко отличается от представителей московского барства. Прокомментируйте один или несколько монологов героя (например, «А судьи кто?»), в которых раскрывается сила характера Чацкого, категоричность суждений, исключительность его внутренней жизни, которой свойственна несхожесть с общепринятой нормой.

Романтичность героя усиливается глубоким переживанием драматичных обстоятельств, связанных с любовью к Софье. Чацкий чувствует холодность девушки, но не может понять причин этого. Герой Грибоедова проходит мучительный путь от неведения к трагическому узнаванию истины.

Непонятость окружающими, безответная любовь обусловливают одиночество главного героя комедии А. С. Грибоедова, что характерно для романтического героя.

В финальном монологе Чацкий подводит горькие итоги своего пребывания в Москве. Он расстаётся с миром, в котором почувствовал себя изгнанником и человеком, которого предали:

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простаков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором…

И, наконец, само развитие сюжета показывает, что Чацкий — романтический герой: мотив странствий открывает его появление в доме Фамусова, где ждёт его загадка любви Софьи, которую он разгадает только в финале комедии, когда случайные обстоятельства помогут ему понять происходящее. Более того, мотивом странствий завершается в сюжете пребывание героя в Москве:

2 стр., 683 слов

Герой и проблематика ранней романтической прозы М. Горького

… литературе того времени новых героев – людей подвига, борьбы, больших и ярких чувств. Романтические рассказы Горького утверждают веру … и сама старуха Изергиль, утверждающая: «В жизни… всегда есть место подвигам». Изергиль прожила жизнь, наполненную «жадной любовью». Она была … рассказа «Старуха Изергиль». В основу его сюжета положено две легенды. Одна – о гордом, высокомерном Ларре, другая – …

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорблённому есть чувству уголок!..

Карету мне, карету!

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Роль антитезы в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (С опорой на анализ эпизодов)

Начните своё сочинение с того, что антитеза является основным композиционным приёмом, использованным М. Е. Салтыковым-Щедриным в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Антитеза прослеживается уже в заглавии произведения: число «один» противопоставлено числу «два», то есть автор противопоставляет мужика генералам.

Далее раскройте свой тезис, покажите, в чём смысл этого противопоставления и как оно реализуется в тексте.

Генералы чудесным образом оказались на острове, где всего много. Но автор показывает их абсолютную беспомощность. Они блуждают среди обилия плодов, дичи и рыбы и чуть не погибают на острове от голода. Покажите это на примерах из текста, сопровождая их комментариями. Обратите внимание на то, что в сказке утрируется, даже несколько гиперболизируется невозможность генералов выжить в этом почти райском месте. Как результат неприспособленности к жизни Салтыков‑Щедрин изображает процесс быстрого одичания героев.

Нежизнеспособности, беспомощности генералов в сказке противопоставлены ловкость и находчивость простого мужика. Крестьянин — мастер на все руки. Он умеет готовить пищу, ловить рыбу, строить корабли и т. п. Этот мини-тезис также обязательно подтвердите одним или несколькими примерами из текста, сопровождая их аналитическими комментариями.

Размышляя о роли антитезы в сказке, покажите, что контраст является важным композиционным принципом в структуре образа мужика. С одной стороны, это громадный «мужичина» (не случайно писатель использует именно такую форму слова «мужик»).

Он многое может. Но с другой стороны, крестьянин — забитый, робкий человек. Несмотря на свою физическую силу, он не может дать отпор двум генералам. Противоречие между физической мощью и уровнем сознания обнаруживается в фразе мужика: «А я, коли видели: висит человек снаружи дома, в ящике на верёвке, и стену краской мажет, или по крыше словно муха ходит — это он самый я и есть!». Прокомментируйте приём сравнения, который автор использует в этом отрывке: то, что герой соотносит себя с мухой, мелким неприятным насекомым, подчёркивает, каким ничтожным существом он себя считает.

В заключении вам необходимо подвести итоги, которые содержательно должны быть связаны с темой сочинения. Итак, антитеза в сказке позволяет автору раскрыть важную мысль о проблемах современного ему русского общества: простой мужик, народ является залогом жизни правящих классов. В образе мужика сатирик изображает силу и слабость русского крестьянства в эпоху самодержавия, указывает на огромный потенциал, скрытый в народных массах, и на крестьянскую пассивность, покорность, долготерпение.

8 стр., 3665 слов

Особенности и своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина

… типы людей. Сюжет сказки «Как мужик двух генералов прокормил» фантастичен только … русской литературе занимают сатирические сказки М. Салтыкова-Щедрина. Аллегорические … автору, чтобы избежать цензуры. Какой спрос со сказки? При этом достучаться, донести до людей истину в аллегоричной форме. Также читают: Картинка к сочинению Сказки … едят монахи, считает неправдой. Герой наивно верит в равенство. …

Почему лирический герой В. В. Маяковского одинок?

Можно начать сочинение с небольшого рассуждения о том, что тема одиночества в русской лирике занимает существенное место. Её поэтически осмысляли А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет. Эту же тему развивает в своей лирике В. В. Маяковский.

Обратите внимание на то, что ключевым понятием в формулировке вопроса являются причины одиночества. Следовательно, вы должны не просто вести речь об одиночестве, а определить, что именно порождает такое сложное и драматичное ощущение себя в мире.

Выявляя причины одиночества лирического героя В. В. Маяковского, проанализируйте не менее трёх его стихотворений.

По-особому одиночество раскрывается в стихотворении «Нате!», где описан сложный конфликт поэта и толпы. Причины такого состояния заключаются в том, что герой не принимает существующий миропорядок. Публика видит в поэте раба, готового выполнить любое её желание. Но он восстаёт против этого, потому что для него главная цель — служение искусству.

Покажите, как с помощью приёма противопоставления автор подчёркивает различия между толпой и лирическим героем. С одной стороны, Маяковский акцентирует внимание на людском самодовольстве, сытости, погружённости в быт; с другой — на душевной щедрости и искренности поэта.

Герой сознаёт, что его сердце хрупкое, трепетное, как бабочка. Этим он отличается от толпы, которая становится ещё одной причиной одиночества.

Одиночество порождается безразличием друг к другу и разобщённостью людей. Именно эта мысль становится важной в стихотворении «Скрипка и немножко нервно». Скрипка надрывно плачет, но её никто не хочет услышать и понять, она только раздражает оркестр: «Дура, плакса, вытри!» — кричит ей «меднорожий, потный» геликон. Только лирический герой не остаётся бесчувственным, безразличным, безотзывным:

я встал,

шатаясь, полез через ноты,

сгибающиеся под ужасом пюпитры,

зачем-то крикнул:

«Боже!»,

Бросился на деревянную шею:

«Знаете что, скрипка?

Является ли Чацкий романтическим героем? 

Показать текст целиком


 ‘Горе от ума’ Грибоедова неслучайно относят к жанру высокой комедии. Несмотря на сатиру, направленную против представителей фамусовского общества, заканчивается произведение довольно трагично для некоторых героев. Александр Андреевич Чацкий – один из них. Является ли он романтическим героем?Я считаю, что образ Чацкого можно назвать романтическим, так как у него есть черты романтического персонажа. Прежде всего, это исключительность, индивидуализм. Чацкий выделяется на балу у Фамусова из массы чиновников и прочих представителей московского высшего света. Он умён, начитан, у него на всё есть своё мнение. В диалоге с Фамусовым Чацкий смело отстаивает свою точку зрения, повергая Фамусова в шок. ‘О боже мой! Он карбонари!’ – чиновника пугают вольнодумные речи Чацкого. Чацкий выделяется своими передовыми идеями. Он выступает против чинопочитания, карьеризма, подражания Франции. Чацкий хочет, чтобы страна сохраняла свою самобытность и при этом была цивилизованной, избавилась от крепостного права. Но все эти мысли  совершенно не по душе фамусовскому обществу, где Чацкого тут же объявляют сумасшедшим за его слова. Здесь следует отметить такую черту романтического героя, которая есть у Чацкого, – это противостояние действительности, бунт. У этого героя самые большие монологи в комедии. Чего стоит знаменитый монолог ‘А судьи кто?’ Таким образом Чацкий пытается бороться с действительностью. Можно ска

Вы видите 35% текста.

Оплатите один раз, чтобы читать целиком это

и другие 6000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен навсегда, откроется сразу после оплаты.

Купить пожизненный доступ за 499 ₽

Критерии

  • 2 из 3К1Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 2 из 2К2Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 3 из 3К3Обоснованность привлечения текста произведения
  • 2 из 3К4Композиционная цельность и логичность изложения
  • 3 из 3К5Следование нормам речи
  • ИТОГО: 12 из 14

✅ 55 сочинений по литературе от эксперта

✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых

Является ли Чацкий романтическим героем? по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)

“Горе от ума” А. С. Грибоедова стало для его современников одним из загадочных произведений русской литературы. Поставленная в 1825 году пьеса собрала массу отзывов. А. С. Пушкин назвал произведение “разительной картиной нравов”.

Время написание комедии пришлось на период перехода от классицизма к романтизму. Ключевого героя Грибоедова нельзя однозначно причислять к романтикам. Хотя в образе Чацкого имеется немало деталей, которые присущи именно романтическим натурам.

Общая проблема пьесы заключена в социальном конфликте:

“век нынешний” противостоит “веку минувшему”.

При этом главный герой – единственный прогрессивный человек, олицетворяющий новые веяния. Против него ополчилось целое фамусовское общество, придерживающееся закостенелых нравов, не желающее отпускать отжившие традиции.

Но противопоставление героя-одиночки всему окружению – как раз и отличает романтиков.

Каждый столичный аристократ пытается осудить нравы Чацкого. Фамусов ставит в упрек гостю его странствия вместо того, чтобы заботиться о карьерном росте. Но молодой

человек парирует нападки: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Дочь Фамусова Софья за три года разлуки успела охладеть к бывшему возлюбленному и теперь считает, что “он на всех желчь излить готов”.

Чацкий, видя в секретаре Молчалине конкурента в делах любовных, критикует последнего за бесхребетность.

Но от романтического героя в традиционном понятии Чацкого отличает то, что проблему представляет не он, а само общество. Образ передового человека Грибоедов показывает через красноречие Александра, хотя он не отличается чем-то выдающимся. Просто вернувшись из странствий, набравшийся ума герой заметил, что в Москве “дома новы, но предрассудки стары”.

И все-таки потихоньку общество начинает меняться, на что указывает и сцена в доме Фамусова, когда полковник Скалозуб говорит о бросившем службу кузене, который “в деревне книги стал читать”.

На мой взгляд, Чацкий все же не романтик. Его душа лишена противоречий, он логичен, предсказуем и последователен. В то же время произведение Грибоедова несомненно стало кирпичиком в фундаменте, на котором вырос русский романтизм.

Loading…

Является ли Чацкий романтическим героем? по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)

Пояснение.

12.1. Является ли Чацкий романтическим героем? (По пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Образ Александра Андреевича Чацкого вызывает у критиков, читателей, зрителей неоднозначные оценки. Так, Герцен писал: «Чацкий  — идеальный герой, взятый из самой жизни…Реальный положительный герой русской литературы». То есть персонаж реалистический. Но многие не соглашались с таким мнение и придерживались точки зрения, что Чацкий является героем романтическим. Так ли это?

Чацкий одинок, а для романтиков характерно одиночество. Он в лучших традициях романтизма стремится к изменению жизни, хочет быть деятельным. Александр Андреевич противопоставляет себя окружающему обществу  — тоже черта романтического героя. Его характер вспыльчив, противоречив  — и этого тоже не лишены романтики. Отсюда можно сделать вывод о том, что Чацкий обладает чертами романтического героя, но нельзя забывать и о реализме образа.

12.2. Почему милая, добрая, жертвенная Соня не является идеалом Толстого? (По роману Л. H. Толстого «Война и мир»)

Соня Ростова  — это один из тех персонажей, к которым читатель остается неравнодушен. Кажется, что Толстой поступил с этой девушкой незаслуженно  — вместо того, чтобы вознаградить Соню за ее доброту и бескорыстие, автор сначала одаривает её безответной любовью, а затем оставляет старой де-вой.

Соня  — это человек, который живет, руководствуясь правилами. Для девушки немыслимо осознать, что эти правила могут меняться в зависимости от ситуации. Она воспринимает жизнь слишком категорично, что не позволяет ей лавировать между жизненными неурядицами и находить безболезненный выход из сложившейся ситуации. Жизнь Сони в том, чтобы приносить себя в жертву ради других Девушка настолько срослась с этой ролью, что она для нее стала естественной, а о собственной жизни, жизни настоящей она забыла. Толстому ближе Наташа с её беспокойностью, совершёнными ошибками, страданиями и заблуждениями, потому что она искреннее, она живая.

12.3. Как соотносится значение слова «судьба» («предопределение», «рок») с содержанием рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»?

Рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» был написан в середине пятидесятых годов двадцатого столетия. Это было время пересмотра идеологических установок сталинской эпохи, когда в жестких ограничениях цензуры возникли некоторые послабления. В частности, стало возможным печатно говорить о людях, которые во время Великой Отечественной войны 1941−1945 годов оказались в плену у гитлеровцев. В духов-ном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Подвиг человека предстал в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колю-чей проволокой концлагеря. «Судьба человека»  — не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера.

12.4. Согласны ли вы со словами В. В. Маяковского, что жизнь без звезд  — «беззвездная мука»?

Лирический герой раннего Маяковского имеет две ипостаси: с одной стороны  — оптимистически настроенный герой великой эпохи (поэма «Хорошо!» и др.). С другой стороны  — трагическая, страдающая личность (ранние поэмы). Принято считать, что в ранний период у поэта преобладают трагические мотивы. Тем более, что сама жизнь Маяковского закончилась трагедией  — он всегда предсказывал свое самоубийство.

Основной конфликт лирического героя раннего Маяковского  — противостояние «я» и мира. Поэт считал, что писать можно лишь о том, что пережил сам, поэтому все его произведения во многом автобиографичны. Хотя самые ранние стихотворения о любви (“Я”, “Любовь”, трагедия “Владимир Маяковский”) мало связанны с личными переживаниями поэта. Позже появляется знаменитая поэма Маяковского “Облако в штанах”, в которой поэт рассказывает о своей безответной любви, причинившей ему мучительную, нестерпимую боль

Мама!

Ваш сын прекрасно болен!

Мама!

У него пожар сердца.

Эта трагическая любовь не выдумана. Давид Бурлюк, вместе с Маяковским выступавший в 1914 году в Одессе, в своих воспоминаниях говорит, что первой любовью Маяковского была Мария, которую он встретил в Одессе («Это было, было в Одессе..»)

Из некоторых источников известно, что между Маяковским и Марией встало препятствие, одно из тех, которые порождались тогдашней общественной жизнью, социальными условиями, основанными на неравенстве людей, на господстве материальных расчетов.

12.5. Может ли просмотр кинофильма заменить чтение книги? (На примере произведения отечественной или зарубежной литературы и экранизации по мотивам этого произведения.)

Тема может быть раскрыта на примере романа Л. Н. Толстого «Война и мир» и одноименного фильма Сергея Бондарчука. Может ли фильм, даже очень хороший, заменить прочтение книги? Можно сравнить экранизацию Бондарчука и современную постановку британской кинокомпании по сценарию Эндрю Дэвиса. Видение режиссера может быть очень далеким от первоисточника  — книги, по мотивам которой создаётся фильм, как это произошло с британской версией экранизации. Поэтому, безусловно, фильм может быть лишь прекрасным дополнением к книге, но не ее заменой. И, конечно же, создавая кино, режиссёрам не мешало бы разобраться в авторском видении проблем книги.