Язык героев комедии гоголя ревизор как средство раскрытия характеров сочинение 8 класс

(422 слова) Николай Васильевич Гоголь принадлежит к числу величайших русских классиков, он оказал сильное влияние на отечественную культуру. Несомненно, все мы знакомы с одним из лучших произведений Николая Васильевича, которое было написано в 1836 году, — с комедией «Ревизор».

Язык же в этой комедии является тем самым чудодейственным средством, которое помогает нам различать типажи характеров. Разберем это явление на примере городничего, он умнее других чиновников: по описанию не только мог обмануть искусных хитрецов, но и обвел вокруг пальца трех губернаторов. В активный словарный запас городничего входят: обороты делового стиля (уведомить, достоверные, рапорт), просторечные слова (нейтральной окраски: этакие, худо, слышь; негативной окраски: рожа, старый чорт, свиные рыла).

Также он использует разные устойчивые выражения: религиозного характера («Что вы, господь с вами!»), бюрократического («Обязанности мои, как градоначальника здешнего города…»), даже книжного характера («Нет человека, который за собою не имел бы каких-нибудь грехов. Это уж так самим богом устроено»), а ещё просторечного («Знаем, в чей огород камешек бросает!»).

Чаще всего интонация этого героя остается спокойной и рассудительной, с дружескими советами своим коллегам-чиновникам. Разберем те случаи, когда его она меняется. При первой встрече с «ревизором» он внешне крайне вежлив, в этой обходительности даже прослеживается страсть: «Осмелюсь ли спросить: куда и в какие места ехать изволите?». В сторону же он говорит расчетливо, оценивая каждое слово собеседника, тщательно взвешивая обстоятельства: 

«В Саратовскую губернию! А? и не краснеет! О, да с ним нужно ухо востро!». 

При встрече же с солдатами и слугами как бы снисходит до них своей интонацией. А в разговоре с купцами его голос приобретает злорадные, даже грубые нотки: 

«А здорово, соколики!.. Семь чертей и одна ведьма вам в зубы». 

С женой и дочерью он, напротив, очень нежен. И, наконец, в последнем монологе его волнение и возбуждение доходит до исступления, он озлоблен и полностью сокрушен своими ошибками: 

«Вот смотрите, весь мир, всё христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь колокольчиком заливается по всей дороге! Вот что обидно! …Эх вы! Узлом бы всех завязал, в муку бы стер…»

Все наши наблюдения ясно очертили образ городничего, который начинал свою службу с малого, но пробил себе в итоге дорогу с помощью острого, изворотливого ума плута. Внешне этот типаж как бы отшлифовало постоянное общение с дворянством и чиновничеством, однако по сути своей он так и остался человеком резким, далеким от культуры и хорошего воспитания.

Таким образом, на примере городничего, мы можем видеть, что Гоголь работал над каждой репликой своих персонажей для того, чтобы передать жизнь, эмоциональность, сделать каждую из них выразительной. В его бессмертной комедии прослеживается общественное и личностное начало, сугубо собственное и распространенное в характере каждого героя. 

Автор: Василиса Шатыбелко

Мир чиновничества в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Примерный текст Сочинения Замечательная гоголевская комедия легко и свободно вводит читателя и зрителя в мир захолустного уездного городка, отдаленного от столиц и культурных центров. Размеренное течение жизни взрывает “пренеприятное известие” о приезде тайного ревизора, о котором сообщает в начале пьесы городничий своему окружению. Такой сюжет не был новостью, о подобных случаях ходили забавные анекдоты, даже великий Пушкин как-то был принят губернатором Нижнего Новгорода

за тайного ревизора.

Значит, такая ситуация была типичным, распространенным явлением российской жизни. Этот сюжет дал возможность сатирику глубоко и всесторонне изобразить в комедии всю чиновничью Россию. Конечно, здесь действуют не только государственные служащие.

Мы встречаем в комедии всю многоликую Россию: и поместное дворянство, и купечество, и мещанство, и крестьянство. Но особое внимание автор уделяет характеристике городского чиновничества, так как грядущий приезд ревизора нарушает именно их душевный покой. Блестящий сатирик

создает в пьесе многочисленные комические ситуации, которые помогают разоблачить пороки чиновничьего сословия.

Гоголь рисует яркие индивидуально обрисованные характеры чиновников города, выделяя в них какую-то определяющую черту.

Наиболее полно и подробно охарактеризован в комедии городничий. Раскрытию его образа помогают и авторские замечания о нем, и его поступки, и высказывания действующих лиц, и самохарактеристика. Благодаря этому рельефно вырисовывается малопривлекательный облик мошенника, взяточника и самодура, который творит в городе произвол и беззаконие. Например, он за взятку освободил от рекрутчины сына купчихи, отдав вместо него в солдаты мужа слесарши Пошлепкиной.

Для городничего не существует никаких законов и ограничений: он может справлять именины дважды в году, чтобы получить больше поборов с купцов, в лавках которых он хозяйничает, как у себя дома. Городничий беззастенчиво обворовывает казну, присвоив себе немалую сумму, выделенную на строительство церкви.

Он, безусловно умен, но ум его направлен на дела нечестные. Городничий озабочен не выполнением своих должностных обязанностей, а собственным материальным благополучием. Под стать правителю города и его окружение.

Это судья Ляпкин-Тяпкин, которого Гоголь иронически называет вольнодумцем потому, что он прочитал за всю жизнь 5 – 6 книг. Это попечитель богоугодных заведений Земляника – подхалим, ябедник и доносчик; смотритель уездных училищ Хлопов – насмерть запуганный человек; крайне нечистоплотный, распечатывающий и читающий чужие письма почтмейстер Шпекин.

Расширить рамки уездного чиновничества помогает образ Хлестакова, проезжающего через город мелкого петербургского чиновника, который был принят за могущественного тайного ревизора. Главные черты характера Хлестакова – это лживость и хвастливость. Лжет он вдохновенно, артистически, потому что только в этот момент иллюзорно возвышается до всеми уважаемого человека.

В действительности же он ничего из себя не представляет.

Абсолютное ничтожество, он выдает себя за известного писателя; пошляк и волокита, изображает благородного человека, вечно голодный, хвастается роскошным обедом, который ему доставляют из Парижа.

Loading…

Мы изучаем – Сочинение на тему язык героев комедии гоголя ревизор как средство раскрытия характеров. Подсказки школьнику

Мир чиновничества в комедии Н. В. Гоголя Ревизор Примерный текст Сочинения Замечательная гоголевская комедия легко и свободно вводит читателя и зрителя в мир захолустного уездного городка, отдаленного от столиц и культурных центров. Размеренное течение жизни взрывает пренеприятное известие о приезде тайного ревизора, о котором сообщает в начале пьесы городничий своему окружению. Такой сюжет не был новостью, о подобных случаях ходили забавные анекдоты, даже великий Пушкин как-то был принят губернатором Нижнего Новгорода за тайного ревизора.

Значит, такая ситуация была типичным, распространенным явлением российской жизни. Этот сюжет дал возможность сатирику глубоко и всесторонне изобразить в комедии всю чиновничью Россию. Конечно, здесь действуют не только государственные служащие.

Мы встречаем в комедии всю многоликую Россию: и поместное дворянство, и купечество, и мещанство, и крестьянство. Но особое внимание автор уделяет характеристике городского чиновничества, так как грядущий приезд ревизора нарушает именно их душевный покой. Блестящий сатирик создает в пьесе многочисленные комические ситуации, которые помогают разоблачить пороки чиновничьего сословия.

Гоголь рисует яркие индивидуально обрисованные характеры чиновников города, выделяя в них какую-то определяющую черту.

Наиболее полно и подробно охарактеризован в комедии городничий. Раскрытию его образа помогают и авторские замечания о нем, и его поступки, и высказывания действующих лиц, и самохарактеристика. Благодаря этому рельефно вырисовывается малопривлекательный облик мошенника, взяточника и самодура, который творит в городе произвол и беззаконие. Например, он за взятку освободил от рекрутчины сына купчихи, отдав вместо него в солдаты мужа слесарши Пошлепкиной.

Для городничего не существует никаких законов и ограничений: он может справлять именины дважды в году, чтобы получить больше поборов с купцов, в лавках которых он хозяйничает, как у себя дома. Городничий беззастенчиво обворовывает казну, присвоив себе немалую сумму, выделенную на строительство церкви.

Он, безусловно умен, но ум его направлен на дела нечестные. Городничий озабочен не выполнением своих должностных обязанностей, а собственным материальным благополучием. Под стать правителю города и его окружение.

Это судья Ляпкин-Тяпкин, которого Гоголь иронически называет вольнодумцем потому, что он прочитал за всю жизнь 5 6 книг. Это попечитель богоугодных заведений Земляника подхалим, ябедник и доносчик; смотритель уездных училищ Хлопов насмерть запуганный человек; крайне нечистоплотный, распечатывающий и читающий чужие письма почтмейстер Шпекин.

Расширить рамки уездного чиновничества помогает образ Хлестакова, проезжающего через город мелкого петербургского чиновника, который был принят за могущественного тайного ревизора. Главные черты характера Хлестакова это лживость и хвастливость. Лжет он вдохновенно, артистически, потому что только в этот момент иллюзорно возвышается до всеми уважаемого человека.

В действительности же он ничего из себя не представляет.

Абсолютное ничтожество, он выдает себя за известного писателя; пошляк и волокита, изображает благородного человека, вечно голодный, хвастается роскошным обедом, который ему доставляют из Парижа.

Все сочинения

Fara

Профи

(975)


6 лет назад

Главным героем пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор» является уездный город N. Это собирательный образ, включающий в себя как сам город, так и его обитателей, их нравы, обычаи, взгляды на жизнь и т. д.
Произведению предшествует эпиграф, взятый драматургом из фольклора: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» . Тем самым автор предупреждает читателей, что все, что он описывал, – правда, а не выдумка или, тем более, клевета.
Гоголь рисует жизнь типичного города, каких было много по всей России. Неслучайно он не дает ему конкретного названия. Автор имеет в виду некий город, примеров которому множество. Мы узнаем, что находится он в самой глубинке («отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь») . «Набор» чиновников, руководящих городом, совершенно типичен: судья, попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ, почтмейстер. И всем этим, как маленький царек, правит городничий.
Автор показывает нам жизнь всех сфер города, то, как производится управление ими. И мы понимаем, что все здесь абсолютно типично для России и актуально в наши дни. Основное действие пьесы происходит в доме городничего. Кроме того, мы переносимся в трактир, при котором остановился мнимый ревизор. Из ремарок и слов героев мы получаем представление о скудной обстановке в номере Хлестакова.
Помимо этого, из диалогов героев мы узнаем и другие сведения о городе: о мосте, о старом заборе возле сапожника, о том, и возле этого забора «навалено много всякой дряни» , о будке, где продаются пироги. Также мы знаем, что в городе есть училище, присутственные места, почта, больница и так далее. Но все это находится в заброшенном и плачевном состоянии, потому что чиновники заботятся совершенно не об этом. Их, в первую очередь, интересует собственная выгода. Исходя из этого, строится все управление городом.
Помимо чиновничества, в N. населяют и другие сословия. Ревизор, давая распоряжения, говорит о гражданстве, духовенстве, купечестве, мещанстве. С самого начала мы узнаем, что все эти сословия терпят притеснения и обиды от чиновников: «Что ты сделал с купцом Черняевым – а? Он тебе на мундир дал два аршина сукна, а ты стянул всю штуку. Смотри! не по чину берешь! »
Знакомимся мы с представителями разных сословий и непосредственно. Все они приходят с просьбами к «чиновнику» Хлестакову. Сначала ему «бьют челом» купцы. Они жалуются на городничего, который «такие обиды чинит, что описать нельзя» . Важно, что купцы готовы давать взятки, но «всему же должна быть мера». Кроме того, к Хлестакову приходят слесарша и унтер-офицерская жена. И они тоже жалуются на городничего, который творит в городе, все что хочет. И ничто ему не указ – ни закон, ни совесть.
Таким образом, мы понимаем, что всех жителей города, независимо от их социального и материального положения, объединяет одно – наглые бесчинства чиновников.
В них мы убеждаемся на протяжении всей пьесы. Самый первый грех городничего и его подопечных – взятки и воровство. Все чиновники заботятся лишь о своем кармане, мало думая об обитателях города. Еще в самом начале пьесы мы видим, как в N. лечат больных, как учат детей, как там работает правосудие. Больные в городе «мрут, как мухи» , в присутственных местах бардак и грязь, преподаватели училища каждый день пьяны и так далее. Мы понимаем, что жителей города не считают за людей – это лишь средство хорошо жить и набивать свой кошелек.
Но и сами чиновники не довольны жизнью в N. Мы видим, что городничий, как и его семья, мечтает о Петербурге. Вот где настоящая жизнь! И Хлестаков своими выдуманными рассказами пробуждает эти мечты в Сквозник-Дмухановском, заставляет его надеяться. Но роскошь, все удовольствия жизни и в Петербурге даруются не всем. Это удел избранных. Большинство же людей и там вынуждено существовать, зарабатывая себе на хлеб тяжким

Николай Васильевич Гоголь принадлежит к числу величайших русских классиков, он оказал сильное влияние на отечественную культуру. Несомненно, все мы знакомы с одним из лучших произведений Николая Васильевича, которое было написано в 1836 году, — с комедией «Ревизор».

Язык же в этой комедии является тем самым чудодейственным средством, которое помогает нам различать типажи характеров. Разберем это явление на примере городничего, он умнее других чиновников: по описанию не только мог обмануть искусных хитрецов, но и обвел вокруг пальца трех губернаторов. В активный словарный запас городничего входят: обороты делового стиля (уведомить, достоверные, рапорт), просторечные слова (нейтральной окраски: этакие, худо, слышь; негативной окраски: рожа, старый чорт, свиные рыла).

Также он использует разные устойчивые выражения: религиозного характера («Что вы, господь с вами!»), бюрократического («Обязанности мои, как градоначальника здешнего города…»), даже книжного характера («Нет человека, который за собою не имел бы каких-нибудь грехов. Это уж так самим богом устроено»), а ещё просторечного («Знаем, в чей огород камешек бросает!»).

Чаще всего интонация этого героя остается спокойной и рассудительной, с дружескими советами своим коллегам-чиновникам. Разберем те случаи, когда его она меняется. При первой встрече с «ревизором» он внешне крайне вежлив, в этой обходительности даже прослеживается страсть: «Осмелюсь ли спросить: куда и в какие места ехать изволите?». В сторону же он говорит расчетливо, оценивая каждое слово собеседника, тщательно взвешивая обстоятельства: 

«В Саратовскую губернию! А? и не краснеет! О, да с ним нужно ухо востро!». 

При встрече же с солдатами и слугами как бы снисходит до них своей интонацией. А в разговоре с купцами его голос приобретает злорадные, даже грубые нотки: 

«А здорово, соколики!.. Семь чертей и одна ведьма вам в зубы». 

С женой и дочерью он, напротив, очень нежен. И, наконец, в последнем монологе его волнение и возбуждение доходит до исступления, он озлоблен и полностью сокрушен своими ошибками: 

«Вот смотрите, весь мир, всё христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь колокольчиком заливается по всей дороге! Вот что обидно! …Эх вы! Узлом бы всех завязал, в муку бы стер…»

Все наши наблюдения ясно очертили образ городничего, который начинал свою службу с малого, но пробил себе в итоге дорогу с помощью острого, изворотливого ума плута. Внешне этот типаж как бы отшлифовало постоянное общение с дворянством и чиновничеством, однако по сути своей он так и остался человеком резким, далеким от культуры и хорошего воспитания.

Таким образом, на примере городничего, мы можем видеть, что Гоголь работал над каждой репликой своих персонажей для того, чтобы передать жизнь, эмоциональность, сделать каждую из них выразительной. В его бессмертной комедии прослеживается общественное и личностное начало, сугубо собственное и распространенное в характере каждого героя. 

Предыдущая

СочиненияСочинение: Характеристика Герасима в рассказе «Муму» (+ таблица)

Следующая

СочиненияСочинение: Мое восприятие творчества Ахматовой