Язык поэмы некрасова кому на руси жить хорошо сочинение

На чтение 5 мин. Опубликовано 05.06.2020 Обновлено 20.01.2021

Некрасов на протяжении всего творчества затрагивал проблемы общества, связанные с несправедливым положением крестьян. Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо» отличается от работ, которые он писал ранее. Это связано с тем, что произведение является итогом его литературного пути.

Содержание

  1. Замысел поэмы
  2. Жанр произведения
  3. Композиция и язык
  4. Художественные особенности поэмы

Замысел поэмы

Некрасов трудится над своим детищем 14 лет. Многие исследователи его творчества утверждают, что поэма так и осталась недописанной, потому что поэт не успел ее закончить, так как ушел из жизни.

Поэт Некрасов

Чтобы создать цельную картину пореформенной России, писателю пришлось переработать много материала, но в конечном итоге ему это удалось. Перед читателем предстает Русь после отмены крепостного права. Все старые устои сломлены, на их место должны прийти новые, но они попросту еще не успели возникнуть. Чтобы изобразить свою страну на перепутье, нужно было обладать силой и смелостью. К счастью, оказалось, что Некрасов наделен этими двумя чертами.

Главное, что он хотел показать в произведении — идейно-художественное своеобразие. Это отмена крепостного права, которая не произошла в один день. В поэме читатель наблюдает за последствиями этого решения, как оно отражается на различных слоях общества — обычных крестьянах, духовенстве, помещиках, дворянах.

Люди, которые имели власть, потеряли ее, а те, у кого появилась возможность заявить права, не знали, что с этим делать. Перед писателем предстала волнующая картина, которую нужно было достоверно изобразить.

Жанр произведения

Наиболее подходящим для воплощения замысла оказался жанр поэмы-эпопеи. Это уникальное жанровое своеобразие расцвело только в творчестве Некрасова. Оно воплощает лучшие черты от обычной стихотворной поэмы и эпопеи, описывающей судьбу целого народа:

Мужики в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

  1. В произведении проявляются как социальные, так и философские черты. Они мастерски совмещены.
  2. Изложение событий происходит в стихотворной форме, что упрощает чтение. Излагаемые события легче воспринимаются читателем, когда общий стиль произведения подчинен одной рифме и ритму.
  3. Некрасов описывает не один слой населения. Он рассматривает падение крепостного строя с точки зрения представителей всех, кого это событие коснулось. Это дает возможность рассмотреть явление обширно, увидеть как плюсы, так и минусы. Писатель будто ведет читателя по всей России и заглядывает в каждую деревню.

В повествовании встречаются не только большие города, но и села. С помощью этого приема художественное пространство поэмы раскидывается далеко за пределы одного населения. Что касается времени, то в поэме изображается только пореформенная Россия. Но каждый из героев имеет свою судьбу, о которой он и рассказывает. Это позволяет увидеть страну задолго до отмены крепостного права.

Время и пространство становятся практически безграничными. Это позволяет увидеть Русь в широком временном срезе, а не в одном дне.

Композиция и язык

Когда поэма появилась в свете, то многие критики обратили внимание именно на композицию. Она необычна, поэтому то, в чем состоит своеобразие композиции этого произведения, стало предметом исследования многих ученых.

Сразу бросается фрагментарность «Кому на Руси жить хорошо». Все события, которые, если приглядеться, никак не связаны между собой, объединяются семью странниками. Создается впечатление, что главы не закончены, и это тоже Некрасов рисует намеренно. В этом состоит идейное своеобразие композиции

Странники — это символ дороги. Именно он является объединяющим для каждой части поэмы. По отдельности читатель видит, какая история судьбы складывается у кого-то из героев. Эта судьба могла бы стать отдельным сюжетом для романа или песни, но все вместе эти истории создают видение русского народа, каков его путь от рабства к свободе. Лишь в последней главе появляется Гриша Добросклонов — народный заступник. Его голос в поэме стремится дать волю всем людям, кто в ней нуждается.

Отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Язык поэмы стилизован под фольклор. Некрасов совмещает несколько типов речей: бытовую, сказовую и поэтическую. Ему также удается внести в нее оценочный элемент. С помощью этого каждый из читателей видит авторскую точку зрения и его позицию. Стилистически произведение выстроено стройно, потому что все задачи, поставленные писателем, достигаются. Особенности языка в «Кому на Руси жить хорошо»:

  1. Разработанный писателем стиль повествования максимально приближен к простонародной речи.
  2. Некрасов использует свободный стиль стихотворения, в некоторых местах полностью избавляется от рифмы, что дает ему возможность использовать все своеобразие разговорной и народной речи.
  3. Для создания более широкой картины он использует также песни, афоризмы, причитания, элементы народной сказки.

За всеми этими характеристиками не стоит забывать, что текст Некрасова является именно авторским. Это происходит, потому что пересказать текст своими словами, добавляя что-то от себя, не получится.

Поэт создал уникальный сюжет, его мастерство позволило тонко вплести фольклорные черты, но текст произведения принято считать индивидуально-авторским.

Художественные особенности поэмы

В тексте встречается большое количество эпитетов и метафор, которые характерны для народного поэтического творчества. В полотно поэмы вплетены, как нити, отрывки из фольклорных песен свадебного и траурного характера.

Для повествования Некрасов пользуется средствами поэтики: текстами народных легенд, былинами, пословицами и поговорками, все это вписано в сюжет «Кому на Руси жить хорошо». Художественные особенности, которые встречаются в этой поэме оригинальны, это отмечает не один исследователь творчества Некрасова.

Народные гулянья

В повествовании читатель встречается с красочными описаниями народных праздников, сцены, в которых видит крестьян и их помещиков, хороводы, песни, пейзаж. Все наполнено настоящей русской душой и переплетается, создавая удивительное многоголосье в поэме.

Несмотря на все плюсы, исследователи отмечают и некоторую противоречивость в произведении. Хотя другие называют это достоинствами. Дело в том, что представители одного и того же сословия у Некрасова могут быть как положительными, так и отрицательными персонажами. С одной стороны, читатель видит крестьянский труд, труженика, который всеми способами пытается прокормить семью, а с другой, видит пьяницу, пропивающего последние гроши.

Это касается и духовности. Мораль у Некрасова тоже имеет несколько сторон. Наравне с изображением поисков правды встречается и полная неграмотность и невежественность со стороны второстепенных героев произведения. Автору удается заключить и охарактеризовать все несовместимое так, что это выглядит органично.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Некрасов
  • Художественное своеобразие поэмы Кому на Руси жить хорошо

Н. А. Некрасов является автором поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Она написана в 1862 году. В данный период на Руси отменили крепостное право. Однако данная реформа не улучшила положения крестьян. Они были вынуждены выкупать наделы, из-за чего они становились экономически зависимыми.

Некрасова волновала судьба русских людей. Когда он был маленький, он видел, какая нелегкая судьба у крестьян. Отец писателя жестоко с ними обходился. По этой причине все свое творчество Некрасов посвятил народу. Произведение «Кому на Руси жить хорошо» затрагивает вопросы людского счастья. В поэме автор показывает тяжелую жизнь простолюдинов: постоянный нелегкий труд, бунты, ожидание счастья, пьянство.

Рассматриваемая поэма отличается уникальной композицией и жанром написания. Автор в ней применяет устное народное творчество.

Центральным героем в поэме является русский народ. Все эпизоды происходят вокруг народа. Это является новшеством для русской литературы того времени. Поэма включает истории жизни нескольких героев. Каждая история является отдельным сюжетом. Все истории составляют единое целое, чтобы описать жизнь людей во время освобождения.

Семеро мужиков занимаются поиском, кому на Руси живется хорошо. Между собой они ведут споры о счастье. В процессе поиска того, кто действительно счастлив, они задаются вопросом об истинности счастья. И здесь автор доказывает, что главный его смысл заключается не в личном благополучии, а в благополучии окружающих.

Со временем мужики осознают основную суть счастья. У них формируется общее понятие об этом. Автор утверждает, что на Руси отсутствует счастливая жизнь. Более счастливым является тот, кого действительно признают в народных массах. По-настоящему счастлив тот, кто любит выполнять свое дело, тот, кто делает его для других, тот, кто является заступником народа. Ранее мужикам не был понятен смысл счастья. Со временем они понимают его и начинают ценить.

Рассматриваемое произведение является социально-философским. Она раскрывает образ российского народа. Народ в ней убогий и в то же время всесильный. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» актуальна и в наши дни. Прошло много времени, а люди до сих пор ищут счастье. Сегодня часто счастье приравнивают к материальным благам. Однако это неправильная точка зрения. Действительно счастлив тот, кто может дарить радость родным и близким, кто проявляет к ним заботу, у кого есть любимое занятие.

История написания

Это одна из последних поэм Н. А. Некрасова. Ее создание происходило при уже очень серьезной болезни писателя — у него был диагностирован рак. Именно по этой причине произведение не окончено. Его по частичкам собрали родные автора и расставили все эпизоды в произвольном порядке, едва понимая, каково идейное изображение, особенности языка, противоречивость героев, жанровую композицию, как автор пытался обрисовать и охарактеризовать пейзаж, не понимая, в чем состоит своеобразие композиции этого произведения и как Некрасов умело пользуется эпитетами, создавая свою поэму, уже будучи сломленным смертельным заболеванием.

Писатель умирал в мучениях и все-таки ответил на вопрос, кому на Руси жить хорошо. Счастливцем был непосредственно поэт, поскольку преданно служил интересам обычных людей. Именно это поддерживало Некрасова в борьбе со смертельным заболеванием. Так, история произведения начинается вначале 60-х гг. XIX столетия, приблизительно в 1862 г. (крепостничество было отменено в 1861 г.), а первая глава написана в 1864 г.

Поэма издавалась фрагментами. Пролог опубликовали в январе в газете «Современник» в 1865 г. Через время выходят и остальные части. Все это время мастерство писателя беспощадно критиковалось и подвергалась цензуре. В 70-х гг. Некрасов пишет основные главы произведения: «Пир на весь мир», «Крестьянка», «Последыш».

Он хотел описать намного больше, однако из-за быстрого развития заболевания не смог. Он был убежден, что такой святой человек, как Добросклонов, поможет Родине, которая погрязла в несправедливости и бедности. Невзирая на жесткие нападки критиков, он отстаивал свое правое дело до самой кончины.

Жанровая направленность

Описывая художественные особенности «Кому на Руси жить хорошо?», нужно отметить, что Некрасов называл произведение «эпопеей жизни обычных крестьян», и это была точная формулировка: жанр произведения — эпическая поэма.

В основе этого сочинения не один род литературы, а несколько — это эпическая и лирическая составляющая:

  1. Лирика. Произведение создано в стихах — это основная художественная особенность поэмы и свойство лирической составляющей. В тексте есть авторские отступления, способы выразительности и особенности разговора главных персонажей.
  2. Эпос. В истории страны в 60-е гг. происходило переломное время, тогда люди учились выживать в других обновленных условиях, когда отменили крепостничество. Этот сложный период и описал Некрасов, показывая все реалии без прикрас. Помимо этого, в произведении отмечается четкая сюжетная линия и большое количество самобытных персонажей, это указывает на масштабность поэмы, которая сравнима с романом. При этом произведение вобрало фольклор героических песен, которые повествуют о военных походах на врага.

Направление поэмы — реализм. Но писатель значительно увеличил эти границы, добавляя фольклорные и мистические элементы. Некрасов выбрал для произведения форму путешествия в качестве метафоры поиска смысла жизни, который пытается понять каждый читатель. Сюжет большинство биографов писателя сравнили со строением народного эпоса.

Структура поэмы

Николай Алексеевич дописывал поэму в ужасных муках, но все равно не смог завершить ее. Этим обусловлена беспорядочная композиция и большое количество ответвлений от сюжетной линии, поскольку книга восстанавливалась по черновикам его родными. Некрасов в последние дни уже не мог четко соблюдать изначальную концепцию своего шедевра.

Так, композиция сравнима только лишь с народным эпосом, она вырабатывалась вследствие творческого пути, а не заимствования какого-то знаменитого произведения:

  1. Экспозиция. Встреча семи мужиков — главных персонажей произведения.
  2. Завязка. Клятва не возвращаться в свой дом, пока не отыщут ответа на извечный вопрос.
  3. Основная глава состоит из большого количества автономных частей: автор знакомит с солдатом, который счастлив тем, что его не убили, с холопом, не стыдящимся его привилегией есть объедки из мисок господ, с бабкой с неуродившимся урожаем репки. Пока поиск счастья не продвигается, описан медленный, но в тоже время уверенный рост самосознания народа. Из случайных сцен складывается общая картина в стране: бедной, пьяной, но небезнадежной, которая стремится к лучшей судьбе.
  4. Кульминация. Самым счастливым человеком Некрасов описывает Добросклонова, который борется за счастье народа.
  5. Развязка. Заболевание не позволило Некрасову завершить свое творение. Даже те части, которые написал, были рассортированы его родными уже после его кончины. Нужно не забывать, что произведение не завершено, и это самое сложное литературное наследие писателя.
  6. Финал — «Пир на весь мир». Целую ночь поют бывшие крепостные о старой и новой эпохе.

Веретенников Павлуша

Веретенникова встретили мужики в селе Кузьминском, на ярмарке, он собиратель фольклора. Некрасов дает небогатую характеристику его внешности и не говорит о его происхождении: «Какого роду-звания, не знали мужики». Однако почему-то все зовут его барином. Это неопределенность необходима для того, чтобы образ Павлуши носил обобщенный характер. На фоне людей Веретенников выделяется своим беспокойством о судьбе русского народа. Он не равнодушный наблюдатель, как участники множества бездеятельных комитетов, которые обличает Яким Нагой. Некрасов подчеркивает доброту и отзывчивость героя тем, что уже первое его появление знаменуется бескорыстным поступком: Павлуша выручает крестьянина, покупающего ботиночки внучке. Неподдельная забота о народе располагает и путешественников к «барину».

Прототипом образа послужили этнографы-фольклористы Павел Рыбников и Павел Якушкин, участвующие в демократическом движении 60-х годов XIX века. Фамилия же принадлежит журналисту П.Ф. Веретенникову, который посещал сельские ярмарки и публиковал отчеты в «Московских ведомостях».

Краткое содержание

Семеро мужиков встретились на дороге и начали спорить, кому на Руси жить хорошо. Смысл произведения заключается в том, что они пытаются отыскать ответ на вопрос в пути, общаясь с людьми различных сословий. Так, главные персонажи пошли погулять, чтобы разрешить спор, но только переругались между собой и затеяли драку.

Ночью в лесу во время битвы у птички из гнезда выпадает птенец, и один из мужиков подбирает малыша. Собеседники сели возле костра и стали мечтать, чтобы у них также выросли крылья, и они обзавелись всем, что требуется для своего похода в поисках истины.

Птица пеночка была волшебной и в качестве вознаграждения за птенца поведала, как отыскать скатерть-самобранку, именно она обеспечит людей одеждой и пищей. Мужики нашли ее и устроили праздник, а во время его они поклялись отыскать ответ на вопрос вместе, но пока ни с кем из родственников не встречаться и домой не идти.

По пути они встретили крестьянку, священника, нищих, циркового Петрушку, надорвавшегося работника, дворянина Гаврилу, божьего странника Ляпушкина, честного человека Ермолу Гирина, сумасшедшего Последыша, но никто из этих людей не был счастливым.

Со всеми из них связывается полная история страданий. Основная цель похода достигается только тогда, когда путешественники встретили семинариста Гришу Добросклонова, он был счастлив собственным самозабвенным служением отчизне. Добрыми песнями он пытается вселить в людей надежду, этим и завершается произведение. Писатель пытался продолжить поэму, но не смог и дал его персонажам возможность обрести веру в будущее страны.

Ипат

Ипат — «холоп чувствительный», так называет его Некрасов, и в этой характеристике слышится ирония поэта. Смех этот персонаж вызывает и у странников, когда те узнают о его жизни. Ипат — гротескный персонаж, он стал воплощением верного лакея, барского холопа, который остался верен своему хозяину даже после отмены крепостного права. Он гордится и считает для себя великим благодеянием то, как барин его купал в проруби, запрягал в телегу, спас от смерти, на которую сам и обрек. Подобный персонаж не может вызывать у Некрасова даже сочувствия, только смех и презрение слышны со стороны поэта.

Описание персонажей

О героях произведения можно уверенно сказать, что это законченная система образов, упорядочивающая и структурирующая поэму. К примеру, в книге подчеркивается единство семи мужиков. В них нет индивидуальности, характера, а выражены общие черты народного сознания.

Описание главных героев:

  1. Гриша Добросклонов, сын дьяка. По характеру романтик, мыслитель, любит сочинять песни и петь их обычным людям. В них герой размышляет о судьбе страны. Хоть он и является идеалистом, у него жесткий характер, как и убеждение посвятить себя служению правде. Он счастлив пожертвовать собой идее и помочь России. Но Некрасов дает намек на то, что именно его ожидает сложная судьба. Государство не пытается услышать народный голос, оно хочет его заткнуть.
  2. Семеро мужиков являются бывшими крепостными из разных сел. Все выдвигают собственные домыслы, кому в России жить хорошо: государственному служащему, помещику, купцу, священнику, царю, боярину. В их образах описывается упорство, все показывают нежелание принимать какую-то сторону. Сила, храбрость и стремление к правде — это единственное, что у них общее. Их характер суров, но и жизнь не баловала их шиком, они постоянно гнули спину, работая на дворян, а после отмены крепостничества о них никто не позаботился. Так и ходили они по стране в поисках истины.
  3. Матрена Корчагина — крестьянка, ее соседи называли счастливицей за то, что она смогла отмолить у жены военачальника своего мужа. Но история девушки раскрывает не везение, а унижение. Женщина познала смерть своего ребенка, гнев свекрови, ежедневный тяжелый труд.
  4. Савелий Корчагин. Истинный богатырь, когда-то он убил немца-управляющего, беспощадно издевавшегося над собственными крепостными. Он гордый и мужественный, поплатился годами заключения в тюрьме. Вернувшись, он был уже ни к чему не пригоден, каторга сломила тело, но не волю, поскольку, как и до этого, он стоял за правду. Он несчастлив, поскольку за бунт расплатился свободой: после крестьянского восстания его подозревали в организации этого мероприятия, и Савелий был заключен в острог.
  5. Поп. Является представителем духовного сословия, сетующий на тяжелую участь священника. Он все время сталкивается с горем и бедностью, это печалит его сердце.

Главные герои в произведении многообразны и помогают полностью описать картинку быта и нравов той эпохи.

Корчагина Матрена Тимофеевна

Крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина — героиня, которой посвятил Некрасов всю третью часть поэмы. Вот как описывает ее поэт: «Осанистая женщина, лет тридцати осьми, широкая и плотная. Красива… глаза большие… сурова и смугла. На ней рубаха белая, да сарафан коротенький». Путешественников приводят к женщине ее слова. Матрена соглашается рассказать о своей жизни, если мужики помогут в жатве. Название этой главы («Крестьянка») подчеркивает типичность для русских женщин судьбы Корчагиной. А слова автора «не дело между бабами счастливую искать» подчеркивают бесплодность поисков странников.

Матрена Тимофеевна Корчагина родилась в непьющей, хорошей семье, и там жилось ей счастливо. Но после замужества она оказалась «в аду»: свекор — пьяница, свекровь суеверна, на золовку приходилось работать, не разгибая спины. С мужем Матрене еще повезло: он только раз ее побил, но все время, кроме зимы, он был на заработках. Поэтому за женщину некому было и заступиться, единственный, кто пытался ее защитить, — дедушка Савелий. Женщина терпит домогательства Ситникова, на которого нет управы, потому что он господский управляющий. Единственным утешением Матрены становится ее первый ребенок — Дема, но из-за недосмотра Савелия он гибнет: мальчика съедают свиньи.

Проходит время, у Матрены появляются новые дети, умирают от старости родители и дед Савелий. Самыми трудными становятся неурожайные годы, когда всей семье приходится голодать. Когда ее мужа, последнего заступника, забирают в солдаты вне очереди, она идет в город. Находит дом генерала и бросается в ноги его жене, прося заступиться. Благодаря помощи генеральши Матрена с мужем возвращаются домой. Именно после этого случая ее все считают счастливицей. Но и в будущем женщину ждут одни беды: ее старший сын уже в солдатах. Некрасов, подводя итог, говорит, что ключ от женского счастья давно потерян.

Тематика и проблематика

Главная тематика поэмы — свобода, которая столкнулась с проблемой того, что бывший крепостной не знает, что с этим делать и как адаптироваться к другим реальностям жизни.

Также писатель поднимает и другие проблемы:

  1. Родина. Россия хоть и описывается бедной и измученной, но все-таки великолепной страной с огромным будущим. Писатель жалеет Родину, посвятив себя ее улучшению. Это для Некрасова — народ, то есть его муза. Патриотизм особо выражен в финале произведения, когда странники нашли счастливого человека, который живет интересами общества.
  2. Труд. Он возвышает нищих персонажей писателя над суетой и пороками дворян. Праздность губит мещан, она превращает их в самодовольное ничтожество. При этом простой народ имеет действительно важный для общества навык — настоящую добродетель.
  3. Мистический мотив. Скатерть-самобранка — средство выразительности и поэтический символизм счастья. «Широкая дороженька» — открытое окончание произведения и основа сюжета.

Мораль поэмы состоит в том, что нужно работать во благо отчизны, не ругать страну, а помогать ей делом, поскольку словом помыкать очень просто, а по-настоящему что-то поменять сможет совершенно не каждый человек. Добросклонов песнями хотел объединить и сплотить общество, чтобы люди плечом к плечу могли встретить грядущие перемены.

Агап Петров

Агап — непокладистый и глупый мужик, по словам знающих его крестьян. А все потому, что Петров не желал мириться с добровольным рабством, на которое толкала крестьян судьба. Единственное, что могло его успокоить, — вино.

Когда его поймали, несшего бревно из барского леса, и обвинили в воровстве, он не выдержал и высказал хозяину все, что думает о реальном положении дел и жизни в России. Клим Лавин, не желая наказывать Агапа, инсценирует жестокую расправу над ним. А потом, желая утешить, поит его. Но унижение и чрезмерное пьянство приводят героя к тому, что утром он умирает. Такова плата крестьян за право открыто высказывать свои мысли и желание быть свободными.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Это произведение о народе и для народа. Стремясь создать произведение, понятное и близкое народу, поэт обратился к духовным сокровищам, созданным самим народом. Таким сокровищем явилось для поэта устное народное творчество. В нём, как в зеркале, отражается духовная жизнь народа, его мысли, надежды, быт. Некрасов называл народную поэзию «хранилищем русской народности» . К художественному творчеству народа поэт обращался в течение всей жизни. Об этом красноречиво говорят хотя бы такие его произведения, как «Мороз — Красный нос» , «Коробейники» , «Зелёный шум» и др.

Особенно высоко поэт ценил те произведения устного народного творчества, в которых звучали гнев, ненависть и протест крестьянства против векового угнетения и бесправия. Некрасов воспользовался народной поэзией не только для того, чтобы сделать свои произведения доступными народу, но и для того, чтобы показать необыкновенную талантливость народа, его духовную мощь, воздействовать на народ в демократическом духе.

Сам поэт был глубоким знатоком народного творчества. Много поэтических материалов хранилось в его записях, ещё большее богатство хранил он в своей удивительной памяти. Кроме того, Некрасов воспользовался сборниками народных сказок, песен, причитаний, загадок, пословиц и поговорок, собранных крупными учёными его времени: Рыбниковым, Барсовым, Далем, Афанасьевым и др.

В поэме использовано большое количество народных загадок. Таковы загадки про эхо, снег, мельницу, замок, топор, звёздное небо, вечерние тени, колосья и т. д. Чаще всего Некрасов даёт их вместе с отгадкой:
Проснулось эхо гулкое
Пришла весна — сказался
снег!
Никто его не видывал,
Он смирен до поры:
А слышать всякий слыхивал,
Летит — молчит, лежит —
Без тела — а живёт оно,
молчит,
Без языка — кричит.
Когда умрёт, тогда ревёт.

Поэма, главным героем которой является народ, и не могла быть написана иным языком. Некрасов восхищался силой, красотой и сочностью народного слова, «какого не придумаешь, хоть проглоти перо» . Народный язык, которым написана поэма, свидетельствовал о поэтической одарённости русского крестьянства, духовном величии народа — творца этого изумительного языка.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Некрасов
  • Художественное своеобразие поэмы Кому на Руси жить хорошо

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является выдающимся произведением Некрасова. Писатель соединил в своем произведении все темы своего творчества и проблемы, которые он освещал в других своих произведениях. Поэма была написана примерно через год после того, как крестьяне получили личную свободу. Это повлияло на жанровые особенности поэмы и задачи, поставленные перед автором.

«Кому на Руси жить хорошо» описывается как социально-философская поэма. Это первое произведение такого рода. Социальность поэмы выражается в том, что автор посвятил произведение острым социальным проблемам, которые возникли после освобождения крестьянства. Лишенные земли, крестьяне были вынуждены либо брать в долг, либо копить средства в течение долгого времени. Все это повлекло ухудшение уровня жизни людей. Философская ориентированность поэмы выражена в том, что автор ставит перед собой вопрос кому действительно хорошо жить в России. Он пытается переосмыслить понятия о природе, свободе, жизни, труде.

Отличает художественное своеобразие поэмы и ее композиция. Она состоит из глав, каждая из которых может стать сюжетом отдельной истории. Однако, сюжетные линии не отделены друг от друга, а связаны общим мотивом — мотивом дороги, пути, поиска. Эта особенность позволяет литератору художественно воссоздать исторический путь русского народа от крепостничества до свободы.

На художественное своеобразие произведения повлиял и фольклор, на который опирается писатель. Некрасов хочет натурально воссоздать крестьянскую жизнь и быт, поэтому использует характерную лексику. Народные мотивы сохраняют единство в поэме. Некрасов прибегает к жанровым особенностям былин, притч, сказаний, частушек и всех других жанров народной литературы. Это произведение пронизано русским духом.

Также одной из особенностей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» является тот факт, что Некрасов хочет, чтобы читатель также присоединился к творчеству, ведь любое фольклорное произведение изменялось в процессе передачи из уст в уста. Таким образом, это произведение требует активной творческой работы не только от писателя, но и от читателя. Только тогда можно будет понять посыл автора к читателям.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» очень сильно выделяется среди других произведений Некрасова, является итогом творческого пути литератора, уникальным и самобытным произведением.

История написания

Это одна из последних поэм Н. А. Некрасова. Ее создание происходило при уже очень серьезной болезни писателя — у него был диагностирован рак. Именно по этой причине произведение не окончено. Его по частичкам собрали родные автора и расставили все эпизоды в произвольном порядке, едва понимая, каково идейное изображение, особенности языка, противоречивость героев, жанровую композицию, как автор пытался обрисовать и охарактеризовать пейзаж, не понимая, в чем состоит своеобразие композиции этого произведения и как Некрасов умело пользуется эпитетами, создавая свою поэму, уже будучи сломленным смертельным заболеванием.

Писатель умирал в мучениях и все-таки ответил на вопрос, кому на Руси жить хорошо. Счастливцем был непосредственно поэт, поскольку преданно служил интересам обычных людей. Именно это поддерживало Некрасова в борьбе со смертельным заболеванием. Так, история произведения начинается вначале 60-х гг. XIX столетия, приблизительно в 1862 г. (крепостничество было отменено в 1861 г.), а первая глава написана в 1864 г.

Поэма издавалась фрагментами. Пролог опубликовали в январе в газете «Современник» в 1865 г. Через время выходят и остальные части. Все это время мастерство писателя беспощадно критиковалось и подвергалась цензуре. В 70-х гг. Некрасов пишет основные главы произведения: «Пир на весь мир», «Крестьянка», «Последыш».

Он хотел описать намного больше, однако из-за быстрого развития заболевания не смог. Он был убежден, что такой святой человек, как Добросклонов, поможет Родине, которая погрязла в несправедливости и бедности. Невзирая на жесткие нападки критиков, он отстаивал свое правое дело до самой кончины.

Художественные особенности поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Художественные особенности поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Свою поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов писал, руководствуясь одной целью – раскрыть истинную Россию, открыть её великолепие и какую-то временную потерянность, заставить людей смело смотреть в глаза настоящей жизни и стремиться к полному духовному единению со своей страной.

Образ этой страны – Руси-матушки – определяется некоторыми чертами, очень метко, объёмно и красочно раскрывающими её сущность.

Первой особенностью является бросающееся в глаза поражающее многообразие типов людей, так сильно связанных друг с другом национальной культурой и историей и настолько отдалённых друг от друга в действительной жизни. В произведении представлено множество народных типов: здесь и любящий искусство Яким Нагой, который во время пожара «сперва картиночки стал со стены срывать», и «разумная головушка» Павлуша Веретенников, изучающий русский народ, и бурмистр Клим, пьяница, который «работать не работает, с цыганами возжается, бродяга, коновал!», и вечная труженица Матрёна Тимофеевна, собирательный образ русской женщины-героини, и ещё бесконечное количество совершенно разных, но в то же время типичных жителей Руси.

Из этой первой особенности вытекает следующая – разнообразие речевое, обилие народных разговорных элементов, создающих ощущение живого общения за счёт применения полифонии. В главе «Пьяная ночь» рассказ крестьянина об изготовлении «прошения к начальнику губернии» внезапно перебивается окриком: «Эй, с возу куль упал!», акцент с которого быстро переходит на игриво-ласковое обращение к Олёнушке и т.д. Таким образом, складывается впечатление о присутствии весёлого, пёстрого народа, не прерывающего беседу ни на минуту.

И чтобы окончательно убедить читателя в правдоподобности своих образов, Некрасов прибегает к использованию, пожалуй, самого характеризующего и потому самого ценного способа – употреблению фольклорных элементов, причём самых разных: начиная со сказочных мотивов («Пока они гуторили,/ Вилась, кружилась пеночка/ Над ними: всё прослушала и человечьим голосом Пахому говорит…») и загадок («Замок – собачка верная:/ Не лает, не кусается,/ А не пускает в дом!») и заканчивая песнями, которые используются Некрасовым как выражение души народной: «Душа народная! Воссмейся ж наконец!».

Подводя итог, можно сказать, что Некрасову удалось нарисовать искреннюю, глубинную Русь благодаря его собственному пониманию и анализу жизни, которая нашла своё выражение в трёх ипостасях: народных типах, речевом богатстве и фольклорных мотивах.

Бархович Мария,

10 «А» класс, школа №467

Жанровая направленность

Описывая художественные особенности «Кому на Руси жить хорошо?», нужно отметить, что Некрасов называл произведение «эпопеей жизни обычных крестьян», и это была точная формулировка: жанр произведения — эпическая поэма.

В основе этого сочинения не один род литературы, а несколько — это эпическая и лирическая составляющая:

  1. Лирика. Произведение создано в стихах — это основная художественная особенность поэмы и свойство лирической составляющей. В тексте есть авторские отступления, способы выразительности и особенности разговора главных персонажей.
  2. Эпос. В истории страны в 60-е гг. происходило переломное время, тогда люди учились выживать в других обновленных условиях, когда отменили крепостничество. Этот сложный период и описал Некрасов, показывая все реалии без прикрас. Помимо этого, в произведении отмечается четкая сюжетная линия и большое количество самобытных персонажей, это указывает на масштабность поэмы, которая сравнима с романом. При этом произведение вобрало фольклор героических песен, которые повествуют о военных походах на врага.

Направление поэмы — реализм. Но писатель значительно увеличил эти границы, добавляя фольклорные и мистические элементы. Некрасов выбрал для произведения форму путешествия в качестве метафоры поиска смысла жизни, который пытается понять каждый читатель. Сюжет большинство биографов писателя сравнили со строением народного эпоса.

Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

1.Введение. Некрасов – великий русский писатель, который в своем творчестве затрагивал проблемы, близкие простому народу. Одно, из самых известных произведений писателя поэма «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов работал над поэмой долгих четырнадцать лет. Эти годы, интересный период в истории России. Время реформ, и перехода образа жизни, мышления от старого к новому. Это эпоха императора Александра второго, с его либеральными взглядами, отменой крепостного права и другими прогрессивными реформами.

2.Суть сюжета. В центре сюжета произведения – проблематика народного счастья. Каждый слой русского общества проблемы видит по-своему. Некрасов, удивительным образом строит свою поэму, раскрывая проблему фольклорной игрой. Он умело соотносит героев, исторические реалии, в которых они живут. Например, семь мужиков странников – это Россия, которая тронулась с места, войдя в эпоху реформ. Противоречия в поэме

3.Противоречия в поэме. В поэме мы можем видеть несколько образов, которые с одной стороны показаны в темном свете, а с другой в положительном. Например, противоречия крестьянства. С одно стороны показан народ труженик, с другой пьяница и невежда. Противоречия морали. С одной стороны духовность, поиски правды, с другой опять же невежество, неграмотность. И самое интересное противоречие смиренность и бунтарство.

4.Общественные идеи. Поэма отражает в себе идеи революционно-демократических сил. Хотя, в то же время автор эти идеи не разделяет. Его позиция несколько отличается от позиции народа. А образ Гриши Добросклонова является зеркалом Н.А Добролюбова.

5.Эволюция сюжета. В поэму «Кому на Руси жить хорошо» автор показывает эволюцию народного сознания на примере семи мужиков. Мужики от правды попа, Ермилы Гирина, Матрены Тимофеевны и Савелия приближаются к правде Гриши Добросклонова.

6.Жанровое своеобразие. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — представляет собой жанр критического реализма. Для причесления к этому жанру произведение имеет все признаки, такие как историзм, собирательный образ, фольклорные традиции. Ряд литературоведов, характеризуют произведения Некрасова как эпопею. Исследователи пришли к такому выводу, основываясь на том, что в поэме использованы традиции народного эпоса:

  • Фольклорная сказка
  • Былина
  • Песня
  • Притча
  • Легенда
  • Пословицы и поговорки.

Все эти жанры Некрасов использовал в своей поэме.

7.Итоги. Некрасов отлично показал веяния пост реформенной эпохи. Россия становилась на рельсы развития. Отмена крепостного права давала новые инструменты для перемен в стране. Но не всем нравились новые реформы, помещики, не хотели прощаться со старым укладом жизни, терять свои привилегии и накопления. Крестьяне, тоже не спешили принимать изменения. Их жизнь менялась до неузнаваемости, многие пасовали перед новыми вызовами. Автор показывает их переживания и чаянья.

Структура поэмы

Николай Алексеевич дописывал поэму в ужасных муках, но все равно не смог завершить ее. Этим обусловлена беспорядочная композиция и большое количество ответвлений от сюжетной линии, поскольку книга восстанавливалась по черновикам его родными. Некрасов в последние дни уже не мог четко соблюдать изначальную концепцию своего шедевра.

Так, композиция сравнима только лишь с народным эпосом, она вырабатывалась вследствие творческого пути, а не заимствования какого-то знаменитого произведения:

  1. Экспозиция. Встреча семи мужиков — главных персонажей произведения.
  2. Завязка. Клятва не возвращаться в свой дом, пока не отыщут ответа на извечный вопрос.
  3. Основная глава состоит из большого количества автономных частей: автор знакомит с солдатом, который счастлив тем, что его не убили, с холопом, не стыдящимся его привилегией есть объедки из мисок господ, с бабкой с неуродившимся урожаем репки. Пока поиск счастья не продвигается, описан медленный, но в тоже время уверенный рост самосознания народа. Из случайных сцен складывается общая картина в стране: бедной, пьяной, но небезнадежной, которая стремится к лучшей судьбе.
  4. Кульминация. Самым счастливым человеком Некрасов описывает Добросклонова, который борется за счастье народа.
  5. Развязка. Заболевание не позволило Некрасову завершить свое творение. Даже те части, которые написал, были рассортированы его родными уже после его кончины. Нужно не забывать, что произведение не завершено, и это самое сложное литературное наследие писателя.
  6. Финал — «Пир на весь мир». Целую ночь поют бывшие крепостные о старой и новой эпохе.

Художественные особенности «Кому на Руси жить хорошо»

Художественные особенности. Поэма Некрасова должна была стать «народной книгой»;, а потому она во многом ориентируется на традиции народного творчества. Сказочен сюжет и завязка поэмы, на мотивах народной сказки построен «Пролог»;. Здесь использованы такие традиционные сказочные образы, как скатерть-самобранка, волшебная коробочка, птичка, говорящая «человечьим голосом»;, ска­зочные речевые обороты («шли долго ли, коротко ли»;, «по вашему хо­тению, по моему велению»;), символика числа семь («семь мужиков»;).

Подготавливая

материал для поэмы, Некрасов собирал подлин­ные народные песни, но использовал их творчески, производя тща­тельный отбор и обработку текста. Так в «Крестьянке»; поэт исполь­зует причитания (похоронные плачи) знаменитой сказительницы Ирины Федосовой (причитание Матрены Тимофеевны над телом Демушки). Звучат здесь и свадебные причитания невесты, и лю­бовные, лирические, семейно-бытовые песни. Песенные образы и ритмы пронизывают всю художественную ткань поэмы. Так в части «Пир — на весь мир»; звучит множество песен, написанных Некра­совым в народном стиле («Барщинная»;, «Голодная»;, «Солдатская»;),

В таком контексте подлинно народными выглядят и песни Гриши Добросклонова, органично впитавшие фольклорную стилистику, но при этом основанные на острой социальной проблематике («Русь»;),

Использует Некрасов и другие фольклорные жанры. Так в повест­вовании о Савелии заметны отзвуки былины о Святогоре, а в основе вставного рассказа «О двух великих грешниках»; лежит легенда о Ку­деяре. В состав поэмы введено огромное количество пословиц, погово­рок, загадок, поверий, примет, живущих в сознании русского народа. Например: «Высоко Бог, далеко царь»;, «И гнется, да не ломится»;; «И рад бы в рай, да дверь-то где?»;; «Замок — собачка верная: не лает, не кусается, а не пускает в дом»;; «Всю жизнь свою ты кланялся»; — топор; «Он смирен до поры»; — снег; «Илья-пророк по ней гремит-катается на колеснице огненной»;, «В рот яблока до Спаса не беру»;.

Иногда поэт придает новый смысл образам народной поэзии. Так в известной пословице говорится: «Есть у Бога топоры, да ле­жат до поры»;. У Некрасова она получает остро социальное звуча­ние: «Да наши топоры Лежали до поры»;.

Вся поэма изобилует образными словами и выражениями, харак­терными для народной речи («доведать»;, «смеючись»;), а в речи как автора, так и героев часто встречаются яркие запоминающиеся афо­ризмы («Клейменый, да не раб»;, «Мужик что бык: втемяшится в башку какая блажь — колом ее оттудова не выбьешь»;). Также Не­красов использует характерные приемы народной поэзии: постоян­ные эпитеты («ветры буйные»;, «очи ясные»;, «добрый молодец»;», «горе лютое»;); повторы («полным-полно»;, «рад-радешенек»;, «ругательски ругается»;); отрицательные сравнения («Не ветры веют буйные, не мать-земля колышется — шумит, поет, ругается, качается, валяется, дерется и целуется у праздника народ»;).

Не только по языку, образной системе, но и по ритму поэма на­поминает фольклорные произведения. Так в поэме используется нерифмованный стих, близкий к народному, который в разнооб­разных эпизодах и сценах умело вплетается в основной ритмиче­ский рисунок. Большая часть поэмы написана трехстопным ямбом, своеобразие которому придают два безударных слога в окончании многих стихов. Этот стих лишен рифмы, но богат внутренними созвучиями — повторами слов, перекличкой гласных и согласных звуков. Такой стих стал художественным открытием Некрасова. Он прекрасно передает все разнообразие живой народной речи, его песни, присказки и поговорки.

В это поразительное многоголосье органично вплетаются и другие стилистические пласты: сказочно-повествовательная манера сменя­ется сатирико-обличительной, лирико-драматический рассказ — ре­волюционной публицистикой, — но ведущей остается народно­поэтическая стихия. Поэт утверждал: «Важен в поэме стиль, отве­чающий теме»;. Вся поэма — великолепное подтверждение этого за­вета, оставленного неподражаемым мастером стиха.

Глоссарий:

  • художественные особенности поэмы кому на руси жить хорошо
  • художественные особенности кому на руси жить хорошо
  • особенности поэмы кому на руси жить хорошо
  • художественное своеобразие поэмы кому на руси жить хорошо
  • особенности жанра кому на руси жить хорошо

Краткое содержание

Семеро мужиков встретились на дороге и начали спорить, кому на Руси жить хорошо. Смысл произведения заключается в том, что они пытаются отыскать ответ на вопрос в пути, общаясь с людьми различных сословий. Так, главные персонажи пошли погулять, чтобы разрешить спор, но только переругались между собой и затеяли драку.

Ночью в лесу во время битвы у птички из гнезда выпадает птенец, и один из мужиков подбирает малыша. Собеседники сели возле костра и стали мечтать, чтобы у них также выросли крылья, и они обзавелись всем, что требуется для своего похода в поисках истины.

Птица пеночка была волшебной и в качестве вознаграждения за птенца поведала, как отыскать скатерть-самобранку, именно она обеспечит людей одеждой и пищей. Мужики нашли ее и устроили праздник, а во время его они поклялись отыскать ответ на вопрос вместе, но пока ни с кем из родственников не встречаться и домой не идти.

По пути они встретили крестьянку, священника, нищих, циркового Петрушку, надорвавшегося работника, дворянина Гаврилу, божьего странника Ляпушкина, честного человека Ермолу Гирина, сумасшедшего Последыша, но никто из этих людей не был счастливым.

Со всеми из них связывается полная история страданий. Основная цель похода достигается только тогда, когда путешественники встретили семинариста Гришу Добросклонова, он был счастлив собственным самозабвенным служением отчизне. Добрыми песнями он пытается вселить в людей надежду, этим и завершается произведение. Писатель пытался продолжить поэму, но не смог и дал его персонажам возможность обрести веру в будущее страны.

Художественные особенности поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова

Поэма Некрасова должна была стать «народной книгой», а потому она во многом ориентируется на традиции народного творчества. Сказочен сюжет и завязка поэмы, на мотивах народной сказки построен «Пролог». Здесь использованы такие традиционные сказочные образы, как скатерть-самобранка, волшебная коробочка, птичка, говорящая «человечьим голосом», ска­зочные речевые обороты («шли долго ли, коротко ли», «по вашему хо­тению, по моему велению»), символика числа семь («семь мужиков»).

Подготавливая материал для поэмы, Некрасов собирал подлин­ные народные песни, но использовал их творчески, производя тща­тельный отбор и обработку текста. Так в «Крестьянке» поэт исполь­зует причитания (похоронные плачи) знаменитой сказительницы Ирины Федосовой (причитание Матрены Тимофеевны над телом Демушки). Звучат здесь и свадебные причитания невесты, и лю­бовные, лирические, семейно-бытовые песни. Песенные образы и ритмы пронизывают всю художественную ткань поэмы. Так в части «Пир — на весь мир» звучит множество песен, написанных Некра­совым в народном стиле («Барщинная», «Голодная», «Солдатская»), В таком контексте подлинно народными выглядят и песни Гриши Добросклонова, органично впитавшие фольклорную стилистику, но при этом основанные на острой социальной проблематике («Русь»),

Использует Некрасов и другие фольклорные жанры. Так в повест­вовании о Савелии заметны отзвуки былины о Святогоре, а в основе вставного рассказа «О двух великих грешниках» лежит легенда о Ку­деяре. В состав поэмы введено огромное количество пословиц, погово­рок, загадок, поверий, примет, живущих в сознании русского народа. Например: «Высоко Бог, далеко царь», «И гнется, да не ломится»; «И рад бы в рай, да дверь-то где?»; «Замок — собачка верная: не лает, не кусается, а не пускает в дом»; «Всю жизнь свою ты кланялся» — топор; «Он смирен до поры» — снег; «Илья-пророк по ней гремит-катается на колеснице огненной», «В рот яблока до Спаса не беру».

Иногда поэт придает новый смысл образам народной поэзии. Так в известной пословице говорится: «Есть у Бога топоры, да ле­жат до поры». У Некрасова она получает остро социальное звуча­ние: «Да наши топоры / Лежали до поры».

Вся поэма изобилует образными словами и выражениями, харак­терными для народной речи («доведать», «смеючись»), а в речи как автора, так и героев часто встречаются яркие запоминающиеся афо­ризмы («Клейменый, да не раб», «Мужик что бык: втемяшится в башку какая блажь — колом ее оттудова не выбьешь»). Также Не­красов использует характерные приемы народной поэзии: постоян­ные эпитеты («ветры буйные», «очи ясные», «добрый молодец»», «горе лютое»); повторы («полным-полно», «рад-радешенек», «ругательски ругается»); отрицательные сравнения («Не ветры веют буйные, не мать-земля колышется — шумит, поет, ругается, качается, валяется, дерется и целуется у праздника народ»). Материал с сайта //iEssay.ru

Не только по языку, образной системе, но и по ритму поэма на­поминает фольклорные произведения. Так в поэме используется нерифмованный стих, близкий к народному, который в разнооб­разных эпизодах и сценах умело вплетается в основной ритмиче­ский рисунок. Большая часть поэмы написана трехстопным ямбом, своеобразие которому придают два безударных слога в окончании многих стихов. Этот стих лишен рифмы, но богат внутренними созвучиями — повторами слов, перекличкой гласных и согласных звуков. Такой стих стал художественным открытием Некрасова. Он прекрасно передает все разнообразие живой народной речи, его песни, присказки и поговорки.

В это поразительное многоголосье органично вплетаются и другие стилистические пласты: сказочно-повествовательная манера сменя­ется сатирико-обличительной, лирико-драматический рассказ — ре­волюционной публицистикой, — но ведущей остается народно­поэтическая стихия. Поэт утверждал: «Важен в поэме стиль, отве­чающий теме». Вся поэма — великолепное подтверждение этого за­вета, оставленного неподражаемым мастером стиха.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • художественный мир в поэме кому на руси жить хорошо
  • особенности языка поэмы кому на руси жить хорошо
  • кому на руси жить хорошо ее идейно художественные особенности
  • народно поэтический эпитет у Некрасова
  • художественные особенности кому на руси жить хорошо

Описание персонажей

О героях произведения можно уверенно сказать, что это законченная система образов, упорядочивающая и структурирующая поэму. К примеру, в книге подчеркивается единство семи мужиков. В них нет индивидуальности, характера, а выражены общие черты народного сознания.

Описание главных героев:

  1. Гриша Добросклонов, сын дьяка. По характеру романтик, мыслитель, любит сочинять песни и петь их обычным людям. В них герой размышляет о судьбе страны. Хоть он и является идеалистом, у него жесткий характер, как и убеждение посвятить себя служению правде. Он счастлив пожертвовать собой идее и помочь России. Но Некрасов дает намек на то, что именно его ожидает сложная судьба. Государство не пытается услышать народный голос, оно хочет его заткнуть.
  2. Семеро мужиков являются бывшими крепостными из разных сел. Все выдвигают собственные домыслы, кому в России жить хорошо: государственному служащему, помещику, купцу, священнику, царю, боярину. В их образах описывается упорство, все показывают нежелание принимать какую-то сторону. Сила, храбрость и стремление к правде — это единственное, что у них общее. Их характер суров, но и жизнь не баловала их шиком, они постоянно гнули спину, работая на дворян, а после отмены крепостничества о них никто не позаботился. Так и ходили они по стране в поисках истины.
  3. Матрена Корчагина — крестьянка, ее соседи называли счастливицей за то, что она смогла отмолить у жены военачальника своего мужа. Но история девушки раскрывает не везение, а унижение. Женщина познала смерть своего ребенка, гнев свекрови, ежедневный тяжелый труд.
  4. Савелий Корчагин. Истинный богатырь, когда-то он убил немца-управляющего, беспощадно издевавшегося над собственными крепостными. Он гордый и мужественный, поплатился годами заключения в тюрьме. Вернувшись, он был уже ни к чему не пригоден, каторга сломила тело, но не волю, поскольку, как и до этого, он стоял за правду. Он несчастлив, поскольку за бунт расплатился свободой: после крестьянского восстания его подозревали в организации этого мероприятия, и Савелий был заключен в острог.
  5. Поп. Является представителем духовного сословия, сетующий на тяжелую участь священника. Он все время сталкивается с горем и бедностью, это печалит его сердце.

Главные герои в произведении многообразны и помогают полностью описать картинку быта и нравов той эпохи.

Тематика и проблематика

Главная тематика поэмы — свобода, которая столкнулась с проблемой того, что бывший крепостной не знает, что с этим делать и как адаптироваться к другим реальностям жизни.

Также писатель поднимает и другие проблемы:

  1. Родина. Россия хоть и описывается бедной и измученной, но все-таки великолепной страной с огромным будущим. Писатель жалеет Родину, посвятив себя ее улучшению. Это для Некрасова — народ, то есть его муза. Патриотизм особо выражен в финале произведения, когда странники нашли счастливого человека, который живет интересами общества.
  2. Труд. Он возвышает нищих персонажей писателя над суетой и пороками дворян. Праздность губит мещан, она превращает их в самодовольное ничтожество. При этом простой народ имеет действительно важный для общества навык — настоящую добродетель.
  3. Мистический мотив. Скатерть-самобранка — средство выразительности и поэтический символизм счастья. «Широкая дороженька» — открытое окончание произведения и основа сюжета.

Мораль поэмы состоит в том, что нужно работать во благо отчизны, не ругать страну, а помогать ей делом, поскольку словом помыкать очень просто, а по-настоящему что-то поменять сможет совершенно не каждый человек. Добросклонов песнями хотел объединить и сплотить общество, чтобы люди плечом к плечу могли встретить грядущие перемены.

Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась Некрасовым на закате его жизни. Автор не успел завершить свой труд, но и в том виде, в котором поэма дошла до читателей, она поражает величием своего замысла. Читателю открывается жизнь пореформенной Руси во всех сферах – крестьянской, помещичьей, духовной. Стремление Некрасова как можно полнее изобразить уклад хорошо известной ему крестьянской жизни и определил художественное своеобразие «Кому на Руси жить хорошо».

Работа над поэмой продолжалась около 14 лет – и неудивительно, ведь Некрасову пришлось обработать огромное количество материала. В 1860-е годы население России находилось как раз в так называемом «эпопейном» состоянии – переломным моментом послужила отмена крепостного права. Старые традиции ломались и отходили в прошлое, а новое еще не успело возникнуть. И для того, чтобы изобразить это время во всей его полноте, требовалась смелость гения, который, по словам критика Белинского, видел в поэме «подвиг целой жизни своей».

Самое главное, что показывает в своей поэме Некрасов – это идейное своеобразие того времени. Несмотря на то, что отмена крепостного права была долгожданным событием, она не могла осуществиться в один момент. Зажиточная часть населения – помещики, духовенство, болезненно относилась к потере своих доходов и своей власти. Крестьяне же перед лицом перемен оказались растеряны. Кто-то из них стремился вернуться к старому, рабскому, но зато привычному укладу жизни, а большинство осталось столь же бесправным, как и до реформы. Русь представляла собою огромное взволнованное море, и Некрасову требовалось изобразить эту картину.

Для реализации своего замысла автор выбирает жанр поэмы-эпопеи, в которой проявляются как философские, так и социальные черты – и в этом тоже состоит особенность поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Жанр произведения определил сюжет и композицию поэмы. Традиционная для эпопеи форма путешествия оказалась очень удобной для Некрасова, потому что с ее помощью он сумел провести читателя по всей России. Художественное пространство поэмы расширялось автором практически безгранично – помимо навещенных странниками деревень в произведение вводятся рассказы персонажей о Питере, Астрахани, Киеве. Туда крестьяне ездили на заработки. Временное пространство также не ограничено изображением исключительно пореформенной Руси. Дед Савелий вспоминает русско-турецкую войну 1828 г., поп рассказывает мужиками о временах старообрядцев. Упоминаются разные исторические и полуисторические персонажи – Иван Сусанин, фельдмаршал Блюхер, разбойник Кудеяр. Так время и пространство в поэме становятся всеобъемлющими, позволяя показать Русь не в одну из минут ее жизни, а в широком временном срезе.

Еще одной особенностью поэмы становится ее фрагментарность. Семь странников объединяют между собою разрозненные части произведения, но их линия в поэме не главная. Здесь звучит масса голосов, перед читателем проходит не один десяток лиц. Каждый эпизод мог бы послужить сюжетом для отдельного текста, но все вместе они складываются в полную картину русской жизни.

Помимо жанрового своеобразия произведения, нельзя забывать и о специфике поэтики. Она также соотносится с жанром эпопеи: стремясь воссоздать неповторимую атмосферу крестьянской жизни, Некрасов опирается в основном на фольклорные мотивы. Отсюда вытекают особенности стиля поэмы – это причудливое сочетание литературной, разговорной речи и фольклорных элементов. Среди художественных средств, использованных в поэме, можно выделить большое количество эпитетов и сравнений, характерных для народного поэтического творчества. Также Некрасов вплетает в текст поэмы, как в прямом, так и в художественно трансформированном виде, отрывки из песенного фольклора – свадебные и похоронные песни, использует сюжеты былин и народных легенд, вводит в текст около семидесяти пословиц и загадок.

Связь поэмы с фольклором не ограничивается использованием в ней фольклорных элементов. Некрасов изменяет всю ритмическую организацию стиха. Свободный и гибкий язык поэмы, с легкостью включающий в себя весь диапазон народной речи – от задорных шуток до причитаний, назван исследователями «гениальной находкой Некрасова». Проведя огромную исследовательскую работу, автор смог использовать в речи поэмы особенности отдельных народных говоров: большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов, изменение окончаний слов на диалектные, напевность и мягкость народной речи. Нельзя забывать также и о специфическом народном юморе, которым так богата поэма.

Можно сделать вывод, что в «Кому на Руси жить хорошо» художественные особенности определены замыслом поэмы и не могут рассматриваться отдельно от него. Благодаря своему огромному таланту, а также кропотливой и длительной работе с материалом Некрасов сумел справиться с поставленной перед собой задачей и создал целостную картину пореформенной Руси.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Алина Вишневская

    13/17

  • Джамшед Саматов

    14/17

  • Светлана Щепоткиной

    13/17

  • Pretty Sweet

    11/17

  • Алхазурова Луиза

    17/17

  • Ирина Шадрина

    16/17

  • Ярослав Чешуин

    17/17

  • Аврора Сигмонд

    11/17

  • Хамис Гасанбекова

    16/17

  • Егор Таликин

    13/17