Юнкерсы налетели внезапно бомбы разорвались сочинение егэ

Содержание

  1. Анализ рассказа Одна ночь Быкова сочинение
  2. Сочинение 2
  3. Также читают:
  4. Картинка к сочинению Анализ рассказа Одна ночь Быкова
  5. Популярные сегодня темы
  6. Василь Быков «Одна ночь»
  7. Оставьте свой комментарий
  8. Подарочные сертификаты
  9. Одна ночь читать онлайн бесплатно
  10. Краткое содержание Дожить до рассвета Быкова
  11. Быков. Все произведения
  12. Дожить до рассвета. Картинка к рассказу
  13. Сейчас читают
  14. Краткое содержание Быков Сотников
  15. Быков. Все произведения
  16. Сотников. Картинка к рассказу
  17. Сейчас читают

Анализ рассказа Одна ночь Быкова сочинение

Василь Владимирович Быков был одним из известных отечественных писателей. На протяжении всей своей творческой карьеры писал в основном на военную тематику, описывая реалистические события. Поэтому произведение «Одна ночь» напрямую связанна с тяжелыми буднями военной жизни. Пишет о страшной силе войны и как беззащитны люди перед ней.

Главным героем его рассказа становиться обычный гражданин с добрым сердцем. Его дома ждет жена и дети, но у него не осталось выбора. Он пошел их защищать.

Автор сумел со всей жестокостью описать бесчеловечность войны. Страх и ненависть движут людьми, и подталкивают их на жестокие поступки.

Василий Владимирович, являлся писателем фронтовиком. Он настолько ясно умел описать происходящую картину, страшной и кровавой войны, что становилось от прочитанного жутко. Но принимал чью-то сторону. Он просто высказывал свое мнение и показывал свои эмоции и душевные переживания. Таким образом давая возможность читателю оценить происходящую ситуацию самостоятельно и сделать соответствующие выводы.

Автор настолько тонко сумел в своем произведении: «Одна ночь», раскрыть настоящие облик людей. Показать их поведение в экстремальных ситуациях. Он своим творчеством помогает понять читателям суровую правду о военных событиях. Поэтому и на сегодняшний день его рассказы остаются актуальными и пользуются спросом среди читателей.

Сочинение 2

Произведение относится к прозаическим сочинениям писателя, в центре которых рассматриваются человеческие судьбы в период жестокой и кровопролитной Великой Отечественной войны.

Главным героем рассказа является русский солдат по имени Иван Волока, который по сюжетной линии оказывается во время боевых действий в заброшенном подвальном помещении, заваленным грудой обвалившихся под артиллерийским обстрелом стен здания. Вместе с Иваном под завалами оказывается раненый немец Фриц Хагеман, придавленный бетонной плитой.

Повествовательное содержание на всем своем протяжении ставит главного героя перед жизненным выбором, выражающегося в отражении логики человеческого поведения в экстремальных ситуациях, обнажая его внутренние душевные противоборства.

Композиционная структура рассказа «Одна ночь» представляет собой симметричное, зеркальное построение, при этом писатель использует прием разделения текста небольшими абзацами в виде одного предложения, подчеркивая хаотичность излагаемых действий и быстроту смены событий.

Смысловая нагрузка произведения заключается в изображении автором жестокости, бесчеловечности войны, ставящей людей в безвыходные ситуации, заставляя ощущать жгучую ненависть и ужасающий страх.

Оказавшись замурованными вдвоем в заваленном подвале, Иван неосознанно помогает немцу выбраться из-под плиты и оказывает первую медицинскую помощь в полученном ранении. Затем случайные попутчики всю ночь пытаются найти способ освобождения из каменной тюрьмы, а, оказавшись на свободе, Волока, движимый чувством самосохранения, не раздумывая, убивает соратника по несчастью, поскольку наверху их встречают гитлеровцы.

Писатель передает душевные переживания главного героя как обычного простого человека, внутренние ощущения которого преобладают над патриотическим солдатским духом, когда встреча с врагом должна закончиться боем, а не задушевными беседами.

Авторский замысел ставит двух людей, являющихся в этот период смертельными врагами, в рамки ситуации, в которой оба понимают, что между ними есть общие, единые чувства, поскольку и тот, и другой вынуждены принимать участие в этой военной мясорубке, оставив на произвол судьбы собственные семьи.

Вынуждая в финале рассказа своего главного героя осуществить убийство товарища по несчастью, писатель демонстрирует механические и бесчеловечные черты войны, существа, которое неприемлемо для разума человека и его сущности, поскольку война рождает в человеке панику, слепую жестокость, страх, преследуя одну единственную цель в виде многочисленных смертей.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Одна ночь Быкова

Популярные сегодня темы

Грибоедов Александр Сергеевич написал «Горе от ума» около двухсот лет назад. Но, оно остается актуальным в наши времена. Он придумал таких персонажей, которые существуют сейчас. Один из героев

Основным персонажем произведения является Александр Коновалов, представленный писателем в образе странствующего босяка, отличающегося меланхоличностью натуры.

Произведение является одной из составных частей прозаического цикла писателя под названием «Записки охотника», рассматривающей в качестве основной тематики человеческие взаимоотношения, возникающие между мужчиной и женщиной.

Произведение представляет собой по жанровой направленности эпический роман, основной тематикой которого является изображение буржуазного общества в виде изображения объемной

Сразу начну свое сочинение с того, в мире современных технологий, невозможно представить свою жизнь без виртуальной реальности. Сейчас, у каждого из нас есть мобильный телефон с выходом в интернет

Источник

Василь Быков «Одна ночь»

специалист в области арт-терапии

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Василь Быков
«Одна ночь»

(опыт прочтения
и истолкования рассказа)

Какими словами вы могли бы охарактеризовать стиль писателя, манеру его повествования на первых страницах рассказа?
Лаконизм,
динамичность,
бесстрастность,
телеграфный стиль

Композиция рассказа
Авианалет (экспозиция).
Первый завал (завязка действия).
Знакомство.
Второй завал.
Выход (кульминация).
Отчаяние Ивана (развязка).

Рассказ имеет «зеркальную» композицию.

Как меняется отношение Волоки к немцу?

Немец, враг, сволочь, гадина, проклятый, собака, недобитый гитлеровец, пожилой, усталый и немало перестрадавший человек, незлой человек, сообщник и друг, неплохой немец, товарищ, человек, Фриц Хагеман.

Что общего у Ивана и Фрица?
Имя в его понимании
Мирная профессия
Тоска по семье и детям
Место в солдатском строю
Следы от ранений осколками
Познания в языках друг друга
Страх перед спецслужбами
Недоверие к агитации противника
Общая беда и спасительный подвал
Ненависть к войне и любовь к жизни

Где и когда
происходит действие рассказа?
Каков его главный конфликт?
Рассказ лишен конкретного указания на место и время происходящего события, потому что оно носит вненациональный, общечеловеческий характер.
Конфликт основан на столкновении взаимоисключающих чувств солдата, стремящегося уничтожить врага, и человека, спасающего жизнь тому, кто попал в беду.

В чем заключена идея рассказа?
Лев Толстой:
«Война – противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

placeholder

placeholder

placeholder

a loader

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

1198 00076497 cfe65966

Каждый третий школьник отстает в учебе

Время чтения: 3 минуты

1301 00075278 31acf5aa

Около 680 тысяч выпускников сдадут ЕГЭ по русскому языку 3 и 4 июня

Время чтения: 2 минуты

0158 000767df f3ec50b8

Раннее начало пар негативно сказывается на успеваемости студентов

Время чтения: 2 минуты

0181 00076808 9906dfa9

Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект

Время чтения: 1 минута

0fb1 00074f28 6be39429

Просмотр телевизора ухудшает когнитивные функции

Время чтения: 3 минуты

012d 0007542c e97dcd8b

В России создадут «белый интернет» для школьников

Время чтения: 1 минута

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

no cover

Одна ночь читать онлайн бесплатно

«Юнкерсы» налетели внезапно.

Бомбы разорвались за оградой.

Земля со вздохом, тяжело содрогнулась, тугая горячая волна ударила Волоку в спину, что-то коротко и звонко звякнуло рядом, и сразу же улица, дома и вязы в сквере окутались клубами серой пыли.

«Полутонные, не меньше», — подумал Волока, сплевывая песок. Вокруг по тротуару, в сквере и на мостовой брякали обломки камней, шлепались слитки асфальта, взметнув высоко в воздух, не спеша просеивалась туча земли, и в ней, медленно оседая, густо мельтешила листва акаций. Где-то вверху простучал пулемет, тотчас от серого исцарапанного осколками здания брызнула штукатурка, и большая, с бобовый струк, желтая пуля, цокнув по камням, бешено завертелась на тротуаре. На очередном заходе снова ревели пикировщики.

Надо было бежать дальше.

В сквере среди еще не осевшей пыли уже замелькали полусогнутые пропотевшие спины бойцов, кто-то перескочил через решетку ограды и бросился на противоположную сторону улицы. По темной латке на плече Волока узнал сержанта, командира отделения из их взвода. Обрадованный, что впереди есть свой человек, боец вскочил и, пригнувшись, пустился следом.

— немец выпустил из рук карабин и упал лицом на мостовую. Его новенькая, меченная альпийской эмблемой каска, громко звякая, криво покатилась по тротуару.

Куда исчез задний, Волока не увидел.

Вокруг грохотали взрывы, где-то со стоном рушилось здание, в подворотню хлынули клубы рыжей кирпичной пыли. Волока пригнулся, перескочил через откинутую руку немца, на которой еще дергались костистые с перстнями пальцы, и сунулся в настежь раскрытую дверь. Внутрь и вниз тут сбегали ступеньки, в спешке Волока промахнулся ногой и торчком полетел в темноту. Опережая его, в полумраке загремел его автомат.

Так боец очутился в подвале.

Немец не удержался, свалился наземь, но руками успел охватить Волоку за голову. Иван напрягся, пытаясь вырваться, но напрасно. Враг все ниже пригибал его голову и, шаркая по полу подкованными сапогами, старался одолеть его. Но Иван, уже придя в себя от испуга, уцепился за одежду немца и, нащупав подошвами опору, всем телом толкнул врага.

Они оба тяжело рухнули на пол. Иван, задыхаясь от боли в подвернутой шее, почувствовал, как что-то под ним хрустнуло. Он теперь оказался наверху и, перебирая в темноте ногами, искал надежной опоры. Через минуту, а может и меньше, он с трудом высвободил голову и, сделав сильный рывок, распластал немца на полу. Еще не совсем уверенно, Иван почувствовал, что сильнее врага, только, видно, тот был проворнее или, может, моложе, ибо не успел боец поймать в темноте его цепкие руки, как те снова ухватили Волоку за горло.

Иван только крякнул от боли, в глазах блеснул желтый огонь. На минуту он обмяк, отчаянно захрипел, а немец, извернувшись, перекинул в сторону ноги и очутился наверху.

— А-а-а! Сволочь! Ы-ых. — хрипел Иван.

Он инстинктивно вцепился в руки, сжимавшие его шею, пытаясь во что бы то ни стало разомкнуть их, не дать цепким пальцам сдавить горло. После долгих судорожных усилий ему удалось оторвать одну руку, но вторая тотчас сползла ниже и ухватила за воротник его застегнутой гимнастерки.

Боец задыхался, Грудь распирало удушье; казалось, вот-вот хрустнут горловые хрящи, помутилось сознание, и Волоку охватил испуг оттого, что вот так нелепо дает умертвить себя. В нечеловеческом отчаянии он уперся в пол коленями, напрягся и обеими руками резко вывернул в сторону одну, более мешавшую руку немца. Воротник гимнастерки затрещал, что-то глухо брякнулось о пол, немец засопел; бешено зашаркали по бетону его подкованные сапоги.

— И-и-и-э-э! — мычал немец, и Волока чувствовал, что побеждает.

Его противник заметно сбавил напор и только оборонялся, хватаясь за ожесточившиеся Ивановы руки. Волоке, однако, очень мешала сумка с дисками, которая попала под немца и ремнем, как на привязи, держала бойца. Волока снова утратил опору, куда-то пропала стена, ноги скребли по скользкому полу. Но он изо всех сил держался наверху и не выпускал из рук немца, который вдруг захрипел, рванул Ивановы руки, раз и второй, напрягся, стукнулся о бетон головой и неистово забился всем телом. Однако Иван приналег плечом, удерживая пятерней горло, и сдавил.

В этот момент наверху что-то стряслось.

Грохот, однако, скоро утих, но тело Волоки было сковано такой тяжестью, что нельзя было шевельнуться, и только в сознании билась короткая удивленная мысль: «Жив!» Но не было воздуха, и он задыхался от сернистого тротилового смрада, песка и пыли. Почувствовав, что задыхается, Иван рванулся из уготованной ему могилы, невероятным усилием что-то сдвинул с себя, хватил глоток воздуха и раскрыл запорошенные песком глаза.

Удивительно, как он уцелел.

Вокруг уже не было прежней темноты, вместе с нею исчезла прохлада, было душно, и повсюду громоздились кирпичные и бетонные груды. Сначала Волоке показалось, что взрывом его отбросило куда-то в сторону от того места, где он дрался с немцем, но, вглядевшись в сумерки, боец узнал засыпанные щебенкой ступени, с которых он совсем недавно скатился сюда. Их было только шесть снизу, повыше, упершись ребром в лестницу, застряла рухнувшая с потолка бетонная глыба, наглухо загородившая выход. С другой стороны, наискось врезавшись концом в заваленный кирпичом пол, лежала причудливо изогнутая взрывом ржавая двутавровая балка. Упади она всего на каких-нибудь полметра ближе, вряд ли довелось бы теперь Волоке видеть ее.

Источник

Краткое содержание Дожить до рассвета Быкова

Война оставила незабываемый след в сердцах людей. Поэмы, стихи, рассказы повествуют нам события тех времен. Нынешняя молодежь должна помнить героические поступки наших дедов и прадедов и с уважением относиться к людям, которые освободили нашу страну от врага.

К числу таких творений относится и повесть «Дожить до рассвета», в которой говорится о молодом лейтенанте, внесшем свою небольшую лепту в освобождении родины от фашистских захватчиков.

Бойцы идут дальше, но практически многие устали и стали отставать. Это беспокоит Ивановского. А вдруг по времени они не успеют к назначенному месту. Солдаты подходят к небольшому селению, но собаки обнаруживают их, и им приходится вступить в бой. Здесь лейтенанта ранят в ногу, но он никому об этом не говорит, а самостоятельно незаметно оказывает себе помощь. Другого же тяжелораненого бойца военным приходится нести за собой.

Наконец солдаты прибыли к цели и увидели, что база немцев пуста. Фашисты перевезли все в другое место. Какая досада охватила лейтенанта! Столько погибших напрасно товарищей и впустую потраченного времени! Ивановский не сдается и решает выполнить приказ до конца.

Пробираясь к своим, Пивоваров погибает, и лейтенант остается один. В отчаянии он ясно представлял, что в таком состоянии он ничего не сделает, но должен отомстить немцам за убитых однополчан.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Быков. Все произведения

Дожить до рассвета. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Как-то раз надумал чижик жениться. Был он простодушен и добр, служил интендантом и дослужился до звания майора, сколотив попутно небольшое состояние. Бережливость и неприхотливость приумножали доходы

Повесть начинается в доме у князей Приклонских. Пожилая княгиня с дочерью Марусей пытаются уговорить молодого князя, Егора, брата Маруси, перестать проматывать последние деньги семьи

Роман известной писательницы М.М.Додж дает нам представление о чести в юношеском возрасте. Действие происходит в Нидерландах в начале 19 века и начинается с момента, где описывается семейство Брук.

События разворачиваются в немецком городе Любеке. Роман начинается в 1835 году с переезда уважаемой семьи торговцев Будденброков в новый дом. Семью возглавляют старый Иоганн Будденброк и его жена Антуанетта

Очень давно на плоскогорье, окруженном опасными пропастями и скалами жил мирный народ. Также давно, много веков назад, взобрались на горы сильные люди с Юга, закованные в тяжелые железные доспехи

Источник

Краткое содержание Быков Сотников

Зима. По полю, соблюдая осторожность, идут артиллерист Сотников и пехотинец Рыбак. В партизанском отряде закончились продукты. Их задача – найти провизию у местного населения. Сотников идет все медленнее. Он болен, душит кашель. Сотников занемог еще в отряде, но не признался в этом командиру. Самолюбие и упрямство – думал Рыбак. В ближайшей деревне зашли к старосте. Тот, с уверениями в поддержке своих людей, выделил партизанам овцу. Сотников и Рыбак отправились дальше.

Со всех сторон просматривающееся поле. Слышен скрежет саней. Виден перелесок. Надо бежать и прятаться. Рыбаку и Сотнику приказывают остановиться. Рыбак бежит – надо спасать провизию. Ослабевший Сотников от головокружения падает. Слыша приближающиеся голоса, он стреляет в темноту. Сотников ранен в ногу. Его волнует вопрос – добрался ли Рыбак до укрытия и спасены ли продукты. Преследователи, потеряв Сотникова в сумерках, отстали.

Рыбак возвращается за Сотниковым. Вместе они приходят в дом с четырьмя детьми. Девочка девяти лет кормит партизан картошкой. Принято решение оставить Сотникова здесь. Пришедшая хозяйка, обзывавшаяся на деревне Демичихой, принимает мужчин за фашистов. Поняв, что это русские солдаты, оказывает помощь Сотникову.

Рыбак замечает полицаев, идущих прямо в дом Демичихи. Партизаны прячутся на чердаке. Взяв водку, полицаи развернулись к двери и остановились, услышав тяжелый кашель. Сотникова и Рыбака арестовывают. Хватают и женщину.

Сотникова мучает мысль, что по его вине пострадали другие люди. Его допрашивают и пытают. Попытки следователя узнать хоть какие-нибудь сведения ничего не дают. Рыбак ведет себя на допросе услужливо, во всех деталях рассказывая обо всем, что интересует следователя. Рыбак получает предложение стать полицаем в том случае, если его данные подтвердятся. В подвале Рыбак видит истерзанного Сотникова и радуется, что избежал данной участи.

Утро. Всех находившихся у немцев в подвале выстраивают на казнь. Это Сотников; Рыбак; Демичиха; староста, отдавший овцу и девочка – еврейка.

Рыбак обращается к немцу с согласием послужить Германии. Сотникову стыдно. Стыдно за поступок Рыбака, стыдно, что из-за него пострадало столько хороших людей. Он думает, что не может винить Рыбака за его решение.

На виселице приготовлено пять петель. Встать на чурбачок Сотникову помогает Рыбак. Он же и отталкивает его ослабевшими от страха руками после того как петля оказалась на шее партизана.

Казнь свершилась. Рыбак, подчиняясь приказу, встает в общий строй полицаев. Надежда убежать и добраться до партизан растаяла при взгляде на него местного крестьянина, проезжавшего мимо.

Возврата в прошлую жизнь у Рыбака больше нет.

На примере двух характеров, долгое время находящихся по одну сторону нравственности и морали, повесть учит тому, что даже в самой бесчеловечной ситуации можно и нужно оставаться человеком.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Быков. Все произведения

Сотников. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В произведении «Флаги на башнях», созданном советским писателем Антоном Макаренко, описываются послереволюционные события в России.

Однажды ученица четвертого класса Люся у себя на даче встречает барсука, который умеет разговаривать, да и сам очень похож на человека. Зверек рассказывает ей, что он является директором

Основным персонажем является бывший репортер, который лишился должности. Он смотрит на свои вырезки из газет, которым 10 лет. Все эти годы, как он считал были годами притворства

Роман Алексея Николаевича Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» был завершен автором в конце двадцатых годов прошлого века. Жанр романа – фантастика с элементами, присущими годам написания.

В романе Вильгельм Телль показаны непростые времена, когда происходило становление Швейцарии. Страна была поделена на три кантона, которыми управляли наместники императора.

Источник

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ рассказа Одна ночь Быкова

Василь Владимирович Быков был одним из известных отечественных писателей. На протяжении всей своей творческой карьеры писал в основном на военную тематику, описывая реалистические события. Поэтому произведение «Одна ночь» напрямую связанна с тяжелыми буднями военной жизни. Пишет о страшной силе войны и как беззащитны люди перед ней.

Главным героем его рассказа становиться обычный гражданин с добрым сердцем. Его дома ждет жена и дети, но у него не осталось выбора. Он пошел их защищать.

В мечтах у Ивана Волока — если умирать, то как герой. Оказавшись под завалинами в подвале. Он там находит раннего и обессиленного немца. Он становиться перед трудным выбором: убить его или помиловать.

Но добрая душа его не дала убить беззащитного и безоружного человека. Иван оказал ему помощь. И вместе с ним выбрался с темного подвала. У него были, только одни мысли в голове, хоть бы не умереть в нем. А то что же это за геройская смерть.

Выбрался на свободу вместе с врагом. Он не собирался его убивать, но сложившаяся ситуация предвещала обратное. Немец направился бежать к своим и звать на помощь, и Иван его убил. Правильно поступил главный герой или нет, осуждать его не стоит, и даже поэт не осуждает его поступка в своем произведении. Единственно, что он постоянно ссылался на его молодость. Иван таким образом он выполнил свой гражданский долг перед Родиной.

Автор сумел со всей жестокостью описать бесчеловечность войны. Страх и ненависть движут людьми, и подталкивают их на жестокие поступки.

Василий Владимирович, являлся писателем фронтовиком. Он настолько ясно умел описать происходящую картину, страшной и кровавой войны, что становилось от прочитанного жутко. Но принимал чью-то сторону. Он просто высказывал свое мнение и показывал свои эмоции и душевные переживания. Таким образом давая возможность читателю оценить происходящую ситуацию самостоятельно и сделать соответствующие выводы.

Автор настолько тонко сумел в своем произведении: «Одна ночь», раскрыть настоящие облик людей. Показать их поведение в экстремальных ситуациях. Он своим творчеством помогает понять читателям суровую правду о военных событиях. Поэтому и на сегодняшний день его рассказы остаются актуальными и пользуются спросом среди читателей.

Время и место происходящих событий

Как было сказано выше, действие рассказа происходит во время Великой Отечественной войны. Автор не называет город, где разворачиваются события, но это не столь важно. Это могло произойти на территории СССР или за его пределами, так как описываются события 1944 или 1945 года.

полное содержание «Одна ночь» Быков В.

В это время немцы понимали, что молниеносно захватить СССР у них не получится. Советские войска теснили их на Запад, но враг отчаянно сопротивлялся. Очень достоверно описывает сцену боя Василь Быков.

«Краткие содержания произведений: «Одна ночь»» – такую фразу может написать человек, причем иностранец, который только начал изучать русский язык. Российский же школьник озаглавит свое изложение в соответствии со всеми правилами языка: «Краткое содержание произведения «Одна ночь»». Вот и мы постараемся сейчас его описать.

Василь Быков слушать все книги автора по порядку

Василь Быков Василь Быков — все книги автора в одном месте слушать по порядку полные версии на сайте онлайн аудио библиотеки knigiaudio.org

Василь Быков — В тумане отзывы

Отзывы слушателей о книге В тумане, исполнитель: Юрий Богатырев. Читайте комментарии и мнения людей о произведении. Уважаемые читатели и просто посетители нашей библиотеки! Просим Вас придерживаться определенных правил при комментировании литературных произведений.

Надеемся на Ваше понимание и благоразумие. С уважением, администратор knigiaudio.org.

Обстрелы с воздуха, бой на земле

Василь Быков «Одна ночь»

В небе показались «Юнкерсы» – немецкие самолеты. Гул железных машин был слышен издалека, Самолеты бомбили город – позиции советских солдат. Один из них – артиллерист Иван Волока – знал, что нужно бежать в безопасное место. Он спешил за своими товарищами по оружию, видел издалека их спины.

Быков краткие содержания произведений «Одна ночь»

Волока увидел сержанта и кинулся за ним, но тут грянул взрыв. Когда дым немного рассеялся, в подворотне солдат увидел двух немцев. Думать было некогда, артиллерист нажал на спусковой крючок своего автомата. Под градом пуль один немец упал, так и не успев выстрелить из своего карабина. Куда делся второй противник, Иван не успел заметить и побежал дальше. Он увидел открытую дверь подвала, решил спуститься туда, но стремительно полетел вниз, так как промахнулся ногой мимо ступени. Об этом написано почти в начале рассказа, который назвал Быков «Одна ночь». Краткое содержание опишет этот напряженный момент.

ЛитЛайф

«Юнкерсы» налетели внезапно.

Бомбы разорвались за оградой.

Земля со вздохом, тяжело содрогнулась, тугая горячая волна ударила Волоку в спину, что-то коротко и звонко звякнуло рядом, и сразу же улица, дома и вязы в сквере окутались клубами серой пыли.

«Полутонные, не меньше», — подумал Волока, сплевывая песок. Вокруг по тротуару, в сквере и на мостовой брякали обломки камней, шлепались слитки асфальта, взметнув высоко в воздух, не спеша просеивалась туча земли, и в ней, медленно оседая, густо мельтешила листва акаций. Где-то вверху простучал пулемет, тотчас от серого исцарапанного осколками здания брызнула штукатурка, и большая, с бобовый струк, желтая пуля, цокнув по камням, бешено завертелась на тротуаре. На очередном заходе снова ревели пикировщики.

Надо было бежать дальше.

В сквере среди еще не осевшей пыли уже замелькали полусогнутые пропотевшие спины бойцов, кто-то перескочил через решетку ограды и бросился на противоположную сторону улицы. По темной латке на плече Волока узнал сержанта, командира отделения из их взвода. Обрадованный, что впереди есть свой человек, боец вскочил и, пригнувшись, пустился следом.

— немец выпустил из рук карабин и упал лицом на мостовую. Его новенькая, меченная альпийской эмблемой каска, громко звякая, криво покатилась по тротуару.

Куда исчез задний, Волока не увидел.

Вокруг грохотали взрывы, где-то со стоном рушилось здание, в подворотню хлынули клубы рыжей кирпичной пыли. Волока пригнулся, перескочил через откинутую руку немца, на которой еще дергались костистые с перстнями пальцы, и сунулся в настежь раскрытую дверь. Внутрь и вниз тут сбегали ступеньки, в спешке Волока промахнулся ногой и торчком полетел в темноту. Опережая его, в полумраке загремел его автомат.

Так боец очутился в подвале.

Немец не удержался, свалился наземь, но руками успел охватить Волоку за голову. Иван напрягся, пытаясь вырваться, но напрасно. Враг все ниже пригибал его голову и, шаркая по полу подкованными сапогами, старался одолеть его. Но Иван, уже придя в себя от испуга, уцепился за одежду немца и, нащупав подошвами опору, всем телом толкнул врага.

Они оба тяжело рухнули на пол. Иван, задыхаясь от боли в подвернутой шее, почувствовал, как что-то под ним хрустнуло. Он теперь оказался наверху и, перебирая в темноте ногами, искал надежной опоры. Через минуту, а может и меньше, он с трудом высвободил голову и, сделав сильный рывок, распластал немца на полу. Еще не совсем уверенно, Иван почувствовал, что сильнее врага, только, видно, тот был проворнее или, может, моложе, ибо не успел боец поймать в темноте его цепкие руки, как те снова ухватили Волоку за горло.

Иван только крякнул от боли, в глазах блеснул желтый огонь. На минуту он обмяк, отчаянно захрипел, а немец, извернувшись, перекинул в сторону ноги и очутился наверху.

— А-а-а! Сволочь! Ы-ых. — хрипел Иван.

Он инстинктивно вцепился в руки, сжимавшие его шею, пытаясь во что бы то ни стало разомкнуть их, не дать цепким пальцам сдавить горло. После долгих судорожных усилий ему удалось оторвать одну руку, но вторая тотчас сползла ниже и ухватила за воротник его застегнутой гимнастерки.

Боец задыхался, Грудь распирало удушье; казалось, вот-вот хрустнут горловые хрящи, помутилось сознание, и Волоку охватил испуг оттого, что вот так нелепо дает умертвить себя. В нечеловеческом отчаянии он уперся в пол коленями, напрягся и обеими руками резко вывернул в сторону одну, более мешавшую руку немца. Воротник гимнастерки затрещал, что-то глухо брякнулось о пол, немец засопел; бешено зашаркали по бетону его подкованные сапоги.

— И-и-и-э-э! — мычал немец, и Волока чувствовал, что побеждает.

Его противник заметно сбавил напор и только оборонялся, хватаясь за ожесточившиеся Ивановы руки. Волоке, однако, очень мешала сумка с дисками, которая попала под немца и ремнем, как на привязи, держала бойца. Волока снова утратил опору, куда-то пропала стена, ноги скребли по скользкому полу. Но он изо всех сил держался наверху и не выпускал из рук немца, который вдруг захрипел, рванул Ивановы руки, раз и второй, напрягся, стукнулся о бетон головой и неистово забился всем телом. Однако Иван приналег плечом, удерживая пятерней горло, и сдавил.

В этот момент наверху что-то стряслось.

Грохот, однако, скоро утих, но тело Волоки было сковано такой тяжестью, что нельзя было шевельнуться, и только в сознании билась короткая удивленная мысль: «Жив!» Но не было воздуха, и он задыхался от сернистого тротилового смрада, песка и пыли. Почувствовав, что задыхается, Иван рванулся из уготованной ему могилы, невероятным усилием что-то сдвинул с себя, хватил глоток воздуха и раскрыл запорошенные песком глаза.

Схватка

Волока упал, наткнулся на чьи-то сапоги и понял, что это второй немец. Противник схватил Ивана за голову и стал пригибать ее к полу. Но советский солдат изловчился и повалил врага на пол. Схватка продолжалась с переменным успехом. На какое-то время противник одержал верх и начал душить артиллериста. Подробнее ознакомиться с этим напряженным моментом можно, прочитав оригинал, то есть полное содержание. «Одна ночь» (Быков В.) – произведение неоднозначное. За короткое время два человека из непримиримых врагов превратились в товарищей, но затем опять стали противниками.

А пока идет схватка между двумя людьми. Иван оказался сильнее, он душил немца и тот уже стал хрипеть, но в этот момент наверху разорвался снаряд. Волока отпустил врага, так как на них посыпались обломки, пыль и рухнули перекрытия подвала.

Всё это описал автор в первой главе своего рассказа, которому дал название Быков «Одна ночь». Краткое содержание, вслед за сюжетом, переходит ко второй главе.

война в рассказе Василия Быкова «Одна ночь»

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Маленький принц Экзюпери
    «Маленький принц» – самое известная работа талантливого французского автора, публициста и летчика Антуана де Сента-Экзюпери. Произведение входит в список обязательной школьной литературы
  • Сочинение в форме путевого очерка Про путешествие
    Этим летом мы ездили в гости к бабушке и дедушке, которые живут очень далеко от нас. Папа с мамой готовились к этому дню заранее, купили билеты и подарки родственникам, а я собирала свои вещи.
  • Чацкий и фамусовское общество сочинение
    Александр Сергеевич Грибоедов в своей сатирической комедийной пьесе «Горе от ума» наглядно описывает общество дворянин начала XIX века. В образе главного героя, Александра Андреевича Чацкого перед читателями предстает молодой благородный человек
  • Гоголь
  • Сочинение на тему Правильное питание
    Правильное питание, пожалуй, самая избитая тема нашей современности. За каждым углом мы постоянно слышим о новейших разработках в области диетологии.

В каменном мешке

Волока, очнувшись, почувствовал, что его тело сковано, – его завалило щебенкой и песком. Высвободившись, он стал искать выход из подвала, но его из-за взрыва завалило каменными обломками и кирпичом. Иван пытался отодвинуть тяжелую плиту, но у него не получалось.

Волока был уверен, что немца уже нет в живых, но вдруг увидел испуганные глаза противника, которого присыпало щебенкой. Вот в такие условия поселил действующих героев рассказа Василь Быков. Одна ночь – это то недолгое время, за которое каждый из них сможет понять, что второй – такой же человек, как и он, – вовсе не плохой.

Сначала Иван хотел убить врага, как до этого в разное время расправился с тремя немцами. Но в лежащего беспомощного человека выстрелить не смог.

Немец стонал, ноги его зажала бетонная плита. Ивану стало жалко противника, и он с трудом, но убрал с него эту тяжесть. О чём же далее рассказывает в своем произведении Быков («Одна ночь»)? Краткое содержание следующего эпизода приведено далее.

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ModernLib.Net

«Юнкерсы» налетели внезапно.

Бомбы разорвались за оградой.

Земля со вздохом, тяжело содрогнулась, тугая горячая волна ударила Волоку в спину, что-то коротко и звонко звякнуло рядом, и сразу же улица, дома и вязы в сквере окутались клубами серой пыли.

«Полутонные, не меньше», — подумал Волока, сплевывая песок. Вокруг по тротуару, в сквере и на мостовой брякали обломки камней, шлепались слитки асфальта, взметнув высоко в воздух, не спеша просеивалась туча земли, и в ней, медленно оседая, густо мельтешила листва акаций. Где-то вверху простучал пулемет, тотчас от серого исцарапанного осколками здания брызнула штукатурка, и большая, с бобовый струк, желтая пуля, цокнув по камням, бешено завертелась на тротуаре. На очередном заходе снова ревели пикировщики.

Надо было бежать дальше.

В сквере среди еще не осевшей пыли уже замелькали полусогнутые пропотевшие спины бойцов, кто-то перескочил через решетку ограды и бросился на противоположную сторону улицы. По темной латке на плече Волока узнал сержанта, командира отделения из их взвода. Обрадованный, что впереди есть свой человек, боец вскочил и, пригнувшись, пустился следом.

— немец выпустил из рук карабин и упал лицом на мостовую. Его новенькая, меченная альпийской эмблемой каска, громко звякая, криво покатилась по тротуару.

Куда исчез задний, Волока не увидел.

Вокруг грохотали взрывы, где-то со стоном рушилось здание, в подворотню хлынули клубы рыжей кирпичной пыли. Волока пригнулся, перескочил через откинутую руку немца, на которой еще дергались костистые с перстнями пальцы, и сунулся в настежь раскрытую дверь. Внутрь и вниз тут сбегали ступеньки, в спешке Волока промахнулся ногой и торчком полетел в темноту. Опережая его, в полумраке загремел его автомат.

Так боец очутился в подвале.

Немец не удержался, свалился наземь, но руками успел охватить Волоку за голову. Иван напрягся, пытаясь вырваться, но напрасно. Враг все ниже пригибал его голову и, шаркая по полу подкованными сапогами, старался одолеть его. Но Иван, уже придя в себя от испуга, уцепился за одежду немца и, нащупав подошвами опору, всем телом толкнул врага.

Они оба тяжело рухнули на пол. Иван, задыхаясь от боли в подвернутой шее, почувствовал, как что-то под ним хрустнуло. Он теперь оказался наверху и, перебирая в темноте ногами, искал надежной опоры. Через минуту, а может и меньше, он с трудом высвободил голову и, сделав сильный рывок, распластал немца на полу. Еще не совсем уверенно, Иван почувствовал, что сильнее врага, только, видно, тот был проворнее или, может, моложе, ибо не успел боец поймать в темноте его цепкие руки, как те снова ухватили Волоку за горло.

Иван только крякнул от боли, в глазах блеснул желтый огонь. На минуту он обмяк, отчаянно захрипел, а немец, извернувшись, перекинул в сторону ноги и очутился наверху.

— А-а-а! Сволочь! Ы-ых. — хрипел Иван.

Он инстинктивно вцепился в руки, сжимавшие его шею, пытаясь во что бы то ни стало разомкнуть их, не дать цепким пальцам сдавить горло. После долгих судорожных усилий ему удалось оторвать одну руку, но вторая тотчас сползла ниже и ухватила за воротник его застегнутой гимнастерки.

Боец задыхался, Грудь распирало удушье; казалось, вот-вот хрустнут горловые хрящи, помутилось сознание, и Волоку охватил испуг оттого, что вот так нелепо дает умертвить себя. В нечеловеческом отчаянии он уперся в пол коленями, напрягся и обеими руками резко вывернул в сторону одну, более мешавшую руку немца. Воротник гимнастерки затрещал, что-то глухо брякнулось о пол, немец засопел; бешено зашаркали по бетону его подкованные сапоги.

— И-и-и-э-э! — мычал немец, и Волока чувствовал, что побеждает.

Его противник заметно сбавил напор и только оборонялся, хватаясь за ожесточившиеся Ивановы руки. Волоке, однако, очень мешала сумка с дисками, которая попала под немца и ремнем, как на привязи, держала бойца. Волока снова утратил опору, куда-то пропала стена, ноги скребли по скользкому полу. Но он изо всех сил держался наверху и не выпускал из рук немца, который вдруг захрипел, рванул Ивановы руки, раз и второй, напрягся, стукнулся о бетон головой и неистово забился всем телом. Однако Иван приналег плечом, удерживая пятерней горло, и сдавил.

Человеческое сострадание

Немец сел и стал осматривать свою поврежденную ногу, из нее текла кровь. Он приложил платок, но тот быстро промок. Тогда Волока отдал ему свой перевязочный пакет. Противник улыбнулся Ивану и поблагодарил того на своем языке.

Пока немец бинтовал ногу, Иван рассмотрел его. Это был немолодой человек с залысинами, морщинами, щетиной. Тот посмотрел на спасителя, но долго они не смогли глядеть друг на друга, так как наверху опять начался бой, нужно было выбираться из западни. Этим заканчивает вторую главу своего произведения Быков – «Одна ночь». Краткое содержание это рассказа продолжаем излагать дальше.

Почти друзья

Иван попытался отодвинуть верхнюю плиту, чтобы выбраться из подвала, но одному это было сделать не под силу. Тогда на помощь пришел немец, и они попытались сделать это вдвоем, но не смогли. Зато Волока услышал, что немец немного знает русский язык. Тот пояснил, что его учила этому русская девушка.

Потом Иван поделился с новым приятелем табаком, они оба закурили и познакомились. Немца звали Фриц Хагеман, он был тоже столяром, как и советский солдат. Это сплотило узников, появилась еще одна общая тема для разговора.

Теперь у Ивана уже не было больше ненависти к немцу. Он понял – тот такой же человек, как и он. Фриц показал товарищу по несчастью фотографию, где был виден его красивый домик, жена и трое детей.

Волока предложил Хагеману сдаться в плен, когда они выберутся, но тот отказался. Он сказал, в лагере его могут убить, что в Сибирь он не хочет. Но Фриц осудил войну и Гитлера, который начал это кровопролитие.

Волока рассказал, что он из колхоза и стал разубеждать немца в том, что живёт бедно. Затем мужчины вновь попытались разобрать завал, но тяжелый обломок упал на Волоку.

Быков, «Одна ночь»: краткое содержание последней главы

Бетонная глыба сильно придавила солдата. В забытье ему казалось, что он лежит голой спиной на колючем жнивье и в тело впивается осот. Еще ему очень хотелось пить и кто-то дал солдату живительную влагу. Это был Фриц, который напоил Ивана.

Но через какое-то время Волока вновь впал в забытье или уснул. Когда он пришел в себя, почувствовал, что на лбу лежит приятная влажная повязка. Это Хагеман позаботился о товарище по несчастью. Иван поднялся.

Быков «Одна ночь» кратко

После этого они нашли в потолке проем и выбрались наружу. Вдруг Иван услышал немецкую речь – однополчане звали Фрица. Тот побежал к ним. Иван окрикнул Хагемана, но он не остановился. Тогда Волока дал по нему автоматную очередь, как пишет автор, из-за того, что Иван не желал «отдать врагам этого человека». У Фрица не было выбора, он швырнул в недавнего друга гранату, тот упал, но успел нажать на пусковой крючок автомата. Немец упал замертво.

Волока остался жив и побежал к своим. Этим заканчивает свой рассказ Быков. «Одна ночь» кратко может быть пересказана именно так. При прочтении оригинала и краткого содержания еще отчетливее понимаешь, что войн, в которых гибнут люди, не должно быть. Ведь сами по себе, большинство из них – хорошие, в иных обстоятельствах могли бы стать друзьями, но вынуждены преследовать и убивать друг друга.

Влияние войны на человека (По тексту Ю.Бондарева) (ЕГЭ по русскому)

Как влияет на человека война? Такую проблему ставит Ю.Бондарев в тексте.

Автор рассказывает о том, насколько меняется жизнь людей, прошедших войну. Ю.Бондарев противопоставляет военную обстановку мирной жизни, в которой «солнце казалось…праздничным», а герой был молодым и сильным, чтобы показать, как перестраивается мировоззрение человека. Автор сострадает тому, кому пришлось «ощутить треск пулемётной очереди, убивающей жизнь». Ю.Бондарев подчеркивает, что раньше для героя «все смерти и слёзы были чужими. », а в войну он почувствовал «огненное дыхание смерти» и понял, что «мир…зыбок».

Ю.Бондарев не выражает прямо свою точку зрения, но подводит читателя к мысли о том, что люди на войне заново «узнавали мир вместе с человеческим мужеством и страданиями».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Автор показывает, что человек, прошедший войну будет помнить ее ужасы, но в то же время начнет ценить и любить жизнь, мир и «праздничное солнце».

Я согласна с автором. Действительно, война – жестокое испытание, которое заставляет по-другому взглянуть на мир. Те, кто пережил смерти, слезы и страх, полюбят жизнь сильнее других, но навсегда сохранят в своем сердце перенесенную боль.

В рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов лишается на войне своей семьи. Он проходит через ужасы концлагеря, душит предателя, который хотел выдать русских офицеров. Автор подчеркивает, что сердце Соколова «сжимается» от боли, которую приносит война. Когда Андрей встречает сироту и решает усыновить ребенка, его охватывает любовь и надежда. Соколов чувствует, что у него «сердце отходит, становится мягче». Война искалечила душу героя настолько, что его оно «окаменело с горя».

В романе-эпопее «Война и мир» показано влияние войны на героев. Андрей Болконский мечтает о славе и подвигах, он не понимает, что война – ужасное испытание, приносящее смерть и боль. Герой считает своим кумиром Наполеона, но все меняется после Аустерлицкого сражения. Раненый Болконский видит над собой «бесконечное небо» и осознает, что его стремления были неправильными, потому что семья и любовь – главные ценности жизни. Наполеон становится в глазах Андрея «маленьким, ничтожным человеком». Болконский понимает ценность жизни, когда чувствует близость смерти.

Итак, становится ясно, что война меняет взгляды человека на жизнь и смерть. Люди, прошедшие через лишения, испытавшие страх и боль, начинают ценить мир и любовь.

Источник

Сочинение ЕГЭ. По тексту Бондарева о войне.

Юрий Бондарев пишет о войне и о совсем молодых ребятах, ушедших на фронт.

Одна из проблем, поставленных автором в тексте, — это проблема человеческой памяти.

Писатель рассказывает о своём поколении, которое защищало Родину во время Великой Отечественной войны. Он говорит о тех, кто мечтал вернуться в довоенный мир, где «все смерти и слёзы были чужими», где светило яркое праздничное солнце и жили любовь и радость молодости. В тот мир, в котором не было «жёстких чёрных красок», который обогревал всех добротой, радостью, ожиданием любви. Автор подчёркивает, как хорошо было им, молодым, жить под мирным небом.

Далее Бондарев пишет о другом мире, где обжигает своим огненным дыханием смерть. Здесь совсем по-другому воспринимается окружающее. Солнце не радует: то оно пропадает в чёрно-багровой завесе дыма, то обещает лётную погоду, а значит, налетят «юнкерсы», то равнодушно и беспощадно освещает недавнюю безрадостную картину боя. Писатель отмечает, что именно здесь его поколение узнавало жизнь «вместе с человеческим мужеством и страданиями».

Данные примеры из текста показывают, какая судьба досталась на долю тем, кто ушёл на фронт совсем молодым, «недолюбив, не докурив последней папиросы», как писал поэт-фронтовик Николай Майоров в своём стихотворении «Мы».

Автор утверждает, что «не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время».

Нельзя не согласиться с такой позицией автора. Война – это не только сражения, наступления, поражения и победы. Война – это прежде всего люди, которые идут в бой, поют на привалах песни, страдают от ран, гибнут на поле боя. А сколько молодых ушло на фронт! Они мечтали вернуться в «солнечный довоенный мир», но узнали, что «мир и прочен, и зыбок». За четыре года войны они пережили столько, что «этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям».

В заключение хотелось бы обратиться к своим сверстникам: «Помните о людях, которые строили для вас города, сажали леса и сады, воевали за мирное небо над головой. Помните, что вы не одни на этом свете. Что были, есть и будут те, кто достоин называться Людьми и останется в нашей памяти».

Источник

О ВОЙНЕ (по тексту Ю. Бондарева)

Война…Такое короткое, но ёмкое слово. Оно наводит страх и ужас даже на тех, кто на ней никогда не бывал. Именно об этом пишет Ю. Бондарев.

В тексте, предложенном для анализа, автор поднимает проблему влияния войны на человека. Он повествует о радистке Верочке, “тоненькой, синеглазой”, которая безжалостно застрелила пленного немца. И все молодые бойцы, влюблённые в девушку, увидели перед собой суровую и неразумную особу, разом зачеркнувшую и жизнь беззащитного пленного, и усилия разведчиков, добывших “языка” и надеявшихся на ценную информацию от него. “После того наша общая влюблённость, восхищение мальчишек сменились чувством брезгливой жалости, отвращением”. Этими словами автор подтверждает мысль о том, что война ожесточает людей, убивает в них самые ценные человеческие качества: милосердие и сострадание.

По моему мнению, проблема, поднятая писателем, значима и в наши дни. Далеко не каждый способен в трудной ситуации сохранить спокойствие, не поддаться вспышке гнева, не потерять своё достоинство.

Автор глубоко убеждён, что война будит в человеке не только благородные, но и низменные чувства: озлобленность, жестокость, способность убить безоружного.

Действительно, писатель прав в том, что война меняет человека, ожесточает его. Как правило, на войне люди забывают о гуманности и милосердии. Ими движет страх и желание мести.

Однако и на войне есть место благородству. Примером здесь может служить герой повести В. Кондратьева “Сашка”. Добрый и душевно чистый парень не может расстрелять пленного врага. Он ведёт его в штаб, надеясь,что командиры сдержат обещание – гарантируют жизнь сдавшимся в плен.

Самое поразительное то, что и враги способны на милосердные поступки. Именно об этом пишет А. Адамович в рассказе “Немой”. Во время войны одну из белорусских деревень каратели должны были сжечь, но немец по имени Франц не может погубить Полину и её мать – хозяев дома, где он жил. Он убивает наставника-фашиста и вместе с женщинами прячется в погребе. Когда приходят советские войска, Полина представляет немца немым братом, спасая его, как когда-то Франц спас их.

Итак, вывод очевиден: война не проходит бесследно. Она оставляет в руинах не только города и сёла, но и души, и судьбы людей. И так важно подняться из этих руин, сохранив себе Человека!

Источник

От анализа текста — к сочинению

Продолжаем публиковать цикл занятий по подготовке к ЕГЭ (точнее, к сочинению в части С), разработанный нашим давним автором Нелли Михайловной Пащук. Предлагаемые занятия придут на помощь словеснику, желающему не просто натаскивать на экзамен, но продолжать формировать у ученика осмысленный навык создания связного и доказательного письменного текста.

Занятие № 5

1. Теоретические сведения о художественном стиле и художественном тексте.

Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи.

Задача художественного стиля — нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя.

Особенность художественного стиля — единство коммуникативной и эстетической функции, высокая образность.

Характерные выразительные средства:

— тропы: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.;

— фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания и др.

Художественный стиль обычно используется в авторской речи, в речи персонажей могут присутствовать и другие стили, например, разговорный (Литневская Е.И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М.: МГУ, 2006).

Художественный образ — способ восприятия и отражения действительности. В художественный образ входит и действительность, переработанная творческой фантазией автора произведения, и его отношение к изображённому. В образе раскрываются предметы окружающей действительности: один через другой. Если в научно-логической мысли всё чётко и однозначно, то в художественной — многозначно. Художник мыслит образами, когда одни образы познаются через другие. Например, в «Войне и мире» Л.Толстого образ Андрея Болконского раскрывается через любовь к Наташе, через отношения с отцом, Пьером Безуховым, через небо Аустерлица и старый дуб в Отрадном. Метафоричность, ассоциативность, многоплановость присущи художественному образу.

Художественный конфликт — столкновение, на котором построено развитие сюжета в художественном произведении, своевременно не разрешённое противоречие, переросшее в прямое столкновение. Различают несколько видов конфликтов: 1) природный; 2) социальный; 3) внутренний (психологический); 4) экзистенциальный (существование человека в мире, его место и роль в этом мире).

— разума и чувства (ума и души);

— человека и государства;

— конфликт (антитеза) “живое — мёртвое”, “жизнь и смерть”, “временное — вечное”, “бытие — небытие”, “прошлое — настоящее” (экзистенциальные конфликты).

Тип — художественный персонаж, обладающий обобщёнными чертами характера и отражающий существенные жизненные явления и процессы. Напомним ученикам литературных героев, представляющих определённый тип.

1. “Высокие безумцы”: Гамлет, Дон Кихот, князь Мышкин, Чацкий.

2. Праведники: Иван Флягин (Н.Лесков. «Очарованный странник»), Матрёна (А.Солженицын. «Матрёнин двор»), Дарья Пинигина (В.Распутин. «Прощание с Матёрой»).

3. Тип маленького человека: Самсон Вырин (А.Пушкин. «Станционный смотритель»), Акакий Акакиевич Башмачкин (Н.Гоголь. «Шинель»), Макар Девушкин (Ф.Достоевский. «Бедные люди»), Евгений (А.Пушкин. «Медный Всадник»), Желтков (А.Куприн. «Гранатовый браслет»).

3. Тип лишнего человека: Онегин, Печорин, Рудин.

4. Толстовский тип героев: Андрей Болконский, Пьер Безухов (через сомнения, ошибки, заблуждения приходят к нравственному очищению, истине).

5. Тип “тургеневской девушки” (Ася, Лиза Калитина).

6. Чеховские интеллигенты, “герои-недотёпы”.

7. Шукшинские “чудики”.

Повествование — связное изложение реальных или вымышленных событий в их временной последовательности.

Формы изложения повествовательного текста

1. Панорамное повествование, которое предполагает присутствие автора, стоящего над всеми персонажами, но исключённого из действия.

2. Повествователь включён в действие, он рассказчик истории. Повествование ведётся от первого лица, где даётся личностное восприятие описываемых событий. Такое повествование может быть представлено в рассказе, новелле.

3. Переменное повествование, когда повествователь может быть исключён из действия, но может являться и участником событий.

Таким образом, повествователь может выступать в роли стороннего наблюдателя, очевидца событий, “хранителя времени”.

Повествование может быть изобразительным и информативным: изображается какое-то событие, действие, сообщается место и время действия.

Структура повествовательного текста

1. Экспозиция (начало действия).

2. Развитие действия.

3. Кульминация (самый важный момент события).

4. Развязка (конец действия).

2. Практикум по анализу художественного повествовательного текста

Юрий Бондарев. «Война»

(1) По грязному снегу только что освобождённой станицы наш солдат вёл взятого в плен немецкого офицера. (2) Офицер ранен, рука на перевязи, под меховой каскеткой — молодое, обросшее, испуганно заискивающее лицо.

(3) Из проулочка навстречу им, шатаясь от возбуждения от минуту назад пережитой атаки, выбежал коренастый солдат в распахнутом ватнике с прижатым к груди раскалённым стрельбой автоматом. (4) Злые, чёрно-угольные глаза солдата неистово блеснули на пленного, зыркнули на конвоира; цигарка, зажатая в зубах, горячо разгоралась, он жадно затягивался, не выпуская дым, а глотая хриплыми вдохами.

(5) — Куда ведёшь курву? — выплёвывая докуренную до губ цигарку, крикнул он задохнувшимся голосом. — (6) Куда, я тебя спрашиваю?

(7) — В штаб. (8) Раненый он… (9) Сдался вот. (10) Веду…

(11) — Чего раненый? (12) Где? (13) Чего раненый? (14) Симулянт! (15) Гад ползучий! (16) Фашистская сволочь! (17) Церемониться, мать его в душу! (18) А ну.

(19) Коренастый, оскалясь, подскочил к пленному и вдруг со всей силой рванул повязку на руке немца, отдирая её с треском бинтов, лопнула перевязь.

(20) — Их есть не фашист. — закричал немец, с ужасом отшатываясь, видя кровь, проступившую сквозь полусодранный бинт на руке. — Камрад!

(21) Он сморщился, заплакал, сгибаясь от боли и нянча свою окровавленную кисть, как ребёнок.

(22) — Их есть… камрад.

(23) — Я те дам “камрад”! — прохрипел солдат и, не снимая ремень автомата с шеи, сбоку полоснул короткой очередью в перекошенное страхом и болью лицо немца, понявшего свою смерть лишь в последний момент.

(24) Он, мокро и коротко хлюпнув носом, вскинул дикие, отталкивающие неизбежное глаза, но сказать ничего не успел — брызнули кровь и мозги на снег, истоптанный, исчернённый колёсами, копытами, сапогами.

(25) — Ты что? (26) Очумел? (27) Зачем, а? — бормотал конвоир, бледный, весь трясясь, стуча зубами, растерянно, судорожно вытирая рукавом шинели забрызганный красными сгустками подбородок.

(28) — Нюня ты! (29) Баба с мокрым подолом! — крикнул низкорослый солдат. — (30) Таких, как ты… самих надо! 31) Они б тебя в плену конфеточками кормили. На вот им.

(32) И, хлопая себя по ширинке, хрипло и страшно захохотал, как безумный.

(33) Они вместе пошли по дороге. 34) Конвоир, спотыкаясь, оглядывался. (35) Его колотила дрожь. (36) Он не мог выговорить ни слова.

(37) Потом из ближней хаты вышел старик, глянул из-под ладони вслед удалявшимся солдатам, поглядел на убитого немецкого офицера, покачал головой, забормотал печально, тихо:

(38) — Эх, война, война. (39) А ведь мать у него, должно, где есть. (40) Эвон молодой какой, прости Господи…

(41) И, жалостливо вздыхая, стянул сапоги с убитого, затем, подумав, и шерстяные носки снял.

(42) Есть периоды в человеческой истории, когда добро и зло ходят в обнимку, шатаясь от жестокого хмеля.

Вопросы и задания

1. О чём повествуется в рассказе?

(Об антигуманном поступке советского солдата, который в злобе расстрелял пленного немецкого офицера.)

2. Какой вопрос задаёт автор? Что его волнует?

(Совместимы ли война и гуманизм по отношению к врагу?)

3. Какой ответ он даёт?

(С горечью констатирует, что иногда есть такие “периоды в человеческой истории, когда добро и зло ходят в обнимку, шатаясь от жестокого хмеля”.)

4. От какого лица ведётся повествование?

(От лица рассказчика.)

5. В какой роли он выступает?

(Он наблюдает сцену со стороны, но видит все мельчайшие детали, слышит разговор её участников.)

6. В какой последовательности разворачиваются события (сюжет рассказа)? Сколько абзацев занимает экспозиция? О чём в ней повествуется?

(В экспозиции (2 абзаца, предложения 1–4) автор знакомит нас с участниками драмы. Сначала видит пленного офицера. Он “ранен, рука на перевязи”. Затем “коренастого солдата”, только что пережившего немецкую атаку. Внимание рассказчика сосредоточено на психологическом состоянии и пленного, и советского солдата. Описание экспрессивно: у офицера “испуганно заискивающее лицо”, у солдата “злые, чёрно-угольные глаза”, которые “неистово блеснули на пленного, зыркнули на конвоира”. Просторечный глагол “зыркнули” передаёт всю злобу, исходившую от солдата. Далее повествуется о самой драме.)

7. Чем характеризуется развитие действия? Сколько абзацев оно занимает?

(Выразительность повествования, которое занимает большую часть текста (предложения 5–36), достигается за счёт эмоциональных реплик конвоира, солдата и пленного: (“Куда ведёшь курву. — В штаб. Раненый он… Сдался вот. Веду”), активности глагольных форм (“подскочил”, “рванул”; “с ужасом отшатываясь”, “сгибаясь”, “нянча”; “прохрипел”, “полоснул”). Просторечные и бранные выражения (“цигарка”, “оскалясь”, “очумел”, “курва”, “фашистская сволочь”), оценочно-экспрессивная лексика (“перекошенное страхом”, “бледный, весь трясясь”, “растерянно, судорожно вытирая”, “дикие глаза”, “страшно захохотал”, “жалостливо вздыхая”), передают весь драматизм события, его ирреальность, абсурдность. Жестокий, антигуманный поступок солдата, расстрелявшего пленного, вызывает у конвоира чувство страха, повергает его в шоковое состояние, он не может осмыслить случившееся: “Ты что? Очумел? Зачем? А? — бормотал конвоир, бледный, весь трясясь, стуча зубами…”)

8. Как заканчивается рассказ?

(Нашёлся ещё один свидетель драмы, старик, который объяснил всё случившееся: “Эх, война, война… А ведь мать у него, должно, где есть. Эвон молодой какой, прости Господи”. И финальное размышление автора является констатацией этой горькой правды о войне, где “добро и зло ходят в обнимку”.)

Мы подробно проанализировали рассказ Ю.Бондарева. Безусловно, все наши наблюдения могут стать опорой для литературоведческой статьи, создать которую в отведённое время в рамках ЕГЭ будет не под силу. Что же делать? Как написать сочинение по художественному повествовательному тексту? Посоветуем ученикам воспользоваться тем же алгоритмом, что и при анализе публицистического текста, но с некоторыми добавлениями. Однако опыт работы с такими текстами показывает, что сложности возникают с комментарием проблемы. Поэтому лучше всего комментировать “не отвлекаясь от текста”, иными словами, кратко, но последовательно проанализировать структуру текста, не затрагивая его художественных особенностей (оставим их для тренировочных упражнений). Составим план анализа, адаптируя его под те критерии, по которым проверяется работа. Какие-то вопросы мы оставим, а какие-то сформулируем вновь.

Примерный план сочинения

1. Вступление по теме текста.

2. Тема рассказа. О чём повествуется в рассказе?

3. Проблемы текста. Какие вопросы задаёт автор? Что его волнует?

4. Комментарий проблемы. Краткий последовательный (по структуре текста: экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка) аналитический пересказ.

5. К какому выводу приходит автор?

6. Чем привлёк меня этот рассказ?

7. Какие мысли, ассоциации возникли у меня при чтении этого рассказа? Согласен ли я с автор­ской позицией: “Есть периоды в человеческой истории, когда добро и зло ходят в обнимку, шатаясь от жестокого хмеля”?

Задание. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором. Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт.

Рассказ назван «Война». Это война, какой её видит Ю.Бондарев, война без прикрас, с кровью и грязью, с болью и страданиями. Самого, может быть, благородного, возвышенного человека она грубо бьёт, но он никогда не расстреляет безоружного человека. Есть и другая война, тоже без прикрас, где человек ожесточается в безумном мире, меняет своё обличье, превращаясь из победителя в тирана.

Ю.Бондарев в рассказе повествует о жестоком, антигуманном поступке советского солдата, в злобе расстрелявшего пленного немецкого офицера. “Совместимы ли война и гуманизм по отношению к врагу?” — задаётся вопросом писатель. И с горечью отвечает, что иногда есть такие “периоды в человеческой истории, когда добро и зло ходят в обнимку, шатаясь от жестокого хмеля”.

Повествование ведётся от лица рассказчика, который видит и осмысляет всю трагедию происходящего. Сначала в поле его зрения попадает пленный офицер (“Он ранен, рука на перевязи”), затем он видит “коренастого солдата”, только что пережившего немецкую атаку, выбежавшего с ещё “раскалённым от стрельбы автоматом”. Слышит реплики солдата, конвоира и пленного. Становится свидетелем кровавой расправы солдата над немецким офицером.

Античеловеческий поступок советского солдата вызывает у конвоира чувство страха, повергает его в шоковое состояние: “Ты что? Очумел? Зачем, а? — бормотал конвоир, бледный, весь трясясь, стуча зубами…” И не только его — читатель так же переживает случившееся, так же не может понять весь ужас происшедшего. Находится и старый свидетель, который, казалось бы, так просто и буднично объяснил действия солдата. Однако и он оправдывает его, списывая всё на войну: “Эх, война, война… А ведь мать у него, должно, где есть. Эвон молодой какой, прости Господи”. Финальное размышление писателя является констатацией этой горькой правды о войне, когда “добро и зло ходят в обнимку”.

Очень сложный и страшный рассказ Ю.Бондарева вызвал у меня, знающего о той войне больше по книгам, чем по рассказам очевидцев (их уже почти не осталось!), самые противоречивые чувства. С одной стороны, можно так же, как и старик, оправдать поступок солдата: старика можно понять — он в оккупации жил и знает, что это такое. С другой — в голове не укладывается этот бесчеловечный акт убийства. Действительно, только в “жестоком хмелю” можно совершить такое.

Вспоминается другая война, описанная Л.Н. Толстым, — война 1812 года. Французские войска отступают по разграбленным и сожжённым им губерниям, тысячи попадают в плен. Вот дрожащий от холода босой барабанщик, которого спасает Петя Ростов, вот обмороженные, больные французы, бредущие за русской армией, наконец, самодовольный щёголь Рамбаль, ранее предлагавший пленному Пьеру поужинать с ним, а теперь добровольно сдавшийся в плен. Русские солдаты могли убить всех их, как это сделал Наполеон во время египетского похода — приказал расстрелять тысячи пленных турецких солдат. Однако в душе как простого русского солдата, так и главнокомандующего Кутузова нет жестокости. Это “тоже люди” — было сказано им: “Мы себя не жалели, а теперь и их пожалеть можно”. По-настоящему гуманное отношение к врагам. У Бондарева здесь совсем другой поворот истории — в сторону “жестокого хмеля” войны и проявления антигуманности в отношении к пленным. Так не должно быть.

От редакции

Думается, что в предложенном тексте можно обратить внимание ребят и на такую деталь: старик, пожалев убитого (мы не согласны с высказанной в сочинении мыслью о том, что поступок убийцы оправдан стариком), снимает с него сапоги, а потом, подумав, и носки. Можно ли понять, что он чувствует? Почему так поступает? Ненавидит ли он немца? Занимается ли мародёрством? О чём думает перед тем, как снимает с убитого носки? В том же самом романе Толстого есть перекликающаяся сцена: Тихон Щербатый рассказывает о том, как он убил француза и взял его сапоги. Партизаны смеются, а Петя Ростов как-то поёживается и не может преодолеть чувство нравственной неловкости, глядя на Тихона. Можно вместе с ребятами вспомнить и обсудить эту сцену.

Источник

Как люди проявляют себя на войне?

Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

26.01.2021 14:31:46

Автор: Анастасия Романова


          Как люди проявляют себя на войне? Эта проблема находится в центре внимания В. Тендрякова.
          Размышляя над этим вопросом, автор описывает ситуацию, когда главный герой крадет хлеб,
с корыстной целью утаить от друзей еду и утолить только свое чувство голода: “Старшина на
секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе
на плечо”. На этом примере видно, что рассказчик эгоистично повел себя по отношению к своим товарищам, которые также страдали от недоедания, как и он.
          Далее В. Тендряков, чтобы показать, что есть люди, которые несмотря на экстримальные условия
могут поступать великодушно, обращает внимание на реакцию сослуживцев рассказчика, которые
вопреки разочарованию, не стали его бить: “Не бойся!”, “Бить тебя… Руки пачкать.”
          Таким образом, оба эти примера, взаимно дополняющие друг друга, помогают понять, что солдаты, находящиеся в равных условиях, могут по-разному вести себя по отношению друг к другу.
          Автор считает, что одни люди на войне поступают трусливо, а другие – благородно.
          Я согласна с мнением В. Тендрякова и полагаю, что человеку необходимо постоянно думать о
близких людях. Для обоснования своей позиции приведу пример из читательского опыта.
          В рассказе Л.А. Кассиля “Линия связи” речь идет о мужественном подвиге солдата, который
отправился чинить порванный кабель на оккупированную немцами территорию, чтобы восстановить
связь между войсками. В результате, он погиб, но помог своим друзьям. Это показывает, как человек, находясь на войне, может пожертвовать своей жизнью ради спасения армии.
          В заключение хочется отметить, что война раскрывает истинные качества человека, как хорошие,
так и плохие. Хочется верить, что люди будут бороться со своими низменными наклонностями ради
благополучия окружающих.
          

Количество слов – 260


Здравствуйте, Анастасия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 – Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

На мой взгляд, проблема обозначена очень широко, но я её засчитаю.

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 – Комментарий + 4 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована поверхностно.

K3 – Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

Автор считает, что одни люди на войне поступают трусливо, а другие – благородно.

Это очевидный факт, что люди ведут себя по-разному. Не думаю, что ради этой мысли создавался текст.

Совет: начинайте работу с художественными текстами с определения позиции автора. Для этого нужно анализировать текст. Если позиция автора сформулирована правильно, не составит труда задать вопрос к формулировке. Такой вопрос и является проблемой. Проблема и позиция автора соотносятся как вопросно-ответное единство.

K4 – Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Так как К3  – 0 баллов, следовательно К4 тоже 0 баллов.

K5 – Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

 Таким образом, оба эти примера, взаимно дополняющие друг друга, помогают понять, что солдаты, находящиеся в равных условиях, могут по-разному вести себя по отношению друг к другу.

Логическая ошибка. Нарушение причинно-следственных связей. Поведение героев разное, почему же  тогда Вы говорите о дополняющих друг друга примерах?

Размышляя над этим вопросом, автор описывает ситуацию, когда главный герой крадет хлеб,
с корыстной целью утаить от друзей еду и утолить только свое чувство голода: “Старшина на
секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе
на плечо”.

Поскольку текст художественный и позиция автора не выражена прямо, нелогично использовать деепричастие “размышляя”.  

В заключение хочется отметить, что война раскрывает истинные качества человека, как хорошие,
так и плохие. Хочется верить, что люди будут бороться со своими низменными наклонностями ради
благополучия окружающих.

Вывод выглядит неубедительно и нелогично.

K6 – Точность и выразительность речи + 1 балл.

Снижение балла по критерию К10 влечёт за собой снижение по К6.

К7 – Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Далее В. Тендряков, чтобы показать, что есть люди, которые несмотря на экстримальные условия могут поступать великодушно, обращает внимание на реакцию сослуживцев рассказчика, которые вопреки разочарованию, не стали его бить: “Не бойся!”, “Бить тебя… Руки пачкать.”

ЭкстрЕмальный (слово “экстрИм” не является проверочным).

K8 – Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

Ошибок нет.

K9 – Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Ошибок нет.

K10 – Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

На этом примере видно, что рассказчик эгоистично повел себя по отношению к своим товарищам, которые также страдали от недоедания, как и он.

На мой взгляд, нарушена лексическая сочетаемость.

На этом примере видно, что рассказчик эгоистично повел себя по отношению к своим товарищам, которые также страдали от недоедания, как и он.   Далее В. Тендряков, чтобы показать, что есть люди, которые несмотря на экстримальные условия могут поступать великодушно, обращает внимание на реакцию сослуживцев рассказчика, которые вопреки разочарованию, не стали его бить: “Не бойся!”, “Бить тебя… Руки пачкать.”

Повторы.

K11 – Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 – Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментированием проблемы. Желаю удачи!

Баллы по критериям

К1 – Формулировка проблем исходного текста: 1

K2 – Пример 1: 1

K2 – Пояснение к примеру 1: 1

K2 – Пример 2: 1

K2 – Пояснение к примеру 2: 1

K2 – Анализ связи между примерами: 0

К2 – Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4

K3 – Отражение позиции автора исходного текста: 0

K4 – Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0

K5 – Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0

K6 – Точность и выразительность речи: 1

K7 – Соблюдение орфографических норм: 2

K8 – Соблюдение пунктуационных норм: 3

K9 – Соблюдение грамматических норм: 2

K10 – Соблюдение речевых норм: 1

K11 – Соблюдение этических норм: 1

К12 – Соблюдение фактологической точности: 1

Итоговый балл – 16

Возврат к списку

Сочинение ЕГЭ 2021

Для меня ясно одно: главные участники истории – это Люди и Время. (по Ю. Бондареву)

Юрий Бондарев пишет о войне и о совсем молодых ребятах, ушедших на фронт.

Одна из проблем, поставленных автором в тексте, — это проблема человеческой памяти.

Писатель рассказывает о своём поколении, которое защищало Родину во время Великой Отечественной войны. Он говорит о тех, кто мечтал вернуться в довоенный мир, где «все смерти и слёзы были чужими», где светило яркое праздничное солнце и жили любовь и радость молодости. В тот мир, в котором не было «жёстких чёрных красок», который обогревал всех добротой, радостью, ожиданием любви. Автор подчёркивает, как хорошо было им, молодым, жить под мирным небом.

Далее Бондарев пишет о другом мире, где обжигает своим огненным дыханием смерть. Здесь совсем по-другому воспринимается окружающее. Солнце не радует: то оно пропадает в чёрно-багровой завесе дыма, то обещает лётную погоду, а значит, налетят «юнкерсы», то равнодушно и беспощадно освещает недавнюю безрадостную картину боя. Писатель отмечает, что именно здесь его поколение узнавало жизнь «вместе с человеческим мужеством и страданиями».

Данные примеры из текста показывают, какая судьба досталась на долю тем, кто ушёл на фронт совсем молодым, «недолюбив, не докурив последней папиросы», как писал поэт-фронтовик Николай Майоров в своём стихотворении «Мы».

Автор утверждает, что «не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время».

Нельзя не согласиться с такой позицией автора. Война – это не только сражения, наступления, поражения и победы. Война – это прежде всего люди, которые идут в бой, поют на привалах песни, страдают от ран, гибнут на поле боя. А сколько молодых ушло на фронт! Они мечтали вернуться в «солнечный довоенный мир», но узнали, что «мир и прочен, и зыбок». За четыре года войны они пережили столько, что «этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям».

В заключение хотелось бы обратиться к своим сверстникам: «Помните о людях, которые строили для вас города, сажали леса и сады, воевали за мирное небо над головой. Помните, что вы не одни на этом свете. Что были, есть и будут те, кто достоин называться Людьми и останется в нашей памяти».

Сочинение ЕГЭ 2021