Какие периоды есть в сочинение по истории

25.07.2016

Периоды для сочинений (задание 25 по структуре 2018 года) в основном совпадают с годами правления того или иного правителя государства.

Примеры периодов, не совпадавших с правлениями:

  • 945-972
  • 1132-1236
  • 1237-1257
  • 1547-1565
  • 1565-1572
  • 1812-1825

Периоды по ХХ веку:

  • 1894-1914
  • 1914-1918
  • 1917-1922
  • 1921-1928
  • 1929-1941
  • июнь 1941-ноябрь 1942
  • ноябрь 1942-декабрь 1943
  • январь 1944-май 1945
  • 1945-1953
  • 1953-1964
  • 1964-1985
  • 1985-1991

Периоды правления:

  • 862-879 – Рюрик (Новгород)
  • 882-912 – Олег (Киев+объединение с Н.)
  • 912-945 – Игорь
  • 945-969 – Ольга
  • 945-972 – Святослав (сын Ольги и Игоря)
  • 980-1015 – Владимир I (Киев)
  • 1019-1054 – Ярослав Мудрый (сын Влад 1; Киев)
  • 1113-1125 – Владимир II Мономах (Киев)
  • 1125-1132 – Мстислав (сын Влад II; Киев)
  • 1136 – изгнание Всеволода, образование Новгородской республики (до 1478)
  • 1125-1157 – Юрий Долгорукий (Ростов-Суздаль)
  • 1157-1175 – Андрей Боголюбский
  • 1176-1212 – Всеволод II Большое Гнездо
  • 1252-1263 – Александр Невский (Владимир)
  • 1276 и 1282-1303 – Даниил
  • 1303-1325 – Юрий Даниилович
  • 1325-1340 – Иван I Калита (Москва; с 1328 – вел. князь владимирский)
  • 1340-1353 – Семен Гордый
  • 1353-1359 – Иван Красный
  • 1359-1389 – Дмитрий Донской (Москва; с 1362 – князь владимирский )
  • 1389-1425 – Василий I
  • 1425-1462 – Василий II Темный
  • 1462-1505 – Иван III
  • 1505-1533 – Василий III
  • 1533-1583 – Иван IV Грозный
  • 1584-1598 – Федор Иванович (последний из династии Рюриковичей)
  • 1598-1605 – Борис Федорович Годунов
  • 1605-1606 – Лжедмитрий I
  • 1606-1610 – Василий IV Шуйский
  • 1610-1612 – правление семибоярщины во главе с Мстиславским
  • 1613-1645 – Михаил (начало династии Романовых)
  • 1645-1676 – Алексей Михайлович
  • 1676-1682 – Федор Алексеевич
  • 1682-1696 – Иван V и Петр I совместно
  • 1682-1689 – регентство Софьи Алексеевны (фактическая власть)
  • 1696-1725 – Петр I (после смерти Ивана V)
  • 1725-1727 – Екатерина I
  • 1727-1730 – Петр II (сын царевича Алексея)
  • 1730-1740 – Анна Иоанновна (дочь царя Ивана V; «бироновщина»)
  • 1740-1741 – Анна Леопольдовна и Антон-Ульрих Брауншвейгский
  • 1741-1761 – Елизавета Петровна (дочь Петра I)
  • 1761-1762 – Петр III
  • 1762-1796 – Екатерина II
  • 1796-1801 – Павел I Петрович
  • 1801-1825 – Александр I
  • 1825-1855 – Николай I
  • 1855-1881 – Александр II (Николаевич) Освободитель
  • 1881-1894 – Александр III Александрович Миротворец
  • 1894-1917 – Николай II (дата отречения Николая II от престола – 2 марта 1917 года)
  • 1917 – образование временного правительства
  • 1917 – образование Советского правительства
  • 1917-1924 – Ленин В.И.
  • 1922-1953 – Сталин И.В.
  • 1953-1955 – Маленков Г.М. (фактический руководитель аппарата)
  • 1953-1964 – Хрущев Н.С.
  • 1964-1982 – Брежнев Л.И.
  • 1982-1984 – Андропов Ю.В. (фактический руководитель)
  • 1984-1985 – Черненко К.У. (фактический руководитель)
  • 1985-1991 – Горбачев М.С.
  • 1991-2000 – Ельцин Б.Н.
  • 2000-2008 – Путин В.В.
  • 2008 – 2012 Медведев Д.А.
  • 2012 – Путин В.В.

Периоды.

К сочинению.

  • Вначале сочинения нужно коротко охарактеризовать период, употребив относящуюся к нему терминологию (термины перечислены в историко-культурном стандарте). Здесь они тоже фигурируют, за это добавляется балл, как и за связность изложения.

Феодальная раздробленность. Великое Московское княжество (12 -сер. 15 вв).

Конец 13 в рост ремесленного производства: кузнечное, литейное, оружейное производства. Это способствовало появлению в конце 14 в артиллерии. С развитием ремесла ускорился рост городов. Город являлся политическим центром власти феодалов, от которых в зависимости находилось посадское, торговое и ремесленное население городских слобод и ремесленных сотен. С конца 14 в. княжества делились на уезды и волости. Во главе волостей стояли волостели, осуществлявшие административные, судебные и финансовые функции. К концу 14 в. были созданы экономические, социальные и политические предпосылки для объединения русских земель вокруг Москвы и борьбы с зависимостью Руси от Орды.

Экономические предпосылки – специализация районов вела к усилению экономических связей, между русскими княжествами и землями, которым мешала феодальная раздробленность и усобицы. Потребности хозяйственного развития делали необходимым восстановление политического единства. Социальные предпосылки создания централизованного государства – заинтересованность феодалов в закрепощении крестьян и подавлении их сопротивления. Политические предпосылки – борьба в внешними врагами, свержение монголо-татарского ига.

Образование русского централизованного государства (конец 15 – начало 16 в).

В этот период завершился процесс объединения земель Северо-Восточной Руси в единое государство с центром в Москве. Ликвидация обособленности русских земель, подъём экономики, усиление великокняжеской власти способствовало укреплению русского централизованного государства, окончательному свержению ига. Происходили изменения в феодальном землевладении, которое росло за счёт чёрных (свободных) крестьянских земель. Перераспределение земельной собственности было связано с усилением великокняжеской власти, опиравшейся на мелкий служилый люд (дворян). Крупные вотчинные владения. передаваемые по наследству, находились в руках бояр, выступавших против централизации власти. Дворяне, получавшие за службу поместья, были заинтересованы в централизации. Особенностью периода 15-16 в была постепенная замена натурального оброка полевой барщиной. Это приводило к росту заинтересованности феодалов в юридическом прикреплении крестьян к земле. Поэтому превращение барщины в основную феодальную повинность сопровождалось процессом закрепощения крестьян. Создание централизованного государства и рост феодального землевладения способствовало усилению эксплуатации крестьян. Появились служилые холопы, кабальные люди, часть которых состояла из разорившихся свободных людей. Первый свод законов централизованного государства Судебник 1497 г. ограничил право перехода крестьян от феодала. Крестьянин мог уйти от феодала после выплаты пожилого всех долгов один раз в году за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и неделю после него. Судебник явился началом юридического закрепощения крестьян. Он несколько ограничивал источники холопства, запретив превращать в холопов свободных людей. Итогом этого процесса стало оформление в 17 в барщинно-крепостной системы хозяйства. Рост экономической зависимости крестьян способствовал их дальнейшему закрепощению. Крестьянские выступления, побеги, восстания заставили феодалов поддержать сильную централизованную власть, способную защитить их интересы.

Произошли некоторые изменения в организации господствующего класса феодалов, который был неоднороден. Его верхушка состояла из боярской знати и княжат бывших удельных княжеств. Наиболее знатные и богатые входили в Боярскую думу – постоянно действующий совет знати. Важнейшие государственные должности (наместники, воеводы, волостели) бояре занимали в соответствие с родовитостью своего происхождения – местничество. Иван 3 проводил политику, направленную на ограничение боярской и усиление великокняжеской власти: единолично решал наиболее важные вопросы, удалял неугодных. Как символ укреплявшегося единовластия московских государей, появились особые знаки великокняжеской власти – шапка Мономаха, бармы – оплечья, государственный герб 2-х главы орёл. Иван 3 стал называть себя государь всея Руси. Женитьба на племяннице византийского императора Софье Палеолог усилила международный авторитет государства. В борьбе с боярством великие князья опирались на дворянство, составлявшее основу армии. Дворянское конное ополчение, создание пеших полков, вооружённых огнестрельным оружием пищалями, наличие артиллерии, способствовали укреплению великокняжеской армии, в которой боярские дружины играли второстепенную роль. Создание подобной армии сделало возможным свержение м-т ига, обеспечило безопасность границ. Дворяне занимали ряд должностей в созданном аппарате централизованного государства. входя в качестве дьяков в состав Боярской думы, Большого дворца и казны, из которых начали выделяться приказы, ведавшие определёнными отраслями управления в масштабе государства. Приказы стали основой государственного управления лишь в 16 в. На местах управление осуществлялось наместниками, назначаемыми великим князем. Содержание наместников лежало на населении ( система кормлений – часть налогов оставляли себе). Ограничение боярской и удельной вотчинной знати, создание дворянской армии взамен боярских дружин укрепили внутреннее единство, оборону страны и обеспечили успехи в борьбе с внешними врагами. Объединение всех русских земель под властью великого Московского князя обеспечило независимость и самостоятельность государства, создавало предпосылки для дальнейшего экономического. Политического и культурного развития. Образование централизованного государства вело к усилению зависимости крестьян от феодалов, которая официально закреплялась государством.

Укрепление и расширение русского централизованного государства в 16 в. (Иван Грозный).

В середине и второй половине 16 в. происходило дальнейшее развитие феодальных отношений. Его характерными чертами были расширение поместного землевладения за счёт чёрных (свободных) крестьянских земель и боярских вотчин, а также рост церковного и монастырского землевладения. Расширяется торговля. Хлеб становится товаром на внутреннем рынке. Следствием этого стало увеличение барской запашки, усилилась барщинная форма эксплуатации. Принятие Судебника 1550 г, увеличивавшего плату за «пожилое» и «повоз» (обязанность крестьян доставлять продукты сельского хозяйства и промыслов на господский двор и, по распоряжению владельца – боярина или помещика, на рынок и в поход), привело к усилению эксплуатации крестьян. Другой процесс – введение «заповедных лет» в 1581 г. У дворян, постоянно увеличивавших барщину и оброк, бояре переманивали крестьян, уплачивая за них «пожилое». Это ослабляло дворянское хозяйство. Следствием этого стало введение «заповедных лет»(1581 г), запретивших переход крестьян. Это должно было защитить дворянское хозяйство от утечки рабочей силы. После смерти Василия 3 за годы боярского правления (1533-1547 гг) была значительно ослаблена великокняжеская власть. В 1547 г Иван 4 был венчан на царство. Принятие царского титула значительно укрепило авторитет центральной власти, способствовало подъёму международного авторитета государства. Вокруг царя сложился небольшой кружок близких людей – Избранная рада- князь Андрей Курбский, дворянин Алексей Адашев, митрополит Макарий, священник Сильвестр. На первом Земском соборе 1549 г. («собор примирения») царь обвинил бояр в злоупотреблениях и объявил о готовящихся реформах. Соборы свидетельствовали о складывании сословно-представительной монархии, опиравшейся на дворянские и торговые слои населения. Судебник 1550 г ограничивал судебные функции наместников. Дела дворян изымались из суда наместников. К отправлению правосудия привлекались представители зажиточной части местного посадского населения и черносошных (свободных) крестьян. Вводилась смертная казнь за разбой (к нему относили и антифеодальные вступления).

1550-56 гг-реформы в армии, направленные на ослабление командных позиций боярства за счёт усиления дворянского ополчения. 1556 г – частично ограничивалось местничество при замещении должности воевод. Была создана царская «тысяча» для несения службы в царском полку.

Исторические сочинения Решу ЕГЭ

Исторические сочинения для подготовки к единому государственному
экзамену по истории. Разработаны в соответствии с требованиями к ответам экзаменуемых,
соответствуют критериям проверки экзаменационных работ ФИПИ.

I период

II период

III период

Все сочинения одним файлом

Алгоритм написания сочинения

1. Выберите один из трех хронологических периодов.

2. Укажите два события (процесса, явления), которые относятся к данному историческому периоду.

3. Укажите две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный исторический период (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности).

4. Укажите две исторические личности, правильно охарактеризуйте роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.

5. Дайте оценку влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков.

6. В сочинении используйте хотя бы два-три исторических термина (например, земский собор, коллегии, наркоматы и т. д.)

7. Пишите историческое сочинение в виде последовательного связного материала, а не в виде схемы, тезисов или отрывочных положений.

В 2016 году введено новое задание. Вы, конечно же, о нем знаете и, наверняка, уже что-то пробовали делать, тренировались в выполнении этого задания. Речь идёт о 25-м задании второй части.

Задание 25: историческое сочинение по определенному периоду истории России.

Что подразумевают составители под «определенным периодом»:

– время правления того или иного руководителя государства (или часть длительного правления);

– совокупность нескольких правлений (например, эпоха дворцовых переворотов);

– переломные события, периоды (Смута, Гражданская война, революция).

Требования к историческому сочинению:

  1. Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории (до 2 баллов).

  2. Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России (до 2 баллов).

  3. Указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории (до 2 баллов).

  4. Дать историческую оценку значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков (1 балл).

  5. Корректное использование исторических терминов, понятий (1 балл).

  6. Отсутствие фактических ошибок (до 2 баллов).

  7. Ответ представлен в виде исторического сочинения: последовательное, связное изложение материала (1 балл).

Важно: баллы по критериям 6 и 7 ставятся только в том случае, если участник получил не менее 4 баллов по критериям 1-4

Давайте мы подробнее разберемся с тем, что собой представляет это задание.

Что подразумевают составители под «определенным периодом»?

Это может быть время правления какого-то руководителя, монарха допустим, или, если речь идет о советском периоде, скажем послевоенной истории, это может быть время, когда руководителем государства был Иосиф Сталин, хрущевская оттепель, брежневский застой, период перестройки.

Если правление длительное, то часть этого правления может быть. Также могут быть какие-то переломные события: революция, Гражданская война, Великая Отечественная война. Последнее событие очень большое, и оно может быть не целиком дано, как один период, а отдельная его часть.

Вспомните, как мы с вами делили историю Великой Отечественной войны:

  • выделяли начальный период – с 22 июня 1941 года по ноябрь 1942 года;

  • далее период коренного перелома в войне: Сталинградская, Курская битва – это ноябрь 1942 по 1943 год, когда после победы на Курской дуге общее наступление Красной армии по всему фронту началось;

  • и заключительный период войны – с 1944 по 9 мая 1945 года – освобождение территории СССР, полное освобождение стран Восточной и Центральной Европы, капитуляция Германии.

Это насыщенный событиями период, и поэтому, скорее всего, если именно период войны будет, то для исторического сочинения предложат временной какой-то отрезок, один из периодов войны.

Требования к историческому сочинению

Теперь давайте с вами посмотрим, что же собой представляет историческое сочинение в смысле оценивания в баллах. Всего вы можете получить за выполнение заданий ЕГЭ 53 первичных балла. Потом они уже будут переводиться с помощью таблиц перевода. Из этих 53 баллов 11 баллов –  это считайте больше пятой части – за историческое сочинение. То есть это очень емкое по оцениванию задание. И если вы претендуете на высокий балл, то написанию исторического сочинения вы должны уделить особое внимание.

Давайте посмотрим, а что вообще вы должны показать: какие знания, какие умения, за что выставляются баллы.

Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории (до 2 баллов).

Главное здесь условие: они должны относиться к данному периоду целиком – начинаться и заканчиваться в указанном периоде.

Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами); охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России (до 2 баллов).

Обратите внимание: если события нужно просто указать, то исторические личности нужно не просто назвать, а охарактеризовать их роль в событиях этого периода.

Указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории (до 2 баллов).

Причинно-следственная связь – вот поэтому событие произошло, и оно привело к вот такому событию. Причем здесь есть очень важная оговорка, на которую нужно обратить внимание: «…в рамках данного периода истории». То есть не какие были последствия вот этого события в следующем периоде, в отдаленной какой-то перспективе. Нет, именно в указанных рамках.

Например, мы с вами называли периоды войны. Если у вас стоит период коренного перелома, то и причинно-следственную связь вы должны указывать между событиями ноября 1942 года по конец 1943 года. То есть это будет учитываться при выставлении балла за выполнение этой части задания.

Дать историческую оценку значимости перевода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков (1 балл).

Здесь у вас уже есть выбор: вы можете дать либо собственную оценку, анализируя исторические факты, либо привести мнения историков. С одной стороны, мнения историков привести проще: если какое-то мнение есть, то вы его приводите, и независимо от того, как к нему отнесутся эксперты, которые будут оценивать выполнение задания, они должны будут оценить ваш ответ. Но подумайте: а всегда ли это возможно? Всегда ли вы для каждого периода, когда речь идет о каких-то событиях, помните конкретно, что тот или иной историк говорил по этому поводу? Если есть такая возможность, если вы это помните – разумеется, приводите это мнение. Скажите, что, по мнению, допустим, Ключевского, так и так этот период можно оценить. Если вы не помните, какой именно историк это говорил, то, в принципе, возможно, конечно, написать: «По мнению некоторых историков…» Но это может быть неоднозначно оценено.

Ну и не забывайте, что вы тоже имеете право на собственную оценку. Ваша собственная оценка может расходиться с мнением экспертов, но в любом случае, она должна быть аргументирована. Например: «Я так считаю, потому что…  Этот период можно оценить так, потому что…» Отвечайте достаточно кратко, здесь не нужно развернутого ответа.

Корректное использование исторических терминов, понятий (1 балл).

А их использовать нужно обязательно. Они должны присутствовать, это сочинение по истории, исторические термины должны присутствовать обязательно, когда вы характеризуете период, событие или явление.

Отсутствие фактических ошибок (до 2 баллов).

Очень внимательны будьте, когда пишете, а то 2 балла потеряете. Но есть одна оговорочка: эти 1 или 2 балла могут быть добавлены только в том случае, если за первые четыре пункта вы получили не менее четырех баллов из семи. То есть назвали два события, назвали две исторические личности, деятельность которых связана с этими событиями, и роли их, указали две причинно-следственные связи в рамках данного периода и историческую значимость периода оценили. Максимум 7, а вы получили не меньше четырех – вот только при таких условиях вам добавят один балл или 2 балла за отсутствие фактических ошибок.

Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) – 1 балл.

Один балл добавляется в том случае, если ваш ответ представлен в виде исторического сочинения, то есть это последовательное, связное изложение материала. Этот балл также можно получить лишь при условии, что по первым четырём критериям вы получили не менее 4 баллов.

Причем задание в первый раз такое, и каких-то четких требований, как должно быть, по какому плану должно строиться это самое исторической сочинение, нет. Вы можете излагать в порядке указанных пунктов. То есть требования к историческому сочинению не надо держать в голове, они прописаны в условиях задания номер 25, они будут перед вами.

Как отвечать?

Вы сможете отвечать по пунктикам, но только помните, что это должно быть связное изложение, связный рассказ.

Также вы можете отвечать в свободной форме. Вы можете, например, начинать с исторической значимости периода или дать ему оценку, а потом сказать: «Наиболее значимыми событиями этого периода были вот такое-то и такое-то…», – и дальше продолжать.

Вы можете вначале причинно-следственные связи выделить, и выделяя причинно-следственные связи вы события назовете. А потом расскажете о тех исторических личностях, которые к этим событиям причастны.

Единственное требование – изложение должно быть последовательным и связным. То есть здесь ответ отрывочными, отдельно стоящими предложениями, словами и словосочетаниями не пройдет. Правда, только 1 балл за это прибавляется, но и один балл тоже может сыграть серьезную роль.

Какие периоды истории могут быть?

Конечно, трудно сказать, это все пока очень приблизительно. Я хотела бы обратить ваше внимание вот на что: в обязательном порядке будут присутствовать события трёх периодов.

Каких именно?

Выделяют три блока периодов:

IX в. – 1689

1689–1914 гг.

1914–1991 гг.

862–912

912–945

945–972

980–1015

1054–1113

1113–1132

1125–1174

1200–1236

1237– 1243

1243–1300

1300–1325

1325–1340

1359–1389

1389–1425

1425–1462

1462–1505

1505–1533

1533–1547

1547–1560

1565–1572

1547–1584

1584–1598

1598–1610

1606–1613

1613–1645

1645–1676

1682–1689

1689–1725

1700–1725

1725–1762

1741– 1761

1762–1775

1775–1796

1796–1801

1801–1815

1815–1825

1825–1855

1855– 1881

1894–1904

1905–1907

1907–1914

1914–1918

1917–1922

1921–1928

1929–1941

1941 – ноябрь 1942

1942 ноябрь – 1943

1944 – май 1945

1945–1953

1953–1964

1964–1982

1985–1991

Первый период: с девятого века до 1689 года. Он связан с древней, средневековой историей, имперским периодом. То есть до правления Петра I.

Второй период – с 1689 по 1914 год – будет связан с так называемым имперским периодом.

И третий период: с 1914 по 1991 год. Очень велика вероятность того, что все же составители заданий ограничатся 1991 годом, хотя вполне возможно, что будет указан период, допустим, с 1991 по 1999 год или начало 21-го века.

Какой вывод напрашивается, если вы не уверены в том, что у вас хорошие, твердые, прочные знания событий, личностей по всему периоду отечественной истории? Вам ведь не зря предлагают составители ЕГЭ три варианта, из которых вы должны выбрать 1. Это значит, что в оставшиеся до ЕГЭ дни следует сосредоточиться при подготовке к историческому сочинению на одном из периодов. Какие конкретные даты вам попадутся, трудно сказать. Но то, что один из них будет из древнейшей истории, один из имперского периода, один из периода после 1914 года, – это точно. И если вы один какой-то большой период досконально повторите,учитывая, что вам придется по нему писать историческое сочинение, то вы не прогадаете.

Но какой из периодов выбирать, я вам советовать не берусь. Это зависит от того, какой из периодов вам более интересен, по какому периоду у вас более прочные знания.

Задание № 25 ЕГЭ по истории — это историческое сочинение. Данное задание подразумевает проверку знаний выпускника по определенному историческому периоду истории России. Все исторические сочинения делятся на три подгруппы, один из периодов всех трех подгрупп может попасться на экзамене, нужно будет лишь выбрать один из периодов и писать по нему сочинение.

Подгруппы исторических периодов:

  1. Древность и средневековье (IX век — конец XVII века);
  2. Новое время (конец XVII — начало XX века);
  3. Новейшее время (1917-2012 годы).

Говоря об особенностях исторического сочинения, стоит упомянуть про два ключевых элемента — это критерии оценивания

и
алгоритм написания
сочинения.

Критерии исторического сочинения

Самое важное в сочинении на ЕГЭ по истории — критерии

. Именно по ним оценивается сочинение и выставляются соответствующие баллы.

Историческое сочинение включается в себя 7 критериев (Далее К1-К7) за которые в сумме можно получить 12 первичных баллов:

  • К1
    — Указание не менее двух исторических событий (явлений, процессов) — 2 балла;
  • К2
    — Указание не менее двух исторических личностей и их роли в указанных событиях (процессах, явлениях) — 2 балла;
  • К3
    — Указание причинно-следственных связей в названных в сочинении событиях (явлениях, процессах) — 2 балла;
  • К4
    — Указание оценки влияния событий (явлений, процессов) периода на дальнейшую историю России — 1 балл;
  • К5
    — Использование исторической терминологии — 1 балл;
  • К6
    — Наличие/отсутствие фактических ошибок — 3 балла;
  • К7
    — Форма изложения исторического сочинение — 1 балл.

ВНИМАНИЕ!

По критериям К6 и К7 баллы могут выставлены только в том случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме
не менее 5 баллов
.

Самыми проблемными критериями, где выпускники допускают наибольшее число ошибок — это К2,К3,К4 и К6. Это связанно прежде всего с тем, что у выпускников недостаточно знаний, связанных с детальным и углубленным изучением истории.

Критерии оценки эссе

Существует определенный набор правил, согласно которым происходит оценка исторического сочинения.

Структура эссе

  • описание более 2 исторических событий или явлений;
  • определение причин и связи конкретных явлений в выбранный период истории;
  • информацию о важных персонах того времени и их значении для развития будущего;
  • оценку значимости конкретного периода в истории;
  • правильное и уместное использование понятий и их определений.

План написания исторического сочинения

Как правило, нигде не сказано о том, по какому алгоритму писать сочинение. Единственная официальная оговорка на этот счет говорит о том, что сочинение должно быть написано в форме связанного текста, а не плана.

Мы предлагаем вам следующую форму написания сочинения, которая свободно принимается уже не первый год. Рассмотрим на примере сочинения по периоду: 1325-1340 гг. — Правление Ивана Калиты

. Форма заключается в делении сочинения на абзацы:

— 1 абзац: Введение и краткая характеристика периода

. В этом абзаце вы указывает период, о котором пишете, к какому историческому периоду или правлению какого человека он относится, и далее даете краткую характеристику (можно указать ключевые события, процессы или явления, которые протекали в выбранные вами период)

ПРИМЕР

:
«Данный период относится к правлению Ивана Калиты. Период характеризуется повышением авторитета и укреплением Московского княжества»
.

— 2 абзац и 3 абзацы: Указание событий (явлений, процессов), причинно-следственных связей, личностей и других критериев

. Данные абзацы должны содержать самую главную информацию сочинения. В каждом из них нужно указывать по 1 событию (явлению, процессу); 1 причине события; 1 личности и ее роли в указанном событии; 1 последствию. Кроме того, в одном из указанных абзацев или сразу в обоих можно указать исторический термин.

ПРИМЕР

:
«Ключевым событием данного периода является восстание в Твери 1327 года. Причиной восстания послужили карательные походы баскаков Золотой Орды, погромы и грабительские поборы. Ключевую роль в данном событии сыграл Московский князь Иван Калита, который предложил свою помощь хану Узбеку, так как Тверь являлась главным противником Москвы за объединение русских земель, после чего князь с войском хана лично отправился в Тверь и принял участие в жестоких погромах»
.

Данный пример иллюстрирует формат написания одного из абзацев. В нем содержится информация сразу по нескольким критериям: К1 — указание события восстания в Твери 1327 года; К3 — указание причины события; К2 — указание исторической личности Ивана Калиты и характеристика его роли, то есть конкретных действий в указанном событии. Кроме того, в данном абзаце присутствует исторический термин «баскак», за который мы получаем балл и по критерию К5.

Таким образом, мы получаем по 1 баллу

за критерии К1, К2, К3 и К5. Далее в 3 абзаце мы пишем по такому же образцу, но уже с другим историческим событием (процессом, явлением) и подходящими к ним личностью, причиной, и последствием. За них также выставляется по 1 баллу.

— Последний 4 абзац: Указание краткого итога, а также оценки влияния событий (явлений, процессов) на дальнейшую историю России (критерий К4)

. Данный абзац лучше писать именно в том порядке, который указан выше. То есть сначала мы кратко подытоживаем исторический период, а после прописываем его влияние на дальнейшую историю России.

ПРИМЕР

:
«Именно правление Ивана Калиты способствовало небывалому росту и укреплению Московского княжества, которое позволит русским землям впервые встать на борьбу с Золотой Ордой, так внук именно Ивана Калиты — Дмитрий Иванович (Донской) в 1380 году разобьет основные силы Золотой Орды в Куликовской битве.»
.

Теперь давайте подробней разберемся с каждым отдельным критерием.

Вариант 2

Каждому человеку выпадает жребий жить в определенную эпоху. Иногда задумываешься над тем, как бы сложилась жизнь, если бы ты родился лет на пятьдесят, сто раньше. Кем бы ты был, каким бы ты был? Характер человека, его духовное развитие во многом зависит от исторических событий, свидетелем которых он становится.

Герой романа-эпопеи Л. Н. Толстого Андрей Болконский живет в начале 19 века. Он молод, полон нажежд, мечтает о славе. Его восхищает судьба Наполеона. Он отправляется на войну, чтобы найти свой Тулон. Ему предоставляется такая возможность. Во время боя под Аустерлицем солдат охватывает паника, и они бегут с поля боя. Болконский подхватывает знамя убитого знаменосца и бросается вперед, увлекая за собой содат. Казалось бы, вот она минута славы. В этот момент князя настигает вражеская пуля, и он падает без чувств. Когда Болконский приходит в себя, то первое, что он видит, это высокое бесконечное небо. Он понимает всю ничтожность своих стремлений. Он видит, насколько мелок Наполеон по сравнению с этим небом. С войны князь андрей вернулся другим человеком. Ему еще многое предстоит понять, но эта военная кампания не прошла для него бесследно. Она стала первой ступенью на пути Болконского к небу. Он еще не понял, в чем смысл жизни, но встал на путь духовного совершенствования. Автор разделяет мысли и чувства героя. Он показывает, как умирает тот человек, который ушел на войну, и как рождается новый князь Андрей, стремящийся не к славе, но к Богу.

Подобным путем духовного возрождения идет герой романа Б.Пастернака Юрий Андреевич Живаго. Он родился через сто лет после князя Андрея. Начало следующего века снова потрясает Россию чередой катаклизмов. Решающую роль в судьбе Живаго играет революция 1917 года. Сначала он принимает ее восторженно. Герой видит в ней что-то «евангельское», его охватывает чувство освобождения. Потом оказывается, что радость была преждевременна. Революция от красивых лозунгов перешла к насилию. Власть получают диктаторы, но признающие ни свободы, ни равенства. Пастернак дает понять, что в создании образа доктора Живаго важны не столько события, сколько то, какое действие они оказывают на его духовное развитие. Жизнь героя и его близких разрушена стихией революции. Революционные события вступили в противоречие с жизнью. Идея живого противопоставлена неживому, искусственному. Фамилия героя произошла от прилагательного в родительном падеже, которое взято из церковного текста «сын бога живаго». Его жизнь с самого начала связана с богом, благодаря дяде священнику. Живаго сохраняет верность своим идеалам. Он не является сторонним наблюдателем, но не примыкает ни к красным, ни к белым. Как врач он спасает и тех, и других. Он молится за спасение их душ. Высшими ценностями для него становятся любовь, природа, поэзия и вера в бога. Он умирает, но обретает бессмертие в стихах.

Герои этих двух произведений представляют элиту общества. Они не являются пассивными наблюдателями исторических событий. Участвуя в них, они понимают всю тщетность своих усилий. Человек может принимать или не принимать ход событий в душе, но изменить или остановить историю невозможно. Все течет, все изменяется, вечен только бог. К таким мыслям приходят герои двух произведений, написанных с разницей в сто лет.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что глобальные исторические события оказывают перерождающее действие на внутренний мир человека. Они запускают в душе некий механизм, который ведет к осмыслению себя, своего места в мире и пониманию вечных жизненных ценностей.

Критерий К3 — Причинно-следственные связи

Указанные причинно-следственные связи должны характеризовать причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период. То есть это означает, что несмотря на название самого критерия, самым важным является указание именно причин событий

, однако, после каждого события стоит писать небольшой вывод (итоги, последствия).

ВНИМАНИЕ!

Не нужно при указании данного критерия перечислять все известные тебе причины или последствия указанных событий (явлений, процессов). Достаточно указать только одно, но самое важное и ключевое!

За критерий К3 выставляется максимум 2 балла.

Готовые шаблоны сочинений по истории

(после оплаты письмо со ссылкой на файл сразу отправится на указанный в заказе e-mail! Если письмо не пришло в течение 3 минут, загляните в СПАМ — наверняка оно там! Если там нет: напишите нам — в самое короткое время продублируем письмо со ссылкой доступа!)

1880 рублей

Готовые шаблоны сочинений к ЕГЭ 2021 по истории для подготовки на максимум

Критерий К4 — Оценка влияния данного периода на дальнейшую историю России

Данный критерий является одним из самых сложных, поэтому обратите на него особое внимание. Оценка влияния событий на дальнейшую историю России представляет собой вывод о влиянии событий (явлений, процессов) данного периода именно на последующие эпохи (То есть вы должны обязательно выйти за рамки вашего периода

).

ВНИМАНИЕ!

Не засчитывается по данному критерию общая формулировка, не содержащая конкретных исторических связей, фактов. При указании оценки влияния на дальнейшую историю вы всегда должны прописывать связь событий выбранного вами периода с теми событиями, которые происходили в ближайшем будущем.

Теперь разберем несколько примеров неверного и правильного указания оценки влияния периода на дальнейшую историю России

Примеры неверного указания

:
«Этот период оказал положительное влияние на дальнейшую историю». «Период правления Ивана Грозного негативно сказался на событиях будущей истории».
В данных примерах указывается только факт положительного или негативно влияния периода. А в чем конкретно проявлялась положительность или отрицательность периода? Какие конкретные событие периода повлияли на положительный или отрицательный эффект? Каким образом они повлияли на те событий (явления, процессы), которые произошли в будущем? Непонятно.

Примеры правильного указания №1

:
«Проигранная Ливонская война, политика опричнины, закрепощение крестьян и отсутствие наследников у царя стали причиной ряда кризисов, которые в дальнейшем приведут к событиям Смутного времени».
В этом примере четко раскрывается взаимосвязь. Именно проигрыш в Ливонской войне, политика Ивана Грозного, династический кризис и т.д. послужили причиной начала Смутного времени. В данном примере раскрывается влияние периода правления Ивана Грозного (1533-1584) на дальнейшую историю России, то есть Смутное время (1598-1613). Таким образом, мы видим, что первый период заканчивается 1584 годом, а второй начинается 1598 годом. Это и есть выход за рамки периода.

Примеры правильного указания №2

:
«Этот период оказал огромное влияние на дальнейшую историю. Так, попытка Павла I ограничить крепостное право манифестом о трехдневной барщине 1797 года приведет к отмене Александром I крепостного права в Прибалтике, а участие России в антифранцузских коалициях — к Отечественной войне с Наполеоном 1812 года».
В этом примере рассматривается период правления Павла I (ноябрь 1796 — март 1801 гг.) и его влияние на будущий период, который пришелся на правление Александра I (март 1801 — ноябрь 1825 гг.). Здесь прослеживается связь в решении крестьянского вопроса в Российской империи, а также борьбы с Наполеоном. Именно Павел I начал политику смягчения положения крестьян, которую продолжил Александр I решением отменить крепостное право в Прибалтике. Таким образом, видна очевидная, с указанием конкретных исторических событий связь.

То же самое с борьбой против Наполеона. Россия при Павле I участвовала во II антифранцузской коалиции, вела борьбу против него. Именно это событие послужит причиной усугубления отношений с Францией в будущем, что в конечном итоге приведет к Отечественной войне 1812 года в России.

За критерий К4 выставляется максимум 1 балл.

Алгоритм работы с сочинением

Для того, чтобы правильно написать данный вид письменной работы следуйте приведённым ниже пунктам:

  1. Выберите тот временной период, который вы знаете наиболее хорошо и для которого с большей вероятностью сможете привести два события.
  2. Определите чей период правления затрагивают выбранные временные рамки.
  3. Вспомните какие наиболее значимые исторические события произошли в это время. Их должно быть не меньше двух.
  4. Вспомните какие исторические личности жили в то время, как они повлияли на написанные вами события и на ход истории России в целом.
  5. Выявите связь между двумя приведёнными вами событиями.
  6. Объясните причины возникновения этих событий.
  7. Составьте себе план, по которому будете писать сочинение. В нём должны быть четыре абзаца (найти его можно выше).
  8. Напишите черновой вариант эссе на основе вашего заготовленного плана и написанной информации.
  9. Напишите заключение вашего исторического сочинения, дав оценку произошедшим событиям и пояснив их последствия.
  10. Перечитываем своё сочинение, проверяем его на наличие ошибок (особое внимание уделить фактическим) и переписываем в чистовик.
  11. Используйте для сочинения заранее заученные клише (найти их можно ниже).
  12. Используйте различные исторические термины и понятия, подходящие под выбранный период.
  13. Пишите аккуратным и разборчивым почерком, так вы поможете эксперту быстрее и правильнее проверить вашу работу.
  14. Не искажайте исторические факты.

Критерий К5 — Использование исторической терминологии

По ходу написания сочинения вы должны применить хотя бы один исторический термин. Под историческим термином

следует понимать слово или словосочетание, обозначающее историческое понятие, связанное с определенным историческим событием, характерное для определенного исторического периода (эпохи) или всего исторического процесса в целом.

ВНИМАНИЕ!

За некорректное использование термина будет выставлено 0 баллов. Например, по ходу сочинения вы используете термин “Заповедные лета”, а пишете об “Урочных летах”, то есть происходит замена термина. Раскрывать исторический термин, то есть давать ему определение, не нужно! Достаточно просто его указать в своем сочинении!

За критерий К5 выставляется максимум 1 балл.

Критерий К6 — Наличие/отсутствие фактических ошибок

По данному критерию вы уже получаете 3 балла при условии, что в вашем сочинении нет фактических ошибок! По данному критерию работа оценивается только в том случае, если по критериям К1–К4 вы набрали не менее 5 баллов.

ВНИМАНИЕ!

Старайся не использовать в своем сочинении того, в чем ты не уверен, но при условии, что это необязательно. Например, указание дат в событиях, инициалов личностей и т.п.

Орфографические ошибки при написании исторического сочинения не учитываются, но при условии, что допущенная орфографическая ошибка не искажает смысл написанного.

Например: Вы написали мЕтрополия

(страна, владеющая колониями) вместо
мИтрополия
(церковная территория под управлением митрополита, например, Киевская митрополия).

Нередко фактическая ошибка может быть допущена при неверной формулировке того или иного положения. Например: “Последствием заключения Россией Тильзитского мира 1807 года стала Континентальная блокада”

.

В этом примере допущена фактическая ошибка, так как Континентальная блокада Англии была введена Наполеоном Бонапартом еще до заключения мира, а Россия с 1807 года только вступила в нее.

Поэтому, верным было бы положение: «Последствием заключения Тильзитского мира 1807 года между Александром I и Наполеоном стало присоединение России к континентальной блокаде Англии

«.

За критерий К6 выставляется максимум 3 балла.

Влияние войны

Молодой образованный офицер уходит на войну с большими амбициями, он мечтает о славе, о геройстве, о великих сражениях. По настоянию своего отца Болконский попадает в армию под командование талантливого полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Именно он и раскрывает Андрею истину о войне, но не словами, а действиями.

Имея в кумирах Наполеона, Болконский видит войну орудием славы, достижением великой цели. Он считает верным и правильным проведение военных собраний, на которых офицеры расхваливают достоинства одних и недостатки других, утверждают план военных действий и предполагают победу.

Шенграбенское сражение показало князю Андрею, что записанные на бумаге ходы не всегда соответствуют действительности, что война не может идти по намеченному плану. Подвиг капитана Тушина заставил Болконского по-другому взглянуть на простого солдата. Он увидел геройство, которое не было никем спланировано, а спонтанно принятое решение обычного рядового спасло жизни тысячам человек.

Сражение под Аустерлицем привело Болконского к мысли о том, как низки наполеоновские цели, как ничтожен и сам Наполеон. Разочарование постигло его настолько, что он потерял всяческий смысл жизни. Андрей уже не мечтал «взять свой Тулон», он жаждал покоя.