Сочинение егэ по русскому проблема историческая память

Примеры готовых сочинений по тексту Н.Н. Никитайской семьдесят лет прожито а ругать себя не перестаю для задания №27 ЕГЭ по русскому языку 11 класс, текст с реального ЕГЭ по русскому языку.

Проблема исторической памяти

Наша страна, наш мир складывается из того, что помнят и знают о нем люди. Изначально историю писали те, для кого важно было сохранить для потомков каждую деталь мира, в котором они жили. В этом заключалась их любовь и уважение к отечеству. Сохранилась ли подобная тенденция в наше время? В данном мне тексте Н.Н. Никитайская рассуждает над актуальной проблемой исторической памяти.

С первых строк рассказчица ругает себя за то, что в тот период, когда родители были живы, она так мало расспрашивала их обо всем — «чтобы и самой помнить, и по возможности другим рассказать». Лирическая героиня знакомит нас с той информацией, которую все же успела услышать от родителей до того, как их не стало, а акцентирует внимание читателя на невероятном героизме отца. Во времена Великой отечественной войны он, рискуя собственной жизнью, спас целый автобус соотечественников от надвигающейся гибели. Девушка гордится подвигом отца и обращает наше внимание на то, что таких, как он, настоящих, скромных героев были миллионы – они сражались с немцами и рисковали своей жизнь за наше будущее, «одолели фашизм и не потеряли человеческого лица».

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что в наших руках история нашей страны и память о тех, кто создавал её ценой собственной жизни. Историческая память – это любовь к своему отечеству, это наша благодарность тем, кто ценой своей жизни защищал свое отечество от немцев, это долг каждого гражданина и патриота – рассказать окружающим, своим детям о том, что было, и о том, как важно об этом помнить.

Я согласна с автором в том, что каждый из нас обязан чтить память о погибших, знать историю своей страны и передавать её из поколения в поколения, не давая ей исчезнуть или видоизмениться.

В.А. Солоухин в произведении «Письма из Русского музея» поднимает проблему исторической памяти, а именно проблему уничтожения архитектурных памятников в Москве, из века в век представляющих из себя неоспоримую историческую ценность для всех граждан России. В своих рассуждениях писатель осуждает всех тех, кто разрушает старину, говоря о том, что «на месте большинства…бесценных по историческому значению древних памятников архитектуры теперь незастроенное, пустое место». Автор призывает читателя не обрывать свои исторические корни и не забывать о прошлом – иначе многовековая история нашего государства может оскудеть и исчезнуть вовсе.

Историческая память – это, как мне кажется, в первую очередь, потребность человека хранить в своей душе детали и моменты из прошлого и периодически делиться ими с другими людьми. Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном» говорит о важности исторической памяти в нашей жизни. Автор акцентирует внимание читателя на том, что, если человек не ценит память о своих родных, значит, он их не любит. Если он не наслаждается прогулкой по старинным, памятным улицам своей малой родины – значит, у него отсутствует любовь к своему городу. Историческая память в этом произведении является показателем неравнодушия человека к тому, то его окружает, ведь равнодушие – самая ужасная эмоция, которую только может испытывать человек по отношению к своему историческому прошлому.

«Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу…», — А.С. Пушкин. Знание истории – это не цифры, не даты и фамилии, хотя и это важно. История, историческая память – это то, что должно быть в сердце у каждого, это любовь к отечеству и почитание его традиций, это память о погибших и о тех, кто внес свой вклад в историю круглогодично, а не только по праздникам.

2 вариант сочинения ЕГЭ

Нужно ли хранить память о войне? Именно этим вопросом задается Наталия Николаевна Никитайская в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над проблемой, Н.Н. Никитайская знакомит читателя с историей одной семьи. Дочь сожалеет, что не записывала воспоминания родителей о войне, однако замечает: «Ни мама, ни папа не любили возвращаться к прожитому и пережитому в войну». Лишь временами родители вспоминали об этом страшном времени. Этот эпизод иллюстрирует, как тяжело участникам войны оглядываться в прошлое. Хранить память не просто, воспоминания о ужасах и мучениях войны — источник душевной боли.

Далее по тексту рассказчица повествует о героизме своего отца. В заметке, полной любви и уважения к родителям, она пишет: «Были миллионы других таких же советских людей, которые одолели фашизм и не потеряли человеческого лица. И я очень не хочу, чтобы они были забыты». Дочь не хочет, чтобы подвиги ее родителей остались на обочине истории. Никитайская этим примером доносит до читателя важность памяти в жизни людей. Дети, внуки и правнуки героев войны гордятся своими членами семьи, и это очень важно, так как память о бесстрашных поступках придает им ещё больше значения.

Автор противопоставляет первый и второй пример, раскрывая проблему. Несмотря на то что, воспоминания о войне тяжелые, именно они позволяют в полной мере оценить героизм участников. Только рассматривая эти эпизоды вместе, читатель увидит полную картину.

Позиция автора чётко прослеживается. Н.Н. Никитайская считает, что необходимо хранить память о войне. Чтобы почтить память и отдать должное ветеранам, нужно их выслушать и не забывать о их заслугах. Не делая этого, люди поступают крайне беспечно.

С Никитайской нельзя не согласиться. Действительно, если мы забудем о жертвах и героях войны, такое может повториться вновь. Ужасы войны служат напоминанием, что на нас лежит обязанность сохранить мирное небо над головой. А подвиги — наставлением.

Таким образом, Н. Никитайская поднимет проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранить память о заслугах наших соотечественников.

3 вариант сочинения ЕГЭ

Почему люди должны помнить о героях войны? Таким проблемным вопросом задаешься, прочитав текст Н. Н. Никитайской.

Рассуждая над поставленной проблемой, автор сожалеет о том, что она не расспрашивала родителей об их подвигах, не записывала эти истории пока мать и отец были живы: «Семьдесят лет прожито, а ругать себя не перестаю. Ну, что мне стоило, пока живы были родители, расспросить их обо всем, всё подробно записать». Однако для того, чтобы сохранить о них память, писательница спустя время решила рассказать о родных: о тех людях, благодаря которым сейчас мы живем мирной жизнью. Это отражает мысль о том, как важно хранить воспоминания о героях войны, так как они смогли победить врага и спасти страну.

Также Н. Н. Никитайская обращает внимание на подвиг отца, который не оставил в беде трех человек. Он рассчитал мощность самолетов и распределил нуждающихся в помощи на более сильные машины, но его товарищ боялся погибнуть, везя двух людей на борту, тогда летчик взял ответственность на себя, говоря: «Полечу на твоей, а ты бери мою машину». Военный, рискуя собой, спас раненых, что показывает стойкость, мужество командира и важность памяти о нем, так как он сохранил несколько жизней. Эти примеры дополняют друг друга и раскрывают мысль о том, что нужно не забывать о тех, кто обеспечил нам счастливую действительность, победив противников. Автор считает, что помнить о героях войны важно, потому что, благодаря их поступкам, храбрости и силе воли, сейчас люди могут наслаждаться жизнью.

Я согласна с Н. Н. Никитайской. Действительно, нужно не забывать о подвигах солдат, которые сражались за родину, так как они спасли множество человек и подарили нам мирное небо над головой. Для обоснования своей позиции приведу пример из литературы.

Так, в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов прошёл тяжёлый путь на фронте и в плену, потерял близких, но он, несмотря на трудности, спас Ванюшку, мальчика оставшегося без родителей. Это произведение основано на реальных событиях, что показывает желание автора сохранить память о подвиге человека, способного помочь сироте в то время, когда сам нуждался в поддержке.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что люди, сражающиеся за родину, помогли стране одержать победу, они защитили множество жизней от смерти, и поэтому важно помнить о них.

4 вариант сочинения ЕГЭ

Зачем нужно помнить о войне? Именно проблему памяти о войне поднимает в своём тексте Н.Н. Никитайская.

Рассуждая над данным вопросом, автор стремится понять, нужно ли человеку помнить о войне. Для ответа на этот вопрос писательница повествует о жизни своих родителей, прошедших войну. По мнению Н.Н. Никитайской, человеку необходимо помнить о войне как о подвиге народа и быть ему благодарным.

Для того, чтобы читатель наиболее ярко представил себе события, происходящие на войне, автор многократно использует цитирование речи солдат. Писательница считает, что нам необходимо помнить о людях, «не потерявших человеческого лица» в борьбе с фашистами, чтобы не допустить ещё одной войны. Обвиняя себя в безынтересном отношении к войне, автор с сожалением замечает, что многие люди так же «беспечно» относятся к войне, как и сама Н.Н. Никитайская в молодости.

Позицию автора можно сформулировать таким образом: память о войне необходима для того, чтобы люди помнили о её ужасах и не хотели их повторения. Я могу согласиться с позицией автора, ведь каждая война приносит ужасные бедствия в жизнь человека и народа в целом.

Тема влияния войны на жизнь человека раскрывается в множестве произведений русской литературы, одним из которых является повесть М.А. Шолохова «Судьба человека». На главного героя произведения, Андрея Соколова, Великая Отечественная война повлияла самым ужасным образом: во время бомбардировки погибают его жена и две дочери, в последний день войны оказывается убит его сын. Война забирает у солдата всё, что у него было до нападения немцев.

Данная тема также поднимается в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон». Гражданская война в этом произведении является злом, истребляющим всё, что строилось долгие годы; война заставляет брата встать против брата, отца против сына. Главный герой романа-эпопеи, Григорий Мелехов, теряет всех своих близких людей из-за событий гражданской войны, и жизнь в этом мире для него теряет смысл.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что каждому из нас необходимо помнить о страшных событиях войны, если мы не хотим, чтобы она повторилась и коснулась нас.

5 вариант сочинения ЕГЭ

Важно ли с уважением и вниманием относиться к событиям военных лет? Именно к проблеме сохранения памяти о войне обращается в данном тексте Наталия Никитайская.

Рассуждая над поставленным вопросом, автор стремится выяснить, как прошлое влияет на миропонимание современного человека. Писатель с сожалением говорит о том, что люди перестали ценить опыт предков и привыкли пренебрежительно, рассеяно воспринимать рассказы о событиях войны. При этом Н. Никитайская повествует о жизни собственных родителей, что приближает авторские размышления к миру читателя и утверждает всеохватность военного прошлого, потому как почти в каждой семье нашей страны можно встретить своих «ненайденных героев».

В первую очередь автор отмечает, что истории военного времени учат нас общечеловеческим ценностям: честности, нравственности, силе духа. Кроме того, память о войне, знание о пережитом позволяют лучше понимать родных людей. Интересна композиция текста: само повествование отрывочно, строится из множества фрагментов, походящих на воспоминания о прошедших годах. В итоге Н. Никитайская обращает особое внимание на то, что важно не просто помнить о прошлом самому, но и «по возможности другим рассказать».

Позиция автора может быть сформулирована следующим образом: современный человек должен помнить о событиях военных лет и учиться человечности у героев прошлого. Я могу согласиться с мнением писателя, ведь память о войне не только дает нам понимание истинной нравственности, но и объясняет недопустимость повторения подобных событий в будущем.

К проблеме памяти о войне обращались авторы многих произведений отечественной и зарубежной литературы. Например, поэма Р. Рождественского «Реквием» звучит как обращение погибших на войне к последующим поколениям. Автор поэмы вспоминает об потерях и боли страшного времени и призывает не забывать о подвиге предков, ведь именно память позволит спасти мир от ужаса войны в дальнейшем.

Другим примером может служить стихотворение А. Твардовского «Жестокая память», где описывается, как война извращает видение окружающего мира и лишает человека возможности наслаждаться красотой природы и спокойствием. Мучительнее всего то, что на фронте остаются легкость восприятия, молодость, чистота чувства, а самым ценным становится стремление уберечь хрупкий мир.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что память о военном прошлом страны очень важна для современного человека: она не только воспитывает высокие нравственные качества, но и позволяет предотвратить повторение ужасных событий.

6 вариант сочинения ЕГЭ

Зачем нужно помогать людям на войне? Почему надо идти на риск, чтобы сохранить жизнь обычному человеку? Как храбрость поможет победить? На эти вопросы отвечает Наталия Николаевна Никитайская, обозначив проблему героизма во время военных действий.

Писатель повествует о том, как солдаты рисковали собой, чтобы спасти невинных людей. Отец рассказчицы посадил самолёт, распределил людей, чтобы они смогли улететь. Этим он сохранил жизнь людям, так как на месте медсестры могла быть его жена. Но даже Галя рисковала собой, когда из-под Луги к своим пробивалась. Родители рассказчицы были настоящими героями.

Наталия Никитайская направила свои усилия на то, чтобы показать, как на войне миллионы советских людей одолевали фашизм, спасая людей и рискуя самым дорогим – своей жизнью. Не только родители рассказчицы были храбрыми – таких было много. Хочется выразить свою точку зрения. Я соглашусь с мнением автора по обозначенной проблеме. Действительно, во время военных действий много людей рисковало собой, чтобы победить врага и спасти свой народ. Попробую доказать свою точку зрения примерами из литературы и личной жизни.

Обратимся к произведению Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов рисковал своей жизнью, когда решил сбежать от немцев, прихватив с собой инженера, чтобы помочь своим. Андрея поблагодарили за героический подвиг, дали возможность отдохнуть, но даже тогда Соколов хотел сражаться с врагом, чтобы одолеть фашизм.

Попробую доказать свое мнение также примером из жизни. Мой дедушка отдал свою жизнь, чтобы защитить деревню. Немцы напали на население обычных жителей, где было несколько солдат. Мой дедушка отбил атаку, но ценой своей жизни. Благодаря ему люди в деревне продолжали жить.

Думаю, что мне удалось доказать проблему героизма во время войны, она все ещё актуальна. Художественные произведения и случаи жизни тому подтверждение.

7 вариант сочинения ЕГЭ

Я с большим интересом прочитал(-а) текст Наталии Николаевны Никитайской. Размышляя, невольно задумалась о том, почему же люди бережно относятся к памяти о войне? Ответ на этот вопрос даёт автор – русская советская и российская театровед, прозаик.

В тексте поэтесса ставит проблему памяти о войне. Она, бесспорно, важна и значима в наши дни.

Н. Н. Никитайская пишет о жизни своих родителей во время Великой Отечественной войны.

Автор хочет донести, что нельзя забывать людей, «которые одолели фашизм и не потеряли человеческого лица». Безусловно, мы обязаны до конца своих дней преклонять головы перед теми, кто отдал свою жизнь ради светлого будущего нашей страны. Автор отмечает, что история про сломанный автобус «кажется специально придуманной». Конечно, сложно представить, насколько храбрым и отважным человеком нужно быть, чтобы, рискуя собственной жизнью, спасти попавших в беду людей. Автор считает, что нельзя забывать о подвигах наших предков, которые были готовы в любой момент пожертвовать жизнью, несмотря на страх и панику. Разделяя позицию автора, хочу сказать, что наш главный жизненный долг – это память о тех, кто не вернулся с войны. Вечная память.

Литература богата аргументами, подтверждающими мои слова. Вспомним произведение Евгения Носова «Живое пламя». Тетя Оля, главная героиня, посадила в своем саду маки. Жизнь у них была короткая, но яркая, поэтому они напоминали ей сына Алешку, погибшего во время войны. Прошло много времени, а мать помнила о подвиге своего ребенка. Почему же люди не должны забывать о войне и о тех, кто погиб, защищая Родину? Ведь пока жива память, они живы и в наших сердцах. Думаю, этот рассказ доказывает нам, что поставленная автором проблема важна и по сей день. Однако не только это, но и другие произведения можно привести в пример. Так, в «Ста шагах на войне» Анатолия Генатулина главный герой, убегая от снайпера, уже простился с жизнью и был готов к смерти.

Однако, когда понял, что тот промахнулся, снова обрел надежду выжить. Через несколько лет герой вспоминает этот случай и говорит, что всегда будет помнить военные годы. Правда, война оставляет большой след в жизни каждого человека. Она не щадит никого и забирает родных и близких. Память о тех, кто уже не придет никогда, мы должны сохранить в своей душе и передать потомкам.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема, поставленная автором, актуальна и в современное время. У нас есть общая цель – всегда помнить о войне, ведь не поддается объяснению всё то, что заставляет сердце биться чаще, когда вспоминаешь о тех, кто болел душой за судьбу России за много лет до твоего появления на свет.

Текст ЕГЭ

Семьдесят лет прожито, а ругать себя не перестаю. (2)Ну что мне стоило, пока живы были родители, расспросить их обо всём, вес подробно записать! (3)Но нет, не записывала. (4)Да и слушала-то невнимательно, так, как в основном и слушают родителей их дети. (5)К тому же ни мама, ни папа не любили возвращаться к прожитому и пережитому в войну. (6)Но временами… (7)Когда гости приходили, когда настроение повспоминать нападало и так — ни с того ни с сего… (8)Ну, например, приходит мама от соседки, Антонины Карповны, и говорит:

— Вспомнилось мне вдруг, как я из-под Луги из окружения к своим пробивалась, а Карповна восклицает: «Галина, ты у нас ненайденный герой!»

(9)К началу войны маме было восемнадцать лет. (10)Она была фельдшером, сельским врачом. (11 )В то время папе было двадцать четыре года. (12)Он был лётчиком гражданской авиации. (13)Познакомились и полюбили они друг друга в Вологде. (14)Мама была хорошенькой, живой и весёлой. (15)Папа был мужественно-красивым, надёжным и основательным. (16)Профессия лётчика до войны относилась к романтическим профессиям. (17)Авиация тогда «становилась на крыло». (18)Люди, причастные к этому становлению, сразу попадали в разряд избранных. (19)Ещё бы: не каждому дано обживать небеса. (20)О вольностях, которые позволяли себе пилоты тех времен, напомнит, например, пролёт Чкалова под Троицким мостом в Ленинграде. (21)Правда, историки считают, что это придумали киношники для фильма. (22)Но легенды легендами, а мой папа абсолютно точно пролетал «на бреющем» над крышей маминого дома. (23)Чем и покорил маму окончательно. (24)В первый же день войны, как военнообязанные, и папа, и мама надели военную форму. (25)Оба были отправлены на Ленинградский фронт. (26)Мама — с госпиталем, папа — в авиаполк. (27)Начинали войну на У-2. (28)Никакого серьёзного оснащения на самолётах не было, даже радиосвязи. (29)Но ведь воевали!

(30)Однажды, когда папа во главе эскадрильи этих двухместных самолётов возвращался с задания, он увидел внизу, на шоссе, ведущем в Ленинград, сломанный санитарный автобус. (31)Возле него возился водитель, пытаясь устранить поломку. (32)И отчаянно махала кофтой нашим самолётам медсестричка. (33)И сверху папа увидел, что по этому же шоссе и тоже в сторону города движется колонна немцев. (34)И вот-вот автобус с ранеными, с шофёром и медсестрой окажется у них на пути. (35)Исход такой встречи был предрешён.

— (36)Знаешь, я сразу о Гале подумал. (37)На месте этой сестрички могла быть и она. (38)И тогда я просигналил крыльями команду: «Делай, как я» — и пошёл на посадку перед автобусом. (39)Когда приземлились и пересчитали людей, оказалось, что всех не забрать, что трое остаются за бортом. (40)Я прикинул мощность машин и в некоторые распределил не по одному, а по два человека. (41)И один из лётчиков закричал тогда: «Командир, хочешь, чтобы я гробанулся! (42)Не полечу с двумя! (43)Себе-то одного посадил…» (44)Я-то знал, что его машина надёжнее, но спорить не стал, некогда было спорить. (45)Говорю: «Полечу на твоей, а ты бери мою машину».

(46)Вообще-то вся эта история кажется специально придуманной для кино, для непременного использования параллельного монтажа, чтобы ещё больше накалить страсти. (47)Вот раненые с трудом карабкаются по фюзеляжу в кабину, а колонна фрицев марширует уже в пределах видимости, а вот взлетает в небо первый наш самолёт с раненым, и немец готовит свой «шмайссер» к стрельбе… (48)Ну, и так далее… (49)И в реальной жизни, когда взлетал последний лётчик, фашисты действительно открыли стрельбу… (50)А потом об этом случае писали в газете, но беспечная наша семья, конечно, её не сохранила.

(51)Эти мои заметки я пишу сейчас не только для того, чтобы, пусть и запоздало, признаться в любви к своим прожившим очень нелёгкую, но такую честную жизнь родителям. (52)Были миллионы других таких же советских людей, которые одолели фашизм и не потеряли человеческого лица. (53)И я очень не хочу, чтобы они были забыты.

По Н.Никитайской

Наталия Николаевна Никитайская (род. в 1943 г.) — русская советская и российская театровед, прозаик, поэтесса

Проблемы текста

1. Проблема сохранения памяти о подвиге отцов и дедов в годы Великой Отечественной войны. (Почему необходимо хранить память о подвиге отцов и дедов в Великой Отечественной войне?

2. Проблема определения истоков подвига в годы Великой Отечественной войны. (Чем руководствовались советские воины, сражаясь на фронтах Великой Отечественной войны?)

3. Проблема нравственного выбора людей в годы Великой Отечественной войны. (В чём заключается нравственный выбор людей в Великой Отечественной войне?)

4. Проблема отношения участников войны к героическим поступкам, которые они совершили. (Как участники войны обычно относятся к совершённым ими героическим поступкам?)

  • Тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

На чтение 18 мин Просмотров 19.2к.
Обновлено 1 марта, 2021

Проблема исторической памяти является важной проблемой во все времена и не теряет своей актуальности в современном мире, поэтому данная тема поднимается во многих письменных работах по русскому языке, в том числе и в ЕГЭ, для надлежащей подготовки к которому понадобятся представленные ниже аргументы из жизни и литературы.

Содержание

  1. Проблема
  2. Отношение автора к проблеме
  3. Аргументы
  4. Эпитеты к слову «память»
  5. Синонимы к слову «историческая»
  6. Синонимы к слову «память»
  7. Примеры из художественной литературы
  8. Примеры из жизни
  9. Народная мудрость
  10. Афоризмы

Проблема

Значение исторической памяти в жизни человека.

Отношение автора к проблеме

Историческая память содержит в себе знания многих поколений, сведения о судьбоносных событиях, жизни и деятельности выдающихся личностей, открытий и достижений в науке, политике, технике, культуре, искусстве. На исторической памяти основывается преемственность поколений. Вся история человечества – это хранилище памяти. Человек, утративший память, перестаёт быть личностью. Поэтому значение исторической памяти в жизни человека очень велико. Её величие состоит в том, что она является связующим звеном между прошлым и будущим.

Аргументы

  1. Народ должен помнить подвиги своих предков.
  2. Человеческая память ограничена, все даты, имена и названия со временем подвержены забвению.
  3. Необходимо всеми способами сохранять воспоминания участников переломных событий в истории каждого государства и человечества в целом.
  4. Память о событиях прошлого всегда должна сохраняться.
  5. Память – преодоление времени и пространства.
  6. Память – главное богатство человека.
  7. Без знания прошлого нельзя должным образом сориентироваться в настоящем, невозможно понять, что надо делать в будущем.
  8. Знание прошлого заставляет нас переосмыслить своё отношение к жизни.
  9. Зная прошлое, человек ощущает себя сопричастным к истории.
  10.  Часто роль исторической памяти ставится под сомнение.

Эпитеты к слову «память»

Безупречная, баснословная, бесподобная, блестящая, богатая, великолепная, глубинная, громадная, емкая, замечательная, зоркая, избирательная, изумительная, исключительная, кибернетическая, колоссальная, крепкая, невероятная, недурная, недурственная, незаурядная, неимоверная, необыкновенная, необычайная, неплохая, нестареющая, обширная, огромная, острая, отличная, отменная, поразительная, потрясающая, превосходная, прекрасная, редкая, свежая, сильная, сногсшибательная, твердая, удивительная, уникальная, упрямая, феноменальная, фотографическая, хваткая, хорошая, цепкая, чудесная, чудная, чуткая,  девичья, дурная, дырявая, капризная, короткая, куриная, неважная, незавидная, непрочная, никудышная, отвратительная, плохая, птичья, слабая, худая, зеркальная, крылатая, нерастраченная, долговременная, зрительная, логическая, машинная, механическая, моторная, музыкальная, образная, оперативная, профессиональная, словесная, слуховая, чувственная, эмоциональная, бессмертная, благодарная, блаженная, вечная, высокая, глухая, гордая, горькая, горячая, добрая, долгая, долговечная, жестокая, живая, живучая, зыбкая, недобрая, нежная, незабвенная, неизгладимая, непреходящая, непрочная, нетленная, печальная, приятная, прочная, разбуженная, свежая, светлая, святая, священная, славная, смутная, стойкая, страшная, суровая, теплая, туманная, ужасная, унылая, четкая, ясная, всеобщая, людская, народная, человеческая.

Синонимы к слову «историческая»

Важная, эпохальная, многозначительная, знаменательная, судьбоносная, эпическая, значимая, правдивая, невымышленная.

Синонимы к слову «память»

Воспоминания, запоминание, отголосок.

Примеры из художественной литературы

  1. Джордж Оруэлл «1984».

Джордж Оруэлл в своём романе «1984» изобразил народ, лишённый истории. В 1984 году существует только три государства: Океания – родина главного героя, Евразия и Ост-азия. Они находятся в состоянии постоянной войны друг с другом. Главной целью существующего общественного строя является недопущение улучшения жизни простых людей, потому что их благосостояние может разрушить привычное государственное устройство, основанное на неравенстве. Правящая партия готова продолжать эту войну без конца, лишь бы сохранить своё положение и привилегии.

Разумеется, в таком обществе находились те, кто пытался противостоять несправедливости. Чтобы подавлять подобное сопротивление, правительство заставляло народ жить в постоянном страхе. Министерство Правды занималось уничтожение истории, был создан миф, что не было успешнее и процветающее государства, чем Океания. Полиция Мыслей беспрерывно следила за каждым человеком, ликвидируя тех, кто ещё остался способен здраво мыслить. Для того чтобы не лишиться рассудка, главный герой, начал вести дневник, хотя понимал, что это может стоить ему жизни.

Постоянно действовало идеологическое давление на человека: везде были расклеены плакаты с изображением Старшего Брата, происходило искажение и ограничение информации, государство вмешивалось в личную жизнь каждого человека, следило за его досугом, процветали доносы и предательство. СМИ неизменно вещали об экономическом росте Океании, а на самом деле её жители нищенствовали и не могли ничего получить из-за постоянного дефицита. Даже хлеб и чай были доступны только членам определённых партий.

Государственный аппарат обладал такой силой, что любая борьба с ним была бессмысленна. Джордж Оруэлл представил суть такого тоталитаризма: «Дважды два будет столько, сколько скажет вождь». Этот режим, по его мнению, возможен только при полном уничтожении памяти народа, отсутствии у них знания и понимания своей истории. Лишь в таком случае люди могут беспрекословно подчиняться, не догадываясь о том, что раньше было иначе. Без памяти о прошлом, невозможно изменить своё будущее.

  1. Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном».

Великий академик Д.С. Лихачёв в своей книге «Письма о добром и прекрасном» рассуждает о том, что ничто в мире не проходит бесследно. К примеру, если смять бумажный листок, то в следующий раз он уже сомнётся по тем же линиям. Когда человек не хочет хранить память о прошлом, он не сможет осознать важность каждого момента. История – это не одни войны, завоевания и открытия. История – это наследство, переданное нам сотнями людей, которые жили и умирали, ради того, чтобы передать свой опыт последующим поколениям. Мы не сможем двигаться в нужном направлении, пока не научимся ценить и уважать этот дар.

Память и знание прошлого делает этот мир интересным и значительным. Людям, которые не знают своего прошлого и не видят его значения, скучно и тоскливо жить. Они чувствуют себя одинокими, ничто вокруг них не имеет смысла. Нужно помнить о том, что у всего есть своё прошлое, и тогда оживут окружающие нас дома, заводы, корабли, города и сёла. Ведь у всего в этом мире есть своя история, жизнь – это не одномоментность существования. Но мы не только должны знать свою историю, но и хранить её, передать своим потомкам.

По мнению Д.С. Лихачёва, память – это одно из важнейших свойств любого бытия: материального, духовного, человеческого. Памятью обладают даже растения и камни, на которых остаются следы их происхождения. Птицы обладают сложнейшими формами родовой памяти, которая позволяет новым поколениям совершать перелеты в нужном направлении к нужному месту. Эта же память заставляет их искать зимовья и летовья – всегда одни и те же. Что уже говорить о генетической памяти, заложенной долгими веками.

Память противостоит уничтожающей силе времени, она преодолевает саму смерть. Память – это основа совести и нравственности, понимания культурных ценностей. Хранить и беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и своими потомками, по мнению писателя.

  1. Р. Брэдбери « И грянул гром».

Основной идеей научно-фантастического рассказа американского писателя Рэя Брэдбери является то, что прошлое, настоящее и будущее тесно связаны между собой. Каждый поступок, совершённый человеком, непременно отобразится на его будущем или будущем всего человечества. Автор решил представить, что было бы, если бы люди изобрели машину времени. В его рассказе она есть.

Главным увлечением в жизни Энкельса была охота. Узнав о возможности побывать на сафари в эпохе динозавров, главный герой сразу же принимает решение обязательно туда попасть. Однако его предупреждают, что в этой охоте нужно действовать только согласно строгим правилам: нельзя ничего делать по собственному желанию, убивать можно только тех динозавров, которые и так должны были в скором времени умереть, а главное – никак не вмешиваться в ход истории. Всю необходимую информацию организаторы представляли до путешествия в прошлое, а перед возвращением в настоящее тщательно скрывали все признаки пребывания человека там, где его не должно было быть. Это делалось для того, чтобы будущее не изменилось. Охотники даже не должны были ступать на землю, чтобы не оставлять свои следы и ненароком не наступить на какое-нибудь насекомое. Ведь любое вмешательство могло привести к непредвидимым последствиям.

Руководитель сафари Тревис доходчиво объясняет участникам, что убийство мыши в прошлом вполне может привести к землетрясению, которое изменит вид всей планеты, а убийство пещерного человека, лишит человечество целого рода, следовательно, мир не будет уже прежним после их возвращения.     

Во время охоты на тираннозавра Энкельс сильно испугался и стал убегать, сойдя с антигравитационной тропы. В результате он раздавил доисторическую бабочку и тем самым вмешался в ход событий прошлого. Вернувшись в своё время, путешественники увидели, что их мир сильно изменился: уровень развития человеческой цивилизации резко снизился, власть находилась в руках диктатора и все были этим довольны, даже атмосфера стала совсем другой, как в прямом, так и в переносном смысле. Вся вина и ответственность за происходящее полностью лежала на плечах Энкельса, он не смог правильно оценить свои способности и возможности.

Рэй Брэдбери хотел рассказом «И грянул гром» предупредить о том, что каждый человек в ответе перед будущим за свои поступки. Иногда небольшая ошибка может привести к ужасным последствиям, к настоящей катастрофе. Нужно всегда помнить о своём прошлом, бережно относиться к настоящему и думать о будущем.

  1. А.Н. Толстой «Петр Первый».

Исторический роман А.Н. Толстого «Петр Первый» имеет особую ценность в русской литературе. В нём присутствует подробное описание петровской эпохи, а также характеров отдельных исторических деятелей и всего народа в целом. Здесь вырисовывается полная картина взаимоотношений власти и простых людей, судьба которых так сильно волновала писателя.

А.Н. Толстой жил и писал в очень непростой исторический период нашего государства, поэтому он считал своим долгом осветить и другие трудные времена России. Он говорил, что понять и осмыслить прошлое – означает понять и осмыслить не только настоящее, но и будущее. Эпоха реформ и преобразований Петра I лучше всего демонстрирует то, как перемены влияют на жизнь народа. Помня о тех временах, мы знаем, чего ожидать от грядущих изменений, которые беспрестанно происходят в современном мире.

Роман состоит из трёх частей. В первой книге описывается допетровская Русь. Здесь на примере семьи Бровкиных показана тяжёлая крестьянская жизнь. Заканчивается эта часть романа сценой казни стрельцов. Следующая книга повествует о том, как Петр I приступил к созданию новой России. Автор начинает эту часть с изображения жизни Москвы после подавления стрелецкого бунта, а заканчивает – строительством великого города Петербурга. В третьей книге деятельность первого Всероссийского Императора окончательно утвердилась и получила своё признание. Таким образом, в романе отобразилась жизнь Российского государства от начала 80-х годов XVII столетия до 1704 года.

А.Н. Толстой был объективен в своих суждениях. Описывая времена становления петровской власти, он не осуждает царя-реформатора, а всего лишь показывает конфликт между разными слоями населения.

Главным героем романа, безусловно, выступает сам Петр I. Также автор изобразил его сподвижников и тех, кто становился на пути создания новой России. Кроме того, важное место в произведении занимает образ народа. Жизнь простых людей представлена такой, какой она была на самом деле, без лишних приукрашиваний – трудной, безрадостной, угнетённой. А.Н. Толстой говорил: «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее… в которых завязывался русский характер». Основной целью создания романа «Петр Перввый» является описание исторических фактов, но с точки зрения интересов современной писателю действительностью. Его роман должен был помочь воспитать нового человека  в эпоху советской власти.

  1. Л.Н. Толстой «Война и мир».

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» раскрывается исторический ход Отечественной войны 1812 года. Это произведение уникально, потому что в нём отображено несколько десятилетий из жизни России. Здесь присутствуют образы разных исторических личностей: императоров, полководцев, придворных деятелей. Прослеживается их вклад в развитие событий и исход войны в целом. Л.Н. Толстой убеждён, что необходимо помнить историю своего народа, чтобы создать достойное будущее.

Писатель сам был участником Севастопольской обороны. За это время он многое понял, осознал, как страшна война, на что способен человек на войне и какие страдания приносят людям эти ужасные события. Он убедился, что истинный патриотизм проявляется не в красивых словах или героических подвигах, а в простом выполнении своего долга, несмотря ни на что. Этот опыт отобразился в романе «Война и мир».

В 1812 году над Россией нависла смертельная опасность, поэтому народ осознал необходимость защитить родную землю. Кутузов, объезжая позиции перед Бородинским сражением, увидел ополченцев, одетых в белые рубашки. Они приготовились умереть за свою Родину. Тогда великий полководец восторженно произнёс: «Чудесный, бесподобный народ!». Л.Н. Толстой этой фразой выразил свои мысли, он гордился тем, что русского человека невозможно сломить.

Писатель обращает в романе внимание на то, что в 1812 году Россию спасли не отдельные личности, а объединившийся в трудную минуту народ. По его мнению, именно в Бородинском сражении была одержана русскими нравственная победа. Автор пишет, что не только Наполеон, но и вся французская армия была повержена в ужас от стойкости и непоколебимости русских солдат, которые, несмотря на значительные потери, сохранили свою силу духа до самого конца битвы. Враг был сломлен в моральном плане, оказалось, что русский народ можно убить, но не победить. Солдаты продолжали стоять даже тогда, когда в них стреляли в упор. Эта сила заключалась в истинном патриотизме, в героизме солдат и простых людей, пожертвовавших всем ради общей победы.

Л.Н. Толстому была ненавистна война, он описывал не только картины сражений, но и страдания, постигнувшие каждую семью в это время. Сохранив историческую память и передав её потомкам, писатель создал грандиозный роман-эпопею, которому нет равных в мировой литературе.

  1. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

Историческая повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» повествует о временах казачества на Руси. Автор прославляет казаков, их мужество и отвагу. Он описывает их как смелых воинов, настоящих патриотов, вольных и независимых людей. В основе сюжета лежит история преданного своей Родине запорожского казака Тараса Бульбы и его двух сыновей. Бульба ставил превыше всего свой долг, он был готов защищать родную землю до последнего вдоха. Главный герой жил только на поле боя, отчаянные битвы во славу Руси были смыслом его жизни. Такой же судьбы он желал и своим сыновьям. Бульба гордился Остапом и Андрием, пророчил им великое будущее. Как только юноши вернулись из Киевской Академии, отец сразу же забрал их в Запорожскую Сечь, чтобы они «отведали настоящей жизни». И вначале они оправдывают возложенные на них надежды, становятся лучшими казаками. Однако затем Андрий нанёс самый страшный удар своему отцу.

Младший сын Тараса Бульбы забыл свою историю, он предал Родину ради любви женщины. Испокон веков так складывалось, что его гордому народу приходилось защищать свою землю от нападок иноземных захватчиков, и основная сила запорожских казаков была в их единстве. Андрий разрушил эту память поколений, он предал свою семью, Отчизну, братьев по оружию, променял на прекрасную панночку. Он истинный предатель, у него был выбор, и молодой казак решил пойти по пути изменника, перейдя на вражескую сторону. Тарасу Бульбе ничего не оставалось, кроме как убить родного сына и кровью смыть позор с имени своего рода. Трагический финал был неминуем, потому что человеку, позабывшему своё прошлое, нет места в будущем.

Примеры из жизни

  1. В последние годы проблема исторической памяти стала особенно актуальной в современном мире. Молодое поколение уделяет всё меньше и меньше внимания прошлому своего государства. Уже не так ценится вклад наших предков в свободное и независимое будущее для своих детей и внуков, забываются подвиги, разрушаются памятники. Сейчас даже не во всех семьях помнят историю своих родственников, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Я не понимаю, как можно так относиться к своему прошлому. Ведь его знание, даёт нам понимание настоящего и возможность создания светлого будущего. Не зря существует русская поговорка «На ошибках учатся». Нужно помнить о тех ошибках, за которые наш народ жестоко поплатился, для того чтобы мы не повторили их в своё время. Существует множество способов сохранения исторической памяти: названия улиц, городов, рек, гор, возведение памятников, художественная и научная литература, театральное искусство, творчество художников, кинематограф. Однако, к сожалению, часто от прошлого хотят отречься, поэтому происходят массовые переименования, уничтожения и разрушения. Наша задача – сохранить память о прошлом своего народа, о своём прошлом. Только в наших силах создать достойное будущее, бережно храня воспоминания об истории нашего государства.
  2. После Октябрьской революции 1917 года большевики приняли решение, что нужно уничтожить любое воспоминание о царской России, в том числе и памятники. 12 апреля 1918 года был выпущен декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О памятниках Республики», который давал законное основание для сноса неугодных монументов. Документ, подписанный В.И. Лениным и И.В. Сталиным, гласил: «Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера». Исполнение данных указаний не заставило себя долго ждать, былые памятники быстро уничтожались и заменялись революционными. Сильнее всего действие данного декрета ударило по Москве, там был уничтожен целый ряд архитектурных шедевров, в частности взорван храм Христа Спасителя. Некоторым памятникам Российской империи все-таки удалось выстоять: уцелели Медный всадник в Петрограде, Николай I, а также Минин и Пожарский, но потеря, лишившая нас исторической памяти, невосполнима.

Народная мудрость

  1. «По старой памяти, что по грамоте».В этой пословице говорится о том, что память имеет большое значение в жизни человека. Приобретенные знания всегда пригодятся.
  2. «Не будь тороплив, будь памятлив». Наши мудрые предки говорили о том,что нужно быть памятливым и нельзя торопиться. В этом заключается залог успеха, по их мнению.
  3. «Пропал, как швед под Полтавой». В этой пословице наш народ сохранил историческую память о Полтавской битве, которая привела к перелому в Северной войне в пользу России.
  4. «Бывало было: и бояре волком выли». В этой пословице говорится о том, что в жизни у всех бывают трудные времена. Нужно помнить об этом и не отчаиваться в тяжелые моменты.
  5. «Француз боек, да русский стоек». В данной пословице запечатлелись многочисленные противостояния Франции и России. Наши предки говорили о том, что французы бойкие, но им ни за что не удастся победить русских. Со временем эту пословицу стали употреблять тогда, когда хотели сказать о человеке, которого невозможно сломить.
  6. «Что было, видели деды, что будет, увидят внуки». В этой пословице идёт речь о памяти прошлого и неизбежности будущего. Всему своё время.
  7. «Не всякому прошлое сладостно вспоминается». В этой пословице говорится о том, что у многих людей воспоминания из прошлого вызывают страдания. Не все раны лечит время.
  8. «Не пожить тех дней, что прошли». Смысл данной пословицы заключается в том, что прожитых дней уже не вернуть. Прошлое остаётся жить только в нашей памяти.
  9. «Это было при дедушке Мирошке, когда денег было трошки». Так говорится о давних временах, которые уже прошли.
  10.  «Прошлое вспоминайте, будущее чайте». Эта пословица выражает послание наших предков своим современникам и потомкам: нельзя забывать прошлое, а в будущее нужно смотреть с надеждой.

Афоризмы

  1. «Историческое деяние бывает закончено не тогда, когда оно свершилось, а лишь после того, как оно становится достоянием потомков». Австрийский драматург Стефан Цвейг считал, что любое деяние становится часть истории только после того, как станет достояние потомков.
  2. «История — это ложь, с которой все согласны». Французский поэт и философ Вольтер говорил о том, что наша история выдумана. По его мнению, многие события прошлого были намеренно выдуманы и все окружающие охотно принимали эту ложь.
  3. «Какой бы ни была история, но она родила нас». Советский государственный деятель и учёный-философ Г.Ф. Александров говорил, что люди должны уважать свою историю, хотя бы за то, что без неё не было бы и их самих.
  4. «Первая задача истории — воздержаться от лжи, вторая — не утаивать правды, третья — не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности». Римский политический деятель и философ Марк Туллий Цицерон говорил, что главная задача истории – отображать реальные факты, ничего не утаивая.
  5. «Не знать истории — значит всегда быть ребенком». Римский политический деятель и философ Марк Туллий Цицерон считал, что лишь знание своей истории делает человека взрослым и зрелым.
  6. «Величайшее недоразумение — это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов». Французский писатель и философ Дени Дидро считал, что мораль неуместна там, где присутствуют исторические факты.
  7. «Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков». Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу говорил о том, что глядя на историю, понимаешь, что люди не выносят из своего прошлого никаких уроков.
  8. «Женщины творят историю, хотя история запоминает лишь имена мужчин». Немецкий поэт Генрих Гейне отметил влияние, оказанное женским полом, на создание истории.  
  9. «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». Русский писатель Максим Горький считал, что человек, который не знает прошлого своего народа, не сможет понять смысл настоящего и уж тем более цель будущего.
  10.  «История мира — это биография великих людей». Британский писатель, философ и историк Томас Карлейль говорил о том, что мировая история состоит из отдельных биографий великих людей.
  • Сочинения
  • /

  • 11 класс
  • /

  • Историческая память

Историческая память, это довольно серьезная тема, которая касается всех граждан нашей необъятной страны. Историческая память должна жить в каждом человеке и не затухать не когда. Память бывает разной, а точнее разнонаправленной. Можно помнить свою малую родину, а можно помнить весь Российский народ. К исторической памяти относится вся память о прошлом, военные события, государственные и общественные подвиги и многое другое. История формировалась на протяжении нескольких тысячелетий. И конечно, в ней смогли отразиться тысячи людей, память о которых живет в сердцах современного населения. Это цари, полководцы, купцы, помещики и множество других общественных слоев. О всех подвигах мы должны помнить и всеми гордиться. Эти люди умерли уже, очень давно, а память о них должна жить вечно.

По-моему мнению память о предках и их подвигах должна играть ключевую роль составляющей души. Надо быть всегда благодарным нашим предкам, за мир в котором мы сейчас живет. Он строился на десятках разрушенных судьбах, чтобы в бушем мир был наполнен спокойствием и умиротворением. Всегда должна жить душевная и человеческая красота предков, которая поспособствовала появлению именно вас. Чем больше поддерживать память о своих предков, тем больше понимаешь свое пребывание в этом мире. Наши предки эта наши корни или исток. Именно там начался формироваться наш характер, честь и предназначение. Хотя бы за это, необходимо чтить память предков. Чтобы о тебе помнили нужно для начало вспомнить своих предшественников. Также для этого нужно поспособствовать при жизни, так как людей помнят по подвигам и заслугам.

Например, писатель и поэт Твардовский, буквально пропагандировал тему исторической памяти. К таким произведениям можно отнести, «Василий Теркин» и «По праву памяти». Василий Теркин это реалистичный герой, который прошел всю войну до самого Берлина. Он был настоящим героем своей родины, так как шел до последнего, невзирая на смертельную угрозу жизни. Именно о таких людях и должна жить вечная память. Его заслуги невозможно описать словами, потому что попросту не хватит слов.

В заключении можно сказать, что вся историческая память не разделяется на этапы и временные отрезки. Это прежде всего цельный процесс, который не прекращается и по сей день. Все исторические события медленно переросли в современную историю.  Историческая память должна жить…

Вариант №2

История является очень важным предметом. Хотя и многие говорят, что она неоднократно переписывалась, изменялась и там уже не осталось правды. Но это не так. Ключевые события были на самом деле, никто не может сказать, что на самом деле не было Великой Отечественной или войны 1812 года. Понятно, что многие историки могут спорить о каких-то менее значимых вещах. Но это не значит, что изучение истории нужно забросить.

Историческая память включает в себя летописи, записки очевидцев, записи из дневников полководцев и солдат, оружие, поля боев, землянки и укрытия, одежда и инструменты власти, дома знаменитых личностей, различные постройки, такие как соборы, церкви. Также к ней относятся памятники и культурное наследие.

Факт в том, что записи и информация, которая описана в учебниках подтверждается, она не голословна. Для этого и необходимы предметы и здания, которые существовали в ту или иную эпоху. Они доказывают или опровергают информацию, полученную от людей или из летописей. Также ученые полагаются на такую науку, как археология. Она поднимает факты, которые были покрыты тайной веками.

Полученную историческую память необходимо хранить. Для этого и создаются музеи и памятники. Многие дома, например, знаменитых писателей переделывают под музеи. Люди приходят и видят те места, где поэт жил и творил свои замечательные произведения. Можно очень тонко почувствовать всю ту атмосферу, которая осталось от того человека, несмотря на то, что его уже нет. Это очень ценно.

Все рукописи, старинные записки летописцев, которые были написаны много лет и веков назад являются драгоценной памятью. Не говоря уже и о произведениях искусства, знаменитых картинах и записей поэтов. Эта память способствует погружению в атмосферу и жизнь прошлых лет.

Особенно важное значение имеет память о воинах и годах, когда множество людей отдали свои жизни за тех, кто будет после них. Это пример самоотверженности и заботы о жизни будущего поколения. Эту память нужно нести через года и никогда нельзя забывать о том, что произошло. Потому что история имеет свойство повторяться. Именно для этого нужно знать, что уже было и как люди выходили из этих тяжелейших обстоятельств.

Человек способен на многое, если у него есть необходимые знания и умения. Замечательным примером являются бойцы советской армии. Они делали невозможное. Например, двадцать восемь панфиловцев, которые обороняли Москву. Они знали, что отступать было некуда. Военнослужащие не могли подвести своих офицеров, свой народ, свою семью. Они сражались до последней капли крови. Именно поэтому все места, где проходили боевые действия имеют очень большое значение. У благодарных потомков появится желание соприкоснуться с тем, что было в те времена. Они будут стремиться в те места, изучать их. Все землянки, все плацдармы и госпиталя, которые уцелели и стали памятниками тех времен.

Подвиги увековечивают. Для этого создают памятники, которые ставятся либо туда, где все происходило, либо на центральных улицах городов. В честь героев именуют улицы и проспекты.

Если не будет исторической памяти, потомки забудут какой ценой была получена свобода и победа. А посредством памяти информация переходит из поколения в поколение.

11 класс ЕГЭ

Историческая память

Историческая память
Сейчас читают:

  • Роль бабушки в жизни Алеши Пешкова сочинение

    Данное произведение это одна из трех частей написанная знаменитым писателем Горьким. Основной идей данного произведения является то, что писатель в первую очередь хотел рассказать о своем детстве, то как он его проводил, что в нём присутствовало.

  • Сочинение по картине Фирсова Юный живописец 4, 5 класс

    И.И. Фирсов знаменит благодаря своей единственной картине «Юный живописец». Фирсов был придворным художником, делал роспись петербургских дворцов и церквей, писал иконы и работал над декорациями в театре.

  • Сочинение Сила характера 9 класс 15.3 ОГЭ рассуждение

    У каждого из нас свой, индивидуальный, характер. Характер – это такая черта человека, которая может передаваться по наследству. Но. Характер способен меняться на протяжении всей жизни. И если о характере еще что-то можно сказать,

  • Жанр пьесы Недоросль комедия Фонвизина

    «Недоросль» – третья пьеса Фонвизина, принесшая ему успех. Писатель работал над своим произведением на протяжении трех лет. Пьесу не сразу приняло общество, наложив цензуру на постановку в театрах. Жанр пьесы – комедия, а точнее сказать классицистическая

  • Сочинение на тему Городской человек

    Я живу в городе, значит я городской человек. Городской человек, он постоянно витает в облаках, не замечает происходящего, он легкомыслен, скрытен. В пасмурную погоду лучше посидит дома, нежели выйти на улицу в дождь. Городской человек

  • Сочинение Нижневартовск – мой город

    Конечно, каждый ещё с детства усвоил, что богатство России будет прирастать Сибирью. Но, когда в Сибири нашли Самотлорское нефтяное месторождение, это событие стало совершенной сенсацией, как в научном мире,

Вступление

С каждым годом история человечества полнится все новыми событиями, прославляющими цивилизацию. Мир не стоит на месте, мир движется вперед. Развиваясь и совершенствуясь, находя все новые пути возвеличивания.

Кто ответственен за прогресс? Конечно же, люди. Некоторые из них героически бросались в объятия неизвестности, рискуя жизнью и здоровьем ради всеобщего развития. Но с течением времени их подвиги забываются, становятся обыденностью, не более чем историческим фактом.

Проблема

Проблему исторической памяти поднимает в своем тексте М. Беляш, рассказывая об изменении отношения русских людей к первому полету Юрия Гагарина в космос.

Комментарий

Автор вспоминает далекий 1961 год, когда общественность была взбудоражена известием о первом полете человека в космос. Толпы ликующих людей на площадях больших городов, отмененные занятия в школах и покинутые рабочие места, отложенные спектакли и киносеансы.

Далее вспоминается автору прямой эфир возвращения Гагарина в Москву, переживания соседей, которые собирались в квартире с новым телевизором, чтобы хоть как-то стать причастными к столь важному историческому моменту.

Одиннадцатилетнему мальчику было сложно понять внутреннее состояние героя в то время, во время свершения его полетов. Казалось, что Гагариным движет желание прославить свою страну, гордость за Родину и сограждан, что он попросту был счастлив в самые сложные моменты полетов и после них.

Спустя десятки лет стало понятно, что Юрий Гагарин испытывал невероятный страх, отправляясь в путешествие, которое с большей долей вероятности могло закончиться его гибелью, нежели возвращением.

Несмотря на поддержку соотечественников, государства, семьи, Юрию Гагарину невозможно было не чувствовать себя одиноким, так как процесс рождения и смерти настолько интимен, что совершается в полнейшем единении с самим собой. И решение пойти на смертельный риск принимается человеком самостоятельно, без оглядки на мнение миллионов.

В те далекие времена, когда произошел первый полет, осознание реально свершившегося исторического факта закрепила в памяти не столько значимость события, сколько восторг, радость и праздник. Но постепенно люди привыкли к полетам, и имена космонавтов не только забываются, но уже и не сообщаются общественности с прежним энтузиазмом.

Авторская позиция

По мнению автора, величие Гагарина заключается именно в том, что он осознанно шел на риск, понимая возможные последствия совершаемых действий. Он пошел на смерть, чтобы открыть человечеству новую эпоху освоения космоса.

А сейчас мы так легко воспринимаем информацию об очередном полете, воспринимаем это как ничего не значащее обыденное событие. Автор предполагает, что так и должно быть. Это своеобразный закон жизни, хотя и очень печальный.

Своя позиция

Не могу не согласиться с автором в том, что жизнь движется вперед, и то, что было ново и необычно десять или пять лет назад, теперь уже слишком привычно и обыденно. По-другому быть не может. Но то, что произошло когда-то, сделало нас великими и более развитыми, должно все же оставаться в нашей памяти, чтобы служить примером для будущих поколений.

Аргумент 1

Размышляя о проблеме памяти, я вспоминаю повесть В. Распутина «Прощание с Матерой». Дарья, сильная духовно женщина, бережет прошлое с помощью сохранения покинутых домов и могил. Это своеобразные символы памяти. Желая сберечь их во время актов вандализма, зная, что вскоре весь остров уйдет под воду, она прощается с прошлыми поколениями, с теми, кто жил здесь до нее. Пока хоть кто-то помнит о прошлом, нить, связующая поколения, не может оборваться.

Аргумент 2

В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» один из главных героев, Яша, необразованный лакей, воображающий себя лучшим представителем современного мышления, преклоняющийся перед всем чужеземным, не видит смысла общаться с собственной матерью. Он – яркий пример утраты памяти, поэтому его жизнь представляется бессмысленной, никому не нужной, в ней полностью отсутствует хоть что-то духовное и нравственное.

Заключение

Память – то, благодаря чему не прерывается привычный ход времен, плавно сменяют друг друга эпохи. Без памяти прошлого мы не сможем выстроить достойного будущего, не сможем помочь сменяющим нас поколениям в построении их новейшего мира.

Даниил Романович | Просмотров: 3.2k

Проблема исторической памяти

Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры

21.04.2021 14:38:25

Автор: София Федоринова


    Многим людям дороги их воспоминания. Каждый человек хранит свою память, ведь она дает человеку возможность осознавать, что происходило в прошлом и задумываться, как поступать в будущем. Память бывает разной. Люди помнят, что происходило у них на учёбе, во время работы, как складывались их отношения с семьёй и друзьями. Все эти воспоминания важны для человека. Существует также и историческая память. Человек вспоминает события из прошлого, касающиеся не только его самого и его окружения, но и остальных людей его страны и всего мира. Какие чувства вызывает данный вид памяти? Ответ на этот вопрос можно найти в тексте В. П. Катаева.
    Автор текста вспоминает, как не привычно и болезненно для него было отсутствие памятника Александру Пушкина на Тверском Бульваре.  Не только автора беспокоило это. Знаменитый поэт Владимир Маяковский писал, что привык к этому памятнику. Еще заменили нравящийся многим памятник Николаю Гоголю на большую, бездушную статую, что ранило чувство горожанина. Многие были огорчены тем, что эти замечательные изваяние остались только в их исторической памяти.
    Катаев продолжает свой рассказ тем, что спустя множество лет, автор побывал в местности, на которой некогда располагался Водопьяный переулок. Ныне его не существует, как и библиотека имени Тургенева, булочная, междугородная переговорная. Это тоже не доставило удовольствия автору. Он ощутил непомерную пустоту, она пробуждала его мысли о прошлом, о Москве, которую он когда-то знал.
Из вышесказанного можно понять, что историческая память пробуждает в человеке эмоции, которые заставляют задуматься о том, что было хорошего в прошлом, и каким является настоящее.
    Автор говорит нам о том, что наша память о прошедших днях создаёт незримую связь с нашей родиной, напоминает о том, что у нас есть дом- место, в котором каждый из нас начинал свою жизнь.
    Соглашаюсь с мнением автора, ведь наша родина- фундамент, на котором вырастает личность. Воспоминания о родине трогают человеческие чувства и изменения, происходящие на территории родины, не отнимают у нас чувства того, что всё-таки дом у нас есть. Для обоснования позиции приведу пример из своей жизни. Четыре года назад я переехала из города, с которым у меня связано множество воспоминаний. Когда в прошлом году мы с семьёй навестили этот город, меня настигла тоска, так как город очень изменился за несколько лет, но память об этом месте дарит мне чувство наличия моего родного дома.
    В заключение хочется выразить надежду на то, что люди всегда будут сохранять историческую память, которая связывает людей одного города, государства, планеты и не будут забывать о том, что где-то всегда существует их дом.

Количество слов – 396


Здравствуйте, София!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 – Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

Вот как выглядит проблемный вопрос с вашем сочинении:

Какие чувства вызывает данный вид памяти?

Этот вопрос совершенно непонятный: о каком виде памяти идет речь? Как может вид памяти вызывать чувства? Я ставлю вам 1 балл только из-за того, что вы употребили ключевое слово “память”. Но советую потренироваться в формулировке проблемного вопроса: он должен быть кратким, понятным, содержащим нравственный аспект.

K2 – Комментарий + 3 балла

Пример 1 (исчезновение памятника Пушкину) в сочинении указан, не пояснен.

Пример 2 (исчезновение Водопьяного переулка) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами не определена, не проанализирована.

K3 – Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

В позиции автора нет ответа на поставленный проблемный вопрос.

K4 – Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Балл обнуляется из-за неверно определенной позиции автора.

K5 – Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Это тоже не доставило удовольствия автору.

Непонятно, что именно автору не доставило удовольствия. Указательное местоимение ни на что не указывает – логическая ошибка.

Соглашаюсь с мнением автора, ведь наша родина- фундамент, на котором вырастает личность.

Автор ничего не говорил ни о каком фундаменте. Смысл вашего рассуждения нарушен.
Вы во второй части сочинения перешли на совершенно другую тему – стали рассуждать о родине, о доме. Это логическая ошибка – подмена темы рассуждения.

K6 – Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки: указаны в К10

K7 – Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Автор текста вспоминает, как не привычно и болезненно для него было отсутствие памятника Александру Пушкина на Тверском Бульваре.

правильно: непривычно.

K8 – Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки:

Катаев продолжает свой рассказ тем, что спустя множество лет, автор побывал в местности, на которой некогда располагался Водопьяный переулок.

Лишняя запятая.

Из вышесказанного можно понять, что историческая память пробуждает в человеке эмоции, которые заставляют задуматься о том, что было хорошего в прошлом, и каким является настоящее.

Лишняя запятая.

Воспоминания о родине трогают человеческие чувства ЗПТ и изменения, происходящие на территории родины, не отнимают у нас чувства того, что всё-таки дом у нас есть.

Пропущена запятая на границе грамматических основ.

В заключение хочется выразить надежду на то, что люди всегда будут сохранять историческую память, которая связывает людей одного города, государства, планеты ЗПТ и не будут забывать о том, что где-то всегда существует их дом.

Пропущена запятая после придаточной части.

K9 – Соблюдение грамматических норм: +0 баллов.

Ошибки:

Автор текста вспоминает, как не привычно и болезненно для него было отсутствие памятника Александру Пушкина на Тверском Бульваре.

правильно: памятника Александру ПушкинУ

Многие были огорчены тем, что эти замечательные изваяние остались только в их исторической памяти.

Нарушение согласования. Правильно: эти замечательные изваяниЯ

Катаев продолжает свой рассказ тем, что спустя множество лет, автор побывал в местности, на которой некогда располагался Водопьяный переулок.

Нарушение в построении сложного предложения. Получается: продолжает тем, что побывал. Эти слова не согласуются друг с другом по смыслу.

Ныне его не существует, как и библиотека имени Тургенева, булочная, междугородная переговорная.

Нарушение в построении предложения с однородными членами. Правильно: Ныне его не существует, как и библиотекИ имени Тургенева, булочнОЙ, междугороднОЙ переговорнОЙ.

K10 – Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Каждый человек хранит свою память, ведь она дает человеку возможность осознавать

Несочетаемость. Вероятно, вы перепутали слова “память” и “воспоминания”, т.к. именно воспоминания можно хранить.

Еще заменили нравящийся многим памятник Николаю Гоголю на большую, бездушную статую, что ранило чувство горожанина.

Непонятно, о каком чувстве какого горожанина идет речь. Возможно, вы имели в виду “чувствА горожаН”.

Многие были огорчены тем, что эти замечательные изваяние остались только в их исторической памяти.

Историческая память не может быть чьей-то. Она общая. Местоимение “их” употреблено некорректно.

Из вышесказанного можно понять, что историческая память пробуждает в человеке эмоции, которые заставляют задуматься о том, что было хорошего в прошлом, и каким является настоящее.

Предложение настолько многословно и сумбурно по смыслу, что из него ничего нельзя понять.

Воспоминания о родине трогают человеческие чувства и изменения, происходящие на территории родины, не отнимают у нас чувства того, что всё-таки дом у нас есть.

Повторы, смысл фразы опять ускользает.

но память об этом месте дарит мне чувство наличия моего родного дома.

Несочетаемость.

K11 – Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 – Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, над логикой рассуждения. Удачи на экзамене!

Баллы по критериям

К1 – Формулировка проблем исходного текста: 1

K2 – Пример 1: 1

K2 – Пояснение к примеру 1: 0

K2 – Пример 2: 1

K2 – Пояснение к примеру 2: 1

K2 – Анализ связи между примерами: 0

К2 – Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3

K3 – Отражение позиции автора исходного текста: 0

K4 – Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0

K5 – Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0

K6 – Точность и выразительность речи: 1

K7 – Соблюдение орфографических норм: 2

K8 – Соблюдение пунктуационных норм: 1

K9 – Соблюдение грамматических норм: 0

K10 – Соблюдение речевых норм: 0

K11 – Соблюдение этических норм: 1

К12 – Соблюдение фактологической точности: 1

Итоговый балл – 10

Возврат к списку