Сочинение по кавказскому пленнику толстого урок в 5 классе

ТЕМА: Подготовка
к сочинению «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?

Тип урока: урок
комплексного применения ЗУН.

Методы обучения:
проблемный, исследовательский.

Формы обучения:
фронтальные, групповые, индивидуальные.

Оборудование: доска, учебники,
раздаточный материал.

Оформление доски:
эпиграф

Из всех добродетелей и достоинств

души величайшее достоинство – доброта.

Фрэнсис Бэкон

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Образовательные:
Обобщение и систематизация полученных знаний.

                               
Формирование умений выделять главное в тексте.

                               
Обучение сравнительному и сопоставительному анализу персонажей.

                               
Обучение умению отбирать текстовый материал для работы над сочинением.

Развивающие: Формирование
интереса к учебно-исследовательской деятельности.

Воспитательные:
Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся о понятиях
«совесть», «мужество», «отзывчивость», «эгоизм», «сила воли» и др.

                                 
Воспитание толерантности и гуманистического мировоззрения.

Личностные:


формирование представлений о мире и международном  сотрудничестве,
толерантности как гуманистических ценностях, необходимости построения отношений
в современном мире на основе доброты и взаимопонимания;

Метапредметные:


развитие способности понимать литературное художественное произведение; умение
самостоятельно определять цели своего обучения и умение самостоятельно 
планировать пути достижения целей; умение организовывать учебное сотрудничество
и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Предметные:


умение грамотно строить письменную  монологическую речь.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. (приветствие,
пожелание хорошей работы)

II. Постановка целей. Вступительное слово.

–  Мы завершаем изучение
рассказа «Кавказский пленник» сочинением – рассуждением над прочитанным. Перед
нами стоит непростая задача: разобраться в сложных вопросах, которые поставил
писатель. Читая рассказ, мы сопереживали героям, размышляли, пытаясь объяснить
мотивы поступков разных персонажей. Только на первый взгляд всё кажется в
рассказе простым и очевидным. Однако, поставив себя на место одного из героев,
вы задумались: «А почему он так поступает»? Я хочу, чтобы вы, обобщив всё, что
уже знаете о героях, их поступках, написали очень честное сочинение.

 Вы,
конечно же, помните, что произведение литературы – это удивительный мир
образов, красок, звуков, но в центре всегда стоит Человек. Образ каждого
персонажа автор создаёт при помощи особых приёмов. Каких?

 III. Актуализация знаний.


Автор создает образ каждого персонажа с помощью портрета, поступков, речи,
показа взаимоотношений героя с другими людьми
. И мы познакомились с новым для
вас художественно-изобразительным средством  «говорящие» фамилии. Давайте
вспомним , о чём же нам «говорят» фамилии главных героев рассказа «Кавказский
пленник»?

/ «Жила» – прочное окончание мышц, поэтому о крепком,
сильном и выносливом человеке говорят слова «жилистый», «двужильный». Таким был
Жилин./

/«Костыль» – палка для хромых или больных людей. Таким
образом, автор словно подсказывает, что Костылин слабый, нуждающийся в помощи и
поддержке человек
. /

–  
Найдите и зачитайте отрывки из текста рассказа, подтверждающие правоту
предположений.

–   Правильно. Наша
задача – научиться видеть в тексте эти авторские средства, чтобы понимать мысли
и чувства героев, объяснять мотивы их поступков. Дома вы составляли по группам
синквейны на героев рассказа. Представьте их вниманию своих товарищей.

 Учащиеся
зачитывают синквейны, объясняя свой выбор фрагментами текста.

 1
группа – Жилин; 2 группа – Костылин;  3 группа – Дина

                     
Жилин

Смелый,
добрый, трудолюбивый.

Помогает,
лечит, рукодельничает.

Он
не привык отступать перед трудностями.

Герой!

Костылин                                                          
Дина

Трусливый,
ленивый, безвольный.                          Добрая, заботливая.

Ноет,
спит, ждёт (денег).                                  Помогает, рискует,
грустит.

Боится
трудностей и боли.                                Способна оценить доброту.

Эгоист!
                                                                   Преданный
друг!

IV. Развитие речи, обучение аргументации с опорой на
текст.

Обсуждение
синквейнов.


Какие качества характера в Жилине вы считаете главными?

Главными качествами характера Жилина я считаю доброту,
трудолюбие и силу воли. Именно они помогли ему сбежать из плена.

 – Чем он завоевал
расположение татар? Какие качества роднят всех людей?

Всех людей роднят любовь к матери, трудолюбие,
доброта. Именно этими качествами и обладает Жилин. Поэтому он и завоевал
расположение татар.

Как относятся татары
к Жилину и Костылину? Почему к ним такое разное отношение: одного презирают, а
другого уважают?

Жилин отказался писать письмо домой, всегда был
спокойным, уверенным и выносливым, а Костылин сразу согласился написать домой
письмо с просьбой прислать выкуп, он все время ныл, стонал. Он был слабым
человеком.

Как бы сложились
отношения горцев и Жилина, если бы не было войны?

Простые люди всегда могут найти общие интересы, быть
полезными друг другу. Мне кажется, что отношения горцев и Жилина были бы
добрыми, дружескими.

–  Понравилась вам
Дина? Почему она перестала бояться Жилина?

Дина мне очень понравилась своей добротой,
внимательностью к пленникам. В Жилине она увидела доброго, хорошего человека, а
у неё не было матери и подружек, она была одинока, пока не подружилась с
Жилиным.

Хотели бы вы иметь
такого друга, как Дина? Чему можно поучиться у этой татарской девочки?

Дина верный и преданный друг, готовый прийти на
помощь, даже пожертвовав своей безопасностью. Поэтому каждый мечтает иметь
такого друга.

–  Что хотел сказать
писатель, повествуя о дружбе Дины и Жилина?

Л.Толстой хотел сказать, что для дружбы неважна
национальность и вера. Все люди способны жить в мире и должны к этому
стремиться.

Как протекает
ежедневная жизнь в татарской деревне? Какими рисует Л.Н.Толстой горцев?


Жизнь горцев практически ничем не отличается от жизни в России: женщины
готовят, стирают, ухаживают за скотом, а дети им помогают и так же, как все
дети на свете, любят играть.


Как и все люди на земле, горцы разные: добрые и злые, весёлые и трагически
одинокие.


Жилина уважали за умелые руки, за то, что не дал себя запугать, когда
потребовали выкуп: настоял на своём.


Отношение горцев к пленникам сильно изменилось, когда в ауле погибло несколько
мужчин в битве с русскими. Война не располагает к проявлению добрых чувств к
людям.

 V. Закрепление литературоведческих понятий.

 –    На предыдущих
уроках мы работали над системой образов в рассказе и составили схему «Система
образов в рассказе». Она есть у вас на листах. Какие выводы можно сделать, если
внимательно рассмотреть и проанализировать взаимоотношения персонажей? Какие
мысли хотел донести читателю Л.Н.Толстой?

Система образов в рассказе

Я думаю, что писатель хотел, чтобы читатели поняли:
все люди могли бы жить в дружбе, но им мешает война.

Деньги, которые можно быстро получить за выкуп
пленных, не дают людям относиться друг к другу

по -человечески.

Людей разных национальностей объединяет труд: в
татарской деревне выполняют такую же работу, как и в любой русской.

Толстой помогает нам понять, что всюду ценят людей
смелых, отважных, с умелыми руками.

–   Я думаю, что каждый
из вас прав: война делает людей жестокими, она несёт с собой смерть, ненависть
к людям. Она бесчеловечна, так как губит в душах самое святое: любовь к
ближнему, взаимопонимание и взаимоуважение между национальностями, возможные в
мирное время. Кроме того, желая выжить любой ценой, слабый человек поддаётся
больше инстинктам, чем разуму, в нём проявляются все самые плохие, низменные
качества: ненависть, жадность, эгоизм, трусость, предательство и др. Это мы
наблюдали, анализируя поведение Костылина, Абдул Мурата и старика-татарина.

VI. Этап осмысления.

–  Вот какие непростые
вопросы ставит перед читателями писатель.

 (Работа
в группе)

Проблемные
вопросы к рассказу:

Как
необходимо относиться к людям другой национальности?

Что
мешает людям жить в мире и дружбе?

Что
роднит всех людей, помогая преодолевать национальную вражду?

Возможна
ли дружба людей разных национальностей?

Каковы
основные идеи рассказа?

VII. Этап рефлексии.

–           Какие идеи
рассказа обязательно должны найти отражение в ваших сочинениях?

Жизнь каждого человека зависит от его характера и того
выбора, который он делает самостоятельно. Нужно с детства формировать в себе
характер, чтобы не стать таким, как Костылин.

Л.Н.Толстой помогает нам понять, что лучше дружить,
чем враждовать.

Чтобы дружить, не обязательно быть одной веры и
национальности. Дружить могут абсолютно разные люди, если у них есть общие
интересы.

Война делает людей врагами, мешает нормальной мирной
жизни.

Война превращает людей в злых и жестоких. Делает всех
несчастными.

–   Я рада, что вы сумели
разобраться с основными идеями рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник». К
сожалению, в современном мире тоже не стихают войны, царит вражда между
народами. Кавказская война, начавшаяся в 19 веке, длилась 47 лет. Когда
Л.Н.Толстой писал свой рассказ, шёл 31 год войны. Сколько уже было потерь с
обеих сторон – горцев и русских – трудно подсчитать. Вы знаете, что в 20 веке,
к сожалению, война на Кавказе возобновилась. Продолжают страдать все народы, населяющие
этот регион России: ингуши, дагестанцы, русские, чеченцы, осетины, кабардинцы и
другие. Северный Кавказ – самый многонациональный Федеральный округ России.
Почти ежедневно мы слышим о терактах, нападениях боевиков на мирные сёла, о
межнациональных стычках молодёжи в различных регионах нашей страны. Значит,
проблемы, о которых нас заставил задуматься автор рассказа «Кавказский
пленник», актуальны и сегодня. Прошло 150 лет, появились новые технологии,
оружие, но люди остались прежними: они хотят растить детей в мире, любить свой
дом и уважать родителей, соблюдать свои обычаи, поэтому отношения в мире должны
основываться на законах взаимоуважения культур разных народов. Можно избежать
многих конфликтов, если помнить об уроках Л.Н.Толстого в его замечательном
рассказе «Кавказский пленник».

VIII. Домашнее задание.

Написать сочинение «Над чем заставил меня задуматься
рассказ «Кавказский пленник»?


В стилистике русского языка выделяется три типа текстов:

повествование

описание

рассуждение


Какой тип текста вы будете использовать при написании сочинения?

В
своих сочинениях вы можете использовать следующие речевые клише: (метод
незаконченных предложений)

Я
согласен с тем, что…          Мне близка мысль…          Я
научился…                            Я понял, что…

 Я
думаю, что …                      Мне особенно понравилось…    Я задумался о
том, как …

                  Над чем заставил меня задуматься
рассказ «Кавказский пленник»?

                                                        
План.

I.                  
История создания рассказа «Кавказский
пленник».

     II.     
Над чем заставил меня задуматься рассказ    «Кавказский пленник»?

          1.

          2.

          3.

     III.    
Человек (по Л.Н. Толстому) сам отвечает за свою судьбу.

Проблемные вопросы к рассказу:

1.     
Как необходимо относиться к людям другой
национальности?

2.     
Что мешает людям жить в мире и дружбе?

3.     
Что роднит всех людей, помогая
преодолевать национальную вражду?

4.     
Возможна ли дружба людей разных
национальностей?

5.     
Каковы основные идеи рассказа?

Составьте
письменный ответ на один из проблемных вопросов

                                         
(3-4 предложения)

Тема: Р/р Обучающее сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин: разные судьбы.

Цели: 1) учить составлять сравнительную характеристику героев; аргументировать свои суждения, привлекая цитаты из текста произведения;

2) развивать письменную речь учащихся, логическое мышление;

3) воспитывать человечность, смелость, стойкость, мужество.

Оборудование: текст рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Ход урока

I. Организация внимания.

II. Проверка домашнего задания.

1.Беседа:

– Кто из героев рассказа «Кавказский пленник» вам понравился больше? Почему? А кто был вам неприятен? Обоснуйте свой ответ.

Проблемный вопрос:

– Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое?

-Давайте сравним этих двух героев.

2.Проверка таблицы, составленной учащимися.

– На прошлом уроке мы составляли таблицу «Жилин и Костылин». Закончить работу вам нужно было дома. Давайте обсудим, что у вас получилось.

Жилин

Костылин

Значение фамилий героев

Жилы — кровеносные со­суды, сухожилия. ( См. Толковый словарь С.И.Ожегова)

Жили­стый — сухощавый, мус­кулистый, с выступаю­щими жилами.

Костыль — высокая палка с короткой поперечиной наверху, на которую при хождении опираются, закладывая ее под мышку, люди с больной ногой или хромые.

Портрет

«А Жилин хоть не велик ростом, да удал был»

«А Костылин мужчина

грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт»

Поведение в плену

«Написал Жилин письмо, а на письме не так напи­сал, — чтобы не дошло. Сам думает: «Я уйду»» «А сам всё высматривает, выпытывает, как ему бе­жать

Ходит по аулу, насвисты­вает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает — или из глины кукол лепит, или плетет плетёнки из прутьев. А Жилин на вся­кое рукоделье был мас­тер».

«Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присыл­ки денег и скучал. По це­лым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт; или спит»

Отношение к животным

«Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за неё сто рублей заплатил в табуне жеребёнком и сам выездил)…»

«…Матушка, вынеси, не зацепись ногой…»

«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого»

Наблюда-тельность, любозна­тельность

«Стал Жилин немножко понимать по-ихнему» «Встал Жилин, раскопал щёлку побольше, стал смотреть»

Предусмот­рительность

« Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожа­луй, выскочат из-за горы и не увидишь». «Жилин уж наперёд при­кормил её»(собаку)

Выносли­вость, му­жество, терпеливость

«Попрыгивает с камушка на камушек да на звёзды поглядывает»

«Костылин всё отстаёт и охает»

Верность, преданность другу

«…не годится товарища бросать»

Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади

Храбрость — трусость

«…Не дамся же жи­вой…»

« …С ними что робеть, то хуже»

«А Костылин, заместо то­го чтобы подождать, только увидал татар, зака­тился что есть духу к крепости»

«А Костылин заробел. «Костылин так и упал со страху»

Мнение та­тар о плен­никах

«Джигит»

«Смирный»

-Какие выводы о героях можно сделать?

Выводы: слабохарактерности и пассивности Костылина писатель противопоставляет целеустремленность, выносливость и человечность Жилина. Мужество, стойкость помогли ему бежать из плена, преодолевая все трудности. Основная идея произведения состоит в том, чтобы научить людей не сдаваться даже в самых тяжелых обстоятельствах, упорно стремиться к своей цели.

  1. Подготовка к сочинению:

а) постановка цели;

б) осмысление темы и идеи сочинения;

в) повторение понятия сравнительная характеристика;

г) составление плана (с помощью учителя):

I. Жилин и Костылин – герои рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

II Сравнительная характеристика героев.

1.Сходство:

а) русские офицеры;

б) пленники татар.

2. Различие:

а) портреты героев;

б) черты характера ( смелость, выносливость, мужество, стойкость, трудолюбие, верность дружбе, человечность);

в) отношение к жизни ( активность, целеустремлённость).

г) отношение татар к пленникам.

3. Разные судьбы в финале рассказа.

III. Отношение автора рассказа к героям. Мое отношение к Жилину и Костылину.

г) подбор цитат ( см. предыдущее домашнее задание);

д) повторение общих требований к сочинению и его оформлению.

Памятка

Как писать сочинение

1. Обдумай формулировку темы, выяви идейный смысл работы.

2. Определи главные вопросы, отражающие тему.

3. Сформулируй основные пункты плана.

4. Подбери материал к сочинению, в том числе цитаты, перечитай нужные эпизоды.

5. Составь устное сочинение.

6. Напиши черновик сочинения.

7. Тщательно отредактируй текст (под руководством учителя).

8. Проверь свою работу (самопроверка).

IV. Работа над черновиком сочинения.

Индивидуальная помощь учителя.

V. Самостоятельная работа над чистовиком сочинения.

VI. Самопроверка.

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Домашнее задание.

Использованные интернет-ресурсы

  1. infourok.ru/konspekt-po-literature-klass-971267.html32%

  2. rirorzn.ru/publication/literatura/zhilin-i-kostyli..

  3. https://mylektsii.ru/12-55031.html

Урок литературы в 5-м классе.

Тема урока: «Классное сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы».

Тип урока: развитие речи.

Цель  урока:

Обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев.

Задачи: 

1. развивать навыки сопоставительной характеристики героев;

2. продолжить работу над развитием речи учащихся;

 3. воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою     судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Рассказ «Кавказский пленник был написан Л.Н. Толстым в 1872 году. Толстой очень любил этот рассказ, считал его одним из лучших. В рассказе два героя, но рассказ назван «Кавказский пленник», а не «пленники». Так автор подчеркивает разницу между Жилиным и Костылиным.

II. Постановка целей урока

Сегодня на уроке мы с вами будем вести речь об этих героях. Тема урока: «Жилин и Костылин: разные судьбы» 

Оба героя – офицеры, попали в плен к татарам, оба вернулись из плена. Можно ли говорить о том, что у них разные судьбы?

(Высказывания учащихся)

Для того, чтобы аргументировано ответить на поставленный вопрос, мы должны с вами на материале рассказа сравнить двух героев, выяснить какими чертами характера они обладают, как каждый из них ведет себя в различных ситуациях.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Л. Н. Толстого: «Человек сам отвечает за свою судьбу» 

А каждый из вас должен решить сегодня для себя еще одну задачу: зависит ли судьба человека от его поступков?

III. Работа с текстом 

Знакомство Жилина с Костылиным.

  1. Как познакомились Жилин и Костылин? (сжатый пересказ)
  2. Найдите в тексте описание внешности героев (работа с текстом).
  3. Почему они решили ехать вместе впереди обоза? (выборочный пересказ).

Составление плана сравнительной характеристики

– Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар? (ответы учащихся)

Жилин: пытается уйти от погони, надеется на помощь товарища, «Не дамся же живой!», до последнего сражается с татарами

Костылин: не думает помогать Жилину, даже не пытается отпугнуть татар, трусливо сбегает

Запись в тетради основных кратких выводов.

– Жизнь в плену:

1. Как жили в плену Жилин и Костылин? Чем отличалась их жизнь в течение месяца плена в стане врага?

2. Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и почему?

3. Правы ли горцы, называя Жилина «джигит» и Костылина «смирный»? Объясните причину такой разницы.

4. Чем в этот период интересна жизнь Жилина и жизнь Костылина? 

 – Сравнительная характеристика героев 

– Вывод: Жилин, в отличие от Костылина, деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели – освобождению.
Костылин же пассивен, ленив, бездеятелен, не умеет приспособиться к ситуации 

 Первый побег (чтение по ролям)

Жилин  

  1. Знает дорогу, ведет за собой товарища.
  2. Помогает Костылину. «Бросать товарища не годится».

Костылин

  1. Постоянно жалуется на боль, усталость, говорит, что не может идти дальше.
  2. Выдает себя и Жилина (громко вскрикивает от боли) (слайд №9)

Второй побег – результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина (аналитический пересказ)

Жилин.

  1. постоянно думает о вольном житье;
  2. уговаривает Дину помочь ему;
  3. шел всю ночь в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил;
  4. не стал дожидаться помощи, когда его заметили татары, сам побежал навстречу казакам

Костылин

  1. отказывается от побега
  2. не может превозмочь свою боль
  3. прекращает бороться: «Уже мне, видно, отсюда не выйти» 

Вывод. Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге.
В одинаковых условиях 
Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств 

IV. Написание плана сочинения 

1. ВСТУПЛЕНИЕ. Почему так по-разному сложились судьбы героев?

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Разница в характерах в сцене нападения татар.

-«Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене выкупа.

-Активная жизнь Жилина и пассивная Костылина в плену.

-Физическая и духовная слабость Костылина и забота о товарище, стойкость Жилина во время первого побега.

-Побег Жилина – результат жизнестойкости и жизнелюбия героя.

3. ВЫВОД. Человек (по Л.Н. Толстому) сам отвечает за свою судьбу.

V. Итог урока

Учащиеся приходят к выводу, что Л.Н. Толстой в своем рассказе о войне показал, что жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам.

Костылин и в плену, и при побеге оказался не соратником Жилина, а обузой. Еще до плена можно догадаться, что ведут себя герои по-разному. В одних и тех же условиях один герой проявляет стойкость, мужество, волю, находчивость, активно борется, а другой только страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит усталость, боль, бездействует.

Подобный тип поведения можно наблюдать и в нашей жизни, от этого зависит судьба человека. Наша судьба в наших руках.

VI. Самостоятельная работа.

Написание сочинения.

VII. Домашнее задание: дописать сочинение на тему «Жилин и Костылин: разные судьбы».

Содержание

  1. Подготовка к сочинению на тему «Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы» по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
  2. Просмотр содержимого документа «Подготовка к сочинению на тему «Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы» по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».»
  3. Урок развития речи. Обучающее сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». 5 класс
  4. Просмотр содержимого документа «Урок развития речи. Обучающее сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». 5 класс»
  5. Итоговый урок по рассказу «Кавказский пленник». 5 класс. Тема: Подготовка к сочинению «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?
  6. Подготовка к сочинению по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
  7. Оставьте свой комментарий
  8. Подарочные сертификаты

Подготовка к сочинению на тему «Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы» по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Урок «Жилин и Костылин». Русская литература 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению на тему «Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы» по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».»

Урок 3. Подготовка к сочинению на тему «Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы» по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Ι. Организационный момент.

Вашим домашним заданием было подготовить пересказ рассказа «Кавказский пленник». Для начала ответьте мне. Мы знаем, что Жилин и Костылин всегда находились в критических ситуациях, какие критические ситуации в рассказе можно назвать самыми главными?

Жилин и Костылин в пути;

Пленение Жилина и Костылина;

Жизнь Жилина и Костылина в плену;

Первый и второй побег из плена;

ΙΙ. Опрос домашнего задания. (Перескажите основные моменты рассказа с использованием иллюстрации).

Великий писатель Л.Н.Толстой вырос в Ясной Поляне недалеко от Москвы (-)

Там же в своём доме он организовал школу для крестьянских ребятишек(+)

Рассказ “Кавказский пленник” был написан для взрослых(-)

В своих кавказских рассказах Толстой приукрашивает, изображая горцев (-)

Толстой уважительно относился к горским народам, и их обычаям и образу жизни (+)

Он верил, что вражда между народами будет продолжаться (-)

В творчестве большое значение имеет тема жестокости и войны(-)

События происходили осенью. (-)
Жилин был невелик ростом, да удал. (+)
Жилин попал в плен потому, что Костылин его бросил. (+)
Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей. (-)
Жилин написал неправильный адрес и решил убежать. (+)
Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. (-)
Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком. (+)
Во второй раз Жилин бежал один. (+)
Во время побега Жилину помогли Дина и русские солдаты. (+)
После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал. (+)

Угадай отрывок из фильма.

ΙV. Итак, перейдем к изучению написания сочинения по литературе.

Сочинение – это небольшое произведение. Поэтому оно должно быть написано по установленным правилам (слайд).

Любое сочинение состоит из трех частей:

Вступление – это лицо сочинения. Цель вступления – предвосхитить то, о чем будет говориться в основной части. Начало сочинения – это место где вы можете отразить мысли и чувства.

Начать вступление можно по разному:

— С определения («Жилин и Костылин – герои рассказа …»);

— с обычного утверждения («Я хочу вам рассказать о …»);

— С известной фразы писателя («Человек сам отвечает за свою судьбу» Л.Н. Толстой) и др.

Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.

В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и грамотно излагать свои мысли.

Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное. В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме.

1.Какие проблемы поднимает Л.Н. Толстой в рассказе?

2. Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?

3. Чему учит рассказ?

Л.Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте, отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости.

Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Вывод учителя: Жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек делает сам. Мы должны понимать, что наша судьба зависит во многом от нашего поведения. Война испытывает людей. Для многих война-испытание на прочность, выносливость, человечность. Здесь люди в пограничной ситуации, их дальнейшая судьба зависит от них: действовать или безразлично умереть? Люди, сильные духом, ответственные за всех, имеющие человеческое достоинство, в таких ситуациях умеют принимать правильное решение.

Источник

Урок развития речи. Обучающее сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». 5 класс

Написание сочинений по литературе, как правило, вызывает большие затруднения у пятиклассников. На данном уроке ребята смогут овладеть первоначальными навыками составления сравнительной характеристики героев произведения.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Обучающее сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». 5 класс»

Тема: Р/р Обучающее сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин: разные судьбы.

Цели: 1) учить составлять сравнительную характеристику героев; аргументировать свои суждения, привлекая цитаты из текста произведения;

2) развивать письменную речь учащихся, логическое мышление;

3) воспитывать человечность, смелость, стойкость, мужество.

Оборудование: текст рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

I. Организация внимания.

II. Проверка домашнего задания.

— Кто из героев рассказа «Кавказский пленник» вам понравился больше? Почему? А кто был вам неприятен? Обоснуйте свой ответ.

— Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое?

-Давайте сравним этих двух героев.

2.Проверка таблицы, составленной учащимися.

— На прошлом уроке мы составляли таблицу «Жилин и Костылин». Закончить работу вам нужно было дома. Давайте обсудим, что у вас получилось.

Значение фамилий героев

Жилы — кровеносные со­суды, сухожилия. ( См. Толковый словарь С.И.Ожегова)

Жили­стый — сухощавый, мус­кулистый, с выступаю­щими жилами.

Костыль — высокая палка с короткой поперечиной наверху, на которую при хождении опираются, закладывая ее под мышку, люди с больной ногой или хромые.

«А Жилин хоть не велик ростом, да удал был»

«А Костылин мужчина

грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт»

«Написал Жилин письмо, а на письме не так напи­сал, — чтобы не дошло. Сам думает: «Я уйду»» «А сам всё высматривает, выпытывает, как ему бе­жать

Ходит по аулу, насвисты­вает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает — или из глины кукол лепит, или плетет плетёнки из прутьев. А Жилин на вся­кое рукоделье был мас­тер».

«Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присыл­ки денег и скучал. По це­лым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт; или спит»

Отношение к животным

«Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за неё сто рублей заплатил в табуне жеребёнком и сам выездил). »

«. Матушка, вынеси, не зацепись ногой. »

«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого»

«Стал Жилин немножко понимать по-ихнему» «Встал Жилин, раскопал щёлку побольше, стал смотреть»

« Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожа­луй, выскочат из-за горы и не увидишь». «Жилин уж наперёд при­кормил её»(собаку)

Выносли­вость, му­жество, терпеливость

«Попрыгивает с камушка на камушек да на звёзды поглядывает»

«Костылин всё отстаёт и охает»

Верность, преданность другу

«. не годится товарища бросать»

Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади

«А Костылин, заместо то­го чтобы подождать, только увидал татар, зака­тился что есть духу к крепости»

«А Костылин заробел. «Костылин так и упал со страху»

Мнение та­тар о плен­никах

-Какие выводы о героях можно сделать?

Выводы: слабохарактерности и пассивности Костылина писатель противопоставляет целеустремленность, выносливость и человечность Жилина. Мужество, стойкость помогли ему бежать из плена, преодолевая все трудности. Основная идея произведения состоит в том, чтобы научить людей не сдаваться даже в самых тяжелых обстоятельствах, упорно стремиться к своей цели.

Подготовка к сочинению:

б) осмысление темы и идеи сочинения;

в) повторение понятия сравнительная характеристика;

г) составление плана (с помощью учителя):

I. Жилин и Костылин – герои рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

II Сравнительная характеристика героев.

б) черты характера ( смелость, выносливость, мужество, стойкость, трудолюбие, верность дружбе, человечность);

в) отношение к жизни ( активность, целеустремлённость).

г) отношение татар к пленникам.

3. Разные судьбы в финале рассказа.

III. Отношение автора рассказа к героям. Мое отношение к Жилину и Костылину.

г) подбор цитат ( см. предыдущее домашнее задание);

д) повторение общих требований к сочинению и его оформлению.

Как писать сочинение

1. Обдумай формулировку темы, выяви идейный смысл работы.

2. Определи главные вопросы, отражающие тему.

3. Сформулируй основные пункты плана.

4. Подбери материал к сочинению, в том числе цитаты, перечитай нужные эпизоды.

5. Составь устное сочинение.

6. Напиши черновик сочинения.

7. Тщательно отредактируй текст (под руководством учителя).

8. Проверь свою работу (самопроверка).

IV. Работа над черновиком сочинения.

Индивидуальная помощь учителя.

V. Самостоятельная работа над чистовиком сочинения.

VII. Подведение итогов урока.

Источник

Итоговый урок по рассказу «Кавказский пленник». 5 класс. Тема: Подготовка к сочинению «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?

15013857261naldc

МБОУ СШ №11 г. Волгодонска Ростовской области

Учитель русского языка и литературы

Итоговый урок по рассказу «Кавказский пленник».

Тема: Подготовка к сочинению «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?

Тип урока – урок комплексного применения ЗУН.

Методы обучения: проблемный, исследовательский, с использованием ИТ.

Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, доска, учебники, презентация.

…край дикий, в котором так странно и поэтически

соединяются две самые противоположные вещи –

    Обобщение и систематизация полученных знаний. Формирование умений выделять главное в тексте. Обучение сравнительному и сопоставительному анализу персонажей. Обучение умению отбирать текстовый материал для работы над сочинением.
    Формирование интереса к учебно-исследовательской деятельности.
    Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся о понятиях «совесть», «мужество», «отзывчивость», «эгоизм», «сила воли» и др. Воспитание толерантности и гуманистического мировоззрения.

II. Постановка целей. Вступительное слово.

Вы, конечно же, помните, что произведение литературы – это удивительный мир образов, красок, звуков, но в центре всегда стоит Человек. Образ каждого персонажа автор создаёт при помощи особых приёмов. Каких?

III. Проверка домашнего задания.

— Автор создает образ каждого персонажа с помощью портрета, поступков, речи, показа взаимоотношений героя с другими людьми.

— Иногда автор использует «говорящие» фамилии. Мы на предыдущих уроках говорили об этом.

Учитель: О чём же нам «говорят» фамилии главных героев рассказа «Кавказский пленник»?

— «Жила» – прочное окончание мыщц, поэтому о крепком, сильном и выносливом человеке говорят слова «жилистый», «двужильный». Таким был Жилин.

Учащиеся зачитывают синквейны, объясняя свой выбор фрагментами текста. Самые удачные записываются на доске (от каждой группы):

1 группа – пленники; 2 группа – Дина и её отец;

Смелый, добрый, трудолюбивый.

Помогает, лечит, рукодельничает.

Он не привык отступать перед трудностями.

Трусливый, ленивый, безвольный. Добрая, заботливая. Ноет, спит, ждёт (денег). Помогает, рискует, грустит.

Боится трудностей и боли. Способна оценить доброту.

Эгоист! Преданный друг!

Абдул Мурат Красный татарин

Гостеприимный, добрый, смелый. Сильный, воинственный.

Смеётся, хвалит, торгуется. Ненавидит, кричит, ругается.

Способен понять и оценить человека. Презирает всех русских.

«Твоя хорош!», «Моя хорош!». Он враг.

Настаивает на убийстве пленников.

IV. Развитие речи, обучение аргументации с опорой на текст.

Учитель: Какие качества характера в Жилине вы считаете главными?

— Главными качествами характера Жилина я считаю доброту, трудолюбие и силу воли. Именно они помогли ему сбежать из плена.

Учитель: Чем он завоевал расположение татар? Какие качества роднят всех людей?

— Всех людей роднят любовь к матери, трудолюбие, доброта. Именно этими качествами и обладает Жилин. Поэтому он и завоевал расположение татар.

Учитель: Как называют татары Костылина?

— Татары называют Костылина «смирный».

— А Жилина татары называют «джигит».

Учитель: Почему к ним такое разное отношение: одного презирают, а другого уважают?

— Жилин отказался писать письмо домой, всегда был спокойным, уверенным и выносливым, а Костылин сразу согласился написать домой письмо с просьбой прислать выкуп, он все время ныл, стонал. Он был слабым человеком.

Учитель: Как бы сложились отношения горцев и Жилина, если бы не было войны?

— Простые люди всегда могут найти общие интересы, быть полезными друг другу. Мне кажется, что отношения горцев и Жилина были бы добрыми, дружескими.

Учитель: Понравилась вам Дина? Почему она перестала бояться Жилина?

— Дина мне очень понравилась своей добротой, внимательностью к пленникам. В Жилине она увидела доброго, хорошего человека, а у неё не было матери и подружек, она была одинока, пока не подружилась с Жилиным.

Учитель: Хотели бы вы иметь такого друга, как Дина? Чему можно поучиться у этой татарской девочки?

— Дина верный и преданный друг, готовый прийти на помощь, даже пожертвовав своей безопасностью. Поэтому каждый мечтает иметь такого друга.

— У Дины можно поучиться смелости, доброте, предусмотрительности.

Учитель: Что хотел сказать писатель, повествуя о дружбе Дины и Жилина?

— Л. Толстой хотел сказать, что для дружбы неважна национальность и вера. Все люди способны жить в мире и должны к этому стремиться.

Учитель: Как протекает ежедневная жизнь в татарской деревне? Какими рисует горцев?

— Жизнь горцев практически ничем не отличается от жизни в России: женщины готовят, стирают, ухаживают за скотом, а дети им помогают и так же, как все дети на свете, любят играть.

— Как и все люди на земле, горцы разные: добрые и злые, весёлые и трагически одинокие.

— Жилина уважали за умелые руки, за то, что не дал себя запугать, когда потребовали выкуп: настоял на своём.

— Отношение горцев к пленникам сильно изменилось, когда в ауле погибло несколько мужчин в битве с русскими. Война не располагает к проявлению добрых чувств к людям.

— Мне жалко старика, потому что он очень несчастен: война отняла у него всех сыновей!

V. Закрепление литературоведческих понятий.

Система образов в рассказе (слайд презентации)

— Я думаю, что писатель хотел, чтобы читатели поняли: все люди могли бы жить в дружбе, но им мешает война.

— Людей разных национальностей объединяет труд: в татарской деревне выполняют такую же работу, как и в любой русской.

— Толстой помогает нам понять, что всюду ценят людей смелых, отважных, с умелыми руками.

VI. Этап осмысления. (Работа с презентацией)

Вот какие непростые вопросы ставит перед читателями писатель.

Проблемные вопросы к рассказу:

Как необходимо относиться к людям другой национальности? Что мешает людям жить в мире и дружбе? Что роднит всех людей, помогая преодолевать национальную вражду? Возможна ли дружба людей разных национальностей? Каковы основные идеи рассказа?

VII. Этап рефлексии.

Учитель: Какие идеи рассказа обязательно должны найти отражение в ваших сочинениях?

— Жизнь каждого человека зависит от его характера и того выбора, который он делает самостоятельно. Нужно с детства формировать в себе характер, чтобы не стать таким, как Костылин.

— помогает нам понять, что лучше дружить, чем враждовать.

— Чтобы дружить, не обязательно быть одной веры и национальности. Дружить могут абсолютно разные люди, если у них есть общие интересы.

— Война делает людей врагами, мешает нормальной мирной жизни.

— Война превращает людей в злых и жестоких. Делает всех несчастными.

VIII. Домашнее задание:

Написать сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?

В стилистике русского языка выделяется три типа текстов:

Какой тип текста вы будете использовать при написании сочинения?

В своих сочинениях вы можете использовать следующие речевые клише: (метод незаконченных предложений, слайд резентации)

            Я согласен с тем, что… Мне близка мысль… Я научился… Я понял, что… Я думаю, что … Мне особенно понравилось… Я задумался о том, как …

Источник

Подготовка к сочинению по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

специалист в области арт-терапии

Конспект урока литературы 5 класс

Тема: «Подготовка к сочинению по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Цели урока: обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», развивать навыки характеристики героев;

продолжить работу над развитием речи учащихся;

— развивать умение свободно ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы, подтверждая свое мнение эпизодами из рассказа;

— учить работать со справочной литературой ( словарями);

— учить анализировать художественное произведение.

— воспитывать в детях чувства толерантности, товарищества, взаимопомощи, отзывчивости, верности дружбе;

— воспитывать умение работать в группе, уважать мнение товарищей;

— прививать интерес к чтению.

— развивать устную речь учащихся, учить их свободно, последовательно и связно излагать свои мысли;

— развивать внимание, память, творческое воображение учащихся, пополнять их словарный запас.

Орг.момент. Актуализация знаний, умений учащихся

Сформулируйте тему рассказа «Кавказский пленник».

— служил на Кавказе, “невелик ростом, а удал, имеет лошадь охотницкую (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил)”

-“ на всякое рукоделье мастер был”.

-служил на Кавказе, офицер, “мужчина грузный, толстый”.

-“товарищ смирный”, “ он написал письмо домой, пять тысяч монет пришлют”.

-подросток, худенький, лет тринадцати, глаза черные, светлый. в рубахе длинной, синей, с широкими рукавами и без пояса.

-“На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками, на шее монисто, все из русских полтинников”.

(Жилин, Костылин, Дина)

Молодцы, вы хорошо знаете героев рассказа.

Вспомните, какие события лежат в основе сюжета произведения?

Обратите внимание на формулировку темы сегодняшнего урока. Что должно явиться результатом нашей деятельности» (творческая работа- сочинение).

Вспомните, из скольких частей традиционно состоит сочинение? ( Вступление, основная часть, заключение)

К какому типу речи отнесем ваши сочинения? ( рассуждение) Почему?

Определите круг проблем, над которыми автор заставляет задуматься своих читателей.(ответы учащихся)

Остановимся более подробно на трех из них:

3. Работа по теме урока (в группах).

Далее вы будете работать в группах. (Каждая группа получит по одному проблемному вопросу, поднятому в рассказе «Ка»вказский пленник (дружба, вражда трусость). Задания по этому вопросу обсуждаются всеми участниками группы. На обсуждение отводится 2-3 минуты. Результат вашей совместной работы необходимо записать в тетради. Затем один учащийся даёт монологический ответ на свой вопрос. Принимаются дополнения от участников других групп).

Задание № 1. Сформулируйте значение этих слов в 2-3 предложениях. Можно использовать в качестве помощника толковый словарь (1 словарь на каждую группу)

Обсуждение в группах, ответы учащихся.

В какой части сочинения мы можем использовать этот материал?

Задание № 2.Придумайте предложение- «мостик», которое могло бы связать вступление с основной частью сочинения.

Обсуждение в группах, ответы учащихся.

Зачем нужна эта фраза?(Для того, чтобы об определения проблемы перейти к конкретному произведению Л.Н.Толстого)

Задание № 3. Найдите и перечислите те эпизоды, в которых автор поднимает обозначенные нами проблемы.

Обсуждение в группах, ответы учащихся.

Например, тема дружбы раскрывается Л.Н.Толстым во взаимоотношениях русского офицера Жилина и горской девочки Дины. Дина покармливает пленника, пытается сбить замок с колодки, помогает Жилину бежать.

Проблема вражды: взаимоотнощения Жилина и Абдул-Мурата, условия содержания пленников, история старика, жившего под горой.

Трусость: в образе Костылина. Его поведение по дороге из крепости, поведение в плену, вовремя первого (неудачного) побега.

О чем напишем в заключении?

Свое мнение по проблемному вопросу, отношение к герою. Вывод (Зачем была рассказана Л.Н.Толстым эта история).

Например, Рассказ учит тому, что….дружба возможна между людьми разной национальности…. вражда между народами опасна, кровопролитна, бессмысленна….в трусости проявляется слабость характера.

Обобщение. Составление синквейна

Помогает, спасает, возвышает.

Нельзя жить без дружбы.

Убивает, разрушает, разлучает.

Унижает, оскорбляет, позорит.

Трусость не красит человека.

Выставление отметок. Домашнее задание (написать сочинение)

a loader

Номер материала: ДБ-436205

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

0d22 00076021 c6308281

Минздрав разрешит исследования «Спутника V» на детях с 12 лет

Время чтения: 1 минута

1383 00076682 a4de63bd

Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

0158 000767df f3ec50b8

Раннее начало пар негативно сказывается на успеваемости студентов

Время чтения: 2 минуты

1198 00076497 cfe65966

Каждый третий школьник отстает в учебе

Время чтения: 3 минуты

1301 00075278 31acf5aa

Около 680 тысяч выпускников сдадут ЕГЭ по русскому языку 3 и 4 июня

Время чтения: 2 минуты

1304 0007527b c33a9102

Аккредитация российских вузов станет бессрочной с 1 марта 2022 года

Время чтения: 2 минуты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тема: Р/р. Классное сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»

Цели:

Образовательные: обобщение и систематизация полученных знаний; формирование умений выделять главное в тексте; обучение сравнительному и сопоставительному анализу персонажей; обучение умению отбирать текстовый материал для работы над сочинением.

Развивающие: формирование интереса к учебно-исследовательской деятельности.Воспитательные: формирование нравственно-эстетических представлений учащихся о понятиях «совесть», «мужество», «отзывчивость», «эгоизм», «сила воли» и др.; воспитание толерантности и гуманистического мировоззрения.

Планируемые результаты изучения темы:

Личностные: формирование собственного отношения к героям рассказа Л.Н.Толстого, их оценка, понимание авторской позиции и своего отношения к ней.

Метапредметные:

-Познавательные: воспитание думающего не равнодушного человека и читателя; формирование умения анализировать, оценивать прочитанное.

Регулятивные: выполнение заданий в соответствии с поставленной задачей.

-Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; строить монологическое высказывание, уважать мнение оппонентов; формирование умений работать в микрогруппе.

Предметные:

 выявление заложенных в рассказе «Кавказский пленник» непреходящих нравственных ценностей; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; развитие умения выразить свои мысли, оценить поступок героя; создавать письменные монологические высказывания, умение вести диалог.

План урока. 

1 Оргмомент                                             

2.Сообщение учителем темы урока:

-Сегодня  мы с вами будем готовиться к написанию сочинения по прочитанному произведению. Запишем название темы в тетради: «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник?»

3.Целеполагание.

-Дети, подумайте, какой может  быть цель нашего урока? ( Разобраться в теме сочинения, понять, о чем писать и как писать).

Что такое сочинение?(Сочинение – изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.)

Учитель записывает на доске вопросы: «О чем писать? Как писать?»

4.Актуализация ранее полученных знаний.

-Давайте вспомним, что такое «тема»?

-А что мы называем «композицией»?

-Из скольких частей должно состоять сочинение?

5. Подготовка к написанию сочинению.

– Работа над названием темы.

 -Найдите ключевые слова в названии темы вашей творческой работы. (над чем заставил задуматься)

-Попробуем  ответить кратко на этот вопрос. На доске записано начало предложения, продолжите его.

Дети отвечают на поставленный вопрос, учитель дописывает : «Рассказ Л.Н.Толстого заставил меня задуматься над проблемой (чего?)…

1 дружбы, 2вражды, 3 трусости, 4 отваги, 5 свободы, 6 трудолюбия,7 силы воли и

8 бесхарактерности.

Работа над вступлением к сочинению. Практикум.

-А как вы понимаете значение этих слов? Выскажите свое мнение в двух – трех предложениях. Записать от всей группы. (Учитель дает рекомендации в том, что созданный ими мини-текст может состоять из предложений разных по цели высказывания.)

Выступления учащихся. Защита работ.(От каждой группы выступает один ученик.  Учитель  делает необходимые  поправки)

-Как  вы думаете, в какой части сочинения можно использовать этот материал? Да, конечно, во вступлении.

-Работа над основной частью сочинения. Практикум. Осмысление текста.

-Придумайте предложение – «мостик», которое свяжет вступление с основной частью сочинения. Подсказку  можно найти в теме сочинения.  ( Обсуждаются  предложенные  варианты.  Один из них : »Вот и в рассказе Л.Н.Толстого говорится( повествуется о…)»

-Давайте  найдем в тексте и озаглавим те эпизоды, в которых автор поднимает обозначенные нами проблемы. ( Дети работают в  своих группах, готовят  материал  для выступления.)

-Выступления учащихся. Защита работ.

Ученики, работающие над понятием, что такое дружба, выделили следующие эпизоды: Дина подкармливает Жилина, пытается сбить  замок с колодки, помогает сбежать из плена.

 У группы, выбравшей слово «вражда», подобран материал, раскрывающий отношения  Жилина и  Абдул -Мурата,  эпизод, повествующий об  истории старика, жившего под горой.

Третья группа назовет эпизоды, о поведении Костылина по дороге из крепости, о его поведении в плену.

4-Жилина схватили по пути домой, сцена приказа писать письмо, Жилин выведывает путь домой

5- Жилина схватили пути домой, упорство в сценах первого и второго побега,

6- Жилин мастерит в плену,

7 – Сцены побега, сцены подготовки к побегу

8 – Костылин в плену, Костылин бежит под влиянием Жилина.

-Работа над заключительной частью  в сочинении. Практикум.

-Ребята,  а каково ваше мнение о поступках этих героев? Ответьте письменно на  этот вопрос.

-Выступления учащихся по группам. (Учитель направляет мысль детей в нужное русло).

6.Выводы, достижения, цели. Беседа.

-Зачем была рассказана Л.Н.Толстым эта история? Что вы почерпнули для себя, изучив это произведение и готовясь сегодня к сочинению?

 (Рассказ учит тому, что дружба возможна между людьми разных национальностей, что в трусости проявляется слабость характера, что вражда между народами опасна).

– В чем вы видите эту опасность?

Творческое задание. Дополните по одному слову от каждого человека не повторять  –сущ, прилаг, глагол 1 человек от группы у доски: «Дружба», «Вражда», «Трусость». (Дети работают в группах)

Дружба Верная, крепкая. Помогает, спасает, возвышает. Без дружбы жить нельзя. Выручка.

Вражда. Страшная, черная. Убивает, разрушает, разлучает.Вражде – нет, миру – да.Ненависть.

Трусость. Некрасивая, жалкая.Унижает, оскорбляет, позорит.Трусость не красит человека.Подлость.

Требования, предъявляемые к школьному сочинению. 

Оцениваются:   1) содержание

                         2) оформление

                         3) фактический материал, его точность, знание текста

  Требования к содержанию:     

1) раскрыта ли тема

2) глубина и полнота раскрытия темы

3) есть ли в сочинении главная, связующая мысль, раскрытию которой подчинен анализ привлеченного материала.

7.Рефлексия.

-Оцените работу всего класса на уроке. Решили ли вы поставленные задачи?

-Чьи выступления понравились больше  всего и почему?

-Поставьте оценки себе сами.